N 209 фз о геодезии и картографии. Вступил в силу закон о геодезии, картографии и пространственных данных. Вступление в силу настоящего Федерального закона

С целью регламентирования деятельности в области геодезии и картографии, а также относящихся к ним отношений по работе с соответствующей информацией на современном технологическом уровне был принят федеральный закон № 431-ФЗ.

Основные положения

Федеральный закон № 431-ФЗ “О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” Государственная Дума приняла в третьем чтении 22 декабря 2015 года, Совет Федерации одобрил 25 декабря того же года. Закон был подписан президентом и вступил в силу 30 декабря 2015 года.

Настоящее законодательство регулирует геодезическую и картографическую деятельность, а также относящиеся к ней отношения по поиску, сбору, хранению, обработке, предоставлении и распространении данных о пространстве, включая использование современных технологий информационных систем.

Читайте также о последних изменениях в ФЗ N 129 о государственной регистрации юридических лиц 2017

ФЗ-431 состоит из 32 статей и 6 глав следующего содержания:

  • Глава 1 (ст. 1 — 6) описывает общие положения законодательства, определяет сферу его действия, правовую базу, а также обозначает субъекты картографических и геодезических отношений и соответствующие им виды деятельности;
  • Глава 2 (ст. 7 — 9) определяет предпосылки, обеспечивающие развитие геодезии в Российской Федерации;
  • Глава 3 (ст. 10 — 17) предусматривает перечень государственных фондов для хранения, обработки и распространения пространственных данных;
  • Глава 4 (ст. 18 — 20) устанавливает порядок информационного обеспечения геодезических и картографических работ;
  • Глава 5 (ст. 21 — 24) описывает государственные мероприятия по регламентированию геодезии и картографии;
  • Глава 6 (ст. 25 — 32) содержит заключительные положения о вступлении законодательства в силу и внесении поправок в другие правовые документы, регулировавшие геодезическую и картографическую деятельность.

Ознакомьтесь с последними изменениями ФЗ 68

Геодезическая деятельность подразумевает выполнение следующих работ:

  • определение координат и высот отдельных земных точек и объектов;
  • фиксация хронологической динамики изменения координатных точек и объектов;
  • определение характеристик фигуры Земли;
  • измерение гравитационного поля;
  • создание геодезических сетей различного предназначения.

Картографическая деятельность заключается в выполнении следующих работ:

  • сбор и обработка пространственных данных;
  • отображение собранных сведений при составлении планов, карт и атласов;
  • осуществление фотометрических и топографических работ;
  • создание топографических карт различного назначения.

Сведения о пространстве хранятся в следующих, утвержденных государством, фондах:

  • федеральном;
  • региональные;
  • ведомственные;
  • оборонные.

Настоящим законодательством регулируется осуществление картографической и геодезической деятельности в следующих целях:

  • градостроительство;
  • кадастровая деятельность;
  • землеустройство;
  • недропользование;
  • установление, изменение и уточнение координат Государственной границы РФ;
  • измерение и установление границ субъектов Российской Федерации и муниципиев.

При осуществлении геодезических работ физическими и юридическими лицами, указанные представители обязаны следовать требованиям Постановления Правительства № 1099 от 28.10.2016 “О лицензировании геодезической и картографической деятельности”. Согласно положениям данного документа все лица, осуществляющие геологические и картографические исследования, измерения и последующие действия с полученной информацией, обязаны обладать соответствующей лицензией. Исключение составляют Вооружённые Силы Российской Федерации. Также частные лица и организации, осуществляющие свои дейятельность в указанной сфере, обязаны пользоваться только оборудованием, которое соответствует требованиям закона об единстве измерений и прошло соответствующую проверку.

Полезно знать о последних изменениях в ФЗ № 161. подробности

Статьёй 4 настоящего законодательства определяются следующие субъекты геодезических и картографических отношений:

  • государственные органы власти федерального значения;
  • региональные органы госвласти;
  • местные организации самоуправления;
  • граждане РФ — физические и юридические лица;
  • иностранные граждане и организации.

Представители государственной власти в рамках настоящего закона могут осуществлять геодезические и картографические мероприятия, в случае надобности результатов последних для исполнения соответствующих обязательств.

Работы в сфере геодезической и картографической деятельности, результаты которых предназначены для оборонных целей Российской Федерации, организовываются уполномоченным в сфере реализации соответствующего раздела госполитики органом федеральной исполнительной власти.

Подробнее о ФЗ о политических партиях в Российской Федерации можно прочесть

Изменения, внесенные в закон о геодезии и картографии

Последние поправки законодательства о геодезических и картографических отношениях были произведены 3 июля 2016 года при принятии федерального закона № 361-ФЗ. Данные изменения являются единственными в настоящее время.

В ходе последней редакции ФЗ-431 была признана утратившей силу статья 28, предусматривающая внесение поправок в Федеральный закон “О государственном кадастре недвижимости”. Исключение данной статьи обусловливается принятием нового законодательства о кадастре и признанием недействительным старого.

Скачать действующую редакцию 431 ФЗ

Для подробного ознакомления с положениями федерального закона № 431-ФЗ от 30.12.2015 “О геодезии, картографии и пространственных данных” рекомендуется скачать актуальную редакцию нормативного документа по ссылке ниже.


Новый Федеральный закон о геодезии, картографии и пространственных данных и создание ИПД РФ

Распоряжением Правительства РФ от 21 августа 2006 г. № 1157-р была одобрена Концепция создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации (далее — Концепция ИПД РФ). Можно констатировать, что этот документ дал определенный импульс работам по созданию компонентов инфраструктуры пространственных данных на региональном и муниципальном уровнях. В настоящее время практически все федеральные органы исполнительной власти и значительное число органов государственной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления, создали и развивают геопорталы для обеспечения исполнения возложенных на них функций.

Имеется ряд успешных проектов, реализующих с разной степенью полноты компоненты ИПД РФ. К их числу можно отнести, в частности, следующие:

  • геопортал Роскосмоса;
  • географический портал Воронежской области;
  • геопортал Республики Коми;
  • геопортал электронного правительства Самарской области;
  • публичную кадастровую карту Росреестра;
  • геопортал Белгородской области;
  • региональную геоинформационную систему Санкт-Петербурга;
  • отраслевой узел Единого геоинформационного пространства города Москвы (геопортал Москомархитектуры);
  • Федеральную государственную информационную систему территориального планирования (ФГИС ТП);
  • геопортал Кировской области;
  • геопортал Республики Татарстан; - геопортал Республики Бурятия.

Созданы и широко используются различные коммерческие ресурсы пространственных данных. Наиболее известным проектом такого рода в России является поисково-информационная картографическая служба Яндекс. Карты. Среди российских картографических краудсорсинговых проектов следует отметить сервис Яндекс. Народная карта.

В то же время, накопленный за прошедшее десятилетие опыт показывает, что некоторые положения Концепции ИПД РФ не согласуются со сложившейся в Российской Федерации системой обеспечения картографо-геодезической информацией и не конкретизированы с точки зрения их практической реализации.

Базовые пространственные данные

В первую очередь, это относится к декларированной в Концепции ИПД РФ идее создания системы базовых пространственных данных (БПД). Рассмотрим подробнее это понятие. Базовые пространственные данные определяются в Концепции ИПД РФ как «разрешенные к открытому опубликованию цифровые данные о наиболее используемых пространственных объектах, отличающихся устойчивостью пространственного положения во времени и служащих основой позиционирования других пространственных объектов», состав которых предлагается устанавливать путем принятия соответствующих нормативно-правовых актов.

При этом одним из первых шагов по реализации Концепции ИПД РФ должна стать разработка и принятие нормативно-правовых актов, регулирующих порядок создания и использования базовых пространственных данных. Кроме неконкретности предлагаемых признаков, по которым пространственные данные будут относить к категории базовых, очевидным недостатком предлагаемого определения является то, что в него не укладывается ряд типов данных, применяемых большинством специалистов в качестве базовых - ортофотоизображения, цифровые модели рельефа и т. п.

В соответствии с ГОСТ Р52438-2005 «Географические информационные системы. Термины и определения», базовые пространственные данные определяются как общедоступная часть ресурсов пространственных данных, включающая информацию о координатной основе и избранных пространственных объектах, необходимых для их позиционирования. При этом указывается, что «отбор пространственных объектов для включения в состав БПД проводится с учетом позиционной точности, востребованности данных, возможности их поддержания в актуальном состоянии, наличия правовой защиты от искажения и экономической целесообразности длительного хранения». Данное определение также не дает конкретного пояснения термина, а лишь в самом общем виде перечисляет признаки базовых пространственных данных.

Следует заметить, что в тексте Директивы 2007/2/ЕС Европейского парламента и Совета Европы по созданию инфраструктуры пространственной информации ЕС (Infrastructure for Spatial Information in the European Community - INSPIRE) от 14 марта 2007 г. отсутствует понятие базовых пространственных данных. Вместо этого по отдельным темам (тематическим слоям), приведенным в приложениях I, II и III, дается описание всего информационного ресурса INSPIRE в целом. В Директиве INSPIRE определены 34 темы с наборами данных, которые будут предоставляться потребителям в результате ее реализации. Причем, создания новых наборов данных не требуется (статья 4, п. 4). Эти наборы данных должны обеспечиваться стандартизованными метаданными и соответствовать правилам реализации, дающими возможность их совместного использования и гармонизацию. Темы объединены в группы в зависимости от сроков обеспечения соответствующими метаданными и разработки необходимых правил реализации. Следует отметить, что в совокупности темы покрывают практически весь объектовый состав топографических и основных тематических карт. Кроме того, содержание многих тем определено в весьма общем виде так, что их фактическое содержание на самом деле устанавливается соответствующими спецификациями данных.

Федеральный закон о геодезии, картографии и пространственных данных

30 декабря 2015 г. был принят Федеральный закон № 431-ФЗ «О геодезии , картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 431-ФЗ). Необходимо отметить, что основная часть положений Федерального закона № 431-ФЗ будет введена в действие 1 января 2017 г. и их реализация подразумевает принятие свыше 40 подзаконных нормативных актов.

Сравним основные положения Федерального закона № 431-ФЗ и Концепции ИПД РФ. Во-первых, необходимо отметить, что само понятие пространственных данных в Федеральном законе № 431-ФЗ трактуется по-иному, чем в Концепции ИПД РФ. В Концепции ИПД РФ пространственные данные определяются как «цифровые данные о пространственных объектах, включающие сведения об их местоположении, форме и свойствах, представленные в координатно-временной системе. В Федеральном законе № 431-ФЗ дается следующее определение: «пространственные данные - данные о пространственных объектах, включающие сведения об их форме, местоположении и свойствах, в том числе представленные с использованием координат». Таким образом, в контексте Федерального закона № 431-ФЗ отсутствует требование цифрового представления данных об объектах и термин «пространственные данные» фактически становится синонимом картографо-геодезических материалов и данных.

Во-вторых, в Федеральном законе № 431-ФЗ отсутствует понятие базовых пространственных данных, не дается определение и не упоминается термин «инфраструктура пространственных данных». Означает ли это, что в Федеральном законе № 431-ФЗ полностью отсутствует преемственность с ранее принятой Концепцией ИПД РФ и задача создания ИПД снимается с повестки дня? Остановимся на этом вопросе более подробно.

Реализация Концепции ИПД РФ в рамках Федерального закона № 431-ФЗ

Согласно Концепции ИПД РФ, инфраструктура пространственных данных Российской Федерации определяется как территориально распределенная система сбора, обработки, хранения и предоставления потребителям пространственных данных. Ее образовывает совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: информационные ресурсы, включающие базовые пространственные данные и метаданные; организационная структура; нормативно-правовое обеспечение; технологии и технические средства. Федеральный закон № 431-ФЗ также подразумевает создание системы сбора, обработки, хранения и предоставления потребителям картографо-геодезической информации, причем в основных чертах соответствующей положениям Концепции ИПД РФ.

Как уже отмечалось выше, понятие базовых пространственных данных и объектов в Федеральном законе № 431-ФЗ отсутствует. Вместо него в статье 20 введены понятия Единой электронной картографической основы (ЕЭКО) и сведений, подлежащих представлению с использованием координат и находящихся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления, перечень которых утверждается Правительством РФ.

Согласно Концепции ИПД РФ, базовые пространственные данные являются открытым доступным государственным информационным ресурсом и предоставляются потребителям в порядке, устанавливаемом законодательством РФ. Плата за пользование базовыми пространственными данными устанавливается в соответствии с законодательством РФ в области информации. Федеральный закон № 431-ФЗ формулирует аналогичные требования к ЕЭКО и перечню пространственных данных. В Концепции ИПД РФ декларируется, что состав базовых пространственных данных предлагается устанавливать путем принятия соответствующих нормативно-правовых актов. Такие же требования по отношению к ЕЭКО и перечню пространственных данных содержаться в статьях 18 (п. 1) и 20 (п. 4) Федерального закона № 431-ФЗ.

В Концепции ИПД РФ предполагалось, что базовые пространственные данные обязательны для использования всеми органами государственной власти и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, участвующими в создании пространственных данных. В статье 23 Федерального закона № 431-ФЗ говорится: «При осуществлении картографической деятельности для нужд органов государственной власти и органов местного самоуправления обязательно должны использоваться пространственные данные и материалы, содержащиеся в федеральном фонде пространственных данных, а с 1 января 2018 г. также сведения единой электронной картографической основы».

Согласно Концепции ИПД РФ, базовые пространственные данные создаются в соответствии с техническими регламентами и стандартами. В статье 18 (п. 5) Федерального закона № 431-ФЗ объясняется, что «порядок и способы предоставления физическим и юридическим лицам сведений, включенных в перечень пространственных сведений, требования к формату их представления в электронной форме определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере геодезии и картографии».

Также нет принципиальных отличий в подходах Концепции ИПД РФ и Федерального закона № 431-ФЗ в части роли и значения накопления и использования сведений о пространственных данных (метаданных). Приведенный выше анализ позволяет сделать вывод, что Федеральный закон № 431-ФЗ в основных своих чертах отражает идеи, заложенные в Концепции ИПД РФ. Разумеется, окончательный вывод о том, в какой мере Федеральный закон № 431-ФЗ будет способствовать достижению поставленной в Концепции ИПД РФ цели - создание условий, обеспечивающих свободный доступ органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан к пространственным данным и их эффективное использование, можно будет сделать только после 1 января 2017 г., когда Федеральный закон № 431-ФЗ и подзаконные акты, раскрывающие его основные положения, будут введены в действие.

В.Л. Глезер (АО «Роскартография»)

Все вопросы проведения геодезических и картографических работ регулирует закон о геодезии и картографии в 2019 году. Документ определяет, как должен вестись поиск, сбор, обработка и распространение полученной информации.

Официальный текст законопроекта был принят депутатами Госдумы в 2015 году и практически сразу вступил в силу. Незначительные изменения вносились в документ в 2016 году, с тех пор законодательный акт оставался неизменным. Из текста была исключена одна из статей.

  • геодезия;
  • картография;
  • пространственные объекты;
  • масштабы и пр.

Законопроект дает определение геодезии, как разновидности отношений, возникающих в процессе проведения научной либо какой-либо прочей сферы деятельности по определению гравитационного поля планеты, пространственных объектов и их координат. Картографией называют разновидность отношений, также появляющихся во время осуществления некоторых видов деятельности при изучении пространственных данных, с применением новейших технологий.

Принятый парламентариями закон регулирует процессы осуществления перечисленных видов деятельности и помогает специалистам составлять верные координаты для карт и атласов. В документе перечислены работы, которые могут быть проведены в рамках закона.

Основные положения законопроекта

Документ состоит из 6 глав, включающих 32 статьи. В них содержится следующая информация:

  • 1 глава определяет сферу действия закона, устанавливает границы правового регулирования взаимоотношений и описывает основные понятия;
  • 2 раздел касается того, как должна осуществляться геодезическая деятельность;
  • в 3 главе собрана информация о государственных фондах пространственных данных, определены их разновидности и данные, которые могут в них храниться;
  • 4 раздел посвящен информационному сопровождению геодезических и картографических работ;
  • 5 глава описывает особенности государственного надзора в сфере геодезии и картографии;
  • в 6 главе представлены заключительные положения, которые содержат сведения о вносимых в документ изменениях и о порядке его вступления в силу.

Таким образом, федеральный закон определяет виды отношений, которые могут формироваться при следующей деятельности:

  • геодезия и картография;
  • сбор и сохранение сведений;
  • обработка и продвижение информации.

Отношения могут быть регламентированы ФЗ о геодезии и картографии, прочими нормативными и законодательными актами, действующими на территории России. В правовом документе также определяются субъекты, которые могут вести установленную деятельность. К ним относятся:

  • государственная власть;
  • органы местного самоуправления;
  • представители государственной власти на территории отдельно взятого региона;
  • физические либо юридические лица;
  • приезжие лица.

Федеральный законопроект устанавливает список действий, которые могут проводиться в рамках определенной деятельности:

  • геодезия включает установление координат и точек на поверхности планеты, вычисление координат объектов, расположенных в пространстве, определение прочих границ, формирование сетей геодезии и гравиметрических сетей;
  • в рамках картографии может осуществляться сбор и обработка сведений о пространственных объектах, проводится топографическая и фотограмметрическая деятельность, формируются топографические карты.

Также закон определяет требования, которые должны соблюдаться при проведении тех или иных работ. Положения действующего законопроекта формируют понятия государственной системы координат, системы высот и гравиметрической системы.

Скачать текст закона

Действующая редакция законопроекта содержит информацию обо всех нюансах осуществления геодезической и картографической деятельности. Предлагаем изучить законодательный акт и скачать закон о геодезии и картографии по следующей ссылке.

Наиболее значимые разделы ФЗ № 431

Предлагаем рассмотреть статьи, в которых содержится наиболее важная информация о законных основаниях геодезических и картографических работ.

Статья 10

В статье № 10 определены разновидности госфондов пространственных данных. Они могут быть ведомственными, федеральными, причисленными к регионам или органам исполнительной власти. Кроме того, законопроект устанавливает процедуру создания фонда, способы предоставления полученной информации, размер платы за выдачу данных.

Если в регионе отсутствует государственный фонд, вся информация передается в федеральные ведомства. Если физическим, юридическим и проч. лицам требуются пространственные данные, они могут получить сведения за установленную законом плату.

Статья 18

Документ определяет данные, которые должны предоставляться с использованием координат. Установлена процедура выдачи информации, а также требования к ее оформлению и способам предоставления физическим либо юридическим лицам.

Статья 20

20 статья формирует единую электронную картографическую основу. В базе не должна содержаться информация государственной важности. В нее занесены сведения о пространственных данных, полученных при изучении территории страны. Сформированы требования к системе электронной картографии и определен порядок предоставления информации.

Данные, которые вносятся в базу, устанавливает федеральный орган исполнительной власти. Порядок информационного взаимодействия обеспечивает Правительство РФ.

Статья 21

В 21 статье определены положения, согласно которым для проведения геодезических или картографических работ требуется получить лицензию.

Статья 22

Законопроект устанавливает, каким образом может вестись федеральный надзор в сфере геодезии и картографии. Контроль установлен за следующими параметрами:

  • соблюдение действующих законодательных норм;
  • соблюдение требований, определенных для защиты государственной сети геодезии;
  • корректное отображение границ государства;
  • сохранность порядка по формированию местных систем координат.

Статья 24

В следующем разделе содержится информация о том, какие ограничения могут быть наложены во время проведения геодезических и картографических работ. В частности, это относится к тем действиям, которые влекут за собой раскрытие тайны государственной важности.

В действующей редакции федерального закона представлена вся информация о проведении работ в сфере геодезии и картографии. Определены полномочия федеральных органов по сохранности и распространению информации, а также установлены принципы работы государственных фондов пространственных данных.

Не действует Редакция от 26.12.1995

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.12.95 N 209-ФЗ "О ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ"

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы деятельности в области геодезии и картографии.

Настоящий Федеральный закон направлен на создание условий для удовлетворения потребностей государства, граждан и юридических лиц в геодезической и картографической продукции, а также условий для функционирования и взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации в области геодезии и картографии.

1. Геодезическая и картографическая деятельность подлежит лицензированию.

2. Лицензирование геодезической и картографической деятельности осуществляет федеральный орган исполнительной власти по геодезии и картографии в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Лицензирование геодезической и картографической деятельности в составе строительной деятельности осуществляется федеральным органом исполнительной власти по строительству. Лицензирование геодезической и картографической деятельности в составе проектно-изыскательской деятельности при проведении землеустройства и ведении государственного земельного кадастра осуществляется федеральным органом исполнительной власти по земельным ресурсам и землеустройству. Порядок лицензирования указанной деятельности согласовывается с федеральным органом исполнительной власти по геодезии и картографии.

Федеральный орган исполнительной власти по геодезии и картографии может передавать свои полномочия по лицензированию геодезической и картографической деятельности, указанной в пункте 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, соответствующим федеральным органам исполнительной власти.

3. Осуществление гражданами и юридическими лицами геодезической и картографической деятельности без соответствующих лицензий либо с нарушением условий, указанных в этих лицензиях, влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

4. Действия государственных органов и их должностных лиц по лицензированию геодезической и картографической деятельности могут быть обжалованы в суд или в арбитражный суд.

1. Государственный геодезический надзор за геодезической и картографической деятельностью осуществляется федеральным органом исполнительной власти по геодезии и картографии и его территориальными органами.

2. Основными задачами государственного геодезического надзора за геодезической и картографической деятельностью являются:

надзор за соблюдением всеми субъектами геодезической и картографической деятельности требований нормативно-технических документов в области геодезической и картографической деятельности;

надзор за правильным отображением Государственной границы Российской Федерации и территории Российской Федерации;

лицензирование геодезической и картографической деятельности;

регистрация геодезических и картографических работ;

учет геодезических пунктов;

ведение дежурной справочной карты с отображением на ней изменений границ между субъектами Российской Федерации, границ между муниципальными образованиями, а также изменений местности и наименований географических объектов.

3. Федеральный орган исполнительной власти по геодезии и картографии и его территориальные органы при осуществлении государственного геодезического надзора имеют право:

требовать устранения выявленных нарушений порядка организации и выполнения геодезических и картографических работ, а также концентрации, учета, хранения, использования и реализации геодезических и картографических материалов и данных, полученных в результате проведения указанных работ или аэрокосмических съемок;

доступа в установленном порядке в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, а также в организации независимо от их форм собственности для ознакомления со всеми необходимыми документами по вопросам геодезической и картографической деятельности;

получать в установленном порядке от федеральных органов исполнительной власти, а также от организаций независимо от их форм собственности информацию, необходимую для осуществления функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

4. Федеральный орган исполнительной власти по геодезии и картографии и его территориальные органы обязаны выдавать субъектам геодезической и картографической деятельности соответствующие сведения о геодезической и картографической изученности местности на участках планируемых работ.

5. Федеральный орган исполнительной власти по геодезии и картографии и его территориальные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за обоснованность выдачи соответствующих лицензий.

6. Положение о государственном геодезическом надзоре за геодезической и картографической деятельностью утверждается Правительством Российской Федерации.

Геодезическая и картографическая деятельность в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти по обороне и федеральным органом исполнительной власти по геодезии и картографии. Компетенция этих органов в области геодезической и картографической деятельности определяется соответственно Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

Граждане и юридические лица, в том числе иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, являющиеся владельцами информации об объектах местности на территории Российской Федерации, подлежащей отображению на географических, топографических и иных картах и планах, по запросам изготовителей географических, топографических и иных карт и планов либо федерального органа исполнительной власти по геодезии и картографии или его территориальных органов передают им копии документов, содержащих эту информацию.

Перечисленные в настоящей статье органы и изготовители оплачивают стоимость копирования и доставки указанных документов.

1. Астрономо-геодезические, геодезические, нивелирные и гравиметрические пункты, наземные знаки и центры этих пунктов (далее - геодезические пункты), в том числе размещенные на световых маяках, навигационных знаках и других инженерных конструкциях и построенные за счет средств федерального бюджета, относятся к федеральной собственности и находятся под охраной государства.

Снос наружных знаков или перезакладка центров геодезических пунктов проводятся только с разрешения федерального органа исполнительной власти по геодезии и картографии или его территориальных органов.

2. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых размещены геодезические пункты, обязаны уведомлять федеральный орган исполнительной власти по геодезии и картографии и его территориальные органы о всех случаях повреждения или уничтожения геодезических пунктов, а также предоставлять возможность подъезда (подхода) к геодезическим пунктам при проведении геодезических и картографических работ.

3. Отвод земельных участков для размещения на них геодезических пунктов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Положение об охранных зонах и охране геодезических пунктов утверждается Правительством Российской Федерации.

Нарушение законодательства Российской Федерации о геодезической и картографической деятельности влечет за собой административную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вред, причиненный неправомерными действиями (бездействием) в результате геодезической и картографической деятельности личности либо имуществу гражданина или юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.12.95 N 209-ФЗ "О ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О геодезии, картографии и пространственных данных

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности в сфере геодезии и картографии, включая создание, сбор, хранение, распространение пространственных данных.

Статья 2. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

геодезия – область отношений в сфере определения фигуры, гравитационного поля Земли, координат точек земной поверхности и их изменений во времени;

геодезические работы – работы по проведению измерений,
в результате выполнения которых определяются координаты точек земной поверхности;

картография – область отношений в сфере сбора и отображения пространственных данных;

картографические работы – работы по отображению в графическом виде пространственных данных, включая создание на их основе карт;

карты – уменьшенное, обобщенное изображение поверхности Земли, небесных тел, выполненное с использованием условных знаков и обозначений;

пространственные объекты – природные объекты (материки, океаны, моря, заливы, проливы, острова, горы, реки, озера, ледники, пустыни и иные природные объекты), искусственно созданные или образованные объекты (земельные участки, здания, сооружения), которые имеют определенное местоположение и границы, а также небесные тела;

пространственные данные – совокупность данных о пространственных объектах, включающая описание их местоположения и наиболее характерных свойств;

гидрографические работы – работы по определению параметров и характеристик водных объектов и рельефа дна во внутренних морских водах, территориальном море, прилежащей зоне, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе Российской Федерации и в акваториях Мирового океана.

Глава 2. Координатная система отсчета Российской Федерации

Статья 3. Государственные системы координат Российской Федерации

1. Государственные системы координат Российской Федерации используются при осуществлении геодезической, картографической, гидрографической, навигационной и другой деятельности.

2. Определение фундаментальных геодезических постоянных, параметров общеземного эллипсоида, параметров модели гравитационного поля Земли, других параметров государственных систем координат Российской Федерации осуществляются федеральными государственными учреждениями, подведомственными уполномоченным федеральным органам исполнительной власти.

3. Государственные системы координат Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 4. Государственная основа геодезических работ

1. Государственной основой геодезических работ являются государственная геодезическая сеть, государственная нивелирная сеть, государственная гравиметрическая сеть, которые представляют собой совокупность закрепленных на местности соответственно геодезических, нивелирных или гравиметрических пунктов.

2. Координаты пунктов государственной геодезической сети определяются в государственной системе координат и государственной системе высот.

3. Высоты пунктов государственной нивелирной сети определяются в государственной системе высот.

4. Ускорения силы тяжести на пунктах государственной гравиметрической сети определяются в государственной гравиметрической системе.

5. Нормы плотности пунктов государственных геодезической, нивелирной и гравиметрической сетей и порядок их создания утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

6. Требования к пунктам государственной геодезической, государственной нивелирной и государственной гравиметрической сетей определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7. Создание и поддержание в рабочем состоянии государственных геодезической, нивелирной и гравиметрической сетей обеспечивает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

8. Предоставление сведений о координатах и высотах пунктов государственных геодезической, нивелирной и гравиметрической сетей обеспечивают на безвозмездной основе федеральные государственные учреждения, подведомственные уполномоченному федеральному органу исполнительной власти.

Порядок предоставления указанных сведений устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

9. Создание и развитие государственной основы геодезических работ, а также определение параметров связи между государственными системами координат, параметров связи государственных систем координат с международными геодезическими системами координат осуществляют федеральные государственные учреждения, подведомственные уполномоченным федеральным органам исполнительной власти.

Статья 5. Пункты государственных геодезических сетей

    Пункты государственной геодезической сети, созданные за счет средств федерального бюджета, относятся к федеральной собственности.

    Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, обладатели сервитута и арендаторы земельных участков, на которых размещены пункты государственной геодезической сети, обязаны уведомлять уполномоченный федеральный орган исполнительной власти обо всех случаях повреждения или уничтожения указанных пунктов, а также предоставлять возможность подъезда (подхода) к ним при проведении геодезических и картографических работ, а также их ремонта и восстановления.

    Требования к обеспечению сохранности пунктов государственных геодезических сетей устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 6. Геодезические сети сгущения

1. Геодезические сети сгущения создаются на территории Российской Федерации и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией, с применением пунктов государственной геодезической сети в целях обеспечения использования государственных систем координат.

2. Геодезические сети сгущения могут создаваться федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами в соответствии с установленными требованиями к геодезическим сетям сгущения.

Порядок использования и требования к геодезическим сетям сгущения утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

3. Геодезические сети сгущения, существующие и создаваемые на территории Российской Федерации и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией, подлежат регистрации в порядке, установленном
в соответствии с частью 6 настоящей статьи, за исключением геодезических сетей сгущения, создаваемых в целях обороны и безопасности.

4. Регистрация геодезических сетей сгущения осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти
в порядке, установленном им.

5. Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные ими государственные или муниципальные бюджетные учреждения, а также физические или юридические лица направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти заявление о регистрации существующей или создаваемой ими геодезической сети сгущения с приложением технического проекта геодезической сети сгущения.

6. Порядок регистрации геодезических сетей сгущения предусматривает:

1) форму заявления о регистрации геодезической сети сгущения
(в бумажном и электронном виде), а также порядок его направления;

2) перечень документов, прилагаемых к заявлению о регистрации геодезической сети сгущения, и порядок их представления;

3) требования к техническому проекту геодезической сети сгущения;

4) порядок направления решений об отказе в регистрации геодезической сети сгущения, в том числе в виде почтового отправления и с использованием сетей электросвязи, а также
с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных услуг (функций);

5) сроки регистрации геодезической сети сгущения.

7. Регистрация геодезической сети сгущения осуществляется
в срок не более чем 21 календарный день со дня поступления
в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти заявления о регистрации геодезической сети сгущения.

8. Регистрация геодезической сети сгущения подтверждается свидетельством о ее регистрации, форма и порядок направления которого лицу, создавшему геодезическую сеть сгущения, определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

9. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти принимает решение об отказе в регистрации геодезической сети сгущения, если она не соответствует требованиям к геодезическим сетям сгущения, устанавливаемым в соответствии с частью 2 настоящей статьи.

10. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ведет реестр геодезических сетей сгущения.

Реестр геодезических сетей сгущения подлежит размещению на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

11. Требования к обеспечению сохранности пунктов геодезических сетей сгущения устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Глава 3. Федеральный и ведомственные фонды пространственных данных

Статья 7. Структура и принципы ведения федерального фонда пространственных данных

1. Федеральный фонд пространственных данных является федеральной государственной информационной системой, которая содержит базовые пространственные данные, единую электронную картографическую основу, государственные топографические карты,
а также информационные сведения о пространственных данных
(далее – метаданные).

Информация, содержащаяся в федеральном фонде пространственных данных, является федеральным информационным ресурсом.

2. Ведение федерального фонда пространственных данных осуществляется в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. Ведение федерального фонда пространственных данных осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, совместимости пространственных данных со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

4. Информация, содержащаяся в федеральном фонде пространственных данных, является общедоступной, за исключением информации, доступ к которой ограничен на основании федеральных законов.

5. Оператором федерального фонда пространственных данных является федеральное государственное учреждение, подведомственное уполномоченному федеральному органу исполнительной власти
(далее – Федеральный оператор пространственных данных).

6. Размеры платы за предоставление прав на использование материалов и данных, содержащихся в федеральном фонде пространственных данных, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 8. Базовые пространственные данные

1. К базовым пространственным данным относится соответствующая требованиям настоящего Федерального закона и
не содержащая сведений, отнесенных к государственной тайне, информация о:

1) параметрах государственных систем координат;

2) государственной основе геодезических измерений;

3) границах между субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и населенными пунктами;

4) государственной границе Российской Федерации;

5) границах единиц кадастрового деления;

6) местоположении зданий и сооружений;

7) наименованиях географических объектов и адресах;

8) границах поверхностных водных объектов;

9) местоположении автомобильных дорог федерального, регионального, межмуниципального и местного значения, а также частных автомобильных дорог;

10) местоположении железнодорожных путей общего пользования и железнодорожных станций;

11) причалах, речных и морских портах, аэродромах и аэропортах;

12) рельефе сухопутной части территории Российской Федерации.

К базовым пространственным данным также относится информация, полученная в результате обработки данных дистанционного зондирования Земли, представленная в форме ортофотокарт и ортофотопланов.

2. Обновление базовых пространственных данных, содержащихся в федеральном фонде пространственных данных, осуществляется в порядке информационного взаимодействия Федерального оператора пространственных данныхс органами государственной власти и органами местного самоуправления, в распоряжении которых имеются сведения, указанные в части 1 настоящей статьи, осуществляемого в соответствии с требованиями к межведомственному информационному взаимодействию при предоставлении государственных и муниципальных услуг, путем выполнения государственного задания и размещения государственного заказа на выполнение геодезических и картографических работ, а также в соответствии с гражданским законодательством.

3. В целях обновления базовых пространственных данных, содержащихся в федеральном фонде пространственных данных, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ Федеральному оператору пространственных данных к находящимся в государственных и муниципальных геоинформационных системах базовым пространственным данным.

4. Порядок предоставления доступа органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления к базовым пространственным данным определяется Правительством Российской Федерации.

5. Сроки обновления информации о базовых пространственных объектах, содержащейся в федеральном фонде пространственных данных, определяются Правительством Российской Федерации.

6. В целях обеспечения совместимости базовых пространственных данных, содержащихся в различных государственных и муниципальных информационных системах, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти утверждаются:

классификаторы базовых пространственных объектов в составе каждой группы;

правила описания местоположения базовых пространственных объектов и их характеристик.

Статья 9. Государственный реестр информационных сведений о пространственных данных федерального закона «Об инфраструктуре пространственных данных , геодезической и картографической деятельности в Российской Федерации» Проект федерального закона «Об инфраструктуре пространственных данных ... в сфере геодезии и картографии . В настоящее...

  • М. В. Ломоносова Географический факультет

    Обзор

    Геодезическую и картографическую деятельность в стране это Федеральный закон «О геодезии и картографии », который был принят свыше 13 ...

  • Г в соответствии с частью 4 статьи 9 и частью 3 статьи 22 Федерального закона от 4 мая 2011г. №99-фз «О лицензировании отдельных видов деятельности»

    Документ

    С частью 4 статьи 9 и частью 3 статьи 22 Федерального закона от 4 мая 2011г. № 99-ФЗ... .12.2013 "Федеральный научно-технический центр геодезии , картографии и инфраструктуры пространственных данных " (ФГБУ "Центр геодезии , картографии и ИПД") Общество...

  • Отчет об использовании лесов

    Отчет

    Не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами . 8. Невыполнение гражданами, юридическими лицами... в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 431-ФЗ «О геодезии , картографии и пространственных данных и о внесении...



  • Просмотров