Мероприятия по санитарной охране атмосферного воздуха. Система мероприятий по охране атмосферного воздуха поселений от загрязнения Мероприятия по охране воздуха от загрязнения

4.3. Мероприятия по охране атмосферного воздуха

I. Законодательные. Наиболее важным в обеспечении нормального процесса по охране атмосферного воздуха является принятие соответствующей законодательной базы, которая бы стимулировала и помогала в этом трудном процессе. Однако в России, как ни прискорбно это звучит, в последние годы не наблюдается существенного прогресса в этой области. Те последние загрязнения, с которыми мы сейчас столкнулись, мир уже пережил 30-40 лет назад и принял защитные меры, так что нам не нужно изобретать велосипед. Следует использовать опыт развитых стран и принять законы, ограничивающие загрязнение, дающие государственные дотации производителям экологически более чистых машин и льготы владельцам таких машин.

В США в 1998 году вступит в силу закон по предупреждению дальнейшего загрязнения воздуха, принятый конгрессом четыре года назад. Этот срок дает возможность автопромышленности адаптироваться к новым требованиям, но к 1998 году будьте любезны выпускать не меньше 2 процентов электромобилей и 20-30 процентов автомобилей на газовом топливе.

Еще раньше там были приняты законы, предписывающие выпуск более экономичных двигателей. И вот результат: в 1974 году средний автомобиль в США расходовал 16,6 литров бензина на 100 километров, а двадцать лет спустя - только 7,7.

Мы пытаемся идти тем же путем. В Государственной думе находиться проект Закона «О государственной политике в области использования природного газа в качестве моторного топлива». Этот закон предусматривает снижение токсичность выбросов у грузовиков и автобусов, в результате перевода их на газ. Если будет обеспечена государственная поддержка, вполне реально это сделать так, что уже к 2000-му году у нас было бы 700 тысяч машин, работающих на газе (сегодня их - 80 тысяч).

Однако наши производители автомобилей не торопятся, они предпочитают создавать препоны принятию законов ограничивающих их монополизм и вскрывающих бесхозяйственность и техническую отсталость нашего производства. В позапрошлом году анализ Москомприроды показал ужасное техническое состояние отечественных автомобилей. 44% «Москвичей», сходивших с конвейера АЗЛК, не соответствовали ГОСТу по токсичности! На ЗИЛе таких машин было 11%, на ГАЗе - до 6%. Это позор для нашего автомобилестроения - даже один процент недопустим.

В целом в России практически отсутствует нормальная законодательная база, которая регулировала бы экологические отношения и стимулировала природоохранные мероприятия.

II. Архитектурно планировочные. Данные меры направлены на регламентацию строительства предприятий, планирование городской застройки с учетом экологических соображений, озеленение городов и др. При строительстве предприятий необходимо придерживаться правил установленных законом и не допускать строительство вредных производств городской черте. Необходимо осуществлять массовое озеленение городов, т. к. Зеленые насаждения впитывают из воздуха многие вредные вещества и способствуют очищению атмосферы. К сожалению, в современный период в России зеленые насаждения не сколько увеличиваются, сколько сокращаются. Не говоря уже о том, что построенные в свое время «спальные районы» не выдерживают никакой критики. Так как в этих районах однотипные дома расположены слишком густо (ради экономии площади) и воздух, находящийся между ними, подвержен застойным явлениям.

Чрезвычайно остра также проблема рационального расположения дорожной сети в городах, а также качество самих дорог. Не секрет, что бездумно построенные в свое время дороги совершенно не рассчитаны на современное количество машин. В Перми эта проблема чрезвычайно остра и является одной из наиболее важных. Нужно срочное строительств объездной дороги, чтобы разгрузить центр города от транзитного большегрузного автотранспорта. Необходима также капитальная реконструкция (а не косметический ремонт) дорожного покрытия, строительство современных транспортных развязок, выпрямление дорог, устройства звукозащитных барьеров и озеленение придорожной полосы. К счастью, несмотря на финансовые затруднение, в последнее время наметились подвижки в этой области.

Необходимо также обеспечить оперативный контроль за состоянием атмосферы, через сеть постоянный и передвижных станций контроля. Также следует обеспечить хотя бы минимальный контроль за чистотой выхлопов автотранспорта, через специальные проверки. Нельзя также допускать процессов горения на различных свалках, т. к. в этом случае с дымом выделяется большое количество вредных веществ.

III. Технологические и санитарно технические. Можно выделить следующие мероприятия: рационализация процессов сжигания топлива; улучшение герметизации заводской аппаратуры; установка высоких труб; массовое использование очистных устройств и др. Следует отметить, что уровень очистных сооружений в России находится на примитивном уровне, на многих предприятиях они отсутствуют вовсе и это несмотря на вредность выбросов этих предприятий.

Многие производства требуют немедленной реконструкции и переоборудования. Важная задача состоит также в переводе различных котельных и тепловых электростанций на газовое топливо. При таком переходе многократно уменьшаются выбросы в атмосферу сажи и углеводородов, не говоря уже об экономической выгоде.

Не менее важной задачей является воспитание у россиян экологического сознания. Отсутствие очистных сооружение, конечно, можно объяснять нехваткой денег (и в этом есть большая доля правды), но даже если деньги, их предпочитают потратить на что угодно, только не на экологию. Отсутствие элементарного экологического мышления особенно ощутимо сказывается в настоящее время. Если на западе существуют программы, через реализацию которых в детях с детства закладываются основы экологического мышления, то в России пока не наблюдается существенного прогресса в этой области. Пока в России не появится поколение с полноценно сформированным экологическим сознанием, не будет заметно существенного прогресса в осмысление и предупреждении экологических последствий деятельности человека.

Основной задачей человечества в современный период является полное осознание важности экологических проблем, и кардинальное их решение в короткие сроки. Необходимо развивать новые методы получения энергии, основанные не на деструктуризации веществ, а на других процессах. Человечество как единое целое должно взяться за решение этих проблем, ведь если ничего не делать Земля скоро прекратит свое существование как планета пригодная для обитания живых организмов.


Заключение

В качестве основных положений дипломной работы и полученных при их теоретической проработке выводов, следует отметить:

· Вопрос о воздействии человека на атмосферу находится в центре внимания специалистов и экологов всего мира. И это не случайно, так как крупнейшие глобальные экологические про­блемы современности - «парниковый эффект», нарушение озо­нового слоя, выпадение кислотных дождей, связаны именно с антропогенным загрязнением атмосферы.

· Атмосферный воздух загрязняется путем привнесения в него или образования в нем загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих нормативы качества или уровня естественного со­держания. Загрязняющее вещество - примесь в атмосферном воздухе, оказывающая при определенных концентрациях неблагоприятное воздействие на здоровье человека, объекты растительного и жи­вотного мира и другие компоненты окружающей природной сре­ды или наносящая ущерб материальным ценностям.

· Атмосфера обладает способностью к самоочищению. Оно происходит при вымывании аэрозолей из атмосферы осадка­ми, турбулентном перемешивании приземного слоя воздуха, отложении загрязненных веществ на поверхности земли и т. д. Однако в современных условиях возможности природных сис­тем самоочищения атмосферы серьезно подорваны. Под мас­сированным натиском антропогенных загрязнений в атмосфере стали проявляться весьма нежелательные экологические по­следствия, в том числе и глобального характера. По этой причине атмосферный воздух уже не в полной мере выполняет свои защитные, терморегулирующие и жизнеобеспечивающие экологические функции.

· В последние годы содержание в атмосферном воздухе российс­ких городов и промышленных центров таких вредных примесей, как взвешенные вещества, диоксид серы, существенно уменьши­лось, так как со значительным спадом производства сократилось число промышленных выбросов, а концентрации оксида углерода и диоксида азота выросли в связи с ростом парка автомобилей.

· Список городов с катастрофическим уровнем загрязнения ат­мосферного воздуха в России увеличивается ежегодно, но многие годы в нем числятся Братск, Екатеринбург, Кемерово, Красно­ярск, Липецк, Магнитогорск, Москва, Нижний Тагил, Новокуз­нецк, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Тольятти, Норильск, а также Орск, Новотроицк.

· Наиболее значимое влияние на состав атмосферы оказывают предприятия черной и цветной металлургии, химическая и нефте­химическая промышленность, стройиндустрия, энергетические предприятия, целлюлозно-бумажная промышленность, автотран­спорт, а в некоторых городах и котельные.

· Охрана атмосферного воздуха - ключевая проблема оздо­ровления окружающей природной среды. Атмосферный воз­дух занимает особое положение среди других компонентов био­сферы. Значение его для всего живого на Земле невозможно переоценить. Человек может находиться без пищи пять недель, без воды - пять дней, а без воздуха всего лишь пять минут. При этом воздух должен иметь определенную чистоту и любое отклонение от нормы опасно для здоровья.


Список использованных источников:

Литературные источники

1. Акимова Т. А., Хаскин В. В. Экология. М.: Юнити, 2000.

2. Безуглая Э.Ю., Ивлева Т.П. Формальдегид в атмосфере городов // Вопросы охраны атмосферы от загрязнения. СПб.: Атмосфера, 2003. С. 73-81.

3. Безуглая Э.Ю., Завадская Е.К. Влияние загрязнения атмосферы на здоровье населения. СПб.: Гидрометеоиздат, 1998. С. 171–199.

4. Гальперин М. В. Экология и основы природопользования. М.: Форум-Инфра-м, 2003.

5. Глушкова В. Г. , Шевченко А. Т. Эколого-экономические проблемы России и ее регионов. М.: Московский лицей, 2002.

6. Данилов-Данильян В.И. Экология, охрана природы и экологическая безопасность. М.: МНЭПУ, 1997.

7. Данилов-Данильян В.И. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать? М.: МНЭПУ, 1997.

8. Климатические характеристики условий распространения примесей в атмосфере. Справочное пособие / Ред. Э.Ю.Безуглая и М.Е.Берлянд. – Ленинград, Гидрометеоиздат, 1983.

9. Коробкин В. И., Передельский Л. В. Экология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

10. Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. М.: Финансы и статистика, 1999.

11. Уорк K., Уорнер С., Загрязнение воздуха. Источники и контроль, пер. с англ., М. 1980.

12. Экологическое состояние территории России: Учебное пособие для студентов высш. пед. Учебных заведений / В. П. Бондарев, Л.Д. Долгушин, Б.С. Залогин и др.; Под ред. С.А. Ушакова, Я.Г. Каца – 2-е изд. М.: Академия, 2004.

Периодические издания

13. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1995 году. М.: ЦМП, 1996, 458 с.

14. Государственные доклады «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации» в 1995–2005 гг.

15. Журнал «География в школе» №3, 1993.

16. Максимова М. В 21 век со старыми и новыми глобальными проблемами.//Мировая экономика и международные отношения, №10, 1998.

Статистические сборники

17. Ежегодник состояния загрязнения атмосферы в городах на территории России. 2004.– М.: Метеоагентство, 2006, 216 с.

18. Ежегодник выбросов загрязняющих веществ в атмосферу городов и регионов Российской Федерации (России) 2004 г. / Под ред. канд. физ.-мат. наук В. Б. Миляева и канд. техн. наук А. Н. Ясенского. Федеральное государственное унитарное предприятие «Научно-исследовательский институт охраны атмосферного воздуха». Санкт - Петербург: 2005, 274 с.

19. Ежегодники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу городов и регионов Российской Федерации (России) за 1990–2005 гг.

20. Перечень и коды веществ, загрязняющих атмосферный воздух. Изд. 6-е. СПб., 2005, 290 с.

Материалы сайтов сети Интернет

21. http://www.nii-atmosphere.ru

22. http://www.mgo.rssi.ru/l_analiz/publik.html-потенциал загрязнения

23. http://www.echo.msk.ru/programs/granit/36495/самоочищение

24. http://www.chemistry.narod.ru

25. http://www.bank.orenipk.ru

26. http://www.sci.aha.ru


На Земле от губительного действия этих лучей. Молекула газа озона содержит три атома кислорода (О3) в отличие от обычной, двухатомной, молекулы кислорода (О2). Предполагается, что глобальное загрязнение атмосферы некоторыми веществами (фреонами, оксидами азота и др.) может нарушить функционирование озонового слоя Земли. Главную опасность для атмосферного озона составляет группа химических веществ...

Воздействие различных вредных веществ, содержащихся в воздухе населенных пунктов в концентрациях 10 ПДК и выше. В связи с загрязнением атмосферы в ряде регионов сохраняется напряженная экологическая обстановка, а в ряде городов оценивается как опасная. Фоновое загрязнение атмосферы Фоновое техногенное загрязнение атмосферы формируется преимущественно под влиянием промышленных выбросов и условий...

Отмечается большая повторяемость штилей (на большей части территории – 30–70, в Тайшетском и южном районах – 10–35%) (Государственный доклад…2004). 3. Влияние климатических характеристик на рассеивание вредных веществ в атмосфере на территории Иркутской области Жизненно важной проблемой современных антропогенных процессов является обеспечение чистоты атмосферы крупных городских агломераций, ...

Положения этой программы вошли в экологический рвздел «Стратегического плана для Санкт-Петербурга». Городские власти всерьёз озабочены проблемой загрязнения атмосферного воздуха в Санкт-Петербурге. И это неудивительно: по сумме токсичных выбросов в атмосферу наш город находится на 8 месте в России. Об этом сообщил начальник управления по охране окружающей среды. Для Санкт- ...

Ежедневно в процессе трудовой деятельности специалистам-экологам приходится отслеживать множество экологических аспектов на предприятии, будь то заключение договоров на вывоз отходов, оформление разрешений, лицензий, составление отчетности, поддержание в актуальном состоянии экологической документации в соответствии с постоянно меняющейся нормативно-правовой базой в сфере охраны окружающей среды и т.д. Кроме того, экологам приходится согласовывать разные виды документов в государственных структурах различной компетенции, осуществлять плановые и внеплановые обходы территорий промышленных площадок, встречать проверяющих, присутствовать при отборе проб… Как все успеть? Повезло тем экологам, которые трудятся не в одиночку, а в составе экологических служб, где все обязанности распределены и процессы отлажены. А когда эколог один, он обязан быть многозадачным специалистом, но при этом не в ущерб компетентности.

Одним из самых актуальных экологических аспектов на предприятии, подлежащих постоянному контролю, является охрана атмосферного воздуха (далее — ОАВ). Давайте выясним, как отладить систему контроля за выполнением требований по ОАВ на предприятии.

В силу своего агрегатного состояния воздух — субстанция невидимая, поэтому экологический ущерб, наносимый загрязнением этого компонента окружающей среды, не всегда заметен (особенно если у загрязненной газовоздушной смеси нет характерного цвета и запаха). И если несанкционированное размещение отходов, порча земель, проливы загрязняющих веществ мы в состоянии оценить мгновенно и предпринять меры по их ликвидации, то по вопросам ОАВ инженерам-экологам приходится «сражаться» внутри предприятия с начальниками служб и цехов, руководителями, инспекторами при проверках и др.

Чтобы оправдать затраты на природоохранную деятельность в сфере ОАВ, экологу необходимо грамотно обосновать свои требования, четко их аргументировать, оперируя цифрами, законами, нормативами, знать величины штрафов. Относительно последних отметим, что 2 июля 2013 г. был принят Федеральный закон № 173-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8.14 и 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», существенно ужесточающий наказание за нарушения в сфере ОАВ:

Извлечение
из Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях

Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха

1. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

3. Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Таким образом, предприятию теперь накладно пренебрегать вопросами ОАВ и позиция «давайте дождемся проверки — тогда и будем делать все, что нужно» довольна опасна. Как видно из приведенного извлечения, в настоящее время существенно повышены штрафы за нарушения в области ОАВ для должностных и юридических лиц. В связи с этим лицам, ответственным за ОАВ на предприятии, следует очень внимательно отнестись к выполнению своих должностных обязанностей и исполнению буквы закона. Такие функции в организации должен выполнять сотрудник, наиболее компетентный в сфере природоохранного законодательства по ОАВ, т.е. скорее всего специалист-эколог, а в идеале — эколог, прошедший курсы повышения квалификации по данному вопросу, посещавший соответствующие семинары и др.

Настоятельно рекомендуем составить приказ (распоряжение) руководителя предприятия о назначении ответственных лиц за проведение производственного экологического контроля в области ОАВ (см. Пример) (назначить ответственных можно также в едином документе, регламентирующем осуществление производственного контроля на предприятии, или в приказе об организации экологической службы). Это необходимо сделать для удобства распределения обязанностей и облегчения разграничения сфер ответственности при прохождении проверки. После того как ответственные лица определены, можно перейти непосредственно к осуществлению мероприятий контроля.

Для начала на предприятии необходимо провести внутренний документарный контроль — проверку наличия, сроков действия, правильности составления документов (в нашем случае — в сфере ОАВ). Помимо внутреннего существует и внешний документарный контроль , к которому можно отнести плановые и внеплановые проверки органов государственного контроля/надзора в пределах их компетенции и проверки/запросы природоохранной прокуратуры.

ВНЕШНЯЯ ДОКУМЕНТАРНАЯ ПРОВЕРКА

Документарная проверка проводится в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 28.12.2013; далее — Федеральный закон № 294-ФЗ).

Согласно указанной статье предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона № 294-ФЗ, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. В процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, в т.ч. уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, представленные в порядке, установленном ст. 8 Федерального закона № 294-ФЗ, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих юридического лица, индивидуального предпринимателя государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки.

В течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы, которые представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица юридического лица. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе представить указанные в запросе документы в форме электронных документов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Не допускается требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах и (или) полученным в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, информация об этом направляется юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю с требованием представить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, представляющие в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия указанных в ч. 8 ст. 11 Федерального закона № 294-ФЗ сведений, вправе представить дополнительно в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов .

ВНУТРЕННЯЯ ДОКУМЕНТАРНАЯ ПРОВЕРКА

Как было указано выше, внутренний документарный контроль заключается в проверке наличия, сроков действия, правильности составления документов.

Основополагающими документами в сфере ОАВ на предприятии являются нормативы предельно допустимых (далее — ПДВ) или временно согласованных выбросов (далее — ВСВ) (проект ПДВ или ВСВ) и разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух . Необходимо контролировать сроки действия этих документов, а по их истечении заблаговременно приступать к разработке новых документов, проводить корректировку при изменении технологических процессов, появлении новых источников выбросов и/или вводе в эксплуатацию нового оборудования.

Проект ПДВ
  • наличие утвержденных нормативов ПДВ или ВСВ;
  • наличие санитарно-эпидемиологического заключения;
  • достоверность и актуальность информации в нормативах ПДВ (сведения о расходе и типе используемого сырья, материалов, времени работы оборудования, расположении ближайшей жилой застройки и т.д.);
  • соответствие материалов инвентаризации данным нормативов ПДВ;
  • правильность составления карты-схемы (в составе нормативов ПДВ) предприятия с расположением основных цехов, участков, источников выбросов с указанием их номеров.
Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Проект ПДВ составляется на основе данных по инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ , к проведению которой необходимо отнестись самым тщательным образом . При проведении документарной проверки контролю подлежат:

  • дата проведения последней инвентаризации (срок не более 5 лет), а также то, кем она была выполнена;
  • полнота проведения инвентаризации в соответствии с инструкцией по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • соответствие материалов инвентаризации фактическому состоянию;
  • полнота и достоверность учтенных веществ и источников выбросов.

НА ЗАМЕТКУ

При проведении инвентаризации старайтесь указывать максимально точные сведения о режимах работы оборудования, использовании материалов, описания технологических процессов (в противном случае могут возникнуть проблемы при проверке со стороны контролирующих органов). Указанные сведения можно получить от начальников цехов и технологов. Также вам поможет изучение внутренних технологических регламентов и стандартов предприятия. При указании расходов веществ и материалов полезно свериться с данными бухгалтерского учета, т.к. эти данные являются наиболее точными. Правильность составленного проекта ПДВ и полученного в дальнейшем разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух на данном этапе зависит только от вас.

Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух

При проведении документарной проверки контролю подлежат:

  • наличие и срок действия разрешения;
  • соответствие состава и количества разрешенных к выбросу загрязняющих веществ утвержденным нормативам ПДВ;
  • наличие плана уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух — при наличии установленных ВСВ.
План-график производственного контроля

Если у вас на руках уже есть правильно оформленный и согласованный проект ПДВ, следует составить и утвердить план-график производственного контрол я. Такой план-график в общем виде уже должен быть разработан в составе проекта ПДВ — он представляет собой объемную таблицу на нескольких листах (для предприятий с несколькими источниками выбросов и большим количеством загрязняющих веществ). Сделайте из этой таблицы выборку источников выбросов, контроль которых предусмотрен 1 раз месяц, 1 раз в квартал, 1 раз в год. План-график должен быть утвержден руководителем предприятия. Этот документ — ваш надежный помощник при планировании работ по инструментальному контролю на источниках выбросов. При проведении документарной проверки контролю подлежат полнота, своевременность и достоверность выполнения плана-графика.

План мероприятий по охране атмосферного воздуха

В соответствии с проектом ПДВ также разрабатываются мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (при необходимости). Если уровень экологической культуры предприятия довольно высок, разрабатываются также мероприятия по внедрению малоотходных и безотходных технологий. При проведении документарной проверки контролю подлежат:

  • полнота, своевременность и достоверность выполнения плана мероприятий;
  • факт согласования плана с органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Журналы по формам № ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3

При проведении документарной проверки контролю подлежат:

  • наличие и достоверность данных типовой формы № ПОД-1 «Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик» . Форма является первичным документом учета источников загрязнения (выделения, выбросов) и их характеристик по цеху (участку) объекта. Она предназначена для источников, которые контролируются инструментальным путем. Записи в журнале по форме № ПОД-1 ведутся на основании и по мере проведения замеров параметров источников загрязнения и данных обработки результатов лабораторного анализа отобранных проб;
  • наличие и достоверность данных типовой формы № ПОД-2 «Журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха» . Форма применяется для учета выполнения предприятием мероприятий по сокращению количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, если такие мероприятия предусмотрены проектом ПДВ;
  • наличие и достоверность данных типовой формы № ПОД-3 «Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок» . Форма применяется во всех производственных подразделениях предприятия, имеющих газоочистные и пылеулавливающие установки (далее — ПГОУ/ГОУ), предназначенные для охраны атмосферного воздуха от загрязнения, и используется для учета отработанного времени по каждой имеющейся такой установке. Журнал заполняется ежедневно ответственным представителем подразделения, эксплуатирующего ПГОУ, и подписывается руководителем соответствующего производственного подразделения. На каждую ПГОУ в журнале отводится отдельный лист.
Статистическая отчетность об охране атмосферного воздуха и расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду

При проведении документарной проверки контролю подлежат правильность составления и сроки сдачи в органы государственных структур согласно их компетенции сведений об охране атмосферного воздуха (формы № 2-ТП (воздух) и 2-ТП-воздух (срочная)) и расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду. Мы не будем вдаваться в подробности процесса составления данных документов, т.к. инструкции по их заполнению прикладываются к бланкам отчетов.

НА ЗАМЕТКУ

Если на предприятии произошли изменения в производственном процессе, к отчету по форме № 2-ТП (воздух) прикладывается пояснительная записка в произвольной форме.

Результаты производственного экологического контроля

К результатам производственного экологического контроля относятся протоколы количественного химического анализа, акты отбора проб атмосферного воздуха и промышленных выбросов. Сюда же можно отнести расчеты эффективности работы ГОУ, копии аттестатов аккредитации (при привлечении сторонних организаций для производственного контроля).

Документы по эксплуатации ГОУ

Если источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на вашем предприятии оборудованы ГОУ, у вас должен быть в наличии целый комплект документов, а именно:

  • паспорта на каждую ГОУ, включая приложения (акты оценки (осмотра) технического состояния ГОУ и проверки на соответствие фактических параметров работы ГОУ проектным);
  • должностные инструкции персонала, занятого техническим обслуживанием оборудования;
  • должностные инструкции персонала, занятого эксплуатацией ГОУ;
  • инструкция по эксплуатации и обслуживанию ГОУ;
  • приказ о назначении ответственных лиц за эксплуатацию и ремонт ГОУ;
  • график (план) замеров эффективности работы ГОУ;
  • расчеты эффективности, протоколы замеров эффективности ГОУ;
  • приказ о создании комиссии по обследованию технического состояния ГОУ;
  • график планово-предупредительного ремонта ГОУ.
Документирование деятельности по регулированию выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий

Руководителем предприятия должен быть издан приказ о порядке перехода на заданные режимы в период неблагоприятных метеорологических условий (далее — НМУ). Также на предприятии необходимо разработать мероприятия по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ (они должны быть разработаны в составе проекта ПДВ) и контролировать ведение ответственными лицами журнала для записи предупреждений (оповещений) о НМУ с указанием мероприятий, направленных на сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Итак, с документами мы разобрались. Теперь перейдем к визуальному и инструментальному контролю за выполнением требований по ОАВ на предприятии.

ВИЗУАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Не используя специальных технических средств и не проводя высокотехнологичных измерений, эколог в состоянии оценить внешний вид источников выделения загрязняющих веществ — целостность, герметичность труб, воздуховодов и фланцевых соединений, состояние обшивки, отсутствие/наличие неплотностей, вмятин, коррозионный и абразивный износ корпуса, необходимость покраски, состояние кожухов двигателей на вытяжных системах, работу или простой вентиляционных систем, их укомплектованность фильтрующими элементами. Для удобства работы рекомендуем пронумеровать источники выделения, нанести на ГОУ регистрационные номера, чтобы не путаться самим и не путать инспектора при проверке.

Визуальный контроль может ежедневно проводиться лично начальниками подразделений, а также специально уполномоченной (назначенной приказом по предприятию) комиссией в составе программы обследования предприятия согласно плану-графику производственного экологического контроля.

Перед началом обследования территории должен быть проведен инструктаж по технике безопасности, при необходимости выделены спецодежда и защитные материалы. Недопустимо самостоятельно проводить отключение, подключение агрегатов, аппаратов, установок.

При визуальном осмотре ГОУ следует проверять:

  • наличие на рабочих местах производственных инструкций и паспортов ГОУ. В инструкциях обязательно должны быть указаны технологические параметры режима работы установки: производительность по газу, температура отходящих газов, концентрация вредных веществ до и после очистки, коэффициент эффективности работы ГОУ, гидравлическое сопротивление аппарата, расход вод на орошение и др.;
  • наличие и заполнение журналов учета работы оборудования;
  • факт проведения и результаты пусконаладочных работ, планово-предупредительного ремонта;
  • факт проведения своевременной очистки бункеров ГОУ от улавливаемых веществ (заполнение бункера не должно превышать 2/3 его объема);
  • наличие регистрационных номеров на ГОУ (все ГОУ должны быть зарегистрированы);
  • оснащенность ГОУ лестницами, площадками для отбора проб.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Инструментальный контроль в сфере ОАВ на предприятии может проводиться как собственными силами (при наличии аккредитованной лаборатории аналитического контроля), так и по договору.

Рассмотрим наиболее распространенный вариант — когда предприятие нанимает для лабораторных исследований стороннюю организацию по договору, не имея собственной лаборатории.

Инструментальный контроль проводится в несколько этапов:

  1. правильное составление плана-графика контроля за соблюдением нормативов ПДВ;
  2. подбор лаборатории;
  3. проверка аттестата аккредитации лаборатории;
  4. заключение договора с лабораторией, составление сметы;
  5. контроль за правильностью отбора проб;
  6. проверка и обработка протоколов отбора проб.

При подборе лаборатории и заключении с ней договора об оказании услуг по производственному контролю в сфере ОАВ следует обратить особое внимание на ее область аккредитации .

НА ЗАМЕТКУ

При заключении договора с лабораторией запросите у нее копию аттестата аккредитации и проверьте наименование определяемых веществ, определяемую химическую форму (валовая или растворенная, процентное содержание или концентрация и пр.), диапазон измерений. Сверьте эти данные со своим утвержденным планом-графиком контроля за соблюдением нормативов ПДВ (это необходимо сделать для того, чтобы после выполнения инструментальных измерений вы имели на руках полноценный протокол, выполненный в соответствии с аккредитованными методиками). Для отбора проб можно привлечь и несколько лабораторий — при прохождении проверки это позволит вам уменьшить риск того, что инспектор привлечет экспертов для дополнительного инструментального контроля.

Итак, договор с лабораторией заключен. Теперь ваша основная задача — помогать пробоотборщикам и/или лаборантам, не мешая им проводить отбор проб. Вы должны ознакомиться с картой-схемой предприятия с нанесенными на нее источниками, ознакомить с этой информацией сотрудников лаборатории и проводить их к месту отбора, оборудованному соответствующим образом (площадки, находящиеся на высоте, должны быть огорожены, доступ к месту отбора проб — свободен, необходимые технологические отверстия — проделаны и др.). Приступать к проведению отбора проб следует после ознакомления с внутренними правилами безопасности на предприятии, учитывающими специфику поведения и передвижения по территории предприятия (например, для предприятий транспортной сферы предусматривается движение строго в соответствии с нанесенной разметкой) и в присутствии дежурного мастера или механика по данному производственному участку.

Инженерам-экологам и/или лицам, сопровождающим сотрудников лаборатории при отборе проб, не лишним будет ознакомиться с общими принципами отбора воздушных проб и некоторыми из основных методик определения загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и промышленных выбросах (наиболее распространенные вещества, подлежащие контролю, — оксиды азота, углерода, серы, пыль (взвешенные вещества), бензин, формальдегид, ксилол и другие углеводороды, соединения железа и марганца). Для общего ознакомления можно порекомендовать РД 52.04.186-89 «Руководство по контролю загрязнения атмосферы»:

Извлечение
из РД 52.04.186-89 «Руководство по контролю загрязнения атмосферы»

4. Отбор проб воздуха для определения концентрации примесей в атмосфере и метеорологические наблюдения

4.1. Режим отбора проб

Определение концентраций многих вредных примесей в атмосфере производится лабораторными методами. Отбор проб осуществляется путем аспирации определенного объема атмосферного воздуха через поглотительный прибор, заполненный жидким или твердым сорбентом для улавливания вещества, или через аэрозольный фильтр, задерживающий содержащиеся в воздухе частицы. Определяемая примесь из большого объема воздуха концентрируется в небольшом объеме сорбента или на фильтре. Параметры отбора проб, такие как расход воздуха и продолжительность его аспирации через поглотительный прибор, тип поглотительного прибора или фильтра, устанавливаются в зависимости от определяемого вещества.

При наблюдениях за уровнем загрязнения атмосферы используются следующие режимы отбора проб: разовый , продолжающийся 20-30 мин; дискретный , при котором в один поглотительный прибор или на фильтр через равные промежутки времени в течение суток отбирают несколько (от 3 до 8) разовых проб, и суточный , при котором отбор в один поглотительный прибор или на фильтр производится непрерывно в течение суток.

Вероятнее всего, при проведении производственного контроля вы столкнетесь с разовым режимом отбора проб. Конечно, то, как будет подготовлено оборудование и проведен отбор проб, — на совести лаборанта-пробоотборщика (это вопросы системы менеджмента качества лаборатории), но и вам как заинтересованному лицу не лишним будет проследить за чистотой лабораторной посуды, длительностью аспирации воздуха, герметичностью соединений газовых трубок. Ведь от того, как отобрана проба, зависит и результат анализа.

Таким образом, при проведении отбора пробы контролю подлежат продолжительность и правильность отбора.

Следует помнить, что в неблагоприятную погоду (выпадение осадков, сильный ветер) отбор проб проводить нельзя .

После завершения отбора проб подписываются акты отбора в двух экземплярах (один из них остается в лаборатории, второй — на предприятии). В них фиксируются время, продолжительность, метеопараметры отбора пробы, номер пробоотборного комплекта и др.

После получения готовых протоколов количественного химического анализа сверьте нумерацию источников, названия производственных участков, правильность написания определяемых ингредиентов. После этого вы можете приступать к работе с ними — заносить результаты в журналы учета и др.

Таким образом, соблюдая приведенные в статье рекомендации и постоянно совершенствуя свои знания в области ОАВ, вы сможете наладить качественную систему контроля выполнения требований природоохранного законодательства на предприятии.

Пермский Государственный
Технический Университет

Кафедра охраны окружающей среды

РЕФЕРАТ ПО ЭКОЛОГИИ

(Охрана атмосферного воздуха, мероприятия по охране атмосферного воздуха.)

Исполнитель:

Шардаков А.П.

Руководитель:

Долгих О. В.

Основные причины и виды загрязнения атмосферы.

В современный период атмосфера Земли претерпевает множественные изменения коренного характера: модифицируются ее свойства и газовый состав, возрастает опасность разрушения ионосферы и стратосферного озона; повышается ее запыленность; нижние слои атмосферы насыщаются вредными доля живых организмов газами и веществами промышленного и другого хозяйственного происхождения. В следствии огромных выбросов техногенных газов и веществ, достигающих многих миллиардов тонн в год происходит нарушение газового состава атмосферы. Весьма важную роль в составе атмосферы играет двуокись углерода (углекислый газ), который играет важную роль не только в жизнедеятельности человека, но и в выполнении атмосферной функции предохранения подстилающей поверхности от перегрева и переохлаждения. Однако, хозяйственная деятельность человека нарушила естественный баланс выделения и ассимиляции СО 2 в природе, в результате чего его концентрация в атмосфере увеличивается. Если до 1850 года содержание СО 2 в атмосфере Земли составляло 260 - 290 объемных частей на миллион (ч/млн.), то в 1993 этот показатель возрос до 345 ч/млн.

Наука еще не в полной мере прояснила некоторые важные элементы кругооборота СО 2. Остается неясным вопрос о количественных характеристиках связи между увеличением концентрации этого газа в атмосфере и мерой его способности задерживать обратное излучение в космос тепла, получаемого Землей от Солнца. Тем не менее неоспоримый рост концентрации СО 2 в атмосфере свидетельствует о глубоком нарушении одного из компонентов глобального равновесия в биосфере, что в сочетании с другими нарушениям может иметь очень серьезные последствия.

Очень важен также вопрос увеличения масштабов нарушения баланса кислорода в атмосфере. Ранее масса свободного кислорода (порядка 1,18 * 10 15 т) длительное время оставалась постоянной(производимый растениями ежегодный прирост тратился на естественные окислительные процессы), однако в настоящее время этот баланс нарушен и ситуация продолжает ухудшаться. Современное человечество ежегодно за счет сжигания топлива потребляет примерно 20 млрд. т атмосферного кислорода. Современная наука считает что, кислород представляет собой продукт не подвергшихся окислению органических остатков прошлых биосфер. Человечество используя эти «остатки» в техногенном кругообороте кислорода по существу возвращает нынешнюю биосферу в некое исходное (конечно, в известном отношении) состояние. Примерно в том же направлении действует и процесс увеличения концентрации углекислого газа, объемное содержание которого в атмосфере уже к 2000 году может возрасти на 20%.

Многие современные техногенные вещества при попадании в атмосферу представляют собой немалую угрозу для жизни человека. Они наносят большой ущерб здоровью людей и живой природе. Некоторые из этих веществ могут переносится ветрами на большие расстояния. Для них не существует границ государств, в следствии чего данная проблема является международной.

Основными загрязнителями такого плана являются окислы серы (в особенности двуокись серы - сернистый ангидрид) а также окислы азота. Быстрое накопление этих загрязнителей в атмосфере северного полушария (годовой прирост около 5%) породило такое явление, как кислые и подкисленные осадки. Эти осадки пагубно влияют на биологическую продуктивность почв и водоемов, наносят большой экономический ущерб.

Наконец, еще одна крупная проблема, это увеличение запыленности атмосферы вследствие антропогенных факторов. По различным оценкам, поступление техногенных, взвешенных в воздухе частиц (аэрозолей) в атмосферу Земли достигает ежегодно 1 - 2,6 млрд. т и равно количеству аэрозолей природного происхождения. В результате запыленность атмосферы в целом увеличилось за последние 50 лет на 70%.

В нашей стране 84 самых неблагополучных города по загрязнению атмосферы. Среди них Москва и Пермь. Больше всего вреда приносят автомобили. На долю автотранспорта приходиться 80% вредных выбросов в атмосферу. Выхлопные газы вызывают 70% детских болезней: астмы, онкологические, легочные, заболевания кроветворных органов, органов выделения и пищеварения. Также большое влияние на загрязнение атмосферы оказывают промышленные предприятия расположенные в черте городов. Над крупными городами атмосфера в среднем содержит в 10 раз больше аэрозолей и в 25 раз больше газов. Из-за более активной концентрации влаги происходит увеличению осадков на 5-10%. В следствии уменьшения солнечной радиации и скорости ветра практически невозможна самоочищение атмосферы.

Прилегающие к крупным населенным пунктам сельскохозяйственные районы на площадях в сотни кв. км испытывают на себе влияние промышленного загрязнения. При этом наибольшую роль играет загрязнение серой, которая в виде сернистых соединений легко разносится воздушными потоками.

Мероприятия по охране атмосферного воздуха.

I. Законодательные. Наиболее важным в обеспечении нормального процесса по охране атмосферного воздуха является принятие соответствующей законодательной базы, которая бы стимулировала и помогала в этом трудном процессе. Однако в России, как ни прискорбно это звучит, в последние годы не наблюдается существенного прогресса в этой области. Те последние загрязнения, с которыми мы сейчас столкнулись, мир уже пережил 30-40 лет назад и принял защитные меры, так что нам не нужно изобретать велосипед. Следует использовать опыт развитых стран и принять законы, ограничивающие загрязнение, дающие государственные дотации производителям экологически более чистых машин и льготы владельцам таких машин.

В США в 1998 году вступит в силу закон по предупреждению дальнейшего загрязнения воздуха, принятый конгрессом четыре года назад. Этот срок дает возможность автопромышленности адаптироваться к новым требованиям, но к 1998 году будьте любезны выпускать не меньше 2 процентов электромобилей и 20-30 процентов автомобилей на газовом топливе.

Еще раньше там были приняты законы, предписывающие выпуск более экономичных двигателей. И вот результат: в 1974 году средний автомобиль в США расходовал 16,6 литров бензина на 100 километров, а двадцать лет спустя - только 7,7.

Мы пытаемся идти тем же путем. В Государственной думе находиться проект Закона «О государственной политике в области использования природного газа в качестве моторного топлива». Этот закон предусматривает снижение токсичность выбросов у грузовиков и автобусов, в результате перевода их на газ. Если будет обеспечена государственная поддержка, вполне реально это сделать так, что уже к 2000-му году у нас было бы 700 тысяч машин, работающих на газе (сегодня их - 80 тысяч).

Однако наши производители автомобилей не торопятся, они предпочитают создавать препоны принятию законов ограничивающих их монополизм и вскрывающих бесхозяйственность и техническую отсталость нашего производства.. В позапрошлом году анализ Москомприроды показал ужасное техническое состояние отечественных автомобилей. 44% «Москвичей», сходивших с конвейера АЗЛК, не соответствовали ГОСТу по токсичности! На ЗИЛе таких машин было 11%, на ГАЗе - до 6%. Это позор для нашего автомобилестроения - даже один процент недопустим.

В целом в России практически отсутствует нормальная законодательная база, которая регулировала бы экологические отношения и стимулировала природоохранные мероприятия.

II. Архитектурно планировочные. Данные мере направлены на регламентацию строительства предприятий, планирование городской застройки с учетом экологических соображений, озеленение городов и др. При строительстве предприятий необходимо придерживаться правил установленных законом и не допускать строительство вредных производст в городской черте. Необходимо осуществлять массовое озеленение городов, т. к. Зеленые насаждения впитывают из воздуха многие вредные вещества и способствуют очищению атмосферы. К сожалению в современный период в России зеленые насаждения не сколько увеличиваются, сколько сокращаются. Не говоря уже о том, что построенные в свое время «спальные районы» не выдерживают никакой критики. Так как в этих районах однотипные дома расположены слишком густо (ради экономии площади) и воздух находящийся между ними подвержен застойным явлениям.

Чрезвычайна остра также проблема рационального расположения дорожной сети в городах, а также качество самих дорог. Не секрет, что бездумно построенные в свое время дороги совершенно не рассчитаны на современное количество машин. В Перми эта проблема чрезвычайно остра и является одной из наиболее важных. Нужно срочное строительств объездной дороги, чтобы разгрузить центр города от транзитного большегрузного автотранспорта. Необходима также капитальная реконструкция (а не косметический ремонт) дорожного покрытия, строительство современных транспортных развязок, выпрямление дорог, устройства звукозащитных барьеров и озеленение придорожной полосы. К счастью, не смотря на финансовые затруднение в последнее время наметились подвижки в этой области.

Необходимо также обеспечить оперативный контроль за состоянием атмосферы, через сеть постоянный и передвижных станций контроля. Также следует обеспечить хотя бы минимальный контроль за чистотой выхлопов автотранспорта, через специальные проверки. Нельзя также допускать процессов горения на различных свалках, т. к. в этом случае с дымом выделяется большое количество вредных веществ.

III. Технологические и санитарно технические. Можно выделить следующие мероприятия: рационализация процессов сжигания топлива; улучшение герметизации заводской аппаратуры; установка высоких труб; массовое использование очистных устройств и др. Следует отметить, что уровень очистных сооружений в России находится на примитивном уровне, на многих предприятиях они отсутствуют вовсе и это несмотря на вредность выбросов этих предприятий.

В Перми достаточно много промышленных объектов, в том числе очень вредных. Некоторые из них расположены практически в городе. И хотя, в связи с плохой экономической ситуацией многие из них не работают или работают не в полную силу, вопрос с вредными выбросами в атмосферу достаточно серьезен. Многие производства требуют немедленной реконструкции и переоборудования. Важная задача состоит также в переводе различных котельных и тепловых электростанций на газовое топливо. При таком переходе многократно уменьшаются выбросы в атмосферу сажи и углеводородов, не говоря уже об экономической выгоде.

Не менее важной задачей является воспитание у Россиян экологического сознания. Отсутствие очистных сооружение конечно можно объяснять нехваткой денег (и в этом есть большая доля правды), но даже если деньги и есть их предпочитают потратить на что угодно, только не на экологию. Отсутствие элементарного экологического мышления особенно ощутимо сказывается в настоящее время. Если на западе существуют программы через реализацию которых в детях с детства закладываются основы экологического мышления, то в России пока не наблюдается существенного прогресса в этой области. Пока в России не появится поколение с полноценно сформированным экологическим сознанием, не буде заметно существенного прогресса в осмысление и предупреждении экологических последствий деятельности человека.

Основной задачей человечества в современный период является полное осознание важности экологических проблем, и кардинальное их решение в короткие сроки. Необходимо развивать новые методы получения энергии основанные не на деструктуризации веществ а на других процессах. Человечество как единое целое должно взяться за решение этих проблем, ведь если ничего не делать Земля скоро прекратит свое существование как планета пригодная для обитания живых организмов.

Список литературы:

1. В.А. Вронский "Прикладная экология".

2. В.В. Плотников На перекрестках экологии. М.1985.

3. В.И. Артамонов Растения и чистота природной среды. М.1986.

4. И. А. Шилов Экология. 1997.

5. Журнал “За рулем”.н.2.1997.с.60-67.

Страница 30 из 55


Мероприятия по охране атмосферного воздуха Москвы

В Москве принимаются меры по повышению качества атмосферного воздуха, удовлетворяющего требованиям социально-гигиенического мониторинга, хотя эта задача представляет собой значительные трудности.

Организовано 50 стационарных и передвижных постов контроля за состоянием атмосферы. Они расположены на пересечениях крупных автомагистралей, в том числе на участке третьего транспортного кольца и в промышленных зонах. Правительством Москвы приобретено и установлено специальное оборудование, нейтрализующее выхлопные газы автомобильного пассажирского транспорта. Начато использование новых, экологически менее опасных, видов автомобильного топлива.

Социологические исследования, проведенные в начале 2003 года, показали, что среди наиболее актуальных мер по улучшению экологической ситуации в городе население называет:

1) постепенное закрытие промзон с выводом из Москвы вредных и опасных для жизни предприятий;

2) преимущественное развитие электротранспорта – трамвай, троллейбус, метро;

3) строительство третьего автомобильного кольца;

4) установка нейтрализаторов выхлопных газов на автотранспорте.

Согласно научным исследованиям и данным социологических опросов в целях уменьшения негативного воздействия транспорта на состояние атмосферного воздуха Генеральный план предусматривает:

– строительство автомагистралей с непрерывным движением протяженностью 600–650 км;

– строительство автомагистралей с преимущественным движением грузового транспорта
220 км и со смешанным движением 130 км;

– строительство и реконструкцию подземных пешеходных переходов и транспортных пересечений;

– совершенствование организации дорожного движения и повышение пропускной способности на 20 пересечениях в одном уровне улично-дорожной сети;

– строительство многоэтажных гаражей и паркингов для личных автомобилей суммарной емкостью 2040 тыс. маш./мест;

– развитие пассажирского электрического транспорта – трамвай, троллейбус, метрополитен – путем уменьшения парка автобусов на 15% с одновременным увеличением количества троллейбусов в 2 раза, трамваев в 2,4 раза;

– оснащение автобусного парка и парка легковых автомобилей нейтрализаторами отработанных газов;

– установление сажевых фильтров на автобусах с дизельными двигателями;

– изменение структуры используемых моторных топлив за счет увеличения количества автомобилей на сжиженном и сжатом газе (7500 автомобилей);

– повышение экологических характеристик моторных топлив путем производства ежегодно
200 тыс. т высокоактанового бензина с моющими присадками, бензина из газоконденсатного сырья и дизельного топлива с антидымными присадками.

Сейчас в России действует стандарт топлива «Евро-2». Предполагается, что стандарт топлива «Евро-3» для всех автомобилей в России будет введен с 1 января 2008 года.

При этом стандарт топлива «Евро-4», который уже действует во всех странах Европы, будет введен в России для вновь сертифицированных автомобилей не ранее 2009 года, а для всех автомобилей – к 1 января 2010 года. Кроме этого, планируется ввести стандарт «Евро-5» для вновь сертифицированных автомобилей с 1 января 2012 года, а для всех автомобилей - к началу 2014 года.



Оглавление
Экология и экологическое законодательство москвы
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Предпосылки возникновения экологического права
Экологическое право как отрасль российского права
Связь экологического права и экологического законодательства
Общероссийские нормативные правовые акты
Нормативные правовые акты Москвы
Понятие экологической безопасности
Состояние здоровья населения Москвы
Чрезвычайные экологические ситуации на территории Москвы
Понятие государственного управления в экологической сфере
Система и компетенция государственных органов регулирования природопользования и охраны окружающей среды
Департамент природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы
Экологический контроль и мониторинг
Нормирование и техническое регулирование хозяйственной и иной деятельности с позиций экологических интересов
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза
Правовая основа экологического страхования
Плата за загрязнение природной среды
Экологический аудит
Понятие экологических правонарушений
Виды ответственности за экологические правонарушения
Экологические преступления
Экологические функции органов внутренних дел
Природоохранная деятельность прокуратуры
Природоохранная деятельность судов
Показатели (нормативы) качества атмосферного воздуха
Современное состояние воздушного бассейна Москвы
Мероприятия по охране атмосферного воздуха Москвы
Правовая база управления качеством атмосферного воздуха
Городской шум и правовые меры борьбы с ним
Основные понятия и термины
Законодательная база регулирования радиационного режима Москвы
Современное состояние водоемов Москвы

Существует большое количество нормативных документов, регламентирующих охрану атмосферного воздуха. Конституцией РФ провозглашены права человека на охрану здоровья (ст. 41) и на благоприятную окружающую среду (ст. 42). В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» говорится, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Закон «Об охране атмосферного воздуха» регламентирует разработку и проведение мероприятий по ликвидации и предупреждению загрязнения воздуха – строительство газоочистных и пылеулавливающих устройств на промышленных предприятиях и предприятиях теплоэнергетики.

2. Технологические

Технологические мероприятия являются основными мероприятиями по охране атмосферного воздуха, так как только они позволяют снизить или полностью исключить выброс вредных веществ в атмосферу на месте их образования. Данные мероприятия непосредственно направлены на источник выбросов.

а) Радикальной мерой уменьшения выбросов является использование замкнутого технологического процесса, т.е. это полное отсутствие выбросов в атмосферу хвостовых газов на конечных стадиях образования или абгазов (это газы, образующиеся на промежуточных стадиях производства) и удаление их через специальные абгазовые камеры. Однако на современном этапе научно-технического прогресса нет примеров создания технологических процессов, действующих по принципу полностью замкнутых систем.

б) Более перспективным методом является метод комплексного (максимального) использования сырья, промежуточных продуктов и отходов производства по типу создания производств с «безотходной» или малоотходной технологией (в стройиндустрии – использование отходов производства).

в) К мерам нерадикального характера, которые снижают опасность загрязнения, относятся:

Замена вредных веществ в производстве безвредными или менее вредными (перевод котельных со сжигания твердого топлива и мазута на газ, замена бензина в двигателях внутреннего сгорания на водород и другие соединения);

Предварительная обработка топлива или сырья с целью снижения содержания вредных примесей;

Использование мокрых технологических процессов переработки пылящих материалов взамен сухих;

Герметизация технологического оборудования, аппаратуры;

Использование гидро- и пневмотранспорта при транспортировке пылящих материалов;

Замена прерывистых процессов непрерывными (непрерывность процесса исключает залповые выбросы загрязнений).

3. Санитарно-технические

Целью санитарно-технических мероприятий является извлечение или нейтрализация компонентов выбросов, находящихся в газообразной, жидкой или твердой форме, от организованных стационарных источников. Для этого используются различные газопылеулавливающие установки.

Виды газопылеулавливающих установок:

а) для удаления взвешенных частиц;

б) для удаления газообразных и парообразных веществ.

а) К сооружениям для удаления взвешенных веществ относятся:

Пылеосадительные камеры, пылеуловители, циклоны, мультициклоны для удаления крупной пыли. Частицы пыли удаляются с помощью механической силы;

Фильтры, которые задерживают пыль при пропускании через тот или иной фильтрующий материал (тканевые, волокнистые, зернистые). Особенностью электрофильтров является то, что задержка пыли происходит под действием электростатических сил. Особенно эффективны электрофильтры при улавливании мелкодисперсной пыли.

Аппараты мокрой очистки (скрубберы, мокрые пылеуловители). Частицы пыли отделяются от газа с помощью промывки той или иной жидкостью, преимущественно водой.

б) Для очистки промышленных выбросов в атмосферу от газовых компонентов используются абсорбция жидкостью и твердым веществом, каталитическое превращение вредных газообразных компонентов выброса в безвредные соединения. Выбор метода зависит от особенностей технологии.



Просмотров