Оооп мвд рф расшифровка. Организации службы охраны общественного порядка. Системные элементы Главных управлений
Глава 1. СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВЫ
В решении возложенных на милицию общественной безопасности задач важная роль принадлежит службе охраны общественного порядка*, осуществляющей административно-правовую защиту типичных для общественного порядка и общественной безопасности групповых и межличностных отношений от преступных и иных противоправных посягательств. Служба охраны общественного порядка является отраслевой службой милиции общественной безопасности. Главная ее особенность состоит в том, что в отличие от других отраслевых служб как криминальной милиции, так и милиции общественной безопасности, реализующих ограниченный круг специальных функций, служба ООП в известной мере принимает участие в решении практически всех задач милиции.
Понятием «служба охраны общественного порядка» охватывается совокупность аппаратов и подразделений милиции, а также их личный состав, которые в административно-правовых формах осуществляют охрану общественного порядка и борьбу с преступностью. Аппаратами охраны общественного порядка являются непосредственно входящие в состав соответствующих органов внутренних дел самостоятельные структурные подразделения. К ним относятся: Главное управление обеспечения общественного порядка (ГУООП) МВД РФ; Отдел охраны общественного порядка (ОООП) Главного управления внутренних дел на транспорте МВД РФ; управления, отделы охраны общественного порядка МВД, ГУВД, УВД, УВДТ; отделения группы охраны общественного порядка городских, районных органов внутренних дел; отделения, группы охраны общественного порядка линейных органов внутренних дел на транспорте. Аппараты службы ООП выполняют преимущественно функции управления, осуществляя руководство находящимися в их оперативном подчинении подразделениями охраны общественного порядка: строевыми частями и подразделениями патрульно-постовой службы милиции, изоляторами временного содержания, конвойными подразделениями милиции, спецприемниками и другими службами, и подразделениями.
Правовой основой организации и деятельности службы ООП являются законодательные и иные нормативные акты, регулирующие общественный порядок, определяющие организацию и устанавливающие обязанности, права органов внутренних дел, формы и методыихдеятельности по охране общественного порядка Задачи, функции и организационное построение данной службы, конкретные формы и методы деятельности входящих в ее состав аппаратов и подразделений в соответствии с действующим законодательством устанавливаются приказами и другими нормативными актами МВД России.
Основными задачами службы ООП являются: обеспечение личной безопасности граждан; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно; оказание в пределах компетенции милиции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям; обеспечение административно-правовой борьбы с пьянством, оказание содействия охране природы; контроль за соблюдением правил паспортно-визовой и лицензионно-разрешительной систем, правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства и др.
Из основных задач службы ООП вытекают ее функции, которые представляют собой комплекс организационных и правоохранительных действий, направленных на организацию и непосредственное осуществление административно-правовой охраны общественного порядка, борьбу с преступлениями и другими правонарушениями, а также на выполнение других задач, стоящих перед данной службой.
Аппараты и подразделения службы ООП реализуют свои функции, осуществляя два неразрывно связанных вида деятельности" организационную и административно-исполнительскую.Организационная деятельность (организаторская работа) состоит в реализации комплекса функций управленческого характера, к числу которых относятся: определение объективно необходимых и научно обоснованных целей по охране общественного порядка и борьбе с преступностью; разработка структуры аппаратов и подразделений службы ООП, функциональных обязанностей их работников; управление деятельностью подчиненных аппаратов и подразделений по выполнению поставленных задач; их кадровое и материально-техническое обеспечение и т.д. При этом в организаторской деятельности выделяются два взаимосвязанных направления: внешнеорганизационное, заключающееся в осуществлении взаимодействия и координации деятельности рассматриваемой службы с другими государственными органами, общественными организациями и трудовыми коллективами в охране общественного порядка и борьбе с преступностью; внутриорганизационное, объектом взаимодействия которого является административно-исполнительская деятельность аппаратов и подразделений службы ООП. Это воздействие осуществляется путем: обеспечения выполнения личным составом функциональных обязанностей; управления его служебной деятельностью; подбора, расстановки, обучения и воспитания кадров; планирования работы;
выработки и принятия решений по расстановке сил и средств;
контроля и проверки исполнения; обобщения и распространения передового опыта и т.д.
Сущностьадминистративно-исполнительской деятельности службы ООП состоит в реализации функций по непосредственному практическому обеспечению личной безопасности граждан, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, осуществлению профилактических и административно-правовых мер борьбы с правонарушениями, а также в выполнении других функций, вытекающих из задач ее аппаратов и подразделений. При этом следует подчеркнуть, что реализация всех функций рассматриваемой службы в большей или меньшей мере направлена на выполнение приоритетной задачи - обеспечение личной безопасности граждан.
Так, выполняя задачи по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, аппараты и подразделения этой службы принимают действенные меры по поддержанию надлежащего состояния общественного порядка на улицах, площадях, транспортных магистралях, вокзалах, пристанях, в аэропортах и других общественных местах, а также при проведении массовых мероприятий и мероприятий гражданской обороны. Они осуществляют надзор за соблюдением должностными лицами и гражданами решений органов государственной власти и управления по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности; обеспечивают административно-правовую защиту от преступных посягательств и иных антиобщественных действий прав и законных интересов граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений; принимают меры к оказанию неотложной помощи лицам, пострадавшим от правонарушений и несчастных случаев, находящимся в беспомощном состоянии, а также в состоянии опьянения, если они утратили способность самостоятельно передвигаться либо могут причинить вред окружающим или себе; обеспечивают охрану имущества от повреждений и хищений, совершаемых в общественных местах, а также принимают меры к обеспечению сохранности найденных и сданных в милицию документов, вещей, ценностей и другого имущества, к возврату их законным владельцам. В условиях стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств работники данной службы принимают самое непосредственное участие в спасении людей и имущества; привлекают население, а также транспортные и иные средства проведения спасательных и не терпящих отлагательства аварийно-восстановительных работ; организуют охрану государственного, общественного и личного имущества граждан, оказавшегося без присмотра.
Участвуя в деятельности по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, работники службы ООП выявляют лиц, представляющих интерес для оперативно-розыскных аппаратов;
принимают меры к пресечению совершаемых преступлений, активно участвуют в их раскрытии и задержании преступников;
осуществляют раскрытие преступлений, по делам которых производство предварительного следствия не обязательно, и расследование преступлений в форме дознания; обеспечивают охрану и конвоирование задержанных и заключенных под стражу лиц; охраняют места происшествия и принимают меры к задержанию преступников по «горячим следам»; выявляют причины и условия, способствующие совершению преступлений, и принимают необходимые меры к их устранению.
Работники службы ООП осуществляют административно-правовую борьбу с нарушениями антиалкогольного законодательства; организуют работу по профилактике пьянства; выявляют лиц, занимающихся хищениями, предупреждают и пресекают иные правонарушения; принимают к правонарушителям установленные законом меры; совместно с другими службами органов внутренних дел и во взаимодействии с иными государственными органами и общественными организациями проводят комплексные мероприятия по борьбе с пьянством, наркоманией, проституцией, нарушениями правил паспортно-визовой системы, правил пребывания в России иностранных граждан и лиц без гражданства, правил лицензионно-разрешительной системы и другими правонарушениями.
Характер выполняемых задач и функций обусловливаеторганизационную структуру службы ООП, представляющую собой систему аппаратов и подразделений охраны общественного порядка, находящихся между собой в определенной связи, основанной на подчинении нижестоящих звеньев вышестоящим, а также внутреннее строение отдельного аппарата и подразделения, включая перечень должностей его работников. Помимо задач и функций на организационную структуру оказывают влияние такие факторы, как национально-государственное и административно-территориальное деление Российской Федерации, численность и социально-демографический состав проживающего на конкретной территории населения, развитие экономики, уровень преступности и др., от которых зависит состояние охраны общественного порядка.
Система аппаратов и подразделений службы ООП состоит из трех звеньев. Высшее звено этой системы - Главное управление обеспечения общественного порядка (ГУООП) МВД России. Являясь центральным отраслевым аппаратом, т.е. субъектом управления данной службой, оно в пределах своей компетенции осуществляет общее руководство службой ООП, реализуя свои функции через соответствующие аппараты МВД республик, входящих в состав Российской Федерации.
Второе звено рассматриваемой системы составляют управления, отделы, отделения обеспечения (охраны) общественного порядка МВД, входящих в состав Российской Федерации республик, ГУВД, УВД, строевые и специальные подразделения милиции. Аппараты данного звена в пределах предоставленной компетенции осуществляют общее руководство подведомственной службой, организуют и проводят на своем уровне мероприятия, связанные с охраной общественной безопасности. Они состоят из отделов (отделений) по линии службы ООП.
Третье звено службы ООП охватывает соответствующие отделения (группы) городских и районных органов внутренних дел, включая подчиненные этим органам строевые специальные под-
разделения милиции. Распределение функций службы ООП между инспекторским составом аппаратов данного звена происходит
по линейному принципу.
Несколько отличается от изложенной системы система аппаратов и подразделений службы ООП органов внутренних дел на транспорте, что обусловлено спецификой организации и деятельности последних. Данная система включает в себя: отдел охраны общественного порядка Главного управления внутренних дел на транспорте МВД РФ; отделы (отделения) охраны общественного порядка управлений внутренних дел на транспорте; отделения (группы) охраны общественного порядка отделов внутренних дел на транспорте, а также подчиненныеим строевые и специальные
подразделения милиции.
Аппараты службы ООП первого и второго звеньев в основном осуществляют организаторскую деятельность, сосредоточивая главное внимание на обеспечении повседневного организационно-методического руководства аппаратами и подразделениями подведомственной службы на местах. Функции по непосредственной практической охране общественного порядка они выполняют лишь в случаях осложнения оперативной обстановки (чрезвычайных происшествиях, стихийных бедствиях и т.п.).
Непосредственными организаторами и исполнителями практического осуществления задач, возложенных на службу ООП, являются аппараты и подразделения данной службы городских, районных органов внутренних дел, а также органов внутренних дел на транспорте. Аппараты этих органов организуют патрульно-постовую службу по охране общественного порядка, обеспечивают реализацию других функций службы ООП на территории конкретного города, района, на объектах транспорта. Практическое выполнение задач и функций осуществляется подразделениями данной службы, среди которых важная роль принадлежит строевым частям и подразделениям патрульно-постовой службы милиции. Эти части и подразделения могут находиться в подчинении как городских, районных органов внутренних дел, линейных органов внутренних дел на транспорте, так и вышестоящих органов
внутренних дел.
новных вих совершении. При этом главное внимание уделяется работе по профилактике правонарушений: выявлению причин и условий, способствующих совершению нарушений общественного порядка и принятию необходимых мер по их устранению; воспитательной, разъяснительной работе среди населения; правовой пропаганде и т.д. .
Успешная охрана общественного порядка во многом зависит от правильной расстановки и эффективного использования сил и средств, которыми располагает служба ООП.
Понятием«силы службы ООП» охватывают личный состав аппаратов и подразделений данной службы, других служб и подразделений органов внутренних дел, а также лиц, которые в установленном порядке сотрудничают с ними в деятельности по охране правопорядка и борьбе с преступностью.
Этим силам присущ ряд характерных особенностей, заключающихся в том, что они: а) являются наиболее многочисленными силами органов внутренних дел, в процессе реализации своих функций непосредственно вступающими в различные отношения с гражданами; б) представляют собой вооруженный отряд, осуществляющий свою деятельность на основе действующего законодательства, специальных уставов и положений; в) обладают разнообразными тактическими возможностями для решения задач по охране общественного порядка и борьбе с преступностью; г) осуществляют свою деятельность в тесном взаимодействии с добровольными народными дружинами и другими общественными формированиями, участвующими в охране правопорядка.
Силы, участвующие в охране общественного порядка, подразделяются на собственные и приданные. Собственные силы службы ООП включают: руководящий и инспекторский состав аппаратов данной службы МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, горрайлинорганов внутренних дел; рядовой и начальствующий состав строевых частей и подразделений патрульно-постовой службы милиции; рядовой и начальствующий состав изоляторов временного содержания задержанных и заключенных под стражу, специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке.
Приданные силы службы ООП охватывают: личный состав специальных моторизованных частей милиции; работников других служб органов внутренних дел, слушателей и курсантов учебных заведений МВД, личный состав внутренних войск МВД России; силы общественности, включающие членов добровольных
народных дружин, внештатных сотрудников милиции, представителей других общественных организаций и граждан. Приданные силы в отличие от собственных сил службы ООП привлекаются для выполнения отдельных, частных задач по охране правопорядка либо обеспечения его в случаях осложнения оперативной обстановки.
Используемые для охраны общественного порядкатехнические средства позволяют повысить мобильность, маневренность и наступательность нарядов милиции, обеспечивают оперативное управление нарядами и подразделениями в процессе решения соответствующих задач, повышая эффективность их осуществления. Они подразделяются на: а) транспортные средства (патрульные автомашины, мотоциклы, катера, велосипеды, специальные автомобили и вертолеты, автотранспорт для перевозки личного состава и др.); б) средства радио, телевидения, проводной связи и сигнализации (радиопередающие и звукоусилительные устройства, телекамеры и телемониторы, телефоны, сигнализация различного назначения и т.д.); в) табельное вооружение, снаряжение, специальные средства и аппаратура (огнестрельное оружие, средства личной защиты, наблюдения и др.). Особую группу средств усиления составляют служебные животные - лошади и собаки, активно используемые в деятельности по обеспечению
общественного порядка.
Эффективность деятельности службы ООП неразрывно связана с необходимостью четко налаженной, базирующейся на научных основах организации работы всех ее аппаратов и подразделений.Организация охраны общественного порядка представляет собой осуществление комплекса управленческих функций, направленных на обеспечение эффективной, согласованной и целеустремленной деятельности аппаратов и подразделений органов внутренних дел по непосредственной охране правопорядка и борьбе с преступностью. Организация охраны общественного порядка как особый вид деятельности находится в тесной связи с тактикой охраны общественного порядка, т.е. применением силами службы ООП основанных на законе, выработанных наукой и практикой наиболее целесообразных форм и методов своевременного предупреждения и пресечения правонарушений, воздействия на лиц, их совершивших, надежной защиты государственных, общественных и личных интересов граждан от преступных посягательств и иных антиобщественных действий. При этом организация охраны общественного порядка по отношению к тактике
занимает ведущее положение, поскольку определяет задачи, принципы и основные направления развития последней. В свою очередь тактика охраны общественного порядка также оказывает определенное влияние на его организацию.
Организация охраны общественного порядка является сложным видом управленческой деятельности, процесс осуществления которой состоит из двух стадий: а) подготовка и принятие управленческих решений; б) организация их исполнения. Эти стадии образуют управленческий цикл.
Эффективность и научная обоснованность управления в значительной мере обеспечиваются на стадии подготовки и принятия управленческих решений, в процессе которой аппараты службы ООП выполняют и уясняют проблемы, связанные с охраной общественного порядка, определяют задачи в целях разрешения возникших проблем; осуществляют сбор, обработку и анализ необходимой для решения этих задач информации; определяют возможные варианты действий, направленных на достижение поставленных целей, и выбирают оптимальный вариант действия применительно к конкретным условиям; в установленном порядке оформляют избранный вариант в виде соответствующего решения и придают ему юридическую силу.
Среди разнообразных решений, принимаемых в связи с охраной общественного порядка, можно выделить три основные группы. В первую из них включаются основные акты управления, издаваемые в виде приказов, инструкций, указаний и др., наиболее важными среди которых являются приказы МВД, УВД по вопросам организации охраны общественного порядка на территории республик, краев, областей, автономных образований. На уровне горрайорганов внутренних дел издаются приказы и другие акты управления по конкретным вопросам укрепления правопорядка и борьбы с преступностью на соответствующей территории. Активное участие в подготовке таких актов принимают аппараты службы ООП.
Второй группой управленческих решений охватываются разрабатываемые в МВД, УВД, горрайорганах внутренних дел различные виды планов работы. Организаторская работа аппаратов службы охраны общественного порядка уровня МВД, УВД строится на основе планов, составляемых на полугодие и содержащих разделы по основным направлениям деятельности данной службы; аппараты и подразделения горрайорганов внутренних дел составляют соответствующие квартальные планы работы.
Помимо перечисленных общих планов работы в органах внутренних дел различного уровня готовятся специальные планы, содержащие мероприятия, реализация которых возлагается на аппараты и подразделения службы ООП. Среди них выделяются:
планы обеспечения общественного порядка и безопасности в период подготовки и проведения массовых мероприятий; типовые планы действий органов внутренних дел при проведении мероприятий гражданской обороны, при стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах.
К третьей группе управленческих решений по вопросам охраны общественного порядка относятся разрабатываемые на основе всестороннего анализа и оценки оперативной обстановки планы дислокации, постовые ведомости и др., предусматривающие комплексное использование на территории района, городского района или микрорайона собственных и приданных сил для обеспечения надлежащего правопорядка и борьбы с правонарушениями.
Таким образом, план является важнейшим видом решений, принимаемых и реализуемых в процессе управления деятельностью аппаратов и подразделений службы ООП. В планах определяются задачи на определенный период деятельности, мероприятия по их решению, указываются конкретный объем работы, способы и сроки их выполнения, а также ответственные и исполнители тех или иных мероприятий. Планирование позволяет сосредоточить внимание и усилия на наиболее актуальных проблемах охраны общественного порядка, рационально распределить имеющиеся силы и средства в решении стоящих задач, обеспечить ритмичность работы и ее интенсивность, взаимодействие между исполнителями, контроль заих деятельностью и т.д.
Подготовка и принятие управленческих решений, несомненно, являются важной стадией процесса управления службой ООП. Однако главное все же заключается в их практической реализации, успех которой обеспечивается на стадии организации исполнения принятых решений. Основное содержание этой деятельности включает: уяснение и детализацию управленческого решения, принятого вышестоящим субъектом управления, либо доведение до исполнителя собственного решения; подбор и расстановку исполнителей, их обучение и инструктаж; материально-техническое, правовое, психологическое и иные виды обеспечения деятельности исполнителей, организацию взаимодействия между ними и координациюих усилий в процессе решения по-
ставленных задач, контроль за исполнением решения, учет и оценку результатов работы.
Следует иметь в виду, что эффективность деятельности аппаратов и подразделений службы ООП, осуществляемой гласными методами, достигается лишь в результатеих тесного взаимодействия с другими отраслевыми службами органов внутренних дел, с государственными органами и общественными организациями, постоянного общения с населением.
Похожая информация.
Вопрос № 1
Состав и структура полиции по ООП.
В своей деятельности подразделения ППС взаимодействуют: ГИБДД, вневедомственная охрана, линейные ОВД на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, воинские части ВВ МВД России и др.
Основными задачами строевых подразделений ППС являются:
Обеспечение правопорядка на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах;
Обеспечение безопасности личности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на постах и маршрутах патрулирования;
Выявление на постах, маршрутах и задержание лиц, совершивших преступления и скрывающихся от следствия и суда;
Оказание содействия подразделениям криминальной полиции в исполнении возложенных на нее обязанностей.
Строевые подразделения ППС выполняют следующие функции :
Защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан от преступных и иных противоправных посягательств;
Оказание помощи гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для жизни и здоровья;
Пресечение и задержание лиц, совершивших преступления, по горячим следам;
Обеспечение правопорядка при массовых мероприятия;
Совместно с другими подразделениями органов внутренних дел принятие неотложных мер при ЧС;
Взаимодействие с гражданами по вопросам ООП и ОБ;
Участие в соответствии с законодательством Российской Федерации в проведении контртеррористических операций.
Вопрос № 2
Контроль за организацией и несением службы нарядами ППСП
Контроль осуществляется путем проведения систематических проверок нарядов (не менее одного раза в течение двух часов), во время которых устанавливается:
1. Соответствие расстановки и использования личного состава
2. Четкость и оперативность управления нарядами, своевременность доведения до них информации об изменениях оперативной обстановки.
3. Знание нарядами обстановки на территории поста, маршрута, выполняемой задачи, дислокации постов и границ маршрутов ближайших нарядов, способов связи с ними, а также своих прав и обязанностей.
4. Качество несения службы нарядами и их активность в предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений.
5. Уровень взаимодействия между нарядами ППСП, сотрудниками других подразделений полиции и общественными формированиями правоохранительной направленности, ЧОО, участвующими в охране общественного порядка на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах.
6. Соблюдение нарядами законности и дисциплины.
7. Количество совершенных преступлений и административных правонарушений на посту, маршруте и принятые по ним меры.
8. Правильность оформления и ведения служебных документов.
Проверка несения службы нарядами может быть гласной и скрытой.
Тема № 4 Организация работы дежурной части ОВД.
Вопрос № 1
Назначение: Дежурная часть – это самостоятельное структурное подразделение в системе органов внутренних дел, которое призвано осуществлять руководство и контроль за деятельностью разнообразных по характеру и функциям служб и аппаратов различных уровней управления в целях эффективного решения задач в области охраны общественного порядка и борьбы с преступностью. (то есть. центр: сбора оперативной информации; реагирования на сообщении о происшествиях и преступлениях; работы с задержанными и доставленными и управления силами и средствами, задействованными в охране общественного порядка.)
Дежурные части ОВД решают следующие задачи и обеспечивают:
Непрерывный круглосуточный сбор, обработку и передачу информации об оперативной обстановке;
Прием, регистрацию, поступивших в дежурную часть, заявлений и сообщений, а также своевременное реагирование на них;
Непрерывное управление силами и средствами органа внутренних дел, немедленное принятие мер к раскрытию преступлений по «горячим следам»;
Безотлагательная организация действий по обеспечению общественного порядка, ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций и происшествий;
Организация разбирательства, в том числе с задержанными и доставленными;
Контроль в пределах своей компетенции за соблюдением установленного порядка содержания и конвоирования задержанных и заключенных под стражу лиц;
Прием и сохранность изъятого, добровольно сданного, найденного оружия, боеприпасов, а также предметов и вещей, принадлежность которых не установлена;
Контроль за состоянием охраны помещений, обороны здания ОВД и прилегающей к нему территории, его противопожарной безопасности и санитарным состоянием;
Передачу в подчиненные органы внутренних дел специальных сигналов о введении степеней готовности и оповещение личного состава по ним.
Организация работы : Возложенные на дежурную часть задачи выполняет дежурная смена, в состав которой входят:
– начальник дежурной смены, а в ОВД, где штатном расписании эта должность не предусмотрена, помощник начальника дежурной части – старший оперативный (оперативный) дежурный;
– 1-2 помощника оперативного дежурного;
– дежурный по разбору с доставленными и задержанными.
Кроме этого в суточный наряд дежурной части входят:
– следственно-оперативная группа (СОГ);
– группа немедленного реагирования (ГНР);
– группа задержания пульта централизованной охраны (ПЦО) отдела вневедомственной охраны;
– водители служебного автотранспорта дежурной части.
Вопрос № 2
Приказ приема, организации и приема заявлений, сообщений
Вопрос № 3-4
При разбирательстве с правонарушителями, доставленными в дежурную часть, оперативный дежурный обязан:
– выяснить основания и причину доставления, наличие данных о потерпевших и свидетелях;
– установить личность доставленного, его возраст, физическое состояние;
– принять от сотрудника, доставившего правонарушителя, письменный рапорт, а при доставлении гражданами - заявления;
– составить протокол о доставлении лица в соответствии с требованиями статьи 27.2 КоАП РФ либо сделать соответствующую запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании;
– зарегистрировать факт доставления в книге учета лиц, доставленных в ОВД;
Доставлению в дежурную часть не подлежат :
– Президент РФ и Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий;
– депутаты (различных уровней);
– зарегистрированный кандидат в депутаты органов местного самоуправления;
– судьи Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ и федеральные судьи;
– прокурорские работники, имеющие классные чины;
– Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты Российской Федерации;
– Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации;
– иностранные граждане, пользующиеся дипломатическим иммунитетом;
– Лица, имеющие травмы, телесные повреждения опасные для их жизни и здоровья или состояние которых вызывает опасение (психически больные).
Если доставленный имеет травмы, телесные повреждения или его психическое состояние вызывает сомнения, а также в случае заявления с его стороны об ухудшении состояния здоровья, причинения себе телесных повреждений, покушения на самоубийство, оперативный дежурный обязан:
– вызвать скорую медицинскую помощь, до приезда которой начать оказание доврачебной помощи самостоятельно, обеспечить постоянное наблюдение за таким лицом и доложить о случившемся начальнику органа внутренних дел;
– выяснить причины и обстоятельства получения травм и телесных повреждений лицом, доставленным в дежурную часть, отразить это в составленном протоколе, получить от него заявление, которое зарегистрировать в КУЗиСП;
– получить письменные объяснения (рапорта) от очевидцев об обстоятельствах происшествия в случае причинения задержанным лицом себе телесных повреждений и покушения на самоубийство в помещении органа внутренних дел. О произошедшем доложить начальнику ОВД.
Вопрос № 5
После принятия решения на обеспечение общественного порядка начинается этап непосредственного оперативного управления деятельностью всех служебных нарядов, задействованных на ООП:
Подготовка сил и средств для выполнения поставленных задач, инструктаж нарядов;
Обеспечение постоянной и устойчивой связи с дежурной частью и между нарядами, обеспечение своевременного обмена информацией;
Организация взаимодействия, маневр силами и средствами, задействованными в обеспечении общественного порядка и безопасности;
Контроль за организацией и несением службы всеми нарядами.
Вопрос № 2
По организации раскрытия преступления по «горячим следам» оперативный дежурный обязан:
Выяснить:
данные о времени, месте и обстоятельствах преступления (происшествия),
о приметах лиц, его совершивших,
о состоянии потерпевших,
об очевидцах и лице, сообщившем о преступлении (происшествии).
Зарегистрировать заявление, сообщение.
Незамедлительно организовать выезд на место преступления (происшествия):
группы немедленного реагирования (ГНР),
сотрудников криминальной милиции,
УУП, обслуживающего данную территорию,
нарядов ППСП, ДПС и вневедомственной охраны,
Примечание:
1. С учетом характера преступления определить состав СОГ.
2. Обеспечить при необходимости участие в осмотре места происшествия специалистов соответствующего профиля в области судебной медицины, баллистики, взрыво-пожаротехники и других, а также привлечение дополнительных сил и средств для раскрытия преступления.
3. Включить в состав СОГ сотрудников подразделений по борьбе с экономическими преступлениями при совершении тяжких и особо тяжких преступлений в сфере экономики и отработки экономических версий при совершении убийств по найму.
Доложить о преступлении (происшествии) начальнику ОВД.
Передать в случае подтверждения достоверности информацию в дежурную часть вышестоящего ОВД.
Принять меры:
к обеспечению охраны места преступления (происшествия),
перекрытию возможных путей отхода лиц, совершивших преступление,
блокированию мест их укрытия,
при необходимости известить другие ОВД:
о совершенном преступлении,
о приметах преступников,
о похищенных вещах и иных обстоятельствах,
по установлению личности погибших, пострадавших и доставленных в медицинские учреждения.
Поддерживать постоянную связь с СОГ, сотрудниками (руководителями) ОВД, находящимися на месте происшествия.
Ввести по указанию начальника ОВД (в его отсутствие самостоятельно с последующим ему докладом) спецпланы по задержанию подозреваемых лиц.
Докладывать о результатах начальнику ОВД и в дежурную часть вышестоящего ОВД.
Тема № 5 Подготовка и инструктаж нарядов к несению службы.
Вопрос № 1,2
Подготовка и инструктаж нарядов ППСП проводятся, в специально оборудованном классе- проводятся должностными лицами командного состава подразделений ППСП под руководством начальника ОВД или его заместителей с обязательным участием оперативного дежурного (прибытие за 15 мин. до начала инструктажа, продолжительность - 30 минут)
Инструктирующий обязан знать:
1.оперативную обстановку
3.порядок и особенности несения службы на каждом маршруте.
Заступающие на службу сотрудники должны при себе иметь:
1. Служебное удостоверение.
2. Нагрудный знак, жетон.
3. Служебную книжку, карточку маршрута, поста.
4. Бланки рапортов.
5.Табельное огнестрельное оружие с двумя снаряженными магазинами.
6. Кобуру с протиркой и страховочным ремешком.
7. Палку специальную.
8. Наручники.
9. Свисток.
10. Носимую радиостанцию.
11. Карманный электрический фонарь.
В зависимости от характера выполняемых задач наряду ППСП дополнительно может выдаваться:
Электрошоковое устройство, аэрозольный распылитель, ручной досмотровый металлоискатель, бинокль и др.
Инструктирующий обязан:
1. Убедиться в готовности личного состава к несению службы, принять меры к устранению выявленных недостатков.
2. Проверить знание патрульными и постовыми (своих прав и обязанностей, отдельных положений нормативных правовых актов итд)
3. Довести оперативную обстановку, поставить каждому наряду конкретные задачи на весь период несения службы, разъяснить порядок смены, связи и взаимодействия.
4. Отработать с нарядами ППСП вводные задачи, при этом разобрать наиболее характерные тактические приемы несения службы, в том числе в особых условиях (ведение наблюдения, выявление преступников по малозаметным признакам и приметам, предупреждение и пресечение террористических актов, групповых нарушений общественного порядка, задержание вооруженных преступников и другие).
6. Обратить внимание нарядов ППСП на необходимость соблюдения законности, внимательного отношения к гражданам.
7. Ответить на имеющиеся вопросы.
Приказ МВД РФ от 29 января 2008 г. N 80
"Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции"
С изменениями и дополнениями от:
10 марта 2009 г., 13 января 2010 г., 22 июля 2011 г., 11 марта 2012 г., 24 февраля 2014 г., 12 февраля 2015 г.
В целях совершенствования деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции, повышения их роли в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности приказываю:
2. ГУОООП (Ю.Н. Демидову), ГУТ (Д.В. Шаробарову) МВД России, начальникам управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, Восточно-Сибирского, Забайкальского линейных управлений МВД России на транспорте, министрам внутренних дел по республикам, начальникам главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации:
2.1. Обеспечить изучение личным составом подчиненных подразделений органов внутренних дел и выполнение требований Устава , утвержденного настоящим приказом.
2.2. Организовать работу строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции в соответствии с требованиями прилагаемого Устава .
2.3. Осуществить организационно-практические меры по изготовлению бланков документов, предусмотренных настоящим приказом, обеспечению ими подразделений патрульно-постовой службы полиции.
2.4. Исключить деятельность сотрудников патрульно-постовой службы полиции на службе, не связанной с охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности, и обеспечить привлечение в установленном порядке к ответственности должностных лиц, допустивших использование сотрудников патрульно-постовой службы полиции не по назначению.
3. ДГСК (В.Л. Кубышко), ГУОООП (Ю.Н. Демидову), ГУТ (Д.В. Шаробарову) МВД России внести в установленном порядке в первом полугодии 2012 года соответствующие изменения в рабочие программы первоначальной подготовки, повышения квалификации, профессиональной переподготовки и учебных сборов сотрудников территориальных органов МВД России с учетом требований настоящего приказа.
6. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, ответственных за соответствующие направления деятельности.
______________________________
Регистрационный N 11290
Утвержден новый Устав, определяющий порядок организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности (подразделения ППСМ).
Основными задачами подразделений ППСМ являются: обеспечение правопорядка на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах; обеспечение безопасности личности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на постах и маршрутах патрулирования; выявление на постах, маршрутах и задержание лиц, совершивших преступления и скрывающихся от следствия и суда; оказание содействия подразделениям криминальной милиции в исполнении возложенных на нее обязанностей.
Подразделения ППСМ входят в штаты соответствующих горрайлинорганов внутренних дел, ОВДРО и находятся в непосредственном подчинении их начальников. В целях оперативного маневрирования силами и средствами патрульно-постовой службы в составе МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ, УВДТ, ОВДРО создаются полки, отдельные батальоны, роты, взводы и отделения.
Закреплено правовое положение должностных лиц подразделений ППСМ, определен порядок управления силами и средствами ППСМ, в том числе порядок планирования работы, принятия решений на охрану правопорядка на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах, контроля за организацией и несением службы нарядами ППСМ, учета и оценки результатов деятельности ППСМ, виды и полномочия нарядов ППСМ. Установлены особенности несения службы нарядами ППСМ на автомобилях и мотоциклах, с использованием служебных лошадей и собак, на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, на объектах метрополитенов.
Приведены примерный перечень служебной документации подразделений ППСМ, а также формы используемых ими документов.
Приказ МВД РФ от 29 января 2008 г. N 80 "Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции"
Регистрационный N 11290
Настоящий приказ вступает в силу с 1 июля 2008 г.
1.Соучастие- совместное умышленное участие 2 и более лиц в совершении преступления.
Виды соучастников (ст.33 УК РФ):
· Организатор- это лицо, которое организует преступление; руководитель непосредственным совершением преступления;
· Исполнитель: -лицо, непосредственно совершившее преступление; -лицо, непосредственно участвующее совместно с другими лицами (соучастниками); -лицо, совершившее преступление, посредством использования др. лиц: если лицо не подлежит уголовной ответственности в силу малолетнего возраста или невменяемости; не осознавало и не могло осознавать, что совершает своими действиями преступление;
· Подстрекатель-лицо, склонившее др. лицо к совершению преступлений, путем уговора, подкупа, угрозой;
· Пособник- лицо, содействующее совершению преступления советами, указаниями, предоставлению оружия, информации. Есть физическое и интеллектуально пособничество.
2.Права нарядов полиции по ООП и ООБ:
· Требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;
· Проверять документы, удостоверяющие личность, если: имеется основание подозревать лицо в совершении преступления, что лицо находится в розыске, повод к возбуждению уголовного дела или дела об АП, основания для задержания;
· Вызывать в полицию граждан и должностных лиц, в связи с нахождением в производстве материалов;
· Беспрепятственно, по служебному удостоверению посещать гос.органы, органы местного самоуправления, предприятий и организаций и получать по запросу информацию по нахождению в производстве материала;
· Осуществлять патрулирование по населенным пунктам и общественных мест, выставлять по необходимости посты;
· Требовать от граждан покинуть место происшествия;
· Составлять протоколы об АП, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об АП;
· Производить оперативно-следственные мероприятия и иные процессуальные действия;
· Доставлять граждан;
· Осуществлять личный досмотр, досмотр вещей, ТС, находящихся при физ.лице;
· Осуществлять наружный досмотр пребывающих лиц во время проведения ММ и не допускать их, при отказе;
· Производить фото-видео фиксацию, дактилоскопирование;
· Останавливать ТС при необходимости выполнения обязанностей по обеспечению БДД;
· Обеспечение безопасной и антитеррористической защищенности зданий;
· Использовать в деятельности ИБД;
· Привлекать граждан к внештатному сотрудничеству;
· Беспрепятственно пользоваться средствами связи в служебных целях;
· Использовать в случаях не терпящих отлагательства ТС государственных, муниципальных органов, общественных объединений и организаций, а также граждан.
Билет №14
Необходимая оборона (ст.37 УК РФ). Понятие и условия правомерности.
2. Цель и место проведения наружного осмотра (наружного досмотра). Тактика проведения.
1.Статья 37 УК РФ «Необходимая оборона» - правомерная защита, выраженная в причинении вреда присекающему лицу.
Под условиями, относящиеся к посягательству относится:
· Общественная опасность посягательства;
· Наличность посягательства;
· Реальность посягательства.
Условия правомерности защиты:
· Когда отражение посягательства на личные и общественные интересы;
· Причинение вреда непосредственному лицу, который посягает, а не третьим лицам;
· Защита не должна превышать пределы необходимости при обороне.
При правомерной необходимой обороне допускается причинение большего вреда посягающего, чем от реального причинения при нападении.
Под превышением пределов необходимой обороны понимается умышленное действие, явно и очевидно не соответствующий характеру, степени общественно опасного посягательства.
2.Наружный осмотр- это действие сотрудника, путем непосредственного наблюдения (визуального за открытыми частями тела человека, его одежды, находящихся при нем вещами).
Наружный досмотр- это действие сотрудника на месте задержания или в другом удобном месте, которое осуществляется после задержания, перед доставлением, с целью обеспечения безопасности сотрудника, окружающих и задерживаемого. Проводится путем прохлопования, прощупования одежды и вещей задерживаемого, с целью обнаружения оружия или предметов, которые могут быть использованы в качестве оружия.
Полиция не будет вводить сокращений ПИДР или ГЕИ. Так прокомментировали в МВД дискуссию Владимира Путина и брянской студентки, которая состоялась накануне во время региональной конференции «Единой России». Как объяснили в МВД, избавляться от неприличных аббревиатур полиция намерена тем же способом, каким ранее от них избавлялась милиция.
Правоохранительные органы не намерены вводить неприличные или смешные аббревиатуры, рассказал источник в МВД. Он пояснил, что аббревиатуры подразделений полиции не будут утверждаются официально, а появятся так же, как в свое время появлялись краткие обозначения различных подразделений милиции. Источник напоминает, что обычно в основу аббревиатуры, действительно, ложились первые буквы официального названия департамента или управления. Однако в некоторых случаях для благозвучности в краткие названия добавляли еще несколько букв. В частности, так произошло с Департаментом уголовного розыска, для которого стали использовать сокращение ДепУР. Похожим образом будут поступать и в этот раз, говорит собеседник.
В то же время источник «Интерфакса» в правоохранительных органах дал понять, что пока обсуждать конкретные аббревиатуры слишком рано. По его словам, они появятся только после того, как будет определена структура подразделений в системе МВД. «Только после этого можно будет говорить о названии той или иной должности и ее аббревиатуре»,— добавил собеседник агентства.
Таким образом в МВД откликнулись на дискуссию, возникшую в пятницу в Брянске на Межрегиональной конференции партии «Единая Россия».Тогда к премьер-министру РФ Владимиру Путину обратилась представительница Белгородского городского союза студентов Дарья Сибирева.
«Мои ребята мне сказали, что вычитали там некоторые аббревиатуры из новых должностей. Я не буду сознательно ругаться, я просто зачитаю аббревиатуры»,— приводит слова девушки сайт правительства.
«ПИЗДЮН— полицейский инспектор защиты детства и юношества. Полицейский инспектор дорожного регулирования— ПИДР и государственная единая инспекция— ГЕИ. Я, конечно, надеюсь, что это не так, но ходит в социальных сетях такой миф. Хочется верить, что это миф. Если это так, может быть, имеет смысл подумать, пока не поздно, и что-то другое придумать?»— поделилась взволнованная девушка.
«Я в первый раз слышу такую аббревиатуру. В принципе эти слова известны. То, что так называются подразделения правоохранительных ведомств,— это, конечно, необычно. Но, думаю, вы согласитесь со мной в том, что реформы в правоохранительной сфере назрели давно»,— сказал в ответ премьер.
Отвечая на вопрос, политик еле сдерживал смех и выглядел немного смущенным.
Полный список аббревиатур, которые ходят по блогам
1. Полицейский Инспектор Дорожного и Общественного Контроля (ПИДОК)
2. Полицейское Управление Патрульно-Постовой Службы (ПУППС)
3. Отдел Полиции Соблюдения Общественного Спокойствия (ОПСОС)
4. Полицейский Инспектор Защиты Детства и ЮНошества (ПИЗДЮН)
5. Полицейский Инспектор Службы Контроля за Автотранспортом (ПИСКА)
6. Полицейские Инспекторы Дорожного Регулирования (ПИДР)
7. Полицейская Дорожно-Регулировочная Служба (ПДРС)
«С 1 марта участковые будут называться сотрудниками
участковой квартальной инспекции
сокращенно СУКИ... ГИБДДшники будут называться
полицейский инспектор дорожного
регулирования сокращенно ПИДР.... а вместо ГАИ
будет государственная единая
инспекция - ГЕИ, не повезло еще Железнодорожному
Отделению полиции!!! Где
работаешь???? в ЖОПе».
Орудовцы и гиббоны
Следует отметить, что циркулирующая в интернете информация о ругательных сокращениях новых подразделений уже не впервые провоцирует реакцию официальных лиц. Ранее опровергал данные о новых названиях и начальник столичного ГУВД Владимир Колокольцев. На встрече с сотрудниками не на шутку взволнованный милиционер прислал ему записку с вопросом: правда ли, что в составе ГИБДД будут работать полицейские инспекторы дорожного регулирования? Улыбнувшись, Колокольцев пообещал, что подобное вряд ли произойдет.
С ним согласен председатель профсоюза сотрудников милиции Москвы Михаил Пашкин. «Я думаю, что этого не будет»,— сказал он в беседе. Перед будущими полицейскими стоят проблемы и поважнее, полагает он. Так, недавно руководство столичного ОМОНа заявило на совещании, что сотрудники, которые откажутся работать неоплачиваемые сверхурочные по выходным в нарушение Трудового кодекса, аттестацию на должности в аналогичном подразделении полиции не пройдут.
Впрочем, повод для беспокойства все-таки есть: неудачные названия подразделениям МВД придумывали и ранее. Например, до создания в 1936 году ГАИ регулировкой уличного движения занимались сотрудники отделов регулирования уличного движения— ОРУД. И именовали их именно орудовцами.
Неудачную аббревиатуру получили и сотрудники управлений и центров по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства. Будучи не в силах выговорить аббревиатуру этого ведомства, граждане стали называть сотрудников этого ведомства «псориазами».
В данный момент из-за переименования из милиции в полицию некоторые сложности могут возникнуть лишь при названии подразделений, в самом названии которых присутствовало слово «милиция».