Билль о правах 1689 общая характеристика. Юридические аспекты «славной революции. Что такое «Билль о правах»


Билль прав от 13 февраля 1689 г. стал долговременной осно­вой английской конституционной монархии, закрепив раз и навсег­да верховенство парламента в области законодательной и финан­совой политики. В нем в 13 различных статьях подтверждались так­же права и свободы подданных (граждан и парламентариев), ко­торые особенно часто нарушались в последнее время и потому подлежали "восстановлению и подтверждению". В Билле о правах (перво­начально он назывался Декларацией прав) зафиксированы следующие положения:

· всякий закон и всякий налог исходят только от парла­мента;

· никто, кроме парламента, не может освобождать от действия закона, отменяя закон или приостанавливая его действие;

· запрещается требовать чрезмерные залоги, наложение чрезмерных штрафов или "жестоких и необычных наказаний";

· узаконивается свобода слова, прений и всего того, что происходит в парламенте, свобода выборов членов парламента, свобо­да подачи петиций и др.;

· гарантируется регулярный созыв парламента;

· парламенту принадлежит право давать согласие на "набор и содержание постоянного войска в мирное время в пределах этого королевства".

В Билле содержались также некоторые условия занятия престола Вильгельмом и Марией. В частности, утверждался изменен­ный текст "присяги подданничества и подчинения" королю и коро­леве. Объявлялось и узаконивалось, что "подтверждаемые и тре­буемые" в Билле "пра­ва и вольности в их совокупности и в отдельности, составляют до­стоверные, исконные и несомненные права и вольности народа этого королевства и как таковые должны быть почитаемы, призна­ваемы, присуждаемы, рассматриваемы и понимаемы, что все вы­шеприведенные статьи должны быть строго и неуклонно исполня­емы и соблюдаемы так, как они изложены в означенном заявле­нии".

Принципиальным положением конституционного характера стал запрет для католика занимать престол, который действует и в настоящее время.

· «Славная революция» 1688-1689 гг. и оформление конституционной монархии в Англии. Билль о правах 1689 г. Акт о престолонаследии 1701 г. (Акт об устроении)

· Билль о правах 1689 г.

· Акт о престолонаследии 1701 г. (Акт об устроении)

· Все страницы

Страница 3 из 3

Акт о престолонаследии 1701 г. (Акт об устроении)

Акт об устроении 1701 г. , именуемый также Законом о пре­столонаследии, устанавливал порядок престолонаследия и содержал дальнейшие уточнения прерогатив законодатель­ной и исполнительной власти:

· лица, вступившие на англий­ский трон, обязаны были присоединиться к англиканской церкви;

· судьи, назначаемые короной, могли оставаться на своих постах, "пока ведут себя хорошо", и отстранялись от должности только по представлению обеих палат парламента;

· запрещалось совмещение членства в палате общин с занятием должности королевского минист­ра (с целью уменьшения влияния короны на деятельность палаты, это положение было вскоре отменено);

· все акты исполнительной власти, помимо подписи короля, нуждались в подписи соот­ветствующих королевских министров (контрасигнатура), по совету и с согласия которых они приняты;

· лишение короля права помилования своих ми­нистров, осужденных парламентом в порядке импичмента.

Таким образом, на рубеже XVII-XVIII вв. в Англии получили оформление важнейшие институты буржуазного государственного права:

· верховенство парламента в облас­ти законодательной власти;

· признание за парламентом исключительного права вотировать бюджет и определять во­енный контингент;

· принцип независимости судей.

Акт об устроении заканчивается подтверждением незыблемо­сти принципа соблюдения законов всеми королями и королевами, всеми министрами и их подчиненными.

Вместе с тем законодательство XVII-XVIII вв. не решило окончательно вопрос о взаимоотношениях властей. Дуализм власти продолжал сохраняться: не случайно государствен­ный строй Англии XVII-XVIII вв. обычно определяется как дуалистическая монархия. Королевская прерогатива не была по-прежнему законодательно определена. Король сохранял право абсолютного вето в отношении законопроектов, про­шедших через парламент, безраздельное право на форми­рование своего правительства и осуществление с его помо­щью своей политики. Представление о триедином парла­менте (король и две палаты) оставалось теоретически неиз­менным. Никакой ответственности перед парламентом ко­роль не нес, как не несли политической ответственности ни Правительство Его Величества, ни так называемый каби­нет, который выделился из Тайного совета в составе колле­гии из 5-7 наиболее важных министров-советников коро­ля.

Так завершилось оформление английской конституционной монархии , которую стали называть, с учетом верховенства вла­стных полномочий парламента, также парламентарной монархи­ей. Ее основными особенностями можно считать:

· верховенство за­конодательного собрания (парламента) в системе взаимоотноше­ний трех властей (законодательной, министерской и судебной);

· ответственность министров за результаты своей деятельности перед парламентом;

· независимость судей;

· судебный надзор за законностью арестов и лишением свободы граждан с возмещением причиненного морального и иного вреда с пользу самого пост­радавшего.


39. Англия, создавшая к середине XIX в. крупнейшую колониальную империю, использовала довольно гибкую систему управления, во многих случаях опираясь на местную верхушку (система косвенного управления).

С XVIII века сложилось деление колоний на завоеванные и переселенческие. Соответственно сложилось и два типа колониального управления.Завоеванные колонии, где преобладало "цветное" население, политической автономией не обладали и управлялись от имени короны британским правительством. Законодательные и исполнительные функции в этих колониях были сосредоточены в руках губернатора. Представительные органы, если и создавались, то играли лишь совещательную роль (Индия, африканские и большинство азиатских колоний).

В переселенческих колониях большинство или значительную часть населения составляли белые переселенцы. Эти колонии со временем приобрели политическую автономию и статус доминионов. Они имели свою конституцию, парламент, правительство, которое было подконтрольно губернатору, назначенному метрополией.

В конце XIX в. появляется такая форма колониальной зависимости, как протекторат. Формально независимые государства имели ограниченный суверенитет в силу навязанных Англией договоров и присутствия колониальных войск (Афганистан, Кувейт, Ирак).

Особое место в колониальной империи Британии занимает Ирландия. Будучи старейшей английской колонией, в 1800 г. она была объединена в союз с Великобританией. Было создано Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии. Ирландцы получили места в английском парламенте.

Формирование буржуазного государства во Франции было инициировано событиями, вошедшими в историю как Великая французская революция.

Коренной, глубинной причиной революции явилось максимальное обострение противоречий между господствующей в стране феодальной политической системой, отношениями собственности и развивающимися буржуазными производительными силами.

В условиях острого экономического и социального кризиса французский абсолютизм был вынужден пойти на созыв Генеральных штатов, не собиравшихся уже более 150 лет. Но Генеральные штаты с самого начала работы вступили в конфликт с королевской властью. Попытки короля разогнать Генеральные штаты с помощью войск спровоцировали выступление народа. Взятие 14 июля 1789 г. королевской тюрьмы Бастилии стало олицетворением краха старого абсолютистского государства и рождения нового государства. Вскоре революционные события охватили всю Францию.

Выделяют три основных этапа французской революции:

С началом революции сформировались три основные группировки в антифеодальном лагере:фельяны - представлявшие интересы главным образом крупной конституционно-монархической буржуазии и либерального дворянства; жирондисты, представлявшие торгово-промышленную, главным образом провинциальную, среднюю буржуазию;якобинцы, представлявшие мелкую и среднюю буржуазию, ремесленников и крестьянство.

Важнейшим этапом на пути формирования буржуазной государственности во Франции стало принятиеДекларации прав человека и гражданина (1789 г.), в которой были сформулированы основные принципы будущего общественно-политического и правового устройства. Особое внимание уделялось "естественным и неотъемлемым правам человека", "народному суверенитету", "разделению властей".

К естественным и неотъемлемым правам человека Декларация относила свободу, собственность, безопасность, сопротивление угнетению. Свобода понималась как возможность делать все, что не причиняет вреда другому. Было названо несколько видов свобод: индивидуальная свобода, свобода печати, свобода вероисповедания.

Большое значение придавалось праву собственности. Собственность объявлялась священной и неприкосновенной.

Всем гражданам предоставлялось право лично или через своих представителей участвовать в выработке законов. Предусматривалось создание трех организационно-независимых ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной). Провозглашалась неприкосновенность личности, а также такие важнейшие правовые принципы, как "нет преступления без указания о том в законе"; "обвиняемые, в том числе и задержанные, считаются невиновными, пока их виновность не будет доказана в установленном законом порядке"; "никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, надлежаще примененного, изданного и обнародованного до совершения преступления". Но в реальности многие положения Декларации носили чисто абстрактный характер.

В 1791 г. принимаетсяпервая Конституция Франции. Франция была объявленаконституционной монархией. Высшим органом государственной власти становилось однопалатное Национальное собрание, которое избиралось на два года и не могло быть распущено королем.

Депутаты наделялись правом неприкосновенности. Национальное собрание определяло численность вооруженных сил и средства на их содержание, устанавливало бюджет, налоги и осуществляло контроль за государственными расходами, ратификацию международных договоров, объявление войны и заключение мира.

Исполнительная власть вручалась королю, который командовал вооруженными силами, осуществлял общее руководство внешней и внутренней политикой. Судебную власть осуществляли выбранные на определенный срок судьи, которые могли быть отстранены от должности лишь в чрезвычайных обстоятельствах.

Избирательное право предоставлялось мужчинам, достигшим 25-летнего возраста, с соответствующим определенным имущественным цензом и цензом оседлости, не находящимся в услужении и внесенным в списки национальной гвардии.

Однако действие этой Конституции продолжалось недолго. 10 августа 1792 г. в результате вооруженного выступления народа король был свергнут. Ведущей политической силой в законодательном собрании стали жирондисты. Было объявлено о создании высшего органа государственной власти - Национального конвента. Внесены изменения в избирательное право: возрастной ценз был снижен до 21 года, сняли и имущественный ценз. Исполнительная власть от короля перешла в руки Временного исполнительного совета. Декретом от 25 сентября 1792 г. Франция объявлялась республикой.

Но жирондисты не предприняли мер для разрешения острых социально-экономических противоречий, полной ликвидации феодальных отношений в деревне, облегчения положения широких народных масс. В результате инициатива перешла к наиболее радикальной части буржуазии - якобинцам, возглавляемым Робеспьером, и Сен-Жюстом. 2 июня правительство жирондистов было свергнуто. Якобинцы разрешили раздел общинных земель, конфискацию и льготную продажу крестьянам земель эмигрантов и контрреволюционеров.

В июне 1793 г. якобинцы принимают новую конституцию, состоящую из Декларации прав человека и гражданина и собственно текста конституции. Декларация прав человека и гражданина базировалась на Декларации 1789 г., но с более рациональным подходом к проблеме политических прав и свобод. Но во введении к конституции было отражено положение о войне до полной победы над врагами революции.

Высшим органом государственной власти при якобинцах сталКонвент, ему принадлежало право издания и толкования законов. Непосредственное управление страной возлагалось на специальные комитеты и комиссии Конвента, прежде всегоКомитет общественного спасения и Комитет общественной безопасности.

Важное место в системе новой власти занялРеволюционный трибунал, в нем вводилось ускоренное судопроизводство, приговоры считались окончательными, а единственным наказанием была смертная казнь.

К лету 1794 г. основные задачи революции были решены. Это, а также политический террор привели к сужению социальной базы якобинцев и их отстранению от власти.

Летом 1794 г. (27 июля или 9-го термидора) в ходе вооруженного переворота якобинская республика пала. Установилась так называемая термидорианская республика. Политическая власть переходила в руки крупной буржуазии. Для упрочения ее политической власти принимается Конституция 1795 г., из которой исключаются наиболее революционные положения якобинской конституции.

Но социальная база новой власти была чрезвычайно узка. Вынужденная вести одновременно борьбу с выступлениями народа и дворянской реакцией, термидорианская буржуазия расчистила путь к установлению военной диктатуры.

В ноябре 1799 г. (18-19 брюмера) популярный и амбициозный генерал Бонапарт с помощью войск разогнал Законодательный корпус и правительство (Директорию). Наполеон сосредоточил в своих руках основную полноту власти и занял пост первого консула.

Юридическим закреплением нового строя стала Конституция 1799 г. Основными чертами вводимого ею государственного строя были верховенство правительства и представительство народа через плебисцит.

В 1802 г. Наполеон был объявлен пожизненным консулом, а в 1804 г. он принимает титул императора, в его руках сосредоточивается не только исполнительная, но и законодательная власть. Армия, полиция, бюрократия, церковь стали основными рычагами исполнительной власти.

Падение Первой империи после изгнания Наполеона привело к реставрации власти Бурбонов.Легитимная монархия, как определялась новая власть, практически не тронула наполеоновскую бюрократическую государственную систему. Политическая организация новой власти была закреплена вХартии 1814г.

Но реакционная политика быстро вызвала недовольство широких масс, и в июле 1830 г. власть Бурбонов была свергнута. Устанавливается так называемая Июльская монархия во главе с королем Луи-Филиппом. Новая конституция- Хартия 1830 г. - несколько расширила гражданские права, снизила имущественный и возрастной цензы для избирателей. Но и она оказалась недолговечной.

Буржуазно-демократическая революция 1848 г. привела к ликвидации королевской власти и установлению республиканского строя. Установился политический режим Второй республики. А в ноябре 1848 г. была принята новая, конституция. Она объявляла основами республики семью, труд, собственность и общественный порядок.

Главой государства по конституции становился президент, который избирался на 4 года населением, был независим от парламента и обладал правом внесения законопроектов, отлагательного вето, осуществлял назначения на высшие государственные должности и др.

Законодательную власть осуществляло Национальное собрание, избираемое на 3 года. Национальное собрание назначало членов Государственного совета (сроком на 6 лет), в чью компетенцию входили предварительное рассмотрение законов и функции административной юстиции.

Первым президентом был избран Луи Бонапарт (племянник Наполеона). В декабре 1851 г., используя противоречия в лагере своих противников и опираясь на армию, Луи Бонапарт совершает государственный переворот, разгоняет Национальное собрание и устанавливает военную диктатуру. В январе 1852 г. в конституцию были внесены изменения, призванные укрепить его власть. Срок полномочия был продлен до 10 лет. Президент являлся главнокомандующим, руководил исполнительной властью, осуществлял назначение должностных лиц и депутатов Сената и Государственного Совета.

В этом же году в результатеплебисцита во Франции восстанавливается императорская власть в лице Наполеона III.

Политический авантюризм Наполеона III привел к тому, что в 1870 г. Франция оказалась втянутой в войну с Пруссией. Поражение и капитуляция французской армии ускорили новую буржуазно-демократическую революцию и падение империи.

Яркой страницей в истории французского государства сталаПарижская коммуна 1871 г. , вошедшая в историю как первая попытка создать совершенно новый тип государства. Но она была потоплена в крови французской реакцией при содействии германских войск.

В 1871 г. реакционная буржуазия смогла взять власть в свои руки. УстанавливаетсяТретья республика. Но некоторое время все еще шла борьба между сторонниками республики и монархистами за определение формы государственного строя. Этим объясняется тот факт, что новая конституция Франции была принята лишь в 1875 г.

Конституция 1875 г. не содержала перечня прав и свобод граждан и фактически сводилась к организации государственной власти, что выразилось в принятии 3-х конституционных законов.

Главой государства являлся президент, избиравшийся на 7 лет с правом переизбрания. Он имел право законодательной инициативы, руководил вооруженными силами, осуществлял назначение на государственные должности.

Законодательная власть осуществлялась Палатой депутатов, избираемой народом на 4 года, и Сенатом.

Исполнительную власть осуществлял Совет Министров.Декларация прав человека и гражданина 1789 г. С первых же дней революции Национальное, а затем Учре­дительное собрание занялось разработкой конституции и определением принципов организации новой государствен­ной власти, в связи с чем были образованы специальные конституционные комиссии. Важной вехой на пути станов­ления французского конституционализма явилось торже­ственное провозглашение 26 августа 1789 г. Декларации прав человека и гражданина. В этом документе формулирова­лись важнейшие государственно-правовые требования ре­волюционно настроенного третьего сословия, выступавшего в это время еще единым фронтом в конфликте с королем и со всем старым режимом.

На содержание декларации, выдержанной в духе есте­ственно-правовой концепции, существенное влияние оказа­ли идеи французских просветителей XVIII в., а также Дек­ларация независимости США. Авторы французской Декла­рации (Лафайет, Мирабо, Мунье, Дюпор) рассматривали человека как существо, от природы наделенное естественными и неотчуждаемыми правами ("люди рождаются и остаются свободными и равными в правах" - ст. 1). Именно "забвение прав человека", пренебрежение к ним являются, по мнению авторов Декларации, "причинами общественных бедствий и пороков правительств".

В число естественных прав, перечень которых отли­чался от того, какой был предусмотрен в Декларации не­зависимости США, включались свобода, собственность, безопасность, сопротивление угнетению (ст. 2). Поставив на первое место в перечне естественных прав человека сво­боду и собственность, декларация воплотила известную мысль Вольтера: "Свобода и собственность - вот крик природы". В концепции естественных прав, претендующих на универсальное выражение природы человека, реализо­вывались не только общедемократические устремления народных масс, но и специфические интересы буржуазии, закреплялись важнейшие отношения формирующегося капиталистического общества. Так, свобода, сформулирован­ная в ст. 4 в духе господствовавших в то время индивидуа­листических концепций, переводилась на юридический язык как возможность "делать все, что не приносит вреда другому".

Идея свободы была, несомненно, центральной и самой демократической идеей декларации. Она не сводилась лишь к политической свободе, а означала в конечном счете более широкое понимание свободы человека и гражданина как свободы предпринимательства, свободы передвижения, сво­боды религиозных убеждений и т. д. Собственность также рассматривалась авторами декларации в абстрактно-индивидуалистическом духе и была единственным правом, которое объявлялось в этом документе "неприкос­новенным и священным". Незыблемость частной собствен­ности была гарантирована: "Никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленной законом несомненной об­щественной необходимости", причем лишь на условиях "справедливого и предварительного возмещения" (ст. 17).

Стремление защитить имущественные интересы граждан нашло свое отражение в статьях 13, 14, в которых запреща­лись произвольные королевские поборы (в том числе на со­держание вооруженных сил) и устанавливались общие прин­ципы налоговой системы (равномерное распределение об­щих взносов, взимание их лишь с согласия самих граждан или их представителей и т. д.). В декларации была осущест­влена своеобразная "национализация" государственной вла­сти, которая не рассматривалась уже как основанная на "собственном праве короля", а трактовалась как выраже­ние национального суверенитета ("источник суверенитета зиждется по существу в нации" - ст. 3). Любая власть в государстве, в том числе и королевская, могла проистекать только из этого источника. Она рассматривалась как произ­водная от воли нации. Общество имело право требовать от­чета от каждого должностного лица по "вверенной ему час­ти управления" (ст. 15).

Закон рассматривался как "выражение общей воли" (ст. 6), причем подчеркивалось, что все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его образовании. Здесь же провозглашалось, что всем гражда­нам "сообразно их способностям" в равной мере открыт дос­туп ко всем государственным должностям. По существу это означало отказ от феодального принципа закрытости госу­дарственного аппарата для представителей третьего сосло­вия и обоснование одинаковой доступности государствен­ных должностей "ввиду их равенства перед законом". Дек­ларация провозглашала ряд первостепенных для закрепле­ния демократического строя политических прав и свобод граждан ("право высказываться, писать и печатать свобод­но" - ст. 11; "право выражать свои мнения, в том числе религиозные" - ст. 10).

Одной из основных идей Декларации 1789 г., не утра­тивших своего прогрессивного значения и сегодня, была идея законности. Выступая против произвола королевской вла­сти, конституционалисты принимали на себя обязательство построить новый правовой порядок на "твердой основе за­кона". В эпоху абсолютизма и подавления личности право базировалось на принципе: "Только то дозволено, что раз­решается". Согласно же ст. 5 Декларации, все, "что не вос­прещено законом, то дозволено", и никого нельзя принуж­дать к действию, не предусмотренному в законе.

Депутаты Учредительного собрания ясно представля­ли себе, что без гарантий неприкосновенности личности не могло быть и речи о безопасности, объявленной одним из естественных прав человека, а тем самым и о свободном пользовании имущественными и политическими правами. Именно поэтому в ст. 8 четко формулировались принципы новой уголовной политики: "Никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, надлежаще примененного, издан­ного и обнародованного до совершения правонарушения". Эти принципы позднее были выражены в классических формулах: nullum crimen, nulla poena sine lege (нет престу­пления и наказания без указания на то в законе), "закон не имеет обратной силы".

Обязанность государства обеспечить безопасность сво­их граждан определяла также и процессуальные формы защиты личности. Никто не мог подвергнуться обвинению или быть арестованным иначе, как в случаях и при соблю­дении форм, предписанных законом (ст. 7). В ст. 9 указыва­лось, что любое лицо предполагается невиновным, пока не установлено обратное. Таким образом, действовала презумп­ция невиновности в противовес средневековым представле­ниям о виновности подозреваемого. С другой стороны, каж­дый гражданин, "задержанный в силу закона, должен бес­прекословно повиноваться". Сопротивление властям в та­ких случаях влекло за собой ответственность.

Идея законности получила свое закрепление и в виде общих принципов организации государственной власти, и прежде всего в разделении властей. Согласно ст. 16 "обще­ство, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции".

Декларация 1789 г. имела большое значение не только для Франции, но и для всего мира, поскольку она закрепля­ла основы передового для своей эпохи общественного и государственного строя, определяла устои нового правопоряд­ка. Сами ее создатели полагали, что составили документ "для всех народов и на все времена".

При всем своем ясно выраженном политико-юридиче­ском содержании декларация не имела нормативно-право­вой силы. Она была лишь исходным документом революционной власти, стремившейся установить конституционный строй. Поэтому многие ее положения носили программный характер и не могли быть немедленно реализованы на практике в условиях Франции конца XVIII в., только вступаю­щей на путь создания гражданского общества и утвержде­ния политической демократии. Опираясь на положения дек­ларации и используя оказавшуюся в их руках государст­венную власть, конституционалисты под влиянием широ­ких народных масс провели ряд важных антифеодальных и демократических преобразований. В условиях развертываю­щейся крестьянской революции Учредительное собрание еще декретами 4-11 августа 1789 г. торжественно заявило, что оно "окончательно упраздняет феодальный порядок". Од­нако безвозмездно уничтожались лишь личные или крепо­стные повинности крестьян, а также такие второстепенные феодальные институты, как сеньориальное право охоты и разведения кроликов на крестьянских землях. Основная масса феодальных повинностей, связанных с землей (веч­ные земельные ренты, всякого рода и происхождения, как натуральные, так и денежные), должна была выкупаться крестьянами. Декретом о феодальных правах (15 марта 1790 г.) собрание расширило круг земель и поземельных обремене­ний, которые подлежали выкупу крестьянами. Предвидя вероятную неудовлетворенность крестьянства и бедноты Франции слишком умеренным подходом к решению аграр­ной проблемы, ставшей в ходе революции ключевой, Учре­дительное собрание 10 августа 1789 г. приняло специальный Декрет о подавлении беспорядков. Этим декретом местным властям предписывалось "наблюдать за сохранением общественного спокойствия" и "разгонять все мятежные сбори­ща как в городах, так и в селах".

Последовавшими за принятием декларации законода­тельными актами Учредительное собрание национализиро­вало церковное имущество и земли духовенства (Декрет от 24 декабря 1789 г.), которые были пущены в распродажу и попали в руки крупной городской и сельской буржуазии. Французская католическая церковь, получившая новое гра­жданское устройство, выводилась из подчинения Ватикану. Священники приносили присягу на верность французскому государству и переходили на его содержание. Церковь по­теряла свое традиционное право регистрировать акты гражданского состояния. Учредительное собрание отменило сословные деления и цеховой строй, а также феодальную систему наследования (майорат). Оно упразднило старые феодальные границы и ввело во Франции единообразное административно-территориальное деление (на департамен­ты, дистрикты, кантоны, коммуны).

Однако конституционалисты, настроенные на компро­мисс с королем Людовиком XVI и дворянством, исповедо­вавшие политическую умеренность и осмотрительность, не останавливались перед принятием жестких законодатель­ных мер, направленных против революционно настроенных масс. Так, была продолжена серия декретов против "беспорядка и анархии", а также против подстрекательства к не­повиновению законам (Декрет от 18 июня 1791 г.). Еще в большей степени недоверие конституционалистов к просто­му народу, особенно к низам общества, проявилось в Декре­те от 22 декабря 1789 г., в котором предусматривалось во­преки провозглашенной идее равенства деление французов на активных и пассивных граждан. Только первым предос­тавлялось право голоса, вторые этого права были лишены. Согласно закону активные граждане должны были удовле­творять следующим условиям: 1) быть французом, 2) дос­тичь двадцатипятилетнего возраста, 3) проживать в опре­деленном кантоне не менее 1 года, 4) уплачивать прямой налог в размере не меньше трехдневной заработной платы для данной местности, 5) не быть слугой "на жалованье". Подавляющая часть французов не удовлетворяла этим ква­лификационным требованиям и попадала в разряд пассив­ных граждан.

Антидемократические положения были включены и в закон Ле Шапелье 1791 г., формально направленный против феодальных корпораций и цеховых объединений, но прак­тически запрещавший рабочие союзы, собрания и стачки. Нарушители закона подвергались штрафу до 1 тыс. ливров и тюремному заключению.

Самым главным итогом первого этапа революции и деятельности Учредительного собрания явилась Конституция, окончательный текст которой был составлен на основе многочисленных законодательных актов, имевших конституционный характер и принятых в 1789- 1791 гг. Из-за противодействия со стороны короля она была утверждена лишь 3 сентября 1791 г., а через несколько дней король присягнул на верность Конституции.

Несмотря на свой противоречивый характер, Конституция представляла собой новый шаг на пути закрепления сложившихся за два года революции политико-правовых порядков. Конституция открывалась Декларацией прав человека и гражданина 1789 г., хотя последняя не рассматривалась в качестве собственно конституционного текста. Такая практика, когда конституцию предваряет Декларация прав, стала обычной не только для французского, но и мирового конституционализма. Вместе с тем собственно конституционному тексту предшествовало краткое вступление (преамбула).

В преамбуле был конкретизирован и получил развитие ряд антифеодальных положений, провозглашенных в Декларации 1789 г. Так, отменялись сословные отличия и дворянские титулы, ликвидировались цехи и ремесленные корпорации, упразднялись система продажи и наследования государственных должностей и иные феодальные установления. В преамбуле нашла свое новое отражение и идея равенства: "Ни для какой части нации, ни для одного индивида не существует более особых преимуществ или изъятий из права, общего для всех французов".

Конституция существенно расширяла по сравнению с Декларацией 1789 г. перечень личных и политических прав и свобод, в частности предусматривала свободу передвижения, свободу собраний, но без оружия и с соблюдением полицейских предписаний, свободу обращения к государственным властям с индивидуальными петициями, свободу вероисповедания и право выбора служителей культа. Не допускалось лишь право на создание союзов лиц одной профессии, запрещенных еще законом Ле Шапелье.

В Конституции предусматривались также некоторые социальные права, явившиеся отражением широко распространившихся во Франции в годы революции эгалитарных настроений. Так, декларировались введение общего и частично бесплатного народного образования, создание спе-циального управления "общественного призрения для воспитания покинутых детей, для облегчения участи неимущих убогих и для приискания работы тем здоровым неимущим, которые окажутся безработными".

В Конституции получила дальнейшее развитие и концепция национального суверенитета, который "един, неделим, неотчуждаем и неотъемлем". Подчеркивая, что нация является единственным источником всех властей, осуществляемых "лишь путем уполномочения", Конституция на практике реализовывала передовую для той эпохи идею создания системы представительных органов власти.

Компромиссный характер Конституции, отразившей тенденцию к политическому союзу новых буржуазных и старых феодальных сил, выразился прежде всего в закреплении монархической формы правления. Доктрина разделения властей, провозглашенная еще в Декларации 1789 г. и проводимая в Конституции достаточно последовательно, создавала возможность организационно разграничить участие в осуществлении государственной власти двух политически господствующих групп, выражавших интересы, с одной стороны, большинства французского общества, и, с другой стороны, дворянства, но с фактически сложившимся в ходе революции преобладанием первой.

Выборная законодательная и судебная власть находилась в руках представителей победившего третьего сословия, тогда как власть исполнительная, которая по Конституции вверялась королю, рассматривалась дворянскими кругами в качестве своего оплота. Тем самым был окончательно сломлен абсолютизм и создана конституционная монархия. Конституция подчеркивала, что король царствует "лишь в силу закона", и в связи с этим предусмотрела королевскую присягу "на верность нации и закону". Более скромным стал и сам королевский титул: "король французов" вместо бывшего "король милостью божьей". Расходы короля ограничивались цивильным листом, утверждаемым законодательной властью. Вместе с тем Конституция объявляла особу короля "неприкосновенной и священной", наделяла его значительными полномочиями.

Король рассматривался как верховный глава государства и исполнительной власти, на него возлагалось обеспечение общественного порядка и спокойствия. Он являлся также верховным главнокомандующим, назначал на высшие военные, дипломатические и иные государственные должности, поддерживал дипломатические сношения, утверждал объявление войны. Король единолично назначал и увольнял министров, руководил их действиями. В свою очередь королевские указы требовали обязательной контрасигнации (подписи-скрепы) соответствующего министра, что в известной мере освобождало короля от политической ответственности и перекладывало ее на правительство.

Король мог не согласиться с постановлением законодательного корпуса, имел право вето. Признанию этого права короля предшествовала острая и длительная борьба в Учредительном собрании. В конечном счете Конституция закрепила за королем отлагательное, а не абсолютное вето, как этого добивались сторонники сохранения сильной королевской власти. Вето короля преодолевалось лишь в том случае, если два последующих состава законодательного корпуса представят тот же законопроект "в тех же самых выражениях". Королевское вето не распространялось, однако, на законодательные акты финансового или конституционного характера.

Законодательная власть осуществлялась однопалатным Национальным Законодательным собранием, которое избиралось на два года. Оно, как это вытекало из принципа разделения властей, не могло быть распущено королем. В Конституции содержались положения, гарантирующие созыв депутатов и начало работы собрания. Члены Законодательного собрания должны были руководствоваться клятвой "жить свободными или умереть". Они не могли подвергаться преследованиям за выраженные словесно или письменно мысли или за действия, совершенные при выполнении ими обязанностей представителей.

В Конституции содержался перечень полномочий и обязанностей Законодательного собрания, причем особо было выделено его право на установление государственных налогов и обязанность министров отчитываться в расходовании государственных средств. Это делало министров в известной степени зависимыми от законодательной власти. Собрание могло возбуждать дела о привлечении министров к суду за совершение ими преступлений "против общественной безопасности и конституции". Только Законодательное собрание обладало правом законодательной инициативы, принятия законов, объявления войны.

Конституция сформулировала основные принципы организации судебной власти, которая "не может осуществляться ни законодательным корпусом, ни королем". Было установлено, что правосудие отправляется беспошлинно судьями, избираемыми на определенный срок народом и утверждаемыми в должности королем. Судьи могли быть смещены или отстранены от должности только в случаях совершения преступления и в строго установленном порядке.

С другой стороны, и суды не должны были вмешиваться в осуществление законодательной власти, приостанавливать действие законов, вторгаться в круг деятельности органов управления.

Конституция предусмотрела введение во Франции неизвестного ранее института присяжных заседателей. Участие присяжных предусматривалось как на стадии обвинения и предания суду, так и на стадии рассмотрения фактического состава деяния и вынесения по этому поводу своего суждения. Обвиняемому гарантировалось право на защитника. Лицо, оправданное законным составом присяжных, не могло быть "вновь привлечено к ответственности или подвергнуто обвинению по поводу того же деяния".

Конституция окончательно закрепила сложившееся в ходе революции новое административное деление Франции на департаменты, дистрикты (округа), кантоны. Местная администрация формировалась на выборной основе. Но королевская власть сохраняла важное право контроля за деятельностью местных органов, а именно право отменять распоряжения департаментской администрации и даже отстранять ее чиновников от должности.

В ряде вопросов организации государственной власти Конституция следовала консервативной линии, которая проявилась, как отмечалось выше, уже в первые месяцы работы Учредительного собрания. Политическая умеренность его лидеров нашла свое отражение, в частности, в том, что конституция воспроизвела установленное Декретом от 22 декабря 1789 г. деление граждан на пассивных и активных, признав лишь за последними важнейшее политическое право - участвовать в выборах в Законодательное собрание.

Сохранив предусмотренные в этом декрете квалификационные требования, Конституция ввела для активных граждан еще два условия: 1) быть включенными в список национальной гвардии муниципалитета и 2) принести гражданскую присягу.

Первичные собрания активных граждан избирали выборщиков для участия в департаментских собраниях, где и проходили выборы представителей в Законодательное собрание. Таким образом, выборы приобретали двухступенчатый характер. Для выборщиков предусматривался еще более высокий ценз - доход или аренда имущества (жилья), равные стоимости 100-400 рабочих дней (в зависимости от местности и численности населения). Право быть избранным в качестве депутата (пассивное избирательное право) предоставлялось лицам с еще более высоким имущественным доходом.

Привилегия богатства отражалась и в распределении депутатских мест. Одна треть Законодательного собрания избиралась в соответствии с размером территории, вторая - пропорционально численности активных граждан, третья - в соответствии с суммой уплачиваемых налогов, т. е. в зависимости от размеров собственности и доходов.

Непоследовательный характер конституции проявился и в том, что она, построенная на идее равенства, не распространялась на французские колонии, где продолжало сохраняться рабство.

В Конституции 1791 г. указывалось, что "нация обладает неотъемлемым правом изменять свою Конституцию". Но при этом устанавливался сложный порядок внесения в нее поправок и дополнений. Это делало Конституцию "жесткой", не способной приспосабливаться к быстро меняющейся революционной обстановке. Таким образом, скорая гибель конституции и основанного на ней конституционного строя была фактически предопределена.


40. Окончилось господство крупной буржуазии в революции; сама же революция шла вперед. В числе членов Конвента было несколько десятков человек, называвших себя якобинцами (место их заседаний - монастырь святого Якова; по убеждениям - демократы, революционеры, республиканцы, сторонники преобразований на пользу трудящихся; это была партия «низов», партия мелкой буржуазии, пролетариата, крестьянства). Руководство партией находилось в руках лучшей части тогдашней интеллигенции - Робеспьера, Дантона, Сен-Жюста, Кутона; своим духовным отцом считали Жан-Жака Руссо. Другая часть революционных демократов той поры объединилась в клубе кордельеров(выступали вместе с якобинцами). Якобинцы и кордельеры имели прочные позиции в революционном комитете, объединявшем трудящихся Парижа -Парижской Коммуне.

Главными противниками якобинцев были жирондисты - партия, выражавшая взгляды французской торгово-промышленной буржуазии, новой, конституционной бюрократии, буржуазной интеллигенции. В своем проекте республиканской конституции они сохраняют всеобщее избирательное право, выборность местных органов власти и судей, однопалатный парламент; министры, как и депутаты парламента, подлежали избранию народным голосованием. То была бы, конечно, буржуазная республика, то есть такая форма правления, которая более всякой другой отвечала требованиям времени. Усилия жирондистов были направлены на удержание революции в границах буржуазного интереса. Жирондистам удалось повести за собой большую часть депутатов Законодательного собрания (не принадлежавших ни к той, ни к другой из партий) и составить министерство.

Апрель 1792 года - начинается война между Францией и Австрией. К Австрии присоединяется Пруссия. Австро-прусская армия двинулась восстанавливать во Франции старый порядок. Французская армия терпела поражения. На помощь гвардейцам вставали батальоны добровольцев, составленные из парижского рабочего народа. Политическая ситуация делала возможным свержение монархии - якобинцы, опираясь на Парижскую Коммуну, организовали и возглавили вооруженное восстание - в ночь с 9 на 10 августа - вооруженный народ берет штурмом Тюильри. Законодательное собрание объявило отречение Людовика XVI от престола и постановило о заключении его в тюрьму (вместе с семьей). Режим конституционной монархии рухнул. Волею обстоятельств Собрание оказалось вынужденным издать закон о созыве новой конституанты, названной Национальным конвентом.

Парижская Коммуна настояла на отмене имущественного ценза, а вместе с тем деления на активных и пассивных граждан. Впервые в истории выборы в верховный законодательный орган сделались всеобщими (за исключением, женщин и слуг).

Коммуна взяла на себя инициативу обороны. Она создала 30-тысячную армию, а вместе с ней Наблюдательный комитет для борьбы с контрреволюцией. По ее приказу были проведены первые аресты роялистов. Для суда над контрреволюционерами -Чрезвычайный трибунал.

Сентябрь 1792 года - собрался Национальный конвент (100 якобинцев и 160 жирондистов; остальные 500 человек составили «болото», склонявшееся на сторону побеждавшей партии).

Декрет 21 сентября 1792 года - Национальный Конвент отменил королевскую власть (монархию) во Франции. На следующий день было сделано распоряжение о переизбрании (на основе всеобщего мужского избирательного права) всех местных (муниципальных) организаций и всех судей. Замещение судебных должностей было освобождено от требований имущественного ценза.

Декреты жирондистов: Французская республика едина и неделима; образованиеКомитета Общественной безопасности из 30 человек; учреждается Комитет общественного спасения, избираемые путем поименного голосования, состоит из 9 членов Конвента - наблюдение и ускорение хода правительственных дел; в случае крайности имеет право принимать общие меры по внешней и внутренней обороне. Неохотно были приняты жирондистами законы о налоге на богатых, о решительном пресечении контрреволюционных беспорядков, о революционном трибунале, об образовании Комитета общественной безопасности.

Весной 1793 года переходит на сторону Австрии и Пруссии главнокомандующий французской армией в Бельгии жирондист генерал Дюмурье. Роялисты переходят в наступление на большей части Франции. Начинается контрреволюционный мятеж.

Якобинцы создали Комитет восстания. Генеральный совет Коммуны присоединился к движению. 31 мая 1793 года набат снова призвал парижан к оружию. Конвент должен был выслушать 14 требований восставших и среди них об аресте 22 жирондистов - лидеров партии; 2 июня 1793 года Национальная гвардия и вооруженный народ снова окружили Конвент. Конвент сдался. 31 жирондист должен был покинуть его стены; некоторое время (до суда) они находились под домашним арестом. Французская буржуазная революция поднялась на третью, как принято считать, высшую и последнюю ступень развития - этап якобинской диктатуры.

Встав у власти, якобинцы должны были решить задачи, от которых зависело спасение Франции и революции. В стране царил голод (надо было найти продовольствие и организовать его распределение); армия, малочисленная, терпела поражения; войска коалиции вступили на французскую территорию. Якобинцы должны были заняться осуществлением своих программных требований: дать землю крестьянам, выработать для страны демократическую конституцию, позаботиться о рабочих. Ситуация вынуждала к созданиюреволюционного правительства, составной частью которого стал Национальный конвент (высший законодательный орган республики, он сосредоточил еще в своих руках всю верховную исполнительную власть). Таким образом, революционное правительство нет разделения властей.

Ядром власти, ее штабом, ее фактическим центром сделался Комитет общественного спасения. Ежемесячно переизбираемый Конвентом в составе 9-16 членов, Комитет отвечал только перед Конвентом. К нему перешло все высшее военное командование. Третьим элементом революционного правительства сделался Комитет общественной безопасности - преследование контрреволюционеров, арест и предание суду ревтрибунала. Роль Комитета общественной безопасности резко возросла после принятия «Декрета о подозрительных» (17 сентября 1793 года), объявлявший подозрительным каждого, кто был известен приверженностью старому порядку, кто находился в родстве с дворянами-эмигрантами или состоял у них на службе, и всех тех, кто не мог доказать, на какие средства он существует. Декрет предписывал арест подозрительных. Если имелись обвинительные материалы, арестованные подлежали суду; если этих материалов не было, они оставлялись под арестом на неопределенное время.

10 июня 1794 года «Декрет о революционном трибунале» - «враг народа» (без точного определения) подлежит смертной казни. Предварительное следствие по делам, рассматриваемым в ревтрибунале, отменялось; обвиняемый допрашивался только на суде; адвоката не полагалось; свидетели вызывались при отсутствии вещественных или моральных улик; письменные доказательства отменялись. Органы якобинской диктатуры на местах - революционные комитеты (создавали списки подозрительных и отдавали приказы об арестах).Якобинские клубы - опорные пункты и органы руководства партией.

Вклад якобинцев в военное дело - слияние частей и подразделений армии с добровольническими отрядами; введение планомерной политической работы в армии; допущение всех способны людей, начиная с солдата, к офицерским должностям.

Декрет об общинных землях 10-11 июня 1793 года - переход общинных земель к крестьянам; доли, доставшиеся при разделе, не могут быть отчуждены в течение 10 лет (после обнародования закона); раздел общинных земель не обязателен (по голосованию - согласие 1/3 членов необходимо для раздела).

Декрет об окончательном упразднении феодальных прав 17 июля 1793 года - все сеньориальные платежи отменяются; уничтожалась десятина в пользу церкви.

Декрет 7 сентября 1793 года - «ни одни француз не может пользоваться феодальными правами... в какой бы то ни было области под страхом лишения всех прав гражданства ».

Декрет, уничтожающий рабство негров в колониях 4 февраля-11 апреля 1794 года - все жители колоний без различия расы, являются французскими гражданами и пользуются всеми правами, установленными конституцией.

В деревню были посланы продовольственные отряды, изымавшие излишки продовольствия вооруженной рукой. В интересах справедливого распределения были изобретены продовольственные карточки.

Якобинцы разработали Конституцию, которая так и не была принята. Ее основные положения:

· Открывалась «Декларацией прав человека и гражданина»: принцип суверенитета народа;

· Всеобщее избирательное право для мужчин, достигших 21 года (кроме слуг);

· Прямые выборы Законодательное собрание;

· Тот, кто имеет право выбирать, имеет право замещать все выборные должности;

· Законодательный корпус состоит из одной палаты; избирается на 1 год;

· Законодательный корпус издает: декреты (вступают в силу по принятии) и законы (вступают в силу после утверждения народом).

· Все чиновники и все судьи выбирались гражданами.


41. Согласно Конституции 1791 г. высшим органом законодательной власти становилось однопалатное Национальное собрание. Оно избиралось на два года и не могло быть распущено королем. Депутаты наделялись правом неприкосновенности; для преследования их за уголовные преступления требовалось согласие Национального собрания.

Законопроект, принятый собранием, подлежал утверждению королем, хотя королевское вето носило лишь отлагательный Характер. В компетенцию Национального собрания входили следующие вопросы:

В области финансов - ежегодное составление и утверждение бюджета, установление налогов, контроль за расходованием государственных средств;

В области административного управления - учреждение и упразднение государственных должностей;

В области юстиции - привлечение к уголовной ответственности перед Верховным судом министров и других высших должностных лиц, воз­буждение уголовного преследования лиц, подозреваемых в заговоре против безопасности государства;

В области военных дел - издание ежегодных постановлений о численности и составе вооруженных сил, определение их денежного содержания, объявление войны;

В области внешних отношений - ратификация договоров с иностранными государствами.

Король должен был осуществлять исполнительную власть с помощью назначаемых им министров:

Руководить внутренним управлением и внешними отношениями;

Утверждать назначение высших чиновников;

Возглавлять вооруженные силы, назначая часть командного состава.

Он имел право действовать лишь в рамках законов, принятых Нацио­нальным собранием; его распоряжения приобретали законную силу лишь после подписания их соответствующим министром. Местное управление возлагалось на выборные органы, деятельность ко­торых контролировали руководившие ими министры. Если решения местных властей противоречили законам и постановлениям правитель­ства, король мог отменить их, а в случае неповиновения - отстранить чиновников от должности, поставив об этом в известность Националь­ное собрание.

Судебная система предусматривала создание:

Верховного суда, призванного разбирать правонарушения министров, а также преступления, угрожающие безопасности государства;

Суда присяжных для рассмотрения уголовных дел;

Кассационного суда, который, не рассматривая дела по существу, мог отменить приговор нижестоящего суда, вынесенный с нарушением порядка судопроизводства или содержащий явное нарушение закона. Он должен был принимать решения по жалобам на приговоры, вынесен­ные судами в последней инстанции, и некоторым другим заявлениям. Судьи выбирались на определенный срок и могли быть смещены толь­ко в случаях совершения преступления и в строго установленном порядке.

Жирондистская республика (Первая республика)

Принятие французской Конституции 1791 г. не означало окончания по­литической борьбы в стране. Новая система государственных органов отражала лишь временное равновесие. К лету 1791 г. совершился раскол третьего сословия. Окончательно оформились три основные политичес­кие группировки:

Фельяны (фейяны) - консерваторы, представители крупной конституционно-монархической буржуазии и либерального дворянства (получили название по имени монастыря ордена фельянов в Париже, где собирались их сторонники);

«жирондисты» - центристы, представители более радикальной торгово-промышленной средней буржуазии (многие депутаты этой группы были избраны от департамента Жиронды);

Якобинцы - радикалы, выражавшие интересы мелкой, средней буржуа­зии, ремесленников, крестьянства (заседания проходили в библиотеке монастыря св.Якоба).

В это же время подготовка европейских монархий к интервенции против революционной Франции приняла открытый характер. В 1792 г. в войну с Францией вступили Австрия, Пруссия и Сардиния, в 1793 г. - Великобритания, Нидерланды, Испания и др. Измена многих генералов фран­цузской армии облегчила интервентам проникновение на территорию Франции, а затем наступление на Париж. Король и дворяне - тайные "" союзники интервентов - связывали с иностранным вторжением свои надежды на будущее.

Слухи о заговоре короля подтолкнули народные массы к восстанию I августа 1792 года. Мощное восстание свергло монархию и сбросило стоявшую у власти партию фельянов - партию крупной буржуазии.

На втором этапе революции (10 августа 1792 года - 2 июня 1793 года) : власть сосредоточилась в руках жирондистов, являвшихся самой влиятельной политической силой в Законодательном собрании. Из их пред­ставителей был сформирован Временный исполнительный совет. Специальным декретом Законодательное собрание объявило о созыве нового органа государственной власти - Национального Учредительного ", конвента.

Выборы в Конвент завершились в сентябре 1792 г. Были избраны 783де-путата, из них около 200 жирондистов и около 100 якобинцев. Большин­ство депутатов не принадлежали ни к одной из группировок и составля­ли политический центр.

В ночь с 21 на 22 сентября 1792 года Конвент своим декретом утвердил упразднение королевской власти и отмену Конституции 1791 г., а также принял на себя подготовку новой Конституции.

Дальнейшее развитие событий определилось острой борьбой между жирондистским правительством в Конвенте и якобинской оппозицией. Падению авторитета жирондистов способствовало несколько обстоя­тельств:

Придя в качестве правящей партии- на смену фельянам и переходя на консервативные позиции, жирондисты стремились остановить револю­цию;

Отменив Конституцию 1791 г., они не смогли дать Франции новый рес­публиканский конституционный документ;

Оставался нерешенным вопрос об окончательной и полной ликвидации феодальных отношений в деревне;

Резко ухудшилось экономическое и в особенности продовольственное положение вследствие войны.

Непоследовательная центристская политика жирондистского Конвен­та привела республику на грань гибели. Около двух третей территории страны оказалось в руках иностранных войск и контрреволюционеров.

Народ голодал, росла инфляция, англичане распространяли фальшивые ассигнации.

Попытка жирондистов противопоставить Парижу провинцию, где их позиции были сильны, а также сближение жирондистов с открыто контрреволюционными элементами сделали неизбежным новое народное восстание 31 мая - 2 июня 1793 года.

Билль о правах 1689

Отмена

Практическое воплощение

Значение для Великобритании

Оценка, которая давалась Навагационному акту экономистами, весьма различна. Сторонники свободной торговли считали его тормозом экономического развития Англии; другие признавали его не лишенным значения как в экономическом, так и политическом отношении; протекционисты, впадая в противоположную фритредерам крайность, приписывали всœе успехи английской морской торговли Навигационному акту. А. Смит хотя и считал Навигационный акт неблагоприятным для внешней торговли, однако называл его мудрейшим правительственным актом, ввиду его политического значения. В конце концов Навигационный акт несомненно способствовал развитию английской морской торговли в ту эпоху, когда торговля и флот Англии находились в зачаточном состоянии и требовали покровительственных мер.
Размещено на реф.рф
С достижением первенства в торговле и промышленности, Англия перестала нуждаться в таких мерах.

Следить за соблюдением Навигационного акта полагалось командирам военных судов, находящихся в портах или в море: они имели право досмотра всœех иностранных судов, вызывающих у них подозрения в ведении контрабандной торговли. Текст Навигационного акта включался в Адмиралтейский статут и был всœегда под рукой у досматривающих подозреваемые суда капитанов.

Первые шаги к отмене Навигационного акта были сделаны после объявления независимости североамериканских колоний, когда в пользу Соединœенных Штатов были допущены некоторые отступления от Навигационного акта. Постепенно с начала XIX века льготы в морских сношениях приобретаются Пруссией, Россией, Испанией, Голландией. Влияние либерального экономического направления выразилось в 40-х годах в назначении парламентской комиссии для исследования навигационных законов (1847). Навигационный акт был отменен в 1849 году, за исключением статьи о каботаже; последняя отменена в 1854 году, и вместе с ней последний остаток Навигационного акта исчез из английского законодательства.

Билль о правах 1689 года.

Би́лль о права́х 1689 (англ. Bill of Rights ) - законодательный акт, принятый парламентом Великобритании в 1689 в результате ʼʼСлавной революцииʼʼ - одна из базовых частей британской Конституции (наряду с Хабеас корпус актом и Актом об устроении). Стал одним из первых документов, юридически утвердивших права человека.

В нём впервые были закреплены ограничения прав монарха в пользу высшего органа представительной власти. Король лишался следующих прав:

  • приостанавливать действие законов либо их исполнение;
  • устанавливать и взимать налоги на нужды короны;
  • формировать и содержать постоянную армию в мирное время.

Гражданам были гарантированы следующие права:

  • свобода (для Протестантов) иметь оружие для самообороны (в количестве, ограниченном для разных социальных классов в разной мере);
  • свобода подачи петиций королю;
  • свобода от штрафов и конфискаций имущества без решения суда;
  • свобода от жестоких и необычных наказаний, от чрезмерно больших штрафов;
  • свобода слова и дебатов; никакие слушания в Парламенте не должны быть привлечены к ответственности или подвергнуты сомнению в любом суде или месте за пределами Парламента.;
  • свобода выборов в Парламент (в то время лишь для состоятельных граждан) от вмешательства короля.

Биллем были ликвидированы особые суды по церковным и другим делам (ʼʼЗвёздная палатаʼʼ и ʼʼВысокая комиссияʼʼ).

Некоторые акты Якова II были явным образом названы и отменены. Побег Якова II из Англии признавался отречением от трона, Вильгельм III Оранский и его жена Мария II признавались соправителями Англии, устанавливался порядок престолонаследия, католикам запрещалось занимать трон.

Ограничения монархии и закрепление базовых прав парламента заложили основы развития демократии и конституционной монархии в Великобритании.

Билль о правах 1689 - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Билль о правах 1689" 2017, 2018.

  • - Создание государства США. Конституция 1787 г. и Билль о правах

    Первые попытки создания английских колоний в Новом Свете относятся к XVI в. Королевский пират сэр Уолтер Рэли организовал экспедицию к берегам Северной Америки, которая в 1585 г. положила начало колонии Виргиния (названной в честь «королевы-девственницы» Елизаветы I: virgo –... .


  • - Устав ООН и Международный билль о правах человека.

    Компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, его... .


  • - Конституция США 1787 г. Билль о правах 1791 г.

    Конфедеративный союз со слабым правительством перестал отвечать дальнейшему развитию штатов. Дж. Вашингтон называл «Статьи конфедерации» «веревкой из песка», т. е. создавалась видимость призрачного единства. В 1787 г. в Филадельфии собрался Конституционный конвент... .


  • - Билль о правах

    Федерализм Конституция отправлялась от принципа федерализма. Он распространялся не только на политическое, но и на правовое устройство. Штаты об­ладали гарантированным федеральной властью равноправием, в том числе в сфере законодательства и права. Вместе с тем им... .


  • - Билль о правах 1689 г.

    После воцарения Карла II декларация и обещание короля уважать привилегии парламента были немедленно нарушены. Против участников революции начались репрессии, видные организаторы были казнены. Король восстановил английскую церковь, возвратил прежним своим сторонникам –... .


  • - Становление и развитие США. Конституция США 1787 г.: основные принципы, государственный строй. Билль о правах.

    История британского колониального правления в Северной Америке восходит к 1607 г., когда английскими переселенцами был основан форт Джорджтаун. К XVIII в. существовало 13 английских колоний в Северной Америке, которые не имели формальной связи между собой и были в... .



  • - Английская революция XVII века: основные этапы. Конституционные акты Англии XVII-XVIII вв.: HabeasCorpusAmendmentAct1679 г., Билль о правах 1689 г., Акт об устроении 1701 г.

    Тема 11. Возникновение и развитие буржуазного государства и права (Англия, США, Франция, Германия и др.). 11.1 Английская революция XVII века: основные этапы. Конституционные акты Англии XVII-XVIII вв.: HabeasCorpusAmendmentAct1679 г., Билль о правах 1689 г., Акт об устроении 1701 г. 11.2. Становление и... .


  • - Реставрация монархии 1660 г: в Англии. «Славная революция» 1688г. и переход к конституционной монархии. Билль о правах 1689г.

    8 мая 1660 г. Конвент в Англии издает прокламацию, в к-рой говорилось, что корона Англии после смерти Карла I по праву принадлежит Карлу II - законному королю Англии, Шотландии, Ирландии и т. д. С этого момента Англия вновь стала монархией. Основой для реставрации монархии в... .


  • Язык оригинала: английский. Название в оригинале: The Bill of Rights . - Опубл.: 1689. Источник: Тексты важнейших основных законов иностранных государств. - М., 1905. - Ч. 1.


    Принимая во внимание, что Духовные и Светские Лорды и Общины, собравшиеся в Вестминстере и представляющие законно, полно и свободно все состояния народа этого королевства, в тринадцатый день февраля, в году от рождества Господа нашего тысяча шестьсот восемьдесят восьмом, представили Их Величествам, тогда называвшимся и известным под именем и титулом Виль­гельма и Марии, Принца и Принцессы Оранских, присутствовавшим там собственной особой, письменное заявление, составленное упомянутыми Лордами и Общинами в нижеследующих словах:

    Так как последний Король Яков II, при содействии различных злоумышленных советников, судей и чиновников, состоявших у него на службе, пытался ниспровергнуть и искоренить протестантскую веру и законы и вольности этого королевства,

    1. Присвояя себе и применяя власть освобождать от действия законов и приостанавливать законы и исполнение их, без согласия Парламента.

    2. Заключая под стражу и преследуя некоторых достойных прелатов за всеподданнейшее ходатайство об освобождении их от участия в осуществлении этой присвоенной им власти.

    3. Издавая и приказывая привести в исполнение предписание за Большой Печатью об учреждении суда, называемого Судом Комиссаров по Церковным Делам.

    4. Взимая сборы в пользу и в распоряжение Короны, в силу якобы прерогативы, за иное время и иным порядком, чем было установлено Парламентом.

    5. Набирая и содержа в пределах этого королевства в мирное время постоянную армию без согласия Парламента и размещая солдат на постой противно закону.

    6. Запрещая своим добрым подданным протестантского исповедания носить оружие, в то время как паписты были вооружены и состояли на службе вопреки закону.

    7. Нарушая свободу выборов членов Парламента.

    8. Разбирая в Суде Королевской Скамьи дела и тяжбы, подлежащие исключительному ведению Парламента и применяя разные иные произвольные и незаконные формы делопроиз­водства.

    9. И так как в последние годы в списки присяжных по уголовным делам вносились пристрастные, подкупные и не удовлетворяющие надлежащим условиям лица, и, в част­ности, по делам об измене - лица, которые не были свобод­ными землевладельцами.

    10. И от лиц, задерживаемых по уголовным делам, были требуемы чрезмерные залоги, в обход законов, издан­ных для обеспечения свободы подданных.

    11. И были налагаемы чрезмерные штрафы и незаконные и жестокие наказания.

    12. И были производимы пожалования и обещания пожалований из штрафов и конфискаций до произнесения приговора над лицами, которые должны были им подвергнуться.

    Каковые все действия безусловно и прямо противны обще­известным законам и статутам и свободе этого королевства.

    И так как, ввиду отречения упомянутого Короля Якова II от правления и последовавшей отсюда незамещенности пре­стола, Его Высочество Принц Оранский (которого Всемогущему Богу угодно было сделать достославным орудием освобождения этого королевства от папизма и произвольной власти) приказал (по совету Духовных и Светских Лордов и некоторых значительных лиц из Общин) написать призывные грамоты Духовным и Светским Лордам протестантского исповедания и другие грамоты различным графствам, городам, универси­тетам, местечкам и пяти портам об избрании ими правоспособных представителей в Парламент, имевший собраться и заседать в Вестминстере в двадцать второй день января тысяча шестьсот восемьдесят восьмого года, для принятия мер, чтобы их вера, законы и вольности впредь не подвер­гались опасности ниспровержения, - и так как на основании сих грамот выборы были произведены соответственным обра­зом.

    И посему означенные Духовные и Светские Лорды и Общи­ны, в силу упомянутых грамот и выборов, собравшиеся ныне в качестве полного и свободного представительства этого народа, по зрелом обсуждении наилучших средств для до­стижения вышесказанных целей, прежде всего (как делали обыкновенно в подобных случаях их предки) заявляют, для восстановления и удостоверения своих древних прав и вольностей, нижеследующее:

    1. Что предполагаемая власть приостанавливать законы или исполнение законов королевским повелением, без согласия парламента, незаконна.

    2. Что предполагаемая власть изъятия от законов или исполнения законов королевским повелением, так, как она присваивалась и применялась в недавнее время, незаконна.

    3. Что учреждение Суда Комиссаров по Церковным Делам и всякие другие учреждения и суды подобного рода незаконны и пагубны.

    4. Что взимание сборов в пользу и в распоряжение Ко­роны, в силу якобы прерогативы, без согласия парламента или за более долгое время или иным порядком, чем уста­новлено парламентом, незаконно.

    5. Что обращаться с ходатайствами к королю есть право подданных, и всякое задержание и преследование за такие хо­датайства незаконно.

    6. Что набор или содержание постоянного войска в пределах королевства в мирное время иначе, как с согласия парламента, противно закону.

    7. Что подданные протестантского исповедания могут но­сить оружие, соответствующее их положению, и так, как доз­волено законом.

    8. Что выборы членов парламента должны быть свободны.

    9. Что свобода слова, прений и актов в парламенте не должна быть стесняема или подвергаема контролю в каком-либо суде или месте кроме парламента.

    10. Что не допускается требование чрезмерных залогов, ни наложение чрезмерных штрафов или жестоких и необы­чайных наказаний.

    11. Что присяжные должны быть вносим в списки и при­зываемы к очереди надлежащим порядком, и присяжные, решающие судьбу человека в делах об измене, должны быть свободными землевладельцами.

    12. Что всякие пожалования и обещания из сумм, ожи­даемых от штрафов и конфискаций, до осуждения незаконны и недействительны.

    13. И что для пресечения всяких злоупотреблений и для улучшения, укрепления и охранения законов парламент дол­жен быть созываем достаточно часто.

    И они ищут, требуют и настаивают на всех этих пунктах и на каждом из них в отдельности как на своих несомненных правах и вольностях; и утверждают, что никакие заявления, приговоры, факты или действия, состояв­шиеся в ущерб народу в каком-либо из означенных пунктов, не могут никоим образом иметь последствия для будущего или служить впредь примерами.

    К каковому требованию своих прав, как к единствен­ному средству достигнуть полного исправления и устранения вышеозначенных зол, они были в особенности ободрены за явлением Его Высочества Принца Оранского.

    Имея вследствие сего полную уверенность, что Его Высо­чество Принц Оранский довершит дело освобождения, столь далеко уже подвинувшееся благодаря ему, и обеспечить их против нарушения их прав, которые они здесь удостоверили, и от всяких иных посягательств на их веру, права и вольности:

    II. Означенные Духовные и Светские Лорды и Общины, со­бравшиеся в Вестминстере, постановляют, что Вильгельм и Мария, Принц и Принцесса Оранские, признаются и объявляются Королем и Королевой Англии, Франции и Ирландии и принад­лежащих к ним владений, так чтобы Корона и королевский сан означенных королевств и владений принадлежали по­жизненно упомянутым Принцу и Принцессе и тому из них, кто переживет другого; и чтобы, в течение совместной жизни названных Принца и Принцессы, исключительное и полное осу­ществление королевской власти принадлежало только упомяну­тому Принцу Оранскому и производилось им от имени их обоих; по кончине же их обоих, Корона и королевский сан сказанных королевств и владений должны перейти к нисхо­дящим наследникам названной Принцессы, а за отсутствием такового потомства к Принцессе Анне Датской и ее нисхо­дящим наследникам, а за отсутствием такового потомства к нисходящим наследникам вышепоименованнаго Принца Оран­ского. И Духовные и Светские Лорды и Общины просят на­званных Принца и Принцессу принять престол согласно ска­занному.

    III. И постановляют, что, вместо прежней присяги подданичества и подчинения супрематии, которая отменяется, всеми лицами, от которых таковая требовалась по закону, должна быть приносима нижеследующая присяга.

    Я, А. Б., чистосердечно обещаюсь и клянусь, что буду не­лицемерно и верно нести подданство Их Величествам Королю Вильгельму и Королеве Марии. Так да поможет мне Бог.

    Я, А. Б., клянусь, что от всего сердца своего отвергаю, ненавижу и проклинаю, как нечестивое и еретическое, то пред­осудительное учение и положение, что Государи, отлученные или осужденные Папой или какой-либо властью Римского Пре­стола, могут быть низлагаемы или убиваемы своими подданными или подвергаемы чему-либо подобному. И объявляю, что ника­кой иностранный государь, владетель, прелат, никакое ино­странное лицо или государство не имеет и не может иметь юрисдикции, власти, верховенства, превосходства или церков­ного или духовного авторитета в пределах этого королевства. Так да поможет мне Бог.

    IV. После чего Их Величества приняли Корону и королев­ский сан королевств Англии, Франции и Ирландии и принадле­жащих к ним владений, согласно решению и желанию озна­ченных Лордов и Общин, высказанному в вышеприведен­ном заявлении.

    V. И засим Их Величества соизволили, чтобы означенные Духовные и Светские Лорды и Общины, составляющие две Па­латы Парламента, продолжали заседать и совместно с Их Королевскими Величествами приняли действительные меры для утверждения веры, законов и вольностей этого королевства, так чтобы они на будущее время не подвергались снова опас­ности ниспровержения; на что означенные Духовные и Светские Лорды и Общины изъявили согласие и приступили к делу со­гласно вышесказанному.

    VI. Ныне, на основании вышеизложенного, Духовные и Свет­ские Лорды и Общины, собравшиеся в парламенте для того, чтобы ратифицировать, утвердить и установить означенное заявле­ние и содержащиеся в нем статьи, условия, положения и пункты силой закона, изданного в надлежащей форме парламентом, просят, чтобы было объявлено и узаконено, что все удосто­веряемые и отыскиваемые в означенном заявлении права и вольности, в их совокупности и в отдѣльности, суть достоверные, исконные и несомненные права и вольности народа этого королевства и как таковые должны быть почитаемы, пре­доставляемы, присуждаемы, рассматриваемы и понимаемы, и что все вышеприведенные статьи должны быть строго и неуклонно исполняемы и соблюдаемы так, как они изложены в означен­ном заявлении; и все должностные лица и чиновники должны впредь служить всегда Их Величествам и их преемникам согласно сказанному.

    VII. И означенные Духовные и Светские Лорды и Общины, принимая в соображение, что Всемогущему Богу, в Его див­ном промысле и милосердной благости к этому народу, уго­дно было, к великому счастью, предъизбрать и сохранить цар­ственные особы Их Величеств, для царствования над нами на престоле их предков, и воссылая Ему за то из глубины сердец своих всепокорные благодарения и хваления, - досто­верно, твердо, несомненно и чистосердечно полагают, и посему признают, удостоверяют и объявляют, что, ввиду отре­чения Короля Якова II от правления и принятия Их Величествами вышеозначенной Короны и королевского сана, упомяну­тые Их Величества стали, были, пребывают и по праву должны быть, в силу законов этого королевства, нашими державными властителями, Государем и Государыней, Коро­лем и Королевой Англии, Франции и Ирландии и принадлежа­щих к ним владений, и что королевский сан, Корона и до­стоинство названных королевств со всеми относящимися и принадлежащими сюда почестями, наименованиями, титулами, регалиями, прерогативами, полномочиями, юрисдикциями и властями, самым полным, законным и безраздельным образом заключаются и воплощаются, сосредоточиваются и соединяются в их царственных особах.

    VIII. И для предупреждения всяких сомнений и несогласий в этом королевстве по поводу каких-либо предполагаемых прав на Корону и для предохранения определенности в пре­столонаследии, от которой с помощью Божьей всецело зави­сит единство, мир и безопасность этого народа, - означен­ные Духовные и Светские Лорды и Общины умоляют Их Ве­личества, чтобы было узаконено, установлено и объявлено, что Корона и королевская власть названных королевств и вла­дений, со всем сюда относящимся и принадлежащим, дол­жны находиться и пребывать в обладании Их Величеств и того из них, кто переживет другого, пожизненно. И что безраздельное, полное и совершенное осуществление королевской власти и правления должно принадлежать только Его Величеству и производиться им от имени обоих Их Величеств, в течение их совместной жизни, а после кон­чины их означенная Корона со всем к ней принадлежащим должна находиться и пребывать в обладании нисходящих наследников Ее Величества, - за отсутствием же такового по­томства перейти к Ее Королевскому Высочеству Принцессе Анне Датской и ее нисходящим наследникам, а за отсут­ствием такового потомства, к нисходящим наследникам Его Величества; и сему порядку означенные Духовные и Светские Лорды и Общины, от имени всего вышеупомянутого народа, всепокорно и нелицемерно подчиняются за себя, своих наслед­ников и потомков и добросовестно обещают, что будут отстаивать, поддерживать и защищать Их Величества, а равно обозначенное и изложенное здесь ограничение и преемство Ко­роны, по мере всех сил своих, не щадя жизни и состоя­ния, против всяких лиц, которые предприняли что-либо сему противное.

    IX. И так как опытом показано, что с безопасностью и благосостоянием этого протестантского королевства несовместимо правление папистского государя или короля или коро­левы, состоящих в браке с папистом или паписткой, означенные Духовные и Светские Лорды и Общины просят также, чтобы было узаконено, что всякое лицо, которое примирилось или примирится, или будет поддерживать общение с Римским Престолом или Церковью, или будет исповедовать папистскую веру или вступит в брак с папистом или паписткой, должно быть устранено и быть навсегда неспособно наследо­вать, обладать и пользоваться Короной и правлением этого королевства и Ирландии и принадлежащих к ним владений или какой-либо части их, или иметь, отправлять или осущест­влять какое-либо королевское право, власть или юрисдикцию в пределах их; и во всех таких случаях народ этих ко­ролевств, в силу этого, освобождается от подданической при­сяги; и означенная Корона и правление переходит в облада­ние и пользование того лица протестантского исповедания, которое должно было бы наследовать их в случае, если бы лицо, устраненное от престолонаследия по вышесказанным причи­нам, умерло естественным образом.

    X. И чтобы каждый король и королева, которые бы в ка­кое-либо время, впоследствии, наследовали Имперскую Корону этого королевства, - в первый день собрания первого парла­мента после вступления на престол, восседая на своем троне в Палат Лордов, в присутствии собранных там Лордов и Общин, или во время своего коронования, при принесении коронационной присяги (которая должна состояться прежде), пред тем лицом или лицами, которые будут свидетелями оз­наченной присяги, составляли, подписывали и прочитывали вслух заявление, упомянутое в статуте, изданном на тринадцатом году царствования Короля Карла II и озаглавленном «Акт для более действительного предохранения особы и власти Короля посредством лишения папистов права заседать в той или дру­гой Палате Парламента». А если бы случилось, что король или королева, по наследовании Короны этого королевства имели ме­нее двенадцати лет от роду, тогда такой король или коро­лева должны составить, подписать и прочитать вслух сказанное заявление при короновании или в первый день собрания первого парламента по достижении этим королем или королевой двенадцатилетнего возраста.

    XI. И Их Величества соизволили, чтобы все эти положе­ния были объявлены, узаконены и установлены властью на­стоящего парламента и действовали, сохраняли силу и пребы­вали законом этого королевства на вечные времена, вслед­ствие чего они объявляются, узаконяются и устанавливаются Их Величествами, по совету и с согласия Духовных и Светских Лордов и Общин, собранных в парламенте, и властью этого последнего.

    XII. И далее объявляется и узаконяется вышепоименован­ной властью, что, начиная с настоящей сессии парламента, ни­какое изъятие non obstante от какого-либо статута или части его не может быть даровано, но таковые почитаются ничтож­ными и недействительными, исключая те случаи, когда подобное изъятие будет допущено в этом самом статуте или особо предусмотрено одним или несколькими биллями, про­шедшими в настоящей сессии парламента.

    XIII. И постановляется, что никакая хартия, пожалование или помилование, дарованное до двадцать третьего дня октября тысяча шестьсот восемьдесят девятого года, не может быть каким-либо образом ограничено или обессилено настоящим Актом, но таковые должны иметь и сохранять точно такую же силу и действие, как если бы этот Акт совсем не был издан.

    Это произведение перешло в общественное достояние .
    Произведение написано автором, умершим более семидесяти лет назад и опубликовано прижизненно, либо посмертно, но с момента публикации также прошло более семидесяти лет.
    Кроме того, перевод выполнен автором, умершим более семидесяти лет назад и опубликован прижизненно, либо посмертно, но с момента публикации также прошло более семидесяти лет.

    Законодательный акт, принятый парламентом Великобритании в 1689 в результате «Славной революции» - одна из основных частей британской Конституции (наряду с Хабеас корпус актом и Актом об устроении). Стал одним из первых документов, юридически утвердивших права человека.

    В нём впервые были закреплены ограничения прав монарха в пользу высшего органа представительной власти. Король лишался следующих прав:

    приостанавливать действие законов либо их исполнение;

    устанавливать и взимать налоги на нужды короны;

    формировать и содержать постоянную армию в мирное время.

    Гражданам были гарантированы следующие права:

    свобода (для Протестантов) иметь оружие для самообороны (в количестве, ограниченном для разных социальных классов в разной мере);

    свобода подачи петиций королю;

    свобода от штрафов и конфискаций имущества без решения суда;

    свобода от жестоких и необычных наказаний, от чрезмерно больших штрафов;

    свобода слова и дебатов; никакие слушания в Парламенте не должны быть привлечены к ответственности или подвергнуты сомнению в любом суде или месте за пределами Парламента.;

    свобода выборов в Парламент (в то время лишь для состоятельных граждан) от вмешательства короля.

    Биллем были ликвидированы особые суды по церковным и другим делам («Звёздная палата» и «Высокая комиссия»).

    Некоторые акты Якова II были явным образом названы и отменены. Побег Якова II из Англии признавался отречением от трона, Вильгельм III Оранский и его жена Мария II признавались соправителями Англии, устанавливался порядок престолонаследия, католикам запрещалось занимать трон.

    Ограничения монархии и закрепление основных прав парламента заложили основы развития демократии и конституционной монархии в Великобритании.

    Акт об устроении

    Акт о престолонасле́дии или Акт об устрое́нии (англ. Act of Settlement) - законодательный акт, принятый парламентом Англии в 1701 году, лишивший католическую мужскую линию Стюартов прав на престол в пользу протестантки Софии Ганноверской и её потомков.

    Полное название - «Акт о дальнейшем ограничении власти монарха и наилучшей охране прав и свобод подданных», Акт называют также «Билль…» или «Закон о престолонаследии в Англии». Это одна из частей британской Конституции - наряду с Хабеас корпус актом и Биллем о правах 1689 года.

    Акт был принят в царствование короля-протестанта Вильгельма III Оранского, непосредственной преемницей которого была его свояченица Анна. Все дети Анны умерли в младенчестве или в детстве, последний, 11-летний герцог Глостерский, скончался в 1700 году. Эта смерть ставила неизбежный вопрос о дальнейшем престолонаследии, поскольку все ближайшие родственники дома Стюартов были католиками. Общественное мнение в Англии и Шотландии было категорически против занятия престола католиками: это могло привести к ликвидации завоеваний Славной революции 1688 года, тем более что ближайшим претендентом был единокровный брат Анны - сын изгнанного во Францию Славной революцией Якова II. В условиях Войны за испанское наследство живший во Франции претендент «Яков III» находился в лагере врагов Англии и пользовался поддержкой Людовика XIV.

    В соответствии с Актом монархом в Англии (а затем, с 1707, и в Великобритании) могло быть только лицо, состоящее в евхаристическом общении с Англиканской Церковью. От престолонаследия отстранялись:

    • лица католического вероисповедания,
    • лица, вступившие в брак с католиками, а также
    • нисходящее потомство тех и других.

    В соответствии с Актом после будущей королевы Анны от престола были последовательно отстранены:

    • её брат Яков (Старый претендент),
    • принцы Савойского дома - потомки Генриетты, герцогини Орлеанской, дочери Карла I,
    • принцы Пфальцского дома - потомки сыновей Елизаветы, дочери Якова I.

    В соответствии с актом преемницей Анны была назначена её двоюродная тётка - самая младшая дочь Елизаветы Пфальцской - София Ганноверская, вдова протестантского ганноверского курфюрста Эрнста Августа. Но София умерла за месяц с небольшим до Анны, и на британский престол вступил её сын, ганноверский курфюрст Георг I. Таким образом, Великобритания вступила в личную унию с Ганновером под властью Ганноверской династии (Вельфов).

    один из основополагающих конституционных актов Великобритании, принятых в ходе английской революции 17 в. (наряду с Хабеас корпус актом и Актом об устроении). Б. о п. в законодательной форме определил принципы взаимоотношений между королем и парламентом и подтвердил «истинные, исконные и несомненные права и вольности народа этого королевства». Перечислив злоупотребления короля Якова II, пытавшегося «ниспровергнуть и искоренить протестантскую веру и законы и вольности этого королевства», Акт установил, что занимать английский трон и наследовать корону может только лицо протестантского вероисповедания; утверждалось верховенство парламента в области законодательной власти и финансовой политики (без согласия парламента незаконно королевское повеление о приостановлении действия законов или их исполнения, взимание любых сборов в пользу короны, а также набор и содержание постоянной армии в мирное время в пределах королевства). Билль также перечислял некоторые права подданных, связанные в основном с деятельностью парламента. Так, он провозглашал право обращения подданных с петициями к королю и объявлял незаконным задержание и преследование за такие обращения, декларировал свободу выборов в парламент, свободу слова и мнений в парламенте и содержал специальное указание, что парламент должен созываться «достаточно часто». Кроме того, в законе упоминались право подданных протестантского вероисповедания носить соответствующее их положению оружие и ряд гарантий в области правосудия - необходимость соблюдения надлежащего порядка при созыве присяжных и недопустимость требования чрезмерных судебных залогов, наложения чрезмерных штрафов, жестоких и необычных наказаний. Лит.: Билль о правах 1689 г. / / Конституции и законодательные акты буржуазных государств. XVII-XIX вв. М., 1957. В.Г. Графский



    Просмотров