Сделать морфологический разбор. Морфологический разбор

В школе обязательно нужно уметь делать морфологический разбор слова, поскольку данный вид разбора является обязательным в учебной программе. В конце каждого раздела морфологии предлагается научиться выполнять морфологический разбор конкретной части речи. Таким образом материал лучше запоминается и усваивается, учащиеся овладевают практическими языковедческими навыками. Выполнение разбора помогает быстрее выучить все грамматические категории, легко отличать их на практике, анализируя конкретные слова из контекста.


При обучении на филологических факультетах также большое внимание уделяется морфологическому разбору. Он выступает в качестве закрепляющего и контролирующего метода. В университетах лингвисты изучают расширенные грамматические категории, более детально исследуют языковое своеобразие каждой части речи, поэтому морфологический разбор там гораздо сложнее и подробнее.

Требования к языковым разборам заметно отличаются, поэтому необходимо тщательно изучать методические указания конкретного учебного заведения. В современной лингвистике учёные имеют разные взгляды на отдельные грамматические категории: желательно не только знать схему морфологического анализа, предлагаемую в вузе, но и позицию учёных-языковедов, работающих в нём. Всё это расскажут на подготовительных занятиях, зачастую выпускаются подробные пособия для поступающих. В школе требования зависят от программного комплекса, по которому происходит обучение.

Основные требования к выполнению морфологического разбора
Несмотря на имеющиеся разночтения в области морфологического разбора разных частей речи, существуют общие требования. В первую очередь, необходимо придерживаться при разборе слова чёткого алгоритма. Необходимо знать общие категориальные значения всех частей речи. Важно учитывать контекстное значение слова, чтобы не путать его с другими похожими языковыми единицами. Иногда бывают случаи, когда ученики относятся невнимательно к смыслу текстового фрагмента и путают слова, являющиеся омографами. В результате они неверно определяют начальную форму и разбирают другую языковую единицу. Необходимо чётко различать изменяемые и неизменяемые категории каждой части речи, чтобы не смешивать их, и не забывать указывать нужные данные. Правильно сделать морфологический разбор слова помогут следующие рекомендации:

  • важно точно определить слово, его смысловую нагрузку в тексте, выяснить, какой частью речи оно является;
  • надо внимательно относиться к начальной форме – она должна быть указана верно;
  • нужно анализировать слово в строгом соответствии с заданным алгоритмом;
  • сначала пишут неизменяемые категории, а затем – изменяемые;
  • в большинстве школьных программ и методических пособий рекомендуется не просто перечислять категории, а писать изменяемые категории после формального указания: «слово (...) употреблено в форме (...)»;
  • при указании категорий соблюдается определённый порядок, например, у существительных сначала указывается число, а затем – падеж;
  • не следует стараться обязательно найти у слова все категории, присущие данной части речи, поскольку каких-то категорий у анализируемой языковой единицы может не быть;
  • требуется определить синтаксическую функцию слова в предложении, это пишется в последнем пункте разбора, но желательно обратить внимание на синтаксическую роль сразу – это иногда помогает точно выяснить, какой частью речи является слово.
Соблюдая общие требования, морфологический разбор выполнить гораздо легче. Отступления от правил зачастую ведут к ошибкам в анализе, так как даже нарушение порядка разбора вносит путаницу в процесс.

Алгоритм морфологического разбора слова

  1. Пишется словоформа анализируемого слова – его нужно указать именно так, как оно употреблено в контексте, без изменений.
  2. Определяется начальная форма слова. Для каждой части речи правила приведения слова в начальную форму и её признаки индивидуальны:
    • существительное – именительный падеж, единственное число;
    • прилагательное – именительный падеж, единственное число, мужской род;
    • порядковое числительное – именительный падеж, единственное число, мужской род;
    • количественное, дробное или собирательное числительное – именительный падеж;
    • местоимение – именительный падеж, единственное число, мужской род (если они есть);
    • наречие – часть речи не изменяется;
    • глагол – неопределённая форма (отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?»);
    • причастие – именительный падеж, мужской род, единственное число;
    • деепричастие – часть речи не изменяется.
  3. Указывается общее грамматическое значение слова как части речи:
    • существительное – предмет;
    • прилагательное – признак предмета;
    • порядковое числительное – признак предмета и количество;
    • собирательное, дробное, количественное числительное – количество;
    • местоимение – указание на предмет;
    • наречие – признак действия, признак признака;
    • глагол – действие;
    • причастие – признак предмета по действию;
    • деепричастие – добавочное действие.
  4. Определяют все неизменяемые грамматические категории. Они также зависят от части речи:
    • существительное: собственное или нарицательное, одушевлённость / неодушевлённость, род, склонение;
    • прилагательное: разряд (делят на качественные, относительные, притяжательные), степень сравнения (только для качественных, категория есть не всегда), краткая или полная форма (только для качественных);
    • числительное: простое, сложное или составное; разряд (порядковое, собирательное, дробное, количественное);
    • местоимение: группа по отношению к частям речи (например, местоимение-существительное), разряд по значению, лицо (только для личных);
    • наречие: разряд по значению (например, наречие времени или наречие образа действия), степень сравнения (если она есть);
    • глагол: возвратность, переходность, вид (совершенный или несовершенный), спряжение (I и II);
    • причастие: залог (страдательный или действительный), форма (полная или краткая), время, вид, возвратность;
    • деепричастие: вид, возвратность.
  5. На данном этапе нужно правильно указать, в какой форме употреблено слово в контексте. Нередко ученики путают начальную форму и словоформу, приступают к анализу изменяемых категорий и продолжают смотреть на начальную форму. Важно научить школьников: изменяемые категории определяют только по словоформе, обозначенной в первом пункте разбора. Изменяемые категории:
    • существительное: число, падеж;
    • прилагательное, числительное, местоимение, причастие: падеж, число, род (если есть);
    • наречие, деепричастие: неизменяемые части речи;
    • глагол: наклонение, время (для изъявительного наклонения), число, лицо, род (если есть).
  6. Заключительным пунктом морфологического разбора слова становится определение синтаксической роли слова в предложении. Нужно внимательно рассмотреть предложение, поскольку иногда слова выполняют несвойственные для себя функции. При этом можно определить, какие синтаксические роли наиболее характерны для конкретных частей речи:
    • существительное чаще всего является подлежащим и дополнением;
    • прилагательное обычно бывает определением или сказуемым;
    • числительные могут быть любыми членами предложения, порядковые чаще всего – согласованные определения;
    • местоимения могут быть любыми членами предложениями, это обычно зависит от того, с какой частью речи они соотносимы;
    • наречия чаще бывают обстоятельствами, но способны выполнять любую синтаксическую роль;
    • стандартная синтаксическая функция глагола – сказуемое;
    • причастие чаще становится определением;
    • деепричастие обычно играет роль обстоятельства.
Если точно следовать данному алгоритму, учитывать индивидуальные требования к морфологическому разбору в конкретном образовательном учреждении, анализировать слова гораздо удобнее. Нарушение порядка разбора может быть засчитано как ошибка.

Некоторые нюансы морфологического разбора
Выполняя морфологический разбор слова, важно помнить, что далеко не всегда слово обладает стандартным набором привычных категорий. Нередко старательные ученики теряют много времени, пытаясь отыскать конкретную категорию. На самом же деле её может не быть у данной языковой единицы. Также возникают затруднения с определением отдельных категорий. Можно отметить основные сложности и тонкости разбора, которые следует запомнить.

Собирательные существительные – неодушевлённые (студенчество, молодёжь). Если существительные употребляют только во множественном числе, они не имеют рода (сани, ножницы). Есть понятие общего рода (умница, протеже). Только форму единственного числа имеют собирательные, отвлечённые, некоторые вещественные существительные и имена собственные. Некоторые вещественные, отвлечённые, названия игр, имена собственные могут употребляться только в форме множественного числа.

Необходимо помнить, что прилагательные могут переходить из одного разряда в другой, меняя свои значения в зависимости от контекста. Например: золотое кольцо – сделанное из золота, относительное прилагательное; золотое сердце – переносное значение (доброе), качественное прилагательное. Таким образом, определяя категории, необходимо внимательно относиться к лексическому значению слова, его смысловому оттенку.

В языкознании принято считать, что краткую форму могут иметь только качественные прилагательные, но в комплексе Бабайцевой и Чесноковой к краткой форме относится также именительный падеж притяжательных прилагательных с суффиксом –ий-.

Местоимения никак, где, иначе, которые не изменяются, иногда относят к наречиям. Форма относительных и вопросительных местоимений совпадают, только вопросительные имеют вопросительную функцию. Нужно различать простые формы сравнительной степени прилагательных и наречий, учитывая контекст. Например: гепард быстрее кошки (более быстрый, прилагательное), гепард бегает быстрее кошки (более быстро, наречие). Слова категории состояния сейчас принято отделять от наречий, хотя где-то их по-прежнему объединяют. Но в вузах они всегда изучаются отдельно, указываются их отличия от наречий.

Переходность глаголов не изучается в комплексе Бабайцевой и Чесноковой, однако в профильных вузах знать данную категорию необходимо. Только в изъявительном наклонении есть категория времени глаголов. Причастие имеет две формы времени – прошедшую и настоящую. Только страдательные причастия могут быть краткими.

Учитывая и запоминая все тонкости отдельных морфологических категорий, можно быстро и точно сделать морфологический разбор слова.

Самой большой проблемой для учащихся является морфологический анализ (разбор) слова. Это можно объяснить тем, что части речи изучаются на протяжении нескольких лет, и их признаки вылетают из головы. Морфологический разбор зачастую вызывает у школьников затруднения, которые связаны с тем, что некоторые части речи (например, наречие, предлог, союз) изучаются недостаточное количество времени, а после их изучения задания на определение различных грамматических признаков встречаются редко. Это приводит к тому, что учащиеся не удерживают в памяти все морфологические характеристики этих частей речи, поэтому соответствующий разбор и вызывает затруднения.

Я предлагаю выдавать опорные схемы - планы анализа частей речи, причем такой план могут составлять и сами учащиеся, внося в них сложный (по их усмотрению) материал. Например, для кого-то сложность представляет то, по каким критериям существительные распределяются по склонениям, для кого-то сложным является понятие наклонения глагола.

Через многократное обращение к данным заготовкам не только приобретаются более крепкие знания, но и вырабатывается навык выполнения данного вида разбора.

Своим ученикам я рекомендую заводить специальные папки с подобного рода материалами и один экземпляр (целый, неразрезанный) хранить там, а другой экземпляр носить всегда с собой (например, в учебнике) в разрезанном на карточки виде. Учитель может моделировать план разбора по своему усмотрению, добавляя или убирая какой-либо опорный материал. Я предлагаю более полный вариант таких карточек, который включает и такие части речи, как слово категории состояния и звукоподражательные слова, выделяемые не всеми лингвистами в самостоятельные части речи.

Учащимся не нужно обращаться к разным учебникам, чтобы вспомнить многие правила. Эта памятка пригодится не только в 5-7 классах, но и при подготовке к экзаменам, итоговом повторении.

Ганус Антонина Валентиновна, 30.03.2018

3498 289

Содержимое разработки

1. Морфологический разбор СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО .

I. Часть речи – сущ., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО? ” (падежный вопрос) и обозн. ПРЕДМЕТ .

Н. ф. – … (И. п., ед. ч. )

II. Постоянные признаки:

    собственное или нарицательное,

    одушевленное (В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч. ) или неодушевленное (В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч. ),

    род (мужской, женский, средний, общий (отн-ся одновременно и к м., и к ж. полу: плакса ), вне категории рода (сущ., не имеющее формы ед.ч.: ножницы )),

    склонение (1-ое (м., ж. –а, -я); 2-ое (м, ср. – , -о, -е); 3-е (ж. –); разносклоняемое (на –мя, путь);

несклоняемые (неизменяются по падежам и числам) ,

Непостоянные признаки:

    в … числе (ед., мн. ),

    в … падеже (И, Р, Д, В, Т, П ).

И. Кто? Что? В. Кого? Что? Р. Кого? Чего? Т. Кем? Чем? Д. Кому? Чему? П. О ком? О чем?

III. Синтаксическая роль (задать смысловой вопрос и подчеркнуть как член предложения).

2. Морфологический разбор ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО .

I. Часть речи – прил., т.к. отвечает на вопрос “КАКОЙ? ” и обозначает ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА.

Н.ф. – … (И.п., ед. ч., м. р .)

II. Постоянные признаки:

Качественное (может быть в большей или меньшей степени)/относительное (не может быть в большей или меньшей степени) /притяжательное (обозначает принадлежность кому-либо).

Непостоянные признаки:

    в степени сравнения (для качественных);

    в полной (какой? ) или краткой (каков? ) форме,

    в … падеже (для полной формы),

    в …числе (ед., мн.),

    в … роде (для единственного числа).

III. Синтаксическая роль

3. Морфологический разбор ГЛАГОЛА .

I. Часть речи – гл., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО ДЕЛАТЬ? ” и обозначает ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА .

Н.Ф. – … (инфинитив: что делать ? что сделать ?)

II. Постоянные признаки:

    вид (совершенный (что с делать?) или несовершенный (что делать?)),

    спряжение (I (ешь, ет, ем, ете, ут/ют), II (ишь, ит, им, ите, ат/ят), разноспрягаемое (хотеть, бежать)),

    возвратный (есть -ся, -сь.)/ невозвратный (нет -ся, -сь),

    переходный (употребляется с сущ. в В. п. без предлога )/ непереходный (не употребляется с существительным в В. п. без предлога ).

Непостоянные признаки: (!!! У глаголов в неопределенной форме (инфинитиве) непостоянных признаков нет, так как ИНФИНИТИВ – неизменяемая форма слова)

    в … наклонении (изъявительное : что делал? что делает? что сделает? , повелительное: что делай?, условное: что делал бы ? что сделал бы ?),

    в … времени (для изъявительного наклонения: прошедшее (что делал?), настоящее (что делает?), будущее (что сделает? что будет делать?)),

    в … числе (ед., мн.),

    в … лице (для наст., буд. вр.: 1л. (я, мы), 2 л. (ты, вы), 3 л. (он, они)); в … роде (для прош.вр. ед.ч.).

III. Синтаксическая роль (задать вопрос и подчеркнуть как член предложения).

4. Морфологический разбор ЧИСЛИТЕЛЬНОГО .

I. Часть речи – числ., т.к.отвечает на вопрос “СКОЛЬКО? ” (или “КОТОРЫЙ? ”) и обозначает КОЛИЧЕСТВО предметов (или ПОРЯДОК предметов ПРИ СЧЕТЕ ).

Н .Ф. – … (И.п. или И.п., ед.ч., м.р.).

II. Постоянные признаки:

    разряд по структуре (простое/сложное/составное),

    разряд по значению (количественное + подразряд (целое/дробное/собирательное)/ порядковое ),

    особенности склонения:

1,2,3,4, собирательные и порядковые числ. скл-ся, как прил .

5–20, 30 скл-ся, как сущ.3 скл .

40, 90, 100,полтора, полтораста при склонении имеют 2 формы .

тысяча скл., как сущ.1 скл.

миллион, миллиард скл., как сущ. 2 скл .

сложные и составные количественные скл-ся с изменением каждой части слова.

сложные и составные порядковые числительные скл-ся с изменением только последнего слова.

Непостоянные признаки :

  • число (если есть),

    род (в ед.ч., если есть).

III. Синтаксическая роль (вместе с сущ., к которому относится) с указанием главного слова.

5. Морфологический разбор МЕСТОИМЕНИЯ .

I. Часть речи – мест., т.к. отвечает на вопрос “КТО? ЧТО?” (КАКОЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ?) и не обозначает, а указывает на ПРЕДМЕТ (ПРИЗНАК или КОЛИЧЕСТВО).

Н.Ф. – …(И.п. (если есть) или И.п., ед.ч., м.р.)

II. Постоянные признаки:

    разряд по соотношению с другими частями речи (мест. -сущ., мест.-прил., мест. -числ .)

    разряд по значению с доказательством:

личное , т.к. указ. на лицо;

возвратное , т.к. указ.на возвращение действия на самого себя;

притяжательное , т.к. указ. на принадлежность;

вопросительное , т.к. указ. на вопрос;

относительное , т.к. указ. на отношения простых предл. в составе сложного;

неопределенные , т.к. указ. на неопределенные предм., призн., кол-во,

отрицательные , т.к.указ. на отсутствие предм., призн., кол-ва;

определительные , т.к. указ. на обобщенный признак предмета.

    лицо (для личных).

Непостоянные признаки:

  • число (если есть),

    род (если есть).

III. Синтаксическая роль (задать вопрос от главного слова и подчеркнуть как член предложения).

6. Морфологический разбор НАРЕЧИЯ .

I. Часть речи – нар., т.к. отв.на вопрос “КАК?” (КОГДА? КУДА? ПОЧЕМУ? и др.)и обозначает ПРИЗНАК ПРИЗНАКА.

Н.ф. – указывать только если наречие в степени сравнения.

II. Постоянные признаки:

    Неизменяемая часть речи.

    Разряд по значению: образ действия (каким образом?) – меры и степени (насколько? в какой мере?), места (где? куда? откуда?) – времени (когда? как долго?), причины (почему?) – цели (зачем? для чего?)

)

Непостоянные признаки:

III. Синтаксическая роль.

7. Морфологический разбор СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ .

I. Часть речи – СКС, т.к. обозначает СОСТОЯНИЕ человека, природы, ОЦЕНКУ ДЕЙСТВИЯ и отвечает сразу на два вопроса: “КАК?” и “КАКОВО?”

II. Постоянные признаки:

    Неизменяемая часть речи.

    Разряд по значению: образ действия (каким образом?) – меры и степени (насколько? в какой мере?), места (где? куда? откуда?) – времени (когда? как долго?), причины (почему?) – цели (зачем? для чего?)

(Указать, если наречие местоименного типа, его вид: определительное, личное, указательное, вопросительное, относительное, неопределенное, отрицательное. )

Непостоянные признаки: в … форме … степени сравнения (если есть).

III. Синтаксическая роль.

8. Морфологический разбор ПРИЧАСТИЯ .

I. Часть речи – прич., т.к. отв. на вопр. “КАКОЙ?” и “ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ?” и обозн. ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ПО ДЕЙСТВИЮ.

Н.ф. – … (И., ед., м.).

II. Постоянные признаки:

    действительное (-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-; -вш-, -ш-) или страдательное (-ем-, -ом-, -им-; -енн-, -нн-, -т-).

    вид (совершенный – что с делавший? несовершенный – что делавший?).

    возвратность (возвратное – есть -ся , невозвратное – нет -ся ).

    время (настоящее: -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -ем-, -ом-, -им-; прошедшее: -вш-, -ш-, -енн-, -нн-, -т-).

Непостоянные признаки:

    полная (какой?) или краткая форма (каков?) (только для страдательных).

    падеж (только для причастий в полной форме).

    число (ед., мн).

    род (только для прич в ед.ч.).

III. Синтаксическая роль (обычно бывают определением или сказуемым).

9. Морфологический разбор ДЕЕПРИЧАСТИЯ .

I. Часть речи – дееприч., т.к.отв.на вопр. “КАК?” и “ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ?” и обозн.добавочное действие.

II. Постоянные признаки:

    Неизменяемая часть речи.

    Вид (совершенный – что с делав?/несовершенный – что делая?).

    Возвратность (возвр. – есть -ся , невозвр. – нет -ся ).

III. Синтаксическая роль (чаще бывает обстоятельством).

10. Морфологический разбор СОЮЗА .

I, Часть речи – союз, т.к. служит для соединения однородных членов предложения или простых частей в составе сложного предложения.

II. Признаки:

    Простой (из одного слова: и, а, но… потому что… ).

    Сочинительный (связывают ОЧП или ПП в составе ССП: и, тоже, либо, однако… ) + группа по значению (соединительные: и ; противительные: но ; разделительные: или ). Подчинительный (связывают ПП в составе СПП: потому что, так как, чтобы, словно… ) + группа по значению (изъяснительные : что, временные : когда, условные : если, причинные : потому что, целевые : чтобы, следственные : так что; уступительные : несмотря на то что, хотя; сравнительные : как будто)

    Неизменяемая часть речи.

11. Морфологический разбор ПРЕДЛОГА .

I. Часть речи – предлог, т.к. служит для связи главного слова … с зависимым …

II. Признаки:

    Простой (из одного слова: из, в ) / составной (из нескольких слов: в течение, в связи с ).

    Производный (перешел из другой части речи: вокруг ) / непроизводный (из, к, об …).

    Неизменяемая часть речи.

12. Морфологический разбор ЧАСТИЦЫ .

I. Часть речи – частица, т.к. придает доп.оттенки (какие именно:вопросительные, восклицательные, указательные, усилительные, отрицательные) словам или предложениям или служит для образования форм слов (каких именно:наклонения, степени сравнения).

II. Признаки:

    Разряд по значению: (формообразующие: более, пусть, бы… /смысловые: неужели, вот, именно… ).

    Неизменяемая часть речи.

III. Не является членом предложения, но может входить в его состав.

13. Морфологический разбор МЕЖДОМЕТИЯ .

I. Часть речи – межд, т.к. выражает различные чувства или побуждение к действию.

II. Признаки:

III. Не является членом предложения.

14. Морфологический разбор ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНОГО СЛОВА .

I. Часть речи – зв/п.слово, т.к. передаёт звуки живой или неживой природы.

II. Признаки: неизменяемая часть речи; производное/непроизводное.

III. Не является членом предложения.

Инструкция

Детали морфологического разбора варьируются в зависимости от того, с какой частью речи мы имеем дело. Но общая всегда остается неизменной. На первом этапе необходимо определить, к какой части речи принадлежит разбираемое слово и на каких основаниях ( , какой вопрос к нему можно задать). Затем слово ставится в начальную форму и определяются его неизменные морфологические признаки – те, которые свойственны ему во всех формах. Охарактеризовав «слово в целом», можно переходить к контексту, определив те признаки, которые присущи ему именно в этом предложении (например, падеж для существительных, род и число для прилагательных и так далее). Последний этап – синтаксической роли слова в предложении (каким членом предложения оно является). Синтаксическая роль определяется только для знаменательных частей речи – служебные слова не считаются членами предложения. Рассмотрим схему морфологического разбора на нескольких примерах для разных частей речи.

Разбор существительных

Схема разбора:
- определение слова как части речи (имя существительное, обозначает предмет или лицо, отвечает на вопрос «кто?» или «что?»);
- определение начальной формы, т.е. именительного падежа в единственном числе;
- анализ постоянных признаков (является существительное собственным или нарицательным, одушевленным или неодушевленным, к какому грамматическому роду относится, тип склонения);
- непостоянные признаки, определяемые в контексте (число и падеж),
- роль в предложении, в котором рассматривается существительное (обычно это подлежащее или дополнение).

Для примера разберем слово «коты» в предложении «В марте коты поют песни на крышах».
Коты – существительное (кто?). Начальная форма – кот. Постоянные признаки – одушевленное, нарицательное, мужской род, 2 . Непостоянные признаки – именительный падеж, множественное число. Роль в предложении – подлежащее.

Разбор имени прилагательного

Схема разбора:
- определение слова как части речи (имя прилагательное, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос «какой?»),
- определение начальной формы, т.е. именительного падежа мужского рода в единственном числе;
- постоянные морфологические признаки (для прилагательных это только разряд по значению – качественным, относительным или оно является);
- непостоянные признаки (для качественных прилагательных определяются степень сравнения и форма – полная или краткая, для всех без исключения представителей этой части речи – число, род в единственном числе и падеж);
- роль в предложении (как правило прилагательное является или именной частью сказуемого).

Например, рассмотрим прилагательное «березовый» в предложении «Окна квартиры выходили на березовую рощу».
Березовую – имя прилагательное, отвечает на вопрос «какую?» и обозначает признак предмета. Начальная форма – березовый. Постоянный признак прилагательного – относительное. Непостоянные признаки – единственное число, женский род, винительный падеж. Функция в предложении – определение.

Морфологический разбор глагола

Разбор глаголов строится по такой же схеме, начальной формой считается инфинитив. Если разбору подвергается составной глагол (такой, к примеру, как «буду обедать» или «сходить бы») – для разбора он выписывается из предложения целиком даже в том случае, если части разделены между собой другими словами. В качестве постоянных морфологических признаков у этой части речи указывается вид (совершенным или несовершенным он является), переходность или непереходность, возвратность и тип спряжения.

Наибольшую сложность при разборе глаголов вызывает перечисление непостоянных признаков – их набор сильно зависит от конкретной формы. Непостоянные признаки могут быть следующими:
- наклонение – изъявительное, повелительное или условное (указывается для всех глаголов),
- число (там, где оно определимо),
- настоящее, прошедшее или будущее время (определяется только у глаголов изъявительного наклонения),
- лицо (для настоящего и будущего времени изъявительных глаголов, а также для глаголов в повелительном ),
- род (только для глаголов единственного числа прошедшего времени изьявительного и условного наклонения).

Разбор имен числительных

При разборе числительных в качестве начальной формы указывается именительный падеж для количественных числительных, для порядковых – тот же падеж в единственном числе мужского рода. Перечисляя постоянные признаки, надо указать, простым, сложным или составным является числительное и определить, является оно количественным или порядковым. В непостоянных признаках указывается падеж (всегда), род и число – в тех случаях, когда их можно определить.

Морфологический разбор служебных частей речи

Служебные части речи не изменяются, не являются членами предложения, поэтому их проводится по упрощенной схеме. Первым пунктом указывается, к какой части речи они принадлежат (предлог, союз или частица) и называется ее общее значение. В качестве морфологических признаков перечисляются следующие:
- для – простым или составным он является, производным или же непроизводным;
- для союза – сочинительный он или подчинительный, простой или составной;
- для частицы – разряд.

При характеристике синтаксической роли служебных слов иногда особо указывается, что они не являются членами предложения.

Морфемный разбор слова – разбор по составу, определение и выделение значимых словообразовательных частей слова. Морфемный разбор предшествует словообразовательному – определяющему, каким способом появилось слово.

Инструкция

Обратите внимание

Всегда помните, что у наречий, инфинитивов, деепричастий, служебных частей речи и несклоняемых существительных нет окончаний, а значит основой будет являться все слово.

Морфологический разбор подразумевает разбор слова как части речи и определения его роли в составе предложения – синтаксической роли. Каждая часть речи имеет свои особенности и, соответственно, способы морфологического разбора.

Инструкция

Прежде чем приступить к разбору постоянных и непостоянных морфологических признаков, определите, к какой части речи относится рассматриваемое слово. Для этого необходимо определить, что данное слово обозначает и на какие . Затем поставьте рассматриваемое слово в и установите постоянные (неизменные) морфологические признаки этой формы.

Следующим действием определяйте непостоянные, присущие слову в данном контексте признаки.

На завершающем третьем этапе определяйте синтаксическую роль разбираемого слова в предложении, то есть: каким членом предложения или, если это служебная часть речи, не является.

Рассмотрим в качестве примера предложение: «Делаем морфологический разбор».
I. Часть речи: Делаем – глагол, обозначает действие: (что делаем?) делаем.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (неопределённая форма): делать.

2. Постоянные признаки:

1) вид: несовершенный.

2) возвратность: невозвратный.

3) переходность-непереходность: переходный.

4) спряжение: 1-е спряжение.

3. Непостоянные признаки:

1) наклонение: изъявительное.

2) время (если есть): настоящее.

3) лицо (если есть): 1 лицо.

4) число: множественное.

5) род (если есть): –

III. Синтаксическая функция: в предложении является простым глагольным сказуемым.

I. Часть речи: морфологический – имя , обозначает признак предмета: (какой?).

II. Морфологические признаки:

1.Начальная форма: морфологический

2.Постоянные признаки:

1) разряд по значению: относительное.

2) Степень сравнения (для качественных ): –

3.Непостоянные признаки:

1)род: мужской.

Делаем (кого? что?) разбор.

Морфологический разбор представляет собой характеристику слова как части речи с учетом специфики его использования в конкретном предложении. Такой разбор позволяет выявить постоянные и переменные свойства слова.

Инструкция

Признаки, по которым производится , отличаются для разных частей речи, т.е. нельзя анализировать так же, как и или . Это невозможно потому, что каждая часть речи обладает своими свойствами, отличающими ее от других. Именно на выявление этих свойств и направлен морфологический разбор. Однако основные его принципы одинаковы для всех частей речи.

Сначала обозначается общее грамматическое . На этом этапе нужно определить, с какой частью речи вы имеете дело, и какова его роль. Например, при разборе существительного ролью будет являться обозначение предмета. Здесь же выделите начальную форму изменяемых частей речи.

Выделите постоянные, неизменяющиеся свойства анализируемой единицы. На этом этапе определяется морфологическое значение слова. Для каждой части речи набор постоянных признаков свой. Например, для существительного постоянными являются: собственное/нарицательное, одушевленность/ , род и .

Следующим этапом морфологического является обозначение синтаксической роли в предложении. Эта характеристика в полной мере зависит от контекста. Если требуется провести морфологический разбор существительного, данного вне предложения, то этот момент следует опустить. Чаще всего существительное в предложении является подлежащим или дополнением, однако бывают такие случаи, когда оно выступает в роли сказуемого.

Совет 6: Как делать морфологический разбор прилагательных

Морфологический разбор рассматривает слово как часть речи и особенности его использования в заданном предложении. Имя прилагательное является одним из перечня самостоятельных частей речи.

Инструкция

Непостоянных признаков у прилагательного намного больше, чем постоянных. Если прилагательное качественное, то у него дальше определяется степень сравнения и форма (полная или краткая). Бывает так, что качественное прилагательное не имеет краткой формы или же степени сравнения. Тогда его форма относится к постоянным признакам.

Стоит помнить, что при выполнении морфологического разбора имени прилагательного его необходимо выписывать из предложения в неизменном виде. Если его синтаксическая роль – для с предлогом (например, «в красивом месте»), тогда не нужно трогать, поскольку он не относится к прилагательному.

Также необходимо помнить, что данная часть речи может иметь составную форму (например, «наиболее близкий»). Тогда прилагательное нужно выписывать из предложения полностью.

И не нужно забывать, что непостоянный признак падежа бывает у прилагательных только полной формы. При разборе необходимо указывать лишь постоянные признаки.

Для начала разберемся с терминологией: для предложения существует только синтаксический разбор. В этом разборе указывается подлежащее, сказуемое и другие члены предложения. Указать часть речи можно только для слова. Тем не менее, в синтаксический разбор предложения часто входит задача указать часть речи для каждого слова. И есть сервисы, где можно ввести либо предложение целиком, либо по одному слову. И они дают вам информацию по частям речи для каждого слова.

Goldlit

В этом сервисе можно ввести предложение целиком и получить морфологический разбор каждого слова. В который, конечно же, входит и часть речи. Например:

Как видите, обнаруженное слово ставится в начальную форму и для него указывается:

  • Начальная форма.
  • Часть речи.
  • Грамматика – что тут указывается зависит от части речи.
  • Формы слова.

Нас интересует часть речи. Но будьте внимательны сервис недостаточно умен, чтобы всегда корректно его определить. Например, частица «уж». В приведенном предложении это частица, а никакое не существительное «уж». Про ужей тут речи не идет. Так что результаты пословного разбора предложения надо перепроверять вручную. В этом смысле он ничуть не выигрывает у сервисов, где вводится одно слово. Если б он мог из контекста определить значение, то выигрывал бы, а так – нет. Так что обратите внимание обычные на онлайн-сервисы морфологического разбора, они работают также. У меня один такой сервис описан тоже дальше.

Возьмем другой пример, повествовательное предложение «Времени нет».

Что скажет нам Goldlit?

Начальная форма : ВРЕМЕНИТЬ
Часть речи : глагол в личной форме
Грамматика : второе лицо, действительный залог, единственное число, переходный, несовершенный вид, повелительное наклонение (императив)

То есть слово «времени» он понял как глагол «повремени». Что явно неправда. Дальше правда указывается второе значение:

Начальная форма : ВРЕМЯ
Часть речи : существительное
Грамматика : единственное число, неодушевленное, родительный падеж, средний род
Формы : время, времени, временем, времена, времён, временам, временами, временах

Это уже правильно, существительное. В общем будьте внимательны при использовании подобных сервисов.

Чтобы воспользоваться сервисом:

  1. Перейдите по адресу http://goldlit.ru/component/slog
  2. Введите предложение.
  3. Вы получите морфологический разбор каждого слова.

Викислово

Здесь вы можете указать только одно слово. При этом дополнительно вам скажут, каким членом предложения может быть это слово. Либо один вариант, либо, если их несколько, то так и пишут. Разбор слова «времени» выглядит примерно так же:


А вот разбор слова «добавив». Тут уже однозначно указан член предложения. Это обстоятельство. Потому что деепричастия всегда являются обстоятельствами.


Morphologyonline

Этот сервис мне нравится даже больше: дизайн чище, рекламы меньше, работает не хуже.

Чтобы воспользоваться:

  1. Перейдите на сайт http://morphologyonline.ru/
  2. Введите слово в пустое поле.
  3. Щелкните кнопку «Разобрать».

Вы получите разбор:


Здесь третьей строкой идет «Синтаксическая роль». Это то же самое, что «Член предложения» в сервисе Викислово.

А второй строкой идут «Морфологические признаки», которые в первом сервисы обозначены как «Грамматика». Тут они прописаны лучше, так как разделены на постоянные и непостоянные. Имеется в виду, что в зависимости от формы слова, какие-то признаки могут меняться, а какие-то нет. Например, существительное «время» всегда нарицательное, неодушевленное, среднего рода и 2 склонения. Это постоянные признаки. А падеж и число могут меняться в зависимости от формы слова: «нет времени», «дай время», «с давних времен». Тут родительный, дательный, снова родительный падеж. И единственное, снова единственное и множественное число. Какую форму слова «время» употребишь, такой падеж и число и будет. Потому это непостоянные признаки.

Морфологический vs Морфемный

Морфологический разбор слова следует отличать от морфемного. В морфемный разбор слова входит определение корня, суффикса, окончания, основы слова. Для морфемного разбора тоже есть много сервисов, они описаны .


Если вам надо определить не только части речи всех слов предложения, но и разобрать предложение в целом: по цели высказывания, подчеркнуть члены предложения, то используйте шпаргалки, коих полно в интернете. Кое-где можно даже поупражняться онлайн. Сравнение подобный сервисов у меня .


Морфологический разбор может вызвать затруднения, если не знать признаков частей речи. Части речи разбираются по плану: определяется начальная форма слова, по пунктам рассматриваются постоянные и непостоянные характеристики. Рассмотрим, как делать морфологический разбор для самостоятельных и служебных частей речи.

Как сделать морфологический разбор – имя существительное

  • Нач. форма – Им.п., ед.ч. для имен существительных.
  • Определяем пост. признаки (собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение).
  • Затем непост. признаки (число, падеж).
  • Определяем, какую синтаксическую роль в предложении несет слово.

Как сделать морфологический разбор – имя прилагательное

  • Ставим в нач. форму И.п., ед.ч., м.р.

По постоянному признаку имена прилагательные делятся на качественные, относительные и притяжательные.

  • Определяем принадлежность нашего слова к одной из групп.

Находим непост. признаки:

  • Степень сравнения.
  • Полная или краткая форма.
  • Падеж (только для полной формы).
  • Число.
  • Род (только для единственного числа).

Подчеркиваем, каким членом предложения является наше слово.


Как сделать морфологический разбор – глагол

  • Ставим глагол в такую форму, чтобы он отвечал на вопрос “Что делать?” или “Что сделать?”. Эта начальная форма еще называется инфинитив.
  • Пост. признаки у глагола такие: вид, спряжение, возвратность, переходность.
  • Непост. признаки: наклонение, время, число, лицо.
  • Определяем, каким членом в предложении является глагол.


Как сделать морфологический разбор – другие части речи

Морфологический разбор других частей речи происходит по тому же плану: сначала ставим наше слово в начальную форму, затем устанавливаем пост. и непост. признаки и напоследок определяем синтаксическую роль. Нужно знать, какими признаками обладают те или иные части речи:

  • Числительное. Начальная форма у числительного – Им.п. или Им.п., ед.ч., м.р.. К пост. признакам относятся: разряд по структуре, разряд по значению. Непостоянные: падеж, число (только у количественных и порядковых числ.), род (только в ед.числе). Следует отметить, что синтаксическая роль числительного в предложении определяется вместе с существительным, к которому оно относится.
  • Местоимение. Начальная форма местоимения определяется в зависимости от его разряда – И.п., ед.ч., м.р (если есть). К пост. признакам местоимения относятся: разряд и лицо (только для личных). К непост.: падеж, род (если есть), число (если есть).
  • Наречие. Наречие обладает такими пост. признаками, как неизменяемость и разряд по значению. У некоторых наречий проявляется непостоянный признак – степень сравнения, это тоже нужно указывать.
  • Причастие. Нач.ф. – И.п., ед.ч., м.р.. Постоянно причастия могут быть действительными или страдательными, совершенного или несовершенного вида, возвратными или невозвратными, а также иметь время. Непост. признаки – это форма (полная или краткая), падеж (только для полной формы), число, род (только для ед.ч.).
  • Деепричастие. У деепричастия следующие пост. признаки: неизменяемость, вид и возвратность.


Морфологический разбор служебных частей речи происходит по той же схеме. Служебные слова также обладают постоянными и непостоянными признаками, но не являются членами предложения.

Подробнее о том, как сделать морфологический разбор на примере существительного:



Просмотров