О фиктивной постановке на учет иностранных граждан. Фиктивная регистрация по месту жительства в законодательстве и судебной практике

В статье 322.3 УК РФ установлена уголовная ответственность за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в РФ. Эта норма получила широкое применение у правоохранительных органов. Однако они часто сталкиваются со сложностями в расследовании этой категории преступлений, особенно это касается вопросов о субъекте преступления и месте совершения преступления.

Субъект в ст.322.3 УК РФ

Кто является субъектов данного состава преступления? Этот вопрос возникает уже из самой нормы УК РФ. Как известно постановку на учет осуществляют должностные лица органов миграционного учета, в связи с чем, эти должностные лица и должны являться субъектами этого преступления.
В комментириях к данной норме часто можно прочесть, что субъект преступления в этой норме общий, так как законодатель применительно к рассматриваемому составу преступления не устанавливает дополнительные признаки его субъекта. Однако законом полномочия по постановке на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в РФ возложены на органы миграционного учета. Отсюда эти должностные лица и являются субъектами преступления.
Судебная практика пошла по тому пути, что субъектом этого преступления является лицо, обладающее как общими признаками, то есть, физическое лицо, достигшее возраста 16 лет, вменяемое так и специальным признаком, то есть, это лицо имеет юридическую возможность производить действия по регистрации в данном жилом помещении. Например, собственник жилого помещения или лицо, которому выдана генеральная доверенность на право распоряжения жилым этим помещением.
Субъект данного состава преступления достоверно знает о том, что он не имеет никаких оснований для постановки на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в РФ. Однако, этой заведомости нет у должностного лица органа миграционного учета. Это должностное лицо знает о том, что регистрируемый иностранец не намерен пребывать в указанном жилом помещении.
Отсюда, сотрудники отделов по вопросам миграции, не могут нести уголовную ответственность по ст.322.3 УК РФ. Исключение составляют случаи когда будет установлено, что должностные лица принимали непосредственное участие в незаконной постановке на учет иностранных граждан в так называемых «резиновых квартирах» совместно с собственниками этих квартир При этом не помнить, что в соответствии с ч.2 ст. 322.3 УК РФ лицо, совершившее такое преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.
На практике должностные лица за данное преступление к уголовной ответственности не привлекаются, что является неправильным.

Ошибки при расследовании

Нередко дознаватели совершают процессуальные ошибки при расследовании данной категории преступлений. Они связаны с неправильным производством осмотра места происшествия.
Дознаватель должен проводить это следственное действие в месте, где было совершено преступление, то есть в данном случае в территориальном органе миграционного учета, который непосредственно ставит на миграционный учет по месту пребывания иностранных граждан. В ходе осмотра дознаватель должен изъять соответствующие документы, подтверждающие факт постановки иностранного гражданина на учет.
В жилом помещении, котором был фиктивно зарегистрирован иностранец, необходимо провести осмотр жилища и зафиксировать обстановку в помещении, которая указывает на то, что в нем нет условий для проживания посторонних лиц. Например, отсутствую спальные места, средств гигиены, и другие предметы домашнего обихода, площадь помещения недостаточна для проживания такого количества лиц по социальным нормам.
На практике, дознаватели не проводят осмотра места происшествия в органах миграционного учета, что является неправильным если следовать букве закона

Прописка или регистрация в местах (пребывания) является обязательной для всех. Однако иногда она носит фиктивный незаконный характер. За такую прописку можно понести серьезное наказание. О том, что представляет собой фиктивная регистрация по месту жительства, какова судебная практика по данному вопросу, расскажем далее.

Как определено в законодательстве понятие фиктивная прописка? Фото № 1

Всем лицам, находящимся законно в стране, нужно регистрироваться в местах постоянного проживания или временного пребывания. Эта обязанность устанавливается Законом под названием «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в РФ» от 25.06.1993 № 5241-1.

Несмотря на уведомительность характера данного института, за его нарушения предусматриваются серьезные меры ответственности. Особенно жестко сейчас борются с «резиновыми квартирами», в которых фиктивно прописывается большое количество жильцов. В этом же документе содержится и понятие фиктивной прописки (регистрации).

Она может признаваться таковой при наличии следующих обстоятельств:

  1. При предоставлении для регистрации недостоверных сведений и (или) документов.
  2. При отсутствии намерения находиться (проживать) в указанном при регистрации помещении.
  3. Если наниматель (собственник) квартиры не давал своего согласия на регистрацию в ней иного лица.

Ответственность

Осуществлять прописку (регистрацию) необходимо в порядке, определенном законодателем. Она должна быть произведена в нужные сроки, на основании достоверных сведений, с согласия владельцев (нанимателей) жилья. Получение регистрации подразумевает наличие желания (намерения) проживать в указанном помещении.

Если оно какое-либо из указанных нарушений выявлено при регистрации, то это является основанием для применения мер наказания. В свете борьбы с «резиновым жильем» было предпринято ужесточение за фиктивность прописки. Теперь она может носить административный или уголовный характер.

В первом случае нарушителям грозит уплата штрафов в размере до 2 500 руб. При этом она возлагается на лиц, прописанных фиктивно, а также на тех, кто допустил такое положение дел (собственники жилья, работники регистрационных служб).

Уголовные меры применяются за фиктивную прописку и постановку на такой учет в виде:

  • штрафов в размере 100 — 500 тыс. руб. или в размере заработка (иного дохода) осужденного до 3-х лет;
  • принудительных работ сроком до 3-х лет с лишением прав занимать конкретные должности, осуществлять определенную деятельность на этот же срок (без срока);
  • лишения свободы до 3-х лет с теми же ограничениями.

Кроме того, при установлении фиктивности зарегистрированное лицо снимается с учета.

Как признать регистрацию незаконной?

Как проверить подлинность регистрации? Фото № 2

При обнаружении нарушений при осуществлении прописки, возникает основание для признания ее незаконной. Однако процедура признания фиктивности, незаконности прописки может производиться лишь в судебном порядке.

Если законный владелец (наниматель) жилья обнаружил в квитанции ЖКХ лишних жильцов, то ему необходимо разобраться в этой ситуации. Чаще всего им приходится подавать заявления о выселении незаконно прописанных жильцов, снятии их с учета. Вывить случаи фиктивной прописки могут также соседи, участковые полицейские и органы, осуществляющие учет.

Для подачи такого заявления требуется собрать доказательства фиктивности имеющейся прописки. Далее нужно оформить правильно и предъявить соответствующее требование в судебный орган. Обратиться с таким заявлением могут наниматели (собственники) квартир, их соседи, участковые или работники регистрирующих проживание органов.

Если при судебном рассмотрении факт фиктивности прописки будет подтвержден, то нарушителя на основании вынесенного судом акта снимут с учета. В практике рассмотрения судами таких дел достаточно много. Чаще всего предъявляются требования о снятии фиктивных жильцов с учета.

Как проверить на подлинность?

В связи с усилением ответственности за фиктивность прописки, у многих возникают вопросы о том, как ее распознать. При наличии возможности можно изучить документы жильца. О постоянной регистрации делается определенная отметка в паспорте. Временная же удостоверяется специальным листком-вкладышем.

Если посмотреть документы не представляется возможным, то следует обратиться с соответствующим запросом в органы, осуществляющие такую регистрацию. При этом лучше прийти лично, поскольку по телефону или электронной почте такие сведения могут не предоставить.

Кроме того, данные о прописке можно получить и косвенными путями в компании, управляющей домом, из выписки на предпринимателя, иных документов, в которых указывается адрес проживания лиц. При этом важно помнить, что различные фирмы, предлагающие за плату получить интересующую информацию, могут вас обмануть. Часто такие меры являются прикрытием для мошенничества. Информации из Интернета тоже не стоит доверять.

Можно ли жить не по месту прописки?

Довольно часто происходит так, что люди не живут в месте своей регистрации. Они временно переезжают и не торопятся выписываться из старого жилья. Некоторые просто не придают значения этому вопросу.

При этом они полагают, что поскольку официальная в другом месте есть, то и нарушения никакого нет. Однако по закону нужно не просто иметь где-нибудь прописку, а именно в месте своего жительства или временного нахождения. И при его смене необходимо зарегистрироваться на новом месте. Если этого не происходит, то может наступать установленная законами ответственность.

Многие надеются ее избежать, ведь далеко не каждого проверяют на наличие прописки. Но при обнаружении отсутствия учета нарушителю могут грозить штрафы, принудительные работы, даже лишение его свободы. В лучшем случае его просто снимут с учета, а худшем назначат штраф или иное уголовное наказание.

Мнение правозащитников по вопросам ответственности за фиктивную прописку

Следует отметить, что единства мнений по поводу данного вопроса нет. Многие правозащитник еще на стадии разработки данного проекта сомневались в его эффективности. Они полагают, что усиление штрафов не может решить возникшую проблему. Ведь далеко не все случаи «резиновой прописки» выявляются.

Кроме того, некоторые вообще считают необходимым отказаться от наказаний за ее отсутствие. Ведь в отличие от ранее существовавшей прописки регистрация является по закону лишь уведомительной. А граждане вольны свободно выбирать, где им находится и проживать. Исключения составляют случаи предоставления ложных документов и сведений.

Однако на деле получается, что они мало чем различаются. Некоторые правозащитники усматривают в этом противоречие основному закону страны. Другие полагают, что такие меры помогут сократить количество лиц, занимающихся предоставлением фиктивной прописки за деньги. Они также полагают, что этот поможет лучше регулировать потоки незаконной эмиграции. Ведь проблема «резинового жилья», в основном, связана с приездом и размещением иностранных рабочих.

Несмотря на уведомительность существующей сегодня регистрации, допускать нарушений в этой сфере не следует. Ее отсутствие или фиктивность приводят к весьма неблагоприятным последствиям, как для тех, кто осуществлял такую регистрацию, так и для самих жильцов и владельцев (нанимателей) жилья.

Незаконных жильцов могут выселить, оштрафовать или даже осудить к лишению его свободы. Остальные несут такое же наказание, за исключением снятия с учета.

О некоторых вопросах ответственности за фиктивную прописку вы можете узнать, посмотрев видео.

Ст. 322.3 УК РФ – один из способов решить проблему, с которой сталкиваются многие страны. Ситуация связана с незаконным пребыванием на территории государства лиц, не являющихся гражданами этой державы, что несёт сложности для органов правоохранения в защите интересов лиц, являющихся гражданами РФ. В данной норме права раскрываются методы наказания таких деяний, как фиктивная постановка на учёт (не путать с регистрацией) граждан иностранных государств или субъектов, не имеющих гражданства, в том случае, если они не имеют законных оснований находиться на территории Российской Федерации.

Иностранец может иметь несколько законных оснований находиться на земле нашего государства в течение длительного времени:

  • если он получил постоянное гражданство и стал полноправным гражданином РФ;
  • когда для него оформлена временная регистрация в связи с получением вида на жительство;
  • если временная регистрация получена в связи с разрешением на временное пребывание;
  • поставлен на миграционный учёт.

При этом следует разграничивать понятия «постановка на учёт» и «регистрация». Последняя необходима всем гражданам РФ и требует, чтобы человек был зарегистрирован в жилом помещении.

Постановка на учёт не требует регистрации в жилом помещении, достаточно сообщить в соответствующие органы для совершения отметки, в каком месте будет поставлен на учёт гость из другого государства и получение им специального талона. При постановке на учёт мигрант не несёт бремени коммунальных платежей, но и не имеет никаких законных прав на помещение, в котором он поставлен на учёт.

Важным моментом является также то, что при регистрации человека государственные органы знают, где его искать, для исполнения им обязательств и исполнения обязательств перед ним.

При постановке на учёт ответственность за поставленного несёт тот, в чьём помещении он учтён. Именно тот, кому принадлежит помещение, будет в случае необходимости отвечать перед законом, где находится иностранный гражданин.

В примечании к 323 статье Уголовного кодекса законодатель пояснил, что считается фиктивной постановкой на учёт субъектов не с российским гражданством. Это ситуация, когда иностранцы зарегистрированы по месту проживания (пребывания), хотя там не проживают и не собираются находиться. Либо же постановка на учёт была осуществлена в результате того, что предоставлялись ложные сведения.

Преступление состоит в том, что были созданы условия для постановки лица с иностранным гражданством на учёт в то время, когда такой учёт не имел законных оснований.

Преступное деяние, наказываемое в соответствии со статьёй 323.3, может быть выявлено различными путями:


В результате правоохранительные органы начинают подробную проверку поступившей информации.

В период этой проверки следователь:

  1. Проводит проверку по имеющимся соответствующим базам данных.
  2. Опрашивает иностранных граждан, в отношении которых есть подозрение, что они находятся на территории страны незаконно. Обязательно составление письменного протокола, в котором указано, где, когда и кем был проведён опрос.
  3. В территориальных органах учёта миграции иностранных субъектов проводит осмотр и изымает документы, которые доказывают, что субъект поставлен на миграционный учёт.
  4. Осматривает место, которое названо в качестве места пребывания иностранного гражданина на предмет имеются ли там условия для его проживания (наличие площади, спальных мест и т. п.).
  5. Выясняет, кому и на каком основании принадлежит жилое помещение.

Все данные оформляются в общем деле. На основании полученных сведений следователь делает вывод о составе преступления и необходимости заведения уголовного дела для вынесения судом соответствующего приговора.

В комментариях к рассматриваемой статье даётся ответ на вопрос, часто задаваемый на форумах: «Кто является субъектом преступления при фиктивно постановке на учёт?» Вопрос вполне правомерен, ведь в данной ситуации налицо три действующих лица: иностранец, гражданин России и должностное лицо. Кто виноват, должны выяснить органы правоохранения. Подследственность преступления по ст. 322.3 относится к дознавателям.

Получается, что при фиктивной постановке на учёт в преступлении участвуют три субъекта:

  • кого ставят на учёт;
  • кто ставит на учёт (миграционная служба, органы миграционного учёта);
  • при помощи кого ставят на учёт (кто предоставил помещение).


Если преступление будет доказано, вина и этих субъектов не считается одинаковой и наказание будет различным.

Субъект, который фиктивно зарегистрирован на территории Российской Федерации, наказывается в соответствии со статьёй 18 КоАП. Подсудность по данной статье – это рассмотрение дела мировым судьёй. Ему грозит только административное наказание и выдворение за пределы страны.

В остальных случаях наступает уголовная ответственность в соответствии со ст. 322 прим. 3 УК РФ. Следует помнить, что должностные лица далеко не всегда привлекаются к уголовной ответственности по данной статье.

Всё зависит от того:

  • намеренно ли совершено преступление или по незнанию всех обстоятельств;
  • было ли это преступное попустительство или сотрудник органов был дезинформирован.

Как правило, в большинстве случаев обвинительный акт по отношению к должностным лицам в данном случае выносится редко.

Чаще всего наказание направлено в сторону того, кто предоставил своё помещение для постановки на учёт иностранца. В этом случае фиктивная постановка на миграционный учёт кем-либо иностранного гражданина наказывается в соответствии с УК.

Оправдательный приговор выносится очень редко, поскольку подобным деянием субъект выступает против интересов своей страны и её граждан. Подсудность этого дела – это уже районные суды и выше.

Если в судебном порядке будет доказана вина субъекта по рассматриваемой статье, его может ожидать следующее наказание:

  • штраф, равный 150-500 тысяч российских рублей либо же равные сумме заработной платы за время до 3 лет;
  • работы принудительного характера в течение трёх лет, при этом утрачивается право занимать некоторые должности;
  • арест на три года и лишение права на три года занимать определённые должности или выполнять некоторую деятельность.

В судебном акте будут указаны все условия исполнения принятого судебной инстанцией решения.


Предусмотрев подобное наказание, законодатель также в примечании к данной статье Уголовного кодекса оговорил единственную возможность его избежать – оказать помощь на самостоятельной и добровольной основе в раскрытии уже свершившегося преступления. Но виновный в данном деянии должен сам прийти и рассказать обо всём ещё до того, как будет заподозрен органами правоохранения.

Тем, кто соглашается предоставить своё помещение для постановки иностранца на учёт, следует помнить, что они невольно могут оказаться преступником. Например, в связи с миграцией населения Украины в Россию, многие российские граждане оказали подобную услугу своим украинским родственникам или знакомым.

Конечно, совместное проживание нескольких семей весьма неудобно. Поэтому гости, освоившись и найдя работу, переезжали на съёмные квартиры. При этом ни им, ни предоставившим на время приют, не приходит в голову, что этот факт также необходимо отметить в органах по миграционному учёту. В результате после выяснения того, что иностранные граждане вовсе не «пребывают» по месту пребывания, отмеченному в талоне, заводятся уголовные дела.

Поэтому необходимо своевременно сообщать в органы миграционного контроля об изменении места пребывания. Это поможет избежать депортации и уголовного наказания приютившей иностранцев стороны.

(введена Федеральным законом от 21.12.2013 N 376-ФЗ)

Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечания. 1. Под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в Российской Федерации понимается постановка их на учет по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания).

ч 2. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Комментарий к ст. 322.3 УК РФ

Объектом преступления является установленный порядок осуществления миграционного учёта иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Такой учёт является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.

Порядок осуществления миграционного учёта предусмотрен Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"и Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9 "О порядке осуществления миграционного учёта иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".

Объективная сторона преступления заключается в фиктивной постановке на учёт иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации.

Постановка на учёт иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания представляет собой фиксацию в установленном порядке уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания.

Фиктивной постановка на учёт иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в Российской Федерации становится тогда, когда постановка их на учёт по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях производится на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учёт по месту пребывания в жилых помещениях производится без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания).

Состав преступления формальный. Деяние окончено с момента фиктивной постановки на учёт.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что осуществляет фиктивную постановку на учёт, и желает её совершить. Как и в предыдущем случае, состав преступления будет отсутствовать, например, в тех случаях, когда лицо невнимательно работало с документами, допустило технические ошибки.

Субъект преступления также общий, поскольку законодатель и применительно к рассматриваемому составу преступления не устанавливает дополнительные признаки его субъекта. Однако Законом полномочия и обязанность по постановке на учёт иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в Российской Федерации возложены на органы миграционного учёта.

Поэтому должностные лица этих органов, обладающие правом постановки на учёт, будут субъектами преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ.

Примечание 2 к этой статье УК РФ также содержит положение, в соответствии с которым лицо, совершившее рассматриваемое преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Ст. 322.2 УК РФ: поправки, наказания и комментарии
Ст. 323 УК РФ: поправки, наказания и комментарии

Федеральным законом от 21.12.2013 года № 376-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, в Закон Российской Федерации от 25.06.1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".

Статья 2 Закона Российской Федерации № 5242-1 раскрывает понятие "фиктивная регистрация".

Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства - регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.

Выявление факта фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства или по месту пребывания является основанием для снятия гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания - на основании решения органа регистрационного учета, принятого в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

За фиктивную регистрацию предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 322.2 Уголовного кодекса Российской Федерации: собственники (наниматели) жилых помещений наказываются штрафом в размере от 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Представление заведомо недостоверных сведений или документов означает, что виновный осознает несоответствие действительности представляемых им в орган регистрационного учета сведений в письменной форме или документов в виде изображения.

Регистрация без намерения проживать (пребывать) означает, что истинным намерением гражданина является не вселение в жилое помещение с целью дальнейшего фактического статуса на территории субъекта Российской Федерации в целях получения для себя каких-либо приоритетов (трудоустройство, получение водительского удостоверения и т.д.)

Регистрация без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставлять его гражданину означает, что наниматель (собственник) жилого помещения, письменно выразив свое согласие на вселение, заведомо не намерен предоставлять жилое помещение гражданам для проживания (пребывания).

На фиктивную регистрацию могут указывать следующие признаки :

  • Жилое помещение пределы использования которого ограничены (квадратные метры), регистрация большого количества граждан не состоящих в родственных отношениях, вследствие чего общая жилая площадь, приходящаяся на одного зарегистрированного, составляет менее учетной нормы, установленной жилищным законодательством, либо зарегистрированные лица на малую долю собственности объекта недвижимости, исключающую их фактическое проживание).
  • Недостоверность - вымышленность сведений о гражданине, собственнике, их согласии, о жилом помещении, другая информация, представленная в орган регистрационного учета для рассмотрения и принятия решения.
  • Недействительность - поддельные копии паспорта, свидетельства о собственности, договоры купли-продажи, найма (поднайма, безвозмездного пользования).
  • Формальность - собственник (наниматель), выразив письменное согласие на регистрацию, заведомо не намерен предоставлять принадлежащее ему жилое помещение гражданину для его фактического проживания (нахождения) в нем.

В соответствии с частью 1 статьи 19.15.2 КоАП РФ нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан, на нанимателей (собственников) жилого помещения (физических лиц); на должностных лиц; на юридических лиц, которые также могут быть собственниками жилых помещений.

Статьи главы 19 КоАП РФ по давности привлечения к административной ответственности являются длящимися, т.е. постановление по делу об административном правонарушении в отношении граждан Российской Федерации по статьям главы 19 не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. В данном случае давность привлечения к административной ответственности начинается с момента исключения признаков состава преступления, предусмотренного ст. 322.2 УК РФ.

Из примечаний следует, что граждане Российской Федерации освобождаются от административной ответственности за нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства в жилом помещении в случае представления документированной информации о том, что они являются супругами, детьми, супругами детей, родителями, супругами родителей, бабушками, дедушками, внуками нанимателей (собственников) жилого помещения, имеющих регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении. Поэтому само понятие фиктивная регистрация предполагает регистрацию по месту жительства и по месту пребывания людей, не имеющих близкие родственные отношения.

Таким образом, в случае отказа в возбуждении уголовного дела в соответствии со статьей 322.2 УК РФ правомерно привлечение к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 19.15.2 КоАП РФ собственника (нанимателя) жилого помещения, граждан Российской Федерации, зарегистрированных в жилом помещении, не состоящих в родственной связи по примечанию к статье. Протокол составляется на каждого гражданина, фиктивно зарегистрированного в жилом помещении, а также на собственника (нанимателя).

3. Сроки предоставления государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации

В соответствии с п.21 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации

Паспорта выдаются гражданам:

  • в 10-дневный срок со дня приема подразделениями всех необходимых документов (или заявления о выдаче (замене) паспорта и личной фотографии в форме электронных документов) в случае оформления паспорта по месту жительства, а также в связи с утратой (похищением) паспорта, если утраченный (похищенный) паспорт ранее выдавался этим же подразделением;
  • в 2-месячный срок со дня приема подразделениями всех необходимых документов (или заявления о выдаче (замене) паспорта и личной фотографии в форме электронных документов) в случае оформления паспорта не по месту жительства или в связи с утратой (похищением) паспорта, если утраченный (похищенный) паспорт ранее выдавался иным подразделением.


Просмотров