Коап штраф за опасное вождение. Штраф за опасное вождение. Что считается опасным вождением

Ответ эксперта

Госавтоинспекция разработала поправки в КоАП РФ, вводящие штраф за «опасное вождение» в размере 5 тыс. руб. Насколько сложно будет штрафовать агрессивных водителей, рассказывает член Ассоциации юристов России Надежда Латынцева .

Более двух лет назад постановлением правительства РФ от 30 мая 2016 г. N 477 внесены изменения в правила дорожного движения (ПДД) и введено понятие «Опасное вождение». Пожалуй, это самое замысловатое и длинное определение термина в правилах. В пункте 2,7 ПДД написано:

«Водителю запрещается опасное вождение, выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба».

Если кратко, то опасным вождением можно считать не только агрессивное поведение водителя на дороге, но и нелепые ошибки новичков и неуверенных водителей. Например, для штрафа вполне достаточно непредсказуемого перестроения из одного ряда в другой или резкого торможения в своей полосе. И с такими случаями водителям приходится сталкиваться ежедневно.

Предполагалось, что уже в 2017 году начнутся облавы на лихачей, создающих аварийные ситуации на многополосных дорогах, но ни один водитель еще не понес наказания за «опасное вождение», потому как статью с указанием размеров штрафа в КоАП РФ не прописали. Ее быстрое введение натолкнулось на множество возражений законодателей. Не ясно было, как фиксировать подобные правонарушения. Ведь отдавать трактовки «опасного вождения» на откуп инспекторам ГИБДД было рискованного из-за коррупционной составляющей. Предполагалось, что главной доказательной базой будут записи с видеорегистраторов водителей.

Штрафы без доказательств

Сейчас споры поутихли и правоохранительные органы, правительство и законодатели сумели придти к общему консенсусу. Постановлением правительства РФ предложено внести в Кодекс об административных правонарушениях ст. 12.38, устанавливающую административную ответственность за опасное вождение в виде штрафа в сумме 5000 рублей. А это значит, что борьба с лихачами на дорогах развернется по-новому.

В новом законопроекте возможность штрафовать водителя за «опасное вождение» отдана, в том числе и на личное усмотрение инспекторов ДПС. Наряды ГИБДД при патрулировании улиц могут останавливать нарушителей и выписывать им протоколы без предоставления видеоролика. Но юристы уверены, что эта мера будет очень тяжело реализуема, потому как полицейским придется самим доказывать, что водитель совершил недопустимый маневр.

«Применение нормы об ответственности за опасное вождение представляет определенную сложность, поскольку КоАП РФ установлена презумпция невиновности и «опасное вождение» нужно доказать, а правоприменительная практика не наработана, поскольку понятие «опасного вождения» появилось в ПДД в 2016г, — рассказывает член Ассоциации юристов России Надежда Латынцева. — В первую очередь ситуация с предотвращением опасного поведения на дороге во многом будет зависеть от правосознания самих граждан, поскольку именно они подвергаются опасности при агрессивном вождении, если в отношении водителя был совершен опасный маневр, то ему необходимо зафиксировать агрессию на фото или видео, привлечь свидетелей, участников дорожного движения, к примеру, пассажиров. Подтверждением факта опасного вождения будут являться записи с камер видеонаблюдения на проезжей части или протоколы работников ГИБДД».

Частью 3 статьи 1.5 КоАП РФ установлено общее правило о том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Между тем, примечанием к этой же статье законодатель предусмотрел исключительный случай, когда гражданин обязан доказывать свою невиновность — в случае фиксации административных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и видеозаписи. Тогда можно снимать видео и рассылать квитанции на 5000 рублей бездоказательно.

Собственник (владелец) транспортного средства вправе обжаловать вынесенное в отношении него постановление по делу об административном правонарушении в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) либо в суд. Но не всегда подобные дела заканчиваются оправданиями. Все знают, насколько сложно отменить штраф с камер.

Поэтому скорее всего, протоколы без фотографий и видеороликов будут выписываться в совсем очевидных случаях, а для фиксации подавляющего большинства нарушений будут применяться записи стационарных и передвижных комплексов. К примеру, одна камера в полицейской машине может собрать изображения десятков опасных маневров. И тут уже не важно, «тихоход» ли затормозил невпопад или лихач устроил игру в «шашки». Штрафы потекут рекой.

С июня 2016 года в ПДД были внесены изменения, касающиеся в основном тех водителей, которые предпочитают "агрессивное" управление транспортным средством. Новшества были введены только в пункт 2.7 правил, который гласит о запрете совершения лицом, находящимся за рулем, определенных действий и теперь его дополнил такой термин, как "опасное вождение". Предполагаемый штраф здесь будет составляет пять тысяч рублей. Но, несмотря на нововведения в ПДД, поправки в КОАП еще внесены не были. Поэтому ответственность за такое правонарушение, как "опасная езда", до настоящего времени остается под вопросом.

Определение

Что такое опасная езда и в чем она выражается? Какие пункты правил нужно нарушить водителю, чтобы понести за это наказание?

Опасная езда выражается в неоднократном совершении водителем одного или нескольких действий, происходящих друг за другом, которые заключаются в следующем:

  • неисполнении требования "уступить дорогу" транспорту, обладающему преимуществом;
  • перестроении во время движения, когда все полосы заняты, кроме тех случаев, когда требуется объехать препятствие, повернуть налево/направо или совершить остановку;
  • несоблюдении безопасной дистанции перед движущимся впереди транспортом, а также бокового интервала;
  • резком торможении, если, конечно, оно не было сделано для избежания ДТП;
  • препятствовании совершению обгона.

Особенно если при этом создается опасность гибели или ранения людей, повреждения груза, машин, а также нанесения другого материального ущерба. Только в этом случае, такое вождение можно назвать опасным.

Здесь же следует отметить, что данное определение достаточно большое и включает в себя нарушение сразу нескольких пунктов ПДД. Именно по этой причине законодатели приняли решение о введении такого определения, как "опасная езда".

Как будет фиксироваться нарушение?

Разумеется, что ни один инспектор ДПС не сможет сразу выявить всех нарушителей ПДД. Поэтому им в помощь придут такие специальные технические устройства, как камеры уличного видеонаблюдения и другие приборы, установленные в машинах сотрудников полиции, которые и будут фиксировать опасных и агрессивных участников движения. Также в ГИБДД надеются на сознательность других водителей, которые при необходимости смогут предоставлять записи с автомобильных регистраторов.

Предполагаемое наказание

Ответственность за агрессивное вождение, каким является опасная езда (ПДД), постановление правительства не устанавливает - оно лишь закрепляет новое определение в правилах движения. Кроме того, КОАП РФ также пока не предусматривает за это правонарушение никаких штрафных санкций. Данный вопрос все еще находится на рассмотрении в Госдуме. Как планировалось, возможный штраф здесь будет варьироваться в пределах пяти тысяч рублей.

Для чего нужно было вводить в обиход такой термин, как "опасная езда" (ПДД)? Постановление правительства как основной документ, закрепляющий это определение, конкретного ответа на данный вопрос не содержат. Тем не менее законодатели считают, что с введением указанного понятия, агрессивные автомобилисты не будут так лихачить на дорогах и создавать серьезные препятствия для движения.

Существующие санкции

Такое нововведение, как опасная езда, ПДД определяет в качестве неоднократно совершенного одного или нескольких действий водителем, заключающегося в непредоставлении преимущества другому транспорту, препятствовании обгону, несоблюдении безопасной дистанции и бокового интервала, когда появляется реальная угроза гибели и ранения людей или повреждения грузов, нанесения материального ущерба. Тем не менее наказание за такое поведение на дороге в КОАП РФ еще не закреплено.

В настоящее время данный сборник законов содержит санкции только за отдельные правонарушения, которые в совокупности и создают такой термин, как "опасная езда". Штраф за нее планируется сделать в пределах пяти тысяч рублей. А пока наказать водителя за агрессивное вождение можно только по разным статьям действующего КОАП. Санкции здесь предусмотрены следующие:

  • резкое нажатие на педаль тормоза - 1 500 рублей;
  • препятствование обгону - та же сумма, что и за первое нарушение;
  • не уступить дорогу другому транспорту - 500 рублей или предупреждение (в первый раз);
  • перестроение при сильном движении, а также несоблюдение интервала и дистанции - 1 500 рублей за каждое нарушение.

Условия

Водитель должен совершить сразу несколько нарушений пунктов правил движения, чтобы его можно было привлечь к ответственности за агрессивное управление транспортом. Например, сделать сразу несколько перестроений при интенсивном движении, когда все полосы заняты, или воспрепятствовать обгону и резко затормозить перед другим автомобилем. Для того чтобы такие действия водителя можно было признать агрессивной ездой, они должны создавать опасность, при которой возможна гибель людей, повреждение других машин и грузов.

Характеристика и пример

Такой термин, как "опасное вождение" появился в правилах движения для того, чтобы остановить лихачей, которые своей манерой управления автомобилем создают серьезную опасность на дорогах для других граждан. В частности, молодые люди на дорогих иномарках совершают рискованные маневры, не думая в этот момент о других автомобилистах и пешеходах. Несколько необдуманных действий, таких как несоблюдение дистанции, перестроение при сильном движении, резкое торможение без веских причин, имеют прямое отношение к такому понятию, как опасная езда (ПДД). Пример здесь можно привести следующий: гражданин несколько часов двигался на своем автомобиле по городу со скоростью около 200 км/ч., при этом он резко тормозил, неожиданно перестраивался в другой ряд именно в тот момент, когда движение было особенно интенсивным, а также не соблюдал дистанцию. В итоге данный водитель на полной скорости въехал в задний бампер автобуса, в результате чего пострадали пассажиры.

Особенные названия

Каждое необдуманное действие водителя, которое входит в состав определения "опасная езда", имеет свое народное наименование. Вот, например, некоторые из них:

  • "шашки" (перестроение при сильном движении транспорта, когда все полосы заняты);
  • "нервные" (агрессивные автомобилисты, создающие различные помехи другим водителям);
  • "торопыги" (когда некоторые участники движения не соблюдают нужную дистанцию);
  • "воспитатели" (резкое безосновательное торможение перед другим транспортом);
  • "грядки" - водитель не соблюдает боковой интервал;
  • "упрямые" - препятствуют совершению обгона.

Здесь следует также отметить, что такие неразумные действия участников движения приводят к непоправимым последствиям. На дорогах продолжают гибнуть сотни и даже тысячи людей. И несмотря на то что в законе закрепили такое понятие, как "опасная езда" (ПДД). Статья КОАП, которая бы содержала вид наказания за такое правонарушение, до сих пор не предусмотрена. По этой причине нельзя сказать о том, что данное нововведение является действующим и эффективным.

Важно

Хотя в Правилах движения появилось новое определение, для большинства водителей, которые ездят с соблюдением всех пунктов ПДД, ничего не изменилось.

Данное новшество предназначается в основном для тех граждан, которые не уважают других автомобилистов и пешеходов, а также своей манерой вождения создают угрозу для жизни других людей и повреждения чужого имущества. Как будет применяться на практике эта норма, в настоящее время неизвестно. Поэтому подготовленный законопроект о введении штрафа за агрессивное вождение оставлен до осени. Поскольку наказание, которое хотят ввести депутаты, может оказаться неэффективным для борьбы с лихачами на дорогах.

Кроме того, следует отметить, что в КОАП уже существуют санкции за отдельные виды правонарушений, входящих в состав такого понятия, как опасное вождение.

В статье пойдет речь об опасном вождении транспортного средства. Что является нарушением, как оформить жалобу, и какова ответственность – далее.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Проанализировав аварийную ситуацию на дороге, можно прийти к выводу, что большинство дорожно-транспортных происшествий вызваны опасными способами управления транспортного средства.

Проблема привела к необходимости разработать меры по предотвращению жесткого управления машиной. Какова ответственность за нарушение?

Общие моменты

Ранее водителям России выписывали непонятные штрафные санкции за агрессивное вождение машины или за создание аварийной ситуации на дороге.

При необходимости инспектор ГИБДД давил на водителя и оформлял протокол. Это приравнивалось к коррупции.

После многочисленных обращений водителей в суд государство решило пересмотреть правила, которые касаются опасного вождения.

Обнаружить нарушителя, не соблюдающего правила дорожного движения, непросто:

Любой человек, который стал свидетелем или пострадавшим в результате из-за агрессивного управления, имеет право обратиться в патрульную службу с просьбой найти нарушителя и наказать его.

Признаками такого вождения считаются:

  • резкая остановка без соблюдения расстояния;
  • нарушение правил перестроения;
  • опасный ;
  • препятствие обгону;
  • приближение к автомобилю на критичное расстояние;
  • маневры опережения;
  • нарушение боковой дистанции;
  • неуступка дороги транспорту, у которого преимущество;
  • недопустимая скорость;
  • маневры на пешеходных переходах.

Такие действия вызывают происшествия на дороге, травмы и гибель людей, материальные ущербы.
Пока закон не вступил в силу, до конца не ясно, каким именно будет наказание за опасную езду.

Государственной думе предлагали множество вариантов – штраф 500 рублей, позже – 5 тысяч, лишение и прочие.

В законодательстве ни один из них пока не одобрили. Если закон одобрят, в внесут поправки касательно меры наказания за опасное вождение.

Определение термина

Опасное вождение – частое совершение одного или более действий по нарушению правил дорожного движения.

Конфликтные ситуации на дороге вызывают или тормозят движение.

Вождение автомобилем признают небезопасным в следующих случаях:

Опасное вождение фиксирует и регистрирует работник ГИБДД.

Что входит в типичные нарушения

Небезопасное управление машиной делят на следующие типы – «шашки», «нервяки», «торопыги», «грядки (езда в междурядье)», «учитель», «упертый».

«Торопыги» Разновидность управления, при котором автомобилист не придерживается безопасной дистанции до автомобиля, который движется впереди. Также нужно следить интервалом по бокам между автомобилями.
В соответствии с ПДД, в обязанности автомобилиста входит соблюдение такой дистанции до впереди движущейся машины, которая позволит избежать столкновения с ней. Эксперты рекомендуют ориентироваться не на расстояние, а на время, которого хватит для сравнивания с этим транспортным средством
«Упертый» Разновидность вождения, когда водитель прибавляет газу и мешает обгону автомобиля, следующего сзади. В такой ситуации виновными могут быть оба. Водитель, который обгоняет, должен быть уверен в том, что он не мешает остальным автомобилистам. Обгоняемый не должен прибавлять скорость, если заметил, что его стараются обогнать
«Учитель (воспитатель)» Разновидность управления, при которой водитель специально притормаживает перед транспортом, который едет впереди. Вину в таком случае доказать будет сложно, поскольку неизвестна – торможение происходило специально, или водитель пытался избежать аварии. Прямой статьи в КоАп с мерой наказания за это нарушение пока нет. Как утверждают специалисты, почти нереально установить, преднамеренное было торможение, или водитель таким образом избегал аварии. Сложно доказать, умышленное это было действие или нет
«Шашечки» Такая разновидность вождения, когда водитель по непонятным причинам перестраивается из одного ряда в другой, при этом полосы полностью загружены – возникает аварийная ситуация. Если движение интенсивное, и все полосы заняты, менять их можно только в случаях – поворота влево или вправо, остановки или объезда препятствий
«Грядки» Езда по линии разделения полос. Ее часто используют мотоциклисты
«Нервяки» Езда, при которой автомобилист становится на пути машины, пытающейся обогнать его. Согласно правилам дорожного движения автомобилисты обязаны уступать дорогу транспортным средствам, движущимся в одинаковом направлении с ним без снижения скорости

Что говорит эксперт – основное требование к водителям при перестройке – не заставить другого автомобилиста притормозить.

Главная проблема при этом – неправильное обучение в автошколе, в которой учат уступать дорогу при перестроении и останавливаться.

А нужно, наоборот, набрать скорость и только после этого встроиться в свободное место. Не менее опасным типом вождения является «дрифт» – езда, при которой гражданин направляет автомобиль в управляемый занос.

Посмотреть видео-пример по каждому типу опасного вождения можно на сайте . Независимо от типа опасного вождения, нарушителей ожидает одинаковое наказание.

Закон об опасном вождении машины

Закон об опасном вождении – .

Наказание за такую езду еще не придумали, но предполагается ввести за это уголовного характера и лишение прав при повторном нарушении.

Постановление коснется тех, кто неверно себя ведет на трассе, подвергая опасности не только собственную жизнь, но и других – водителей и пешеходов.

Цель закона – призвать автомобилистов придерживаться правил дорожного движения и не создавать аварийных ситуаций на дороге.

Основные положения норматива

Текст закона об опасном вождении изложен в . Ознакомиться с ним можно по ссылке .

Когда вступит в силу

Термин «опасное вождение» был добавлен в правила дорожного движения 8 июня 2016 года. Законопроект приняли на рассмотрение, но окончательное решение еще не вынесено.

Когда вступит закон об опасном вождении в силу, точно не известно. Ориентировочная дата – 1 июля 2019 года.

Каким образом будут искать нарушителей, кто будет следить за порядком и в какую инстанцию обращаться – пока не известно.

Новый законопроект может не действовать, поскольку агрессивное вождение доказать практически невозможно.

Видео- или фотофиксатор могут не сработать – а они являются основным доказательством нарушения на дороге. Пока закон до конца не одобрят, статистика аварий на дороге не улучшится.

Меры наказания при нарушениях

Для доказательства вины водителя требуется не только фото- и видеофиксация нарушения, но и пошаговая фиксация, которая доказывает совершение опасных маневров несколько раз подряд.

То есть, привлечь нарушителя к не так просто. За несоблюдение правил вождения (за опасную езду) водителю грозит административный штраф.

На его размер влияет тип вождения, угрожающего безопасности других водителей на дороге. Мера наказания регулируется . Типы штрафов:

В 2019 году размер штрафа за опасное вождение составит 5 тысяч рублей. В дальнейшем наказание хотят ужесточить – изымать либо назначать на конкретный период времени.

Причины наложения штрафной санкции:

Если во время аварии или при гибели человека движения не было, вождение считается безопасным.
Кодексом административных правонарушений допускается 50% скидка при оплате штрафа.

Видео: закон про опасное вождение. Автохамы и лихачи завоют


Действительна она в течении 20 суток с момента вступления постановления в законную силу. Не стоит оплачивать штраф ранее, чем данные о нарушении будут внесены в базу патрульной службы.

Чтобы не выписали штраф за опасное вождение, необходимо соблюдать такие требования:

  • не нарушать правила дорожного движения;
  • установить в машину видеорегистратор;
  • совершать маневры плавно, включать поворотники;
  • соблюдать дистанцию;
  • не поддаваться на провокации других водителей.

На дороге нужно быть аккуратным и предусмотрительным.

Порядок подачи жалобы при несогласии

Подать жалобу можно в ближайшее отделение ГИБДД. Гражданин пишет заявление и лично предоставляет доказательства или отправляет заказное письмо в электронной форме.

Рассматривая дело, сотрудники патрульной службы вправе вызывать свидетелей, чтобы уточнить информацию.

Чтобы сотрудники ГИБДД приняли жалобу, на записи с видеорегистратора должны быть видны такие сведения:

  • происшествие, например, перестройка из одной полосы в другую;
  • марка и номер автомобиля, совершившего нарушение;
  • точные дата и время.

Форма заявления свободная. Указывают следующие данные:

  • когда, где и во сколько произошло нарушение;
  • о нарушителе – номер, марку и модель машины;
  • ситуацию;
  • статью Кодекса административных правонарушений, предусматривающую наказание.

Если заявление подается на официальном сайте, порядок действий таков:

  1. Открывается вкладка на заполнение анкеты.
  2. Выбирается регион, в котором было нарушение.
  3. Заполняется открывшаяся форма. В строке «Цель» ставится «Заявление». Указываются личные данные нарушителя.
  4. Выбирается способ получения ответа. Лучше указать электронную почту. Если будет выбран письменный ответ, решение станет доступным нарушителю.
  5. Вводится номер телефона.
  6. В основном поле указывается суть нарушения, прикладываются доказательства (фото или видео).

Кажется, лед тронулся. Продолжающаяся уже третий год дискуссия о введении наказания за агрессивное (или опасное) вождение вышла на новый уровень. Документы приобрели статус законопроекта и обсуждаются уже не только в Правительстве РФ, но и в Госдуме. Некоторые эксперты даже предполагают, что соответствующий закон может быть принят уже в текущем году.

Инициаторы установления солидных штрафов за опасное управление автомобилем предлагают взять за основу нормативные акты других стран, где уже давно наказывают за агрессивный стиль езды. В законодательстве большинства штатов Америки, а также в Великобритании, Франции, Германии, Австралии, Японии, Сингапуре существуют два понятия: «небрежное вождение» с непредумышленным нарушением ПДД (careless driving) и «опасное вождение» с умышленным нарушением ПДД (dangerous driving). «Небрежное вождение» признается административно-правовым нарушением, а «опасное вождение» – уголовно наказуемым деянием как более серьезная форма незаконного поведения на дороге.

У нас ничего подобного пока нет, более того, пока даже нет единого подхода к введению соответствующих терминов. Скептики, как обычно, опасаются злоупотреблений со стороны сотрудников правоохранительных органов и предупреждают, что отсутствие четких критериев понятия «опасное вождение» приведет к субъективным подходам как инспекторов дорожной полиции, так и судей.

Напомним, что еще в 2012 году депутат фракции ЛДПР Ярослав Нилов внес на рассмотрение Госдумы законопроект о введении штрафа за агрессивный стиль езды в размере от 2 500 до 5 000 рублей. Год спустя премьер-министр Дмитрий Медведев поручил МВД и Минюсту проработать тему ответственности за опасное и неосторожное вождение.

Тогда вопрос был спущен на тормозах, но недавно вице-премьер Игорь Шувалов в ходе совещания правительства, посвященного вопросам безопасности дорожного движения, сказал: «Нужно на законном уровне решить, что является опасным вождением; в настоящий момент у нас в законе не было такого понятия, в то время как во многих странах наказывают вплоть до уголовной ответственности, когда специально создается опасная ситуация на дороге. На наших дорогах такое случается очень часто, и за это водители должны нести соответствующую ответственность».

Хотя, как мы уже отмечали, в настоящее время нет однозначной дефиниции понятия «агрессивное вождение». Основными признаками опасного движения, как правило, считают:

  • превышение максимально разрешенной скорости движения;
  • резкое трогание с места (с заметной пробуксовкой);
  • резкое торможение;
  • подача звуковых сигналов другим участникам движения (сейчас это допускается только для предотвращения ДТП);
  • несоблюдение дистанции и интервалов движения;
  • частые перестроения;
  • обгон справа;
  • препятствие обгону;
  • движение с дальним светом фар в нарушение ПДД;
  • езда по тротуарам;
  • проезд на красный свет;
  • ненормативные выкрики и жесты.

Этот список не является закрытым. И фактически агрессивным можно считать стиль вождения, угрожающий безопасности других участников дорожного движения. В ГИБДД, например, предлагают штрафовать водителей, которые устраивают на дорогах гонки с постоянным перестроением, активно подают звуковые сигналы, требуя уступить им дорогу, резко ускоряются и тормозят, подрезая другие машины, сокращают до минимума дистанцию с впереди идущим автомобилем.


Впрочем, многие из перечисленных выше деяний так или иначе упоминаются в ПДД, и за них в Кодексе об административных правонарушениях предусмотрены определенные санкции. Но не всегда достаточные.

Так, резкое торможение хоть и запрещается, но на практике за это не наказывают. Вина в случае ДТП ложится на едущего сзади водителя за несоблюдение дистанции. Про резкий разгон в ПДД вообще не говорится.

Тогда как в США за постоянное перестроение из ряда в ряд или несоблюдение дистанции между впереди идущим автомобилем водитель может быть арестован.

Подача звукового сигнала разрешается только для предотвращения ДТП (а вне населенного пункта также для предупреждения об обгоне). Но на дорогах сплошь и рядом водители жмут на клаксон, будучи уверенными, что им ничего за это не будет.

Частые перестроения уже давно запрещены ПДД. При интенсивном движении менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия. Но на практике любители слалома на дорогах почти никогда не штрафуются, если, конечно, их маневры не стали причиной ДТП.

Наказание «за демонстрацию своих эмоций» сейчас предусмотрено статьей 12.20 КоАП. За это полагается предупреждение или штраф в размере 100 рублей. И лишь за нецензурную брань в общественных местах (хотя некоторые сомневаются, что дорога является таковым) предусмотрен штраф для граждан от 1 до 3 тысяч рублей, а за «прилюдное оскорбление» – от 3 до 5 тысяч.

В Германии за такие действия могут наложить штраф в размере 250 евро, а также лишить водительских прав на 3 месяца. А за хулиганство на дороге полагается штраф в размере 600 евро.


Штраф за езду по тротуарам предусмотрен частью второй статьи 12.15 КоАП – 2 000 рублей. Но штрафовать за это стали лишь в последние годы, и далеко не повсеместно. За рубежом, кстати, такие нарушения крайне редки.

А вообще в качестве наказания за агрессивное вождение законами разных государств предусмотрены лишение водительской лицензии, пересдача экзамена по управлению автомобилем, прослушивание учебного курса по безопасному управлению транспортным средством и культуре поведения, денежные штрафы, а порой и тюремное заключение.

Многие из перечисленных нарушений довольно трудно доказать, и отдавать квалификацию на откуп инспекторам ДПС крайне нежелательно, поэтому фиксировать опасные маневры предлагается лишь с помощью дорожных камер и видеорегистраторов. Возможно, это хорошее предложение, так как иначе агрессивными вначале можно назвать большинство водителей, а вскоре многие из них станут считаться злостными нарушителями ПДД.

И все-таки самый актуальный вопрос – это формулировки, которые будут взяты за основу определения опасного вождения. В 2000 году на конференции, посвященной проблеме агрессивного вождения, было предложено такое определение: «Поведение за рулем является агрессивным, если оно преднамеренно ведет к увеличению риска столкновения, либо мотивировано раздражительностью, нетерпимостью, враждебностью или попыткой сэкономить время за счет других участников движения».

Совсем недавно участникам круглого стола на тему «Опасное вождение: суть явления и методы его предупреждения» было предложено новое определение. «Опасное вождение – создание водителем в процессе управления транспортным средством опасности для движения путем неоднократного совершения одного или нескольких действий, связанных с нарушением Правил, выражающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения; перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты; несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства; несоблюдении бокового интервала; необоснованном резком торможении; препятствовании обгону». Но и эта формулировка, которой правительство хотело бы дополнить третий абзац пункта 1.2 ПДД, вызвала шквал критики.


Сейчас существует несколько альтернативных проектов такой дефиниции, но ни одна из них пока не может считаться удачной и быть принята за основу. Более того, пока даже нет уверенности в том, что в наших условиях имеет смысл пытаться свести совершенно разные нарушения к одной статье ПДД. Не проще ли просто уточнить санкции за разные деяния, увеличивающие риск ДТП?

(No Ratings Yet)

На российских дорогах все больше автомобилей. Как следствие, стремительно выросло число ДТП (дорожно-транспортных происшествий).

Описывая причины аварий, специалисты используют термины «агрессивная езда», «опасное вождение», «предумышленное создание аварийной ситуации». По наблюдениям экспертов, проблемы неадекватного поведения за рулём и мнимой вседозволенности некоторых водителей множатся и растут. Недаром в ПДД появился новый пункт, предусматривающий ответственность за опасное вождение.

Соответствующие поправки свод Правил дорожного движения получил 8.06.2016 г.: пункт 2.7 разъясняет участникам дорожного движения понятие «опасное вождение», а также сообщает об ответственности за несоблюдение данной нормы. Снизят ли изменения в ПДД аварийность на российских дорогах, и почему в среде автомобилистов новый закон об опасном вождении называют неэффективным?

Определение опасного вождения

Закон разрабатывался в тесном сотрудничестве с профессиональными автомобилистами и экспертами. Закон об опасном вождении приводит исчерпывающее определение понятия «опасное вождение», впервые указанного в ПДД. Опасное вождение - это неоднократное совершение действий (одних и тех же или разных, но поочерёдно), которые создают на дороге угрожающую ситуацию. Законодатели приводят список подобных действий (все это примеры опасного вождения):

  • резкое торможение (Маневр, который пришлось совершить, чтобы избежать ДТП, нарушением не считается);
  • намеренное препятствование обгону;
  • перестроение в момент интенсивного движения (т. н. «шашечки»);
  • движение с несоблюдением безопасной дистанции и бокового интервала;
  • не предоставление права преимущества другому участнику движения.

Водитель, который за короткий промежуток времени неоднократно совершил одно или сразу несколько (последовательно) вышеприведённых действий, может быть обвинён в опасном вождении и понести наказание в виде штрафа.

Штрафы за опасное вождение

Закон об опасном вождении, внесший изменения в ПДД, никак не поменял содержание соответствующих статей КоАП. Штрафы, предусмотренные Кодексом об административных нарушениях, для вышеприведённых нарушений в отдельности, не дополнены штрафами за опасное вождение. На практике водитель рискует заплатить за каждое нарушение в отдельности, т. е. в сумме не более чем за 5 нарушений (согласно ч.1 и ч.3 ст. 12.14 КоАП):

  • резкое торможение – 1,5 тыс. руб.;
  • намеренное препятствование обгону – 1,5 тыс. руб.;
  • перестроение в момент интенсивного движения – 1,5 тыс. руб.;
  • движение с несоблюдением безопасной дистанции и бокового интервала – 1,5 тыс. руб.;
  • нарушение правил предоставления преимущества – 0,5 тыс. руб.

Водитель, привлекаемый за опасное вождение «по максимуму», заплатит в казну 6,5 тысяч рублей.

Действительно ли это «жёсткая мера» для граждан, систематически нарушающих ПДД и регулярно создающих угрозы для здоровья и жизни другим участникам дорожного движения? Многие специалисты заявляют, что наказание слишком мягкое. В опыте иностранных государств предусмотрены наказания за агрессивную езду вплоть до лишения свободы.

Агрессивная езда: проблема выявления нарушителей

Главный недостаток закона об опасном вождении, с точки зрения автовладельцев, - отсутствие чёткой технологии выявления нарушений. Это необходимо, чтобы привлекать к ответственности всех без исключения водителей, нарушающих данную норму ПДД. Как создать необходимую доказательную базу? Стоит фиксировать нарушения на камеру (беспристрастный свидетель опасных манёвров нарушителя).

Как известно, сегодня движение авто фиксируют камеры, установленные на эстакадах, в автомобилях сотрудников ГИБДД, а также на транспортных средствах рядовых автолюбителей (регистраторы). Однако, сами руководители Госавтоинспекции признают, что имеющихся технических средств недостаточно: не все уличные камеры рассчитаны на фиксацию подобных нарушений, а экипажи ГАИ не скоро получат оборудование для слежения за опасными манёврами водителей (на сегодняшний день в Москве работает только 50 таких патрулей).

Зарубежный опыт

В большинстве развитых стран мира Правила дорожного движения включают термин «опасное вождение», а за соответствующие нарушения накладывают самые жёсткие санкции. ПДД целого ряда государств включают обширный список нарушений, подпадающих под понятие агрессивной езды. Помимо аналогичных нарушений, приведённых в российском законе об опасном вождении, в нормативных актах других государств также присутствуют:

  • нарушение линий разметки,
  • подрезание при обгоне,
  • езда по обочине,
  • проезд на красный свет светофора,
  • обгон автомобиля справа,
  • включение дальнего света фар в дневное время,
  • не включение сигналов поворота,
  • не предоставление преимущества пешеходам,
  • злоупотребление звуковым сигналом,
  • оскорбление других участников дорожного движения,
  • агрессивная жестикуляция и мимика.

Применительно к штрафам и другим формам наказания водителей, уличённых в агрессивном или опасном вождении, наиболее строгие ПДД в следующих странах (с указанием ответственности за агрессивную езду):

  • Великобритания – штраф и тюремный срок до 5 лет лишения свободы.
  • Германия - штраф 250 евро и лишение водительских прав на 3 месяца.
  • США (в 11-ти штатах) – штраф от 500 до 2500 долларов, тюремное заключение на срок до 6 месяцев.
  • Австралия – штраф до 5500 долларов, лишение водительского удостоверения на 3-5 лет, административный арест.
  • Япония - штраф и исправительные работы на срок 6 месяцев.

Дополнительные материалы по теме:

Правила перевозки детей в автомобиле в 2019 году Штраф за отсутствие страховки ОСАГО в 2019 году
Тахограф на грузовых автомобилях 2019: как обойти закон с 1 апреля 2015 года и нужно ли устанавливать тахограф на грузовик физическому лицу



Просмотров