Антидемпинговые законы. Международный антидемпинговый кодекс. Международный антидемпинговый кодекс: история появления

Законодательство Антидемпинговое англ. antidumping legislation

антидемпинговые меры государства, предусматривающие сдерживание импорта и сохранение национальных интересов. В рамках ГАТТ действует специальный антидемпинговый кодекс , в котором официально узаконена борьба с демпингом, где за государством, понесшим от демпинга, закреплено право облагать соответствующий специальной антидемпинговой импортной пошлиной, равной разнице между внутренней ценой на рынке страны-экспортера и ценой, по которой этот товар экспортируется.Основа анализа в демпинге: сравнение фактических экспортных и внутренних цен на товары в стране их экспорта.

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру . 2001 .

Смотреть что такое "Законодательство Антидемпинговое" в других словарях:

    ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО АНТИДЕМПИНГОВОЕ - АНТИДЕМПИНГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО … Юридическая энциклопедия

    законодательство антидемпинговое - Специальные (в ряде случаев международные) правовые акты и положения, направленные против бросового экспорта (демпинга). Тематики бухгалтерский учет … Справочник технического переводчика

    - (см. АНТИДЕМПИНГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО) …

    Большой бухгалтерский словарь

    ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, АНТИДЕМПИНГОВОЕ - специальные (в ряде случаев международные) правовые акты и положения, направленные против бросового экспорта (демпинга) … Большой экономический словарь

    Специальные (международные) правовые акты и положения, направленные против бросового экспорта (демпинга). По английски: Antidumping legislation См. также: Законодательство Демпинг Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    См. Законодательство антидемпинговое АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА См. Инфляция Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    АНТИДЕМПИНГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Юридическая энциклопедия

    Антидемпинговые меры государства по сдерживанию импорта, исходя из национальных экономических интересов … Энциклопедический словарь экономики и права

    Антидемпинговое законодательство - система законов и специальных международных соглашений. Согласно ГАТТ, при экспорте товаров по ценам более низким, чем на внутреннем рынке, разрешено применять антидемпинговую политику, если демпинг наносит материальный ущерб производству в… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

Борьба с демпингом в государственных закупках появилась относительно недавно, и, как показывает действующая практика, далеко не все участники контрактной схемы знают о том, как применять отдельные положения определенных правовых норм. В частности, многие предприниматели не знают о том, что представляет собой антидемпинговая мера, как ее используют и по каким причинам.

Что это такое?

Демпинг в экономической теории представляет собой реализацию товаров по слишком низким ценам, которые были занижены искусственно. Антидемпинговая мера может применяться в том случае, если указанная стоимость значительно ниже рыночной, но при этом не имеет никакого В некоторых ситуациях такие занижения достигают того, что ниже себестоимости определенной услуги или товара.

В государственных тендерах антидемпинговая мера может использоваться в том случае, если поставщик хочет войти в рынок закупок для нужд страны и вытеснить конкурентов нечестными способами. В частности, ее применяют в том случае, если при заключении с поставщиком контракта он слишком сильно занижает цену, принимая участие в тендере.

Проблема демпинга значительно распространилась во время проведения открытых тендеров в электронном формате. Поставщики со всех регионов России получили возможность принимать участие в торгах, вследствие чего начали предлагать цены ниже рыночных. Иногда случались и такие ситуации, когда участниками НМЦ понижалась до нуля, а потом уже проводился тендер на повышение цены.

Зачем они нужны?

Антидемпинговая мера используется по той причине, что последствия искусственного занижения цены могут быть достаточно серьезными, а именно:

  • Обязательства по составленным контрактам в конечном итоге не исполняются. Достаточно часто случается так, что после необоснованного снижения НМЦ и составления контракта поставщики начинали понимать, что у них нет возможности обеспечить оказание услуг или поставку товаров по изначально предложенной стоимости.
  • Выполнение каких-либо работ, поставка товара или оказание услуг не соответствует заявленному качеству. В первую очередь это относится к торгам на поставку различных продуктов питания, после чего победители конкурса начали поставлять просроченный или некачественный товар с единственной целью - уложиться в предложенную стоимость.
  • Контракт расторгается в судебном порядке.
  • Приходится тратить время на проведение повторного тендера.

Введение реформы действующего законодательства в сфере муниципальных и государственных тендеров призвано решить данную проблему. В частности, были внедрены антидемпинговые меры по 44-ФЗ, которые используются при проведении различных конкурсов и аукционов. Данная норма закреплена в 37-й статье действующего закона о Антидемпинговые меры по 44-ФЗ не могут использоваться при проведении закупок какими-либо другими способами, и в таком случае у поставщиков есть право написать жалобу на такие действия со стороны заказчика.

Какими они бывают?

Если НМЦ контракта составляет менее 15 млн рублей, но при этому участник торгов предлагает стоимость, которая ниже заявленной более чем на 25%, то в таком случае он должен оформить обеспечение исполнения данного контракта, которое должно в полтора раза превышать размер, обозначенный в документации, или же предъявить какие-либо сведения, которые могли бы подтвердить его добросовестность.

Если же НМЦ превышает эту сумму, а участник предлагает стоимость более чем на 25% ниже заявленной, то, как гласит федеральный закон 44-ФЗ, в таком случае никаких сведений о его добросовестности не требуется, и ему придется в любом случае предоставить обеспечение.

Что это за сведения?

Достаточно часто участники торгов не могут предоставить обеспечение, в связи с чем по закону предусматривается возможность подтверждения добросовестности. К таким сведениям может относиться различная информация, которую включает в себя реестр составленных контрактов, а также подтверждающая, что эта компания исполняет взятые обязательства по договорам. В частности, федеральный закон 44-ФЗ предусматривает возможность предоставления следующих сведений:

  • На протяжении года до момента подачи заявки на участие в тендере компания выполнила три или большее количество контрактов, и при этом все они исполнялись без применения каких-либо неустоек по отношению к участнику.
  • Если поставщик не принимал до этого участия в муниципальных или государственных закупках на протяжении года до момента подачи заявки, он может предоставить какие-либо сведения, которые могли бы подтвердить исполнение им обязательств по четырем или большему количеству контрактов на протяжении двух лет, но при этом более 75% из них должны исполняться без применения к нему пеней и штрафов.
  • На протяжении трех лет до момента подачи заявки поставщик исполнил три или больше контрактов, и при этом к нему не применялись никакие штрафы или пени.

Единственное, что стоит отметить - в подобных ситуациях стоимость каждого из контрактов должна составлять как минимум 20% от той, по которой поставщик предлагает заключить договор. К примеру, если договор будет заключаться по цене 100 миллионов рублей, то в таком случае участником должны быть предоставлены сведения о том, что за предыдущий период он исполнил определенное количество контрактов, и как минимум один из них имел стоимость не менее 20 миллионов.

Но, как говорилось выше, если НМЦ составляет более 15 миллионов рублей, и при этом участник предлагает стоимость заключения контракта на 25% ниже заявленной, у него пропадает возможность использовать альтернативу в виде подтверждения своей добросовестности какими-либо сведениями, и в любом случае нужно будет предоставить повышенное обеспечение исполнения своих обязательств.

Как предоставлять эту информацию?

Комиссия, занимающаяся закупками, может отклонить любую заявку, если полученная информация будет признана недействительной. Решение об отклонении любых заявок обязательно фиксируется в протоколе с указанием конкретных причин, после чего информация доводится до участника закупки, направившего эту заявку, на протяжении максимум одного рабочего дня, следующего за датой подписания протокола.

Если же участник при составлении конкурсной заявки не указывал никакой информации, которая могла бы подтвердить его добросовестность, то в таком случае составление контракта с ним осуществляется только после предоставленного обеспечения. Сегодня такие антидемпинговые меры в Таможенном союзе используются практически в любых вариантах закупок.

Многие заказчики не знают о том, нужно ли предварительно в аукционной документации прописывать, что если поставщик хочет снизить стоимость контракта более чем на 25%, на него возлагается обязанность о предоставлении обоснования такой цены. На самом деле на поставщика данная обязанность возлагается в любом случае в соответствии с действующим законодательством, и если заказчик даже не указывал соответствующие требования в конкурсной документации, за ним остается право требовать обоснование и расчет указанной стоимости. Также он может потребовать нужные документы или отклонить заявку какого-нибудь участника в случае их отсутствия. Но в любом случае, чтобы исключить какие-либо споры, лучше всего предусмотреть все заранее и указать в документации условие и случаи предоставления обоснований.

Конкурс

Если компания собирается принять участие в конкурсе, то в таком случае она должна предоставить всю соответствующую информацию в процессе составления заявки. На практике это выглядит так, что поставщик после ознакомления со всей и расчета того, что может предложить стоимость ниже стартовой, к примеру, на 30%, должен в составе конкурсной заявки предоставить определенный пакет документов, которые могли бы подтвердить его добросовестность в соответствии со списком, утвержденным после того, как было произведено введение антидемпинговых мер.

Получая заявку, заказчик должен проверить достоверность информации о добросовестности участника через реестр контрактов, то есть посмотреть:

  • факт наличия тех или иных контрактов;
  • соответствие стоимости указанному значению;
  • отсутствие каких-либо пеней, штрафов и прочих неустоек, присвоенных по причине ненадлежащего исполнения обязательств по составленному контракту.

Аукцион

В случае участия в аукционе компания должна предоставить данные, подтверждающие ее добросовестность, в процессе направления заказчику на подписание проекта контракта.

Применение специальных защитных антидемпинговых мер предусматривает предоставление со стороны участника, с которым заключается договор, до момента его заключения. Если поставщик не выполняет данное требование, его записывают как уклонившегося от составления договора, после чего уклонение оформляется официальным протоколом, размещенном в единой информационной системе.

При этом стоит отметить, что если информация, предоставленная участником, комиссией признается недостоверной, то в таком случае с ним не могут заключить контракт, а сам он, опять же, признается уклонившимся от составления договора. В такой ситуации решение, заключенное комиссией по проведению торгов, также должно быть обязательно оформлено соответствующим протоколом, размещенным в единой информационной системе и доведенным до сведения каждого участника на протяжении одного рабочего дня, следующего за датой подписания протокола.

Особенности применения

В соответствии со ст. 37, антидемпинговые меры применяются в особом порядке в процессе проведения специальных закупок. В частности, к ним относится организация различных конкурсов, в которых набирают исполнителей для проведения опытно-конструкторских, технологических или научно-исследовательских работ, а также на предоставление различных консультаций.

При проведении таких торгов у заказчика есть право указать в конкурсной документации различные значения критериев оценки заявок, если участник хочет подать заявку со стоимостью, которая ниже заявленной до 25%.

Если же предложение о стоимости ниже НМЦ контракта более чем на 25%, то в таком случае применение антидемпинговых мер осуществляется следующим образом: величина значимости данного критерия устанавливается равной 10% от общей суммы значимости всех указанных критериев оценки.

Если в качестве основного предмета контракта, для заключения которого осуществляется проведение конкурса или аукциона, является поставка каких-либо товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения, то в таком случае участник, предлагающий стоимость контракта более чем на 25% ниже изначальной, должен предоставить заказчику обоснование такой цены. Антидемпинговые и компенсационные меры в данном случае помогают значительно улучшить качество исполнения своих обязанностей участниками, «фильтруют» недобросовестных исполнителей, так как для подачи такой заявки нужно предоставить:

  • от производителя, в котором будет указана точная стоимость и количество поставляемой продукции;
  • документы, которые подтверждают, что участник закупки имеет в наличии указанный товар;
  • прочие документы и расчеты, которые могли бы служить в качестве подтверждения возможности участника закупки обеспечить поставку товаров по предложенной цене.

Особенности видов торгов

Принимая участие в конкурсе, претендент должен предоставить в составе своей заявки обоснование на участие в нем.

Если закупочная комиссия в процессе проведения оценки заявки признает, что наличие этого документа является необходимым, но его не предоставили, заявка может быть отклонена. Решение комиссии в данном случае стандартно должно фиксироваться в протоколе оценки и рассмотрения заявок на участие в торгах или рассмотрения единственной заявки.

При проведении аукциона предоставляется гарантийное письмо или пакет документов, который подтверждает наличие определенного товара. Вся эта документация должна быть предоставлена заказчику в процессе направления уже подписанного проекта контракта. Если участник не исполняет данные требования, то есть не направляет нужный пакет бумаг, то в таком случае антидемпинговые меры применяются к нему в соответствии с законом 44-ФЗ. Его при этом признают уклонившимся от составления контракта.

Пример из практики

Победитель конкурса уклоняется от составления контракта, вследствие чего заказчик предложил его заключить тому участнику, заявка которого получила второе место, и он согласился, но предложенная им стоимость была на 25% ниже в сравнении с начальной. Таким образом, к этому участнику должны быть применены соответствующие меры, а именно: он должен оформить повышенное обеспечение или предоставить информацию, которая могла бы подтвердить его добросовестность.

Указанные требования участник не выполнил, вследствие чего антимонопольный орган включил компанию в реестр недобросовестных поставщиков.

После обращения в арбитражный суд решение антимонопольного органа было неизменным. Если участник, занявший в конкурсе второе место, согласился на заключение контракта, его считают победителем, но если он не исполняет требования 37-й статьи соответствующего закона, такого победителя признают уклонившимся от заключения контракта.

Когда их могут не применять?

Начиная с июня 2014 года, в соответствии с действующим законодательством существует несколько ситуаций, при которых специальные защитные антидемпинговые и компенсационные меры могут не применяться. Это происходит в таких случаях, когда:

  • Ведется закупка лекарственных препаратов, включенных в заранее утвержденный правительством РФ перечень важнейших и жизненно необходимых препаратов.
  • Участник закупки, с которым осуществляется заключение контракта, предлагает стоимость всех приобретаемых лекарственных препаратов, снижая ее более чем на 25% в сравнении с их зарегистрированной предельной отпускной ценой, установленной в соответствии с действующим законодательством, связанным с обращением лекарственных средств.

Таким образом, соглашение по антидемпинговым мерам может предусматривать их снятие с участника, если он выполняет указанные выше требования.

демпинг недобросовестный коммерческий правовой

Антидемпинговый процесс является довольно новым явлением. Если считать с года появления и практического использования первых антидемпинговых мер, то прошло чуть больше века. Однако, несмотря на молодость правовых норм, основополагающих антидемпинговый процесс, они уже отвечают самым высоким требованиям, предъявляемым к любой отрасли права.

Понятие «антидемпингового законодательства» имеет довольно широкое интерпретацию и включает все нормы, связанные с защитой национального рынка от влияния демпингового импорта.

Антидемпинговое законодательство представляет собой комплексную отрасль, в которой объединены нормы нескольких отраслей права, регулирующих общественные отношения, связанные с защитой национального рынка. В состав этой отрасли входят нормы финансового, гражданского и уголовного права, но доминирующую роль играют административно-правовые нормы.

Относительно юридической природы антидемпинговые меры имеют дуалистический характер: с точки зрения механизма воздействия их можно рассматривать как меры таможенно - тарифного регулирования, а по целевому предназначению они близки к нетарифным методам регулирования внешнеторговой деятельности.

В антидемпинговом законодательстве можно выделить две составляющие: национальное законодательство и международные стандарты. Национальные антидемпинговые законы определяют порядок применения общепризнанных международных правил, а также вносят различные поправки в толкование положений, связанных с антидемпинговым процессом. При этом доминирующая роль международных стандартов в них очевидна.

Основными принципами антидемпингового регулирования являются: законность антидемпинговых мер, состязательность и прозрачность антидемпингового процесса, защита конфиденциальной информации.

Принцип законности подразумевает под собой, что антидемпинговые процедуры должны проводиться в соответствии с законодательством и что антидемпинговые меры по итогам антидемпинговых расследований могут быть установлены исключительно уполномоченными органами власти и в рамках, предусмотренных законом.

Соблюдение принципа законности в процессе проведения антидемпинговых расследований обеспечивается возможностью судебного пересмотра принятых компетентными органами решений и предоставлением заинтересованным лицам права обжалования действий должностных лиц, принимающих участие в антидемпинговом расследовании.

Таим образом, на сегодняшний день антидемпинговое законодательство является неотъемлемой частью системы международной торговли и государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Результатом широкомасштабных экономических и политических реформ, приведших к кардинальному изменению места Российской Федерации в современных международных экономических отношениях, курса на последовательную интеграцию российской экономики в систему мирохозяйственных связей и попытки вступления Российской Федерации в ВТО стало формирование в Российской Федерации законодательства, регламентирующего порядок применения защитных мер во внешней торговле и соответствующего принятым в мировой практике стандартам и правилам внешнеторгового регулирования.

Основы такого законодательства были заложены еще в 1993 году принятием Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» , в котором была закреплена система так называемых защитных пошлин, включающая в себя сезонные пошлины и особые виды пошлин - антидемпинговые, компенсационные и специальные. Следующим шагом по гармонизации российского внешнеторгового законодательства с требованиями ВТО стало принятие Федерального закона от 14 апреля 1998 года N 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» .

Быстрыми темпами сближения российского законодательства с нормами ВТО объясняется высокая динамика развития российского законодательства по этому кругу вопросов. Ровно через пять лет принимается новый закон, посвященный регулированию защитных мер при импорте товаров, - Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» .

Повышенное внимание к использованию защитных мер в практике нетарифного регулирования обусловлено и усилением конкуренции на «новых» внешнеторговых рынках, сформировавшихся в пространстве СНГ.

В системе антидемпингового регулирования очень важную роль играют Постановления Правительства РФ, посредством которых реализуются положения вышеприведенных законов.

Обострение российско-украинских торговых отношений в связи с поставками на российский рынок по заниженным ценам украинского сахара, металлов и др. привело к появлению первой практики специальных расследований, завершившихся наложением российскими властями защитных пошлин на импорт украинских товаров:

· в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8 июля 2002 года N 509 «О мерах по защите российских производителей прутков для армирования железобетонных конструкций» с августа 2002 г. сроком на три года вводилась компенсационная пошлина в размере 21% от таможенной стоимости на прутки для армирования железобетонных конструкций, происходящие из Украины и ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации;

· во исполнение Постановления Правительства РФ от 10 марта 2000 года N 209 «О мерах по защите российских производителей крахмало-паточной продукции» с 17 апреля 2000 года по 17 октября 2002 года применялась специальная пошлина на крахмальную патоку, ввозимую на российскую таможенную территорию, в размере 16% таможенной стоимости, но не менее 0,07 евро за 1 кг (за исключением крахмальной патоки, происходящей из государств - участников Таможенного союза).

Таким образом, можно сделать вывод, что в России сформирована система законодательства по реализации антидемпинговых мер, аналогичная законодательству стран-участниц ВТО. Это позволяет в условиях, когда Россия не является членом ВТО, и вряд ли будет туда вступать, как это следует из заявлений и действий руководства РФ, защищать своих производителей. Особенно данная проблема актуальна сегодня в условиях разразившегося глобального экономического кризиса.

В следующей главе будут рассмотрены вопросы правового регламентирования антидемпингового процесса на примере торговли сталью.


Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-I «О таможенном тарифе» (с изменениями от 7 августа, 25 ноября, 27 декабря 1995 г., 5 февраля 1997 г., 10 февраля, 4 мая 1999 г., 27 мая, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 29, 30 декабря 2001 г., 29 мая, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 6 июня, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 7 мая, 29 июня, 22 августа 2004 г., 21 июля, 8 ноября, 20 декабря 2005 г., 27 июля, 10 ноября 2006 г., 1, 3 декабря 2007 г.) // «Российская газета» от 5 июня 1993 г.

Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. N 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» (с изменениями от 24 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г.) // «Российская газета» от 22 апреля 1998 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (с изменениями от 18 февраля, 30 декабря 2006 г.) // «Российская газета» от 17 декабря 2003 г.

Постановление Правительства РФ от 8 июля 2002 г. N 509 «О мерах по защите российских производителей прутков для армирования железобетонных конструкций» // «Российская газета» от 13 июля 2002 г.

Постановление Правительства РФ от 10 марта 2000 г. N 209 «О мерах по защите российских производителей крахмало-паточной продукции» // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 марта 2000 г., N 12, ст. 1288

Введение реформы действующего законодательства в сфере муниципальных и государственных тендеров призвано решить данную проблему. В частности, были внедрены антидемпинговые меры по 44-ФЗ, которые используются при проведении различных конкурсов и аукционов. Данная норма закреплена в 37-й статье действующего закона о контрактной системе. Антидемпинговые меры по 44-ФЗ не могут использоваться при проведении закупок какими-либо другими способами, и в таком случае у поставщиков есть право написать жалобу на такие действия со стороны заказчика.

Какими они бывают?

Если НМЦ контракта составляет менее 15 млн рублей, но при этому участник торгов предлагает стоимость, которая ниже заявленной более чем на 25%, то в таком случае он должен оформить обеспечение исполнения данного контракта, которое должно в полтора раза превышать размер, обозначенный в документации, или же предъявить какие-либо сведения, которые могли бы подтвердить его добросовестность.

Если же НМЦ превышает эту сумму, а участник предлагает стоимость более чем на 25% ниже заявленной, то, как гласит федеральный закон 44-ФЗ, в таком случае никаких сведений о его добросовестности не требуется, и ему придется в любом случае предоставить обеспечение.

Что это за сведения?

Достаточно часто участники торгов не могут предоставить обеспечение, в связи с чем по закону предусматривается возможность подтверждения добросовестности. К таким сведениям может относиться различная информация, которую включает в себя реестр составленных контрактов, а также подтверждающая, что эта компания исполняет взятые обязательства по договорам. В частности, федеральный закон 44-ФЗ предусматривает возможность предоставления следующих сведений:

  • На протяжении года до момента подачи заявки на участие в тендере компания выполнила три или большее количество контрактов, и при этом все они исполнялись без применения каких-либо неустоек по отношению к участнику.
  • Если поставщик не принимал до этого участия в муниципальных или государственных закупках на протяжении года до момента подачи заявки, он может предоставить какие-либо сведения, которые могли бы подтвердить исполнение им обязательств по четырем или большему количеству контрактов на протяжении двух лет, но при этом более 75% из них должны исполняться без применения к нему пеней и штрафов.
  • На протяжении трех лет до момента подачи заявки поставщик исполнил три или больше контрактов, и при этом к нему не применялись никакие штрафы или пени.

Единственное, что стоит отметить – в подобных ситуациях стоимость каждого из контрактов должна составлять как минимум 20% от той, по которой поставщик предлагает заключить договор. К примеру, если договор будет заключаться по цене 100 миллионов рублей, то в таком случае участником должны быть предоставлены сведения о том, что за предыдущий период он исполнил определенное количество контрактов, и как минимум один из них имел стоимость не менее 20 миллионов.

Но, как говорилось выше, если НМЦ составляет более 15 миллионов рублей, и при этом участник предлагает стоимость заключения контракта на 25% ниже заявленной, у него пропадает возможность использовать альтернативу в виде подтверждения своей добросовестности какими-либо сведениями, и в любом случае нужно будет предоставить повышенное обеспечение исполнения своих обязательств.

Как предоставлять эту информацию?

Комиссия, занимающаяся закупками, может отклонить любую заявку, если полученная информация будет признана недействительной. Решение об отклонении любых заявок обязательно фиксируется в протоколе с указанием конкретных причин, после чего информация доводится до участника закупки, направившего эту заявку, на протяжении максимум одного рабочего дня, следующего за датой подписания протокола.

Если же участник при составлении конкурсной заявки не указывал никакой информации, которая могла бы подтвердить его добросовестность, то в таком случае составление контракта с ним осуществляется только после предоставленного обеспечения. Сегодня такие антидемпинговые меры в Таможенном союзе используются практически в любых вариантах закупок.

Многие заказчики не знают о том, нужно ли предварительно в аукционной документации прописывать, что если поставщик хочет снизить стоимость контракта более чем на 25%, на него возлагается обязанность о предоставлении обоснования такой цены. На самом деле на поставщика данная обязанность возлагается в любом случае в соответствии с действующим законодательством, и если заказчик даже не указывал соответствующие требования в конкурсной документации, за ним остается право требовать обоснование и расчет указанной стоимости. Также он может потребовать нужные документы или отклонить заявку какого-нибудь участника в случае их отсутствия. Но в любом случае, чтобы исключить какие-либо споры, лучше всего предусмотреть все заранее и указать в документации условие и случаи предоставления обоснований.

Конкурс

Если компания собирается принять участие в конкурсе, то в таком случае она должна предоставить всю соответствующую информацию в процессе составления заявки. На практике это выглядит так, что поставщик после ознакомления со всей конкурсной документацией и расчета того, что может предложить стоимость ниже стартовой, к примеру, на 30%, должен в составе конкурсной заявки предоставить определенный пакет документов, которые могли бы подтвердить его добросовестность в соответствии со списком, утвержденным после того, как было произведено введение антидемпинговых мер.

Получая заявку, заказчик должен проверить достоверность информации о добросовестности участника через реестр контрактов, то есть посмотреть:

  • факт наличия тех или иных контрактов;
  • соответствие стоимости указанному значению;
  • отсутствие каких-либо пеней, штрафов и прочих неустоек, присвоенных по причине ненадлежащего исполнения обязательств по составленному контракту.

Аукцион

В случае участия в аукционе компания должна предоставить данные, подтверждающие ее добросовестность, в процессе направления заказчику на подписание проекта контракта.

Применение специальных защитных антидемпинговых мер предусматривает предоставление обеспечения исполнения контракта со стороны участника, с которым заключается договор, до момента его заключения. Если поставщик не выполняет данное требование, его записывают как уклонившегося от составления договора, после чего уклонение оформляется официальным протоколом, размещенном в единой информационной системе.

При этом стоит отметить, что если информация, предоставленная участником, комиссией признается недостоверной, то в таком случае с ним не могут заключить контракт, а сам он, опять же, признается уклонившимся от составления договора. В такой ситуации решение, заключенное комиссией по проведению торгов, также должно быть обязательно оформлено соответствующим протоколом, размещенным в единой информационной системе и доведенным до сведения каждого участника на протяжении одного рабочего дня, следующего за датой подписания протокола.

Особенности применения

В соответствии со ст. 37, антидемпинговые меры применяются в особом порядке в процессе проведения специальных закупок. В частности, к ним относится организация различных конкурсов, в которых набирают исполнителей для проведения опытно-конструкторских, технологических или научно-исследовательских работ, а также на предоставление различных консультаций.

При проведении таких торгов у заказчика есть право указать в конкурсной документации различные значения критериев оценки заявок, если участник хочет подать заявку со стоимостью, которая ниже заявленной до 25%.

Если же предложение о стоимости ниже НМЦ контракта более чем на 25%, то в таком случае применение антидемпинговых мер осуществляется следующим образом: величина значимости данного критерия устанавливается равной 10% от общей суммы значимости всех указанных критериев оценки.

Если в качестве основного предмета контракта, для заключения которого осуществляется проведение конкурса или аукциона, является поставка каких-либо товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения, то в таком случае участник, предлагающий стоимость контракта более чем на 25% ниже изначальной, должен предоставить заказчику обоснование такой цены. Антидемпинговые и компенсационные меры в данном случае помогают значительно улучшить качество исполнения своих обязанностей участниками, «фильтруют» недобросовестных исполнителей, так как для подачи такой заявки нужно предоставить:

  • гарантийное письмо от производителя, в котором будет указана точная стоимость и количество поставляемой продукции;
  • документы, которые подтверждают, что участник закупки имеет в наличии указанный товар;
  • прочие документы и расчеты, которые могли бы служить в качестве подтверждения возможности участника закупки обеспечить поставку товаров по предложенной цене.

Особенности видов торгов

Принимая участие в конкурсе, претендент должен предоставить в составе своей заявки обоснование на участие в нем.

Если закупочная комиссия в процессе проведения оценки заявки признает, что наличие этого документа является необходимым, но его не предоставили, заявка может быть отклонена. Решение комиссии в данном случае стандартно должно фиксироваться в протоколе оценки и рассмотрения заявок на участие в торгах или рассмотрения единственной заявки.

При проведении аукциона предоставляется гарантийное письмо или пакет документов, который подтверждает наличие определенного товара. Вся эта документация должна быть предоставлена заказчику в процессе направления уже подписанного проекта контракта. Если участник не исполняет данные требования, то есть не направляет нужный пакет бумаг, то в таком случае антидемпинговые меры применяются к нему в соответствии с законом 44-ФЗ. Его при этом признают уклонившимся от составления контракта.

Пример из практики

Победитель конкурса уклоняется от составления контракта, вследствие чего заказчик предложил его заключить тому участнику, заявка которого получила второе место, и он согласился, но предложенная им стоимость была на 25% ниже в сравнении с начальной. Таким образом, к этому участнику должны быть применены соответствующие меры, а именно: он должен оформить повышенное обеспечение или предоставить информацию, которая могла бы подтвердить его добросовестность.

Указанные требования участник не выполнил, вследствие чего антимонопольный орган включил компанию в реестр недобросовестных поставщиков.

После обращения в арбитражный суд решение антимонопольного органа было неизменным. Если участник, занявший в конкурсе второе место, согласился на заключение контракта, его считают победителем, но если он не исполняет требования 37-й статьи соответствующего закона, такого победителя признают уклонившимся от заключения контракта.

Когда их могут не применять?

Начиная с июня 2014 года, в соответствии с действующим законодательством существует несколько ситуаций, при которых специальные защитные антидемпинговые и компенсационные меры могут не применяться. Это происходит в таких случаях, когда:

  • Ведется закупка лекарственных препаратов, включенных в заранее утвержденный правительством РФ перечень важнейших и жизненно необходимых препаратов.
  • Участник закупки, с которым осуществляется заключение контракта, предлагает стоимость всех приобретаемых лекарственных препаратов, снижая ее более чем на 25% в сравнении с их зарегистрированной предельной отпускной ценой, установленной в соответствии с действующим законодательством, связанным с обращением лекарственных средств.

Таким образом, соглашение по антидемпинговым мерам может предусматривать их снятие с участника, если он выполняет указанные выше требования.



Просмотров