Почему огонь друг и враг. Огонь – наш друг, но он и враг. Напиши, когда огонь для нас друг? И знай закон простой: Над газовой плитой

Библиографическое описание: Шакирзянов Д. И., Храмова Л. Р. Огонь - друг и враг человека // Юный ученый. — 2016. — №5. — С. 101-103..07.2019).





Перед нами коробок, Он похож на теремок, Злой волшебник в нем живет, Недовольный пряча взгляд, Непослушных ждет ребят. Как начнет он их просить: «Можно с вами мне дружить? Я веселый огонек, Стал мне тесен коробок! Разве трудно спичку взять, - Отпустить меня гулять? Буду бегать и шалить, Всех могу развеселить!» Очень хитрый огонек! А ребятам невдомек, Что дружить с таким нельзя, Спички прячутся не зря!

Огонь - это удивительная сила природы, он приносит столько добра и столько зла. В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав её в пустом стебле тростника, принёс людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми. Древние люди поклонялись огню, так как не умели его зажигать. У них не было ни спичек, ни свечек, ни лампочек. Поэтому день и ночь кто-нибудь стерег огонь, чтобы он не погас. Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человеку обеспечить себя светом и теплом. Огонь помог ему расселиться по Земле, преодолеть неблагоприятные для жизни человека климатические условия, господствовавшие в отдельных областях земного шара.

Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах и школах, на заводах и фабриках, на фермах и в сельскохозяйственном производстве. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Работа двигателей внутреннего сгорания, полеты реактивных лайнеров и космических кораблей стали возможными благодаря освоению и умелому применению могучей силы огня.

С незапамятных времён огонь был спутником человека, верно служил ему: согревал защищал от диких животных, помогал готовить пищу. И сегодня в праздники и в будни он согревает и кормит нас.

Но огонь бывает смертельно опасным, когда забывают об осторожном обращении с ним.

Сила у огня большая - пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать коварным врагом. Огонь - враг, оставивший свои следы в истории всех эпох и народов. Тысячи городов и сел исчезли в гигантских языках пламени. Бесценные творения, созданные разумом и талантливыми руками предыдущих поколений, превратились в прах. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям.

Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли и большие города, и маленькие деревни. Сегодня на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров в год. Каждые пять секунд - новый пожар.

Пожар - не случайность, а результат легкомыслия и беспечности. Где же та грань, когда огонь перестаёт быть другом и становится врагом человека.

Пожар – это неконтролируемый процесс горения определенных материалов, сопровождаемый выделением тепла и дыма. В состав дыма входит углекислый газ, который понижает содержание кислорода в воздухе, без которого человек не может дышать. При горении также выделяются другие вещества, оказывающие отравляющее действие на организм человека. Поэтому многие люди гибнут во время пожара от отравления продуктами горения. Чтобы не случались пожары, надо знать причины их возникновения.

Пожары опасны тем, что приносят людям громадные убытки, а самое главное - уносят человеческие жизни. От одной непотушенной спички может сгореть целый дом. Лучшая защита от пожара - знание и соблюдение правил пожарной безопасности. Не балуйтесь дома со спичками, зажигалками. Это - одна из причин пожаров.

− Не оставляйте без присмотра включенные электроприборы, особенно утюги, обогреватели, телевизоры, светильники и др. Уходя из дома, не забудьте их выключить.

− Не забывайте выключать газовую плиту. Если почувствуете запах газа, не зажигайте спичек и не включайте свет. Срочно проветрите квартиру.

− Не сушите белье над плитой. Оно может загореться.

− Фейерверки, свечи, бенгальские огни зажигайте подальше от елки, лучше вообще вне дома.

Чтобы не случилось пожара, нужно аккуратно обращаться с огнем. Для этого существуют определенные правила:

− Нельзя без взрослых брать спички, подходить к зажженному огню.

− Если видишь много дыма и огня, звони 01 (если рядом нет взрослых).

− Если загорелась бумага, ткань, скорее заливай водой или набрось что-нибудь плотное, например одеяло.

Но нельзя тушить водой горящие предметы под напряжением. Если загорелся телевизор, компьютер, обогреватель, то нельзя выливать на него воду, только накрывать плотной тканью. Нельзя прятаться под кровать, в шкаф, под ванну, а постараться убежать из квартиры. Необходимо знать: дым гораздо опаснее огня. В задымленном помещении - закрыть нос и рот мокрой тряпкой, лечь на пол и ползти к выходу - внизу дыма меньше.

Если огонь сразу не погас, надо немедленно убегать из дома в безопасное место. Но сначала надо плотно закрыть дверь в ту комнату, где горит. Огонь, запертый в комнате, без притока воздуха может затухнуть сам по себе. И только после этого сообщить о пожаре соседям и позвонить в пожарную часть по телефону 01.

Вызывая пожарную охрану, не спешите скороговоркой крикнуть: «Караул!» - и бросить трубку, вас могут не понять и не расслышать (тогда помощи не дождётесь). Надо четко назвать

  1. причину вызова (что горит).
  2. точный адрес (улицу, номер дома и квартиры, этаж, подъезд, код).
  3. свою фамилию и номер телефона.
  4. Обязательно запомните фамилию и номер дежурного, принявшего ваш вызов.
  5. Вас могут спросить, как лучше подъехать к дому и сколько в нем подъездов. Подготовьтесь к ответу на эти вопросы. А если нету телефона, беги к соседям.
  6. В наше время для каждого здания, где бывает много людей, разрабатывают специальный план, на котором показано, как надо спасаться, то есть в какие двери выбегать.

Большая часть неприятностей в жилище или в лесу возникает по неосторожности, рассеянности, а порой и по незнанию и связями с пожарами, ожогами, воздействием электрического тока, отравлениями. Знание опасностей, выполнение простейших правил обращения с огнём - залог нашей безопасности.

«Огонь - друг или враг, всё зависит оттого, как мы с ним обращаемся».

Именно поэтому важно изучать правила пожарной безопасности в школе, так как приобретенные знания, навыки пользования первичными средствами пожаротушения, внимательное отношение к вопросам соблюдения противопожарных норм и правил, дети пронесут через всю жизнь, что поможет исключить пожары, возникновение которых связано с незнанием этих правил.

Литература:

  1. О. В. Павлова. Пожарная безопасность в начальной школе. - Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Е. Л. Мадлевская. Русская мифология. Энциклопедия. - Москва, 2007.
  3. Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. Основы безопасности жизнедеятельности 3–4 класс. Москва: «Просвещение», 2011.

Классный час

«Огонь – друг, огонь - враг »

Цели: - показать роль огня в жизни человека, как положительную, так и отрицательную;

Познакомить детей с профессией пожарного, учить детей ценить мужество и ге-

роизм людей этой профессии;

Проверить знания школьников по правилам пожарной безопасности;

Составить памятку, как вести себя при пожаре.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя.

Отгадайте, о чём мы будем говорить на классном часе.

Шипит и злиться,

Воды боится.

С языком, а не лает.

Без зубов, а кусает. (огонь)

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли -

Жить нельзя нам без...

Ответ (воды)

Да, огонь боиться воды. Какие разные стихии. Как нужны они человеку. Но они же могут принести большую опасность и беду в жизнь каждого из нас. Давайте разберёмся – что же для нас значит огонь?

Рассказ учителя

В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав ее в пустом стебле тростника, принес людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми. Огонь стал надёжным товарищем и помощником людей.(Слайд 3)

Зачем человеку в современном мире нужен огонь? Перечислите сферы применения его.(приготовление пищи, обжиг керамической плитки, плавка металлов, теплоэлектростанции, изготовление стекла и стройматериалов)… (Слайд 4)

Можно ещё долго перечислять, как помогает всем нам огонь и в быту, и в работе, но нужно помнить, что неосторожное обращение с огнём может привести к беде.

Ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров. Каждый час в огне погибает один человек, два получают травмы и ожоги. Каждый третий погибший – ребёнок. Из 10 пожаров 9 происходят по вине человека, каждый 5-й пожар из-за детской шалости с огнём. Наши пожарные постоянно ведут борьбу с огненным драконом.

Большой огонь или пожар – это огромное чудовище, пожирающее всё вокруг своим пламенным языком. Этот язык съедает и любимые игрушки, и платья, и дома, и даже целые улицы.

Как правило дети бояться огня. А как вы думаете, можно ли сделать так, чтобы огонь был не так страшен? Конечно, можно! Для этого нужно научиться управлять своим страхом.

Для начала пусть каждый скажет себе: «Я сильный. Я не боюсь огня. Я могу управлять огнём. Я могу предотвратить пожар!»

А для того, чтобы предотвратить пожар, нужно хорошо знать правила пользования предметами, от которых он может возникнуть.

Игра «Запомни!»

Возле дома и сарая

Разжигать костёр не смей!

Может быть беда большая

Для построек и людей.

И в лесу костёр опасен –

Для деревьев, птиц, зверей.

Будет лес всегда прекрасен

Без пожаров и углей.

Чтоб огонь не убежал,

Чтоб он место своё знал,

Ты ему создай преграду:

Из камней, земли ограду.

Уходя, засыпь землёй

Или всё залей водой.

Чтобы выросла пшеница,

Надо много потрудиться.

Ты костёр не разжигай

Там, где зреет урожай.

Если имущество хочешь сберечь,

Не уходи, когда топится печь.

Выключай в квартире газ!

За газом нужен глаз да глаз!

Во избежании всяких бед
Огню на ёлку хода нет!

Пиротехника – опасна,

Хоть и выглядит прекрасно.

Правила безопасного поведения:

Чтобы всё это тебя не застало врасплох, надо ещё раз вспомнить о главных правилах безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях:

На доске:

ПРЕДВИДЕТЬ ОПАСНОСТЬ.

ПО ВОЗМОЖНОСТИ ИЗБЕГАТЬ ЕЕ.

ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ - ДЕЙСТВОВАТЬ.

ДЕЙСТВОВАТЬ, КАКОЙ БЫ БЕЗНАДЕЖНОЙ СИТУАЦИЯ НИ КАЗАЛАСЬ.

1 . На пожаре люди гибнут не от пламени, а от дыма и горячего воздуха. Порой хватает нескольких глотков, чтобы потерять сознание или перестать бороться за жизнь. Поэтому защищайтесь от дыма. В задымленном месте можно дышать только через мокрую плотную материю, шарф, шапку.

2 . Уходя из квартиры, закрывайте дверь и в горящую комнату, и в квартиру (пламя не только уменьшится без кислорода, но может вовсе погаснуть). Уходить из квартиры можно только, зная, что там никого не осталось. Особенно надо следить за маленькими детьми. От дыма они прячутся в шкафах, под столами, кроватями, в ванных комнатах и чаще всего не откликаются. Двигаясь по задымленной квартире, можно заблудиться и у себя дома - помни об этой опасности. По задымленным коридорам пробирайся на четвереньках или ползком - внизу меньше дыма.

3 . Если дым в подъезде, постарайся сначала выяснить, что происходит. Однако делать это надо осторожно: выйдя из квартиры, обязательно прикрой за собой дверь, иначе квартира станет огромным дымоходом. Если дым мешает дышать, не пытайся спуститься ниже. Возвращайся в квартиру и звони “01”. Если ты живешь в современном доме, закрой дверь, забей щели мокрыми тряпками, заткни вентиляционные отверстия и жди пожарных. Если в квартиру, несмотря на принятые меры, проник дым и жар, остается еще возможность выйти на балкон и подавать знаки спасателям. (Слайд 14)

Составление правил пожарной безопасности (памятки)

Давайте, определим правила пожарной безопасности

Не балуйся дома со спичками и зажигалками.

Уходя из комнаты или из дома, не забывай выключать электроприборы.

Не суши бельё над плитой.

Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи, бенгальские огни дома

(лучше это делать со взрослыми).

Подведение итогов. Блиц-опрос.

Что такое чрезвычайная ситуация? (Опасность, угрожающая сразу многим людям.)

Какие важнейшие правила безопасности вы запомнили?

Как нужно действовать, если в квартире возник пожар?

Почему во время пожара нельзя прятаться под кроватью?

Никогда не становитесь причиной пожара: не играйте со спичками, зажигалками и другими источниками огня; не бросайте в огонь снаряды, не лейте керосин, бензин и другие воспламеняющиеся жидкости, не оставляйте в лесу непотушенный костер.

Классный час

«Огонь-друг, огонь –враг.»

Кл.руководитель: Асанова А.Ш.

«Огонь –друг, огонь-враг».



Проект

«Огонь друг или враг»

Проблема, ее актуальность : Огонь – друг или враг человека.

Цель : Определить, огонь – друг или враг человека.

Сформировать у детей знание о правилах безопасного поведения и обращения с пожарными предметами.

Задачи:

    Какие правила надо знать, чтобы не произошел пожар.

Участники: учащиеся 1 класса

Предполагаемый результат:

    Знают и выполняют правила поведения в экстремальных ситуациях;

    Воспитание самостоятельности и ответственности

    Обогащение жизненного опыта ребенка.

Ход мероприятия:

I. Оргмомент

II. Введение материала по цели проекта

Сегодня вы вспомните очень важную для всех нас тему. А вот какую, попробуйте определить сами, отгадав слова из загадок.

1.Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова

Может час, а может два.

Ты его рукой не тронь,

Искусает всю ладонь. (огонь)

2. На контрольной даст списать,

С ним всегда легко болтать.

Если надо, даст совет,

Знает мой любой секрет.

Радость делит он со мной,

За меня всегда горой.

Коль беда случится вдруг,

Мне поможет верный (друг)

3. В гости я его не жду.

Затевает он вражду.

Он любитель ссор и драк

Он не друг – а он мне..(враг)

Сформулируйте тему (вставить союз ).

На доске вырисовывается запись:

Огонь – друг … враг человека?

Видите, оба слова и слово друг и слово враг – белого цвета. И вот к концу нашего классного часа нам необходимо решить -

III . Выведение проблемы и цели:

Подводим ребят к проблеме:

- Необходимо решить - огонь–друг или враг человека?

Для этого мы и разделились на две команды, Команда №1 «Когда огонь друг». Команда №2 «Когда огонь враг».

Так о чём мы будем говорить?

Он всегда бывает разным,

Удивительный огонь,

То буяном безобразным,

То тихоней из тихонь,

То он змейкой торопливой

По сухой скользит траве,

То косматой рыжей гривой

Полыхает на заре.

Вот на спичке, как на ветке,

Голубой дрожит листок.

Вот, ломая прутья клетки,

Хищный делает бросок!

Да, огонь бывает разный:

Бледно-желтый, ярко-красный,

Синий или золотой,

Очень добрый, очень злой.

I V . Определение задач

Чтобы вы хотели узнать и чему научиться?

Для чего вам это нужно?

Задачи: определяют дети. (Карточка №2 )

Узнать, почему огонь наш друг.

Узнать, почему огонь бывает врагом.

Что делать, если случился пожар.

На доске вывешены картинки в центре.

По бокам висят надписи «Когда огонь друг», «Когда огонь враг».

Ребята, в конце нашего занятия мы с точностью сможем сказать, когда огонь друг, а когда он враг. Итогом нашей работы станут два плаката, которые смогут посмотреть все учащиеся, это ваши проекты.

V . Вступительная беседа учителя.

Давным-давно человек добыл огонь. Шли годы, тысячи лет и люди постепенно научились пользоваться силой огня, чтобы согреваться, готовить пищу, заставлять работать машины.

Но одновременно они узнали и разрушительную силу огня: в пламени гибли люди, сгорали жилища, посевы, скот, целые деревни и города. Огонь не щадит ничего и никого.

О том, что огонь из доброго слуги превращается в строгого судью, люди слагали пословицы.

Как вы, ребята, думаете, почему так говорили:

    Спичка невеличка, огонь великан.

    Коробка спичек хоть мала, но может много сделать зла.

    «Спи, царь Огонь!» - говорит царица Водица.

    Воры обкрадут – стены останутся, а огонь в разор разорит.

    От малой искры да большой пожар

    Не шути с огнем – обожжешься

    Не подкладывай к огню соломы, не поджигай, так и не сгорит

    Огонь не вода – пожитки не всплывут

*****************************************************************

(Дети объясняют смысл 4 первых пословиц) еще 4 запасные

Вывод: по одному человеку из группы переносят первые картинки в свою рубрику .(сделать по картинке)))

«Когда огонь друг». «Когда огонь враг».

Огонь улыбающийся Огонь злой, зубастый

Огонь издавна был другом человека. Наши древние предки считали его живым существом, которое помогало им бороться за существование.

- Какая группа сейчас перенесет подходящую картинку? Вслушайтесь!

Он помогал первобытным людям готовить пищу, спасал от холода, помогал в борьбе со страшными хищниками, отпугивая их от пещер.

-Молодцы, команда №1!

Да, огонь давний друг человека. Но о нем, как о друге мы нередко забываем. Он верно служит нам и на производстве и дома, в быту.

Ты видел, как он управляет огнем?

Железная маска надета на нем.

Вот строится дом – посмотри поутру,

Он в стеганой куртке сидит на ветру.

Варил он опоры могучих мостов,

Варил он суда из огромных листов..

Железо с железом он может сварить!

Он добрый волшебник, что тут говорить!

- Команда № 1, переносите свои картинки!

Посмотрите, ребята, все эти профессии связаны с добрым огнем, другом – это и сталевар, и сварщик, и кузнец, и даже на кухне у нас дома нам помогает огонь!

(команда №1 вынесла и разместила свои картинки)


- Но случается, что иногда огонь из верного друга превращается в беспощадного недруга, уничтожающего в считанные минуты то, что создавалось долгими годами. И многими людьми.

Когда это может произойти? (ответы детей)

VI . Игра ситуаций

1. В зажигалке или спичке –

Огонечек-невеличка,

Просит: «Поиграй со мной, я ведь робкий и ручной».

Но плохая он игрушка

Подожжет диван, подушку,

Книжки, стол, ковер, обои

И большой пожар устроит.

Что запомнить мы должны?

Спички детям не нужны!

Следующая картинка переходит в рубрику.

2. Мишке любимому девочка Мила

Погладить штанишки однажды решила.

Утюг незаметно от мамы включила

И вскоре о нем совершенно забыла

Нагрелся утюг, загорелись штанишки.

Пожар уничтожил игрушки и книжки.

Помните дети: пожары бывают

Когда про включенный утюг забывают!

Картинка в рубрику.

3. Предложил однажды Рома

Фейерверк устроить дома

Из двенадцати ракет

Пока папы с мамой нет

Рома взял ракеты в руки

Я поджег четыре штуки

Не пришлось повеселиться

Оба мы лежим в больнице.

Обожгли носы и щеки

С фейерверком шутки плохи.

Картинка из центра доски переносится в нужное место.

4. Скучно маму ждать с работы

Очень хочется компота

В кухню Юленька вошла

Под кастрюлей газ зажгла

Час прошел - кипит кастрюля

Испугалась наша Юля

Мало сделалось воды –

Так недолго до беды

Сам к плите не прикасайся

Лучше взрослых дожидайся.

5. Жарко вспыхнула квартира

Плачет маленькая Ира,

Ваня – старший брат – кричит:

«Убегаем, дом горит!»

Ире боязно бежать

Лучше спрячусь под кровать

А Иван не оробел

И сестру спасти успел.

Теперь малышка точно знает

С пожаром в прятки не играют!

В дальнейшем после каждой ситуации учитель подводит детей к выводу и один человек из каждой группы переносит соответствующую картинку к своему заголовку.

Физминутка.

Смотрите – руки согнуты в локтях, энергичные движения кистями рук.

Ребята – показать на соседа

Вокруг – обвести руками круг перед собой

Нам – приложить ладони к груди

Огонь – руки согнуты в локтях перед собой, пальцы перебираем быстро

Повседневный друг – наклон головы вправо и влево.

Но – указательный палец перед собой, «Внимание»

Когда мы – развести руками в стороны.

Небрежны – руки свободно болтаются внизу «как плети»

С огнем – то же что и огонь

Он – указать пальчиком перед собой

Становится – постойка «Смирно»

Нашим врагом – руки вытянуты вперед, кисти «скрещены»

VII . Игра «Это я, это я, это все мои друзья»

Кто услышав запах гари

Сообщает о пожаре?

Кто из вас, заметив дым

Закричит «Пожар, горим!»

Кто из вас шалит с огнем

Утром, вечером и днем

Кто от маленькой сестрички

Незаметно спрячет спички?

Кто из вас шалит с огнем,

Признавайтесь честно в том.

Кто костров не разжигает

И другим не разрешает?

Как вы думаете, что может стать причиной пожара?

VIII . Причины возникновения пожаров:

Неосторожное обращение с огнем.

Небрежное использование бытовых нагревательных приборов.

Перегрузка электрической сети.

Неумение правильно эксплуатировать газовые приборы.

Возгорание телевизоров, радиоаппаратуры.

Неправильное устройство и неисправности печей.

Шалости детей с огнем.

Почему огонь наш друг? Почему огонь бывает врагом?

Знают все: человек без огня

Не живет ни единого дня!

При огне, как при солнце светло,

При огне и зимою тепло.

Посмотрите, ребята, вокруг:

Нам огонь - повседневный друг.

Но когда мы небрежны с огнем,

Он становится нашим врагом.

Он становится нашим врагом.

Человеку друг огонь,

Только зря его не тронь.

Если будешь баловаться,

То беды не миновать –

От огня не несдобровать.

Знайте, в гневе он сердит –

Ничего не пощадит.

Уничтожить может школу,

Поле хлебное, твой дом,

И у дома все кругом!

А взметнувшись до небес,

Перекинется на лес…

Гибнут в пламени пожара

Даже люди иногда…

Это помните всегда!

Может кто-то из ребят знает:

Чем еще опасен пожар, кроме огня?

Иногда страшнее огня дым. Во-первых, в задымленной комнате легко заблудиться и не найти выход. Во-вторых, в горячем, ядовитом дыму невозможно дышать. В-третьих, во время пожара люди гибнут, отравившись дымом.


- Если пожар все-таки возник, как нужно себя вести? Попытаемся совместно ответить на этот вопрос.

IX . Правила поведения при пожаре

Вызвать пожарных по телефону 01.

Если загорелся электроприбор, постараться отключить его, вынув шнур из розетки сухими руками.

Небольшой очаг возгорания можно попытаться потушить, накрыв его одеялом и перекрыв доступ кислорода.

Если есть возможность, покинь помещение через дверь или по пожарной лестнице.

Дышать следует через мокрую тряпку или полотенце, передвигаться, пригнувшись вниз к полу, так как едкий дым поднимается вверх.

Если нет возможности покинуть помещение, не открывай окна и форточки, так как приток воздуха усиливает горение.

Заткни щели под дверью мокрой тряпкой, чтобы препятствовать доступу едкого дыма.

Если пожар начался в квартире, надо немедленно выбежать из комнаты и закрыть за собой дверь, звонить всем соседям и звать на помощь.

При пожаре нельзя пользоваться лифтом!

Нельзя прятаться в шкаф, под стол, под кровать - так от дыма не спастись.

Не бросай в огонь незнакомые предметы и аэрозольные упаковки, они могут быть взрывоопасны.

Особая тема - пожар в школе. Так как в школе находится много людей, в случае пожара эвакуация займет больше времени, чем эвакуация из квартиры.

X . Игра – имитация «Эвакуация»

Ребята, что мы должны делать и как, когда звучит сигнал пожарной тревоги?

Звучит сигнал. Дети должны быстро и спокойно построиться, приготовиться к выходу через пожарный выход.


- Конечно, при пожаре на помощь приходят пожарные. Но чтобы они сумели приехать вам на помощь быстро, нужно уметь грамотно сообщить в пожарную часть о возникшем пожаре. Кто из вас, ребята, знает телефон пожарной службы?

(помещается на доску)

Пусть помнит каждый гражданин -

Пожарный номер - 101.

Но только знать номер пожарной службы недостаточно.

Нужно быть собранным и внимательным при вызове пожарных.

Подумайте и скажите, какие сведения нужно сообщить при вызове пожарных?

Сведения, которые нужно сообщить, вызывая пожарную команду:

1. Адрес, по которому обнаружен пожар (улица, номер дома и квартиры).

2. Что горит.

3. Кто вызвал пожарную команду.

XI . Игра «О1»

Представим, что произошел пожар. Как вы будете вызывать пожарных по телефону?

В каждой группе один учащийся «вызывает» по игрушечному телефону пожарных, остальные анализируют его действия.

Как называют людей, которые, рискуя своей жизнью, борются с огнем? (Пожарные.)

В нашей стране много героев-пожарных. Рискуя жизнью, они бросаются в огонь, спасая жизни других людей. Героев награждают медалями «За отвагу на пожаре». Помогают пожарникам в трудном деле пожарные машины, вертолеты.

XIII . Пожарная викторина

Почему пожарных вызывают по телефону «01»?

Во-первых, номер «01» простой, его запомнит каждый. Во-вторых, этот номер короткий, а вовремя пожара каждая секунда дорога. В- третьих, этот номер легко набрать на диске телефона, даже в темноте.

Что надо делать, когда увидишь пожар?

Немедленно позвать на помощь взрослых, позвонить по телефону в пожарную охрану и уйти подальше от места пожара.

Можно ли оставлять детей одних в закрытой квартире или комнате?

Нельзя, потому что в любом помещении может произойти пожар (от электроприборов, газовых приборов, спичек и т.д.), а дети не смогут выйти.

А сейчас для вас, ребятки,

Загадаю я загадки.

Дополните недостающие слова у стихотворных строк.

Если младшие сестрички

Зажигают дома спички,

Что ты должен предпринять?

Сразу спички те….(забрать)

Выпал на пол уголек,

Деревянный пол зажег.

Не смотри, не жди, не стой,

А залей его …(водой)

Если, где хранится мусор

Или просто разный хлам,

Надо будет потрудиться,

Навести порядок там.

Метлу, лопату взяли

И быстро всё…(убрали)

Как ножка воробьиная тонка.

Скользит по стенке коробка.

Скользнет – и высечет огонь,

Когда горит, ее не тронь.

Играть с ней - скверная привычка,

Опасная игрушка - …(спичка)

Шипит и злится,

Воды боится.

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает.

Ты его рукой не тронь,

Обожжет тебя..(огонь)

Запомни каждый гражданин –

Пожарный номер..(101)

XIV . Игра «Это я, это я, это все мои друзья».

Кто задорный и веселый,

Верность правилам храня,

Бережет родную школу

Кто поджег траву у дома,

Подпалил ненужный сор,

А сгорел гараж знакомых

И строительный забор? (Молчат.)

Кто соседской детворе

Объясняет во дворе,

Что игра с огнем недаром

Завершается пожаром?

(Это я, это я, это все мои друзья.)

Кто украдкой в уголке

Жег свечу на чердаке?

Загорелся старый стол,

Еле сам живой ушел? (Молчат.)

Кто пожарным помогает,

Правила не нарушает,

Кто пример для всех ребят:

Школьников и дошколят?

(Это я, это я, это все мои друзья.)

XV . Подготовка плакатов, защита.

В итоге на доске получаются два плаката.

Ребята, а давайте все внимательно посмотрим на доску. Какой же вывод мы сделаем? Как мы ответим: Огонь нам друг или враг?

Видите оба слова у нас пока белого цвета.

(либо вывесим уже готового цвета, либо разукрасим))))

Тема занятия: Огонь - друг, огонь - враг

Программное содержание : Познакомить дошкольников с машиной специального назначения - пожарная машина. Сформировать правильное отношение к огню. Рассмотреть разные варианты обращения с огнем, когда огонь - друг, огонь - враг. Расширить знания детей о правилах обращения с огнем. Закрепить знания детей о причинах возникновения пожара, о правилах пожарной безопасности и поведении в общественных местах, лесу. Воспитывать культуру поведения со сверстниками и взрослыми.

Материал: кукла Незнайка со своими друзьями: Шпунтиком и Винтиком. Коробка с разрезными картинками чертежа пожарной машины, маленькие ксерокопии чертежа. Сюжетные карточки для д/и «Почему возник пожар?», конструктор ЛЕГО по количеству детей.

Ход занятия

Раздается стук в дверь и входит Незнайка со своими друзьями: Винтиком и Шпунтиком, в руках у них большая коробка.

Дети, здравствуйте, вы узнали нас? (друзья Незнайки из рассказа Н. Носова Винтик и Шпунтик).

Воспитатель вместе с детьми приветствует гостей и интересуется:

Что это такое интересное у вас в руках?

Это коробка, в которой чертеж одной интересной машины. Когда мы ее построим по чертежу, эта машина будет нас спасать от беды. Только у нас случилась неприятность! Пока мы к вам собирались, наша собака Булька успела разорвать чертеж. Помогите, братцы, нам! Что нам теперь делать?

Воспитатель обсуждает с детьми, как помочь Незнайке и его друзьям.

Решили собрать чертеж по кусочкам.

Проводится дидактическая игра «Собери чертеж!»

Дети все вместе собирают разрезные картинки.

Чертеж какой машины мы собрали? (чертеж пожарной машины.

Как вы догадались, что это пожарная машина? (машина красного цвета, номер телефона «01»)

После того, как чертеж собран, Винтик предлагает детям собрать саму машину из конструктора ЛЕГО по чертежам.

Тут воспитатель задает Незнайке и его друзьям вопрос:

Чертеж один, а детей много, как же нам быть?

Не беда, - говорит Незнайка, — у нас есть волшебная машина, называется компьютер, на нем можно размножить этот чертеж. Он берет чертеж и уходит, чтобы на компьютере сделать копии для детей.

Незнайка приносит и раздает детям уменьшенные копии чертежа пожарной машины. Дети на своих столах собирают пожарные машины по чертежу.

Какую машину собрал Никита? (пожарную машину)

Коля, что тебе помогло собрать так быстро пожарную машину? (Мне помог чертеж собрать так быстро пожарную машину)

Зачем людям нужна пожарная машина? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что пожарная машина нужна для того, чтобы тушить пожары)

Отчего возникают пожары? (ответы детей обсуждаются)

Проводится дидактическая игра «Почему возник пожар?»

Воспитатель подбирает соответствующие сюжетные картинки, выставляет их на магнитной доске и задает детям вопрос:

Почему возник пожар? (дети взяли спички без разрешения взрослых)

Почему возник пожар? (кто-то оставил без присмотра свечку, свечка упала на стол);

Почему возник пожар? (в лесу оставили не потушенный костер);

Почему возник пожар? (забыли выключить чайник);

Почему возник пожар? (дети без разрешения включают электроприборы).

Во всех этих случаях, каким стал огонь для человека: добрым или злым? (огонь стал для человека злым)

Что натворил огонь:

Когда дети взяли без разрешения спички? (огонь сжег в доме все вещи)

Когда все ушли из комнаты и забыли потушить свечку? (огонь сжег стол, стул и занавеску в комнате)

Когда забыли в лесу потушить костер? (огонь сжег весь лес)

Когда забыли выключить чайник? (огонь сжег новый чайник)

Когда дети без разрешения включили утюг? (огонь сжег все вещи в комнате)

Вот как обиделся огонь на людей, но давайте попробуем исправить такое положение и придумаем для людей правила.

Воспитатель показывает указкой на сюжетную картинку, а дети исправляют положение, формулируя правила обращения с огнем:

Дети никогда не должны брать в руки спички.

Нельзя уходить из комнаты, не потушив свечку.

Когда уходишь из леса, надо потушить костер водой.

Если включил чайник, не забудь его выключить.

Дети никогда не должны сами включать электрические приборы: чайник, утюг, телевизор и т.д.

Но всегда ли огонь бывает таким злым? Когда огонь становится для нас добрым другом? (ответы детей обсуждаются)

Давным-давно люди не знали, что огонь может быть добрым. Они часто видели, как ударит молния в дерево и начинается пожар. Люди всегда этого боялись, да и звери тоже боялись. Они всегда от огня убегали. Но вот прошло много времени, погода на земле изменилась, стало холодать. Люди и звери стали часто мерзнуть. Одежды тогда не было.

Вот однажды ударила молния в дерево, дерево загорелось, звери испугались и побежали. А люди почувствовали, что от огня идет тепло. Они отбежали немного, остановились и стали греться. Тут и звери остановились и тоже стали греться. Только звери боялись подходить к людям очень близко.

Как вы думаете, почему? (ответы детей обсуждаются) Люди тоже боялись зверей и подходили к огню все ближе и ближе.

Однажды, по оплошности, человек уронил в огонь рыбину. Испугался, стал ее доставать из огня, но никакие получалось. А когда достал ее, решил, что теперь эту рыбу надо выбросить. Но она так вкусно пахла.

Как вы думаете, почему? (ответы детей обсуждаются)

Потом люди попробовали на костре жарить не только рыбу, но и мясо, овощи.

Им очень понравилось. Они стали возле костра сушить свои вещи, которые намокали во время дождя. Это было так- давно, когда еще не было и домов. Вот прогорит огонь и все, люди ждут, когда опять молния ударит в дерево.

Стал человек думать, как самому огонь добыть? И тут произошел такой случай. Стал один человек на скале высекать рисунок, как он охотился на рыбу Стукнул раз по скале, другой. И вдруг из-под камня посыпались искры. Человек сначала испугался, а потом еще раз попробовал постучать камнем о камень и опять искры посыпались. Искра попала на солому и...

Вот так человек научился добывать себе огонь. Если человек не будет обижать огонь, тогда огонь всегда будет его другом. Помните об этом, дети, и выполняйте все правила обращения с огнем.

1. С огнем никогда и нигде не шалите!

2. Для забавы, для игры спичек в руки не бери!

3. Сам огонь не разжигай и друзьям не позволяй!

4. Телевизор и утюг пусть включает взрослый друг!

Незнайка, Шпунтик и Винтик благодарят детей за помощь и очень интересные рассказы об огне и правилах обращения с огнем. Прощаются с детьми и уходят.

МАОУ Омутинская средняя общеобразовательная школа №1

Исследовательская работа: Когда огонь - враг , друг, помощник.

Выполнил: Кузьмин Паша

Ученик 2-а класса

Руководитель: Беккер Вера Адамовна

с. Омутинское


Оказывается, приручив огонь, люди приобрели не только помощника, но и коварного врага.

Сильному и коварному сопернику человечества – огню я уделю внимание в своем исследовании.

Цель исследования – выяснить, чего «боится» огонь и как победить его.

Задачи исследования :

  • Узнать, что такое пожар, и какие условия необходимы

для горения.

  • Узнать с помощью экспериментов, какие вещества и предметы помогают бороться с огнем.

Что же понимается под словом пожар ?

Пожар – это неконтролируемый процесс горения , сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей.


Пожары по своим масштабам и интенсивности подразделяются на:

отдельные пожары – в отдельном здании или сооружении.

огненный шторм – особая форма распространения устойчивого пожара (более 90 % зданий или сооружений).

массовые пожары – совокупность отдельных пожаров, охвативших несколько зданий или сооружений (более 25 % зданий);


Для возникновения горения необходимы три основных составляющих:

  • Г орючее вещество :

дерево, бумага, бензин,

керосин, природный газ .

  • Источник воспламенения: искра или пламя спички, костра, горелка, непогашенный окурок.
  • Окислитель: кислород воздуха, химические соединения , содержащие кислород (селитра, азотная кислота), отдельные химические элементы (фтор, бром, хлор), вещества , содержащие кислород (порох, взрывчатые вещества, термит, целлулоид ).

Причины возникновения пожаров

  • - неисправность электрических приборов
  • - забыл выключить
  • - искра (печь, камин)
  • - легковоспламеняющиеся предметы
  • - игра со спичками
  • - керосин, бензин, газ

Вывод: Самые главные виновники пожаров – люди.


Тестирование

  • 1. Соедини стрелочками номера телефонов и названия срочных служб:
  • 02 газовая служба
  • 03 пожарная охрана
  • 04 скорая помощь
  • 2. Что необходимо сделать, прежде всего, если в доме неожиданно начался пожар, который ты не можешь потушить самостоятельно?
  • А – убежать
  • Б – закричать, позвать на помощь
  • В – вызвать пожарников по телефону 01
  • 3. Если в подъезде дым, что ты должен сделать?
  • А – нужно выйти и посмотреть, где и что горит
  • Б - закрыть дверь и заткнуть щели мокрыми тряпками
  • В - не обращать внимания – ведь горит не в твоей квартире



Огонь коварен

Бывает огонь другим

Не согреет ладошек он ваших

Превращает всё в пепел и дым

И жесток он… и грозен… и страшен! Для забавы, для игры… спичек в руки не бери! Коробка спичек хоть мала,

Но много может сделать зла!


Если вдруг пожар возник,

То звонить обязан вмиг,

Как и всякий гражданин

В часть к пожарным «01»


Вывод : Огонь стал могущим помощником для человека.

На огне мы варим пищу, отпугивает от хищников, спасает от холода, огню поклонялись, как божеству, о нём рассказывали легенды.

Сила огня движет и автомобили, и самолёты, и космические корабли.



Вывод : сильные возгорания хорошо тушить водой, небольшие возгорания можно потушить песком (землей) или плотной тканью (сукно, брезент).

Вода, земля, плотная ткань – враги огня


Эксперимент № 2

Оказывается в банке остался другой газ, непригодный для дыхания ни человека, ни огня. Когда мы накрыли свечу банкой, кислород в ней быстро выгорел и остался углекислый газ – еще один враг огня.


Вывод : значит, для борьбы с огнем можно использовать углекислый газ. При тушении пожаров пожарные используют газовые баллоны, наполненные углекислым газом. Такие баллоны есть и у нас в школе.


Эксперимент №3

Вывод: при поступлении свежего воздуха огонь начинает гореть с новой большей силой. Вот почему во время учебной эвакуации учитель закрывает окна и дверь – нельзя допустить проникновения свежего воздуха в помещение, где находится очаг возгорания.


Эксперимент №4

Вывод: огонь и дым стремятся вверх. Вот почему в

задымленном помещении нужно передвигаться не

в полный рост, а как можно ближе к полу, прикрыв

нос рукавом или плотной тканью, если нет возможности надеть ватно-марлевую повязку.


Таким образом, бороться с огнем нам помогают: вода, песок или земля, плотная ткань, углекислый газ, соблюдение правил пожарной безопасности , с которыми нас знакомят на уроках и классных часах в школе.


Правила пожарной безопасности

1 . Закончив рыбалку, Костер потушите.

Прощайтесь с рекой, Вода – под рукой.

2 . В электрическом приборе Но порой несет он горе,

Видим друга своего, Коль не выключишь его.

3 . Папа, видно, по привычке Дети! Всем вам знать пора

На столе оставил спички. Спички – это не игра!

4 . Знать правила спеши Нельзя белье сушить

И знай закон простой: Над газовой плитой.

5. Если газ пришел в твой дом, Взрослые, вы все в ответе:

Будь же с правилом знаком. Газ нельзя доверить детям.


Заключение

  • В результате своих наблюдений я смог ответить на вопросы, которые меня интересовали. Я знаю, какие доступные вещества и предметы помогают бороться с огнем.
  • Своими знаниями поделился со своими одноклассниками.
  • В дальнейшем мне хочется научиться пользоваться газовым баллоном, узнать, какие новые вещества изобретены для борьбы с огнем.
  • Главное я понял, что во многих трагических случаях на пожарах повинен человек. Если люди будут выполнять правила пожарной безопасности, то они спасут свою жизнь и жизнь рядом живущих людей.


Просмотров