Нормативно-правовое регулирование функционирования органов местного самоуправления. Полномочия муниципальных органов Что будем делать с полученным материалом

Принципы правового регулирования полномочий органов местного самоуправления

1. Перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

2. Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

3. Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов.

Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения

Органы местного самоуправления - это особый субъект права, поэтому органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения могут обладать административно-властными полномочиями, а при осуществлении переданных отдельных государственных полномочий - государственно-властными полномочиями.

И административно-властные, и государственно-властные полномочия органов местного самоуправления можно классифицировать через призму управленческих функций: руководящих, регулирующих, расчетно-аналитических, организационных, контрольных.

Таким образом, можно говорить о том, что полномочия органов местного самоуправления могут быть сгруппированы следующим образом:

а) полномочия по управлению;

б) полномочия по организации;

в) полномочия по руководству;

г) полномочия по применению административно-правовых режимов;

д) полномочия по контролю.

К полномочиям по управлению относятся полномочия по сбору, обработке, анализу информации, передаче информации другим органам, по прогнозированию, по планированию, по учету.

К полномочиям по организации относятся полномочия по обеспечению и организации чего-либо, координации деятельности субъектов управления.

К полномочиям по руководству относятся полномочия по созданию, назначению, регулированию, непосредственному или опосредованному руководству и стимулированию (созданию условий).

К полномочиям по применению административно-правовых режимов относятся полномочия по участию органов местного самоуправления в разрешительной системе (квотирования, лицензирования, аттестации, выдачи разрешений и т.п.).

Полномочия по контролю могут рассматриваться и как осуществляемые ими самостоятельно, и осуществляемые совместно с органами государственной власти или иными властными структурами.


1. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

2) установление официальных символов муниципального образования;

3) создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;

4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

4.1) регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса Полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса

5) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

6) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

7) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации;

8) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;

8.1) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений;

8.2) утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

9) иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.

1.1. По вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения.

2. Органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов вправе в соответствии с уставами муниципальных образований принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения и городского округа работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения поселений, предусмотренных пунктами 7.1 - 9, 15 и 19 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, и вопросов местного значения городских округов, предусмотренных пунктами 7.1 - 11, 20 и 25 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона.

К социально значимым работам могут быть отнесены только работы, не требующие специальной профессиональной подготовки.

К выполнению социально значимых работ могут привлекаться совершеннолетние трудоспособные жители поселений и городских округов в свободное от основной работы или учебы время на безвозмездной основе не более чем один раз в три месяца. При этом продолжительность социально значимых работ не может составлять более четырех часов подряд.

3. Полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

Устанавливаемые Конституцией Российской Федерации и федеральными законами принципы правового регулирования полномочий органов местного самоуправления играют весьма важную роль, порой выходящую за рамки собственно местного самоуправления. Значение этих принципов состоит в том, что государство как субъект права, наделённый соответствующими полномочиями Конституцией РФ, устанавливает правовой каркас функционирования местного самоуправления как самостоятельной ветви публичной власти.

Общие представления о совокупности предметов ведения и соответствующих полномочиях органов местного самоуправления мы получили в предыдущих разделах настоящей темы, убедились в масштабности и сложности задач, решаемых местным самоуправлением и его органами.

Закон устанавливает единые подходы к регулированию полномочий органов местного самоуправления. Эти единые принципы касаются, во-первых, порядка установления полномочий органов местного самоуправления, а во-вторых, порядка обеспечения реализации этих полномочий, прежде всего – финансового.

Собственные полномочия местного самоуправления, устанавливаемые федеральными законами, касаются прежде всего вопросов местного значения, определяющих предметы деятельности органов местного самоуправления для непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Статья 18 Федерального закона 131-ФЗ устанавливает: перечень вопросов местного значения не может быть изменён иначе как путём внесения изменений и дополнений в Федеральный закон 131-ФЗ. В то же время закон допускает необходимую самостоятельность органов местного самоуправления, наделяя их правами на решение вопросов, не отнесённых к вопросам местного значения (статьи 14.1, 15.1., 16.1 Федерального закона).

В состав собственных полномочий органов местного самоуправления, как мы знаем, входят и иные вопросы, связанные с организацией и обеспечением собственной деятельности, правотворческой деятельностью, представлением и защитой интересов муниципального образования и его населения т.д. Не выделяя их в самостоятельный раздел, Федеральный закон 131-ФЗ тем не менее достаточно подробно прописывает эти полномочия в соответствующих главах и разделах – в этом мы убедились при рассмотрении предыдущего вопроса данной темы.

«Несобственные» полномочия органов местного самоуправления связаны с исполнением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Особенностями этих полномочий являются:

Их государственный статус;

Адресность – эти полномочия осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации;



Срочность – органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определённый срок действия, на срок действия этих полномочий;

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов (федерального или субъекта Федерации);

Подконтрольность государству.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется:

а) по предметам ведения Российской Федерации – федеральными законами;

б) по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ – законами Российской Федерации и субъектов РФ;

в) по предметам ведения субъектов РФ – законами субъектов РФ.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Закон устанавливает требования к содержанию соответствующего федерального закона (закона субъекта Федерации).

Согласно статье 19 федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать:

Вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями;

Перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий;

Способ (методику) расчёта нормативов для определения общего объёма субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты.

Перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня;

Порядок отчётности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;

Порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль;

Условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Закон субъекта Российской Федерации, предусматривающий наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, также должен содержать положения, определяющие:

Права и обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), связанные с осуществлением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий Российской Федерации;

Права и обязанности органов местного самоуправления, связанные с осуществлением переданных им государственных полномочий Российской Федерации.

Статья 20 Федерального закона 131-ФЗ регламентирует порядок осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Согласно этой статье федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Федеральный закон 131-ФЗ предусматривает возможность передачи в муниципальную собственность материальных объектов, необходимых для осуществления соответствующих полномочий. В этом случае соответствующие законы могут содержать положения, предусматривающие обязанность органов местного самоуправления использовать по определённому назначению передаваемые в муниципальную собственность объекты. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Перечисленные выше положения законов о наделении такими полномочиями вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год либо законом субъекта РФ о его бюджете на очередной финансовый год при условии, если этими законами предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.

131-й закон (статья 20) закрепляет право органов местного самоуправления участвовать в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьёй 19 этого Федерального закона.

Условием реализации этого права является принятие Федерального закона, в котором устанавливается порядок согласования участия органов местного самоуправления в осуществлении указанных полномочий, а также особенности такого участия; возможность и пределы правового регулирования органами государственной власти указанных полномочий.

Органы местного самоуправления участвуют в осуществлении таких государственных полномочий только в случае принятия представительным органом муниципального образования решения о реализации права на участие в осуществлении этих полномочий.

Подчёркивая самостоятельность местного самоуправления в реализации своих полномочий, закон запрещает подчинение органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере организации собственной деятельности регламентируют нормы 6-й главы 131-го Федерального закона и уставы муниципальных образований, в сфере принятия муниципальных правовых актов – глава 7, в сфере межмуниципального сотрудничества – глава 9 этого же закона.

Наделяя местное самоуправление определёнными полномочиями, в ряде случаев беря на себя финансовое и иное обеспечение реализации части этих полномочий, государство оставляет за собой право оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления. Согласно статье 18.1 Федерального закона 131-ФЗ перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления утверждается в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

Определяя единые общеобязательные правила поведения органов государственной власти и органов местного самоуправления, закон ставит государство и местное самоуправление в положение равноправных партнёров.

Завершая обсуждение вопроса, отметим: закон обеспечивает надлежащее правовое регулирование полномочий по всему предметному полю местного самоуправления в современной России. Вместе с тем практика правового регулирования предметов ведения местного самоуправления выявляет имеющиеся недостатки и пробелы в законодательстве. Обязанность законодателя состоит в том, чтобы своевременно устранять эти недостатки и пробелы. Так и происходит: с момента принятия в 2003 году в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесено около 30 поправок, изменений и дополнений.

Заключение

Рассмотренный материал позволяет сформулировать следующие общие выводы.

Предметная область функционирования местного самоуправления по необходимости чрезвычайно широка и многообразна. Решая главную задачу – самостоятельно и под свою ответственность всестороннее обеспечение важнейших сфер жизнедеятельности населения муниципальных образований, местное самоуправление выстраивает сложную систему организации деятельности учреждаемых в каждом муниципальном образовании органов местного самоуправления, систему взаимоотношений с органами государственной власти Российской Федерации и её субъектов.

Муниципальные образования взаимодействуют между собой, решая задачи представления и защиты своих интересов и интересов своего населения.

Масштабы и сложность решаемых задач предопределяют структуру предметов ведения местного самоуправления, которая включает в себя следующие семь групп:

1) вопросы местного значения;

2) организация работы органов и должностных лиц местного самоуправления;

3) вопросы нормотворческой деятельности;

4) вопросы, не отнесённые к вопросам местного значения, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления;

5) ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

6) межмуниципальное сотрудничество;

7) отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами или законами субъектов РФ.

Конституция РФ, федеральные и региональные законы, муниципальные нормативно-правовые акты обеспечивают реализацию предметов ведения местного самоуправления, наделяя его органы и должностных лиц соответствующими полномочиями.

Российская полиция содействует органам местного самоуправления в решении вопросов местного значения, реализуя функции, связанные с обеспечением законности и поддержанием общественной безопасности на территории муниципальных образований, осуществляя мониторинг криминогенной обстановки и профилактику антиобщественных проявлений, оказывая содействие в формировании, обучении и обеспечении функционирования общественных формирований по поддержанию общественного порядка. Это предполагает тесное взаимодействие и координацию усилий органов внутренних дел, иных подразделений полиции и органов местного самоуправления.

Находясь в стадии становления и развития, муниципальное право современной России пока ещё не в состоянии добиться исчерпывающего баланса между законодательно заявляемой программой предметов ведения местного самоуправления и нормативно-правовым, финансовым и иным обеспечением реализации этой программы.

Разрешение этого противоречия затруднено в силу того, что закон «не поспевает» за им же вводимыми изменениями в предметной сфере. Отсюда – справедливые упрёки практиков и аналитиков в отношении имеющихся пробелов прежде всего в правовом обеспечении функционирования местного самоуправления. Отсюда – всё новые изменения, дополнения и поправки в Федеральный закон № 131-ФЗ, иные федеральные нормативно-правовые акты. Отсюда – неустойчивость регионального законодательства, вынужденного следовать как новациям, так и ошибкам федеральных законов. Отсюда – хорошо известные проблемы и трудности функционирования органов местного самоуправления.

Однако законодательство совершенствуется, а местное самоуправление набирается опыта работы в условиях несовершенного законодательства, всё энергичнее использует своё право на законодательные инициативы, направленные на совершенствование законодательства о местном самоуправлении. Это позволяет верить в успешное разрешение и преодоление имеющихся проблем.

Контрольные вопросы

  • Общество и государство
  • Понятие и сущность государства
    • Понятие и признаки государства
    • Сущность и функции государства
      • Функции государства
    • Форма государства
      • Форма правления
      • Форма государственного устройства
      • Государственный (политический) режим
    • Возникновение и развитие идеи правового государства
    • Гражданское общество и правовое государство
    • Принципы правового государства
    • Формирование правовой государственности в России
  • Понятие и сущность права
  • Понятие и социальное назначение права
    • Понятие и признаки права
    • Право и мораль
      • Право и мораль - характерные черты и особенности
    • Правоотношения
      • Основные признаки правоотношений
      • Субъект, объект, субъективное право и юридическая обязанность
      • Виды правоотношений
      • Юридические факты
    • Правосознание и правовая культура
      • Правовая культура
    • Правовые нормы
      • Структура правовой нормы. Норма права и статья закона
      • Виды правовых норм
  • Система права и система законодательства
    • Система норм права и ее элементы
    • Частное и публичное право
    • Отрасли права и их институты
    • Систематизация законодательства: понятие и виды
  • Источники права
    • Понятие и виды источников права
      • Основные источники официального выражения и закрепления норм права
    • Источники права в Российской Федерации
      • Нормативные правовые акты, юридический прецедент, правовой обычай
  • Реализация права
    • Понятие и формы реализации права
      • Реализация норм права
    • Применение норм права
      • Правоприменительная деятельность – принципы и основания
      • Стадии правоприменительного процесса
      • Акты применения права
    • Толкование правовых норм
      • Официальное и неофициальное толкование
      • Толкование правовых норм по объему
  • Правомерное поведение. Правонарушение и юридическая ответственность
    • Понятие и основные виды правомерного поведения
    • Юридический конфликт
      • Виды конфликтов
      • Разрешение конфликта
    • Понятие и виды правонарушений
      • Проступки и преступления
    • Юридическая ответственность: понятие и виды
      • Виды юридической ответственности
  • Основы конституционного права
  • Конституционное право - ведущая отрасль российского права
    • Понятие и система конституционного права Российской Федерации
    • Понятие и юридические свойства Конституция России
    • Основы конституционного строя Российской Федерации
    • Федеративное устройство России
  • Права и свободы человека и гражданина
    • Конституционно-правовой статус личности
    • Гарантии прав и свобод человека и гражданина
    • Гражданство в Российской Федерации
      • Приобретение гражданства
      • Основания прекращения гражданства
  • Система органов государственной власти России
    • Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации
      • Функции и полномочия Президента
    • Федеральное Собрание Российской Федерации
    • Правительство Российской Федерации
    • Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации
      • Статус судьи
  • Правоохранительные органы Российской Федерации
    • Прокуратура Российской Федерации
    • Министерство внутренних дел Российской Федерации
    • Министерство юстиции Российской Федерации
    • Органы федеральной службы безопасности России
    • Адвокатура
    • Нотариат
  • Отрасли российского права
  • Основы гражданского права
    • Понятие гражданского права, его предмет и метод
    • Гражданское законодательство
    • Гражданское правоотношение
    • Субъекты гражданских правоотношений
      • Юридическое лицо
      • Организационно-правовые формы юридических лиц
    • Объекты гражданских правоотношений
    • Осуществление и защита гражданских прав. Гражданско-правовые сделки.
      • Гражданско-правовая ответственность
    • Право собственности и ограниченные вещные права
      • Основания возникновения и прекращения права собственности
      • Ограниченные вещные права
    • Гражданско-правовые обязательства
      • Способы обеспечения исполнения обязательств
      • Прекращение обязательств
  • Основы трудового права
    • Понятие, принципы и источники трудового права
      • Источники трудового права
    • Трудовой договор
      • Коллективные договора и соглашения
      • Прекращение трудового договора
    • Трудовые правоотношения
    • Рабочее время и время отдыха
      • Время отдыха
      • Отпуск
    • Заработная плата
    • Охрана труда
    • Трудовые споры и порядок их разрешения
  • Основы семейного права
    • Понятие семейного права и семейного законодательства
    • Заключение и расторжение брака
    • Права и обязанности супругов, родителей и детей
    • Алиментные обязательства
    • Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей
  • Основы жилищного права
    • Понятие и источники жилищного права
    • Правовой режим жилищного фонда
    • Договоры найма жилого помещения
    • Пользование общежитиями
  • Основы административного права
    • Понятие административного права
      • Система административно-правовых норм
      • Административно-правовые отношения
    • Государственное управление и исполнительная власть
    • Административное правонарушение и административная ответственность
    • Административное наказание: понятие и виды
  • Основы финансового права
    • Финансовое право как отрасль российского права
      • Источники финансового права
    • Бюджетное право Российской Федерации
      • Бюджетный процесс
    • Налоговое право Российской Федерации
    • Финансово-правовые основы банковской деятельности в Российской Федерации
      • Второй уровень банковской системы Российской Федерации
      • Осуществление Банком России функции валютного регулирования и контроля
  • Основы муниципального права
    • Понятие муниципального права
      • Территориальные основы организации и деятельности местного самоуправления
    • Органы местного самоуправления и их полномочия
      • Представительные органы местного самоуправления
      • Должностные лица местного самоуправления
    • Муниципальная служба
    • Экономическая основа местного самоуправления
    • Ответственность органов местного самоуправления, контроль за их деятельностью
  • Основы уголовного права
    • Понятие, задачи и принципы уголовного права
    • Понятие преступления и его виды
      • Виды преступлений
    • Субъект преступления
    • Уголовное наказание и его виды
    • Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних
  • Основы экологического права
    • Понятие и система экологического права
    • Экологические правоотношения
    • Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды
    • Юридическая ответственность за экологические правонарушения
    • Международно-правовые механизмы охраны окружающей среды
  • Основы образовательного права
    • Правовое регулирование образовательной деятельности в России
    • Образовательные учреждения: правовой статус и компетенция
    • Права и социальная защита обучающихся образовательного учреждения
  • Основы международного права
  • Современное международное право и мировой правопорядок
    • Понятие и основные принципы современного международного права
      • Основные принципы международного права
    • Субъекты международного права
    • Права человека и международное право
    • Ответственность в международном праве
    • Роль международных организаций в поддержании мира и обеспечении международной безопасности
    • Международное частное право

Органы местного самоуправления и их полномочия

Органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) формируемые представительным органом муниципального образования коллегиальные или единоличные органы, наделенные собственной компетенцией по решению вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления наделены объемом собственных полномочий, которые очерчены рамками права. Свои полномочия они осуществляют самостоятельно, по своему усмотрению в пределах полномочий, установленных законом. Собственные полномочия - это их собственная политическая ответственность перед избирателями, перед гражданами.

Субъекты Федерации самостоятельно решают вопросы о способах формирования органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления избираются всем населением непосредственно или же формируются за счет выборных должностных лиц малых городов и поселков, которые входят в состав района.

Органы местного самоуправления имеют особую природу. Согласно Конституции РФ они не входят в систему государственных органов. Взаимоотношения органов государственной власти и местного самоуправления основываются на правовых принципах, закрепленных Конституцией РФ, федеральным законодательством и законодательством субъекта Федерации о местном самоуправлении.

Хотя органы местного самоуправления и не входят в систему государственных органов, но они находятся в системе государственно-властных отношений. Будучи организационно отделенными от государственной власти, органы местного самоуправления функционально связаны с ней.

Органы государственной власти создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление. Государство устанавливает общие правовые принципы организации и деятельности местного самоуправления, разграничив предметы ведения органов государственной власти и органов местного самоуправления.

К полномочиям федеральных органов государственной власти относится определение общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления. Перечень вопросов по совместному ведению - это те вопросы, которые требуют единства правового регулирования на всей территории страны.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности должностных лиц и органов местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти могут делегировать определенные вопросы (часть своих полномочий) органам местного самоуправления. Взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления строятся следующим образом:

органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность в строго установленных законом пределах их компетенции;

контроль за законностью решений органов местного самоуправления осуществляется органами судебной власти и органами прокуратуры;

в соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями.

Деятельность органов местного самоуправления по реализации делегированных им государственных полномочий подконтрольна органам государственной власти, которые в этом случае осуществляют прямой контроль за целесообразностью принимаемых решений. Вопрос об ответственности за выполнение соответствующих делегированных функций решается в каждом конкретном случае отдельно.

Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. К органам местного самоуправления относятся:

выборные органы, образуемые в соответствии с федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований;

другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

Наличие выборных органов местного самоуправления в муниципальных образованиях является обязательным. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в соответствии с уставами и законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга могут не создаваться выборные городские органы местного самоуправления.

К органам местного самоуправления относятся: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие), избирательная комиссия муниципального образования, иные коллегиальные и единоличные органы местного самоуправления, избираемые населением и (или) формируемые представительным органом муниципального образования, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Ключевым вопросом формирования организационной основы местного самоуправления является определение структуры органов местного самоуправления. Конституция РФ, признавая и гарантируя организационную самостоятельность местного самоуправления (в пределах его полномочий), наделяет население правом самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления (ст. 131). Конституция РФ не определяет, какие конкретно органы местного самоуправления могут создавать муниципальные образования, вместе с тем в ст. 131 указывается два вида органов местного самоуправления -- выборные и другие органы, через которые население осуществляет местное самоуправление. Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», основываясь на конституционных положениях, относит к органам местного самоуправления, во-первых, органы муниципального образования, избираемые непосредственно населением, и, во-вторых, органы, образуемые представительным органом муниципального образования.

Общим признаком органов местного самоуправления является наделение их уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Каждое муниципальное образование имеет свою структуру органов местного самоуправления, под которой понимается конкретный перечень выборных органов, избираемых непосредственно населением, и образуемых представительным органом муниципального образования иных органов местного самоуправления, наделяемых собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, а также принципы их формирования и взаимодействия. Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», основываясь на конституционном принципе самостоятельности населения в решении вопроса об определении структуры органов местного самоуправления, уточнил ряд вопросов, связанных с реализацией данного принципа.

Во-первых, он требует обязательного наличия в структуре органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования; главы муниципального образования; местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования). При этом в случаях, предусмотренных Законом, допускаются исключения из этого общего требования (в частности, представительный орган может не образовываться в небольших муниципальных образованиях, в которых его функции осуществляет сход граждан).

Во-вторых, Закон предусматривает возможность включения в структуру органов местного самоуправления также других органов и должностных лиц местного самоуправления. При этом он прямо называет некоторые из этих органов и должностных лиц, устанавливая порядок их избрания (назначения). К ним относятся:

  • а) контрольный орган (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и т. п.), формируемый непосредственно населением на муниципальных выборах или представительным органом в соответствии с уставом муниципального образования;
  • б) глава местной администрации, назначаемый на эту должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности.

Решение по данным вопросам с учетом требований Федерального закона принимается муниципальным образованием самостоятельно. Что же касается избирательной комиссии муниципального образования, то согласно Федеральному закону от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме граждан Российской Федерации» положение избирательной комиссии муниципального образования «в системе органов местного самоуправления» должно было определяться уставом муниципального образования (ст. 24).

Отсюда следовал вывод, что данный Закон относил избирательную комиссию муниципального образования к органам местного самоуправления. Однако новая редакция указанного Закона 2005 г. содержит иную трактовку статуса комиссии: избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом и не входит в структуру органов местного самоуправления. Таким образом, избирательная комиссия муниципального образования не может рассматриваться в качестве органа местного самоуправления, наделенного собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Она является муниципальным органом, призванным обеспечить подготовку и организацию голосования населения муниципального образования, решающего путем прямого волеизъявления вопросы, отнесенные к ведению муниципального образования. Собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, установленных Федеральным законом 2003 г., она не обладает. Представляется, что устав муниципального образования может предусматривать образование и других муниципальных органов, необходимых для организационного обеспечения принятия населением, органами местного самоуправления решений по вопросам местного значения.

В-третьих, Закон содержит положения, определяющие порядок решения вопроса об определении структуры органов местного самоуправления во вновь образованных муниципальных образованиях и в случае преобразования существующего муниципального образования. Соответствующее решение принимается: а) населением на местном референдуме (в муниципальных образованиях с численностью населения менее 100 человек -- на сходе граждан) или б) представительным органом муниципального образования.

Структура органов местного самоуправления закрепляется в уставе муниципального образования. Закон устанавливает, что назначение и обеспечение проведения местного референдума или схода граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления осуществляется органом государственной власти субъекта Федерации при наличии соответствующей инициативы жителей вновь образованного муниципального образования. Таким образом, при отсутствии такой инициативы указанная структура определяется представительным органом вновь образованного муниципального образования после его избрания. В соответствии с переходными положениями, установленными Федеральным законом 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», субъекты Федерации должны были: а) до 31 марта 2005 г. установить численность представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований, сроки их полномочий, дату выборов и обеспечить проведение указанных выборов в период до 1 ноября 2005 г; б) до 30 апреля 2005 г. определить дату выборов выборных органов и выборных должностных лиц муниципальных образований, предусмотренных структурой органов местного самоуправления, установленной по итогам референдума (схода граждан).

В решении о структуре органов местного самоуправления муниципального образования, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан), устанавливаются: структура (перечень) и наименования органов местного самоуправления; порядок избрания и полномочия главы муниципального образования. Данное решение находит закрепление в уставе муниципального образования. Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования. Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечению срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение. Муниципальные образования, определяя структуру органов местного самоуправления и закрепляя ее в своих уставах, регулируют и другие вопросы организационной основы осуществления местного самоуправления.

В уставах муниципальных образований с учетом требований федерального законодательства, законов субъектов Федерации определяются также такие организационные вопросы, как:

  • - порядок формирования, наименование, подотчетность и подконтрольность органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;
  • - срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;
  • - регламентация муниципальной службы; виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;
  • - формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления, и др.

Вячеслав ТИМЧЕНКО, председатель Комитета ГД по вопросам местного самоуправления, кандидат экономических наук

Людмила ПРОНИНА, ведущий советник аппарата Комитета ГД по вопросам местного самоуправления, доктор экономических наук

Важное значение для формирования муниципальной собственности имеет разграничение имущества между уровнями публичной власти, а также между муниципальными образованиями. По данным Минрегиона России, на 1 октября 2007 г. из федеральной собственности в муниципальную было передано 24 275 объектов имущества стоимостью 263,4 млрд руб.

Поскольку порядок разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями и городскими округами был установлен только в конце 2005 г., муниципалитеты не смогли своевременно провести инвентаризацию и составить перечни передаваемого в собственность Российской Федерации и субъектов РФ имущества в соответствии с решаемыми ими вопросами местного значения, что привело к замедлению процесса разграничения муниципального имущества.

По данным мониторинга, проведенного Минрегионом России, на 1 октября 2007 г. все виды имущества разграничены между муниципальными районами и входящими в их состав поселениями в 20 субъектах РФ, по отдельным видам имущества - в 48 субъектах РФ; в 12 субъектах РФ имущество между муниципальными образованиями не разграничено. При этом на 1 ноября 2007 г. имущество из собственности муниципальных районов передано лишь 6 604 вновь образованным городским и сельским поселениям (55% от общего числа вновь образованных поселений).

Полагаем, что завершить описанный процесс до 1 января 2009 г. достаточно проблематично. Следовательно, возникает вопрос о продлении сроков приватизации и отчуждения непрофильного муниципального имущества, тем более что в результате проведения массовой ускоренной приватизации объектов муниципальной собственности возможно снижение цен на приватизируемое имущество. Более равномерному ходу процесса способствовало бы продление срока отчуждения и приватизации имущества минимум на два года (до 1 января 2011 г.), в частности потому, что 2011 г. является последним годом второго цикла среднесрочного бюджетного планирования (на 2009 г. и на период до 2011 г.).

Вместе с тем можно согласиться с рядом специалистов, которые считают увеличение сроков приватизации и отчуждения непрофильного муниципального имущества нецелесооб-разным. Принятие данного предложения может потребовать продления переходного периода реализации Федерального закона № 131-ФЗ, так как после 1 января 2009 г. (даты окончания переходного периода) все муниципальные образования (поселения, муниципальные районы, городские округа) будут обязаны полностью исполнять установленные данным законом полномочия по решению вопросов местного значения, при этом не имея соответствующего ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ имущества или имея излишнее имущество.

В настоящее время при применении норм федерального законодательства, устанавливающих порядок разграничения имущества, возникает множество вопросов. В частности, не полностью разработана нормативно-правовая база для разграничения имущества. В результате в ряде случаев муниципальное имущество в соответствии с перечнями, подготовленными муниципальными образованиями, не принимается в федеральную собственность.

Порядок передачи органами исполнительной власти субъектов РФ, федеральными органами исполнительной власти имущества, находящегося в собственности субъектов РФ или в федеральной собственности, в собственность муниципальных образований и порядок передачи муниципальной собственности установлен ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ.

В связи с совершенствованием разграничения полномочий был вначале определен, а затем уточнен порядок перераспределения имущества между муниципальными образованиями. Так, изменения, внесенные Федеральным законом от 18 октября 2007 г. № 230-ФЗ и вступившие в силу с октября 2007 г., предполагают, что разграничение имущества осуществляется не только в соответствии с законами субъектов РФ, но и на основании иных нормативных правовых актов субъектов РФ (которые являются также основанием для возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество), то есть включая нормативные правовые акты исполнительных органов власти субъектов РФ, принимаемые по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Вводится также новая правовая норма о том, что споры о праве собственности на имущество, в отношении которого в связи с разграничением полномочий ставится вопрос о передаче из собственности одного муниципального образования в собственность другого, разрешаются судом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Разграничение имущества в соответствии с установленным порядком осуществляется не между всеми муниципальными образованиями, а лишь между вновь образованными. Однако анализ правоприменительной практики показывает необходимость урегулировать порядок и сроки разграничения муниципального имущества не только между вновь образованными муниципальными образованиями, но и между муниципальными образованиями, созданными до вступления в силу гл. 12 Федерального закона № 131-ФЗ.

Поскольку у всех муниципальных образований должны иметься объекты собственности в соответствии с решаемыми вопросами местного значения, разграничение муниципального имущества должно предшествовать его перепрофилированию и отчуждению. При этом следует учитывать, что законы субъектов РФ о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами принимаются по согласованным предложениям соответствующих органов местного самоуправления. Практика показывает, что перечень передаваемого имущества согласуется не всегда, в особенности если такое имущество передается «сверху вниз» - от органов государственной власти органам местного самоуправления. Следует уточнить правовую норму об обязательном приеме в муниципальную собственность объектов имущества, например находящихся в ветхом или аварийном состоянии. Кроме того, важно определить регламент деятельности согласительных комиссий по передаче объектов собственности.

Вместе с тем важно иметь в виду мнение Конституционного Суда РФ по данному вопросу. Так, п. 1 резолютивной части определения Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2007 г. № 828-О-П гласит: положения ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности, в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, предполагают в системе действующего правового регулирования необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органа местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.

Серьезной задачей является разграничение единых имущественных комплексов в сфере здравоохранения, электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом между уровнями публичной власти, а также между поселениями, муниципальными районами и городскими округами. Правоприменительная практика показывает, что этому препятствуют отсутствие необходимой документации, разница в тарифах при предоставлении одной и той же услуги в соседних муниципальных образованиях, отсутствие конкретного порядка при передаче имущественных комплексов.

В действительности сохранение и восстановление существовавших ранее имущественных комплексов (особенно в сфере ЖКХ) проводится в масштабе муниципального района с использованием усредненных тарифов на услуги ЖКХ для всех расположенных на его территории поселений. Такой путь решения избрало большинство муниципальных образований России: Култаевское сельское поселение Пермского края, Гагаринский район Смоленской области, Московская область и т.д. В некоторых муниципалитетах, несмотря на недостаточную правовую урегулированность, новые имущественные комплексы создаются в форме межмуниципальных хозяйственных обществ для совместного решения вопросов местного значения нескольких поселений.

Наряду с этим разграничение совместно используемого имущества в случае, если один объект (например, здание) используется одновременно несколькими публичными субъектами - Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальными образованиями, - может осуществляться двумя путями:
Если имущество является делимым, то каждому из публичных субъектов передаются его части (например, изолированные помещения в здании). Если имущество является неделимым, то есть не может быть разделено в натуре без изменения своего целевого назначения и несоразмерного ущерба всему имуществу или не подлежит разделу в силу закона (например, имущественный комплекс предприятия или учреждения - больницы, школы и т.п., земельный участок под зданием, принадлежащим нескольким собственникам, и т.д.), оно должно поступить в общую долевую собственность использующих его публичных субъектов РФ. Поскольку какая-либо специальная методика расчета долевой собственности законом или иными актами не установлена, доли могут быть определены соглашением сторон. Если же достичь соглашения о размерах долей каждого из участников не удается, то в силу ст. 245 Гражданского кодекса РФ доли всех участников общей собственности должны признаваться равными.

В соответствии с Гражданским кодексом право собственности на имущество возникает только после его регистрации. На основании Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие данного закона (после 1 января 1998 г.). Следовательно, муниципальное имущество, соответствующее вышеназванной норме, подлежит государственной регистрации и последующему разграничению.

Однако согласно ст. 85 Федерального закона № 131-ФЗ в переходный период органы местного самоуправления вправе безвозмездно использовать имущество, находящееся на день вступления в силу гл. 12 Федерального закона в собственности Российской Федерации и собственности субъектов РФ, для решения вопросов местного значения до регистрации права собственности на него.

Процесс разграничения имущества в настоящее время идет медленно и связан со значительными трудностями. Важной задачей для муниципальных образований является проведение инвентаризации и учет объектов собственности. Учет всех видов имущества (недвижимого по всем категориям, движимого, ценных бумаг), находящегося в федеральной собственности, регламентирован постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 г. № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества». Порядок учета муниципального имущества целесообразно установить по аналогии с названным порядком.

Основной целью организации учета объектов, находящихся в собственности муниципалитетов, являются обеспечение прозрачности информации об активах и результатах деятельности объектов собственности, регулярная оценка эффективности сохранения указанных объектов в муниципальной собственности, расширение доступа частных инвесторов на рынок муниципальной собственности. Для достижения указанной цели необходимо провести инвентаризацию имущества (в частности, в отношении организаций, доли уставного капитала которых принадлежат муниципалитетам), разработать и принять положение о раскрытии информации о собственности муниципального образования, в том числе по отдельным объектам собственности, а также порядок оценки независимыми организациями рыночной стоимости объектов, находящихся в собственности муниципального образования.

В некоторых муниципальных образованиях (Братск, Новосибирск, Андреевское сельское поселение Пермского края, Славянское городское поселение Приморского края и др.) инвентаризация недвижимого имущества и постановка его на учет с внесением в реестр завершены. Однако в большинстве муниципальных образований существуют проблемы, связанные с нехваткой в местных бюджетах средств для инвентаризации, недостаточным правовым регулированием учета имущества казны, отсутствием правоустанавливающих документов, в том числе на бесхозяйные объекты недвижимости. Кроме того, сумма государственной пошлины при регистрации права собственности на объекты недвижимости (например, 7,5 тыс. руб. за регистрацию права хозяйственного ведения для одного МУП) является весьма значительной. Так, ориентировочные затраты на паспортизацию объектов недвижимости в муниципальных образованиях Гагаринского района Смоленской области составляют 16 млн руб. При этом у большей части объектов недвижимости нет технической документации, для них не проводилась даже первичная инвентаризация.

В целях ускорения процесса разграничения имущества, а также повышения эффективности его использования целесообразно ввести упрощенный порядок оформления права муниципальной собственности на имущество, приобретенное муниципальными образованиями в ходе разграничения, с компенсацией затрат на его регистрацию за счет средств федерального бюджета. Кроме того, важно внести изменения в налоговое законодательство в части освобождения от уплаты государственной пошлины за регистрацию учредительных документов при передаче имущества предприятий, учреждений и организаций в муниципальную или государственную собственность в связи с разграничением полномочий между публичными образованиями.

В целом в законодательство Российской Федерации целесообразно внести следующие поправки:

  1. В ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ дополнить перечень имущества, которое может находиться в муниципальной собственности, видами имущества, необходимыми органам местного самоуправления для решения отдельных вопросов местного значения, в том числе в связи с невозможностью обеспечить предоставление населению общественных услуг частным бизнесом в отдельных отраслях экономики и социальной сферы муниципальных образований, а также в связи с наличием локальных (местных) монополий при условии реализации принципа эффективного использования данного имущества.
  2. Усовершенствовать процедуру разграничения собственности между поселениями, муниципальными районами и городскими округами, описанную в ч. 11.1 ст. 154 Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г.:
    • отменить обязательную государственную регистрацию права муниципальной собственности в случае перераспределения между данными муниципальными образованиями объектов собственности, принадлежащих им в силу прямого указания закона, при отсутствии правоустанавливающих документов, подтверждающих указанное право;
    • установить порядок и сроки разграничения муниципального имущества между муниципальными образованиями, не указанными в ч. 11.1 ст. 154 Федерального закона № 122-ФЗ (муниципальными образованиями, созданными до вступления в силу гл. 12 Федерального закона № 131).
  3. Установить особый порядок отчуждения или перепрофилирования муниципального имущества, не соответствующего требованиям ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ, в том числе в случае невыполнения органами местного самоуправления в добровольном порядке указанных требований.
  4. Урегулировать:
    • порядок учета и налогообложения имущества, поступающего в казну, в том числе в казну муниципального образования, единый порядок ведения реестров муниципальной собственности;
    • порядок и условия передачи в собственность муниципального образования в процессе безвозмездного перераспределения имущества между уровнями публичной власти, а также между муниципальными образованиями имущества бесхозяйного, непригодного для эксплуатации или требующего капитального ремонта, в том числе порядок возмещения местным бюджетам дополнительных расходов, возникающих в связи с принятием указанного имущества;
    • порядок перераспределения имущества между уровнями публичной власти в случае недостижения договоренностей между органами публичной власти о передаче или принятии в собственность соответствующего публично-правового образования отдельных объектов имущества, а также в случае перераспределения полномочий между уровнями публичной власти, поселениями, муниципальными районами и городскими округами;
    • срок, в течение которого объекты муниципального имущества должны использоваться органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ в целях уточнения оснований для передачи объектов из муниципальной собственности в собственность Российской Федерации или субъектов РФ;
    • срок рассмотрения органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ предложений органов местного самоуправления о передаче объектов имущества из собственности Российской Федерации и субъектов РФ в муниципальную собственность, а также предложений о перераспределении имущества между поселениями, муниципальными районами и городскими округами.

Наряду с этим полагаем, что не менее важно внести изменения в постановление Правительства РФ от 13 июня 2006 г. № 374 «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта РФ или муниципальную собственность, из собственности субъекта РФ в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации», включив в перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче федерального имущества в собственность субъектов РФ и муниципальных образований, предложения органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления о передаче указанного имущества в собственность субъекта РФ или муниципальную собственность.

Целесообразно также принять постановление Правительства РФ, определяющее перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества в процессе его разграничения между поселениями, муниципальными районами и городскими округами.

Однако весь спектр проблем, возникающих при разграничении муниципального имущества, обозначенным кругом вопросов не исчерпывается. Очевидно, что процессы, связанные с формированием муниципальной собственности и совершенствованием управления ею, требуют дальнейшего изучения и законодательного регулирования. Необходимо ускорить их решение на основе достижения общественного согласия между органами публичной власти всех уровней и населением. При этом основными принципами следует считать необходимость повышения эффективности использования муниципального имущества и улучшение качества обслуживания населения.



Просмотров