Правила миграционного учета иностранных граждан в рф. Особенности постановки иностранных граждан на миграционный учет в рф

Все не россияне, обязаны, согласно ее законодательству, зарегистрироваться. Собираются документы для регистрации иностранного гражданина и предоставляются в предусмотренный законом срок в местную службу, ведущую учет миграции населения. Нужно знать, какие бумаги, когда и в каком виде подаются в государственные органы, чтобы у гостя не возникло проблем, связанных с нахождением на территории РФ.

Если вы в ближайшем будущем планируете посещение России, начните сбор того, что потребуется вам для временной регистрации в стране, где вы планируете провести какое-то время.

Регистрироваться обязаны все без исключения иностранные граждане. Не имеет значения, пересекли они границу по визе или заграничному паспорту. Цель вашего визита также не важна. Оформление по месту пребывания либо по месту жительства не понадобится только в том случае, если вы планируете покинуть государство в течение 7 суток. Если управитесь за неделю, пакет документов никуда предоставлять не нужно. По закону иностранцам разрешено не регистрироваться в течение этого периода. Если срок больше, обзаведитесь всеми необходимыми документами.

Чуть больше времени есть у приехавших из Республики Беларусь, а также Киргизии, Казахстана, Армении и Таджикистана. Выходцы из первых четырех государств могут зарегистрироваться в 30-дневный срок. Что касается таджиков, им нужно заявить о своем приезде в срок до 15 дней.

Какие бумаги нужно предоставить в миграционную службу

Требуемый перечень документов формируется из двух частей:

  1. Бумаги, что предоставляет иностранец.
  2. То, что подает принимающая гостя сторона.

Содержимое пакета зависит от того, с визой вы приехали или без нее, а также от того, кто будет осуществлять вашу регистрацию.

От иностранца требуются:

  1. Заграничный паспорт и его ксерокопия.
  2. . Ее, согласно международному соглашению, не предъявляют только граждане Республики Беларусь. Предоставляются оригинал и копия.
  3. Если вы прибыли в Россию по визе, вложите в пакет с бумагами и ее ксерокопию.

Все перечисленное необходимо для того, чтобы полноценно и достоверно заполнить специальный миграционный бланк, подаваемый в УФМС. можно скачать здесь.

На этом список документов не завершен. Остальное должна собрать и вложить в пакет с документацией сторона, которая принимает у себя гостей.

Кто может выступать в роли стороны, принимающей гостя

По законодательству РФ, актуальному на 2019 год, временная регистрация иностранных граждан допустима при условии, что последние остановятся у кого-то из знакомых, снимут квартиру или номер в отеле. Необходимо обеспечить привязку к определенному месту.

В качестве принимающих могут выступать:

  • Органы, являющиеся частью государственной власти страны.
  • Международные организации, а также действующие от их имени представительства, расположенные на территории РФ.
  • Отечественные юридические лица. Это могут быть отдельные их представительства, филиалы, расположенные в различных регионах, и сами компании.
  • Иностранный гражданин, наделенный статусом ВКС, располагающий в РФ собственным жильем. Данная категория лиц имеет право оформления регистрации для временного проживания и для близких родственников (членов своей семьи).
  • Иностранец, владеющий жилой площадью в России. В этом случае у гостя нет права регистрировать других гостей государства, в том числе и ближайших родственников.
  • Граждане прочих стран, получившие ВНЖ и прошедшие процесс регистрации.
  • Граждане РФ, зарегистрированные по месту жительства или располагающие собственными жилыми площадями, на которые и будет оформлена прописка иностранцев.

Требуемый перечень документов зависит от того, кто будет регистрировать вас, работодатель, родственник или вы сами.

Если вас пригласил в Россию работодатель

Для регистрации иностранных граждан, прибывших на трудоустройство по приглашению юридического лица, нужны следующие документы (копии):


Помимо перечисленных копий, нужно предоставить выписку из ЕГРЮЛ в оригинале. Этот документ должен быть датирован не позже 2 месяцев.

Юридическое лицо имеет право заниматься регистрацией иностранцев только при оформлении учета в миграционной службе ФМС (ныне УВМ МВД). Право нанимать на работу граждан из других стран получают только аккредитованные компании.

Если ваша компания не встала на регистрационный учет в миграционной службе, но взяла на себя оформление ваших бумаг, речь может идти о поддельных документах.

При возникновении сомнений в подлинности уведомления о прибытии нужно обратиться в УВМ МВД с запросом в письменной или устной форме.

Если вас принимает физическое лицо

Большинство иностранцев регистрируется на жилой площади, принадлежащей гражданам России. Соответственно, последние занимаются сбором необходимых бумаг и направляют их в УВМ МВД.

Предоставляются следующие документы:


Главный документ перечня - уведомление, которое подлежит заполнению. Чтобы вписать в его графы нужные сведения, следует использовать все перечисленные выше бумаги. и можно скачать здесь.

Что представляет собой бланк регистрации

Иностранному гостю или тем, кто его принимает нужно позаботиться о правильном заполнении специального Это обязательная форма установленного образца, актуальная для всех российских регионов. Как правило, информацию в нее вписывает тот, кто регистрирует у себя гостя из зарубежья. Предусмотрены требования, которые нужно соблюдать, заполняя этот документ:

  1. Недопущение помарок, ошибок и исправлений.
  2. Только достоверная информация, соответствующая копиям прилагаемых документов.
  3. Для каждой буквы предусмотрено прямоугольное поле.
  4. Язык заполнения русский.
  5. Писать можно только темно-синими или черными чернилами.
  6. Почерк должен быть разборчивым.
  7. Только заглавные печатные буквы (образцы представлены в бланке).

После заполнения формы обязательно нужно проверить каждый ее пункт. Если документ не будет соответствовать требованиям, его не примут.

Уведомление в заполненном варианте является основным документом для подачи в миграционную службу, сопровождающим все прилагаемые к нему копии и оригиналы.

После подачи гостем или тем, кто его принимает, пакета с документами сотрудники УВМ МВД сверяют данные, проверяют копии и бланк регистрации, а затем принимают решение. Если все заполнено правильно и нет других оснований для отказа, иностранцу разрешается находиться на территории Российской Федерации 90 дней (обратите внимание: не с момента постановки на учет, а с момента въезда на территорию РФ). После истечения этого срока он должен покинуть страну либо подать документы для продления регистрации. Для такого шага должны быть основания.

Служащие ФМС вносят данные об иностранце в базу данных. Само уведомление разрывается на две части, одна из которых возвращается принимающему лицу с отметкой о том, что уведомление принято.

Отрывная часть уведомления с печатью УВМ МВД и есть тот документ, который свидетельствует о законном пребывании иностранного гражданина на территории Российской Федерации.

В 2019 году планируется внести изменения в форму уведомления. Однако на сегодняшний день в силе остается старый бланк, который и нужно заполнять.

Граждане следующих государств могут изначально запросить оформление регистрации сроком до года:

  1. Республики Беларусь;
  2. Армении;
  3. Кыргызстана;
  4. Казахстана.

Основанием для этого будет служить заключенный с юридическим лицом России трудовой договор. Граждане других стран, для того чтобы остаться в РФ после истечения срока регистрации, должны обратиться за ее продлением. В противном случае они станут нелегалами и будут депортированы на Родину.

Особенности постановки на учет несовершеннолетних

Если в Россию вместе с иностранным гражданином прибывают его дети, они также должны Процедура такая же, как и при регистрации взрослого человека: собираются документы и направляются в миграционную службу.

В большинстве случаев принимающая сторона обязана уведомить о прибытии в страну ребенка в 7-дневный срок. Однако для некоторых стран законом предусмотрены другие сроки. Так, гражданам Таджикистана на регистрацию несовершеннолетних отводится до 15 дней, для киргизов, белорусов, казахов и армян этот срок составляет 30 дней. Что касается жителей сопредельной Украины, в том числе Донецкой и Луганской областей, они должны зарегистрировать своих детей, как и положено в большинстве случаев, в 7-дневный срок.

Для получения временной прописки несовершеннолетним сторона, которая его принимает, должна предоставить в ФМС следующие документы:

Если родители проигнорировали правила и не поставили ребенка на учет, в качестве наказания им придется заплатить штраф за нарушение.

Размер его зависит от региона, где было совершено правонарушение. Сумма варьируется от 2 до 7 тысяч рублей. А также их ждет административное выдворение за границы Российской Федерации.

Не останутся безнаказанными и владельцы жилых площадей, не зарегистрировавшие своих жильцов. Для них сумма штрафных санкций будет варьировать от 2 до 4 тысяч рублей.

Как продлить регистрацию

90 дней - это срок, который можно находиться в России в течение полугодия. В следующем полугодии можно снова приехать и начинать новый отсчет. Многим неудобно курсировать из государства в государство, потому они обращаются в миграционные службы, чтобы получить информацию о том, что требуется для продления регистрации иностранного гражданина.

В качестве основания могут быть приняты следующие обстоятельства:

  • Иностранец был официально признан в РФ беженцем.
  • Получение патента.
  • Получение либо продление разрешения на совершение трудовой деятельности на территории РФ.
  • Был продлен трудовой договор с ВКС.
  • Приняли ходатайство иностранца на ВНЖ либо РВП.
  • Виза гостя РФ была продлена.

Могут фигурировать и другие ситуации, при которых человек не может выехать из государства в назначенный срок. Такие обстоятельства, как смерть родного человека, тяжелое заболевание самого иностранца или необходимость в срочной медицинской помощи на территории России, всегда берутся во внимание миграционными службами. Главное, чтобы причина обращения на продление была документально подтверждена. В данном случае речь, как всегда, идет о документах, которые станут основанием для повторной регистрации.

В ФМС предоставляются следующие документы:

  1. Копия миграционной карточки, полученной по прибытии.
  2. Копия загранпаспорта лица, намеревающегося продлить регистрацию.
  3. Ходатайство. Специальный бланк не предусмотрен. Документ составляется в вольной форме. Главное, внятно изложить суть своей просьбы.
  4. Бумаги, являющиеся официальным подтверждением наличия причины для продления регистрации на территории РФ.

Может быть подано как самим иностранцем, так и принимающей его стороной. Важно обратиться в миграционную службу не позднее чем за неделю (7 дней) до истечения срока предыдущей регистрации. Желательно обратиться за 2 недели. Как и при первичной регистрации, служащие ФМС внимательно все проверяют и приглашают соискателя явиться для получения одобрения либо отказа, в зависимости от обстоятельств. На принятие решения уходит неделя.

Прописки несовершеннолетних граждан продлеваются на основании продления временной регистрации их родителей. К примеру, если родитель получил патент, который для него является основанием для подачи заявления (для ребенка патент таковым не является), регистрация ребенка будет продлена, так как увеличится срок пребывания в Российской Федерации родителя.

Неотъемлемым правилом пребывания в России является обязательная регистрация иностранных граждан, независимо от цели их визита в страну. Исключение составляют:

  • Высококвалифицированные специалисты (ВКС) и члены их семей;
  • Члены экипажей военных судов, посетивших РФ с государственным визитом, и гражданских судов при сходе на берег и проживании в стране меньше 24 часов;
  • Иностранцы, путешествующие через Россию транзитом;
  • Члены экипажей самолетов, бригад поездов и автобусов, если они не покидают зону аэропорта, вокзала, автостанции;
  • Путешественники, пробывшие в РФ меньше 7 дней.

Следует уточнить, что с 2007 года понятие «регистрационный учет иностранцев» заменено на «миграционный учет по месту пребывания».

Срок временной регистрации соответствует времени действия визы (это касается мигрантов, прибывших из визовых стран). При этом цель визита в РФ, будь то туристическая, частная либо деловая поездка, не имеет значения. Если мигрант становится обладателем разрешения на работу, то он вправе получить регистрацию на 12 месяцев. ВКС могут зарегистрироваться на 3 года, если в данной конкретной организации, где они собираются трудоустраиваться, есть необходимость в таких сотрудниках.

Миграционный учет иностранных граждан, постановка на учет

Спустя 7 суток после пересечения границы, о чем свидетельствует соответствующая отметка в , путешественник должен проинформировать о своем приезде УФМС (с апреля 2016 года — ГУВМ МВД). Для некоторых стран устанавливаются другие временные рамки. Так, для Белоруссии, Армении и Казахстана этот период составляет 30 суток, Таджикистана - 15 суток, Украины - 90 суток.

Если иностранец останавливается в частном жилом помещении, где проживает меньше 7 суток, то он вправе не подавать данные в ФМС. Стоит подчеркнуть, что под семидневным периодом подразумевается общее время нахождения мигранта в РФ, начиная с момента пересечения границы (такая информация отражается в МК).

Путешественник обязан зарегистрироваться на следующий день после своего приезда, если он:

  1. Не имеет конкретного места проживания.
  2. Трудится вахтовым методом.
  3. Проходит реабилитацию или лечение в медучреждениях.
  4. Заселился в отель, санаторно-профилактическое заведение, пансионат, туристическую базу, дом отдыха и прочие организации соцобслуживания.
  5. Содержится в исправительном учреждении.

В последних 3 вариантах регистрация иностранцев входит в обязанности администрации учреждений, где останавливается путешественник, то есть принимающей стороны (ПС).

Самостоятельно направить уведомление в ФМС мигрант вправе, если:

  • ПС по уважительным причинам не может проинформировать ФМС;
  • Иностранец имеет собственное жилье в РФ.

В последнем случае возможно оформление не временной, а постоянной прописки. Для этого иностранец должен лично обратиться в ФМС с заявлением о регистрации по месту проживания. С собой нужно иметь:

  1. Паспорт;
  2. Копию МК;
  3. Свидетельство о праве собственности на жилое недвижимое имущество.

Но это касается именно жилплощади, находящейся собственности. Если иностранец снимает жилье, то постановкой на учет занимается арендодатель, в данном случае выступающий в качестве ПС.

Видео: самостоятельное заполнение уведомления о прибытии иностранца в РФ

Принимающая сторона

Часто понятия принимающей и приглашающей стороны путают, что является причинами возникновения разного рода сложностей, особенно у иностранцев, посещающих РФ с частной или туристической визой. И той, и другой стороной могут являться как российские граждане (иностранцы с ВНЖ), так и организации.

В качестве приглашающей стороны выступает лицо, которое ходатайствует о выдаче , а также гарантирует, что имеет все необходимые средства для приема иностранца. С точки зрения российского законодательства, принимающей стороной является тот, у кого останавливается гость-иностранец, фактически проживает или работает. Приглашающей стороной становятся еще до приезда иностранца, тогда как принимающей - только при фактическом заселении мигранта.

Стоит добавить, что данные о приглашающей стороне, а именно наименование юрлица, ФИО физлица, адрес, указываются в МК при пересечении границы. Информация о принимающей стороны в этот документ не заносятся. Она указываются только в уведомлении, которое подается в ФМС, то есть после фактического заселения иностранца на определенную жилплощадь. (Пример на рисунке справа. Бланк и образец заполнения — далее по тексту).

Приглашающая сторона всегда только одна, а вот принимающих за весь визит иностранца в РФ может быть много. Ведь за время посещения России иностранный гость может сменить несколько мест проживания, и в каждом он обязан встать на учет.

Принимающей стороной являются:

  • Физическое лицо - гражданин РФ или иностранец с ВНЖ (в том числе и индивидуальный предприниматель);
  • Юридическое лицо - организация, зарегистрированная в РФ;
  • ВКС, владеющий собственной жилплощадью в РФ, по отношению к своим близким родственникам.

Действия принимающей стороны

Прибывший в место проживания иностранец обязан предъявить ПС только свой паспорт и МК. Причем забирать эти документы нельзя, с них следует снять ксерокопии. Если это место не первое, где останавливается иностранный гость, то предъявляется и отрывная часть уведомления, которую ему выдали на предыдущем месте проживания. Если турист отказывается предъявлять документы, то ПС обязана отказать в заселении. В противном случае возможны штрафные санкции в отношении именно ПС, а не иностранного гостя.

Внесение данных в уведомление и его передача в ФМС

Порядок действий ПС заключается в следующем. В течение 7 дней с момента въезда туриста в Россию ПС обязана заполнить и передать в УФМС уведомление о прибытии.

Если в качестве ПС выступает гостиница или аналогичная организация, предоставляющая гостиничные услуги, то сделать это нужно в более сжатые сроки - на следующий день. Вся информация вносится печатными буквами, без сокращений и ошибок.

Законодательством РФ предусмотрено несколько способов информирования ФМС о прибытии мигранта:

Передача уведомления при личном визите в ФМС

Уведомление заполняется в одном экземпляре, к нему прикладываются копии паспорта и МК иностранца. Причем этот перечень документов является исчерпывающим, какие-либо подтверждения о владением собственностью, аренде жилплощади, билеты, договора и справки запрашивать у иностранца не имеют права. ПС лично передает уведомление в ФМС, при этом принимающий должен предоставить свой паспорт. Плата за постановку на миграционный учет не взимается.

Передача уведомления по почте

Если уведомление отсылается по почте, то его заполняют в двух экземплярах. При этом письмо принимается от отправителя только при наличии у него паспорта, данные которого должны совпадать с информацией, указанной в уведомлении (в графе, касающейся сведений о ПС). Также прикладываются копии паспорта мигранта, его миграционной карты или визы. За услугу необходимо заплатить 118 рублей (стоимость пересылки ценным письмом с описью вложений оплачивается отдельно). После отправки письма ПС получает отрывной лист (в дальнейшем он передается мигранту) со штампом почтового отделения. Способ информирования ФМС через почту возможен только при первичной постановке на учет. Прием документации на продление срока пребывания в РФ осуществляется при личном визите в ФМС.

Гостиницы, пансионаты и другие учреждения соцобслуживания

После того, как путешественник заселится в гостиницу, ПС обязана поставить его на учет уже на следующий день. При наличии специального компьютерных программ и оборудования учреждения подобного типа вправе направить уведомление через интернет. Мигранту при этом также возвращают отрывной талон уведомления.

Важный момент: после прохождения процедуры регистрации иностранец обязан ежегодно подтверждать свое проживание в РФ путем подачи соответствующего заявления в УФМС (по почте или при личном визите). Его форму можно .

Регистрация украинцев

Временная регистрация для граждан Украины не обязательна, если они приехали в РФ меньше чем на 90 суток. При более длительном проживании необходима постановка на учет, так как официальная прописка потребуется для дальнейшей легализации пребывания в РФ. Например, для участия в госпрограмме переселения, получения патента, РВП и ВНЖ.

В связи с событиями на Украине беженцам из этого государства срок временного пребывания продлевается еще на 180 суток. Для этого ПС должна обратиться в ФМС с соответствующим заявлением, копиями паспорта украинца и МК, также следует предоставить ранее выданную отрывную часть уведомления.

Место пребывания путешественника

Местом пребывания иностранца считаются:

  1. Жилплощадь, пригодная для проживания;
  2. Гостиницы либо другие организации, предоставляющие гостиничные услуги;
  3. Пансионаты, дома отдыха, турбазы, кемпинги;
  4. Больницы и другие учреждения здравоохранения и реабилитации;
  5. Детские оздоровительные лагери;
  6. Исправительные учреждения.

Место пребывания гостя-мигранта и место жительства ПС могут не совпадать. К примеру, у принимающего имеется в собственности несколько жилых помещений, сам он проживает и зарегистрирован в одном из них, а гостя поселил в другом. Часто такой факт становится камнем преткновения при отправке уведомления по почте. Сотрудники почтового отделения могут отказать в приеме документов, ссылаясь на обязательное совпадения адресов регистрации ПС и места пребывания иностранца. Но стоит иметь в виду, что такой отказ неправомерен и нужно настоять на приеме документов, объяснив ситуацию сотрудникам почты.

Стоит отметить, что местом пребывания не являются палатки, автомобили, поезда или любой другой транспорт. Это в первую очередь касается тех иностранцев, которые путешествуют по России и живут в палатках (но вне кемпингов).

Продление регистрации

Иностранцу разрешено проживать в России только на протяжении срока действия визы. Затем он должен покинуть страну. Если мигрант прибыл из государств, с которыми у РФ установлен безвизовый режим, срок его пребывания не может превышать 90 суток в каждом полугодии. К безвизовым относится ряд стран Ближнего зарубежья: Украина, Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан. Сроки въезда в страну отражаются в МК, которую заполняет каждый иностранец при пересечении границы. Исключение составляют граждане Белоруссии - они такой документ не заполняют.

В некоторых ситуациях возможно продление регистрации иностранного гражданина. Поводом для этого считаются:

  • Продление визы;
  • Выдача РВП либо ВНЖ;
  • Принятие ходатайства на оформление РВП, ВНЖ или получение гражданства;
  • Продление трудового договора с ВКС;
  • Выдача или продление разрешения на работу либо патента;
  • Присвоение статуса беженца.

Также поводом для продления являются ситуации, которые делают невозможным своевременный отъезд из страны. Например, срочное лечение иностранца или тяжелая болезнь, смерть его близкого родственника.

Если иностранный гражданин решил приехать в Российскую Федерацию, ему необходимо знать некоторые основные правила пребывания иностранных граждан в России.

Просим отнестись к этой информации с большой ответственностью. От этого может зависеть успех поездки иностранного гражданина.

С января 2007 г. Федеральным законом "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" отменена регистрация иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания и введен миграционный учёт иностранных граждан по месту пребывания в Российской Федерации.

Процедура постановки на миграционный учет представляет собой информирование (уведомление) территориального органа Федеральной миграционной службы о прибытии иностранного гражданина в место пребывания и должна быть осуществлена в течение трех рабочих дней после прибытия иностранного гражданина в Российскую Федерацию. При этом необходимо знать, что все процедуры по постановке на миграционный учет осуществляет Принимающая сторона , самому иностранному гражданину не требуется обращаться в какие-либо организации и тратить время.

Иностранный гражданин по прибытии в место пребывания предъявляет Принимающей стороне свой паспорт и миграционную карту, которая заполняется при въезде в Российскую Федерацию. При этом изъятие паспорта и миграционной карты не допускается.

Принимающей стороной могут являться как граждане России, так и постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства (имеющие вид на жительство), а также юридические лица, их филиалы или представительства, у которых иностранный гражданин фактически проживает (находится) либо работает.

При поселении иностранного гражданина в гостиницу, Принимающей стороной является администрация гостиницы, которая в течение одних суток уведомляет территориальный орган Федеральной миграционной службы о прибытии иностранного гражданина, а также выполняет все необходимые действия, связанные с учетом иностранных граждан и несет ответственность за соблюдением установленных правил пребывания.

Все действия, необходимые для постановки на учет выполняет администрация гостиницы.

Принимающая сторона на основании предъявленных иностранным гражданином документов заполняет специальный бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания (далее - Уведомление). Далее принимающая сторона в течение одних суток представляет указанный бланк, копию паспорта иностранного гражданина и миграционной карты в территориальный орган Федеральной миграционной службы непосредственно либо направляет по почте. Государственная пошлина за постановку на миграционный учет не взимается.

Регистрация в Москве через почту

В организациях почтовой связи функционируют специальные окна, где Принимающей стороне предоставят бланк Уведомления для заполнения. Бланки Уведомления предоставляются бесплатно. За услуги по приему Уведомления в организации почтовой связи взимается соответствующая плата, установленная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 года № 10. В настоящее время размер этой платы составляет 180 рублей.

Регистрация в Москве в УФМС

Территориальный орган Федеральной миграционной службы либо организация почтовой связи, получившие от Принимающей стороны заполненное Уведомление и указанные выше копии, проставляют в Уведомлении отметки о его приеме и возвращают отрывную часть Уведомления Принимающей стороне.

Принимающая сторона передает иностранному гражданину отрывную часть Уведомления. Наличие у иностранного гражданина отрывной части Уведомления с проставленной отметкой подтверждает его постановку на миграционный учет.

Иностранный гражданин вправе самостоятельно уведомить органы миграционного учета о своем прибытии в место пребывания при наличии документально подтвержденных уважительных причин (болезнь, физическая невозможность и т.д.), препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить уведомление в орган миграционного учета.

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин также вправе самостоятельно уведомить о своем прибытии в место пребывания соответствующий орган миграционного учета непосредственно либо в установленном порядке почтовым отправлением с письменного согласия принимающей стороны.

Снятие с миграционного учёта

При убытии иностранный гражданин передает отрывную часть Уведомления Принимающей стороне для представления его непосредственно либо направления по почте в территориальный орган Федеральной миграционной службы. Такие действия Принимающая сторона обязана совершить в течение двух рабочих дней после убытия иностранного гражданина.

Обращаем Ваше внимание, что срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы.

Срок регистрации в Москве

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении разрешенного срока пребывания. Для продления срока действия визы или срока пребывания необходимо обратиться в органы миграционной службы заранее, до истечения вышеуказанного срока.

Нарушение правил миграционного учета может повлечь за собой административную ответственность иностранного гражданина в виде штрафа в размере от 2000 до 5000 рублей, а в отдельных случаях и с выдворением за пределы Российской Федерации. При этом иностранному гражданину, подвергавшемуся административному выдворению, может быть закрыт въезд в Российской Федерации на срок до пяти лет.

Наличие ксерокопий паспорта, миграционной карты и отрывной части Уведомления при их утрате или каких-либо других непредвиденных обстоятельствах поможет доказать наличие документов и соблюдение правил миграционного учета.

Иностранцы, которые любят путешествовать, или вынуждены ездить за границу по деловым вопросам, часто сталкиваются вопросом правильной регистрации своего присутствия на территории Российской Федерации. Трудовые мигранты из стран ближайшего зарубежья, например, граждане Казахстана или Украины, приезжая в Москву или Санкт-Петербург, делают ошибки в процессе постановки на учет или сроках своего пребывания в стране, что приводит к штрафам и депортациям.

Чтобы избежать последних, перед пересечением границы РФ нужно тщательно изучить узнать, как осуществляется миграционный учет иностранных граждан, какие документы при этом требуются.

Суть данного процесса состоит в том, чтобы предоставить временную регистрацию жителям других государств, приехавших в Россию. Это означает, что в обязанности каждого иностранного гражданина, приехавшего на территорию РФ, входит .

Миграционный учет иностранных граждан в Российской Федерации основывается на ФЗ 109 «О миграционном учете иностранных граждан, и лиц без гражданства в РФ». Настоящий закон о миграционном учете дополнен Постановлением Правительства РФ № 9 касательно «Порядка осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства РФ» и «Административным регламентом… по предоставлению государственной услуги по осуществлению государственного учета иностранных граждан….» (Приказ МВД № 881 от 23 ноября 2017 года).

Федеральный надзор за миграционными потоками подразумевает контроль за пребыванием, проживанием и трудовой деятельностью иностранцев в РФ.

Цели постановки на миграционный учет иностранных граждан

  • Решение проблем миграционной политики, а также вопросов политики и экономики.
  • Получение точных данных о миграционных потоках в РФ, которые нужны для ведения статистики миграции и осуществления прогнозов.
  • Планирование демографического развития страны.
  • Управление положением в случае чрезвычайных ситуаций.
  • Защита конституции и интересов граждан РФ.

В соответствии с этими целями и формируются Правила миграционного учета в Российской Федерации. Главными среди них являются:

  • После прибытия на территорию РФ, иностранец должен уведомить об этом Управление федеральной миграционной службы (далее – УФМС). В этой организации ведется специальный журнал регистрации иностранцев. В своей деятельности УФМС опирается на Административный регламент по миграционному учету.
  • Свидетельство того, что иностранный гражданин поставлен на учет – это отрывная часть бланка уведомления, в которой зафиксирован прием документов.

Отрывная часть бланка уведомления, в которой зафиксирован прием документов

  • В законах оговаривается время, которое должно пройти после приезда иностранца до момента его регистрации. Это время варьируется для разных стран, но является одинаковым для жителей ЕАЭС, поэтому миграционный учет граждан Армении и миграционный учет граждан Кыргызстана проводится по одинаковым правилам и принципам. Отличия могут заключаться только для людей, которые приезжают в Россию на более длительный период, чем предусмотрено соглашениями ЕврАзЭс.
  • Основной срок, в который иностранец должен стать на миграционный учет по месту пребывания – неделя. За это время гражданин, имеющий право на проживание в РФ, обязан предоставить в органы миграционного учета заявление о своем прибытии в страну. Это правило, действует, например, при и Молдовы.
  • Исключения делаются для (15 дней на регистрацию) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) (месяц на регистрацию). В его состав входят , . Поэтому правила миграционного учета граждан Беларуси будут такими же, как для граждан Казахстана.

Иностранец должен пройти регистрацию на следующий день после приезда в тех случаях, если он:

  • Не имеет места жительства.
  • Работает вахтовым методом.
  • Проходит лечение.
  • Поселился в отель, гостиницу, пансионат и др.
  • Пребывает в местах заключения.

Несмотря на то, что правила миграционного учета граждан Киргизии, Беларуси, Армении, Казахстана, Кыргызстана можно назвать более лояльными, чем для других государств постсоветского пространства, нарушать их не рекомендуется.

Приоритетные категории населения

  • Специалисты высокой квалификации и их семьи.
  • Экипажи военных кораблей, находящиеся на территории РФ с целью нанесения государственного визита.
  • Экипажи гражданских кораблей, которые выйдя на берег, остаются там меньше чем на сутки.
  • Иностранные граждане, пересекающие территорию России транзитом.
  • Экипажи транспортных средств, которые не выходят за границу вокзалов или аэропортов.
  • Иностранцы, находящиеся в России с целью путешествия меньше недели.

Первичный миграционный учет в ФМС дает иностранцу или человеку без гражданства право нахождения в стране максимум три месяца.

По истечении этого времени, если иностранец не покидает Россию, то возможно продление миграционного учета. В дальнейшем можно оформить и

Миграционный учет граждан Беларуси

Информация о прибытии белоруса должна быть получена Федеральной миграционной службой (далее – ФМС) на протяжении месяца. Находиться на территории России гражданин Беларуси может три месяца. Миграционный учет по месту работы оформляется на срок до года.

На практике, по причине того, что белорусы имеют привилегию не заполнять карту миграционного учета, они часто живут на территории России без регистрации. Но, чтобы устроиться на работу, белорусам в любом случае необходима регистрация.

В Москве и других городах федерального значения во время проведения массовых культурных и спортивных мероприятий (например, чемпионата мира по футболу), время для постановки на учет резко сокращается.

  • При въезде на территорию РФ иностранный гражданин получает .
  • После въезда иностранца на территорию России процессом его регистрации должна заниматься принимающая сторона.
  • После истечения срока регистрации иностранец должен либо выехать за пределы страны, либо, при оформлении определенных документов, срок регистрации продлевается.

Для оформления миграционного учета понадобятся такие документы, как:

  • Оригинал и ксерокопия паспорта.
  • Ксерокопия и оригинал миграционной карты (исключением являются граждане Беларуси).
  • Ксерокопия визы (для граждан государств, с которыми у России установлен визовый режим).

Стоит отметить особенности постановка на учет иностранных студентов. После пересечения границы РФ иностранный студент должен на следующий день встать на учет в отделе по работе с иностранными студентами учебного заведения. Учащиеся должны представить такие документы:

Чтобы пройти миграционный контроль, можно обращаться в следующие учреждения:

  • В территориальный отдел ФМС.
  • В многофункциональный центр предоставления государственных услуг (МЦФ).
  • В отделения Почты России (услуга почтовой службы стоит около 180 рублей).
  • В администрацию гостиницы, в которой проживает иностранец.
  • За государственную услугу постановки на миграционный учет плата не берется.

Обязанности принимающей стороны

Особое значение в процессе учета приехавших иностранцев имеет принимающая сторона. При этом нужно понимать, в чем заключается разница между принимающей и приглашающей стороной. Эти два понятия отличаются по смыслу:

  • Принимающая сторона – та, у которой иностранец живет или осуществляет трудовую, коммерческую деятельность.
  • Приглашающая сторона – та, что просто приглашает иностранца. После заселения иностранца приглашающая сторона может стать принимающей.

Принимающей стороной в процессе регистрации иностранцев могут называться:

  • Граждане, уже прошедшие регистрацию по месту жительства в России или имеющие свое жилье, в котором можно оформить приехавшего иностранного гражданина.
  • Граждане, имеющие ВНЖ Российской Федерации.
  • Иностранный гражданин, у которого есть жилищная собственность в РФ, также имеет право самостоятельно встать на миграционный учет.
  • Иностранец, имеющий статус высококвалифицированного специалиста, патент на работу, или у которого есть собственное жилье, также может самостоятельно встать на учет и оформить всех членов своей семьи.
  • Работодатель или другое юридическое лицо.
  • Представители иностранных организаций или их филиалов, имеющих разрешение на работу в РФ.
  • Представители государственной власти РФ.

Принимающая сторона для того, чтобы правильно осуществить миграционный контроль, после прибытия иностранца должна:


  • Этот бланк отправляется в территориальное отделение Министерства внутренних дел.
  • Если принимающая сторона не может самостоятельно поставить иностранца на учет по уважительным причинам, то он сам может поставить ФМС в известность о своем прибытии в страну. Но также вновь прибывший может сделать это лично, если он официально зарегистрирован как житель страны.

На каждого приехавшего иностранца заполняется отдельный бланк уведомления. Особа, которая уведомляет о прибытии иностранца, должна предъявить:

  • Удостоверение личности.
  • Ксерокопию удостоверения личности иностранца или ксерокопию его карты миграционного учета.

Сотрудник, проверив документы для постановки на миграционный учет, и убедившись в их правильности, делает на бланке отметку о том, что уведомление принято. Принимающей стороне отдают отрывную часть уведомления с печатью о получении соответствующих бумаг. Этот документ принимающая сторона должна отдать прибывшему иностранцу.

Отметка от подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для постановки на учет по месту прибывания

Осуществление миграционного учета, в том случае, если принимающая сторона – юридическое лицо (миграционный учет по месту работы), происходит при наличии следующих документов:

  • Ксерокопии регистрации права деятельности юридического лица, принимающего на работу иностранца.
  • Ксерокопии Идентификационного номера налогоплательщика.
  • Ксерокопии уведомления из Федеральной службы статистики.
  • Ксерокопии свидетельства о записи в Едином государственном реестре юридических лиц.
  • Ксерокопии приказа о назначении руководящего лица.
  • Ксерокопии паспорта руководящего лица.
  • Ксерокопии трудового договора с иностранным работником.
  • Сведения о предприятии или организации, которая желает поставить работника на миграционный учет.
  • Ксерокопии договора аренды о праве собственности на помещение, в котором происходит деятельность юридического лица.
  • Оригинал выписки из Единого государственно реестра юридических лиц, оформленный не раньше, чем за два месяца до постановки на учет иностранца.
  • Юридическое лицо должно состоять на учете в ФМС и иметь разрешение на то, чтобы брать на работу мигрантов.

Ещё одна обязанность для принимающей стороны, введённая в августе 2018 года, — уведомление сотрудников ФМС об убытии иностранного гражданина. С текстом поправок к закону о миграционном учёте иностранцев можно . Также смотрите видео на эту тему.

Понятие «миграционный учёт» введено в деловой оборот Федеральным законом 109-ФЗ от 18.07.2006 г. «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» , разделив единое до этого момента обозначение учета иностранцев словом «регистрация» на два типа: регистрация по месту жительства и миграционный учёт по месту пребывания.

Однако десятилетняя практика использования этого словосочетания позволяет сделать вывод о том, что оно до сих пор не прижилось, и отрывную часть уведомления о прибытии, подтверждающую постановку иностранного гражданина на миграционный учёт, повсеместно по-прежнему ошибочно именуют «регистрацией».

Принятие закона о миграционном учёте сопровождалось громкой кампанией об облегчении миграционного законодательства. Государство позиционировало отказ от сложной коррупционно ёмкой разрешительной процедуры регистрации в пользу простой уведомительной системы постановки на миграционный учёт как сокращение бюрократических препон с одновременным ужесточением ответственности за его неисполнение. Именно 10 лет назад размер ответственности юридических лиц за неисполнение обязанностей по миграционному учёту приобрел современные очертания - штраф от 400 000 р. до 500 000 р. за одно нарушение (статья 18.9. КоАП РФ).

В соответствии с положениями Федерального закона 109-ФЗ регистрации по месту жительства подлежат временно проживающие (РВП) и постоянно проживающие (ВНЖ) в РФ иностранные граждане. Иностранные граждане временно пребывающие в Российской Федерации подлежат только постановке на миграционный учёт. При этом при смене места жительства в РФ временно и постоянно проживающие иностранные граждане могут становиться на миграционный учёт по месту временного пребывания.

Категория иностранных граждан Регистрация по месту жительства Миграционный учет по месту пребывания
Постоянно проживающие (ВНЖ) + +
Временно проживающие (РВП) + +
Временно пребывающие - +

В первоначальной редакции закона предусматривалась обязанность иностранного гражданина и принимающей стороны исполнить требование закона по постановке на миграционный учет в 3-х дневный срок со дня прибытия в место пребывания. Также законодательство предусматривало обязательное снятие с учёта принимающей стороной иностранного гражданина в случае его убытия.

За десять лет законодательство в этой сфере подверглось некоторому смягчению, и срок постановки на миграционный учет по умолчанию с трех дней увеличился до семи рабочих дней, а для большинства государств он изменился ещё значительнее. Да и снимать иностранных работников с учёта больше не требуется. Это происходит автоматически при пересечении иностранным гражданином границы или при постановке на учёт по новому месту пребывания.

Однако на что следует обратить внимание. В большинстве международных соглашений, оговаривающих особенное отношение к сроку временного пребывания для граждан отдельных государств, имеется ввиду срок, исчисляемый от дата въезда на территорию РФ, и данное послабление рассчитано в основном на туристов и лиц, приезжающих в Россию с частными целями. Для иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию с целью трудоустройства, следует руководствоваться сроком в 7 рабочих дней для постановки на учёт, так как при выполнении многих значимых действий в Российской Федерации требуется наличие реквизитов места нахождения на территории РФ. Так, адрес постановки на учет по месту пребывания требуется указывать в заявлении о выдаче патента на работу , в уведомлении работодателем органов миграции о заключении с иностранным гражданином трудового договора , при заявлении в банк на получение банковской карты для перечисления заработной платы и т.д.

Этот же срок - 7 рабочих дней - следует брать в расчет при смене места пребывания уже на территории России, в том числе, при переходе от одного работодателя к другому.

Итак, перейдём к вопросу об ответственности работодателя за миграционный учёт своих работников. Если в отношении российских граждан, не зарегистрированных по месту жительства, у работодателя не возникает ответственности за заключение трудового договора с таким работником и даже, напротив, работодатель может быть привлечён к ответственности за отказ в трудоустройстве по такому основанию, то в отношении иностранных работников дело обстоит совсем по другому.

Определяющий момент в этом вопросе следующий: является ли работодатель для иностранного работника принимающей стороной.

Что такое - принимающая сторона? Определение этого понятия приведено в Федеральном законе 109-ФЗ.

«Сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающая сторона):

- гражданин Российской Федерации,

- постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства,

- юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица,

- федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления,

- дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации,

- международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации,

у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится)».

Если до принятия закона 109-ФЗ иностранный гражданин должен был быть обязательно зарегистрирован по месту жительства (временно или постоянно, на длительный срок или на короткий), то с принятием этого закона появилась возможность ставить на миграционный учёт (регистрировать) иностранных граждан по месту работы. Причём вне зависимости от того, имеется ли у работодателя по адресу постановки на миграционный учёт жилое помещение или нет и даже наличие помещения как такого не является определяющим.

Закон 109-ФЗ вводит понятие «Место пребывания»:

«Место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом».

Смысл постановки на миграционный учёт - возможность найти иностранного гражданина по адресу постановки, а что он там делает: живёт, работает или находится - не имеет значения.

Пример: Работодатель берёт в аренду участок земли. Право аренды подтверждается договором аренды и свидетельством о собственности на землю. Земельный участок представляет собой обычное поле с ромашками, на котором работодатель планирует выращивать капусту. Для обработки земельного участка он приглашает иностранных работников, которых ежедневно доставляет на полевые работы автобусом из соседнего населенного пункта. Никаких не то что жилых, но и каких-либо иных помещений в поле нет. В лучшем случае - это будет бытовка для хранения инвентаря и вагончик, где рабочие могут переждать непогоду или пообедать. При этом у работодателя есть все законные основания для того, чтобы зарегистрировать иностранных работников в поле с ромашками.

Ситуация кажется нестандартной, однако она не противоречит смыслу осуществления миграционного учета иностранных граждан. По адресу постановки на учёт можно с одинаковым успехом найти иностранного работника, как если бы это была квартира, где иностранец живёт, или поле, где он работает. Во втором случае это оказывается сделать зачастую даже значительно легче и проще, так как работодатель выступает в роли определённой организующей единицы между государственными органами и иностранными гражданами.

Федеральной миграционной службой разработан регламент постановки иностранных граждан на миграционный учёт, который действует и в настоящий момент, несмотря на расформирование ФМС. Однако ни во времена ФМС, ни сейчас, когда эти функции передали в МВД, практика постановки иностранных граждан на миграционный учёт часто не совпадает с теорией.

Регламент частично исполняется лишь в случае первичной постановки на миграционный учёт на 90 дней с момента въезда в Российскую Федерацию. В случаях, когда иностранные работники меняют место пребывания, или срок пребывания продлевается по иным законным основаниям, принимающая сторона в полной мере испытывает на себе полёт чиновничьей фантазии. Так как чёткий алгоритм действий и необходимый пакет документов не регламентирован на законодательном уровне, каждый территориальный миграционный отдел устанавливает свои порядки. В лучшем случае список документов, которые должен предоставить работодатель для постановки иностранного работника на миграционный учёт на юридическое лицо, будет вывешен на доске объявления в коридоре ведомства. Естественно, вы не найдёте там ссылок на какой-либо нормативный акт, потому что нормативных актов, устанавливающих требования к пакету документов для продления миграционного учёта или постановке на учёт свыше сроков первоначального 90-дневного пребывания - не существует.

Попытки ФМС придать этой процедуре нормативную завершённость нашли отражение в Приказе ФМС от 29 июня 2015 г. №321 , однако не увенчались успехом.

Приказ повсеместно не исполняется, и ясности благодаря своим неуклюжим формулировкам в механизм миграционного учета иностранных граждан он не добавил.

В соответствии с приказом, для продления срока временного пребывания (срока постановки на миграционный учёт) принимающая сторона подаёт в территориальный орган ФМС или его структурное подразделение по месту пребывания иностранного гражданина заявление в произвольной форме, в котором указывается ФИО, дата рождения, гражданство, адрес места пребывания и реквизиты документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

А также документы, послужившие основанием для изменения срока временного пребывания в РФ. Какие - документы, в приказе не устанавливается. Поэтому перечень таких документов и требования, которые к ним предъявляются, устанавливают сами работники территориальных подразделений миграции и единого списка не существует.

В настоящей статье мы постараемся обобщить опыт постановки на миграционный учёт и продления срока временного пребывания, полученный в различных подразделениях ФМС Москвы и Московской области.

Итак, первое с чем вы столкнётесь - будет желание сотрудников миграционных органов получить исчерпывающую информацию о вашей компании. Впоследствии эта информация потребуется для составления административного дела в случае, если вы совершите какую-нибудь оплошность или упустите из виду какую-либо обязанность по соблюдению миграционного законодательства. Также полный имеющийся в наличии пакет документов по вашей компании облегчает сотрудникам надзорных органов включить вас в ежегодный план проведения миграционных проверок.

Повторюсь ещё раз, законодательно такие требования не предусмотрены, однако без предоставления нижеприведённого пакета документов в ста случаях из ста поставить иностранного работника на миграционный учёт на юрлицо у вас не получится. Все документы предоставляются в копиях, где необходимо заверенных печатью организации:

Учётная карточка компании с вашими контактными данными (редко);

Устав (редко);

Одно- или двухмесячная выписка ЕГРЮЛ (редко);

ИНН (всегда);

ОГРН (всегда);

Приказ/протокол о назначении ген. директора (всегда);

Копия паспорта ген. директора (почти всегда);

Доверенность на представителя;

Приказ о назначении представителя должностным лицом (редко);

Копия паспорта представителя (редко);

Правоустанавливающие документы по адресу постановки иностранца на миграционный учёт (свидетельство о собственности, договор аренды и т.д.).

Нередко требуется подавать эти документы, уже подшитые в папочку-скоросшиватель. Это - приблизительный список документов, которые требуются от принимающей стороны - юридического лица. Так как нормативными документами он не оговаривается, то вы не можете быть застрахованы не только от того, что требования будут разными в разных территориальных подразделениях ФМС, но и от того, что они будут различаться в пределах одного подразделения, но в разные дни. Вчера нужно было предоставлять одно, а завтра уже другое. Даже в пределах одного дня, утром инспектор сказал вам одно, а когда вы вернулись, исполнив его пожелания, вас встретил другой инспектор уже со своим видением.

Но во всём плохом можно всегда найти что-то хорошее. Опять же благодаря тому, что в законе не установлен исчерпывающий список требуемых документов, в большинстве случаев с инспектором можно договориться, что недостающий документ вы поднесёте в следующий раз, ибо постучавшись один раз в двери ФМС, бывать там станете очень часто.

Перейдём теперь к списку документов, которые требуется предоставить по иностранному гражданину, подтверждающих изменение условий на пребывание иностранца в РФ. Документы также предоставляются в копиях:

Заявление (ходатайство от принимающей стороны) о продлении срока временного пребывания;

Заявление (ходатайство от иностранного гражданина) о продлении срока временного пребывания (не везде);

Паспорт (Требования к паспорту везде разные. В большинстве случаев достаточно первого разворота. Если это заграничный паспорт, то иногда требуется копия страницы со штампом о последнем пересечении границы. Встречаются ФМС, где требуются копии всех страниц без исключения, включая незаполненные);

Миграционная карта (Несмотря на то, что в 321 приказе ФМС прямо указывается, что инспектор обязан поставить на миграционной карте отметку о продлении срока временного пребывания, труднее найти ФМС, где это требование выполняется, чем то, где игнорируется. Мы категорически не советуем изымать у иностранных граждан оригинал миграционной карты для проставления отметки о продлении, так как отсутствие у иностранца миграционной карты при себе в момент проверки расценивается московскими судами как нарушение режима пребывания с последующим штрафом и административным выдворением);

С примерами таких административных дел можно ознакомиться здесь: Судебное решение от 10 марта 2016 г. , Судебное решение от 04 марта 2016 г. , Судебное решение от 06 июля 2015 г.

Все квитанции об оплате патента (Текст на них должен читаться. Если он выцвел или неразличим, необходимо заранее отправить иностранного работника в банк за выпиской или получением дубликатов квитанций);

Отрывная часть уведомления о прибытии по прежнему месту пребывания (в некоторых случаях требуется оригинал);

Трудовой договор;

Уведомление о заключении трудового договора.

До вступления в силу вначале Приказа ФМС от 15 декабря 2014 № 655 , а затем Приказа ФМС от 29.06.2015 г. № 321 , миграционный учет иностранных граждан регулировался Федеральным законом № 109-ФЗ , Постановлением Правительства №9 от 15.01.2007 г. , утверждающим Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан в РФ и административным регламентом предоставления ФМС государственной услуги по осуществлению миграционного учёта в Российской Федерации .

Все эти нормативные акты предусматривали возложение обязанностей по осуществлению постановки на миграционный учёт на принимающую сторону. Присутствие иностранца для такой процедуры не требовалось. Сам иностранец мог выполнить эту обязанность лишь в исключительных случаях, предъявив в ФМС уважительные причины, по которым этого не смогла сделать принимающая сторона.

Приказ ФМС от 29 июня 2015г. № 321 открывает другие возможности. В положениях, описывающих процедуру подачи документов, заявителем может выступать, как принимающая сторона так и сам иностранный гражданин.

О случаях, когда иностранные граждане по доверенности от работодателя, сами продлевали срок пребывания, становится известно всё чаще, однако, это всё ещё скорее исключение из правил.

Итак, мы рассмотрели вопрос о действиях работодателя по постановке своих работников на миграционный учёт по месту работы, но не ответили на главный вопрос: а является ли это обязанностью работодателя?

Нет! Безусловной обязанностью работодателя - это не является. Распространённая ситуация, когда организация-работодатель выполняет свои обязанности перед ФМС по оформлению трудовых отношений в соответствии с миграционными требованиями, а обязанности по миграционному учёту на себя не возлагает, если работник стоит на учёте по адресу физического лица. Работник может жить у физического лица: у родственников, снимать квартиру или комнату у собственника жилья, при этом лицо, предоставившее ему место для проживания, также имеет право поставить его и на миграционный учёт. В этом случае работодатель лишь контролирует, чтобы работник вместе с собственником жилья своевременно продлевали срок пребывания и то, делает это не потому что к такому обязывает законодательство, а чтобы не лишиться в одночасье работника, забывшего продлить свой срок пребывания.

Более того, возможна также ситуация, когда работающий в организации иностранец стоит на миграционном учёте по адресу другого юридического лица. Допускается это в двух случаях.

Первое. Когда работник проживает в гостинице, общежитии, хостеле - тогда на учёт его ставит юридическое лицо, которое владеет объектом размещения.

Второе. Когда работник работает по совместительству, и на миграционный учёт его поставил другой работодатель.

Во всех остальных случаях, даже если срок временного пребывания не истёк, печать юридического лица на оборотной стороне отрывной части уведомления о прибытии нового работодателя должна насторожить. В большинстве случаев это обычная «купленная регистрация», которая ничего хорошего ни иностранному работнику, ни его работодателю не сулит. Ещё это может быть печать прежнего работодателя, что легко проверить, попросив у будущего работника трудовую книжку или справку 2 НДФЛ с предыдущего места работы.

Чем грозит такой миграционный учёт? Работнику грозит штраф, а в городах федерального значения и сопредельных областях - штраф, административное выдворение и закрытие въезда на 5 лет. Но только в одном случае, если работник не передал новому работодателю свои документы для постановки на миграционный учёт. А в том случае, если у него нет валидной принимающей стороны (родственников или арендодателя), он просто обязан это сделать по прибытию в новое место пребывания. При таком раскладе новая работа - и есть новое место пребывания иностранца. В этом случае ответственность по осуществлению миграционного учёта ложится на работодателя, а с иностранца такая ответственность снимается (См. Письмо ФМС от 26 марта 2013 г. № КР-1/2/2-3688).

Иностранный гражданин по прибытию к новому месту пребывания (к новому работодателю) передаёт принимающей стороне документы для постановки на миграционный учёт, а принимающая сторона обязана в течении семи рабочих дней поставить иностранного работника на учёт по новому месту пребывания.

Подводя итог статье, хочу ещё раз обратить внимание на три важные вещи.

Первое. Иностранный гражданин выполняет обязанности по соблюдению и продлению своего срока временного пребывания в РФ: своевременно оплачивает патент, подаёт документы на РВП и т.д. А принимающая сторона, в роли которой может выступать работодатель, выполняет обязанности по осуществлению миграционного учёта иностранного гражданина (работника). Объединяют эти две задачи - сроки. Срок, на который продлевается временное пребывания иностранца в РФ соответствует сроку его постановки на миграционный учёт.

Второе. Постановка на миграционный учёт в отличии от регистрации по месту жительства является уведомительной, а не разрешительной процедурой. В то время как миграционные органы зачастую продолжают относиться к ней, как к разрешительной. Требования по пакету документов, предъявляемые органами миграции законом не определены. Более того, в пункте 31 административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по осуществлению миграционного учёта в Российской Федерации приводится исчерпывающий перечень документов, которые должна представить принимающая сторона для предоставления услуги, состоящий из двух пунктов: паспорта и миграционной карты иностранного гражданина. А в пункте 46 регламента содержится прямой запрет требовать от заявителя предоставления документов и информации, не предусмотренных нормативными актами.

И последнее. Иностранный работник может стоять на миграционном учёте, как по месту работы, так и по месту проживания. Основополагающим требованием является фактическое соответствие адреса постановки на миграционный учёт адресу нахождения иностранного работника, а в рабочее это будет время или нет - не имеет значения. Ну и нельзя допускать превышения срока постановки на миграционный учёт (срока временного пребывания) иностранного гражданина. В случае, если законных оснований для продления срока временного пребывания не имеется, иностранный гражданин обязан выехать с территории России до истечения срока временного пребывания (срока постановки на миграционный учёт).



Просмотров