Анкетирование на тему подростковая преступность. "исследовательская работа, правонарушения и преступления подростков". Макеевская общеобразовательная школа

Вопрос Показатель
1 2
1. Совершаемые должностные преступления в сфере деятельности органов местного самоуправления:

а) злоупотребление должностными полномочиями;

37 %
б) превышение должностных полномочий; 25 %
в) получение взятки должностным лицом; 34 %
г) иные 4 %
2. Поводом к возбуждению уголовного дела явилась информация, полученная от:

а) органов, осуществляющих оперативно-разыкную деятельность;

72 %
б) контрольно-счетных органов; 18 %
в) граждан 10 %
3. Доследственная проверка выразилась: *

а) в проведении осмотра места происшествия;

57 %
б) в получении объяснений, в том числе у заподозренного должностного лица органа местного самоуправления; 93 %
в) в истребовании документов; 87 %
г) в проведении оперативно-разыскных мероприятий 72 %
4. При получении объяснения у заподозренного должностного лица органа местного самоуправлени:

а) оно давало правдивые показания;

13 %
б) оно давало ложные показания; 34 %
в) оно сочетало правдивые показания с ложными; 42 %
г) оно отказалось от дачи объяснений 11 %
5. При выяснении у заподозренного должностного лица органа местного самоуправления наличия особого правового статуса при получении объяснения:

а) оно скрывало особый правовой статус;

52 %
б) оно не скрывало особый правовой статус 48 %

* предусматривает несколько вариантов ответов

1 2
6. Местом совершения рассматриваемых должностных преступлений явился:

а) рабочий кабинет (иное помещение в здании органа местного

96 %
самоуправления); б) транспортное средство; 2 %
в) ресторан, кафе и пр.; 1 %
г) иное место 1 %
7. Время совершения рассматриваемых должностных преступлений:

а) рабочее время - с 9.00 до 18.00

96 %
б) нерабочее время 4 %
8. Сфера совершения рассматриваемых должностных преступлений:

а) земельно-имущественые отношения;

79 %
б) бюджетные отношения; 16 %
в) иные сферы 5 %
9. Совершение рассматриваемого должностного преступления было связано с получением:

а) материальных выгод;

97 %
б) нематериальных выгод 3 %
10. Подготовка к совершению рассматриваемого должностного преступления:

а) проводилась;

92 %
б) не проводилась 8 %
11. Количество участвующих лиц в совершении рассматриваемого должностного преступления: 15 %
б) два и более 85 %
12. Орган местного самоуправления, где выявлено рассматриваемое должностное преступление:

а) администрация сельского поселения;

62 %
б) администрация муниципального района; 19 %
в) администрация городского округа 19 %

1 2
13. Служебное положение на момент совершения рассматриваемого должностного преступления:

а) депутаты муниципальных образований (глава городского округа, муниципального района, городских и сельских поселений);

74 %
б) должностные лица муниципальной власти, относящиеся к высшему руководящему составу (главы администраций, их заместители, начальники управлений и отделов); 25 %
в) должностные лица муниципальной власти, которые не относятся к высшему руководящему составу (заведующие секторами, заместители председателей комитетов, заместители начальников отделов и управлений) 1 %
14. Образование должностного лица органа местного самоуправления, совершившего рассматриваемое преступление:

а) высшее;

90 %
б) среднее-специальное 10 %
15. Пол должностного лица органа местного самоуправления, совершившего рассматриваемое преступление:

а) мужской;

69 %
б) женский 31 %
16. Возраст должностного лица органа местного самоуправления, совершившего рассматриваемое преступление:

а) до 30 лет;

0 %
б) от 31 до 40 лет; 28 %
в) от 41 года до 50 лет; 38 %
г) от 51 до 60 лет 34 %
17. Стаж работы должностного лица органа местного самоуправления, совершившего рассматриваемое преступление, в органах местного самоуправления:

а) до 5 лет;

3 %
б) от 5 до 10 лет; 39 %
в) от 10 до 15 лет; 35 %
г) от 15 до 20 лет; 17 %
д) свыше 20 лет 6 %
18. Семейное положение должностного лица органа местного самоуправления, совершившего рассматриваемое преступление:

а) состоит в браке;

85 %
б) не состоит в браке 15 %
19. Место жительства должностного лица органа местного самоуправления, совершившего рассматриваемое преступление: 19 %
б) сельская местность 81 %
1 2
20. Наличие судимости:

а) судимые;

б) не судимые

0 % 100 %
21. Характеристика должностного лица органа местного самоуправления, совершившего рассматриваемое преступление за период прохождения им службы:

а) положительная;

б) отрицательная

100 % 0 %
22. Какие документы изымались в ходе расследования: *

а) документы, регламентирующие деятельность органа местной власти;

б) документы, отражающие деятельность конкретного

48 %
должностного лица;

в) документы, устанавливающие определенный порядок выполнения действий должностного лица органа местного

100 %
самоуправления;

г) документы, устанавливающие порядок делопроизводства в

100 %
учреждении местной власти;

д) акты проверок контрольно-счетных органов, протесты, представления, предостережения органов прокуратуры, документы

75 %
о привлечении должностных лиц органов местного самоуправления к административной ответственности, распоряжения (приказы) о наложении дисциплинарных взысканий на ответственных лиц; е) личные документы виновного должностного лица органа 25 %
местного самоуправления 100 %
23. Изъятие необходимых документов осуществлялось посредством:

а) обыска;

б) выемки;

в) запроса

28 % 63 % 9 %
24. Давались ли в процессе расследования следователем поручения органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность: 84 % 16 %
25. Объем выполненных поручений органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность:

а) выполнены в полном объеме;

б) выполнены не в полном объеме;

в) не выполнены

48 % 41 % 11 %
1 2
26. При допросе в качестве подозреваемого должностное лицо
органа местного самоуправления:
а) дало правдивые показания в полном объеме; 21 %
б) сочетало правдивые показания с ложными; 48 %
в) дало ложные показания; 29 %
г) отказалось от дачи показаний 2 %
27. В ходе последующих допросов должностного лица органа
местного самоуправления:
а) не изменило показаний; 62 %
б) изменило показания; 37 %
в) отказалось от дачи показаний 1 %
28. В качестве свидетелей по данным преступлениям
выступили:
а) муниципальные служащие, связанные с выполнением действия; 69 %
б) муниципальные служащие, не связанные с выполнением
действия; 20 %
в) обслуживающий персонал органа местного самоуправления; 7 %
г) иные лица 4 %
29. Следственные действия, проводимые с участием
специалиста:
а) осмотр места происшествия; 20 %
б) осмотр документов; 34 %
в) обыск (выемка); 36 %
г) допрос свидетелей, подозреваемого; 8 %
д) очная ставка; 2 %
30. Назначаемые экспертизы:
а) почерковедческая; 16 %
б) технико-криминалистическая; 14 %
в) дактилоскопическая; 13 %
г) фоноскопическая 5 %
д) психолого-лингвистическая; 2 %
е) психологическая; 2 %
ж) судебно-компьютерная; 3 %
з) химическая; 19 %
и) финасово-экономическая; 1 %
к) иные; 0 %
л) не назначались 25 %
1 2
31. Меры по установлению обстоятельств, способствовавших совершению рассматриваемого должностного преступления:

а) принимались следователем;

77 %
б) не принимались следователем 23 %
32. В качестве обстоятельств, способствовавших совершению рассматриваемого должностного преступления, выступили:

а) отсутствие или ненадлежащий контроль со стороны

представительного и контрольно-счетного органа муниципального образования за принимаемыми решениями исполнительной власти; б) нечеткая правовая регламентация служебной деятельности 66 %
должностных лиц; 27 %
в) иные обстоятельства 7 %

Приложение 2

Анкета по результатам опроса 100 следователей следственных отделов Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации

по Республике Башкортостан

Вопрос Показатель
1 2
1. Имеются ли, на Ваш взгляд, проблемы, свойственные
расследованию должностных преступлений, совершаемых в
сфере деятельности органов местного самоуправления?
а) да 89 %
б) нет 5 %
в) затрудняюсь ответить 6 %
2. Наличие проблем в расследовании должностных преступле-
ний, совершаемых в сфере деятельности органов местного само-
управления, вызвано:
а) особым правовым статусом, присущим большинству должност-
ных лиц органов местного самоуправления; 63 %
б) высококвалифицированным противодействием, которое носит
разноплановый характер; 21 %
в) сложностью проведения отдельных следственных действий ввиду
сочетания специфических черт личности должностных лиц органов
местного самоуправления с высоким уровнем знания специфики
местного самоуправления, накопленным опытом работы в данной 16 %
сфере
3. Исходя из Вашего опыта расследования должностных
преступлений, совершаемых в сфере деятельности органов
местного самоуправления, есть ли необходимость в разработке
современных криминалистических рекомендаций по данным
преступлениям?
а) да; 81 %
б) нет; 8 %
в) затрудняюсь ответить 11 %

1 2
4. Применительно к должностным преступлениям, совершаемым в сфере деятельности органов местного самоуправления, какие ошибки наиболее часто, на Ваш взгляд, допускались по результатам проведенных оперативноразыскных мероприятий:

а) оформление ненадлежащим лицом документов оперативноразыскной деятельности;

0 %
б) отсутствие оснований для проведения оперативно-разыскных мероприятий; 3 %
в) неверное отражение в документах оперативно-разыскной деятельности статуса участвующих в нем лиц; 2 %
г) неверное название проводимого оперативно-разыскного мероприятия; 8 %
д) незаконный досмотр лица; 3 %
е) провокация преступления; 6 %
ж) нарушение условий проведения оперативно-разыскных мероприятий; 5 %
з) отсутствие постановления о предоставлении результатов оперативно-разыскной деятельности; 10 %
и) непредоставление всех необходимых документов, в которых зафиксированы результаты оперативно-разыскной деятельности; 23 %
к) ненадлежащее оформление изъятых документов; 17 %
л) отсутствие в постановлении о предоставлении результатов оперативно-разыскной деятельности перечня предоставляемых документов 13 %
5. В настоящее время, на Ваш взгляд, сложившийся уровень межведомственного взаимодействия следователя с оперативноразыскными подразделениями можно охарактеризировать как:

а) хороший;

17 %
б) удовлетворительный; 47 %
в) неудовлетворительный 36 %
6. В настоящее время, на Ваш взгляд, сложившийся уровень межведомственного взаимодействия следователя с контрольносчетными органами можно охарактеризировать как:

а) хороший;

14 %
б) удовлетворительный; 37 %
в) неудовлетворительный 49 %
7. Имело ли место противодействие расследованию должностных преступлений, совершаемых в сфере деятельности органов местного самоуправления? 72 %
б) нет 28 %
1 2
8. По Вашему мнению, какие основные факторы способствуют оказанию противодействия в процессе расследования должностных преступлений, совершаемых в сфере деятельности органов местного самоуправления:

а) наличие больших возможностей воздействия на криминалистически значимую информацию в целях исключения ее доказательственного значения;

б) наличие правовых средств для защиты прав и интересов подозреваемого, обвиняемого, то есть «разрешено все то, что не

52 %
запрещено законом»; 21 %
в) зависимость следователей, сотрудников органов дознания от вышестоящего руководства, влекущее за собой их вмешательство в процесс расследования путем создания различных препятствий;

г) отсутствие в Уголовном кодексе Российской Федерации нормы, устанавливающей уголовную ответственность за подкуп или принуждение обвиняемого (подозреваемого) к даче ложных показаний со стороны лиц, не заинтересованных в процессе

16 %
расследования 11 %
9. Какие меры предупреждения должностных преступлений, совершаемых в сфере деятельности органов местного самоуправления, чаще всего используются Вами в процессе их расследования:

а) внесение представления о принятии мер к устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления;

б) взаимодействие с органами, осуществляющими оперативноразыскную деятельность, муниципальными органами власти, иными

77 %
органами;

в) чтение лекций, участие в круглых столах, конференциях,

17 %
методических семинарах, иных мероприятиях по тематике предупреждение рассматриваемых преступлений; г) направление информации в виде писем (сообщений) главам муниципальных образований (главам администраций), проведение с 2 %
ними индивидуальных профилактических бесед 4 %
10. Консультируетесь ли Вы со специалистами по возникающим вопросам при расследовании должностных преступлений, совершаемых в сфере деятельности органов местного самоуправления?

а) регулярно консультируюсь по возникающим вопросам в процессе расследования;

74 %
б) за консультациями обращаюсь периодически; 22 %
в) необходимости в консультациях у меня не возникало 4 %

Анкета

правонарушений несовершеннолетних

Здравствуйте! В последнее время, в нашей стране увеличился уровень правонарушений, которые совершаются несовершеннолетними. В связи с этим просим Вас принять участие в опросе, цель которого – получить объективное мнение о правонарушениях несовершеннолетних.

1.Ваш пол?

a) Мужской

b) Женский

c) Другое______________

2.Сколько вам лет?

d) Старше 45, но младше 100

e) Старше 100

3.Ваше образование?

a) Начальное

b) Неполное среднее (9 классов)

c) Общее среднее

d) Среднее специальное

e) Незаконченное высшее

g) Православное

4.Какое у Вас семейное положение?

5.Сколько у Вас несовершеннолетних детей и (или) внуков? Сколько им лет?

6. Обратите внимание на приведённую ниже шкалу. Цифра 1 характеризует низкий уровень преступности среди несовершеннолетних , а цифра 10 – высокий уровень преступности среди несовершеннолетних . На каком уровне в РФ, по Вашему мнению, находится преступности среди несовершеннолетних ?

7. Назовите на Ваш взгляд основные причины правонарушений, которые совершают несовершеннолетние?

___________________________________________________________

8.Отметьте в каждой строке по пятибалльной системе (где 1 – «не важная», а 5 – «важная»), насколько важна для Вас, причина правонарушений несовершеннолетних?

Попадание в «плохую» компанию

Неполная семья

Насилие в семье

Низкий уровень материального достатка в семье

Сложность во взаимоотношениях с окружающими

Трудная жизненная ситуация

9.Как Вы считаете, кто окажет наиболее квалифицированную помощь несовершеннолетнему, попавшему в трудную жизненную ситуацию?

(Выберите не более 3-х вариантов ответов)

a) Родители

b) Учителя

c) Психолог

d) Инспектор по делам несовершеннолетних

f) Социальный работник

g) Священник

h) Военный

i) Другое______________

10. Где на Ваш взгляд чаще всего происходят правонарушения несовершеннолетних?

11. Нужно ли, по Вашему мнению, в школах вводить профессию школьного инспектора? Если нужно, то почему?

a) Да___________________________________________________

12.Как Вы считаете, за какие правонарушения, несовершеннолетнего нужно наказать, а за какие применить меры воспитательного характера?

13.Бывали ли случаи в семье, что Ваши дети или внуки нарушали закон?

c) Затрудняюсь ответить

14.Если бы Вы узнали, что Ваши дети или внуки совершили правонарушение. Какие бы были ваши действия:

(Возможно несколько вариантов ответов)

a) Провели беседу лично

b) Обратились за помощью к психологу

c) Обратились за помощью к педагогу

d) Обратились за помощью к социальному работнику

e) Обратились за помощью к священнику

f) Другое_______________________

15.С каким из высказываний Вы, скорее всего, могли бы согласиться?

a) Дети – цветы жизни им нужно все прощать

b) Не знание законов, не освобождает от ответственности

16.Вот ещё два распространенных суждения, с каким из них Вы больше согласны?

a) Дети не отвечают за свои поступки, родители в ответе за действие своих детей

b) Каждый должен отвечать сам за свои поступки

17. Какими качествами, по Вашему мнению, обладает несовершеннолетний правонарушитель?

(Выберите несколько вариантов ответов)

a) Хитрость

b) Скрытность

c) Агрессивность

d) Трусость

e) Корысть

f) Ассертивность

g) Другое____________________________________

18.В каком месте, по вашему мнению, несовершеннолетний правонарушитель должен понести свое наказание?

a) В местах лишения свободы

b) В монастыре

c) В образовательных учреждениях

d) Другое_____________________________________

19.Какие действия вы предпринимаете, для того чтобы Ваши дети или внуки не совершали правонарушения?

a) Занимаю их свободное время дополнительными занятиями (секции, кружки, танцы)

b) Занимаю их работой по дому

c) Провожу вместе с ними свой досуг

d) Нанимаю телохранителя с функцией предотвращения правонарушений со стороны ребенка.

e) Отдал в монастырь

f) Ничего не делаю

g) Другое_________________________________________

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВАИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Волгоградский институт управления

Секция работы: исследования по юриспруденции.

НАУЧНАЯ РАБОТА

на тему:

"Причины совершения преступлений несовершеннолетними"

Зейналлы Рафаэль Риза оглы

МОУ СШ № 3

Волгоград 2017г.

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Правонарушения: понятие, виды, признаки

1.1 Понятие и признаки правонарушения…………………………….....5

1.2 Виды правонарушений и их признаки……………………………....7

ГЛАВА 2. Преступление – деяние против здоровья и жизни людей

2.1 Преступление: понятие, признаки, виды……………………………9

2.2 Причины совершение преступлений несовершеннолетними

по Волгоградской области………….………………………………...….11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….........15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...…..…17

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….……18

ВВЕДЕНИЕ

Преступность несовершеннолетних является составной частью преступности вообще, но и имеет свои специфические особенности, что позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного объекта криминологического изучения. Необходимость такого выделения обусловливается особенностями соматического, психического и нравственного развития несовершеннолетних, а также их социальной незрелостью. В подростковом, юношеском возрасте в момент нравственного формирования личности происходит накопление опыта, в том числе отрицательного, который может внешне не обнаруживаться или проявиться со значительным запозданием­­.

Свои особенности присущи количественной и качественной характеристикам преступности несовершеннолетних. Данная преступность по сравнению со взрослой отличается высокой степенью активности, динамичностью. Люди, вставшие на путь совершения преступлений в юном, возрасте, трудно поддаются исправлению и перевоспитанию и представляют собой резерв для взрослой преступности. Между преступностью несовершеннолетних и преступностью взрослых существует тесная связь. Одной из причин преступности взрослых является преступность несовершеннолетних. Преступность взрослых уходит корнями в то время, когда личность человека только формируется, вырабатывается его жизненная ориентация, когда актуальными являются проблемы воспитания, становления личности с точки зрения направленности поведения.

В настоящей работе предпринята попытка исследования состояния и динамики преступности несовершеннолетних по Волгоградской области, а также выявления фактов, способствующих ухудшению криминогенной ситуации в этой сфере.

Актуальность данной темы обусловлена, с одной стороны, существенной ролью, занимаемой подростковой преступностью в общей структуре преступности, с другой – необходимостью коренного пересмотра концептуальных подходов к профилактике противоправных проявлений среди несовершеннолетних, к уголовно-правовой политике.

Цель работы – выяснить причины совершения преступлений несовершеннолетними на примере Волгоградской области.

Задачи:

    Рассмотреть понятия «правонарушение», «преступление», «проступок», их виды и признаки.

    Проанализировать причины совершения преступлений несовершеннолетними на основе статистических данных и социологического исследования.

    Выяснить методы и приемы профилактики совершения преступлений несовершеннолетними.

Гипотеза – подростковые преступления совершаются только несовершеннолетними из социально неблагополучных семей.

Для достижения поставленной цели и решения указанных задач были выбраны использованы следующие методы:

    Анкетирование и социологический опрос среди трех групп населения г. Волгограда (учащиеся, родители, учителя).

    Работа с архивными и статистическими данными Волгоградской области, в частности г. Волгограда и их анализ.

    Отбор нужного материала для аргументации моей точки зрения.

    Обобщить полученные результаты и сделать вывод.

ГЛАВА 1. Правонарушения: понятие, виды, признаки

1.1 Понятие и признаки правонарушения

Правонарушение - это виновное противоправное деяние, совершенное деликтоспособным лицом. Всякое правонарушение есть деяние: действие - акт активного поведения или бездействие – ситуация, при которой по служебному долгу лицо обязано было что-то сделать, но не сделало.

Любое правонарушение противоправно, представляет собой нарушение запретов, ясно и недвусмысленно указанных в законе, в подзаконных актах, либо невыполнение обязанности, вытекающей из нормативно-правового акта, акта применения права или заключенного на основе закона трудового или иного договора.

Правонарушение является виновным деянием. Вина - это психическое отношение лица к собственному поведению и к его результатам, в котором выражено отрицательное или легкомысленное отношение к праву, к интересам общества и государства, к правам и свободам других лиц.

Наконец, правонарушением признается деяние деликтоспособного лица. Деликтоспособностью называется признанная законом способность лица сознавать значение своих противоправных деяний и нести за них юридическую ответственность.

Юридической наукой разработано понятие состава правонарушения, которым называется описание признаков правонарушения по схеме: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объект правонарушения - это область общественных отношений, регулируемых и охраняемых правом, в которой произошло деяние и, (или) которой этим деянием причинен вред.

Объективная сторона - это внешнее проявление противоправного деяния. Именно по такому проявлению можно судить о правонарушении - о том, что оно произошло и какой вред причинило. Для ряда составов правонарушений достаточно только совершения деяния, даже если оно и не повлекло последствий. Если это деяние повлекло вредные последствия, то ответственность за него, либо усиливается, либо осуществляется по другому составу, предусматривающему более строгую ответственность.

Субъект правонарушения - является дееспособный субъект права: вменяемый, достигший определённого возраста, гражданин государства или иностранец, не обладающий дипломатическим иммунитетом, либо лицо без гражданства.

При осуществлении ответственности качества лица, совершившего правонарушение, учитываются как обстоятельства, влияющие на степень строгости наказания, - смягчающие или отягчающие.

Субъектами некоторых правонарушений являются организации. За имущественные правонарушения отвечают физические и юридические лица. Субъектами правонарушений могут быть органы печати и другие средства массовой информации, распространившие о ком-либо неправильные сведения.

Субъективная сторона - формы вины. В отношении составов, где деяние квалифицируется без связи с его последствиями, действует общий принцип: незнание официально опубликованного закона не освобождает от ответственности за его несоблюдение.

В сложных составах, содержащих описание деяния и его последствий, сверх того важна дифференциация форм вины, которая бывает двух видов: умысел и неосторожность.

Таким образом, правонарушение – это такое поведение человека, которое:

    выражается в действии или бездействии;

    противоречат нормам права и совершаются вопреки им;

    признается только виновное поведение субъектов права;

    обладает общественно опасным характером, то есть наносят вред или создают опасность такого вреда для личности, собственности, государства или общества в целом;

1.2 Виды правонарушений и их признаки

Виды правонарушений или их классификация – это деление правонарушений на группы, категории по определенным признакам: характеру регулируемых отношений, степени общественной опасности, субъектам, распространенности (по количеству, времени, регионам).

По областям регулируемых отношений правонарушения различаются:

    гражданские – правонарушения в области гражданского законодательства;

    трудовые – правонарушения по поводу выполнения трудового законодательства;

    уголовные – правонарушения, подводящие под уголовную ответственность;

    Административные – правонарушения, за которые настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность;

    процессуальные.

По общественной опасности правонарушение принято делить на:

    преступления;

    иные правонарушения (проступки, деликты) – административные, дисциплинарные, гражданско-правовые.

Существует также классификация правонарушений на основе наличия экономических, социальных, политических отношений общества. В связи с этим различают три вида правонарушений:

    в области экономических отношений (собственность, труд, распределение и т.д.);

    в области социально-бытовых отношений (семья, быт, общественный порядок);

    в сфере управления (деятельность государственного аппарата, общегражданские обязанности).

Можно также различать правонарушения, посягающие на:

    духовные и материальные блага;

    общественные и личные интересы.

Каждая классификация в известной степени условна, поскольку между различными правонарушениями проявляется определенная связь. Например, совершение правонарушения одним человеком может предопределить совершение правонарушение другим человеком. Одно и тоже деяние может нарушить диспозиции нескольких отраслей законодательства и одновременно влечь несколько различных санкций.

ГЛАВА 2. Преступление – деяние против здоровья и жизни людей

2.1 Преступление: понятие, признаки, виды

Согласно ст. 14 УК РФ преступление – это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещённое Уголовным кодексом под угрозой наказания.Из определения преступления вытекают четыре обязательных признака преступления:

    противоправность;

    наказуемость;

    виновность;

    общественная опасность.

Уголовно-правовая теория под составом преступления понимает совокупность установленных в уголовном законе объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретные общественно опасные деяния как преступление. В него входят следующие элементы:

    объект преступления;

    место совершения преступления;

    время совершения преступления ;

    способом совершения преступления ;

    обстановка совершения преступления ;

    орудия и средства совершения преступления .

Если говорить о субъективной стороне преступления, то в нее входит субъект преступления – это физическое лицо, совершившее общественно опасное деяние, запрещённое УК РФ, и способное нести за него уголовную ответственность. Ст. 19 УК РФ определяет, что уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного Уголовным кодексом РФ.

Физическое лицо, чтобы признаваться субъектом преступления, должно достичь 16 лиц. К этому возрасту подросток способен понимать общественную опасность своего поведения и давать ему правильную объективную оценку. Для двадцати видов преступлений, перечисленных в ч. 2 ст. 20 УК РФ, законодатель установил пониженный возраст уголовной ответственности – с 14 лет. Это преступления, общественная опасность которых очевидна и для лиц, достигших этого возраста.Физическое лицо, чтобы признаваться субъектом преступления, должно быть вменяемым.

Каждое преступление имеет мотив (побуждение, которое вызывает у лица решимость совершить преступление) и цель (представление о желаемом результате, к достижению которого стремится лицо, совершая общественно опасное деяние).

В УК РФ названы четыре вида соучастников: исполнитель, организатор, подстрекатель и пособник.

Таким образом, преступление – это особо опасное деяние, приносящее большой вред здоровью и жизни общества. Преступление имеет отличительные признаки, характеризуется объективной и субъективной стороной. Преступление – противоправное деяние, поэтому имеет систему наказаний.

2.2 Причины совершение преступлений несовершеннолетними в Волгоградской области, в частности г. Волгограда.

Причины и условия преступности несовершеннолетних, как и преступности в целом, носят социально обусловленный характер. Они, прежде всего, зависят от конкретных исторических условий жизни общества, от содержания и направленности его институтов, от сущности и способов решения основных противоречий.

В последние годы сложилось устойчивое мнение о том, что главной причиной преступности несовершеннолетних и ее стремительного роста является резкое ухудшение экономической ситуации и возросшая напряженность в обществе. Но большей «уязвимостью» обладают несовершеннолетние, отличающиеся заключается в том, что они имеют неустоявшаяся психику, не сформированную до конца систему ценностей, что делает их более подверженными влиянию факторов, которым взрослые люди противостоят гораздо успешнее.

Не имея возможности законным путем удовлетворять свои потребности, многие подростки начинают «делать деньги» и добывать необходимые вещи и продукты в меру своих сил и возможностей, зачастую путем совершения преступления. Несовершеннолетние активно участвуют в рэкете, незаконном бизнесе и других видах преступной деятельности.

Преступности несовершеннолетних способствует и неконтролируемое отчисление подростков из школ и ПТУ.

Одной из специфических причин преступности несовершеннолетних на современном этапе жизни общества является катастрофическое положение с организацией досуга детей и подростков по месту жительства. Многие детские учреждения, организации прекратили свое существование, а помещения, принадлежавшие им, переданы в аренду коммерческим структурам.

Продолжается процесс разрушения системы оздоровления и летней занятости. Многие оздоровительные лагеря для детей­ и подростков закрыты, а в оставшиеся дети из неполных малообеспеченных семей не всегда могут попасть из-за высокой стоимости путевок.

Обострение проблем семейного неблагополучия на общем фоне нищеты и постоянной нужды, моральная и социальная деградация, происходящая в семьях, приводят к крайне негативным последствиям.

Среди несовершеннолетних из неблагополучных семей интенсивность преступности особенно высока. В основном в этих семьях процветают пьянство, наркомания, проституция, отсутствуют какие-либо нравственные устои, элементарная культура. Специалисты различных наук приводят внушительные цифры, говоря о несовершеннолетних, страдающих психическими заболеваниями, не исключающими и исключающими вменяемость. Психические расстройства детей - во многом результат и наследие соответствующего поведения и жизни их ­ родителей-алкоголиков, наркоманов. Некоторые сочетаниям психических расстройств и социально-психологической деформации личности во многом объясняются тем, что причины патологического развития личности несовершеннолетних кроются в асоциальности и аморальности родителей.Уходя от родителей, несовершеннолетние ищут поддержку в обществе себе подобных. Подростков захлестывает волна «взрослой» жизни – интимные отношения, наркотики. В некоторых странах данные явления считаются прямыми причинами преступности несовершеннолетних.

К условиям, способствующим преступному поведению несовершеннолетних, относятся и недостатки в деятельности органов, на которые возложена борьба с преступностью несовершеннолетних. В настоящее время наблюдается фактическое бездействие общественно-государственных структур, призванных осуществлять воспитательную и профилактическую работу с подростками.

В Волгоградской области, как и в любом другом уголке нашей страны, преступления совершаются несовершеннолетними.

Для того, чтобы выяснить, что думают жители г. Волгограда о причинах совершения преступлений несовершеннолетними был проведен социологический опрос среди 45 человек трех групп: учащиеся МОУ СШ № 3 школьное отделение №2 (14-17 лет), родители (35-50 лет), учителя (См. Приложение 1. Таблица 1. Причины совершения преступления несовершеннолетними).


(МОУ СШ № 3,ш.о. № 2)

В результате анкетирования учащиеся и родители считают, что причины совершения преступления несовершеннолетними является семейное и материальное благополучие. Многие учителя и дети говорят о такой причине, как отсутствия контроля со стороны родителей, разрыве родительско-детских отношений, причем выделяют как самую главную. Трое родителей выделят влияние СМИ и Интернета на совершение правонарушений подростками, а трое учащихся считают, что причина – в употреблении алкоголя и наркотических веществ. Из всего анализа анкетирование можно сделать вывод о том, что ответы у респондентов неоднозначные.

Также им было предложено ответить на вопрос о том, какие мероприятия необходимо проводить для профилактики и предотвращения совершения правонарушений (См. Приложение 1. Таблица 2. Меры профилактики совершения преступлений несовершеннолетними в Волгограде). Учителя и родителя утверждают, что необходимы систематические беседы с подростками по данной теме, проведение классных часов, направленных формирование правовой культуры. Шесть учащихся, а это практически 40% респондентов считают, необходимо улучшить досуг подростков, особенно спортивного. Не считают более 80 %, что преступления можно предотвратить, проводя пропаганду здорового образа жизни. Не считают респектабельным все анкетируемые, что надо повышать духовно-нравственное воспитание. Таким образом, можно сделать вывод, что профилактическими мероприятиями, направленными на предотвращение совершение преступлений подростками, является улучшение досуга, беседы учителей и родителей с детьми.

Из всех проанализированных данных, социологического опроса, работы с документами правоохранительных органов можно сделать вывод, что преступления совершаются всеми подростками, независимо из благополучных семей они или нет. Самыми распространенными преступления по сей день остается кража и разбойные нападения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Преступление является разновидностью правонарушения и представляет собой виновное противоправное деяние, запрещённое под угрозой наказания.

Преступления совершают все возрастные категории людей, но самое печальное является то, что среди них в категорию правонарушителей попадают несовершеннолетние дети. Поэтому в своей работе была поставлена цель – выяснить причины совершения преступлений несовершеннолетними на примере Волгоградской области.

Несовершеннолетний преступник – это лицо, обладающее привычками, склонностями, стереотипами антиобщественного поведения. Случайно совершают преступления из них единицы. Понятие преступность несовершеннолетнего связано с возрастными границами (от 14-18 лет). Психологическая ломка переходного возраста, несформированность устойчивых нравственных позиций, неправильная трактовка многих явлений, высокая подверженность групповым воздействиям, импульсивность - такова поведенческая основа подросткового возраста, которую нельзя не учитывать в следственно-судебной практике.

Проводя социологические опросы, анкетирование, мною было выяснено, что самыми распространенными преступления, которые совершают подростки, является кража и разбойное нападение, употребление алкогольных и наркотических веществ и нахождение на улице в темное время суток и т.д. Характер преступления носит групповой аспект.

Самыми распространёнными причинами совершения преступлений является возрастные особенности ребенка, отсутствие родительского контроля и связи «родители - дети», объясняющего современным капиталистическим миром и частой занятостью родителей. Самое страшное, что подростки не осознают наказуемость и последствия совершаемых деяний, ссылаясь на такое понятие, как «юношеский максимализм», «родители отмажут», «я же единственный ребенок в семье».

Гипотеза, поставленная в работе, полностью не подтвердилась. По статистическим данным, преступления совершают все подростки, независимо от материального состояния и воспитание в семье. Отличается только род преступлений, которые они совершают.

Профилактическим мероприятиями по данным социологического опроса является самым актуальным – беседа родителей и учителей с детьми и улучшения досуговой деятельности подростка, особенно спортивной.

Таким образом, можно сделать вывод, что цели и задачи в научной работе были достигнуты. На будущее ставлю приоритетной дальнейшее изучение данной проблемы.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Атров Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи. М., 1980.

2. Бодалева А.А. В мире подростка. М.,1980.

3. Гурьева В.А. Юношеские психопатии и алкоголизм. М.,1980.

4. Жигарев Е.С. Административная деликтность несовершеннолетних: понятие, виды и профилактика. М.,1992.

Интернет-ресурсы

1. Н ttp :// domodedovod . ru

2. Н ttp :// www . domodedovo - city . ru

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Таблица 1. Причины совершения преступления несовершеннолетними

Варианты ответов

Учащиеся

Родители

Учителя

Семейное и материальное неблагополучие

Отсутствие или слабый контроль над поведением детей со стороны родителей или лиц, их заменяющих, разрыв детско-родительских отношений

Отклонения в психике подростков

Уверенность в собственной безнаказанности, безразличное и безответственное отношение к последствиям своих поступков

Употребление алкогольных и наркотических средств

Незанятость подростков

СМИ, Интернет, телевидение

Таблица № 2. Меры профилактики совершения преступлений несовершеннолетними по Волгоградской области

Варианты ответов

Учащиеся

Родители

Учителя

Беседы родителей и детей

Проведение классных часов и мероприятий по формированию правовой культуры в школе

Улучшение досуга

Пропаганда здорового образа жизни

Повышение экономической отсталости России в целом

Духовно-нравственная воспитание

Исследование, в кᴏᴛᴏᴩом мы просим вас принять участие, посвящено анализу различных аспектов проблемы неуставных взаимоотношений между военнослужащими. Вы отслужили в армии, по϶ᴛᴏму ваши знания и опыт представляют большой научный и практический интерес.

Просим вас ответить на каждый вопрос анкеты именно так, как было, по вашему мнению, в жизни вашего подразделения (роты, взвода) Главное для нас - ваше мнение. Свою фамилию указывать не требуется.

Ответы на вопросы будут использованы только в обобщенном виде и в научных целях.

Вопросы анкеты уже содержат возможные варианты ответов, и вам крайне важно выбрать и отметить те из них, с кᴏᴛᴏᴩыми вы согласны. Стоит сказать, для ϶ᴛᴏго следует обвести кружком индекс из трех цифр, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий выбранному вами ответу.

В случае если содержащийся набор ответов вас не устраивает, вы можете его дополнить и написать все, что считаете нужным.

Заранее благодарим вас за участие в исследовании.

1. Совершались ли в вашем подразделении нарушения устав

ных правил взаимоотношений между военнослужащими?

001 - да; 002 - нет.

2. В случае если совершались, то укажите, как часто:

Ежедневно;

Почти каждый день;

Несколько раз в неделю;

Еженедельно;

Несколько раз в месяц;

Ежемесячно;

Несколько раз в течение полугода;

Несколько раз в году;

Реже одного раза в год.

3. Известны ли вам случаи сокрытия нарушений уставных

правил взаимоотношений между военнослужащими? (На каждой

строке в графе, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей вашему мнению, обведите номер.)

Офицерами роты Прапорщиками Сержантами, старшинами

Да 012 014 016

нет 013 015 017

4. Известны ли вам факты, когда"к выявленным нарушителям уставных правил взаимоотношений между военнослужащими не применялись меры взыскания? (На каждой строке в графе, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей вашему мнению, обведите номер.)

162 Криминология

Офицерами роты

Прапорщиками

Сержантами, старшинами

5. Ниже приводится перечень нарушений правил уставных

взаимоотношений между военнослужащими. Просим вас пронуме

ровать данные нарушения цифрами от 1 до 9 по степени распространен

ности в вашем подразделении, начиная с того, кᴏᴛᴏᴩое было наибо

лее распространенным, обозначив его 1 (если каких-либо из указан

ных нарушений в вашем подразделении не было, им номер не при

сваивается):

Нанесение побоев или иное насилие;

нение потерпевшему средней тяжести или легкого вреда здоровью;

Нанесение побоев или иное насилие, повлекшее причи

нение потерпевшему тяжкого вреда здоровью;

Истязание (систематическое нанесение побоев или иные

насильственные действия, если они не повлекли тяжкие или менее

тяжкие последствия);

Вымогательство денег, вещей, продуктов питания, обмун

дирования путем насилия или под угрозой применения насилия;

Доведение военнослужащего до самоубийства или поку

шения на него путем жестокого обращения с ним или систематичес

кого унижения его личного достоинства;

Жестокое обращение или систематическое унижение

личного достоинства военнослужащего;

Понуждение к выполнению чужой работы;

Самовольная отлучка или самовольное оставление час

ти на почве неуставных взаимоотношений.

6. Как вы считаете, в скольких случаях из 10 потерпевшие

военнослужащие подадут рапорт командиру роты (взвода) об изби

ении другим военнослужащим:

Вероятнее всего, не подадут;

Вероятнее всего, подадут не более, чем в половине слу

Вероятнее всего, подадут более чем в половине, но не во

всех случаях;

Подадут во всех случаях. ,

7. Была ли связана ваша воинская специальность со специаль

ностью, полученной до службы в армии:

В определенной мере.

Практикум по криминологии

8. Как вы считаете, можно ли было использовать вас на службе

по вашей гражданской специальности:

040 - да; 041 - нет.

9. Приходилось ли вам встречаться с нарушениями со стороны

начальника по отношению к подчиненным:

042 - да; 043 - нет.

10. В случае если приходилось, то с какими из нижеприведенных нару

шений (на строке в графе, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей вашему мнению, обве

дите номер):

Виды нарушен!

Начальники

оскорбление

рукоприкладство

Сержанты, старшины

Прапорщики

11. Приходилось ли вам встречаться с нарушениями со сторо

ны подчиненных по отношению к начальнику:

056 - да; 057 - нет.

12. В случае если приходилось, то с какими из нижеприведенных нару

Неповиновение начальнику;

Неповиновение, совершенное группой военнослужащих;

рушению служебных обязанностей;

Сопротивление начальнику или принуждение его к на

рушению служебных обязанностей, совершенное группой военно

служащих;

Угроза начальнику;

Насильственные действия в отношении начальника;

Оскорбление подчиненными начальника.

13. В случае возникновения каких-либо неприятностей у сол

дата вашего подразделения к кому он обратится за помощью или

советом, будучи уверенным, что найдет понимание:

К командиру взвода;

К командиру роты;

К замкомандира роты по воспитательной работе;

К другим военнослужащим;

Вряд ли к кому-нибудь обратится;

Затрудняюсь ответить.

Криминология

14. В последние годы в армию призывается все больше моло

дых людей - бывших участников различных неформальных групп

Как вы считаете, замкомандира вашего подразделения по воспита

тельной работе имеет ясное представление о новых явлениях в мо

лодежной среде:

071 - да; 072 - нет; 073 - затрудняюсь ответить.

15. В случае если замкомандира по воспитательной работе имеет ясное

представление о новых явлениях в молодежной среде, то владеет ли

он методами учета данных явлений и использует ли их в работе с во

еннослужащими:

074 - да; 075 - нет; 076 - затрудняюсь ответить.

16. Есть мнение, что молодые люди, проработав после заверше

ния образования два-три года, приобретают такие качества, как

самостоятельность, уверенность, умение постоять за себя, дисцип

линированность, ответственность, опыт общения со старшим. В связи

с данным, как вы думаете, повышение начального возраста призыва в

армию с 18 до 19 лет окажет ли влияние на сокращение неуставных

отношений между военнослужащими (отметьте вариант ответа, с

кᴏᴛᴏᴩым вы согласны):

Заметно их сократит;

Сократит, но незначительно;

Не окажет влияния;

Затрудняюсь ответить.

17. Как вы считаете, можно ли исключить из жизни армии не

уставные взаимоотношения между военнослужащими:

081 - да; 082 - нет; 083 - затрудняюсь ответить.

18. Всегда ли офицеры вашего подразделения являлись образ

цом строго соблюдения уставных правил взаимоотношения между

военнослужащими:

Не являлись;

Затрудняюсь ответить.

19. Из каких источников информации вам было известно о не

уставных отношениях в армии (можно указать несколько источ

Непосредственно от знакомых, служивших в армии;

От сверстников, кᴏᴛᴏᴩым рассказывали их знакомые,

служившие в армии; ,

От родителей, родственников, других взрослых;

Из средств массовой информации;

Из бесед и лекций работников райвоенкомата;

Из других источников (укажите, каких)

Практикум по криминологии

Сообщите, пожалуйста, некᴏᴛᴏᴩые сведения о себе. Укажите

годы службы в армии.

Не стоит забывать, что ваше образование к моменту призыва:

Среднее;

Среднее специальное;

8-9 классов;

22. Не стоит забывать, что ваше занятие к моменту призыва в армию:

Работал;

Не работал и не учился.

23. Оказала ли служба в армии влияние на выбор вашего жиз

ненного пути после демобилизации:

103 - да; 104 - нет; 105 - в некᴏᴛᴏᴩой степени.

24. Укажите вид Вооруженных Сил, в кᴏᴛᴏᴩых вы служили:

В Ракетных войсках стратегического назначения;

В Сухопутных войсках;

В войсках ПВО;

ПО - в ВМФ;

В Железнодорожных войсках;

В Химических войсках;

В Строительных войсках;

В Пограничных войсках;

В войсках МВД.

Еще раз благодарим вас за участие в исследовании.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Программа социально-психологического исследования
    • Результаты
    • Анализ результатов
    • Выводы
    • Анкета

Программа социально-психологического исследования

Преступность несовершеннолетних - это совокупность преступлений в обществе, совершаемых лицами в возрасте от 14 до 18 лет. Преступность несовершеннолетних, является составной частью преступности вообще, но и имеет свои специфические особенности, что позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного объекта криминологического изучения. Необходимость такого выделения обусловливается особенностями соматического, психического и нравственного развития несовершеннолетних, а также их социальной незрелостью. В подростковом, юношеском возрасте в момент нравственного формирования личности происходит накопление опыта, в том числе отрицательного, который может внешне не обнаруживаться или проявиться со значительным запозданием.

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, с одной стороны, достигают уже достаточно высокого уровня социализации (у них появляется самостоятельность, настойчивость, умение контролировать свое поведение, владеть собой), с другой - происходит дальнейшая социализация личности (продолжается или завершается обучение в школе или в техникуме, происходит уяснение своего места в обществе, накапливается опыт межличностных отношений).

Для такого возраста весьма характерны излишняя категоричность суждений, вспыльчивость, неуравновешенность, неспособность оценить ситуацию с учетом всех обстоятельств и т. д. Преступности несовершеннолетних свойственны особая жестокость, дерзость по отношению к своим жертвам. Действуют подростки, как правило, в соучастии, руководствуются чаще всего корыстными, хулиганскими побуждениями, желанием повысить свой авторитет среди сверстников, озлобленностью либо чувством ложного товарищества.

В абсолютном большинстве несовершеннолетний преступник - это лицо, обладающее привычками, склонностями, устойчивыми стереотипами антиобщественного поведения. Случайно совершают преступления из них единицы. Для остальных характерны:

Постоянная демонстрация пренебрежения к нормам общепринятого поведения (сквернословие, появление в нетрезвом виде, приставание к гражданам, порча общественного имущества и т. д.);

Следование отрицательным питейным обычаям и традициям, пристрастие к спиртным напиткам, к наркотикам, участие в азартных играх;

Бродяжничество, систематические побеги из дома, учебно-воспитательных и иных учреждений; - ранние половые связи, половая распущенность;

Систематическое проявление, в том числе и в бесконфликтных ситуациях, злобности, мстительности, грубости, актов насильственного поведения; - виновное создание конфликтных ситуаций, постоянные ссоры в семье, терроризирование родителей и других членов семьи;

Культивирование вражды к иным группам несовершеннолетних, отличающихся успехами в учебе, дисциплинированным поведением;

Привычка к присвоению всего, что плохо лежит, что можно безнаказанно отнять у слабого.

Преступность несовершеннолетних - это лишь начальная часть общей преступности. В связи с этим было решено провести исследование в виде анонимного анкетирования среди подростков, которые по возрасту входят в категорию «несовершеннолетние преступники», с целью выявить их отношение к данной категории.

Цель выявить отношение подростков к несовершеннолетним преступникам.

Задачи исследования:

1. выявить наиболее важные проблемы, которые влияют на совершение подростками преступлений.

2. выявить наиболее опасные группы риска, по мнению респондентов;

3. определить представление подростков о несовершеннолетних преступниках.

Гипотеза:

1. Среди причин, по которым подростки совершают преступления, будут преобладать такие: трудные жизненные обстоятельства и неблагоприятное окружение

2. В целом семья, в которой воспитывался несовершеннолетний преступник, будет охарактеризована как неполная, материально-неблагополучная, с напряженной эмоциональной атмосферой

3. Среди предложенного перечня качеств, ярко выраженных у несовершеннолетнего преступника будут преобладать над другими такие свойства, как агрессивность, тщеславие, грубость, несамокритичность.

4. В большинстве случаев подростки не совершили ли бы преступления, даже если бы за него они не получили бы наказание.

Объект исследования - подростки.

Предмет исследования - отношение подростков к несовершеннолетним преступникам. Выборка - Опрошено 20 подростков в возрасте от 14-16 лет.

Результаты исследования

Таблица 1

Таблица 2

Таблица 3

Таблица 4

Таблица 5

Таблица 6

Таблица 7

подросток риск несовершеннолетний преступник

Таблица 8

Из приведенного ниже перечня выберите те качества, которые ярко выражены у несовершеннолетнего, совершившего преступление

% от числа опрошенных

Эмоциональная неуравновешенность

Упрямство

Тщеславие

Агрессивность

Равнодушие к переживаниям других

Грубость

Несамокритичность;

Лживость

Несдержанность

Ослабленное чувство стыда

Таблица 9

Таблица 10

Таблица 11

Таблица 12

Таблица 13

Таблица 14

Анализ результатов

1. Анализ полученных данных показал, что данные, полученные в ходе опроса, показывают, что, по мнению студентов, количество преступлений, совершаемых в обеих возрастных группах, распределяется в равных долях: от 14-15 лет - 52%, от 16-17 - 48%.

Понятие преступности несовершеннолетних связано с возрастными границами, указанными в законе, а именно от 14 до 18 лет. В криминологии на статистическом уровне несовершеннолетние правонарушители группируются по двум, значимым с уголовно-правовых позиций, возрастным группам: 14-15, 16-17 лет.

2. Отметим, что среди подростков, которые совершили преступление, преобладают лица мужского пола - 90% у мужчин и 10% у женщин. Это объясняется психическими и психологическими особенностями мужчины, с исторически сложившимся различием интересов, поведения, воспитания мальчиков и девочек, с большей активностью, предприимчивостью и другими общехарактерологическими свойствами мужчин.

3. На вопрос: «Почему подростки совершают преступления?» большинство респондентов ответили, что из-за трудных жизненных обстоятельств - 78% и из-за того, что они выросли в неблагоприятном окружении - 76%, на третьем месте причиной, по которой совершаются преступления, является подстрекательство со стороны других людей.

4. На вопрос, «какие семьи можно охарактеризовать как неблагополучные», люди отвечали «неполные семьи» - 42% и семьи, где доходы ниже прожиточного минимума - 35%. Семьи, где родители не совершеннолетние, никто из опрошенных не отметил.

5. Особое значение имеет изучение семейного положения несовершеннолетних преступников. Так как в семье формируются социально значимые качества личности и свойственные ей оценочные критерии. На основе данных социологического опроса, семья несовершеннолетнего характеризуется следующим образом. 70 % респондентов определили семью по составу как неполную либо многодетную. Большинством из этого числа были указаны оба варианта одновременно. Оставшееся число опрошенных указало, что семья несовершеннолетнего преступника может быть любой.

Материальное положение семьи несовершеннолетнего правонарушителя было определено как «семья с низким доходом», «малообеспеченная», «бедная семья». Никто из опрошенных не указал среднее или высокое материальное положение. Материальная обеспеченность семьи напрямую влияет на противоправное поведение подростка.

В ходе исследования было важным выявить атмосферу в семье подростка, и, как и по предыдущим показателям, большинство респондентов (74%) сошлись во мнении, что атмосфера является конфликтной, напряженной. Также было указано равнодушие всех членов семьи друг к другу. Необходимость исследования атмосферы семьи, в которой воспитывается ребенок обусловлена тем, что нами это рассматривается как основополагающий фактор, лежащий в основе формирования преступной мотивации несовершеннолетних.

6. Проблема трудовой занятости подростков остается довольно напряженной, в связи с этим трудоустройство подростков может способствовать уменьшению роста преступности. Данные опроса по поводу занятости несовершеннолетнего преступника, свидетельствуют о том, что студентами четко отражена реальная картина. 57% опрошенных указали количество лиц неучащихся и неработающих. Незанятость подростка в учебном процессе или на производстве - существенный фактор в формировании противоправного поведения. Существующие на сегодняшний день показатели, имеющие тенденцию к увеличению, свидетельствует о том, что одним из направлений в профилактической работе с подростками должно стать формирование мотивации к обучению и трудовой занятости.

7. Особой является проблема организации и проведения досуга несовершеннолетнего. При ответе на вопрос, каким образом подросток проводит свою свободное время, были получены следующие ответы: «общается с такими же как он», «употребляет спиртные напитки, наркотические вещества», «бродяжничает, прогуливает уроки», «выискивает очередную «жертву»». В целом складывается такая картина, что свободное время подростка никак не организовано, он при его проведении руководствуется своими интересами и потребностями.

8. По данным социологического опроса, при выборе качеств, которые ярко выражены у несовершеннолетнего, совершившего правонарушение, 24% респондентов отметили эмоциональную неуравновешенность, 20% - несдержанность, 16% - агрессивность, 15% - несамокритичность. Также были отмечены такие качества, как тщеславие, ослабленное чувство стыда, упрямство, лживость. Кроме того, респондентами были названы: отсутствие чувства вины, жестокость к людям, неуверенность в себе, возвышение себя над другими.

9. В ходе исследования были выявлены дополнительные причины, которые способствовали совершению преступлению: это употребление алкогольных и наркотических веществ - 73% и 58%, а также мелкое хулиганство - 57%. Были отмечены действия, которые меньше всего способствуют совершению преступлению - обман, курение, уход из дома в ночное время, сквернословие.

10. В анкете были заданы вопросы, направленные на определение правосознания подростков.

1) Сегодня требует повышенного внимания та проблема, что в общественном сознании многие несовершеннолетние, не будучи сами правонарушителями, преодолели “порог криминальности” в своем мышлении. Как показывают исследования, среди них уже почти две трети допускают возможность совершения правонарушений. Так большинство респондентов на вопрос «Если бы Вы знали точно, что за этим не последует никакого наказания, то совершили бы какое-либо преступление или правонарушение?» ответили, что это зависит от обстоятельств - 35%, «не знаю» - ответили 26% респондентов и только 25% опрошенных однозначно ответили, что не совершили бы преступление.

2) Согласно проведенному опросу 70% респондентов, не совершают преступление, потому что им не зачем это делать, 24% считают это деяние безнравственным, 3% опрошенных считает, что это грех и только 2% не совершили бы преступление, так как это запрещает Уголовный Кодекс.

3) По данным опроса, согласно Законодательству, наказуемы такие действия как воровство, изнасилование - 100%, мелкое хулиганство отметили 87%; обман, мошенничество - 68%.

4) По данным исследования 88% респондентов считают, что основным направлением предупреждения преступности должно стать воспитание нравственной личности.

Выводы

По полученным результатам можно делать выводы:

1. Основными проблемами подростков, которые совершают преступления, являются:

Трудные жизненные обстоятельства, неблагополучная обстановка в семье и подстрекательство со стороны других людей:

Дополнительные факторы - употребление алкогольных и наркотических веществ;

2. В целом семья, в которой воспитывался несовершеннолетний преступник, будет охарактеризована как неполная, материально-неблагополучная, с напряженной эмоциональной атмосферой.

3. Особой является проблема организации и проведения досуга несовершеннолетнего. Свободное время подростка никак не организовано, он при его проведении руководствуется своими интересами и потребностями.

4. Подростки, которые совершают преступления, обладают такими ярко выраженными чертами, как: эмоциональная неуравновешенность, несдержанность, ослабленное чувство стыда, упрямство, лживость, несамокритичность, тщеславие, агрессивность.

Анкета

Добрый день!

Психологическая лаборатория Гуманитарного Университета проводит исследование об отношении людей к несовершеннолетним преступникам. Приглашаем Вас, принять участие в исследовании посредством заполнения анкеты. Ваше мнение очень важно для нас. Пожалуйста, прочтите каждый вопрос анкеты и отметьте крестиком тот, вариант ответа, который соответствует вашему мнению.

Вам предлагается ответить на ряд несложных вопросов.

1. Пол:? женский?мужской

2. Возраст:

3. Что, по-вашему включает понятие «асоциальное» или «отклоняющееся от нормы» поведение:

Преступление

Ненормальное

Хулиганское

4. Как вы относитесь к преступности?

Это социальное зло

Это просто другой образ жизни

Равнодушно

5. На Ваш взгляд, в каком возрасте подростками совершается больше преступлений?:

6. Кто, по-вашему, совершает больше преступлений?:

Лица мужского пола;

Лица женского пола;

7. Почему люди совершают преступления? (отметить не более 2х вариантов)

К этому их вынуждают трудные жизненные обстоятельства

Подстрекательство со стороны других людей.

Потому что они по своему характеру злы

Просто так, хотят получить острые ощущения

Они к этому предрасположены, так как выросли в неблагоприятном окружении.

8. Какие семьи можно охарактеризовать как неблагополучные?

Неполные семьи (один родитель)

Родители несовершеннолетние

Один из родителей отбывает срок в местах лишения свободы

Родители безработные

Доходы членов семьи ниже прожиточного минимума

9. Охарактеризуйте семью, в которой воспитывался подросток преступник, по следующим критериям:

Состав семьи

Материальное положение семьи

Эмоциональная атмосфера в семье

10. На ваш взгляд, по роду занятий несовершеннолетних преступников можно распределить следующим образом (в %):

Учащиеся

Работающие

Неучащиеся и неработающие

11. Как Вы думаете, каким образом подросток, совершивший преступление, проводит свое свободное время:

12. Из приведенного ниже перечня выберите те качества, которые ярко выражены у несовершеннолетнего, совершившего преступление:

Эмоциональная неуравновешенность;

Упрямство;

Тщеславие;

Агрессивность;

Равнодушие к переживаниям других;

Грубость;

Несамокритичность;

Лживость;

Несдержанность;

Ослабленное чувство стыда;

13. Что способствует совершению подростком преступления?

Алкоколь

Наркотики

Прогулы в школе

Сквернословие

Мелкое хулиганство

Обман, мошенничество

Уход из дома в ночное время

14. Если бы Вы знали точно, что за этим не последует никакого наказания, то совершили бы какое-либо преступление или правонарушение?

Зависит от обстоятельств

15. Почему вы не совершаете преступление?

Потому что это запрещает Уголовный кодекс

Это деяние безнравственно

У меня нет для этого возможности

Мне незачем это делать

16. Какие из перечисленных действий согласно Законодательству наказуемы:

Воровство

Обман, мошеничесво

Изнасилование

Проституция

17. Считаете ли вы, что основным направлением предупреждения преступности должно стать воспитание нравственной личности?

Да, считаю

Нет, не считаю

Благодарим за участие!

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сегодняшнее состояние преступности среди несовершеннолетних. Возрастные особенности преступников. Статистические данные МВД РФ. Проблема трудовой занятости подростков в стране. Дефекты правового сознания у несовершеннолетних. Проблема досуга подростков.

    научная работа , добавлен 22.07.2008

    Влияние норм и ценностей неформальных криминогенных групп на психику подростков. Характеристика асоциальных групп, в которых непосредственно происходит криминализация. Особенности уголовной ответственность несовершеннолетних в Республике Казахстан.

    презентация , добавлен 11.05.2015

    Личность несовершеннолетнего преступника: понятие, особенности, нравственно-психологическая и социально-правовая характеристика. Различия мужской и женской преступности несовершеннолетних. Возраст и преступность Анализ поведения 14-15-летних подростков.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2017

    Понятие и юридическое значение объекта преступления. Предмет преступления и потерпевший. Классификация объектов преступления. Установление объекта преступления. Социальная и юридическая сущность преступления. Последствия преступления.

    курсовая работа , добавлен 21.02.2007

    Социальные ориентации молодежи и проблема правонарушений. Характеристика неформальных подростковых групп. Социально-психологические особенности подростковых криминогенных групп. Предупреждение групповой преступности несовершеннолетних.

    дипломная работа , добавлен 07.11.2005

    Понятие и тенденции рецидивной и профессиональной преступности, её причины и условия. Характеристика лиц, совершающих рецидивные и профессиональные преступления. Разработка мер, направленных на предупреждение рецидивных и профессиональных преступлений.

    дипломная работа , добавлен 21.11.2016

    История развития отечественного законодательства о наказаниях, применяемых к несовершеннолетним. Особенности назначения наказаний несовершеннолетним в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации. Освобождение от уголовной ответственности.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2012

    История развития и применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним, их основания и условия, виды и содержание. Применение мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним с учетом мотивов совершенного ими преступления.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2016

    Определение понятия "несовершеннолетний". Особенности применения принудительных мер воспитательного воздействия и наказания к лицам, недостигшим совершеннолетия. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним. Освобождение от уголовной ответственности.

    презентация , добавлен 05.04.2015

    Социально-правовая оценка неосторожной преступности. Круг неосторожных деяний, влекущих за собой уголовную ответственность. Криминологическая характеристика лиц, совершающих дорожно-транспортные преступления. Детерминанты общественно опасного поведения.



Просмотров