Чем опасен гололёд? Синоптики предвещают гололед или гололедицу: что делать

Причины их возникновения могут быть различными.

Синоптик Прокофьева пишет: "Гололедица представляет собой тонкий слой льда на земной поверхности, образовавшийся после оттепели и дождя в результате наступления похолодания, а также вследствие замерзания мокрого снега, дождя и мороси от соприкосновения с сильно охлажденной поверхностью".

Согласно синоптикам, гололедица - это лед на горизонтальных поверхностях, т.е. на земле и дорогах, а гололед - это лед везде: на проводах и на ветках деревьев. Совершенно точно употребил в своем шуточном стихотворении слово "гололедица" поэт В. Берестов:

"Не идется и не едется, потому что гололедица.

Но зато отлично падается!

Почему ж никто не радуется?"

Такие ситуации опасны для пастбищных животных. Так, на Чукотке в начале 1980-х годов гололедица вызвала массовую гибель оленей. К этому же типу явлений относится обледенение причалов, морских платформ, судов вследствие замерзания брызг воды во время шторма. Особенно это опасно для небольших судов, палуба и надстройки которых невысоко подняты над водой: может возникнуть критическая нагрузка за считанные часы, и судно перевернется. Ежегодно от этого в мире гибнет около 10 рыболовецких судов, сотни оказываются в рискованном положении.


Набрызговые наледи на берегах Охотского и Японского морей достигают толщины 3-4 м, что сильно затрудняет хозяйственную деятельность в прибрежной полосе.

Гололед (ГОСТ Р 22.0.03-95) - это слой плотного льда на земной поверхности и на предметах в результате намерзания капель переохлажденного дождя, мороси или обильного тумана, а также при конденсации пара.


Возникает при температуре от 0° до -15"С. Осадки выпадают в виде переохлажденных капель, но при соприкосновении с поверхностью или предметами они замерзают, покрывая ее ледяным слоем. Типичной ситуацией для возникновения гололеда является приход зимой после сильных морозов относительно теплого и влажного воздуха, имеющего чаще всего температуру от 0° до -3°С. Налипание мокрого снега (снежные и ледяные корки), наиболее опасное для линий связи и электропередач, происходит при снегопадах и температуре от +Г до -3°С и скорости ветра 10-20 м/с. Диаметр отложений снега достигает 20 см. вес 2-4 кг на 1 м плюс ветровая нагрузка. Опасность гололеда резко возрастает при усилении ветра. Это приводит к обрыву проводов электропередач. Самый сильный гололед в Новгороде отмечался весной 1959 г., он вызвал массовые повреждения линий связи и электропередач, в результате чего на некоторых направлениях связь с Новгородом была полностью прервана. Покрытие ледяной коркой поверхности мостовых и тротуаров при гололеде становится причиной многочисленных травм.

На полотне автодорог образуется накат, парализующий движение, как гололед. Эти явления характерны для приморских районов с влажным мягким климатом (Западная Европа, Япония, Сахалин и т.д.), но распространены и во внутриконтинентальных районах в начале и конце зимы. При замерзании переохлажденных капель тумана на различные предметы образуются гололедные (при температуре от 0° до -5°, реже -20°С) и изморозевые (при температуре от -10° до -30°, реже -40°С) корки. Вес гололедных корок может превышать 10 кг/м (до 35 кг/м - на Сахалине, до 86 кг/м - на Урале).


Такая нагрузка разрушительна для большинства проводных линий и для многих мачт. Кроме того, высока вероятность обледенения самолетов вдоль лобовой части фюзеляжа, на винтах, ребрах крыльев и выступающих частях самолетов. Ухудшаются аэродинамические свойства, возникают вибрации, возможны аварии. Обледенение происходит в переохлажденных водяных облаках с температурой от 0° до -10°С. При соприкосновении с самолетом капли растекаются и замерзают, к ним примерзают снежинки из воздуха. Обледенение возможно и при полете под облаками в зоне переохлажденного дождя. Особенно опасно обледенение во фронтальных облаках, так как эти облака всегда смешанные, а их горизонтальные и вертикальные размеры сопоставимы с размерами фронтов и воздушных масс. Различают гололед прозрачный и мутный (матовый). Мутный гололед возникает при более мелких каплях (мороси) и при более низких температурах.

Изморозь возникает благодаря сублимации пара.

Гололед обилен в горах и при морском климате, например, на юге России и на Украине.

Повторяемость гололеда наиболее высока там, где часты туманы при температуре от 0 до -5градусов по Цельсию.

На Северном Кавказе в январе 1970 г. на проводах образовался лед весом 4-8 кг/м и диаметром отложений 150 мм, в результате разрушились многие линии электропередач и связи. Сильные гололеды отмечены в Донецком бассейне, на Южном Урале и др. Воздействие гололеда на хозяйство наиболее заметно в Западной Европе, США, Канаде, Японии, в южных районах бывшего СССР. Так, в феврале 1984 г. в Ставрополье гололед с ветром парализовал автодороги и вызвал аварию на 175 высоковольтных линиях. При гололедице в Москве количество авто аварий увеличивается в 3раза.

Частый попутчик зимней погоды - гололедица . Это ледяная корка, которая образуется на любой поверхности после резкого перепада температур. Мокрый снег, дождь перед сильным морозом могут спровоцировать ее появление. Как правило, именно гололедица сковывает всю площадь мелких ручьев, других источников влаги, поэтому для ее появления необязательно должен пойти дождь.

Если зимой стоят суровые продолжительные морозы, они сковывают самые глубокие водоемы, которые промерзают на очень приличные глубины, так начинается ледостав , парализующий судоходство. Лед тронется только при сильном потеплении, когда лучи солнца начнут прогревать его твердь.

Еще один непременный атрибут зимы - сосулька - кусок льда конусообразной формы, который свисает с какой-либо плоскости. Днем солнце прогревает снег, он начинает таять и подтекать, а ночью мороз усиливается, все вокруг замерзает. Масса сосульки растет по мере таяния снега, потом она обрушивается от собственного веса и рассыпается от столкновения с землей.

Именно с таяния сосулек начинается плавный переход к весне , когда температура воздуха постепенно поднимается, дни становятся длиннее, а морозные узоры исчезают, просачиваясь талой водой в прогретую землю.

29.01.2013 Конец зимы – сложный и опасный период для пешеходов и водителей. Это время нестабильных погодных условий – то снег, то яркое солнце, то всё тает, то замерзает. От этого и образуются две главные опасности – гололед и гололедица. Да-да, это два совершенно разных понятия.

Гололед – слой плотного льда, образовавшийся на поверхности земли, тротуарах, проезжей части и на деревьях при замерзании воды. Гололедица же представляет собой лед или слой снега, утрамбованный до твердого состояния, который образует скользкую поверхность. Такая ситуация чаще всего встречается ближе к весне, когда снег под яркими солнечными лучами начинает таять, а ночью, при понижении температур, подмораживает.

Когда на улице высокая влажность и ветер, а температура все время около нуля, на дорогах возникает гололед. В это время образуется лед, который может быть толщиной несколько сантиметров. Но гололед бывает значительно реже гололедицы, которая образуется там, где перед наступлением заморозков стояла вода. У гололедицы может быть еще одна причина появления. Снег может уплотниться до образования льда там, где прошло большое количество пешеходов или проехало много машин.
Оба эти явления, гололед и гололедица, опасны и для пешеходов и для водителей. Машинам на скользкой дороге затормозить намного сложнее, чем на сухом асфальте, а значит перебегать дорогу перед близко идущим транспортом становится просто смертельно опасно, ведь даже идти по обледеневшей дороге сложно, не то что бежать. Даже идя по тротуару можно получить травму. Ноги разъезжаются в разные стороны и, стоит потерять равновесие, как ушиб, вывих, а то и перелом, обеспечены

Но самое главное - быть предельно внимательным на дороге! Ни в коем случае не переходите проезжую часть в неустановленных местах перед близко идущим транспортом – автомобиль не успеет затормозить! При переходе дороги по пешеходному переходу, необорудованному светофором, убедитесь, что машина находится на безопасном расстоянии для того, чтобы вас пропустить. При переходе на регулируемых пешеходных переходах и на перекрестках, убедитесь, что все машины закончили проезд на зеленый сигнал, особое внимание обратите на машины, которые на перекрестке поворачивают направо. Может случиться, что они только выехали из-за поворота, а сигнал с зеленого сменился на красный. Для вас же в это время уже будет гореть зеленый сигнал светофора и вы можете смело выйти на дорогу, прямо под колеса этой поворачивающей машины. Помните, сегодня мы с вами говорим о гололеде и гололедице. На сухом асфальте водитель смог бы остановиться, чтобы не допустить наезда. А если сколько? Тогда тормозной путь увеличится и расстояния для полной остановки может не хватить. Поэтому, даже переходя дорогу на зеленый сигнал светофора, не ленитесь крутить головой и следить за ситуацией. Ведь в любом случае человеку остановиться легче, чем машине. Вот такие несложные правила, которые помогут вам справиться с гололедом и гололедицей. Конечно, если вы их будете соблюдать!
Количество показов: 2094

Чем опасен гололед

Гололед вызывается выпадением жидких переохлаж денных осадков -- дождя или мороси -- на поверхность почвы, растений или искусственных сооружений (таких, как мачты и провода линий электропередачи, например). Он может возникнуть при отрицательной температуре воздуха, сопровождающейся плотным туманом.

Если осадки интенсивны и длительны, происходит опасное нарастание льда, под тяжестью которого ломаются ветви деревьев, обрываются провода, гнутся и падают высокие металлические конструкции. Покрытые ледяной коркой поверхности мостовых и тротуаров при гололеде становятся причиной многочисленных травм, а также аварий автомобильного и гужевого транспорта, перебоев в работе линий связи, энергоснабжении. В отдельных случаях гололедные явления при большом масштабе их распространения принимают характер настоящих стихий ных бедствий.

Типичной ситуацией для возникновения гололеда явля ется приход зимой после сильных морозов относительно теплого и влажного морского воздуха, имеющего чаще всего температуру от 0 до --3°С.

Что такое песчаные бури

Ветром при пыльных бурях переносится не только пыль, но и песок и даже мелкий щебень. Над самой земном поверхностью летит щебень и грубый песок, на высоте нескольких десятков метров -- мелкий песок, а еще выше - темное, плотное облако пыли. Ширина этого пыле песчаного потока - несколько сот километров, скорость перемещения -- 40--00 км/ч. Чисто песчаные бури, когда ветер переносит только песок,-- явление сравнительно редкое, характерное лишь для пустынь вроде Ливийской, где песок почти не содержит пыли. По описанию очевид цев, песчаная буря представляет собой «странно ровное, плотное, низкое облако с резко очерченной верхней границей, скользящее над землей, как ковер. Головы людей поднимаются из этого облака, как из воды в плавательном бассейне. Над грубообломочной поверхностью земли облако может достигать высоты двух метров, но обычно оно бывает ниже».

    12.06.2019г. на территории НМР РТ в честь празднования "Дня России" Управлением здравоохранения, Центром медицинской профилактики и Нижнекамским медицинским колледжом были организованы мероприятия: "Парад трамваев" "Фестиваль волонтеров-медиков". "Парад трамваев" состоял из 12 тематических вагонов, где принял участие "вагон здоровья". Вагон был оформлен в стиле 5 "Д" (движение, дыхание, диета, деторождение, добро). В салоне трамвая было организовано: трансляция видеороликов по профилактике заболеваний и укреплению состояния здоровья стенд "Предложения по улучшению работы системы здравоохранения" высказывания по профилактике заболеваний, интересные факты о теле человека измерение артериального давления акция "Открытое здравоохранение" раздача литературы по различным гигиеническим направлениям. #цмпнк #парадтрамваев

    "Фестиваль волонтеров-медиков" прошел в парке "Солнечная поляна" и состоял из следующих мероприятий: ✔️Флюоромобиль (обследование прошли 8 чел.) ✔️Экспрес-тест на ВИЧ-статус (62 чел.) ✔️Измерение артериального давления (свыше 80 чел., из них повышенные показатели - 26) ✔️Социологический опросы ("Влияние курения на здоровье человека"; "Влияние наркомании на здоровье человека"; "Оценка качества работы здравоохранения") ✔️Мастер-класс "Оказание первой доврачебной помощи при открытых травмах" ✔️Мастер-класс "Здоровые зубы" ✔️Акция "10 000 шагов к жизни". #цмпнк #фестивальволонтеров-медиков

    "Фестиваль волонтеров-медиков" прошел в парке "Солнечная поляна" и состоял из следующих мероприятий: ✔️флюоромобиль(флюрография легких); ✔️экспрес-тест на ВИЧ-статус; ✔️измерение артериального давления; ✔️социологический опросы ("Влияние курения на здоровье человека"; "Влияние наркомании на здоровье человека"; "Оценка качества работы здравоохранения") ✔️мастер-класс "Оказание первой доврачебной помощи при открытых травмах" ✔️мастер-класс "Здоровые зубы" ✔️разминка и акция "10 000 шагов к жизни". ⏩Мероприятие инициировали центр медицинской профилактики НМР. ⏩Волонтеры-медики, это студенты и преподаватели Нижнекамского медицинского колледжа, которые успешно справились с поставленной задачей! ⏩Реализация данного проекта- это позитивный опыт отношения населения, в.ч.молодежи к своему здоровью и забота о себе и своем здоровье оbrazovanie #цмпнк #фестивальволонтеров-медиков#ДоброволецыНижнекамска#молодёжьнижнекамска @media .repost

    "Парад трамваев" в празднование Дня России прошел в г. Нижнекамске. "Открытое здравоохранение" таким был главный слоган в пути следования трамвая от здравоохранения. Волонтеры-медики, студенты Нижнекамского медицинского колледжа, помогали работникам здравоохранения реализовать главную идею здравоохранения и праздника. Добрый доктор Никита это не просто символ здравоохранения, это та реальность, к которой стремится любой медицинский работник. "Парад трамваев" удался и все медицинские манипуляции и профилактические мероприятия были успешно реализованы оbrazovanie #цмпнк

В профессиональной речи синоптиков слова «гололедица» и «гололед» строго различаются.

Сравните фразу в сводках погоды: "Ночью и днем слабый гололед, на дорогах гололедица".

Гололедица - это только лед на дорогах, который образуется после оттепели или дождя при внезапном похолодании.

Гололед - слой плотного льда, нарастающего на предметах при выпадении переохлажденного дождя или мороси, при тумане и перемещении низких слоистых облаков при отрицательной температуре воздуха у поверхности Земли, близкой к 0°С.

Гололед значительно более редкое и опасное явление, особенно для энергетиков и автомобилистов, так как трудно предсказывается, обычно быстро и интенсивно развивается.

Чаще всего гололед возникает при резком потеплении, когда теплый воздух проходит над сильно выхоложенной поверхностью.

Скорость замерзания капель зависит от их размеров и температуры воздуха. От этого в свою очередь зависит и внешний вид гололеда – прозрачный или матовый.

Аморфная структура гололеда объясняется тем, что процесс замерзания переохлажденной воды несколько задерживается выделяющейся при этом скрытой теплотой замерзания. Вследствие этого капли, прежде чем замерзнуть, успевают растечься по предмету, образуя сплошной покров льда.

Толщина гололедных отложений порой может достигать многих сантиметров. Под тяжестью образовавшегося льда ломаются ветви деревьев, обрываются провода ЛЭП. Иногда под тяжестью льда разрушаются и стальные опоры ЛЭП.

Поэтому такое явление приравнивается к природному бедствию.

Гололедные явления большой интенсивности особенно часто отмечаются в холодное время года в южной половине Европейской территории России.

Ледяной дождь часто сопровождает знаменитую новороссийскую бору (сильный северо-восточный ветер).

Гололед покрывает не только горизонтальные, но и вертикальные поверхности - цокольные части строений, деревья. Особенно подвержены обмерзанию обдуваемые ветром объекты - мосты и их опоры, эстакады, столбы.

Образование гололеда может происходить также на внешних поверхностях самолетов, пролетающих в толще переохлажденных водяных облаков. Такое явление называется обледенением. Особенно опасно обледенение, возникающее в слоисто-дождевых облаках на атмосферных фронтах, которые занимают огромные пространства, как по горизонтали, так и по вертикали. Гололед может возникать и при пролете воздушного судна под облаками в условиях переохлажденного дождя.

Обледенение самолетов может значительно ухудшать их аэродинамические характеристики и привести к возникновению тяжелых авиационных происшествий.

Гололед значительно опаснее гололедицы и с точки зрения управляемости и устойчивости автомобиля на дороге. Коэффициент сцепления смачиваемой водой поверхности значительно ниже, чем при отсутствии осадков в виде дождя. Это заметно отражается на выборе скорости движения. При гололеде максимальная безопасная скорость движения на трассе находится в пределах 30-40 км/час, а при гололедице – 60 – 70 км/час. Более того, в гололедицу у водителя остается шанс найти на проезжей части поверхность, на которой перед наступившим морозом не было воды или которую другие машины еще не отполировали до блеска, чтобы колесам его машины было за что зацепиться.

В гололед же замерзающий дождь покрывает всю поверхность дороги независимо от того, сколько колес по ней уже проехало.

Гололедица превращает города в большой каток. Поскользнуться и упасть можно на каждом шагу.

При падении чаще страдают руки – лучевые кости от локтя до кисти. Падая, человек инстинктивно выставляет вперед руку и всем весом своего тела обрушивается на нее. При неловком падении на бок может пострадать предплечье.

Ноги ломаются, как правило, в области голени. У женщин этому нередко способствует обувь на высоком каблуке. Пожилые люди чаще, чем молодые, ломают позвоночник, шейку бедра. Перелом бедренной кости – особенно тяжкая травма. Даже небольшой удар может вызвать перелом этой хрупкой, тонкой косточки. В 95% процентах случаев – это удел женщин.

Необходимо помнить, что чем быстрее будет оказана медицинская помощь, тем меньше осложнений можно ожидать после травмы.

Всегда помните об осторожности. Выбирайте более безопасный путь, идите там, где меньше льда, где дорожки посыпаны песком, где есть освещение.

Если обойти лед невозможно, передвигайтесь на полусогнутых ногах, старайтесь не отрывать их от земли.

Это поможет вам преодолеть опасный участок без падений. Не стоит догонять отходящий общественный транспорт.

Опасности гололеда и гололедицы:

дороги превращаются в ледяной каток;

увеличивается число обращений за медицинской помощью с ушибами, вывихами, переломами;

парализуется уличное движение, на улицах и площадях образуются пробки из автомашин;

движение на трассах блокируется тяжелыми транзитными грузовиками и малоопытными автолюбителями;

обрываются провода, повреждаются опоры, антенны служебных и жилых домов, металлические конструкции;

затрудняется работа автотранспорта, аэропортов;

корка намерзшего льда может вызвать обрыв проводов линий связи и линий электропередачи;

создается угроза перегрузки мачт, башен, кровли;

ограничивается применение воздушного транспорта;

скалывание льда с машин вызывает их порчу;

намерзание осадков в течение зимы приводит к оседанию и протеканию кровли;

ломаются ветви деревьев, нередко деревья вырываются с корнями;

образование ледяной корки на поверхности почвы и кустарниках при круглогодичном выпасе скота мешает добыче корма животными;

при поедании трав, покрытых льдом, у животных появляются простудные заболевания;

гололед (ледяная корка) мешает передвижению животных - они скользят, падают и нередко повреждают ноги;

снег сдувается с гладкой поверхности льда, а поэтому зимой над ледяной поверхностью стоят низкие температуры, которые вызывают гибель озимых культур.

Как действовать во время гололеда (гололедицы).

Если в прогнозе погоды дается сообщение о гололеде или гололедице, примите меры для снижения вероятности получения травмы.

Выходить на улицу следует в обуви на низком каблуке и с нескользящей подошвой. Используйте противоскользящие приспособления промышленного производства или, в крайнем случае, на подошву наклейте поролон, лейкопластырь или изоляционную ленту, можно натереть подошвы песком (наждачной бумагой).

Передвигайтесь осторожно, не торопясь, наступая на всю подошву. При этом ноги должны быть слегка расслаблены, руки свободны.

Пожилым людям рекомендуется использовать трость с резиновым наконечником или специальную палку с заостренными шипами. Если вы поскользнулись, присядьте, чтобы снизить высоту падения. В момент падения постарайтесь сгруппироваться, и, перекатившись, смягчить удар о землю.

Особое внимание обращайте на провода линий электропередач, контактных сетей электротранспорта. Если вы увидели оборванные провода, сообщите администрации населенного пункта о месте обрыва.

При получении травмы обратитесь в травматологический пункт или пункт неотложной медицинской помощи.

Осторожность и осмотрительность – лучшая профилактика зимнего травматизма.



Просмотров