Привет студент. Формы санитарно-просветительной работы Темы санпросвет работы медсестры в стоматологии

Гигиеническое воспитание — это система привития полезных навыков и на основе знания правил здорового образа жизни и убежденности в необходимости их соблюдения.

В стоматологии гигиеническое воспитание играет очень важную роль, так как этиология и патогенез кариеса зубов в значительной мере обусловлены отрицательными привычками человека, связанными с неправильным потреблением сахара, нарушением самоочищения полости рта, недостаточным уровнем гигиены. Гигиеническое воспитание включает два направления — санитарно-просветительскую работу и обучение и контроль за гигиеной полости рта.

Санитарно-просветительская работа ставит цель выработать у населения убеждение в необходимости соблюдения правил здорового образа жизни на основе знаний о причинах заболевания, методах их предупреждения и поддержания организма в здоровом состоянии.

Санитарно-просветительской работе предшествует и сопутствует обучению гигиене полости рта, фундаментом которого она является. Только от человека, убежденного в необходимости поддержания гигиены полости рта, можно ожидать неуклонного и постоянного выполнения всех ее требований.

Санитарно-просветительская работа медицинский представитель складывается из двух направлений — пропаганды медицинских знаний о здоровом образе жизни, путях и методах сохранения здоровья и агитации населения в необходимости соблюдения правил и методов здорового образа жизни и профилактики болезней.

Следует четко различать общность и различие пропагандистской и агитационной работы. Агитация всегда ориентирована на конкретного адресата (детей, подростков, взрослых, рабочих и т.д.) и побуждает их к позитивным реакциям. В центре внимания пропаганды — определенный объект, например гигиена полости рта, средства и способы профилактики и т. д., о котором аудитория должна получить информацию. При этом реакция адресата пропаганды вторична, а цель пропаганды достигают с помощью агитации. Поэтому если пропаганду рассматривать как распространение идей и знаний, то смысл агитации состоит в побуждении к действию на основе пропагандистских рекомендаций.

Конечной целью санпросветработы является не распространение информации о предмете, а формирование убеждений, выработанных у слушателей в результате приобретения им знаний. Поэтому необходимо знать путь, который проходит информация, прежде чем она реализуется в поступках конкретных лиц, с которыми проводилась работа. Эта цепь в общем виде имеет следующий вид:

информация -> знания -> убеждения -> поступки


Таким образом, целью санпросветработы является воспитание у человека правильных убеждений, направленных на сохранение и поддержание своего здоровья, профилактику заболеваний. Без убеждений невозможны эффективная профилактическая работа и формирование здорового образа жизни как конечная цель профилактики.
Успех санитарно-просветительской работы во многом определяется знанием психологии аудитории, а формы и методы работы зависят от конкретных коллективов.

Существуют активные и пассивные формы. Активные формы включают проведение бесед, выступлений, лекций, докладов. К пассивным формам относятся издание научно-популярной литературы, статей, листовок, памяток, плакатов, санпросветбюллетеней, проведение выставок, показ кинофильмов и др. Между этими формами имеется тесная взаимосвязь.

Преимущество активных форм работы заключается в непосредственной взаимосвязи агитаторов с населением, что обеспечивает наибольший эффект воздействия работы. В свою очередь, пассивные методы работы не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют большее время и на неограниченную аудиторию. Недостаток ее состоит в отсутствии обратной связи между агитаторами и агитируемыми. Однако повышение качества пропаганды позволяет усилить эффект пассивных форм санпросветработы. По широте воздействия на аудиторию санпросветработа может быть массовой, коллективной и индивидуальной.

Любому виду профилактической работы должна предшествовать санитарно-просветительская деятельность врача или другого медицинского работника. Ее задача — привить населению знания о здоровом образе жизни, причинах заболеваний и сформировать убеждение в необходимости проведения профилактических мероприятий, предотвращающих возникновение заболеваний.

Работа с детьми имеет серьезные особенности, связанные с социальным статусом детей, их психологией. Вместе с тем правильно продуманный и комплексный подход к санитарно-просветительской работе среди детей дает наибольшую эффективность в привитии здоровых навыков на всю жизнь. В основе такого подхода должна быть комплексность воздействия санитарного просвещения на ребенка. В нем должны участвовать четыре звена — врач, педагоги (воспитатели) и другой персонал учреждения, родители и сами дети. Упущение любого их этих звеньев может самым неблагоприятным образом отразиться на эффективности всех мероприятий.

Первым, этапом должна быть беседа с педагогами и медицинскими работниками детского учреждения. Необходимо объяснить цель и задачи профилактики в стоматологии, обрисовать круг мероприятий по ее проведению, желательно время и условия их осуществления. Отдельно надлежит объяснить роль воспитателей и медработников детских учреждений в проводимой работе, подчеркнуть, что от их участия, требовательности во многом зависят успех и эффективность проводимых мер профилактики. Необходимо также убедительно ответить на вопросы педагогического коллектива. При соблюдении всех этих условий может быть достигнута цель — приобретение в лице педагогов и воспитателей убежденных соратников и помощников в борьбе за здоровье детей.

На втором этапе санпросветработы в организованных коллективах проводится беседа или выступление перед родителями. Удобнее всего встречу организовать перед родительским собранием в классе или группе. Для подобного выступления нежелательна большая аудитория, поэтому не следует объединять родителей нескольких классов. Во время такой беседы следует достигнуть две цели — озаботить родителей состоянием зубов и органов полости рта своих детей и вызвать непосредственную заинтересованность в проведении и поддержании мероприятий по профилактике стоматологических заболеваний, планируемых в детском коллективе.

Третьим этапом санпросветработы являются беседы с детьми. Эти занятия удобнее всего проводить с классом (или его частью) или группой садика. Для конкретной возрастной группы их цель и содержание различны.

С детьми 3—4 лет занятиям следует придавать игровой характер, без поучительных и убеждающих интонаций. Они должны воздействовать на эмоциональную сферу и заинтересовывать детей игровыми моментами.
Для детей в возрасте 5—7 лет занятия должны быть несколько иными. Обычно в этом возрасте дети уже встречались со стоматологом и знают азы ухода за полостью рта. Кроме того, степень зрелости и сознательности в этой возрастной группе уже значительно выше.

В школах санитарно-просветительская работа проводится в форме уроков здоровья. Они обычно делятся на 2 части — санитарно-просветительскую и практическую.

Санитарно-просветительская работа в различных коллективах взрослого населения также должна проводиться с учетом многих факторов. К ним, в первую очередь, относятся численность и профессия слушателей, уровень их образования, интерес к проблеме, возраст, пол и др.

Пассивные формы агитации и пропаганды также не должны носить безличный характер. Их содержание следует ориентировать на конкретную аудиторию. Например, в поликлинике информация должна помочь больным справиться с уже имеющимися заболеваниями. В школе, ВУЗе требуется иной подход, рассчитанный на практически здоровых молодых людей, несколько скептически воспринимающих знания по данному разделу. В одних случаях санитарные бюллетени, газеты, плакаты должны содержать минимум текста и много красочных рисунков и иллюстраций (например, для младших школьников), в других — иметь больше текстового материала при одной-двух броских запоминающихся иллюстрациях. Поэтому при подготовке наглядной агитации необходимо тщательно продумывать ее оформление, тексты, названия, место, где она будет выставляться и др.

Принято больных

Первичных

Повторных

Изготовлено протезов несъемных

Одиночных коронок металлических

пластмассовых

с облицовкой

Штифтовых зубов

Отдельно-мостовидных

в них коронок

Протезов съемных

из них при частичной адентации

бюгельных

пластиночных

при полной адении

Количество лиц, получивших протезы

Санитарно-просветительная работа студентов-стоматологов IV курса среди населения

1. Во время прохождения производственной практики студент обязан провести следующие работы по санитарному просвещению:

а) ознакомиться с постановкой санитарно-просветительной работы в лечебном учрежде­нии;

    Каждый доклад, беседа перед чтением в аудитории должна быть тщательно продумана (необхо­димо иметь полный текст).

    За организацию проведения санитарно-просветительной работы студентов отвечает выделен­ный врач санпросветорганизатор поликлиники. Он же дает оценку качества проведенной студен­том работы.

    В отчете по санитарному просвещению врачом санпросвет-организатором регистрируется дата, тема и место проведения студентом беседы.

Примерная тематика лекций по санитарно-просветительной работе студентов

    Достижения стоматологической науки.

    Профилактика кариеса. Осложнения при несвоевременном лечении зубов.

    Острая зубная боль и борьба с ней.

    Гигиена полости рта.

    Отчего расшатываются и выпадают "здоровые зубы".

    Подготовка полости рта к протезированию.

    Влияние заболеваний зубов на общее состояние организма.

    Показания к протезированию съемными и несъемными протезами.

    Остеомиелиты челюстей и их профилактика.

10.Предупреждение деформаций зубочелюстной системы. 11. Влияние алкоголя на заболевание зубов и органов полости рта.

Индивидуальное задание для студентов IV курса (уирс) тема: Организация и качественные показатели работы ортопедического отделения стоматологической поликлиники

Организация работы ортопедического отделения поликлиники описывается студентами по следующим вопросам:

    штат ортопедического отделения и зуботехнической лаборатории;

    организация приема ортопедических больных;

    роль и значение кабинета первичного осмотра в работе ортопедического отделения;

    документация на приеме по ортопедическому отделению;

    новые технологии в ортопедическом лечении пациентов.

Система государственных, медицинских и воспитательных мероприятий по просвещению и обучению населения навыкам здорового образа жизни, основам медицинских и гигиенических знаний методами агитации и обучения. Целью санитарно-просветительной работы является гигиеническое воспитание населения и привитие ему санитарной культуры на основе приобретения полезных навыков и привычек здорового образа жизни и убежденности в необходимости их соблюдения.

Санитарно-просветительная работа ведется с помощью агитации и обучения.

Различаются три основных направления: 1) распространение сведений о здоровом образе жизни, путях и методах сохранения здоровья, профилактики заболеваний; 2) пропаганду соблюдения правил и методов здорового образа жизни и профилактики путем воспитания и убеждения; 3) гигиеническое обучение и воспитание.

Санитарно-просветительная работа может быть активной и пассивной. К активным формам относятся беседы, выступления, лекции, доклады, т. е. непосредственное общение медицинских работников с населением. Пассивные формы – это издание научно-популярной литературы, статей, листовок, памяток, плакатов, санитарных бюллетеней, проведение выставок, показ кинофильмов и др. Активные и пассивные формы тесно связаны друг с другом.

Преимуществами активных форм работы являются непосредственная взаимосвязь и взаимодействие агитаторов и населения, обеспечивающие наибольший эффект воздействия на аудиторию. В свою очередь пассивные формы не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют длительное время на неограниченную аудиторию. Недостатком же следует признать отсутствие обратной связи между агитаторами и слушателями. Однако повышение качества работы позволяет усилить эффект пассивных методов санитарного просвещения. По широте воздействия на аудиторию санитарно-просветительная работа может быть массовой, коллективной, индивидуальной.

Массовая санитарно-просветительная работа заключается в издании книг, плакатов, листовок, заметок в газетах, выпуске кинофильмов, выступлениях по телевидению, радио, коллективная — в докладах, лекциях, выступлениях, беседах, выпуске санитарных бюллетеней, настенной печати и др., индивидуальная – в проведении индивидуальных бесед.

Следует различать пропагандистскую и агитационную работу. Агитация всегда адресована конкретной аудитории (дети, подростки, взрослые, рабочие и т. д.) с целью побуждения их к позитивным реакциям. В центре внимания пропаганды находится определенный предмет, например гигиена полости рта, средства и способы профилактики и др., о которых люди должны получить сведения и иметь свое суждение. Можно считать, что цели пропаганды достигаются с помощью агитации. Если рассматривать их как распространение идей, знаний, мнений, то суть агитации состоит в побуждении к действию на основе пропагандистских рекомендаций.
Наиболее эффективными методами санитарно-просветительной работы являются беседы, выступления и лекции. Их высокая действенность объясняется непосредственным общением врача с аудиторией, что обеспечивает максимальный психологический контакт и условия для взаимопонимания, позволяет учитывать социальные, профессиональные, образовательные и индивидуальные особенности слушателей. Вместе с тем непосредственное общение с аудиторией предъявляет высокие требования к выступающему (умение привлечь внимание, владение навыками свободной, эмоциональной и убедительной речи, способность доходчиво преподносить материал и др.). Беседа, выступление, лекция – это всегда своего рода диалог, требующий активной деятельности как говорящего, так и слушателей. Эффект убеждения при выступлении во многом зависит от того, насколько вовлечен в контакт с врачом его слушатель.
Конечной целью санитарно-просветительной работы являются не знания о предмете беседы или выступления врача, а убеждения и поступки слушателя в результате приобретения им этих знаний. Последовательность достижения цели имеет следующий вид: информация – знания – убеждения – навыки – привычки.

Санация полости рта. Система активной лечебно-профилактической стоматологической помощи населению с целью лечения заболеваний органов полости рта и предотвращения осложнений. Санация полости рта является преимущественно мероприятием вторичной профилактики, так как цель ее — лечение выявленных заболеваний для предотвращения осложнений. В этом плане санацию следует рассматривать как важнейшее мероприятие по оздоровлению органов полости рта.

Санация считается активной лечебной мерой, так как стоматолог должен сам выявить нуждающихся в лечении пациентов и лечить их. Наиболее эффективна и необходима санация полости рта в организованных коллективах, особенно в детских. Нуждающихся в санации выявляют при профилактических осмотрах дважды в год в соответствии с приказом Минздрава СССР № 386 (1961). В СССР были разработаны эффективные методы санационной работы.

Санацию полости рта в организованных коллективах можно рассматривать как одну из форм стоматологической диспансеризации. Т.Ф. Виноградова рекомендовала проводить ее детям с частотой, соответствующей активности стоматологических заболеваний, определяемой врачом по клиническим признакам. Это предложение позволило резко увеличить эффективность санации, сократить время ее проведения, уменьшить число осложнений. Указанное предложение широко внедрено в практику. Недостатком санации полости рта является отсутствие профилактической направленности работы стоматолога при данном мероприятии. Санация полости рта играет важную роль в оздоровлении населения и может снизить стоматологическую заболеваемость.

Санитарно-просветительная работа в стоматологии. Система государственных, медицинских и воспитательных мероприятий по просвещению и обучению населения навыкам здорового образа жизни, основам медицинских и гигиенических знаний методами агитации и обучения. Целью санитарно-просветительной работы является гигиеническое воспитание населения и привитие ему санитарной культуры на основе приобретения полезных навыков и привычек здорового образа жизни и убежденности в необходимости их соблюдения. Санитарно-просветительная работа ведется с помощью агитации и обучения.

Различают три основных направления:

1) распространение сведений о здоровом образе жизни, путях и методах сохранения здоровья, профилактики заболеваний;

2) пропаганду соблюдения правил и методов здорового образа жизни и профилактики путем воспитания и убеждения;

3) гигиеническое обучение и воспитание.

Санитарно-просветительная работа может быть активной и пассивной.

К активным формам относятся беседы, выступления, лекции, доклады, т.е. непосредственное общение медицинских работников с населением.

Пассивные формы — это издание научно-популярной литературы, статей, листовок, памяток, плакатов, санитарных бюллетеней, проведение выставок, показ кинофильмов и др. Активные и пассивные формы тесно связаны друг с другом.

Преимуществами активных форм работы являются непосредственная взаимосвязь и взаимодействие агитаторов и населения, обеспечивающие наибольший эффект воздействия на аудиторию. В свою очередь пассивные формы работы не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют длительное время на неограниченную аудиторию.

Недостатком же следует признать отсутствие обратной связи между агитаторами и слушателями. Однако повышение качества работы позволяет усилить эффект пассивных методов санитарного просвещения. По широте воздействия на аудиторию санитарно-просветительная работа может быть массовой, коллективной, индивидуальной. Массовая санитарно-просветительная работа заключается в издании книг, плакатов, листовок, заметок в газетах, выпуске кинофильмов, выступлениях по телевидению, радио, коллективная — в докладах, лекциях, выступлениях, беседах, выпуске санитарных бюллетеней, настенной печати и др., индивидуальная — в проведении индивидуальных бесед. Следует различать пропагандистскую и агитационную работу.

Агитация всегда адресована конкретной аудитории (дети, подростки, взрослые, рабочие и т.д.) с целью побуждения их к позитивным реакциям. В центре внимания пропаганды находится определенный предмет, например гигиена полости рта, средства и способы профилактики и др., о которых люди должны получить сведения и иметь свое суждение. Можно считать, что цели пропаганды достигаются с помощью агитации. Если рассматривать их как распространение идей, знаний, мнений, то суть агитации состоит в побуждении к действию на основе пропагандистских рекомендаций. Наиболее эффективными методами санитарно-просветительной работы являются беседы, выступления и лекции. Их высокая действенность объясняется непосредственным общением врача с аудиторией, что обеспечивает максимальный психологический контакт и условия для взаимопонимания, позволяет учитывать социальные, профессиональные, образовательные и индивидуальные особенности слушателей.

Вместе с тем непосредственное общение с аудиторией предъявляет высокие требования к выступающему (умение привлечь внимание, владение навыками свободной, эмоциональной и убедительной речи, способность доходчиво преподносить материал и др.). Беседа, выступление, лекция — это всегда своего рода диалог, требующий активной деятельности как говорящего, так и слушателей.

Эффект убеждения при выступлении во многом зависит от того, насколько вовлечен в контакт с врачом его слушатель. Конечной целью санитарно-просветительной работы являются не знания о предмете беседы или выступления врача, а убеждения и поступки слушателя в результате приобретения им этих знаний. Последовательность достижения цели имеет следующий вид: информация знания — убеждения — навыки — привычки. Гигиеническое воспитание и обучение в стоматологии являются важнейшей составной частью санитарно-просветительной работы. В основе их лежит обучение взрослых и детей в полном объеме навыкам гигиены полости рта на основе сознательного отношения к этому мероприятию как одной из важных составляющих здорового образа жизни.

Санитарно-просветительная работа в стоматологии - система государственных, медицинских и воспитательных мероприятий по просвещению и обучению населения знаниям и навыкам здорового образа жизни, основам медицинских и гигиенических знаний, методами пропаганды, агитации и обучения. Целью санпросветработы является гигиеническое воспитание населения и привитие ему санитарной культуры на основе приобретения полезных навыков и привычек здорового образа жизни и убежденности в необходимости их соблюдения.

Санитарно-просветительная работа ведется с помощью пропаганды, агитации и обучения. Выделяются три основные направления - пропаганда знаний о здоровом образе жизни, путях и методах сохранения здоровья, профилактики заболеваний; агитация населения за соблюдение правил и методов здорового образа жизни и профилактики путем воспитания и убеждения; гигиеническое обучение и воспитание.

Санитарно-просветительная работа может быть активной и пассивной. К активным формам относятся беседы, выступления, лекции, доклады, подразумевающие непосредственное общение медицинских работников с населением. Пассивные формы - это издание научно-популярной литературы, статей, листовок, памяток, плакатов, санбюллетеней, проведение выставок, показ кинофильмов и др. Активные и пассивные формы тесно связаны друг с другом.

Преимуществами активных форм работы являются непосредственная взаимосвязь и взаимодействие агитаторов и населения, обеспечивающие наибольший эффект воздействия на аудиторию. В свою очередь, пассивные формы работы не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют длительное время и на неограниченную по количеству аудиторию. Недостатком же следует признать отсутствие обратной связи между агитаторами и слушателями. Однако повышение качества пропаганды позволяет усилить эффект пассивных методов санпросветработы. По широте воздействия на аудиторию санпросветработа может быть массовой, коллективной, индивидуальной.

Массовая санитарно-просветительная работа - это издание книг, плакатов, листовок, заметок в газетах, выпуск кинофильмов, выступления по телевидению, радио. Коллективная - доклады, лекции, выступления, беседы, выпуск санбюллетеней, настенной печати и др. Индивидуальная - индивидуальные беседы.

Существуют общность и различие пропагандистской и агитационной работы. Агитация всегда адресована конкретной аудитории (детям, подросткам, взрослым, рабочим и т. д.) с целью побуждения их к позитивным реакциям. В центре внимания пропаганды - определенный предмет, например, гигиена полости рта, средства и способы профилактики и др., о которых люди должны получить знания и суждения. Можно считать, что цели пропаганды достигаются с помощью агитации. Если их рассматривать как распространение идей, знаний, мнений, то суть агитации состоит в побуждении к действию на основе пропагандистских рекомендаций.

Наиболее эффективными методами санпросветработы являются беседы, выступления и лекции. Их высокая действенность объясняется непосредственным общением врача с аудиторией, что обеспечивает максимальный психологический контакт и условия для взаимопонимания, позволяет врачу учитывать социальные, профессиональные, образовательные и индивидуальные особенности Слушателей. Вместе с тем непосредственное общение с аудиторией предъявляет высокие требования к выступающему (умение привлечь внимание людей, владение навыками свободной, эмоциональной и убедительной речи, способность доходчиво и доказанно преподносить материал и др.). Беседа, выступление, лекция - это всегда своего рода диалог, требующий активной деятельности как говорящего, так и со стороны слушателей. Эффект убеждения при выступлении во многом зависит от того, насколько вовлечен в контакт с врачом его слушатель.

Конечной целью санпросветработы являются не знания о предмете беседы или выступления врача, а убеждения и поступки, выработанные у слушателя в результате приобретения им этих знаний. Достижение цели в общем виде имеет следующий вид: информация знания -> убеждения -> навыки -> привычки.

Гигиеническое воспитание и обучение в стоматологии является важнейшей составной частью санпросветработы. В основе его лежит обучение взрослых и детей полному объему навыков по гигиене полости рта на основе сознательного отношения к этому мероприятию как одной из важных составляющих здорового образа жизни. Основными методами гигиенического обучения являются санитарное просвещение, обучение и контроль. Санитарно-просветительная работа на уровне страны, региона, учреждения должна строиться на научной основе с учетом знания имеющегося уровня санитарной культуры населения, их знаний и навыков о гигиене полости рта, стоматологических заболеваниях, путях их профилактики. Эти знания могут быть получены путем опроса и анкетирования, наблюдения. В соответствии с полученными сведениями могут быть правильно поставлены цели и задачи санпросветработы, определены пути мотивации различных групп населения к профилактике в стоматологии. На основе всех сведений должна быть разработана долговременная программа санпросветработы с населением с учетом особенностей его привычек, знаний, мотивации, уровня санитарной культуры, гигиенических навыков. Эти же сведения должны использоваться для маркетинга и рекламы средств и товаров для профилактики в стоматологии.



Просмотров