Имеет ли сотрудник дпс останавливать без причины. Если ваш автомобиль остановил сотрудник дпс. Как должен останавливать ТС, какие документы предъявляет инспектор

В данной серии статей мы дадим советы автовладельцам как правильно действовать и общаться во время встреч с инспектором ГИБДД. Ситуации будем разбирать по ходу событий на дороге и начнем с остановки автомобиля поднятым жезлом блюстителя закона. По тексту будут даваться ссылки на правовые и нормативные документы Российской Федерации, для того чтобы текст имел законную основу и еще больше юридически подковал водителей.

Сигнал для остановки

Итак, самая распространенная ситуация. Вы спокойно едете на своем авто, и вдруг взмахом руки сотрудник органов автоинспекции просит вас притормозить и остановиться. В таком случае необходимо, убедившись, что вы не помешаете остальным участником дорожного движения, включить правый сигнал поворота и приступить к парковке на обочине или у края дорожной полосы. Будьте внимательны во время маневра, за вами пристально наблюдает оборудованный свистком и жезлом человек, который может выписать дополнительный штраф за неправильную парковку.

  • п. 22*. Сигналы сотрудника участникам дорожного движения должны подаваться четко и быть понятны для участников дорожного движения.
  • п. 64*. Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем), направленной на транспортное средство.
  • При этом для привлечения внимания участников дорожного движения могут использоваться дополнительный сигнал свистком, специальные световые и (или) звуковые сигналы.
  • п. 65*. При подаче сигналов об остановке должно быть указано место остановки транспортного средства.

Место для остановки

После остановки вы можете, но не обязаны, выйти из машины и подойти к инспектору, а можете и подъехать задним ходом, если это не противоречит ПДД. Вас отделяет примерно 10 - 20 метров и сотрудник ГИБДД должен подойти к вашему авто сам.

  • п. 67*. Остановив транспортное средство, сотрудник должен без промедления подойти к водителю…

Говоря про место для остановки, то вы можете продолжить путь до безопасного места, чтобы выполнить остановку по требованию инспектора. Это расстояние может быть различным. Если этого не сделать, то нерадивый гаишник обязательно выпишет штраф за неправильную парковку, а его претензии «почему вы отъехали так далеко» или «вы не остановились по моему требованию» объясняйте очень просто «там нельзя было останавливаться, согласно ПДД».

  • п. 66*. Не допускается останавливать транспортные средства на участках дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления…

Не забывайте об аварийных стоп-сигналах. Включайте их, когда сомневаетесь в правильности своих маневров, это дополнительно обезопасит вас от действий сотрудника ГИБДД.

Причина остановки

Основаниями для остановки транспортного средства сотрудником ГИБДД может быть несколько. Но они должны четко формулироваться инспектором для разъяснения водителю причины.

  • п. 63*. Основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются:
  • установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;
  • наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
  • необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
  • необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
  • выполнение распорядительно-регулировочных действий;
  • необходимость использования транспортного средства (абзац 5 пункта 4 настоящего Административного регламента);
  • необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
  • проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
  • проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

Под данные пункты может попадать абсолютно все. Но вы должны услышать четко сформулированную причину. Если такого не последовало, можете распрощаться с инспектором пожелав удачи и спросив разрешения на продолжение пути.

  • Порядок задержания транспортных средств определен в статье 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме этого, задержание транспортных средств может производится в порядке, определенном статьей 11 Закона Российской Федерации «О милиции». В соответствии с Административным регламентом (утвержден приказом МВД России от 02.03.2009 г. № 185) сроки исполнения сотрудниками ГИБДД административных процедур (действий), в том числе и задержание транспортных средств, должны быть минимально необходимыми для их осуществления исходя из конкретной обстановки. Действия сотрудников, влекущие необоснованное увеличение времени исполнения административных процедур (действий) в отношении участников дорожного движения, обжалуются в досудебном (руководителям соответствующих строевых подразделений Госавтоинспекции, в вышестоящие органы управления Госавтоинспекции) и судебном порядке

К вам подошел инспектор

Когда начинается диалог между органом власти и гражданином, второй находится, заранее, в проигрышной ситуации. Для этого обзаведитесь некоторыми предметами, которые помогут вам. В первую очередь, включите камеру на сотовом телефоне, видеорегистратор на автомобиле, диктофон. Любое средство записи.


Не поддавайтесь панике, ни к чему хорошему это не приведет. Соберитесь с духом и готовьтесь к общению с инспектором. Будьте вежливы и обращайтесь к нему по званию «товарищ лейтенант», к молодым сотрудником можно применить «начальник», но крайне осторожно. Улыбайтесь и будьте спокойны.

Приготовьте ручку, блокнот, куда необходимо будет записывать любые данные, ФИО инспектора, номер на знаке инспектора, его звание и отделение ГИБДД, к которому он приписан. Сотрудник ГИБДД обязан представиться, сообщить все свои данные. На груди инспектора должен наблюдаться специальный жетон, и любые его отмазки - "Отломалась булавка, на которой он крепится" - не должны вас смущать. Требуйте его предоставить. Такая скрупулезность необходима для того, чтобы инспектор понял, что вы юридически грамотны и записали его данные. Теперь он будет гораздо более сдержан и вежлив. Далее, попросите гаишника предоставить вам его удостоверение. Он не обязан давать его водителю в руки, но развернуть должен.

Вот уже несколько лет действует . Этот документ утверждает Регламент работы сотрудников ГИБДД и разъясняет, каким образом должен вести себя инспектор ГИБДД с водителями (и прочими участниками дорожного движения), какие права и какие обязанности он имеет. В том числе приказ 185 содержит причины остановки транспортного средства сотрудниками ДПС.

Рассмотрим подробнее, в каких случаях инспектор может остановить водителя, какие требования он вправе предъявить, и как вести себя с сотрудником ГИБДД.

Причины остановки транспортного средства сотрудниками ДПС могут быть самыми разнообразными. Наиболее часто автомобили останавливают за нарушение ПДД, не горящие в темное время суток фары (и напоминают, что нужно их включить), при подозрении в том, что водитель управляет ТС в нетрезвом состоянии, а также для проверки документов.

Кроме этого, причиной остановки автомобиля может стать наличие каких-либо данных о том, что водитель или пассажиры имеют причастность к совершению ДТП, административного правонарушения или преступления или же данных о неправомерном использовании ТС, приказ руководителя о проверке транспортных средств или грузов, и т.д.

Игнорировать требование инспектора об остановке вашего автомобиля не стоит, произвести задержание. Однако, согласно новому Регламенту, останавливать ваше ТС в местах, где запрещена остановка, инспектор не может. Исключение составляют лишь два случая: необходимость пресечения преступления и остановка ТС патрульной машиной с включенными световыми сигналами.

Итак, инспектор ДПС сделал вам знак остановиться, подошел к вашему автомобилю со стороны водителя (в некоторых случаях ему разрешается подходить и со стороны пассажира) и представился (назвал должность, звание и фамилию). Затем он должен кратко сообщить водителю причину остановки, а, соответственно, останавливать вас без причины (например, потому, что ему скучно на дежурстве) он не имеет права.

В том случае, если у вас возникли какие-либо сомнения в том, является ли в действительности остановивший вас инспектор сотрудником ГИБДД (а такое иногда случается, в особенности на загородных трассах), вы имеете право попросить его показать вам служебное удостоверение (он обязан показать вам его, не выпуская из своих рук).

Кроме этого, необходимо иметь в виду и то, что , началом исполнения функции сотрудника ГИБДД является приказ (решение) руководителя, а в случае его отсутствия все действия инспектора являются незаконными.

А значит, вы, имея какие-либо подозрения в законности действий инспектора, можете потребовать у него телефон ответственного или дежурного сотрудника ГИБДД, позвонить ему, и убедиться, что распоряжение о патрулировании данного участка действительно было дано (или его не было, а значит инспектор (совершенно незаконно) действует по собственной инициативе).

Советуем скачать, распечатать и положить в бардачок своего автомобиля список региональных телефонов дежурных частей ГИБДД и телефонов доверия по вопросам нарушения законности сотрудниками — .

Эта информация выручила уже многих водителей автомобилей!

Даже если сотрудник ДПС остановил вас на вполне законных основаниях, выходить из машины нужно лишь в случаях, перечисленных в пункте 70 Регламента . К таким случаям относятся:

  • необходимость устранения какой-либо технической неисправности,
  • наличие у вас признаков опьянения,
  • проведение сверки номеров агрегатов ТС или необходимость осмотра автомобиля (вы можете отказаться показывать свое ТС, тогда осмотр будет производиться в присутствии понятых),
  • осуществление процессуальных действий (то есть заполнение документов, бланков)
  • некоторые другие случаи.

Даже если вы вышли из своего автомобиля, в машину сотрудника ГИБДД садиться нужно лишь тогда, когда требуется заполнение документов.

Теперь остановимся подробнее на случае, когда водителя подозревают в управлении ТС в нетрезвом виде (а поводом для подобного подозрения могут служить запах изо рта, неадекватное поведение, нарушение речи и т.д.). Как известно, при этом проводится освидетельствование водителя на состояние опьянения.

Согласно Регламенту, проводиться оно может лишь при двух понятых (или при ведении видеозаписи процесса освидетельствования — уже внесены соответствующие ), либо на месте остановки, либо, если у сотрудника ГИБДД нет алкотестера, на ближайшем посту ДПС.

Если вы (или инспектор) не согласны с результатами замера или вы отказались «дыхнуть», вас отправят на мед.освидетельствование в ближайшее медицинское учреждение. В том случае, если там установят, что вы абсолютно трезвы, инспектор будет обязан отвезти вас обратно к вашей машине.

Вы имеете право при общении с сотрудником ГИБДД использовать видео- и аудиозапись. Однако, будьте готовы к тому, что и инспектор ГИБДД также имеет аналогичное право и может использовать данные материалы для доказательства ваших неправомерных действий.

Приказом № 185 было введено и еще одно новшество. В настоящее время могут вас остановить только в том случае, если контроль за дорогой осуществляется ими на служебных автомобилях с цветографической схемой и «мигалками».

И хотя автомобили скрытого патрулирования могут не иметь специальной окраски, останавливать на трассе транспортные средства они не имеют права, и вы можете спокойно ехать дальше. Кроме этого, согласно Регламенту, при задержании вашего транспортного средства на трассе (например, было обнаружено, что у вас истек срок доверенности на управление ТС), сотрудник ГИБДД обязан помочь вам добраться до ближайшего города или села.

Ко всему вышеперечисленному остается добавить еще лишь несколько слов. При общении с инспектором будьте спокойны и вежливы, не позволяйте на себя давить и не давайте запугать. Не стоит соглашаться со всем, что скажет сотрудник ГИБДД.

Не бойтесь отстаивать свою правоту, ведь зачастую, инспектор не начинает составлять протокол до тех пор, пока водитель не признает свою вину, а значит, соглашаясь с ним, вы сами выписываете себе штраф.

Спорьте до последнего (если конечно ваша вина не очевидна), уверено оперируйте теми или иными понятиями из ПДД (даже если вы не помните ПДД наизусть, поскольку инспектора их тоже наизусть не помнят). Помните, что у вас есть права, однако, не забывайте и о том, что они есть и у инспектора ГИБДД, а поэтому, никогда не перегибайте палку.

Видео — обязанности инспектора ГИБДД:

Может заинтересовать:


Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля


Как быстро избавиться от царапин на кузове авто


Выбор полезных принадлежностей для автовладельцев


Товары для авто сравнить по цене и качеству >>>

Похожие статьи

Комментарии к статье:

    @Михаил,
    если Вы «исправите ошибку» сразу, то санкций не должно быть, т.к. стоянкой считается более 5 минут.

    костя

    остановил гаец без машины,но в форме и сказал что я проехал по дороге с односторонним движением савсем в противоположную сторону и показал мне знак,который был за густыми ветками деревьев.сказал: или пол года без прав или 5 рублей закинуть ему,я закинул,на работу опаздывал)

    Павел

    Патрульная машина ДПС в черте города прячется за деревьями в проулке, инспектора останавливают водителей и штрафуют за привышение скорости, при этом машину ДПС с контролируемой проезжей части не видно с расстояния 50 м. из-за деревьев. Правомерны ли их действия и как с ними общаться (на что ссылаться) при остановке? Спасибо.

    Павел,
    не нарушайте ПДД и практически не будет причин Вас останавливать!
    Кроме того, ознакомьтесь с 185 приказом — одним из основных документов, регламентирующих общение сотрудников ГИБДД с водителями.

    Алексей

    Доброго. Подскажите как сейчас обстоят дела с медосвидетельствованием. Могу я не дышать в непонятные приборы, а потребовать сразу выписать постановление о направлении на освидетельствование в лицензированное медучереждение? Спс.

    Хасбулат

    Подскажите пожалуйста, маленькая будта является стационарным постом, и как должен выглядить стационарный пост!

    Евгений

    здравствуйте!
    Постоянно останавливают, типа проверка документов, предъявляешь, сразу, пойдемтека пробьем по штрафам, а там и алкотест, и не приятные вопросы о употреблении наркотиков, при чем все это в грубой форме…
    Вопрос: если остановили, а причин нет, в плоть до всяких операций, могу я сообщить о данной нарушении регламента? Ели да, то куда и накажут ли сотрудника за это?
    И так же как и Алексея, интересует, могу ли настоять на освидетельствование в медучереждении, а не в машине ДПС?

    Евгений,
    да, можете.
    Звонить можно в дежурную часть или по телефону доверия ГИБДД (лучше заранее их записать на случай таких ситуаций).

    Владимир

    Только сегодня утром — остановил инспектор ДПС без причины для проверки документов. Личный номер 50-5517 (или 50-55117) Домодедовский район. Машина ДПС стояла на съезде с эстакады — правомерно? Инспектор ДПС не представился. Звание капитан. Возраст 40-45 лет. На мой вопрос — с какой целью проводится проверка? Ответил в грубой форме: «Не Ваше дело!». Документы вернул. С моей стороны второй вопрос: «Почему инспектор не остановил впереди идущий автомобиль без габаритных огней и ближнего света?». Ответ инспектора: «Там была женщина!». А в моей машине сидели дети, которых вез в школу в Москву. Реплика инспектора:» Вы будете мне указывать как работать?». На том и расстались. Хамство, грубость. Отсутствие культуры и воспитания. Неужели такие инспекторы и дальше будут работать и успешно проходить очередную аттестацию? Куда обратиться с жалобой на действия и поведения инспектора ДПС — личный номер 50-5517 (или 50-55117 — Домодедовский городской округ МО)?
    Спасибо.
    С уважением,
    Владимир

    Владимир,
    на сайте gibdd.ru (в правой колонке сверху) можно найти все контактные телефоны (в том числе и телефоны доверия по вопросам нарушения законности сотрудниками) нужного Вам округа, там же можно оставить свое обращение онлайн, нажав кнопку «прием обращений» в разделе онлайн-сервисы ГИБДД.

    Глеб

    Здравствуйте! В моем поселке гаишники часто останавливают меня без причины, у нас мероприятие тарам пам пам, предоставьте документы. Как быть в такой ситуации?

    Глеб,
    1. Сотрудники ГИБДД могут проводить соответствующие мероприятия — в данном случае проще и быстрее предоставить документы для проверки. Как показывает практика, это занимает минимум времени.
    2. Если же Вы считаете (и у Вас есть для этого весомые аргументы), что остановившие Вас инспекторы ГИБДД что-либо нарушают — то можете позвонить в службу собственной безопасности ГИБДД или подать соответствующую жалобу на неправомерные действия сотрудников (пояснив ситуацию и желательно предоставить соответствующие доказательства — видеозапись и т.д.).

    Марина

    Здравствуйте. Недавно меня остановили на загородной дороге (по выходным дням проводят рейды по отлову пьяных за рулем). У меня машина учебная. Проверил документы, спросил почему в св. о рег. нет отметки об этом. Сказал, что бы я позвонила знакомому гаишнику если есть такие, типа что бы меня отмазали. Странное поведение. Потом я вычитала в инете, что за это нарушение предупреждение или штраф 500 р. Как поступать в подобных случаях далее?

    дмитрий

    Здравствуйте. в мае прошлого года в Москве ночью из меня *сделали пьяного*. Ехал с 3 свидетелями. Ранее давно еще был лишен за пьянку что признал в суде и получил минимальное наказание по соответствующей статье. Сейчас ехал трезвый — остановили ночью просто так. Показал документы. С фразой *вы ранее были лишены прав за нетрезвое вождение — продышитесь*. дал мне прибор — я продышался. ничего не показало. инспектор ушел в машину и выдал мне протокол об отказе от медосвидетельствования. Я отказа не давал мне никто ничего не предлагал. потом когда поехал смотреть материалы — выяснлись что там стоит подписи двух понятых хотя там кроме меня моих друзей и двух инспекторов ВООБЩЕ никого не было. Просил в мировом судье вызвать их в качестве свидетелей. высылали им повестки, судья лично при всех звонила. Инспектор на суде путался в показаниях. И несмотря на все это на основании что *ранее у вас был прицедент с алкоголем за рулем* меня лишили прав на 1 год 9 месяцев. В районном суде и мосгорсуде — мои жалобы даже не читали. отписка одна — то что вы были пьяны доказывает слова инспектора + наличие ранее схожего нарушения. Отдал кучу денег и потратил много времени для восстановления справедливости. Получается допустим буду я еще год пешим — сяду за руль и меня снова кто нибудь просто так сделает пьяным и я вовсе в тюрьму сяду? не знаю есть ли смысл обращатсья в верховный — думаю ответ будет такой же. работал с 2 автоюристами жалобы составляли по разному но итог один — *рецидив преступления*. Подскажите есть ли способ ездить без прав? Хочется это делать из принципа.

    Дмитрий,
    1. А почему показания ваших пассажиров (свидетелей) нигде не фигурируют?
    2. Ездить без водительского удостоверения однозначно не стоит — это создавать для себя серьезные проблемы.

    Сергей

    Вот вы пишите…если меня смущают правомерность инспектора ДПС,то лучше иметь заранее телефон доверия или дежурной части…..если в друг по какой то причине инспектор не дает мне номер….Вопрос: Я сам с Пермского края, еду с семьей на море, и на учаске трасса М-4 ДОН регулярно сталкиваюсь с хамством сотрудников….где мне взять тел. доверия???Если из своей машины не выходя я не могу рассмотреть и тел. деж. части и тем более тел. доверия….Спасибо.

    Сергей,
    если Вы собираетесь в поездку и в пути следования у Вас не будет доступа к сети Интернет, то можете заранее выписать телефоны дежурной части и телефоны доверия тех регионов, через который будет лежать Ваш маршрут. Сделать это можно на сайте ГИБДД: в правом верхнем углу нажать «другой регион» и выбрать нужные Вам (см. скриншот).

    дмитрий

    Здравствуйте! На загородном шоссе я ехал на самосвале Камаз (борта нарощены из металла по козырек не нарушая разрешенных габаритов) догнали сотрудники ДПС и остановили. Попросили пройти в служебный автомобиль для составления протокола об изменении конструкции ТС нарощеные борта кустарным способом. Выписали штраф п.1 ст.12.5 500 рублей и предписание если в десятидневный срок не «срежу «нашивки на борта в автоматическом режиме приостановят учет ТС. Подскажите правомерны действия инспекторов и можно ли наращивать борта на самосвале не нарушая габариты. Спасибо.

    Дмитрий,
    у Вас есть документы, подтверждающие, что данная модель автомобиля Камаз может иметь высоту бортов как у Вас?

    Георгий

    Добрый день, работаю на строительстве крупного завода, выезд осуществляется через КПП по пропускам, у завода есть служба контролирующая технику на территории (служба БДД), но сегодня появился экипаж ГИБДД останавливает автотранспорт и проверяют документы (путевой лист, отметку о прохождении предрейсового осмотра). Имеют ли право останавливать на дорогах не общего пользования.

  • Сергей

    Здраствуйте, такой вопрос: допустим известно что сотрудники остановили машину без оснований, водитель отказался проходить мед экспертизу и дуть в трубочку. Может ли суд на основе того, что задержание ТС и и привлечение водителя по сути изначально было не правомерным(допустим доказано) вынести решение в пользу подсудимого? существуют такие случаи вообще в практике или все так нет?

Основной обязанностью сотрудников ГИБДД является обеспечение порядка на дороге и наказание тех участников дорожного движения, которые этот порядок нарушают. В связи с этим дорожный инспектор вправе останавливать водителей для проверки их документов или при подозрении, что они нарушают Правила дорожного движения. В случае неподчинения сотруднику ГИБДД в этом требовании водитель может быть наказан. Возможные меры и основания для их применения стоит рассмотреть более подробно.

Не остановился по требованию сотрудника ГИБДД

Меры наказания для водителя, который не остановился по требованию сотрудника ГИБДД, зависят от ситуации. Если игнорирование требований автоинспектора произошло ненамеренно (например, водитель не заметил сигнала или не мог остановиться по объективным причинам), чаще всего его ожидает только штраф .

Останавливать водителя имеет право не только инспектор ГИБДД, но и обычный полицейский и некоторые другие обозначенные в законе представители власти. Важным условием при этом является то, что они должны находиться при исполнении своих служебных обязанностей.

Размер штрафа также зависит от конкретного вида нарушения, а именно:

1. От 500 до 800 руб . Такой размер штрафа будет наложен на водителя, если он не остановится по требованию следующих лиц:

  • сотрудника полиции;
  • должностного лица федерального органа исполнительной власти, которое выполняет функции по осуществлению контроля и надзора в сфере транспорта (то есть сотрудника ГИБДД).

Данное наказание установлено ч. 2 ст. 12.25 Кодекса об административных нарушениях .

2. От 500 до 1000 руб . Этот штраф будет наложен в случае неподчинения:

  • сотруднику полиции;
  • военнослужащему;
  • сотруднику органов уголовно-исполнительной системы.

В этом случае, кроме штрафа, к нарушителю могут применить наказание в виде административного ареста на срок до 15 суток. Это установлено ч. 1 ст. 19.3 Кодекса об административных нарушениях.

Кроме угрозы наложения штрафа, автоинспектор имеет право преследовать водителя, который не остановился после специального сигнала и пытается скрыться, а также передавать данные о нем на другие посты ДПС. Принудительная остановка нарушителя может осуществляться такими способами:

  • использование специально предназначенных для этих целей средств;
  • применение огнестрельного оружия;
  • заслон проезжей части патрульными или грузовыми машинами;
  • введение временного ограничения или полного запрета движения на отдельных участках дороги.

Что касается огнестрельного оружия, то в ряде ситуаций сотрудник ГИБДД имеет право применять его, стреляя по покрышкам автомобиля нарушителя. Это может привести как к нанесению ущерба самому ТС, так и к возникновению угрозы для жизни водителя. Поэтому штраф является далеко не самым неприятным последствием неподчинения требованиям автоинспектора.

Когда отказ от остановки может быть обоснован

Неподчинение требованиям инспектора и отказ от остановки в некоторых случаях может быть вполне оправдан некоторыми внешними обстоятельствами. Вот пример нескольких ситуаций, при которых не стоит останавливаться даже после знака автоинспектора:

  1. Немедленная остановка по сигналу, поданному инспектором, может повлечь за собой опасность возникновения аварийной ситуации или нарушение Правил дорожного движения. Еще одним вариантом может быть ситуация, когда сигнал был подан слишком поздно или водитель вовремя не заметил его. В этом случае лучше не останавливаться и продолжить движение для ближайшего места, где остановка уже будет законодательно разрешена. После этого можно вернуться на пост автоинспектора и ответить на его вопросы. В такой ситуации водитель может даже избежать штрафа, если приведет объективные причины своих действий и обоснует их.
  2. Сигнал об остановке был подан на малоосвещенном участке дороги или лицом, не похожим на инспектора ГИБДД. В этом случае лучше перестраховаться, ведь даже возможное преследование или наложенный штраф не так опасны, как вероятность быть ограбленным мошенником, который выдает себя за автоинспектора.

ВАЖНО! Каждый водитель имеет право требовать от сотрудника ГИБДД предъявления документов, подтверждающих его принадлежность к правоохранительным органам.

Кроме этого, автоинспектор также должен соблюдать определенную процедуру правильного торможения водителя, которая состоит в следующем :

1. Сначала сотрудник ГИБДД должен выделить нужный ему автомобиль одним из таких способов:

  • при помощи громкоговорящего устройства;
  • жестами;
  • при помощи полосатого жезла;
  • с использованием световозвращателя красного цвета.

Помимо этого, автоинспектор также имеет право привлекать внимание участников дорожного движения свистком или другими специальными световыми или звуковыми сигналами.

2. Указать водителю место для остановки.

В случае нарушения сотрудником ГИБДД установленной процедуры торможения водитель имеет законное право не подчиняться ему и продолжать движение. Однако в этом случае ему нужно быть готовым получить постановление на уплату штрафа. В дальнейшем свою правоту придется отстаивать уже в суде, где понадобятся дополнительные доказательства его невиновности.

Во-первых, перед тем, как выяснять, что будет за неостановку по требованию инспектора ДПС, давайте выясним, что обязывает Вас остановиться по первому взмаху жезла блюстителя закона. Здесь всё достаточно просто: по данным, актуальным на 2019 год, есть в ПДД соответствующий пункт - 2.4:

2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам , а грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 контрольных пунктах - также работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Как видим, остановить нас может регулировщик, а регулировщик - это любой сотрудник полиции - это следует из определения соответствующего понятия в п. 1.2 тех же Правил дорожного движения:

"Регулировщик" - лицо, наделённое в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.

Это, кстати, ответ на не менее распространённый вопрос - имеет ли право останавливать автомобиль сотрудник ППС - обычный полицейский. Да, имеет, ведь он является сотрудником полиции (и, конечно же, он также обязан предъявить по первому требованию того, к кому он обращается, своё служебное удостоверение, чтобы, собственно, доказать, что он полицейский.

Итак, мы выяснили, что останавливать нас имеет право любой сотрудник полиции, в том числе инспектор ДПС, который и является полицейским. А вот что будет, если не остановиться по требованию инспектора ДПС? И здесь тоже всё просто: есть два варианта сиюминутного развития событий: либо будет погоня, либо таковой не будет. И первый вариант развития сюжета очень опасен - если у инспектора есть ориентировка на угнанный автомобиль, похожий на Ваш или любая другая ориентировка, то он имеет полное право применять специальные технические средства. Да-да, стрелять, по колёсам, а может и не по колёсам, а может и не попасть по колёсам, а попортить лако-красочное покрытие . При поимке в погоне возможных вариантов становится больше: вообще специальная норма наказания предусматривает совсем нестрогое наказание за неостановку по требованию сотрудника ГИБДД - статья 12.25, часть 2:

Невыполнение законного требования сотрудника полиции или должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, об остановке транспортного средства, влечёт наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей .

Но "по беспределу" может быть что угодно: от притянутой статьи 19.3, части первой, которая за неповиновение законному требованию сотруднику полиции предусматривает как максимальное наказание арест до 15 суток. Но на самом деле статья 19.3 неприменима по той простой причине, что вышеупомянутая 12.25 является более частной, а две статьи за одно нарушение применять нельзя (статья 4.1, часть 5 КоАП). Более того, можно получить за попытку скрыться и по почкам, но это уже совсем другая история, которую нельзя не иметь в виду, предпринимая попытку не остановиться по требованию ИДПС.

В том же случае, если сотрудники ДПС за Вами не погнались, риск быть наказанным за неостановку по требованию полиции вообще становится минимальным. Но скорее всего Вас остановят на ближайшем посту или просто ближайший увидевший Вас экипаж ДПС, и с каждым разом риск погони только увеличивается.

Ну, допустим, Вы не остановились по требованию инспектора и благополучно доехали до дома. В этом случае, скорее всего, остаётся только риск применения статьи 12.25 с 500-800 рублей. Вам на почту придёт предложение явиться в отделение ГИБДД для рассмотрения допущенного Вами нарушения. Реагировать на это предложение или нет - дело добровольное. В случае неявки дело рассмотрят без Вас и вынесут соответствующее постановление, которое также вышлют заказным письмом по почте по месту регистрации.

Но Вы можете ещё и оспорить такое постановление за неостановку по требованию полиции или явиться на разбор в отделение ГИБДД для оспаривания. Дело в том, что есть ещё и регламент, предназначенный для полицейского, который обязывает его соблюдать определённые правила - это Административный регламент МВД , вводимый Приказом №185, в частности, пункт 22 (актуально на 2019 год:

22. Сигналы сотрудника участникам дорожного движения должны подаваться чётко и быть понятными для участников дорожного движения .


Таким образом, если Вы докажете (увы, но презумпция невиновности у нас работает довольно странным образом, поэтому доказывать невиновность здесь приходится водителю), что сигнал сотрудника ДПС Вам был непонятен:

  • Он выбежал для остановки слишком поздно и попросту не успел добежать до дороги, чтобы его увидели.
  • Было непонятно, на какой именно автомобиль указывал инспектор и какой пытался остановить.
  • У Вас имеется запись регистратора или свидетели, которые докажут нерасходящимися показаниями вышеуказанное.
  • Жест остановки был подан с нарушением (выдержка из тех же ПДД: "Требование об остановке транспортного средства подаётся с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство . Водитель должен остановиться в указанном ему месте. ")
  • Дело происходило ночью, жезл инспектора не светился или сам инспектор был одет не в светоотражающую форму.

И тому подобное.

Любой водитель является лицом, принимающим участие в дорожном движении, поэтому закон обязывает его соблюдать специальные правила. Особого внимания заслуживает просьба сотрудника дорожной полиции остановиться. Рассмотрим, во всех ли ситуациях нужно останавливаться, и чем опасна не остановка по требованию инспектора ГИБДД.

Безопасность дорожного перемещения обеспечивает , в котором указаны все обстоятельства остановки водителей. Прежде всего это проверка документов, но торможение производится по требованию сотрудника ГИБДД и в таких ситуациях:

  1. Нарушения ПДД, которые были зафиксированы визуально или при помощи специальных устройств.
  2. У сотрудников есть информация о причастности владельца машины или его пассажиров к каким-либо противоправным деяниям.
  3. Автомобиль объявлен в розыск или используется противоправно.
  4. Необходимость провести опрос свидетелей ДТП.
  5. Если нужны понятые для составления официальной документации.
  6. Торможение используется для регулировки движения.
  7. Полиции требуется транспортное средство для экстренного случая.
  8. Останавливать могут, и если требуется какая-то помощь другим участникам дорожного движения.
  9. При выполнении спецопераций, которые определяются вышестоящими инстанциями.

Если не подчиниться требованиям инспектора, то налагается определенный штраф, сумма которого варьируется от 500 до 800 рублей. Если не будет погони, и водитель в конце концов остановится, удастся избежать более серьезных последствий.

Иные последствия за не остановку ТС

При неподчинении водителю может вменяться неповиновение сотруднику при исполнении.

Если сигнал был пропущен умышленно, то может начаться преследование. В этом случае данные будут передаваться всем постам ДПС. Даже, если первый инспектор не начал преследование, то на втором посту в случае не остановки будут предприняты меры для принудительного торможения транспорта.

В подобной ситуации сотрудники способны прибегнуть к следующим методам остановки автомобиля:

  • применение сигналов света и звука для оповещения нарушителя;
  • применение громкоговорителя;
  • выставление разных заграждений на дороге по направлению движения ТС;
  • использование сигналов регулировщика;
  • расстановка патрульных машин для перекрытия дороги.

Если водитель, так и не остановил машину, то инспектор может использовать огнестрельное оружие. Часто к задержанным после погони водителям применяют силу.

Ситуации, когда не остановка правомерна

Существуют случаи, когда остановку не будут считать неправомерным действием. Так, если торможение происходит без соблюдения регламента, водитель должен запомнить или записать требования, по которым была сделана остановка. Эта информация может в будущем пригодиться для обжалования несправедливо назначенного наказания.

Особых последствий не предусмотрено, если требование инспектора не было замечено из-за выполнения опасного маневра, а также в том случае, если удастся доказать, что сигнал был показан с опозданием, либо приказ об остановке не был подан однозначным движением.

Торможение инспектором будет незаконным, если оно производилось в таких местах:

  • тоннели;
  • мосты;
  • иные места, у которых нельзя останавливаться, согласно ПДД.

В подобных случаях сначала требуется совершить маневр, а уже потом останавливаться на том участке дороги, где это разрешено. Исключение: когда автомобиль останавливают для предотвращения противоправных действий и с целью пресечь преступление.

Подводя краткий итог, можно утверждать с точностью, что не остановка правомерна, когда:

  • сотрудник появился у дороги поздно, и водитель его не увидел;
  • непонятно, на какую машину показал инспектор;
  • жест остановки произведен с нарушениями;
  • в ночное время суток не удалось рассмотреть сотрудника ДПС из-за того, что на нем нет светоотражающей формы, а жезл не светился;
  • форма инспектора не соответствует нормам.

Как избежать штрафа

Если водитель не притормозил на просьбу ГИБДД и было начато преследование, можно воспользоваться такими рекомендациями, чтобы избежать назначения штрафа:

  1. Пояснить, что пришлось делать сложный маневр на дороге и не получилось остановиться в нужном месте.
  2. Сигнал не был замечен, так как подался с опозданием.
  3. Указанный участок запрещен для торможения по требованию ПДД.

Указать допустимо любое законное объяснение, когда не остановка была правомерна.

Бывают и случаи, когда владелец транспорта не пожелал тормозить в мало освещенном месте или в безлюдной местности. Ведь бывало и так, что бандиты тормозят на малолюдных трассах людей с целью ограбления, представляясь при этом как инспектора ДПС. Тогда лучше остановиться на следующем посту ГАИ, чтобы разъяснить ситуацию, скорее всего никакого штрафа назначено не будет.



Просмотров