Пожизненная эмпатия. Мне это не нужно! Что такое Эмпатия

Внутренняя вселенная каждого человека неповторима. Мы приходим в этот мир со своим типом темперамента и проходим через уникальный жизненный опыт, который влияет на наши привычки, мировоззрение и способ восприятия окружающего мира. Глядя на снегопад, один человек восхищенно заметит: «Идут белые снега!». Другой нервно бросит: «Гадость в лицо лезет». И не смотря на это, нам иногда все же удается постичь внутренний мир и эмоциональное состояние другого человека. Это явление называют сопереживанием или эмпатией.

Происхождение эмпатии

Эмпатия – это слово греческого происхождения, оно означает осознанное сопереживание эмоциональному состоянию другого человека.

Разбирая, что же означает слово «эмпатия», многие путают его с состраданием, хотя на деле этот термин означает способность сопереживать любым эмоциям, не только отрицательным, но и положительным. На сегодняшний день сложилось несколько трактовок термина «эмпатия».

В медицине ему отводится роль понимания и демонстрации понимания эмоционального состояния другого человека. На первый план здесь выходит эмпатическое слушание, имеющее цель дать пациенту выговориться, поощрить его к откровенному выражению своих чувств и ощущений.

В психологии эмоциональная эмпатия считается нормой, существуют даже специальные методики выявления у людей способности к этой форме психической деятельности, которые разнятся от легкого отклика до полного погружения в чувства собеседника. Но не стоит путать с идентификацией, во время которой человек не просто понимает чувства другого, как это происходит с эмпатией, но и в некотором роде не различает их со своими.

В художественной литературе термин "эмпат" обрел новое значение, которое больше напоминает эмоциональную телепатию и считается экстрасенсорной способностью. Однако в реальности подобные эксперименты с эмпатией повторить не удалось.

Виды эмпатии

В классической психологии эмпатия подразделяется на эмоциональную, когнитивную и предикативную.

Эмоциональная эмпатия – это форма психической деятельности, основанная на механизмах проекции и подражания реакциям собеседника (моторным, аффективным). И говоря о сопереживании в быту, мы имеем в виду именно эмоциональную эмпатию, иными словами, способность проецировать на себя переживания другого человека и воспроизводить эти эмоции на себе.

Когнитивная эмпатия базируется на таких интеллектуальных процессах, как аналогия и сравнение. Она имеет место в научных дискуссиях и полемиках.

Предикативная эмпатия представляет собой способность предсказывать чувства другого человека в определенных ситуациях. И хотя этот термин вряд ли кто-то использует в быту, на деле умение поставить себя на место другого и спрогнозировать, какие чувства он при этом испытает, может большинство людей.

Психологи также выделяют в особые категории такие формы эмпатии, как сопереживание и сочувствие. Сопереживание – это переживание эмоций собеседника через отождествление с ним. Сочувствие же, напротив, представляет собой переживание собственных эмоций, испытываемых по поводу чувств собеседника.

Развитие эмпатии

Эмоциональная эмпатия у разных людей имеет свои особые степени выражения. Самый низкий уровень характеризуется сосредоточенностью на себе и равнодушием к мыслям и чувствам других людей. Представители этого вида, казалось, не испытывают эмоциональной эмпатии в принципе. Они редко понимают окружающих, чувствуют дискомфорт в незнакомых компаниях, а потому стараются жить уединенно. Как правило, у людей с низким уровнем эмоциональной эмпатии мало друзей, а те, что есть – скорее коллеги.

Второй уровень эмпатии наиболее распространенный. Его представители равнодушны к мыслям и чувствам других, но в редких случаях могут проявить сопереживание. Они способны выразить эмоции, но предпочитают держать их под контролем. Характерное для этого уровня развития эмпатии проявление – человек любит фильмы и художественные книги, но предпочитает действие, а не описание переживаний.

Третий уровень эмпатии – высокий и одновременно редкий. Его представители понимают и чувствуют эмоции других лучше, чем свои собственные. Это преданные и великодушные друзья, люди, неравнодушные к проблемам окружающих. Они контактны, отзывчивы, общительны, душевны, доверяют чувствам и интуиции. Обратная сторона медали заключается в том, что представители этого уровня эмоциональной эмпатии ждут социального одобрения своих действий и легко выходят из равновесия.

Помимо уровней эмпатии существует еще и классификация людей по этому признаку. Они подразделяются на «не эмпатов», «слабых эмпатов», «функциональных эмпатов» и «профессиональных эмпатов». Первая категория – те, кому чувство сопереживания не знакомо. Вторая категория хорошо знает об эмпатии, только испытывает постоянный стресс от переживания тяжести мира. Третья категория легко адаптируется к эмоциям и не пропускает их через себя. Профессиональные эмпаты легко распознают эмоции, даже те, которые собеседник предпочитает скрывать, но главное, они обладают способностью управлять чужими психическими переживаниями. И это довольно полезный навык для психологов и педагогов. Если вы хотите научиться понимать других людей, последовательное развитие эмпатии поможет обрести эту способность.

Диагностика эмпатии

Для того чтобы определить, способны ли вы понимать эмоциональное состояние окружающих людей, существуют наработанные методики. К примеру, диагностику эмпатии можно проводить при помощи шкалы эмоционального отклика, разработанной профессором психологии Альбертом Меграбяном. Этот ученый предложил простой и эффективный опросник, который выявляет уровень способностей к эмоциональному сопереживанию на чувства собеседника и степень его соответствия реальности субъекта.

Тест на диагностику эмпатии состоит из 25 вопросов, которые подводят к одному из пяти уровней сопереживания от очень высокого к очень низкому. И хотя вам может показаться, что наивысший уровень эмпатии одновременно является и наилучшим, на самом деле гипертрофированная чувствительность приводит к эмоциональной зависимости, ранимости и даже психосоматическим заболеваниям. Безусловно, стоит развивать в себе умение слушать другого, перефразировать и отражать его эмоции. Но при этом необходимо выбирать эффективные поведенческие стратегии, которые позволят вам соблюсти баланс между рациональным трезвым умом и чуткой отзывчивой эмоциональностью.

Мы с благодарностью относимся к тем людям, которые в трудное время нашли нужные слова и находились рядом. Но, к сожалению, это могут делать не все знакомые и друзья. Иногда абсолютно чужой человек выражает понимание и участие в проблеме. Чем такое поведение обосновано?

Эмпатия в психологии - значение понятия

Нам часто приходится встречаться с этим понятием. О чем мы думаем, когда в новостях слышим или читаем такое слово?

Эмпатия в психологии — это способность к сочувствию, сопереживанию проблемам другого человека. Оно еще означает умение субъекта воспринимать все переживания и страхи другого человека, при этом понимать, что они к тебе не относятся.

Это необходимое качество для специалистов, чьей профессией является работа с людьми. Значение этого термина может быть различным в зависимости от контекста. Например, в медицине этим словом называется процесс понимания больного (в психологии - эмпатия слушания).

Доктор во время приема пациента внимательно его слушает, явно показывая, что понимает, о чём говорит пациент. Цель такого поведения - показать пациенту, что его поддерживают, и поощрить на откровенный диалог, тем самым позволяя врачу наиболее точно определить диагноз.

Способность к сопереживанию для психологов, врачей, учителей считается нормой. Но и люди других профессий могут обладать этим качеством, ведь поддержка необходима не только в профессиональной плоскости, но и межличностной. Уровень развития такого качества, как эмпатия, в психологии определяется большим количеством различных методик.

Какие виды этого эмоционального состояния бывают?

Существует несколько видов эмпатии:

  1. Эмоциональная - основана на механизмах психологической защиты, проекции и подражании. Человек воспринимает боль и переживания другого, как свои, повторяя за ним все действия, эмоции и некоторые слова.
  2. Когнитивная - субъект сравнивает или анализирует ситуацию, ставит себя на место страдающего человека.
  3. Предикативная эмпатия в психологии - это способность одного человека угадывать реакции другого в определенных обстоятельствах. Имея ее, можно предотвратить ссору, конфликт или опасные ситуации.

К особым формам эмпатии относят сочувствие и сопереживание.

Уровни развития этого состояния

Эмпатия в психологии не просто понятие, но и состояние, которое может развиваться и совершенствоваться. Существует 3 уровня развития этого качества.

Второй: требует некоторых навыков для того, чтобы уметь "читать" жесты и мимику говорящего.

Третий: человек настолько эмпатийный, что может управлять эмоциями другого. Такие люди могут с легкостью выводить других из шокового состояния, власти негативных эмоций.

Как эмпатия связана с психотерапией?

Карл Роджерс этому понятию отводит ключевую роль. В своих работах он отмечает, что эмпатия - это основная установка терапевта во врачебных отношениях и главное условие в изменении личности самого клиента.

Эмпатия в психологии, определение ее заключается в следующем: она являет собой сложный процесс, который подразумевает принятие роли и понимание переживаний и установок другого человека. Но надо понимать, что это не просто соотношение и принятие чувств другого человека, но и взгляд со стороны, то есть способность вовремя абстрагироваться.

Психология помощи: альтруизм, эгоизм, эмпатия

В науке, изучающей особенности человеческой души, есть даже книга с таким названием. Действительно, все три качества личности взаимосвязаны между собой. Понятие "эмпатия" в психологии является антонимом эгоизму, а также основанием к альтруизму.

Альтруизм подразумевает под собой безвозмездную помощь каждому человеку, которому она нужна.

Эгоизм - это качество личности, при котором собственные интересы ставятся на первый план.

Но есть определенные ситуации, при которых альтруизм и эмпатия могут быть неискренними, например, оказание помощи как попытка замаскировать свой эгоизм. Совершая альтруистические поступки, мы растём в собственных глазах. Яркий пример этому - утверждения доноров: "Донорство помогает нам уважать себя, повышает собственную значимость в наших глазах".

Но у альтруизма есть и слабая сторона. Если мы спросим девушку, которая работает волонтёром, почему она этим занимается, то вполне логично услышать ответ: "Чтобы получить внутреннее вознаграждение". Таким образом, девушка удовлетворяет собственные личные интересы. Наше желание помочь другим может быть продиктовано личными потребностями заслужить поощрение или избежать наказания — это признаки эгоизма.

Проведя многие исследования на тему альтруизма, исследователи пришли к выводу: в некоторых случаях люди способны действовать исходя не из личных интересов, а из желания помочь другому человеку, не требуя ничего взамен. Существует также мнение, что альтруизм, побуждаемый эмпатией, - это часть человеческой природы. Поэтому на вопрос: "Эмпатия в психологии - что это такое?" - можно смело сказать, что это качество личности, помогающее человеку стать благородным, мудрым и альтруистичным.

Как проявляется эмпатия в жизни. Примеры

Примеры эмпатии в психологии, в обычной жизни встречаются часто. Особенно это качество проявляется между близкими людьми, а также в отношениях с детьми.

Все мы с детства помним фразу: "Поставь себя на место того или иного человека". Этим самым наши близкие старались побудить нас взять на себя ношу другого, прочувствовав то, что он переживает. Ярким примером является игра актёров. Каждый актёр перед выступлением просто обязан "войти" в образ персонажа. Также и зритель может прочувствовать характер героя, за которым наблюдает.

Эмпатия в психологии как чувственная характеристика была у человека с самого начала. Умение решать вопросы, сотрудничать и найти свое место в обществе было самой важной необходимостью для выживания. Проявление эмпатии можно заметить на самых ранних этапах развития человека. Младенец может расплакаться, если слышит плач другого малыша. Это один из видов эмпатийного поведения.

Приведем несколько примеров. Один из студентов не сдал экзамен, в то время, когда вся группа сдала на "отлично". Все сокурсники сопереживают и пытаются подбодрить студента, который не успел подготовиться. Родственники, которые пришли на похороны, также сопереживают вместе с вдовой.

Польза от эмпатии в межличностном общении

Эмпатия в психологии общения — довольно эффективный инструмент коммуникации между людьми. Нужно всего лишь научиться правильно применять этот инструмент в повседневной жизни. Некоторым очень хорошо помогает интуиция, кому-то приходится ставить себя на место другого человека.

Очень распространено эмпатийное поведение среди женщин. Они привыкли к эмоциональности, выслушиванию рассказов и помощи. Поэтому эмпатия в их случае - очень хороший инструмент для достижения целей. У мужчин это происходит иначе. Они не привыкли показывать свои эмоции, поэтому для них данный процесс проявляется не так эмоционально.

С помощью сопереживания и сочувствия вы сможете добиться хорошего расположения, стать ближе для другого человека. Это вам позволит быть более чувственным и понимать эмоциональное состояние других людей. Люди привыкли доверять тем, кто понимает их, кто внимательно слушает и показывает интерес к происходящему.

Развитие эмпатии

Развить в себе способности эмпатии не так уж и сложно. Необходимо только желание и время для специальных тренингов. Эти упражнения желательно проводить в группе людей. Такой группой может служить ваша семья, коллеги или друзья.

  1. Упражнение "Угадай-ка". Каждому участнику даётся листик, на котором написано любое чувство или эмоция. Задача участников - изобразить написанное слово, а остальные должны угадать его.
  2. "Зеркало и обезьянка". Все участники делятся на пары. У каждого есть роль: один — зеркало, второй — обезьяна. Задача "Обезьяны" показывать различные жесты и мимику. Задача "Зеркала" все это повторить. Через пять минут участники меняются ролями, и все происходит повторно.
  3. "Телефон". Участнику даётся задание говорить по телефону с воображаемой женой, подругой или директором компании. При разговоре не произносится ни единого звука, его заменяет пантомима. Задача других участников угадать, с кем разговаривает участник.

Здесь представлено малое количество упражнений. На самом деле их существует гораздо больше. Лучше всего прорабатывать их в тренинговой группе.

Какой он - эмпатийный человек?

Люди с высоким уровнем эмпатии добры, сострадательны, общительны. У них нет привычки винить других за какие-либо неприятные события в их жизни. Они не требуют жестоких наказаний.

Лица, имеющие низкий уровень эмпатии, недоброжелательны, агрессивны и достаточно замкнуты.

Также есть люди с гипертрофированным уровнем эмпатии. Им не удаётся контролировать своё состояние безграничной любви или ненависти, и зачастую оно принимает болезненную форму.

Часто бывает, что такие люди очень сильно переживают за тех, у которых есть какие-то проблемы. Это наносит огромный ущерб их здоровью, в особенности сердечно-сосудистой системе. Поэтому таким людям следует научиться контролировать свои переживания, чтобы в дальнейшем не было осложнений.

Быть эмпатийным человеком - это огромный дар. Некоторым действительно стоило бы поучиться сочувствию и сопереживанию. Возможно, если бы каждый человек мог принимать и понимать боль другого, на нашей земле было бы меньше бед и войн.

Слово эмпатия происходит от греческого empatheia, что означает сопереживание. В современной психологии, эмпатия обозначает способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, на непроизвольном уровне, положительно относиться к ближнему, испытывать сходные с ним чувства, понимать и принимать его актуальное эмоциональное состояние. Проявить эмпатию по отношению к собеседнику - значит посмотреть на ситуацию с его точки зрения, уметь «вслушаться» в его эмоциональное состояние.

Термин «эмпатия» был введен в психологию Э.Титченером для обозначения внутренней активности, результатом которой становится интуитивное понимание ситуации другого человека. Э. Титченер объединил философские идеи о симпатии с теориями чувствования Э. Клиффорда и Т. Липпса.

Среди современных определений эмпатии встречаются следующие:

Знание о внутреннем состоянии, мыслях и чувствах другого человека;

Переживание эмоционального состояния, в котором находится другой;

Активность по реконструкции чувств другого человека с помощью воображения; размышления о том, как человек повел бы себя на месте другого;

Огорчение в ответ на страдания другого человека;

Ориентированная на другого человека эмоциональная реакция, соответствующая представлению субъекта о благополучии другого .

Выяснено, что важной стороной эмпатии является способность принимать роль другого человека, что позволяет понимать не только реальных людей, но и вымышленных персонажей художественных произведений. Показано также, что эмпатическая способность возрастает с увеличением жизненного опыта.

Наиболее яркий пример эмпатии - поведение драматического актера, который вживается в образ своего героя. В свою очередь, зритель тоже может вжиться в образ героя, поведение которого он наблюдает из зрительного зала.

Эмпатия как эффективный инструмент общения была в распоряжении у человека с момента выделения его из мира животных. Умение сотрудничать, ладить с окружающими и адаптироваться в обществе было необходимо для выживания первобытных сообществ.

Эмпатия как эмоциональный отклик на переживания другого осуществляется на разных уровнях организации психического, от элементарных рефлекторных до высших личностных форм. Вместе с тем эмпатию следует отличать от симпатии, сопереживания, сочувствия. Эмпатия - это не симпатия, хотя она так же включает соотнесение эмоциональных статусов, но при этом сопровождается чувством переживания или обеспокоенности за другого. Эмпатия - не сочувствие, которое начинается со слов «я» или «мне», это не согласие с точкой зрения собеседника, а умение ее понять и выразить со слов «вы должны думать и чувствовать то-то» .

В позитивной психологии эмпатия - одно из высших человеческих качеств, наряду с такими как оптимизм, вера, мужество. Здесь же выделяется эмпатийность как свойство личности, которая может носить познавательный характер, способность понимать и предвидеть, аффективный - способность эмоционально реагировать и активно-деятельностный - способность к соучастию .

По мнению А. Валлона ребенок на ранних ступенях развития связан с миром через аффективную сферу, и его эмоциональные контакты устанавливаются по типу эмоционального заражения. Такого рода связь описывается как внеинтеллектуальное созвучие, потребность ориентировки в эмоциональном настрое других людей .

Маркус рассматривает эмпатию как способность индивида познавать внутренний мир другого человека, как взаимодействие познавательных, эмоциональных и моторных компонентов. Эмпатия осуществляется через акты идентификации, интроекции и проекции.

Женщины и мужчины по уровню эмоционального интеллекта не различаются, но у мужчин сильнее развито чувство самоуважения, а у женщин - эмпатии и социальной ответственности.

Различают несколько механизмов эмпатии:

    эмпатия эмоциональная - основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого;

    эмпатия когнитивная - базируемая на процессах интеллектуальных - сравнение, аналогия;

    эмпатия предикативная - проявляемая как способность предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.

В качестве особых форм можно выделить:

1) сопереживание-переживание тех же состояний эмоциональных, что испытывает другой, через отождествление с ним;

2) сочувствие - переживание собственных состояний эмоциональных в связи с чувствами другого.

Важной характеристикой процессов эмпатии, отличающих её от других видов понимания идентификации, принятия ролей, децентрализации является слабое развитие рефлексивной стороны, замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта 10].

Не всем дано испытывать глубокое чувство эмпатии, однако проявлять его мы порой бываем обязаны. Правила хорошего тона диктуют нам проявлять эмпатию. Искренняя же эмпатия обычно возникает между двумя близкими людьми и позволяет чувствовать взаимопонимание.

В психологии выделяют два вида эмпатии – она может быть эмоциональная и когнитивная. Эмоциональная эмпатия – это способность на чувственном уровне сопереживать человеку, и это очень глубокая эмпатия. Когнитивная разновидность позволяет путем логического мышления понять, что в такой момент чувствует человек, и через это приблизиться к истинному сопереживанию.

Эмпатия – понятие многогранное, и внутри себя оно имеет три подразделения на уровни. Рассмотрим их по порядку.

1-й уровень эмпатии считается самым низким. Люди, которые относятся к этому уровню, сконцентрированы на себе, они абсолютно не интересуются мыслями и чувствами других людей. Иногда они пребывают в уверенности, что понимают окружающих, однако их мнение является неправильным. В силу концентрации на себе они не в состоянии это осознать.

2-й уровень эмпатии является самым частым. Большинство людей могут игнорировать мысли и чувства других людей не постоянно, а от случая к случаю. Считается, что в различных проявлениях этот тип свойственен абсолютному большинству людей.

3-й уровень эмпатии считается самым высоким. Такие люди являются редкостью, и нередко их запоминает история. Люди, чувство эмпатии которых имеет третий уровень, постоянно глубоко ощущают окружающих, способны мысленно воссоздать любые переживания, понимают людей лучше, чем они сами. Такие люди не навязывают свое мнение и дают самые действенные советы – ведь они даются с точки зрения спрашивающего. Именно такие люди становятся самыми лучшими друзьями и психологами.

Несложно догадаться, что эмпатия и симпатия тесно связаны между собой. Мы тянемся к людям, которые хорошо понимают нас, и отталкиваем тех, кто понять нас не в состоянии. Каждый человек стремится видеть возле себя таких друзей, которые будут понимать его, как он сам .

М. А. Пономарева рассматривает эмпатию как системное образование, которое включает в себя когнитивный, эмоциональный, конативный компоненты. Таким образом, полный эмпатический процесс включает в себя сопереживание, сочувствие и содействие .

Л. П. Выговская предлагает рассматривать эмпатию как целостное явление, в котором можно выделить три взаимодействующих компонента: когнитивный - мыслительные операции, фактическое знание об объекте или другом лице; аффективный - эмоциональные реакции на некоторый объект или лицо, эмоции, чувства, переживания; конативный - моторные реакции, поведенческое намерение человека по отношению к лицу или объекту отношения, действия, поступки. Она отмечает, что эмпатия может развиваться как в сторону асоциального поведения, так и в сторону просоциального поведения.

Звеньями эмпатийного процесса являются восприятие другого, сопереживание, сочувствие, внутреннее содействие, реальное содействие. В каждом звене процесса происходит автономное функционирование всех компонентов (когнитивного, аффективного, конативного) или их сочетание при доминировании одного из них. Каждое предыдущее звено обусловливает функционирование последующего .

Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.

Дома, на работе, на улице, в поездках – везде мы сталкиваемся с необходимостью понимать и, в некоторой степени, разделять эмоциональные состояния окружающих людей. Это помогает нам повышать эффективность общения, правильно подходить к групповой работе, получать позитивные эмоции.

Способность, которая позволяет нам успешно реализовывать межличностное общение и не приходить в ступор от поведения людей, – эмпатия. Попробуем разобраться, что такое эмпатия и как ею пользуются люди.

Значение слова «эмпатия» пришло из греческого языка: частица «ἐν» обозначает «в» (направленное внутрь), а «πάθος» – «страсть, глубокое чувство». Этот термин ввел Титченер, калькировав с немецкого слово, использовавшееся применительно к вопросу о воздействии на человека предметов искусства.

Эмпатия в психологии рассматривается всегда вместе с сопереживанием, проникновением во внутренний мир других, пониманием эмоций, чувств, способностью поставить себя на чужое место . Всё это в целом отвечает на один острый вопрос, который будоражит человечество много сотен лет, — вопрос о понимании других и, по сути, предугадывании их реакций.

Ведь если мы встанем на место другого, то поймем его желания, возможности и пути. Мы поймем, чего от нас ждут, тогда не будет нелепых комментариев, шуток не в тему и неловких моментов.

Эксперименты

Еще говорил о ключевой роли эмпатии в деле лечения души. Другими словами, нельзя понять человека, не превратившись в него на какое-то время, не поняв, что это такое — быть им.

Судя по всему, сочувствие подталкивает нас помогать людям. Эмпатическое возбуждение, по результатам экспериментов Хоффмана, чаще всего оказывалось предваряющим оказание помощи страдающему. При этом как только помощь была оказана, интенсивность возникшего переживания снижалась.

Эмпатию даже засняли – томографическое сканирование мозга показало, что активность мозга при эмпатии значимо отличается от спокойного состояния или ситуаций реципрокного альтруизма (когда человек может помочь страждущему, зная, что ему потом воздастся наверняка).

Казалось бы, эгоистов можно вынудить сотворить что-нибудь доброе, посулив хорошее вознаграждение в будущем или помощь когда-нибудь? Совершенно не так – именно у эгоистов мозг сильнее активируется на страдание другого, а не на выгоду.

К тому же благодаря нейросканированию стало ясно, что, когда мы смотрим на людей, которые испытывают отвращение, у нас активируются те же отделы мозга, что и у них. Даже если человек просто смотрит, как к другому прикасаются, у него становятся активны те же отделы мозга, что и у того, до кого дотронулись.

Немаловажны выводы относительно эмпатии для воспитания детей. Эксперименты на животных показывают, что физическая боль может усиливать агрессивное поведение. Этой закономерностью заинтересовались для объяснения чересчур агрессивного поведения взрослого, видевшего в детстве жестокое обращение.

Общие сведения

Гаврилова определила виды эмпатии, отделив сочувствие от сопереживания. Второе она понимала как явное переживание одним человеком точно таких же чувств, что и другой человек, – здесь акцент делается именно на собственных переживаниях. А вот первая форма эмпатии есть мысли о другом, о его потребностях, деятельная позиция, активность, направленная на помощь другому, отзывчивость.

Пашукова и Троицкая формулируют определение эмпатии как эмоции, для которой наполнением является наше восприятие того, каким воспринял мир другой. В связи с этим можно выделить её функции: ориентация на других, синхронизация эмоциональной сферы с окружающими людьми.

Очевидно, что такие функции позволяют упростить жизнь. Эмпатия по определению не является определенным чувством, и связана она как с негативными, так и с позитивными переживаниями. Эмпатическая реакция проявляется, как правило, с близкими, значимыми для человека людьми.

Как же это происходит? Психология отвечает на этот вопрос неоднозначно, высказываются разные предположения. Среди них Массен, Конджер и Ньюкомб рассматривают эмпатию через и идентификацию, которая есть перенимание совокупностей групп черт, принадлежащих тем, с кем человек идентифицируется. Лабунская и Ричардсон стоят на том, что чувство сопереживания рождается из интерпретации поведения других.

Таким образом, можно заметить разделение эмпатии на виды: когнитивную (когда мы понимаем чувства другого, осознаем их), эмоциональную (когда сопереживаем, вместе чувствуем), соматическую. По-видимому, исследуемое чувство тесно связано с воображением и отзывчивостью человека. Если человек внимателен к близким, то он, конечно, распознает настроения.

Но чтобы понять, чем вызывается то или иное чувство, переживание у другого, недостаточно просто вербальной и невербальной информации. Требуется воображение, развитое на достаточно высоком уровне, которое способно дополнить имеющуюся информацию и составить целостное представление о человеке.

В связи с последним эмпатию развивают через работу с воображением: чтение, выдумывание историй, представление, как ведут себя те или иные герои, попавшие в конкретную ситуацию. Именно благодаря работе в мире представлений человеческий опыт обогащается, да и любые формы воображения могут нести в себе сильный эмоциональный заряд. Характерологические черты процесса эмпатии:

1. Формирование образа другого. В зависимости от образа другого человека мы либо более, либо менее способны представить себя на его месте.

2. Воображаемое принятие роли другого. Чувство не может родиться без представления себя тем самым человеком, обладающим всей совокупностью жизненного опыта другого. В этом моменте может возникнуть ошибка, человек часто недостаточно точно восполняет пробелы в образе другого. И тогда эмпатия будет, но будет она к выдуманному образу другого. Как указывает Ильин, дополнение происходит нашими собственными качествами, зачастую негативными.

Крайности

Отсутствие эмпатии может быть последствием нарушения сопереживания в семье. Когда близкие люди не проявляют сочувствия и не пытаются друг друга понять, часто возникает тревожность, которая купирует проявления эмпатии. Отсутствие эмпатии или её низкий уровень может объясняться:

  • Эгоцентризмом.
  • Психологическим дискомфортом ( , депрессия).
  • Установками личности (избегание контактов, отрицательное отношение к любопытству, желание или убежденность в необходимости спокойно смотреть на страдания других).

Как отсутствие эмпатии, так и очень высокий уровень эмпатии вредят каждый по-своему. В первом случае человек совершенно не проявляет эмоциональной отзывчивости, он эгоцентричен и требует всего для себя, что, естественно, разрушает отношения с другими. Во втором случае человек слишком беспокоится о том, как его поведение скажется на других, излишняя эмпатия в общении препятствует проявлению лидерскихкачеств и настойчивости.

Наибольшей «интенсивности» достигает эмпатия у подростков, с возрастом её уровень начинает падать. Возможно, виной тому СМИ, которые постоянно крутят одни только негативные новости.

Так, недавнее исследование показало, что, к примеру, нарциссические люди, если им дать установку «Посмотрите на все это глазами страдающего человека», сопереживают, становятся чуткими, как и все. О чем это говорит? О том, что, вполне возможно, люди начинают постепенно закрываться от сопереживания, так как страданий в мире слишком много и никто не хочет слишком много страдать с кем-то.

По Васильковой, у высокого уровня нет негативных аспектов, а низкий уровень эмпатии характеризуется замкнутостью и необщительностью. Высокоэмпатийные люди доброжелательны, мягки, общительны, эмоциональны, обладают высоким интеллектом.

Сальзер и Берглас выделили у людей с высоким уровнем эмпатии меньшую выраженность стремления приписывать вину другим, более снисходительны. Что же влияет на то, как это загадочное и полезное чувство-отражение развивается?

  • Относительно ребенка: взаимоотношения в семье, насколько большая семья и какой ребенок по счету, какие эмоции и как часто ему приходится испытывать, в связи с чем.
  • Эмпатия у подростков и взрослых: широкий круг общения способствует более высокому уровню готовности сопереживать другим.

Живое общение

Эмпатия помогает людям, которые контактируют с эмпатом, чувствовать уважение и понимание. Это ведет к приятному времяпрепровождению, к тому же намного облегчает процесс дискуссий по проблемным вопросам.

Как развить эмпатию и повысить свои шансы на успех в кругу друзей и коллег? В данном контексте то, что означает слово «эмпатия», легко понять – наиболее проницательные люди никогда не задевают собеседника, обычно они быстро находят с ним общий язык и приходят к таким соглашениям, которые выгодны обоим, то есть проявляют умение не пересекать границы психологического пространства личности. Это значит не пытаться занять позицию спасателя, советчика или рыцаря, не перебивать человека, пытаясь сказать ему то, что хочется, не желая слушать его, и многое другое.

Цель – оказание участниками диалога человеческой заботы и поддержки друг другу в передаче и понимании информации, создание положительного эмоционального фона беседы. Лучше придерживаться правил экологичного общения: постепенно, используя их специально, человек учится применять их в жизни абсолютно спонтанно:

  • Пытаться понять картинку, смысл в голове у говорящего, который он хочет донести.
  • Подумать над причинами, почему он хочет об этом говорить, и какая ценность в этом (с его позиции).
  • Не проставлять оценок.
  • Не отвлекаться.
  • Думать над сообщением в целом, а не над его частями.

Существуют специальные упражнения на развитие эмпатии. Наиболее действенные примеры:

  • Чтение историй и рассказов, где даются детальные прорисовки переживаний героев.
  • Просмотр видеоматериалов, где люди без прикрас выражают свои сильные эмоции.
  • Описание внутреннего состояния людей, с которыми общается человек с их позиции.
  • Развитие умения слушать.
  • Прощение врагов.
  • Искренняя благодарность людям и её словесное выражение даже за небольшие подарки.

Мартин Хоффман считает, что именно эмпатия помогает людям придерживаться нравственного поведения. Достаточный уровень эмпатии необходим каждому человеку. Проявление эмпатии к собеседнику позволяет создать приятную атмосферу и расположить его к себе практически наверняка. Когда человек хочет, чтобы его желания учитывали, он тоже должен учитывать желания и потребности других людей, их границы свободы и действия, а для этого ему всю жизнь следует изучать как близких, так и незнакомцев. Автор: Екатерина Волкова

– относительно новое понятие в психологической науке, которое характеризуется существенными признаками, позволяющими утверждать о ее наличии. Что такое эмпатия? Под эмпатией понимают, прежде всего, чувство внутреннего сопереживания другому человеку, который в данный момент времени нуждается в утешении. Когда мы воспринимаем чувства оппонента, как свои собственные, то действительно можем понять, что с ним происходит на самом деле. Глубокое эмпатийное слушание заключается в поиске возможностей оказать помощь человеку, оказавшемуся в беде. Если вы считаете себя неравнодушным человеком, это статья окажется для вас интересной. Помните о том, что равнодушие разрушает любые отношения. Если вы будете заботиться только об удовлетворении собственных интересов, то ни о какой эмпатии не может идти и речи.

Метод эмпатии заключается в том, чтобы научиться представлять себя на месте другого человека . Это сделать довольно несложно на первый взгляд. Достаточно просто начать представлять себе, что дорого и значимо для конкретного индивида, постараться его понять. Сам метод в исполнении совсем не сложен, но довольно эффективный. Вам нужно мысленно почувствовать себя другим человеком. Попробуйте определить, о чем он думает, какие чувства испытывает, в чем на сегодняшний день состоит его главная боль. Метод эмпатии хорош тем, что позволяет развиваться личностно, сформировать в себе искреннюю способность к сопереживанию. Истинное самораскрытие возможно только тогда, когда мы полностью сосредоточены на том, чтобы помочь другому человеку. Бескорыстная самоотдача увеличивает вероятность того, что окружающие люди будут нам так же безоговорочно доверять. Метод эмпатического проникновения в душу другого человека способствует развитию лучших качеств характера.

Уровни эмпатии

Ведущие специалисты в области психологии выделяют три основных уровня эмпатии. Все эти уровни эмпатии связаны между собой и могут переходить один в другой.

Низкий уровень эмпатии характеризуется неразвитым чувством сопереживания. Такой человек в большей степени эгоистичен, способен заботиться только об удовлетворении своих повседневных нужд. Низкий уровень эмпатии не говорит о том, что личность навсегда останется сконцентрированной лишь на своих соображениях. Он лишь сигнализирует о настоящем моменте – о том, что человек не способен оказать настоящую поддержку, быть внимательным и полезным слушателем. В этом случае личность беспокоится, в первую очередь, лишь об удовлетворении своих собственных потребностей.

Средний уровень эмпатии имеется у большинства людей. Средний уровень выражается в том, что личность готова в нужный момент проявить сочувствие к тому человеку, который в этом нуждается, но при этом не стремится всецело проникнуться его состоянием. Мы все мысленно способны пожалеть человека, с которым случилась неудача. Однако далеко не каждый готов действительно принимать серьезное участие в судьбе незнакомого человека. Даже если личность нам знакома, это не значит, что вы предпочтете отложить все свои срочные дела и погрузитесь в решение чьей-то проблемы.

Высокий уровень эмпатии проявляется в том, что человек старается быть максимально полезным тем, кто находится рядом. Люди не всегда по достоинству могут оценить заботу близких, да просто знакомых. Иногда случается так, что окружающие начинают манипулировать чувствами тех, кто относится к ним с большим вниманием и поддержкой. Высокий уровень эмпатии всегда указывает на то, что человек готов проявлять заботу, выражать свои чувства. Он никогда не останется равнодушным к тем, кто его окружает. Развитая эмпатия всегда проявляется в том, что личность обретает целостность, становится более открытой и общительной.

Метод эмпатии является достаточно распространенным в настоящее время. Существуют виды эмпатии, которые позволяют составить целостную картину о происходящем. Все виды эмпатии тесным образом связаны между собой.

Эмоциональная эмпатия

Этот вид эмпатии заключается в эмоциональном подключении к чувствам оппонента. Сопереживающий человек нередко обнаруживает, что вскоре перестает разделять собственные чувства и эмоции того, с кем беседует. Образуется такая целостная картина глубокого понимания одним человеком другого. Метод эмпатийного слушания сам по себе предполагает, что человек полностью погружается в мысли и чувства своего оппонента, начинает воспринимать их как свои собственные. Проблема при таком подходе часто решается как будто сама собой. Это происходит по той причине, что оппонент начинает чувствовать, что к нему проявляют неподдельное участие и внимательное отношение.

Когнитивная эмпатия

Этот вид эмпатии состоит в возможности анализа чувств и поступков оппонента. То есть слушающий не просто эмоционально участвует в разговоре, но еще и стремится проанализировать, какие события привели его к тем или иным результатам. Такой метод эмпатийного слушания направлен на раскрытие внутренних ресурсов и возможностей личности. Когнитивная эмпатия предполагает, что помогающая сторона должна сначала разобраться в негативных установках человека, которые и привели его в расстроенное состояние. На этом методе целиком основана деятельность психолога и психотерапевта.

Предикативная эмпатия

Этот вид эмпатии предполагает, что человек со временем обретает возможность предугадывать чувства и настроения своего оппонента. При этом происходит полное погружение в переживания другой личности. Помогающая сторона должна максимально стремиться к тому, чтобы суметь спрогнозировать дальнейший ход событий, облегчить душевное состояние того, кто в данный момент нуждается в помощи. Метод эмпатии невозможно осуществить без глубокой поддержки со стороны.

Как развить эмпатию?

Многие люди, желающие оказывать поддержку другим, задаются вопросом: как развить эмпатию в себе? Сделать это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Ведь нужно научиться понимать чувства и настроения своего оппонента, действительно сопереживать ему, показное сочувствие ни к чему хорошему не приведет. Нижеизложенные методы помогают вывести эмпатию на высокий уровень.

Умение слушать

Вы должны, прежде всего, научиться слушать и слышать своего оппонента. Не стремитесь говорить слишком много, давайте ему чаще возможность высказываться, проявлять себя. Обозначенная точка зрения уже облегчает задачу, добавляет человеку уверенности в своих силах. Умение слушать – едва ли не самое важное качество, которым должен обладать человек с сильно развитой эмпатией. Если вы действительно научитесь слушать своего собеседника, не перебивая, то сможете достичь небывалых высот в том, чтобы помогать впоследствии другим людям. Глубокое слушание предполагает полный отказ от критики, всяческих негативных суждений и установок. Вы должны просто погрузиться в тот мир, который раскрывает перед вами оппонент и на время забыть о происходящем вокруг.

Наблюдение за людьми

Такой шаг даст вам возможность вовремя делать соответствующие выводы. Будьте гибкими, изучайте различные характеры людей, смотрите на них со стороны. Наблюдение позволяет узнать многое, в том числе объективно оценивать собственные поступки. Вы узнаете, в каких обстоятельствах человек склонен больше всего нервничать и проявлять беспокойство. Вы сможете наблюдать за первичными реакциями личности, которые обычно бывают скрыты от посторонних глаз. Наблюдение за людьми – это действительно ценный инструмент, который настраивает вас на правильную, эффективную работу.

Беседа с незнакомыми людьми

Чтение книг

Изучение художественной литературы обязательно приносит пользу. Во-первых, чтение способствует расширению кругозора. Вы узнаете много больше, чем знали до сегодняшнего дня. Изучайте специальную литературу по личностному росту и самосовершенствованию. Только так можно выйти на высокий уровень понимания других людей. Применяя в жизни описанные методики, шансы сделаться действительно полезным окружающим существенно увеличиваются. Вы научитесь видеть ситуацию изнутри, под разными углами. Во-вторых, тщательно анализируйте прочитанное. Вам нужно стремиться делать соответствующие выводы из книг. Когда в жизни встретится похожая ситуация, вы уже не будете долго раздумывать, а смело станете предпринимать активные шаги.

Анализ своих чувств

Он необходим для того, чтобы научиться лучше понимать оппонента. Все люди, находясь в равных условиях, испытывают примерно одинаковые эмоции. Они либо соглашаются с происходящим, либо всеми силами души противятся принятию ситуации. Анализ собственных чувств поможет осознать, что испытывает человек, когда с ним происходят определенные события. Вы можете в большинстве случаев опираться на собственные чувства и на их основе делать предположения.

Таким образом, эмпатия представляет собой особую форму взаимодействия человека с окружающими, при которой происходит принятие чувств и глубокий анализ произошедших в прошлом событий. Эмпатийное слушание – это священный дар, но его можно воспитывать в себе с помощью специальных упражнений.



Просмотров