Методика проверки охраны труда с ежедневной отметкой. Когда и для кого проводится на предприятии проверка знаний по охране труда – периодичность, проведения и документы. Права профессиональных союзов в области охраны труда


Контроль за соблюдением требований охраны труда в учреждении здравоохранения осуществляется работодателем и должностными лицами организации, ответственными за обеспечение безопасности труда. Эффективность контроля определяется политикой работодателя в области управления охраной труда, подготовкой работников организации по вопросам охраны труда, последовательным улучшением состояния охраны труда на рабочих местах.
Вопросы по проведению контроля могут решаться через коллективный договор и соглашение по охране труда во взаимодействии с органами государственного управления охраной труда, органами государственного надзора и контроля, органами общественного контроля и иными заинтересованными организациями.


Основные виды контроля за соблюдением
требований охраны труда


К основным видам контроля за соблюдением требований охраны труда в организации относятся:
- контроль за безопасной эксплуатацией зданий, сооружений, оборудования, соблюдением работниками технологических инструкций, применяемыми в производстве инструментами, сырьем и материалами;
- контроль за уровнем воздействия вредных или опасных производственных факторов на рабочих местах;
- контроль за обучением безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда, оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве;
- контроль за расходованием средств, выделяемых на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
- контроль за проведением обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований);
- контроль за режимом труда и отдыха;
- контроль за соблюдением правил внутреннего трудового распорядка;
- контроль за правильностью обеспечения и применения средств индивидуальной и коллективной защиты;
- контроль за санитарно-бытовым и лечебно-профилактическим обслуживанием;
- контроль за проведением специальной оценки условий труда;
- контроль за принятием необходимых мер по сохранению жизни и здоровья при возникновении аварийных ситуаций, в том числе осуществлении надлежащих мер по оказанию первой помощи пострадавшим;
- контроль за своевременным проведением расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выполнением мероприятий по устранению причин происшедших несчастных случаев, а также возмещением вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием пострадавшим;
- контроль за выполнением предписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Контроль за соблюдением требований охраны труда обеспечивается:
- разработкой и утверждением распорядительных документов организации о назначении должностных лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию зданий и сооружений, электрохозяйства, сосудов, работающих под давлением, паровых и водогрейных котлов, газового хозяйства и иного оборудования;
- составлением и выполнением графиков проведения соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов (при их наличии), предохранительных приспособлений и защитных устройств, осмотров зданий и сооружений;
- применением приборов, инструментов и оборудования для контроля вредных для здоровья производственных факторов;
- соблюдением работниками требований проектной, технологической и иной документации, содержащей требования к производственным процессам;
- планированием мероприятий по улучшению условий и охраны труда на основе анализа состояния охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- стимулированием безопасности труда: поощрением работников за активную работу по созданию здоровых и безопасных условий труда; привлечением к ответственности работников, виновных в нарушении законодательных и иных нормативных правовых и локальных актов по охране труда.


Формы и порядок проведения контроля
за соблюдением требований охраны труда


К формам контроля за соблюдением требований охраны труда относятся: многоступенчатый контроль за состоянием охраны труда, Дни охраны труда, комплексные обследования состояния охраны труда, целевые проверки по охране труда. Формами контроля за соблюдением требований охраны труда могут быть и проведение смотров-конкурсов на лучшего по профессии, лучшее рабочее место (подразделение) по охране труда.
Наиболее распространенной формой контроля за соблюдением требований охраны труда является многоступенчатый контроль. В зависимости от специфики производства, структуры организации и масштабов ее подразделений многоступенчатый контроль за состоянием охраны труда проводится:
- на первой ступени - на участке подразделения, в смене или бригаде;
- на второй ступени - в структурном подразделении организации;
- на третьей ступени - в организации в целом.
Первая ступень контроля осуществляется ежедневно в начале рабочего дня (смены) непосредственным руководителем работ совместно с уполномоченным (доверенным) лицом по охране труда. По выявленным при проверке нарушениям и недостаткам намечаются мероприятия по их устранению, определяются сроки и ответственные за исполнение. Устранение выявленных нарушений, как правило, должно проводиться работниками незамедлительно. Если недостатки, выявленные проверкой, не могут быть устранены собственными силами, то руководитель работ по окончании осмотра докладывает об этом вышестоящему руководителю для принятия соответствующих мер.


Результаты проверки фиксируются в специальном журнале первой ступени контроля, который хранится у руководителя работ.
Вторая ступень контроля проводится комиссией, возглавляемой руководителем подразделения организации, не реже двух раз в месяц. В состав комиссии входят представители службы охраны труда, профсоюзного комитета или иного уполномоченного работниками представительного органа, специалисты подразделения и служб организации. График проверки устанавливается руководителем подразделения по согласованию с профсоюзным комитетом и выдается руководителям работ и иным должностным лицам подразделения.
Результаты проверки фиксируются в журнале второй ступени контроля, который хранится у руководителя подразделения. При этом комиссия намечает мероприятия, а руководитель подразделения назначает исполнителей и сроки исполнения. Если намеченные мероприятия не могут быть устранены силами подразделения, то руководитель подразделения по окончании работы комиссии докладывает об этом вышестоящему руководителю для принятия соответствующих мер.
В случае грубого нарушения правил и норм охраны труда, которое может причинить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, работа приостанавливается комиссией до устранения этого нарушения.
Третья ступень контроля проводится комиссией, возглавляемой руководителем организации (его заместителем), не реже одного раза в квартал. В состав комиссии включаются руководитель службы охраны труда, руководители надзорных и иных служб организации, председатель профсоюзного комитета или иного уполномоченного работниками представительного органа. Проверка проводится в присутствии руководителя проверяемого подразделения.
Организация, проверка которой за один обход невозможна, проверяется по отдельным подразделениям по годовому графику с таким расчетом, чтобы в течение года каждое подразделение было обследовано не менее четырех раз.
График проверки утверждается руководителем организации, согласовывается с профсоюзным комитетом и выдается всем руководителям подразделений.
Комиссия третьей ступени может быть разделена на подкомиссии под руководством главных специалистов или заместителей руководителя организации для проведения проверок по отдельным подразделениям.
Результаты проверки оформляются актом и рассматриваются на совещании у руководителя организации. По итогам проверки разрабатываются мероприятия по устранению выявленных недостатков и нарушений с указанием сроков исполнения и ответственных лиц. В необходимых случаях руководителем организации издается приказ.


День охраны труда


Днем охраны труда, как правило, называется день, в котором проводится третья ступень контроля в организации. Другой формой Дня охраны труда может быть день, в котором проводится расширенное заседание комиссии (комитета) по охране труда организации с приглашением представителей руководителя организации и профсоюзного комитета или иного уполномоченного работниками представительного органа.
При подготовке Дня охраны труда производится сбор информации о замечаниях, недостатках и нарушениях, выявленных в процессе работы организации, после чего комиссия со специалистами составляет план устранения этих нарушений и план мероприятий по охране труда на последующий период работы, которые рассматриваются и утверждаются на заседании комиссии. Эти планы могут включаться в коллективный договор или соглашение по охране труда.


Комплексное обследование состояния
охраны труда в организации


Комплексное обследование состояния охраны труда в организации осуществляется комиссионно в порядке взаимопроверки. Состав комиссии и сроки проведения проверки устанавливаются приказом руководителя организации или вышестоящей организации.
Обследования состояния охраны труда должны проводиться в соответствии с Программой обследования состояния охраны труда, утверждаемой руководителем организации.
В состав комиссии включаются представители технических служб организации, осуществляющих надзор за правильной и безопасной эксплуатацией подведомственных объектов, представители профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа. При необходимости к участию в проведении обследования могут приглашаться представители соответствующих государственных органов надзора и контроля.
Для каждого члена комиссии определяются соответствующие подразделения организации, подлежащие обследованию, или указывается круг вопросов, подлежащих проверке по программе обследования.
По результатам обследования состояния охраны труда организации комиссией составляется акт и намечаются конкретные мероприятия и сроки по устранению выявленных недостатков по охране труда.
Руководители организаций вправе применять иные формы и методы контроля, направленные на обеспечение безопасности труда, сохранение жизни и здоровья работников.


Организация проведения контроля за соблюдением
требований охраны труда


Для проведения контроля за соблюдением требований охраны труда работодателем определяются должностные (функциональные) обязанности руководящему составу и специалистам организации по обеспечению безопасности труда, создается служба охраны труда, формируются комиссии по вопросам охраны труда. Распределение обязанностей по охране труда среди руководящего состава и специалистов оформляется в форме положения (стандарта предприятия) по охране труда или вносится отдельным разделом в должностные инструкции руководителей и специалистов организации.
Служба охраны труда создается в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации в зависимости от численности работников, специфики деятельности организации. Ее рекомендуется организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы. Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 22.01.2001 N 10.
В целях улучшения организации работы по охране труда, обеспечения взаимодействия работодателя и работников в организации создаются комиссии:
- по охране труда;
- по проверке знаний требований охраны труда работников организаций;
- по специальной оценке условий труда;
- по расследованию несчастного случая на производстве или профессионального заболевания (отдельно по каждому происшедшему случаю).
Порядок формирования и работы комиссий устанавливается соответствующими законодательными и нормативными правовыми актами по охране труда.


Взаимодействие с органами государственного и общественного
надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда


Работодатель осуществляет свою функцию по контролю за соблюдением требований охраны труда на основе взаимодействия и сотрудничества с государственными надзорными органами, органами управления охраной труда, профессиональными союзами и другими уполномоченными работниками, представительными органами на принципах социального партнерства.
Взаимодействие с органами государственного надзора и контроля, органами управления охраной труда осуществляется через:
- беспрепятственный допуск представителей органов для проведения проверок условий и охраны труда в организации, расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и участие в совместной работе;
- предоставление должностным лицам органов информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
- своевременное выполнение предписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля.
Взаимодействие с профессиональными союзами и иными уполномоченными работниками, представительными органами осуществляется через привлечение уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, иных представителей профсоюзной организации к работе в комиссиях по вопросам охраны труда, к участию в проведении многоступенчатого контроля, Дней охраны труда, иных форм и методов контроля, рассмотрение представлений органов общественного контроля.

01.12.2016

Организация контроля за состоянием охраны труда

Периодическая оценка соответствия работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда производится для повышения эффективности управления охраной труда на предприятиях, в организациях, филиалах и подразделениях. Постоянный контроль состояния условий и охраны труда на рабочих местах является одним из основных управленческих принципов обеспечения безопасности труда и действенным средством предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Основные виды контроля за состоянием охраны труда в организациях

Основными видами контроля за состоянием охраны труда в организациях являются:

  1. Оперативный контроль руководителя работ и других должностных лиц.
  2. Административно-общественный (трехступенчатый) контроль.
  3. Контроль, осуществляемый службой охраны труда.

Контроль в сфере охраны труда осуществляется за:

  • соблюдением работниками требований законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;
  • обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • соблюдением порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
  • выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом коллективного договора, касающимся вопросов охраны труда, соглашением по охране труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве (информация из акта по форме Н-1), выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда;
  • наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;
  • проведением специальной оценки условий труда и подготовкой к сертификации работ по охране труда;
  • своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;
  • эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем, состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;
  • своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране труда;
  • организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • санитарно-гигиеническим состоянием производственных и вспомогательных помещений;
  • организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;
  • правильным расходованием в подразделениях средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
  • своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов;
  • использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательством.

Постоянный профилактический контроль состояния условий и охраны труда на рабочих местах – одно из действенных средств предупреждения аварий, инцидентов, производственного травматизма и профессиональных заболеваний – осуществляется путем оперативного выявления отклонений от требований охраны труда с оперативным принятием необходимых мер по их устранению.

Контроль состояния охраны труда в любой организации является одним из основных управленческих принципов обеспечения безопасности труда, без реализации которого невозможно эффективное функционирование системы управления охраной труда. Естественно, что оперативное слежение за состоянием техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности может осуществляться людьми, которые ежесменно находятся на рабочих местах.

Трехступенчатый контроль за состоянием охраны труда в организации

В зависимости от специфики производства, структуры предприятия, контроль может производиться:

I. Первая ступень – руководителями I уровня управления – непосредственные руководители работ на производственных объектах и руководители производственных объектов (мастера, механики, энергетики, технологи и др.) на участке цеха, строительной площадки, в смене или бригаде.

II. Вторая ступень – руководителями II уровня управления – руководители подразделений (начальники подразделений и их заместители) в цехе, на строительной площадке, на производстве или участке предприятия.

III. Третья ступень – руководителями III уровня управления – руководители и главные специалисты организации (работодателя) на предприятии в целом.

Каждая ступень контроля должна осуществляться на определенном уровне управления по установленной программе в установленные сроки.

  • Руководители I уровня ежедневно в начале рабочего дня (смены), а при необходимости (работа с повышенной опасностью и др.) – и в течение рабочего дня (смены).
  • Руководители II уровня управления осуществляют контроль не реже одного раза в неделю , как правило, с той частотой, с которой они непосредственно присутствуют на производственных объектах.
  • Руководители III уровня управления осуществляют контроль не реже одного раза в месяц .

Руководство организацией контроля осуществляет руководитель предприятия. Результаты проведения контроля должны фиксироваться в специализированных журналах.

I. Первая ступень контроля за состоянием охраны труда в организации

  • выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
  • состояние и правильность организации рабочих мест (расположение и наличие необходимого инструмента, приспособлений, защитных устройств, заготовок и др.);
  • состояние проходов, переходов, проездов;
  • безопасность технологического оборудования, грузоподъемных и транспортных средств;
  • соблюдение правил электробезопасности при работе с электроинструментом и на электроустановках;
  • соблюдение правил складирования заготовок и готовой продукции;
  • исправность приточной и (или) вытяжной вентиляции, местных отсосов, пыле- и газоулавливающих устройств;
  • соблюдение правил безопасности при работе с вредными и пожаровзрывоопасными веществами и материалами;
  • наличие и соблюдение работающими инструкций по охране труда;
  • наличие первичных средств пожаротушения;
  • наличие у работающих соответствующих удостоверений на право проведения отдельных видов работ (работ на грузоподъемных средствах, работ с пиротехническим инструментом и др.).

По выявленным при проверке нарушениям намечаются мероприятия по их устранению, определяются сроки и ответственные за исполнение. Если недостатки, выявленные проверкой, не могут быть устранены незамедлительно, то руководитель подразделения должен по окончании осмотра доложить об этом вышестоящему руководителю для принятия соответствующих мер.

В случае выявления грубого нарушения правил и норм охраны труда, могущего причинить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, работа приостанавливается до устранения этого нарушения.

Результаты проверки записываются в журнал первой ступени контроля, который должен находиться у руководителя подразделения.

Непосредственные руководители объектов (начальники цехов, участков и т. д.) не реже одного раза в неделю проверяют состояние условий охраны труда на рабочих местах, а также работу руководителей работ (бригадиров, мастеров и т.п.) по проведению первого уровня оперативного контроля и принимают оперативные меры по устранению выявленных нарушений и недостатков.

II. Вторая ступень контроля за состоянием охраны труда в организации

  • организацию и результаты работы первой ступени контроля;
  • выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения второй и третьей ступеней контроля;
  • выполнение приказов и распоряжений руководителя предприятия и начальника цеха, решений комитета профсоюза по вопросам охраны труда;
  • выполнение мероприятий по предписаниям органов надзора;
  • выполнение мероприятий по материалам расследования несчастных случаев;
  • исправность и соответствие производственного оборудования, транспортных средств, технологических процессов требованиям по охране труда;
  • соблюдение графиков планово-предупредительных ремонтов оборудования, вентиляционных и аспирационных систем и установок;
  • состояние переходов и галерей;
  • состояние уголков и стендов по охране труда, наличие сигнальных цветов и знаков безопасности;
  • наличие и состояние противопожарных средств, путей эвакуации;
  • соблюдение правил безопасности при работе с вредными и взрывопожароопасными веществами и материалами;
  • своевременность и качество проведения инструктажа работающих по охране труда;
  • наличие и правильность использования работающими средств индивидуальной защиты;
  • обеспеченность работающих лечебно-профилактическим питанием, молоком и другими профилактическими средствами;
  • состояние санитарно-бытовых помещений и устройств;
  • соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.

Результаты проверки записываются в журнал второй ступени, который должен храниться у начальника цеха. При этом комиссия назначает мероприятия, а начальник цеха назначает исполнителей и сроки исполнения.

В случае невозможности выполнения мероприятий силами цеха начальник цеха обязан доложить об этом вышестоящему руководителю для принятия соответствующих мер.

III. Третья ступень контроля за состоянием охраны труда в организации

  • организацию и результаты работы первой и второй ступеней контроля;
  • выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения предыдущей третьей ступени контроля;
  • выполнение приказов и распоряжений вышестоящих хозяйственных организаций, постановлений и решений профсоюзных органов, предписаний и указаний органов надзора, приказов руководителя предприятия и решений комитета профсоюза по вопросам охраны труда;
  • выполнение мероприятий, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, комплексными планами по охране труда и другими документами;
  • выполнение мероприятий по материалам расследования тяжелых и групповых несчастных случаев и аварий;
  • обеспеченность рабочих средствами индивидуальной защиты, правильность их выдачи, хранение, организация стирки, чистки и ремонта;
  • подготовленность персонала подразделений к действиям в аварийных ситуациях и др.

Третья ступень контроля проводится комиссией, возглавляемой руководителем или главным инженером предприятия, и руководителем профсоюзной организации не реже одного раза в месяц.

В состав комиссии входят руководитель службы охраны труда, председатель комиссии по охране труда, руководители технических служб, руководитель надзора за зданиями и сооружениями, начальник пожарной охраны (ответственный за пожарную безопасность).

Крупное предприятие, проверка которого за один обход невозможна, проверяется по отдельным цехам (объектам) по годовому графику, составленному с таким расчетом, чтобы в течение года был обследован каждый цех не менее четырех раз, а цехи с повышенной опасностью и неблагополучные в отношении охраны труда – не менее шести раз.

Комиссия третьей ступени контроля может быть разделена на ряд подкомиссий под руководством главных специалистов или заместителей главного инженера для проведения проверок по отдельным объектам предприятия.

Результаты проверки должны оформляться актом и в недельный срок обсуждаться на совещании у руководителя предприятия с участием членов комиссии по охране труда комитета профсоюза. На совещании у руководителя предприятия должны присутствовать все руководители цехов, участков, служб. На совещании заслушиваются руководители тех цехов, участков, служб, где выявлено неудовлетворительное состояние охраны труда.

Проведение совещания рекомендуется оформлять протоколом с указанием мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, сроков исполнения и ответственных лиц. В необходимых случаях руководителем предприятия по итогам проверки издается приказ.

Ежемесячный день проведения контроля третьей ступени может именоваться как «День охраны труда».

tagPlaceholder Tags: статьи

20.08.2018

Представляет собой комплекс мероприятий по объективному изучению знаний сотрудников организации в области безопасности производства их трудовых обязанностей и опасных факторов работы.

Такие мероприятия подразделяются в зависимости от основания проведения и подлежат обязательному документальному отражению во внутренних локальных актах организации.

Обязательность проведения проверок знаний установлена федеральным законодательством.

Работодатель лишь в пределах своей компетенции может изменяться сроки некоторых видов проверки, но обязан осуществлять их не реже указанного в законе.

При этом осуществлением таких мероприятий занимается специальное подразделение организации – отдел по охране труда или же специально созданная из сотрудников организации.

Кто подлежит проверке на предприятии?

Проведение мероприятий по оценке и проверке знаний сотрудников предприятия проводится в отношении двух больших категорий:

В зависимости от специфики работы организации, учитывая разнообразие различных должностей, проверка может проводиться и для вспомогательного персонала , сотрудников лишь вновь принятых на работу и граждан, проходящих практику от учебного заведения.

Данные случаи должны в обязательном порядке подкрепляться приказом учреждения с указанием персональных данных проверяемого и занимаемой должности.

Как часто проводится в организации — периодичность

Частота проведения проверок также регламентирована федеральным законодательством.

Когда проводится для различных сотрудников:

  • в отношении работников и руководителей, осуществляющих трудовую деятельность при работе с опасными, горючими, вредными или химическими веществами проверки знаний требований по охране обязательно не менее 2 раз в год . Решением руководства периодичность таких мероприятий может быть увеличена;
  • для остальных категорий работников — минимум один раз в год , и по решению руководства. При обязательном согласовании с профсоюзной организацией периодичность может быть также увеличена.

Кто назначается ответственным?

Проведением и реализацией мероприятий проверки занимается специально уполномоченный специалист по охране труда , имеющий соответствующее образование, подтвержденное наличием сертификата прохождения курсов повышения квалификации в центре обучения.

Также при осуществлении масштабного контроля производстве может быть создана специальная комиссия из состава сотрудников организации.

Главным требованием при создании является наличие у всех членов комиссии соответствующих знаний в области охраны труда.

Создание проверяющих органов регламентируется приказом руководства по предприятию, который обозначает вид проверки, сроки и место проведения, а также круг ответственных лиц.

Что проверяют?

В зависимости от вида проверки осуществляются мероприятия по изучению знаний сотрудников организации в сферах:

  • знания нормативных актов федерального законодательства и локальных актов предприятия в области охраны труда с учетом специфики работы организации и занимаемой должности работника;
  • меры предотвращения нештатных и чрезвычайных ситуаций в организации сотрудниками предприятия;
  • недопущения возникновения причинения вреда здоровья себе и окружающим в процессе трудовой деятельности;
  • специфику норм охраны труда с учетом оборудования, на котором работает сотрудник;
  • первичные меры оказания медицинской помощи при возникновении несчастного случая на производстве;
  • правила обращения с опасными и вредными веществами на производстве;
  • правила пожарной охраны и электробезопасности на предприятии.

Осуществление проверки проводится с учетом составленной программы , в которую могут быть включены иные вопросы, связанные со спецификой работы организации.

Порядок проведения

Проведение очередной проверки связано с плановыми работами системы охраны труда на предприятии.

Такое мероприятие осуществляется в следующем порядке:

При отрицательном прохождении проверки работник не может быть допущен к осуществлению своих трудовых обязанностей .

Также в отношении работников, не прошедших контроль, руководство может вынести меры дисциплинарного наказания и направить его на повторное прохождение инструктажа и обучения, а затем

Я думаю, будет полезным определить некоторые важные моменты и особенности при проведении проверки по охране труда , государственным инспектором труда! Имея в виду должный порядок проведения проверки, права инспектора труда, его обязанности и ограничения в действиях, можно как минимум минимизировать последствия после проведения проверки по охране труда!

Для начинающих, пожалуй, начну с основ проверки как таковой.

Проверка по охране труда подразделяется на плановую и внеплановую проверки. Так же подразделяются на документальные и выездные, но о них я не буду сейчас.

Теперь что касается внеплановой проверки по охране труда. Такая проверка также отображается в годовом плане проверок. Внеплановая проверка по охране труда может иметь большее количество и частоту ее проведения т.к. ее проведение напрямую зависит от поступления письменных заявлений (жалоб) от сотрудников организации. Принцип таков: чем хуже отношение руководителя организации к своим сотрудникам, в плане трудовых отношений и условий труда на рабочих местах, тем большее количество проверок по охране труда ожидает этого руководителя.

О правилах проведения проверки.

Основной ссылкой в этом разделе, пожалуй, будет все тот же ФЗ № 294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля ". Приведу основные статьи и пункты из этого чудо закона, которые стоит иметь в виду.

>Пункт 1, статья 13. Продолжительность проверки не может превышать двадцать рабочих дней (20 дней).
Пункт 3, статья 13. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем инспекции труда, но не более чем на двадцать рабочих дней (не более 20 дней).
Статья 16. Результаты проверки должны быть отражены в акте проверки, один экземпляр которого в обязательном порядке вручается представителю работодателя. В этой же статье приводятся требования к форме и содержанию такого акта.
Статья 20. Результаты проверки, проведенной государственным инспектором труда, с грубым нарушением установленных Законом № 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения работодателем трудового законодательства.

Имейте в виду, что к таким нарушениям относиться:

— проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя инспекции труда;
— требование документов, не относящихся к предмету проверки;
— превышение установленных сроков проведения проверок;
— непредставления работодателю акта проверки.

Так же следует знать что, проверка по охране труда проводиться исключительно в рамках предмета и объекта проверки, обозначенных в распоряжении (приказе) о проведении проверки. К примеру, предметом проверки является трудовые правоотношения. В таком случае, государственный инспектор труда не имеет право проверять документы по охране труда. Инспектор так же не имеет право требовать документы, информацию, образцы продукции, проб обследования производственной среды, если таковые не являются объектами проверки и/или не относятся к предмету проверки.

Стоит еще отметить, что при проведении проверки, инспектор труда не вправе изымать оригиналы документов даже в том случае, если они являются предметом этой проверки.

Об ограничении прав инспектора труда.

Привожу три законодательных документа, которые достаточно серьезно ограничивают полномочия государственного инспектора труда и регламентируют его работу в целом. Итак, об «ограничителях»:

1. Все тот же Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля ";
2. Трудовой кодекс Российской Федерации;
3. Конвенция № 81, принятая в Женеве от 11.07.1947 Международной организацией труда «Об инспекции труда в промышленности и торговле».

Тут стоит принять во внимание один момент. Эти три нормативных документа в некоторых моментах имеют противоречия. Вот некоторые из них. В соответствии с ФЗ № 294, государственный инспектор труда не имеет право проводить проверку в том случае, если при ее проведении нет руководителя организации или иного доверенного или ответственного лица. Не смотря на это, в противоречие вступает трудовой кодекс Российской Федерации, который дает право государственному инспектору труда не уведомлять о своем присутствии руководителя организации или его доверенного лица (представителя), что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля статья 360 ТК РФ и статья 12 Конвенции МОТ № 81 об инспекции труда. Противоречия имеются в моментах, регламентирующие количество и частоту проведения проверок. В действующем любимом ФЗ № 294, установлено ограничение, а именно проверять организацию не чаще одного раза в 3 года, тогда как в не менее действующей конвенции МОТ № 81 есть статья 16 в которой говориться о том, что предприятия подвергаются проверке столько, сколько надо для обеспечения эффективного применения соответствующих законодательных положений.

Несмотря на то, что все три нормативных документа являются на данный момент действующими, приоритет при проведении проверки имеет замечательный ФЗ № 294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля ".

Памятка сотрудников при проверке.

Для минимизирования или полного исключения нештатной ситуации при проверке. Необходимо проводить специфическое обучение персонала по взаимодействию с проверяющими лицами.

Примерная памятки или инструкция (Московский бухгалтер. Октябрь 2004 №10) может содержать следующие пункты:

1. Незамедлительно сообщите об этом по телефону в свою администрацию.
2. Проверьте документы контролеров и, по возможности, снимите с них копии или перепишите оттуда данные (Ф.И.О. инспектора, его должность, подразделение и т.п.).
3. Попросите у контролера копию или экземпляр постановления о проверке.
4. Скажите проверяющему, что все пояснения и ответы на вопросы вы можете давать только с разрешения руководства.
5. Если проверяющие все-таки настаивают на пояснениях, то отказывайтесь, обосновывая это тем, что вы подписали должностную инструкцию и вас уволят, если вы ее нарушите. В крайнем случае отвечайте, что все происходит в соответствии с действующим российским законодательством.
6. Не предъявляйте документы, которые не относятся к предмету проверки.
7. Если инспектор составит протокол о правонарушении, не отказывайтесь ставить свою подпись. Однако рядом с подписью напишите фразу: «С возражениями». Если проверяющий спросит, когда вы представите возражения, отвечайте, что уполномоченный представитель фирмы с ним свяжется и обговорит этот вопрос.
8. Всегда держите памятку при себе. Не давайте ее в руки проверяющему.

Как-то так может выглядеть примерная памятка для сотрудников организации.

Примерный перечень документов, запрашиваемых при проверке.

Обжалование предписания инспектора
В случае, когда государственный инспектор труда произвел проверку в Вашей организации с явными нарушениями, руководитель (его доверенное лицо) может обжаловать его решение на основании выданным этим инспекторам предписание об устранении нарушений или/и постановлений о привлечении к административной ответственности.

Напомню, что если при проведении проверки явно есть нарушения со стороны инспектора труда, при вручении им этого предписания, напишите рядом с подписью «С возражением». Если инспектор труда спросит, когда вы представите возражения, отвечайте, что доверенное лицо организации с ним свяжется и обговорит этот вопрос.

Имейте ввиду, что после того как Вы получили постановление о привлечении к административной ответственности (его копию), жалобу можно подать в течении десяти суток (10 суток) со дня вручения. А в суд же можно обратиться в трех месячный срок (3 месяца) со дня, когда стало известно о нарушении прав.

P.S. Помните самое главное, что государственные инспекторы труда, то же люди. Они такие же обычные люди, как и большинство остальных. У них в работе свои заботы, свои проблемы. Излишне бояться их как некто опасных и злых, наивно. Страх перед проверяющим, дает только повод этому проверяющему. Поэтому при взаимодействии с инспектором труда, ведите себя спокойно и обособленно. Поддерживайте диалог. Ведь теперь Вы знаете, как пройти проверку по охране труда в своей организации.

На этом всё. Спасибо за внимание!

Общий надзор и контроль за тем, как работодатели соблюдают требования трудового законодательства, поручен трудовой инспекции (ч. первая ст. 353 ТК РФ). Однако в отдельных сферах деятельности проверять могут и другие государственные структуры (ч. вторая ст. 353 ТК РФ). К ним относятся Ростехнадзор, Роспотребнадзор. Особняком среди проверяющих стоит прокуратура.

Каждая контролирующая структура имеет свой круг полномочий. Например, изучая, как работодатели соблюдают правила охраны труда, трудовая инспекция может:

  • посещать беспрепятственно в любое время суток организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей – физических лиц;
  • запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них необходимые документы, объяснения, информацию;
  • изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ;
  • расследовать несчастные случаи на производстве;
  • предъявлять работодателям и их представителям предписания об устранении нарушений трудового законодательства;
  • направлять в суды требования о ликвидации предприятий или прекращении деятельности их структурных подразделений;
  • выдавать предписания об отстранении от работы сотрудников, не прошедших обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
  • запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным техническим требованиям и требованиям охраны труда;
    составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях.

Ростехнадзору дано право проверять, как соблюдаются требования:

  • ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности (на объектах использования атомной энергии);
  • промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, которые применяются на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах;
  • безопасности в электроэнергетике;
  • безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами;
  • пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ;
  • собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления);
  • технических регламентов в установленной сфере деятельности.

Роспотребнадзор вправе проверять, как выполняются требования законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также технических регламентов.

Прокурор надзирает за исполнением законов, в том числе и по охране труда . Он может:

  • предъявив служебное удостоверение, беспрепятственно входить на территории и в помещения проверяемых организаций и предприятий, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей информацией о фактах нарушения;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и других сведений;
  • требовать проведения проверок по поступившим в прокуратуру материалам и обращениям граждан;
  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;
  • выносить представления с требованием устранить нарушения;
  • возбудить административное дело;
  • обратиться в суд в защиту прав работников или с требованием принудить к выполнению закона;
  • требовать проведения проверки другими контролирующими структурами, которые обязаны выполнить требование немедленно.

Несмотря на размытость формулировок закона, в реальности прокуратура обладает самыми большими полномочиями. Однако она не подменяет собой другие контролирующие структуры.

Профсоюзные инспекторы труда – это уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов. Они также наделены правом контролировать, как работодатели соблюдают трудовое законодательство. Однако объём их широких полномочий ограничен возможностью проверки только тех работодателей, у которых работают члены данного профсоюза (ст. 370 ТК РФ).

Виды и периодичность проверок

Плановые проверки

Плановые мероприятия проводятся не чаще одного раза в три года . Если проверка комплексная, в ходе контроля вместе с вопросами охраны труда проверяют правильность ведения кадровой документации, локальные нормативные акты и пр. Если тематическая – занимаются только охраной труда.

Документарная проверка проводится в инспекции или другом контрольном ведомстве. Проверяющие присылают работодателю запрос, в котором содержится перечень интересующих их документов. Она не может длиться более 20 дней, на малых предприятиях – 50-ти часов, а на микропредприятиях – 15 часов в год . Если требование в установленные сроки не выполнить, документарная проверка может превратиться в выездную.

Выездная проверка проводится на территории работодателя.

Внеплановые проверки

Они периодичности не имеют. Внеплановое мероприятие назначается, когда нужно проверить, выполнено ли предписание трудовой инспекции (контрольная проверка), или когда поступила жалоба от работника (целевая). Основанием может служить также сообщение в СМИ или сведения из других источников о том, что в организации не все благополучно с правилами охраны труда и т. д.

Предупреждает

Владимир ПАНИН,

Генеральный директор компании Addaptic (Москва)

Проверяющие могут появиться на пороге организации без предупреждения, если основанием для их визита послужила жалоба работника о нарушении его прав

Жалоба или сообщение признается основанием для контроля, если она содержит сведения:

  • о нарушении работодателем трудовых прав работников;
  • о возникновении угрозы причинения вреда здоровью и(или) жизни работников, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
  • о причинении вреда здоровью и(или) жизни работников, окружающей среде, а также возникновение аварийных и чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Внеплановая проверка может проводиться в документарной и(или) выездной форме (п. 4 статьи 10 ФЗ №294).

Как проходит проверка

Как проходит плановая проверка

Плановой выездной проверке предшествует уведомление от контролирующей структуры. Оно должно прийти на предприятие не менее чем за три рабочих дня до появления инспекторов.

Когда проверяющие появятся на пороге вашей организации, они обязаны предъявить свои служебные удостоверения и распоряжение на проверку. В нем должны быть указаны:

скачать и распечатать образец
скачать и распечатать шаблон

Если инспекторам потребуется, они могут привлечь для проведения проверки экспертов в какой-либо узкой области знаний. Поэтому не удивляйтесь, если к вам придет целая группа инспектирующих.

Предупреждает

Тимур АБЛАТЫПОВ,

Директор сертификационно-методической компании ООО «Центр Качества» (Казань)

В план проверок, как правило, попадают организации, у которых есть проблемы с охраной труда. Поводом может послужить произошедший несчастный случай

Как проходит внеплановая проверка

Внеплановая проверка начинается иначе. Контролеры не всегда обязаны уведомлять о своем появлении. Так, уведомление не менее чем за сутки должно быть направлено работодателю, если мероприятие проводится:

  • по материалам, поступившим из прокуратуры;
  • с целью проверить, как исполнено ранее выданное предписание.

О своем появлении инспекторы не предупреждают, если основанием является жалоба работника о нарушении его прав или сообщение о нарушении требований охраны труда, которое угрожает жизни и здоровью работников. Тем не менее распоряжение руководителя контролирующего ведомства должно быть на руках у инспекторов. Его отсутствие является грубым нарушением правил проведения проверок .

Процедура документарной проверки

Документарная проверка начинается с того, что на предприятие приходит уведомление из Рострудинспекции о начале контрольного мероприятия. Вместе с ним инспекторы присылают копию распоряжения своего руководителя и мотивированный запрос, в котором указан перечень документов, которые требуются проверяющим. Их перечень определяется исходя из объема контрольного мероприятия.

Трудовая инспекция не вправе требовать документы, которые не относятся к предмету проверки. Работодатель должен в течение 10 рабочих дней отправить в инспекцию копии документов, заверенные печатью организации. Если запрос поступил индивидуальному предпринимателю, и у него нет печати, допустимо отправить копии без ее оттиска.

Если работодатель не уложится в отведенный законом срок, его ждет штраф в размере от 100 до 300 рублей для граждан, от 300 до 500 рублей для должностных лиц, и от 3000 до 5000 рублей для организаций (ст. 19.7 КоАП РФ).

В течение 20 рабочих дней инспекторы рассматривают поступившие документы. Если они обнаружат противоречия, ошибки или предоставленных сведений окажется недостаточно, то потребуют от работодателя письменных объяснений. На ответ работодателю дается еще 10 рабочих дней. Если же и пояснения их не устроят, руководитель территориального отдела Рострудинспекции издаст соответствующее распоряжение, и документарная проверка превратится в выездную.

Процедура выездной проверки

Придя на предприятие, инспекторы потребуют предоставить перечень документов, который указан у них в распоряжении на проверку. Как правило, проверяющие запрашивают:

  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • свидетельство о постановке на налоговый учет;
  • устав;
  • договор аренды или свидетельство на собственность;
  • трудовые договоры с работниками;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • коллективный договор;
  • инструкции по охране труда;
  • журналы инструктажей по охране труда;
  • положение о службе охраны труда;
  • должностные обязанности руководителя по охране труда;
  • приказ о назначении ответственного по охране труда;
  • карты аттестации рабочих мест;
  • план организационно-технических мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
  • карточки выдачи СИЗ работникам;
  • журналы учета выдачи СИЗ;
  • приказы о предоставлении дополнительных отпусков (если есть вредные и опасные факторы производства).

Получив требуемые документы, проверяющие внимательно их изучат. Не стоит надеяться, что они упустят из виду мелкие огрехи. Затем инспекторы обязательно пройдут по территории предприятия, посмотрят, как в реальности выполняются правила охраны труда, используются ли средства индивидуальной защиты, имеются ли необходимые информационные таблички и плакаты. Если в мероприятии участвует эксперт, могут быть взяты пробы воздуха в рабочих зонах, проведены замеры освещенности, шума и т.д. Самые въедливые контролеры опросят рабочих, проводятся ли с ними инструктажи, обучение по охране труда, поговорят о реальных условиях работы и т.п.

Все выявленные недочеты будут учтены и отражены в акте проверки.

скачать и распечатать образец
скачать и распечатать шаблон

После того как акт составлен, его копия вручена представителю работодателя, инспектор делает запись в журнале учета проверок юридического лица или индивидуального предпринимателя. На этом процедура проверки заканчивается.

Ответы на ваши вопросы

Может ли трудовой инспектор отстранить от работы руководителя организации?
Во время проверки трудовой инспекцией обнаружилось, что наш руководитель организации не прошел обучение по охране труда. Инспектор грозится отстранить его от работы. Он может это сделать?
Иван КОЖЕВНИКОВ, ответственный за охрану труда (Волгоград)

Нет, сам он отстранить не может. Но вправе выдать такое предписание работодателю. Причиной может послужить то, что руководитель не прошел обучение по охране труда.

Какие действия предпримет проверяющий, если обнаружит, что организация скрыла несчастный случай?
На нашем предприятии работник получил небольшую травму. Руководитель настоял на том, чтобы случай не расследовать и не сообщать о нем, поскольку работник отказался брать больничный. Теперь у нас проверка по охране труда. Если инспекторы узнают о случившемся, как они поступят?
Таисия ВАСИЛЬЕВА, инспектор отдела кадров, ответственная по охране труда (Можайск)

Если об этом станет известно трудовом инспектору, он проведет собственное расследование. Установив, что несчастный случай действительно был, он оштрафует ответственных за охрану труда, а материалы проверки отправит в прокуратуру. Дальнейшее разбирательство может привести в лучшем случае к тому, что прокурор оформит предостережение, в худшем – может быть возбуждено уголовное дело. Кроме того, ФСС России также не останется в стороне и оштрафует работодателя на сумму от 5 000 до 10 000 рублей.

Если проверяющие нашли небольшие недочеты в инструкциях по охране труда, за это тоже оштрафуют?
Нас проверила трудовая инспекция. Серьезных нарушений не нашли. Выявили несколько недочетов по содержанию инструкций по охране труда. За это тоже будет штраф?
Василиса ДМИТРИЕВА, специалист по охране труда (Зеленоград)

Не обязательно. Инспекторы предоставят время, чтобы устранить выявленные недостатки. Для этого они выдадут предписание и установят срок его исполнения. Если же требование не будет выполнено, штраф неминуем.



Просмотров