Конец 15 века в истории. Смотреть что такое "XV век" в других словарях

История России 14 века

История России 13 века

История России 13 века отмечена в основном борьбой с внешними вторжениями: юго-западные русские земли подверглись нашествию хана Батыя, а Северо-Восточная Русь столкнулась с опасностью, шедшей из Прибалтики.

К началу 13 века Русь оказывала сильное влияние на Прибалтику, так Полоцкая земля и Новгород установили тесные контакты с ее жителями, которые заключались в основном в сборе дани с местного населœения. При этом прибалтийские земли манили и немецких феодалов, а именно представителœей немецких духовно-рыцарских орденов. Вторжение немецких рыцарей-крестоносцев (их называли так из-за того, что на их одежде было изображение креста) в юго-восточную Прибалтику началось после того, как Ватикан провозгласил крестовый поход в эти земли.

14 век в истории России был отмечен началом объединœения русских земель вокруг Москвы, которая являлась тогда центром борьбы с монголо-татарским владычеством. Возвышению Москвы способствовало и ее выгодное географическое положение на пересечении сухопутных и речных путей, что с выгодой использовалось московскими князьями для торговли и военных целœей. Важно заметить, что для самих московских князей превращение московского княжества в самое сильное также было выгодно, т.к. будучи младшими сынами в роду, они не могли занять великокняжеский престол по старшинству. Иначе говоря, надеяться приходилось только на себя, свои действия, положение и силу своего княжества. При этом выгодное положение среди русских земель было также у Твери, в связи с этим в том, какой город станет столицей нового государства, свою роль играл и Его Величество Случай. Родоначальник московской княжеской династии и первый самостоятельный московский удельный князь был Даниил Александрович, младший сын Александра Невского (1276-1303). Московское княжество в 1276 ᴦ. было небольшим, но Даниилу удалось его расширить. В 1301 году он отнял у рязанских князей Коломну, а в 1302 году ему было завещано племянником Переяславское княжество, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ было окончательно присоединœено к Москве в княжение старшего сына Даниила, Юрия, с 1303 по 1325гᴦ. Можайск был присоединœен к Москве в 1303 ᴦ., постепенно Московское княжество становилось сильнейшим в Северо-Восточной Руси.

15 век в истории России - это век свержения монголо-татарского ига, время правления потомков Дмитрия Донского - московских князей Василия I (1389-1425), Василия II Темного (1425-1462), Ивана III (1462-1505). Русская литература того времени была посвящена теме борьбы за свободу (ʼʼСказание о Мамаевом побоищеʼʼ). Развитие связей с другими странами отразилось в таком жанре литературы, как ʼʼхожденияʼʼ - описания путешествий. Самым известным в 15 веке произведением этого жанра было ʼʼХождение за три моряʼʼ купца Афанасия Никитина. Сила московских правителœей к концу княжения Василия I Дмитриевича, сына Дмитрия Донского, превосходила силу других русских князей. До 1425 ᴦ. внутри Московского княжества не произошло ни одного конфликта между князьями. Это способствовало укреплению и возвышению Москвы. Первой междоусобицей в истории России 15 века стала феодальная война, продолжавшаяся 20 лет с 1433 до 1453 гᴦ. Связана она была с порядком наследования престола в Московском княжестве.

централизованные государство в Западной Европе складывались на базе зарождавшихся капиталистических отношений, частной собственности и утверждавшегося гражданского общества. Единое Русское государство создавалось на базе укрепления феодального, позже феодально-крепостнического строя

преодоление феодальной раздробленности шло форсировано под воздействием внешних факторов, необходимости противостоять Золотой Орде, Литве и другим опасным соседям. Русским князьям необходимо было опираться на силу, что предопределило деспотическую власть первых московских князей.

Периоды образования Централизованного государства:

конец 13 – первая половина 14 века – возвышение Московского княжества и начало объединения русских земель вокруг Москвы

вторая половина 14 – начало 15 века – успешное развитие процесса объединения, зарождение элементов единого государства

феодальная война 2ой четверти 15 века

вторая половина 15 – начало 16 века – образование единого государства, начало процесса централизации

1276 – 1303 – годы правления Даниила Александровича , основателя династии московских князей. Возвышение Московского Княжества. В руках Московского князя оказалось все течение Москвы-реки, 1301 отнимает у Рязани Коломну. Получает в 1302 Переяславское княжество.

1303 – 1325 – Юрий Данилович начинает борьбу за ярлык на великое княжение. 1303 захватывает Можайск. Втирается в доверие к татарскому хану Узбеку, женится на его сестре, после чего хан отбирает ярлык у Тверского князя и в 1316 получает ярлык на Княжение.

1327 – в Твери анти ордынское восстание.

1327 Иван I Данилович Калита (1325 – 1340) возглавляет поход против Тверского княжества и получает ярлык. Усиление Московского княжества. Митрополит Феогност переносит кафедру в Москву. Иван Калита получил право сбора дани со всех русских княжеств

1340 – 1353 – Симеон Гордый.

1353 – 1359 – Иван II Красный. В состав Московского княжества вошли Дмитровские, Костромские земли и район Калуги. Право суда над русскими князьями

1359 – 1389 - Дмитрий Донской . Москва – центр противодействия Орде. 1366-1367 в Москве был построен каменный Кремль. 1375 – князь Михаил Тверской признал Дмитрия старшим братом. 1368, 1370, 1372 - смог отбить три похода литовского князя Ольгерда.

В конце 50-х годов в Орде борьба за власть. 1375 – к власти приходит темник (10 000) Мамай. 1377 – на реке Пьяни русские были разбиты татарами. 1378 – на реке Вожже Дмитрий Иванович нанес поражение войскам Мурзы Бегича.
8 сентября 1380 – Куликовская битва , объединенное войско русских под руководством Дмитрия Ивановича нанесло поражение Мамаю.

1382 Тохтамыш сжег Москву. Однако, в 1385 – Дмитрий Иванович передает ярлык своему сыну Василию I , не спрашивая согласия Золотой Орды.

1389 – 1425 – Василий I . Присоединяет в 1392 Нижегородское княжество, женится на дочери литовского князя.

1425 – 1462 – Василий II

1433 – феодальная война за Московское княжество борются Юрий Дмитриевич и Василий II

1434 – 1436 – второй период феодальной войны. Дмитрий Шемяка и Василий Косой.

1436 – 1445 – передышка

1445 – Василий II потерпел поражение от Олу-Мухамеда и попал в плен.

1446 – Шемяка захватил престол, ослепил Василия II, ослепив Василий II – темный.

1447 – возвращение Василия II

1453 – Дмитрий Шемяка был отравлен людьми Василия II

1439 – митрополит Исидор подписал Флорентийскую унию, признав верховную власть Папы Римского. 1448 - Русская церковь стала автокефальной то есть независимой от византийского патриархата.

Крайне важным стал тот факт, что в результате войны утвердился новый принцип передачи власти: от отца к сыну.

1462 – 1505 - Иван III Великий. Сумел решить две основные задачи: завершил образование единого централизованного государства и освободил русские земли от монголо-татарского ига

1468 – полностью подчиняет Ярославское княжество

1474 – ликвидированы остатки независимости Ростовского княжества.

1471 – на реке Шелоне разбито Новгородское ополчение

1478 – присоединение Новгорода

1485 – присоединение Твери

В результате войн с Литвой 1487 – 1494, 1500 – 1503 в составе Московского государства оказались княжества, расположенные в верховьях Оки и Чернигово-северские земли.

1472 Иван III женится на Софье Палеолог (племянница византийского императора). Иван III стал первым великим князем Всея Руси. При нем складывается аппарат управления.

1497 – судебник Ивана III . (Юрьев день 26 ноября – крестьянин мог покинуть одного и перейти к другому, заплатив пожилой). В административно-территориальном отношении страна делилась на уезды, уезды на волости и станы. Уезды управлялись боярами наместниками, которые кормились с подвластной территории. Во главе государства стоял великий князь московский и Всея Руси + Боярская Дума (бояре и высшие удельные князья). Были созданы первые государственные учреждения – казна и дворец. Зарождалась приказная система управления. За службу Московском князю служилым людям предоставлялись земельные участки – поместья (помещики). Юридически поместья – собственность Московского князя и пользоваться ими можно только во время службы. Дворянами называли людей, живших при княжеском дворе (независимые, лично свободные).

1505 – 1533 – Василий III в состав Московского княжества вошел Псков (1510), Смоленск (1514) и Рязань (1521). 1480 в результате стояния на реке Угре пало монголо-татарское иго.

В конце 14 века большая часть Руси была вынуждена платить дань Золотой Орде, однако в этот же период начался процесс объединения русских княжеств в единое целое. Василий 1, правивший с 1389 по 1425 годы, продолжил деятельность своих предшественников, нацеленную на захват остальных княжеств, и установление гегемонии Москвы на Руси. Женой этого князя стала дочь правителя Великого княжества Литовского Витовта, однако эти два государства вступили в соперничество за западные земли бывшей Киевской Руси.

Новый хан Золотой Орды Едигей решил укрепить свою власть после разорительного похода Тамерлана походом против Москвы. Сама Москва не пострадала, однако в 1408 году город Владимир был разорен, равно как и часть других территорий. После смерти Василия I и прихода к власти Василия II на Руси началась ее извечная проблема - междоусобная борьба. Хотя он был прямым наследником, его власть не признавалась многими его родственниками, и в течение четверти века велись жестокие междоусобные войны. Василий сумел удержать престол до 1462 года, хотя и был ослеплен, за что он получил прозвище Темный. С приходом нового правителя, Ивана 3, правившего до 1505 года, политика Московского Руси вернулась в прежнее русло - она стремилась сбросить зависимость от Золотой Орды, и захватывала остающиеся независимыми русские княжества. В 1471 году московиты захватили Новгород, и все принадлежащие Новгородской Руси территории. Формально это было закреплено в договоре, согласно которому Новгород должен был во всем подчиняться Москве, и не мог перейти под литовскую власть. В 1478 году поход против Новгорода был повторен, после чего он окончательно перешел под полную власть Москвы.

Москва захватила и разорила Вятскую землю, Пермь Великую и Коми край, установив свое владычество почти над всей бывшей Киевской Русью. Мощь государства существенно выросла, и Иван 3 задумал совершить то, о чем мечтали предыдущие московские князья. В 1480 году монголы попытались пресечь развитие быстро разрастающегося государства, формально находящегося у них в подчинении. Однако к тому времени Золотая Орда также оказалась ослабленной и раздробленной, ее былое могущество было утрачено. Поэтому в результате осенней битвы 1480 году, проведенной на берегах реки Угры, армия хана Ахмата понесла сокрушительное поражение в бою с войсками Ивана 3.

Таким образом, Русь в 15 веке кратко характеризуется как окрепшее под владычеством Москвы государство, добившееся независимости от Золотой Орды. 12 ноября 1480 года стало той датой, которую на Руси долго ждали - продлившееся несколько веков монголо-татарское иго было, наконец, сброшено.

Франция одна из первых стран, совершившая в начале 19 века перелом в истории моды, стала законодателем мира высокой моды. Благодаря известным французским домам моды, каким как Chanel, Dior и другим известным именам, моделирование и создание одежды перестало быть ремеслом и стало искусством.

Придворные 15 века.Бургундия

На мой взгляд, на такое значимое событие в истории мировой моды повлияло очень богатое «модное прошлое» этой страны.

Бургундское платье 15 века

Костюм эпохи Средневековья выполнял во многом социальную функцию. Ношение платья в XIV—XVI веках определялось понятием «луковицы», когда верхнее платье надевалось поверх нижнего, и количество слоёв зависело от социального статуса хозяина, его состоятельности, профессиональной принадлежности, а также от местных традиций. В строго разделённом сословными рамками обществе ношение костюма оговаривалось «законами о роскоши», предписывавшими то или иное платье для каждой социальной прослойки. Однако сама многочисленность этих законов и частота их принятия говорит о том, что запреты постоянно нарушались.

14 век-15 век

14 век.Одежда в Европе

Верхнее платье, бывшее ранее отличительной характеристикой, по которой отличались сословия и состояния, в XIV—XV веках всё больше превращалось в демонстрацию красоты тела — также нового понятия, вызывавшего бешенство моралистов, — и хвастовство роскошью и достатком. Платье, ранее призванное скрывать и затушёвывать линии тела, стало куда более открытым и даже вызывающим, человеческое и земное предпочиталось загробному блаженству. Европа готовилась к Возрождению.

Когда в XII веке с Востока пришла мода на длинные, струящиеся одежды, исторически восходящие к арабскому и греческому платью, в них увидели опасное свидетельство изнеженности, «женственности» и порчи нравов, в конце Средневековья эти же старинные одеяния уже стали восприниматься в качестве единственно правильных, строгих и целомудренных, в противовес новоявленному короткому платью

Платье в Бургундии 15 век

Переворот в самой идеологии ношения платья в первые годы XIV века начали женщины. Впервые за много столетий у платья появилось декольте, на всеобщее обозрение выставлялась шея, плечи, верхняя часть груди. Как водится, это новое было хорошо забытым старым — подобным образом носили платье во времена Римской империи, в тевтонской одежде эта мода просуществовала до конца V века н. э., но конечно же, так далеко историческая память средневекового человека никогда не простиралась.

Знатные французы 15 век

Чтобы понять шок, вызванный этой модой, следует вспомнить, что женщина в понятиях средневековой морали считалась существом подчинённым, которое следовало держать в повиновении для её же пользы, чтобы предотвратить разгул дикарских инстинктов, унаследованных от праматери Евы. Женщина полагалась «аспидом, ехидной», шевалье де Латур-Ландри сравнивал её с пауком, умело оплетающим сетью сильный пол, чтобы таким образом вовлечь его в пучину плотского греха.

Платье в Бургундии 15 век

Новая мода скандальным образом меняла сексуальные роли — из добычи женщина становилась охотником, соблазнительницей, недоступной, а потому особо желанной. Отрицать эротическую составляющую новой моды и вправду было бы затруднительно, платья начала XIV века, по-прежнему полностью драпируя фигуру от талии и ниже, получив отрезной лиф со шнуровкой или рядом пуговиц, плотно облегали грудь и руки, подчеркивая их форму, выставляя напоказ ранее скрытое

Франция 15 век

Начиная с 40-х годов XIV века мужской костюм вслед за женским обзавёлся отрезным лифом и спинным швом, позволявшим подчеркнуть каждую линию тела, а также длинным рядом пуговиц. Новый наряд был столь узким и тесным, что не надевался без посторонней помощи, вызывая насмешки и издевательства поклонников строгого образа жизни.

Дальше больше, мужской наряд стал катастрофически укорачиваться, вплоть до того, что в самом смелом варианте (т. н. «жакетте») едва лишь прикрывал бёдра, вызывая дополнительную волну возмущения тем, что «носящий таковое платье при любой попытке наклониться, дабы услужить своему сеньору, демонстрирует всем стоящим сзади свои брэ (трусы)».С точки зрения той же морали, подобное «бесстыдство» низводило носящего подобное платье на уровень животного или дикаря. Но всё возмущение моралистов не могло остановить поступательный ход истории. В дальнейшем короткое платье то уходило в тень, то появлялось вновь, но окончательно не забывалось

Если историю женского декольте проследить затруднительно, то касательно мужской моды, с достаточной уверенностью можно сказать, что она зародилась в среде молодых дворян — оруженосцев и пажей. Вызвали её к жизни, по-видимому, чисто военные нужды, в длинном платье, надетом на или под защитное вооружение было трудно и неудобно сражаться, тем более что всё чаще древнюю стёганку стал заменять тяжёлый металлический доспех.

В коротком платье также было проще прислуживать — стоит напомнить, что обязательный этап жизни молодого дворянина включал помощь господину в качестве пажа, оруженосца и «благородного слуги» — вплоть до выхода из юношеского возраста и посвящения в рыцари. Длинное и широкое платье было для исполнения подобных функций, конечно же, неудобно. Также следует заметить, что в самом обществе эта мода вызвала неоднозначную реакцию.

Если церковь отвергла её немедля и сразу, вплоть до нынешнего времени сохранив длинные, струящиеся облачения, высшие дворяне определились в своём выборе не сразу. Если Иоанн II и Карл V Мудрый безоговорочно отдавали предпочтение старомодным длинным одеждам, молодой и деятельный Карл VI стал публично показываться в коротком платье, после чего новая мода утвердилась уже окончательно

Стрижка овец. Миниатюра из часослова Жана де Люка, 1524 год

В эти времена одежда шилась из ткани как растительного, так и животного происхождения. Из первого типа известны были пенька, рами, особенно распространён был лён, шедший для пошива нижнего белья. В XIII веке во Франции появился хлопок, завезённый купцами с Востока. Хлопчатая ткань использовалась для пошива одежды, белья, из неё же изготовлялись подкладки, используемые в некоторых типах костюма.

Женщины ткут, прядут и расчёсывают лён. Миниатюра из французской рукописи трактата Джованни Боккаччо «О знаменитых женщинах«, XV век.

Шёлк изначально привозился купцами с Ближнего Востока и Западного Средиземноморья, но уже в XV веке его производство началось в Лионе, причём пищей для гусениц шелкопряда служил местный тутовник. Однако, важнейшим сырьём для ткани в течение всего Средневековья оставалась шерсть; французская поговорка того времени утверждала что «под овечьими ногами песок превращается в золото»[

Чесание шерсти. Фрагмент миниатюры «Ноябрь» из «Da Costa Hours» Симона Бенинга. Бельгия, ок. 1515

Добротную, тёплую и прочную шерсть давала гасконская и иберийская порода овец известная под именем «чурро», однако, наилучшей считалась английская продукция. Шетландские и костуордские породы славились длинным, крепким волосом, изделия из подобной шерсти долго не изнашивались, и пользовались заслуженной славой. Североафриканские мериносы появились в XIV столетии, и распространение получили первоначально в Испании

Стало выгодным ремесленное производство пряжи. Первые мастерские открылись во Фландрии, затем королева Филиппа, жена Эдуарда III, памятуя, сколь выгодной оказалась торговля пряжей для её страны, основала в 1336 году прядильное производство в Норвиче, (Англия), причём английская шерсть очень быстро завоевала место на европейском рынке.

Изготовление и продажа шерстяной одежды. Миниатюра из немецкой рукописи трактата «Tacuinum Sanitalis» Ибн Бутлана. XV век.

Ткачество, как следующий этап производства, было уже чисто мужским делом. Ткань изготовляли на горизонтальных станках, натягивая на них нити основы, и с помощью двух поднимающихся планок, движения которых можно было регулировать с помощью педали, поднимали желаемые нити, давая утку проходить сквозь них вперёд и назад.

Рядом с основным ткачом должен был обязательно находиться помощник, следивший за тем, чтобы нити не запутывались и не рвались. Обычно эту работу поручали детям, которым из-за небольшого роста было не утомительно из раза в раз наклоняться к станку. Ткачи Позднего Средневековья были, как правило, первоклассными мастерами, знающими своё дело досконально, при том что лишь очень немногие могли позволить себе приобрести в собственность мастерскую; большая часть из них состояла на жаловании у старших суконного цеха, имевших в своём распоряжении стада баранов, леса, наёмных работников и даже корабли для торговли с заморскими странами.

Изготовление льняной одежды. Миниатюра из немецкой рукописи трактата «Tacuinum Sanitatis» Ибн Бутлана. XV век.

Готовая ткань отправлялась на многочисленные ярмарки, торговля тканью в Средние Века была прекрасно налаженным и весьма прибыльным делом, связывавшим Францию даже с такими отдалёнными странами как Индия и Китай. Идущие в продажу ткани, как местные, так и привозные, обязательно подвергались контролю специальными представителями суконного производства, называемые фламандским словом eswardeurs. Только проверенные ими рулоны, снабжённые свинцовой печатью, могли официально быть выставлены для покупателя.

Миниатюра 14 века.Платье знати

Небелёная ткань, грубая, серовато-коричневая, с многочисленными неровностями и узелками, продавалась мерным куском. Без дальнейшей обработки она могла идти только на лошадиные попоны, впрочем, самые бедные использовали её для постели, цистерцианцы закупали необработанное полотно для пошива монашеских ряс. Однако же, в большинстве случаев, ткань подвергалась дальнейшей обработке в суконных и красильных мастерских.

Первоначально её многократно промывали в чанах, мяли и перетирали с углём — эта процедура способствовала выравниванию волокон и исчезновению узелков. Затем полотно выбивали специальными билами и вымачивали его ногами в чанах, заполненных песком и винным осадком. Эта работа, не требовавшая ничего, кроме физической силы и здоровья, была уделом неквалифицированных работников, занимавших низшее положение среди членов суконного цеха.

Миниатюра 15 века.Платье знати

Эта буйная и плохо управляемая масса постоянно питала склонность к бунту, что время от времени проявлялось в драках и стычках, принявших особенно серьёзный размах, когда в XIII веке появилась возможность заменить валяльщиков механическими молотами, приводимыми в движение водяной мельницей. Взбунтовавшиеся чернорабочие разрушили несколько таких мельниц, отнимавших у них заработок, но конечно же, остановить историю подобные вспышки не могли

Крашение ткани. Миниатюра из фламандской рукописи трактата Бартоломея Английского «О свойствах вещей», 1482

Наконец готовая ткань по необходимости поступала к красильщикам, и от них уже передавалась портным и белошвейкам. Кроме своих тканей, использовались и привозные; торговые книги XIV века называют александрийский и татарский шелка, золотое и серебряное шитьё, кашемир, саржу, фланель, тафту, камку и даже своеобразное полотно, называемое cottum, которое выделывалось из кошачьей и собачьей шерсти

15th century ,Paris, Bibliothèque nationale de France

Меха, вышедшие из моды ближе к концу XIII века, пятьдесят лет спустя вновь привлекли к себе внимание. Мехами оторачивали и подбивали платье, что было далеко не лишним, если вспомнить, что даже за́мки и церкви порой были холодными и сырыми. Высшую ступень в меховой иерархии занимали соболь (zibeline), белый горностаевый мех с чёрными хвостиками (ermine), идеально-белая его разновидность (menu vair), очень высоко ценимая при дворе, а также vair — сложное меховое полотно, получаемое соединением кусочков меха белого горностая и серой белки, или просто серая белка с белым брюшком.

Считается, что имя этого меха идёт от французского verre — «стекло», так как на свету имеет стекляннистый блеск. Беличьи шкурки в большом количестве доставлялись из Венгрии. Меха этого типа, как правило, предназначались для платья короля, королевы и высших сановников. Меньшей ценностью обладал gris — куний мех или зимний наряд европейской белки, в ряду с ним стоял кроличий мех (lapin); обе эти разновидности считались дворянскими. В самом низу иерархии находились барашек (mouton) и бобр (castor), использовавшиеся в частности для придворных облачений и ливрей

Ткачиха.15th century (ca. 1440) Northern France - Rouen British Library

Средневековье любило яркие цвета. Религиозные мыслители, как, к примеру, святой Бернард, отвергавшие яркие краски на основании их «соблазнительности», подменяющей стремление к небесному суетными удовольствиями бренного мира — оставались в безнадёжном меньшинстве. Желание ярко и броско одеваться было неистребимо у всех классов общества, и сдерживалось исключительно соображениями денежного плана

В эти времена вкусы населения были достаточно консервативны; цветовая палитра строилась на основе из трёх цветов, вошедших в употребление ещё в античную эпоху — белого, красного, чёрного, в то время как остальные считались второстепенными и группировались вокруг каждого из них «по максимальному сходству». Средневековье с его мистическими наклонностями и умением видеть символику в малейших деталях, не преминуло разработать целую шкалу цветовой оценки, причём каждому из цветов придавалось определённое значение

Молотьба. Миниатюра «Август» из французского требника XV века

Белый, воспринимавшийся как не-цвет, отсутствие цвета, выступал символом чистоты, целомудрия и непорочности. В белое облачали ангелов на иконах, белый считался цветом упования на Бога, цветом высшей справедливости и вечности. С XIV века этот цвет стал особенно любимым и модным. И в то же время (для Средневековья была характерна подобная двойственность) белый считался цветом отчаяния и смерти

Филипп III Добрый. Портрет работы Рогира ван дер Вейдена

Чёрный полагался цветом умеренности, скромности, христианского смирения, а порой и покаяния перед Богом; с другой стороны его же ассоциировали со смертью, трауром и отчаянием. В начале XIV века чёрный стал настолько популярен, что на короткое время едва ли не вытеснил остальные цвета и оттенки; эту новую моду ввёл герцог Бургундский Филипп Добрый, в течение многих лет одевавшийся в чёрное в знак траура по отцу, убитому в обычной для тех времён феодальной войне за власть.

Погребение Анны Чешской. Миниатюра из французской рукописи «Хроник» Жана Фруассара, ок. 1483

И наконец, самым излюбленным оттенком, королём цветов был красный, с античных времён считавшийся противоположным белому. Красный царил на рыцарских гербах, выступая в качестве основного на трети из них. В красном шли под венец невесты, огромные количества красных тканей, число оттенков которых доходило до 15, продавались на рынках. Красный символизировал гордость, победу, силу и мощь.

Жанна д’Арк и её судьи. Миниатюра из «Вигилий на смерть короля Карла VII» Марциала Оверньского. XV век

Красный полагался цветом благочестивой щедрости, душевной широты, он же ассоциировался с учёностью, и властью, и, по распространённому поверью, отпугивал нечисть. Красные ленточки принято было привязывать к детским ножкам, защищая таким образом малышей от всевозможных напастей, в частности, от кори и кровотечений. С другой стороны, красный цвет стойко ассоциировался с гневом и жестокостью, в красное порой заставляли одеваться проституток и палачей, красными одеждами в романах артуровского цикла щеголяют антагонисты главных героев

Миниатюра, изображающая коронацию короля Франции Карла VI. Миниатюра из «Больших французских хроник» Жана Фуке. XV век

Голубую краску научились получать, собирая листья вайды, обильно растущей по берегам Соммы, Эско и Гаронны.

Людовик!Х Святой

Оттенки голубого символизировали преданность, справедливость, мудрость, учёность, а также верность в любви. С XII века голубой цвет стал ассоциироваться с Девой Марией, вошло в традицию использовать этот цвет для изображения её одежд. С другой стороны, голубой почитался цветом незаконного рождения или глупости

На изменение общественных предпочтений наложилось также то, что голубой считался во Франции «королевским». Он издавна был «семейным» для Капетингов, использование геральдических одежд голубого цвета было принято у всех многочисленных ветвей этого рода. Голубой цвет для обывателя приобретал дополнительную привлекательность как цвет Людовика Святого, пользовавшегося в те времена небывалым почтением и авторитетом

Император Карл IV. Миниатюра из «Больших французских хроник» Жана Фуке. XV век

Жёлтый наоборот, пользовался дурной славой, и хотя принцы XV века порой одевались в золотисто-жёлтое, полностью игнорируя общественное мнение по этому поводу, у низших слоёв населения желтизна ассоциировалась в первую очередь с враждебностью или изменой христианству. В жёлтое рядили еретиков (после арльского собора 1254 года эта практика стала повсеместной), одежду подобного цвета (или жёлтую нашивку) во многих городах вынуждены были носить мусульмане и евреи.

Статуты некоторых городов предписывали проституткам одеваться в платье того же цвета. К жёлтому, цвету глупости, измены, безумия, питали пристрастие городские и придворные шуты.Отрицательное отношение к жёлтому цвету постепенно сошло на нет в конце XV века, однако, один из его оттенков — рыжий — до конца Средневековья считался отвратительным. О том, насколько негативные эмоции он мог вызывать, можно судить уже по тому факту, что англичанин полагал себя оскорблённым, если ему демонстрировали кусок рыжей материи

Пурпур, в свою очередь, символизировал мудрую осторожность, сдержанность, с другой стороны — чванливость, уныние и прожорливость. Розовый и серый вошли в моду в конце XIV века, но не получили широкого распространения, оставаясь в основном цветами одежды имущих классов. Коричневый , наоборот, часто встречался в одежде слуг и людей скромного достатка.

Сцена охоты на оленя. Миниатюра из французской рукописи «Книги охоты« Гастона Феба, 1405—10 гг.

И наконец, зелёный почитался цветом пылкой юности, красоты, отваги и свободы.Так, сохранившаяся опись костюмов юных сыновей Иоанна Доброго, указывает на зелёный как на «весенне-летний» цвет, из которого полагалось шить для них лёгкое платье, предназначенное для тёплого времени года, в то время как «зимними» цветами полагались алый и синий. С другой стороны, с ним ассоциировалась беспорядочная жизнь, безумие, ветреность и расточительство, в общем, любое нарушение привычного порядка. В романах артуровского цикла, в зелёное постоянно одевается рыцарь Тристрам (или Тристан) Лионесский, несчастный возлюбленный королевы Изольды. Несколько французских городов, в частности, Марсель, предписывали проституткам носить зелёное платье. Однако, несмотря на все отрицательные ассоциации, с ним связанные, этот цвет стал исключительно моден в конце XIV века

Средневековое бельё выполняло сразу несколько функций. Во-первых, оно призвано было защищать верхнее платье от пота, жира и прочих выделений тела. Это было достаточно важно, так как при высокой цене платья, неизбежной при ручном его изготовлении, подобная защита требовалась обязательно. С другой стороны это верхнее платье, зачастую достаточно грубое и жёсткое из-за вшитой в него золотой и серебряной нити, при соприкосновении с кожей, царапало и раздражало её, так что некая прослойка представлялась совершенно необходимой. И наконец, тёплое бельё, особенно в зимнее время года, также было необходимо в холодной крестьянской лачуге, плохо отапливаемой церкви или за́мке. Оно состояло из двух частей — нижней рубашки или камизы и брэ, предшествовавших современным кальсонам или трусам

Миниатюра «Мученичество Св. Стефана» (Франция, XIV век), В средние века кальсоны не были нижним бельем.

Вообще понимание «нижнего белья» как чего-то интимного, должного быть скрытым под верхним платьем было совершенно чуждо средневековому менталитету. Бельё представлялось такой же одеждой, как всё остальное, брэ выглядывали в разрезах чулок, а рубашку зачастую специально украшали вышивкой и камнями на рукавах и воротнике, чтобы демонстрировать её из-под верхней одежды. Ношение одного только белья без верхней одежды (конечно же, в тёплое время года), было характерно для беднейших слоёв общества.

Фрагмент миниатюры из «Библии Моргана», 1240-е годы, Франция

Исторически брэ восходят к старинным нательным штанам, носившимся галлами в античную эпоху, в бельё они превращаются в XII веке, исчезнув окончательно под многослойной верхней одеждой. Название этого вида белья этимологически связано с braiel — тесьмой, удерживавшей их на поясе. Изначально брэ имели вид широких штанов, длина которых доходила до середины икры ноги, однако уже в следующем столетии они превратились в подобие колготок с широким основанием и узкими штанинами. Длина брэ постепенно уменьшалась, и к концу XV века они стали напоминать современные купальные трусы, несколько заниженные на животе, для удобства ношения.

Фрагмент миниатюры из «Библии св. Женевьевы». 1370 год, Франция

Впрочем, длина эта продолжала несколько варьироваться в зависимости от особенностей климата, времени года, и сословной принадлежности их хозяина; если брэ выступали в качестве верхней одежды, их предпочитали делать несколько длиннее — до середины бедра; в этом случае они напоминали скорее короткие льняные шорты.

Миниатюра. 1410 год, Франция

Если хозяин брэ был слишком беден, чтобы позволить себе жиппон, на поясе брэ делались дырочки для удерживания шосс. Людовик Сварливый, страдавший от дизентерии, бывшей в те времена настоящим бичом во время походов, ввёл на время печальную моду — брэ с глубоким разрезом сзади

Фрагмент полиптиха Пьеро делла Франческа "Милосердная Богородица», ок. 1460.

Во времена более древние распространены были кожаные брэ, но в XIV—XV веках основным материалом для изготовления брэ был лён, как правило, ткань перед пошивом белили. Встречались, однако, шерстяные и хлопчатобумажные брэ, знать могла позволить себе и шёлковое нижнее бельё. Обычай предписывал часто менять брэ, стирать их должен был сам хозяин, впрочем, при достаточных средствах, он мог нанять для этой цели специальных мужчин-прачек (так, сохранилось распоряжение короля Эдуарда IV Английского касательно жалования для подобного рода наёмного работника). Женщины, из соображений приличия, к стирке мужского белья не допускались

Женщина в камизе. Фрагмент фрески Амброджо Лоренцетти «Аллегория доброго правления», 1338—40 гг.

Нижняя рубашка (chemise), также известная в русскоязычных изданиях под испанским названием «камиза», также является достаточно древней по своему происхождению. Её носили равно и мужчины и женщины, однако, мужская камиза была несколько более короткой, доходя до середины бедра или до колен — единого стандарта не существовало и всё зависело исключительно от индивидуального вкуса. Женские рубашки, как правило, должны были доходить до щиколоток, в верхней части камизы могли делаться конические мешки — предшественники современных бюстгальтеров.

Жнец в камизе. Фрагмент миниатюры «Июнь» Поля Лимбурга из «Великолепного часослова герцога Беррийского», 1412—16 гг.

Эти мешки были удобны тем, что позволяли зрительно увеличивать маленькую от природы грудь, закладывая внутрь дополнительные слои материи или подушечки, чтобы таким образом, получить требуемую форму и размер. Другой способ состоял в том, чтобы надеть на (или реже — под) камизу широкую повязку, целиком закрывавшую грудь и поддерживавшую её. Эта повязка также позволяла регулировать размер: слишком объемную грудь, также бывшую не в чести, можно было визуально уменьшить, затягивая повязку. Модницы порой слишком усердствовали в этом, вызывая тревогу тогдашних врачей, безуспешно пытавшихся убедить дам, что чрезмерное давление на грудь может стоить им здоровья.

Продолжение следует

История России 15 века

15 век в истории России - это век свержения монголо-татарского ига, время правления потомковДмитрия Донского - московских князей Василия I(1389-1425), Василия II Темного (1425-1462), Ивана III(1462-1505). Русская литература того времени была посвящена теме борьбы за свободу («Сказание о Мамаевом побоище»). Развитие связей с другими странами отразилось в таком жанре литературы, как «хождения» - описания путешествий. Самым известным в 15 веке произведением этого жанра было «Хождение за три моря» купца Афанасия Никитина.
Сила московских правителей к концу княженияВасилия I Дмитриевича, сына Дмитрия Донского, превосходила силу других русских князей. До 1425 г. внутри Московского княжества не произошло ни одного конфликта между князьями. Это способствовало укреплению и возвышению Москвы. Первой междоусобицей в истории России 15 века стала феодальная война, продолжавшаяся 20 лет с 1433 до 1453 гг. Связана она была с порядком наследования престола в Московском княжестве.
27 февраля 1425 г. умирает великий князь Василий I. Его наследником становится сын Василий, которому исполнилось на тот момент 10 лет. Он получает от отца Московское и Владимирское княжества. Однако к тому времени на Руси еще не существовало установившегося порядка наследования престола от отца к сыну. Согласно завещаниюДмитрия Донского, наследником Василия I должен был стать его брат Юрий. Но, завещание писалось тогда, когда у Василия I еще не было детей.
Таким образом, на престол претендовали оба - Юрий Галицкий (старший в княжеском роде) и его племянник - Василий Васильевич. Опекуном князя Василия был назначен великий князь литовский Витовт, его дед. Юрий обещал, что не будет «искать» великого княжения. В 1430 г. Витовт умирает, а в 1433 г. Юрий разбивает войска Василия и захватывает Москву. Утвердиться в качестве нового правителя ему помешало враждебное отношение горожан и московского боярства. В 1434 г. Юрий вновь захватил Москву, но через два месяца после этого он умирает.
Борьбу за престол продолжили сыновья Юрия - Дмитрий Шемяка и Василий Косой. 14 мая 1436 г. Василий Косой был захвачен в плен Василием II и ослеплен им, т.к. по традициям того времени слепой не мог участвовать в борьбе за власть.
Эти события, происходившие в Московском княжестве, были на руку Орде. Хан Улу-Мухаммед в 1445 г. совершает набег на Русь. Князь Василий был взят в плен, из которого он был отпущен за большой выкуп (ок.200 тыс. рублей; за 2-3 рубля тогда можно было купить деревню). Однако Русь была недовольна великим князем, который привел на Русскую землю татар для сбора выкупа. В 1446 г. Дмитрий Шемяка захватил Василия в Троице-Сергиевом монастыре и ослепил его. После этого он получил прозвище «Темный». Москва попала во власть Шемяки.
Но варварское наказание великого князя вызвало недовольство на Руси теперь уже Дмитрием Шемякой. Духовенство и тверской великий князь Борис Александрович выступили на стороне Василия II. Для закрепления союза обручили шестилетнего сына Василия II- Ивана с четырехлетней дочерью тверского князя Марьей.
Дмитрий Шемяка бежал в Новгород, где умер в 1453 г. (согласно слухам, его отравил повар, по распоряжению московского князя). 20-летняя феодальная война завершилась.
Итоги феодальной войны
1.Страна была разорена, усилилась власть Орды, которая могла вмешиваться во внутренние дела Руси.
2.Был утвержден принцип наследования власти по династическому принципу, а для того, чтобы избежать междоусобиц великие князья, с Василия II, стали выделять старшим сыновьям крупную часть наследства вместе с титулом великого князя.
В 1462 г. Василий II умирает. Еще при жизни он делает своим соправителем сына Ивана- будущего Ивана III, который правил с 1462 по 1505 гг. Именно во время его правления завершился процесс объединения русских земель.
Новгород вместе с Московским княжеством оставался независимым. Еще Василий II в 1456 г. совершил поход на Новгород, который поддерживал Шемяку. Результатом похода было то, что Новгород обязали уплатить великому князю контрибуцию и не оказывать поддержку его противникам. В 1471 г. новгородские власти заключили договор с Польско-Литовским государством, присягнули на верность королю Казимиру IV.
В ответ на это Иван III принял решение о походе на Новгород. В решающем сражении на реке Шелони, 14 июля 1471 г., московское войско одержало полную победу. В 1478 г. символу свободы Новгорода - вечевому колоколу «вырвали язык, били плетьми и сослали в Сибирь». После этого прекратилось существование Новгородской земли.
В 1474 г. к Русскому государству было также присоединено Ростовское княжество, с 1463 по 1468 гг. - Ярославское.
В 1480 г. Иван III отказался платить дань монголам, причем сделал это в оскорбительной форме, растоптав грамоту хана. В результате, против Руси вышел сам хан Ахмад. Он подошел к границе московского княжества, к реке Угре. Туда же подошел и Иван III. Силы оказались равными, стояли весну, лето, осень. Зимой хан Ахмад ушел в Орду, фактически признав свое поражение. Так бескровно закончилось «стояние на реке Угре» и пало монголо-татарское иго. Русь зависела от монголо-татар 240 лет.
Падение новгородской независимости и свержение монголо-татарского ига предопределили судьбу Твери. В 1483 г. овдовевший тверской князь Михаил Борисович решил жениться на родственнице Казимира IV, надеясь таким образом скрепить союз с Великим княжеством Литовским. Иван III не мог этого допустить, и в 1485 г. Тверь была присоединена к Московскому княжеству.
В 1489 г. Вятка, важная в промысловом отношении для Русского государства, также была присоединена к нему.
В 1485 г. московский государь стал именоваться «государем всея Руси». Он стоял во главе государства и опирался на поддержку Боярской думы. Великий князь был Великим судьей, принимал законы, но не мог обойтись без помощи Боярской думы - законосовещательного органа и органа исполнительной власти. Независимым лицом был митрополит, он взаимодействовал с Боярской думой и князем, но был независим от них.
Особую роль в правление Ивана III играло местничество- занятие должностей по знатности рода, по происхождению.
Боярская дума определяла, кому руководить приказами - специальными учреждениями, которые ведали военными, финансовыми, иностранными группами дел. Самыми важными являлись три Приказа:
-Казенный руководил финансовыми вопросами;
-Посольский ведал внешней политикой и торговлей;
-Разбойный, на нем была борьба с разбойниками.
Четвертый приказ – Военный (Ратный) был не таким важным.
На местах страна управлялась через систему «кормлений». Суть ее заключалась в том, что знатный боярин назначался в область собирать налоги, т.е. таким образом, он «кормился» там. Бояре назначались на 1-2 года, за это время они «обдирали» область, т.к. в их распоряжение поступали средства, которые были собраны в казну сверх необходимых податей.
При Иване III был построен Московский Кремль. В его строительстве принимали участие, как русские, так и итальянские зодчие. При участии архитекторов из Италии были построены грановитая палата, Архангельский собор, дворец великого князя, который не сохранился, и башни со стенами Кремля. Он воплотил в себе идею силы и могущества Российского государства.
Итак, 15 век в истории России был ознаменован объединением русских земель в единое государство, и свержением монголо-татарского ига. Более чем двухвековое владычество монголо-татар имело свои последствия для социально-экономического и политического развития страны, а именно:
1.В экономическом развитии Русь отстала от европейских государств на два века. Из «страны городов» Русь превратилась в «страну деревень»; исчезли многие ремесла, из них 2/3 были утрачены насовсем.
2.Русские люди переселились в лесную полосу и бросили южные земли, куда вернулись только во времена Екатерины II. Итог – плохо сложился рынок пшеницы.
3.Социальные последствия монголо-татарского ига состояли в том, что Русь потеряла половину численности населения.



Русь в 15 веке (кратко)

История Руси 15 века известна с момента правления Василия 1 (1389 – 1425 гг.) , продолжившего политику предков по объединению русских земель.

Князь Василий 1 был женат на дочери Литовского князя Витовта, но, несмотря на это, отношения с великим Литовским княжеством были напряженные, брак лишь смягчил обстановку.

Литовские правители старались закрепить за собой бывшие земли Киевской Руси, они способствовали разделению православного населения: в 15 веке в Киеве появился второй митрополит всея Руси, независимый от Москвы.

Хронология основных событий 15 века в истории России

В 1408 г. – набег ордынцев под предводительством военачальника Едигея. Москва откупилась, но некоторые русские территории подверглись разорению, г. Владимир был разграблен.

Но силы Орды таяли, способствовал этому и продолжительный военный конфликт обособившегося Крымского ханства с Ордой.

В 1425 г. после смерти Василия 1 княжеский престол перешел к его сынуВасилию 2 (1425 – 1462 гг.) .

С его правлением наступили княжеские усобицы . Родственники Василия 2 отказывались признавать его своим правителем. Почти четверть века велась жестокая борьба. Василий получил прозвище «Темный», так как был ослеплен. В итоге Василий Темный сохранил за собой престол, но значимым политическим деятелем не стал.

1462 г. – великим князем московским становится Иван 3 (1462 – 1505 гг.) , в отличие от своего предшественника, он считался выдающимся правителем России. Иван 3 активно продолжал объединение русских земель.

При нем к Российским границам был присоединен Новгород Великий с его огромными территориями. Вначале июля 1471 г. произошла битва между новгородскими ополченцами и московской ратью. Ополченцы потерпели жестокое поражение, не смотря на большую численность, так как подготовка и организация рати Московского князя Холмского была лучше. Был составлен договор, по которому Новгород заверил в своем послушании Ивана 3 и отказе от перехода под власть Литвы.

А в 1478 г. Иван 3 послал в поход на Новгород своё войско и город сдался на милость победителя. По заключенному соглашению Новгород Великий с его громадными владениями полностью объединялся с Московским княжеством.

Вскоре были присоединены Вятская земля, Пермь Великая, Коми край. Подданными великого князя признали себя некоторые народности Сибири.

Конец 15 века на Руси был знаменателен падением ордынского ига.

Осенью 1480 г. на берегах р. Угры сошлись войска хана Ахмата и Ивана 3.

Победа Руси была одержана малой кровью. 12 ноября 1480 г. – первый день в истории России, как освобожденного от ига государства.

Культура Руси 15 века

Благодаря расширению границ России в 15 веке за счет присоединения новых территорий, увеличился интерес к географическим наукам.

Освобождение от ига Золотой Орды положительно повлияло на другие отрасли русской культуры 15 века. Развивается образованность жителей.

Появляются притчи, послания и другие единственные в то время произведения духовной литературы. Увеличивается количество различных законов.

Развивалось кузнечное дело, изготовление оружия, чеканка монет, создание известкового грунта для настенной живописи. Достижения в этих областях возникли благодаря притоку знаний в прикладном искусстве. Также развивалась и области техники. Известно, что русские мастера использовали систему зубчатых колес.

Архитектура Руси 15 века

Архитектура Древней Руси 14 - 15 веков была на подъеме. Активно велось строительство крепостей, новых храмов и дворцов. Приглашались каменщики и зодчие из других городов, архитекторы Италии и инженеры.

Доступ к Москве защищали каменный Кремль , Красная площадь, монастыри-крепости. Были воздвигнуты Успенский и Архангельский соборы.



Просмотров