Обозначение подкатегорий водительских прав. Все категории и подкатегории водительских прав с расшифровкой

Многие водители, которые обращаются в органы ГИБДД с заявлением о замене старого пластика на водительское удостоверение нового образца, введённого в действие с 2017 года, обратили внимание на ряд внешних изменений в новых «правах». Изменения в действующих нормах, регламентирующих форму российского водительского удостоверения, были вызваны стремлением привести ВУ национального образца в соответствие с требованиями Венской Конвенцией «О дорожном движении» от 8 ноября 1968 г.

Теперь, согласно Постановлению Правительства РФ № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» (вместе с «Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений») от 24.10.2014 в новых водительских правах имеются подкатегории транспортных средств, которые ранее не использовались, а точнее объединялись с более крупными категориями.

Водительское удостоверение нового образца - изменения и отличия

Если учитывать тот факт, что новые российские водительские права стали выглядеть иначе, у многих водителей возникает вопрос о смене документа. Но волноваться не стоит – менять старые права на новые не потребуется. Правила гласят, что замене на документы нового образца подлежат утраченные документы (кража, потеря) или утратившие юридическую силу. Как и прежде, водительское удостоверение нового образца будет действительно на протяжении десяти лет. Если автовладелец может подтвердить факт, что он обучался в автошколе и прошел все этапы экзаменов, то при выдаче новых прав сдавать дополнительные экзамены не потребуется.

Категории и подкатегории в новом водительском удостоверении

Если вы сидите за рулем мопеда, то вам следует получить водительское удостоверение нового образца, где будет стоять соответствующая отметка – новые виды категорий и подкатегорий автотранспорта озвучены в Приказе МВД РФ №6 от 09.01.2014. Законом установлено, что мопед относится к ТС категории «М». Если перевернуть водительское удостоверение, то на сетке содержатся такие новые категории: Tb – троллейбусы, и Tm – трамваи.


Фото: Максим Блинов / РИА Новости www.ria.ru
  • А - мотоциклы;
  • А1 - лёгкие мотоциклы с рабочим объёмом двигателя от 50 до 125 куб. см. и максимальной мощностью до 11 кВт;
  • В - автомобили, разрешённая максимальная масса которых не превышает 3,5 тонны и число сидячих мест, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;
  • В1 - трициклы и квадроциклы, в графе 12 при этом дополнительно ставится пометка «AS» (с автомобильной системой управления) - если не открыта категория «А» и «MS» (с мотоциклетной системой управления) - если не открыта категория «В»;
  • ВЕ - автомобили категории B с прицепом, разрешённая максимальная масса которого превышает 750 килограммов;
  • С - автомобили, разрешённая максимальная масса которых более 3,5 тонны, в том числе с прицепом до 750 кг;
  • С1 - относятся автомобили с разрешённой максимальной массой от 3,5 до 7,5 т;
  • СЕ - автомобили категории C с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов;
  • С1Е - автомобили категории CE, разрешённая максимальная масса которого превышает 3,5 т но не превышает 7,5 т;
  • D - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя, в том числе с прицепом до 750 кг;
  • D1 - автомобили, оборудованные 9-16 сидячими местами кроме водительского;
  • DЕ - автомобиль категории D, сцепленный с прицепом, разрешённая максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает 3,5 т;
  • D1Е - автомобили категории DE, разрешённая максимальная масса которого превышает 3,5 т но не превышает 7,5 т;
  • M - мопеды, скутеры, а также лёгкие квадрициклы с рабочим объёмом двигателя до 50 куб. см;
  • Tm - трамваи;
  • Tb - троллейбусы.

Дополнительные отметки в водительских правах нового образца

Водительское удостоверение нового образца (на оборотной стороне удостоверения, в самом низу) теперь содержит отметку «АТ», это значит, что водитель имеет право на управление только тем транспортным средством, в котором стоит автоматическая коробка передач. И если он решил пересесть за руль машины, где стоит ручная КП, то ему надо сдавать дополнительные экзамены в ГИБДД. В связи с введенными изменениями, в автошколах порядок обучения водителей стал иным. Если раньше водитель должен был знать в теории и на практике, как переключаются скорости механической коробки, то сейчас это уже необязательно.

Сегодня многие автовладельцы приобретают себе машины исключительно с автоматической коробкой передач, поэтому для них предусмотрено обучение на автомобилях с автоматом, о чем в водительском удостоверении нового образца будет стоять соответствующая пометка «АТ». Отметка «АТ» также относится к ограничениям для водителя, и тот, у кого в правах стоит данная категория, не имеет права управлять авто с ручной механической коробкой передач.

Еще одно ограничение – специфически устроенное транспортное средство, предназначенное для водителей с физическими недостатками, вследствие которых они не в состоянии водить обычный автомобиль.

Например, водитель имеет инвалидность (отсутствует одна или обе ноги), тогда его могут обязать водить машину, которая оснащена системой полного ручного управления автомобилем без педалей.

Хотя соответствующие изменения уже были вынесены на законодательном уровне, их реализация на практике происходит постепенно. Это вызвано тем, что для конкретизации схемы прохождения подготовки водителей в рамках управления транспортными средствами новых категорий, требуется принятие уточняющих и поясняющих документов. Автошколы должны будут модернизировать с учетом новых законодательных требований.

  • В России принята новая классификация категории водительских прав, в которой к четырём начальным буквам латинского алфавита A,B,C,D прибавлена пятая категория – М, а категории получили подкатегории с цифрой 1 (А1, В1, С1, D1). Кроме этих 5 основных категорий и 4 подкатегорий существуют особые категории для управления автомобилем с прицепом: BE, CE, DE, C1E, D1E.

    С 1 апреля 2014 года в России началась выдача водительских удостоверений нового образца, которые действуют и в 2018 году.

    Таблица категорий и подкатегорий прав

    Таким образом весь автотранспорт, на управление которым требуются водительские права, разделён на 5 основных категорий, 4 дополнительные подкатегории и специальные категории для управления ТС с прицепом.

    Расшифровка таблицы с категориями в правах

    1. категория А – можно управлять мотоциклами с коляской и без коляски;
      подкатегоря А1 – лёгкие мотоциклы с объёмом мотора от 50 до 125 кубических сантиметров(см3);
    2. категория В – легковые машины и грузовики грузоподъёмностью до 3,5 т. или вместимостью до 8 пассажиров; BE — легковые автомобили с прицепом
      В1 – квадрициклы и трициклы;
    3. категория С – грузовые авто с грузоподъёмностью более 3,5 т;
      СE — грузовые автомобили с прицепом
      С1 – грузовики с разрешённой нагрузкой на ось 3,5 – 7,5 т;
      С1E — средние грузовики с прицепом;
    4. категория D – автобусы, перевозящие свыше 8 пассажиров;
      DE — автобусы с прицепом
      D1 – микроавтобусы, вместимостью от 8 до 16 пассажиров;
      D1E — небольшие автобусы с прицепом;
    5. категория M – мопеды и квадрициклы с объёмом двигателя не более 50 см3
    6. категория Tm — трамваи
    7. категория Tb — троллейбусы

    Принятые подкатегории выделяют из машин одного типа автомобили в облегчённом варианте с меньшей грузоподъёмностью и мощностью двигателя, управление которыми требует меньшей подготовки и опыта. Кроме более детальной градации транспорта по массе, вместимости и мощности новый закон ввёл изменения к требованиям по стажу и возрасту водителей, получающих допуск к управлению этих категорий транспорта.

    Открытая основная категория дает право на управление транспортом, который относится к младшей подкатегории. Поэтому, если вы выучились на категорию «В», то автоматически откроют подкатегорию «В1» (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, на что указывает отметка AS в водительском удостоверение). Если на «С» то автоматически откроют С и С1, категория А открывает подкатегорию А1 и B1 (с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа). Так же автоматически открываются категории и , нужно лишь следить, чтобы категории были указаны в .

    Классификация категорий водительских прав в 2018 году в РФ

    Право на управление транспортом категории «А»

    В категорию «А», как сказано выше, относятся мотоциклы. Они могут быть с коляской или без коляски. К ним же приравнены мотоколяски, которые выпускались в прошлом веке, а сейчас практически не используются. В ПДД установлено, что к мотоциклам относится транспортное средство на двух колёсах с коляской или без неё, а также любой моторизованный транспорт весом, не превышающим 400 кг. Для управления таким транспортом их владельцам с отметкой о разрешении на право вождения по категории «А».

    Что означает подкатегория «А1»

    Разница в категории «А» и подкатегорией «А1» в том, что к «А1» отнесены права на вождение маломощных мотоциклов, оборудованных мотоциклетным двигателем, мощность которых не выходит за пределы 11 кВт, а объём камеры сгорания не более 125 кубических сантиметров. Это лёгкие мотоциклы с укороченными размерами и большой маневренностью. Если водители имеют отметку о допуске к управлению мотоциклами категории «А», то им разрешено управлять транспортными средствами и по подкатегории «А1». А вот с правами «А1» нельзя управлять тяжёлым и мощным мотоциклом.

    Еще «А1» отличается от категории «А» тем, что на подкатегорию «А1» можно выучиться с 16 лет, а чтобы открыть категорию «А» нужно достичь 18 лет.

    На каком транспорте можно ездить с категорией «В»

    • все автомобили и транспорт, кроме мотоциклов, которые весят не более 3,5 т и могут вмещать не больше 8 пассажиров;
    • автомобили с прицепом, вес которого не более 750 кг;
    • автомобили с прицепом, вес которого более 750 кг, но менее массы самого автомобиля. При этом суммарная масса автомобиля с гружёным прицепом не должна превышать 3,5 тонн.

    С категорией водительских прав «В» можно водить все автомобили, соответствующими перечисленным выше требованиям, включая минивэны и джипы, а также автомашинами с прицепом. С открытой категорией «В» нельзя управлять мотоциклами категории «А».

    Прицепы требуют особых навыков вождения и обеспечения безопасности. Поэтому Правилами предусмотрены дополнительные требования в случае использования тяжёлых прицепов с массой более 750 кг:

    1. предельная масса прицепа с грузом, установленная для него заводской документацией, должна быть не больше массы самого автомобиля, чтобы прицеп не мог перетянуть и опрокинуть автомашину на неровных дорогах;
    2. суммарная масса автомобиля с прицепом должна быть не больше 3,5 т.

    Например, разрешенная масса (max) легкового автомобиля составляет 1685 кг, а масса без нагрузки 1300 кг. В этом случае с правами категории «В» к автомобилю можно прицепить прицеп массой до 1300 кг. Тогда общая максимальная масса автомобиля с прицепом будет меньше 3,5 тонн (максимум 1685+1300=2985 кг).

    Вождение прицепов с категорией «ВЕ»

    Бывшая ранее отдельная категория «Е» новыми Правилами устранена, вместо неё введены подкатегории с добавлением буквы «Е» в категориях «В», «С», «D», обозначающие транспортные средства с прицепами.
    Владение свидетельством на право управления автомобилем категории «ВЕ» даёт допуск к управлению автомобилем с тяжелым прицепом:

    • легковых автомашин, относящихся к категории «В», которые имеют тяжёлый прицеп весом более 750 кг, превышающим массу порожнего автомобиля;
    • легковых автомашин, относящихся к категории «В», которые имеют тяжёлый прицеп весом более 750 кг, в случае, когда общая масса загруженного автомобиля с прицепом больше 3,5 тонн.

    Каким транспортом можно управлять с подкатегорией «В1» водительских прав

    Трициклами называют трёхколёсный мототранспорт, а квадрициклами – четырёхколёсные мотоциклы, наподобие советских мотоколясок. Таким образом, квадрИциклы не имеют отношения к распространённым в России квадрОциклам. Это разные виды транспорта и для их вождения требуются разные категории прав.

    • с предельной массой по технической документации большей 3,5 тонн, но меньшей 7,5 тонн;
    • такие же грузовые автомашины, сцепленные с прицепами весом до 750 кг.

    Таким образом, подкатегория «С1» водительских прав разрешает управление лёгкими грузовичками с небольшими прицепами. При этом удостоверения, дающие право управления транспортом категории «С», разрешают вождение более лёгких грузовых автомобилей, относящихся к категории «С1».

    Право на управление транспортом категории «С1Е»

    К группе «С1Е» отнесены грузовые автомобили с разрешённой массой от 3,5 до 7,5 тонн, соединённые с прицепом весом свыше 750 кг, но меньше массы порожнего автомобиля. При этом общий предельный вес грузовика с прицепом не должен быть больше 12 тонн. Владение водительскими правами категории «СЕ» дают право и на управление более лёгким транспортом, относящимся к категории «С1Е».

    Категории «D»

    К группе «D» транспорта отнесены пассажирские автобусы, которые оборудованы сиденьями для транспортировки пассажиров свыше 8 человек, а также автомобили, соединённые с прицепом с предельной массой до 750 кг. Свидетельство на право вождения категории «D» разрешает управление всеми типами автобусов, рассчитанных на перевозку свыше 8 пассажиров, независимо от их размеров и веса, и прицеплять к автобусу прицеп весом не более 750 кг.

    Право на вождение транспорта категории «DE»

    К категории «DE» отнесены автобусы, имеющие тяжёлый прицеп весом свыше 750 кг и сочленённые автобусы, состоящие из двух салонов («гармошки»). Для вождения такого состава транспортных средств необходимо иметь водительские права по категории «DE».

    Подкатегория «D1»

    К подкатегории «D1» транспортных средств отнесены небольшие автобусы с количеством пассажирских мест от 9 до 16, а также эти же автобусы с лёгкими прицепами весом до 750 кг. Для управления таким транспортом требуется наличие водительских прав с категорией «D1».

    Право на вождение транспорта категории «D1E»

    К категории D1E отнесены небольшие автобусы, созданные для перевозки от 9 до 16 пассажиров, имеющие сзади непассажирский прицеп с предельным весом более 750 кг, когда общий предельный вес автобуса с прицепом не превышает величины в 12 тонн. Здесь акцентируется внимание на то, что прицеп не может использоваться для транспортировки пассажиров, и общий вес всего состава ограничен величиной в 12 тонн.

    • владельцы водительских прав по категории D имеют право на управление транспорта категории D1;
    • владельцы водительских прав по категории DE имеют право на вождение транспорта категории D1E.

    Категория «М» водительских прав

    Для управления скутером или мопедом теперь нужны права

    Введённая с 2014 года категория «М» даёт разрешение на вождение транспорта, входящего в данную категорию. В категорию «М» транспорта внесены мопеды, лёгкие типы квадрициклов и скутеры. Если ранее мопедами и квадроциклами разрешалось управлять, не имея водительских удостоверений, то новые Правила запрещают такое вождение в связи с ростом числа ДТП с участием такого вида транспорта.

    Видео: Погоня за скутером

    Установлен минимальный возраст водителей такой техники – 16 лет. Также к управлению транспортного средства, отнесённого к категории «М», допускаются все водители, имеющие право на вождение любым другим типом транспорта. Поэтому во всех водительских удостоверениях категория «М» водительских прав 2017 года открывается автоматически, при условии, что эта категория была открыта в медицинской справке совместно, например, с категорией «В». К вождению мопеда допускается также и водитель, имеющий права старого типа.

    Штраф за езду мопеде или скутере составляет от 5 до 15 тысяч рублей.

    К категории транспорта «Tb» отнесены троллейбусы, а к категории «Tm» отнесены трамваи. По старым Правилам эти виды городского транспорта не выделялись в отдельную категорию, а в водительских удостоверениях делались записи о разрешении в разделе «Особые отметки». Особенности управления этими видами транспорта требуют получения разрешения по отдельным категориям допуска.

    С какого возраста можно получить водительские права на разные категории

    По новому законодательству правом получения водительского удостоверения по категориям обладают все люди, достигшие определённого возраста:

    • на «А» — управление мотоциклами – с 18 лет;
    • на «А1» по управлению мотоциклами с малым объёмом до 125 см3 и мощностью до 11 кВт – с 16 лет;
    • на «М» по вождению мопедов – с 16 лет;
    • на «В» и «С» по управлению легковыми и грузовыми автомобилями – с 18 лет;
    • на «D», «Tb» и «Tm» по управлению автобусами, троллейбусами и трамваями – с 21 года;
    • на «ВЕ», «СЕ» и «DE» по управлению автотранспортом с прицепами – люди, имеющие права и опыт вождения на категории «В», «С» или «D» со стажем вождения не менее 12 месяцев.

    Для того, чтобы получить водительские права на право управления транспортом по любой категории, обязательно требуется прохождение обучения в автошколе со сдачей экзаменов на знание правил дорожного движения и наличие навыков практического вождения. Пойти учиться в автошколу, закончить её и сдать экзамены в ГИБДД можно и раньше определенного возраста. Например, на категорию «А» или «В» можно можно пойти учиться в автошколу и в 17 лет, и экзамены в ГИБДД можно сдать в 17 лет, правда, для этого потребуется согласие родителей. Но вот водительские права на руки можно будет забрать только тогда, когда исполнится 18 лет, не раньше.

    Управлять транспортным средством можно при условии, что открыта соответствующая категория в водительском удостоверении. Штраф за управление транспортным средством без прав или нужной категорией — 5.000 — 15.000 рублей. Мопедами или скутером можно управлять с любой открытой категорией.

    Добрый день, вечер, утро, ночь (нужное подчеркнуть ). Практически каждый человек, даже далёкий от автомобилей, имеет представление о том, что такое водительское удостоверение. Но не всё так просто, как кажется на первый взгляд.

    Ведь в настоящее время только в России действует четыре типа водительских прав, причём последняя редакция ещё многим совсем незнакома. Поэтому сегодня я помогу вам разобраться среди многообразия видов основного документа водителя. Это Кулик Илья. Поехали!

    Водительское удостоверение (В/У) – это документ, подтверждающий, что его владелец имеет право управлять транспортными средствами (ТС). В народе также часто говорят «водительские права», «права на машину», и просто «права».

    Права согласно п. 2.1.1 ПДД должен иметь при себе во время управления ТС каждый водитель и предъявлять их сотрудникам автоинспекции по требованию.

    Категории транспортных средств

    Различных типов механических транспортных средств великое множество. И, разумеется, каждый из них имеет определённые нюансы в управлении. Поэтому для получения права управлять тем или иным типом ТС необходимо учиться в отдельности.

    Но тем, кто овладел вождением и , и легковушек, и автобусов, и грузовиков, было бы весьма неудобно носить с собой несколько разных удостоверений, не так ли? Поэтому права одни, но они дают возможность водить транспорт только тех категорий, которые освоил их владелец.

    Кроме того, стаж для каждой категории считается по отдельности начиная с даты сдачи соответствующего экзамена. Поэтому в В/У отмечается, какие именно машины может водить предъявитель документа, и когда он получил это право. Вся информация, касающаяся допуска к управлению различными типами ТС, отображается в таблице на оборотной стороне удостоверения водителя.

    Какие бывают категории

    Раньше деление выделяли 5 категорий: A, B, C, D, E. В 2011 году сделали 9: A, B, C, D, BE, CE, DE, трамвай, троллейбус.

    В настоящее время в России установлено шестнадцать категорий и : , A1, B, B1, C, C1, D, D1, BE, CE, C1E, DE, D1E, Tm, Tb. Для каждой группы ТС имеется своё схематичное изображение, помогающее не запутаться во всех этих буквах.

    Типы водительских удостоверений в России

    В настоящее время у водителей России можно встретить три типа водительских прав, все из них являются действующими:

    • Образец №1 – ламинированный бумажный документ размером 74×105 мм, их выдача прекращена в 2011 году, таким образом, после 2021 года они окончательно уйдут в прошлое;
    • Образец №2 – представляет из себя пластиковую карточку, 85×55 мм, выдача также прекращена в 2011 году;
    • Нового образца – имеют пластиковую основу, которая вклеивается между двумя бумажками, снаружи заламинированы. Размер – 85,6×54 мм. Выдача началась в 2011 году, в 2014 году документ несколько видоизменён в связи с введением новых категорий, то есть эта редакция документ имеет две разновидности. О последней из них я сейчас расскажу подробнее, так как в настоящее время выдаются только такие права.

    Водительские права нового образца

    Современное удостоверение водителя утверждено Приказом МВД №365 от 13.05.09. В 2011, 2014 и 2015 годах этот документ подвергался поправкам. Ключевое отличие водительских прав нового образца от предыдущих состоит в том, что они полностью соответствуют Венской конвенции 1968 года, что позволяет их обладателям управлять транспортом в странах, входящих в эту конвенцию без каких-либо .

    Водительское удостоверение образца 2014 года – актуальный на сегодня вариант

    Вся информация, содержащаяся в новых правах, присутствует и в старых, основная разница заключается в оформлении.

    Внешний вид

    Как уже я сказал, документ представляет собой заламинированную бумажную карточку с пластиковой основой. Цвет – голубой плавно переходящий в розовый, слева направо. На обороте – то же самое, только справа налево, имеется защитная фоновая сетка.

    Помимо этого, для защиты от подделок применяется:

    • Микротекст ;
    • Скрытые изображения ;
    • Перемена цвета при изменении угла обзора;
    • Светящиеся в ультрафиолетовом излучении серия и номер;
    • Штрих-код с зашифрованной информацией.

    Лицевая сторона

    На лицевой стороне имеется надпись на русском «Водительское удостоверение» сиреневого цвета. Слева – фотография размером 21×30 мм, под неё выделен раздел 6. Фото изготавливается одновременно с В/У, поэтому заранее фотографироваться при получении прав теперь не надо.

    Удостоверение, выдававшееся с 2011 по 2014 год. Основное отличие от последней редакции – в категориях

    На фотографии человека изображают строго анфас, без головных уборов (исключение сделано для граждан, не снимающих головные уборы по религиозным причинам). Если водитель постоянно ходит в очках, допустимо сфотографироваться в них, если стёкла не тонированы.

    Чуть выше фотографии – знак RUS – при вождении за рубежом это будет указанием на страну выдачи прав. В нижней части документа – стилизованное изображение уходящей вдаль автодороги.

    Оборотная сторона

    На оборотной стороне видное место (10×42мм) занимает штрих-код, он расположен слева, считается, что он находится в разделе 13. Снизу слева напечатаны , справа по нижнему краю – информация об изготовителе документа.

    Оборотная сторона

    Основное место занимает таблица, содержащая обозначения категорий транспортных средств, на управление которыми могут быть выданы права, с соответствующими отметками, показывающими конкретные разрешения.

    Сведения

    На современном удостоверении водителя графы не подписаны, вместо этого стоит только номер раздела. На лицевой стороне их одиннадцать. Всего – шестнадцать. Для удобства поиска, я свёл информацию в таблицу.

    Номер раздела Содержание
    Лицевая сторона
    1 Имя
    2 Фамилия, отчество (при наличии)
    3 Дата и место рождения
    4a Дата выдачи В/У
    4b Срок окончания действия прав
    4c Код, означающий подразделение ГИБДД, выдавшее документ (первые две цифры – регион, две вторые – номер подразделения)
    5 Серия и номер В/У
    6 Фотография
    7 Личная подпись владельца (оригинал или копия)
    8 Место проживания
    9 Разрешённые категории
    Оборотная сторона
    10 (столбец таблицы) Дата открытия категории
    11 (столбец таблицы) Дата окончания действия прав
    12 (столбец таблицы) Ограничения для категорий
    13 Штрих-код
    14 Общие ограничения и дополнительная информация

    Все записи делаются на русском языке и дублируются на латинице, по желанию получателя прав – в соответствии со сведениями из загранпаспорта. Шрифт дублирующего теста отличается от основного.

    Особые отметки

    В графе 12 могут ставиться такие обозначения:

    • AT – автоматическая трансмиссия , если владелец сдавал на права на машине с коробкой-автоматом;
    • MS – руль мотоциклетного типа , добавляется к «B1», если открыта «A», но нет «B»;
    • AS – автомобильный тип руля – применяется к «B1», если нет «A», но есть «B»;
    • ML – приписывается к « M » , при наличии медицинских ограничений для этой категории.
    • MC – только с ручным управлением разрешено вождение;
    • AT – если водителю можно ездить только на «автомате» по состоянию здоровья;
    • APS – допускается вождение только автомашин с акустической парковочной системой по медицинским показаниям;
    • GCL – требуются или контактные линзы для управления ТС;
    • HA / CF – необходим слуховой аппарат .

    Международные права водителя

    Некоторые автолюбители любят не ограничивать себя в свободе передвижения и при пребывании за границей, например, во время отдыха или в командировках. А кому-то приходится водить машины в других странах по долгу службы. Таким людям не обойтись без международного водительского удостоверения.

    Международные права являются к , и недействительны без последних. Срок действия их – три года, но они также теряют силу и одновременно с российскими правами, на основании которых они были выданы.

    Выглядят права как книжка A6 и содержат информации из национального удостоверения на основные иностранные языки. Учиться, сдавать экзамены и для получения международного удостоверения не требуется.

    Когда нужно международное удостоверение водителя

    Российские права нового образца позволяют обходиться в и . А вот если у вас пока старое удостоверение, то и в этих странах потребуется международные «корочки».

    А в странах, входящих только в Женевскую конвенцию (кроме Японии, там, так же, как и во всех странах, не входящих в упомянутые конвенции, принимаются только свои удостоверения), международные права обязательны.

    Временные права

    В настоящее время такого документа, как временное разрешение на управление транспортным средством, не существует.

    Ведь как было раньше? Времянки выдавали в двух случаях:

    • При совершении грубых правонарушений на дороге;
    • В случае утери оригинальных прав.

    С 2013 года механизм наказания водителей при серьёзных нарушениях существенно изменился, и временные права больше не фигурируют в этом процессе. Первая причина выдачи исчезла.

    Образец №2

    Вторая тоже не заставила себя долго ждать. Обычные права теперь можно получить в отделении ГИБДД за несколько минут, поэтому смысл во времянке потерялся. И в соответствии с Приказом МВД №995, все документы, регулирующие выдачу временных прав, утратили свою силу с 1 сентября 2016 года.

    Как получить водительское удостоверение

    Права на автомобиль в России выдаёт Госавтоинспекция. Обязательным условием для допуска к управлению транспортными средствами является прохождение специального обучения в .

    Но приобретение навыков и знаний, требующихся для водителей, которое обязательно закрепляется документом об окончании учебного учреждения это только полдела. Для получения прав на машину будущим водителям (или, выражаясь официальным языком, кандидатам в водители) необходимо взять особое – подтверждение того, что состояние здоровья позволяет гражданину быть водителем, а также сдать экзамены в ГИБДД:

    • Теоретический – тест на знание ПДД и некоторых других областей, которые могут потребоваться при вождении авто;
    • На площадке – показать базовое умение управлять мотоциклом или автомобилем;
    • В городе – продемонстрировать вождение в условиях реального трафика.

    После успешного прохождения всех этапов, новоиспечённый водитель получает водительское удостоверение, подтверждающее его право на управление тем или иным видом транспортных средств.

    Со скольких лет выдают права

    Управление транспортным средством не только довольно сложное, но и ответственное дело, особенно когда оно связано с перевозкой пассажиров. Поэтому для желающих стать водителями установлены определённые ограничения, минимальный уровень. Права выдадут лицам, имеющим:

    • полных 16 лет – только на категории «M» и «A1»;
    • 18 лет – на транспортные средства «A», «B», «B1», «С», «С1»;
    • 21 год – на «D», «D1», «Tm» и «Tb»;
    • стаж не менее года на соответствующем виде транспорта – для открытия категорий с буквой «E» (например, только после года вождения на «B» можно получить «BE»).

    Сдать экзамены на «B» и «С» можно и в 17 лет, но В/У выдадут только после наступления совершеннолетия. Служащие в армии могут сдать экзамен на «D» и «D1» и после 19 лет. Однако права, выданные им в 21 год, будут действовать только в отношении транспортных средств, принадлежащим Вооружённым Силам.

    Замена удостоверения водителя

    Водительские права имеют ограниченный срок действия – 10 лет с момента выдачи. Причём по истечении этого периода не только теряет силу документ, но и утрачивается право управлять транспортными средствами.

    Поэтому каждые 10 лет потребуется обновлять водительские «корочки». К счастью, повторно учиться или сдавать экзамены не нужно. А вот пройти врачей и получить медсправку необходимо.

    Образец №1

    Основной документ водителя может заменяться и по многим другим причинам: при , краже, прихождении в негодность, из-за изменения фамилии владельца, и даже просто по его собственному желанию. Во всех этих случаях потребуется обращение в Автоинспекцию. Из бумаг обязателен фактически только паспорт.

    Но при этом дата окончания действия у новых прав останется такой же, какая была и у заменяемого документа. Впрочем, сделать так, чтобы у нового В/У снова был 10-летний срок «годности», легко, достаточно пройти и предоставить справку установленного образца.

    А также заменить права потребуется, если водитель получит право управлять транспортными средствами новых категорий или у него обнаружатся медицинские противопоказания к вождению каких-либо типов ТС.

    Проверка водительских удостоверений онлайн

    В некоторых случаях бывает необходимо убедиться в подлинности прав на машину, в том, что у их владельца действительно есть разрешение управлять автотранспортом.

    Сделать это просто. На официальном сайте ГИБДД работает онлайн-сервис , при помощи которого можно всегда проверить актуальность любых автомобильных прав, в том числе с точки зрения . Информация берётся из баз данных ГАИ, поэтому результат будет точно такой, какой видят инспекторы. Для проверки необходимо знать только номер удостоверения и дату его выдачи.

    Подведём итоги

    • Водительские права – основной документ водителя;
    • Госавтоинспекция допускает к вождению и выдаёт В/У;
    • 10 лет – срок действия документа;
    • Права автомобилиста разрешают управлять только указанным в них видом транспорта;
    • Удостоверения нового образца соответствуют европейским нормам и принимаются во многих странах.

    Заключение

    Уверен, вы даже представить не можете, какие вопросы иногда задают автоинспекторам через онлайн-сервис на сайте ГИБДД. Хотите узнать? Тогда смотрите видео!

    На этом всё. Делитесь прочитанным с друзьями в социальных сетях, подписывайтесь на рассылку, если ещё не сделали этого. До новых встреч совсем скоро!

    П.С.: На изображениях в статье – Alfa Romeo 147. drive2.ru/r/alfaromeo/832462 – отсюда взял фотографии.

    В некоторых странах водительское удостоверение, кроме прямого его назначения, является заменой других документов, удостоверяющих личность, например, паспорта. В планах такое применение прав и в России. Однако, сейчас в документе указаны лишь категории водительских прав, разрешающие управление определенным видом транспорта.

    Управление любым видом транспорта, регламентированного в Правилах дорожного движения, должно проводиться только при наличии соответствующего подтверждающего документа. При отсутствии удостоверения водитель будет оштрафован согласно действующей сетке от 5 до 30 тысяч рублей.

    После введения новых категорий в водительском удостоверении, претерпел изменения и внешний вид документа. Кроме того, что расшифровка всех категорий водительских прав нового образца указана на пластике в виде схематических иконок, также обозначен конечный срок действия каждой из таких категорий для владельца.

    В новых правах находится такая информация:

    • название документа на лицевой стороне;
    • фамилия, имя и отчество владельца документа;
    • даты получения и окончания действия прав;
    • место и дата рождения;
    • название органа, выдавшего документ;
    • фото и подпись владельца;
    • список категорий транспорта и отметки о допусках к этим категориям владельца удостоверения;
    • закодированная информация для прочтения с помощью сканера.

    Водительские права

    Записи сделаны буквами русского алфавита. Также информация продублирована латиницей для того, чтобы можно было пользоваться документом за рубежом. Категории и подкатегории транспорта обозначены только латиницей и арабскими цифрами.

    Расшифровка обозначений на водительском удостоверении

    Кроме названия документа на лицевой стороне присутствует обозначения страны, его выдавшей (RUS). В левой части расположено цветное 3х4 см фото владельца. На фотографии не должно быть головного убора или других предметов, искажающих восприятие. Допускается послабление при покрытии головы у верующих, с сохранением видимости овала лица. Также у водителей с плохим зрением на фото могут быть очки с нетонированными линзами. В качестве подтверждения получения удостоверения водитель ставит в документе свою подпись.

    Фамилия, имя и подпись владельца напечатаны прописными («большими») буквами русского алфавита. Под каждым русским словом текст продублирован также прописными латинскими символами. Это правило относится и к месту рождения.

    Лицевая сторона водительского удостоверения

    Так как права выдаются на ограниченный срок (10 лет), то в строках 4 а) и 4 b) вписан интервал времени, в течение которого документ является действительным. После окончания его действия необходимо его продлить. Пользоваться просроченными правами нельзя. Пункт 4c) указывает место выдачи документа.

    В пятом пункте находятся серия и номер удостоверения. Эти данные продублированы на тыльной стороне прав снизу.

    На предпоследней строке указан регион проживания водителя, а под ним шифры категорий и подкатегорий, разрешенных к управлению.

    С оборотной стороны в левой части нанесен штрих-код с дополнительной информацией о водителе. Для ее считывания понадобится сканер.

    Основную площадь тыльной стороны занимает таблица. О том, что означают категории в новых правах, мы расскажем дальше. В первом столбце указаны маркировки категорий/подкатегорий и соответствующие иконки с изображением транспорта. Во втором столбце (графа 10) находится срок, с которого водитель допускается к управлению выбранной категорией транспорта. В третьем столбце (графа 11) указан срок окончания действия прав. В последнем столбце (графа 12) могут вноситься дополнения, например, если водитель может управлять авто только с автоматической коробкой передач (АТ).

    В графе 14, расположенной под таблицей, может быть общая информация, касающаяся всех категорий, например, указывается водительский стаж.

    Тыльная сторона водительского удостоверения

    Актуальные категории в правах

    После 2014 года, когда вступили в действие изменения в правилах дорожного движения, у многих водителей появился вопрос о том, какие машины можно водить с категорией B, ведь кроме старого обозначения появилась подкатегория B1. Кроме этого новшества в список были внесены другие подкатегории и категории автотранспорта. Всего для легкового и грузового транспорта было выделено 16 типов транспортных средств, без учета спецтранспорта.

    «А» – с открытой этой категорией допускаются водители к управлению мотоциклами (двухколесными транспортными средствами (ТС) с боковым прицепом либо без него). В эту категорию допускаются ТС с тремя или четырьмя колесами и общей массой до 0,4 т.

    «А1» – обладатели этой категории получают более ограниченные права, чем в предыдущем пункте. ТС должно иметь объем двигателя 50-125 см 3 и максимум 11 кВт мощности. Фактически под А1 попадают современные «скутеры». При наличии у водителей в более старых правах категории А, новая подкатегория А1 открывается автоматически.

    «B» – эта отметка в правах дает возможность на вождение легкового авто с массой до 3,5 т и ограничение на сидячие места в салоне до 8 единиц, без учета водительского кресла. Дополнительным правом является присоединение прицепа более 0,750 т к такому ТС, но масса прицепа не должна быть более массы ТС, а общий вес пары ограничивается 3,5 т. Прицепом, согласно действующим ПДД, принято называть ТС, не оборудованное силовой установкой.

    «B1» – такой пункт в водительском удостоверении разрешает вождение авто на трех либо четырех колесах, а масса порожнего ТС ограничивается 0,550 т. В таком авто производитель должен устанавливать ограничитель скорости на отметке в 50 км/ч. Также объем мотора не должен быть более 50 см 3 . В расчет массы не берутся данные водителя и не учитывается аккумулятор у ТС на электротяге. Однако, в общую массу входит полный бак топлива и остальные смазочные и охлаждающие жидкости. Наличие этой категории дает возможность обладателю водить трицикл или квадрицикл. При этом последнее ТС имеет существенное различие с квадрОциклом, у которого мотопосадка в кресле и управление осуществляется рулем, схожим с мотоциклетным.

    «BE» – допускает вождение автомобилем, описанным в категории «B», но в этом случае массу прицепа разрешается делать больше 0,750 т, хотя общая масса такой конструкции также ограничена 3,5 т.

    «С» – о том, какие машины можно водить с категорией С, говорится в новых ПДД. К таким авто относятся грузовые машины с массой только более 3,5 т и возможностью дополнительной сцепки с прицепами более 0,750 т. Ограничение на перевозку пассажиров составляет 8 человек без учета водителя.

    «С1» – отметка о такой категории дает право водителю управлять авто с массой 3,5-7,5 т и осуществлять сцепку с прицепом до 0,750 т. Никаких дополнительных привилегий по пассажирам категория также не осуществляет.

    «C1E» – водитель с такой категорией может перемещаться на машине 3,5-7,5 т с прицепом более 0,750 т, но общая масса такого подвижного состава ограничена 12 т.

    «D» – такой разрешенный пункт в удостоверении водителя дает возможность управлять ТС, в котором находится более 8 пассажиров. Под эту категорию подпадают практически все крупные автобусы. К ним по правилам этой категории также можно присоединять прицепы с массой менее 0,750 т.

    «D1» – подкатегория урезана в разрешенном количестве пассажиров в салоне. Количество оборудованных мест в салоне должно позволять перевозить от 8 до 16 «сидячих» пассажиров. Допускается прицеп до 0,750 т. При открытой «D», «D1» открывается автоматом.

    «DE» – для водителей с такой категорией можно к автобусу, описанному в пункте «D», цеплять прицеп массой от 0,750 т до 3,5 т. Также в это описание попадают автобусы-«гармошки», имеющие сочленение.

    «D1E» – при таком обозначении прицеп автобуса может быть более 0,750 т, но установлено общее ограничение на массу состава в 12 т. В прицепе во время движения не должны находиться люди. При открытии «DE», подкатегория «D1E» присваивается автоматически.

    «E» – позиция исключена из современных правил, а ее функции перераспределены между основными категориями в качестве дополнений.

    «M» – отметка в правах дает возможность легально водить мопеды и легкие квадрициклы. Часто ее параллельно открывают при открытии любой другой категории.

    «Tm» , «Tb» – с такими позициями в современном водительском удостоверении можно водить трамваи и троллейбусы. Эти пункты перекачивали из особых отметок в полноценные категории.

    Получение водительских прав любой категории

    Получить право на вождение транспортным средством в России можно только после обучения в автошколе и успешной сдачи экзаменов. Они состоят из теоретической и практической частей.

    Для поступления на обучение достаточно сдать документы, оплатить курсы, а затем заполнить и подписать договор. Обязательный документ для начала обучения – медицинская справка формы 083/у-89. Документ является бланком строгой отчетности, поэтому никаких замен ему найти не получится.

    После прохождения обучения, надо сдать три обязательных экзамена. Первый – проверка теоретических знаний, второй – практика на полигоне, третий – практика в городских условиях. Именно в такой последовательности проводится сдача.

    В теоретической части экзамен проводится на компьютере, где за 20 минут требуется ответить правильно на 20 вопросов. Успешным является результат с не более чем двумя ошибками. При наличии трех и более неверных ответов ученика к практической части не допускают.

    На отведенной для экзаменов закрытой площадке необходимо правильно тронуться, остановиться, проехать задом, а также между тумбами, не задев их и не сбив. После успешного заезда можно отправляться с инструктором в городские условия. Там ученик не должен получить более 5 штрафных баллов.

    Для повторного прохождения теоретической части соискателю могут дать 7 дней. Также он может в письменной форме получить отказ, который по процедуре обжалуется в судебных органах.

    Если же все требования по сдаче экзаменов выполнены успешно, то можно оплачивать госпошлину и проходить фотографирование на удостоверение в ГИБДД. Через полчаса после фото выдаются водительские права. Они ограничены сроком действия на 10 лет.

    Возраст получения водительского удостоверения

    Мотоциклами и скутерами, попадающими под категории «А1» и «М», можно управлять при наличии прав с 16 лет. Для категорий «А», «B», «С» и подкатегорий «B1» и «C1» требуется достижение 18 лет. Послаблением для «В» является возможность обучения с 17 лет, но получить удостоверение можно лишь при наступлении 18 лет.

    Для «D», «D1», «Tm», «Tb» учеба разрешена только после 21 года, а все, что имеет приставку «Е» можно получить после управления основной категорией в течение 12 месяцев. Активацию «C1E» и «D1E» можно провести после открытых «С» и «D» или «С1» и «D1».

    Чтобы водитель имел возможность управлять машиной с тяжелым прицепом , ему нужна категория BЕ в водительских правах. Если ее нет, лицо, управляющее таким транспортным средством, может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной Правилами дорожного движения РФ и КоАП. В связи с этим, нужно знать, на какой транспорт распространяется данная категория прав и как ее получить, чтобы не нарушать закон во время вождения ТС на дорогах РФ.

    Что значит категория ВЕ в правах

    Закон един для всех, и если у водителя нет необходимой категории в водительском удостоверении, позволяющей ему управлять тем ТС, за рулем которого он находится, придется заплатить штраф. Его размер может варьироваться в пределах 5 -15 тыс. руб. Также водитель отстраняется от управления ТС, а машину эвакуируют на штрафплощадку.

    Если эта категория отмечена в водительском удостоверении, что это значит для водителей и транспортной полиции? Это свидетельствует о том, что их собственник имеет право водить автомобиль с тяжелым прицепом, к которому выдвигаются определенные требования.

    Во время вождения такого транспортного средства необходимо иметь соответствующие навыки, позволяющие эксплуатировать автотранспортное средство в безаварийном режиме. Управление автомобилем в сцепке с прицепом относится к сложному виду вождения, требует пройти специальную подготовку и открыть категорию, подтверждающую право водителя на управление таким ТС.

    ВАЖНО! Чтобы получить категорию ВЕ, нужно иметь права, в которых категория В открыта не позже, чем 1 год назад.

    Требования к данной категории прав

    1. Относящиеся к категории В, имеющие сцепление с прицепом. При этом максимальной разрешенной массой прицепа считается вес более 750 кг, и превышение веса машины без какой-либо нагрузки – не важно, какой вес будет иметь тягач.
    2. Также к категории ВЕ относятся машины категории В в сцепке с прицепом, имеющим максимальный разрешенный вес более 750 кг. При этом должно соблюдаться условие, что максимальный разрешенный вес этого транспортного состава больше, чем 3500 кг.

    Если подпадающие под первое требование автомобили с прицепами не вызывают у инспекторов ГИБДД никаких вопросов, то по второму пункту периодически водители попадают в неприятные ситуации и споры с гаишниками, которые «забывают» о существовании такого определения. Поэтому обязательно нужно открыть категорию ВЕ, если приходится заниматься караванингом или ездить на отдых с прицепным домиком.

    Как получить категорию ВЕ

    Как открыть эту категорию:

    • обратиться в одну из автошкол, которые проводят обучение на получения водительского удостоверения;
    • оплатить обучение;
    • изучить теорию и практику вождения;
    • сдать соответствующие экзамены;
    • получить ВУ с категорией ВЕ в ГИБДД.

    Сделать это совершенно не сложно, особых трудностей возникнуть не должно, если уже открыта категория В. Времени этот процесс занимает мало, и стоит не дорого. В автошколах, предлагающих пройти обучение на подкатегорию ВЕ, стоимость курса может варьироваться в пределах 7-15 тысяч рублей. Все зависит от расценок конкретной школы.

    Кроме того, нужно будет заплатить 1 тыс. рублей за получение медицинской справки или пройтись самостоятельно по всем очередям в поликлинике по месту жительства.

    Особенности обучения на категорию ВЕ

    Теоретическое обучение будет проходить на протяжении двух недель. Ходить или не ходить на занятия, каждый решает сам. Обычно после прохождения курса нужно сдать экзамен в автошколе и забрать документы о прохождении этого обучения. Их выдают всем, кто на этот курс оформился, и заплатил за обучение.

    Как только документы будут получены, можно отправляться в МРЭО, к которому прикреплена автошкола, выдавшая документы об обучении. Здесь нужно узнать, когда можно сдать экзамен.

    Есть еще один вариант – с документами от автошколы отправиться в любое МРЭО в своем городе, и сдать там экзамен самостоятельно.

    ВАЖНО! Тем, кто торопится с получением категории ВЕ нужно знать, что экзамены на ее получение проходят не часто (также, как и на категорию СЕ), так как иметь ее желает небольшое количество людей. Приходят они в разных МРЭО в разное время. Обычно перерыв между очередным экзаменом составляет 1-2 месяца.

    Чтобы ускорить процесс, необходимо:

    • Попытаться найти одно из МРЭО, в котором будет проходить ближайший очередной экзамен, и присоединиться к группе водителей, желающих его сдавать. Это позволит избежать ожидания с двух месяцев до одной недели.
    • Записаться на сдачу экзамена. Чтобы это сделать, нужно открепиться от МРЭО, к которому прикреплена автошкола.
    • С этой целью необходимо обратиться к специалистам этого МРЭО, отвечающим за проведение экзаменов, поставить печать на обратной стороне карточки, выданной ученику автошколы.
    • Подать документы о прохождении курса обучения, водительские права, паспорт в выбранное МРЭО и подождать даты экзамена.

    Сдача экзамена

    Экзамен состоит из двух этапов. На площадке выполняется 2 упражнения:

    1. Движение по прямой: автопоезд движется по прямой задним ходом и въезд в гараж задним ходом. Гараж располагается перпендикулярно к стартовой территории, по которой движется автопоезд экзаменуемого («залом прицепа на 90 0 »).
    1. По городу: в этом упражнении все выполняется так же, как и при получении кат. В, но в этом случае маршрут короче в 2 раза.

    У большинства водителей проблемы возникают на площадке на втором упражнении, хотя и первое некоторым дается не с первого раза.

    ВАЖНО! Прежде чем отправляться на экзамен, желательно попрактиковаться на платных тренировках, чтобы с уверенностью и с первого раза получить нужную категорию. Такие услуги предлагают во многих автошколах.

    На видео о получение категории ВЕ

    После успешной сдачи экзамена права с открытой категорией ВЕ будут выданы на следующий рабочий день предъявителю паспорта и с предъявлением квитанции об уплате госпошлины.



  • Просмотров