Основные теории для сдачи огэ по географии. Подготовка к ОГЭ по географии.docx - Методические рекомендации "Подготовка к ОГЭ по географии"

Данное пособие предназначено для подготовки учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации - основному государственному экзамену (ОГЭ) по географии. Издание включает типовые задания по всем содержательным линиям экзаменационной работы, а также примерные варианты в формате ОГЭ 2017 года.
Пособие поможет школьникам проверить свои знания и умения по предмету, а учителям - оценить степень достижения требований образовательных стандартов отдельными учащимися и обеспечить их целенаправленную подготовку к экзамену.

Примеры.
Самый высокий в мире водопад находится на материке
1) Африка
2) Евразия
3) Северная Америка
4) Южная Америка

По запасам какого из перечисленных полезных ископаемых Россия занимает первое место в мире?
1) железная руда
2) нефть
3) каменный уголь
4) золото

Самой полноводной рекой в мире является
1) Амазонка
2) Конго
3) Миссисипи
4) Нил

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Задание 1. Важнейшие географические факты
Задание 2. Особенности географического положения России
Задание 3. Природа России
Задание 4. Стихийные природные явления. Геоэкологические проблемы
Задание 5. Хозяйство России
Задание 6. Культурно-бытовые особенности народов России. Заповедники
Задание 7. Размещение населения по регионам России
Задания 8 и 9. Анализ географической информации
Задания 10 и 11. Карты погоды
Задание 12. Экологические проблемы. Охрана природы
Задание 13. Основные географические понятия и термины
Задание 14. Определение географических координат объекта
Задание 15. Объяснение особенностей географических объектов и явлений
Задание 16. Расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты и явления
Задание 17. Крупнейшие города России
Задания 18-21. Топографические планы и карты местности
Задания 22 и 23. Выбор источников географической информации. Объяснение размещения отраслей хозяйства
Задание 24. Геологическое строение территории
Задание 25. Природные и хозяйственные особенности регионов России
Задание 26. Решение задач на разницу во времени
Задание 27. Анализ климатограмм
Задания 28 и 29. Выявление географических зависимостей и закономерностей. Географические следствия движения Земли
Задание 30. Определение географических объектов по краткому описанию
ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ ОГЭ 2017
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4
Вариант 5
ОТВЕТЫ
ОТВЕТЫ К ТРЕНИРОВОЧНЫМ ТЕМАТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЯМ
ОТВЕТЫ К ВАРИАНТАМ.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу ОГЭ, География, Комплекс материалов для подготовки учащихся, Барабанов В.В., 2017 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Повторение к ОГЭ по географии 2

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Повторение к ОГЭ по географии 2
Рубрика (тематическая категория) География

1. Часто в заданиях дается синоптическая карта и по ней нужно определить какой город расположен в циклоне, антициклоне, теплом или холодном фронте.

Запомним, циклон - ϶ᴛᴏ атмосферный вихрь с низким давлением в центре (Н), он длится около недели, летом это дожди, просто теплая, а не жаркая погода; зимой оттепель, слякоть; антициклон – атмосферный вихрь с высоким давлением в центре (В), летом – жаркая, без осадков погода, зимой ясная, морозная без осадков. Атмосферный фронт – переходная зона между циклоном и антициклоном, обозначается кривой линией с полуокружностями (теплый) или треугольниками на ней (холодный). Теплый фронт несет потепление, идет от циклона в сторону антициклона, а холодный несет похолодание, идет от антициклона к циклону (обычно). Фронты имеют переменчивую погоду с осадками. Анализируя синоптическую карту нужно обращать еще внимание на ветры, обозначаемые стрелками и их направление.

Задание: в каком вихре находится Москва? Какой фронт идет в Турцию?

2. Запомните определœения:

погода - ϶ᴛᴏ состояние нижнего слоя атмосферы в данное время и в данном месте;

климат – ежегодно повторяющиеся типы погоды, характерные для данной местности. Климатический пояс – территория (географическая зона) с одинаковыми показателями температур и выпадением осадков по сезонам года.

Внутри климатических поясов (длинных) могут выделятся климатические зоны, которые чуть отличаются температурой и достаточно сильно осадками, к примеру: морского типа, континœентального типа, резко-континœентального типа, муссонного типа, пустынного типа и т.д.

Климатические пояса сменяются от экватора зеркально , имеют кривые границы, т.к попадают то на омываемые морем территории, то далекие от морей без осадкой, то на равнинные, то на горные участки.

Ниже перечислена смена поясов от северного полюса до южного, нужно запомнить в том и обратном порядке.

· Арктический

· Субарктический

· Умеренный

· Субтропический

· Тропический

· Субэкваториальный

· Экваториальный

· Субэкваториальный

· Тропический

· Субтропический

· Умеренный

· Субантарктический

·
Антарктический

Всего поясов 13, семь – основные (имеют свои воздушные массы), шесть – с приставкой ʼʼсубʼʼ - переходные, туда массы приходят по сезонам года: нашим летом приходят с южных поясов, наше зимой спускаются с севера.

Воздушные массы – большие объёмы воздуха, характеризующиеся температурой, осадками, запыленностью. Выделяют морские и континœентальные массы. А географически: экваториальные (круглый год жаркие и влажные), тропические (круглый год жаркие и сухие), умеренные (на 4 сезона года) и полярные (холодные и незапыленные круглый год). Других не бывает.

Задание: определите в каких поясах расположены Пекин, Кейптаун, Вашингтон, Анадырь, Париж, Каир, Мехико.

Задание: составьте таблицу характеристик поясов (что поможет вам с климатограммами): пояс, где находится, лето, зима, количество осадков, режим выпадения.

Часто в заданиях ОГЭ дают климатограммы (диаграммы осадков и температуры) с указанием определить их место. Для этого посмотрите на ход температуры, есть ли отрицательные, когда осадки выпадают больше, примерьте их на разные точки, затем выберите.

Выучите (часто путают дети): в климатограмме экваториального пояса всœегда только положительные температуры +25+28°, осадков 1500-3000мм, выпадают равномерно в году. В субэкваториальном поясе температуры почти такие же, но осадки бывают ЛЕТОМ, в нашем полушарии нашим летом, в южном полушарии нашей зимой; в тропическом всœегда жарко, но лето жарче, осадков очень-очень мало; в субтропическом лето жаркое сухое, зима теплая, часто и без мороза, осадки выпадают зимой; в умеренном поясе хорошо видно морозы зимой, теплое лето, осадки больше весной-летом-осœенью; в субрактическом прохладное короткое лето, морозная зима, осадки летом и немного.

Россия расположена в следующих базовых поясах: арктический, субарктический, умеренный (умеренно-континœентальный, континœентальный, резко континœентальный, муссонный тип), и на самом краешке в Краснодарском крае совсœем чуть-чуть субтропический средиземноморского типа.

Умеренный пояс так длинœен в России, что в нем выделœены 4 области (типы климата). Умеренно-континœентальный – полностью наша погода, в континœентальном холоднее зима, меньше осадков, в резко континœентальном летом жарко, зимой очень холодно, осадков еще меньше, в муссонном лето с летним муссоном с океана, мокрое, зимой с зимним муссоном с суши, снежная, холодная, ветреная. Самый холодный пояс России – субарктический.

Задание: определите названия климатических поясов; чем отличается климат Москвы от других представленных здесь городов?

Повторение к ОГЭ по географии 2 - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Повторение к ОГЭ по географии 2" 2017, 2018.

Практические наработки по подготовке учащихся к сдаче ОГЭ по географии

Сообщение из опыта

работы подготовила

учитель географии

МБОУ «СОШ №10»

Латина О.П.

для обсуждения на

районном семинаре МО

учителей географии

Экзаменационная работа по географии в форме ГИА позволяет с достаточной степенью объективности оценить качество общеобразовательной подготовки по предмету.
Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся.

Она проверяет умения анализировать и обобщать географическую информацию, соотносить знания и умения из различных курсов школьной географии с жизненным опытом, применять полученные в школе географические знания и умения в практической деятельности.

Я свою работу по подготовке к ОГЭ начинаю с того что знакомлю учеников со спецификацией и кодификатором КИМ. Затем ученики выполняют входную работу (как правило это пробная версия ОГЭ)

Эта работа даёт возможность определить каков уровень знаний ученика. Понять что умеет учащийся, какие пробелы в знаниях есть, на какие задания обратить особенное внимание.

Результаты вношу в индивидуальную карту ученика.

Затем разрабатываю индивидуальный план подготовки каждого ученика, где отражаю пробелы в знаниях по темам, указываю §, которые необходимо повторить ученику и затем по данной теме предлагаю ученику решить ряд тестов для закрепления данной темы. (Эту работу провожу как на уроке, так и на консультации, тренировочные тесты для выполнения даю домой.)

« Карта – альфа и омега географии», сказал Н. Баранский, классик отечественной географической науки. Поэтому необходимо чтобы учащиеся знали карту очень хорошо. Тем более что на ОГЭ по географии разрешено пользоваться атласами 7, 8, 9 класса. Поэтому при подготовке я даю тренировочные задания которые требуют умение пользоваться несколькими картами одновременно «способом наложения». Для закрепления знаний также использую контурные карты (например страны – соседи 1 порядка) (№2).

На некоторые темы например «Топографическая карта» (№18,19,20), «Синоптическая карта» (№ 10) я использую пошаговую инструкцию.

Задание: Найди все города где действует циклон (антициклон)

Прохождение тёплого и холодного фронта. Тёплый фронт-потепление, холодный фронт – похолодание. Задание: найди все города в которых ожидается потепление (или похолодание).

«Топографическая карта» (№18,19,20)

1. Берем линейку и измеряем расстояние по прямой от А до Б – 10 см.

2. Известно, что в 1 см на карте 100 м в действительности. Значит, что бы найти расстояние надо 100 м * на 10 см. = 1000 м или 1 км. Ответ: 1км.

В заданиях КИМ есть вопросы которые можно отрабатывать на уроках в 9 классе. Это важно потому что некоторые учащиеся выбирают географию практически в последний момент и времени на подготовку к ОГЭ очень мало. Что можно отработать на уроках: 1. Координаты (например,определить координаты городов Федерального значения) (№17) 2.Факторы размещения промышленных предприятий. (№23,№5)

3.Циклоны, Антициклоны.

(при изучении природы отдельных районов). (№10,№11)

Задача

Карты

Алгоритм действий

Определение основных занятий населения

Народы России

Природные зоны России

1.Какие условия необходимы для заданных занятий?

2. Определите район проживания народов

3. В какой природной зоне расположен район? Есть ли в ней необходимые условия?

Динамика показателей населения

Данные задания

1. Найти в таблице или графике временной промежуток в соответствии с заданием

2. Найти строки (столбцы или точки графика) того показателя, динамику

которого необходимо проследить

3. Ответить на вопрос

Вычисление показателей населения

(естественный и миграционный прирост, плотность населения и т.д)

Данные задания

1. Вспомнить формулы вычислений:

О пр = Е пр + М пр

Е пр = Р – С М пр = Им – Эм

Плотность = Население/ S(площадь)

    Найти в таблице нужные данные

    Подставить в формулу

ВНИМАТЕЛЬНО выполнить подсчеты

Численность населения городов (города миллионеры)

Плотность населения России

Вспомнить список (11) городов-миллионеров

4. Рельеф, стихийные явления. (при изучении природы отдельных районов). (№14,№15,№4,№24)

5. Города – миллионеры (при изучении состава районов)(№16)

Для самостоятельной работу учащихся над пробными вариантами предлагаю инструкции-алгоритмы. Например,

Алгоритм решения типовых тестовых заданий ГИА

Тема «Население России»

«Климат России и мира»

Задача

Карты

Алгоритм действий

Чтение синоптической карты, определение зоны действия

атмосферных вихрей

Данные задания

1. Рассмотреть фрагмент карты и ее условных знаков.

2. Найти концентрические окружности – зоны действия циклонов (низкое

давление) и антициклонов (высокое давление)

3. Найти города, расположенные в зоне их действия

4. В соответствии с условиями задания

определить нужный город

Чтение синоптической карты, диагностирование изменений погоды

Данные задания

1.По заданию определить, какие изменения прогнозируются (похолодание или потепление)

2. Найти на карте в соответствии с заданием холодный или теплый фронт и направление его перемещения

3. Найти на карте города(варианты ответов) расположенные на пути движения фронта

Чтение климатограммы

Карта климатических поясов мира

1. Определите по клим-ме: температуру мах и min, прикиньте амплитуду температур, годовое количество осадков, режим их выпадения.

2. По изменению температуры определите полушарие на карте (отбросьте два неверных ответа)

3. По амплитуде, количеству осадков и их режиму определите верный ответ (вспомните о факторах климатообразования и континентальности)

4. Найдите точку на карте поясов, проверьте ход своих рассуждений. Выберите ответ.

Строение земной коры и процессы, происходящие в ней и в других оболочках Земли, рельеф

Задача

Карты

Алгоритм действий

Установление причинно-следственных

связей явлений

Карты строения земной коры (или другое)

1. Внимательно прочтите текст к заданию

2. Определите явление, о котором идет

речь, вспомните его причины и места распространения

3. Найдите на карте объект, о котором говорится в задании

4. Соотнесите ваши знания причин явления и данных карты.

5. Постройте цепочку причинно-следственных связей (строение лит.плит - тектоническую структуру – их внешнее проявление)

Определение районов распространения данного явления

Те же и политическая карта мира

1. Определите по основной карте область проявления процессов, описанных в тексте задания

2. Найдите эти области на политической карте мира.

3. Выберите страну, которая расположена в этой области

Чтение рельефа по карте

Физическая карта

1. Найдите города, указанные в задании

2. По цвету и шкале высот и глубин определите высоту, на которой они расположены

3. Запишите в черновике город- его высота

4. Расположите ответы в заданном заданием порядке

«План местности»

Задача

Алгоритм действий

Определение расстояний по плану

Найдите на карте заданные точки.

С помощью линейки измерьте расстояние, округляя до десятых (в см)Найдите именованный масштаб на плане

В соответствии с масштабом переведите полученное расстояние в метры (или км)

Запишите полученный результат

Определение направлений по плану

Найдите на плане точку отправления и точку назначения

От точки отправления проведите луч - направление на север

Соедините точки отправления и назначения

Определите заданное условиями задачи направление (учитывая, что запад слева)

1.Определите по условию задания предназначение участка

2.Составьте список необходимых условий (особенности рельефа, растительности, освещенности и т.д)

3. Внимательно рассмотрите каждый предложенный вариант участка, оценивая их условия.

4. Сделайте вывод, в котором укажите Ваш выбор. Обоснуйте его.

Выбор профиля местности по отрезку плана

1. Соедините точки отрезка на плане.

2. Определите по плану абсолютную высоту точки А и точки В

3. Проверьте соответствие высот этих точек на каждом из предложенных вариантов профилей.

4. Внимательно рассмотрите горизонтали, проходящие через отрезок профиля. Определите как меняется характер поверхности (понижается – повышается – ровная)

Определите плавные и крутые склоны.

5. Соотнесите каждый участок отрезка с вариантами профилей, постепенно отклоняя лишние варианты

6. Сделайте окончательный выбор. Перепроверьте свой ответ.

«Географические координаты»

Задача

Алгоритм действий

Определение по географическим координатам

1. По наименованию долготы (восточная или западная) определите нужное полушарие

2. По наименованию широты (северная или южная) определите нужное полушарие (четверть).

3. Найдите параллель, на которой лежит объект

4. Выберите более крупную карту (мира, материка, России)

5. Найдите меридиан, на котором лежит объект

6. Проведите одновременно по линиям параллели и меридиана до точки их пересечения. Найдите объект.

«Факторы размещения промышленного производства»

Задания 23 и 22

АО «Тульский комбайновый завод» - одно из крупнейших в России предприятий сельскохозяйственного машиностроения. Основу современной производственной специализации составляют: комплекс зерноуборочной техники, комплексы кормоуборочной техники для заготовки силоса, сенажа и сена. Все конструкции

моделей сельскохозяйственных машин разработаны с учетом современных технологий.

Задание 22 Картами какого географического района нужно воспользоваться для того, чтобы определить местоположение г.Тулы?

1) Европейского Севера

3) Центральной России

4) Северо-Запада России

Задание 23

Чем можно объяснить размещение производства комбайнов в г.Тула? Укажите две причины. Обоснованный ответ запишите на отдельном листе или бланке, указав сначала номер задания.

Задание 22 обычно затруднений не вызывает. В данном случае, проверяется знание состава экономических районов страны. Если ученик сомневается в правильности ответа, то он имеет возможность проверить свою версию ответа по атласу (с 2009 года на экзамене разрешается пользоваться атласами 7, 8, 9 классов).

Задание 23. Основной материал, которым должен владеть учащийся – знание факторов размещения отраслей российской промышленности . Для каждого производства набор факторов будет различный. Полное, логичное, последовательное объяснение – это главное в этом ответе. За правильное выполнение этого открытого задания ученик получает 2 балла.

Ошибки, допускаемые учащимися:

1) Перечисляются все факторы, которые знает ученик

2) Ученик называет фактор и не дает объяснение (Пример ответа: На размещение влияет сырьевой фактор)

3) Ученик называет только один фактор, а в задании просят назвать две причины. В этом случае ученик получит только один балл за правильный ответ.

Последовательность (алгоритм) действий,

1. Задай себе вопрос: «Какую продукцию производит описываемое предприятие?»

2. Какие условия необходимы для выпуска этой продукции? (сырье, топливо, энергия, вода, транспорт, рабочая сила и т.д.) Каковы технико-экономические особенности производства этой продукции? (материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость, использования в качестве сырья отходов других производств, водоемкость и пр.)

3. Каковы особенности конечной продукции? (компактные размеры, крупные габариты, малый срок хранения и др.)

4. Какие факторы (причины) влияют на размещение подобных производств.

5. Сопоставьте эти причины с условиями, существующими в экономическом районе, указанном в задании. Для этого используется карта экономического района в атласе. В некоторых вариантах работы картосхема предлагается прямо в задании.

Давайте посмотрим, как эта схема применима к заданию указанному выше. Итак:

Если знания факторов размещения промышленного производства вас подводят, то рекомендуем следующую таблицу:

Факторы размещения некоторых отраслей промышленного производства

Технико-экономические особенности производства и особенности готовой продукции, влияющие на размещение

Ведущие факторы размещения производства.

Черная металлургия

Передельная

металлургия

Высокая материалоемкость пр-ва (большие затраты сырья и топлива на изготовление одной единицы готовой продукции)

В качестве сырья использует металлолом.

Сырьевой фактор – тяготение к местам добычи сырья (железной руды), Топливный – тяготение к местам добычи каменного угля.

Размещение на пересечении потоков сырья и топлива.

Сырьевой фактор – тяготение к районам с высокой концентрацией промышленного производства и транспортных магистралей т.е. к районам, где в наличии большое количество металлолома

Цветная металлургия

Металлургия тяжелых металлов

Металлургия легких металлов

Высокая материалоемкость пр-ва (большие затраты сырья и на изготовление одной единицы готовой продукции), затраты

сырья гораздо выше чем в черной металлургии.

Высокая энергоемкость

Сырьевой фактор – тяготение к местам добычи сырья (руд цветных металлов)

Сырьевой

Тяжелое машиностроение

Производит оборудование для других отраслей, например:

Энергетическое

Металлургическое

Химическое

Пр-во горно-шахтного оборудования

Пр-во дорожно-строительного оборудования

Транспортировка продукции связана с большими затратами

Сырьевой – тяготение к металлургическим предприятиям

Потребительский фактор – тяготение к потребителю готовой продукции (напр. к районам добычи полезных ископаемых, к районам с высокой концентрацией предприятий электроэнергетики и т.д.)

Сложное и точное машиностроение (приборостроение, радиотехническое и электронное машиностроение, пр-во вычислительной

Трудоемкость

Наукоемкость

Трудовой – тяготение к районам концентрации населения

Научный фактор – тяготение к районам и центрам, обладающим

научной базой (крупным НИИ, конструкторским бюро и пр.)

Сельскохозяйственное машиностроение

Сельхоз. техника достаточно громоздка, а это значит, транспортные расходы по ее перевозке будут очень большие.

Материалоемкость – большие затраты металла на единицу продукции

Потребительский фактор – тяготение к потребителю готовой продукции, т.е. к сельскохозяйственным районам

Сырьевой фактор – тяготение к металлургическим предприятиям

Целлюлозно-бумажная

промышленность

Водоёмкость – высокие затраты воды в

производстве

Высокая энергоемкость – высокие затраты электроэнергии

Водный фактор – тяготение к источникам пресной воды (рекам, озерам,

водохранилищам)

Энергетический фактор - тяготение к источникам дешевой электроэнергии (ГЭС)

Производство минеральных удобрений (азотных)

В качестве сырья могут использоваться отходы коксохимического производства, природный газ, нефть и пр.

Достаточно свободное размещение

Фактор комбинирования производства – тяготение к коксохимическим производствам

Транспортный фактор – тяготение к линиям трубопроводов

Сырьевой - тяготение к местам добычи или переработки нефте- газового сырья.

Электроэнергетика

тепловая

гидроэнергетика

Стоимость электроэнергии входит в себестоимость любой продукции. Электроэнергия определяет развитие НТР.

Использует в качестве топлива торф, сланцы, бурый уголь

Использует в качестве

топлива природный газ, мазут)

строятся на реках с большим падением и расходом воды

низкая материалоемкость – 1 кг ядерного топлива выделяет столько же энергии, сколько образуется при сжигании 3000 т угля.

Для всех видов электростанций ведущий фактор при размещении потребительский – тяготение к потребителю продукции (население и производства)

топливный - тяготение к районам добычи топлива

потребительский –

тяготение к потребителю

природно-ресурсный фактор

потребительский фактор

Пищевая промышленность (сахарная)

Сырье имеет ограниченный срок хранения, большое количество отходов

Сырьевой фактор – тяготение к районам выращивания сырья (в нашей стране это сахарная свекла)

Пищевая промышленность (кондитерская, хлебопекарная)

Готовая продукция имеет ограниченный срок хранения, сырье (мука, сахар и пр.) можно перевозить на дальние расстояния

Потребительский – тяготение к потребителю продукции

ВНИМАНИЕ! Учащиеся нередко неправильно понимают выражение горное оборудование (горношахтное оборудование), подразумевая под этим оборудование для работы в горах и в ответах пишут, что данная отрасль получила развитие т.к. в этом районе есть горы. Горношахтное оборудование предназначено для добычи горных пород, т.е. полезных ископаемых, которые могут добываться не только в горных районах.

Задания № 29 на тему «Земля – планета Солнечной системы»

При решении данных задач необходимо учитывать два движения Земли: вокруг Солнца и вокруг своей оси. Рассмотрим особенности каждого из них:

При движении Земли вокруг Солнца происходит смена сезонов года и изменение продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в течение года. Главная причина – наклон Земной оси на 66,5 0 и как результат смена полюсов освещенности. Необходимо запомнить несколько знаменательных дат и их характеристики:

22 июня день летнего солнцестояния – Солнце в зените (под углом 90 0) над северным тропиком (23,5 0 с.ш.), от северного полюса до северного полярного круга (66,5 0 с.ш.) – полярный день, следовательно, от южного полюса до южного полярного круга (66,5 0 ю.ш.)полярная ночь. Закономерность: продолжительность

21 декабря день зимнего солнцестояния – и все наоборот: Солнце в зените над южным тропиком, в северном полушарии – полярная ночь, а в южном – полярный день…

21 марта и 23 сентября дни весеннего и осеннего равноденствий – Солнце в зените над экватором и продолжительность дня и ночи равна на всех широтах.

Дня увеличивается от северного тропика до северного полярного круга и одновременно уменьшается до южного полярного круга.

Задание № 21

На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А-В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?

1)

2)

3)

4)

Алгоритм работы над заданием:

1. Находим на карте точки А и В. Соединяем их отрезком.

2. Определяем уклон местности, на которой находятся точки. Это можно сделать разными способами:

  1. с помощью горизонталей: если есть две подписанные горизонтали, то легко можно понять где поднятие, а где опускание. В данном случая, две горизонтали есть: 140 и 150. Точка А находится в низине;
  2. с помощью дополнительных объектов: если горизонталь одна, то стоит найти вершину, а от неё будет идти склон вниз. Если вершины нет, то есть река. Следует помнить, что реки всегда текут в понижениях. В данном случае река есть, что хорошо показывает, что точка А расположена в понижении;
  3. с помощью бергшрихов. (Бергштрих – это указатель (черточка) направления склона на карте с изображением рельефа горизонталями). На данной карте бергштрихи отмечены на горизонталях вблизи точки В. Хорошо видно, что точка В выше точки А.

3. Определяем точную высоту точек. Для этого воспользуемся информацией легенды карты «горизонтали проведены через 2,5 метра». С помощью несложных подсчётов, помня, как идёт склон, определяем высоту точек. Точка А между горизонталей 132,5 м и 130 м. А точка В выше 155 м.

Примечание: линия обрыва является и горизонталью.

4. Проверяем высоту точки А на профилях:

  1. на профиле № 1 около 132 м;
  2. на профиле № 2 около 134 м;
  3. на профиле № 3 около 144 м;
  4. на профиле № 4 около 132 м.

Итого: подходят профили № 1 и 4

5. Проверяем высоту точки В на профилях:

  1. на профиле № 1 - 160 м;
  2. на профиле № 2 - 140 м;
  3. на профиле № 3 около 156 м;
  4. на профиле № 4 около 156 м.

Итого: подходят профили № 3 и 4

6. Выбираем по двум показателям. Подходит профиль № 4

7. Двигаясь по начерченному отрезку, от точки А до точки В, изучая частоту горизонталей, пытаемся начертить профиль. Сравниваем полученный результат с профилем №4. Убеждаемся, что ответ верен.



Просмотров