Какие системы обеспечивают безопасность людей в автомобиле. Правила поведения в легковом автомобиле Какую опасность для водителя и пассажиров представляет

Жизнь современного общества невозможна без транспорта, современные транспортные средства обеспечивают скорость, комфортабельность, безопасность передвижения. Наряду с этим они являются причиной возникновения чрезвычайных ситуаций, в результате которых травмируются и гибнут люди, повреждаются или уничтожаются транспортные средства и перевозимые грузы, наносится ущерб окружающей природной среде (табл. 3.7).
К основным видам транспорта относятся: автомобильный, железно-дорожный, авиационный, водный (рис. 3.9).

Для того чтобы сократить число чрезвычайных ситуаций на транспорте и минимизировать последствия, необходимо знать и строго соблюдать требования по эксплуатации транспортных средств, правила дорожного движения, правила поведения пешеходов и пассажиров, уметь действовать в случае возникновения ЧС на транспорте.

Таблица 3.7
Динамика роста числа смертельных несчастных случаев на транспорте в России (1997 - 2005 гг.)


Вид
транспорта

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Автомобильный

Авиационный

Железнодорожный

Рис. 3.9.

Автомобильный транспорт

Основным средством для перевозки пассажиров и грузов на небольшие расстояния (100 - 200 км) является автомобильный транспорт. В нашей стране на его долю приходится более 50% объема всех пассажирских и 75% грузовых перевозок. В 2003 г. автомобильным транспортом было перевезено около 25 млрд пассажиров, что составляет 52% от общего объема перевозок всеми видами транспорта.

Автомобильный транспорт занимает лидирующее положение по числу ЧС и количеству человеческих жертв. По данным ООН, в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) ежегодно в мире погибает около 1,3 млн чел., становятся инвалидами 8 млн чел., экономические потери составляют в среднем 500 млрд долл. Автодорожный травматизм занимает третье место в мире среди причин смертности населения. Каждые сутки в России происходит более 400 ДТП, в них погибает более 80 чел., травмируется около 500 чел. Ежегодно на дорогах России регистрируется более 160 тыс. ДТП, в которых участвуют транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, трамваи, троллейбусы, тракторы и другие самоходные механизмы. В ДТП ежегодно погибает в среднем 30 тыс. россиян, инвалидами становятся около 200 тыс.

По данным МВД России, в 2005 г. на территории Российской Федерации было зарегистрировано 223 342 ДТП, в которых погибло 33 957 и ранено 274 864 чел. Основное количество дорожно-транспортных происшествий (160 970, или 72,1%) зарегистрировано в городах и населенных пунктах. На автомобильных дорогах вне городов и населенных пунктов произошло 61 763 ДТП (27,7%), в результате которых смертельные травмы получили 17 из каждых 100 пострадавших (табл. 4.10).

В России количество погибших в ДТП в 5 - 10 раз больше, чем в странах Европы. Социально-экономический ущерб от ДТП в России огромен, он исчисляется сотнями миллиардов рублей. ДТП происходят в результате столкновения - 37,9%, наезда -37,1%, опрокидывания - 16,1%.

Таблица 3.10
Число ДТП и пострадавших в России (1998-2005гг.)

Показатель

Количество ДТП

Погибло, чел.

Ранено, чел.

Доля происшествий в результате ДТП (2005 г .)
Наезды на пешеходов 41,3%
Столкновения транспортных средств 30,6%
Нарушение водителями правил дорожного движения 80,9%
Плохие дорожные условия 23,9%

ДТП - это событие, возникшее с участием хотя бы одного находящегося в движении механического транспортного средства, повлекшее за собой гибель или ранение людей, повреждение транспортных средств, сооружений, грузов или иной материальный ущерб.

Участник ДТП - лицо, имеющее к нему непосредственное отношение: водители, пешеходы, пассажиры, сотрудники ГИБДД, велосипедисты, дорожные рабочие.

В последние годы в нашей стране отмечен устойчивый рост числа ДТП, погибших и раненых, материальных потерь; риск оказаться в ДТП, получить травму или погибнуть имеет довольно высокую степень вероятности.

Источником повышенной опасности на дорогах является совокупность факторов, среди которых на одном из первых мест стоят автомобили. Это связано с огромным их количеством, большой скоростью движения и массой, ограниченной маневренностью, наличием «человеческого фактора», невозможностью мгновенной остановки в случае возникновения опасной ситуации. Если автомобиль движется со скоростью 60 км/ч, то после начала торможения он проходит путь в 15 м, при скорости 100 км/ч тормозной путь увеличивается в четыре раза и составляет 60 м. Чаще всего в результате ДТП транспортные средства резко останавливаются после удара или опрокидывания, деформируются, происходит заклинивание дверей, нередки пожары, взрывы, выбросы опасных веществ. Транспортное средство с людьми может оказаться в воде, в лавине, селевом потоке и т. д.
Причины ДТП:

  • незнание или нарушение правил дорожного движения;
  • превышение скорости;
  • вождение транспортного средства в нетрезвом состоянии;
  • неисправность транспортного средства;
  • плохое состояние дороги;
  • переход проезжей части дороги в неустановленном месте;
  • наезд на пешехода;
  • неумение ориентироваться в сложной дорожной обстановке;
  • неблагоприятные погодные условия: туман, гололед, дождь, снегопад.

Правила поведения
Если вы попали в аварию:

  • сохраняйте самообладание в любой ситуации;
  • пассажиры должны быстро сгруппироваться, лечь на пол или сидение, защитить голову руками, накрыть детей своим телом, напрячь мышцы;
  • покиньте автомобиль только после полной его остановки;
  • после аварии быстро оцените обстановку, положение транспортного средства, наличие факторов опасности;
  • определите степень травмирования и состояние всех участников ДТП;
  • постарайтесь самостоятельно выбраться из автомобиля и помочь всем пострадавшим покинуть его. В случае невозможности это сделать успокойтесь, не делайте резких движений, примите оптимальную позу, позовите на помощь, ждите спасателей;
  • покиньте автомобиль через двери, окна, люки;
  • отойдите на безопасное расстояние от места аварии;
  • вызовите сотрудников ГИБДД, спасателей, пожарных, медиков; окажите помощь пострадавшим;
  • при возникновении пожара постарайтесь погасить огонь под ручными средствами или вызвать специалистов;
  • сохраните все следы аварии до прибытия сотрудников ГИБДД;
  • при падении автомобиля в воду постарайтесь его покинуть, двери можно открыть после полного погружения автомобиля под воду;
  • если вас сбивает автомобиль и избежать этого уже нельзя, то необходимо прыгнуть на его капот или лобовое стекло и защитить голову руками.

Авиационный транспорт

Современный мир и общество невозможно представить без авиации. Несмотря на то, что вопросам обеспечения безопасности на авиационном транспорте уделяется первостепенное внимание, чрезвычайные ситуации все же происходят.

В течение 2005 г., по данным Минтранса России, на гражданских воздушных судах Российской Федерации произошло 29 авиационных происшествий, в которых погибло 102 и пострадало 83 чел.

Чрезвычайные ситуации на авиационном транспорте имеют ряд специфических особенностей. Это связано с высокой скоростью передвижения летательных аппаратов, наличием на их борту большого количества топлива, способного воспламениться или взорваться, нахождением людей в замкнутом пространстве салона, большой высотой полетов, отсутствием эффективных и надежных мер воздействия и помощи людям, которые терпят бедствие в воздухе, внезапностью и быстротечностью развития событий.

Поражающие факторы на авиатранспорте:

  • сила, возникающая от удара воздушного судна при падении;
  • пожар, взрыв, отравляющие газы;
  • декомпрессия.

ЧС на авиатранспорте может возникнуть на любом этапе: взлет, полет, посадка. Поэтому очень важно знать особенности авиационных катастроф, уметь себя вести в случае их возникновения, умело пользоваться аварийно-спасательным оборудованием, которое находится на борту воздушного средства.

Правила поведения
Если в самолете возникла аварийная ситуация:

  • быстро примите безопасное положение: сгруппируйтесь, сцепите руки под коленями, голову положите на колени; нельзя выпрямлять ноги и располагать их под впереди стоящим креслом - в момент удара они могут быть травмированы;
  • оставайтесь в кресле до полной остановки самолета, не поднимайте паники, действуйте быстро и умело.

Требования безопасности на авиационном транспорте:

  • нельзя выходить к месту стоянки воздушных судов без сопровождения работников аэропорта, без разрешения подниматься в салон самолета, заходить в кабину пилотов, трогать и открывать замки и ручки выходов, открывать двери и люки;
  • категорически запрещается перевозить легковоспламеняющиеся и взрывоопасные материалы, самовозгорающиеся предметы, баллоны со сжатым и сжиженным газом, ядовитые, отравляющие, едкие вещества;
  • запрещается иметь при себе холодное и огнестрельное оружие;
  • запрещается пользоваться авиатранспортом людям, имеющим противо-показания по здоровью;
  • запрещается вставать со своих мест, ходить по салону при движении авиалайнера по земле, взлете и посадке.

В случае возникновения ЧС на борту воздушного средства первоочередная задача по спасению людей заключается в быстрой эвакуации через основные, запасные, служебные выходы, форточки в кабине экипажа, грузовые люки, отверстия, проделанные спасателями, разломы в фюзеляже.

Конструкции замков всех дверей самолета обеспечивают их быстрое открывание как изнутри салона, так и снаружи. Для выполнения этой операции не требуется больших физических усилий - места расположения аварийных выходов указаны трафаретами, ручки замков покрашены яркими красками.
Аварийной эвакуацией руководят члены экипажа или спасатели. Эвакуировать травмированных должны спасатели с помощью специальных средств. Покинув транспортное средство, необходимо отойти от него на безопасное расстояние. Безопасным считается расстояние не менее 100 м.
Каждое воздушное судно оборудовано собственными аварийными средствами для эвакуации людей, к ним относятся: надувные трапы, матерчатые желоба, спасательные канаты. Места их расположения, порядок приведения в действие и приемы эксплуатации указаны на трафаретах. Подробную информацию об аварийных спасательных средствах дает стюардесса во время полета.

Взрыв или пожар на самолете вызывает необходимость оперативного проведения эвакуации людей, поскольку одной из главных причин поражения людей внутри салона при пожаре является быстрое отравление продуктами горения и, в первую очередь, двуокисью углерода - через несколько минут после начала горения ее концентрация достигает смертельного уровня.

Не менее опасна высокая температура в салоне. Во время пожа ра не следует снимать верхнюю одежду и обувь - они защитят от ожогов и битого стекла.
Аварийная посадка может быть осуществлена на водную поверхность. В этой ситуации для спасения людей используются надувные лодки с аварийным запасом питания, питьевой воды, медикаментов, средств сигнализации.

Железнодорожный транспорт

В транспортной системе России лидирующую позицию по количеству перевозимых грузов и пассажиров занимает железнодорожный транспорт.
Железнодорожный транспорт является потенциальным источником возникновения чрезвычайных ситуаций с большим числом пострадавших, значительным материальным ущербом, наступлением неблагоприятных экологических и санитарно-гигиенических последствий.

В 2005 г. на железнодорожном транспорте произошло 11 ЧС, погибло 5 и пострадал 1 чел.

Железнодорожный транспорт представляет собой угрозу не только для пассажиров, работников железной дороги, но и для населения, проживающего в непосредственной близости от железнодорожных путей, станций, вокзалов, депо. Это связано с перевозками по железной дороге большого количества легковоспламеняющихся, взрывоопасных, химических и радиационных материалов. Большое количество опасных грузов скапливается на станциях.
Причины чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте:

  • сход подвижного состава с рельсов (крушение) в результате столкновений, нарушения целостности путей, обрушения мостов;
  • пожары, взрывы, утечки ядовитых грузов;
  • наезд поездов на автомобили, гужевой транспорт и т. д.;
  • воздействие неблагоприятных погодных условий и стихийных бедствий.

Чрезвычайные ситуации на железнодорожном транспорте приводят к травмам и гибели людей, повреждению и уничтожению материальных ценностей, нанесению ущерба окружающей природной среде.

Зоной повышенной опасности является железнодорожный путь, особенно в местах пересечения железной дороги с автодорогой или улицей. Такое пересечение устраивается в местах хорошей видимости. Приближающийся поезд должен быть виден на менее чем за 400 м, переезд должен быть оборудован звуковой и световой сигнализацией, шлагбаумом; в последнее время дополнительно устанавливаются поднимающиеся мостки.

Переходить железнодорожные пути необходимо только в установленных местах. Перед началом перехода через железнодорожные пути необходимо убедиться в отсутствии движущегося поезда. Стоящие вагоны и локомотивы обходить на расстоянии не менее пяти метров от них.

Правила поведения
Меры безопасности на железной дороге:

  • нельзя ходить по железнодорожному пути; во время движения поезда нельзя находиться на насыпи железной дороги;
  • нельзя переходить железнодорожный путь перед близко идущим составом;
  • опасно переходить железнодорожный переезд при опущенном шлагбауме, включенной звуковой и световой сигнализации;
  • нельзя передвигаться в зоне расположения стрелочных переводов (стрелок) - в случае автоматического перевода стрелок нога может быть зажата между ними; нельзя подниматься на опоры контактных электрических сетей, прикасаться к металлическим шинам (спускам), идущим от опоры к рельсам;
  • в пассажирском составе наиболее безопасными являются вагоны, которые находятся в середине состава;
  • на перроне нельзя находиться на краю платформы, прыгать с платформы на железнодорожные пути;
  • заходить в вагон и выходить из него можно только на станциях, со стороны перрона или посадочной платформы, после полной остановки поезда;
  • нельзя прислоняться во время движения поезда к дверям вагона или открывать их;
  • нельзя высовываться из окон или дверей при движении поезда;
  • запрещается ездить на крыше вагона, на подножках, переходных площадках, в грузовом вагоне.

Контактная подвеска над вагонами находится под напряжением 27 500 В. Напряжение контактного провода настолько велико, что на расстоянии 2 м образуется электрическая дуга, которая поражает человека.

В случае обрыва и падения на вагон или землю контактного провода необходимо оставаться в вагоне. Можно спрыгнуть на землю одновременно на обе ноги и отойти от вагона на безопасное расстояние мелкими шажками или прыжками. Нельзя подходить к лежащему на земле проводу на расстояние ближе Юм.

Пожары на железнодорожном транспорте представляют чрезвычайную опасность. Наибольшая опасность связана с пожарами в пассажирских вагонах.

Причины возгорания:

  • неосторожное обращение пассажиров с огнем;
  • неисправность электрооборудования;

Нарушение требований противопожарной безопасности.

Скорость распространения огня в коридоре вагона составляет 5 м/мин, в купе - 2,5 м/мин, в течение 15 - 20 мин после начала пожара весь вагон охватывает пламя. Температура горения достигает 950°С.
Поражающие факторы пожара в пассажирском поезде:

  • открытый огонь;
  • высокая температура;
  • отравляющие вещества, возникающие в процессе горения.

Если в вагоне возник пожар:

  • сообщите проводнику или начальнику состава;
  • до прибытия специалистов постарайтесь организовать тушение пожара с помощью огнетушителей;
  • в случае невозможности потушить огонь остановите поезд с помощью стоп-крана, предупредите всех о пожаре и незамедлительно покиньте вагон через двери, люки, окна или перейдите в соседний вагон;
  • нельзя останавливать поезд стоп-краном на мосту, в тоннеле, на акведуке - в этих местах эвакуация пассажиров и тушение пожара будут затруднены;
  • если поезд приходится покидать во время движения, опуститесь на самую нижнюю ступеньку, убедитесь в отсутствии препятствий, прыгайте по ходу движения состава.

Городской наземный транспорт

Миллионы людей пользуются услугами городского наземного транспорта: трамваями, троллейбусами, автобусами, маршрутными такси. Нередко городской наземный транспорт становится причиной возникновения чрезвычайных ситуаций. Это приводит к травмам и гибели людей, уничтожению материальных ценностей.

Правила поведения
Меры безопасности на городском наземном транспорте:

  • ожидайте общественный транспорт только на остановках, при отсутствии специальных площадок - на тротуаре или обочине дороги рядом с указателем остановки;
  • входите или выходите из транспортного средства только после его полной остановки;
  • при движении не высовывайтесь из окон и люков;
  • нельзя перевозить легковоспламеняющиеся жидкости, взрывоопасные предметы, колющие и режущие инструменты.

Чрезвычайные ситуации на наземном транспорте имеют свои специфические особенности, связанные со скоплением большого количества людей в замкнутом пространстве салона или вагона, высокой скоростью движения транспортного средства, возникновением неожиданных ситуаций на дорогах, резким торможением, ДТП.

Если возникла чрезвычайная ситуация:

  • соблюдайте спокойствие, не паникуйте;
  • быстро покиньте транспортное средство через двери, люки, оконные проемы и отойдите на безопасное расстояние;
  • выполняйте команды водителя;
  • в случае пожара незамедлительно сообщите об этом водителю, попытайтесь погасить огонь с помощью огнетушителя;
  • быстро покиньте горящее транспортное средство и отойдите на безопасное расстояние.

Метрополитен

Метро - это большая, сложная, техническая система, чрезвычайные ситуации в которой связаны с травмами и гибелью людей.

Повышенную опасность для пассажиров метро представляет эскалатор. Самой частой и чрезвычайно опасной ситуацией на эскалаторе является падение людей вниз по лестнице, это может случиться в результате неожиданной остановки эскалатора или падения тяжелого предмета. Внизу у места схода эскалатора быстро образуется давка, травмируются и погибают люди.

Правила поведения
На эскалаторе:

  • стойте с правой стороны лицом по направлению движения;
  • держитесь за поручень;
  • проходите с левой стороны;
  • не прислоняйтесь к неподвижным частям эскалатора;
  • не сидите на ступеньках;
  • не ставьте вещи на ступеньки и поручень;
  • не допускайте падения вещей на эскалатор.

Чрезвычайная ситуация может произойти на платформе: человек может упасть с платформы на железнодорожные пути, попасть в пространство между вагонами.

На платформе:

  • не заходите за оградительную линию у края платформы до полной остановки поезда;
  • при падении предметов на железнодорожные пути сообщите дежурному по станции. Не пытайтесь достать свои вещи самостоятельно.

Если вы упали на рельсы:

  • не пытайтесь выбраться самостоятельно, позовите на помощь;
  • быстро передвигайтесь к началу платформы, где находятся часы, - в этом месте машинист сделает остановку;
  • в случае приближения поезда нужно лечь между рельсами - глубина лотка рассчитана так, что элементы поезда не травмируют человека.

Если в вагоне возник пожар или взрыв:

  • сообщите об этом машинисту поезда по громкоговорящей связи, укажите точно номер вагона;
  • незамедлительно приступите к тушению огня - в каждом вагоне есть огнетушители.

Если пассажир упал между вагонами стоящего поезда:

  • находящиеся рядом люди должны подать сигнал машинисту круговыми движениями руки над головой;
  • заблокировать входную дверь любым предметом;
  • сообщить о случившемся дежурному по станции.

Если в отъезжающем поезде остались ваши вещи:

  • запомните, в каком по счету вагоне состава это произошло;
  • запомните номер поезда, который написан на лобовом стекле последнего вагона;
  • сообщите об этом дежурному по станции - информация будет передана машинисту поезда и дежурному следующей станции.

Если поезд остановился в тоннеле:

В Правилах дорожного движения «Пассажир» это: лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве, а также лицо, которое входит в транспортное средство или выходит из транспортного средства. Значит пассажиром пешеход становится не тогда, когда он вошел в автобус или другое транспортное средство, а в тот момент когда он решил это сделать и начал движение в сторону двери автобуса. Таким образом, если мы пользуемся каким – либо видом транспорта, мы являемся пассажирами.

Многие думают: «Правила дорожного движения касаются водителей и пешеходов. А я - пассажир, меня везут, значит, за меня отвечает водитель». На самом деле от пассажиров также зависит безопасность на дорогах, и в Правилах дорожного движения есть раздел определяющий обязанности пассажиров.

Работа водителей транспортных средств в условиях больших городов и насыщенных движением шоссейных дорог, весьма напряжена и ответственна. И пассажиры не должны создавать дополнительные трудности водителям, отвлекая их нарушением правил.

Важно правильно ожидать автобус, троллейбус, трамвай, такси. Весь городской транспорт движется по определенным маршрутам и останавливается не там, где захочется водителю или пассажирам, а в установленных пунктах, которые называются остановками. Поэтому ожидать городской транспорт следует стоя на остановках, обозначенных указателями, тротуаре или обочине, не выходя на проезжую часть.

Следует иметь в виду, что остановка трамвая почти всегда бывает на середине проезжей части и пассажирам приходится пересекать мостовую. Правила дорожного движения требуют от водителей автомобилей пропустить пассажиров, идущих к остановившемуся трамваю или от него. Но все равно надо быть предельно внимательным и, прежде чем идти к трамваю, необходимо посмотреть по сторонам и убедиться в безопасности перехода.

    • Когда к остановке подошел автобус, троллейбус или трамвай, ведите себя спокойно - не суетитесь, не толкайтесь. Подходите к двери только после полной остановки транспорта. Не стойте перед дверьми, пропусти выходящих пассажиров.
    • Не входи в транспорт с мороженым и напитками, Даже если салон свободен, при резком толчке или тор­можении ты рискуешь испачкать других пассажиров.
    • Войдя в транспортное средство, не задерживайтесь около дверей и на площадке, пройдите в салон. В салоне держитесь за поручни, чтобы не получить ушибов при возможном резком торможении.

    • Во избежание быть зажатым дверьми не пытайтесь сесть в последний момент перед отправкой автобуса, троллейбуса, трамвая.
    • Требованиями безопасности пассажирам запрещено препятствовать закрыванию дверей или же открывать их до полной остановки транспортного средства. Большинство автобусов и троллейбусов имеют двери, которые открываются автоматически из кабины водителя. Водитель не всегда видит, что делается в дверях, если их придержал кто-то из пассажиров. Водитель, будучи уверен, что двери закрыты, отправляет автобус или троллейбус. В результате пассажир может оказаться зажатым между створками дверей. Не пытайтесь открыть их самостоятельно: это очень опасно!

    • Так же опасно открывать двери до полной остановки автобуса или троллейбуса, потому что из нее могут выпасть на ходу пассажиры.
    • Не прислоняйтесь к дверям: они могут открыться на ходу, не высовывайте головы и руки в окна.
    • Не стойте на выступающих частях и подножках транспортных средств;
    • Не отвлекайте водителя разговорами во время движения.
    • При движении не следует спать, по возможности нужно следить за ситуацией на дороге.
    • Если во время движения возникает опасность столкновения транспортного средства с другим объектом, надо принять устойчивое положение и крепко ухватиться руками за поручни (ремни); сидящему пассажиру следует упереться ногами в пол, а руками в переднее сиденье (панель) и наклонить голову вперед.
    • В случае столкновения и невозможности удержаться в вертикальном положении попытайтесь в падении сгруппироваться и закрыть голову руками, и в идеале - увидеть место приземления.
    • При аварии троллейбуса или трамвая покидать их во избежание поражения электрическим током следует только прыжком.

    • Внутри трамвая, троллейбуса и особенно более подвижного автобуса старайтесь держаться за поручни на случай экстренного торможения или остановки. Лучшая точка опоры - поручень над головой.
    • Стоять лучше лицом в сторону движения, чтобы иметь возможность заранее заметить опасность и успеть на нее среагировать. Кроме того, из этого положения при столкновении и торможении вы упадете лицом вперед, что гораздо безопаснее падения на спину.
    • Определенную угрозу представляют из себя в случае резких остановок и торможений зонты, трости и т.п. предметы с острыми и выступающими краями.
    • Небезопасно в идущем транспорте ходить, вместо того чтобы стоять, удерживаясь за поручни, опасно также дремать. В этих случаях человек просто не успевает среагировать на угрозу и падает прежде, чем успевает понять, что с ним происходит.
    • В любом общественным транспортом есть надписи: «Места для пассажиров с детьми и инвалидов». Но даже если ты сидишь не на таком месте, все равно следует уступить его инвалиду, пожилому человеку, женщине и просто человеку старше. Также следует помочь выйти из автобуса или троллейбуса пожилому человеку или женщине с ребенком, слепому человеку.
    • К выходу необходимо подготовиться заранее по возможности подойти ближе к дверям. После остановки и открытия дверей, когда пассажиры начинают выходить, не толкайтесь и не суетитесь. Дети старшего возраста должны помочь пожилым пассажирам, инвалидам и малышам. Маленькие дети, едущие вместе с взрослыми, выходят после них.
    • Выйдя из общественного транспорта, не останавливайтесь напротив дверей, а отойдите в сторону, чтобы не мешать выходу других пассажиров.

  • Выйдя из транспорта, вы снова становитесь пешеходом, и, значит, опять должны подчиняться требованиям правил для пешеходов. Будьте особенно внимательны, если вам надо перейти на противоположную сторону дороги: ваш путь только по переходу!
  • Помните: нарушая правила пользования общественным транспортом, вы ставите под угрозу и свою жизнь, и жизнь многих пассажиров и прохожих!

Современный образ жизни невозможен без использования различных транспортных средств. Транспорт является связующим звеном современного народного хозяйства. Но любой вид транспорта представляет потенциальную угрозу здоровью и жизни человека, окружающей природной среде и экономике.

Транспортная авария – это авария с уничтожением или повреждением транспортных сооружений и средств, повлекшая за собой гибель людей или причинившая им тяжкие телесные повреждения.

Транспортная катастрофа – это крупная авария со значительными человеческими жертвами.

Транспортные аварии и катастрофы подразделяются по видам транспорта и по поражающим факторам перевозимых опасных грузов :

    Катастрофы на автомобильном и других видах общественного транспорта, аварии на мостах, в туннелях и пр.

    Аварии пассажирских и товарных поездов, электропоездов, поездов метрополитена.

    Авиационные катастрофы.

    Аварии пассажирских и грузовых судов, в том числе нефтеналивных.

    Аварии на транспорте с выбросом радиоактивных веществ или сильнодействующих ядовитых веществ.

    Аварии на магистральных газо-, нефте- и продуктопроводах.

Катастрофы на автомобильном транспорте

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) это транспортная авария в процессе дорожного движения, повлекшая за собой человеческие жертвы или телесные повреждения, а также повреждения транспортных средств, дорог, грузов или иной материальный ущерб.

Ежегодно в мире в ДТП погибают более 300 тыс. человек и более 15 млн. получают травмы. В РБ ежегодно в ДТП погибают более 2000 чел.

ПРИЧИНЫ ДТП:

Около 75 % всех ДТП происходят из-за нарушения водителями Правил дорожного движения. Наиболее опасным видом нарушений остаётся превышение скорости, выезд на полосу встречного движения. Каждое десятое ДТП - по вине пьяного водителя. Растет уровень ДТП также по вине пешеходов (беспечность, несобранность), неисправности машины, плохих дорог, и в значительной степени – неблагоприятных метеорологических условий.

Аварии пассажирских и товарных поездов, электропоездов.

В РБ более 6 тыс. км ж/д путей и их грузонаполненность в 8 – 15 раз выше по сравнению с другими развитыми странами. Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправности пути, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.

Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы в вагонах. При возгорании опасность для пассажиров представляют огонь и дым, а также удары о конструкции вагонов, что может привести к ушибам, переломам или гибели людей. Тем не менее, ехать в поезде примерно в три раза безопаснее, чем лететь на самолете, и в 10 раз безопаснее, чем ехать в автомобиле.

При перевозке опасных грузов , таких как легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, ХОВ и РВ, происходят взрывы, пожары, загрязнение окружающей среды. Ликвидировать такие аварии очень сложно.

Аварии в метрополитене.

Сегодня метро стало одним из наиболее распространённых и надёжных видов транспорта. Ещё на заре появления этого вида транспорта самой крупной катастрофой считался пожар в 1902 г. в Парижском метро - в деревянных вагонах сгорели заживо 80 чел. В 1975 г. крушение электропоезда Лондонской подземки стало причиной гибели 43 чел. и ранения 74 пассажиров. 28 октября 1995 г. - крупнейшая за всю историю мировой подземки катастрофа в Баку. За считанные минуты в ядовитом дыму от возникшего пожара задохнулись почти 300 человек и среди них 28 детей!

Причины : ЧС на станциях, в тоннелях и вагонах метрополитена возникают в результате столкновения и схода с рельсов поездов, пожаров и взрывов, падения пассажиров с платформы на пути.

Аварии пассажирских и грузовых судов, в том числе нефтеналивных происходят под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине членов экипажа; Это возможно в результате столкновения между судами, посадке судна на мель, течи корпуса судна и др. Много аварий и катастроф происходит из-за ошибок при проектировании и строительстве судов.

Вот только несколько крупнейших морских катастроф: 1912 г. – затонул "Титаник", погибло более 1500 чел. В 1939 г. та же участь постигла пароход "Индигарка″ - погибло 1500 чел. В 1986 г. ушёл на дно лайнер "Адмирал Нахимов", погибло более 400 чел. В 1994 г. погиб морской паром ″Эстония″, погибло 900 человек. Ежегодно в мире происходит около 8 тыс. кораблекрушений, при которых гибнет свыше 2 тыс. человек.

К работам по ликвидации последствий аварий и спасению утопающих привлекаются все члены экипажа. При необходимости капитан может обратиться и к пассажирам, находящимся на судне. Общее руководство всеми работами осуществляет капитан, как начальник ГО. Основные задачи :

Спасение людей, терпящих бедствие;

Борьба за живучесть корабля; ликвидация пожара, пробоин.

К работам по спасению людей и судна привлекаются специальные судоспасатели, буксиры, экипажи других плавсредств.

Аварии на авиационном транспорте .

В РБ имеется 7 аэропортов со статусом Международных.

На воздушном транспорте в авиакатастрофах прошлого столетия погибло около 100 тыс. человек в мире. Несмотря на принимаемые меры, количество аварий и катастроф не уменьшается.

Основные причины аварий и катастроф .

1. Разрушения отдельных конструкций самолётов.

2. Отказ двигателей.

3. Нарушение работы систем управления, связи, пилотирования.

4. Недостаток топлива и др.

5. Человеческий фактор – более 50% всех причин .

Поражающие факторы : декомпрессия, (резрежение воздуха в салоне) при разгерметизации самолета, пожар в самолете, удар при падении или посадке

Аварии на трубопроводном транспорте.

В РБ общая протяженность магистральных нефте- и продуктопроводов около 6 тыс. км, газопроводов – 5 тыс. км. При авариях опасен выброс под давлением опасных химических и взрывопожароопасных веществ, в результате чего возможна гибель людей, материальный ущерб и экологические бедствия.

Предупреждение транспортных аварий и катастроф : это мероприятия по борьбе и устранению тех факторов и причин, которые приводят к росту транспортных аварий :

* своевременное устранение технических неполадок транспортного средства, улучшение качества дорог и диспетчерского контроля;

* изучение с раннего детского возраста правил дорожного движения, борьба с беспечностью и невнимательностью пешеходов и водителей, воспитание культуры дорожного движения у населения;

* повышении уровня подготовки и профессионализма водителей, их своевременное мед. обследование;

* это также своевременное прогнозирование неблагоприятных метеоусловий и оповещение населения об этом и пр.

Правила поведения при транспортных авариях

Как действовать при неизбежности столкновения в ДТП?

Безопасность участников движения во многом зависит непосредственно от них самих. Одним из правил безопасности является неукоснительное выполнение требований дорожных знаков. Если же вопреки принимаемым мерам не удается избежать дорожно-транспортного происшествия, то необходимо управлять машиной до последней возможности, принимая все меры для того, чтобы уйти от удара со встречным автомобилем, т.е. свернуть в кювет, кустарник или забор. Если же это неосуществимо – перевести лобовой удар в скользящий боковой по бамперу .

Во время столкновения с препятствием все мышцы должны быть напряжены!!! При этом нужно, если автомашина идет на малой скорости упереться ногами в пол, голову наклонить вперед между рук, напрягая все мышцы, упереться руками в рулевое колесо или переднюю панель. Если же скорость превышает 60 км/ч и Вы не пристегнуты ремнем безопасности, прижмитесь грудью к рулевой колонке.

Пассажир, находящийся на заднем сидении, должен упереться руками и ногами в переднее сиденье и прижмите головы к рукам. Если рядом ребенок, крепко прижать его, накрыть собой и упасть набок. Наиболее опасное место – переднее сидение, поэтому детям до 12 лет запрещается сидеть на нем. Если Вы едете на переднем месте пассажира , упритесь руками в передний щиток, но не в стекло (закройте голову руками и завалитесь набок на сидении).

Как действовать после аварии?

Определитесь, в каком месте автомобиля, и в каком положении Вы находитесь, не горит ли автомобиль и не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). Постарайтесь как можно быстрее выбраться из автомобиля (м.б. взрыв, пожар). Если двери заклинены, покиньте салон автомобиля через окна, открыв их или разбив тяжелыми подручными предметами. Выбравшись из машины, отойдите от нее как можно дальше – возможен взрыв. При ДТП, оказав первую помощь пострадавшим, необходимо вызвать «скорую помощь» и ГИБДД.

Как действовать при падении автомобиля в воду

При падении в воду машина может держаться на плаву некоторое время, достаточное для того, чтобы покинуть ее. Выбирайтесь через открытое окно, т.к. при открывании двери машина резко начнет тонуть. Или дождаться, пока вода заполнит салон, вдохнуть остатки воздуха и выбраться вплавь (через дверь?).

Помните, что при дорожно-транспортном происшествии главное - бе­речь голову от травм. Не пытайтесь покинуть машину во время движения навстречу препятствию (шансов выжить в автомобиле в 10 раз больше, чем при катапультировании);

В момент удара, сидя в кресле, упритесь руками и ногами в переднее сиденье;

Если в момент удара вы стоите, постарайтесь ухватиться за поручень и удержаться, присев на корточки; если приходится падать, постарайтесь не удариться головой;

Все мышцы должны быть напряжены и не должны ослабляться до пол­ной остановки;

После аварии или катастрофы постарайтесь быстрее выбраться из транспортного средства, так как оно может загореться. Обычно в дверях при аварии бывает давка или дверь заклинивает. Поэтому лучше выбираться че­рез аварийное окно (выдернув шнур из резинового уплотнителя окна и выда­вить стекло) или через аварийный выход. Можно проще - разбить стекло мо­лотком; можно выбраться и через форточку, если позволяют габариты вашего тела. В автобусах и троллейбусах можно эвакуироваться через верхние вен­тиляционные люки;

При возникновении пожара в салоне, приготовьте носовой платок, часть ткани одежды для защиты органов дыхания; если в салоне находится огнету­шитель или ящик с песком приступайте к тушению пожара (если нет реальной угрозы вашей жизни);

В случае короткого замыкания, вспышки в салоне трамвая или трол­лейбуса покидать транспортное средство лишь тогда, когда водитель остано­вит его и отключит электрические цепи;

Если вы упали в воду как пассажир общественного транспорта, то глав­ная опасность для вас не вода, а другие пассажиры. Они забьют все выходы своими телами. Оставайтесь на месте, пока салон не заполнится водой, потом выбирайтесь через форточку или верхние вентиляционные люки. Если нет рядом открытой форточки, выбейте ногой или другим предметом окно. До за­полнения салона автобуса водой дышите глубже и чаще, чтобы насытить орга­низм кислородом.

Как действовать при аварийной обстановке на борту авиалайнера:

Безопасность как полета зависит не только от экипажа, но и от пассажиров. Заняв свое место, пассажир должен выяснить, где находятся аварийные выходы, медицинская аптечка, огнетушители и пр. Если полет будет проходить над водой, то следует до взлета узнать, где находится спасательный жилет и им пользоваться.

Перед каждым взлетом и посадкой тщательно подгоняйте ремень безопасности. Он должен быть плотно закреплен как можно ниже у Ваших бедер. Проверьте, нет ли у Вас над головой тяжелых чемоданов.

Аварии на взлете и посадке внезапны, поэтому обращайте внимание на дым, резкое снижение, остановку двигателей и т.д.

Обычно экипаж самолета успевает оповестить пассажиров о возможной аварии. Тогда пассажир перед аварией должен принять безопас­ную фиксированную позу (согнуться, плотно сцепить руки под коленями, макси­мально наклонив голову или упереться руками в переднее кресло, голову поло­жить на руки, а ногами упереться в пол). В момент удара максимально напрячь­ся и подготовьтесь к значительной перегрузке. Ни при каких обстоятельствах не покидайте своего места до полной остановки самолета, не поднимайте панику. После остановки самолета необходимо уходить через ближайший путь вы­хода. При аварийной посадке самолета эвакуация осуществляется через аварийные выходы по надувным трапам. При аварийном выходе из самолета соблюдают следующие правила:

Открыть аварийный люк, достать спасательный канат и выбросить его наружу;

Прежде чем покинуть самолет, надо снять обувь на высоком каблуке;

Соблюдать правила выхода: сначала ноги, потом голова,

Растянуть матерчатый желоб, сесть на порог надувного трапа и спус­титься по нему вниз;

Пожар в самолете.

Не дышите дымом, защищайте дыхательные пути одеждой;

Двигайтесь к выходу после того, как самолет остановился,

Если в салоне много дыма, двигайтесь по полу на четвереньках; помните, что дым, а не огонь - главная опасность;

Не стойте в толпе у выхода; если очередь не двигается, помните что есть другие выходы;

Не открывайте запасные люки в том месте, где снаружи огонь и дым;

Помните, что самолет надо покинуть за 5 минут и удалиться от самоле­та на расстояние до 1,5 км, пока не взорвалось топливо.

При декомпрессии самолета (из салона выходит воздух) срочно воспользоваться кислородной маской. На высоте до 3 км состояние декомпрессии устраняется.

Действия при высадке с судна:

Решение об оставлении судна принимает только капитан. При высадке с судна выполняйте указания членов экипажа и соблюдайте следующие правила: в первую очередь в шлюпках предоставляются места женщинам, детям, раненым и старикам; перед посадкой в шлюпку или на спасательный плот наденьте на себя больше одежды, а сверху – спасательный жилет. Если есть возможность, погрузите в шлюпку одеяла, дополнительную одежду, аварийное радио, питьевую воду и еду; если Вы вынуждены прыгать с борта корабля в воду, то желательно с высоты не более пяти метров, закрыв рот и нос одной рукой, второй крепко держась за жилет; так как в воде с каждым движением увеличиваются потери тепла, плывите только к спасательному средству; после погрузки на спасательное средство необходимо отплыть на безопасное расстояние от тонущего судна (не менее 100 м)

Все плавучие средства со спасенными должны держаться вместе и, если есть возможность, плыть к берегу или к трассе прохождения пассажирских судов. Необходимо организовать дежурство по наблюдению за горизонтом, воздухом; пищу и воду расходовать экономно; нужно помнить, что человек без воды может прожить от трех до десяти суток, тогда как без пищи – более месяца.

Действия при железнодорожной аварии :

Наиболее распространенными железнодорожными авариями и катастро­фами являются: столкновения поездов, их крушение, пожары в вагонах.

При крушении или экстренном торможении поезда:

Закрепиться, чтобы не упасть. Для этого нужно схватиться за поручни и упереться в стену или сиденье ногами;

Помните, что после первого удара могут быть другие, поэтому не расслаб­ляйтесь,

После окончания ударов срочно покинуть вагон, так как высока вероят­ность пожара. Если поезд остался на рельсах, но есть запах дыма, а в коридоре толпятся люди, то можно использовать окна-аварийные выходы, расположенные в 3 и 6 купе . Там необходимо повернуть рукоятку на себя, предварительно сорвав пломбу. Нажать на себя ручку-защелку окна;

Можно выбраться из вагона и через окно любого купе, но помните, что разбить стекла трудно, они прочные,

После остановки – срочно покинуть вагон, взяв самое необходимое, т.к. высока вероятность пожара,

Выбравшись из вагона, помогите выбраться другим.

При пожаре в вагоне :

При задымлении или пожаре срочно подготовить защиту для дыхания - шарф, любую ткань, намочить их любой жидкостью;

Постоянно дышать через смоченную в жидкости ткань, выделяемый при горении малминита (облицовка вагона) газ является токсичным;

Покидать вагон используя один из вариантов, описанных выше;

Если эвакуация проводится в соседний вагон, действуйте по указанию проводника;

Выбравшись из вагона, включайтесь в спасательные работы, соблю­дайте меры безопасности при прохождении встречных поездов.

Существует множество требований безопасности поездки в автомобиле, которые не указаны в правилах и являются исключительно моральной ответственностью водителя и каждого пассажира. Большинство мер безопасности занесено в правила дорожного движения, а их несоблюдение карается немалыми штрафами, о чем мы говорили не так давно. Но некоторые особенности нынешних правил безопасной поездки остаются загадкой для начинающих водителей, ведь о них не говорят в автошколе.

Правила безопасности в автомобиле для каждого участника дорожного движения, включая пассажиров, имеют огромное значение. К примеру, в длительном пути одной из задач переднего пассажира является поддержание контакта с водителем, чтобы определить момент опасности поездки, когда наступит риск того, что водитель заснет. В таком случае нужно остановиться на несколько минут и поспать.

Самые главные правила безопасной поездки для водителя

В автошколе каждого учили, что нужно смотреть на знаки и ориентировать свою скорость исключительно по этим указателям. Если сказано, что можно ехать со скоростью 90 километров в час, нужно обязательно набрать эту скорость, а ехать с меньшим темпом просто недопустимо. На самом деле, вы вольны выбирать такие темпы движения, которые вам удобны. Единственным исключением является ограничение минимальной скорости, которое на наших дорогах встречается крайне редко.

Потому при выборе скоростного режима нужно учитывать качество дорожного полотна, ширину дороги, возможность маневра и скорость движения потока. Если вы едите по трассе в большой колонне автомобилей, обгонять одну за другой будет слишком опасно и сложно, да и эффекта особого это не даст, только расход топлива увеличит в три раза. Потому нужно придерживаться следующих негласных правил:

  • необходимо передвигаться со скоростью потока, чтобы не создавать препятствий;
  • слишком медленная или слишком быстрая поездка будет причиной малой безопасности;
  • нужно всегда оценивать ситуацию на дороге, а также возможности вашего автомобиля;
  • обязательно нужно думать о комфорте и безопасности пассажиров при выборе стиля движения;
  • следует учитывать погодные условия при выборе скоростного режима поездки;
  • всегда помните об установленной резине, а также возможных неполадках авто.

Чем больше информации вы будете применять при выборе режимов поездки, тем меньше вам захочется лихачить и показывать виражи высокого пилотажа. Намного лучше ехать уверенно и безопасно, чем эффектно, но недолго. Помните, что вы несете ответственность не только за свою жизнь. От ваших действий зависит здоровье, а также жизнь ваших пассажиров и других участников дорожного движения.

Часто мы забываем о том, что ответственны не только за себя. Во всех авариях есть две стороны - виноватая и пострадавшая. Представитель второй стороны мог трижды соблюдать все правила, гласные и негласные, но все равно попал в неприятную ситуацию и стал участником происшествия. Это наталкивает на еще одно важное негласное правило безопасности - будьте внимательны и следите за действиями других автомобилистов.

Правила безопасной поездки пассажира в транспорте

Говорим ли мы о легковых автомобилях или о поездах и автобусах, правила безопасной поездки пассажиров всегда будут одинаковыми. Желательно держать в поле зрения дорожную ситуацию, чтобы резкое торможение не вызвало неприятных последствий. Также стоит устроиться удобно в кресле и пристегнуться ремнями безопасности. Ответственный за ваши пристегнутые ремни именно водитель, но за вашу жизнь несете ответственность только вы.

Пассажир обязан соблюдать нормы безопасного передвижения, независимо от того, согласен ли водитель автомобиля или автобуса нарушать правила дорожного движения. Если вы садитесь седьмым человеком в автомобиль, который реально может перевозить только пятерых человек, то ни о какой безопасности речи быть не может. При любом ДТП в таком автомобиле будет очень неблагоприятная обстановка не только для здоровья, но и для жизни каждого пассажира. Потому стоит соблюдать следующие правила:

  • не садиться в транспорт, который уже перевозит максимальное или чрезмерное количество пассажиров;
  • ехать только в специально предназначенном для этого месте - в пассажирском сидении;
  • при возможности использовать средства безопасности в виде ремней;
  • не отвлекать водителя, не кричать и не пытаться выйти из машины на ходу;
  • сидеть спокойно, не прыгать на сидении и не раскачивать автомобиль;
  • следовать указаниям водителя, когда он просит передвинуться или сесть иным образом;
  • самостоятельно задумываться о своей безопасности, отказаться от необдуманных действий.

Вы и только вы сами можете обеспечить безопасность своего передвижения в автомобиле. Никогда не подвергайтесь панике, не позволяйте страху овладеть вами в любых ситуациях. Это станет только усугублением ситуации. Важно понимать, что именно вы ответственны за спокойную обстановку и простое разрешение любой ситуации. Конечно, ответственность водителя велика, но вы можете положительно повлиять на нее, не отвлекая его от выполнения своих обязанностей.

Если же обстановка в автомобиле или автобусе вам не нравится, другие пассажиры ведут себя некорректно, или водитель выполняет странные действия, попросите остановить транспорт и покиньте его. Конечно, это невозможно сделать в каждой ситуации, но так вы сможете сберечь свою жизнь. Прислушивайтесь к своей интуиции и не позволяйте страху испортить каждую вашу поездку на транспорте. Предлагаем посмотреть прекрасный социальный ролик при ремни безопасности:

Подводим итоги

Важно понимать, что каждый человек изначально несет ответственность за свою безопасность, ведь он сам выбирает, садиться ему в определенный вид транспорта или нет. Каждый шаг является нашим собственным выбором, потому стоит делать этот выбор правильно. Водитель же несет ответственность не только за себя, но и за других людей. Потому лихачество и неразумные поступки за рулем - это неуважение к себе и к окружающим.

Будьте осторожны и всегда ставьте безопасность на первое место в своих приоритетах. Если определенный скоростной режим кажется вам слишком активным, остановитесь и подумайте о том, как вам нужно ехать для полного ощущения безопасности. Случались ли в вашей водительской практике моменты, когда приходилось жертвовать безопасностью ради скорости?

Вопрос № 1. опасности, которые могут возникнуть при пользовании различными видами транспорта. Правила безопасного поведения на транспорте.

Современный транспорт является зоной повышенной опасности для человека. Существуют следующие виды транспорта – общественный транспорт (автобус, трамвай, троллейбус, метро), а также железнодорожный, водный и авиационный транспорт. При посадке и высадке из транспорта пассажира могут подстерегать опасности. Он может быть прижат преждевременно закрывающейся дверью, в зимний период может поскользнуться и получить травму, может быть вытолкнут из общественного транспорта при наличии давки. Кроме того, водитель может непреднамеренно открыть дверь автобуса или троллейбуса до полной его остановки. Большую опасность представляют экстренные торможения, при которых велика возможность получить серьезную травму из-за падения или из-за того, что при торможении вследствие сил инерции навалится большое количество людей. Также случаются катастрофические поломки автобусов и троллейбусов из-за лопнувшего или отсоединившегося колеса. Особую опасность представляют дорожно-транспортные происшествия. Во время езды в легковом транспортном средстве следует пристегиваться ремнем безопасности, так как это уменьшает количество и тяжесть травм при аварии. При движении общественного транспортного средства нужно держаться за поручни. Нельзя отвлекать водителя во время движения. Не рекомендуется стремиться попасть в транспортное средство во время давки. Выходить из автобуса и троллейбуса следует только после их полной остановки. При возникновении пожара, задымления салона или в случае дорожно-транспортного происшествия необходимо сохранять самообладание и покинуть транспортное средство через двери или аварийные выходы, в случае необходимости оказать первую доврачебную помощь нуждающимся.

При передвижении на железнодорожном транспорте возможны такие происшествия, как крушение поезда, пожар в вагоне, авария токоснабжения, экстренное торможение и пр. в случае необходимости экстренного торможения на поезде следует сорвать стоп-кран и срочно сообщить проводнику или начальнику поезда о причине остановки.

водные транспортные средства могут терпеть аварии, получать пробоины, садиться на мель. При аварии на воде необходимо соблюдать хладнокровие и постараться успокоить окружающих, так как при возникновении паники, давки и неразберихи шансы на спасение и благоприятный исход резко уменьшаются. При эвакуации с судна нужно пользоваться коллективными (плоты, лодки) и индивидуальными (спасательные жилеты, круги) спасательными средствами.

Авиационный транспорт также является источником опасности для пассажира. При взлете и посадке следует сидеть на своих местах, пристегиваться, неукоснительно выполнять все требования членов экипажа. В самолете не рекомендуется курить. При вынужденной посадке нужно сидеть пристегнутым и крепко упереться руками в впередистоящее кресло либо уцепиться в подлокотники. При захвате самолета террористами нужно неукоснительно выполнять их требования. При штурме транспортного средства группой захвата следует лечь на пол подальше от прохода, пригнуться или забиться в место, безопасное при перестрелке.

Вопрос № 2. оказание первой медицинской помощи при ушибах.

Ушибы – это механические повреждения тканей, при которых не нарушается целостность кожи и костей. В зависимости от силы удара и локализации травмы возникают различные по тяжести ушибы: от небольших, не нарушающих функций, до обширных повреждений внутренних органов, опасных для жизни (например, ушиб мозга, сердца, живота с повреждением внутренних органов). Характерными признаками ушибов являются боль, припухлость, кровоподтек. Возможны также осложнения в виде повреждения внутренних органов, нервов, сосудов.

Для оказания первой медицинской помощи необходимо прежде всего обеспечить полный покой конечности, наложить тугую давящую повязку, приложить к месту ушиба холод. Повязка должна состоять из двух частей: внутренняя и внешняя. Бинт нужно держать в правой руке, а левой удерживать повязку и разглаживать ходы. Ушибленному месту нужно обеспечить покой. При обширных ушибах и подозрении на травму внутренних органов пострадавшего следует срочно госпитализировать.

Ушиб головы очень опасен из-за развития осложнений, которые выражаются сотрясением головного мозга, ушибом мозга и сдавлением. Признаками являются потеря сознания, тошнота и рвота, сильные головные боли, головокружение. Первая медицинская помощь при ушибах головы заключается в создании полного покоя, прикладывании холода на область головы, обязательная транспортировка в травмапункт.

Самым опасным видом ушибов является ушиб мозга. Признаки: головные боли, подташнивание, сознание сохранено. Первая помощь такая же, как и при ушибах головы.



Просмотров