Почему не хочется ходить в школу. Ребенок не хочет ходить в школу

«Не хочу идти в школу!» – как часто родители слышат эту фразу от своих детей! Особенно эта проблема актуальна в преддверии нового учебного года. Причин, по которым ребенок отказывается посещать на занятия, может быть несколько. Психологи предупреждают: ругань не решит вопрос и только усугубит ситуацию - ваше чадо начнет тайно от вас прогуливать школу. Эксперт рассказывает, что делать, чтобы ребенок начал ходить в школу с удовольствием.

Лень – не причина

Почему ребенок не хочет идти в школу? По словам психолога Людмилы Артемьевой , банальная лень – это лишь одна из целого ряда возможных причин. «Очень часто поводом для того, чтобы у ребенка сформировалась стойкая неприязнь к школе, бывают личные конфликты, - объясняет эксперт. – Это могут быть плохие отношения с одноклассниками или даже с кем-то из педагогов. Хуже – если школьник становится объектом травли, и его одноклассники издеваются над ним. Неудивительно, что школа в таком случае становится для ребенка ненавистным местом».

Если сын или дочь не могут найти общий язык со своими сверстниками, психолог советует не бежать сразу же к директору или классному руководителю, а подсказать ребенку способ решения конфликта. «Ваш ребенок нуждается в друзьях, - говорит Артемьева. – Устройте праздник для детей, пригласите одноклассников своего чада – только, разумеется, не те тех, кто участвует в травле. Посоветуйте ребенку найти среди одноклассников товарищей по интересам. Другие дети увидят, что ваш ребенок не один, что он в коллективе, и прекратят свои насмешки».

Конфликт же с учителем у ребенка обычно происходит по вине родителей. Обычно педагог бывает недоволен, если ученик не может сконцентрироваться на теме урока и начинает шуметь, отвлекаться и даже вступать в словесную перепалку с учителем. Слишком тихий и скромный ребенок, наоборот, может быть напуган строгостью педагога. В обоих случаях конфликт неизбежен. «Если у вас гиперактивные дети, вы должны уделить им больше внимания и объяснить, как правильно вести себя в школе, - говорит Артемьева. – Определенные правила в обществе существуют для всех, и их нужно соблюдать. Если ребенок боится учителя, поговорите с ним и убедите, что его страхи беспочвенны».

Не ссорьтесь на глазах у детей

Как ни странно, одна из самых распространенных причин нежелания учиться – проблемы не в школе, а в семье. «Многие родители думают: ну какая у ребенка может быть депрессия? – отмечает психолог. – На самом же деле дети все прекрасно понимают и глубоко переживают из-за семейных конфликтов». Артемьева предостерегает: все ссоры между родителями не должны происходить на глазах у детей. Вы – защита, опора и поддержка для своего ребенка. Если он станет свидетелем семейных разногласий, то его мир начнет рушиться, руки опустятся. Когда в семье все хорошо, у детей тоже появляется ощущение внутренней гармонии, и он открыт для новых знаний, впечатлений и эмоций.

Другим поводом не ходить в школу может стать излишняя загруженность ребенка. Некоторые современные родители считают, что у их чада не должно быть свободного времени и отдают ребенка на всевозможные кружки и секции. Пересмотрите график школьника: а вы бы смогли жить в таком режиме? Если ребенок уходит из дома рано утром и возвращается только для того, чтобы поспать, вычеркните из его списка занятий лишний и оставьте то, что действительно интересно сыну или дочери. Пусть у ребенка останутся силы для уроков!

Расспросите ребенка про школу

Ребенок будет отказываться посещать уроки, если он не может похвастаться своей успеваемостью. Кому приятно получать «двойки»? Выясните, по каким предметам нужно подтянуть ребенка: пусть с ним позанимается репетитор.

Если «тяжелых» предметов несколько – возможно, для усвоения нового материала ребенку не хватает его интеллектуальных способностей. В таких случаях лучше проконсультироваться с учителями или директором. Не исключено, что вам придется перевести чадо на домашнее обучение.

«В любом случае, чтобы привить ребенку интерес к школе, не нужно кричать, ругать школьника, - советует психолог. – Иногда решить проблему помогает простой разговор. Вечером за чашкой чая спросите у сына или дочери, что интересного было сегодня в школе, какие случаи происходили на переменах. Проявите внимание, выслушайте своего ребенка, расскажите ему что-нибудь из своей школьной жизни и превратите такие беседы в традицию. Тогда процесс обучения станет гораздо интересней!».

Наша экспертиза



Многие взрослые считают, что шести-семилетний ребенок просто мечтает пойти в школу, что это событие должно наполнять его гордостью, ведь теперь он не «просто ребенок», у него есть свое важное дело. Так ли это? Мы публикуем точку зрения , семейного психолога, специалиста по адаптации приемных детей, лауреата премии Президента РФ в области образования, автора многих книг для родителей и педагогов, в том числе

Помните умилительное стихотворение Агнии Барто про Петю, который перед первым сентября не спит всю ночь?

Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.

Он оделся в две минуты,
Со стола схватил пенал.
Папа бросился вдогонку,
У дверей его догнал.

За стеной соседи встали,
Электричество зажгли,
За стеной соседи встали,
А потом опять легли.

Разбудил он всю квартиру,
До утра заснуть не мог.
Даже бабушке приснилось,
Что твердит она урок.

Даже дедушке приснилось,
Что стоит он у доски
И не может он на карте
Отыскать Москвы-реки.

Н а взгляд психолога, в этой ситуации уже есть предвестники школьного невроза, причем передающегося в семье из поколения в поколение. И в реальной жизни все больше семей сталкиваются с тем, что ребенок в школу идти вовсе не хочет. Или даже хочет, но при этом так нервничает, что теряет покой и сон. Детские врачи знают синдром третьей недели сентября - на фоне стресса чуть не половина первоклашек заболевают. Тревожиться при начале нового дела, нового этапа в жизни нормально, но уровень тревоги наших первоклассников явно зашкаливает. Почему так?

В нашем обществе сложилось представление о школе как судье и оценщике ребенка и семьи. Школьные успехи становятся главным мерилом качества воспитания. Задолго до семи лет ребенку говорят: «Как ты в школе будешь, такой неаккуратный?» «Ты думаешь, в школе кому-то понравится, как ты себя ведешь?» или не ему говорят, а родным и знакомым, с явным страхом: «Не представляю, как она будет учиться, с ее-то характером».

Часто детей заранее отдают в группы подготовки, нулевки. Казалось бы - неплохая идея, пусть дети в менее наряженном ритме, понемногу, привыкнут к классу, учительнице, им потом будет легче. Но на деле подготовка часто оборачивается дополнительным стрессом. На ребенка просто на год раньше обрушивается школьная дисциплина, он на год раньше обнаруживает, что в школе его будут постоянно оценивать (никакие звездочки и флажки вместо баллов тут ничего не меняют, оценка есть оценка), а главное - он обнаруживает, что его успехи в классе сверхважны для семьи. Встречая детей после занятий, мамы и бабушки буквально набрасываются с вопросами: «Что вы сегодня делали? А ты отвечал? Ты руку поднимал? А ты ответил? А еще кто-то ответил?». Подходят к учительнице, расспрашивают ее: «Ну, как мой?» Внимательно рассматривают прописи и бурно реагируют: «Как ты красиво написал!» или «Ну, что это, совсем не старался, как курица лапой». Да уж, я теперь не просто мальчик, понимает ребенок. Не просто мамин и папин, бабушкин и дедушкин любимый Петенька. Я теперь мальчик-лучше-всех-в-классе или мальчик-не хуже-других, или даже мальчик-который-не-тянет. И для родителей это очень важно. Важнее всего остального.

Взрослые люди, вспоминая детство, иногда так и говорят: «Мое детство кончилось, когда началась школа». Или даже так: «Когда началась школа, я потерял родителей. Больше меня для них не существовало, их интересовало только, как я учусь». И дальше может быть история про отличницу, которой не позволялись ни одной четверки, потому что «это позорит семью». Или про двоечника, которому, как теперь, задним числом, понятно, просто нужны были специальные занятия с логопедом по чтению и письму, а тогда, много лет назад, он в одночасье из любимого сына превратился в «горе мое для мамы и в «обнаглевшего бездельника для папы. Это, конечно, крайности, но, так или иначе, почти все дети чувствуют, что вступили со школой и родителями в очень нервную игру, в которой от них очень много ждут, и на кон поставлено самое ценное для ребенка - его отношения с близкими.

Дело отягощается тем, что, как точно подмечено в стихотворении Барто, родители, а особенно бабушки и дедушки сами нередко имеют весьма травматичный опыт советской и российской школы, в традициях которой - обычное, такое естественное для ребенка незнание (не смог отыскать реку на карте) приравнивается к преступлению, становится основанием для приговора: ты двоечник, неудачник, всеобщее разочарование. Кто из нынешних бабушек и дедушек не хотел провалиться сквозь землю под осуждающим. уничтожающим взглядом учителя? Им так хочется подстелить соломки, обезопасить от мучительного опыта своих обожаемых внуков - и они сами не замечая, загоняют ребенка в западню. В результате их внуки боятся школы уже заранее.

Очень хотелось бы, чтобы эта ситуация менялась, и тут многое зависит и от самой школы, но начинать, мне кажется, надо с родителей. Важно чтобы именно они вспомнили, что школа - это учреждение, которое существует на их налоги и для их детей. Ее цель - создать детям условия для полного и радостного развития, а вовсе не оценивать достоинство самого ребенка и его родителей. Если ребенок чего-то не знает или не умеет - так на то и есть школа, чтобы помочь, подсказать, научить, и родители подключатся, если надо будет. Школьные успехи - не цель жизни, и уж точно нельзя позволять им ломать отношения с ребенком и его преставление о себе. Через 20 лет не будет важно, насколько ровно ваш ребенок писал палочки, а вот если на него за ошибки орали, или он видел, что мама сильно разочарована в нем, это может серьезно отразиться на его уверенности в себе и будущих успехах. Если сохранять спокойствие и оптимизм не удается, поскольку свой собственный опыт жизни в треугольнике школа-ребенок-родители был болезненным, позаботьтесь о себе, обратившись за помощью.

По материалам www.psychologies.ru и книг Людмилы Петрановской

Материал к занятию.

МОСКВА, 20 ноя — РИА Новости. Около половины российских учеников не хотят учиться в школе из-за неприязни к учителю, рассказал РИА Новости президент Ассоциации детских психологов и психиатров России Александр Кузнецов. С какими трудностями сталкиваются школьники, как вернуть ребенку мотивацию к обучению и привить самостоятельность, рассказали РИА Новости эксперты накануне Дня ребенка, который отмечается 20 ноября.

Мам, а выходные скоро?

Мама второклассника, учащегося подмосковной средней школы, Мария Ремпель не ожидала, что у ее восьмилетнего сына Марка могут возникнуть проблемы с учебой. Сама она училась в школе на "отлично", Марк же пока не может похвастаться такими успехами. Первую четверть второго учебного года мальчик окончил с одной тройкой по русскому языку.

"Он так не любит школу, что каждый день спрашивает меня, когда же будут выходные", — рассказала Ремпель РИА Новости.

По мнению родительницы, у сына нет желания учиться, потому что школьный учитель не смог его заинтересовать. "Раньше мы приходили в школу учиться, а сейчас приходим показать, чему научились дома с родителями", — сказала она.

Кроме того, по словам Ремпель, в школьных учебниках много сложных и странных заданий, решить которые может даже не каждый взрослый человек. "И родителям второклассника приходится решать задачи коллективным разумом на специальных форумах в интернете или по телефону", — отметила Ремпель. В итоге получается, что выполнением домашней работы больше озабочены не дети, а сами родители.

Учиться, учиться, учиться

Нежелание ребенка любого возраста ходить в школу — это самозащита от большой нагрузки, считает учитель русского языка и литературы, заслуженный учитель РФ Инна Голенок.

"Получается, что ребенку неудобно, некомфортно от того, что он не делает, а когда он начинает все делать, то ему тоже некомфортно, потому что устает", — пояснила она.

Голенок отметила, что загруженность учителей, связанная с недостатками базового планирования, проецируется на учеников. "Программа сделана так, что на предмет выделяется иногда один час в неделю. А один час в неделю по всем психологическим правилам вообще не должен быть: знания не закрепляются, нет повторения, отсюда большая нагрузка", — считает учитель.

Директор физико-математического лицея N 239 в Санкт-Петербурге, победитель Всероссийского конкурса "Директор школы-2012" Максим Пратусевич согласен с тем, что программа у современных школьников непростая. Вместе с тем, он считает лень главной причиной нежелания учиться в школе.

"Мало времени и работать надо, а работать нынче не очень принято. Дети не приучены к работе. Говорят, учиться надо весело, чтоб хорошо учиться, а это не так. Учеба — это напряженный труд. Мы же учимся для жизни, а в жизни надо напряженно трудиться, уметь это делать", — сказал Пратусевич.

Чему учат в школе?

Детские психологи уверены, что ключевую роль в отношении ребенка к школе играет первый учитель, который должен мотивировать ребенка учиться. Президент Ассоциации детских психологов и психиатров Александр Кузнецов рассказал РИА Новости, что школам в России всегда не хватало индивидуального подхода к каждому ученику.

"Школа ориентирована на среднего ученика, поэтому ни о какой индивидуальности речи быть не может. Доказано, что сильные ученики спускаются до уровня средних через два-три класса", — сказал Кузнецов.

По его словам, часто ребенок не хочет ходить в школу именно из-за того, что не любит своего учителя. Или ребенок ходит в школу не за знаниями, а чтобы просто пообщаться и покрасоваться перед сверстниками. "Мы не любим предмет, учителя по которому мы не любим. Из нашей практики, примерно 50% детей в начальной школе, когда их спрашивают об учителе, отвечают, что учитель им не нравится", — отметил психолог.

По словам Кузнецова, если родители хотят, чтобы у ребенка не было проблем с обучением в школе, они должны сохранить главное — мотивацию ребенка к обучению. "И не за счет того, что учеба — это труд, это глупость большая, а наоборот, объяснять, что учеба — это интересно всегда. Нужно искать способы, как не убить естественное природное любопытство ребенка к знаниям", — заметил он.

Правильная помощь

Психолог дал несколько практических советов родителям, которые не могут заставить ребенка учиться в школе. Прежде всего, родители должны выяснить, нравится ли ребенку учитель. "Если ребенку учитель не нравится, смените учителя. Это может быть учитель в соседней школе. Не надо привязываться к школе только потому, что она ближайшая к дому", — рекомендует Кузнецов.

Если не удается найти хорошего учителя, можно перевести ребенка на домашнее обучение. "По новому закону об образовании это можно сделать очень просто: приходишь в школу, пишешь заявление и все. Потом только нужно будет сдавать контрольные", — пояснил психолог, отметив, что его дети, например, уже давно постигают школьную программу в домашних условиях.

Обучение дома экономит много времени и воспитывает у ребенка самостоятельность. "Если ребенок умеет читать, он может самостоятельно изучить тему. Если у него есть вопрос, он может спросить родителей или посмотреть многочисленные видеоуроки в интернете", — сказал Кузнецов.

Еще один совет — назначить ребенку призы, чтобы у него была мотивация в полном объеме и самостоятельно выполнить домашнюю работу. Например, дети могут зарабатывать право двадцать минут заниматься познавательными приложениями на планшете после восьми вечера. Впоследствии ребенок привыкнет к определенному ходу событий, к ритуалу и начнет делать уроки самостоятельно.

"Родители не понимают, каким образом можно помочь ребенку делать уроки. Они не могут заставить ребенка оторваться от компьютера и по пять часов делают за них уроки. В результате ребенок привыкает и говорит: "Мам, уже поздно, а ты не могла бы за меня физику сделать?!" У ребенка формируется такое отношение, что мама все равно меня не отпустит, пока я уроки не сделаю, а поскольку ей тоже надо идти спать, она в конечном итоге все за меня сделает, мне только надо побольше тупить и поменьше делать", — пояснил Кузнецов.

Психолог отметил, что примерно у 20% детей имеется синдром дефицита внимания. "Поэтому еще один совет: детей нужно учить отдыхать и разбивать сложные задания на мелкие. Чтобы у ребенка не было ощущения, что он сидит за уроками до посинения", — сказал он. Для контроля времени труда и отдыха можно использовать таймер для готовки или песочные часы.

В младших классах обязательно нужно приучать ребенка к чтению. "Прививая любовь к чтению, вы застрахуетесь от большинства проблем в образовании", — считает психолог. Простейший способ научить ребенка любить книги — проявлять интерес к тому, что ребенок читает вам вслух. "У нас обычно очень мало времени, чтобы слышать ребенка. Когда ребенка слушаешь, ему очень нравится читать взрослому, особенно если взрослый искренне интересуется", — добавил Кузнецов.

Иногда важно купить учебники за предыдущий класс и провести диагностику и определить тот уровень, с которым ребенок справляется на "отлично". "И сказать ребенку: все, дома мы начинаем учиться с этого уровня. Нужно догнать программу, чтобы человек встал на твердую почву и чувствовал себя уверенно в классе", — сказал психолог.

Но самое главное правило, о котором должны помнить родители — никогда не говорить ребенку, что он глупый, и не раздражайться, если он что-то не понимает. "Если вы раздражаетесь, значит, вы ставите завышенные цели. Спуститесь ниже. И обязательно поощряйте самостоятельность ребенка", — заключил Кузнецов.



Просмотров