Физика вокруг нас сообщение. Молния. Собирающие и рассеивающие линзы

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Богатыревская средняя общеобразовательная школа»

Горшеченского района Курской области

Реферат по физике на тему «Физика вокруг нас: глаженье вещей»

Для участия в научно-практической конференции «Меня оценят в 21 веке», посвященное 220-летию со дня рождения Ф.А.Семенова



Работу выполнила

учащаяся 10 класса

Волкова Анастасия

Руководитель: учитель физики Семененкова М.В.

2014г.

Современный окружающий нас мир – предметы домашнего обихода, техника, телефоны, компьютеры – мы привыкли к этому миру, пользуемся им и не можем просто представить нашу жизнь без него. Просто, удобно и комфортно нам в этом современном мире. Но не стоит порой забывать, что простые и доступные нам предметы являются результатом достижений и изобретений науки физики.

Если представить себе на миг, что в нашем доме отсутствует такой всем привычный электрический прибор как утюг. Это просто катастрофа. Как же можно погладить школьные брюки без него? Без физики нам не обойтись.

В данной работе я хочу раскрыть - какие физические явления происходят при глаженье вещей, историю создания этого изобретения и используемые для этого приспособления и приборы.

Итак, если у меня не будет утюга, как мне погладить школьные брюки. Этот вопрос я задала своей бабушке. Вот что она мне ответила. Не всегда для глаженья вещей у неё была возможность воспользоваться утюгом. Иногда она брала брюки и на ночь клала их под матрас, утром брюки имели прекрасный вид.

Стрелки на брюках были изобретены европейцами. Во время одного из первых путешествий в Америку европейцы складывали брюки в тюки. Там они спрессовались и на брюках появились складки. Американцы решили, что это новая мода…

Согласно дошедшим до нас из глубины веков сведениям уже около 2500 лет человечество пытается разными способами гладить свою одежду!

Историческое прошлое утюга – это длинный путь от тяжелого камня до современного электрического устройства с функцией отпаривания и регулируемым нагревом.
Известно, что древние ацтеки расстилали одежду на ровной поверхности, придавливали сверху камнем и оставляли под этим прессом. В 4 веке до н.э. древние греки использовали горячие металлические пруты для плиссировки своих полотняных одеяний. Римляне придумали для глажения специальные тяжелые металлические молотки. В 8 веке в Европе использовали специальные гладильные камни в виде грибов. На них раскладывали ткань и отбивали ее палками.

А на Руси испокон веков гладили с помощью скалки и рубеля. Белье наматывали на скалку(валек) и прокатывали его ребристым рубелем. Рубель- это рифленая доска с ручкой.

Прикладывая значительные усилия, валек прокатывали по столу при помощи рубеля

Настоящим прообразом утюга была сковорода с углями. А вот первые утюги появились лишь в 14 веке. В середине 18 века появился угольный паровой утюг, который разогревался за счет горячих углей, положенных в него. Сверху, для лучшей тяги, устанавливали трубу, из которой выходил дым. По бокам утюга делали специальные отверстия, чтобы обеспечить доступ воздуха для горения.

Иногда приходилось помахать утюгом взад-вперед, чтобы усилить вентиляцию. Некоторые русские утюги делались с двойным дном: и золу легко вытащить, и подошва разогревается более равномерно. Были утюги с несколькими вставными плашками, которые можно менять, попеременно нагревая.

Угли постоянно высыпались из отверстий, пачкали и прожигали одежду.
Существовал и спиртовой утюг, внутрь которого заливали спирт и поджигали.
Но самым простым утюгом всегда был чугунный утюг, который просто разогревали, поставив на огонь.Такие утюги могли весить от 10 грамм до 25 кг!
В 19 веке, в то время, как на улицах распространялось газовое освещение, изобретателями не были забыты и утюги. Среди богатого населения самым модным стал газовый утюг, которые нагревался газом. На крышке такого утюга располагался насос, по нему газ из баллона попадал в горелку.

К сожалению, эти газовые утюги был небезопасны: загорались и часто взрывались.
И вот свершилось! В начале 20 века (1903 год) изобретатель Эрл Ричардсон демонстрировал свое новое изобретение - облегченный утюг с электрическим нагревом. Нагревателем в нем стала электрическая спираль, размещенная внутри. Так началась современная эра усовершенствования электрического утюга!

Недавно на свет появился утюг без шнура! На специальной подставке он очень быстро разогревается токами высокой частоты.
Устройство электроутюга.

Современные электроутюги обычно оснащены терморегулятором, пароувлажнителем и разбрызгивателем. Вода для парообразования заливается в бачок утюга. Электроутюги с терморегулятором и пароувлажнителем нагреваются при помощи трубчатого электронагревательного элемента (ТЭН), залитого в металлическую подошву утюга. Утюг снабжен терморегулятором, который соединен с диском. На циферблате дискатерморегулятора нанесено пять наименований тканей или символы. На ручке электроутюга расположено два шильдика с указателями, определяющими положение парорегулятора при глажении. При установке парорегулятора в положение "Пар" вода, залитая через водоналивное отверстие в бачок, каплями поступает в испарительную камеру, испаряясь, выходит из отверстий подошвы, насыщая паром разглаживаемый материал.
При включенном нагревательном элементе загорается сигнальная лампа.



1 - трубчатый электронагреватель
2 - терморегулятор
3- резистор
4 - сигнальная лампа
5 – вилка

Какие же физические явления происходят в ткани при проглаживании утюгом? Это обычная деформация, в результате которой смещение нитей волокон, а также их растяжение. Ткань становится более мягкой, эластичной, гладкой. Хорошие хозяйки стараются ткань увлажнить. Это делается для того, чтобы нити ткани не подгорали, а из воды образовывался пар, под воздействием пара и высокой температурой утюга деформация нитей происходит быстрее.

Обычно у утюга нижняя часть, называемая «подошвой», сделана массивной и металлической. Массивная подошва обладает большой теплоемкостью. Она способна «принять» от нагревательного элемента много тепла и передать его проглаживаемой вещи. Метал же обладает хорошей теплопроводностью. Ручка у утюга сделана из пластмассы или дерева, т.к. дерево и пластмасса – плохие проводники тепла, поэтому при сильном нагревании металлической части утюга ручка всегда остается холодной. Перед процессом глаженья раньше на стол обязательно стелили мягкую ткань, например сложенное в несколько раз байковое одеяло. Это делалось для того, чтобы ткань при глажении прогибалась в наиболее толстых местах и не подгорала. Подкладываемый материал имеет плохую теплопроводность и при глажении изделие будет прогреваться сверху утюгом, а нижняя ткань будет сохранять тепло, не выпуская его. К тому же она предохраняет крышку стола от действия высокой температуры. По такому принципу сейчас производят гладильные доски, который заменили нам процесс глажки белья на столе.

После окончания глаженья белья необходимо отключать электрический утюг от питания. Опасно оставлять без присмотра включенный утюг. Утюг нагревается не только сам, но и передает тепло подставке, на которой стоит. Подставка путем теплопередачи нагревает стол, а путем теплоизлучения – окружающие предметы. Это может стать причиной пожара. Современные утюги имеют терморегуляторы, которые периодически при нагревании утюга до определенной температуры отключают его.

Сейчас утюг – абсолютно незаменимая вещь в хозяйстве - такой прибор необходим в каждом доме. Без него невозможно представить свою жизнь, потому как, даже покупая вещи, которые не мнутся, все равно, рано или поздно, что-нибудь погладить вам будет надо обязательно. Теперь, зная устройство, принцип действия утюга, а так же физические явление, происходящие при обычном для нашей повседневной жизни процессе – глаженье вещей, мы будем делать это лучше и грамотнее. Физика - это не только формулы, задачи и законы. Физика всегда есть вокруг нас в нашей жизни.

Физика – это одна из основных наук об устройстве окружающей нас природы. Зачем нужно изучать физику? Она сложна и в ней много формул. Зато ее изучение дает понятие о том, как устроен наш мир.

Иногда школьники говорят, что физика, ее законы и формулы слишком далеки от повседневной жизни. Это неправда, потому что наука физика не выдумана из головы. Она просто описывает явления природы. Физика рассказывает о законах движения, равновесия, притяжения земли, электричества и других. Физика описывает поведение тел, когда они движутся и когда находятся в неподвижности, когда они нагреты, когда охлаждены. Энергию нашего мира тоже описывает физика.

С помощью физики люди узнали, что такое молния, гром, свет, дождь. Почему реки замерзают зимой, почему созревшие плоды падают с деревьев. Даже полет птицы – это описание физического процесса. Физика – это сама жизнь, сама природа.

На физике, а также на математике, основана наука и техника, почти вся современная цивилизация. С учетом законов физики планируется строительство зданий, мостов, кораблей, проведение сетей связи. Если бы люди не знали физику, не открыли бы физических законов и формул, то не было бы автомобилей, ракет, самолетов, мобильных телефонов и так далее. Да что там говорить, даже водопровод нельзя правильно починить, если не учитывать законов физики.

Физика – точная,занимательная наука. Особенно интересно ставить физические опыты и эксперименты.



























































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

В школе ДТС 17 (школа - подразделение Детского туберкулёзного санатория 17 СВАО г.Москвы) учатся дети, поступающие из больниц, приютов, интернатов не только Москвы, а также других городов России и стран СНГ. Как правило, это дети, получившие эпизодические. отрывочные знания в силу своей болезни. У многих утерян интерес к учёбе, они не верят в свои силы и возможности. Задача коллектива учителей: поднять мотивацию, вселить в детей уверенность в своих силах. Это возможно прежде всего через формирование интереса к своим предметам. В этих целях проводятся предметные внеклассные мероприятия - КВН, спектакли, соревнования, открытые уроки для всех детей санатория с использованием современных средств. Одной из форм формирования интереса к учёбе является летняя кружковая работа по предметам. Этой работой мы можем заниматься только летом, регламент работы санатория не позволяет это делать в учебное время. Наше учреждение в первую очередь - лечебное.

Возраст детей - ученики с первого по восьмой класс. Время лечения от трёх месяцев до девяти. Некоторые из тех, кто лечился летом, продолжают лечение в течение учебного года.

Моя презентация состоит из трёх частей: «Физика в опытах» - занятия кружка. «Физика в белом халате», викторина. При знакомстве с новыми учениками на уроке я её показываю, чтобы продемонстрировать возможности детей, заинтересовать их своим предметом, вселить уверенность в их способности. Вторая часть - «Физика в белом халате», устанавливает связь физики с процессом лечения детей, расширяет кругозор. Физика вокруг нас везде! Викторина подводит итог работы.

Слайды презентации я использую выборочно при изучении соответствующих тем на уроках, выполняю просьбу учеников - проделать опыт самостоятельно.

Тема урока Слайды
Инерция 5
Атмосферное давление 6-13,17, 32, 35, 37, 39
Сила Архимеда 14
Введение в курс физики 15-18, 24
Постоянные магниты, магнитное поле 19, 41
Тепловое расширение. 20, 32, 34
Сообщающиеся сосуды 21, 37
Реактивное движение 22
Теплопередача 34
Закон сохранения и превращения энергии 38, 39
Отражение света 24
Действие тока 40-46
Электризация 42

На занятиях кружка дети не просто проделывают опыт сами, они пытаются найти объяснение полученным результатам. Получают исторические справки и этапы применения физических законов в развитии медицинских приборов. Метод косвенного измерения величин путем сравнения (измерение атмосферного и артериального давления).

Темы занятий и опытное подтверждение явлений в следующем списке:

1-е занятие. Изучаем явление инерции.

Проводим несколько опытов:

  1. 100-граммовый груз подвешен на нити, к нижнему крючку груза привязана нить. Всем детям предлагается вопрос: что произойдёт, если мы резко дёрнем за нижнюю нить? А что произойдёт, если тянуть за нижнюю нить плавно усиливая нагрузку? Получаем противоречивые ответы. Затем проводят опыт все желающие. Получили результат. Объяснили.
  2. Прошу привести примеры явления из повседневной жизни. (Игра в догонялки, правила дорожного движения, отклонение пассажиров при резкой остановке и резком увеличении скорости и др.)
  3. Опыт с монеткой на кольце. Задача: как не касаясь монеты, отправить её в бутылку. Все дети предлагали свой вариант, пытались своё предложение проверить на опыте. И когда один из кружковцев выполнил поставленную задачу, все дети захотели проделать опыт сами.(слайд 5)
  4. Опыты с внезапной остановкой и рывком тележки с бруском.

2-3-е занятия. Тема: атмосферное давление.

  1. Опыт: набираем воду в шприц. Объясняем - почему вода следует за поршнем и почему не выливается из шприца. Опыт проделали все дети. (Слайд 6)
  2. Опыт: монетка залита водой. Задача: достать монетку не замочив руки.(Слайд 7,8).
  3. Опыт:стакан с водой прикрываем листом бумаги и переворачиваем. Вода не выливается. Почему? Опыт проделали все дети, каждый хотел повторить опыт. Наблюдаемое объяснили. (Слайды 9, 10,11)
  4. Опыт с магдебургскими полушариями (слайд 12, 13). После рассказа об истории опыта, проделали сами опыты. Объяснили суть опыта.

4-е занятие. Тема: сила Архимеда.

Опыт, подтверждающий существование силы Архимеда и способы её определения.

(Слайд 14). Опыту предшествовала легенда об открытии этой силы, жизненные наблюдения детей (игры на воде с мячом, способность удержать в воде тела, которые на земле поднять невозможно - сил не хватает. Почему тяжёлые суда с грузом и людьми не тонут?). Один из способов определения силы Архимеда - с помощью динамометра. Все дети измерили эту силу, убедились, что вес тел в воде меньше, чем в воздухе.

5-е занятие. Тема: занимательные опыты - парадоксы.

  1. Вопрос: как будет вести себя пламя свечи, если на него подуть через воронку? Большинство детей ответили - в сторону противоположную от воронки. Когда проделали опыт все желающие, то пришли к выводу: внутри воронки давление меньше, чем атмосферное, поэтому пламя втягивается внутрь воронки.
  2. Задание. Задуйте свечу, спрятанную за бутылку. Объяснили явление.

6-е занятие. Тема: изучение магнитных полей постоянных магнитов, их взаимодействие.

(Слайд 19) .Беседа о магнитном поле Земли. Легенды, связанные с существованием магнитных руд.

7-е занятие. Тема: тепловое расширение тел при нагревании.

Демонстрация опыта (слайд 20). И разговор о том, где в повседневной жизни и технике встречались с учётом этого явления. (Теплопроводы, биметаллические пластины и др.)

8-е занятие с детьми не изучающими физику.

Цель: удивить, заинтересовать, подготовить к изучению физики, заинтриговать и показать, что изучать физику просто здорово!

  1. Опыт с сообщающимися сосудами. Расшифровать название, рассмотреть свойство для однородной жидкости. Вспомнить: где мы встречались с ними в повседневной жизни. Дети сразу назвали чайник и лейку. (Слайды 21, 22)
  2. Опыт с моделью реактивного движения. Все попробовали проделать опыт сами. Поговорили о реактивных самолётах, космических ракетах, посмотрели учебные.таблицы по теме. (Слайд 22)
  3. Опыт: звуковой резонанс. Проделали опыт все желающие. (Слайд 23)
  4. Опыт: зажги вторую свечу без спичек. (Слайд 24). Вопрос: а в жизни кто из вас проделывал подобный опыт? Возможно подумаете и дадите ответ на вопрос: кто чаще других это делает? Конечно девчонки, которые при всяком удобном случае любуются собой в зеркале!

9-е занятие . Знакомство с компьютером.

Многие дети - пациенты нашего санатория из неблагополучных или неполных семей, у них нет многих привычных для большинства современных семей электронных игр, планшетов, компьютеров. Они очень хотят научиться пользоваться компьютером: печатать, делать презентации, открывать документы и др. Для таких детей проводились индивидуальные занятия. (Слайд 26)

10-11-е занятие посвящено созданию проекта по итогам работы кружка .

(Слайд 28)

12-13-е занятия посвящены просмотру и обсуждению презентации «Физика в белом халате».

Цель: сопоставить полученные знания на занятиях кружка с лечебными процедурами, которые проводятся в нашем санатории. Увидеть физику в медицине, которая ближе всего нашим пациентам.

  1. Рассказ об открытии рентгеновских лучей и их использовании для диагностики и контроля за лечением туберкулёза. (Слайд 30)
  2. Стетофонендоскоп(стетоскоп) -усилитель звука процессов, сопровождающих работу сердца и лёгких человека. По изменению звука доктор ставит диагноз. Впервые этим методом воспользовался Гиппократ. Он просто прикладывал ухо к груди пациента. Открыватель прародителей современных фонендоскопов - личный врач Наполеона 1 Рене Лаэннек. А название прибору дал Николай Сергеевич Коротков. . Можно провести аналогию фонендоскопов с резонаторным ящиком камертона, усиливающим звук. (Слайд 31)
  3. Забор крови на анализ проводится благодаря тому, что давление крови больше атмосферного. Кровь поэтому самотёком перетекает в пробирку. Процесс протекает быстрее, если руки тёплые, сосуды расширены т.е. тепловое расширение в медицине. (Слайд 32)
  4. Измерение давления. Давление крови на стенки сосудов больше атмосферного. Нормальным считается давление 120/80. Верхнее число показывает давление в момент сжатия сердца, когда оно выталкивает кровь в артерию. Это давление равно давлению воздуха в манжете. Нижнее число показывает давление в момент расслабления сердечной мышцы. Оно служит характеристикой состояния сосудов. (слайд 33)
  5. При измерении температуры ртутным термометром мы сталкиваемся с расширением тел при нагревании и теплопередачей. (Слайд 34)
  6. Атмосферное давление помогает набрать лекарство в шприц и полечить горло. (Слайд 35)
  7. Закон Паскаля и медицина. Закон Паскаля на службе здоровья: пузырьки воздуха не должны попасть в кровь. (Слайд 36).
  8. Сообщающиеся сосуды на службе здоровья. Закон сообщающихся сосудов позволяет очистить желудок при отравлениях, если состояние здоровья пациента не позволят ему сделать это самостоятельно. Как происходит процедура промывания сможет объяснить тот, кто присутствовал на занятиях кружка, и даже те, кто ещё не изучал физику. Нужно просто внимательно рассмотреть рисунок и сопоставить с опытами, проделанными на занятиях. (Слайд 37)
  9. Нашим детям часто назначают массаж. В этой процедуре мы видим и ощущаем переход механической энергии во внутреннюю. (Слайд 28)
  10. Баночный массаж. Атмосферное давление и переход механической энергии во внутреннюю при лечении этим методом. (Слайд 39)
  11. Профиль нашего санатория - лечение туберкулёза. Но к сожалению, у большинства детей - целый букет непрофильных заболеваний, и дети нуждаются физиотерапевтическом лечении. В процедурном кабинете различные аппараты, в работе которых используется световое, тепловое, бактерицидное действия тока различных частот. Назначенные процедуры помогают справиться с болезнью пациентов быстрее. (Слайд 40).
  12. Магнитотерапия - лечение магнитным полем. На слайде 41 снимок такого аппарата. Общепризнанные эффекты лечения магнитными полями различной интенсивности: улучшение кровообращения, обезболивание, противовоспалительное, противоотёчное и многие другие действия.
  13. Аэрозольтерапия. Лекарственные вещества при этом методе лечения мало разрушаются, сохраняют фармакологическую активность. Чтобы избежать потерь лекарств при ингаляции, используется принудительная подзарядка аэрозольных частиц электрическим зарядом. (Слайд 42).
  14. Электросон. Для лечения используются токи низкой и средней частоты. В результате лечения улучшается состояние центральной нервной системы, снижается артериальное давление, изменяется гормональный и иммунный статус больных. Эффект зависит от подбора частоты тока, формы импульса и диагноза пациента. (Слайд 43).
  15. Цветолечение для стимуляции всех оптических сред сред глаза и макулостимуляция сетчатки глаза для улучшения зрения. (Слайд 44).
  16. Лазерная стимуляция сетчатки.(Слайд 45).
  17. Пневмомассаж (вакуумный) массаж мышц глаза. (Слайд 46)

Викторина позволяет проверить степень усвоения знаний, полученных на занятиях, умение их применить, анализировать; расширить кругозор, понять, что физика вокруг нас.

(Слайды 48-59)

Источники:

  • Личные фотографии.
  • Картинки из интернета. (Fizika_v_meditsine, Физика.ru.) Слайды 37, 48, 50, 54, 56.

«Введение в физику» - Природные катаклизмы. "Шарики-прилипалки". Космос. Цунами. Явления в быту. "Бумажная кастрюля". климат на Земле. "Несгорающая бумага". Наблюдения с древних времен. Наводнения. Фокусы. Природные явления. "Три в одном". Флора и фауна. "Заставим цвета исчезнуть".

«Разделы физики» - Разделы физики: Физика. Механическое движение. Изучение движения молекул на молекулярном уровне. И.Ньютон А.Эйнштейн. Далее. Молекулярная физика. Презентацию подготовил Кучер Александр Cергеевич. Х. Гюйгенс. Когда была открыта? Что изучает физика? Изучение электрических зарядов в природе, и электризация тел при соприкосновении.

«Явление в физике» - Всякое тело имеет форму и объем. Физические термины. Как изучают явления. Наблюдения и опыты. Задача физики. Для изучения какого-либо явления проводят опыт. Вещество и материя. Энергию выражают в системе СИ в джоулях. Давление. Физика. В физике используют специальные слова, или термины, обозначающие физические понятия.

«Нанотехнология» - Плюсы и минусы нанотехнологий. 12% Композитные Наноматериалы. Проникновение наноцастицы. Механический «хирург» в кровеносной системе. Квантовая точка. -. - Крошечные кристаллы, состоящие от нескольких сотен до нескольких тысяч атомов. Области наномедицины. 15% Бионано технологии. Адресная доставка лекарств.

«Физика познание мира» - Физика – всеобъемлющая наука. Как мы слышим? Автор: Анисимова Т.В. Физика – наука о природе. Почему звезды видны только ночью? Почему нам тепло под одеялом? Физика описывает все: механику, электричество, магнетизм, оптику… . 27.08.2012. Для чего у автомобилей колеса резиновые?



Просмотров