История геральдики. Геральдика - это что такое? Определение и значение науки. Смотреть что такое "Геральдика" в других словарях

Конспект занятия

по программе «Путешествуем, играя, по Хабаровскому краю»

образовательный блок №2: « Путешествуем по родному краю»

Тема: Геральдика наука о гербах.

Цель занятия: Ознакомить учащихся с особенностями составления гербов и формирования символики края.

Задачи занятия по формированию УУД:

    образовательные: ознакомить учащихся с особенностями составления гербов и формирования символики края;

2) развивающие: продолжить развивать у учащихся умения анализировать, конкретизировать и объективно оценивать окружающую действительность.

3) воспитательные: формирование у учащихся чувства патриотизма к малой родине.

Тип занятия: комбинированное.

Основные понятия: геральдика, герб, символика

Оборудование и материалы: комплект «компьютер+экран+проектор»; презентация к занятию (см. электронное приложение к занятию).

План занятия:

    Организационный момент (3-5 мин.).

    Актуализация знаний (7-10 мин.).

    Объяснение нового материала (15 мин.).

    Динамические паузы (2-3 мин.)

    Закрепление материала (7-10 мин.)

    Рефлексия. Подведение итогов (5 мин.)

Ход занятия

Приветствие учащихся. Сохранность контингента.

Актуализация знаний

Итак, вы являетесь двумя конкурирующими городами.

Что вы будете делать, чтобы отличаться друг от друга?

А кроме названия, что еще будет вас отличать друг от друга?

А что есть у каждого города, района, края, страны?

Правильно, это и будет темой нашего занятия.

Мы придумаем себе названия.

Мы придумаем себе отличительные знаки.

Герб и Флаг.

Объяснение нового материала

Итак, тема нашего занятия «Геральдика» Ребята, кто знает, что такое геральдика ?

Геральдика - специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиция и практика их использования. (Слайд 2)

Прообразы гербов – различные символические изображения, помещаемые на военные доспехи, знамена, перстни и личные вещи – применялись еще в древности. Легендарные герои, и реальные исторические личности, например, цари и полководцы, часто имели личные эмблемы. Так, шлем Александра Македонского украшал морской конь, шлем Ахиллеса – орёл. Щиты также украшались разнообразными эмблемами, например, изображение отсеченной головы Медузы Горгоны.

Считается, что гербы появились в 10 веке. Но выяснить точную дату сложно. Первые гербы, изображенные на печатях, приложенных к документам, относится к 11 в. (Слайд 6)

На слайде показаны фотографии государственной печати Швеции (1436 г.) и печати немецкого города Гамбурга

Для создания гербов в геральдике используется определенный набор цветов, так называемые геральдические цвета .

Учащиеся предлагают свои варианты ответов.

Динамическая пауза

Игра «Крокодил» см. Приложение 1

Учащиеся выполняют задание игры

-Геральдические цвета разделяются на металлы, меха и финифти (эмали и тинктуры). В геральдике используются семь цветов: два металла и пять эмалей. Первоначально было только четыре цвета – красный, синий. Черный и белый, но затем появились дополнительные цвета: зеленый, желтый и пурпурный. Особым типом геральдических цветов являются меха – горностаевый и беличий.

Металлы: металла два, золото и серебро. Там, где золотую или серебряную краски применить нельзя, золото изображается желтым цветом, а серебро белым. Графически золото показывается точками, а серебро не имеет графического эквивалента и обозначается пустым пространством. (Слайд 8)

Червлёнь – (красный) графически изображается вертикальными линиями.

Лазурь – (голубой) графически изображается горизонтальными линиями.

Зелень – (зеленый) графически изображается диагональными линиями геральдически справа.

Пурпур – (пурпурный) графически изображается диагональными линиями геральдически слева.

Чёрнь – (чёрный) графически изображается пересекающимися горизонтальными и вертикальными линиями. (Слайд 9-10). В геральдике используются меха: беличий и горностаевый, но ненастоящие, а их геральдическое изображение. (Слайд 11)

Каждый цвет, который используется при создании гербов имеет свое четкое значение.

Обозначение цветов, использующиеся в геральдике:

Золото – король металлов, символизирует знатность, могущество и богаство, а также христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение.

Серебро – символизирует благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость.

Червлёнь – символизирует храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитую в борьбе.

Лазурь – символизирует великодушие, честность, верность и безупречность, или просто небо.

Зелень – символизирует надежду, изобилие, свободу и радость, но может и просто означать луговую траву.

Пурпур – символизирует благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство.

Чёрнь – символ осторожности, мудрости, постоянства в испытаниях, а также печали и траура.

(Слайд 12)

Ребята, угадайте, какие животные изображены на слайдах

Верно! Как вы думаете, имеют ли животные определенные значения, так же как и цвета в геральдике?

Правильно! Предложите свои обозначения этим животным.

Слайд 15. Ребята, что показано на данном слайде?

Правильно! Какое животное изображено на гербе Хабаровского края?

Правильно! Но это не просто медведь, а гималайский медведь.

Давайте разберем какие цвета присутствуют на гербе Хабаровского края?

Правильно! Давайте вспомним, что означают эти цвета?

Верно! Присмотритесь к гербу, что держит в своих лапах медведь?

Да, это герб, старинный герб города Хабаровска.

На слайдах изображены животные:

1.Лев

2.Орел

3.Дракон

4. Вайверен

5.Единорог

6.Феникс

7. Грифон

8.Саламандра

9. Антилопа

Да, каждое животное, изображенное на гербе имеет свое значение.

Учащиеся предлагают свои варианты ответов

На слайде изображен герб Хабаровского края.

На гербе Хабаровского края изображен медведь.

На гербе Хабаровского края присутствуют следующие цвета:

черный, красный, желтый, белый, голубой.

Желтый – символизирует благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость.

Красный – символизирует храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитую в борьбе.

Голубой – символизирует великодушие, честность, верность и безупречность, или просто небо.

Чёрный – символ осторожности, мудрости, постоянства в испытаниях, а также печали и траура.

Медведь держит в своих лапах еще один герб.

Закрепление материала

Теперь, ребята, для вас творческое задание: нарисовать (придумать) герб своей семьи, используя все цвета и животные, с которыми мы сегодня познакомились.

Учащиеся рисуют герб своей семьи, после чего все желающие выходят к доске и знакомят класс с гербом своей семьи.

Рефлексия

Рефлексия – что узнали. Рефлексивный тест.

Предлагаю детям отметить знаком «+» те утверждения, с которыми они согласны:

    Я узнал(а) много нового.

    Мне это пригодится в работе.

    На занятии было над чем подумать.

    На все возникшие в ходе занятия вопросы я получил(а) ответы.

На занятии я поработал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).

Прошу поднять руки тех, кто отметил знаком «+» три вопроса. Далее прошу поднять руки тех, кто отметил знаком «+» четыре и пять вопросов.

Объявляю, что количество плюсов в тесте означает уровень овладения материалом занятия.

Ученики самостоятельно выполняют тест.

Учащиеся самостоятельно анализируют уровень овладения учебным материалом.

Подведение итогов

Подвожу итоги, благодарю учащихся за хорошую работу на занятии .

Приложение 1

Игра «Крокодил». Выбирается один ведущий (учащийся), который выходит к доске, загадывает название животного, которое обитает в Хабаровском крае и показывает его без единого слова. Остальные учащиеся должны отгадать, что за животное он показывает. Тот, кто первым отгадал название животного занимает место ведущего и все повторяется.

Геральдическая символика плотно вошла в нашу жизнь. Мы не замечаем ее, хотя встречаемся с ней на каждом шагу. Государственный герб и флаг, эмблемы спортивных команд, логотипы известных брендов – у всего этого общие корни.

Понятие «фамильный герб» осталось в прошлом». Но в Средние века он был у каждого знатного рода. По нему можно было узнать, к какой семье принадлежит человек, его статус и положение в обществе.

И сейчас есть люди, которые интересуются своей родословной и стремятся восстановить знаки отличия. В детских садах и школах воспитатели и учителя часто предлагают воспитанникам придумать и нарисовать герб своей семьи. Задание развивает фантазию.

Но разработка настоящей эмблемы требует серьезного подхода и профессиональных навыков. Если же вы хотите иметь индивидуальный знак отличия, обращайтесь в «Российский дом родословия». Компания предлагает услуги по созданию личного фамильного герба. При заказе родословной книги Вы получите его с 10% скидкой. Специалисты разработают семейную символику, отталкиваясь от предпочтений и истории каждого клиента.

Кратко о геральдике: что это такое, определение понятия и краткая история слова

Это наука, которая занимается изучением, описанием и толкованием геральдических знаков. Вспомогательное направление, которое является частью другого большого раздела – эмблематики. Но многие любители и профессионалы не согласны рассматривать ее как ответвление и считают полноценной дисциплиной.

В ней рассматриваются практики создания гербов, их значения и история. Отличие от остальных разделов состоит в том, что символика, изучаемая в данной категории, обладает особой ценностью, а их строение и употребление происходит по исторически сложившимся традициям. В Средневековье даже был сформирован специальный геральдический язык. Он появился, потому что в те времена образованных людей среди простого населения было мало. Яркие рисунки, с изображениями зверей, птиц, растений легче запоминались. Каждый знал, в чьих землях он проживает, и мог описать уникальное изображение, символизирующее знатный род.

Родовые знаки традиционно также называют тотемами, и они являются самыми близкими по значению к гербам. Термин этот происходит от слова «ототем», что на языке коренных народов Северной Америки значит «его род». Обряд определения тотема представляет собой выбор семьей покровителя. Как правило, это животное или растение. Впоследствии считается, что каждый член племени происходит именно от этого самого прародителя. Похожие традиции и символы были и у древних славян.

А вот у народов Азии тюркского и монгольского происхождения семейная принадлежность определяется с помощью «тамга» – родового знака, изображающего какое-либо животное или оружие. Такой символ присутствует на эмблемах и элементах одежды соплеменников, выжигается на животных и даже наносится на кожу.

Что значит слово «геральдика»

Термин образовался от «глашатай»: на латыни он пишется как heraldus. Глашатаями в Средневековье называли людей, которые служили при королевских дворах и являлись ответственными за проведение рыцарских турниров. Они были в большом почете, а их труд высоко оценивался. Существовала даже традиция одаривать их, для выражения почтение правителю, что его послал.

Гербы, как и люди этой профессии, передавали некую информацию. Только ораторы голосом, а символы – цветом, изображение.

Обратите внимание, что в русском языке слово «герольд» отличается от «Геральд». О первом вы уже узнали, а вторым обозначался носитель старогерманского имени. Не стоит его путать с геральдистами, геральдиками, гербоведом и армористом. Они все обозначают одно и тоже понятие – знаток геральдики.

Когда появилась дисциплина

Употребление знаков, похожих на гербы, а, следовательно, и сама наука замечена еще во времена Гомера, в XI веке до нашей эры. Но бытует мнение, что в то время подобная символика служила всего лишь украшением и не несла в себе глубинного смысла.

Сама же геральдика в известном нам значении появилась в XII веке нашей эры, в промежутке между I и II крестовыми походами. И была как никогда актуальна. Дело в том, что в то время велись масштабные сражения, и подобные знаки отличия помогали различать врагов и союзников на поле боя.

Впоследствии гербы стали символами не только конкретных личностей, но и их потомков. Каждый знатный род имел свою отличительную символику. А наличие герба и длинной родословной в несколько поколений выдающихся предков давало определенные привилегии.

Все те, кто изучал данную сферу в XVII-XIX веках столкнулись с проблемой систематизации и считали, что наука средневековья пошла родом из Римской Империи.

Но известно, что индивидуальную символику имело каждое государство. К тому же почти у всех имелись разные правила составления знаков отличия. Поскольку четкого обозначения геральдики как науки в то время еще не было, под это определение попадала любая работа со всевозможными знаками и символами.

Итоговую систематизацию науке предоставил в XVII веке священнослужитель из Франции Клоду Франсуа Менестрье в своей работе «Истинное искусство геральдики и происхождения гербов» (Le veritable art du blason et l"origine des armoiries).

Закат этой сферы пришелся на эпоху отказа от феодализма и монархии. Новые порядки абсолютно отказались принимать атрибутику знати. В результате, о геральдических знаках отличия пришлось забыть. Тем не менее собственные символы остались у стран и городов. Они используются и в настоящий момент.

Но не смотря на то, что в Средневековье гербоведение сыграло очень важную роль и обрело высокий статус, оно развивалось только в одном направлении: знаки усложнялись. Это делалось для того, чтобы помешать злоумышленникам подделывать эмблемы знатных родов в важных документах.

Важную роль в становлении гербоведения сыграло рыцарство. На проводящихся турнирах каждый участник имел свой знак отличия. Перед поединком герольд «читал» герб своего господина, соблюдая правильный порядок. Эта традиция помогала другим рыцарям узнать, насколько знатен соперник.

Значение символики не только озвучивалось перед публикой. Изображение украшало доспехи рыцаря, а в последствии и его палатку, в которой хранилось оружие и другие необходимые для участия в турнире вещи.

В России

Что обозначает слово геральдика, что изучает и чем занимается эта наука, в России стало кратко известно при царе Алексее Михайловиче Романове по прозвищу «Тишайший». Именно он составил первую классификацию. Впоследствии она была доработана с помощью специалистов из Польши в XVII веке.

Позже Петром I в нашей стране также сформировалась собственная система гербов. Они имелись у дворян, городов и у государств, входящих в состав – двуглавый орел. Были созданы герольдии и герольдмейстеры – государственные учреждения, профессионально работающие в сфере составления и толкования символики.

Так было до прихода советской власти и наступления новой эпохи в истории страны. Тогда дисциплина стала всего лишь разделом истории, а все знаки отличия были отменены официальным приказом, поскольку считались буржуазным пережитком прошлого. Однако сохранились гербы старых городов. Для новых создавалась индивидуальная символика социалистической направленности.

Виды геральдики и особенности применения на практике

Данная наука делится на два вида:

  • теоретическая (или формальная);
  • практическая.

Остановимся на этих двух раздела подробнее.

Теоретическая часть дисциплины занимается изучением правил и методик создания геральдического знака. В ее функции также входит процедура описания и расшифровки уже существующих примеров с применением специальной терминологии. Сюда же относится изучение прикладной области, в которой рассматриваются атрибуции и идентификации различного рода документов.

Если формальный раздел науки занимается изучением правил построения символики, то практический их непосредственно создает. Специалисты не только изготовляют новые, но и обновляют и изменяют старые знаки, а также рассматривают историю происхождения геральдических символов.

При создании гербов строго соблюдаются геральдические нормы и правила. В эпоху Средневековья этому тоже уделялось большое значение. Наука различает девять разных тинктур – красок и материалов:

  • металлы (серебро и золото);
  • 5 разных эмалей;
  • мех белки и горностая.

Но даже обыкновенный щит, для создания которого использовалась только одна тинктура тоже является полноценным гербом.

Сегодня для реализации задуманного профессионалы также используют только качественные и дорогостоящие компоненты.

Положение дисциплины сейчас

Геральдика имеет огромное значение и сыграла очень важную роль в изучении истории. С её помощью можно:

  • легко расширить свой кругозор;
  • узнать больше информации об исторических персонах;
  • определить культурные и экономические связи не только между отдельными знатными родами в конкретный промежуток времени, но и между разными государствами.

Также наука позволяет установить признаки идентичности между документами или археологическими достопримечательностями по отношению к странам или сословиям, которые являются объектом исследования.

Мы кратко рассказали вам о значении и истории термина «геральдика», и теперь вы знаете, что это наука, изучающая гербы, занимающаяся их толкованием и описанием. В настоящее время эта сфера обретает новую популярность. Многим людям идея создать фамильные знаки отличия кажется романтичной и оригинальной. Если вы загорелись этим вопросом, обращайтесь к специалистам «Российского Дома Родословия». Они обязательно вам помогут.

September 25th, 2013 , 10:53 am

Геральдика - наука о гербах. Так кратко можно характеризовать эту историческую дисциплину. Однако значение геральдики выходит за рамки простого изучения гербов - она является также основополагающим источником правил использования так называемых геральдических символов. В частности, кроме гербов, геральдика отвечает также и за эмблемы, флаги, вымпелы и прочие знаки отличия кроме современных военных знаков. К геральдическим знакам относятся и символы государственной власти - герб и флаг. Свидетельства об употреблении таких знаков находим уже у Гомера, Вергилия, Плиния и др. Но знаки эти были лишь случайным украшением, менявшимся по произволу лица, принявшего их; они не подчинялись никаким правилам.

Родовые знаки и символы называются тотемами; они - самые близкие родственники гербов. Термин "тотем" происходит из Северной Америки, и на языке индейцев оджибве слово "ототем" означает понятие "его род". Обычай тотемизма состоит в избрании родом или племенем какого-либо животного или растения в качестве прародителя и покровителя, от которого все члены племени ведут свое происхождение. Этот обычай существовал у древних народов, однако и в наши дни принят среди племен, ведущих первобытный образ жизни. У древних славян тоже были тотемы - священные животные, деревья, растения - от названий которых, как предполагается, происходят некоторые современные русские фамилии. Среди азиатских народов тюркского и монгольского происхождения существует аналогичный обычай "тамга". Тамга - это знак родовой принадлежности, изображение животного, птицы или оружия, принимаемого каждым племенем в качестве символа, который изображается на знаменах, эмблемах, выжигается на шкуре животных, и даже наносится на тело. У киргизов существует предание, что тамги были присвоены отдельным родам самим Чингисханом, вместе с "уранами" - боевыми кличами (которые использовались и европейскими рыцарями, из-за чего попали затем на гербы в виде девизов).

Геральдические традиции начали зарождаться в Европе после Первого Крестового похода. Тогда, на заре эпох, возникла насущная проблема: опознать рыцаря в доспехах было невозможно, а участники похода из разных стран часто не знали друг друга в лицо. Дабы избежать путаницы, многие дворяне стали наносить на щиты и доспехи различные символы, позже сформировавшиеся в гербы. Постепенно различные сочетания символов на гербах сформировались в особый язык, где каждый символ был наполнен смыслом и имел определенное значение.

Несомненные свидетельства существования геральдики появляются только после крестовых походов. Самое раннее такое свидетельство - французский эмалевый рисунок с могилы Жоффруа Плантагенета (умер в 1151 году), графа Анжу и Мэна, изображающий самого Жоффруа с гербовым щитом, где на лазоревом поле предположительно четыре вздыбленных золотых льва (точное число львов трудно определить из-за положения, в каком нарисован щит). Граф был зятем Генриха I, короля Англии, правившего в 1100-1135 годах, который, согласно хронике, и пожаловал ему этот герб. Первым английским королём, имевшим личный герб, был Ричард I Львиное сердце (1157-1199). Его три золотых леопарда использовались с тех пор всеми королевскими династиями Англии.

К началу Второго Крестового похода геральдика приобрела окончательные очертания, а гербы на щитах рыцарей стали вполне привычным делом. Европейские дворяне были к тому времени весьма сведущи в геральдическом языке и без труда определяли рыцаря по родовому гербу. Сегодня большинство фамильных гербов имеет миндалевидную форму, повторяющую форму старинного щита, с которым отправлялись в походы родоначальники древних фамилий.

Многое в геральдике указывает на то, что она сложилась во время завоевания Востока крестоносцами. Вот эти признаки. Термин эмаль, которым обозначаются геральдические цвета, имеет восточное происхождение. Слово происходит от персидского "mina", означающего синий цвет неба (первые эмали были синего цвета). Уникальная техника эмалевой росписи пришла в Европу из Персии, Аравии и Византии. Именно таким способом - наложением эмали - раскрашивались стальные латы, щиты и специальные гербовые доски, которые герольды выставляли на турнирах. Голубой цвет или лазурь - "azur" - был привезен в Европу с Востока - само его современное название ультрамарин (заморская синева), напоминает об этом. Геральдическое название "azur" происходит от персидского "azurk" - синий. Отсюда же происходит и название лазурита (ляпис-лазурь), камня, залегающего преимущественно в Афганистане, из которого получают эту краску. Название красного цвета - "гюльз" (gueulez) - произошло от окрашенных пурпуровой краской мехов, которыми крестоносцы обшивали свои походные одежды вокруг шеи и рукавов. Название происходит от слова "gul" - красный, на персидском языке обозначающего цвет розы. Происхождение зеленого цвета - "vert", также называемого "sinople", идет, вероятно, от красителей, производившихся на Востоке. Оранжевый цвет, чаще встречающийся в английской геральдике, называется "tenne" - от арабского "henne". Так назывался растительный желто-красный краситель, известный нам как хна. У азиатских и арабских вождей есть древний обычай окрашивать хной гриву, хвост и живот своих боевых коней, и правую руку, сжимающую оружие. Вообще же жители Востока окрашивают хной волосы и ногти. Восточное происхождение имеет название щита со специальным полукруглым вырезом с одного или обоих краев, куда вставляется копье. Этот щит называется "тарч" - так же, как и его арабский прототип.

Своим происхождением обязаны крестовым походам две важных детали геральдической конструкции - намёт и бурлет. В первом крестовом походе десятки рыцарей ежедневно погибали от зноя, так как их стальные доспехи раскалялись на солнце. Крестонсцам пришлось заимствовать у арабов способ, применяемый жителями пустыни и по сей день: чтобы спастись от жаркого солнца и предотвратить нагревание шлема, арабские и персидские воины использовали кусок материи, набрасываемый на голову и плечи и закрепляемый на голове обручем из сплетенного верблюжьего волоса, перевитого шелковыми нитями. Так называемая куфья и сегодня составляет неотъемлемую деталь арабского костюма.

От нее и происходит намёт или ламбрекен ("lambrequin", от латинского "lambellum" - клочок или кусок материи), а также бурлет (от французского "burrelet" - венок). Намёт является обязательной частью герба, и изображается в виде накидки с развевающимися концами, закрепленной на шлеме с помощью бурлета или короны. Намёт бывает или целым, с орнаментально вырезанным краем (особенно в ранних гербах) или иссечённым, с длинными, прихотливо переплетёнными лоскутами (вероятно, рассечённый сабельными ударами намёт указывал на отвагу обладателя герба - участника самых жарких схваток).

Арабские воины пользовались щитовыми эмблемами, как правило состоящими из надписей или рисунков цветов и фруктов. Этот обычай, как и множество других, был заимствован крестоносцами и стал одним из камней в фундаменте зарождающейся геральдики.

Следствием крестовых походов было угасание многих дворянских родов Европы, все мужские представители которых гибли во время кампаний. Знатные фамилии, чьи корни уходили в эпоху завоевания Рима варварскими племенами, просто исчезали. Вследствие этого европейские монархи впервые вынуждены были жаловать дворянство, создавая новую аристократию. Гербы играли при этом важнейшую роль, так как часто единственным основанием претендовать на дворянство и документальным доказательством благородного происхождения был гербовый щит, привезенный из Святой земли.

Рыцарским турнирам герб обязан не в меньшей степени, чем крестовым походам. Турниры появились до крестовых походов. Во всяком случае имеется упоминание о воинских играх, происходивших в 842 году в Страсбурге во время переговоров Карла Лысого и Людовика Немецкого. Вероятно, турниры оформились во Франции в середине XII века и затем распространились в Англию и Германию. В некоторых хрониках изобретателем турниров называется французский барон Г. де Прелли, но скорее всего он только разработал первые правила для турниров.

Турниры надолго стали неотъемлемой частью западноевропейской жизни. К участию в них допускались только рыцари с безупречной репутацией. Нарушение рыцарского кодекса грозило ужасным позором. Около 1292 года были введены новые, более безопасные правила для турниров - "Statutum Armorum". Можно было пользоваться только тупым оружием. Каждому рыцарю разрешалось иметь только трёх оруженосцев. В поединках теперь применялись специальные копья, легко ломающиеся при ударе. Запрещалось сражаться вне очереди, ранить лошадь противника, наносить удары иначе, чем в лицо или грудь, продолжать бой после того как противник поднял забрало, выступать группой против одного. Нарушители лишались оружия, лошадей и заключались в тюрьму на срок до трёх лет. Появились особые турнирные доспехи настолько массивные, что рыцарь и его лошадь с трудом выдерживали их вес. Сами лошади с XIII века также оделись в броню. Так же, как и щиты рыцарей, попоны лошадей имели геральдическую раскраску.

Следует сказать ещё о двух важных деталях. Рыцаря должно было быть хорошо видно сверху, с трибун, особенно во время общей схватки. Вот почему появились (или во всяком случае широко распространились) упомянутые уже навершия - укреплявшиеся на верхушке шлема фигуры, изготовленные из лёгкого дерева, кожи и даже из папье-маше (позднее - из более дорогих материалов). Знаменитый германский странствующий рыцарь XIV века Ульрих фон Лихтенштейн, принявший участие в нескольких турнирах одетый как легендарный король Артур, ввёл моду на сложные навершия: он носил шлем, украшенный фигурой Венеры, в одной руке держащей факел, а в другой - стрелу. Палатки или шатры, в которых рыцари готовились к состязаниям, хранили оружие и отдыхали в перерывах между боями (такими же палатками пользовались в походах крестоносцы), в дальнейшем также найдут отражение в искусстве геральдики - они превратятся в геральдическую мантию и шатёр "сень".

Из дикого кровавого побоища турниры эволюционировали в красочные театрализованные представления, где формальности приобретали всё большее значение, а собственно борьба стала менее важной и более условной. Например, в "Турнире Мира", проведённом в Виндзорском парке в Англии в 1278 году, употреблялись мечи, сделанные из обтянутого пергаментом китового уса, и посеребрённые, шлемы из варёной кожи и щиты из лёгкого дерева. За определённые достижения в состязании рыцарь получал очки (например, премиальные очки начислялись за сбитое навершие).

Победителя определяли коронованные особы, старейшие рыцари или специально назначенные судьи (нередко - герольды), иногда вопрос о победителе решали дамы, в честь которых сражались рыцари. Турниры традиционно были проникнуты подчёркнуто благоговейным отношением к женщине, составлявшим едва ли не основу рыцарского кодекса. Награда победителю в турнире доставалась из рук дамы. Рыцари выступали украшенные каким-нибудь значком, полученным от своих дам. Иногда дамы приводили своих рыцарей связанными цепью - цепь считалась символом особой чести и доставалась лишь избранным. В каждом состязании последний удар наносился в честь дамы, и здесь рыцари особенно старались отличиться. После турнира дамы вели победителя во дворец, где его разоружали и устраивали в его честь пир, на котором герой занимал самое почётное место. Имена победителей заносились в особые списки, их подвиги передавались потомкам в песнях менестрелей. Победа в турнире приносила и материальные выгоды: иногда триумфатор отбирал у противника лошадь и оружие, брал его в плен и требовал выкупа. Для многих бедных рыцарей это был единственный способ добыть средства к существованию.

С пятницы до воскресенья, когда турниры разрешались церковью, каждый день шли поединки, а вечерами устраивались танцы и празднества. Существовало несколько видов состязаний: конные ристания, когда рыцарь должен был выбить противника из седла ударом копья; битва мечами; метание копий и стрел; осада деревянных замков, выстроенных специально для турниров. Другим, помимо турнира, способом проявить храбрость была "защита проходов". Группа рыцарей объявляла, что в честь своих дам будет оборонять какое-либо место от всех желающих. Так, в 1434 году при Орбиго, в Испании, десять рыцарей в течение месяца обороняли мост от шестидесяти восьми соперников, проведя более семисот поединков.

В XVI веке стали популярны пешие поединки на коротких копьях, булавах и секирах. В Европе к участию в турнирах допускались исключительно лица благородного происхождения. В Германии требования были более либеральны: иногда, чтобы получить разрешение, достаточно было сослаться на предка, принимавшего участие в рыцарском турнире. Можно сказать, что главным пропуском на турнир был герб, доказывающий высокое происхождение владельца и его положение в родовой иерархии. Для знатоков, каковыми были герольды, предъявленный герб содержал всю необходимую информацию. Вот почему важнейшей частью турнирного этикета были гербы, которых стало так много, что настала пора навести порядок в этой области.

Герольды систематизировали знания о гербах, выработали общие принципы и правила их составления и распознавания и в конечном счёте создали науку "гербоведение" или "геральдику". Существует два варианта происхождения терминов "геральдика" и "герольд": от позднелатинского heraldica (от heraldus - глашатай), или от немецкого Herald - испорченного Heeralt - ветеран, как называли в Германии в средние века людей, имевших репутацию доблестных и храбрых воинов, приглашавшихся в качестве почётных гостей и судей на разные торжества, и, в частности, на турниры. Эти ветераны должны были сохранять обычаи рыцарства, вырабатывать правила турниров, а также следить за их соблюдением.

Предшественниками герольдов были представители нескольких родственных профессий, чьи обязанности объединялись и уточнялись, что привело к появлению герольдов в классическом понимании этого слова - глашатаи, придворные и странствующие менестрели, а также упомянутые выше ветераны. Глашатаи или парламентёры использовались ещё в древних армиях, как используются и ныне - для переговоров с противником, для оглашения указов и разного рода объявлений.

Менестрелями (франц. menestrel, от средневекового латинского ministerialis) называются средневековые певцы и поэты. Во всяком случае такой смысл этот термин приобрёл во Франции и Англии в конце средних веков. Первоначально во всех феодальных государствах министериалами назывались лица, состоявшие на службе у сеньора и исполнявшие при нём какую-либо специальную обязанность (ministerium). Среди них были и поэты-певцы, в отличие от своих странствующих собратьев по ремеслу постоянно находившиеся при дворе или высокопоставленном лице. Во Франции в XII веке менестрелями иногда назывались служащие короля вообще, а иногда - его придворные поэты и певцы. Функция придворных менестрелей состояла в воспевании и прославлении подвигов своих господ-феодалов. А отсюда недалеко уже и до функции распорядителей придворных церемоний и, в частности, рыцарских турниров. Вполне вероятно, что странствующие менестрели, чьё искусство было востребовано при дворах европейских феодалов, накопили опыт в распознавании гербов, постоянно их окружавших.

Древнейшим из известных поэтов-герольдов был Конрад Вюрцбургский, живший в XIII веке. О жизни Конрада Вюрцбургского сохранились скудные сведения. Предполагается, что некоторое время он проживал в Клеве. Последние годы жизни провёл в Базеле, где умер вместе с семьёй от эпидемии и был похоронен в часовне Магдалены в Базельском соборе. Его стихотворения, преимущественно легендарного содержания, свидетельствуют о его эрудиции и обширных познаниях в области гербоведения. В его стихах встречается значительная примесь геральдических подробностей (при описании гербов).

Не исключено, что представители всех трёх профессий назывались в определённый исторический момент одним общим термином - герольды. Так или иначе, но распространение рыцарских турниров способствовало появлению особых официальных лиц, которые должны были провозглашать открытие турнира, разрабатывать и соблюдать церемониал его проведения, а также объявлять все поединки и имена их участников. Это требовало специальных знаний - герольд должен был хорошо знать генеалогию благородных семейств, чьи представители принимали участие в боях, и уметь распознавать гербы рыцарей, съехавшихся на турнир. Так постепенно профессия герольдов приобретает сугубо геральдический характер, а на турнирах рождается собственно геральдика.

Труд герольдов оплачивался очень хорошо, существовала традиция не отпускать присланного герольда без подарка, чтобы не проявить неуважение к приславшему его государю. Каждое государство делилось на несколько геральдических марок, бывших под наблюдением одного "оружейного короля" и нескольких герольдов. Например, Франция в 1396 году делилась на восемнадцать таких марок. В Германии в XIV веке отдельные провинции также имели своих герольдов. Правда, с XVIII века герольды теряют своё средневековое значение, но не исчезают бесследно, и до сих пор используются на торжественных церемониях - коронациях, бракосочетаниях и т.п. Цитата сообщения Владимир_Гринчув

Геральдика - наука о гербах...

Геральдика - (от лат. - глашатай), гербоведение, истоки которого связаны с тотемизмом. Члены рода, имевшего своим покровителем зверя-сородича-прародителя, в качестве амулета-оберега носили его изображение (целиком, часть, след и др.). С появлением территориальных образований знак главного рода становился общим для данного сообщества. Родовые символы наносились также на щиты и шлемы воинов как защита-оберег и средство устрашения врага. Особое значение гербы-символы получили во время крестовых походов(11-12 вв.), приобретая значение индивидуального определительного знака. Позже такой герб удостоверял личность и происхождение рыцаря. Чтением и объяснением гербов занимались герольды, они же составляли гербы, вырабатывали специальные правила составления. В гербе могло отражаться и происхождение рыцаря. Право на герб передавалось по наследству. Являясь символом суверенного владельца, герб изображался на знаменах, печатях и монетах. При матримониальных союзах герб иногда изменялся, включая в себя составляющие женского герба. В отличие от западноевропейской геральдики, в польской геральдике герб сохранил характер родового знака, происходящего от изображения на знамени, вокруг которого объединились все родственники и соседи. Число таких знамен было постоянным (около 300), и лица, получавшие дворянство, приписывались к одному из существующих. Позже знамена были подчинены правилам геральдики и стали гербами польских дворянских родов, при этом одним гербом пользовалось несколько дворянских фамилий.

1320 датируется древнейший справочник по геральдике – «образованием сословных монархий геральдика принимает Цюрихский гербовник».

С государственным характером: Производство пожалования и утверждение гербов становится привилегией монарха (в Российской империи гербы утверждались императором, а после Февральской Революции – Сенатом; последний герб утвержден 20 октября 1917 года).

В России геральдика заимствована из Западной Европы во 2-ой половине 17 века. Первые сочинения носили характер гербовников и имели целью обосновать высокое положение русского царя среди европейских монархов: «Титулярник»(1672) сочинения Л. Курелича о родстве русского монарха с европейскими (1673). Более широкая потребность в геральдике возникла после уничтожения местничества и с началом составления родословных книг (1692), для внесения, в которые требовались доказательства благородного происхождения. У членов фамилий, выехавших из других государств, основным доказательством было употребление их предками на родине фамильного герба. Необходимость частой проверки таких представлений привела к составлению в Посольском приказе специального справочника: « Книга в десть о родословии и о гербах российских разных шляхетских фамилий»(1686-1687, рукопись не сохранилась). С начала 18 века делами геральдики ведала Герольдия. С 1726 года Петербургский АН профессор И. С. Бекштейн начал обучение студентов «геральдической науке». В 1731 году в Петербурге издано первое в России руководство по теоретической геральдике (на немецком, французском и латинском языках), составленное Бекштейном. В 1741 году императрица Елизавета Петровна при вступлении на престол пожаловала дворянство гренадёрской роте Преображенского полка и повелела герольдии сочинить для них единообразные гербы, содержащие указания на фамилию или происхождение (так как надо было сочинить около 200 гербов, то работа растянулась более чем на 20 лет).

В 1785 году А. Т. Князевым составлен первый российский гербовник «Собрание фамильных гербов, означающих отличия благородных родов обширной Российской империи», куда вошли 533 рисунка гербов, снятых им с личных печатей (без различия между утверждёнными и неутверждёнными). С 1797 года начал составляться «Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи», включавший только гербы, получившие императорское утверждение. До 1917 года составлено 20 томов. Всего в 20 томах помещено около 5000 дворянских гербов.

Теория геральдики - свод правил составления и описания гербов. Дворянство Российской империи поглотило дворянство польское, финляндское и остзейское (происходило из Ливонского ордена, который соединил в себе рыцарство большинства стран Европы), к этому добавились представители большого числа европейских дворянских фамилий, прибывших в Россию. Поэтому российская геральдика отличает смешение различных национальных элементов и традиций.

Полный герб состоит из щита и внешней части. Основные формы щита: готический, немецкий, английский (двух видов), французский (с 18 века эта форма преобладала в западно-европейской и российской геральдике), византийский (круглый), польский, итальянский (овальный), испанский, ромбический, квадратный.

Изображения исполняются металлами (золото, серебро), мехами (горностаевый, беличий), финифтями, к которым относятся: червлень (красная), лазурь (синяя), зелёная, пурпур (фиолетовая) и чернь. В особо оговариваемых случаях изображения выполнялись в «натуральном», «телесном» и каком-либо другом цвете. В редких случаях щит покрывался чешуёй, перьями или крыльями бабочек. Для удобства типографского исполнения справочников по геральдике с 17 века были приняты условные графические изображения металлов, финифти и мехов - шраффировка.

Металлы, финифти и меха имеют символическое значение: золото – справедливость, сила, милосердие, богатство; серебро – правдивость, невинность, чистота; червлень – храбрость, кровопролитие; лазурь – величие, красота, ясность; зелень – надежда, свобода, изобилие; пурпур – достоинство, могущество, мужество, сила; чернь – скромность, образованность, смирение, печаль; горностай – власть, чистота.

Щит с чистым полем встречается крайне редко. Поле щита делится на части при помощи 4-ёх основных делений: рассечение (вертикально), пересечение (горизонтально), скошения справа и слева (сверху вниз по диагонали). Сечение выполняется как прямыми, так и извилистыми линиями.

Существует иерархия частей щита – наибольшей почётной является центр поля, затем справа или в центре сверху (в зависимости от членения), далее сверху или в центре снизу и так далее.

Многопольность возникает либо при соединении нескольких гербов (включая гербы угасших линий), либо при получении гербовладельцем более высокого титула (например, в гербе А. В. Суворова), либо при позднем получении герба (обычно, чем древнее герб, тем меньше сечений на его щите).

Выделение меньшей части поля образует главные (почетные) и второстепенные геральдические фигуры. Почетных фигур восемь: глава (верхняя часть щита), оконечность (нижняя часть щита); пояс (средняя горизонтальная часть щита), столб (средняя вертикальная треть), перевязь (средняя часть по диагонали), стропило (шеврон), крест, кайма или бордюр по обводу щита. В геральдике встречается около 200 разновидностей трех основных форм щита: прямого, косого (Андреевского) и трехконечного (антониевского). Если фигуры не касаются сторон щита, они называются укороченными.

Второстепенных фигур свыше 300. Наиболее часто встречаются: квадрат, остриё, брусок, (горизонтальный прямоугольник), ромб, веретено (ромб с незаполненной сердцевиной), круг (металлический - монета, финифтяный – шар), щиток (сердце щита), турнирный воротник (титло).

Титло в геральдике употребляется для указания на родственное отношение к владельцу основного герба. Вольная часть - менее четверти щита в правом или левом верхнем углу. В вольной части помещался символ сюзерена, иерархической подчиненности, должности, профессии и др. В российской геральдике – вольная часть: двуглавый орел (герб С. Ю. Витте), прямой крест (Суворовы, Гулинские), полумесяц (Спиридоновы), лилии (Коровин), беличий мех (Якоби) и др.

На щите изображаются также негеральдические (гербовые) фигуры, которые условно разделяются на 3 группы: естественные, искусственные и мифические. Естественные фигуры: человек, животные, птицы, рыбы, пресмыкающиеся, насекомые, растения, солнце, луна, звезды, облака, радуга, реки, поля, вода, горы, холмы и др.

Человек обычно изображается вооруженным, часто верхом на коне; встречаются изображения только головы, руки, вооруженной мечом, пылающего сердца и др. Рука, поднятая для присяги, означает верность, а две (или более) руки, соединенные в рукопожатии,- дружбу, союз. Из четвероногих животных наиболее распространены изображения льва (символ силы, мужества, великодушия) и леопарда (храбрость, отвага), которые отличаются только по положению: лев – в профиль, стоящий на задних лапах, леопард – идущий с головой, повёрнутой на зрителя (варианты: лев с головой в фас – леопардовый лев; леопард на задних лапах – львиный леопард). Известно около 40 вариантов изображения льва (леопарда), различающихся по его позе или по характеру исполнения отдельных деталей. Часто встречаются изображения коня (сочетающего храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы), собаки (символ преданности и повиновения), кошки (независимость), волка (злость, жадность), медведя (предусмотрительность), кабана или вепря (бесстрашие, неукротимость), быка (плодородие земли), овцы (кротость), лани (робость), оленя (символ воина, перед которым бежит неприятель) и другие. Из морских животных: дельфин (символ силы); из насекомых пчёлы и муравьи (трудолюбие), бабочки (непостоянство). Змея может быть изображена ползущей (символ зависти, раздора, мятежа, неблагодарности), свернувшейся в кольцо с хвостом во рту (символ вечности), обвившаяся вокруг чаши (символ медицины). Особое значение в геральдике имеет изображение раковин – чаши пилигримов. Растения в геральдике представлены деревьями: дуб (сила, крепость), оливковое дерево (мир), пальма (долговечность, миролюбие); ветками; цветами – роза, лилия; венками, злаками – колосья, снопы; травами, плодами. Геральдическая лилия (лилия Каролингов) в своей основе, по-видимому, была изображением острия копья, чем и объясняется её широкое употребление в геральдике. Солнце (символ истины, правды, премудрости) изображается в виде диска с человеческим лицом и окружено сиянием или имеет восемь лучей. Точно так же луна, изображаемая в виде полумесяца, имеет иногда человеческий профиль. Количество лучей у звёзд различно: в немецкой геральдике обыкновенно шесть, во французской – пять.

Искусственные фигуры в геральдике – предметы, сделанные человеком. Наиболее распространены изображения различных видов воинского вооружения и снаряжения. Кроме них изображаются орудия сельского хозяйства, мореплавания, архитектуры и другие; предметы, являющиеся символами различных понятий или должностей и профессий.

Мифические фигуры: феникс (символ бессмертия), единорог (сила, чистота, твёрдость), драконы, ангелы и другие.

Описание герба чешского рода Бушек.

Герб семейства Бушек имеет главные (почетные) геральдические фигуры:

1. Фора герба - французский щит.

2. Верхняя часть щита « глава» (вершина уменьшена до 1/9).

3. Одна горизонтальная линия говорит о том, что герб древний, чем больше делений на гербе, тем герб моложе.

4. Имеется на щите « пояс» - средняя горизонтальная часть щита.

5. Имеется на щите «оконечность» - нижняя часть щита.

6. Есть «окраина» -узкая часть.

7. Кайма и бордюр по обводу щита жаловался в знак особой милости или покровительства.

Таким образом, герб моих предков имеет 7 главных фигур из 8 возможных и свидетельствует о том, что род семейства Бушек можно отнести к древним, а наличие каймы и бордюра говорит о том, что роду оказывались, знаки особой милости и оказывалось покровительство.

Геральдическая наука кроме главных геральдических фигур отводит место второстепенным фигурам. Их насчитывается свыше 300.

В нашем случае на изображении герба мы не видим в вольной части символов (менее четверти щита в правом и левом углу).

На щите изображены негеральдические фигуры. Их всего бывает 3 группы: естественные, искусственные и мифические.

На щите изображена фигура льва, относящаяся к естественным негеральдическим фигурам.

ЛЕВ-символ силы, мужества, великодушия. Фигура льва изображена в профиль, стоящая на 3-х лапах. Хвост один, извивается в разных направлениях.

Мифических фигур нет.

Имеются искусственные фигуры, таковыми являются фигуры, сделанные руками человека. На гербе семейства Бушек изображен замок, стоящий на острове, окруженный водой.

Если искать наиболее яркий и характерный символ гербов чешских, то это, конечно, изображение крепости или замка. Замки строили короли, императоры, местные феодалы и епископы. Можно предположить, что наш род относился к местным феодалам. Замок с открытыми воротами-является знаком гостеприимства. Я рада, что мои предки были добрыми и гостеприимными людьми.

Прежде всего, подобный герб имеет «мать чешских городов» - злата Прага. Уже на городских печатях 14 века изображались 3 башни, соединенные стенами. Затем центральная башня стала изображаться с открытыми воротами. Та же эмблема была на щитах и флагах гуситского движения 1419-1430гг. Отсюда напрашивается следующий вывод: рождение родового герба семейства Бушек можно ориентировочно отнести к 15 веку.

А вот изображение льва традиционно для чешских гербов. Белый лев в красном поле- символ княжеской и королевской власти - известен уже с 10 века.

Герб семейства Бушек имеет льва, стоящего на стене в красном поле.

А это символ города чешского ЛИТОМЕРЖИЦЫ.

Вывод: родовой замок Бушек был расположен в районе чешского города Литомержицы.

Герб негласный, так как фигуры не связаны с фамилией владельцев.

Горизонтальные полоски на щите обозначают цвет щита-ЛАЗУРЬ.

лазурь-обозначает величие, красоту, ясность.

Лазоревый (синий) цвет- третий цвет национального флага-третий по употреблению в городских и фамильных гербах Чехии.

Заключение.

Род Бушек относится к чешским старинным родам, имеющим свой родовой герб. Герб имеет форму французского щита, составлен по правилам геральдики. Имеет главные, второстепенные, негеральдические фигуры. Время рождения и составления герба семейства Бушек относится к 15 веку. Род древний, относящийся к местным феодалам. Семейство имело родовой замок, который располагался в районе города Литомержицы.

Таков итог моего небольшого исследования. Мною написано письмо в Пражский исторический музей, надеюсь получить подтверждение моим находкам и выводам в отношении создания родового герба семейства Бушек.

Я горжусь тем, что история моего рода имеет очень много интересных загадок, которые мне еще предстоит разгадать.

Геральдика (позднелатинское heraldica, от heraldus - глашатай)

гербоведение, вспомогательная историческая дисциплина, изучающая гербы как специфический источник. Играет важную роль при определении происхождения исторических памятников, снабженных Герб ом. Помогает установлению подлинности, принадлежности, авторства, места производства и датировки предметов быта, произведений искусства, книг и рукописей, а также содействует определению объёма и ценности имущества, установлению путей наследования, выяснению экономических и культурных связей. Г. связана с генеалогией (См. Генеалогия), нумизматикой (См. Нумизматика), палеографией (См. Палеография), сфрагистикой (См. Сфрагистика). Данные Г. используются в различных отраслях исторической науки.

Г. возникла из обычая оглашать перед началом турнира изображение герба рыцаря в доказательство его прав на участие в состязании. Создателями Г. были Герольд ы. Ранние соч. по Г. - стихи и поэмы поэтов-герольдов - появились во 2-й половине 13 в. К 1-й половине 14 в. относятся древнейший гербовник «Цюрихский» («Zuricher Wappenrolle», 1320) и первое изложение правил Г. итальянского юриста Бартоло. С образованием сословных монархий практическая Г. принимает государственный характер: право пожалования и утверждения гербов становится исключительной привилегией королей, вводится гербовая грамота (впервые в Германии в 15 в.) - официальное свидетельство на право употребления изображенного и описанного в нём герба, за утверждение герба устанавливается определённая такса - «розыск прав на герб» (droit de recherche), за пользование неутверждённым гербом взыскивается штраф. В абсолютистских монархиях при королевских дворах учреждаются специальные ведомства во главе с герольдмейстером (Франция, 1696, Пруссия,1706). Теорию Г. в 16-18 вв. разрабатывали и систематизировали учёные геральдисты. Первая кафедра Г. учреждена в Берлине в 1706. С падением феодализма Г. утратила своё практическое значение. Научное изучение Г. как вспомогательной исторической дисциплины началось во 2-й половине19 в.

В России Г. была заимствована с Запада во 2-й половине 17 в. и сразу приобрела официальное, государственное значение. Первые сочинения носили характер гербовников и имели своей целью обосновать высокое положение русского царя среди европейских монархов: «Титулярник » (1672), сочинение Л. Курелича о родстве русского монарха с европейскими (1673), «Книга в десть о родословии и гербах Российских разных знатных шляхецких фамилий» (1686-87, рукопись не сохранилась). По указу Петра I в 1722 была создана герольдмейстерская контора при Сенате - Герольдия, в 1726 при Петербургской АН учреждена кафедра Г. С 1797 составлялся «Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи» (до 1917 утверждено 20 тт., в которых учтено около 5 тыс. дворянских гербов). Оригинальные теоретические работы по Г. в России появились в середине 19 в. («Русская геральдика» А. Б. Лакиера, 1855). В конце 19 - начале 20 вв. публиковались статьи и книги П. П. Винклера, Н. Шапошникова, В. Белинского, С. П. Тройницкого и др. В Московском и Петербургском археологических институтах существовали кафедры Г. В 1913-14 издавался журнал «Гербовед».

В СССР Г. изучается в общем комплексе вспомогательных исторических дисциплин. Большое значение для изучения Г. имеют работы Н. П. Лихачева, А. С. Орлова, А. В. Арциховского, Б. А. Рыбакова, В. Л. Янина. Специально вопросы Г. разрабатывал В. К. Лукомский.

Теория Г. - свод правил составления и описания гербов (составные части герба см. рис. 1 ). Шлем имеет различные формы, корона соответствует титулу владельца герба, нашлемник обычно повторяет главную эмблему щита. В государственных гербах монархий над гербом изображается сень в виде шатра. Главной частью герба является щит, с конца 18 в. преобладает его французская форма (см. рис. 3 ). Правая и левая стороны в гербе определяются от лица, несущего щит. Изображения на его поле наносятся металлами - золото и серебро; финифтями (эмалями) - червлень (красная), лазурь (голубая), зелень, пурпур (фиолетовая), чернь; «мехами» - горностаевый и беличий. С 17 в. в Г. приняты условные графические обозначения цветов, т. н. шафировка. Металл на металл и финифть на финифть обычно не накладываются. Первоначально геральдические цвета имели символическое значение: золото означало богатство, силу, верность, чистоту, постоянство; серебро - невинность; голубой цвет - величие, красоту, ясность; красный - храбрость; зелёный - надежду, изобилие, свободу; чёрный - скромность, образованность, печаль; пурпуровый - достоинство, силу, мужество; горностай символизировал чистоту.

Поле щита обычно делится на части. Четыре основных деления (рассечение, пересечение, скошение справа и слева) могут сочетаться самыми разнообразными способами (см. рис. 2, 1-12). При выделении меньшей части поля образуются геральдические фигуры - главные (почётные) и второстепенные. Почётных геральдических фигур 8: глава, оконечность, пояс, столб, перевязь, стропило (шеврон), костыль и крест (13-24). В Г. встречается около 200 разновидностей креста, которые являются вариантами трёх основных видов (22-24). Второстепенных геральдических фигур в Г. свыше 300, из них наиболее часто встречаются следующие 12: кайма (внешняя и внутренняя), квадрат, вольная часть, клин, остриё, брусок, гонт, ромб, веретено, турнирный воротник, круг (монета), щиток (сердце щита) (25-42). На щите изображаются также негеральдические гербовые фигуры, которые условно разделяются на 3 группы: естественные, искусственные и фантастические. Человек изображается обычно вооружённым, часто - на коне, встречается рисунок головы, вооружённой мечом руки, пылающего сердца. Руки, сложенные накрест, выражали верность. Из четвероногих животных распространены изображения льва (символ силы, мужества, великодушия) и леопарда (храбрость, отвага), которые отличаются только по положению (43-44). Часто встречается изображение коня (совмещающего храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы), собаки (символ преданности и повиновения), кошки (независимость), волка (злость, жадность), медведя (предусмотрительность), быка (плодородие земли), овцы (кротость), лани (робость), вепря (мужество), оленя (символ воина, пред которым бежит неприятель) и др. Из птиц чаще всего изображаются орёл (власть, великодушие), ворон (долголетие), петух (символ боя), цапля (пугливость), павлин (тщеславие), пеликан (любовь родителей к детям), журавль с камнем в одной лапе (эмблема бдительности) и пр. Из морских животных часто встречается дельфин (эмблема силы), из насекомых - пчёлы и муравьи (трудолюбие), бабочка (непостоянство). Змея изображается прямой или свёрнутой в кольцо (символ вечности). Растения в Г. представлены деревьями - дуб (крепость и сила), оливковое дерево (мир), пальма (долговечность), ветвями, цветами - роза, лилия (геральдическая и натуральная 45-46), венками, злаками (колосья, снопы), травами, плодами. На гербах встречаются солнце, луна, звёзды, облака, радуга, реки, холмы, огонь. Искусственные фигуры представлены предметами военного быта - различные виды вооружения и снаряжения (меч, пушка, пистолет, кольчуга, шлем и пр.); гражданского - орудия сельского хозяйства (серп, коса, ярмо, хомут и т.д.), мореплавания, архитектуры; символами отвлечённых понятий (например, рог изобилия), эмблемами должностей и профессий (лира, чаша, чётки, скипетр и пр.). Фантастические фигуры: феникс (символ бессмертия), единорог (чистота), драконы, кентавры, сирены, гидра семиголовая, двуглавый орёл, всевозможные ангелы и пр. Нередко гербовая фигура содержит намёк на фамилию владельца или название его владения (т. н. гласные гербы).

Лит.: Арсеньев Ю. В., Геральдика, М., 1908; Лукомский В. К. и Типольт Н. А., Русская геральдика, П., 1913; Лукомский В. К., О геральдическом художестве в России, «Старые годы», 1911, февраль; его же, Гербовая экспертиза, «Архивное дело», 1939, № 1 (49); его же, Герб как исторический источник, в сборнике: Краткие сообщения института истории материальной культуры, в. 17, М. - Л., 1947; Арциховский А. В., Древнерусские областные гербы, «Уч. зап. МГУ», 1946, в. 93; Каменцева Е. И., Устюгов Н. В., Русская сфрагистика и геральдика. М., 1963 (библ.); Савелов Л. М., Библиографический указатель по истории, геральдике и родословию российского дворянства, 2 изд., Острогожск, 1897.

Ю. Н. Коротков.

Рис. 2. Деления щита: 1 - рассечение; 2 - пересечение; 3 - скошение справа; 4 - четверочастный (рассечён и пересечён) щит; 5 - четверочастноскошенный (скошен с двух сторон) щит; 6 - клинчатый щит (сочетание четырёх осн. делений); 7 - щит полупересечён и рассечён; 8 - разделён вилообразно (полускошен справа и слева и полурассечён); 9 - рассечён и в первой части скошен справа; 10 - рассечён костыльными зубцами; 11 - пламявидно скошен; 12 - улиткообразно пересечён. Почётные геральдические фигуры: 13 - глава; 14 - оконечность; 15 - завершённая глава (сочетание главы с уменьшенной главой - вершиной); 16 - законченная глава (сочетание главы с уменьшенной оконечностью - подножием); 17 - пояс; 18 - столб; 19 - перевязь левая; 20 - стропило, шеврон; 21 - костыль (сочетание главы и столба); 22 - крест геральдический (соединение столба и пояса); 23 - крест Андреевский (соединение двух перевязей); 24 - крест вилообразный (соединение двух полуперевязей и столба). Второстепенные геральдические фигуры; 25 - кайма внешняя; 26 - кайма внутренняя; 27 - квадрат; 28 - шахматный щит (покрытый квадратами); 29 - вольная часть правая; 30 - клин левый; 31- остриё; 32 - щит, разделённый остриями; 33 - щит, покрытый рядами острий; 34 - три бруска; 35 - стенчатый щит со швом (покрытый брусками); 36 - три гонта; 37 - ромб; 38 - веретено; 39 - щит, разделённый веретёнами в пояс; 40 - турнирный воротник; 41 - круг; 42 - щиток. Негеральдические гербовые фигуры; 43 - лев; 44 - леопард; 45 - лилия геральдическая; 46 - лилия натуральная; 47 - единорог; 48 - феникс.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Геральдика" в других словарях:

    - (сред. век. лат. heraldus, от нем. Herold герольд). Наука, имеющая своим предметом гербы, их толкование и разъяснение, правила составления новых, также право на пожалование ими и ношение их; назв. так потому, что в средние века, при появлении на… … Словарь иностранных слов русского языка

    Современная энциклопедия

    Коллекционирование, гербоведение Словарь русских синонимов. геральдика сущ., кол во синонимов: 4 гербоведение (2) … Словарь синонимов

    геральдика - ГЕРАЛЬДИКА, гербоведение … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    Геральдика - (на средневековой латыни heraldus глашатай), гербоведение. Со 2 й половины 19 в. вспомогательная историческая дисциплина, изучающая гербы (государств, городов, родов, фамилий). Практическая геральдика связана с составлением дворянских, цеховых и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (от ср. век. лат. heraldus глашатай) гербоведение. Со 2 й пол. 19 в. вспомогательная историческая дисциплина, изучающая гербы; ранее в 13 1 й пол. 19 вв. составление дворянских, цеховых и земельных гербов … Большой Энциклопедический словарь



Просмотров