Гражданско-правовые способы обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан в отношениях энергоснабжения тугуз шамсудин махмудович. Новострой Тугуз шамсудин махмудович биография

В конце минувшей недели президент Адыгеи Хазрет Совмен отправил в отставку премьер-министра республики Хазрета Хуаде и министра сельского хозяйства Шрахмета Схаляхо в связи с «саботажем программы развития сельского хозяйства республики». Господин Хуаде стал третьим по счету премьер-министром Адыгеи, лишившимся своей должности за последние два года.

С момента вступления Хазрета Совмена в должность в феврале 2002 года это уже третья чистка кадров в правительстве. Уже через год после его назначения из первого состава правительства Николая Демчука на своем месте остался лишь министр по социальной политике, а министерство печати и информации установило своеобразный рекорд: за два года в этом ведомстве сменилось пять руководителей. Самым скандальным стал прошлогодний уход премьер-министра Адыгеи Геннадия Микичуры из-за «несогласия с кадровой политикой президента». По признанию премьера, он был лишен возможности самостоятельно формировать правительство. Последней каплей, переполнившей чашу его терпения, стал указ президента об увольнении министра экономики Аслана Хашира и председателя республиканского комитета госимущества Мурата Наша в связи с «несоответствием занимаемой должности». Указ был подписан в отсутствие премьер-министра и без согласования с парламентом, хотя законность увольнения по этой статье должна устанавливать специальная комиссия.

По данным „Ъ“, «несоответствие занимаемой должности» выразилось в том, что министры, находясь в командировке, подрались с советником президента Адыгеи Шамсудином Тугузом. Поводом для столь нетрадиционного выяснения отношений стала проверка республиканской прокуратурой действий близкой к президенту республики фирмы «Возрождение», которая пыталась взять под контроль сразу несколько крупных республиканских предприятий (сахарный, спиртовой и машиностроительный завод). Инициаторами проверки якобы были господа Хашир и Наш, и именно это вызвало резкое недовольство президентского советника, которого называли в республике «серым кардиналом» (в отсутствие Хазрета Совмена он по сути выполнял его функции). Вскоре после драки последовала отставка министров, а через полгода своего поста лишился и сам Шамсудин Тугуз.

В феврале 2003 года на место премьер-министра был назначен Хазрет Хуадэ, работавший в правительстве прежнего президента республики Аслана Джаримова. В течение года он считался одной из основных фигур в Адыгее, поскольку сам президент, по свидетельству сотрудников его администрации, появлялся в республике от случая к случаю. Однако, с назначением на должность полпреда президента РФ в Южном федеральном округе Владимира Яковлева, господин Совмен заметно активизировал свою деятельность. В отличие от Виктора Казанцева, с которым у республиканского лидера сложились откровенно неприязненные отношения, господину Яковлеву удалось заставить президента «заняться республикой». С подачи полпреда восстановление экономики Адыгеи началось с сельского хозяйства, на которое в 2004 году была потрачена львиная доля бюджетных средств и личные деньги Хазрета Совмена в качестве кредитов сельхозпредприятиям. В республике был установлен запрет на вывоз зерна вплоть до полного погашения долгов и формирования регионального продовольственного фонда. По плану президента хозяйства обязаны были сдать зерно на элеваторы и дождаться повышения цен, после чего правительство должно было продать его, в том числе на экспорт. Гарантом того, что деньги за вычетом долгов будут возвращены предприятиям, выступил сам Хазрет Совмен, но ему, судя по всему, никто не поверил: из собранных 320 тыс. тонн зерна на элеваторах появилось лишь 80 тыс.

Президент Адыгеи назвал это «саботажем и воровством», заявил, что «хозяйства зациклились на погашении долга», и возложил ответственность за произошедшее на правительство. На специальном заседании правительства республики в конце минувшей недели Хазрет Совмен обвинил Хазрета Хуаде и Шрахмета Схаляхо в срыве правительственной программы и, добавив к этому еще и развал экономики, недобор налогов и рост задолженности по заработной плате, предложил им покинуть свои посты. Как сообщил „Ъ“ начальник управления информационного и документационного обеспечения президента республики Анатолий Пшеничный, указа президента об отставках еще не было, и, в соответствии с процедурой, их обязанности исполняют заместители ушедших в отставку - соответственно Схатбий Вороков и Алексей Руденко. Тем не менее, по данным „Ъ“, сами отставники уже освободили кабинеты в Доме правительства.

ВАСИЛИЙ САЛЬНИКОВ, СВЕТЛАНА ДУБОВЦЕВА, Майкоп;
СЕРГЕЙ КОНОВАЛОВ

Введение к работе

Актуальность исследуемой темы. Гражданско-правовые способы обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан в отношениях энергоснабжения обусловлены особенностями надежного и бесперебойного снабжения потребителей электрической, тепловой энергией и газом, безопасной эксплуатацией источников повышенной опасности. В условиях существенного обновления российского законодательства в сфере энергетики, в том числе реформирования законодательства в сфере электроэнергетики и предстоящей реформы теплоэнергетики, к приоритетным задачам государства относятся обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации и безопасности жизни и здоровья граждан в указанной сфере.

Обеспечение надежного ресурсоснабжения потребителей решается посредством применения рыночных механизмов правового регулирования, среди которых особое место отведено гражданско-правовым договорам. В связи с этим основное внимание в работе уделено гражданско-правовым проблемам обеспечения безопасности граждан путем бесперебойного снабжения потребителей энергией и энергоресурсами. Так, ограничение режима электроснабжения отдельных потребителей или отдельных объектов, в частности, медицинских учреждений, объектов водоснабжения и канализации, может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей. Бесперебойная подача тепловой энергии в жилые помещения, на производственные и инфраструктурные объекты, в здания и сооружения в период низких температур является неотъемлемым условием обеспечения нормальных условий жизнедеятельности граждан. Прекращение газоснабжения потребителей может привести, например, к прекращению теплоснабжения в зимний период.

Расширение сферы договорного регулирования, формирование конкурентной среды в энергетике неизбежно требуют решения вопросов об оптимизации структуры договорных связей, участии в этих правоотношениях особых субъектов (таких, как гарантирующие поставщики, потребители с управляемой нагрузкой). Имеет свою специфику применение, предусмотренных законом, способов защиты прав и законных интересов участников этих отношений с целью предотвращения угроз жизни и здоровью участвующих в них гражданам (в том числе путем регламентации порядка ограничения режима потребления энергии и газа).

В настоящее время значительно увеличилось количество судебно-арбитражных споров, свидетельствующих о конкретных пробелах нормативного регулирования, в том числе об урегулировании разногласий по заключенному договору энергоснабжения, понуждении к заключению договора, взыскании убытков, обжаловании решений антимонопольного органа, прекращении неправомерных действий контрагента. При этом судебно-арбитражная практика не всегда отличается единообразием в толковании и применении норм права при разрешении споров, возникающих

в сфере энергетики. Это обстоятельство подтверждает необходимость проведения теоретического исследования научной доктрины в указанной сфере.

На данном этапе реформирования сферы энергетики комплексное изучение гражданско-правовых способов обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан позволяет учесть опыт переходного этапа реформ в электроэнергетике и предложить внести коррективы не только в действующие нормативные акты, но и выработать предложения в проекты Федерального закона «О теплоснабжении», Экологического кодекса Российской Федерации.

Целью исследования является комплексное исследование проблем обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан в отношениях энергоснабжения гражданско-правовыми средствами и способами. Осуществить сравнительно-правовой анализ российских нормативных актов, регулирующих отношения в области атомной энергетики, электроэнергетики, теплоснабжения, газоснабжения для уточнения существующих и поиска новых подходов укрепления правовых гарантий обеспечения жизни и здоровья граждан.

Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих основных задач:

уточнение понятия безопасности жизни и здоровья граждан в сфере энергетики как объекта гражданско-правового регулирования;

рассмотрение гражданско-правовых способов обеспечения безопасной окружающей природной среды от негативного воздействия объектов топливно-энергетического комплекса;

анализ эффективности гражданско-правовых способов обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан в сферах электроснабжения и газоснабжения;

разработка предложений по совершенствованию норм действующего гражданского законодательства, связанных с обеспечением безопасности жизни и здоровья граждан в сферах электроснабжения и газоснабжения;

выработка предложений по совершенствованию гражданско-правовых способов обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан в сфере теплоснабжения.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся между гражданами и юридическими лицами по поводу обеспечения жизни и здоровья граждан при осуществлении энергоснабжения.

Предметом исследования является комплекс гражданско-правовых проблем, связанных с необходимостью обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан при осуществлении энергоснабжения.

Методологической основой исследования являются историко-правовой, формально-юридический методы, логический метод, предусматривающий применение индукции, дедукции, анализа и синтеза, технико-юридический метод, предусматривающий толкование норм

гражданского права и правовое моделирование. При анализе отдельных правоотношений, возникающих по поводу обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан при энергоснабжении, использовался системный подход, являющийся общенаучным методом познания сложных и структурированных объектов изучения.

Теоретическую основу диссертации составили труды российских ученых, в частности, М.М. Агаркова, С.Н. Бакунина, Е.В. Блинковой, М.И. Брагинского, В.В. Бушуева, Е.В. Вавилина, В.В. Витрянского, С.С. Занковского, О.С. Иоффе, В.П. Камышанского, СМ. Корнеева, П.Г. Лахно, Е.Л. Осипчука, О.Н. Садикова, С.А. Свиркова, Б.М. Сейнароева, A.M. Шафира, Г.Ф. Шершеневича и других.

Эмпирическую основу диссертации составили нормативные акты Российской Федерации, проекты Федерального закона «О теплоснабжении», а также судебные акты и разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов Волго-Вятского, Восточно-Сибирского, Дальневосточного, Западно-Сибирского, Московского, Поволжского, Северо-Западного, Северо-Кавказского, Уральского и Центрального округов.

Научная новизна работы заключается в том, что в условиях реформирования энергетического законодательства России данная работа представляет собой одно из первых научно-теоретических исследований гражданско-правовых способов обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан в отношениях энергоснабжения.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Безопасность жизни и здоровья граждан в сфере энергоснабжения -это состояние защищенности жизни и здоровья граждан от возможного негативного воздействия результатов хозяйственной и иной деятельности и чрезвычайных ситуаций техногенного характера в связи с транспортировкой, сбытом и потреблением энергии (энергетических ресурсов).

К элементам системы гражданско-правовых способов обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан в правоотношениях энергоснабжения относятся: создание эффективной системы (структуры) договорных отношений (в том числе применение конструкции обязательного к заключению договора), формирование правового статуса особых субъектов (гарантирующие поставщики, потребители с управляемой нагрузкой и т. п.), установление специального порядка ограничения режима потребления энергии и газа, установление законных ограничений гражданских прав, обеспечение принципа надежности энергоснабжения.

2. Публичные договоры газоснабжения и энергоснабжения с расширенной сферой применения за счет исключения требования о наличии непосредственного присоединения потребителя к сетям снабжающей организации являются наиболее оптимальными для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, поскольку в этом случае снабжающая организация отвечает не только за продажу, но и за доставку энергии, а потребитель имеет отношения только с одной организацией,

которая отвечает за надежность и качество газоснабжения и энергоснабжения.

3. Существующий запрет, установленный в ст. 38 ФЗ «Об
электроэнергетике», на ограничение режима потребления электроэнергии
неплательщиком в случае, если такое ограничение приведет к отключению
иных покупателей, приобретающих энергию для собственного потребления,
является недостаточным средством обеспечения безопасности жизни и
здоровья граждан при энергоснабжении. В связи с этим предлагается
нормативно закрепить ограничение права субъектов, обеспечивающих
поставку электрической энергии, на прекращение или ограничение подачи
энергетических ресурсов покупателям, которые перепродают энергию
конечным потребителям, нарушение режима потребления которых может
привести к опасности для жизни людей.

    Ограничение режима потребления электроэнергии не может быть применено по отношению к владельцам объектами электросетевого хозяйства, приобретающим электроэнергию для компенсации потерь в сетях, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителей, исполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате электрической энергии и услуг. Этот запрет следует прямо закрепить в п. 173 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики.

    В Федеральном законе «Об электроэнергетике» следует закрепить ограничение права собственников объектов электросетевого хозяйства, не входящей в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителей электроэнергии, на вывод этих объектов из эксплуатации без согласования с уполномоченным органом государственной власти в целях исключения угрозы безопасности жизни и здоровья граждан на розничном рынке электроэнергии.

    Согласно ст. 26 ФЗ «Об электроэнергетике» и п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг собственники объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их сети электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Ограничение права собственности на объекты электросетевого хозяйства в пользу потребителей электроэнергии и предоставление им права безвозмездного пользования чужими сетями противоречит общепринятому рыночному принципу эквивалентности товарно-денежных отношений.

    С целью обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан предлагается исключить фигуру перепродавца тепловой энергии из правоотношения теплоснабжения. Это обусловлено тем, что перепродавец может быть отключен от теплоснабжения как покупатель в случае неоплаты энергии и не вправе требовать заключения публичного договора от

производителя энергии. Данное обстоятельство может повлечь за собой возникновение угрозы жизни и здоровью граждан в результате прекращения подачи тепловой энергии конечным потребителям (физическим лицам, больницам, детским садам, школам) в отопительный сезон. Теплоснабжающая организация должна иметь на законных основаниях источник тепла или тепловой пункт, то есть быть организацией, непосредственно вырабатывающей тепловую энергию надлежащего качества.

8. Собственник нежилых помещений в многоквартирном доме,
имеющий на праве общей долевой собственности технически исправную
энергоустановку, присоединенную к сетям снабжающей организации, и иное
необходимое оборудование, а также установивший приборы, способные
обеспечивать надлежащий учет потребления энергии, вправе понудить
теплоснабжающую организацию к заключению самостоятельного договора
на отпуск тепловой энергии.

9. Порядок ограничения или прекращения теплоснабжения потребителей
в случае невыполнения ими обязательств по оплате должен содержать
следующую систему гарантий обеспечения жизни и здоровья граждан:

Обязательность предварительного предупреждения о возможном
введении полного и (или) частичного ограничения режима потребления в
установленные сроки (с последовательным направлением уведомлений об
ограничении и затем прекращении подачи энергии);

Обязательность введения предварительного частичного ограничения
режима потребления перед прекращением подачи тепловой энергии;

Ответственность за нарушение порядка ограничения режима
потребления тепловой энергии, повлекшее за собой причинение убытков
потребителям и (или) продавцам тепловой энергии.

Запрет на нарушение прав других потребителей в связи с вводимым
ограничением режима потребления тепловой энергии, то есть ограничение
подачи тепловой энергии потребителям, не исполняющим свои обязательства
по оплате потребленной тепловой энергии (мощности), не должно приводить
к ухудшению температурного и гидравлического режима потребления тепла
иными потребителями.

10. Целесообразно закрепить специальные порядок и основания для
прекращения и приостановления подачи энергии и газа исполнителям
коммунальных услуг, которые должны соответствовать порядку и
основаниям прекращения подачи коммунальных ресурсов гражданам. При
этом теплоснабжающая организация должны быть лишена права на
прекращение подачи тепловой энергии в многоквартирный дом по
основанию непогашения исполнителем коммунальных услуг долга за
тепловую энергию, поскольку Правила предоставления коммунальных услуг
гражданам не предусматривают возможность приостановления или
прекращения теплоснабжения граждан в случае неполной оплаты ими
коммунальных услуг.

11. В Федеральном законе «О газоснабжении в Российской Федерации» следует закрепить норму, в которой содержалось бы следующее положение: «Не являющиеся газораспределительными организациями собственники и иные законные владельцы трубопроводных сетей, через которые опосредованно присоединены вводные газопроводы потребителей к сетям газораспределительной организации, не вправе препятствовать перемещению через их сети газа для такого потребителя и требовать за это оплату».

Практическая значимость диссертационного исследования определяется его актуальностью и новизной. Полученные в результате исследования выводы могут быть использованы в процессе совершенствования энергетического законодательства в части регламентации гражданско-правовых гарантий обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, а также в правоприменительной практике, научных и учебных целях.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждены и одобрены на заседании кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Института имении К.В. Российского. Результаты исследования получили также применение в практике Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования, необходимостью системного изучения проблем, связанных с обеспечением безопасности жизни и здоровья граждан гражданско-правовыми средствами.

Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и библиографии.

Советника президента Республики Адыгея Шамсудина Тугуза с первых дней пребывания у власти обвиняют во многом: в политических интригах, в том, что он дезинформирует президента Хазрета Совмена, никого к нему не подпускает, узурпировал власть и т.д. Но главное обвинение: хочет захватить Адыгею - все движимое и недвижимое в ней. Глава республики часто в публичных выступлениях защищает его от нападок, но тогда начинают намекать на корыстный интерес и самого президента.

Где тут правда, где ложь – это попытался выяснить корреспондент ИА REGNUM в беседе с самим Ш. Тугузом.

О вас говорят как о человеке, через которого «проходят» все кадры команды президента Хазрета Совмена. Довольны ли вы составом нынешнего правительства республики?

Шамсудин Тугуз: Меня попросту не бывает в Доме правительства, как я могу формировать кадровую политику? Первые полгода, когда случилось наводнение, я вообще там не появлялся, был постоянно в Хатукае, в других местах подтопления. Вы помните, в первые дни паводка в Адыгею стала поступать мощная техника, приобретенная Совменом, и мы ее сконцентрировали в фирме «Возрождение», организованной тогда же. Я ее создал по поручению президента, набрал местные кадры, установил жесткую дисциплину, курирую работу и сейчас. И даже теперь я бываю в своем кабинете от силы 2 часа в день. Остальное время - на объектах, которые строит фирма.

Хотите, я расскажу свой распорядок дня?

Почему бы нет?

Шамсудин Тугуз: Встаю я в 6 утра. Первое, куда заезжаю – аул Адамий. Там мы сейчас заканчиваем мечеть, которая строится на деньги президента. Затем в том же Красногвардейском районе еду на строительство 30 домов для семей подтопленцев, которые были в прошлом году обмануты и не попали в списки. Затем Шовгеновский район. Здесь идет газификация. Если сейчас район газифицирован на 27 процентов, то нужно этот процент в этом году довести до 80. В том же районе – Мамхегская школа. Следующий пункт – Дом правительства, те два часа, о которых я уже сказал. Следом - ремонтные объекты в Майкопе: Дворец искусств, театр им. Пушкина, ДК «Дружба». Из Майкопа - в Майкопский район, его тоже необходимо газифицировать на 80 процентов при начальной цифре в 22 процента. Домой я возвращаюсь в 12 ночи.

А вот неназванные мной объекты, на которых я тоже бываю, если не каждый день, то через день: Шапсугское водохранилище - ремонт гидротехнических сооружений, школа в ауле Новая Адыгея, школа в г. Адыгейске, больница ауле Понежукай - строительство всех трех объектов с нуля. Когда Тугузу заниматься сплетнями, интригами, политикой?

Да и кадрами я не доволен. Точнее, доволен далеко не всеми. Убежден, например, в том, что, если сегодня кто-то критикует президента, то в том вина не самого Совмена, а его подчиненных. Его не за что критиковать, потому что он делает все, чтобы помочь людям. А недовольство рождается непрофессионализмом тех, кому доверена власть. Плюс к этому в команде много функционеров, не знающих специфики республики, психологии ее народа. Я вообще считаю, что кадры нужно формировать из местных специалистов. И на основе национального паритета. Они - адыги, русские, представители других национальностей - не могут не болеть за свою землю. А теперь судите сами, могу ли я так говорить о своих назначенцах.

Как, по-вашему, велика ли численно оппозиция президенту Совмену?

Шамсудин Тугуз: Нет, на мой взгляд, она очень небольшая. Но оппозиция есть, и с ней нужно работать. С теми из них, с кем можно. Я это подчеркиваю потому, что мне приходилось сталкиваться с ситуацией, когда общего языка найти нельзя. Таких людей я просто считаю экстремистами. Они надеются на то, что, донимая президента, вынудят его бросить все и уехать. Но этот расчет не оправдается: президент Адыгеи - волевой, сильный человек, слов на ветер не бросает. И экономический кризис в республике он, несомненно, снимет.

Народ я не считаю оппозицией. Это главное. У нас ведь в стране, куда не поедь, народ в оппозиции к власти. В нашей республике этого нет. Поэтому меня больше беспокоит не оппозиция, а тот информационный вакуум, в котором пребывает республика. И разговоры в республике идут, я считаю, потому, что в СМИ деятельность президента не освещается должным образом. Неужели люди не поймут, не поддержат президента делом, если будут знать обо всем, что он предпринимает, с чем сталкивается, что и как ему удается осуществить для них?

Ладно бы - только оппозиция. Но ведь и в команде президента РА нет согласия. Сибирская группировка (люди, приглашенные Совменом из Красноярского края, где он длительное время возглавлял золотопромышленный концерн «Полюс»), местная и еще какая-то...

Я не вижу разногласий, как вы сказали, между сибирской и местной группировкой. Но если нет слаженности в работе администрации президента, а ее действительно нет, кого в этом винить, кроме руководителя этой администрации? Есть у меня лично претензии к кабинетной форме работы, избранной некоторыми руководителями. Я ее считаю неэффективной. На мой взгляд, невозможно за счет совещаний, заседаний поднять экономику. Если обнаружилась конкретная проблема, нужно ехать туда, где она образовалась, и устранять ее.

Да, но руководители, которых вы косвенно упрекаете, по-моему, работали в «Полюсе», это люди Совмена.

Шамсудин Тугуз: Нет, ни премьер-министр, ни руководитель администрации не работали в «Полюсе». Поймите меня правильно, каждый из них профессионал в своем деле, но они не знают региона. А чтобы его узнать, надо ездить, говорить с людьми. Они сейчас составляют планы, как вывести экономику Адыгеи из кризиса в течение четырех-пяти лет. Наверное, они за этот период успели бы узнать и регион ближе. Но такой срок жителей Адыгеи и, прежде всего президента, не устраивает.

В начале нашего разговора Вы сказали о паритете. Что вы имели в виду?

Шамсудин Тугуз: На момент прихода к власти Хазрета Совмена 193 предприятия республики были банкротами. Это огромная цифра для нашей республики. Только два из них - спиртзавод и ликероводочный - при нормальном функционировании могли бы давать в бюджет Адыгеи 500-600 тыс. рублей в год. А они не приносят ни копейки. Одни убытки. И так каждое из предприятий-банкротов. Другими словами, Адыгея сейчас в страшной опасности. Надо реально смотреть на вещи.

Но спросите любого: кто виноват в том, что в республике все разворовано, что наступает крах? Вам ответят: коренной народ - адыги. И это даже в том случае, если мы, адыги, не участвовали в воровстве. Потому что не уберегли. Я не националист, у меня самая интернациональная семья, но раз сложилась такая ситуация, то нам, коренному народу, необходимо брать на себя и ответственность. Мы должны вывести республику из кризиса. Поэтому нам сегодня нужен паритет. Если, скажем, вице-президент русский, то премьер-министр должен быть адыгом.

Хорошо, это я понял. Но вот вы упомянули о спиртзаводе. Сейчас в Майкопе о нем ходят слухи. Говорят, что вы хотите его забрать.

Шамсудин Тугуз: Кто - вы?

Или «Возрождение», или вы лично.

Речь идет о том, чтобы это предприятие, оставаясь акционерным обществом, стало государственным или муниципальным. Ни больше, ни меньше.

А фирма «Возрождение» - это прежде всего президент Адыгеи. Думаю, незачем доказывать, что у него и мыслях нет того, чтобы завладеть спиртзаводом.

Что же касается меня лично, то с помощью Хазрета Совмена я уже давно стал богатым человеком. Наверное, он оценил во мне какие-то качества, когда назначал в свое время вице-президентом «Полюса», затем здесь – советником. Зачем Тугузу изменять себе сейчас? Уверяю вас, заявляю, если хотите, официально: в тот день, когда я позарюсь на бюджетную копейку, немедля дам отсечь себе руку.

Вы говорите – «Возрождение», будто это монстр какой-то. А знаете, например, какие у нас зарплаты?

Шамсудин Тугуз: У нас меньше всех получает уборщица - 5 тыс. рублей. А ИТР, специалисты - около 1000 долларов в месяц.

Вопрос заключается не в том, что мы хотим или не хотим забрать себе республиканские предприятия. Мы не можем этого сделать даже с желающими строительными организациями, с которыми работаем, потому что пока не в состоянии подтянуть их к нашей планке ни технически, ни экономически.

Аслан Шаззо, ИА REGNUM

Натпресс

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.



Просмотров