Собрание кредиторов в процедуре несостоятельности. Процесс банкротства и важнейшая процедура эффективного управления имуществом должника Кворум собрания кредиторов

Макарова Елена, юрист группы по реструктуризации и банкротству юридической фирмы Magisters.

Первое собрание кредиторов является важнейшим элементом дела о банкротстве, ведь на нем зачастую определяется дальнейшая судьба должника. В связи с этим необходимо четко представлять и понимать все тонкости данного процесса.

Первое собрание кредиторов проводится в процедуре наблюдения и созывается по общему правилу временным управляющим, который определяет дату его проведения, уведомляет лиц, имеющих право на участие в нем, и осуществляет иные организационные действия по его подготовке и проведению. Однако в случае, если по каким-либо причинам арбитражный управляющий не провел первое собрание кредиторов, любой из кредиторов (группа кредиторов), чьи требования составляют более 10% от внесенных в реестр требований, может организовать и провести первое собрание кредиторов <1>. Исходя из п. 3 ст. 14 Закона о банкротстве, такой кредитор (группа кредиторов) вправе сделать это только по истечении трех недель после получения арбитражным управляющим требования о проведении первого собрания кредиторов.

<1> Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 31.05.2005 N А38-4884-11/10-2005(А38-4884-11/133-2004).

Одним из ключевых вопросов первого собрания кредиторов является определение периода, в течение которого оно должно быть проведено. Несмотря на то, что данный вопрос имеет большое значение, в Законе однозначно не указано, начиная с какого момента такое собрание можно проводить. Есть лишь указание на то, что первое собрание кредиторов должно быть проведено не позднее чем за 10 дней до даты окончания наблюдения (абз. 2 п. 1 ст. 72 Закона о банкротстве <2>).

<2> Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ.

На практике указанная норма часто являлась основанием для различных злоупотреблений и мошеннических схем. Например , первое собрание кредиторов проводилось до того, как требования всех заявившихся кредиторов были установлены судом. Таким образом, так как на момент проведения первого собрания требования некоторых кредиторов еще не были внесены в реестр, они не обладали правом на участие в нем. Из-за такой уловки отдельные кредиторы (требования которых были внесены в реестр первыми) получали контроль над последующим процессом банкротства. В качестве другого примера можно привести обратную ситуацию, когда лицо подавало заявление о включении необоснованных требований в реестр и до момента рассмотрения его заявления в суде проводилось первое собрание кредиторов, в котором данное лицо участвовало как выявленный кредитор. В результате нарушалась расстановка сил и принималось решение, выгодное для должника или одного из кредиторов, которое при правильном соотношении сил могло бы быть не принято.

Для того чтобы выявить критерий, на основании которого можно было бы определить дату проведения первого собрания кредиторов, необходимо обратиться к ст. 72 Закона о банкротстве. Нужно учитывать два ее положения:

  • для участия в первом собрании кредиторов арбитражный управляющий уведомляет всех выявленных конкурсных кредиторов и уполномоченные органы;
  • участниками первого собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых были предъявлены в порядке и в сроки, которые предусмотрены законом, и внесены в реестр требований кредиторов.

Анализ судебной практики показывает, что данная статья применяется по-разному. Часто можно встретить дела, когда суд принимает во внимание только один из вышеперечисленных критериев. Так, некоторые суды указывают, что о проведении первого собрания кредиторов необходимо уведомлять всех выявленных кредиторов, независимо от включения их требований в реестр (следовательно, в первом собрании кредиторов могли участвовать лица, чьи требования еще не были установлены) <3>. В других случаях суды указывают, что для участия в первом собрании кредиторов необходимо, чтобы требования лица были включены в реестр требований кредиторов <4>. Позиция третьих - первое собрание кредиторов может считаться легитимным, даже если в нем не принимал участие кредитор, требования которого еще не были рассмотрены судом, если его участие не могло повлиять на результаты голосования на первом собрании кредиторов <5>.

<3> Постановление ФАС Поволжского округа от 30.03.2004 N А06-1301Б-18К/03.
<4> Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.06.2003 N А58-7540/02-Ф02-1819-С2.
<5> Рекомендации научно-консультативного совета при ФАС Уральского округа от 5 - 6 апреля 2006 г. N 2/2006 (п. 26).

Поэтому чрезвычайно важно учитывать оба положения ст. 72 в системном толковании со ст. 71 Закона о банкротстве. Из данных норм следует, что первое собрание кредиторов может быть созвано и проведено только после того, как все установленные судом требования, заявленные в срок не позднее 30 календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения, внесены в реестр требований кредиторов <6>.

<6> Постановление ФАС Поволжского округа от 22.02.2007 N А12-911/05-С48; Постановление ФАС Поволжского округа от 20.12.2005 N А06-217(544-4/05/Ж)-4/05.

Что касается проведения первого собрания кредиторов менее чем за 10 дней до окончания наблюдения, то данное нарушение носит скорее дисциплинарный характер и не является основанием для признания решения первого собрания кредиторов недействительным. На это также указывает судебная практика <7>.

<7> Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 09.11.2005 N А79-1602/2005.

Переходя к анализу состава участников первого собрания кредиторов, следует отметить, что среди них можно выделить две группы.

К первой группе можно отнести лиц, наделенных полным объемом прав на участие (в том числе правом выступать по вопросам повестки собрания, принимать участие в голосовании, обжаловать решение первого собрания кредиторов). К ним относятся конкурсные кредиторы (в том числе залоговые кредиторы) и уполномоченные органы.

Здесь также хотелось бы затронуть вопрос о признании недействительным решения собрания кредиторов в связи с ненадлежащим уведомлением кредитора, размер требований которого незначителен. Отсутствие такого лица зачастую признается судебной практикой основанием для признания решений собрания кредиторов недействительными <8>. Однако полагаем, что это не совсем верно. Участие такого лица едва ли может повлиять на результат проведения первого собрания кредиторов. В связи с этим наиболее правильной является позиция, согласно которой решение первого собрания кредиторов может быть признано недействительным по заявлению кредитора при условии, что его участие (но не только голосование) могло повлиять на результаты голосования на данном собрании. При этом оценку степени влияния такого кредитора на результат голосования суд должен проводить индивидуально в каждом конкретном случае.

<8> Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12.05.2005 N Ф04-2466/2005(10730-А46-21); Постановление ФАС СЗО от 07.06.2007 N А05-6106/2006; Постановление ФАС МО от 11.05.2004 N КГ-А41/2588-04.

Ко второй группе относятся лица с ограниченными правами на участие (самое главное ограничение заключается в том, что у них отсутствует право голоса на собрании кредиторов). При этом Закон N 296-ФЗ <9> несколько изменил перечень таких лиц: кроме руководителя должника, представителя учредителей (участников) должника или представителя собственника должника - унитарного предприятия, представителя работников должника, к ним добавлен новый участник - представитель органа по контролю (надзору); кроме этого, в общих положениях об участниках собрания кредиторов (ст. 12 Закона о банкротстве) к таким лицам добавлен представитель саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий.

<9> Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 30.12.2008 N 296-ФЗ.

Согласно п. 3 ст. 72 Закона о банкротстве, отсутствие указанных лиц не является основанием для признания первого собрания кредиторов недействительным. В связи с этим часто встречаются случаи недобросовестного поведения арбитражных управляющих, когда указанные лица просто не уведомляются о первом собрании кредиторов. Судебная практика сложилась таким образом, что указанные действия арбитражных управляющих являются основанием только для привлечения их к административной ответственности, но не для признания собрания кредиторов недействительным <10> (хотя есть, конечно, и исключения <11>).

<10> Постановление ФАС Поволжского округа от 09.09.2008 N А12-4730/08-С30; Постановление Девятого ААС от 07.07.2008 N 09АП-7395/2008-АК; Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20.12.2007 N А43-22241/2007-18-134; Постановление ФАС Поволжского округа от 22.01.2004 N А57-891Б/02-32; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2007 N 09АП-13318/2007-ГК.
<11> Постановление Восточно-Сибирского округа от 19.02.2004 N А10-5824/02-Ф02-359/04-С2.

Полагаем, что судебная практика подлежит корректировке, так как данный вопрос необходимо решать на основании обстоятельств конкретного дела. Положение Закона о том, что отсутствие указанных лиц не является основанием для признания первого собрания кредиторов недействительным, должно применяться только для ситуаций, когда данные лица были надлежаще уведомлены, но не явились на собрание кредиторов. В случае неуведомления или ненадлежащего уведомления указанных лиц вопрос о признании собрания кредиторов недействительным должен решаться с учетом обстоятельств конкретного дела, по аналогии с вопросом о признании недействительным первого собрания кредиторов, проведенного в отсутствие конкурсного кредитора - миноритария. В обоих случаях участие данных лиц по общему правилу не может повлиять на исход первого собрания кредиторов. Исключением является ситуация, когда позиция, которая могла быть высказана лицами с ограниченными правами на участие при их присутствии на собрании, повлияла бы на решение кредиторов со значительными по размеру требованиями. Поэтому в случае выявления такого факта решение первого собрания кредиторов может быть признано недействительным.

Основной вопрос, подлежащий разрешению на первом собрании кредиторов, конечно, касается дальнейшей судьбы должника: кредиторы принимают решение о целесообразности введения той или иной процедуры банкротства. Кроме этого, на первом собрании кредиторов решаются вопросы об образовании комитета кредиторов, об объеме полномочий, которыми данный орган наделяется, и иные вопросы, связанные с его формированием. Решение по указанным вопросам должно быть принято большинством голосов от общего числа конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых внесены в реестр на дату проведения собрания кредиторов (п. 2 ст. 15 Закона о банкротстве).

К иным вопросам (для принятия которых необходимо большинство голосов от числа присутствующих на собрании конкурсных кредиторов и уполномоченных лиц) можно отнести вопросы, касающиеся кандидатуры арбитражного управляющего, установления размера и порядка выплаты ему вознаграждения, заключения мирового соглашения, выбора реестродержателя, и некоторые другие.

В случае продолжения дела о банкротстве важнейшим вопросом становится определение кандидатуры арбитражного управляющего. Анализируя данную проблему, нельзя не отметить, что при внесении изменений в Закон о банкротстве законодатель оставил без внимания соответствующую статью. В результате получилось, что только в процедуре наблюдения кредиторы не могут предлагать кандидатуру арбитражного управляющего напрямую, а должны в своем решении лишь указать на саморегулируемую организацию, которая обязана будет представить в суд эту кандидатуру.

Интересным является вопрос о том, какими полномочиями обладает суд при рассмотрении решения первого собрания кредиторов. Насколько он может вмешаться в сферу компетенции собрания кредиторов и принять решение вопреки воле первого собрания кредиторов?

Анализ ст. 75 Закона о банкротстве дает основания говорить, что:

  • только решение первого собрания кредиторов о введении финансового оздоровления является обязательным для суда (при этом данное решение должно соответствовать требованиям п. 1 ст. 74 Закона о банкротстве, в противном случае оно не может быть утверждено <12>);
<12> Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.10.2008 N А28-122/2007-70/3.
  • решения о введении внешнего управления или конкурсного производства могут быть пересмотрены судом;
  • в случае если первое собрание кредиторов не приняло решение о введении какой-либо процедуры, применяемой в деле о банкротстве, а семимесячный срок для рассмотрения дела в заседании арбитражного суда истек, суд может ввести любую из возможных процедур: финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство (при наличии оснований для введения соответствующей процедуры).

Важно отметить, что свобода действий суда в принятии своего решения по вопросу о введении соответствующей процедуры строго ограничена и указанный выше перечень является исчерпывающим.

Наиболее интересным является положение о введении финансового оздоровления независимо от того, каким было решение первого собрания кредиторов. В соответствии с п. 3 ст. 75 Закона о банкротстве суд может ввести финансовое оздоровление, если учредитель (участник) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, уполномоченный государственный орган, третье лицо (третьи лица) представили в суд следующие документы:

  • ходатайство о введении финансового оздоровления;
  • график погашения задолженности, по которому погашение задолженности должно быть начато не позднее чем через месяц после вынесения определения о введении финансового оздоровления и осуществляться ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты его начала;
  • банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности на сумму, превышающую размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения первого собрания кредиторов, не менее чем на 20%.

Здесь можно отметить еще одну особенность введения процедуры финансового оздоровления судом вопреки воле кредиторов. В случае если в ходе указанной процедуры должник нарушает сроки удовлетворения требований кредиторов, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, может вынести определение о прекращении финансового оздоровления и о введении процедуры, ранее принятой первым собранием кредиторов (п. 6 ст. 87 Закона о банкротстве).

Стоит отметить, что в литературе положения ст. 74 Закона о банкротстве часто критикуются как необоснованно ограничивающие права кредиторов <13> и как один из примеров применения судейского усмотрения, которое совершенно не обосновано в банкротном процессе <14>.

<13> Кораев К.Б. Правовой статус конкурсных кредиторов при проведении внешнего управления // Юрист. 2008. N 5.
<14> Химичев В.А. Осуществление и защита гражданских прав при несостоятельности (банкротстве). М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 163.

Однако такая критика выглядит неубедительной, и ей могут быть противопоставлены следующие аргументы.

Во-первых, следует учитывать, что основной задачей процедуры банкротства является максимальное удовлетворение требований кредиторов на принципах пропорциональности и очередности. Если данная задача может быть достигнута путем восстановления платежеспособности в ходе финансового оздоровления, то очевидна необходимость введения указанной процедуры. В противном случае (особенно в случае перехода сразу или после внешнего управления в конкурсное производство) требования всех кредиторов не будут удовлетворены и задача института банкротства не будет выполнена.

Во-вторых, норма п. 3 ст. 75 Закона о банкротстве направлена также на воспрепятствование злоупотреблению со стороны кредиторов (в случае если есть реальная возможность восстановления платежеспособности должника, но собрание кредиторов, несмотря на это, приняло решение о введении конкурсного производства).

Также следует отметить, что введение финансового оздоровления является не обязанностью, а именно правом суда и должно быть основано на имеющихся в деле материалах, с учетом всех обстоятельств дела. Арбитражный суд оценивает реальное положение должника, его платежеспособность с учетом того, обеспечивает ли принятое им решение защиту интересов всех участников банкротного процесса (а не только кредиторов) и публичных интересов.

Немаловажная роль в осуществлении процедур банкротства отводится законом о банкротстве собранию кредиторов, образуемому в целях защиты интересов всех кредиторов (см. табл. 7). Временный управляющий определяет дату проведения первого собрания кредиторов и уведомляет об этом всех лиц, имеющих право на участие в первом собрании кредиторов: выявленных конкурсных кредиторов (кредиторов, обратившихся в установленный срок и в установленном законом порядке и внесенных в реестр требований кредиторов), уполномоченные органы, представителя работников должников и др.

Особенности первого собрания кредиторов:

Определенная дата проведения (не позднее 10 дней до даты окончания наблюдения);

Предоставление протокола проведения в арбитражный суд;

Принятие решения об обращении с ходатайством в арбитражный суд о введении финансового оздоровления, внешнего управления или об открытии конкурсного производства. Т.е. решение первого собрания кредиторов является основанием для принятия арбитражным судом решения о дальнейшей участи должника;

Определение количественного состава комитета кредиторов, избрание его членов;

Решение иных вопросов, предусмотренных Законом о банкротстве.

Таблица 7.

Первое собрание кредиторов
Цель Определение дальнейшей судьбы должника
Дата Не позднее 10-ти дней до даты окончания наблюдения
Принимаемые решения (принимаются большинством голосов из числа присутствующих на собрании) 1. решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством: - о введении финансового оздоровления; - о введении внешнего управления; - о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; 2. Другие вопросы, в том числе: - образование комитета кредиторов, определение его количественного состава и полномочий, избрание членов комитета кредиторов; - определение требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего; - определение саморегулируемой организации, которая должна представить в арбитражный суд кандидатуры арбитражных управляющих; - выбор реестродержателя из числа реестродержателей, аккредитованных саморегулируемой организацией; - решение иных вопросов, предусмотренных законом о банкротстве.

Решения первого собрания кредиторов по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов, налоговых и иных уполномоченных органов. При банкротстве субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса первое собрание кредиторов принимает решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не менее чем ¾ голосов от их общего числа (это положение действовало до 1 января 2005г.).



Первое собрание кредиторов – очень важный для должника этап. Цель его проведения состоит в определении кредиторами дальнейшей судьбы должника. Временный управляющий на собрании сообщает кредиторам данные анализа финансового состояния должника с изложениями перспектив возможности или невозможности восстановления платежеспособности. Однако выводы временного управляющего носят рекомендательный характер и не являются обязательными для кредиторов. Кредиторы могут иметь собственный взгляд на возможность или невозможность оздоровления должника, не совпадающий с результатами анализа.

Протокол первого собрания кредиторов представляется временным управляющим в арбитражный суд не позднее чем через 5 дней с даты проведения первого собрания кредиторов.

Окончание наблюдения

Последнюю точку в процедуре наблюдения ставит арбитражный суд: он на основании решения первого собрания кредиторов или руководствуясь законом о банкротстве принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, или выносит определение о введении внешнего управления, или утверждает мировое соглашение.

Основой для вынесения определения или принятия решения арбитражного суда служит решение первого собрания кредиторов. Однако суд может поступить вопреки воле кредиторов в том случае, если есть ходатайство учредителей должника, уполномоченного государственного органа или третьих лиц и они предоставляют банковскую гарантию на сумму свыше 120% от размера обязательств должника, а также существует график погашения задолженности, соответствующий требованиям закона о банкротстве. В этом случае вместо предложенного кредиторами внешнего управления или конкурсного производства суд вводит финансовое оздоровление. Кроме того, если решение собрания кредиторов нарушает чьи-либо права и законные интересы, суд по заявлению соответствующих лиц может признать такое решение недействительным.

Если первое собрание кредиторов не приняло решение о том, какую процедуру надо ввести следующей, суд может отложить рассмотрение дела. Однако если решение не вынесено в течение 7 месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд, то суд принимает решение о ведении какой-либо из процедур банкротства самостоятельно:

Если есть соответствующее ходатайство, то вводится финансовое оздоровление;

Если нет оснований для введения финансового оздоровления, но есть возможность восстановления платежеспособности, то вводится внешнее управление;

Если нет оснований для введения финансового оздоровления или внешнего управления, то вводится конкурсное производство и должник признается банкротом.

С момента признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства, или введения финансового оздоровления или внешнего управления, или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.

Контрольные вопросы

1. Что является целью процедуры банкротства Наблюдение?

2. Какова длительность процедуры наблюдения?

3. Кто руководит во время наблюдения предприятием-должником?

4. Какие сделки администрация должника не имеет право осуществлять во время наблюдения?

5. Кто может быть назначен временным управляющим?

6. Какие права и обязанности имеет временный управляющий?

7. В каком случае управление должником осуществляет временный управляющий?

8. Какие сделки осуществляются только с согласия временного управляющего?

9. Каким образом производится удовлетворение требований кредиторов в течение периода наблюдения?

10. Кто определяет дату проведения первого собрания кредиторов?

13. Какие решения может принимать первое собрание кредиторов?

14. В каком случае может быть прекращена процедура банкротства Наблюдение? Кто принимает решение об ее окончании?

15. Что происходит с предприятием-должником после завершения процедуры наблюдения?


Тема 5. Финансовое оздоровление

Особенности процедуры

Финансовое оздоровление – это процедура, появившаяся с введением Закона о банкротстве 2002г. (см. табл. 8). Так же, как и внешнее управление, она направлена на восстановление платежеспособности должника. Существует и еще одна процедура, связанная с оздоровлением - санация (в законе 1992г. она относилась к судебным процедурам, а в законе 1998 и 2002г. является досудебной процедурой). Разница между ними заключается в следующем:

Досудебная санация является процедурой добровольной и заключается в оказании финансовой помощи должнику (например, учредитель оплачивает все долги должника, а должник берет на себя обязательства перед этим учредителем).

Во время внешнего управления кроме того, что осуществляются меры по оздоровлению должника, действует мораторий на долги. Т.е. долги замораживаются и начинают выплачиваться после окончания процедуры.

При финансовом оздоровлении должник начинает расплачиваться по долгам почти сразу после введения процедуры (в соответствии с графиком), одновременно осуществляются меры по финансовому оздоровлению. Гарантом исполнения обязательств в соответствии с графиком выступают лица, предоставившие обеспечение. В случае неисполнения должником графика погашения задолженности ее будут погашать лица, предоставившие обеспечению, после чего их требования будут включены в реестр как требования конкурсных кредиторов. Если они не смогут исполнить эту обязанность, то будут нести ответственность в пределах стоимости имущества и имущественных прав, предоставленных в качестве обеспечения исполнения обязательств.

Таблица 8.

Финансовое оздоровление
Определение Процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Ст. 2 Закона о банкротстве
Не применяется - К ликвидируемому должнику; - К отсутствующему должнику; - К кредитным организациям* Ст. 225,228 Закона о банкротстве, ст. 5 Закона о банкротстве кредитных организаций
Срок - Не более 2 лет. Кроме того, совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может быть больше 2 лет; - Для градообразующих организаций – не более 2 лет с продлением еще не более чем на 1 год по ходатайству органа местного самоуправления, привлеченного к участию в деле о банкротстве федерального органа исполнительной власти или органа власти субъекта РФ при условии предоставления поручительства; - Для сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств - срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной продукции, с продлением еще на 1 год в случае чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, эпизоотий и др.). Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может быть больше 2 лет и 3 месяцев. Ст. 80,92,172, 178, 219 Закона о банкротстве
Начало По окончании наблюдения на основании определения арбитражного суда при наличии обеспечения исполнения должником обязательств, предоставленного учредителями (участниками) должника, собственниками имущества должника – унитарного предприятия, третьего лица или третьих лиц. Ст. 76, 78 Закона о банкротстве
Орган управления Руководство должника под контролем административного управляющего. Ст. 82 Закона о банкротстве
Специфика Руководителем осуществляется оздоровление должника в соответствии с планом финансового оздоровления, одновременно производится погашение задолженности в соответствии с графиком, утвержденным арбитражным судом. Большинство сделок должно быть внесено в план финансового оздоровления, либо они контролируются собранием (комитетом) кредиторов, административным управляющим. Сделки с имуществом величиной больше 5% балансовой стоимости активов, выдача займов, кредитов, поручительств, гарантий, учреждение доверительного управления, сделки, увеличивающие обязательства больше чем на 20%, осуществляются только с согласия собрания (комитета) кредиторов. Реорганизация осуществляется с согласия собрания (комитета) кредиторов и лиц, предоставивших обеспечение. Сделки, связанные с увеличением кредиторской задолженности более чем на 5%, приобретением или продажей любого имущества (за исключением продажи готовой продукцией, работ, услуг), уступка прав требований, перевод долга, получение займов, кредиторов осуществляется только с согласия административного управляющего. Ст. 82 Закона о банкротстве
Окончание процедуры С момента: - Вынесения арбитражным судом определения о прекращении производства по делу; - Вынесения арбитражным судом определения о введении внешнего управления; - Принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Ст. 86,87,88, 92 Закона о банкротстве
* Для кредитных организаций до дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций реализуется мера по предупреждению банкротства кредитных организаций, также носящая название «финансовое оздоровление», однако она является внесудебной процедурой и включает в себя другие положения. Ст.3, гл.II Закона о банкротстве кредитных организаций

    Как правильно управлять финансами своего бизнеса, если вы не специалист в области финансового анализа - Финансовый анализ

    Финансовый менеджмент - финансовые отношения между суъектами, управление финасами на разных уровнях, управление портфелем ценных бумаг, приемы управления движением финансовых ресурсов - вот далеко не полный перечень предмета "Финансовый менеджмент "

    Поговорим о том, что же такое коучинг ? Одни считают, что это буржуйский брэнд, другие что прорыв с современном бизнессе. Коучинг - это свод правил для удачного ведения бизнесса, а также умение правильно распоряжаться этими правилами

IV. ПЕРВОЕ СОБРАНИЕ КРЕДИТОРОВ

(п. 1 ст. 72)

собранием кредиторов;

управляющего.

в деле о банкротстве;

правовая форма;

приложены:

проводился;

оно подготовлено;

своих прав.

Проведение собрания

кредиторов.

органов. (п. 2 ст. 15)

Это решения по вопросам:

его членов;

управляющего);

ходатайством в арбитражный суд (должно содержать

кредиторов.

в нем кредитора.

кредиторов;

временным управляющим;

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕСТОВ.

банкротстве должника.

управляющих.

Контрольные вопросы Да Нет

кредиторов?

представителей?

включены в повестку?

кредиторов?

собрании кредиторов?

принятие собранием решений?

кредиторов в арбитражный суд?

такой жалобы.

2. Принятие решения о дальнейшем ходе процесса о

банкротстве должника:

РЕЗУЛЬТАТ ТЕСТА

Контрольные вопросы Да Нет

платежеспособности должника?

3. Выбор саморегулируемой организации арбитражных

управляющих:

управляющих.

Контрольные вопросы Да Нет

к арбитражному управляющему?

арбитражных управляющих?

законодательства?

управляющий.

Первое собрание кредиторов можно назвать поворотным моментом

в процессе банкротства, поскольку на нем кредиторы

принимают решение о дальнейшем ходе процесса: может быть

избрана реабилитационная (финансовое оздоровление либо

внешнее управление) либо ликвидационная процедура (конкурсное

производство). Собранием также может быть принято

решение о заключении мирового соглашения.

Если целью кредитора является исключительно взыскание

долгов и ему безразлична судьба предприятия должника, то такому

кредитору необходимо настаивать на скорейшем переходе к

конкурсному производству, поскольку применение к должнику

процедур финансового оздоровления и внешнего управления

лишь отодвинет момент удовлетворения его требований. Кроме

того, практика показывает, что реабилитационные процедуры

крайне редко завершаются восстановлением платёжеспособности

должника, представляя собой лишь способ выиграть время перед

началом конкурсного производства.

и юридическое лицо в прежнем виде и его целью является недопущение

признания должника банкротом (например, предприятие-

должник встроено в технологическую цепочку предприятиякредитора

либо должник является ключевым поставщиком кредитора),

то на первом собрании такому кредитору необходимо настаивать

на введении в отношении должника процедур финансового

оздоровления либо внешнего управления, для того чтобы, по

возможности, восстановить его платежеспособность и не допустить

открытия конкурсного производства. Другим вариантом,

приемлемым как для должника, так и для кредиторов, может стать

заключение мирового соглашения.

Подготовка к участию в первом собрании кредиторов

Дату проведения первого собрания кредиторов определяет

временный управляющий. Первое собрание кредиторов должно

состояться не позднее, чем за десять дней до даты окончания наблюдения.

(п. 1 ст. 72)

Временный управляющий должен уведомить кредитора о проведении

первого собрания кредиторов надлежащим образом –

направить сообщение о проведении собрания по почте не позднее

чем за четырнадцать дней до даты его проведения или иным способом

обеспечить получение такого сообщения не менее чем за

пять дней до даты проведения собрания кредиторов (п. 1 ст.13).

Уведомление временного управляющего о проведении первого

собрания кредиторов должно содержать (п. 3 ст. 13):

Наименование, место нахождения должника и его адрес;

Дату, время и место проведения собрания кредиторов;

Повестку собрания кредиторов;

Порядок ознакомления с материалами, подлежащими рассмотрению

собранием кредиторов;

Порядок регистрации участников собрания.

Необходимо обратить внимание, что в случае ненадлежащего

уведомления хотя бы одного из кредиторов или уполномоченных

органов, имеющих право на участие в первом собрании кредиторов

недействительным и вынести определение о проведении повторного

собрания с той же повесткой дня.

По получении от временного управляющего уведомления о

первом собрании, кредитору желательно заранее ознакомиться с

представляемыми собранию материалами: реестром требований

кредиторов, отчетом временного управляющего и прилагаемыми

к нему документами. Отсутствие в уведомлении о первом собрании

кредиторов времени и места предварительного ознакомления

с предлагаемыми для рассмотрения материалами может служить

причиной признания первого собрания кредиторов недействительным.

Особенно внимательно при подготовке к участию в первом собрании

кредиторов нужно ознакомиться с отчетом временного

управляющего.

Отчет временного управляющего о проведении процедуры наблюдения

должен быть составлен по типовой форме, утвержденной

Министерством юстиции Российской Федерации12, подписан арбитражным управляющим и представлен вместе с прилагаемыми

документами в сброшюрованном виде.

В отчете временного управляющего должны быть указаны:

Дата и место составления отчета;

Фамилия, имя и отчество арбитражного управляющего;

Наименование арбитражного суда, в производстве которого находится

дело о банкротстве, номер дела, определение о введении процедуры

наблюдения и об утверждении временного управляющего;

Сведения о наличии и сроке действия договора о страховании

ответственности арбитражного управляющего и наличии договора

о дополнительном страховании ответственности арбитражного

управляющего на случай причинения убытков лицам, участвующим

в деле о банкротстве;

Полное наименование и адрес должника, его организационно-

правовая форма;

Сведения о лицах, привлеченных арбитражным управляющим

для обеспечения своей деятельности, и источниках выплаты

денежного вознаграждения указанным лицам;

Информация о жалобах на действия (бездействие) арбитражного

управляющего и результатах их рассмотрения;

Данные об арбитражном управляющем, о саморегулируемой

организации арбитражных управляющих, членом которой он является,

и должнике в соответствии с типовыми формами, утвержденными

Министерством юстиции Российской Федерации.

Отчет временного управляющего должен содержать сведения:

О мерах, принятых для обеспечения сохранности имущества

должника и выявления кредиторов должника;

О предъявлении в суды от имени временного управляющего

исковых заявлений и ходатайств и сведения о результатах их рассмотрения;

Иные сведения о выполнении временным управляющим своих

обязанностей и реализации им своих прав.

К отчету временного управляющего обязательно должны быть

приложены:

Документ, содержащий анализ финансово-хозяйственной деятельности

должника, и материалов, на основании которых он

проводился;

Заключение о наличии признаков преднамеренного и (или)

фиктивного банкротства и документов, на основании которых

оно подготовлено;

Реестр требований кредиторов на дату составления отчета;

Копии документов о надлежащем уведомлении кредиторов о

введении в отношении должника процедуры наблюдения;

Иные документы, свидетельствующих о выполнении временным

управляющим своих обязанностей и реализации им

своих прав.

В процессе подготовки к первому собранию кредиторов после

ознакомления с представленными временным управляющим материалами

кредитору необходимо заранее выработать стратегию

поведения на собрании, определив желательный для него путь, по

которому должна пойти процедура банкротства, и подготовить соответствующие

предложения по вопросам повестки собрания.

В случае когда кредиторов и уполномоченных органов пятьдесят

и более следует заранее подготовить предложения по количественному

и качественному составу избираемого комитета кредиторов

(ст.17), а в случае меньшего числа кредиторов – заранее

решить вопрос о необходимости избрания комитета кредиторов.

Проведение собрания

В первом собрании кредиторов принимают участие с правом

требования внесены в реестр требований кредиторов (п. 2 ст.72).

При этом конкурсный кредитор, уполномоченный орган обладают

размеру их требований к общей сумме требований по денежным

обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в

реестр требований кредиторов на дату проведения первого собрания

кредиторов. Закон определяет также состав участников первого

собрания кредиторов, принимающих участие в нем без права

учредителей (участников) должника или представитель собственника

имущества должника – унитарного предприятия и

представитель работников должника. Их отсутствие не является

основанием для признания первого собрания кредиторов недействительным

(п. 3 ст.72). Арбитражный управляющий, проводящий

собрание кредиторов, также не обладает правом голоса.

Первое собрание кредиторов правомочно в случае если на нем

присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы,

включенные в реестр требований кредиторов и обладающие

требований кредиторов (п. 4 ст. 12).

кредиторов и уполномоченных органов недостаточно для

проведения собрания временным управляющим созывается повторное

первое собрание кредиторов. Таким образом, если кредитор

либо уполномоченный орган обладает более чем половиной

включенных в реестр требований кредиторов, отсутствие его

представителя на первом собрании кредиторов приведет к необходимости

повторного созыва первого собрания кредиторов.

Повторно созванное первое собрание кредиторов правомочно в

случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и

уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов

и обладающие более чем тридцатью процентами голосов от

органов, включенных в реестр требований кредиторов, при условии,

что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные

кредиторы и уполномоченные органы были надлежащим

образом уведомлены. (п. 4 ст. 12).

Необходимо заметить, что в процедуре наблюдения возможно

только лишь одно собрание кредиторов – это первое собрание

кредиторов.

Принятие решений первым собранием кредиторов

В соответствии с п. 1 ст. 15 решения собрания кредиторов по

органов, присутствующих на собрании кредиторов.

Однако, решение по ряду вопросов, относящихся к компетенции

первого собрания кредиторов, принимается большинством

органов. (п. 2 ст. 15)

Это решения по вопросам:

об образовании комитета кредиторов, определении количественного

состава и полномочий комитета кредиторов, избрании

его членов;

о введении финансового оздоровления и об обращении с соответствующим

ходатайством в арбитражный суд (должно содержать

предложение о сроке финансового оздоровления, утвержденные

план финансового оздоровления и график погашения задолженности,

управляющего);

об утверждении графика погашения задолженности;

о введении внешнего управления и об обращении с соответствующим

ходатайством в арбитражный суд (должно содержать

предложение о сроке внешнего управления, может содержать требования

к кандидатуре внешнего управляющего);

об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании

должника банкротом и об открытии конкурсного производства

и требования к кандидатуре конкурсного управляющего);

о выборе саморегулируемой организации, из членов которой

арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего;

о заключении мирового соглашения (если в его заключении

участвуют третьи лица, являющиеся заинтересованными лицами

по отношению к должнику, арбитражному управляющему, конкурсному

кредитору, мировое соглашение должно содержать указание

на наличие и характер заинтересованности).

Временный управляющий может включить в повестку первого

собрания кредиторов и другие вопросы, такие как определение

размера вознаграждения и источников вознаграждения арбитражному

управляющему, вопрос о порядке распределения судебных

расходов, об увеличении размера вознаграждения временному управляющему,

о выборе представителя собрания кредиторов. Первое

собрание кредиторов также заслушивает и обсуждает отчет

временного управляющего о проведении процедуры наблюдения.

Время регистрации участников собрания кредиторов указывается

в уведомлении о собрании. Кредиторам необходимо прибыть

в место проведения собрания к указанному времени регистрации.

При регистрации участников собрания должны быть зафиксированы

фамилия, имя, отчество представителя кредитора

или уполномоченного органа; наличие, дата выдачи и номер доверенности

(либо иного документа) на представление интересов

кредитора или уполномоченного органа на первом собрании кредиторов;

кредиторов.

Для целей участия в первом собрании кредиторов представителю

кредитора или уполномоченного органа необходимо иметь:

документ, удостоверяющий личность – паспорт;

для руководителей организаций-кредиторов – приказ (решение

органов управления) о назначении на должность руководителя;

доверенность на представление интересов кредитора на собрании

кредиторов, оформленную в установленном порядке (для

лиц, не являющихся руководителями).

бюллетеней, копии которых представляются в арбитражный

суд вместе с протоколом собрания.

Кредитору необходимо проверить точность формулировки вопроса,

в нем кредитора.

В соответствии с п. 7 ст. 12 протокол собрания кредиторов составляется

в двух экземплярах, один из которых направляется в

арбитражный суд не позднее чем через пять дней с даты проведения

собрания кредиторов. Поэтому кредитор не может требовать

от временного управляющего направления ему подлинного экземпляра

протокола собрания. Однако, в соответствии с указанной

статьей, арбитражный управляющий обязан обеспечить доступ

к копиям протокола собрания кредиторов и прилагаемых к

нему документов лицам, участвующим в деле о банкротстве.

К протоколу собрания кредиторов прилагаются:

реестр требований кредиторов на дату проведения собрания

кредиторов;

журнал регистрации участников первого собрания кредиторов;

временным управляющим;

копии документов, подтверждающих полномочия участников

собрания, надлежащим образом заверенных временным управляющим;

копии документов, являющихся доказательствами, свидетельствующими

о надлежащем уведомлении конкурсных кредиторов и

уполномоченных органов о дате и месте проведения собрания кредиторов,

заверенных временным управляющим;

иные документы по усмотрению арбитражного управляющего.

бюллетеней протокол собрания может не подписываться участниками

первого собрания кредиторов. В этом случае достаточно

подписи временного управляющего и секретаря собрания.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ КРЕДИТОРОВ

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕСТОВ.

1. Созыв и проведение первого собрания кредиторов.

2. Принятие решения о дальнейшем ходе процесса о

банкротстве должника.

3. Выбор саморегулируемой организации арбитражных

управляющих.

1. Созыв и проведение первого собрания кредиторов:

Целью теста является проверка соблюдения временным

управляющим требований Закона и сопутствующих нормативных

актов РФ при исполнении им своих обязанностей по созыву и

проведению первого собрания кредиторов.

Контрольные вопросы Да Нет

1 Своевременно ли направлены уведомления кредиторам и

уполномоченному органу о проведении первого собрания

кредиторов?

необходимые сведения, предусмотренные п.3 ст.13 Закона?

3 Обеспечена ли кредиторам возможность ознакомления с

материалами, подлежащими рассмотрению собранием?

4 Не препятствуют ли дата, время и место проведения первого

собрания кредиторов участию в нем кредиторов или их

представителей?

5 Все ли вопросы, отнесенные к компетенции первого собрания,

включены в повестку?

6 Произведена ли регистрация участников собрания

кредиторов?

собрании кредиторов?

8 Исключена ли возможность присутствия на собрании

кредиторов лиц, чье участие в первом собрании не

предусмотрено ст.72 Закона, которые могли бы повлиять на

принятие собранием решений?

9 Обеспечил ли временный управляющий доступ кредиторам к

копиям протокола первого собрания кредиторов и

прилагаемых к нему документов?

10 Своевременно ли направлены материалы первого собрания

кредиторов в арбитражный суд?

Если среди ответов на вопросы есть хотя бы один отрицательный, кредитор вправе

направить в арбитражный суд жалобу на действия временного управляющего,

предварительно проанализировав обоснованность и целесообразность для себя подачи

такой жалобы.

2. Принятие решения о дальнейшем ходе процесса о

банкротстве должника:

Цель теста – проверить есть ли у собрания кредиторов

возможность принять обоснованное решение о выборе

дальнейшей процедуры банкротства.

РЕЗУЛЬТАТ ТЕСТА

Контрольные вопросы Да Нет

1 Позволяют ли представленные временным управляющим

материалы сделать вывод о возможности восстановления

платежеспособности должника?

2 Существует ли возможность восстановления

платежеспособности должника (ответ дается по результатам

анализа финансово-хозяйственной деятельности должника,

представленного временным управляющим)?

3 Представлено ли первому собранию кредиторов ходатайство о

введении финансового оздоровления?

4 Соблюдены ли сроки представления ходатайства о введении

финансового оздоровления временному управляющему и в

арбитражный суд в соответствии с п. 2 ст.76 Закона?

5 В случае подачи ходатайства о введении финансового

оздоровления учредителями (участниками) должника или

собственником имущества должника – унитарного

предприятия соответствует ли решение об обращении к

первому собранию кредиторов о введении финансового

оздоровления требованиям ст.77 Закона?

6 В случае подачи ходатайства о введении финансового

оздоровления третьими лицами, удовлетворяют ли в полном

объеме прилагаемые документы требованиям ст.78 Закона?

7 В случае подачи ходатайства о введении финансового

оздоровления оцениваете ли вы прилагаемый план

финансового оздоровления как эффективный и выполнимый?

8 Достаточна ли стоимость принадлежащего должнику

имущества для покрытия судебных расходов и расходов на

выплату вознаграждения арбитражным управляющим?

9 Определен ли источник покрытия судебных расходов при

недостаточности имущества должника?

Если ответы на вопросы 1 и 3 отрицательные – собранием кредиторов не может

быть принято объективное решение о дальнейшей процедуре банкротства в

отношении должника. Ответы на дальнейшие вопросы теста бессмысленны.

Если ответы на вопросы 3-7 положительные, принимается решение о введении

финансового оздоровления и об обращении с соответствующим ходатайством в

арбитражный суд. Это решение может быть принято даже в том случае, когда ответы

на вопросы 1 и 2 отрицательные.

В случае положительного ответа на вопрос 1:

3. Выбор саморегулируемой организации арбитражных

управляющих:

Целью теста – помочь кредитору выбрать конкретную

саморегулируемую организацию, которая должна

представить в арбитражный суд кандидатуры арбитражных

управляющих.

Ответ на вопрос 1 дается по результатам соответствующего теста.

Если ответы на вопросы 2,8,9 положительные, а ответ на вопрос 3

отрицательный – принимается решение о введении внешнего управления и об

обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд. При этом следует

заметить, что при отрицательном ответе на вопрос 8 кредиторы, проголосовавшие за

введение внешнего управления несут солидарную ответственность по покрытию

судебных расходов в случае невозможности их покрытия за счет определенного

собранием кредиторов источника.

Если ответ на вопрос 2 отрицательный – принимается решение о признании

должника банкротом, открытии конкурсного производства и об обращении с

соответствующим ходатайством в арбитражный суд.

Контрольные вопросы Да Нет

1 Выполнены ли временным управляющим все возлагаемые на

него обязанности и использованы все возможности при

проведении процедуры наблюдения?

2 Соответствует ли временный управляющий требованиям,

определенным первым собранием кредиторов, предъявляемым

к арбитражному управляющему?

3 Согласен ли временный управляющий проводить следующую

процедуру банкротства в отношении должника?

4 Включена ли саморегулируемая организация в единый

государственный реестр саморегулируемых организаций

арбитражных управляющих?

5 Зарегистрирована ли саморегулируемая организация в

арбитражном суде, в котором рассматривается дело?

6 Имеется ли информация о нарушении членами

саморегулируемой организации действующего

законодательства?

Если ответы на вопросы 1 – 3 положительные – наиболее рациональным будет

предложить саморегулируемую организацию, членом которой является временный

управляющий.

Если хотя бы один ответ на вопросы 1 – 3 отрицательный или имеются какиелибо

другие причины, кредитор может предложить саморегулируемую организацию,

в отношении которой даются положительные ответы на вопросы 4, 5 и, желательно,

отрицательный ответ на вопрос 6.

Все права защищены. Материалы этого сайта могут быть использованы только со ссылкой на данный сайт

Во время банкротства должника, его кредиторы теряют право действовать самостоятельно (через представителя) и отдельно друг от друга выдвигать к нему требования о выполнении обязательств. Создаётся коллегиальная структура - собрание кредиторов, наделённое полномочиями защищать их интересы во взаимоотношениях с должником на время проведения банкротства. Без его участия не принимаются многие важные решения.

Какова компетенция собрания кредиторов, периодичность созыва и правила работы?

Полномочия и состав

Участвующие в собрании условно делятся на 2 группы: обладающие правом голоса и не имеющие полномочия голосовать.

К первой группе относятся конкурсные кредиторы и уполномоченные органы (далее вместе - голосующие участники), чьи требования к должнику вошли в реестр требований кредиторов (далее по тексту - реестр) по состоянию на день проведения их собрания.

Конкурсными называются кредиторы, предъявляющие к должнику требования по исполнению денежных обязательств, кроме;

  • голосующих уполномоченных органов;
  • учредителей либо участников задолжавшего юридического лица по обязательствам, обусловленным этим участием;
  • граждан, ожидающих от должника присужденных выплат за нанесение физического и (или) морального вреда и компенсации сверх его возмещения; а также перечислений по авторским договорам.

К уполномоченным органам относятся органы исполнительной власти Российской Федерации, субъектов РФ и органы местного самоуправления, являющиеся представителями требований соответственно России, её регионов и муниципальных образований по денежным обязательствам (а в части федеральных органов - ещё и по перечислению обязательных платежей).

  • сотрудников и учредителей должника (участников, собственников имущества);
  • контрольно-надзорного органа;
  • саморегулируемой организации (далее - СРО), в состав которой входит арбитражный управляющий.

Указанные лица обладают полномочиями выступать при обсуждении вопросов, выносимых на собрание.

Общие положения деятельности собрания кредиторов в конкурсном производстве

Исключительные предметы ведения:

Процедура созыва

Подготовка и проведение собрания кредиторов - прерогатива арбитражного управляющего (часть технических функций может быть передана реестродержателю).

Кроме управляющего требование о проведении собрания кредиторов может выдвинуть комитет кредиторов; голосующие участники, задолженность перед которыми составляет не менее 10% от всей суммы обязательств должника, содержащихся в реестре; треть от количества голосующих участников.

Требование должно включать в себя вопросы, предлагаемые к обсуждению на собрании. При этом если заседание созывается по ходатайству комитета кредиторов или голосующих участников, арбитражный управляющий не может изменять формулировку вопросов повестки, а само заседание собирается в течение трёх недель с момента получения управляющим этого требования. В противном случае проводить заседание может кто-либо из ходатайствующих.

Уведомление о проведении собрания

Оно направляется всем участникам почтовой связью не позднее двух недель до даты заседания, иным образом - не позднее пяти рабочих дней. Если число голосующих участников превышает 500, либо отсутствует возможность выявить нужные сведения для их личного уведомления, то уведомлением считается публикация сообщения о предстоящем собрании кредиторов.

В уведомление должна быть включена следующая информация:

  1. Наименование, адрес, место нахождения должника.
  2. Когда и где состоится собрание . При этом кредиторам, представителям уполномоченных органов и иным заинтересованным лицам не должно быть создано препятствий для участия в заседании.
  3. Повестка и порядок регистрации участников.
  4. Правила их ознакомления с информационными материалами , причём лицо, ответственное за подготовку заседания, должно обеспечить возможность этого ознакомления не позднее пяти рабочих дней до собрания.

Сообщение о предстоящем заседании включается в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее по тексту - реестр информации о банкротстве) минимум за 2 недели до его проведения.

Подведение итогов собрания

Заседание кредиторов (кроме повторного) является правомочным в случае присутствия голосующих участников, имеющих более половины голосов всех участников, включённых в реестр.

Количество голосов рассчитывается пропорционально финансовым требованиями кредиторов к должнику. Неустойки, проценты за просроченные платежи, подлежащие возмещению убытки, иные санкции при подсчёте голосов не учитываются. Если в деле о банкротстве присутствует только один голосующий участник, то решения он принимает единолично.

Решения собрания кредиторов отменяются судом, если:

  • затрагивают права и интересы участников дела о банкротстве и (или) третьих лиц;
  • при вынесении решений нарушена компетенция собрания.

Порядок ведения протокола заседания

Он утверждается в двух экземплярах с приложениями, из которых один передаётся в суд не позднее 5 дней с момента проведения заседания. Если собрание вёл не арбитражный управляющий, а лицо, требовавшее его проведения, готовится три экземпляра протокола: для суда, для управляющего и для хранения у председательствующего на собрании.

В комплект приложений к протоколу входят копии:

  • реестра;
  • бюллетеней для голосования участников;
  • документов, свидетельствующих об их полномочиях;
  • информационных материалов, направляемых ранее на ознакомление и (или) утверждение;
  • документов, доказывающих надлежащее уведомление голосующих участников о дате и месте заседания;
  • других материалов.

Оригиналы перечисленных документов хранятся у арбитражного управляющего или реестродержателя до завершения дела о банкротстве (если соответствующим законом не предусмотрено иное). То есть, он же . Протокол или сообщение о признании собрания несостоявшимся вносится в реестр информации о банкротстве в течение 3-5 рабочих дней в зависимости от статуса председателя собрания (управляющий или лицо, которое требовало его проведения).

Подготовка и проведение собрания кредиторов - прерогатива арбитражного управляющего.

Первое заседание собрания кредиторов

Отличия процедуры от повторного и последующих заседаний

Первое собрание кредиторов не созывается, если в реестре содержатся только требования сотрудников должника об оплате труда и перечислению выходных пособий, и эти требования не удовлетворены.

В этом случае решение об открытии той или иной процедуры банкротства принимает арбитражный суд. Он также имеет право это сделать, если собрание не определило процедуру банкротства по итогам первого заседания (либо обязать кредиторов выбрать её не позднее 7 месяцев от даты поступления документов о признании должника банкротом).

Перечень вопросов

Первое собрание кредиторов вправе рассматривать следующие, только ему присущие вопросы:

  • представление в суд ходатайства о применении одной из процедур банкротства;
  • утверждение программы финансового оздоровления, графика сокращения задолженности;
  • создание комитета кредиторов, определение его персонального состава и круга полномочий;
  • формирование дополнительного списка требований к претендентам на должность управляющих (кроме временного);
  • выбор кандидатуры или СРО, из членов которой назначается управляющий;
  • выбор реестродержателя из состава аккредитованных СРО арбитражных управляющих;
  • подписание мирового соглашения;
  • другие.

В каких случаях вводится и кому выгодна мера? Читайте тематическую публикацию.
Каков порядок удовлетворения требований кредиторов . Очерёдность погашения задолженностей устанавливается законом, а не пожеланием займодателей.

Особенности повторного и последующих собраний кредиторов

Если результатом проведения первого собрания кредиторов стал факт признания его неправомочным из-за отсутствия необходимого числа голосов, созывается повторное собрание. На нём должны присутствовать голосующие участники, имеющие 30 процентов от общего числа голосов лиц, чьи требования указаны в реестре. При этом все участники (в том числе отсутствующие) должны были быть проинформированы о предстоящем собрании надлежащим образом. вы найдёте в нашей прошлой статье.

Решения на повторном заседании принимаются большинством голосов присутствующих путём заполнения бюллетеней (управляющий перед этим обязан ознакомить участников заседания с правилами их заполнения).

Решения на повторном заседании принимаются большинством голосов.

Периодичность следующих заседаний собрания кредиторов законодательством не определена. Его проведение может быть инициировано на разных этапах банкротства для решения задач, относящихся к его компетенции, и осуществления необходимых действий.

В частности:

  • при проведении финансового оздоровления оно вправе решить освободить арбитражного управляющего от выполнения его обязанностей (направить в суд соответствующее ходатайство);
  • на стадии внешнего управления согласовывает заключение внешним управляющим крупной сделки или операции, в которой есть заинтересованность, а также принимает решение по итогам рассмотрения отчёта управляющего;
  • в последней процедуре банкротства собрание кредиторов участвует в процедуре оценки имущества; имеет право заслушать отчёт об управлении финансами должника, утвердить условия, порядок и сроки продажи его имущества и др.

Как не должно проходить собрание кредиторов? Смотрите видео:

Таким образом, собранию кредиторов в процессе банкротства придаётся серьёзное значение. Оно влияет на решения арбитражного суда и, соответственно, на положение должника и вероятность удовлетворения требований кредиторов. Активная позиция в его работе, подкреплённая помощью квалифицированных юристов и их представлением интересов в судебном производстве, позволяет кредитору и должнику выйти из проблемной ситуации с наименьшими потерями.

Процедура наблюдения венчается так называемым первым собранием кредиторов, которое должно выбрать дальнейшую процедуру банкротства или принять решение о заключении мирового соглашения, а также утвердить на будущее кандидатуру арбитражного управляющего (внешнего или конкурсного - зависит от выбранной процедуры).

Первое собрание кредиторов имеет свои интересные для должника особенности: на него допускается руководитель должника с правом совещательного голоса, а решения принимаются большинством голосов от общего числа кредиторов (хотя второй пункт можно обойти, сорвав созыв первого собрания).

Поэтому должника не может не волновать вопрос, что считается первым собранием кредиторов. Лично я полагаю, что хронологический принцип тут вовсе не главный; статус первого собрания кредиторов должен признаваться за любым собранием кредиторов, проводимым в период наблюдения, если на нём рассматриваются вопросы, перечисленные в пункте 1 статьи 65 и пункте 1 статьи 71 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (как раз те вопросы, о которых говорилось выше). Так что при обсуждении всех этих вопросов руководитель должника присутствовать вправе.

Главный документ, используемый на первом собрании кредиторов, - анализ финансового состояния должника. Не следует, наверное, доверять анализу, составленному «чужим» временным управляющим; должнику всегда лучше представить собранию кредиторов альтернативный анализ, сделанный независимым аудитором.

По результатам рассмотрения анализа финансового состояния собрание делает вывод о целесообразности выбора той или иной дальнейшей процедуры банкротства. Вообще говоря, должника устраивает только одно решение первого собрания кредиторов - о заключении мирового соглашения. Для этого нужно иметь лояльное большинство кредиторов (для заключения мирового соглашения в ходе банкротства не требуется согласия всех кредиторов) и либо анализ финансового состояния, свидетельствующий о возможности скорого восстановления платёжеспособности должника (полагаю, что если должник уже платёжеспособен, он имел достаточно времени для удовлетворения требований кредиторов), либо «дружественного» инвестора, готового заплатить за должника.

Отказав должнику в заключении мирового соглашения, собрание кредиторов вряд ли поддержит и устраивающую должника кандидатуру арбитражного управляющего. Хотя возможны тактические варианты. Например, избрание комитета кредиторов с лояльным должнику большинством, к которому в дальнейшем перейдут полномочия собрания кредиторов.

Если первым собранием кредиторов принято какое-либо иное решение, кроме заключения мирового соглашения, и «ваша» кандидатура управляющего не поддержана, всё же остаются три варианта.

Вариант номер один: убедить арбитражный суд в возможности восстановления платёжеспособности должника, добиться от суда отказа в ходатайстве собрания кредиторов о признании должника банкротом и получить определение о введении внешнего управления, после чего сорвать принятие собранием кредиторов решения об утверждении кандидатуры внешнего управляющего и добиться назначения судом «своего» внешнего управляющего. Пожалуй, всё это слишком сложно, если у вас не получится выполнить предыдущие, более простые, рекомендации.

Вариант номер два: приостановить или отложить в суде производство по делу. Процедура наблюдения продлится на время приостановления (отложения). Цель - выиграть время для погашения кредиторской задолженности.

Вариант третий: пока на предприятие не пришёл внешний или конкурсный управляющий, и не выгнал вас из кресла, разыскать-таки «дружественного» инвестора, который принесёт в судебное заседание платёжное поручение, свидетельствующее о погашении долгов вашей организации.



Просмотров