Философия. Кохановский В.П. Философия - файл n1.docx

Основы философии. Кохановский В.П., Матяш Т.П. и др.

15-е изд., стер. - М. : 2015. - 232 с.

Простым и доступным языком изложены основы философии, раскрыты такие ее важнейшие проблемы, как бытие, человек и общество, сознание, познание. Соответствует действующему Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования нового поколения и программе дисциплины «Основы философии». Для студентов среднего профессионального образования, преподавателей, а также для всех приступающих к изучению философии.

Формат: pdf

Размер: 8,3 Мб

Скачать: drive.google

Оглавление
Раздел I. ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
Глава 1. Предмет философии 5
Глава 2. Основные этапы исторического развития философской мысли 20
Раздел II. БЫТИЕ
Глава 3. Бытие как философская проблема 31
Глава 4. Субстанция 42
Глава 5. Материя 45
Раздел III. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
Глава 6. Природа человека и смысл его существования. Человек и Космос 55
Глава 7. Свобода и ответственность личности. Ценности 75
Глава 8. Общество как условие и продукт деятельности людей 90
Глава 9. Культура и цивилизация 106
Глава 10. Человек перед лицом глобальных проблем 120
Раздел IV. СОЗНАНИЕ
Глава 11. Человек и его сознание 129
Глава 12. Сознание и общество 145
Глава 13. Общественное сознание и его структура 154
Раздел V. ПОЗНАНИЕ
Глава 14. Сущность и формы познания 167
Глава 15. Наука и научное познание 187
Глава 16. Методы научного познания 208

Правильно и осознанно ориентироваться в сложных процессах, происходящих в современном мире* невозможно, если опираться только на здравый смысл, воспринимающий мир, не проникая в суть процессов и явлений. Необходима способность разумного мышления, которая не является врожденной и которой надо обучаться. Философия - лучшая школа такого обучения. Она обладает методами постижения глубин человеческого бытия в мире, заставляя размышлять о том, о чем здравый смысл даже не догадывается.
Философия существует более 25 веков, а потому ни один учебник не в состоянии раскрыть и передать все богатство и многообразие решаемых ею проблем.
Замысел авторов учебника - дать самое общее представление о проблемах, методах, языке философии, ее понятиях и категориях, ее многовековой истории. При этом авторы старались изложить философские проблемы простым и ясным языком, но не в ущерб научному содержанию.

Кохановский В.П.

Философия

Учебное пособие для высших учебных заведений

Ватин И. В., Давидович В. Е., Жаров Л. В., Золотухина Е. В.,

Кохановский В. П., Матяш Т. П., Несмеянов Е. Е., Яковлев В. П., 2003

Рецензенты:

Доктор философских наук, профессор Е. Я. Режабек

Доктор философских наук, профессор В. Б. Устьянцев

Редактор Т. И. Кохановская

Учебное пособие "Философия" для высших учебных заведений подготовлено в соответствии с новыми требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины" в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования.

Указанные стандарты утверждены Министерством образования Российской Федерации 3 февраля 2000 г. В соответствии с данными стандартами часть тем исключена (или переработана), введены новые темы (например, "Диалектика"), усилено внимание к проблеме человека в разных его "ракурсах".

Рассчитано на студентов, аспирантов, всех, интересующихся актуальными вопросами философии.

Введение..............................................................3

Глава I. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества.....5

1. Предмет философии..................................................5

2. Специфика философского знания......................................9

3. Основные части (структура) философии..............................18

4. Место и роль философии в культуре.................................21

Глава II. Становление философии.

Основные этапы ее исторического развития...................27

1. Происхождение философии.

(Философия и предшествующие ей формы мировоззрения)...............27

2. Основные идеи и исторические этапы развития западной философии....30

3. Национальные особенности философии. Русская философия XIX - XX вв.:

ее смысл, основные направления и этапы развития...................73

Глава III. Бытие и материя...........................................90

1. Понятие "бытие": философский смысл................................90

2. Экзистенциальные истоки проблемы бытия............................90

3. Бытие: единство мира..............................................92

4. Многообразие мира как проблема...................................100

5. Материальное единство мира и его многообразие....................106

Глава IV. Диалектика................................................130

1. Понятие диалектики. Объективная и субъективная диалектика........130

2. Структура диалектики,

ее регулятивный характер и основные функции......................133

3. Детерминизм и индетерминизм......................................150

4. Закон. Динамические и статистические закономерности..............162

5. Границы, сфера действия диалектического метода...................172

6. Метафизика и ее значение для познания............................180

Глава V. Человек....................................................190

1. Понятие человека. Человек и природа..............................190

2. Биосоциальная (дуальная) природа человека........................206

3. Смысл человеческого бытия........................................214

4. Представления о совершенном человеке в различных культурах.......218

Глава VI. Человек и его сознание....................................229

1. Проблема сознания в истории западной философии...................229

2. Гносеологический смысл сознания..................................233

3. Этический смысл сознания.........................................235

4. Онтология сознания...............................................240

5. Язык, общение, сознание..........................................243

6. Сознание, память, самосознание...................................249

7. Диалектико-материалистическая концепция сознания.................257

8. Сознание и бессознательное.......................................275

Глава VII. Общество.................................................287

1. Общество и его структура.........................................287

2. Общество как саморазвивающаяся система...........................298

3. Гражданское общество и государство...............................308

4. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития..312

Глава VIII. Человек и общество......................................332

1. Человек в системе социальных связей..............................332

2. Человек и исторический процесс: свобода и необходимость,

личность и массы, насилие и ненасилие............................335

3. Нравственные и эстетические ценности

и их роль в человеческой жизни. Справедливость и право...........344

4. Религиозные ценности и свобода совести...........................353

5. Личность: проблемы свободы и ответственности.....................362

Глава IX. Познание..................................................375

1. Познание как предмет философии: единство субъекта и объекта,

многообразие форм................................................375

2. Познание, творчество, практика...................................388

3. Рациональное и иррациональное, материальное и идеальное в

познавательной деятельности......................................399

4. Единство чувственного и рационального............................407

5. Истина и заблуждение.............................................415

6. Действительность, мышление, логика, язык.........................425

7. Понимание и объяснение...........................................432

8. Вера и знание....................................................441

Глава X. Научное познание и знание..................................448

1. Научное и вненаучное знание. Критерии научности..................448

2. Структура научного познания, его уровни и формы..................461

3. Методы научного исследования.....................................472

4. Рост научного знания.............................................484

5. Научные революции и смена типов рациональности...................496

6. Общество, наука, техника.........................................503

Глава XI. Научные, философские и религиозные картины мира...........515

1. Взгляд науки.........................,.,........................515

2. Философия: человек и мир.........................................520

3. Религиозные версии мироздания....................................523

Глава XII. Будущее человечества.....................................531

1. Человечество как субъект истории.................................531

2. Мировая ситуация начала XXI столетия.............................537

3. Глобальные проблемы. Угрозы и надежды наших дней.................542

4. Сценарии будущего. Запад - Восток - Россия в диалоге культур.....557

Заключение..........................................................571

ВВЕДЕНИЕ

XX век ушел с исторической арены, продемонстрировав возрастание динамики социальной жизни, потрясая наше воображение глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры. Человечество потеряло веру в возможность обустройства планеты, предполагающего устранение нищеты, голода, преступности. Цель - превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому найдется достойное место под солнцем, где судьба каждого станет болью и заботой общества, - давно перешла в разряд утопий и фантазий. Неопределенность и альтернативность исторического развития человечества поставила его перед выбором, принудив оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире и с людьми.

ЛЕКЦИЯ 1

Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества

1. Предмет философии.


  1. Специфика философского знания.

  2. Структура философии.

  3. Место и роль философии в культуре.

1. Предмет философии

Слово «философия» в переводе с древнегреческого языка означает «любовь к мудрости». Философия - древнейшая, но вечно обновляющаяся форма мысли, теоретически развитый, логически разработанный вид и уровень мировоззрения.

Начиная с античных времен (в Европе - с VII-VI вв. до н.э.) философия как учение о бытии и условиях его познания становится одним из видов профессиональной деятельности людей, посвятивших ей свою жизнь и творчество, - философов. Но профессиональная философия стала возможной лишь потому, что почти каждый человек в душе своей «немножко философ» (даже если он никогда не слышал этого слова).

Немецкий мыслитель И. Кант (1724-1804) назвал философию естественной склонностью души. Ведь каждый сколько-нибудь мыслящий, культурный человек не может не задумываться над «вечными», вопросами: зачем я живу? что мне делать? на что я могу надеяться? есть ли судьба? полностью ли я волен в своих поступках и решениях? что будет с моим «Я» после моей физической смерти? Это и есть вопросы философии. Именно философии, а не науки вообще. Потому что, во-первых, это как бы «запредельные» вопросы, ответы на которые нельзя найти экспериментальным путем или с помощью математических вычислений; во-вторых, философские вопросы (и это тоже отличает их от проблем науки) имеют особую ценностную, или смысложизненную окраску, они все ориентированы на человеческое присутствие, человеческий интерес и человеческую оценку.

Вместе с тем предмет философии исторически подвижен, конкретен: каждая эпоха в соответствии с достигнутым ею уровнем социально-исторической практики, уровнем господствующих в эту эпоху форм материального и духовного производства, уровнем развития научных знаний об окружающем мире по-новому ставит и по-новому решает вопросы о смысле и принципах человеческой жизни и исторической деятельности. Каждая эпоха, каждый общественный класс вырабатывают свою систему социальных императивов и ценностей, по-своему осмысливают границы и перспективы своих возможностей.

Вопросы философии, вопросы мировоззрения нельзя разрешить исчерпывающе, раз и навсегда, окончательно и однозначно, ибо с каждым шагом истории, прежде всего с каждым новым, более высоким уровнем общественных отношений, складываются иные ситуации, созревают иные противоречия. А для того, чтобы понять, осмыслить, оценить их, требуется напряженная, безостановочная работа философской мысли. И мысль эта находится в несколько иной плоскости, чем мысль ученого.

Ученый ищет ответы на вопросы: что? как? почему? Философ - главным образом на другие вопросы: зачем? во имя чего? во имя каких высших ценностей и идеалов? По характеру своих вопросов (а главный из них - это вопрос о смысле и назначении человеческой жизни) философия близка к религии. И философские, и религиозные учения ставят в конечном счете перед собой одну цель: вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

Вопрос о смысле жизни каждый человек должен решить для себя сам. Если научная истина имеет всеобщий характер, истина философская, заключающая в себе определенный ценностный момент и императив поведения, предназначена все же для «индивидуального пользования». Но между философией и религией есть существенное различие. Религия не теоретизирует, в основе ее учения лежит вера, тогда как философия рациональна: она обращается к разуму и не только допускает, но и требует аргументации, доказательства выдвигаемых положений и выводов.

Философия, таким образом, заключает в себе два начала. По выражению английского философа Б. Рассела (1872 - 1980), философия - это «ничейная земля», расположенная между наукой и религий: с наукой ее роднит стремление к достоверному, доказательному знанию, с религией - выход за строго очерченные границы обычно понимаемого опыта.

Но точнее было бы все же говорить о близости философии не к религии (ведь были и философы-атеисты, резко критиковавшие религиозное мировоззрение), а к духовно-практическому способу освоения человеком мира вообще. Еще точнее следовало бы, видимо, сказать так: философия органически объединяет, синтезирует в себе абстрактно-теоретическую форму организации и развития своего содержания с глубоко и определенно выраженной ориентировкой на субъективно-деятельную сторону человеческого бытия, общественной практики, т. е. объединяет в себе два основных способа освоения мира человеком: научно-теоретический и практически-духовный: Первый предполагает познание объекта таким, каков он есть сам по себе, вне зависимости от целей и интересов человека. Второй - это освоение реальности через призму человеческих ценностей и оценок. Способность философии к такому синтезу есть ее уникальная особенность, важнейшее и существенное отличие от всех других формообразований сознания.

В духовном мире человека философские воззрения переплавляются в убеждения - это значит, что они не сводятся к сумме готовых знаний и не могут быть поэтому привнесены в головы людей чисто «книжным» путем. Они воспринимаются не только «головой», т. е. доводами разума, но и «сердцем» - только тогда человек готов принять их как собственную жиз ненную программу и действия, только тогда он готов отстаивать их до конца. Отказ от прежних взглядов, самокритика и переосмысление их, конечно, возможны. Но, как и любая переоценка, ценностей, они переживаются всякий раз как потрясение, как душевный надлом и кризис, духовная драма, но не просто как обретение новых знаний, новой информации. Искусственный же, тем более насильственный «экспорт» философского мировоззрения из одной страны или эпохи в другие условия, в другие культуры невозможен, если только собственный социальный опыт этих людей не подготовил их к восприятию «чужих» идей как своих собственных.

Интернационализация, глобализация общественной жизни в XIX-XXI вв. значительно сблизили мировые цивилизации и культуры, сделали более общезначимым, более общечеловеческим содержание и смысл исторического опыта. Но и в наше время судьба философских идей зависит от многих явлений жизни (стереотипов массового сознания, национальной психологии, особенностей языка и культуры и т.п.).
2. Специфика философского знания

Уже древнегреческие мыслители указывали на два источника философского знания. Важно подчеркнуть, что они отнюдь не исключают, а дополняют друг друга. Один из них назвал Аристотель, другой - Сократ.

Все наше знание, считал Аристотель, а философское знание в особенности, обязано своим происхождением счастливой способности человека удивляться. Чем богаче, сложней духовный мир личности, тем сильней развита у нее эта способность искренне, естественно переживать радостное волнение от встречи с еще не познанным, не разгаданным. Аристотель выразил оптимистический, рационалистический «дух Афин» - убежденность, глубокую веру человека в собственные силы, в разумность мира и в возможность его познания.

Способность удивляться (любознательность) - драгоценное свойство человека, наполняющее его жизнь высоким смыслом, ожиданием все больших и больших радостей от свободной игры ума, сближающее мыслящего человека с Богом. (Бог, по Аристотелю, есть абсолютный, все знающий философ.)

Так же, как здоровому, физически развитому человеку приятна игра мускулов, так и человеку умственно, нравственно развитому приятна и даже жизненно необходима постоянная, непрерывная работа мысли. «Мыслю, следовательно, существую», - писал великий философ и ученый Р. Декарт (XVII в.). Об интеллектуальном наслаждении как высшем благе, не сравнимом ни с какими другими благами мира, говорили по-своему Б. Спиноза и Г. Гегель, К. Маркс и А. Эйнштейн. Маркс добавлял: духовно богатый человек - всегда нуждающийся человек, ибо он всегда жаждет эти богатства умножить. А. Эйнштейн считал, что самой большой и удивительной загадкой мира является то, что он постижим разумом, познаваем.

Но человек не только познает мир. Он живет в нем. Человеческое отношение к миру (и к себе самому) есть переживание, а самым глубоким и сильным из них является переживание времени, т. е. конечности собственного бытия, переживание неизбежности смерти. Именно смерть называет Сократ (V в. до н.э.) вдохновляющим гением философии. Только человек (даже когда он молод и здоров) знает о неизбежности собственной смерти, и это знание заставляет его думать о смысле жизни, и это и есть философствование.

Все это придает философскому сознанию трагическую и возвышенную тональность. Это особенно ярко выражено в восточной философии. Но и оптимистическая философия рассчитана на мужественное принятие истины, на полный отказ от иллюзий. Вот почему чисто рационалистический, просветительский взгляд на философию как на удовлетворение частной человеческой любознательности явно недостаточен. Он должен быть дополнен: философия - это «ответ» человека на вызов судьбы, поставившей его - смертное, но единственное в мире мыслящее существо - в положение «один на один» с бесконечной, безразличной по отношению к нему Вселенной.

Чисто интеллектуальный источник философской мудрости не просто дополняется, но вдохновляется смысложизненным, ценностным нравственным побуждением. По мнению Канта, в соотношении теоретического и практического разума первенство принадлежит последнему.

Говоря о специфике и характере философского знания, нельзя обойти понятия социального и духовного опыта, потому что все наше знание (не только знание философское) имеет в конечном счете один универсальный источник - человеческий опыт. Но опыт, на который опирается философия, особого рода. Он отнюдь не есть ни непосредственная действительность, которая составляет материал для повседневной работы наших чувств, ни наблюдение, ни эксперимент ученого (естествоиспытателя). Никакая эмпирия, никакой эксперимент не могут сами по себе служить основой для всеохватывающих, предельно широких обобщений, что нередко истолковывается (скептицизмом, позитивизмом) как аргумент против самой возможности объективного, достоверного философского знания, которое низводится тем самым на уровень только субъективных, не общезначимых мнений и предложений.

Не спасает положение и другой (тоже позитивистский) взгляд на философское знание как на простое «обобщение» опытной науки. Во-первых, такой взгляд неверен по чисто историческим соображениям, так как философия намного старше науки (античная и средневековая философия не могла обобщать науку, которой тогда еще не было). Во-вторых, если бы философия могла только что-то обобщать, она не несла бы в себе нового знания. Ценность ее в культуре, в жизненном мире людей была бы минимальной. В действительности же философия не отстает от науки, а опережает ее. Как это возможно?

Ответить на этот вопрос - значит ответить и на вопрос, как возможно знание о всеобщем. Эмпирический опыт такое знание дать не может: сбор и накопление фактов всегда оставит процесс неполным, незавершенным. Но есть и другой путь - диалектический. Он возможен потому, что в мире есть история, развитие - движение от простого к сложному, от низшего к высшему. Познавая высшие, развившиеся формы (структурные образования), диалектический разум познает тем самым общую логику, общие законы движения, присущие не только самой этой форме, но и формам, ей предшествовавшим. Высшее есть в то же время и общее. Законы, действующие на самом высоком уровне эволюции, являются общими для всей эволюции и всего охваченного ею мира в целом.

Самая высшая в мире реальность - это человек и мир человека: социальный и духовный. В нем диалектика жизни достигла самого глубокого и полного выражения. Законы этого мира - ключ ко всей диалектике действительности. Это и дает философии как человекознанию право быть категориальным, всеобщим методологическим орудием познания, освоения, постижения всей бесконечной Вселенной, всех ее возможных форм и перевоплощений. Категории философии - это.«узелки на память», оставляемые в наследство новым поколениям их предшественниками. В них сжат и сконцентрирован весь исторический опыт человечества, зашифрован социогенетический код культуры. Только на этой основе возникает, работает человеческая мысль, в том числе и мысль философская.
3. Структура философии

Классическая философская литература свидетельствует о большом жанровом разнообразии философских произведений, как и о многообразии литературных вкусов и предпочтений их авторов - от строгих теоретических трактатов (Аристотель, Кант, Витгенштейн) до художественных эссе (Монтень, Паскаль, Ницше) и даже пьес и романов (Ибсен, Достоевский, Сартр). Но это многообразие касается формы, а не содержания философских систем и учений. По содержанию же уже с древнейших времен философы выстраивали определенную структуру, последовательность в выдвижении и исследовании мировоззренческих идей. Так, стоики и Эпикур (IV-III вв. до н.э.) вычленяли три части философского знания: физику, логику и этику. Этика рассматривалась как высшая, завершающая часть философского мудрствования, ибо она, опираясь на знание природы и законы мышления, учила человека мудро жить, а это и есть высшая цель философии.

Наследуя идеи античности, философы Нового времени стали различать философию теоретическую (учение о законах бытия и познания) и практическую (этика, политическое и правовое учения). Теоретическая философия составляет фундамент философского знания, получающего свое завершение в сфере «практики», или высших регулятивов личной и общественной жизни человека.

Структура философии предполагает не только обоснование количества философских дисциплин, но и их последовательность, соподчиненность. Свои варианты всеохватывающих философских систем предложили великие немецкие философы - Кант и Гегель. Система «критической философии» Канта очерчена его тремя главными произведениями (тремя «Критиками»): «Критикой чистого разума», «Критикой практического разума» и «Критикой способности Суждения». Каждая из них посвящена исследованию одной из трех способностей человеческого духа: гносеология - способности познания; этика - способности желания; чувства прекрасного и возвышенного - способности к чувству эстетического удовольствия. Переставить, поменять местами эти три части философского знания так же нельзя, как нельзя поменять этажи здания.

Гегель назвал свою систему энциклопедией философских наук. Он поставил перед собой задачу охватить, осмыслить все грани природной и духовной реальности. Вместе с тем система гегелевской философии внешне проста и тоже, как и у Канта, трехчастна. Эти три части выражают великую триаду Диалектического развития: Абсолютную идею в ее чистом, доприродном состоянии; Абсолютную идею, воплощенной в природе и Абсолютную идею, воплощенной в Духе (в образовании культуры). Не вдаваясь в подробности (здесь это сделать невозможно), скажем, что принцип триады сохраняется у Гегеля и дальше, дробя гегелевские категории не в произвольном, а в строго последовательном, историческом порядке.

Современная структура философского знания отражает общее состояние исследовательской мысли в области этой древнейшей формы культуры и то особое положение, которое в наше время занимает философия в жизни общества, в системе гуманитарного образования в целом.

К началу XXI в. уже сложились или находятся в процессе своего формирования такие элементы и аспекты философского знания, как онтология, гносеология (теория познания), эпистемология (теория научного познания), диалектика, методология, социальная философия (философия истории), этика, эстетика, аксиология, философская антропология, философия науки, философия техники, философия культуры, философия религии - круг философских дисциплин может быть и расширен. Особо следует сказать об истории философии, которая составляет центральный «нерв» любого философского исследования, выступая как взгляд философии на саму себя (философское самосознание).
4. Место и роль философии в культуре

Уже Аристотель, предвидя и сегодняшние вопросы о «пользе» философии, подчеркивал, что от философии не нужно ждать практической пользы, т. е. решения частных прикладных задач. Ибо философия - это не тактика, а стратегия человеческой жизни; она есть удел свободного человека. Поэтому она нужна только такому обществу, в котором ценят свободу, в котором люди осознанно берут на себя груз ответственности за свой выбор, за свои решения.

Философии не могло быть в древнейшем (первобытном) обществе с его родоплеменной организацией. В «ем каждый поступок, каждый шаг члена рода или племени был определен и отмерен, и все находились под строгим и неусыпным контролем вождей, жрецов, старейшин. Долгие века и тысячелетия отчаянной борьбы за жизнь закрепили в социальной памяти коллектива оптимальные стандарты поведения. Внешне это проявлялось в ритуалах, а в сознании - в форме мифа - первой, исторической форме социального регулятива.

По сравнению q мифом религия - более сложное и развитое сознание, отвечающее более высокой, более зрелой ступени общественной организации, когда высшим судьей для себя люди признают не человеческий, а сверхчеловеческий разум, сверхприродную реальность - Бога, который в глазах верующих и есть абсолютное, вечное Добро, абсолютное воплощение Нравственности. Религия - вторая (после мифа) историческая форма социального регулятива. Она еще не есть свобода, но есть мечта, греза о ней.

Но и в достаточно развитом обществе - если только это общество тоталитарного, казарменного режима - философия не нужна и невозможна. Вспомним и сравним два соседствовавших, соперничавших друг с другом в середине первого тысячелетия до нашей эры греческих государства: Афины и Спарту. Один народ, один язык, но насколько неравноценен след, оставленный афинянами и спартанцами в культурной памяти человечества!

Афины- это Анаксагор и.Перикл, Сократ и Платон, Аристотель и Эсхил, Софокл и Эврипид, Фидий и Аристофан; это Академия и Лицей; это великая философия, великое искусство и глубоко продуманная, блестящая система образования. Афины (вместе с городами-полисами Милетом, Эфесом, Абдерами, Элеем и др.) - это и есть «греческое чудо» - колыбель всей западней культуры и цивилизации.

Что же явила собой и что оставила после себя Древняя Спарта? Суровое до жестокости воспитание детей и подростков (спартанское воспитание), казарменную муштру, безжалостнее подавление естественных чувств и эмоций в угоду тоталитарному режиму. Граждане Спарты не имели ни места, ни времени для самостоятельного творчества, для духовного развития личности. В этом государстве жили, воспитывались отличные воины и гимнасты, но в нем не было ни художников, ни мыслителей, ни политических стратегов.

Да у спартанцев не было и необходимости в них! Их строй, их образ жизни не знал «проблем»: всем было все «ясно», каждый гражданин государства твердо знал, в чем его долг и в чем добродетель. Знал, потому что от него всего лишь требовалось выполнять команду. Спартанец был избавлен от необходимости самому выбирать свою судьбу, самому судить о приоритетах и ценностях жизни, самому - на свой страх и риск - принимать решения, а следовательно, и самому нести ответственность за них. Спартанец «обходился» без всего этого, потому что в Спарте не было гражданской и личной свободы, не было демократии.

Афиняне же позволяли себе роскошь спора, несогласия, сомнения. Афинянам, милетцам, элеатам их предки завещали лишь одно: способность сомневаться и удивляться миру. Они завещали им знание о собственном незнании, но вместе с тем и высокое уважение, доверие к своему разуму, высшее выражение которого - философская мысль - стала вместе с тем высшей формой (вслед за мифом и религией) жизненного, социального регулятива.

И сегодня место и роль философии в жизни человека и общества определяются ее антидогматическим, антиавторитарным характером. Дух подлинной философии -критика. Критический (а не апологетический) дух философии не вызывал к ней большой любви и сочувствия со стороны власти, по отношению к которой философское «вольнодумство» чаще было не в согласии, а в оппозиции. Но без такой критики, без подвижничества героических энтузиастов - философов - ни о какой победе разума на Земле не могло бы и быть речи.

ЛЕКЦИЯ 2

Становление философии. Основные этапы ее исторического развития

1. Происхождение философии


  1. Основные этапы исторического развития философской мысли

  1. Современная западная философия.

  2. Русская философия.

1. Происхождение философии

Процесс возникновения и развития философских идей составляет предмет особой науки - истории философии. Эта наука рассматривает историко-философский процесс в широком, контексте культуры, в соотношении со сложными явлениями общественной жизни. Уже Л. Фейербах показал, что человек, философствуя; выступает от имени всего человеческого рода. Но это не значит, что все страны и народы в равной мере были причастны к зарождению и развитию философий.

В западной (среднеземноморской) культуре эту великую роль взяли на себя греки - граждане древних городов-полисов, населявших тогда бассейн Эгейского моря. Родина древневосточной философии - Индия и Китай. Интересно, что становление и западной, и восточной философии происходило практически в одно и то же историческое время и независимо друг от друга. И на Западе, и на Востоке философия стала складываться на той ступени истории, культуры, когда в связи с развитием общественных отношений начался необратимый процесс разложения сознания, господствовавшего в родовом и раннем классовом обществе. Вытеснение философским сознанием мифологического было вместе с тем рождением рациональности - веры в разум как в самую надежную опору жизни и естественное средство познания.

Древние греки «изобрели» философию, но это изобретение стало возможным лишь потому, что еще раньше они же «изобрели» демократию, а еще раньше - осознали самоценность умственной деятельности, радость от свободного искания истины.
2. Основные этапы исторического развития философской мысли

История философии - неотъемлемая часть истории культуры. Можно по-разному периодизировать путь, пройденный философией за две с половиной тысячи лет (от времен дневных греков и древних римлян). Но в самом общем плане крупные периоды, этапы исторического развития философии имеют под собой своим основанием общественно-экономические формации, способы социального и духовного производства. Следуя такому взгляду, говорят об античной философии (философии рабовладельческого общества), средневековой философии (философии эпохи феодализма), философии Нового времени (философии буржуазной формации) и современной философий, имея в виду под ней философскую мысль XX в., идеологически и политически крайне не однозначную. Нельзя недооценивать и национального своеобразия философских идей. В этом контексте рассматривают как относительно самостоятельные духовные построения немецкую, французскую, русскую философию (что сопоставимо с национальным искусством).

Первый исторически крупный этап в развитии философии - античная философия (VI в. до н.э. - VI в. н.э.). Ее творцы - древние греки и древние римляне (последние - в позднюю античность). Величайшим достижением этих философов была сама постановка вечных, всегда сопутствующих человеку проблем: о начале всех вещей, о бытии и небытии мира, о тождестве противоположностей, о свободе и необходимости, жизни и смерти, свободе и необходимости, месте и роли человека на земле ив космосе, о нравственном долге, о прекрасном и возвышенном, о мудрости и человеческим достоинстве, о любви, дружбе, счастье и многом другим, что не может не. волновать ум и душу человека. У древних мыслителей было одно «орудие» познания - созерцание, наблюдение, тонкая умозрительность.

Античная философия возникла как стихийно-диалектическая натурфилософия. Именно ей античная мысль обязана двумя замечательными идеями: идеей об универсальной всеобщей связи всех вещей и явлений мира и идеей бесконечного, мирового развития. Уже в античной философии сложились два альтернативных гносеологических направления: материализм и идеализм. Материалист Демокрит, опережая века и тысячелетия, выдвинул гениальную идею атома как мельчайшей частицы вещества. Идеалист Платон, опираясь не только на силу отвлеченной мысли, но и на удивительную художественную интуицию, блестяще разработал диалектику единичных вещей и общих понятий, что имеет непреходящее значение во всех областях человеческого творчества и поныне.

Нередко историки античной философии проводят границу между более ранними и более поздними античными философами, относя первых к «досократикам», а вторых - к сократическим школам. Этим подчеркивается действительно ключевая роль Сократа (V в до н.э.) как философа, переместившего центр философского знания с проблем натурфилософии в область человекознания, прежде всего этики. Идеи поздней античности (эпохи эллинизма) унаследовали гуманистическую мысль Сократа. Вместе с тем, глубоко переживая надвигающуюся гибель античной культуры, философы этого периода сделали несомненный шаг от сократовского рационализма в сторону иррационализма и мистики, что стало особенно заметно в философии последователей Платона -неоплатоников.

Второй этап в развитии европейской философии - филосо фия средневековья (V - XV вв. н.э.). По духу и содержанию своему это религиозная (христианская) философия, обосновывавшая и укреплявшая во всех странах Западной Европы христианскую (католическую) веру. На протяжении более тысячи лет ортодоксальная идеология христианства, опираясь на могущество церкви, вела упорную борьбу с «ересями», «вольнодумством», т. е. с малейшими отступлениями от догм и канонов Ватикана. Хотя и в этих условиях философия отстаивала права разума, но при условии признания господства над разумом веры. Не согласных с этим ждали костры Инквизиции.

Философы и богословы, разрабатывавшие в первые века новой эры основные догматы христианской религии, в глазах своих продолжателей и последователей получили высшую меру признания - их стали почитать как «отцов» Церкви, а их творчество стали называть «патристикой». Одним из самых выдающихся «отцов церкви» был Августин Блаженный (IV-V вв. н.э.). Бог, по его мнению, - творец мира, и он же - творец, двигатель истории. Смысл и предначертание истории философ и богослов видел во всемирном переходе людей от язычества к христианству. Каждый человек несет полную меру ответственности за свои дела и поступки, так как Бог дал человеку способность свободно выбирать между добром и злом.

Если Августин - яркий представитель раннего средневековья, то сложившаяся система христианской средневековой философии наиболее полно и значительно выражена в трудах Фомы Аквинского (XIII в.). Его философия - вершина схоластики. (Так стали к этому времени называть философию, преподававшуюся в школах и университетах.) Ставя выше всех своих предшественников Аристотеля, Фома предпринял грандиозную попытку соединить, органически связать между собой античную мудрость с догматикой и вероучением христианства. С этих позиций разум (наука) и вера не противоречат друг другу, если только это «правильная» вера, т. е. вера христианская.

В средневековой схоластике мы находим зародыши реальных проблем. Одной из них была проблема диалектики, связи общего и единичного. Существует ли общее реально? Или же реально существует только единичное, а общее - лишь мысленное отвлечение от единичных предметов и явлений? Признававшие реальность общих понятий составили направление реалистов, считавшее же общее только «именем», а реально существующим только единичное, составили направление но минализма. Номиналисты и реалисты - предшественники материалистов и идеалистов Нового времени.

Третьим, переходным этапом в истории западной филосо фии является философия эпохи Возрождения. Различают Раннее Возрождение (XIII-XIV вв.) и Позднее Возрождение (XV- XVI вв.). Очень красноречиво само название эпохи: речь идет о возрождении (после тысячелетнего перерыва) культуры, искусства, философии античного мира, достижения которого признаются образцом для современности. Великие представители этой эпохи были людьми всесторонне развитыми (Данте, Эразм Роттердамский, Леонардо да Винчи, Микельанджело, Монтень, Сервантес, Шекспир). Гениальные художники и мыслители выдвигали в своем творчестве уже не теологическую, а гуманистическую систему ценностей. Социальные мыслители этого времени - Макиавелли, Мор, Кампанелла- создавали проекты идеального государства, выражавшие прежде всего интересы нового общественного класса - буржуазии.

В XVI-XVII вв. в странах Западной Европы стал утверждаться капитализм. Великие географические Открытия необыкновенно расширили горизонт человека, развитие производства потребовало серьезной постановки научных исследований. Наука Нового времени все больше опиралась на эксперимент и математику. Молодая наука XVII-XVIII вв. добилась выдающихся успехов прежде всего в механике и математике.

Философия Нового времени - четвёртый исторический этап в развитии европейской философии - не только опиралась на данные естественных наук, но и сама выступала их опорой, вооружая науку логикой, методом исследования. Философским обоснованием экспериментального знания был эмпирико-индуктивный метод Ф. Бэкона (1561-1626), тогда как математическая наука нашла свою философскую методологию в трудах Р. Декарта (1596-1650).

Философия XVII-XVIII вв. была преимущественно рационалистической. В XVIII в. сначала во Франции, потом и в других странах Западной Европы широко и мощно заявило о себе социально-философское движение Просвещение, сыгравшее выдающуюся роль в идеологической подготовке Французской революции 1789-1793 гг.

С последней четверти XVIII в. и до середины XIX в. на передний край в области философского творчества выходит Германия. Будучи отсталой в то время в экономическом и политическом отношениях, эта страна стала родиной великих художников и мыслителей: Канта, Гёте, Фихте, Гегеля, Бетховена, Шиллера, Шеллинга, Гейне, Фейербаха. Выдающейся теоретической заслугой классической немецкой философии были преодоление созерцательного, натуралистического взгляда на мир, осознание человека как творческого, деятельного субъекта, углубленная разработка общей концепции развития-диалектики.

В середине XIX в. там же (в Германии) возникает марксизм, философский наследник немецкой классики и европейского рационализма. Главный вклад Маркса в философию состоял в открытии и обосновании материалистического понимания истории и в углубленной разработке - на материале современного ему буржуазного общества - материалистической диалектики. Однако в реальную социальную жизнь человечества (в XX в. в особенности) марксизм вошел главным образом своей другой - не научно-философской, а идеологической стороной, как идеология открытого и жесткого классового противостояния, оправдывающая (во имя отвлеченных классовых интересов) крайние формы классовой борьбы и насилия.

Европейский рационализм (от Бэкона до Маркса) в диалектике социального и индивидуального отдавал несомненный приоритет социальному (общему). Исследование классов, формаций, исторических эпох выдвигалось на передний край, тогда как проблемы единичного - внутренней организации личности - оставались в тени (в тени оставался и феномен бессознательного). Но реальный опыт жизни убеждал, что разум не единственная сила, управляющая поведением человека и общества. На этой основе в XIX в. возникает иррационалистичес кая философия (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше), которая ведущую роль в жизни и судьбах людей стала отводить не разуму, а страсти, воле, инстинктам. Философы- иррационалисты увидели и с большой силой выразили теневую сторону жизни, прогресса. Но из этого они сделали разные выводы. Идеал Шопенгауэра -- нирвана, т. е. отрешенность от жизни как безусловного зла. Кьеркегор требует признать, что высшие истины (к ним относятся глубоко интимные переживания страха и ожидания смерти) не могут быть высказаны, а могут лишь переживаться каждым человеком наедине с собой и по-своему. Волюнтаризм Ницше лишь внешне «оптимистичен», поскольку утверждает волю к власти как к полноте жизни. Но это слепая жизнь, без всякой разумной цели. Ницше не скрывал своего крайне враждебного отношения к христианству.
3. Современная западная философия

Рубеж XIX-XX вв. - важнейшая веха на пути философской мысли, открывающая собой новейший современный этап ее сложной и противоречивой истории. Философию XX в. можно назвать постклассической, так как она отличается от «классического» этапа своего развития. XX в. - это век величайших потрясений в жизни человечества (мировых войн, революций), когда перед всеми людьми планеты встал реально вопрос о самом существовании земной цивилизации. Научно-техническая революция сделала отношения человека к природному миру и к собственному миру культуры значительно более сложными, чем в прошлые времена, более опосредованными. Диалог «философии человека» и «философии науки» в наше время по сути только начинается. В этом диалоге родились и рождаются новые направления философского знания. Укажем на некоторые из них.

Неопозитивизм (логический позитивизм) - современная форма позитивизма, общекультурные и гносеологические корни которого уходят в XIX столетие, когда были сформулированы и разработаны основные принципы и положения классического позитивизма: признание достоверным только физически-опытного знания и отказ научного исследователя от «ненаучного», «метафизического» объяснения (т. е. мировоззренческих и философских проблем) как теоретически и практически невозможных. Понимая философию как род деятельности, сводящийся к анализу естественных и искусственных языков, логические позитивисты добились определенных результатов в выяснении роли знаково-символических средств в научном познании, в возможности математизации знания, соотношения теоретического аппарата и эмпирического базиса науки. Идеальном средством решения этих задач неопозитивисты считают аппарат математической логики.

Постпозитивизм возник и сложился в середине XX в. на базе критики и самокритики неопозитивизма. Отграничение научного знания от ненаучного представители постпозитивизма видят в том, что научное знание принципиально может быть опровергнуто с помощью данных опыта. С этой точки зрения любое научное знание носит лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам.

Психоанализ - направление, обязанное своим происхождением австрийскому культурологу, психологу и врачу- психиатру 3. Фрейду (1856-1939). В основе направления лежит фундаментальное положение о роли бессознательного в жизни людей, которое рассматривается психоаналитиками как мощное энергетическое начало. В эту область «спрятаны» все запрещенные культурой влечения и страхи, что порождает постоянные неврозы и психические расстройства человека. Но бессознательное может и должно стать предметом научного познания, поскольку у бессознательных процессов есть свой смысл. Психоанализ и есть средство научного познания тайн бессознательного.

Феноменология - направление, современный вид которому придал немецкий философ Гуссерль (1859-1938). Феноменология, по его мнению, - дисциплина, описывающая сущностные характеристики сознания. Выполнить их феноменология может только будучи строгой наукой. Это значит, что она должна выделить чистое, т. е. допредметное, досимволическое сознание, или «субъективный поток», и определить его особенности. Только таким путем можно прийти к пониманию сущности сознания вообще, основная характеристика которого - «интенциональность», т. е. его направленность на тот или иной предмет. Источником всех теорий и понятий науки феноменология признает мир повседневности (жизненный мир). Переход от рассмотрения конкретных предметов к анализу их чистой сущности получил у феноменологов наименование «феноменологической редукции», т. е. переориентировки внимания ученого с предмета на то, каким образом указанные предметы даны нашему сознанию. Таким путем, считает феноменология, открывается возможность исследования многообразных видов человеческого опыта.

Экзистенциализм - направление, признающее единственной, подлинной реальностью бытие человеческой личности. Общим положением экзистенциализма является утверждение о первичности человеческого существования по отношению к социальной сущности индивида, И это потому, что человек сам определяет свою сущность. Он стремится к своей индивидуальной цели, творит себя, выбирает свою жизнь. Но в обыденной жизни человек не осознает бессмысленности мира и стремится быть «как все», избегая свободы и ответственности. Этим, однако, отличается обыденный человек от подлинного, принимающего на себя всю ответственность за свой выбор и свои решения. Современный экзистенциализм (преимущественно немецкий и французский) сформировался под влиянием идей датского философа Кьеркегора, философии жизни и феноменологии. Предтечей экзистенциализма были русские философы Н. Бердяев и Л. Шестов.

Структурализм и постструктурализм - общее название для ряда направлений в современном философском и гуманитарном знании, связанное с поиском логических структур, объективно существующих за многообразием явлений культуры. Предпосылки структурализма можно проследить даже в античности (пифагорейцы, неоплатоники), но в современную философию идеи структурализма пришли из специальных областей знания (лингвистики, литературоведения, этнографии). Свою основную задачу структурализм видит в поисках устойчивых логических структур, т. е. устойчивых связей объектов. Структурализм добился значительных успехов в выявлении глубинных структур культуры. Вместе с тем он явился противником гуманистических представлений о центральной роли человека и его свободы, что объективно дегуманизирует обществознание. Продолжением, но и самокритикой структурализма стал постструктурализм, признавший невозможность редукции субъекта к структурам, что в значительной степени означало возвращение к человеку как субъекту.

Философская герменевтика - первоначально (с античных времен) это слово означало искусство истолкования текстов. С XX в. (М. Хайдеггер, Г. Гадамер, П. Анкер и др.) этим словом обозначается философское учение о понимании и постижении смысла («сути дела») феноменов духовной культуры. Так, для Гадамера понимание - способ существования познающего, действующего и оценивающего человека, универсальный способ освоения человеком мира в «опыте жизни», в «опыте истории» и «опыте искусства».

Философская антропология ставит перед собой задачу осмысления проблем человеческой природы и основных модусов человеческого бытия. Противоречивая сущность человека заключается в том, что он и погружен в мир, и возвышается над ним, что дает возможность ему взглянуть на мир и с точки зрения мгновения, с точки зрения вечности. Уникальность человека как космического существа, способного к самосознанию, требует изучать его и как объект, и как субъект своей жизни. Философская антропология выступила против биологизаторских концепций сущности человека, подчеркивая духовные и творческие основы человека и общества.

4. Русская философия

Русская философия - сравнительно позднее образование нашей национальной культуры, хотя предпосылки ее уходят в глубь российской (шире - славянской) истории. Но предпосылки (сюда мы отнесем прежде всего историческое сознание и самосознание народа) еще не есть само явление. Они лишь подготавливают рождение и развитие его.

Философия же в ее подлинном смысле слова возникает в России в XIX в. Даже XVIII в. (век М. В. Ломоносова и А Н.Радищева) в значительной мере еще подготовительный потому что русская мысль до Чаадаева и славянофилов во многом. еще лишь следовала за мыслью европейской, еще искала свою тему, свою тональность, свой голос выражения. В классическом, золотом для России XIX в., русская философия не только училась у Запада, но и учила его. Страна Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и Вл. Соловьева становилась поистине духовным лидером человечества.

Русская философская классика XIX в., как и русская классическая литература, несли миру глубоко выстраданную опытом поколений истину: нет и не может быть такой цели, ради которой была бы допустима жертва хотя бы в одну человеческую жизнь, в одну каплю крови, в одну детскую слезинку. Русская философия выступила как философия Предупреждения. Ее лейтмотив - нравственное вето на любой социальный проект, на любой «прогресс», если только они рассчитаны на принуждение, насилие над личностью. Для русской философии характерен отказ от академических форм теоретизирования, от чисто рационалистического способа доказательства и обоснования прочувствованных сердцем, пережитых, выстраданных истин. Истина постигается, по учению русских философов, не чисто рациональным, рассудочным актом, а цельной жизнью духа, «полнотой жизни» (Н. А. Бердяев).

Полнота жизни - это и есть краеугольный камень вершинного завоевания русской философской мысли - идеи, или учения, всеединства. Русская философия - душа русского народа, со своими идеалами и ценностями, очень далекими от прагматизма и утилитаризма западной культуры. Философскую установку Запада четко выразил Спиноза: не плакать, не смеяться, а понимать! В полную противоположность такому крайнему рационализму русская философия (русская духовность) утверждала - устами старца Зосимы из «Братьев Карамазовых» Достоевского - невозможность постижения Истины без любви: высшие откровения духа даются лишь любящему сердцу. И это не чувственная любовь (как у Фейербаха). Это духовная любовь - именно она отличает человека от всех живых тварей земли. Именно она придает нашему сознанию цельность и полноту.

Классическая русская философия, как и классическая русская литература, антибуржуазна. «Близорукость» и «утопизм» тех, кто искал альтернативу капитализму, были в то же время дальновидным провидением более глубокой исторической сущности: антигуманного, безнравственного, антиэстетического, а потому по необходимости и «неистинного» преходящего характера западноевропейского, т. е. буржуазного, типа развития. Отстав от российской действительности, русская философия намного ее опередила. В программе Всеединства и цельного знания был прочерчен путь, которой мог и должен был пересечься с основной магистралью европейской мысли, но не слиться с ней, а сохранить свой голос в этом дуэте. Это был голос Любви и Добра, не заглушающий, но и не заглушаемый западным голосом - Воли и Разума.

Русская философия - целостное духовное образование. Но внутреннее единство ее идей достигалось в сложной, напряженной борьбе различных школ и направлений мысли. В философских спорах нередко каждая сторона была по-своему права, а истина рождалась в сопряжении, синтезе противоположных мнений.

Рассмотрим в этом ключе основные исторические этапы развития русской философии двух последних столетий:


  1. Начало самостоятельной философской мысли в России связано со славянофильством (40-50-е гг. XIX в.). Основатели этого течения А. С: Хомяков (1804-1860) и И. В. Киреевский (1806-1856) открыто противопоставляли свой способ философствования, предполагающий единство ума, воли и чувства, западному, односторонне-рационалистическому. Духовной основой славянофильства было православное христианство, с позиций которого они критиковали материализм и классический (диалектический) идеализм Канта и Гегеля.
Другую точку зрения, противоположную славянофильской, отстаивали в спорах с ними западники (40-60-е гг. XIX в.), считавшие, что Россия может и должна пройти тот же этап развития, что и Запад. Среди западников были как либералы-реформаторы (П. В. Анненков, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин), так и радикалы-революционеры (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский). Основоположником западничества следует признать замечательного русского мыслителя П. Я. Чаадаева (1794- 1856).

3. Народничество (60-80-е гг. XIX в.). Это направление в России выросло из учения А. И. Герцена о «русском», т. е. крестьянском социализме. Капитализм народниками осуждался как реакционное, попятное движение. К народничеству близко стоял русский анархизм (М. А. Бакунин, Л. Н. Толстой, П. А. Кропоткин).

4. Философия всеединства (70-е гг. XIX в.-30-е гг. "XX в.). Корни этого философского учения уходят в глубь веков - к античности и Возрождению. В русской духовности идея всеединству была возрождена и развита Вл. Соловьевым (1853-1900). Всеединство (универсальная связь мира) доступно раскрывает себя лишь «цельному знанию», органически сочетающему в себе теологию, философию и опытную науку, преодолевающему на этом основе односторонность как рационализма, так и иррационализма. Идеи Вл. Соловьева были продолжены его соотечественниками С. Л. Франком, П. А. Флоренским, Л. П. Карсавиным.

5. Русская религиозная философия конца XIX - начала XX в. На этом рубеже (в так называемый серебряный век русской культуры) творческий подъем охватил религию, философию, искусство. Интерес к религии был пробуждением интереса общества к высшим, вечным истинам и ценностям, к тайне человека. Одним из идеологов религиозного обновленчества был оригинальный русский мыслитель В. В. Розанов (1856-1919). Особое место в русской религиозной философии принадлежит Л. И. Шестову (1866-1938), непримиримому критику европейского рационализма. К данному направлению относится многогранное творчество А. И. Ильина (1883-1954) - философа, правоведа, литературного критика.

6: Русский марксизм (с 1883 г. - со времени начала марксистского революционного движения в России). Основатели его - Г.В. Плеханов (1856-1918) и В. И. Ленин (1870-1924). Как теоретик марксизма, Плеханов основополагающее значение придавал материалистическому пониманию истории, справедливо связывая с ним научный характер марксистской социологи. В отличие от Плеханова Ленин не удовлетворялся объективно-научным осмыслением действительности. Для него высшим актом социального творчества являлась социально-политическая, революция. В начале XX века особую группу внутри русского марксизма образовали идеологи так называемого «легального марксизма»: Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. Б. Струве. Они сочувствовали процессу капитализации России, но решительно отмежевали себя от сторонников насильственной революции и классовой диктатуры.

7. Философия в советской и постсоветской Росссии. В это время (с 1917 года по 1991-й) официально идеологией в СССР был провозглашен марксизм-ленинизм. Но даже в условиях тяжелого идеологического пресса в России творили, работали выдающиеся философы, труды которых со временем получили мировую известность - А. Ф. Лосев, М. М. Бахтин, Г. Г. Шпет, Л. С. Выготский, Э. В. Ильенков, Б. М. Кедров, П. В. Копнин, К. Мамардашвили и др. Мировое значение русской философской мысли XX в. еще подлежит изучению и исследованию.

ЛИТЕРАТУРА


  1. Вольф Р. П. О философии. М., 1996.

  2. Гилъдербранд Д. фон. Что такое философия? СПб., 1997.

  3. Зеньковский В. В. История русской философии: В 2 т., Л., 1991.

  4. История философии: Учебник для вузов. Ростов н /Д, 2001.

  5. История философии: Запад - Россия - Восток: В 4 кн. М., 1997-2000.
6. Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991.

  1. Мир философии: Книга для чтения: В 2 ч. Ч, 1..М., 1991. Разд. 1.

  2. Ойзерман Т. И. Философия как история философии. СПб., 1999.

  3. Основы философии в вопросах и ответах. Ростов н/Д, 2002. Разд. 1.

  1. Рассел Б. История западной философии: В 2 т. М., 1993.

  2. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. СПб., 1994-1997.

  3. Философия, 3-е изд., перераб. и дополн. Ростов н/Д, 2002. Гл. 1-2.

  4. Хрестоматия по философии. Ростов н/Д, 1997.

Раздел II
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

(д. ф. н., проф. В. П. Кохановский)
ЛЕКЦИЯ 3

Бытие как философская проблема

1. Формирование представлений о бытии в истории философии.


  1. Бытие природы. Экологическая проблема.

  2. Общественное бытие и бытие духовного.

1. Формирование представлений о бытии в истории философии

Представления о бытии начали формироваться уже в самых древних философских учениях. В античной философии большое внимание этой категории уделил Парменид (V в. до н.э.). Он считал, что: а) бытие есть всегда, оно не возникает и не исчезает, т. е. оно вечно; б) бытие неподвижно и неизменно; в) бытие - это замкнутый шар (сфера), что означает его ограниченность и завершенность; г) знания о бытии мы получаем с помощью разума, ибо чувства вводят нас в заблуждение.

В философии Платона бытие подразделяется на три уровня: а) умопостигаемое бытие вечных, бестелесных идей, которые первичны; б) чувственно постигаемое бытие вещей, которые производны от идей; в) бытие предметов искусства.

В средневековой философии бытие чаще всего отождествлялось с Богом («Бог есть само бытие»), от которого, как полагали, происходит бытие отдельных вещей.

В эпоху Возрождения и в Новое время (XVI-XVIII вв.) формируются натуралистические представления о бытии как природе. Материалисты этого периода фактически отождествляли бытие с материей во всех ее проявлениях («телесная субстанция»). Д. Беркли обосновывал субъективно-идеалистическую концепцию бытия: «Существовать - значит быть в восприятии».

Важное место категория бытия заняла в немецкой классической философии. Гегель, противопоставляя свой диалектико-идеалистический подход в понимании бытия парменидовскому метафизическому, подчеркивает, что «становление есть данность бытия». Категория бытия стада исходной при построении его «науки логики» как системы категорий.

Величайшая заслуга Гегеля состояла в том, что, во-первых, он категорию бытия наполнил глубоким диалектическим содержанием, связанным с идеей развития. Во-вторых, философ придал категории бытия полярный характер, связав ее со «своим другим» - категорией «ничто». Единство (противоречие) этих категорий есть становление, единство возникновения и уничтожения. В-третьих, противоречие «бытие-ничто» Гегель сделал «мотором восхождения» в своей логике как последовательно развертывающейся системе категорий (качество, количество, мера, сущность и явление и др.). В-четвертых, Гегель выделил две формы объективного процесса - природу (бытие природы) и целесообразную деятельность людей (общественное бытие). Однако немецкий философ представил бытие как «инобытие духа», т. е. растворил бытие в мышлении (панлогизм).

В диалектическом материализме бытие разделяется на бытие идеального (духовное бытие) и материальное бытие. Последнее считается первичным, определяющим, а первое - вторичным, зависимым от него. Эта зависимость раскрывается через понятие «отражение»: идеальное есть активное творческое воспроизведение материального бытия.

В философии XX в. проблема бытия активно обсуждалась в экзистенциализме применительно к человеческому существованию (Хайдеггер, Ясперс, Сартр и др.). Основное понятие данного философского направления - «экзистенция». Оно выражает способ бытия человеческой личности как конкретной, неповторимой, уникальной, которая не может быть доступна рационалистическому языку понятий. Тем самым бытие - это прежде всего человеческое существование: бытие есть наша жизнь.
2. Бытие природы. Экологическая проблема

Понятие «природа» имеет три основных значения: а) Первозданная природа, где предполагается отсутствие человека. В данном значении понятие природы является синонимом понятий «материя», «объективная реальность», «Вселенная», «Универсум».

Б) Естественная среда обитания человека - географическая среда, народонаселение и т.п.

В) Искусственная среда обитания человека - созданные им материальные условия его существования. Это так называемая «вторая природа» - техника, различные строения, сооружения и т.п. Второй и третий аспекты понятия «природа» нередко объединяются в понятие «окружающая среда».

В своем развитии природа проходит две основных преемственно связанных стадии - неорганическая и органическая (связанная с появлением жизни), или биосфера. С появлением человеческого общества и развитием науки и техники биосфера закономерно переходит в ноосферу (сферу разума), т. е. в область природы, охваченной разумной человеческой деятельностью. Ноосфера имеет тенденцию к непрерывному расширению за счет выхода человека в космос, проникновения в глубины океана и в недра Земли.

Если воздействие человека на природу становится негативным или даже угрожающим, возникают и обостряются так называемые глобальные проблемы. В XX-XXI вв. на первое место все более выдвигается экологическая проблема (взаимодействие современной цивилизации с природой), ибо она представляет собой проблему выживания человечества. К числу глобальных экологических опасностей чаще всего относят разрушение земной атмосферы, недостаток и загрязнение почвы (особенно опасны ядерные отходы) и т.п. Сегодня вопрос стоит уже не о «покорении» природы, а о ее защите, что предполагает принятие странами и государствами определенных эффективных мер.
3. Общественное бытие и бытие духовного

Одна из основных форм бытия - человеческая деятельность. Последняя представляет собой активное целесообразное изменение человеком как социальным существом окружающей действительности и самого себя.

Деятельность людей всегда носит коллективный, общественный характер, и она изначально раздвоена на две неразрывно связанные формы - материально-практическую (первичную) и идеальную, духовную. Первая (т.е. преобразование природы и общества) есть основа всех видов духовной деятельности (умственная, познавательная, религиозная, художественное творчество, нравственная и т.д.).

Материально-практическая деятельность и есть обще ственное бытие в широком, смысле - материальная жизнь общества, производство материальных благ и те отношения, в которые вступают люди в процессе этого производства.

Бытие духовного, идеального - это не что иное, как общественное сознание в различных его формах, т. е. то, что выражается термином «духовное производство», т. е. производство идей, представлений, понятий и т.п. - всего нематериального.

Когда говорят о бытии духовного (идеального), чаще всего имеют в виду, что, во-первых, оно охватывает как сознание, так и бессознательное. Во-вторых, бытие духовного может быть индивидуализированным (сознание, духовный мир индивида) и объективированным,{язык, идеалы, нормы, ценности, произведения искусства - и вообще вся «вторая природа»).

Бытие как таковое может быть подразделено на потенциальное (существование в возможности) и актуальное (существование в действительности). Для характеристики высших проявлений бытия применяется категория «существование», а для выражения главного в бытии, его глубинных особенностей - категория «сущность». Совокупность многообразных проявлений бытия, а также любая вещь или субъект в аспекте их причастности бытию обозначается категорией «сущее».

История общества (в отличие от истории природы) - это деятельность преследующего свои цели Человека, где осуществляется сложная диалектика бытия, реализуется диалектика материального и идеального, практики и познания, объективного и субъективного.

ЛЕКЦИЯ 4

Материя и субстанция

1. Формирование представлений о материи в истории философии и науки.


  1. Революция в естествознании конца XIX -- начала XX в. и проблема «исчезновения» материи.

  2. Современная наука о строении мате рии и уровнях ее. организации.

  3. Субстанция. Материальное и идеаль ное.

1. Формирование представлений о материи в истории философии и науки

Первые попытки определить понятие «материя» были предприняты в древней философии. Античные мыслители-материалисты отождествляли материю с каким-либо конкретным видом вещества: водой (Фалес), воздухом (Анаксимен), огнем (Гераклит), атомами (Демокрит). Аристотель под материей понимал совокупность четырех «стихий» (начал) - огня, воды, воздуха и земли. Попытку преодолеть подмену материи одним из видов вещества предпринял Анаксимандр, который первоосновой всего существующего считал «апейрон» - бесконечную, неопределенную, беспредельную меняющуюся субстанцию.

В философии Нового времени (XVII-XVIII вв.) материю понимали как некое однообразное, отличное от конкретных тел вещественное начало (субстанция), наделенное такими свойствами, как телесность, масса, протяженность, плотность, тяжесть и т.п. По Ф. Бэкону, материя - совокупность частиц, а природа _ совокупность материальных тел. Для французских материалистов (Гольбаха, Дидро и др.) материя - система всех существующих тел, которые вызывают наши ощущения. У Фейербаха материя - это природа в многообразии всех своих проявлений, включая человека как биологическое существо.

По мере развития философии и науки понятие материи постепенно утрачивает чувственно-конкретные черты, но одновременно становится все более абстрактным. В диалектико-материалистической философии материя (объективная, реальность) есть философская категория, выражающая ее существование вне и независимо от сознания и отражаемая им.

В отличие от материалистов идеалисты отрицают материю как объективную реальность. Для субъективных идеалистов (Беркли, Мах и др.) материя - это «комплекс ощущений», для объективных идеалистов (Платон, Гегель) - это порождение духа, «инобытие» идеи.


  1. Революция в естествознании конца XIX - начала XX в.
и проблема «исчезновения» материи

В конце XIX - начале XX в. последовал каскад научных открытий, существенно изменивших представления о материи и ее свойствах. Основные открытия были сделаны в естествознании:


  1. Рентгеновские лучи и радиоактивность - результат спонтанного (самопроизвольного) распада атомов.

  2. Идея квантов (М. Планк), в соответствии с которой испускание и поглощение электромагнитного излучения происходит дискретно, конечными порциями (квантами).

  3. Открытие электрона (Д. Томсон) как составной части атомов.

  4. Обнаружение Резерфордом того, что в атомах существуют ядра, и построение им планетарной модели атома, которую дополнил Н. Бор («модель атома Резерфорда - Бора»).
Выявление Луи де Бройлем корпускулярно-волнового дуализма: все материальные микрообъекты обладают одновременно и корпускулярными (прерывность), и волновыми (непрерывность) свойствами.

  1. Теория относительности А. Эйнштейна, согласно которой существует тесная связь материи с движением, пространством и временем и происходит изменение этих атрибутов материи в определенных условиях.

  2. Соотношение неопределенностей В. Гейзенберга дало объективную характеристику статистических (а не динамических) закономерностей движения микрочастиц.
Названные открытия показали, что атом не есть последний, неделимый «кирпичик» вещества и мироздания в целом. Крушение старых представлений о материи привело некоторых естествоиспытателей и философов к «физическому идеализму». Они стали рассуждать о том, что «атом дематериализовался», «движение происходит без материи», «материя исчезла» и т.п. Значит, полагали они, материализм как философское направление потерпел крах.

Заблуждение представителей «физического идеализма» состояло в том, что они смешивали естественнонаучные представления о материи с философской категорией «материя». Однако на деле оказалось, что делимость атома означала не «исчезновение» материи, а углубление и расширение наших знаний о материи и ее свойствах, а также открытие ее новых видов. Уже к началу XX в. окончательно выяснилось, что материя - не только вещество, но и различные виды полей - гравитационные, электромагнитные, ядерные. Была доказана неисчерпаемость, вечность и бесконечность материи.

Относительно недавно наука проникла в структуру элементарных частиц и вплотную начала исследование физического вакуума - своеобразного материального состояния, особого рода резервуара, из которого рождаются и в который переходят элементарные частицы. Таким образом, материя существует в многообразии своих видов, через них, а не наряду с ними.
3. Современная наука о строении материи и уровнях ее организации

В основе современных научных представлений о строении материи лежит идея ее сложной системной организации. По современным научным данным в структуре материи можно выделить два крупных основных уровня (блока): неорганическая материя (неживая природа) и органическая материя (живая природа).

Название: Философия науки в вопросах и ответах.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой кандидатского экзамена “История и философия науки” (”Философия науки”), утвержденной Министерством образования и науки РФ № 697 от 17.02.2004.
В пособии представлены философские вопросы науки как специфической системы знания, своеобразной формы духовного производства и социального института. Рассмотрены генезис и история науки, общие закономерности ее развития, структура и динамика научного познания, его методология, роль науки в жизни человека и общества, перспективы ее развития и ряд других проблем.
Пособие рассчитано прежде всего на аспирантов и соискателей, готовящихся к экзаменам кандидатского минимума, а также всех, кто интересуется философскими проблемами науки.

Основная цель, которую ставили авторы при подготовке предлагаемого учебного пособия, состояла в том, чтобы в вопросно-ответной форме (и по возможности кратко) рассмотреть главные идеи философии науки. Философия науки - относительно молодой раздел философского знания, который особенно бурно развивался в XX в. и эффективно развивается в наше время - как в западной, так и в отечественной философии.
Активная и плодотворная научная разработка проблем философии науки, важные фундаментальные результаты, полученные в ходе исследования феномена науки, привели к необходимости широкого включения этих результатов в образовательный процесс высшей школы.
В этой связи в крупных университетах открываются кафедры «История и философия науки» («Философия и методология науки»), создан академический журнал «Эпистемология и философия науки», на философских конгрессах и конференциях работают секции по проблемам философии науки, издаются учебники и учебные пособия и т.д.

Раздел I. ПРЕДМЕТНАЯ СФЕРА ФИЛОСОФИИ НАУКИ. НАУКА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ 5
1. Каковы границы предметной сферы современной философии науки? 5
2. Как ученые объясняют природу философии науки? 7
3. Каково содержание понятий «знание», «познание», «наука»? 9
4. Является ли научное знание единственной формой знания? 11
5. Что такое девиантное и анормальное знания? 15
6. В чем специфика обыденно-практического познания? 17
7. Каковы особенности мифологического, художественно-образного и религиозного познания? 19
8. В чем заключается специфика игрового познания? 21
9. Что такое личностное знание? 22
10. Каковы особенности научного познания (критерии научности)? 24
11. Как соотносятся философия и наука? 28
12. Каковы особенности понятийного аппарата философии и науки? 30
13. Имеет ли философия практическую значимость? 33
14. Каковы перспективы взаимоотношения философии и науки? 34
15. Чем различаются наука и искусство? 37
16. Как решалась проблема классификации наук в истории познания? 39
17. Какие существуют классификации современных наук? 42
18. Какова роль науки в современном образовании и формировании личности? 45
19. Каковы основные функции науки и в чем их специфика? 47
Раздел II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ 51
20. Каковы предпосылки и исходный пункт возникновения науки? 51
21. Почему зарождение первых форм теоретического знания связывают с античностью? 53
22. В чем заключается специфика основных натурфилософских идей античности? 55
23. Что характерно для развития знания в эпоху эллинизма? 58
24. Как можно охарактеризовать систему знаний, формирующуюся в эпоху Римской империи? 60
25. Каковы характеристики системы знаний в средневековой Европе? 61
26. Каковы особенности интеллектуальной атмосферы Средневековья и кто являлся основными представителями средневековой науки? 63
27. Что характеризует развитие научных знаний на Арабском Востоке в Средние века? 67
28. Каковы предпосылки формирования опытной науки в Средние века и в эпоху Возрождения? 71
29. Какие основные исторические этапы в своем развитии прошла наука? 74
30. Каковы особенности механистического естествознания и его методологии? 77
31. Когда и кем в естествознании были впервые сформулированы эволюционные идеи? 81
32. Какова сущность революции в естествознании конца XIX - начала XX в., открывшей период неклассической науки? 84
33. Какие философско-методологические выводы можно сделать из достижений неклассического естествознания? 87
34. Как и когда происходит формирование науки как профессиональной деятельности? 93
35. Что такое дисциплинарно организованная наука и когда она возникает? 95
36. Что такое технические науки и какова их специфика? 98
37. Как происходило формирование технических наук? 101
38. Как взаимосвязаны наука и техника? 103
Раздел III. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 105
39. Каково содержание понятия «структура научного познания»? 105
40. Что такое эмпиризм и схоластическое теоретизирование? 107
41. Каковы особенности и уровни эмпирического исследования? 109
42. В чем состоит специфика теоретического познания? 111
43. Что такое мышление и каковы его основные уровни? 113
44. Что такое проблема? 114
45. Каковы особенности гипотезы? 116
46. Что такое теория и каковы ее структура и функции? 119
47. Какие существуют виды (типы) теорий? 121
48. Каковы основные способы построения теорий в современной науке? 124
49. Что такое научный закон? 126
50. Что относят к основаниям науки, идеалам и нормам исследования? 130
51. Можно ли в основания науки включать личностное знание, интеллектуальную инициативу, научно-исследовательскую программу и тематику исследований? 133
52. Включено ли научное сообщество в состав оснований науки? 138
53. Какова роль научной картины мира в мировоззрении современника? 141
54. Какова структура научной картины мира? 143
55. Каковы основные этапы исторического становления научной картины мира? 145
Раздел IV. ДИНАМИКА НАУКИ КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ 148
56. Что такое динамика научного знания? 148
57. Каково решение проблемы роста знания в концепции К. Поппера? 150
58. Как понимали процесс развития знания Т. Кун и И. Лакатос? 152
59. Каковы особенности модели роста знания в концепции П. Фейерабенда? 155
60. Что такое кумулятивизм и антикумулятивизм? 156
61. Каково значение первичных теоретических моделей? 157
62. Как протекает процесс формирования законов? 160
63. Какое значение имеют аналогии в теоретическом поиске? 161
64. В чем заключается специфика процедуры обоснования научных знаний? 163
65. Можно ли говорить о логике научного открытия? 165
66. Что понимается под развитой научной теорией, каковы ее исходные компоненты? 170
67. В чем отличия классического и неклассического вариантов формирования теории? 172
68. Насколько универсальны проблемные ситуации и какую роль они играют в науке? 175
69. В чем состоят трудности процесса включения новых теоретических представлений в культуру? 177
70. Каковы исторические примеры включения новых теоретических представлений в культуру в сфере отечественной философии науки? 180
71. Зависят ли деформации науки от идеологии? 184
72. Каковы общие закономерности развития науки? 185
Раздел V. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 194
73. Что такое метод и методология? 194
74. Каково соотношение понятий «теория», «предмет» и «метод»? 197
75. Как соотносятся объективная и субъективная стороны метода? 200
76. Как и по каким основаниям (критериям) можно классифицировать методы? 202
77. В чем состоят особенности метафизического подхода к проблеме соотношения философии и частных наук? 208
78. В чем специфика диалектического подхода к проблеме соотношения философии и частных наук? 211
79. Каковы основные функции философии в научном познании? 213
80. Какие существуют общенаучные методы эмпирического исследования? 219
81. Каковы общенаучные методы теоретического познания? 222
82. Что такое общелогические методы и приемы исследования? 225
83. Что такое каноны индукции? 229
84. Как соотносятся методы аналогии и моделирования? 231
85. Каковы особенности системного и структурно-функционального подходов? 233
86. В чем заключается специфика вероятностно-статистических подходов? 234
87. Что такое понимание? 236
88. В чем состоит сущность объяснения и каковы его основные формы? 238
Раздел VI. НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ 241
89. Что такое научные традиции и каково их многообразие? 241
90. В чем состоит понимание научных революций как перестройки оснований науки? 243
91. Как понималась рациональность в античной философии? 244
92. Когда произошла первая научная революция и как она повлияла на формирование научного типа рациональности? 246
93. Какие изменения произошли в типе рациональности в ходе второй научной революции? 248
94. Какое воздействие оказала третья научная революция на формирование нового типа рациональности? 249
95. Какие элементы античной рациональности обнаружились в ходе четвертой научной революции? 250
Раздел VII. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ 253
96. Каковы главные характеристики современной постнеклассической науки? 253
97. Предполагает ли освоение саморазвивающихся синергетических систем новые стратегии научного поиска? 258
98. Какими понятиями описывается нелинейная динамика самоорганизующихся систем? 261
99. Что такое глобальный эволюционизм и какие типы эволюции он в себя включает? 264
100. Свободна ли наука от ценностей? 267
101. Как взаимосвязаны социальные и внутринаучные ценности? 270
102. Насколько значим этос науки в решении проблем современности? 272
103. Каковы новые этические проблемы науки начала XXI в.? 274
104. В чем состоят изменения мировоззренческих ориентации техногенной цивилизации? 277
105. Что понимают под сциентизмом и антисциентизмом? 280
106. В чем состоит роль науки в преодолении глобальных кризисов? 284
Раздел VIII. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: СТАНОВЛЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДОЛОГИЯ 287
107. Что такое социальное познание и каковы его основные модели? 287
108. Какую роль играла философия в формировании научных знаний об обществе? 291
109. Как происходило формирование социально-гуманитарных наук? 296
110. Каковы особенности описательной психологии и герменевтики В. Дильтея? 298
111. Какой вклад внесли В. Виндельбанд и Г. Риккерт в понимание специфики социального познания и его методов? 300
112. Как понимал своеобразие социальных наук М. Вебер? 303
113. Каковы основные идеи Х.Г. Гадамера о соотношении философской герменевтики и гуманитарных наук? 308
114. Каковы основные особенности современного социального познания? 311
115. В чем заключается специфика средств и методов социально-гуманитарных наук? 317
116. Каковы основные черты новой парадигмы социального познания? 322
Раздел IX. НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ 327
117. В чем состоит понимание науки как социокультурного феномена? 327
118. Как происходило историческое развитие институциональных форм научной деятельности? 331
119. Как происходила эволюция способов трансляции научных знаний? 334
120. Каковы характеристики взаимодействия науки, экономики и власти? 337
ЛИТЕРАТУРА

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Философия науки в вопросах и ответах - Кохановский В.П. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.



Просмотров