Статистика дел о банкротстве юридических лиц. Краткий анализ динамики банкротств в российской федерации, отдельных регионах и по формам бизнеса. Доля обанкротившихся полных товариществ, %
С тех пор, как был принят Закон о банкротстве физлиц, экспертное сообщество и НБКИ активно ведут статистику принятых заявлений, рассмотренных и закрытых дел о признании финансовой несостоятельности. С самого начала предполагалось, что в первые месяцы действия закона нагрузка на Арбитражные суды будет просто критической, ведь с заявлениями обратится по самым скромным подсчетам несколько сотен тысяч человек.
Ожидания не оправдались, в октябре-ноябре 2015 года было подано около 1000 заявлений по всей России. Через год аналитики подвели итоги – за год действия закона о банкротстве было зафиксировано всего 33 000 поданных заявлений, 19 000 – принятых Арбитражными судами, и чуть больше 1000 закрытых дел о банкротстве физических лиц.
Статистика по состоянию на 1 марта 2017 года показывает более оптимистические цифры – на данный момент количество поданных заявлений составляет более 40 000. открытых судебных процедур насчитывается около 28 000 (27 923). Из них:
- по реструктуризации долгов — 7 596;
- по реализации имущества- 20 327
Ранее в экспертном сообществе проходили обсуждения, что реструктуризация долгов является не столь результативной, как реализация имущества. Почему? Причин несколько. Реструктуризация долгов представляет собой разработку и принятие на общем собрании кредиторов плана по выплате задолженности.
Реструктуризация может утверждаться максимум на 3 года. Далее, если должник выплачивает все согласно принятому плану, он не признается банкротом, но при этом больше не имеет проблем с неуплаченными долгами.
Однако существует один нюанс – чтобы принять решение о реструктуризации долгов, суд должен учитывать ежемесячный доход потенциального банкрота. На данный момент суды практически не вводят процедуру реструктуризации долгов, если доход должника составляет в месяц менее 30 000 рублей.
Следует отметить, что на практике граждане, имеющие стабильный высокий доход, редко обращаются в суд с заявлением о признании банкротства Соответственно, цифра в 7 596 дел по реструктуризации четко свидетельствует, что данная процедура применяется достаточно редко.
Закрытых дел о банкротстве на 1 октября 2016 года насчитывалось чуть больше 1000. На данный момент их количество резко возросло, и составляет около 4 000. Таким образом, суды стали чаще принимать решения о признании банкротства, что положительно повлияло на ситуацию в целом.
Всего на данный момент в Арбитражных судах зафиксировано больше 40 000 заявлений о банкротстве. Следует отметить, что количество дел только растет, и можно предполагать, что в ближайшее время такая тенденция к росту будет сохраняться.
- ДОЛЖНИК
- ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- АРБИТРАЖНЫЙ СУД
- КРЕДИТОР
- ПРОЦЕДУРА БАНКРОТСТВА
Рассмотрена статистика банкротств с 2005 по 2015гг. по Российской Федерации, Приволжском федеральном округе, Республики Башкортостан, Республики Татарстан, Свердловской области и Челябинской области. В аналитических таблицах приведено абсолютное количество зарегистрированных юридических лиц, количество юрлиц, прекратившие свою деятельность в связи с банкротством, рассчитаны доли обанкротившихся юридических лиц. В результате проведения данного анализа выявлена тенденция роста предприятий-банкротов в целом по России и по ее регионам.
- Механизм обеспечения экономической безопасности региона
- Анализ индикаторов экономической безопасности на примере региона
- Анализ методик проведения оценки эффективности управления муниципальными финансами
В соответствии со статьей 2 Закона о банкротстве несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей .
Основания для признания должника несостоятельным (банкротом), порядок и условия осуществления мер по предупреждению банкротства, проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, регулируются Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Признаком банкротства юридического лица считается неспособность платить по долгам, если соответствующие обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. По истечении этого срока кредиторы получают право на обращение в арбитражный суд о признании предприятия-должника банкротом. Продолжительный период неплатежеспособности является следствием неудовлетворительного состояния бизнеса в целом. Проблемы в деятельности предприятия являются результатом взаимодействия многих внешних и внутренних факторов. Предприятия, не прогнозирующие изменений внешней среды, прежде всего научно-технических, не имеющие обоснованной стратегии развития, подвержены риску банкротства в связи с потерей конкурентоспособности товара. Причиной банкротства может быть неэффективное управление, отсутствие маркетинговой стратегии, ошибки в формировании капитала, осуществление рискованных операций. В конечном счете производственные и коммерческие, управленческие просчеты приводят к финансовым затруднениям: нарушению финансовой устойчивости предприятия, существенной несбалансированности денежных потоков в течение продолжительного периода, низкой ликвидности активов.
Отдельные аспекты проблемы несостоятельности в макроэкономическом плане и антикризисного управления на уровне предприятий рассмотрены в работах российских ученых, в частности, Гаффарова Р.Д., Ефимова О.Н., Шариповой Г.Р. . В данной работе мы не ставим себе задачу анализа причин банкротств, а ограничиваемся анализом его динамики, но несомненно, что одним из инструментов регулирования и защиты от кризисных явлений в экономике является страхование .
Рассмотрим статистику банкротств В Российской Федерации с 2005 по 2015 гг. (таблица 1).
Таблица 1 Динамика доли обанкротившихся юридических лиц по РФ за 2005–2015 г.г.
Показатели |
|||||||||||
Количество коммерческих организации, всего |
|||||||||||
Количество обанкротившихся коммерческих организаций, всего |
|||||||||||
Доля обанкротившихся коммерческих организаций, % |
|||||||||||
Полные товарищества |
|||||||||||
Обанкротившиеся полные товарищества |
|||||||||||
Доля обанкротившихся полных товариществ, % |
|||||||||||
Товарищества на вере |
|||||||||||
Обанкротившиеся товарищества на вере |
|||||||||||
Доля обанкротившихся товариществ на вере, % |
|||||||||||
Общества с ограниченной ответственностью |
|||||||||||
Обанкротившиеся общества с ограниченной ответственностью |
|||||||||||
Доля обанкротившихся обществ с ограниченной ответственностью,% |
|||||||||||
акционерные общества (открытые, закрытые) |
|||||||||||
Обанкротившиеся акционерные общества (открытые, закрытые) |
|||||||||||
Доля обанкротившихся акционерных обществ,% |
|||||||||||
Производственные кооперативы |
|||||||||||
Обанкротившиеся производственные кооперативы |
|||||||||||
Доля обанкротившихся производственных кооперативов |
|||||||||||
Унитарные предприятия |
|||||||||||
Обанкротившиеся унитарные предприятия |
|||||||||||
Доля обанкротившихся унитарных предприятий, % |
|||||||||||
Прочие коммерческие организации |
|||||||||||
Обанкротившиеся прочие коммерческие организации |
|||||||||||
Доля обанкротившихся прочих коммерческих организаций |
По данным таблицы 1 можно сделать вывод, что в 2007 г. доля обанкротившихся юридических лиц составила - 3,6% , что в анализируемом периоде является минимальным показателем, а в 2015 г. этот показательно увеличился на 1,0%. За период с 2014 – 2015 гг. доля обанкротившихся коммерческих организаций не изменилась и составляет - 5,1%. Значительное изменение показателя обанкротившихся полных товариществ наблюдается в сравнении 2007 г. (11,7%) с 2015 (29,3%). Что касается показателя обанкротившихся товариществ на вере, то за анализируемый период наблюдается значительное сокращение числа товариществ, а именно практически в 6 раз. Доля обанкротившихся унитарных предприятий так же имеет тенденцию к увеличению. Число обанкротившихся прочих коммерческих организаций в 2007 году составило 41919, что на 51,3% меньше показателя 2015 г.
Для наглядности представим таблицу 1 и результаты ее анализа на рисунке 1.
По приведенному анализу можно сделать вывод, что динамика роста наблюдается в в 2008 г. 3,7% доля обанкротившихся юридичесикх лиц. В 2009 г. – это значение остается неизменным. В 2015 г. доля обакротившихся – 4,6%, т.е. 220667 юридических лиц.
Большой интерес представляет динамика банкротств в разрезе субъектов Российской Федерации. Для примера приведем эту информацию в таблице 2.
Таблица 2.Динамика доли обанкротившихся юридических лиц в разрезе субъектов с 2005-2015гг.
Показатели |
|||||||||||
Приволжский Федеральный Округ |
|||||||||||
Количество юридических лиц, сведения о которых содержаться в ЕГРЮЛ - ВСЕГО |
|||||||||||
Количество юридических лиц прекратившие свою деятельность в связи с банкротством |
|||||||||||
Доля обанкротившихся юридических лиц, % |
|||||||||||
Республика Башкортостан |
|||||||||||
Количество юридических лиц, сведения о которых содержаться в ЕГРЮЛ - ВСЕГО |
|||||||||||
Количество юридических лиц прекратившие свою деятельность в связи с банкротством |
|||||||||||
Доля обанкротившихся юридических лиц, % |
|||||||||||
Республика Татарстан |
|||||||||||
Количество юридических лиц, сведения о которых содержаться в ЕГРЮЛ - ВСЕГО |
|||||||||||
Количество юридических лиц прекратившие свою деятельность в связи с банкротством |
|||||||||||
Доля обанкротившихся юридических лиц, % |
|||||||||||
Свердловская область |
|||||||||||
Количество юридических лиц, сведения о которых содержаться в ЕГРЮЛ - ВСЕГО |
|||||||||||
Количество юридических лиц, прекративших свою деятельность в связи с банкротством |
|||||||||||
Доля обанкротившихся юридических лиц, % |
|||||||||||
Челябинская область |
|||||||||||
Количество юридических лиц, сведения о которых содержаться в ЕГРЮЛ - ВСЕГО |
|||||||||||
Количество юридических лиц прекратившие свою деятельность в связи с банкротством |
|||||||||||
Доля обанкротившихся юридических лиц, % |
Число предприятий-банкротов по ПФО с 2005 по 2015 гг. выросло в 2 раза. В Республике Татарстан число банкротов в 2005 году был значительно меньше по сравнению с другими регионами (918 банкротов), но к 2015 году рост составил более чем в 5 раз (5597 банкротств), по абсолютному количеству несостоятельных организаций Татарстан остается одним из благополучных регионов ПФР. В Челябинской области число несостоятельных организаций с 2005 по 2015 гг. изменилось в 5 раз (2005г. – 1497 банкротов, 2015г. – 5180). Свердловская область отличается количеством несостоятельных ЮЛ по сравнению с анализируемыми субъектами. В 2005г.- 3674, в 2015г.- 5505 .
Отдельно рассмотрим динамику количество юридических лиц, прекративших свою деятельность в связи с банкротством в Республике Башкортостан (рисунок 2).
Динамика банкротств в Республике Башкортостан выглядит следующим образом. Рост числа банкротств в республике за 10 лет составил чуть менее 3 раз (2005г. – 3860, 2015г. – 9897 банкротов), значительный рост числа несостоятельных юрлиц наблюдается в 2008г. – 6827, в 2015 г. – 9897. С 2005г. по 2015 г. число юридических лиц-банкротов варьируется от 200 до 300 банкротов в год.
Процедура банкротства начинается с заявления о признании должника банкротом. Заявление может быть подано самой компанией, которая таким образом в добровольном порядке объявляет себя банкротом, либо одним или несколькими из ее кредиторов, в качестве крайней меры вернуть свои денежные средства. Стоит отметить, что процедура банкротства может использоваться как противоправное средство ухода от своих обязательств, введения контрагентов в заблуждение, также может применяться с целью сокрытия хищения имущества организации. Такое банкротство квалифицируется как фиктивное банкротство, и является уголовно наказуемым. Кроме этого, в Уголовном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за преднамеренное банкротство – действия (бездействия) руководителя, участника организации, которые причиняют ущерб компании и приводят к несостоятельности. После принятия заявления о признании должника банкротом арбитражный суд рассматривает обоснованность такого заявления, а именно проверяет наличие вышеуказанных признаков банкротства. Убедившись, что требования кредиторов не удовлетворены на момент данного судебного заседания, суд вводит наблюдение - одну из четырех процедур, которые предусмотрены законом о несостоятельности (банкротстве). Законодательством предусмотрены несколько сценариев развития процедуры банкротства должника – от полной финансовой «реабилитации» до ликвидации бизнеса и даже уголовной ответственности учредителей. Процедуры финансового оздоровления и внешнего управления дают шанс организации привести свою деятельность в порядок, восстановить свое финансовое положение. Это также выгодно и кредиторам, поскольку появляется вероятность, что должник сможет полностью расплатиться по своим обязательствам, пусть даже и в несколько другой форме. Если же восстановить платежеспособность должника не получится, закон гарантирует защиту интересов кредиторов, предоставляя возможность для принудительной ликвидации должника и взыскания задолженности (или части задолженности) за счет его имущества. Таким образом, закон защищает и интересы должника, освобождая его от пожизненного «долгового рабства» и исключая парализацию хозяйственной деятельности должника одним кредитором с целью заставить должника исполнить перед ним свои обязательства .
В целом картина рассматриваемых дел арбитражными судами выглядит следующим образом (таблица 3).
Таблица 3. Сведения о рассмотрении арбитражными судами Российской Федерации дел о несостоятельности (банкротстве)
Поступило заявлений о признании должников несостоятельными (банкротами) |
|||||||
Принято к производству |
|||||||
Количество дел, по которым проводилась процедура финансового оздоровления , из них |
|||||||
Прекращено производство по делу в связи с погашением задолженности |
|||||||
Количество дел по которым проводилась процедура внешнего управления |
|||||||
Прекращено производство по делу в связи с восстановлением платежеспособности |
|||||||
Принято решений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства |
|||||||
Государственных унитарных предприятий |
|||||||
Муниципальных унитарных предприятий |
Во-первых, необходимо отметить значительное снижение числа обращений в суд заявлением о банкротстве в 2011 г. на 17% по отношению к предыдущему году. Но в 2012 г. это число возросло на 22,4% по отношению к 2012г. Резкий спад наблюдается в 2013г., число заявлений о банкротстве снизилось на 21,9%.
Необходимо отметить сохранение значительного воздействия мер государственной политики на динамику банкротств. Регулирование деятельности налоговых органов в сфере признания должников банкротами играют немаловажное значение .
Динамика прекращения производства по делам о банкротстве представлена в табл. 4.
Таблица 4. Сведения рассмотренных заявлений о несостоятельности Арбитражным судом по Российской Федерации с 2010г. по 2013 гг.
Завершено производство по делам о несостоятельности (банкротстве) |
|||||||
В том числе |
|||||||
Завершено конкурсное производство |
|||||||
Отказано в признании должника банкротом |
|||||||
Прекращено производство по делу в связи с утверждением мирового соглашения |
|||||||
% к количеству дел, по которым завершено производство |
|||||||
Рассмотрено заявлений, разногласий, жалоб, ходатайств в рамках дел о несостоятельности (банкротстве) |
Спад количества дел о банкротстве наблюдается в 2011 г. на 16,2% по отношению к предыдущему году. В 2013 г. так же наблюдается снижение на 21,3% по отношению к предыдущему году, в 2012 г. количество завершенных дел о несостоятельности составил 30159 (рост на 15,4% по отношению к 2011г.) .
Сопровождение банкротства - процесс сложный, требующий глубоких знаний вопроса как с юридической, так и с экономической точки зрения. Все стадии процедуры банкротства имеют свои «подводные камни», тонкости и нюансы. Процесс признания лица несостоятельным достаточно сложен как с правовой точки зрения, так и с моральной. Поэтому, чтобы не наделать большое количество ошибок, рекомендуется обращаться к специализированным фирмам или компаниям. Они имеют достаточный опыт сделок в этой сфере и смогут помочь обратить заведомо проигрышный вариант в хорошие перспективы или же сгладить последствия.
Список литературы
- О несостоятельности (банкротстве). Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 29.12.2015) ")" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.03.2016). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс»
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 15.02.2016). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс»
- Единый Федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Режим доступа http://fedresurs.ru/ (дата обращения: 29 апреля 2016г.)
- Федеральная налоговая служба Российской Федерации. Официальный сайт. Режим доступа www.nalog.ru (дата обращения: 29 апреля 2016г.)
- Ведение дел в арбитражном суде, банкротство Режим доступа http://www.jurist-arbitr.ru (дата обращения 27 апреля 2016г.)
- Ефимов, О.Н. Экономика предприятия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ефимов О.Н.- Электрон, текстовые данные.- Саратов: Вузовское образование, 2014.- 732 с.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23085.- ЭБС «IPRbooks», по паролю
- Ефимов О.Н., Гаффаров Р.Д. Антикризисное управление и оценка стоимости бизнеса // Экономика и социум - №4(13) 2014г. [Электронный ресурс]. URL: http://iupr.ru/osnovnoy_razdel__2_15_/
- Ефимов О.Н., Шарипова Г.Р. Влияние налогового контроля на антикризисное управление // Экономика и социум - №4(13) 2014г. [Электронный ресурс]. URL: http://iupr.ru/osnovnoy_razdel__4_13__2014g_/
- Ефимов, О.Н. Страхование по закону о страховом деле. Учебное пособие (приложение к программе подготовки бакалавров) / О.Н.Ефимов. - LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Heinrich-Böcking-Str. 6-8, 66121 Saarbrucken, Germany, напечатано в России, 2012, 685 стр.
- Ефимов О.Н. Экономика страхования и анализ страховых операций [Электронный ресурс]: курс лекций/ Ефимов О.Н.- Электрон, текстовые данные.- Саратов: Вузовское образование, 2014.- 2G1 с.- Режим доступа: http://www.lprbookshop.ru/23092.- ЭБС «IPRbooks», по паролю
Каждый человек разоряется по-своему, в соответствии со своими склонностями и привычками.
Схема процесса банкротства
Признание несостоятельности физических лиц осуществляется в два этапа, которые контролируются , назначаемым судебной инстанцией . , из числа членов которой выбирается подходящая кандидатура, указывается истцом в заявлении.
Схематически банкротство физлиц выглядит следующим образом:
- стадия наблюдения:
1.1. проверка финансового состояния должника;
1.2. выявление признаков преднамеренного или фиктивного банкротства;
1.3. выявление незаконно оформленных сделок и их оспаривание;
1.4. оценка имущества заемщика.
2. стадия конкурсного производства;
2.1. наложение ареста на имущество должника;
2.2. выставление на торги имущества, которое может быть изъято, в соответствии с законодательством;
2.3. подготовка и проведение торгов;
2.4. получение средств от реализации имущества и покрытие задолженности;
2.5. при нехватке вырученных средств для полного погашения долга, списание остатка задолженности.
Статья является продуктом анализа статистики мировых банкротств юрлиц в сравнении с более полной внутрироссийской статистикой. На сей раз выводы будут не такие однозначные, зато неожиданные. Инструменты (обновлённые) те же, что использовались мной в прошлогоднем анализе :
- российский «Реестр предприятий банкротов» на 22.12.2017 - последняя дата данных в реестре (предновогодней неделей можно пренебречь, к тому же, скорее всего, в оставшиеся дни уже был просто прекращён приём заявлений).
- отчёт компании Dun & Bradstreet за 2017 год «GLOBAL BANKRUPTCY REPORT 2017» с данными за первое полугодие.
Также, как и раньше, ужесточаю внутрироссийскую статистику, увеличивая её на 10% за счёт предприятий, находящихся изначально в процедуре ликвидации, отличной от процедуры банкротства и не попавших по этой причине в реестр. Напомню, почему: ликвидация автоматически влечёт за собой выездную налоговую проверку с возможным доначислением значительных сумм, поэтому процедура эта намного более редкая, так как связана с риском уже для собственников, так как может повлечь за собой применение соответствующих статей УК РФ. Корректировка на 10% достаточно умозрительная, но, на мой взгляд, с учётом вышеозначенных обстоятельств, вполне адекватная.
Согласно российскому реестру банкротств, за 11 лет (2007 - 2017 г.г.) в России в процедуре банкротства находятся (находились):
2007 год: 9.630 юрлиц.
Итого, за 11 лет: 123.785 (Сто двадцать три тысячи семьсот восемьдесят пять) банкротств юридических лиц.
В отличии от прошлогодней статьи, я подошёл более тщательно к подсчёту, без отсылки к чужим обобщениям, в результате чего общая цифра значительно уменьшилась более чем на 30 тысяч.
Таким образом, берём округлённое количество банкротств 124 тыс. за 11 лет, прибавляем 10% и получаем (также округлённо) 136 тысяч прекративших деятельность предприятий. В среднем – чуть более 12 тысяч в год, тысяча с хвостиком в месяц. Сразу оговорюсь: речь изначально идёт о всех процедурах банкротства, учитываемых в реестре.
Заметим, что в 2017 году количество банкротств кратно (в 2 раза) уменьшилось, что может объясняться разными причинами, но только не искажением статистики, так как база является абсолютно независимой и опирается на доступные всем судебные источники, фиксирующие каждую процедуру. То есть, информацию в данный момент невозможно скрыть и исказить, даже если очень хочется.
Во-первых, при динамичной рыночной парадигме процесс исчезновения субъектов бизнеса является таким же естественным, как и процесс их создания. В принципе, термин «рыночное равновесие» при определённых допущениях, вполне может быть распространим и здесь: после насыщения, наступает равновесие – сколько родилось, столько умерло. Иными словами, стенания о сотнях тысяч «уничтоженных Путиным» предприятий уместны лишь при решении специфических задач политического характера: ставим знак равенства между цифрой 136 тысяч и фамилией Путин, и дело сделано. Можно даже не говорить, что это плохо, достаточно выдержать театральную паузу с соответствующим выражением лица. Во-вторых, умные люди давно разделили мир на страны с развитой рыночной экономикой и развивающиеся, а также все прочие, для которых нет даже единого термина. Логично предположив, что развитая рыночная экономика должна обладать бóльшим динамизмом, нежели все прочие, вновь заглянем в статистику рождения и смерти предприятий по странам мира.
Согласно глобальному отчёту компании Dun & Bradstreet за 2017 год, где я выборочно возьму несколько интересующих меня стран, среднемесячный показатель банкротств по некоторым странам следующий:
Франция: 4.500
Германия: 1.600
Австрия: 450
Италия: 1.000
Великобритания: 1.200
Япония: 700
Гон-Конг: 6.500
Россия: 1000 (полностью совпадает с внутрироссийской статистикой).
Сравнив с данными прошлогоднего отчёта , я вдруг заметил очень странную, но ярко выраженную, особенность западной статистики: одни и те же данные за один и тот же период в разных отчётах могут отличаться (внимание!!!) не только в разы, но и на порядок, то есть, в 10 раз! Судите сами:
2015: 400 банкротств в месяц.
отчёт 2017: 4.500 банкротств в месяц.
3700
1000
Великобритания:
3600
1200
30.000
2.000
То есть, статистика Франции по банкротствам более чем на порядок ухудшена, а статистика Италии и Великобритании в разы улучшена. Одновременно, максимально улучшена статистика США - на 1,5 порядка!
С какой целью это делается, каждый пусть для себя делает выводы сам. Лично для меня вывод простой: западной статистике, после выявленных мной искажений, именуемых в простречье фальсификациями , верить нельзя ни при каких обстоятельствах. Как обобщающей, опирающейся на страновые данные, так и, вполне возможно, национальной. Почему «вполне возможно»? Потому что, я не знаю, на каком этапе происходит подтасовка, да и разбираться не собираюсь. Для меня авторитет американской Dun & Bradstreet, основанной, между прочим, в середине XIX века, и специализирующейся на сборе, каталогизации и анализе информации о субъектах бизнеса и составлении кредитных рейтингов, и ведущей крупнейший в мире реестр сведений о частных компаниях, навсегда подорван выявленными фальсификациями, исключающими любой корректный сравнительный анализ.
Тем не менее, некоторые выводы из изложенного я, всё-таки, сделаю. В том числе и политические.