Происходит розыск человека. Что делать если вас объявили в розыск. Когда нужно обращаться в полицию

Разберемся, в каких случаях объявляют в розыск пропавшего человека, куда подается заявление о розыске, какие признаки совершения преступления в отношении пропавшего могут быть.

Как ищут пропавших?

Розыск людей осуществляется различными государственными органами. В случае объявления в розыск лица, подозреваемого и обвиняемого в совершении преступлений, его поимкой занимаются Органы внутренних дел РФ или Следственного комитета РФ. Эти же органы ищут лиц, пропавших без вести. Розыском сбежавших осужденных или лиц, уклоняющихся от отбывания наказания, занимаются органы Федеральной службы исполнения наказаний. Также оперативно-розыскная деятельность может проводиться ФСБ РФ, Таможенными органами, Службой внешней разведки и некоторыми другими органами (ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»). Исполнительным розыском должника или ребенка, как правило, когда один из супругов препятствует другому видеться с ним, занимаются судебные приставы в соответствии со ст.ст. 62, 64, 65 Федерального закона «Об исполнительном производстве». При этом они вправе привлекать для розыска людей сотрудников ОВД РФ.
Поисками пропавших также занимаются добровольцы из поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт». У добровольцев есть опыт привлечения к поискам сотен человек для прочесывания леса и жилых массивов. Кроме того, «Лиза Алерт» поможет широко распространить информацию о пропавшем через интернет. Обратиться к добровольцам можно по телефону горячей линии 8-800-700-54-52.

Как узнать, в розыске ли человек?

Чтобы узнать, ищут человека или нет, на сайтах всех перечисленных организаций можно воспользоваться специальными базами розыска людей. Например, по интернет-адресу https://мвд.рф/wanted можно получить сведения из базы данных «Розыск» о пропавшем ребенке, заполнив небольшую форму и указав адрес электронной почты, на который будет выслана информация. В этой базе осуществляется розыск по фамилии, имени и отчеству, дате рождения ребенка.
Кроме того, на этой же странице сайта МВД есть раздел, где можно найти информацию о вознаграждении за помощь в поимке особо опасных преступников, скрывающихся от правосудия.
В разделе «Внимание, розыск!» на сайте МВД есть информация о поиске опасных преступников.

Куда можно обращаться, если пропал человек?

Сообщения о пропавших людях могут направляться в полицию и Следственный комитет, при этом в зависимости от наличия или отсутствия признаков преступления в таких сообщениях они могут передаваться ими друг другу по подследственности. В случае наличия признаков преступления в отношении людей, находящихся в розыске, обращение должно рассматриваться СК РФ (п.п. 5, 9 Приказа МВД России, Генеральной прокуратуры РФ и Следственного комитета РФ от 16 января 2015 г. N 38/14/5).
После того, как сообщение поступит в полицию, для проверки обстоятельств безвестного исчезновения лица оперативный дежурный дежурной части территориального органа МВД России незамедлительно:
- выясняет в ходе приема сообщения о безвестном исчезновении лица все связанные с этим обстоятельства;
- информирует об этих обстоятельствах дежурного следователя Следственного комитета РФ (СК РФ) или руководителя следственного органа СК РФ либо его заместителя;
- собирает дежурную следственно-оперативную (оперативную) группу, которая работает на месте происшествия под руководством следователя СК РФ (п.п. 4, 6 Приказа).
Если же в заявлении о розыске человека не содержатся признаки преступления, следователь вправе не выезжать на место происшествия (п.7 Приказа). В этом случае проверка также проводится, но поручается оперативнику ОВД РФ (п.8 Приказа). Если оперативники ОВД РФ обнаруживают признаки преступления в ходе розыскных мероприятий, об том составляется рапорт и сообщение передается для рассмотрения по подследственности, уведомляется прокурор (п.п. 16, 17). При поступлении дела в СК РФ возбуждается уголовное дело, проводятся оперативно-поисковые мероприятия. Если их результатом не стало обнаружение гражданина и уголовное дело прекращается, дело вновь передается в полицию, где открывается розыскное дело. Исчезновение ребенка согласно п.10 Приказа всегда является основанием предполагать совершение преступления. Исполнительный розыск ребенка, его особенности указаны в ст. 65 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Признаки совершения преступления в отношении разыскиваемого

Примерный перечень признаков преступления в отношении пропавшего человека дан в п. 10 Приказа МВД России, Генеральной прокуратуры РФ и Следственного комитета РФ от 16 января 2015 г. N 38/14/5:
- отсутствие намерения беспричинно и на длительное время убыть в неизвестном направлении или сменить место проживания (пребывания);
- отсутствие смертельного заболевания, а также заболевания, которое может вызвать потерю памяти, ориентирования во времени и пространстве;
- наличие дома личных документов, вещей (одежды) и денег, без которых он не может обойтись при продолжительном отсутствии;
- наличие денег и ценностей, которые могли заинтересовать преступников;
- гражданин пропал без вести вместе с автотранспортом;
- не менее 3 суток нет сведений о его судьбе и местонахождении;
- безвестное исчезновение лица, связанное с отчуждением его имущества;
- наличие в каком-либо из мест, связанных с пропавшим, следов преступления, либо наличие пояснений о возможном его совершении, сведений преступной деятельности или связях пропавшего;
- отсутствие заявления о розыске человека или его запоздалая подача от родственников или иных близких лиц;
- наличие каких-либо конфликтных или неразрешимых ситуаций, а также угроз в адрес пропавшего;
- продолжительное неполучение зарплаты и иных соцвыплат;
- поспешное решение членами семьи вопросов, решение которых говорит об уверенности в том, что пропавший не вернется (переоформление его имущества, сожительство супруги с другим лицом и т.д.);
- исчезновение несовершеннолетних, сотрудников органов госвласти, лиц, занимающихся проституцией.

Заявление в полицию о розыске людей

Заявление о пропавшем без вести человеке принимается, регистрируется и рассматривается безотносительно к давности и месту его исчезновения, к наличию или отсутствию сведений о о месте его проживания, полных анкетных данных и фотографии, сведений об уже известных случаях его безвестного исчезновения (п.3 Приказа МВД России, Генеральной прокуратуры РФ и Следственного комитета РФ от 16 января 2015 г. N 38/14/5). Заявление может быть подано в устной или письменной форме, о принятии заявления, которое может быть подано любым гражданином, выдается талон-уведомление (п.34,35 приказа МВД России от 29 августа 2014 г. N 736).
При обращении в отдел внутренних дел человеку, заявляющему о пропаже, рекомендовано:
- при себе иметь паспорт и документы, содержащие сведения о пропавшем человеке; вспомнить особые приметы пропавшего человека, сведения о отсутствующих или вставных зубах, тех или иных хронических заболеваниях;
- вспомнить приметы одежды, вещей, которые могли быть у него с собой;
- сообщить анкетные данные, род деятельности, занятий, увлечения, родственные и близкие связи, маршрут возможного следования;
- сообщить о наличии денежных средств, банковских карт, мобильного телефона;
- сообщить о намерениях, обстоятельствах, предшествующие исчезновению, взаимоотношениях с окружающими, психическом состоянии пропавшего.

Местный розыск - это комплекс оперативно-розыскных, поисковых, информационно-справочных и иных действий органа внутренних дел, направленный на обнаружение разыскиваемого лица, при котором сигнальная система оперативно-справочных учетов ИЦ и адресных бюро используется локально. Он начинается после проведения первоначальной проверки.

Все мероприятия местного розыска осуществляются по розыскным делам и делам по установлению личности неизвестных граждан.

Розыскное дело заводится не позднее 10 суток с момента поступления в орган внутренних дел сведений о необходимости проведения розыскных действий (кроме случаев, не терпящих отлагательства).
Основанием для заведения розыскного дела являются:
а) постановление органа дознания, следователя, прокурора, определение суда, постановление судьи об объявлении розыска обвиняемого, подсудимого, осужденного;
б) определение суда на осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, о замене не отбытого срока на лишение свободы;
в) определение суда о направлении лица на принудительное лечение в психиатрическую больницу и сообщение администрации о его побеге;
г) заявление или сообщение о пропавшем без вести;
д) определение суда о розыске должника (ответчика);
е) заключение паспортно-визовой службы об иностранном гражданине или лице без гражданства, скрывшемся от учета органа внутренних дел;
ж) заявление об утрате связи с родственниками по прямой линии.

О заведении розыскного дела выносится постановление, которое утверждается руководителем горрайоргана внутренних дел. Одновременно с вынесением постановления о заведении розыскного дела работник розыскного подразделения заполняет розыскную карточку в 2 экземплярах, сторожевой листок, статистическую карточку, которые с информационно-поисковой картой (ИПК) на разыскиваемого подписываются начальником органа внутренних дел или его заместителем. Кроме указанных карточек, на разыскиваемых лиц заполняются опознавательные карты в 2 экземплярах, которые помещаются в розыскное дело, и спустя год направляются в ИЦ МВД, УВД и ГИЦ МВД РФ для проверки по учету неопознанных трупов и постановки на учет, а на без вести пропавших - опознавательные карты направляются в ИЦ не позднее одного месяца, откуда один экземпляр не позднее двух месяцев направляется в ГИЦ МВД РФ.



О розыске сотрудник информирует горрайорган по месту получения паспорта, где к заявлению приобщается сторожевой листок; отдел ЗАГС по месту рождения разыскиваемого на случай обращения с просьбой о выдаче повторного свидетельства о рождении или изменении фамилии.

Розыскные дела не заводятся на лиц, скрывшихся в ходе оперативной разработки, и их розыск ведется по этим разработкам. Установление личности неопознанных трупов с признаками насильственной смерти ведется в процессе расследования по уголовному делу и проведения необходимых розыскных мероприятий в рамках оперативно-поискового дела.

Розыскные дела не заводятся на лиц, пропавших при очевидных обстоятельствах (при морских, речных, железнодорожных и авиационных катастрофах, при стихийных бедствиях, гибели в водоемах и т. д.), подтвержденных соответствующими документами или показаниями свидетелей, но трупы которых обнаружены не были. Опознавательные карты на этих лиц выставляются в ИЦ, ГИЦ в обычном порядке, с отметкой "Без заведения розыскного дела".

В целях организации работы в период местного розыска разрабатывается план розыскных мероприятий, который подписывается работником, ведущим розыск, согласовывается с его непосредственным начальником и утверждается руководителем органа внутренних дел. При выполнении плана розыскных мероприятий, получении дополнительных данных или выдвижении новых версий разрабатывается план дополнительных мероприятий.

С учетом обстоятельств дела, личности разыскиваемого и имеющейся информации сотрудник розыскного подразделения:
1) Завершает проверку сведений, полученных при осуществлении первоначальных розыскных мероприятий. При розыске граждан могут повторно опрашиваться родственники, знакомые и лица с целью установления маршрутов движения, мест возможного нахождения, связей, примет, характеристики личности.
2) Принимаются меры к получению фотографий и образцов почерка разыскиваемого.

3) Устанавливаются доверительные отношения с его соседями, сослуживцами и другими лицами для получения информации в интересах розыска.
4) Подготавливает и направляет розыскные задания и ориентировки, а также материалы для помещения в сводки, ориентировки, издаваемые вышестоящими подразделениями ОВД, с указанием мероприятий, которые необходимо провести по розыску.

Розыскные задания готовятся и направляются в те органы внутренних дел, на территории обслуживания которых, по имеющимся данным, разыскиваемый имеет конкретные связи и где наиболее вероятно его появление.

Исполнение розыскных заданий организуется немедленно после их получения. Ответы инициатору розыска направляются не позднее 10 суток с момента получения задания. При невозможности выполнения розыскного задания в указанные сроки инициатору розыска направляется предварительный ответ, в котором сообщается, какие меры предприняты, их результаты, что будет предприниматься, в какой период исполнение будет завершено и направлен окончательный ответ.

Розыскные ориентировки направляются в горрайорганы внутренних дел, на территории обслуживания которых вероятно появление разыскиваемых лиц, но неизвестны конкретные адреса и связи. Содержание этих ориентировок доводятся до сведения личного состава, и они могут включаться в бюллетени оперативно-розыскной информации.

Изучает сводки, ориентировки и бюллетени с целью получения данных, которые могли бы способствовать розыску. Проверяет полученную информацию по учетам органов внутренних дел. Организует проверку лиц, проходящих по материалам первичных мероприятий. Направляет задания в приемники-распределители с целью выявления разыскиваемых среди задержанных лиц. Ориентирует работников специальных оперативно-поисковых групп о приметах разыскиваемых лиц, ведет работу личным сыском. В необходимых случаях в установленном порядке использует средства массовой информации для установления очевидцев и других лиц, а также иных обстоятельств, представляющие рее для розыска. Дает задания оперативно-поисковым подразделениям МВД, УВД на проведение мероприятий, способствующих установлению разыскиваемого. Истребует дактилоскопические карты с отпечатками пальцев рук или иную идентификационную информацию, имеющуюся в массивах ИЦ.

В необходимых случаях вносит предложение о наложении ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, поступающую в адрес разыскиваемого, его родственников или иных связей; о приведении специальных технических мероприятий.
Розыскное дело на без вести пропавшее лицо заводится органом внутренних дел, на территории обслуживания которой достоверно установлено последнее пребывание (нахождение) разыскиваемого.
Указанное правило распространяется на лиц, пропавших без вести в пути следования железнодорожным, водным, воздушным или автомобильным транспортом.

Если в процессе осуществления розыска будет достоверно установлено иное место последнего пребывания разыскиваемого, розыск в установленном порядке может быть перепоручен органу внутренних дел, обслуживающему указанную территорию (объект).

Розыск граждан, потерявших связь с родственниками, осуществляется органами внутренних дел по месту постоянного жительства заявителей. При изменении заявителем места жительства розыскное дело пересылается в орган внутренних дел по новому постоянному месту жительства.

Билет

19. . Понятие оперативной установки; задачи, решаемые с ее помощью; субъекты; объекты; документальное оформление .

ОУ – метод ОРД, заключающийся в негласном собирании специально-уполномоченными сотрудниками ОВД, биографических данных, сведений о мат обеспечении, о поведении, образе жизни, наклонностях, о преступных намерениях, связях лиц, представляющих опер интерес из офиц документов и от их окружения по м/ж, работы, временного пребывания.

1) Установление фактов и обстоятельств, связанных с подготовкой, или совершенном преступлении лицами проходящими по делам оперативной разработки

2) Получение сведений об оразе жизни и тд.

3) Проверка или уточнение данных полученных гласным путем из офиц источников если др путем проверить затруднительно

4) Выявление лиц распологающими сведениями о готовящемся или совершенном преступлении, установление разыскиваемых лиц, и их связей

5) Получение данных о лицах входящих в состав агентурного аппарата и лицах, подготавливаемых к негласному сотрудничеству, проверка состояния зашифровки консперативных и явочных квартир

6) Изучение оперативной обстановки на конкретной территории

7) Сбор сведений на лиц, в отношении которых планируется проведение скрытого наблюдения и тд

Алгоритм ОУ:

1) Принятие решения

2) Подготовка задания или составление плана

3) Выбор основоного источника информации на основе предварительного изучения его осведомленности

4) Поиск вспомогательных источников для сбора предварительных сведений

5) Работа со вспомогательными источниками и анализ предварительной информации

6) Выбор легенды, экипировки, доказательств прикрытия для контакта с основным и доп источником

Результаты оформляются: спец бланк: опер установка, в которой по возможности полно отображается вся полученная информация

21. Скрытое наблюдение э то метод орд овд заключающийся в негласном контроле за лицами представляющими оперативный интерес и направленный на получение информации об объекте путем визуального и иных способов контроля, осущ-го в помещении, тран-те и на открытой местности силами сотрудников опер. поиск-х подразделения.

Субъектами скрытого наблюдения являются: 1. сотрудники опер-х подразделений, 2. сотрудники опер-о-поисковых подр-ий

В качестве объектов наблюдения м.б.:

Лица проход. по делам оперативного учета, подозреваемого или обвиняемого по уголовным делам

Граждане располагающие сведениями о готовящихся или совершенных преступлений либо имеющие связь с перступлениями

Родственники и знакомые розыск-х лиц прест-в при достаточных основ-х полагающих что наблюдение за ними позволит обнаружить разыскиваемого или получить данные о его местоположении

Подоз-ые в… агенты, резиденты, содержатели явочных помещений и лица в связи с подготовкой их к негласному сотрудничеству

Другие лица, либо опред=ые места наблюдения.

Выявл-ся 2 группы объектов опер. осмотра 1. общие-помещения здания сооружения участки местности и тр. ср-ва 2. непосредственные – обстановки, пердметы документы (носители со=ледов преступной деятельности)

Генерал-лейтенант внутренней службы Александр АВДЕЙКО, начальник Договорно-правового департамента МВД России, Заслуженный юрист Российской Федерации.

В настоящее время серьёзную обеспокоенность в обществе вызывает тема поиска без вести пропавших граждан.

20 марта 2015 года в Министерстве юстиции России прошёл государственную регистрацию приказ МВД России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и СК России от 16 января 2015 года № 38/14/5, утверждающий новую Инструкцию о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц (публикуется в этом номере).

Современная российская полиция является принципиально новой правоохранительной структурой, сформированной на основе партнёрской модели взаимоотношений с обществом. Общественное доверие и поддержка граждан - важнейший принцип деятельности полиции. Залогом ее эффективности является взаимодействие и сотрудничество с другими правоохранительными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.

Приём, регистрация, проверка заявлений и сообщений о преступлениях, происшествиях и принятие по ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, является обязанностью полиции. Аналогичное полномочие возложено на органы предварительного следствия.

Достаточно серьёзную обеспокоенность в обществе вызывает в настоящее время проблема поиска без вести пропавших граждан. Данный вопрос регулярно обсуждается экспертным сообществом на различных дискуссионных площадках. При этом особое внимание справедливо уделяется наиболее уязвимой части общества - несовершеннолетним.

Структурные и функциональные изменения в правоохранительной системе государства последних лет, в том числе выделение из прокуратуры Российской Федерации Следственного комитета Российской Федерации в самостоятельный федеральный государственный орган, привели к определённому правовому вакууму в регламентации деятельности по рассмотрению сообщений о безвестном исчезновении граждан.

В результате нормативный правовой акт, определяющий порядок работы в данном направлении (приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России от 27 февраля 2010 года № 70/122) фактически не применялся.

В этой связи возникла безусловная необходимость издания межведомственного нормативного правового акта, определяющего порядок взаимодействия уполномоченных правоохранительных ведомств.

Для деятельности органов внутренних дел приоритетной является профилактика безнадзорности среди несовершеннолетних, профилактика преступлений и иных правонарушений, причём совершаемых как самими несовершеннолетними, так и в отношении их.

Любой несовершеннолетний, оставшийся без внимания взрослых, в том числе без вести пропавший, становится потенциальной жертвой наиболее опасных преступлений (против жизни, здоровья, половой неприкосновенности).

Несмотря на то, что в 2014 году зафиксировано снижение количества объявленных в розыск несовершеннолетних (7 806, на 29,7% ниже, чем в 2013 году), статистические данные свидетельствуют о том, что за последние четыре года в среднем только по одному из 14 случаев безвестного исчезновения несовершеннолетнего лица возбуждается уголовное дело. Эффективность розыска лица напрямую связана с незамедлительным принятием мер, пред­усмотренных законодательством, весь комплекс которых возможно осуществить при наличии возбуждённого уголовного дела.

Основной причиной такого состояния дел было отсутствие нормативной регламентации взаи­модействия правоохранительных органов.

Ситуация изменилась. Пунктом 10 новой Инструкции предусмотрен подробный список признаков, свидетельствующих о возможности совершения преступления в отношении без вести пропавшего лица, что даёт основание для незамедлительных оперативных действий по розыску. Одним из таких признаков является несовершеннолетний возраст (п. 10.14).

В чем принципиальные отличия нового порядка рассмотрения сообщений о безвестном исчезновении граждан? Несомненным преимуществом новой Инструкции является чёткая регламентация действий сотрудников полиции и следователей Следственного комитета Российской Федерации при приёме, рассмотрении сообщения о пропавшем лице и принятии по нему решения. Разграничена компетенция следователя СК России и сотрудника оперативного подразделения органов внутренних дел Российской Федерации.

Существенно расширен и уточнён перечень обстоятельств, которые свидетельствуют о совершении преступления в отношении без вести пропавшего лица.

Например, такими обстоятельствами считаются несовершеннолетний возраст, безвестное исчезновение лица с автотранспортом или со средствами мобильной связи, наличие при без вести пропавшем лице значительных денежных средств или других ценностей и т.д.

Определён механизм ведомственного контроля и прокурорского надзора за указанной деятельностью.

Данные новеллы обес­печат качественное рассмотрение сообщений о безвестном исчезновении граждан, своевременное осуществление всего комплекса розыскных мер и установление местонахождения лица.

Действие Инструкции распространяется на розыск абсолютно всех пропавших граждан без деления их на какие-либо категории. В статье 2 Конституции Российской Федерации провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Назначение полиции - незамедлительно приходить на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств, вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. В этой связи положения Инструкции обес­печат надлежащее рассмотрение сотрудниками полиции и следователями Следственного комитета Российской Федерации заявлений, сообщений о преступлениях, а также иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства.

В контексте данного вопроса следует отметить, что полиция осуществляет розыск лиц, которые пропали без вести или утратили связь с родственниками; несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.

У граждан часто бытует мнение, что с заявлением о безвестном исчезновении гражданина можно обратиться в полицию только спустя трое суток. Также нередко возникают вопросы: кто должен выступать в качестве заявителя, чтобы не отказали в приёме заявления? Насколько правомерно требование о том, что с таким заявлением должен обратиться родственник?

Отвечая на эти вопросы, скажу сразу, что суждения по поводу трёх суток вымышлены и не имеют под собой никакой правовой основы. Именно поэтому в третьем пункте Инструкции установлено: «сообщение о безвестном исчезновении лица подлежит приёму, регистрации и разрешению в установленном порядке независимо от давности и места его исчезновения, наличия или отсутствия сведений о месте постоянного или временного проживания или пребывания, полных анкетных данных и фотографии без вести пропавшего лица, сведений об имевшихся ранее случаях его безвестного исчезновения». Данное положение вытекает из требований Федерального закона «О полиции» и иных нормативных правовых актов.

Например, в соответствии с Инструкцией о порядке приёма, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях, происшествиях, утверждённой приказом МВД России от 29 августа 2014 года № 736, заявления и сообщения о преступлениях, происшествиях подлежат обязательному приёму во всех территориальных органах МВД России. При этом очень важно отметить, что приём сообщений о преступлениях и происшествиях осуществляется круглосуточно. Меры реагирования на такие сообщения принимаются сразу же.

Что касается второй части вопроса. В жизни происходит так, что зачастую с заявлением о пропаже человека обращаются именно родственники или иные близкие лица. Но это не означает, что другое лицо (сосед, коллега, знакомый и т.д.) лишён права заявить об этом. В этом смысле законодательством не установлено никакого перечня лиц, поэтому с рассматриваемыми заявлениями, равно как и с заявлением о любом правонарушении, может обратиться каждый человек.

С учётом установленной компетенции правоохранительных органов я бы советовал обращаться по поводу исчезновения человека в органы внутренних дел Российской Федерации или следственные органы СК России. Но это не исключает возможности обращения в любой иной правоохранительный орган. Однако надо учитывать, что в таком случае может пострадать оперативность реагирования на заявление, поскольку неуполномоченный правоохранительный орган в конечном счёте направит его по подведомственности в органы внутренних дел или СК России.

Следует отметить, что деятельность по розыску без вести пропавшего регламентируется не только рассматриваемой Инструкцией, но и законодательными и иными подзаконными актами (например, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об оперативно-разыскных деятельности», приказ МВД России от 29 августа 2014 года № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приёма, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях, происшествиях», приказ Следственного комитета Российской Федерации от 11 октября 2012 года № 72 «Об организации приёма, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации».

В общих чертах алгоритм реагирования на сообщения о безвестном исчезновении лица состоит в следующем. При поступлении сообщения выясняются обстоятельства его исчезновения, возраст, образ жизни, круг знакомых, близких, место его работы, предположительное место нахождения, наличие в собственности недвижимого имущества, автотранспортных средств и другие обстоятельства. Особое внимание уделяется выяснению обстоятельств, которые свидетельствуют о совершении преступления в отношении без вести пропавшего лица.

К таким обстоятельствам, наряду с указанными выше, относятся, например, отсутствие объективных данных, указывающих на намерение без вести пропавшего лица беспричинно и на длительное время убыть в неизвестном направлении или сменить место проживания или пребывания, отсутствие у без вести пропавшего лица заболевания, которое может обусловить его скоропостижную смерть, потерю памяти, ориентирования во времени и пространстве, наличие по месту проживания без вести пропавшего лица личных документов, вещей (одежды) и денежных средств, без которых он не может обойтись в случае длительного отсутствия, наличие у без вести пропавшего лица событий, участие в которых для него является важным (сдача экзамена, защита диссертации и других), безвестное исчезновение лица, связанное с отчуждением его собственности, отсутствие в правоохранительных органах заявления о без вести пропавшем лице (либо запоздалое или несвоевременное его направление) от иного лица, которое в силу родственных или иных отношений должно было его подать, внезапный (срочный) ремонт по месту жительства или пребывания без вести пропавшего лица, поспешное решение членами семьи без вести пропавшего лица и (или) иными лицами различных вопросов, которые можно решать только при уверенности, что без вести пропавшее лицо не возвратится (переоформление или продажа его имущества, обращение в свою пользу его сбережений, вступление супруга (супруги) в сожительство с другим лицом), безвестное исчезновение лиц, занимающихся проституцией и т.д.

На место происшествия направляется следственно-оперативная (оперативная) группа из числа сотрудников органов внутренних дел, а при наличии указанных обстоятельств также следователь следственного органа СК России, который осуществляет руководство данной группой.

Проверка сообщения о безвестном исчезновении лица, в котором отсутствуют обстоятельства, свидетельствующие о совершении преступления в отношении данного лица, поручается сотруднику оперативного подразделения органов внутренних дел.

Взаимодействие правоохранительных органов в розыске без вести пропавших основывается на принципе разграничения компетенции следственных органов СК России и органов внутренних дел, критерии которого в достаточной степени определены Инструкцией. При наличии обстоятельств, свидетельствующих о совершении преступления, рассмотрением сообщения о безвестном исчезновении лица должен заниматься следственный орган СК России, а при отсутствии - орган внутренних дел. В то же время, даже если в момент получения сообщения отсутствуют сведения, указывающие на данные обстоятельства, но они устанавливаются в последующем в ходе розыска, то орган внутренних дел передаёт соответствующие материалы в следственный орган СК России.

Персональная ответственность за обеспечение исполнения требований Инструкции в рамках ведомственного контроля возложена на руководителей органов внутренних дел и следственных органов СК России.

Вместе с тем Инструкцией предусмотрено, что разрешение споров между ведомствами относится к компетенции прокурора, который осуществляет надзор в целом за этой деятельностью.

19.06.2015

Федеральный розыск – это база даны,лиц которые объявлены в розыск из-за совершения преступления на всей территории России. База данных лиц, кто находится в федеральном розыске, является закрытой. Но в случае если правоохранительные органы принимают решение о привлечении средств массовой информации или необходимости открыть данные о преступнике, то такие сведения являются открытыми и общедоступными.

По каким основаниям могут объявить в федеральный розыск?

Внесены в базу о федеральном розыске, а так же быть объявлены в федеральный розыск, могут быть лица, кто совершили преступления, а так же те лица, к которым со стороны правоохранительных органов могут возникнуть вопросы но их не могут найти по тем или иным причинам. В розыск могут быть поданы лица:

  • кто скрывается от суда
  • кто скрывается от следствия
  • кто скрывается от органов дознания
  • кто скрывается от исполнения наказания

Данные требования предусмотрены в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ. После принятия решения о федеральном розыске, который осуществляют правоохранительные органы, то данные об этом человеке или группе лиц, попадают в базу ГИАЦ МВД России. Первоначально правоохранительными органами, человек объявляется в местный розыск и после проведения розыска и мероприятий, человек не найден, то его объявляют в федеральный розыск. Для того, что бы человек был объявлен, должно быть, соответствующее постановление.

Можно ли проверить, находится человек в розыске или нет?

Данные из базы ГИАЦ МВД России, являются закрытой информацией, для большинства граждан, так как данная информация является оперативной. Но если правоохранительные органы привлекают для розыска человека СМИ, то данные являются открытыми. С этими данными можно ознакомиться на официальном сайте МВД РФ, в разделе «Внимание, розыск», в данном разделе, можно ознакомиться, кто находится в розыске или не находится. Данные о розыске есть так же на сайте ФССП России, там находятся данные должников, которые не оплачивают долги, а так же за совершение преступления. На сайте ФССП России, ознакомиться с тем, кто находится в розыске, может каждый, так как данная база общедоступна для всех.

Сведения о преступнике, который находится в розыске?

Практически на всех сайтах силовых структур МВД, ФСБ, ФССП, ФСКН и многих других, практически всегда публикуются фото, тех граждан, которые находятся в розыске. К самому фото, есть дополнение, о Ф.И.О, человека, подробные приметы, год рождения и т.д. Федеральный розыск, может быть организован, в том случае, если розыск в субъекте федерации не дал результатов. Если есть подозрение, что преступник покинул территорию страны, то его объявляют в международный розыск.


Важно! Даже если человек, который объявлен в розыск, федеральный розыск, международный розыск и его информация вместе с фото появилась на сайте правоохранительных органов, это еще не значит, что он является преступником. Так как вину может установить только суд.



Просмотров