Диета для гиперактивных детей. Меню для непоседы: правила питания для гиперактивных детей

Врачи рекомендуют провести родителям небольшое домашнее исследование и присмотреться к еде, которой они кормят малыша. Замечали ли вы, как еда влияет на поведение вашего ребенка? Дети, которые едят продукты с высоким содержанием сахара или рафинированных углеводов, такие как белый рис и продукты из белой муки, оказывается, чаще испытывают приступы плохого настроения и раздражительности. Дело в том, что большое количество сахара является причиной быстрого падения в крови уровня глюкозы, что незамедлительно влияет на настроение. На взрослых людях это почти не отражается, но вот на детях, у которых нервная система еще находится в стадии формирования, – даже очень.

Такие продукты вызывают высвобождение гормонов стресса - адреналина и кортизола. В этот момент мы и становимся суетливыми, раздражительными и тревожными. И это, конечно, не то, чего мы желаем нашим детям, которые и так неугомонны в младшем возрасте.

Специалисты утверждают, что мозг – это наиболее чувствительный и требовательный орган, когда речь заходит о его пищевых потребностях. Для того, чтобы получать максимальную отдачу от мозга, вы должны поддерживать постоянное и стабильное количество сахара в крови и снабжать организм аминокислотами, витаминами, минералами и незаменимыми жирными кислотами.

Замените полуфабрикаты натуральной едой

Пищевые добавки, красители и искусственные подсластители делают детскую нервную систему уязвимой. Она становится более подверженной внешним раздражителям, стрессам и недосыпам. И это если умолчать о вреде сахара, количество которого в обработанной пище зашкаливает.

Какой едой кормить ребенка, чтобы успокоить его нервную систему? Включите в рацион как можно больше продуктов, богатых кальцием и магнием. Это могут быть орехи, семена и овощи. Вообще, старайтесь давать малышу как можно больше натуральной еды: полуфабрикатов будет хватать и в его взрослой жизни.

Что выбрать?

Овсяная каша, яйца, кукуруза, фрукты (и фруктовые смузи) могут максимально успокоить нервную систему. Включите в рацион ребенка следующие продукты:

Свежие овощи: морковь, сельдерей, болгарский перец¸ брокколи, цветная капуста. Дети, как правило, терпеть не могут свежие овощи, поэтому позаботьтесь о том, чтобы еда выглядела привлекательно. Кроме того, добавьте к овощам безвредные соусы: хумус, гуакамоле или сальсу.

Вот простейший рецепт гуакамоле: в блендере измельчите помидор, лук и кинзу. К этой пасте добавьте немного специй и лимонного сока. Нарежьте авокадо мелкими кубиками (или разомните вилкой) и смешайте с помидорной массой.

Нежирные йогурт и творог. Для сладости добавьте мелко нарезанные фрукты. Если малыш ни в какую не хочет есть натуральный йогурт, пойдите на хитрость: смешайте фруктовый йогурт в равных пропорциях с натуральным, чтобы снизить количество сахара в нем.

Орехи и семена: миндаль, кешью, грецкие орехи, арахис и другие. Не игнорируйте подсолнечные и тыквенные семечки. И не забудьте об арахисовой пасте!

Свежие, замороженные или сушеные фрукты. Нарезанные и красиво разложенные фрукты наверняка привлекут внимание малыша. Согласитесь, целое яблоко выглядит не так привлекательно для ребенка, как нарезанное дольками. Возможно, еще и потому, что дольки ребенку легче и удобнее есть.

Есть еще один вариант подачи фруктов – «парфе». Это блюдо лучше готовить на завтрак накануне вечером. Нарежьте фрукты маленькими кусочками или натрите на терке. Выложите в бокал слоями гранолу (о том, как ее сделать самому – чуть ниже), фрукты и обезжиренный натуральный йогурт. За ночь гранола пропитается фруктовым соком и йогуртом и получится настоящее полезное лакомство.

Гранолу вы можете приготовить сами, так как в покупной содержится очень много сахара. Три стакана овсянки (не быстрого приготовления) высыпать на противень, застеленный пергаментной бумагой. Духовку нагреть до 180 градусов и на 15 минут отправить туда овсянку. Надо постоянно помешивать, чтобы хлопья не подгорели. Добавить стакан любых измельченных орехов. Соединить 5 столовых ложек мёда и немного теплой воды, добавить к хлопьям и хорошо перемешать. Оставить в духовке еще на 20 минут, не забывая постоянно перемешивать. За несколько минут до готовности добавить сушеную вишню, клюкву или любые другие сухофрукты. Остывшую гранолу высыпать в банку с крышкой и хранить не больше двух недель.

Сыр с пониженным содержанием жиров. К сожалению, в нынешней экономической ситуации затруднительно найти сыр из молока 2% жирности. А бывает и такой! Тем не менее, на прилавках и российских магазинов можно отыскать более-менее приемлемый вариант с жирностью хотя бы 20%.

Продукты из цельнозерновых культур: крекеры, хлеб.

Батончики мюсли собственного приготовления. Это проще, чем кажется! 2 стакана овсяных хлопьев смешайте с измельченными в блендере (не до кашеобразного состояния) яблоком и грушей, размятым в кашицу бананом и орехами. Выложите массу на противень, предварительно застелив пергаментом. Запекайте при температуре 180 градусов 15-20 минут. Еще горячей разрежьте массу на порционные квадратики/прямоугольники.

Полезные злаки. Для того, чтобы сделать здоровый выбор, обращайте внимание, на упаковку: каша должна содержать не менее 3 грамм клетчатки на одну порцию. Кроме того, на коробке должно быть написано «цельные злаки».

Здоровая альтернатива для сладкоежек

Есть дети, равнодушные к сладкому, а есть те, кто не может и дня прожить без конфеты (успокойтесь, таких - большинство). Если вы голову сломали в раздумьях над вопросом «чем же заменить шоколадку?», расслабьтесь: есть множество не менее вкусных вариантов. Полезных, разумеется. Смузи из фруктов и домашнее яблочное печенье, например, намного полезнее покупных шоколадных батончиков. Избегайте обработанных пищевых продуктов с добавками, особенно с пищевыми красителями и рафинированными углеводами и сахарами. Худший выбор – это пончики, пирожные, кексы, торты, конфеты (особенно с большим количеством пищевых красителей), сладкие детские каши, готовые замороженные блинчики и газировка. Итак, ситуация: ваш ребенок просит сладкого. Что делать, чем кормить? Записывайте:

Персики. Эти фрукты содержат натуральное успокоительное, которое поможет снять стресс и беспокойство, успокоить и расслабить ум. В следующий раз, когда ваш легко возбудимый ребенок захочет конфету, вместо этого вручите ему персик.

Ягоды. Чувствуете, что ребенок завелся? Миска с ягодами может творить чудеса. Черника, малина и земляника содержат здоровые антиоксиданты и витамин C и помогают предотвратить повышение уровня кортизола - гормона стресса, вырабатываемого надпочечной железой.

Апельсины. Если ребенок находится дома, дайте ему фрукт в кожуре (если он испачкается соком, пока будет разделываться со шкуркой, вы всегда придете на помощь). Так, пока малыш доберется до мякоти, он, вероятно, уже успеет успокоиться. Плюс, витамин С и калий расслабляют мышцы.

Яблоки и бананы. Наравне с ягодами и апельсинами, это хороший источник витаминов и минералов, которые могут помочь успокоить гиперактивного ребенка. Натуральное яблочное пюре также станет очень хорошим выбором.

Темный шоколад. Не столь сладкий, как молочный шоколад, но более полезный для здоровья. Он поможет снизить уровень кортизола, а также адреналина и норадреналина, которые заставляют детей (и взрослых) волноваться и переживать.

Мороженое. Не любое! А только то, в котором мало сахара, нет красителей (или они натуральные) и низкое содержание жира. Если на этикетке заявлено, что это ванильное мороженое, убедитесь, что использован не ванильный ароматизатор, а настоящие семена ванили. Она известна своими успокаивающими свойствами.

Что бы такого съесть на ночь глядя?

Вечером после активного дня всегда хочется подкрепиться. Второй ужин должен быть легким, чтобы не перегружать желудок перед сном. Приготовьте для ребенка следующую полезную еду:

  • Цельнозерновые крекеры с арахисовым маслом
  • Овсянка с бананами и орехами
  • Порезанные фрукты и молоко
  • Бутерброд из цельнозернового хлеба с сыром
  • Банановое пюре (просто разомните банан вилкой) на цельнозерновом тосте
  • Натуральный йогурт с небольшим количеством фруктов

Перед сном не позволяйте ребенку пить кофеиносодержащие напитки (чай, газировку) и есть сладкое (конфеты, пирожные, шоколад). Максимум, что разрешено – это фруктовый сок или мороженое (опять же, натуральное). Безопасное количество кофеина для ребенка содержится всего лишь в 30 мл газировки.

Гиперактивность - увеличение движения, импульсивность, отвлекаемость и снижение концентрации внимания. Это состояние, при котором возбудимость и физическая активность человека превышают норму. Если такое поведение становится для окружающих людей проблемой, то гиперактивность объясняется как расстройство поведения. Гиперактивность чаще всего встречается у детей и подростков, поскольку вызывается эмоциями.

Есть популярное, но спорное мнение, что все дети, скорее всего, гиперактивны, если они в избытке употребляют сахар, искусственные подсластители или определенные пищевые красители. Однако связь между сахаром и гиперактивностью у детей – вещь, возможно, спорная.

Гиперактивность также используется для описания ситуации, когда какая-либо часть тела слишком активна - например, когда щитовидная железа вырабатывает слишком много гормонов (гиперактивность щитовидной железы или гипертиреоз - означает, что она вырабатывает слишком много гормонов, в результате чего организм человека расходует имеющуюся у него энергию ускоренным темпом. Для гиперактивности щитовидной железы характерны: повышенная нервозность, плохое настроение, бессонница, быстрая потеря веса, обильное потоотделение и непонятная дрожь в мышцах. Все эти симптомы могут свидетельствовать о нарушениях работы щитовидной железы. Это не лечится лишь лекарственными препаратами - необходимо правильное питание, а также приведение в порядок всех биомеханических процессов в организме).

Некоторые медики и ученые утверждают, что сахар (например, сахароза), Аспартам, а также искусственные ароматизаторы и красители вызывают гиперактивность и другие поведенческие проблемы у детей. Говорят, что дети должны соблюдающих диету, которая ограничивает количество сахара и вкусовых добавок в рационе питания. В

ажно при этом помнить, что уровни активности у детей меняются в зависимости от их возраста. 2-летние дети, как правило, более активны и имеют более короткую продолжительность концентрации внимания, чем 10-летние. Уровень внимания ребенка также обычно варьируется в зависимости от его интересов и деятельности. Допустимый уровень надзора взрослого также играет роль. Например, родители могут быть в состоянии лучше терпеть высокую активность ребенка на детской площадке в первой половине дня, чем у себя дома поздно вечером.

Однако если специальная диета из продуктов без искусственных вкусовых добавок и красителей работает для ребенка, это может быть потому, что члены семьи начали по-разному взаимодействовать друг с другом, следуя специальной диете. Эти изменения в поведении каждого в семье, а не сама диета, могут улучшить собственное поведение ребенка и уровень его активности.

Обработанные сахара могут оказать некоторое влияние на детскую деятельность. Из-за того, что рафинированный сахар и углеводы поступают в кровь быстро, они производят быстрые колебания уровня глюкозы в крови. Это может повысить уровень гормона адреналина и сделать ребенка более активным. Иногда падающий уровень адреналина влияет на понижение активности.

Некоторые исследования показали связь между искусственными красителями и гиперактивностью. С другой стороны, не все исследования показывают влияние пищевых красителей на поведение детей. По крайней мере, это пока еще остается спорным вопросом.

Независимо от истинного воздействия сахара на уровни детской активности, необходимо помнить, что сахар остается основным виновником кариеса, в том числе и у детей. Необходимо ограничить количество обработанного сахара в рационе детей.
Продукты с высоким содержанием сахара, как правило, имеют в себе меньше витаминов и минералов и могут быть заменены более питательными продуктами. В продуктах с высоким содержанием сахара также есть много ненужных калорий, которые могут привести к ожирению.

У некоторых людей бывает аллергия на конкретные красители и ароматизаторы. Если у ребенка имеется пищевая аллергия, его родители должны показать его диетологу для конкретных рекомендаций по питанию этого ребенка.

Рекомендуем добавить в рацион больше клетчатки, чтобы уровень адреналина в рационе питания ребенка был более постоянным. Клетчатка для завтрака находится в овсянке, тертой пшенице, ягодах, бананах, цельнозерновых блинах. Клетчатка для обеда находится в цельнозерновом хлебе, персиках, винограде и других свежих фруктах.

Родители должны обеспечить дома тихое время, когда дети могут учиться, чтобы выполнять домашние задания. Если ребенок не может усидеть на месте, когда другие дети его возраста могут сидеть спокойно, или если он не может контролировать и сдерживать свое импульсивное поведение (то есть, если он гиперактивен), родители непременно должны показать своего ребенка специалистам – педиатру, невропатологу и психологу.

Какие существуют виды диет для синдрома дефицита внимания с гиперактивностью? Могут ли они помочь Вам и Вашему ребёнку? Есть ли продукты, которые Вам нужно употреблять, и такие, которых стоит избегать? Эта статья даст ответы на вопросы о диетах при СДВГ, включая ограничивающие диеты, пищевые добавки и продукты питания, которые могут ослабить симптомы СДВГ .

Может ли диета помочь при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью?

СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) – это заболевание, состоящее из основных двух проблем:

    Неспособность сфокусировать внимание.

    Сложности со способностью сосредоточиться на определённой задаче.

Для человека, страдающего от СДВГ, может быть очень сложным оставаться на одном месте. Многие люди с СДВГ совершают импульсивные поступки – сначала делают, потом думают. Среди других симптомов этого заболевания можно перечислить следующее: ощущение беспокойства, депрессия, присутствие негативных мыслей и проблемы со сном. СДВГ случается и у детей, и у подростков и у взрослых людей.

«Вылечить» СДВГ нельзя. Однако можно облегчить его симптомы при помощи медикаментов и поведенческой терапии, которые назначаются многим людям с СДВГ. А как насчёт диет для лечения СДВГ? Могут ли они помочь?

Что такое диета для синдрома дефицита внимания с гиперактивностью?

В идеальном варианте диета для СДВГ должна помогать мозгу лучше работать и должна снижать проявление симптомов расстройства, таких как неугомонность и неспособность сосредоточиться. Диета может включать продукты, которые Вы употребляете в повседневном рационе, а также любые пищевые добавки, в которых Вы можете нуждаться. Вы можете найти информацию о следующих диетах от СДВГ:

    Комплексное питание для СДВГ: Эта диета включает в себя пищу, которую Вы употребляете ежедневно. Как может Ваше комплексное питание помочь или навредить при СДВГ? Диета основана на предположении, что некоторые из употребляемых Вами продуктов могут усугубить или облегчить симптомы СДВГ. Также Вы можете просто не употреблять в достаточном количестве тех продуктов, которые могут помочь ослабить симптомы заболевания.

    Дополняющие диеты для СДВГ: Этот тип диет предполагает добавление в пищу витаминов, минералов и других питательных веществ, чтобы восполнить «пробелы» в Вашем рационе и таким образом ослабить проявление симптомов СДВГ. Эта диета применяется в тех случаях, когда есть подозрение на нехватку определённого элемента в Вашем организме.

    Ограничивающие диеты для СДВГ: При этой диете из рациона убираются вещества (продукты питания), которые предположительно усиливают симптомы СДВГ. Применяется эта диета в том случае, когда предполагается, что пациент употребляет в пищу нездоровые продукты, которые ухудшают влияние симптомов СДВГ.

Комплексное питание для синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

Масштабных научных исследований по диетам для лечения СДВГ не проводилось, поэтому результаты их ограничены и противоречивы. Однако многие эксперты сферы здравоохранения считают, что диеты могут играть существенную роль в ослаблении симптомов СДВГ. Ричард Зон, доктор медицинских наук, особенно акцентирует на том факте, что всё полезное для мозга вероятнее всего будет полезным при СДВГ. Исследователь человеческого мозга и эксперт по СДВГ Даниэль Амен, доктор медицинских наук, рекомендует испробовать следующие советы по питанию:

    Кушайте пищу, богатую на протеины, включая бобы, сыры, яйца, мясо и орехи. Добавляйте протеинообогащённые продукты в завтрак и промежуточные приёмы пищи, чтобы улучшить способность к концентрации внимания и вероятно продлить действие медикаментов от СДВГ.

    Употребляйте в пищу меньше простых карбогидратов, которые содержатся в конфетах, кукурузном сиропе, мёде, сахаре, продуктах из белой муки, белого риса и картофеля без кожуры.

    Употребляйте в пищу больше комплексных карбогидратов, таких как овощи и некоторые фрукты (включая апельсины, мандарины, груши, грейпфруты, яблоки и киви). Эти продукты могут помочь Вам лучше спать, если употреблять их перед сном.

    Ешьте больше омега-3 жирных кислот, таких, например, которые содержаться в тунце, лососе и других видах рыбы, обитающих в холодной воде, в грецких орехах, бразильских орехах, а также в оливковом масле и в масле канолы. Омега-3 жирные кислоты также доступны в форме пищевой добавки.

Биологически активные (питательные) добавки и синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Амен и Согн предлагают, чтобы все пациенты с СДВГ принимали 100 % необходимых витаминов каждый день. Многие дети, подростки и взрослые люди питаются несбалансированно, особенно пытаясь успеть переделать за день всё и питаясь на ходу.

Симптомы СДВГ, а также причины их возникновения, у каждого больного индивидуальны. Кроме того, для некоторых людей определённые пищевые добавки могут стать причиной усугубления симптомов. Поэтому прежде чем начать приём какой-либо добавки обсудите эту возможность со своим врачом.

Ограничивающие диеты и синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Начиная ограничивающую диету Вам нужно определить продукты, которые, по Вашему мнению, могут вызывать симптомы СДВГ. После чего нужно исключить из рациона всё, что содержит это вещество. Если Вы замечаете улучшения в проявлении симптомов, Вам стоит продолжать избегать этого продукта.

Может ли устранение продуктов из рациона помочь ослабить симптомы СДВГ? Исследования в этой сфере всё ещё проводятся, и чётких результатов пока нет. Ниже приведены мнения экспертов касательно некоторых частных случаев.

Пищевые аллергии или добавки

В 1975 году Бенджамин Файнгольд предположил, что искусственные красители, ароматизаторы и консерванты могут приводит к возникновению гиперактивности у некоторых детей. С момента, когда он впервые озвучил эту теорию, исследователи и эксперты по поведению детей вели горячие споры на эту тему. Недавние исследования показали, что некоторые пищевые красители и один из консервантов действительно привели к увеличению гиперактивности у некоторых детей. Однако их влияние было разным в зависимости от возраста и добавки.

Основываясь на этом и ряде других недавних исследований, Американская академия педиатрии признаёт, что исключение консервантов и пищевых красителей из рациона может быть разумным шагом для детей с СДВГ . Амен советует убрать из пищи следующие вещества:

    Искусственные красители (особенно красный и желтый)

    Пищевые добавки, такие как аспартам, глутамат натрий и нитриты

С каждым годом учителя начальной школы сталкиваются со все большим числом гиперактивных детей и детей с дефицитом внимания в своих классах. Но по-прежнему педагогов никто не учит, как правильно взаимодействовать с СДВ/СДВГ детьми. Поэтому опыт учителя, который знает, что делать, может оказаться полезным.

Я как-то поинтересовалась у нескольких преподавателей, кто из перечисленных далее учеников страдает синдромом дефицита внимания (СДВ) или синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ): а) , который говорит без умолку, не может усидеть на месте и постоянно ерзает; б) тихий мечтатель, который спокойно сидит за партой, витая в облаках, полностью отрешенный от всех и вся; в) и тот (а) и другой (б)? Правильным ответом оказался... последний вариант (в).

Три главных показателя СДВ и СДВГ — невнимательность, гиперактивность и импульсивность. И в зависимости от того, какие показатели преобладают, у ребенка наблюдается либо СДВ, либо СДВГ.

Какие же бывают дети с СДВ/СДВГ?

  • Невнимательные. Не гиперактивные или импульсивные, а, напротив, порой заторможенные.
  • Гиперактивные и импульсивные. Зато на сто процентов «включенные», даже когда они кажутся дергаными или подавленными.
  • Невнимательные, гиперактивные и импульсивные (самая распространенная комбинация при СДВ/СДВГ). У таких детей бывают «эпизоды» несусветного поведения и физические изменения, которые пугают как педагогов, так и самих детей.

Те дети, у которых СДВ/СДВГ сопровождается исключительно невнимательностью и мечтательностью, часто переходят в разряд «невидимок», поскольку они ведут себя в рамках нормы и никогда не выказывают признаков взрывного поведения. В результате они нередко замыкаются. Невнимательность имеет и прочие последствия: таким учащимся попадает от родителей и учителей за то, что они не выполняют указания, учатся хуже, чем могут, и не ладят со сверстниками, потому что не хотят играть по их правилам.

Если давать скучные или повторяющиеся задания, дети с СДВ/СДВГ быстро «отключаются». И наоборот: когда они занимаются тем, что доставляет удовольствие, или слушают про то, что интересно, они без проблем концентрируются и внимают обучению. То есть учителю нужно работать над теорией «включенности» — отыскивать, что же заводит маленькие механизмы учеников.

Детям с СДВ/СДВГ сложнее придерживаться расписания и выполнять учебные обязанности, чем сверстникам. Большинству таких учащихся свойственна «внутренняя суетливость», и вы им сильно поможете, если научите распоряжаться своим временем.

Еще одна типичная проблема таких детей — концентрация на чем-то одном. Их чрезвычайно утомляет необходимость сосредотачиваться, думать и гадать, о чем их спрашивают, особенно если рядом что-то происходит. Вот почему так важно выделить для них спокойное место, где они смогут собраться с мыслями.

Невнимательность и мечтательность

  • Такие дети часто ведут себя безалаберно: то делают ошибки, а то и вовсе отвлекаются на посторонние предметы.
  • Они как будто не слышат, что вы с ними разговариваете.
  • Им сложно выполнять инструкции — чтобы добиться результата, им нужно давать более структурированные задания.
  • Отвлечься для них гораздо увлекательнее, чем сосредоточиться.
  • Таким детям сложно довести дело до конца, потому что быстро становится скучно.
  • Им не хватает навыков самоорганизации.
  • Они вечно все теряют!
  • Такие дети не замечают или пропускают мимо ушей более мелкие детали.

Гиперактивность, переизбыток энергии, ерзанье

    Сидеть на месте — не вариант; такие дети постоянно в движении. Причем движение может выражаться в прыжках, беге и даже в перелезании через предметы, часто в совершенно неподходящие моменты и в неприспособленных помещениях.

    Сидеть молча им тоже трудно, поэтому, как правило, они постоянно болтают.

    Расслабляться для них и скучно, и мучительно.

    Бывает, что такой ребенок вдруг вскакивает с места или выбегает из кабинета, пока другие дети тихо работают.

    Случается, что они издают неприемлемые в определенных социальных ситуациях шумы и звуки, а иногда задают неподобающие вопросы про изучаемый предмет (хотя я тоже так постоянно делала на скучных уроках!).

    Они вспыльчивы, заводятся с пол-оборота и иногда неадекватно реагируют.

Импульсивность

    Иногда перебивают, поскольку жаждут быть в центре внимания.

    Ждать своей очереди, не важно, в игре или в чем-то еще, для них тяжелое испытание: им хочется все здесь и сейчас (иначе, как им кажется, они взорвутся).

    Делают неуместные несвоевременные замечания, часто выпаливают сходу то, что думают, не заботясь о последствиях.

    Вместо того чтобы методично решить задачу, пытаются угадать ответ.

    Им сложно слушать других, сложно дослушать вопрос до конца.

    Они не разбираются в чужих эмоциях и при общении часто теряются.

    Они не умеют сдерживать свои эмоции, поэтому для них не редкость вспышки гнева и перепады настроения.

Положительные стороны СДВ/СДВГ

У СДВ/СДВГ немало положительных сторон, поэтому данное «расстройство» следует рассматривать как очередную особенность жизни и обучения, но ни в коем случае не как ограничение. К наличию таланта или интеллекта СДВ/СДВГ не имеют никакого отношения. Многие дети, обремененные этими синдромами, творчески одарены и обладают таким же ясным умом, как мы с вами.

Когда дети с СДВ/СДВГ увлечены, их пыл и рвение поистине волшебны. Они умеют истово трудиться, так же истово играть; они хотят во всем быть первыми, впрочем, как и большинство детей. Только вот дух соревнования у них порой зашкаливает, и если они вдруг не оправдывают собственных ожиданий, то могут очень расстроиться, рассердиться и даже проявить агрессию. Их очень сложно оторвать от деятельности или заданий, которые им интересны, особенно если речь идет о чем-то активном, — без дополнительного способа давления порой не обойтись! С этими детьми вам очень пригодится принцип соотношения похвалы к критике 4:1.

Творческий потенциал детей с СДВ/СДВГ не знает границ, у них в голове роится множество мыслей, а воображение поистине чудесно. Ребенок, который день напролет мечтает и думает десять разных мыслей одновременно, может вырасти в гуру кризисного менеджмента или стать оригинальным художником. Да, дети с СДВ/СДВГ легко отвлекаются, зато они подмечают то, что не дано увидеть другим. Нам, педагогам, весьма полезно иметь под боком учеников, которые видят и думают не так, как все, — это держит нас в тонусе!

Как учить ребенка с СДВ/СДВГ

  • Удостоверьтесь, что у ребенка с СДВ/СДВГ есть медицинский и учебный план, откорректированный родителями и школой. Вам важен правильный диагноз, не стоит полагаться на ярлыки СДВ/СДВГ, запросто навешиваемые школой без официальных медицинских заключений. Диагноз также покажет вам, какой тип СДВ/СДВГ у вашего ученика, и вы будете действовать соответственно.
  • Принимайте этих детей такими, какие они есть, не пытайтесь их изменить, переформатировать их личность или поведение.
  • Налаживайте отношения с родителями/опекунами как по учебным, так и по общечеловеческим вопросам. Они будут только благодарны вам. Родители иногда находят потрясающие методики, которые можно перенять для работы в классе, и наоборот.
  • Просите о помощи, если она вам требуется. Не геройствуйте, не молчите. Так будет честнее по отношению и к ребенку, и к вам.
  • Ориентируйтесь на ребенка, черпайте информацию в нем самом. Спросите его: какой урок тебе понравился больше всего? Какой — меньше всего? В чем их отличие? Попытайтесь узнать у самого ребенка, как он предпочитает учиться.
  • Понимает ли ребенок с СДВ/СДВГ, что он немного отличается от сверстников? Способен ли объяснить суть этого отличия? Может ли подсказать, как лучше справляться с этой особенностью в условиях школы?
  • Учащимся с СДВ/СДВГ нужна система, и в этом вам помогут списки. Скажем, пошаговая инструкция, как писать сочинение, или как поступать, когда тебя отчитывают (кстати, очень полезная инструкция!).
  • Чтобы вернуть учащегося с СДВ/СДВГ к работе, посмотрите ему в глаза, только дружелюбно, без укора.
  • Посадите ребенка поближе к своему столу и старайтесь не выпускать из поля зрения — у него будет стимул не отвлекаться. Если хотите помочь ребенку сосредоточиться, дайте ему блокнот, пусть чиркает каракули. Еще я даю детям липкие подушечки, мячики для снятия стресса и кушболы: все они снимают напряжение.
  • Прибегайте к альтернативным методам записи информации. Помните, главное — чтобы ребенок осмыслил подаваемый материал. А осмысливать его можно по-разному. Конечно, преподавателю удобнее и проще, когда учащиеся используют для записей бумагу и ручку, но если ребенку это не подходит, пусть пользуется ассоциативной картой, доской, составляет списки на стикерах, использует аудио или конспектирует на планшете.
  • Чаще комментируйте работу учащихся с СДВ/СДВГ, тогда они будут больше стараться. Важно, чтобы они знали, какие к ним предъявляются требования и выполняют ли они эти требования. Такая вот прямая и незамысловатая постановка достижимых целей. Естественно, их очень воодушевляет похвала, и если правильно ее применять, можно сформировать в ребенке внутреннюю мотивацию, которая всем нам так необходима!
  • Разбивайте объемные задания на более мелкие задачи или части. Лучше меньше, да лучше. Если ребенка с СДВ/СДВГ перегружать, он может расстроиться.
  • Побольше юмора и веселья: дети, которые умудряются смеяться на уроках, счастливы и увлечены учебой.
  • Повторяйте, повторяйте и еще раз повторяйте, причем не повышая голоса, тогда у детей с СДВ/СДВГ появится шанс запомнить то, что вы говорите.
  • Дети постарше будут лучше учиться, если вы им заранее скажете, что они будут проходить на следующем уроке. Вот вам и элементы обучения в стиле «взбить и перемешать»!
  • Выискивайте любую возможность порадоваться и похвалить. За что угодно. К примеру, их живостью и энергией можно заразить сразу несколько учеников, а то и весь класс. Ищите в них таланты и взращивайте их. Жизнь часто проверяет их на прочность, поэтому дети с СДВ/СДВГ, как правило, гибки и отходчивы; душа у них щедрая, и они всегда рады помочь.

Обсуждение

Прочитала с интересом, но вот как применить все это в жизни... Сын в 3 классе, и это постоянная борьба за место в школе. В этом году его снова "просят" на семейное. Но мы уже пробовали, больше на это не подпишусь. Не знаю, какой еще может быть выход. Теперь хотят предложить очно-заочное... Во 2 классе целых 4 месяца отходил в класс, я уже было вздохнула с облегчением, но... Учительница ушла, а с новой все проблемы на месте.

Комментировать статью "Гиперактивный ребенок. Как учить детей с СДВГ"

Гиперактивный ребенок Очень активный ребенок часто воспринимается родителями как наказание. Он создает немало проблем в обществе, ему трудно сосредоточиться, его тяжело приспособить к рутинным действиям, ему все время не сидится на месте.... Психологи связывают такое поведение ребенка с тем, что принято называть "синдром дефицита внимания". Откуда берется этот дефицит внимания и что можно сделать, чтобы помочь такому ребенку найти свое место в обществе, реализовать свои способности? Об этом и...

Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности не ставится детям дошкольного возраста. Ни прямо ни косвенно. Максимум, что может поставить в диагнозе врач, это гиперактивность, а СДВГ только предположить, но диагноз СДВГ? (именно так, со знаком вопроса)...

Обсуждение

Мне сложно судить о Вашем ребенке, но мой мелкий, например, на детской площадке постоянно бежит вперед, смотрит назад, в итоге или спотыкается и падает, или врезается лбом в столб. Ну а уж воздеть руку вперед и с воплем "Туда!" ломануться куда угодно - это его коронный номер - только и успеваю ловить. У него СДВГ точно нет, у неврологов были, сказали - все ок, просто темперамент такой, плюс возраст.

Может быть, и нет. У Вас пока сирийский хомячок. Подождите с полгода еще, минимум полгода. У многих детей из ДД нет чувства опасности и самосохранения, как и у сирийского хомячка чувства края.)))

Грыса, свинка, котенок, посаженные на стол, не упадут - есть чувство края.

Что такое внимание? В основе любого психического процесса лежит какое-либо действие. Внешнее действие, которое первоначально происходило с участием сенсорных и моторных органов чувств, сворачивается и становится автоматическим, осуществляясь без внешнего выражения и речевого сопровождения. Внимание - это нечто, что происходит в головном мозге незримо. Это умственно-автоматизированное действие. Бессмысленно говорить ребенку: «Будь же, наконец, внимательным», когда он не видит и не воспринимает...

По DSM IV выделяют три типа СДВГ: - Смешанный тип: гиперактивность в сочетании с нарушениями внимания. Это самая распространённая форма СДВГ. - Невнимательный тип: преобладают нарушения внимания. Этот тип наиболее сложен для диагностики. - Гиперактивный тип: преобладает гиперактивность. Это наиболее редкая форма СДВГ. _______________ () Из перечисленных ниже признаков хотя бы шесть должны сохраняться у ребёнка не менее 6 месяцев: НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ 1. Часто неспособен удерживать внимание на...

Как справиться с гиперактивным ребенком? Где набраться терпения родителям этого живого вечного двигателя, не способного даже пару минут спокойно посидеть на месте? И как реагировать на настойчивые рекомендации воспитателей или учителей проверить ребенка у невропатолога. Ведь нормальный ребенок не может быть таким неугомонным. Явно какая-то патология… Конечно, одна из главных задач родителей – следить за тем, чтобы ребенок рос здоровым и правильно развивался. Разумеется, мы прислушиваемся к...

Обсуждение

Ой, сложно с этим СДВГ, все что угодно может быть, может даже и не быть СДВГ, а просто реакция на что-то, ревность и т.п. Моему тоже невролог в 5 лет это написала, к 7 было шизотипическое расстройство под вопросом. Ну, много чего за это время случилось, конечно. Может и нет его...
А совет - терпение, терпение, терпение... И гнуть свою и только свою политику. Настаивать, убеждать в нужности, проводить вместе время (не просто рядом, а заниматься делами какими-то совместными).
Психиатров тоже боятся не надо, просто идти к ним в частном порядке и выбирать, выбирать заинтересованного.

Ввести ясный, четкий и жесткий режим дня
-написать и проговорить между взрослыми семейные правила- что можно, а чего нельзя. четко, ясно и понятно. всем вести всегда себя с ребенком в соответсвии с ними и требовать от ребенка их выполнения
-взрослым быть хозяином в доме и королем положения
-найти хорошего врача психиатра, а лучше двух, которые обследуют и будут лечить вашего ребенка

Диагноз «гиперактивный ребенок» по мировой статистике ставят 39% детей дошкольного возраста, но справедлив ли этот диагноз для всех детей, на которых висит этот ярлык? Cреди симптомов гиперактивности называют повышенную двигательную активность, излишнюю импульсивность и даже недостаток внимания. Но если рассматривать эти критерии, то хотя бы под один из них может подойти каждый ребенок. Системно-векторная психология Юрия Бурлана впервые приоткрывает тайну человеческих свойств. Так большой...

Что такое детская гиперактивность? Обычно симптомы у детей начинают возникать в возрасте 2-3 лет. Однако в большинстве случаев родители обращаются к врачу, когда ребенок начинает ходить в школу, и у него обнаруживаются проблемы с учебой, которые являются следствием гиперактивности. В поведении ребёнка это проявляется следующим образом: неусидчивость, суетливость, беспокойство; импульсивность, эмоциональная нестабильность, плаксивость; игнорирование правил и норм поведения; наличие проблем со...

Мини-лекция «Как помочь гиперактивному ребенку» Помня об индивидуальных особенностях гиперактивных детей, целесообразно работать с ними в начале дня, а не вечером, уменьшить их рабочую нагрузку, делать перерывы в ра­боте. Перед началом работы (занятий, мероприятия) желательно провести индивидуаль­ную беседу с таким ребенком, заранее огово­рив правила, за выполнение которых ребенок получает вознаграждение (не обязательно ма­териальное). Гиперактивного ребенка необхо­димо чаще поощрять...

Давайте разделим нашу статью на две части. В первой мы поговорим о том, что такое синдром гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ) и как понять, что у вашего малыша именно СДВГ, а во второй части обсудим, что же можно делать с гиперактивным ребенком, как его воспитывать, учить и развивать. Если Вы точно знаете, что у вашего ребенка СДВГ – Вы можете переходить сразу ко второй части статьи, если нет, то советую прочитать статью целиком. Часть первая. Синдром гиперактивности и дефицита...

Гиперактивный ребенок. СНГВ - синдром нарушения внимания с гиперактивностью у ребенка. Если есть те кто добился хороших результатов в лечении таких детей с СДВиГ напишите пожалуйста и помогите мне. Мама 8летнего Во что играть с ребенком с СДВГ для...

Обсуждение

У нас мальчик 4 года и совсем не разговаривает, врачи говорили ждите до трех лет, не чего сказать не могут, сейчас как я сам понял уже у него гиперактивность, на месте не сидит, не чего не понимает и т. Д, но ходит на горшок иногда нет, как с ним заниматься в плане речевого развития

06.02.2019 20:15:59, Арман

Мой сын до 2го класса тоже самое делал, но не от отсутсвия внимания а от ума как оказалось. Ему было скучно. Показатели от ниже нормы перешли выше нормы. У многих родителей у кого развитые дети таже жалоба, я не вижу никакой проблему, ей скорее всего не интересно. Ну мой правда еще и клоуном работал, мне учителя по началу намекали что он скорее всего осталый и вываливали жалобы, теперь вижу восторг в глазах. У сына в классе деть с СДВГ. Тот ребенок не успевает ничего потому что занят тем что корчит рожы, убегает из класса, за ним бегают учителя, у него серьезные нарушения в сфере социального общения и агрессия.

Ваш малыш не может спокойно усидеть на месте ни минуты, носится, как угорелый и иногда от него у вас просто рябит в глазах.. Возможно, ваш непоседа относится к группе гиперактивных детей. Детская гиперактивность характеризуется невнимательностью, импульсивностью, повышенной двигательной активностью и возбудимостью. Такие дети постоянно в движении: теребят одежду, мнут что-то в руках, стучат пальцами, ерзают на стуле, крутятся, не могут спокойно усидеть на месте, жуют что-то, растягивают губы...

В настоящее время синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) считается одним из наиболее частых поведенческих расстройств у детей. Сложности эмоциональной регуляции отмечаются у детей с СДВГ в большинстве случаев. Гиперактивные дети чаще впадают в...

Обсуждение

Окружение не принимает их, и они страдают из-за невозможности обрести самостоятельность, четко идентифицировать себя во взаимоотношениях со сверстниками.
Социальная незрелость таких детей проявляется в предпочтении построения игровых отношений с детьми младшего возраста. Подобные проявления инфантилизма можно рассматривать как попытку адаптации на уровне, при котором дети с СДВГ получают меньше стрессорных воздействий.

У детей с СДВГ сложно складываются отношения и с взрослыми.
Социальное окружение требует от гиперактивного ребенка более предсказуемого,
стабильного и эффективного подхода к жизни, чем тот, который он может демонстрировать.
Неспособность регулировать поведение адекватно ситуации и соответствовать предъявляемым ожиданиям приводит к непредсказуемому, взрывному поведению.
В результате, одни дети все чаще впадают в дурное настроение и депрессию, другие, соответственно своему темпераменту, реагируют агрессивно, провоцируют конфликты, а иногда к их поведению примешиваются элементы клоунады.

Итак,
Актуальность проблемы
определяется высокой частотой данного синдрома в
детской популяции и его большой социальной значимостью.

У Вас может возникнуть вопрос: У каких детей можно встретить СДВГ?

Синдром дефицита внимания можно встретить
у детей с невротическими состояниями (тревожность, страхи),
у длительночастоболеющих детей,
при задержках психического развития,
моторной алалии,
раннем детском аутизме и др.

Синдром дефицита внимания довольно часто сопутствует синдрому гиперактивности. Его основное проявление - неспособность длительное время
оставаться в состоянии неподвижности.

Таким образом, СДВГ проявляется:
- двигательной гиперактивностью,
- импульсивностью поведения,
- трудностями концентрации и поддержания внимания,
- нарушениями обучения и памяти,
- проблемами во взаимоотношениях с окружающими.

Итак, мы выяснили, что детям с СДВГ
тяжело регулировать свою активность,
внимание и навыки социального взаимодействия,
чтобы приспособиться к рамкам конкретной ситуации.
Это приводят к частым проблемам, возникающих у них в общении и со взрослыми, и со сверстниками.

К теме гиперактивных детей. Отношения с другими детьми. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и Знак равенства между детьми с СДВГ и агрессивными, неадекватными детьми ставят только "защитники" агрессивных.

Обсуждение

Я так скажу,очень близко общаемся с мамой одного гиперактивного мальчика. Еще до года,да и после неоднократно им и педиатр, и главное невролог указывали на нарушения и прописывали им и лекарства и терапию...но ведь,как у нас заведено,каждая мать считает себя умнее врача,а своего ребенка самым гениальным и здоровым. основная часть таких мам детишек с неврологическими отклонениями,9 из 10,выйдя из кабинета врача и обругав дэбила-доктора,направляется в Интернет на форумы,где конечно им все в один голос вторят-конечно он у вас здоров и не пичкайте вы его лекарствами,а на врача идиота забейте!!! и что в итоге? а всё закономерно и предсказуемо! в ответе за здоровье и развитие вашего ребенка-только вы сами! не хотите давать лекарства и лечить-ради Бога! потом по прошествию нескольких лет эти мамы начинают искать виноватых в том,что к их нестандартному и особенному и уникальному неадекватному ребенку никто не может и не хочет подход найти,понять его,принять и помочь. все такие злые и безразличные. а кому это,простите,надо??? это ваш ребенок и ваши проблемы. и ваша вина в подобном результате. понятно,что ребенок не виноват,но всё ведь можно было исправить в свое время. у нас есть знакомая невролог и подобных рассказов я наслушалась предостаточно. и на опыте это вижу. этот мальчик знакомый на 6мес старше моего младшего сына. моему 3года,тому 3,5года. от всех диагнозов и лечения мамаша самая умная отказывалась,не хотела пичкать,все на характер и темперамент списывала,в итоге к 2годам они растеряли всех друзей,т.к мальчик реально невминяемый,неуправляемый,непо-слушный и непредсказуемый,с элементами агрессии внезапной и немотивированной. мамаша в свое время слала врачей далеко и надолго и всем твердила,что все они дэбилы,а сын здоров. а сейчас с ним на одной площадке играть стремно,он и толкнуть с горки может, и спихнуть с высоты, и камнем кинуть, и плюнуть, и укусить, и наброситься как волченок на др ребенка и укусить за лицо, и палкой в глаз ткнуть и посмеяться, и в волосы вцепиться и упасть на землю и валяться и истерить если не по-его... и очень-очень много таких ньюансов. так зачем я буду приводить своего нормального ребенка и спокойного на площадку с ним играть???зачем мне это надо??? если они бегут вдвоем к качели или просто играют-он обязательно толкнет моего,на горке я вечно боюсь отойти,чтоб он моего не столкнул с высоты,в песке,чтоб не обсыпал или не ударил...это не прогулка,а стресс для мамы и травмотичность для ребенка. и никому это не надо. все их сторонятся. и в сад он пошел в 2.10лет,походил 2мес почти и родители стали жаловаться на царапины,синяки и укусы, и воспитатель на неуправляемость и неадекватность такого ребенка. вызвали мамашу к директору и сказали-не садовский,забирайте. теперь дома с бабушками сидит. сад-это первая ступень для социализации,потом школа. и проблемы эти никуда не денутся,а с возрастом только усугубятся. а неврологи так говорят-всю неврологию снимать и корректировать до года надо,максимум до двух,пока мозг имеет огромную компенсаторную и восстановительную возможность и многие проблемы можно полностью ликведировать,а некоторые свести к минимуму,так чтоб потом не было проблем ни с развитием,ни с социализацией и общением. после двух это сделать очень сложно и полностью исправить невозможно. а многие до года-двух посылают невролога,после двух говорят,что дурак и не помогает то,что назначил. а потом все окружающие виноваты,бесжалостны и бесчувственны. а воспитатели и педагоги-вообще некомпетентны и не могут подход найти и помочь!!! а с чего бы это??? они и не должны этого делать!!! организация ориентированна на здоровых детей,а не на детей с отклонениями! для таких детей есть специальные заведения и педагоги и воспитатели с особым образованием! а обычные рядовые воспитатели не должны подстраиваться и искать подход. им за это не платят и не обучали. да и мало кому из мам понравится забирать своих детей с укусами и переломами. не думаю,что они войдут в положение и захотят понять... это маме такого ребенка нестандартного хочется,чтоб он и в сад как все ходил, и в школу, и чтоб все поняли и помогли, и были добрее и внимательнее. но с чего???? это маме этой умнее надо было быть в свое время,а не все вокруг теперь должны... не хотела в младенчестве слушать доктора-пусть теперь сама и отвечает за последствия и разгребает свои проблемы. ищет педагогов особых для особого ребенка,и учереждения. ни воспитателям это не надо лишний геморой,ни детям перспектива свернуть шею на горке или лишиться глаза... понятно,что он это не со зла и он не виноват,что родился таким,но и окружающие тоже ни в чем не виноваты и расхлебывать эту кашу не обязанны. имхо.

04.09.2013 12:16:55, НИКА.у меня есть два чуда Важно

Исследования установили, что гиперактивность чаще всего развивается и труднее всего лечится у пациентов, злоупотребляющих сладким, молочными продуктами и пищей, которая содержит искусственные добавки (красители, ароматизаторы и проч.).

​От питания зависит многое. В некоторых случаях оно может даже стать причиной развития синдрома, а в других усугубить течение болезни. Однако целиком уповать на лечение диетой нельзя, как пишут ученые Института по проблемам питания Университетской клинической больницы в Гиссене: «Диета помогает многим детям вести нормальную жизнь, но не всем. Это, безусловно, связано с тем комплексом причин, который мог привести к развитию гиперкинетического синдрома». В частности, если заболевание вызвано употреблением салицилатов и пищевых добавок, таких как консерванты и красители, то исключение их из питания приводит к значительному улучшению здоровья ребенка. Особенно опасными считаются красный искусственный краситель эритрозин и оранжевый — тартрацин. Они встречаются в некоторых видах соков, соусах, газированных напитках. Считаем, что в любом случае их надо исключить из питания ребенка с СДВГ, даже если причина заболевания никакого отношения к питанию не имеет (например, при родовых травмах и пр.), так же, как исключить и консерванты, ароматизаторы, пищу, богатую углеводами.

Особое внимание вопросам питания нужно уделять тем больным, у которых гиперактивность является следствием аллергии. Здесь, конечно, общих рекомендаций быть не должно, так как разные дети могут не переносить разные продукты. Но зато когда удастся выявить конкретные «возбудители» и исключить их из рациона, то дело быстро идет на поправку. Непереносимость тех или иных продуктов определяют в аллергоцентрах с помощью специальных методик и тестов. Довольно часто используются биоэлектронные методики (в частности, электропунктура по доктору Фоллю), тест на мышечное сопротивление и др. Даже в том случае, когда конкретный продукт определить не удается, но выявляется хотя бы группа, например, углеводы или животные белки, то уже можно надеяться на хороший результат. Конечно, всю группу этих продуктов исключать резко не стоит, но можно их сокращать постепенно, меняя, подбирая, подыскивая им замену.

Вообще же питание детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должно состоять преимущественно из овощей и салатов, приготовленных с растительными маслами холодного отжима, кислосливочным маслом или маргарином и потребляемых, в основном, в сыром виде. Белую пшеничную муку необходимо заменить мукой грубого помола с отрубями. Постарайтесь приготовить из этих продуктов вкусные блюда и отвлечь детей от шоколадок, колы, чипсов.

  • овощи — горошек, морковь, соя, цветная капуста, кольраби, краснокочанная капуста, белокочанная капуста, брокколи, шпинат, бобы, длинные огурцы;
  • салат листовой;
  • фрукты — яблоки, груши, бананы;
  • гарнир — картофель, лапша из муки грубого помола, нешлифованный рис;
  • зерновые — пшеница, рожь, ячмень, просо, льняное семя;
  • хлеб — пшеничный и ржаной хлеб, приготовленный без молока;
  • жиры — кисломолочное масло, маргарины, в которые не входит простокваша, растительное масло холодного отжима;
  • мясо — говядина, телятина, птица, рыба, баранина (1-2 раза в неделю);
  • напитки — неподслащенный чай, негазированная вода с содержанием натрия около 50 мг/кг;
  • приправы — йодированная соль.

Дефицит питательных элементов

Исследования показали, что многие гиперактивные дети страдают от нехватки совершенно определенных витаминов, микроэлементов и основных жирных кислот. Рассмотрим, каких именно, почему и где они содержатся. См. →

Пища, сказывающаяся на поведении

То, что вы едите, сказывается на том, как вы себя ведете. Ребенок, который правильно питается, скорее всего, и поступать будет правильно. Здоровое питание и, наоборот, несбалансированное могут в значительной мере воздействовать на поведение ребенка. В то время как одни детишки безболезненно набивают свои «невозмутимые» животики всякой всячиной, другие превращаются в буянов, проглотив горошинку-мармеладку. Родителям надо внимательно относиться к вопросу о том, чем кормить детей. Надо определять «плохую» для вашего ребенка пищу. Постарайтесь ответить на вопросы из следующего далее перечня. См. →

Питание

В современной педиатрии существует точка зрения, что одной из причин гиперактивности может стать неправильное питание ребенка. И далеко за примерами ходить не надо, достаточно проанализировать нынешний рост заболеваемости СДВГ и продукты, которые сегодня попадают на стол ребенку. Ведь, как известно, в большинстве из них содержатся различные консерванты, ароматизаторы, искусственные наполнители, пищевые красители, которые негативно влияют на нейрохимические процессы. А гиперактивность, нарушение внимания, беспокойство — все это проявления в том числе химического дисбаланса мозга. Кроме того, опасным в данном случае может стать любой продукт, который вызывает аллергию у ребенка. См. →

Рациональное питание при СДВГ

Соблюдение диеты

Разумный выбор продуктов

Самый первый шаг, который вы должны сделать, – это соблюдение диеты. Вероятно, даже неправильно будет употреблять это пугающее и столь популярное нынче слово. Лучше в данном случае говорить о налаживании правильного питания вашего ребенка. Что это значит? Прежде всего, желательно полностью исключить из питания полуфабрикаты, которые содержат вещества, отрицательно влияющие на функции мозга ребенка: аспартам, глютамат натрия и калия, салицилаты, все добавки, начинающиеся с буквы Е, Ca-пропионат. Мы уже подробно говорили об этом выше, перечисляли продукты, содержащие эти вредные вещества. Исследования показывают, что уже примерно 70 % детей с СДВГ становятся спокойнее, у них улучшается сон, если из их рациона исключить синтетические красители и усилители вкуса. При этом подобное улучшение является стойким и долговременным. Некоторые родители полагают, что незначительные отклонения от данной рекомендации совершенно не играют никакой роли. Увы, наша привычка действовать «на авось» в данном случае неприемлема. В одном интересном исследовании проверяли влияние на поведение ребенка всего лишь одного пирожного с пищевым красителем. Результат оказался удивительным: уже в течение часа после его употребления уровень гиперактивности в этой группе детей заметно повышался. Другое исследование показало снижение усвоения школьного материала гиперактивными детьми в течение нескольких часов после употребления пищи с красителями. Интересно, что после того, как в Нью-Йорке запретили в школьном питании синтетические красители и приправы, во всех школах города был зарегистрирован беспрецедентный рост успеваемости. Следовательно, покупая продуты питания, вы должны быть всегда начеку, надо внимательно читать этикетки, педантично изучать содержимое каждой банки, упаковки и т. д. Вы быстро освоите эту работу, и это, безусловно, принесет пользу вашему ребенку.

Сейчас в различных готовых продуктах, особенно быстрого приготовления, очень много вредных веществ. Даже если на этикетке не указаны вредные добавки, следует помнить, что такие обозначения, как «эмульгатор, идентичный натуральному», «усилитель вкуса, близкий к натуральному» и прочие, относятся к той же серии вредных добавок. Мы прекрасно представляем ваши возражения, ибо именно эти продукты очень нравятся нашим детям. Мы – тоже родители, и нам также приходится бороться за рациональное, точнее, разумное питание. Действительно, эти вещества улучшают вкусовое восприятие, и дети тянутся к ним. Но вы ведь теперь знаете, как они вредны, и полны решимости перейти к максимально натуральным продуктам питания. Это, кстати, улучшит питание и всей вашей семьи, а не только вашего ребенка. Рассказать об изменениях в организме взрослого человека в связи с неправильной организацией питания – задача интересная, но она не вписывается в контекст данной работы.

Следующий шаг – ограничение сахара в рационе ребенка. Заметьте, мы говорим не о полном исключении сахара (этого делать нельзя), а о его ограничении. Когда мы говорим о сахаре, то имеем в виду тот самый рафинированный сахар, или «белую смерть», как его окрестили некоторые специалисты по питанию. Мы уже подробно обсуждали влияние сахара на поведение детей. А вот интересный пример исследования, проведенного в Йельском университете США. Ученые замеряли уровень адреналина в крови детей до и после употребления рафинированного сахара. Оказалось, что после приема сахара уровень адреналина «взлетает» в крови в десять раз! А адреналин – это нейротрансмиттер, который готовит организм к опасности и драке.

А кто же из нас не бывает свидетелем удручающей картины: маленький ребенок, вечно сосущий конфеты, леденцы и различные сладости, или подросток, идущий по улице с неизменной бутылкой колы, фанты, жующий жевательную резинку, чипсы и т. д.? Понятно, что теле оказывает свое влияние на незрелые умы наших детей, навязывает активное желание все это покупать. Очень непросто преодолеть такое искушение. Вместе с тем, приучая своих детей избегать этих продуктов, вы убиваете сразу двух зайцев, избавляясь от вредных добавок, неизменно содержащихся в них, и большого количества рафинированного сахара.

Параллельно мы должны предпринять следующий шаг. Речь идет о хлебе. В каждой семье есть свои традиции и пристрастия. Но мы вынуждены порой изменить их в интересах здоровья ребенка. Что мы под этим подразумеваем? Надо исключить из употребления белый хлеб и изделия из рафинированной муки – это различные булочки, батоны (особенно французские булочки, которые с некоторых пор стали выпекать наши хлебопекарни), так же, как и булочки сети МакДоналдс. В них мука подвергнута чрезвычайно сильной переработке. Крахмал такой муки очень быстро превращается в организме в сахар?, что является еще одним дополнительным источником сахара, о котором, мы уверены, некоторые родители даже не подозревают. Мы даже не говорим о пирожных, кексах, мороженом, различных кондитерских изделиях, некоторых видах йогуртов и различных сырах, где много вредных добавок. Само собой разумеется, что их надо исключить. Предпочтение в рационе ребенка надо отдавать простым хлебам: ржаному, серому, овсяному и т. д.

Надо внимательно следить за наличием жиров в рационе ребенка (омега-3, омега-6), т. к. они участвуют в строительстве нервной клетки. Как уже отмечалось, их достаточно много в рыбе и яйцах. В яйцах много необходимых организму веществ: холина, лецитин-холина, фосфатидил-холина. Это именно те составляющие ацетилхолина, которые позволяют ему влиять на память. Как правильно приготовить яйцо, чтобы оно не теряло холин? Если яйцо жарить, то холин теряется и вырабатывается «плохой» холестерин. Поэтому яйцо лучше есть сваренным вкрутую или всмятку, на худой конец – глазунью, тогда холин сохраняется и не образуется «плохой» холестерин. Для того чтобы ребенок получал достаточно омеги-3, надо включать в рацион жирные сорта рыбы, о которых было сказано раньше.

Предвидим совершенно законное возражение: хорошо вам об этом говорить, но как это сделать в жизни? Полностью отдаем себе отчет в том, что все это непросто, но, исходя из нашего опыта, возможно. Нужно с раннего возраста приучать ребенка к здоровой пище – не переслащивать еду ребенка сахаром, не перекармливать свое чадо пирожными и различными «вкусностями». Ребенок раннего возраста вообще не должен знать о конфетах, мороженом, сладостях, вредящих его здоровью! Надо научить ребенка пить не искусственный сок (как часто у нас сейчас делается), а простую чистую воду. Ну а если ребенок уже стал большим, прежде чем вы поняли, что у него проблемы с нервной системой? Мы знаем, что дети с СДВГ по большей части очень разумны и понятливы. Надо садиться рядом с ребенком и подробно объяснять ему всю проблему. Надо объяснить, что с ним происходит и как неправильная пища отражается на его поведении. Уверяем вас, как только вы сделаете его партнером, соучастником процесса, покажете ему, что вы ему очень доверяете, вы сами поразитесь тем переменам, которые произойдут в вашем ребенке. Эти дети, только глубоко понимая, зачем все это надо, будут выполнять ваши просьбы и предписания.

Что же реально надо сделать? Прежде всего, установить жесткий режим питания. Этим детям необходим налаженный ритм (мы об этом будем говорить чуть позже). Надо постараться включать в рацион как можно больше овощей и фруктов. Рафинированный сахар заменять сладкими фруктами, а также исключить из рациона белый хлеб и булочки, различные кондитерские изделия. Надо всегда помнить, что эти дети подвержены гипогликемическим состояниям (снижению сахара в крови), поэтому рекомендуется давать ребенку перекусить каждые два часа. Но перекусы должны содержать здоровую пищу. Это ни в коем случае не должны быть бутерброды, это должны быть овощи или фрукты. Например, вы провожаете ребенка в школу или в детский сад. Надо дать ему яблоко, банан, инжир или очищенную морковку. Он сможет при чувстве голода, спада энергии съесть фрукт, и самочувствие его сразу улучшится. Надо, чтобы воспитатель детского сада знал об этом и помог ребенку в такой момент, а ребенок школьного возраста сам уже понимает эти состояния и может их контролировать.

Все дети очень любят походы в МакДоналдс – и не надо их лишать этого. Просто пусть ребенок съест там лучше курицу, чем биг-мак и вместо колы выпьет чай или, на худой конец, сок. Он согласится с вами, если вы его об этом попросите. Не забудьте отменить жевательную резинку – в каждой из них много вредных добавок.

Необходимо научиться отличать здоровую пищу от плохой в интересах вашего ребенка и всей семьи.

Следующая глава >

Ученые доказали, что питание и проблемы поведения у детей тесно взаимосвязаны. Например, пища с высоким содержанием «вредных» углеводов снижает концентрацию внимания. «Вредные» углеводы — это быстроусвояемые углеводы с высоким гликемическим индексом (lГИ = 1 грамм глюкозы). К ним относится рафинированный сахар и все продукты, где его концентрация высока, а также, изделия из белой муки (белый хлеб, сдобные, хлебобулочные и макаронные изделия, торты, пирожные и другие кондитерские изделия). Обычный рацион городского школьника в большом количестве включает продукты, перенасыщенные сахаром и вредными углеводами: хлопья для завтрака, чипсы, макароны, булочки, пирожные, конфеты, сладкие газированные напитки. Полезные углеводы: зерновой хлеб, каши из цельной крупы (гречка, пшено, овсянка, бурый рис).

Однако это еще не значит, что от рафинированного сахара и белого хлеба ребенок сразу становится неуправляемым. Диетологи выяснили, что рафинированный сахар в составе полноценного питания не приносит вреда. Если сахар сочетается с белками и крахмахами он хорошо усваивается. Если сахар принимать только с крахмахами, он усваивается плохо, приводит к брожению и повышенному газообразованию в кишечнике. Скопление шлаков сказывается на самочувствии и поведении ребенка. Механизм детоксикации у детей еще слабый, поэтому у них могут развиваться желудочно-кишечные расстройства, нарушения обмена веществ (прежде всего жирового) и аллергия.

Ученые также выяснили, что отставание в учебе, повышенная импульсивность и беспокойство у детей могут быть следствием недостаточного питания мозга. У гиперактивных детей обнаружен дефицит цинка, магния, кальция, витаминов группы В (В1, В6, В12), жирных кислот (ПНЖК). Кроме этих веществ, для питательной поддержки мозга необходимо принимать продукты, содержащие лецитин, таурин, триптофан, пробиотики (инулин).

Недавно исследователи выявили у детей с СДВГ недостаток серотонина, который является проводником нервных импульсов от клеток к мозгу, а также совместно с эндорфинами создает хорошее настроение и является предшественником мелатонина — гормона сна. Добавление в питание детей витамина В6 стимулирует образование серотонина из аминокислоты триптофана. Все витамины группы В необходимы для развития нервной системы.

Изучение нарушений содержания железа в организме детей выявило следующие особенности: дефицит железа вызывает нарушение внимания, а избыток — агрессивное поведение. Таким образом, включение в рацион питания необходимых микроэлементов и витаминов позволит улучшить внимание и поведение ребенка и укрепит его здоровье. Прием витаминов вызывает улучшение, сравнимое с улучшением после приема риталина. Главное отличие между медикаментозным и витаминным лечением, что состояние детей продолжает улучшаться и после прекращения приема витаминов. Витаминотерапия более привлекательна, так как позволяет без особых затрат времени и средств улучшить внимание и поведение ребенка и не только позволит снизить проявления заболевания, но и укрепит здоровье, создаст основу для нормального роста и развития. До начала приема витаминов необходимо проанализировать рацион питания детей. Выяснить, каких продуктов и питательных элементов не хватает, а каких — в избытке.

Для очищения детского организма от аллергенов и токсинов применяется в течение 2-х месяцев базисная очищающая диета. Она должна включать фрукты, овощи и белковую пищу с ограничением сахара, кофеина и углеводов (белых мучных изделий), а также аллергеносодержащих продуктов — красных и желтых овощей и фруктов, сладких молочных продуктов, сдобы и булочек. Вводить яйца и молоко можно только после улучшения поведения. В последующем в питании ребенка родители должны придерживаться принципа раздельноrо питания с преобладанием натуральных продуктов и блюд домашней кухни.

Старайтесь не злоупотреблять в питании продуктами и соками с большим количеством искусственных добавок. (Читайте статью Пищевые добавки и гиперактивные дети)

В питании ребенка должно быть достаточно полезных жиров, содержащих омега-жирные кислоты: это сочетание растительных масел холодного отжима (особенно льняного, оливкового, а также подсолнечного, горчичного и других) и животных (жирные сорта морской рыбы — тунец, нерка).

Ребенку необходимо употреблять до 5-ти видов овощей и фруктов ежедневно, это восполнит дефицит витаминов. Употреблять в пищу свежую зелень, особенно с рыбой и мясом.

Исключить газированные напитки, кофе, крепкий чай.

Соблюдение режима здорового питания поможет справиться со многими трудностями, как в поведении, так и в здоровье ребенка.

Внимание! Администрация сайта med39.ru не дает оценку рекомендациям и отзывам о лечении, препаратах и специалистах. Помните, что дискуссия ведется не только врачами, но и обычными читателями, поэтому некоторые советы могут быть опасны для вашего здоровья. Перед любым лечением или приемом лекарственных средств рекомендуем обратиться к специалистам!



Просмотров