Что такое нарушение пдд. Какие нарушения пдд считаются грубыми. Что зафиксируют камеры

В советские времена самым страшным орудием инспектора ГАИ был дырокол: три грубых нарушения в течение года - и ты остаешься без прав, так называемая накопительная система. Так что шоферы, имевшие в талоне две дырки, вели себя на дороге тише воды ниже травы.

Дырокол смыло волной перестройки, однако в 90-е появился талон предупреждений: каждое нарушение в зависимости от тяжести оценивалось баллами, и набравший 15 баллов (так называемая списывающая система) становился безлошадным на год. Потом баллы отменили. Но в других странах они есть!

Балльную систему приняли в Латвии и Норвегии в 2004 году, на Мальдивах в 2005 году, в Испании, Румынии и Чехии в 2006-м, во Франции в 1993 году (в ­2003-м внесли коррективы). Более десяти лет действует балльная система в Венгрии, Греции, Израиле, Ирландии, Словении, Германии.

Чаще всего баллы предусмотрены только за грубые нарушения. Во Франции таких 40 типов, в Италии, Корее и Мальте около 30, в Великобритании и Венгрии - 20, в Норвегии всего семь. Лишь педантичные немцы начисляют баллы за каждое нарушение.

Обычный список грубых нарушений: оставление места аварии, управление машиной в нетрезвом состоянии или отказ от медосвидетельствования, проезд под запрещающий сигнал светофора, серьезное превышение скорости. Если наказание уже предусматривает лишение прав, например за «пьянку», то баллы не начисляют.

Срок действия баллов разнится от года до трех. Хотя в Латвии баллы за обычные нарушения живут два года, а за грубые - пять.

Тяжесть наказания отличается: от нескольких месяцев до нескольких лет безлошадной жизни. В Корее лишают возможности сесть за руль на день за каждый балл, в Латвии при наборе 16 баллов (для начинающих - 10) отлучают от руля на год, а при повторном наборе - пожизненно.

На Мальте балльная система действует только для неопытных водителей. В Великобритании, Латвии и Франции отношение к водителям дифференцированное: начинающим поблажек нет, к ним закон более суров.

Отметки о набранных баллах вручную уже не ставят: их заносят в базы данных. В некоторых странах у водителя есть возможность посмотреть свою историю.

Кстати, штрафные баллы можно отработать. Во Франции, Германии и Венгрии для улучшения своей водительской истории необходимо прослушать курс лекций по безопасности движения. Регулярно посещать курсы нельзя - только один раз в несколько лет. В Южной Корее списывают баллы тем, кто сообщает о нарушениях на дороге, и называется это не стукачеством, а активной гражданской позицией.

Вернуть права непросто. В Польше и Израиле сдают теорию, в Латвии, Франции и Чехии - еще и практику. Причем во Франции даже после успешной сдачи всех экзаменов человек сперва получает временное удостоверение - как начинающий водитель. В Германии над провинившимся шофером измываются по полной: помимо сдачи экзаменов, он посещает психолога и пишет специальный Idiotentest, официальное название которого Medizinisch-Psychologische Untersuchung, «медицинско-психологическое обследование». Разумеется, все экзамены платные.

Помогает ли? В Италии после введения подобной практики за два года число погибших в ДТП снизилось на 20,5%, раненых - на 22%. В Латвии по истечении года количество аварий уменьшилось на 7%, а погибших в ДТП - на 11%. В Чехии за первый месяц аварийность снизилась на 27%. Правда, первые результаты не отражают реальную картину: водители привыкают к новым штрафам, и законопослушность неизбежно снижается.

В нашей стране неоднократно обсуждали возврат балльной системы: последний раз в 2013 году это предлагал депутат Вячеслав Лысаков. И сейчас наконец проект приняли - в виде изменений в 12-ю «автомобильную» главу Кодекса об административных правонарушениях. В Госдуме проект представляли Вячеслав Лысаков и заместитель главы МВД Игорь Зубов. При этом генерал в качестве обоснования говорил о том, что около 40% виновников ДТП ранее нарушали Правила. А Лысаков объяснял, что баллы помогут эффективно бороться с хроническими нарушителями, которых 3-5% от общего числа.

Итак, новая статья 12.38 «Систематическое нарушение правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством» предлагает за трехкратное грубое нарушение в течение года лишать прав на год-полтора. «Зачетный» год отсчитывается с момента вступления в силу постановления о наказании за первое грубое нарушение - то есть спустя десять суток после того, как ГИБДД или суд вынесут вердикт.

В случае, если хроническим нарушителем окажется человек вообще без водительского удостоверения (и такое бывает!), то его оштрафуют на 10-30 тысяч рублей. В этом случае сумма набегает приличная: штраф за само нарушение плюс штраф за управление без прав 5-15 тысяч - и новый еще на 10-30 тысяч.

Проступки, зафиксированные автоматическими камерами, в расчет не берутся, поскольку автоматика в соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ может только штрафовать. Таким образом, возбудить дело по новой статье имеет право лишь инспектор, который лично зафиксировал нарушение и определил, что оно стало третьим грубым нарушением за год.

Не будет ли это способствовать увеличению числа взяток? Действительно, с каждым грубым нарушением у водителя появится больше желания договориться с инспектором полюбовно. И это вновь может стать проблемой: как известно, видео­контроль за дорожными нарушениями в нашей стране ввели именно из-за повсеместной коррупции в ГИБДД.

А еще один проблемный аспект - сама многострадальная глава 12 КоАП. Взгляните на статьи серьезных нарушений: почему за одни штрафуют на 5000 рублей и лишают прав, а за другие можно отделаться 500-рублевой купюрой или даже предупреждением? Не разумнее было бы сперва навести порядок в 12-й главе, условно разделить правонарушения по тяжести последствий и определить каждому соответствующее наказание - и только потом вводить балльную систему?

Надеемся, что в ходе будущего обсуждения статьи 12.38 КоАП из нее уберут некоторые наиболее спорные пункты. Например, начисление баллов за пересечение сплошной линии при повороте или развороте - ведь это нарушение может быть ненамеренным, если разметка частично заметена снегом или стерлась. А баллы «за пешеходов» уж точно могут привести к расцвету коррупции, ведь в мегаполисах есть настолько нагруженные «зебры», что обвинить в непредоставлении дороги пешеходу можно будет практически любого водителя. Стой себе в засаде, тормози и вымогай!

Но так или иначе, а статью 12.38 «за систематические нарушения» примут уже в этом году.

Нарушения ПДД, которые относят к грубым
Совершивший подобные нарушения трижды за год подпадает под действие новой статьи 12.38 КоАП, в соответствии с которой планируют лишать прав на 1-1,5 года.
Ст. КоАП Правонарушение Наказание
ч.3 ст.12.9 Превышение скорости на величину больше 40, но не более 60 км/ч штраф 1000-1500 руб.
ч.4 ст.12.9 Превышение скорости на величину больше 60, но не более 80 км/ч штраф 2000-2500 руб. или лишение прав на 4-6 месяцев
ч.5 ст.12.9 Превышение скорости более чем на 80 км/ч
на 6 месяцев
ч.6 ст.12.9 Повторное превышение скорости на 40-60 км/ч штраф 2000-2500 руб.
ч.7 ст.12.9 Повторное превышение скорости более чем на 60 км/ч
ч.1 ст.12.10 Пересечение ж/д вне переезда, выезд на ж/д переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, остановка или стоянка на переезде штраф 1000 руб. или лишение прав
на 3-6 месяцев
ч.3 ст.12.10 Повторное нарушение ч.1 ст.12.10 лишение прав на год
ч.1 ст.12.12 Проезд на запрещающий сигнал светофора или запрещающий жест регулировщика, за исключением случаев выезда за стоп-линию штраф 1000 руб.
ч.3 ст.12.12 Повторное нарушение ч.1 ст.12.12 штраф 5000 руб. или лишение прав
на 4-6 месяцев
ч.2 ст.12.13 Невыполнение требования ПДД уступить дорогу т/с, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков штраф 1000 руб.
ч.2 ст.12.14 Разворот или движение задним ходом в местах, где такие маневры запрещены (за исключением автомагистрали и нарушения требования знаков и разметки) штраф 500 руб.
ч.3 ст.12.14 Невыполнение требования ПДД уступить дорогу т/с, пользующемуся преимущественным правом движения предупреждение или штраф 500 руб.
ч.4 ст.12.15 Выезд в нарушение ПДД на встречную полосу штраф 5000 руб. или лишение прав
на 4-6 месяцев
ч.5 ст.12.15 Повторное нарушение ч.4 ст.12.15 лишение прав на год, в случае фиксации камерами - штраф 5000 руб.
ч.2 ст.12.16 Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой штраф 1000-1500 руб.
ст.12.18 Невыполнение требования ПДД уступить дорогу пешеходам, велосипедистам штраф 1500 руб.

Соблюдение правил дорожного движения – важное условие безопасности всех участников процесса: и водителей, и пассажиров транспортных средств, велосипедистов, и пешеходов.

Нарушения ПДД (это правила дорожного движения) бывают различными, в зависимости от их видов и степени тяжести автовладельцы могут нести за них такую ответственность как административное (штрафы или лишение прав) или даже уголовное наказание.

Как и за что могут наказать водителя – нарушителя?

Что такое ПДД? История создания

Правила дорожного движения появились уже давно, их прототип был создан еще в Древнем Риме вместе с первым транспортом. Но официальным началом их рождения признают появление в Лондоне в 1868 году первого семафора для управления средствами передвижения по столичным улицам. С 1909 года начали обсуждать международные правила организации движения по дорогам мира .

ПДД в России представляет собой свод определенных требований к транспорту и лицам, его эксплуатирующим.

Формирование основ безопасности дорожного движения началось еще при Петре 1, в 1920 году в правилах движения по Москве уже упоминались водительские права, но привычный нам вид этот нормативный акт приобрел к 1968 году, затем в документ вносились только изменения.

Почему надо соблюдать ПДД и чем грозит их нарушение?

Понятно, что следование единым правилам для всех участников дорожного движения, позволяет обеспечивать безопасность, поддерживать порядок и управлять транспортными потоками без особого вмешательства.

Нарушение ПДД прежде всего ставит под удар самого нарушителя – он рискует своим автомобилем и здоровьем , но и наказание может оказаться существенным.

Часто водителей волнуют такие вопросы – «Каким будет наказание за непристегнутый ремень водителя, взрослого пассажира или ребенка?», «Нарушение правил перевозки детей: какую ответственность придется нести водителю?» и «Как можно использовать и что будет, если нарушить правила?», есть и множество других нарушений ПДД, которые водитель может совершить за рулем.

Нужно сначала четко понимать, какую ответственность автолюбителям нужно будет понести :

  1. При нанесении нарушителем тяжкого вреда здоровью или причинении смерти пострадавшим в аварии, а также повторное нахождение за рулем в пьяном виде или отказ от на алкоголь – уголовная ответственность, вплоть до лишения свободы .
  2. При нанесении легкого вреда здоровью и причинении ущерба транспортному средству и имуществу пострадавших – административная ответственность , в том числе штраф, арест авто или лишение водительских прав.

Лучше не совершать никаких правонарушений и не узнавать на практике, на сколько гуманен или строг суд к нерадивым автовладельцам.

Какие виды нарушений ПДД подпадают под действие УК РФ?

Специально для нарушителей этих правил в Уголовном Кодексе есть статья 264 и ее положения содержат следующий перечень наказаний:

  1. За тяжкий вред здоровью, нанесенный в ДТП – лишение свободы на срок до 2 лет, при опьянении водителя возможный срок увеличивается до 4 лет.
  2. За смерть пострадавшего в аварии – лишение свободы до 5 лет, а если предварительно автовладелец выпил, то на срок до 7 лет.
  3. За причинение смерти по неосторожности при аварии – до 7 лет и до 9 лет в зависимости от состояния водителя, соответственно.

С 1 июля 2015 года также была введена дополнительная статья 264.1 УК РФ, посвященная вопросу, чем грозит водителю езда в пьяном виде? Вообще с алкоголем шутки плохи, и уголовная ответственность наступает даже без ДТП в следующих случаях :

  • попался «лишенец» прав, который потерял их ранее по причине алкогольного опьянения;
  • повторное употребление алкоголя за рулем – в течение 1 года после прошлого нарушения;
  • судимость за аварию в нетрезвом состоянии и в течение 3 лет после отбывания наказания за это преступление.

За такое повторное нарушение ПДД как задержание пьяным нарушитель может получить до 2 лет тюрьмы или штраф величиной (размером) от 200 до 300 тысяч рублей.

Водительского удостоверения у него уже нет, но уголовное наказание окажется достаточно строгим.

Повторное нарушение ПДД: отягчающее обстоятельство?

В случае, если имеющееся наказание, никак не влияет на поведение водителя, можно говорить о повторном нарушении ПДД.

В соответствии с п.1.2 ст. 4.3 КоАП РФ отягчающим обстоятельством административного правонарушения является повторное совершение нарушения ПДД в течение срока, когда лицо считается подвергнутым наказанию.

Тот же Кодекс гласит, что такой срок – это 1 год с даты исполнения постановления о нарушении. Таким образом, если вы совершили : предусмотренные штрафы могут оказаться выше при повторном совершении этого в течение года. Аналогичная ситуация и с любым другим «хроническим» нарушением ПДД.

Вот и повторное управление транспортом в нетрезвом состоянии наказывается по всей строгости – вплоть до уголовного преследования, даже если жертв и ДТП не было, а водителя просто задержали на дороге дважды за тот период, пока действует прежнее наказание.

Что является доказательством нарушения ПДД?

В качестве доказательств правомерности действий инспектора ГИБДД могут выступать следующие:

  1. Материалы фото- и видеосъемки непосредственно процесса нарушения (допускается фиксация этого спецустройствами).
  2. Схема происшествия , составленная непосредственно на месте.

В протокол сотрудник дорожной полиции вписывает выявленные нарушения и при необходимости просит понятых расписаться. Оспорить эти доказательства можно ответными мерами – предоставление свидетелей, данные которых также можно внести в протокол, видеосъемкой с других ракурсов, аудиозаписью беседы с гаишником. Свое несогласие с содержанием обвинения можно представить в судебном и внесудебном порядке в течение 10 дней после получения на руки постановления.

Зафиксировать факт нарушения и составить протокол (постановление) об административном правонарушении ПДД вправе не только представители органов , отвечающие за порядок на дорогах (в том числе и ВАИ), но и участковые уполномоченные полиции, а также сотрудники других правоохранительных органов.

Однако их власть распространяется только на ограниченный перечень правонарушений (ст. 23.3 КОАП РФ), в иных ситуациях он должен вызвать наряд ДПС. Теперь вы знаете, может ли участковый полицейский выписать штраф за нарушение ПДД.

Понятия “субъект” и “объект” нарушения ПДД

Объектом нарушения правил дорожного движения является общественный порядок , а также имущество и интересы людей, и главное – их безопасность.

Субъект – это физическое лицо , юридическое и должностное лицо, управляющее транспортным средством и отвечающим за его безопасную эксплуатацию, либо другие участники движения, ставшие виновниками ДТП или просто не исполняющими правила.

Статистика нарушений

Субъектом правонарушений в сфере дорожного движения чаще всего являются водители легковых автомобилей – их числе в общей доле (около 29 млн. нарушений) достигает 78%, водители грузовиков и автобусов – соответственно 9 и 3%, пешеходы – 8%, а на долю остальных (водители мототранспорта и самоходной техники, пассажиры) приходится еще 1% несоблюдения правил.

А еще более 31 млн. отступления от ПДД фиксируется автоматически специальными камерами и потом автовладельцы получают «письма счастья» с требованием оплатить штраф.

Типовые примеры допускаемых нарушений

Наиболее распространены следующие проблемы, которые волнуют многих автолюбителей:


Есть ли амнистия по нарушениям?

Амнистия предполагает снятие ответственности с тех, кто не является особо опасным преступником.

Приурочено такое всепрощение обычно к какой-либо значимой дате – юбилею Победы, например.

В 2015 году предлагалось применить амнистию и для нарушителей ПДД и неплательщиков штрафов. Но эта инициатива не была одобрена .

Сейчас депутаты не отказались от идеи включить в сферу амнистирования нарушения правил дорожного движения и могут принять соответствующий законопроект, вот только ест вероятность, что к обсуждению этого вопроса больше не будут возвращаться.

Избежать ответственности и не платить штраф можно, если исполнительный лист о наказании где-то затерялся на два года и более. Срок давности по таким документам прошел, а наказать за нарушение ПДД через 2 года уже нельзя.

Вот только пересекаться с гаишниками и приставами в этот период не рекомендуется – тогда штраф будет удержан , транспортное средство вовсе попадает на арест площадку, а самого автовладельца не выпустят из страны. В течение всего этого срока нарушитель также будет ограничен в другом, в том числе в возможности поставить на учет автомобиль или переоформить права с истекшим сроком действия.

В каких случаях за нарушение ПДД наказание НЕ последует?

Существует несколько ситуаций, когда нарушитель правил дорожного движения может быть безнаказанным. Например, автовладелец докажет в судебном порядке, что инспектор ГИБДД неправильно осуществлял все формальности при составлении протокола и фиксации нарушения, не соблюдал необходимые регламенты и процедуры .

А есть другая возможность не быть наказанным – доказать, что действовали в рамках крайнем необходимости (ст. 2.7 КоАП РФ ). При подтверждении наличия такой необходимости в судебном порядке можно оспорить наказание за свои неправомерные действия. Крайней признается такая ситуация, когда слепое следование правилам дорожного движения повредит здоровью или жизни граждан:

Суд может согласиться, что водитель был прав , пересекая двойную сплошную или выезжая на встречную полосу, если это позволило избежать ДТП.

Будут рассматриваться с учетом смягчающих обстоятельств.

Когда доктор останавливает свою машину там, где парковка запрещена, чтобы помочь человеку, которому стало плохо на улице – он может доказать, что нарушение было по крайней необходимости.

Тогда вопрос, какой штраф получит водитель в случае , не будет актуален для него.
Или автолюбитель оставил место аварии, чтобы доставить пострадавших в больницу, а не дожидаться гаишников и должным образом оформлять происшествие.

Однако невозможно избежать ответственности, если за руль пришлось сесть в пьяном виде , например, для того, чтобы срочно отвезти больного к врачу (можно вызвать «скорую») или успеть доставить родственника в аэропорт (можно заказать такси). Поэтому нужно четко понимать, когда необходимость нарушить ПДД вызвана крайней необходимостью, и ваши действия позволят устранить опасность для жизни окружающих, а не подвергать их еще большему риску.

Такой вид страхования, в отличие от КАСКО, является обязательным. Если ОСАГО не оформлено, то водитель попросту не имеет права ездить по дорогам.

Обязательным он является для того, чтобы в случае если владелец авто попадёт в аварию по своей вине, он не платил сам за ремонт чужой машины. А если виноватым в ДТП является иной водитель, то чтобы за ремонт его автомобиля платила страховая организация, в которой застраховано авто виновника.

Таким образом, по ОСАГО выплаты могут происходить только за ремонт чужой машины . Если вина лежит на владельце авто, то он сам за свои средства должен чинить машину.

Такой пониженный штраф введён в некоторой мере с целью борьбы с пьянством: лучше пьяный водитель попросит близкого человека сесть за руль, чем сам поведёт транспортное средство.

Кроме того, ОСАГО может быть оформлен, но забыт дома . С каждым человеком может случиться такая ситуация. При таких обстоятельствах также придётся заплатить 500 рублей. О такой ситуации и о других наказаниях за вождение без страховки, мы рассказывали в .

Важно! Если погасить штраф в оперативном порядке – в течение 20 дней, то придётся заплатить вдвое меньше, то есть, к примеру, за отсутствие полиса бюджет от водителя получит всего 400 рублей.

Несмотря на то что ОСАГО является обязательным, не все водители решают выложить деньги и приобрести его. Им кажется, что они так сэкономят. Однако никто не может знать наверняка то, что с ним никогда не приключится неприятная ситуация, и он не попадёт в аварию. Без страховки придётся потратить намного большую сумму на ремонт чужого авто , поэтому не зря закон обязывает всё-таки иметь такой полис.

Как грубые нарушения влияют на стоимость полиса?

Не секрет, что стоимость полиса не фиксированная и зависит от многих факторов. Конечно, есть базовые ставки для расчёта стоимости, но при этом к ним могут применяться повышающие коэффициенты.

Один из таких коэффициентов предусмотрен в связи с допущением автовладельцем в прошлом существенных нарушений, поэтому грубые нарушения условий ОСАГО – это то, из-за чего цена страховки увеличивается.

Причём увеличивается значительно – на 50%.

Какие случаи к ним относятся?

Закон чётко устанавливает, что же это такое — грубые нарушения, в связи с этим давайте рассмотрим, после каких событий собственнику транспортного средства придётся тратить на полис в 1,5 раза больше и относится ли к таким случаям несоблюдение ПДД. Когда вы решите оформить себе страховку, вы должны знать, что её стоимость будет выше на 50%, в случае если:

Именно такие случаи, если они произошли в прошлом, признаются грубыми нарушениями, которые оказывают значительное влияние на уровень платы за полис.

Ответственность водителя

В случае допущения существенных нарушений, таких как сокрытие обстоятельств ДТП с целью увеличения страховых выплат, управления машиной в состоянии алкогольного опьянения при наступлении аварии и т.д., это не останется безнаказанным и будет иметь определённые последствия:

  1. в будущем придётся платить большую сумму средств за приобретение полиса ОСАГО. При этом информация о грубых нарушениях попадает в единую базу, что способствует тому, что владельцу авто не удастся избежать оплаты повышенного размера страховки ежегодно;
  2. если наступили оговоренные события, вследствие чего применяется повышающий коэффициент, то водителю не стоит рассчитывать на страховую премию больше, чем размер базового тарифа, умноженного на пять и территориальный коэффициент;
  3. пятидесятипроцентная скидка за срочную оплату штрафа не будет действовать при допущении грубой неосторожности.

В то же время виновник должен будет ответить за свои действия , например, если он не был указан в полисе в качестве лица, имеющего право управлять автомобилем, то у страховщика появляется основание для регрессного требования.

Это значит, что страховая организация оплатит ущерб, нанесённый пострадавшему, но впоследствии потребует у виновника, допустившего грубое нарушение, вернуть организации потраченные средства.

Важно! Таким образом, допустив грубое нарушение, лицо будет нести ответственность – будет вынуждено самостоятельно нести расходы на восстановление транспортного средства третьему лицу.

Кроме того, нарушения наказываются посредством административного и уголовного законодательства. Это такие нарушения, как умышленные действия, повлекшие нанесение вреда жизни человека, скрытие с места ДТП, управление машиной в нетрезвом состоянии. Поэтому в качестве ответственности и последствий могут выступать:

  • лишение водительских прав;
  • наступление административной ответственности;
  • наступление уголовной ответственности.

Неприятные последствия ждут водителя и за перемещение на транспортном средстве с просроченной страховкой. Об ответственности водителя в такой ситуации можно узнать в статьях на нашем сайте. Читайте о том:

Является ли административным нарушением нарушение ПДД? В Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) существует целый перечень статей за игнорирование правил на дорогах. Большинство штрафов, которые взимает ГИБДД, основывается именно на нарушении требований, установленных КоАП. Кодекс устанавливает ответственность в виде денежных взысканий для физ. лиц, должностных лиц и компаний. Средняя сумма штрафов 500-1,5 тыс. рублей.

Возможна и более серьезная ответственность, например, в виде административного ареста, временного лишения водительских прав, исправительных работ. Размеры административных штрафов для юрлиц за нарушение ПДД могут достигать 400-500 тыс. рублей и поэтому к изучению правил стоит отнестись со всей серьезностью.

Как ещё водитель может ответить перед законом?

Помимо административной ответственности за нарушение правил поведения на дорогах существует также дисциплинарная, уголовная и гражданская. В зависимости от характера проступка и тяжести последствий водитель по-разному должен будет отвечать перед законом.

Ответственность водителя может наступить не только в случае, когда вас остановит инспектор ГИБДД на дороге и выпишет штраф, но и когда нарушение зафиксируют видеорегистраторы, которые могут быть установлены на дороге или в любом общественном месте. В этом случае квитанция с требованием заплатить штраф придет по почте, а водителя идентифицируют по номерам машины.

Ситуации, когда при нарушении правил не наступает вообще никакая ответственность, также периодически случаются, но с каждым годом все реже и реже. Даже если рядом нет сотрудников ГИБДД, потерпевшие водители обычно вызывают их сами, привлекают страховщиков, свидетелей и экспертов, так что уклониться от компенсации ущерба довольно сложно.

Путём дисциплинарным

Этот вид ответственности наступает в том случае, когда правила нарушил профессиональный водитель во время исполнения своих трудовых обязанностей. Ее налагает не ГИБДД или суд, а руководитель предприятия, где работает нарушитель.

К водителю могут применить следующие санкции:

  1. замечание (предупреждение);
  2. выговор;
  3. увольнение.

Справка! За нарушение правил могут также лишить премии или понизить зарплату, либо просто ограничиться выговором.

Это самый незначительный вид ответственности за нарушения ПДД и применяется он к ограниченному числу лиц.

Административным

Этот вид ответственности самый распространенный среди водителей-нарушителей. Таблицу с административными штрафами водителям за правонарушение в виде игнорирования правил дорожного движения можно без труда найти в Интернете. Взыскания возможны за выезд на встречную полосу, отсутствие страховки, парковку в неположенном месте, наезд на пешеходный переход и множество других нарушений.

Основные виды административных санкций к водителям:

Административные штрафы давно можно оплачивать в Интернете (на сайте ГИБДД , Госуслуги , мэрии Москвы и пр.). За быструю оплату в течение 20 дней возможна скидка на 50%. Если же наоборот задержать оплату на срок более 70 дней, то сумма штрафа вырастет вдвое за счет начисления пени.

Скидки за серьезные правонарушения (выезд на встречную полосу, вождение в пьяном виде и пр.) не применяются. А при крупных суммах неоплаченных штрафов (более 10 тыс. рублей) исполнительная служба вполне может ограничить выезд за рубеж.

Когда наступает?

Административная ответственность наступает в случае нарушений, указанных в главе 12 КоАП . В этом случае составляется протокол об административном правонарушении с указанием:

  • марки машины;
  • времени и места нарушения;
  • описания ситуации и последствий.

Выписка протокола обычно сопровождается выдачей квитанции для оплаты штрафа в любом удобном месте по указанным реквизитам (оплатить можно в Интернете, банке, терминале и пр.). Если водитель, нарушив правила, выехал на встречную полосу, то его могут оштрафовать даже в том случае, если он заехал на нее только одним колесом.

Важно! Иными словами достаточно даже формально нарушить требования закона, чтобы наступила ответственность.

Именно поэтому водители так часто фотографируют место ДТП, просят инспекторов или аварийных комиссаров задокументировать все нарушения и составить схему. Благодаря этому иногда удается доказать, что как такового нарушения все же не было. Любой вид административного наказания можно оспорить в суде или в ГИБДД.

Гражданским

Этот вид ответственности наступает в том случае, если водитель причинил вред (имущественный или моральный) другим лицам. Ущерб может быть оплачен страховщиком, если гражданская ответственность была застрахована или лично самим нарушителем. В первом случае на месте ДТП фиксируется наступление страхового случая и впоследствии пишется заявление на выплату страхового возмещения, а во втором – подается гражданский иск к нарушителю с требованием компенсировать ущерб.

Иногда имеет место и то, и другое. Например, страховщик не оплачивает моральный ущерб, но ничто не мешает пострадавшим обратиться к виновникам ДТП через суд и потребовать его оплаты.

Гражданская ответственность не наступает, если ущерб причинен:


Иски о возмещении ущерба подкрепляются заключением независимого эксперта или СТО о стоимости ремонта или справками из клиник о состоянии психического здоровья потерпевших. Если суд решит удовлетворить иск, виновник ДТП обязан будет компенсировать все затраты истца и судебные расходы.

Сроки наступления

Гражданская ответственность наступает с момента причинения вреда другим лицам (например, сразу после повреждения чужой машины из-за нарушения правил поведения на дорогах). Ее размер ограничен стоимостью компенсации ущерба. Иными словами потерпевший не вправе требовать оплаты других расходов, кроме тех, что требуются для ремонта пострадавшей в ДТП машины или восстановления психического здоровья после аварии (оплаты морального ущерба).

Уголовным

За нарушение ПДД в УК РФ предусмотрена только одна статья – , но указанные в ней виды наказания весьма значительные. Самый серьезный вид ответственности грозит по 2, 4, 6 частям, он наступает только в том случае, если нарушение правил было осуществлено в состоянии алкогольного опьянения или водитель покинул место аварии, и это повлекло за собой очень серьезный ущерб (смерть других лиц, инвалидность, потерю имущества на крупную сумму).

Важно! Чем серьезней вина нарушителя, тем тяжелей будет наказание. Можно потерять право управлять автомобилем на солидный срок, получить срок исполнительных работ или угодить за решетку.

Меру ответственности определяет суд на основании изучения всех материалов дела. Как правило, уголовное наказание получают за нарушение, повлекшее причинение легкого, среднего или даже тяжкого вреда здоровью.

Когда и за что наступает?

Ответственность наступает с момента совершения преступления предусмотренного ст. 264 УК РФ. Приговором суда может быть установлены и принудительные работы на несколько лет или тюремный срок.

Тяжесть наказания зависит от вины нарушителя, наличия отягчающих факторов, практики нарушений ПДД в прошлом. В случае смерти потерпевшего суд может отправить нарушителя за решетку. Тюремный срок грозит и в случае инвалидности, потери трудоспособности потерпевших. Наказание грозит и тем, кто совершил нарушение вторично после того, как уже привлекался к административной ответственности.

Типы наказаний

Самые частые наказания за нарушения на дорогах это все же административные штрафы. Они бывают разных размеров (примерно от 500-800 рублей) и могут быть выписаны на дороге сотрудниками ГИБДД или в течение недели поступить на почту водителя по месту регистрации, если нарушение отследили камеры. Во втором случае автовладелец, не проживающий по месту регистрации, может и не узнать о том, что он оштрафован.

Реже нарушителей лишают прав вождения. Это происходит только в случае очень серьезных проступков. В этом случае сотрудник ГИБДД выписывает временный документ для нарушителя и забирает права.

В течение месяца обычно происходит суд и выносится решение о временном ограничении в правах водителя. Еще реже возможны принудительные и обязательные работы, а также лишение свободы. В большинстве случаев это считается уголовным наказанием и для его назначения требуется обвинительный приговор суда.

За нарушение правил в основном применяют предупреждение, штрафы (для физических, должностных и юридических лиц), временное лишение прав и административный арест. Машину водителя-нарушителя может также забрать эвакуатор и отвезти на спецстоянку, где нужно будет оплачивать каждый день пребывания из своего кармана.

Административные штрафы (основной вид наказаний) выписывают за целый ряд нарушений на дорогах. Это может быть мелкое нарушение или серьезные проступки, которые могут закончиться гибелью других людей или порчей автомобилей.

Штрафы от 500 до 800 рублей возможны за:


Естественно речь идет о первичном нарушении, поскольку за повторный проступок предусмотрены совсем другие санкции. Более серьезные меры ответственности – лишение прав на 1,5 года, возможны, если нарушитель ездит с табличкой «Инвалид» будучи здоровым, вел машину в пьяном виде, а также за другие серьезные правонарушения.

За вождение пьяным могут применить и административный арест на 10-15 суток либо штраф в размере от 30 тыс. рублей. За серьезное превышение скорости могут назначить штраф в размере 5 тыс. рублей и более либо временно лишить прав на управление автомобилем. Для юридических лиц размеры административных штрафов могут быть очень крупными.

Например, за перевозку пассажиров с несоблюдением правил безопасности компании-перевозчику могут начислить штраф в размере 100 тыс. рублей. За неуплату штрафов ГИБДД в течение 70 дней могут не только увеличить задолженность вдвое, но и применить административный арест или общественные работы (по 2 часа после основной работы нужно будет трудиться на улице или стройке).

Важно! Если авария привела к смерти хотя бы одного человека или причинению значительных повреждений здоровью людей, серьезных убытков их имуществу, то наступает уголовная ответственность.

Что же касается административной и уголовной ответственности, то военнослужащий может быть привлечен к ним, как и любой другой совершеннолетний гражданин РФ. За одним исключением: их нельзя арестовывать, привлекать к работам, поскольку они проходят военную службу.

Внимание! Вина за дисциплинарный проступок должна быть полностью доказана и все материалы дела должен будет изучить командир части.

Теперь об ответственности несовершеннолетних. Административная ответственность наступает только с 16 лет. Но если, подросток совершил серьезное преступление (например, угнал машину у родителей и умышленно сбил пешехода насмерть), то может наступить уголовная ответственность. В этом случае ответственность наступает с 14 лет.

Но за нарушение по ст. 264 УК РФ дети в этом возрасте не привлекаются. По этой статье ответственность наступает только с 16 лет. Если удастся доказать, что преступление подросток совершил в связи с психическим заболеванием, то он может быть освобожден в зале суда. При причинении ущерба другим людям из-за нарушения ПДД может наступить гражданская ответственность.

Иск к виновникам ДТП до 14-ти лет подается к родителям несовершеннолетнего или его законным опекунам. После 14-ти лет подростки формально сами отвечают за причинение вреда, но с дополнительной поддержкой родителей. Если у нарушителя нет имущества или денег для компенсации ущерба, то родители обязаны будут компенсировать его за свой счет.

Для наступления дисциплинарной ответственности за нарушение правил ДД нужно быть в штате какой-либо компании или учреждения. Трудоустройство в нашей стране возможно только с 14 лет, но только на легкие работы и с согласия родителей. Если подросток нарушил ПДД на работе, то к нему могут применить выговор или увольнение, но не вправе лишать его зарплаты, штрафовать и применять другие денежные санкции.

Заключение

Нарушение ПДД может привести к разным видам ответственности. Виновника может ждать небольшой штраф или потеря водительских прав, без которых невозможно управлять машиной. За нарушение также может грозить лишение свободы на срок до двух лет либо принудительные работы. Даже, казалось бы, незначительно нарушение правил может привести к тому, что при повторной фиксации суммы штрафов вырастут в 2-3 раза или и вовсе денежные санкции сменят такие виды наказаний как арест или потеря прав.

Нередки и гражданские иски к нарушителям, причем на очень крупные суммы. Чтобы не иметь проблем в будущем, желательно хорошо изучить правила и приобрести страховку ОСАГО. Это позволит уменьшить траты в случае ДТП и обезопасит ваше передвижение по дорогам.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .



Просмотров