Оооп мвд рф расшифровка. Организации службы охраны общественного порядка. Системные элементы Главных управлений

Глава 1. СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВЫ

В решении возложенных на милицию общественной безопас­ности задач важная роль принадлежит службе охраны обществен­ного порядка*, осуществляющей административно-правовую за­щиту типичных для общественного порядка и общественной безопасности групповых и межличностных отношений от пре­ступных и иных противоправных посягательств. Служба охраны общественного порядка является отраслевой службой милиции общественной безопасности. Главная ее особенность состоит в том, что в отличие от других отраслевых служб как криминальной милиции, так и милиции общественной безопасности, реализую­щих ограниченный круг специальных функций, служба ООП в известной мере принимает участие в решении практически всех задач милиции.

Понятием «служба охраны общественного порядка» охватыва­ется совокупность аппаратов и подразделений милиции, а также их личный состав, которые в административно-правовых формах осуществляют охрану общественного порядка и борьбу с преступ­ностью. Аппаратами охраны общественного порядка являются непосредственно входящие в состав соответствующих органов внутренних дел самостоятельные структурные подразделения. К ним относятся: Главное управление обеспечения общественного порядка (ГУООП) МВД РФ; Отдел охраны общественного поряд­ка (ОООП) Главного управления внутренних дел на транспорте МВД РФ; управления, отделы охраны общественного порядка МВД, ГУВД, УВД, УВДТ; отделения группы охраны обществен­ного порядка городских, районных органов внутренних дел; отде­ления, группы охраны общественного порядка линейных органов внутренних дел на транспорте. Аппараты службы ООП выполня­ют преимущественно функции управления, осуществляя руководство находящимися в их оперативном подчинении подразделе­ниями охраны общественного порядка: строевыми частями и под­разделениями патрульно-постовой службы милиции, изоляторами временного содержания, конвойными подразделениями милиции, спецприемниками и другими службами, и подразделениями.

Правовой основой организации и деятельности службы ООП являются законодательные и иные нормативные акты, регули­рующие общественный порядок, определяющие организацию и устанавливающие обязанности, права органов внутренних дел, формы и методыихдеятельности по охране общественного по­рядка Задачи, функции и организационное построение данной службы, конкретные формы и методы деятельности входящих в ее состав аппаратов и подразделений в соответствии с действующим законодательством устанавливаются приказами и другими норма­тивными актами МВД России.

Основными задачами службы ООП являются: обеспечение личной безопасности граждан; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; предупреждение и пре­сечение преступлений и административных правонарушений;

раскрытие преступлений, по делам о которых производство пред­варительного следствия не обязательно; оказание в пределах ком­петенции милиции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объ­единениям; обеспечение административно-правовой борьбы с пьянством, оказание содействия охране природы; контроль за соблюдением правил паспортно-визовой и лицензионно-разрешительной систем, правил пребывания в Российской Феде­рации иностранных граждан и лиц без гражданства и др.

Из основных задач службы ООП вытекают ее функции, кото­рые представляют собой комплекс организационных и правоохра­нительных действий, направленных на организацию и непосред­ственное осуществление административно-правовой охраны об­щественного порядка, борьбу с преступлениями и другими право­нарушениями, а также на выполнение других задач, стоящих пе­ред данной службой.

Аппараты и подразделения службы ООП реализуют свои функции, осуществляя два неразрывно связанных вида деятельно­сти" организационную и административно-исполнительскую.Ор­ганизационная деятельность (организаторская работа) состоит в реализации комплекса функций управленческого характера, к числу которых относятся: определение объективно необходимых и научно обоснованных целей по охране общественного порядка и борьбе с преступностью; разработка структуры аппаратов и под­разделений службы ООП, функциональных обязанностей их ра­ботников; управление деятельностью подчиненных аппаратов и подразделений по выполнению поставленных задач; их кадровое и материально-техническое обеспечение и т.д. При этом в орга­низаторской деятельности выделяются два взаимосвязанных на­правления: внешнеорганизационное, заключающееся в осуществле­нии взаимодействия и координации деятельности рассматривае­мой службы с другими государственными органами, обществен­ными организациями и трудовыми коллективами в охране обще­ственного порядка и борьбе с преступностью; внутриорганизационное, объектом взаимодействия которого является администра­тивно-исполнительская деятельность аппаратов и подразделений службы ООП. Это воздействие осуществляется путем: обеспече­ния выполнения личным составом функциональных обязанно­стей; управления его служебной деятельностью; подбора, расста­новки, обучения и воспитания кадров; планирования работы;

выработки и принятия решений по расстановке сил и средств;

контроля и проверки исполнения; обобщения и распространения передового опыта и т.д.

Сущностьадминистративно-исполнительской деятельности службы ООП состоит в реализации функций по непосредствен­ному практическому обеспечению личной безопасности граждан, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, осуществлению профилактических и администра­тивно-правовых мер борьбы с правонарушениями, а также в вы­полнении других функций, вытекающих из задач ее аппаратов и подразделений. При этом следует подчеркнуть, что реализация всех функций рассматриваемой службы в большей или меньшей мере направлена на выполнение приоритетной задачи - обеспе­чение личной безопасности граждан.

Так, выполняя задачи по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, аппараты и подразде­ления этой службы принимают действенные меры по поддержа­нию надлежащего состояния общественного порядка на улицах, площадях, транспортных магистралях, вокзалах, пристанях, в аэ­ропортах и других общественных местах, а также при проведении массовых мероприятий и мероприятий гражданской обороны. Они осуществляют надзор за соблюдением должностными лицами и гражданами решений органов государственной власти и управления по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности; обеспечивают административно-правовую защиту от преступных посягательств и иных антиобще­ственных действий прав и законных интересов граждан, должно­стных лиц, предприятий, учреждений, организаций и обществен­ных объединений; принимают меры к оказанию неотложной по­мощи лицам, пострадавшим от правонарушений и несчастных случаев, находящимся в беспомощном состоянии, а также в со­стоянии опьянения, если они утратили способность самостоя­тельно передвигаться либо могут причинить вред окружающим или себе; обеспечивают охрану имущества от повреждений и хи­щений, совершаемых в общественных местах, а также принимают меры к обеспечению сохранности найденных и сданных в мили­цию документов, вещей, ценностей и другого имущества, к воз­врату их законным владельцам. В условиях стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств работники данной службы принимают самое непосредственное участие в спасении людей и имущества; привлекают население, а также транспортные и иные средства проведения спасательных и не терпящих отлагательства аварийно-восстановительных работ; организуют охрану государст­венного, общественного и личного имущества граждан, оказав­шегося без присмотра.

Участвуя в деятельности по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, работники службы ООП выявляют лиц, представляющих интерес для оперативно-розыскных аппаратов;

принимают меры к пресечению совершаемых преступлений, ак­тивно участвуют в их раскрытии и задержании преступников;

осуществляют раскрытие преступлений, по делам которых произ­водство предварительного следствия не обязательно, и расследо­вание преступлений в форме дознания; обеспечивают охрану и конвоирование задержанных и заключенных под стражу лиц; ох­раняют места происшествия и принимают меры к задержанию преступников по «горячим следам»; выявляют причины и усло­вия, способствующие совершению преступлений, и принимают необходимые меры к их устранению.

Работники службы ООП осуществляют административно-правовую борьбу с нарушениями антиалкогольного законодатель­ства; организуют работу по профилактике пьянства; выявляют лиц, занимающихся хищениями, предупреждают и пресекают иные правонарушения; принимают к правонарушителям установ­ленные законом меры; совместно с другими службами органов внутренних дел и во взаимодействии с иными государственными органами и общественными организациями проводят комплекс­ные мероприятия по борьбе с пьянством, наркоманией, проститу­цией, нарушениями правил паспортно-визовой системы, правил пребывания в России иностранных граждан и лиц без гражданст­ва, правил лицензионно-разрешительной системы и другими пра­вонарушениями.

Характер выполняемых задач и функций обусловливаеторга­низационную структуру службы ООП, представляющую собой сис­тему аппаратов и подразделений охраны общественного порядка, находящихся между собой в определенной связи, основанной на подчинении нижестоящих звеньев вышестоящим, а также внут­реннее строение отдельного аппарата и подразделения, включая перечень должностей его работников. Помимо задач и функций на организационную структуру оказывают влияние такие факто­ры, как национально-государственное и административно-тер­риториальное деление Российской Федерации, численность и социально-демографический состав проживающего на конкретной территории населения, развитие экономики, уровень преступно­сти и др., от которых зависит состояние охраны общественного порядка.

Система аппаратов и подразделений службы ООП состоит из трех звеньев. Высшее звено этой системы - Главное управление обеспечения общественного порядка (ГУООП) МВД России. Яв­ляясь центральным отраслевым аппаратом, т.е. субъектом управ­ления данной службой, оно в пределах своей компетенции осуще­ствляет общее руководство службой ООП, реализуя свои функции через соответствующие аппараты МВД республик, входящих в состав Российской Федерации.

Второе звено рассматриваемой системы составляют управле­ния, отделы, отделения обеспечения (охраны) общественного по­рядка МВД, входящих в состав Российской Федерации республик, ГУВД, УВД, строевые и специальные подразделения милиции. Аппараты данного звена в пределах предоставленной компетен­ции осуществляют общее руководство подведомственной службой, организуют и проводят на своем уровне мероприятия, связанные с охраной общественной безопасности. Они состоят из отделов (отделений) по линии службы ООП.

Третье звено службы ООП охватывает соответствующие отде­ления (группы) городских и районных органов внутренних дел, включая подчиненные этим органам строевые специальные под-

разделения милиции. Распределение функций службы ООП меж­ду инспекторским составом аппаратов данного звена происходит

по линейному принципу.

Несколько отличается от изложенной системы система аппа­ратов и подразделений службы ООП органов внутренних дел на транспорте, что обусловлено спецификой организации и деятель­ности последних. Данная система включает в себя: отдел охраны общественного порядка Главного управления внутренних дел на транспорте МВД РФ; отделы (отделения) охраны общественного порядка управлений внутренних дел на транспорте; отделения (группы) охраны общественного порядка отделов внутренних дел на транспорте, а также подчиненныеим строевые и специальные

подразделения милиции.

Аппараты службы ООП первого и второго звеньев в основном осуществляют организаторскую деятельность, сосредоточивая главное внимание на обеспечении повседневного организацион­но-методического руководства аппаратами и подразделениями подведомственной службы на местах. Функции по непосредствен­ной практической охране общественного порядка они выполняют лишь в случаях осложнения оперативной обстановки (чрезвы­чайных происшествиях, стихийных бедствиях и т.п.).

Непосредственными организаторами и исполнителями практи­ческого осуществления задач, возложенных на службу ООП, яв­ляются аппараты и подразделения данной службы городских, районных органов внутренних дел, а также органов внутренних дел на транспорте. Аппараты этих органов организуют патрульно-постовую службу по охране общественного порядка, обеспечива­ют реализацию других функций службы ООП на территории кон­кретного города, района, на объектах транспорта. Практическое выполнение задач и функций осуществляется подразделениями данной службы, среди которых важная роль принадлежит строе­вым частям и подразделениям патрульно-постовой службы мили­ции. Эти части и подразделения могут находиться в подчинении как городских, районных органов внутренних дел, линейных ор­ганов внутренних дел на транспорте, так и вышестоящих органов

внутренних дел.

новных вих совершении. При этом главное внимание уделяется работе по профилактике правонарушений: выявлению причин и условий, способствующих совершению нарушений общественного порядка и принятию необходимых мер по их устранению; воспи­тательной, разъяснительной работе среди населения; правовой пропаганде и т.д. .

Успешная охрана общественного порядка во многом зависит от правильной расстановки и эффективного использования сил и средств, которыми располагает служба ООП.

Понятием«силы службы ООП» охватывают личный состав аппаратов и подразделений данной службы, других служб и под­разделений органов внутренних дел, а также лиц, которые в уста­новленном порядке сотрудничают с ними в деятельности по ох­ране правопорядка и борьбе с преступностью.

Этим силам присущ ряд характерных особенностей, заклю­чающихся в том, что они: а) являются наиболее многочисленны­ми силами органов внутренних дел, в процессе реализации своих функций непосредственно вступающими в различные отношения с гражданами; б) представляют собой вооруженный отряд, осуще­ствляющий свою деятельность на основе действующего законода­тельства, специальных уставов и положений; в) обладают разно­образными тактическими возможностями для решения задач по охране общественного порядка и борьбе с преступностью; г) осу­ществляют свою деятельность в тесном взаимодействии с добро­вольными народными дружинами и другими общественными формированиями, участвующими в охране правопорядка.

Силы, участвующие в охране общественного порядка, подраз­деляются на собственные и приданные. Собственные силы службы ООП включают: руководящий и инспекторский состав аппаратов данной службы МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, горрайлинорганов внутренних дел; рядовой и начальствующий состав строевых час­тей и подразделений патрульно-постовой службы милиции; рядо­вой и начальствующий состав изоляторов временного содержания задержанных и заключенных под стражу, специальных приемни­ков для содержания лиц, арестованных в административном по­рядке.

Приданные силы службы ООП охватывают: личный состав специальных моторизованных частей милиции; работников дру­гих служб органов внутренних дел, слушателей и курсантов учеб­ных заведений МВД, личный состав внутренних войск МВД Рос­сии; силы общественности, включающие членов добровольных

народных дружин, внештатных сотрудников милиции, представи­телей других общественных организаций и граждан. Приданные силы в отличие от собственных сил службы ООП привлекаются для выполнения отдельных, частных задач по охране правопоряд­ка либо обеспечения его в случаях осложнения оперативной об­становки.

Используемые для охраны общественного порядкатехниче­ские средства позволяют повысить мобильность, маневренность и наступательность нарядов милиции, обеспечивают оперативное управление нарядами и подразделениями в процессе решения соответствующих задач, повышая эффективность их осуществле­ния. Они подразделяются на: а) транспортные средства (пат­рульные автомашины, мотоциклы, катера, велосипеды, специаль­ные автомобили и вертолеты, автотранспорт для перевозки лич­ного состава и др.); б) средства радио, телевидения, проводной связи и сигнализации (радиопередающие и звукоусилительные устройства, телекамеры и телемониторы, телефоны, сигнализация различного назначения и т.д.); в) табельное вооружение, снаря­жение, специальные средства и аппаратура (огнестрельное ору­жие, средства личной защиты, наблюдения и др.). Особую группу средств усиления составляют служебные животные - лошади и собаки, активно используемые в деятельности по обеспечению

общественного порядка.

Эффективность деятельности службы ООП неразрывно связа­на с необходимостью четко налаженной, базирующейся на науч­ных основах организации работы всех ее аппаратов и подразделе­ний.Организация охраны общественного порядка представляет собой осуществление комплекса управленческих функций, на­правленных на обеспечение эффективной, согласованной и целе­устремленной деятельности аппаратов и подразделений органов внутренних дел по непосредственной охране правопорядка и борьбе с преступностью. Организация охраны общественного по­рядка как особый вид деятельности находится в тесной связи с тактикой охраны общественного порядка, т.е. применением силами службы ООП основанных на законе, выработанных наукой и практикой наиболее целесообразных форм и методов своевремен­ного предупреждения и пресечения правонарушений, воздействия на лиц, их совершивших, надежной защиты государственных, общественных и личных интересов граждан от преступных пося­гательств и иных антиобщественных действий. При этом органи­зация охраны общественного порядка по отношению к тактике

занимает ведущее положение, поскольку определяет задачи, принципы и основные направления развития последней. В свою очередь тактика охраны общественного порядка также оказывает определенное влияние на его организацию.

Организация охраны общественного порядка является слож­ным видом управленческой деятельности, процесс осуществления которой состоит из двух стадий: а) подготовка и принятие управ­ленческих решений; б) организация их исполнения. Эти стадии обра­зуют управленческий цикл.

Эффективность и научная обоснованность управления в зна­чительной мере обеспечиваются на стадии подготовки и принятия управленческих решений, в процессе которой аппараты службы ООП выполняют и уясняют проблемы, связанные с охраной об­щественного порядка, определяют задачи в целях разрешения возникших проблем; осуществляют сбор, обработку и анализ не­обходимой для решения этих задач информации; определяют воз­можные варианты действий, направленных на достижение по­ставленных целей, и выбирают оптимальный вариант действия применительно к конкретным условиям; в установленном поряд­ке оформляют избранный вариант в виде соответствующего ре­шения и придают ему юридическую силу.

Среди разнообразных решений, принимаемых в связи с охра­ной общественного порядка, можно выделить три основные груп­пы. В первую из них включаются основные акты управления, из­даваемые в виде приказов, инструкций, указаний и др., наиболее важными среди которых являются приказы МВД, УВД по вопро­сам организации охраны общественного порядка на территории республик, краев, областей, автономных образований. На уровне горрайорганов внутренних дел издаются приказы и другие акты управления по конкретным вопросам укрепления правопорядка и борьбы с преступностью на соответствующей территории. Актив­ное участие в подготовке таких актов принимают аппараты служ­бы ООП.

Второй группой управленческих решений охватываются разра­батываемые в МВД, УВД, горрайорганах внутренних дел различ­ные виды планов работы. Организаторская работа аппаратов службы охраны общественного порядка уровня МВД, УВД стро­ится на основе планов, составляемых на полугодие и содержащих разделы по основным направлениям деятельности данной служ­бы; аппараты и подразделения горрайорганов внутренних дел со­ставляют соответствующие квартальные планы работы.

Помимо перечисленных общих планов работы в органах внутренних дел различного уровня готовятся специальные планы, содержащие мероприятия, реализация которых возлагается на аппараты и подразделения службы ООП. Среди них выделяются:

планы обеспечения общественного порядка и безопасности в пе­риод подготовки и проведения массовых мероприятий; типовые планы действий органов внутренних дел при проведении меро­приятий гражданской обороны, при стихийных бедствиях и дру­гих чрезвычайных обстоятельствах.

К третьей группе управленческих решений по вопросам охра­ны общественного порядка относятся разрабатываемые на основе всестороннего анализа и оценки оперативной обстановки планы дислокации, постовые ведомости и др., предусматривающие ком­плексное использование на территории района, городского рай­она или микрорайона собственных и приданных сил для обеспе­чения надлежащего правопорядка и борьбы с правонарушениями.

Таким образом, план является важнейшим видом решений, принимаемых и реализуемых в процессе управления деятельно­стью аппаратов и подразделений службы ООП. В планах опреде­ляются задачи на определенный период деятельности, мероприя­тия по их решению, указываются конкретный объем работы, спо­собы и сроки их выполнения, а также ответственные и исполни­тели тех или иных мероприятий. Планирование позволяет сосре­доточить внимание и усилия на наиболее актуальных проблемах охраны общественного порядка, рационально распределить имеющиеся силы и средства в решении стоящих задач, обеспе­чить ритмичность работы и ее интенсивность, взаимодействие между исполнителями, контроль заих деятельностью и т.д.

Подготовка и принятие управленческих решений, несомнен­но, являются важной стадией процесса управления службой ООП. Однако главное все же заключается в их практической реализа­ции, успех которой обеспечивается на стадии организации испол­нения принятых решений. Основное содержание этой деятельности включает: уяснение и детализацию управленческого решения, принятого вышестоящим субъектом управления, либо доведение до исполнителя собственного решения; подбор и расстановку исполнителей, их обучение и инструктаж; материально-техническое, правовое, психологическое и иные виды обеспече­ния деятельности исполнителей, организацию взаимодействия между ними и координациюих усилий в процессе решения по-

ставленных задач, контроль за исполнением решения, учет и оценку результатов работы.

Следует иметь в виду, что эффективность деятельности аппа­ратов и подразделений службы ООП, осуществляемой гласными методами, достигается лишь в результатеих тесного взаимодейст­вия с другими отраслевыми службами органов внутренних дел, с государственными органами и общественными организациями, постоянного общения с населением.


Похожая информация.


Вопрос № 1

Состав и структура полиции по ООП.

В своей деятельности подразделения ППС взаимодействуют: ГИБДД, вневедомственная охрана, линейные ОВД на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, воинские части ВВ МВД России и др.

Основными задачами строевых подразделений ППС являются:

Обеспечение правопорядка на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах;

Обеспечение безопасности личности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на постах и маршрутах патрулирования;

Выявление на постах, маршрутах и задержание лиц, совершивших преступления и скрывающихся от следствия и суда;

Оказание содействия подразделениям криминальной полиции в исполнении возложенных на нее обязанностей.

Строевые подразделения ППС выполняют следующие функции :

Защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан от преступных и иных противоправных посягательств;

Оказание помощи гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для жизни и здоровья;

Пресечение и задержание лиц, совершивших преступления, по горячим следам;

Обеспечение правопорядка при массовых мероприятия;

Совместно с другими подразделениями органов внутренних дел принятие неотложных мер при ЧС;

Взаимодействие с гражданами по вопросам ООП и ОБ;

Участие в соответствии с законодательством Российской Федерации в проведении контртеррористических операций.

Вопрос № 2

Контроль за организацией и несением службы нарядами ППСП

Контроль осуществляется путем проведения систематических проверок нарядов (не менее одного раза в течение двух часов), во время которых устанавливается:

1. Соответствие расстановки и использования личного состава

2. Четкость и оперативность управления нарядами, своевременность доведения до них информации об изменениях оперативной обстановки.

3. Знание нарядами обстановки на территории поста, маршрута, выполняемой задачи, дислокации постов и границ маршрутов ближайших нарядов, способов связи с ними, а также своих прав и обязанностей.

4. Качество несения службы нарядами и их активность в предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений.

5. Уровень взаимодействия между нарядами ППСП, сотрудниками других подразделений полиции и общественными формированиями правоохранительной направленности, ЧОО, участвующими в охране общественного порядка на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах.

6. Соблюдение нарядами законности и дисциплины.

7. Количество совершенных преступлений и административных правонарушений на посту, маршруте и принятые по ним меры.

8. Правильность оформления и ведения служебных документов.

Проверка несения службы нарядами может быть гласной и скрытой.

Тема № 4 Организация работы дежурной части ОВД.

Вопрос № 1

Назначение: Дежурная часть – это самостоятельное структурное подразделение в системе органов внутренних дел, которое призвано осуществлять руководство и контроль за деятельностью разнообразных по характеру и функциям служб и аппаратов различных уровней управления в целях эффективного решения задач в области охраны общественного порядка и борьбы с преступностью. (то есть. центр: сбора оперативной информации; реагирования на сообщении о происшествиях и преступлениях; работы с задержанными и доставленными и управления силами и средствами, задействованными в охране общественного порядка.)

Дежурные части ОВД решают следующие задачи и обеспечивают:

Непрерывный круглосуточный сбор, обработку и передачу информа­ции об оперативной обстановке;

Прием, регистрацию, поступивших в дежурную часть, заявлений и сообщений, а также своевременное реагирова­ние на них;

Непрерывное управление силами и средствами органа внутренних дел, немедленное принятие мер к раскрытию преступлений по «горячим следам»;

Безотлагательная организация действий по обеспечению обществен­ного порядка, ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрез­вычайных ситуаций и происшествий;

Организация разбирательства, в том числе с задержанными и достав­ленными;

Контроль в пределах своей компетенции за соблюдением установ­ленного порядка содержания и конвоирования задержанных и заключен­ных под стражу лиц;

Прием и сохранность изъятого, добровольно сданного, найденного оружия, боеприпасов, а также предметов и вещей, принадлежность кото­рых не установлена;

Контроль за состоянием охраны помещений, обороны здания ОВД и прилегающей к нему территории, его противопожарной безопасности и санитарным состоянием;

Передачу в подчиненные органы внутренних дел специальных сигналов о введении степеней готовности и оповещение личного состава по ним.

Организация работы : Возложенные на дежурную часть задачи выполняет дежурная смена, в состав которой входят:

– начальник дежурной смены, а в ОВД, где штатном расписании эта должность не предусмотрена, помощник начальника дежурной части – старший оперативный (оперативный) дежурный;

– 1-2 помощника оперативного дежурного;

– дежурный по разбору с доставленными и задержанными.

Кроме этого в суточный наряд дежурной части входят:

– следственно-оперативная группа (СОГ);

– группа немедленного реагирования (ГНР);

– группа задержания пульта централизованной охраны (ПЦО) отдела вневедомственной охраны;

– водители служебного автотранспорта дежурной части.

Вопрос № 2

Приказ приема, организации и приема заявлений, сообщений

Вопрос № 3-4

При разбирательстве с правонарушителями, доставленными в дежурную часть, оперативный дежурный обязан:

– выяснить основания и причину доставления, наличие данных о потерпевших и свидетелях;

– установить личность доставленного, его возраст, физическое состояние;

– принять от сотрудника, доставившего правонарушителя, письменный рапорт, а при доставлении гражданами - заявления;

– составить протокол о доставлении лица в соответствии с требованиями статьи 27.2 КоАП РФ либо сделать соответствующую запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании;

– зарегистрировать факт доставления в книге учета лиц, доставленных в ОВД;

Доставлению в дежурную часть не подлежат :

– Президент РФ и Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий;

– депутаты (различных уровней);

– зарегистрированный кандидат в депутаты органов местного самоуправления;

– судьи Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ и федеральные судьи;

– прокурорские работники, имеющие классные чины;

– Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты Российской Федерации;

– Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации;

– иностранные граждане, пользующиеся дипломатическим иммунитетом;

– Лица, имеющие травмы, телесные повреждения опасные для их жизни и здоровья или состояние которых вызывает опасение (психически больные).

Если доставленный имеет травмы, телесные повреждения или его психическое состояние вызывает сомнения, а также в случае заявления с его стороны об ухудшении состояния здоровья, причинения себе телесных повреждений, покушения на самоубийство, оперативный дежурный обязан:

– вызвать скорую медицинскую помощь, до приезда которой начать оказание доврачебной помощи самостоятельно, обеспечить постоянное наблюдение за таким лицом и доложить о случившемся начальнику органа внутренних дел;

– выяснить причины и обстоятельства получения травм и телесных повреждений лицом, доставленным в дежурную часть, отразить это в составленном протоколе, получить от него заявление, которое зарегистрировать в КУЗиСП;

– получить письменные объяснения (рапорта) от очевидцев об обстоятельствах происшествия в случае причинения задержанным лицом себе телесных повреждений и покушения на самоубийство в помещении органа внутренних дел. О произошедшем доложить начальнику ОВД.

Вопрос № 5

После принятия решения на обеспече­ние общественного порядка начи­нается этап непосредственного оператив­ного управления деятельностью всех слу­жебных нарядов, задействованных на ООП:

Подготовка сил и средств для выпол­нения поставленных задач, инструктаж нарядов;

Обеспечение постоянной и устойчи­вой связи с дежурной частью и между на­рядами, обеспечение своевременного об­мена информацией;

Организация взаимодействия, маневр силами и средствами, задействованными в обеспечении общественного порядка и безопасности;

Контроль за организацией и несением службы всеми нарядами.

Вопрос № 2

По организации раскрытия преступления по «горячим следам» оперативный дежурный обязан:

Выяснить:

данные о времени, месте и обстоятельствах преступления (происшествия),

о приметах лиц, его совершивших,

о состоянии потерпевших,

об очевидцах и лице, сообщившем о преступлении (происшествии).

Зарегистрировать заявление, сообщение.

Незамедлительно организовать выезд на место преступления (проис­шествия):

группы немедленного реагирования (ГНР),

сотрудников криминальной милиции,

УУП, обслуживающего данную территорию,

нарядов ППСП, ДПС и вневедомственной охраны,

Примечание:

1. С учетом характера преступления определить состав СОГ.

2. Обеспечить при необходимости участие в осмотре места происшест­вия специалистов соответствующего профиля в области судебной медицины, баллистики, взрыво-пожаротехники и других, а также привлечение дополни­тельных сил и средств для раскрытия преступления.

3. Включить в состав СОГ сотрудников подразделений по борьбе с эко­номическими преступлениями при совершении тяжких и особо тяжких престу­плений в сфере экономики и отработки экономических версий при совершении убийств по найму.

Доложить о преступлении (происшествии) начальнику ОВД.

Передать в случае подтверждения достоверности информацию в де­журную часть вышестоящего ОВД.

Принять меры:

к обеспечению охраны места преступления (происше­ствия),

перекрытию возможных путей отхода лиц, совершивших преступление,

блокированию мест их укрытия,

при необходимости известить другие ОВД:

о совершенном преступлении,

о приметах преступников,

о похищенных вещах и иных обстоятельствах,

по установлению личности погибших, по­страдавших и доставленных в медицинские учреждения.

Поддерживать постоянную связь с СОГ, сотрудниками (руководите­лями) ОВД, находящимися на месте происшествия.

Ввести по указанию начальника ОВД (в его отсут­ствие самостоятельно с последующим ему докладом) спецпланы по задержанию подозреваемых лиц.

Докладывать о результатах начальнику ОВД и в дежурную часть вышестоящего ОВД.

Тема № 5 Подготовка и инструктаж нарядов к несению службы.

Вопрос № 1,2

Подготовка и инструктаж нарядов ППСП проводятся, в специально оборудованном классе- проводятся должностными лицами командного состава подразделений ППСП под руководством начальника ОВД или его заместителей с обязательным участием оперативного дежурного (прибытие за 15 мин. до начала инструктажа, продолжительность - 30 минут)

Инструктирующий обязан знать:

1.оперативную обстановку

3.порядок и особенности несения службы на каждом маршруте.

Заступающие на службу сотрудники должны при себе иметь:

1. Служебное удостоверение.

2. Нагрудный знак, жетон.

3. Служебную книжку, карточку маршрута, поста.

4. Бланки рапортов.

5.Табельное огнестрельное оружие с двумя снаряженными магазинами.

6. Кобуру с протиркой и страховочным ремешком.

7. Палку специальную.

8. Наручники.

9. Свисток.

10. Носимую радиостанцию.

11. Карманный электрический фонарь.

В зависимости от характера выполняемых задач наряду ППСП дополнительно может выдаваться:

Электрошоковое устройство, аэрозольный распылитель, ручной досмотровый металлоискатель, бинокль и др.

Инструктирующий обязан:

1. Убедиться в готовности личного состава к несению службы, принять меры к устранению выявленных недостатков.

2. Проверить знание патрульными и постовыми (своих прав и обязанностей, отдельных положений нормативных правовых актов итд)

3. Довести оперативную обстановку, поставить каждому наряду конкретные задачи на весь период несения службы, разъяснить порядок смены, связи и взаимодействия.

4. Отработать с нарядами ППСП вводные задачи, при этом разобрать наиболее характерные тактические приемы несения службы, в том числе в особых условиях (ведение наблюдения, выявление преступников по малозаметным признакам и приметам, предупреждение и пресечение террористических актов, групповых нарушений общественного порядка, задержание вооруженных преступников и другие).

6. Обратить внимание нарядов ППСП на необходимость соблюдения законности, внимательного отношения к гражданам.

7. Ответить на имеющиеся вопросы.

Приказ МВД РФ от 29 января 2008 г. N 80
"Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции"

С изменениями и дополнениями от:

10 марта 2009 г., 13 января 2010 г., 22 июля 2011 г., 11 марта 2012 г., 24 февраля 2014 г., 12 февраля 2015 г.

В целях совершенствования деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции, повышения их роли в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности приказываю:

2. ГУОООП (Ю.Н. Демидову), ГУТ (Д.В. Шаробарову) МВД России, начальникам управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, Восточно-Сибирского, Забайкальского линейных управлений МВД России на транспорте, министрам внутренних дел по республикам, начальникам главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации:

2.1. Обеспечить изучение личным составом подчиненных подразделений органов внутренних дел и выполнение требований Устава , утвержденного настоящим приказом.

2.2. Организовать работу строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции в соответствии с требованиями прилагаемого Устава .

2.3. Осуществить организационно-практические меры по изготовлению бланков документов, предусмотренных настоящим приказом, обеспечению ими подразделений патрульно-постовой службы полиции.

2.4. Исключить деятельность сотрудников патрульно-постовой службы полиции на службе, не связанной с охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности, и обеспечить привлечение в установленном порядке к ответственности должностных лиц, допустивших использование сотрудников патрульно-постовой службы полиции не по назначению.

3. ДГСК (В.Л. Кубышко), ГУОООП (Ю.Н. Демидову), ГУТ (Д.В. Шаробарову) МВД России внести в установленном порядке в первом полугодии 2012 года соответствующие изменения в рабочие программы первоначальной подготовки, повышения квалификации, профессиональной переподготовки и учебных сборов сотрудников территориальных органов МВД России с учетом требований настоящего приказа.

6. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, ответственных за соответствующие направления деятельности.

______________________________

Регистрационный N 11290

Утвержден новый Устав, определяющий порядок организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности (подразделения ППСМ).

Основными задачами подразделений ППСМ являются: обеспечение правопорядка на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах; обеспечение безопасности личности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на постах и маршрутах патрулирования; выявление на постах, маршрутах и задержание лиц, совершивших преступления и скрывающихся от следствия и суда; оказание содействия подразделениям криминальной милиции в исполнении возложенных на нее обязанностей.

Подразделения ППСМ входят в штаты соответствующих горрайлинорганов внутренних дел, ОВДРО и находятся в непосредственном подчинении их начальников. В целях оперативного маневрирования силами и средствами патрульно-постовой службы в составе МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ, УВДТ, ОВДРО создаются полки, отдельные батальоны, роты, взводы и отделения.

Закреплено правовое положение должностных лиц подразделений ППСМ, определен порядок управления силами и средствами ППСМ, в том числе порядок планирования работы, принятия решений на охрану правопорядка на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах, контроля за организацией и несением службы нарядами ППСМ, учета и оценки результатов деятельности ППСМ, виды и полномочия нарядов ППСМ. Установлены особенности несения службы нарядами ППСМ на автомобилях и мотоциклах, с использованием служебных лошадей и собак, на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, на объектах метрополитенов.

Приведены примерный перечень служебной документации подразделений ППСМ, а также формы используемых ими документов.

Приказ МВД РФ от 29 января 2008 г. N 80 "Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции"


Регистрационный N 11290


Настоящий приказ вступает в силу с 1 июля 2008 г.


1.Соучастие- совместное умышленное участие 2 и более лиц в совершении преступления.

Виды соучастников (ст.33 УК РФ):

· Организатор- это лицо, которое организует преступление; руководитель непосредственным совершением преступления;

· Исполнитель: -лицо, непосредственно совершившее преступление; -лицо, непосредственно участвующее совместно с другими лицами (соучастниками); -лицо, совершившее преступление, посредством использования др. лиц: если лицо не подлежит уголовной ответственности в силу малолетнего возраста или невменяемости; не осознавало и не могло осознавать, что совершает своими действиями преступление;

· Подстрекатель-лицо, склонившее др. лицо к совершению преступлений, путем уговора, подкупа, угрозой;

· Пособник- лицо, содействующее совершению преступления советами, указаниями, предоставлению оружия, информации. Есть физическое и интеллектуально пособничество.

2.Права нарядов полиции по ООП и ООБ:

· Требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;

· Проверять документы, удостоверяющие личность, если: имеется основание подозревать лицо в совершении преступления, что лицо находится в розыске, повод к возбуждению уголовного дела или дела об АП, основания для задержания;

· Вызывать в полицию граждан и должностных лиц, в связи с нахождением в производстве материалов;

· Беспрепятственно, по служебному удостоверению посещать гос.органы, органы местного самоуправления, предприятий и организаций и получать по запросу информацию по нахождению в производстве материала;

· Осуществлять патрулирование по населенным пунктам и общественных мест, выставлять по необходимости посты;

· Требовать от граждан покинуть место происшествия;

· Составлять протоколы об АП, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об АП;

· Производить оперативно-следственные мероприятия и иные процессуальные действия;

· Доставлять граждан;

· Осуществлять личный досмотр, досмотр вещей, ТС, находящихся при физ.лице;

· Осуществлять наружный досмотр пребывающих лиц во время проведения ММ и не допускать их, при отказе;

· Производить фото-видео фиксацию, дактилоскопирование;

· Останавливать ТС при необходимости выполнения обязанностей по обеспечению БДД;

· Обеспечение безопасной и антитеррористической защищенности зданий;

· Использовать в деятельности ИБД;

· Привлекать граждан к внештатному сотрудничеству;

· Беспрепятственно пользоваться средствами связи в служебных целях;



· Использовать в случаях не терпящих отлагательства ТС государственных, муниципальных органов, общественных объединений и организаций, а также граждан.

Билет №14

Необходимая оборона (ст.37 УК РФ). Понятие и условия правомерности.

2. Цель и место проведения наружного осмотра (наружного досмотра). Тактика проведения.

1.Статья 37 УК РФ «Необходимая оборона» - правомерная защита, выраженная в причинении вреда присекающему лицу.

Под условиями, относящиеся к посягательству относится:

· Общественная опасность посягательства;

· Наличность посягательства;

· Реальность посягательства.

Условия правомерности защиты:

· Когда отражение посягательства на личные и общественные интересы;

· Причинение вреда непосредственному лицу, который посягает, а не третьим лицам;

· Защита не должна превышать пределы необходимости при обороне.

При правомерной необходимой обороне допускается причинение большего вреда посягающего, чем от реального причинения при нападении.

Под превышением пределов необходимой обороны понимается умышленное действие, явно и очевидно не соответствующий характеру, степени общественно опасного посягательства.

2.Наружный осмотр- это действие сотрудника, путем непосредственного наблюдения (визуального за открытыми частями тела человека, его одежды, находящихся при нем вещами).

Наружный досмотр- это действие сотрудника на месте задержания или в другом удобном месте, которое осуществляется после задержания, перед доставлением, с целью обеспечения безопасности сотрудника, окружающих и задерживаемого. Проводится путем прохлопования, прощупования одежды и вещей задерживаемого, с целью обнаружения оружия или предметов, которые могут быть использованы в качестве оружия.

Полиция не будет вводить сокращений ПИДР или ГЕИ. Так прокомментировали в МВД дискуссию Владимира Путина и брянской студентки, которая состоялась накануне во время региональной конференции «Единой России». Как объяснили в МВД, избавляться от неприличных аббревиатур полиция намерена тем же способом, каким ранее от них избавлялась милиция.

Правоохранительные органы не намерены вводить неприличные или смешные аббревиатуры, рассказал источник в МВД. Он пояснил, что аббревиатуры подразделений полиции не будут утверждаются официально, а появятся так же, как в свое время появлялись краткие обозначения различных подразделений милиции. Источник напоминает, что обычно в основу аббревиатуры, действительно, ложились первые буквы официального названия департамента или управления. Однако в некоторых случаях для благозвучности в краткие названия добавляли еще несколько букв. В частности, так произошло с Департаментом уголовного розыска, для которого стали использовать сокращение ДепУР. Похожим образом будут поступать и в этот раз, говорит собеседник.

В то же время источник «Интерфакса» в правоохранительных органах дал понять, что пока обсуждать конкретные аббревиатуры слишком рано. По его словам, они появятся только после того, как будет определена структура подразделений в системе МВД. «Только после этого можно будет говорить о названии той или иной должности и ее аббревиатуре»,— добавил собеседник агентства.

Таким образом в МВД откликнулись на дискуссию, возникшую в пятницу в Брянске на Межрегиональной конференции партии «Единая Россия».Тогда к премьер-министру РФ Владимиру Путину обратилась представительница Белгородского городского союза студентов Дарья Сибирева.

«Мои ребята мне сказали, что вычитали там некоторые аббревиатуры из новых должностей. Я не буду сознательно ругаться, я просто зачитаю аббревиатуры»,— приводит слова девушки сайт правительства.
«ПИЗДЮН— полицейский инспектор защиты детства и юношества. Полицейский инспектор дорожного регулирования— ПИДР и государственная единая инспекция— ГЕИ. Я, конечно, надеюсь, что это не так, но ходит в социальных сетях такой миф. Хочется верить, что это миф. Если это так, может быть, имеет смысл подумать, пока не поздно, и что-то другое придумать?»— поделилась взволнованная девушка.

«Я в первый раз слышу такую аббревиатуру. В принципе эти слова известны. То, что так называются подразделения правоохранительных ведомств,— это, конечно, необычно. Но, думаю, вы согласитесь со мной в том, что реформы в правоохранительной сфере назрели давно»,— сказал в ответ премьер.

Отвечая на вопрос, политик еле сдерживал смех и выглядел немного смущенным.

Полный список аббревиатур, которые ходят по блогам
1. Полицейский Инспектор Дорожного и Общественного Контроля (ПИДОК)
2. Полицейское Управление Патрульно-Постовой Службы (ПУППС)
3. Отдел Полиции Соблюдения Общественного Спокойствия (ОПСОС)
4. Полицейский Инспектор Защиты Детства и ЮНошества (ПИЗДЮН)
5. Полицейский Инспектор Службы Контроля за Автотранспортом (ПИСКА)
6. Полицейские Инспекторы Дорожного Регулирования (ПИДР)
7. Полицейская Дорожно-Регулировочная Служба (ПДРС)

«С 1 марта участковые будут называться сотрудниками
участковой квартальной инспекции
сокращенно СУКИ... ГИБДДшники будут называться
полицейский инспектор дорожного
регулирования сокращенно ПИДР.... а вместо ГАИ
будет государственная единая
инспекция - ГЕИ, не повезло еще Железнодорожному
Отделению полиции!!! Где
работаешь???? в ЖОПе».
Орудовцы и гиббоны
Следует отметить, что циркулирующая в интернете информация о ругательных сокращениях новых подразделений уже не впервые провоцирует реакцию официальных лиц. Ранее опровергал данные о новых названиях и начальник столичного ГУВД Владимир Колокольцев. На встрече с сотрудниками не на шутку взволнованный милиционер прислал ему записку с вопросом: правда ли, что в составе ГИБДД будут работать полицейские инспекторы дорожного регулирования? Улыбнувшись, Колокольцев пообещал, что подобное вряд ли произойдет.

С ним согласен председатель профсоюза сотрудников милиции Москвы Михаил Пашкин. «Я думаю, что этого не будет»,— сказал он в беседе. Перед будущими полицейскими стоят проблемы и поважнее, полагает он. Так, недавно руководство столичного ОМОНа заявило на совещании, что сотрудники, которые откажутся работать неоплачиваемые сверхурочные по выходным в нарушение Трудового кодекса, аттестацию на должности в аналогичном подразделении полиции не пройдут.

Впрочем, повод для беспокойства все-таки есть: неудачные названия подразделениям МВД придумывали и ранее. Например, до создания в 1936 году ГАИ регулировкой уличного движения занимались сотрудники отделов регулирования уличного движения— ОРУД. И именовали их именно орудовцами.

Неудачную аббревиатуру получили и сотрудники управлений и центров по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства. Будучи не в силах выговорить аббревиатуру этого ведомства, граждане стали называть сотрудников этого ведомства «псориазами».
В данный момент из-за переименования из милиции в полицию некоторые сложности могут возникнуть лишь при названии подразделений, в самом названии которых присутствовало слово «милиция».



Просмотров