Соня мармеладова униженная и оскорбленная. Мир «униженных и оскорбленных» в романе Достоевского «Преступление и наказание

План.

«Униженные и оскорбленные» или «на дне»

Причины. У всех разные. Раскольников

Соня Мармеладова

Свидригайлов

Вывод. Примирение с самим собою.

Действительно, «Преступление и наказание» можно было бы назвать «Униженные и оскорбленные», если бы не было другого романа, и если бы основной идеей не была теория Раскольникова и расплата за нее. Весь роман буквально наполнен удручающими пейзажами Петербурга, самых низших его слоев, описаниями быта мещан. Такое чувство, что любое помещение и любая улица, куда вслед за автором проникает наш любопытный взгляд, буквально смердят, и хочется быстрее вырваться на воздух, к прохладным водам Невы, но и тут нет покоя. На каждом шагу нам встречаются люди, доведенные до крайней степени бедности. Мы действительно видим дно, чрево Петербурга, будто Достоевский вступает в соревнование со своим собратом В. Гюго, который описывал чрево Парижа. С самых первых строк романа мы попадаем на это дно: «Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною фигурой». Не удивительно, что в таких условиях живут не гордые и целеустремленные люди, а забитые и униженные жизнью и нищетой существа, готовые на все ради куска хлеба. Вглядимся в эти лица и посмотрим, почему они так унижены и оскорблены.

Причины униженности у всех свои, ибо все, и даже книжные герои, имеют разные характеры и разную судьбу. Кто-то сознательно унижает себя, кто-то, наоборот, терпит это унижение. Во-первых унижен и оскорблен, конечно, главный герой – Раскольников. Он живет в крайней нищете, вынашивает наполеоновские планы покорения всех и вся и наконец видит крушение этих планов, и крушение своей собственной жизни. Казалось бы, почему он так унижен? Ведь он студент, учится на юридическом факультете, специальность эта сулит доход, да и сам Раскольников не глуп. Однако, одет он как нищий, живет в комнате, которая больше похожа на шкаф и до смерти боится свою квартирную хлзяйку. Но, думается, он сам довел себя до такого состояния. Раскольников – слабый человек, к этому мнению склоняются многие. Он слаб и бессилен, оттого и унижен. Он едва ли смог помешать свадьбе своей сестры Дуни с Лужиным, он не в силах вернуть Соню Мармеладову на путь истинный, он не может ничего изменить не только во всем мире (как ему это мечталось), но даже в своей судьбе. Он зол и циничен, но он ничего не делает для изменения себя. Он намеренно продолжает унижать и проверять себя, не заботясь ни о своей жизни, ни о своей семье. Очевидно, что униженность Раскольникова проистекает из его внутренних, неспособных разрешится противоречий и от извращенности ума, изыскивающего великие планы изменения всего мира, вместо того, чтобы изыскать средства на образование. Он знает, что грешен, но нет в нем сил бороться с собой, и потому везде у Раскольникова самоунижение: "О боже! как это все отвратительно! И неужели, неужели я... нет, это вздор, это нелепость! - прибавил он решительно. - И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!.. И я, целый месяц..."

Вслед за Раскольниковым мы вглядываемся в образ Сони Мармеладовой, этой униженной из униженных и оскорбленной из оскорбленных. Кажется, столько унижения не может вместить человеческая душа, однако, душа Сонечки Мармеладовой может. И если Раскольников унижен в душе, а в обществе он все же сохраняет свое лицо, то Соня Мармеладова оскорблена всем обществом, толкнушим ее в это петербургское чрево. Она настолько унижена, что даже не может жить вместе со своей семьей, а вынуждена прятаться подальше от них, рядом с такими вот свидригайловыми, подслушивающими и подсматривающими за стенкой. Мы буквально со слезами на глазах читаем сцену, где Лужин ложно обвиняет не в чем не повинную Соню, а она не имеет даже сил защитить себя: «Соня стояла на том же месте, как без памяти: она почти даже не была и удивлена. Вдруг краска залила ей все лицо; она вскрикнула и закрылась руками. - Нет, это не я! Я не брала! Я не знаю! - закричала она, разрывающим сердце воплем, и бросилась к Катерине Ивановне. Та схватила ее и крепко прижала к себе, как будто грудью желая защитить ее ото всех». И хрупкие плечи безумной Катерины Ивановны кажутся ей лучшей защитой.

В чем же причины униженности Сони? Конечно, она не сама выбрала свой путь, об этом мы хорошо знаем. Соня унижается не ради себя, но ради своей семьи и своего бедного алкоголика-отца, и за это ее можно даже назвать мученицей, а не грешницей. Как уже говорилось, Соня унижена в обществе, но в душе она чиста, невинна и горда. В душе у нее мир и покой и Евангелие, которое всегда непременно лежит на ее столе. Конечно, мира в душе у Сони Мармеладовой нет, но зато ее сердце радуется оттого, что ее семья не голодает, и что все на свете есть промысел Божий. Она знает, за что оскорблена и унижена, и это во многом облегчает ей жизнь: «Да скажи же мне наконец, - проговорил он, почти в исступлении, - как этакой позор и такая низость в тебе рядом с другими противоположными и святыми чувствами совмещаются? Ведь справедливее, тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить! - А с ними-то что будет? - слабо спросила Соня, страдальчески взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению». Итак, Соня оскорблена и унижена, но это только внешне, внутренне она не подавлена, ибо знает, что дело ее благое.

Меньшее внимание в романе уделено сестре Раскольникова Дуне, однако, она тоже «претендует» на звание «униженной и оскорбленной».Но, в противополжность другим, Соне и Раскольникову, Дуня может постоять за себя и она благоразумнее многих. Жизнь ломает ее, а она не сгибается, она хочет пожертвовать собой, ради своего брата, делает это сознательно, гордо и не просит ничего взамен. Дуню также унижает общество, в лице все тех же Лужина и Свидригайлова. Про Свидригайлова можно говрить отдельно, ибо в галерее «униженных» и «оскорбленных» ему тоже отведено место, но это не в коей мере не дает ему права оскорблять и унижать других. Однако, разговор о Дуне. Вот как характеризует ее мать в письме к Раскольникову: «Конечно, ты знаешь Дуню, знаешь, как она умна и с каким твердым характером. Дунечка многое может сносить и даже в самых крайних случаях найти в себе столько великодушия, чтобы не потерять своей твердости». Эта твердость и спасает Дуню от многих жизненных неурядиц, ибо она чувствует в себе этот внутренний стержень, чувствует, что должна помочь своей семье. Ее помощь и ее «посвящение» себя другим, конечно, не такие как у Сони Мармеладовой. В ней нет этой жертвенности. Однако, Дуня человек твердый и честный, и именно за это она и оскорблена. Например, Лужиным, который позарился на ее честность, так как лучше взять бедную невесту без приданного, чтобы было потом чем попрекать. И Дуня сносила бы эти попреки, потому что она была бы женой, и долг велел бы ей во всем подчинятся мужу, даже такому подлецу, как Лужин. Но, кто знает, может быть, и не стала она терпеть унижений даже от мужа. Вспомним хотя бы эпизод с револьвером Свидригайлова. Но кажется, это скорее исключение, и все же мы понимаем, что есть предел унижению, и Дуня его никогда не переступит.

Особняком стоит фигура Свидригайлова, покончившего с собой в конце. Думается, он тоже унижен и оскорблен, и, вообще, однозначно трактовать его нельзя. Характер его выписан достаточно ярко, и иногда читатель сочувствует ему и жалеет его. Его чаша хороших и плохих поступков всегда чуть-чуть наклонена в какую-либо сторону, но никогда не уровновешена. Свидригайлов слаб и порочен, и он знает об этом, и постоянно придумывает себе наказания в виде поздних признаний и больших сумм денег. Сложно анализировать Свидригайлова, думается, что даже сам автор не разгадал его до конца и предпочел умертвить. Однако, факт остается фактом, Свидригайлов как и другие унижен и оскорблен, так как он тоже часть этого петребургского чрева: «Свидригайлов знал эту девочку; ни образа, ни зажженных свечей не было у этого гроба и не слышно было молитв. Эта девочка была самоубийца - утопленница. Ей было только четырнадцать лет, но это было уже разбитое сердце, и оно погубило себя, оскорбленное обидой, ужаснувшею и удивившею это молодое, детское сознание, залившею незаслуженным стыдом ее ангельски чистую душу и вырвавшею последний крик отчаяния, не услышанный, а нагло поруганный в темную ночь, во мраке, в холоде, в сырую оттепель, когда выл ветер...» Эта утопленница – это душа Свидригайлова. В такую же сырую оттепель застрелился и сам Свидригайлов.

Каков же выход из этого ужасного состояния униженности? И кто нашел его из всех героев? Думается, что единственный путь – это примирение с самим собой, вера в свои силы и желание изменить жизнь вокруг. Конечно, изменить не так, как это сделал Раскольников. Ведь он убил одного из «своих» – униженную и оскорбленную Лизавету. Желание покончить с оскорбленностью и вера в свои возможности – вот ключевой момент в бесконечных поисках выхода. Как верила Марфа в воскресение Лазаря, и как верила в воскресение Раскольникова Соня Мармеладова: «Иисус говорит ей: не сказал ли я тебе, что если будешь веровать, увидишь славу божию? Итак, отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: отче, благодарю тебя, что ты услышал меня. Я и знал, что ты всегда услышишь меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что ты послал меня. Сказав сие, воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший». Вот также вышел униженный и оскорбленный Раскольников в светлый и спокойный мир, где душа живет в согласии с телом, и правая рука знает, что творит левая, и никто не может оскорбить тебя, если ты сам этого не захочешь…

Роман "Преступление и наказание" принадлежит к числу тех произведений мировой классики, ценность которых не уменьшается с течением времени.

В своем романе Достоевский ставит вопрос о месте маленького человека в суетливом, постоянно движущемся вперед мире.
В "Преступлении и наказании" показан буржуазный Петербург. Не тот ослепительный, красочный, с морем огней, а град, в котором живут Раскольнико-вы, Мармеладовы, безжалостные процентщицы, град уличных девиц и многочисленных распивочных.

Нет места в этом городе бедному человеку. У него один выход из положения: либо повторить судьбу Мармеладова, раздавленного богатой коляской, либо судьбу Сони, которая ради спасения детей продает свое тело.

Поэтому Раскольников и идет на преступление. Его преступление - это крик души, это отзыв, порожденный в ответ на все притеснения и беды народа. Раскольников - это терпила буржуазного общества. Он сам "униженный и оскорбленный", хотя считает себя "сильной личностью". Он ушел из университета, потому что нечем было платить за обучение, он живет в какой-то маленькой комнатушке, скорее похожей на гроб, чем на жилище. Раскольников мучительно ищет выход из положения. Но его нет! Само общество виновато в его положении!

Не только Раскольников, как показывает Достоевский, но и тысячи других людей неизбежно обречены при существующем порядке на раннюю смерть, нищету и бесправие.

Яркий пример этому - семья Мармеладовых. Сам Мармеладов - конченый человек. Бывший чиновник, он ищет правды в распивочной. Грязь, вонь этой распивочной настраивают против Мармеладова. А что ему остается делать? Он пребывает за порогом человеческой чести и гордости. Мармеладов понимает свое положение. Он говорит: "В бедности вы ещё сохраните свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету... метлой выметают из фирмы человеческой". Нищета - это когда не к кому пойти, некому пожаловаться, некому довериться. Мармеладов достоин и недостоин сострадания. С одной стороны, мы понимаем, что не он виноват в своем положении, а с другой - нельзя опускаться до такой степени, когда уже чуждо все человеческое. Своим пьянством он довел семью до беспросветной нищеты. Страдают все, и в первую очередь - Катерина Ивановна.

Дочь офицера, она уже второй раз выходит замуж, спасая этим своих детей. Но что дал ей тот самый брак? То, что она, больная чахоткой, не спала ночами, чтобы выстирать детям одежду! Разве заслужила она это? А что она могла сделать? После смерти Мармеладова Катерина Ивановна оказывается выброшенной на улицу. Она заставляет своих детей просить милостыню. А что можно было делать? Безвыходность положения - вот что показывает Достоевский.

Судьба Дуни тоже трагична. Из-за любви к брату она идет работать гувернанткой в жилище к Свидригай-лову. Из-за него она терпит унижения и позор. И вот появляется Лужин, который хочет жениться на Дуне. Девушка понимает, что, выйдя замуж за Лужина, она станет полностью зависимой от своего "спасителя". И все это она делает ради брата, ради его будущего. Раскольников не может принять этой жертвы, он делает все, чтобы Дуня не вышла замуж. И Дуня начинает понимать истинные намерения Лужина, начинает бороться за свою гордыня.

Глубоко несчастна и Соня Мармеладова. Но Соня - это "луч света в темном царстве". Она выступает как носительница моральных ценностей "униженных и оскорбленных". Соня, как и Мармеладо-вы, - терпила несправедливого порядка. Пьянство отца, страдания Катерины Ивановны, обреченных на голод и нищету, заставили ее "преступить" свое "я", отдать свою душу и тело на поругание окружающему миру. Но в отличие от Раскольникова Соня полна нерушимого сознания, что никакие самые гуманные цели не могут оправдать насилие.

Все герои Достоевского кончают свою жизнь смертью. Нет выхода из положения, остается только смерть. Судьбами своих героев Достоевский доказывает, что нет места в буржуазном мире "маленькому" человеку. У всех "униженных и оскорбленных" есть только один выход - быть раздавленными богатой коляской, то есть теми условиями жизни, в которые эти люди поставлены капиталистическим обществом.

Федор Михайлович Достоевский вошел в историю русской литературы как гениальный художник, гуманист, исследователь человеческих душ. В тысяча восемьсот шестьдесят шестом году он закончил работу над социально-психологическим романом «Преступление и наказание», в котором со всей полнотой раскрыл бесчеловечность буржуазно-крепостнического строя. Действие романа происходит в Петербурге шестидесятых годов XIX века. Это было сложное для России время: старый мир уже разрушен, а новый только начал формироваться. Наступала эпоха капиталистических отношений, и «маленькому человеку», живущему в нищете, лишенному всяких прав, не досталось места в этом буржуазном мире. Тема «униженных и оскорбленных» является одной из основных в романе «Преступление и наказание». Автор показывает среду, в которой обитают обделенные жизнью люди, их судьбы, искалеченные социальной несправедливостью, их попытки борьбы с жестокой действительностью.

Петербург Достоевского – это город, в котором тысячи людей обречены на нищету и страдания. Это город уличных девиц, бездомных детей, многочисленных распивочных. Описание Петербурга производит тяжелое впечатление. Повсюду пыль, духота, вонь. Шумные, грязные улицы угнетают людей. Даже дома, в которых они живут, давят на них. Все это создает атмосферу отчаяния и безысходности. Картину общего горя и унижения дополняют эпизодические фигуры несчастных людей, встречающихся на улицах Петербурга. Это и девочка, которую напоили и обманули, и женщина, бросившаяся с моста в воду, и Лизавета, безропотно сносившая унижения и оскорбления сестры.

К жертвам Петербурга относится и семья Мармеладовых, которая живет в тяжелейших условиях, испытывая огромную нужду во всем.

Семен Захарыч Мармеладов – бывший чиновник. Он ищет спасения от жизненных проблем в распивочной, своим пьянством довел семью до беспросветной нищеты. Мармеладов осознает свое положение. «В бедности вы еще сохраняете благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету…метлой выметают из компании человеческой…», – говорит он. В этом состоит трагедия Мармеладова. Он понимает, что ему некуда и не к кому идти, и от этого очень страдает. Не в состоянии бороться за жизнь, за семью, он опускается до пьяных разглагольствований с разными незнакомцами. Мармеладов склонен к моральному самоуничтожению: ему побои в наслаждение, ночует, где придется, на насмешливое отношение окружающих не обращает внимания. Физическая смерть Мармеладова становится неизбежной – он гибнет под колесами роскошной коляски.

«Некуда идти» и жене Мармеладова Катерине Ивановне. Она благородного происхождения, из разорившейся дворянской семьи. Поэтому ей особенно тяжело жить в нищете, воспоминания о прошлом делают ее жизнь только мучительнее. Катерина Ивановна – натура гордая и тщеславная, но гордость ее попирается на каждом шагу, о достоинстве, самолюбии заставляют забыть. Попытки подняться в собственных глазах, самоутвердиться выражаются в безудержных фантазиях. Но мания величия не может спасти Катерину Ивановну. Жестокий, бездушный мир и собственная гордыня приводят ее на улицу, а затем и к гибели.

Семью Раскольникова тоже можно отнести к «униженным и оскорбленным».

Мать Родиона всю жизнь надрывалась на работе, за которую платили гроши. Она всеми силами старалась помочь сыну окончить университет, чтобы обеспечить ему достойное существование.

Нелегкая судьба выпала и на долю сестры Раскольникова Дуни. Она вынуждена поступить в услужение в дом Свидригайловых, где терпит унижение и позор. Затем появляется преуспевающий делец Лужин, который хочет жениться на Дуне. Несмотря на отвращение к нему, девушка соглашается на замужество, чтобы иметь возможность помогать брату. Это пример самопожертвования «маленького человека», «униженного и оскорбленного», ради другого человека, попавшего в тяжелое положение.

Еще одна жертва буржуазного общества – главный герой романа Родион Раскольников. Это бывший студент, который ушел из университета, потому что нечем было платить за обучение. Он живет в тесной каморке, похожей на гроб, в страшной нищете. Раскольников упорно рассуждает о несправедливо устроенном обществе. В условиях ужасающей действительности в его голове рождается чудовищная теория о делении человечества на людей «обыкновенных», которых большинство и которые вынуждены подчиняться силе, и людей «необыкновенных», имеющих право властвовать и преступать закон. Раскольников не желает быть одним из тех, кто подчиняется. И чтобы доказать свою принадлежность к людям «необыкновенным», решается на преступление. Таким образом, осуждая общество с его социальной несправедливостью, бессмысленными страданиями и унижениями, Раскольников создает теорию, которая может лишь усилить эту несправедливость, углубить беззаконие и произвол. Своим романом Ф.М.Достоевский развенчивает такую теорию, противопоставляя ей христианскую идею смирения и любви к людям.

Носительницей этой идеи в романе «Преступление и наказание» является Соня Мармеладова. Это чистая и невинная девушка, вынужденная торговать собой, чтобы прокормить спившегося отца, больную мачеху и ее детей. Ее толкнули на панель нищета и невозможность честно зарабатывать на жизнь. Но, продавая свое тело, она сохраняет нравственную чистоту, пьянство и разврат не тронули ее. В отличие от Раскольникова, она твердо убеждена в том, что никакие жизненные трудности, никакие гуманные цели не могут оправдать насилие и преступление. Ее путь – это путь смирения перед Богом. Ее сила в вере: «Что ж бы я без Бога-то была?». Для Ф.М.Достоевского Соня Мармеладова стала идеалом кротости, покорности, смирения и любви к людям. Именно «вечной Сонечке», ее вере и бескорыстной любви обязан Раскольников своим духовным возрождением.

Таким образом, в романе «Преступление и наказание» перед нами предстает целый ряд «униженных и оскорбленных» «маленьких людей». Мир, в котором они живут, жесток и беспощаден. Каждый из этих людей пытается по-своему противостоять безжалостной действительности. Но своим романом Ф.М.Достоевский утверждает, что в этом мире может спастись лишь тот, кто выбирает путь смирения и покаяния, кто находит в своей душе Бога, кто больше всего ценит любовь к человеку, верит в неистребимость добра в его душе.

Тема “униженных и оскорбленных” в творчестве Ф. М. Достоевского восходит к произведениям А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя и писателей “натуральной школы” 1840-х годов. Достоевский внес достойный вклад в понимание характера этих героев, впервые показав, что внутренний мир человека очень сложен. В сравнении с пушкинским Самсоном Выриным (“Станционный смотритель”) и Евгением (“Медный всадник”), гоголевским Башмачкиным (“Шинель”), “маленькие люди” Достоевского тоже “унижены и оскорблены”. Но их главное сходство –

Социальный статус, а по духовному статусу герои Достоевского совсем не похожи на своих литературных собратьев.
В романе “Преступление и наказание” Достоевский так же обращается к теме “униженных и оскорбленных”. Она представлена в различных аспектах: писатель показал как внешнюю сторону их жизни (городскую и бытовую среду), так и многообразие судеб страдающих, обделенных жизнью людей. Автор раскрывает многоплановость и сложность мира “униженных и оскорбленных”, который выходит в романе на первый план. Ведь Мармеладовы далеко не единственные представители этого мира: проблема поставлена шире. К “униженным и оскорбленным” относятся Раскольников, его мать и сестра, некоторые эпизодические персонажи (например, Лизавета).
Судьба Раскольникова – одна из возможных путей духовного развития таких людей. Это один из тех героев Достоевского, которые противопоставляют себя миру и другим людям, выбирают “бунт” против общества и узаконенной им морали. Раскольников убежден, что “власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее”, а все остальные обязаны подчиняться. Он не захотел быть одним из тех, кто подчиняется. Раскольников “осмелился” взбунтоваться – именно это было главным мотивом его преступления. “Я захотел осмелиться и убил… я только осмелиться яяхотел. Соня, вот вся причина!”
Соня Мармеладова – абсолютно противоположный вариант развития характера “униженного и оскорбленного” человека. Она отрицает бунт и выбирает путь, наиболее приемлемый для Достоевского, – путь смирения перед Богом. Соня – блудница с точки зрения общественной морали, но с точки зрения христианства она – святая, так как жертвует собой ради близких и сохраняет Бога в своей душе.
Соня – такая же сложная натура, как и Раскольников. Она живет напряженной духовной жизнью, страдает от своей униженности, ее терзает мысль о “бесчестном и позорном ее положении”. Для Раскольникова остается загадкой, как Соня, с ее характером и “тем… развитием, которое она получила”, могла “оставаться в таком положении и не сошла с ума”, как “этакой позор и такая низость совмещаются в ней с другими противоположными и святыми чувствами”. Но Сонечка нашла для себя надежную нравственную опору: ее духовный стержень – это вера (“Что ж бы я без Бога была?”) и сострадательная любовь к Катерине Ивановне и ее детям.
Еще один вариант судьбы “маленьких людей” – судьба Мармеладо-вых, людей, которым “некуда пойти”, зашедших в нравственный тупик.
Мармеладов – опустившийся как в социальном, так и в нравственном смысле человек. Его облик довольно нелеп: “Что-то было в нем очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, – пожалуй, был и смысл, и ум, – но в то же время мелькало как будто и безумие”. В Мармеладове и в его жене Достоевский показал физическую и духовную деградацию “униженных и оскорбленных” (пьянство Мармеладова, безумие Катерины Ивановны). Они не способны ни к серьезному бунту, ни к смирению. Их гордость столь непомерна, что смирение для них невозможно. Они “бунтуют”, но их бунт трагикомичен. У Мармеладова это пьяные разглагольствования, “кабачные разговоры с различными незнакомцами”. Он рассказывал Раскольникову, что пропил “даже чулки своей жены”, которая дерет его за вихры, и он говорит, что это ему “в наслаждение”. Но это навязчивое самобичевание Мармеладова ничего общего не имеет с истинным смирением.
У Катерины Ивановны “бунт” превращается в истерику. Это трагедия, переходящая в площадное грубое действо. Она без всякой причины нападает на окружающих, сама нарывается на неприятности и унижения (то и дело оскорбляет квартирную хозяйку, в результате чего ее выгоняют на улицу, идет к генералу “добиваться справедливости”, откуда ее также с позором выгоняют). Катерина Ивановна не только окружающих людей обвиняет в своих страданиях, но и Бога. “На мне нет грехов! Бог и без того должен простить… Сам знает, как я страдала! А не простит, так и не надо!” – говорит она перед смертью.
Драма семьи Мармеладовых разворачивается в самой грязной части Петербурга. Достоевский показывает, как беспросветная нищета и сам Петербург заставляют людей терять человеческий облик.
Другие персонажи романа, в том числе и эпизодические (пьяная девушка, которую Раскольников встретил на бульваре, безропотная Лизавета, сносившая оскорбления сестры, и многие другие), дополняют общую картину безысходности, горя и унижения.
Лизавета, ставшая случайной жертвой Раскольникова, наверное, в своей смерти так же, как и Катерина, нашла облегчение, избавление от повседневного рабского труда и унижения. Семья Мармеладовых, Лизавета, люди в нищих кварталах Петербурга представляют огромную массу униженных и самоунижающихся людей, для которых даже смерть становится радостью.
Огромную роль в раскрытии этого мира перед читателем играет описание города, обстановка, в которой жили все эти герои. Петербург в романе не просто город, фон всего происходящего, а даже в какой-то степени действующее лицо. Город давит на людей. Его шумные и грязные улицы угнетают людей. А дома, в которых живут наши герои?! Комнаты обычно рисуются в полутьме. Все давит на людей в них – давят стены, давят потолки… Все эти картины неотделимы от человеческих судеб. Эта деталь очень важна. Давление стен и потолков на людей символично. Оно как бы усиливает давление нищеты, которая толкает людей на преступления, порождает горе, страдания, безумие.
Таким образом, в романе “Преступление и наказание” перед нами предстает целый ряд “униженных и оскорбленных”, “маленьких людей”. Но мне кажется, что автор видит причину их несчастий и горестей не только в социальном статусе. Важной причиной также являются сами люди, разучившиеся ценить свое человеческое достоинство и, как. Следствие, не умеющие сострадать другим. И только “красота спасет мир”, красота духовная. Поэтому миропонимание Достоевского базируется на одной непреходящей ценности – на любви к человеку, на признании духовности человека за главное.

(Пока оценок нет)



Другие сочинения:

  1. Эссе по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” У Достоевского нет ничего, кроме Человека, нет природы, нет мира вещей, Нет в самом человеке того, что Связывает его с природным миром вещей, С бытом, с объективным строем жизни. Существует только Read More ......
  2. Если Родион Раскольников – носитель протестующего начала, создатель теории, оправдывающей преступление и господство “сильной личности”, то антиподом ему, противоположным полюсом романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является Соня Мармеладова, дочь нищего чиновника, “униженная и оскорбленная” в условиях буржуазного общества. Read More ......
  3. В романе “Преступление и наказание” мастерство в изображении быта героев имеет огромное значение, потому что теория Раскольникова органически связана с теми жизненными условиями, которые окружают этого бедного студента. Первые страницы романа погружают читателя в убогую обстановку петербургских трущоб, в одном Read More ......
  4. В романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” автор рассказывает нам историю бедного жителя Петербурга – гражданина Раскольникова. Родион Романович, совершив преступление, переступил черту закона и за это был сурово наказан. Он прекрасно понимал, что эта идея об убийстве – Read More ......
  5. Достоевского, по его собственному признанию, волновала судьба “девяти десятых человечества”, нравственно униженных, социально обездоленных в условиях современного ему буржуазного строя. Роман “Преступление и наказание” – это роман, воспроизводящий картины социальных страданий городской бедноты.-Крайняя нищета характеризуется тем, что “идти больше некуда”. Read More ......
  6. Ф. М. Достоевский в своем творчестве показал всю безмерность страданий униженных и оскорбленных людей и выразил огромную боль за эти страдания. Писатель сам был унижен и оскорблен страшной действительностью, сломавшей судьбы его героев. Каждое его произведение выглядит как личная горькая Read More ......
  7. В романе Достоевского “Преступление и наказание” тема Петербурга самым тесным образом связана с темой “униженных и оскорбленных”. В романе представлен не весь город, а, главным образом, та его часть, в которой обитают беднейшие слои населения. Мы знакомимся с распивочными, трактирами, Read More ......
  8. Федор Михайлович Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы как гениальный гуманист и исследователь человеческой души. В духовной жизни человека своей эпохи Достоевский увидел отображение глубинных процессов исторического развития общества. С ноткой трагизма изобразил писатель, как калечит души людей Read More ......
Мир “униженных и оскорбленных” в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”

Исправить людей можно, лишь показав их такими,
каковы они на самом деле.
Пьер Огюстен Бомарше

Первым произведением Достоевского, принесшим ему известность и славу великого писателя, явился эпистолярный роман «Бедные люди», в котором молодой автор решительно встал на защиту «маленького человека» - бедного чиновника, ведущего скудную жалкую жизнь, но сохранившего доброту и благородство. Эта тема станет впоследствии ведущей во всем творчестве писателя.

И в идеологическом романе «Преступление и наказание» она имеет огромное значение, потому что теория Раскольникова органически связана с теми жизненными условиями, которые окружают этого бедного студента. Первые страницы романа погружают читателя в обстановку петербургских трущоб, в одном из переулков которых живет, борется с нуждой, создает теорию и совершает убийство Родион Раскольников. Автор очень подробно и детально описывает его убогую, душную каморку, расположенную под самой крышей, больше напоминающую шкаф, чем квартиру. Эта крошечная клетушка шагов в шесть длиной, с запыленными желтыми отклеивающимися от стен обоями и низким давящим потолком воссоздает атмосферу тесноты и безысходности, которая усиливается описанием душного июльского дня в Петербурге. Фигура замечательно красивого юноши, одетого в лохмотья, странно гармонирует с отвратительным и грустным колоритом ремесленного квартала, с нестерпимой вонью из распивочных, в которых коротали время бедные чиновники и цеховые рабочие. Везде теснота, духота, скученность людей, вынужденных ютиться в убогих квартирках, что еще больше усугубляет чувство духовного одиночества в толпе.

Люди разобщены и озлоблены, подозрительны и недоверчивы. Они утрачивают способность к жалости и состраданию, и это ярко проявляется в реакции посетителей распивочной на пьяную исповедь бедного чиновника Мармеладова. В его рассказе о своей судьбе разворачивается страшная жизненная драма человека, которого раздавил и искалечил жестокий мир. Душа нормального, умного, совестливого человека не может вынести ежедневных унижений, когда приходится быть безмолвным свидетелем оскорбления собствейной жены, видеть голодных детей, знать, что дочь, чистая, честная девушка, живет по желтому билету. Переполненный страданиями Мармеладов ничего не требует от слушателей, кроме простого человеческого участия. Но его искренняя, взволнованная исповедь вызывает только хихиканье и насмешливое любопытство, в котором явственно проступает презрение.

Именно на примере семьи Мармеладовых в значительной степени раскрывается тема униженных и оскорбленных людей, их многочисленных бедствий в «сей великолепной и украшенной многочисленными памятниками столице». Так возникает в романе образ Петербурга, холодного, мертвенного города, равнодушно взирающего на горе и страдания людей. Великолепная панорама русской столицы еще больше подчеркивает нищету, безысходность положения обитателей петербургских трущоб. Строгие, изысканные линии роскошных зданий оттеняют убогие закоптелые комнаты с дырявыми простынями и ободранным диваном, в одной из которых ютится семья Мармеладовых. Мир униженных и оскорбленных в романе многолик и разнообразен. Судьба Катерины Ивановны, до предела измученной и издерганной женщины, пытающейся навести чистоту в убогой квартирке, не знающей, чем накормить голодных детей, непохожа на судьбу ее падчерицы Сони, идущей на панель, чтобы помочь семье. Драматична жизнь сестры Раскольникова, красавицы Дуни, которая вынуждена терпеть издевательства и незаслуженный позор, обладая гордостью и самолюбием брата.

Всюду искалеченные, изломанные судьбы, причина которых - постоянная, безысходная нужда, страшные условия жизни, недостойные человека. Все эти примеры закономерно приводят к выводу о невозможности в этом жестоком мире жить по нормам общечеловеческой морали. Бедность, бесправие, унижения толкают людей на нарушение христианских заповедей. Герой романа Достоевского рано или поздно оказывается перед выбором: умереть или жить ценой сделок с совестью. К этому миру не подходят общепринятые нравственные законы. Если бы Сонечка Мармеладова не стала жить по желтому билету, умерла бы с голоду ее семья. Когда Раскольников в разговоре с ней говорит о самоубийстве как о единственно достойном выходе, его слова вдруг прерывает тихая реплика Сони: «А с ними-то что будет?» Значит, любовь к ближнему лишает ее даже такого выхода, как смерть. Чтобы помочь мачехе и ее детям, Соня фактически убивает себя как личность, но удивительным образом сохраняет и чистоту, и цельность, и высокую нравственность. Ее преступление оправдано христианской любовью к людям, готовностью к самопожертвованию.

Сестра Родиона Раскольникова Дуня готова выйти замуж за преуспевающего дельца Лужина, не любя его, а значит, сознательно обрекая себя на жизнь, лишенную радости. Она решается на этот шаг по той же причине, что и Соня, - вытащить семью из нищеты, помочь брату завершить образование в университете. Значит, в мире униженных и оскорбленных, несмотря на ужасающие условия жизни, люди способны сохранить благородство, любовь, сострадание, великодушие. Изображая мир петербургских трущоб, писатель не только испытывает жалость и сочувствие к обездоленным и униженным людям, но и восхищается их замечательными человеческими качествами, которые труднее всего сохранить в невыносимых условиях.

Таким образом, тема униженных и оскорбленных органически связана с теорией Раскольникова не только потому, что она порождена жестокостью окружающего мира и является своего рода бунтом против него. В этом же мире существуют и любовь, и сострадание, и желание помочь ближнему. И это наполняет писателя верой в возможность построения общества, в котором люди будут «изнемогать от любви друг к другу». Только любовь, а не насилие - единственный возможный путь для достижения гуманного, справедливого общества. В этом, по-моему, смысл романа великого русского писателя.



Просмотров