Экономическая преступность понятие. Понятие и виды экономической преступности. Социальные последствия преступности

План

Тема 12. Экономическая преступность

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

1. Понятие и основные характеристики экономической преступности.

2. Личность экономического преступника.

3. Причины и условия экономической преступности.

4. Предупреждение экономической преступности.

Источники № 2, с. 315-325; № 3, с. 482-493; № 4, с. 181-182; № 5, с. 52; № 6, с. 78-81; №8, с. 306-310.

В учебной литературе по криминологии в качестве самостоятельных употребляются понятия «экономическая преступность», «преступность экономической направленности», «преступность в сфере экономики», «хозяйственная преступность». Экономическая преступность -это совокупность корыстных посягательств на используемую для хозяйственной деятельности собственность, установленный порядок управления экономическими процессами и экономические права граждан со стороны лиц, выполняющих определенные функции в системе экономических отношений.

Специфическая особенность экономических преступлений состоит в том, что они совершаются субъектом, включенным в систему
экономических отношений, на которые он посягает, а не посторонними для объекта управления людьми.

Интегрирующим признаком преступлений, образующих экономическую преступность, предлагается считать причинение вреда охраняемым законом экономическим интересам общества и граждан вследствие совершения хищений, хозяйственных и корыстных должностных преступлений.

Экономическая преступность возникла еще в недрах теневой экономики СССР (источник № 7, с. 312). Под теневой экономикой понимают хозяйственную, коммерческую и иную экономическую деятельность, скрытую от официального учета и контроля. «Черная» экономика - часть теневой экономики, непосредственно связанная с преступностью.

Согласно Уголовному Кодексу Республики Беларусь к экономическим преступлениям относятся уголовные деяния, предусмотренные в восьмой главе УК Республики Беларусь, объединенные корыстной направленностью.

В Республике Беларусь экономическая преступность в последние 30 лет развивалась следующим образом. В 1970 г. преступлений данной группы было совершено 5280, в 1999 г. - 22599, а их удельный вес в общей массе наказуемых деяний вырос незначительно - с 15,6 до 17,3 %. Но в то же время динамика их роста составила 428 %.

Структура экономических преступлений в 1971 г. выглядела следующим образом: 41,6 % составляли хищения, совершенные путем присвоения, растраты либо злоупотребления служебным положением; 14,8 % - кражи; 8,8% - мелкие хищения; 12 % - спекуляция; 5,1 % - обман покупателей; 2,4 % - взяточничество; 15,3 % - грабежи, мошенничество, вымогательство государственного или общественного имущества, причинение ущерба путем обмана либо злоупотребления доверием, умышленное уничтожение или повреждение государственного либо общественного имущества и другие наказуемые деяния.


К концу 90-х гг. эти показатели выглядели следующим образом: 22 % составляли хищения путем присвоения, растраты, злоупотребления служебным положением; 8,7 % - кражи; 10,1 - мелкие хищения; 5 % - спекуляция; 8,5 % - обман покупателей; 3,2 % - взяточничество; 5,6 % - мошенничество; 9 % - изготовление или сбыт поддельных денег и ценных бумаг; 13,8 % - нарушение порядка осуществления, предпринимательской деятельности; 2,2 % - нарушение правил о валютных операциях; 11,9 % - другие преступления.

Следовательно, за 30 лет произошли структурные изменения, сопровождавшиеся уменьшением удельного веса традиционных преступлений и появлением в 90-е гг. в условиях перехода к рыночной экономике новых: например, изготовление или сбыт поддельных денег и ценных бумаг, нарушение порядка осуществления предпринимательской деятельности и др.

В экономике Беларуси наиболее подверженными преступным посягательствам являются финансово-кредитная и предпринимательская сферы, промышленность и агропромышленный комплекс.

2. Личность экономического преступника. Источник № 7, с. 310-312.

К экономическим преступникам следует относить расхитителей, взяточников, бизнесменов-преступников, мошенников, вымогателей, воров, грабителей, разбойников, контрабандистов, торговцев фальсифицированными товарами, налоговых преступников, руководителей, организующих криминальное банкротство предприятий, и многих других.

Как правило, это лица старше 30-ти лет.

Большинство экономических преступников занимают высокое социальное положение в обществе. Будучи собственниками, управляющими крупных предприятий или высокопоставленными чиновниками, они играют важную социальную роль в системе общественных отношений, особенно экономических.

Преступники, совершающие уголовные деяния в кредитно-денежной сфере, как правило, высокоинтеллектуальные специалисты. Они умеют быстро адаптироваться к новым формам и методам предпринимательской деятельности, применяемым банковским документам, новым электронным платежным средствам, средствам связи и оргтехники, к новым банковским валютным и таможенным технологиям совершения хозяйственных операций.

Соотношение между мужчинами и женщинами, совершающими экономические преступления, примерно равное.

Основными нравственно-психологическими характеристиками экономических преступников являются: корыстно-потребительская ориентация; преувеличенное представление о роли материальных благ; негативное отношение к интересам общества и отдельных граждан; коммуникабельность, умение произвести впечатление, хитрость, ловкость, изворотливость, энергичность, решительность, расчетливость, умение просчитывать свои действия далеко вперед.

Что касается бизнесменов-преступников, то для них характерна полимотивность преступного поведения. Они не ограничиваются целью противозаконного получения только материальной выгоды. Для них важно также достичь высокого личного социального статуса в обществе, занять заметное место в элитарном социальном слое.

3. Причины и условия экономической преступности. Источники № 2, с. 325-335; 493-498; № 4, с. 183; № 7, с. 312-316.

Причины экономических преступлений заложены в недостатках и противоречиях существующих экономических отношений.

К первой группе обстоятельств, детерминирующих эту преступность относят издержки экономической политики, отсутствие надлежащей системы государственного контроля; отставание правотворческой деятельности от потребностей хозяйственной практики.

В качестве причин и условий конкретных преступлений называют такие обстоятельства, как недостатки системы учета и отчетности, текущего контроля со стороны руководителя, пренебрежение требованиями по подбору лиц на материально-ответственные должности, несовершенство норм расхода сырья и материалов, позволяющие создавать неучтенные резервы для последующего расхищения, недостатки ценообразования, налоговой политики, бесхозяйственность.

Во вторую группу обстоятельств, детерминирующих экономическую преступность, выделены недостатки правовоспитательной работы, неподготовленность среднего управленческого звена к решению сложных народнохозяйственных задач.

К социально-экономическим и социально-психологическим причинам и условиям экономической преступности относят:

Невозможность достижения подавляющим большинством населения
страны официально декларируемых стандартов потребления легальным
путем;

Деятельность в предпринимательской сфере лиц, которые раньше занимались нелегальным бизнесом, привлекались к уголовной
ответственности, а в настоящее время связаны с криминальной средой;

Поляризация общества на богатых и бедных;

Низкая доля зарплаты в составе валового внутреннего продукта;

Рост безработицы (источник № 6, е. 81-82).

Одним из последствий криминализации экономической сферы является снижение инвестиционной активности.

4. Предупреждение экономической преступности. Источники № 2, с. 335-342; № 3, с. 498-501; № 4, с. 183; № 7, с. 316-319.

Для предупреждения экономической преступности используются меры
как общесоциального, так и специально-криминологического уровня.

Предупредительные меры общесоциального уровня направлены на разрешение противоречий и устранение недостатков в экономике, социальной и иных сферах.

Специально-криминологические меры направлены на устранение, ослабление, нейтрализацию криминогенных факторов, исправление лиц, совершивших экономические преступления.

Совершенствование экономических и правовых условий, препятствующих криминализации экономики, отнесено в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 17 июля 2001 г, № 390, к числу жизненно важных интересов республики в экономической сфере.

В борьбе с экономической преступностью важное значение имеет усиление государственного регулирования в сфере экономики, меры по обеспечению свободы частной собственности, предпринимательства, честной, добросовестной конкуренции, свободного распоряжения доходами и прибылью, полученными после выполнения обязательств перед государством.

В предупреждении экономических преступлений важную роль играют меры по упорядочению внешнеэкономической деятельности государства, валютно-экспортного контроля; меры, запрещающие раздел национального рынка на сферы влияния предприятий; меры, обеспечивающие свободу выбора хозяйствующего партнера и заключения с ним договоров по соглашению сторон; меры, стимулирующие личную заинтересованность в рачительном ведении хозяйства.

В комплексе мероприятий по борьбе с преступлениями экономической направленности важное значение имеет выполнение декретов Президента Республики Беларусь «О мерах по обеспечению порядка при осуществлении валютных операций» от 5 февраля 1997 г. № 1 и «О неотложных мерах по защите потребительского рынка» от 4 сентября 1998 г. № 15.

При МВД Республики Беларусь создан межведомственный центр по противодействию легализации доходов, полученных незаконным путем.

Проводятся межведомственные оперативно-профилактические мероприятия по выявлению, пресечению преступлений, совершаемых с использованием компьютерных технологий.

Заметно уменьшить экономические формы преступлений может организация полноценного социального контроля со стороны правоохранительных, финансовых, налоговых структур.

Большую роль в профилактике экономических преступлений играют меры по совершенствованию правоприменительной практики хозяйственных и общих судов.

Повышению эффективности борьбы с экономической преступностью способствует принятие в Республике Беларусь нормативных правовых актов, посвященных борьбе с коррупцией, легализацией доходов, организованной преступностью.

Правовые меры предупреждения экономической преступности создают правовую базу для разработки и применения экономических, технических, организационных, воспитательных мер профилактики.

Понятие, экономической преступности. Экономическая преступность - это система преступлений в сфере экономики и связанных с ней сферах жизнедеятельности общества. Она включает преступления в сфере экономической деятельности (экономические в узком смысле слова) и преступления против собственности (имущественные). Таким образом, к экономическим относятся деяния, помещенные в разделе 8 УК РФ «Преступления в сфере экономики», который содержит главу 21 «Преступления против собственности» и главу 22 «Преступления в сфере экономической деятельности».
До сих пор не удалось выделить вполне удовлетворительные криминологические признаки экономической преступности. Общепризнанное определение отсутствует и в зарубежной криминологии. Не оспаривается лишь понимание того, что понятиеобразующую основу экономической преступности олицетворяет её «беловоротничковая» часть, впервые обозначенная американским криминологом Сатерлендом. По вопросу содержания экономической преступности европейские специалисты ориентируются на Рекомендации Комитета министров юстиции, принятые в 1981 году, в которых определены 15 видов «специфических и не специфических» правонарушений:
1) картельные правонарушения;
2) мошеннические действия и злоупотребление экономической ситуацией со стороны мультинациональных компаний:
3) мошенническое получение от государства или международных организаций грантов или злоупотребления ими;
4) компьютерные преступления;
5) создание фиктивных фирм;
6) мошенничество с балансовыми отчётами компании и бухгалтерские правонарушения;
7) мошенничество в связи с экономической ситуацией и корпоративным капиталом компании;
8) нарушение со стороны компании стандартов безопасности жизни или здоровья своих сотрудников;
9) мошенническое причинение ущерба кредиторам (банкротство, нарушение авторских прав);
10) мошенничество в отношение потребителей (фальсификация и введение в заблуждение относительно качества и безопасности товара: 12% лекарств - контрафакт);
11) недобросовестная конкуренция (включая подкуп конкурентов) и ложная реклама;
12) налоговые нарушения и уклонение от уплаты социальных платежей со стороны предприятий;
13) таможенные правонарушения;
14) правонарушения относительно денежного регулирования;
15) правонарушения банковские и на фондовой бирже и злоупотребление публичной неосведомлённостью.
В российских условиях выделение признаков экономической преступности осложняется тем, что в условиях первоначального накопления капитала участие в перераспределении собственности выступает доминантой поведения не только субъектов экономической деятельности, но и представителей коррумпированного чиновничества, членов организованных преступных групп, преступных формирований общеуголовной преступности и представителей профессиональной преступности.
Состояние экономической преступности. Анализ меняющейся ситуации в сфере экономики показывает, что российская экономическая преступность претерпевает существенные трансформации. Основные качественные изменения связаны с постепенным снижением уровня насилия в экономике и формированием социально-правового контроля. Вместе с тем следует учитывать латентность этих преступлений, и потому статистика условна.
По сведениям ГИЦ МВД РФ в 2003 году выявлено 376,8 тысяч, а в 2004 - 402, 4 тысяч преступлений экономической направленности.
В 2007 году более половины всех зарегистрированных преступлений (53,2%) составляют хищения чужого имущества, из них кража - 1 567 000. Правоохранительными органами выявлены 459 200 преступлений экономической направленности, удельный вес их в общей структуре преступности - 12,8%. Материальный ущерб (по оконченным делам) 223,8 млрд. руб. Тяжкие и особо тяжкие в их структуре - 38,1%.
В 2008 году выявлено 448 800 преступлений экономической направленности, почти половина всех зарегистрированных преступлений (48,7%) составляют хищения чужого имущества, из них кража - 787 500.
За период января по август 2010 года выявлено 234 300 преступлений экономической направленности, из них против собственности - 40,9 %; в сфере экономической деятельности - 28 %, против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления - 17,2 %.
Масштабы ущерба по оконченным уголовным делам по экономическим преступлениям, согласно данным ГИЦ МВД РФ в 20062008 г.г. составили 493,2 миллиардов руб. выявленного материального ущерба и 268,2 миллиардов руб. возмещённого.
Возникновение и детерминация экономической преступности. Все связано со спецификой перехода к капитализму. Особенностью этого процесса стала невиданная в истории быстрота его развития и тот факт, что основная борьба велась за бывшую государственную собственность (общенародную). Мировой клуб миллиардеров пополнился российскими «нуворишами», чьи состояния возникли, главным образом в ходе приватизации.
В условиях распада советского государства и становления новой демократической формы государственности переход к рынку обернулся «диким» криминальным капитализмом, который развивался в отсутствии социально-правового контроля.
В исследовании экономической преступности часто используется понятие «теневая экономика», которое означает совокупность противоправных, не отраженных в соответствующих системах регистрации сделок с товарами и услугами. Разумеется, не все сферы теневой экономики представляют экономическую преступность, но само существование теневой сферы экономической активности является для неё питательной средой. По оценке специалистов МВД, в конце 90-х годов теневая экономика превышала 45-50% ВВП. В развитых странах эта цифра 5-10% ВВП, лишь в странах Латинской Америки около 60-65%.
В 90-х годах сформировались криминальные секторы теневой экономики, непосредственно связанные с экономической преступностью. Сюда можно отнести:
1) Преступления в кредитно-финансовой сфере. Эта сфера наиболее уязвима. После операций с фальшивым авизо сейчас распространено незаконное получение и нецелевое использование льготных кредитов (через взятки). По данным Правительства РФ из страны ежегодно вывозится без законных на то оснований 20-25 млрд. $.
2) Обман вкладчиков и мошенничество. Только в Москве на 1995г. насчитывалось 213 лопнувших компаний, обман вкладчиков и присвоение их денег руководством.
3) Криминальный рынок оружия и военной техники, формирующийся за счёт незаконной продажи оружия с армейских складов, хищений с заводов, контрабандой. Это влияет на всё возрастающую вооруженность преступности в целом и нестабильности в РФ и СНГ (этнические, националистические и криминальные разборки).
4) Незаконный экспорт сырья, энергоресурсов, редкоземельных и цветных металлов, включающий: контрабандный вывоз за границу радиоактивных, драгоценных металлов, дорогостоящего сырья растительного и животного происхождения; экспорт цветных и редкоземельных металлов, оформленный на другую продукцию; осуществление внешнеэкономических сделок на не эквивалентной основе; официальный экспорт по намеренно заниженным ценам с целью последующей перепродаже (по данным правоохранительных органов 2025% разницы цен поступали на заграничные счета руководства фирм- продавцов).
5) Отмывание денег, полученных незаконным путём. Отмывание преступных доходов способствует криминализации экономических связей. Всё больше объектом посягательства становится не сам бизнес, а недвижимое имущество предприятий и расположенные под ним земельные участки. По данным Федеральной службы по финансовому мониторингу в РФ около 40 000 фирм, в том числе, совместных и 1/3 банков контролируются криминальными структурами и группами и участвуют в «отмывании денег». Российская преступность отмывает до 12 млрд. $ в год. Подставные фирмы и банковские счета оформлены на Кипре, в Швейцарии, Лихтенштейне, странах Персидского залива.
6) Сокрытие доходов (прибыли) и иных объектов налогообложения. Налоговая преступность выделяется отдельно, т.к. это основа бюджета страны. При перерегистрации в 2003 году в государственном реестре юридических лиц зарегистрированы 3,3 млн. организации. В налоговые органы представили сведения лишь - 1,3 млн. Примерно 1 млн. организаций - мёртвые компании, фирмы-однодневки, и должны быть ликвидированы. Часто основные активы выводятся в зарубежные и внутренние оффшоры (территории со льготным налогообложением или вообще освобождаются от налога). Налоговой комитет в ГД РФ 3-ьего созыва, возглавлял Дубов В., акционер ЮКОСа, сейчас он объявлен в международный розыск.
7) Криминологически значимые последствия приватизации. Весьма распространенными являются случаи противоправного завладения имуществом предприятий. Рруководители предприятий незаконно завладевали контрольными пакетами акций с последующей дачей взяток работниками Государственного комитета по управлению имуществом при оформлении документов о приватизации. Отдельные лица приобретают огромные пакеты акций прибыльных предприятий без предъявления деклараций о доходах.
8) Активизация деятельности в сфере добычи, переработки и реализации драгоценных металлов и камней.
9) Торговля краденными автомобилями.
10) Расширение подпольного производства спиртного, лекарственных изделий. Так в аптеки поступает в 10 раз больше спиртосодержащих настоек, чем их производят в стране. По данным МВД продаётся контрафактных медикаментов на 200-300 млн. $, примерно 1015 % объёма фармакологического рынка РФ. Примерно - 20-30%, находящихся в продаже лекарственных изделий - суррогат.
Кроме того, широкое распространение получили новые виды преступности: мошенничество, связанное с кредитными карточками, со страховкой, компьютерные преступления, торговля человеческими органами. Так, в Саратовской области вынесен обвинительный приговор в отношении организованной группы российских хакеров. Они вымогали деньги через Интернет у 9 английских букмекерских контор. Если хакеры не получали деньги, то атаковали серверы компаний, что парализовало их работу и приносило ущерб. Ежедневно компании теряли до 200 000 $.
Детерминация экономической преступности. Тенденции и основные характеристики экономической преступности в значительной мере связаны с процессом аккумуляции негативных последствий проводимых экономических реформ. Уникальное по своим масштабам и срокам перераспределение собственности, происходящее в стране, привело к формированию крупнейших финансовых и деловых групп, порождённых не рынком, а традиционными политическими и административными механизмами и значительными «инвестициями» криминального капитала (дифференцирующегося в криминологическом плане на «старый теневой» капитал, сформировавшийся до 1991 года, и «новый»). Определённое значение этих факторов и начавшаяся в 1992 году приватизация крайне обострили криминологически значимые процессы конкуренции, чаще всего заключающиеся в противоправных или преступных методах борьбы с конкурентом (от подкупа чиновников с целью обеспечения различного рода льгот, государственных дотаций, иных преимуществ до запугивания и физического уничтожения конкурента).
К основным социальным, экономическим и социальнопсихологическим явлениям экономической преступности в 90-х годах можно отнести:
- растущая аномия, выражающаяся в кризисе прежних ценностей, моделей поведения; невозможности достичь подавляющим большинством населения официально декларируемых «новых ценностей» (стандартов потреблений) легальным путём. Данные положения разработаны теорией социальной дезорганизации.
- предприниматели происходят в большей части из сферы функционеров теневой экономики. В начале кооперативного движения значительная часть преступных «авторитетов» устремились в легальный бизнес, с успехом отмыв большие суммы денег. Выраженная криминальная заражённость «новых русских» фиксируется рядом исследователей. Так 40% опрошенных институтом прикладной политики «новых» миллионеров признались, что раньше занимались нелегальным бизнесом; 22,5% привлекались в прошлом к уголовной ответственности и 25% продолжают поддерживать связь с криминальной средой.
- отсутствие этики бизнеса. Заимствование предпринимателями элементов криминальной субкультуры (ценности, взгляды, модели поведения в экстремальных ситуации.
- прогрессирующая социальная поляризация. Из 25 самых богатых европейцев 12 оказались россиянами. Суммарное состояние всех составляет - 471,4 $. На первом месте швед Инград Кампрада (31 млрд. $.), начинал в юности с продажи с велосипедов, спичек и авторучек. Сейчас 276 мебельных магазинов по всему миру IKEA. На втором месте - О. Дерипаска с состоянием 28 миллиардов $. На 4 - Р. Абрамович - 23,5 млрд. $. По официальным данным разница между средними доходами 10% богатых и 10% бедных в России составляет 17 раз. На самом деле этот разрыв можно оценить и в 30 к 1. если сосчитать неформальные доходы. Причём расслоение растёт: недавно было 14 к 1. Для сравнения в Европе 1 к 10. Главная проблема в структуре промышленности. Если ты не работаешь в экспортно-ориентированной отрасли или в банковской сфере, много денег не заработаешь. В России две трети экономики носят архаичный, неконкурентоспособный характер. Главное не в том, чтобы перераспределять деньги от богатых к бедным, а в том, чтобы дать среднестатистическим людям нормально заработать. Поэтому не надо заниматься демагогией в том смысле, что надо обкладывать налогами богатых. Они через систему оффшоров смогут уйти от налогов. Нужна реформа бюджетной сферы. Необходимо повысить зарплаты в 2-3 раза по сравнению с нынешним уровнем, с условием, что будут включены другие экономические механизмы. Сегодня на здравоохранение и образование тратится 8% ВВП, необходимо довести его до 12%.
- заметное снижение трудовой мотивации населения. Легальные доходы не соответствуют уровню жизни. Кризисные явления обусловили отказ от традиционных «трудовых ценностей» (профессионализм, квалификация, заинтересованность в конечных результатах труда, качество товаров и услуг). Лишь 5,1% населения считают, что талант и трудолюбие помогут человеку разбогатеть. Наиболее эффективными средствами считают - 44,3% спекуляция и отмывание денег - 20,4%.
Предупреждение экономической преступности. Основным направлением предупреждения является активизация политики по подчинению стихийных рыночных процессов целям формирования социального правового государства. Стратегия экономической безопасности к основным угрозам национальным интересам в области экономики относит дифференциацию по доходам и высокий уровень бедности, и криминализацию общества и хозяйственной деятельности.
Имеет место стабильное расхождение экономического курса и уголовной политики. Необходимо исправление ситуации, когда общественно опасное деяние не признаётся преступным.
В аналитической записке Счётной палаты РФ «Анализ процессов приватизации за период 1993-2003годов» сделан вывод о том, что несовершенство законодательства не является основанием для отмены и пересмотра приватизации. Вместе с тем подтверждение легитимности приватизации в целом, по мнению Счётной палаты, не исключает выявления тех, кто совершил нарушения, приобретая собственность и восстановление нарушенного права - законного собственника - государства. То-есть необходимо в судебном порядке вернуть государству незаконно приватизированную собственность, а также компенсировать за недооцененную собственность или за невыполненные инвестиционные условия сделок. Следует ускорить разработку и реализацию законодательства о национализации.
Система предупреждения экономической преступности взаимосвязана с системой социально-правового контроля в сфере экономики, который осуществляется в различных формах.
Бюджетный (финансовый) контроль призван предупреждать и пресекать финансовые нарушения и злоупотребления (нецелевое использование бюджетных денег, перевод государственных средств в коммерческие структуры и хищения). Субъектами бюджетного контроля является Счётная палата, органы федерального казначейства. Нормативной основой контроля является Бюджетный кодекс РФ. Важную роль в системе финансового контроля выполняет федеральная служба по финансовому мониторингу, созданная в соответствии с ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём и финансированию терроризму».
В условиях рыночных экономических отношений важное место занимает налоговый контроль, который проводится при налоговых проверках, получения объяснения налогоплательщиков, проверки данных учёта и отчётности и иных предусмотренных ст. 82 Налогового Кодекса РФ. К задачам налогового контроля относятся выявление и пресечение уклонения от уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Таможенный контроль - совокупность мер по обеспечению соблюдения российского законодательства о таможенном деле, а также Таможенного кодекса Таможенного союза. В функции таможенных органов входит выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие контрабанды и других таможенных правил и налогового законодательства пересечения через границу товаров.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основные составы преступлений, включенные в главу 22 УК РФ?
2. В чем заключается особая социальная опасность современной экономической преступности?
1. Объясните причины преступности в экономической сфере на основании теории социальной дезорганизации.
2. Какова роль теневых капиталов в процессе криминализации экономической сферы?
5. Каковы основные направления общесоциальной профилактики экономической преступности?
6. Назовите субъекты проведения специальных мер профилактики, направленных на предупреждение преступлений в сфере экономической деятельности.

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ 4

1.1. Понятие и признаки экономической преступности 4

1.2. Понятие криминальной экономики 6

2 . ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В РОССИИ 10

3 . ОСОБЕННОСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ........................................................22

ВВЕДЕНИЕ

С тех пор как Конституция Российской Федерации провозгласила свободу экономической деятельности, свобо-ду перемещения товаров, услуг, финансовых средств, в рос-сийской экономике прослеживается постоянный рост кри-минализации всех сфер экономической деятельности (кре-дитно-финансовой, налоговой, инвестиционной, предприни-мательской, внешнеэкономической и др.). В этой связи стали предприниматься попытки отождествления экономической преступности только с бизнесом, т.е. ведением дела в проти-воправных формах с целью незаконного обогащения.

Особенностью переходного периода России является то, что бизнес, по уровню криминогенно вышедший на первое место в мире, тесно связан с коррупцией, пронизывающей все сферы государственного управления. Экономическую пре-ступность можно рассматривать как самостоятельное, внут-ренне противоречивое и сложное социальное явление.

Позиции, что перечислены выше, подтверждают актуаль-ность изучения экономической преступности. Поэтому в первой главе дается подробное определение понятия и при-знаков экономической преступности, характеризуется кри-минальная экономика. Во второй главе рассматриваются особенности преступности в России.

Государственные и общественные организации, как из-вестно, проводят комплекс мер, направленных на предот-вращение преступлений и причин, их порождающих. Преду-преждение преступности состоит из задач, иерархически взаимосвязанных: социальной, криминологической и инди-видуально-криминологической профилактики.

Специфика задач и в особенности профилактических мер с определением субъектов профилактики - система преду-преждения преступлений со своими основными функциями об этом - в третьей главе.

1. ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

1.1. Понятие и признаки экономической преступности

Существует множество определений преступности. И ка-ждое из них носит субъективный характер, ибо отражает точку зрения автора. Можно дать криминологическое, пра-вовое, социологическое, религиозное, философское и даже пространное определение, в котором авторы пытаются пока-зать глубину данного понятия. Однако еще ни в одном из них не удалось раскрыть полностью сущность данного явле-ния, его внешние атрибуты. Понимая условность и неполно-ту, присущую каждому определению, можно пытаться сфор-мулировать определение преступности.

Преступность - это отрицательное социально-пра-вовое явление, существующее в человеческом обществе, имеющее свои закономерности количественные и каче-ственные характеристики, влекущие негативные для общества последствия и требующие специфических госу-дарственных и общественных мер контроля за ней.

Основные признаки преступности:

1. Отрицательное социально-правовое явление - пре-ступность есть форма социального поведения людей, на-рушающая нормальную жизнедеятельность общества. Из всех нарушений преступность наиболее опасна для обще-ства.

2. Преступность - целостное явление, имеющее свои за-кономерности существования, внутренне противоречивое, связанное с другими социальными явлениями, часто ими определяющееся. Соотношение преступности и конкретных преступлений есть соотношение целого и части, общего и единичного. Преступность - это совокупность преступле-ний. Не будет такой совокупности, не будет ипреступно-сти как явления.

3. Преступность по своему существу явление негатив-ное, приносящее вред как обществу в целом, так иотдель-ным его членам.

4. Преступность - явление многоликое, многогранное, и потому в борьбе сней трудности неизбежны.

Преступность различается по тяжести отдельных ее составляющих, по территориям, видам, характеристикам лиц, совершающих преступления и по многим другим пара-метрам. Все перечисленное (и не только) обязывает разрабатывать разумные средства контроля за преступностью, совершенствовать действующее законо-дательство, добиваясь подлинной действенности строго в рамках закона, что возможно при условии высокого профес-сионализма правоохранительной системы 1 .

Экономическая преступность- это совокупность групп преступлений, основанных на причинении вреда ох-раняемым законом экономическим интересам всего обще-ства и граждан вследствие совершения хищений, хозяй-ственных и корыстных должностных преступлений.

Отличительная особенность экономических преступле-ний в том, что они совершаются специальным субъектом, а не посторонними для объекта управления людьми, вклю-ченными в систему экономических отношений, на которые они посягают.

Анализ преступности в сфере экономики целесообраз-но вести по нескольким самостоятельным направлениям, обусловленных конкретной криминологической ситуаци-ей переходного периода. Определяется подобная си-туация:

    Совокупностью отражаемых судебной статистикой раз-личных форм хищений государственного и обществен-ного имущества, взяточничества, спекуляции, злоупот-реблением служебным положением.

    Наличием значительного количества латентной (скры-той) экономической преступности.

    Появлением в наши дни новых форм экономического
    поведения, которые в общественном сознании расцени-ваются не просто как нежелательные, но и опасные, чуть ли не нуждающиеся в запрете.

Побудительным мотивом занятия противоправной дея-тельностью в сфере экономики выступает корысть, стремле-ние к устойчивому материальному благополучию, облада-нию престижными, дорогостоящими вещами, пренебреже-ние интересами других людей в угоду личным амбициям, стремление приблизиться к западным стандартам потребле-ния, занять высокое положение в обществе. И, разумеется, наличие собственных интересов в экономике продеклариро-ванное доморощенными предпринимателями, имеются в ви-ду криминализированные слои.

Особую опасность представляют три группы предприни-мателей:

1. Безразличные к национальным интересам России, стре-мящиеся за счет вывоза капитала, невосполнимых при родных ресурсов подняться на уровень западный стан-дартов потребления.

    Предприниматели, заинтересованные в быстрейшем на-коплении богатств, а потому предпочитающие инвести-циям в промышленность спекулятивные сделки.

    Особая ветвь экономической преступности, которая претендует на серьезное влияние в обществе.

Итак, экономические преступления - это уголовно нака-зуемые деяния, совершаемые в сфере производства, рас-пределение, потребление товаров, услуг, в том числе связанные с незаконным использованием служебного статуса: хи-щение, обман потребителей, нарушение правил торговли, нарушение государственной дисциплины цен, уклонение от уплаты налогов и др.

1.2. Понятие криминальной экономики

Криминальная экономика - это деяния в экономиче-ской сфере, подпадающие под определенные статьи зако-нодательства, т.е. экономические правонарушения и пре-ступления.

К ней относятся организованная преступность, корруп-ция, лоббирование выгодных преступному миру законопро-ектов. Это специфический экономический уклад, способ хо-зяйствования, который призван обеспечить определенную, относительно небольшую по численности, группу сверхдо-ходами, доходами от преступной деятельности.

Криминальную экономику следует рассматривать сис-темно: она может быть представлена в виде трех элементов - движение капиталов, товаров, рабочей силы 2 .

Первый элемент - движение капиталов - относится к криминальным источникам формирования, распределения, перераспределения, использования (в том числе и легализа-ции денежных сумм). Важной является оценка материализо-ванной в предметах потребления и средствах производства части капитала.

Второй элемент - движение товаров - представлен главным образом потоками продукции, услуг, признаваемых обществом в качестве противозаконных. Даже обычные по-требительские товары могут быть использованы в качестве средства криминальной деятельности.

Третий элемент - движение рабочей силы - характе-ризуется мобильностью трудовых ресурсов, миграционной подвижностью населения.

Комплексный подход к анализу причин криминализации экономики предусматривает персонификацию тех денежных и вещественных потоков, которые нелегально циркулируют как внутри страны, так и за ее пределами. Криминализацию экономики России следует рассматривать в контексте глубо-чайшего социально-экономического кризиса, который в зна-чительной мере обусловлен ломкой старой системы государ-ственного управления, неразвитостью новой рыночной сис-темы, отсутствием адекватной переходному периоду законо-дательной базы для практического перевода экономики страны на рыночные отношения. В России была сделана ставка на преуспевающих бизнесменов, способных быстро пройти путь первоначального накопления капитала. На прак-тике же для этого отсутствовали соответствующие условия.

1. Возможность получения льготного кредита.

2. Нормальный экономический климат.

3. Необходимое законодательное обеспечение.

4. Правовая защищенность предпринимателей.

Монополизм как основа криминальной экономики не только не ослаб, более того - усилился. Рост экономиче-ской преступности, особенно в денежно-кредитной сфере, существенно изменил вектор экономических преобразова-ний. В результате потерь источников доходов государство столкнулось с необходимостью закрыть образовавшуюся брешь посредством эмиссии платежных средств и запуска механизма открытой инфляции, экспансии налогов, сокра-щения расходов на социальный сектор. Следствием этого был рост вынужденных сбережений населения, которые ста-ли основой для финансовых спекуляций и мошеннических операций со вкладами со стороны многочисленных финан-совых компаний.

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................................................... 3

1. ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ.......................................... 4

1.1. Понятие и признаки экономической преступности............................ 4

1.2. Понятие криминальной экономики.................................................... 6

2 . ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В РОССИИ...................................................................................................................................................................... 10

3 . ОСОБЕННОСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................................................................... 20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ........................................................22

ВВЕДЕНИЕ

С тех пор как Конституция Российской Федерации провозгласила свободу экономической деятельности, свобо­ду перемещения товаров, услуг, финансовых средств, в рос­сийской экономике прослеживается постоянный рост кри­минализации всех сфер экономической деятельности (кре­дитно-финансовой, налоговой, инвестиционной, предприни­мательской, внешнеэкономической и др.). В этой связи стали предприниматься попытки отождествления экономической преступности только с бизнесом, т.е. ведением дела в проти­воправных формах с целью незаконного обогащения.

Особенностью переходного периода России является то, что бизнес, по уровню криминогенно вышедший на первое место в мире, тесно связан с коррупцией, пронизывающей все сферы государственного управления. Экономическую пре­ступность можно рассматривать как самостоятельное, внут­ренне противоречивое и сложное социальное явление.

Позиции, что перечислены выше, подтверждают актуаль­ность изучения экономической преступности. Поэтому в первой главе дается подробное определение понятия и при­знаков экономической преступности, характеризуется кри­минальная экономика. Во второй главе рассматриваются особенности преступности в России.

Государственные и общественные организации, как из­вестно, проводят комплекс мер, направленных на предот­вращение преступлений и причин, их порождающих. Преду­преждение преступности состоит из задач, иерархически взаимосвязанных: социальной, криминологической и инди­видуально-криминологической профилактики.

Специфика задач и в особенности профилактических мер с определением субъектов профилактики - система преду­преждения преступлений со своими основными функциями об этом - в третьей главе.

1. ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

1.1. Понятие и признаки экономической преступности

Существует множество определений преступности. И ка­ждое из них носит субъективный характер, ибо отражает точку зрения автора. Можно дать криминологическое, пра­вовое, социологическое, религиозное, философское и даже пространное определение, в котором авторы пытаются пока­зать глубину данного понятия. Однако еще ни в одном из них не удалось раскрыть полностью сущность данного явле­ния, его внешние атрибуты. Понимая условность и неполно­ту, присущую каждому определению, можно пытаться сфор­мулировать определение преступности.

Преступность - это отрицательное социально-пра­вовое явление, существующее в человеческом обществе, имеющее свои закономерности количественные и каче­ственные характеристики, влекущие негативные для общества последствия и требующие специфических госу­дарственных и общественных мер контроля за ней.

Основные признаки преступности:

1.Отрицательное социально-правовое явление - пре­ступность есть форма социального поведения людей, на­рушающая нормальную жизнедеятельность общества. Из всех нарушений преступность наиболее опасна для обще­ства.

2.Преступность - целостное явление, имеющее свои за­кономерности существования, внутренне противоречивое, связанное с другими социальными явлениями, часто ими определяющееся. Соотношение преступности и конкретных преступлений есть соотношение целого и части, общего и единичного. Преступность - это совокупность преступле­ний. Не будет такой совокупности, не будет ипреступно­сти как явления.

3. Преступность по своему существу явление негатив­ное, приносящее вред как обществу в целом, так иотдель­ным его членам.

4. Преступность - явление многоликое, многогранное, ипотому в борьбе сней трудности неизбежны.

Преступность различается по тяжести отдельных ее составляющих, по территориям, видам, характеристикам лиц, совершающих преступления и по многим другим пара­метрам. Все перечисленное (и не только) обязывает разрабатывать разумные средства контроля за преступностью, совершенствовать действующее законо­дательство, добиваясь подлинной действенности строго в рамках закона, что возможно при условии высокого профес­сионализма правоохранительной системы .

Экономическая преступность- это совокупность групп преступлений, основанных на причинении вреда ох­раняемым законом экономическим интересам всего обще­ства и граждан вследствие совершения хищений, хозяй­ственных и корыстных должностных преступлений.

Отличительная особенность экономических преступле­ний в том, что они совершаются специальным субъектом, а не посторонними для объекта управления людьми, вклю­ченными в систему экономических отношений, на которые они посягают.

Анализ преступности в сфере экономики целесообраз­но вести по нескольким самостоятельным направлениям, обусловленных конкретной криминологической ситуаци­ей переходного периода. Определяется подобная си­туация:

1. Совокупностью отражаемых судебной статистикой раз­личных форм хищений государственного и обществен­ного имущества, взяточничества, спекуляции, злоупот­реблением служебным положением.

2. Наличием значительного количества латентной (скры­той) экономической преступности.

3. Появлением в наши дни новых форм экономического
поведения, которые в общественном сознании расцени­ваются не просто как нежелательные, но и опасные, чуть ли не нуждающиеся в запрете.

Побудительным мотивом занятия противоправной дея­тельностью в сфере экономики выступает корысть, стремле­ние к устойчивому материальному благополучию, облада­нию престижными, дорогостоящими вещами, пренебреже­ние интересами других людей в угоду личным амбициям, стремление приблизиться к западным стандартам потребле­ния, занять высокое положение в обществе. И, разумеется, наличие собственных интересов в экономике продеклариро­ванное доморощенными предпринимателями, имеются в ви­ду криминализированные слои.

Особую опасность представляют три группы предприни­мателей:

1. Безразличные к национальным интересам России, стре­мящиеся за счет вывоза капитала, невосполнимых при родных ресурсов подняться на уровень западный стан­дартов потребления.

2. Предприниматели, заинтересованные в быстрейшем на­коплении богатств, а потому предпочитающие инвести­циям в промышленность спекулятивные сделки.

3. Особая ветвь экономической преступности, которая претендует на серьезное влияние в обществе.

Итак, экономические преступления - это уголовно нака­зуемые деяния, совершаемые в сфере производства, рас­пределение, потребление товаров, услуг, в том числе связанные с незаконным использованием служебного статуса: хи­щение, обман потребителей, нарушение правил торговли, нарушение государственной дисциплины цен, уклонениеот уплаты налогов и др.

1.2. Понятие криминальной экономики

Криминальная экономика - это деяния в экономиче­ской сфере, подпадающие под определенные статьи зако­нодательства, т.е. экономические правонарушения и пре­ступления.

К ней относятся организованная преступность, корруп­ция, лоббирование выгодных преступному миру законопро­ектов. Это специфический экономический уклад, способ хо­зяйствования, который призван обеспечить определенную, относительно небольшую по численности, группу сверхдо­ходами, доходами от преступной деятельности.

Криминальную экономику следует рассматривать сис­темно: она может быть представлена в виде трех элементов - движение капиталов, товаров, рабочей силы .

Первый элемент - движение капиталов - относится к криминальным источникам формирования, распределения, перераспределения, использования (в том числе и легализа­ции денежных сумм). Важной является оценка материализо­ванной в предметах потребления и средствах производства части капитала.

Второй элемент - движение товаров - представлен главным образом потоками продукции, услуг, признаваемых обществом в качестве противозаконных. Даже обычные по­требительские товары могут быть использованы в качестве средства криминальной деятельности.

Третий элемент - движение рабочей силы - характе­ризуется мобильностью трудовых ресурсов, миграционной подвижностью населения.

Комплексный подход к анализу причин криминализации экономики предусматривает персонификацию тех денежных и вещественных потоков, которые нелегально циркулируют как внутри страны, так и за ее пределами. Криминализацию экономики России следует рассматривать в контексте глубо­чайшего социально-экономического кризиса, который в зна­чительной мере обусловлен ломкой старой системы государ­ственного управления, неразвитостью новой рыночной сис­темы, отсутствием адекватной переходному периоду законо­дательной базы для практического перевода экономики страны на рыночные отношения. В России была сделана ставка на преуспевающих бизнесменов, способных быстро пройти путь первоначального накопления капитала. На прак­тике же для этого отсутствовали соответствующие условия.

1. Возможность получения льготного кредита.

2. Нормальный экономический климат.

3. Необходимое законодательное обеспечение.

4. Правовая защищенность предпринимателей.

Монополизм как основа криминальной экономики не только не ослаб, более того - усилился. Рост экономиче­ской преступности, особенно в денежно-кредитной сфере, существенно изменил вектор экономических преобразова­ний. В результате потерь источников доходов государство столкнулось с необходимостью закрыть образовавшуюся брешь посредством эмиссии платежных средств и запуска механизма открытой инфляции, экспансии налогов, сокра­щения расходов на социальный сектор. Следствием этого был рост вынужденных сбережений населения, которые ста­ли основой для финансовых спекуляций и мошеннических операций со вкладами со стороны многочисленных финан­совых компаний.

Довольно широкий размах поучили преступления в сфере кредитно-банковских отношений. Произошел рост преступ­лений против банковских учреждений - хищение кредитов на основе фальшивых банковских гарантий, различные фор­мы лжепредпринимательства, невозврата кредитов, а также рост преступлений, совершаемых самими банками. Одна из негативных тенденций денежной сферы - усиление долла­ризации экономики, что создало основу для незаконного вы­воза капитала за границу в виде невозвращения валютнойвыручки от экспорта товаров, приобретения иностранных активов за рубежом без лицензии ЦБР, для занижения цен бартерных сделок, заключения фиктивных импортных кон­трактов с переводом предоплаты.

Существование валютного оборота приводит к снижению управляемости денежной массой ЦБР. Широкое распростра­нение получило «отмывание денег». В мировой практике данное понятие означает инвестирование, а чаще простое перемещение денежных средств, заработанных преступным путем, с целью сокрытия источников их получения. В боль­шинстве стран действующее законодательство четко опреде­ляет - что именно входит в структуру криминального капи­тала. И предусматривает соответствующие санкции за со­вершение подобных действий.

1. 2. 3

4. 5.

Выделяются следующие источники средств, нажи­тых преступным путем :

1. Наркобизнес;

2. Торговля оружием;

3. Фальшивомонетничество;

4. Уклонение от уплаты налогов;

5. Взятки для получения контрактов;

6. Политическая коррупция (нелегальные пожертвования в пользу предвыборной компании);

7. Махинации с ценными бумагами;

8. Проституция;

9. Запланированные банкротства;

10. Мошеннические операции в банковской сфере;

11. Вымогательство;

12. Похищение людей с целью выкупа;

13. Торговля детьми;

14. Ограбление коммерческих структур и частных лиц;

15. Терроризм и шпионаж.

Учитывая российскую специфику, можно добавить также спекулятивные операции с приватизируемой собственностью, неконтролируемый массовый вывоз за рубеж энерго­носителей, полезных ископаемых и др.

Конкретных способов отмывания денег множество - они зависят от местных особенностей, наличием или отсутствием законодательной базы. Выбирается, как правило, наиболее эффективный и наименее опасный механизм. Традиционный путь - инвестирование криминального капитала в легаль­ные коммерческие структуры, которые регистрируются на подставных лиц: накопленные средства выходят из тени, го­сударство получает свою долю прибыли в виде налогов.

В банковской сфере теневой капитал легализуется путем проведения официальных кредитных операций. Существует возможность использования беспроцентного кредита с по­мощью коррумпированных чиновников. Кредит переадресу­ется своим фирмам под высокие годовые проценты на осно­ве фиктивных контрактов. Полученная прибыль сертифици­руется государством как законные деньги.

Другой канал отмывания денег - вложения в ценные бу­маги, в сферу досуга и розничную торговлю.

Организованная преступность активно вторгается в сферу искусства - фиктивные тиражи книг и кинофильмов, при­обретение коллекционных предметов и антиквариата. Часто используется «consulting», англ. - «консультирование»: эта практика распространена в среде «беловоротничковой» пре­ступности. В этом случае объект и субъект преступной сдел­ки зачастую меняются местами. Подобные преступления весьма изощрены и труднодоказуемы.

Таким образом, криминализация экономики несет серьезную угрозу безопасности общества. Проблема обеспечения безопасности - многоуровневая. Речь идет о безопасности страны, от­дельных регионов и отраслей, определенных социальных слоев и индивидуумов.

2. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В РОССИИ

Определение основных целей и задач государства в той или иной области и путей их реализации, не может не учитывать состояния и тенденций развития тех реалий, с которыми оно сталкивается. При разработке политики противодействия преступности в сфере экономики такими реалиями являются значительный рост экономической преступности, масштабы ее распространенности, усилившаяся преступная экспансия в экономику, которые относятся к числу наиболее острых проблем в жизни государства и общества. Угрожая стабильности экономических и финансовых институтов, преступность превратилась в один из главных источников деструктивного воздействия на процессы социального, экономического и политического развития страны .

Данные статистики свидетельствуют о том, что самый высокий уровень преступности с заметными темпами ее прироста, как правило, отмечается в самых развитых, самых демократических и самых рыночных странах.

Сложившиеся в стране социально-экономические условия способствовали активизации встречных негативных процессов - с одной стороны, внедрению преступных капиталов в легальную экономику, а с другой - уходу в «теневую» экономику легальных предпринимателей. В результате в сфере экономики возникла широкая сеть криминально ориентированных хозяйствующих субъектов, в деятельности которых грань между легальным предпринимательством и преступной деятельностью приобретала весьма условный и расплывчатый характер, что представляет угрозу нормальному развитию частного предпринимательства в России. Происходит процесс взаимопроникновения криминала и бизнеса, что, по мнению самих предпринимателей, несет множество опасностей для формирующейся этики бизнеса, предпринимательской психологии, порядка ведения дел и, в итоге, влечет качественные изменения деловой среды.

Одним из основополагающих факторов, влияющих на состояние общества, является активная концентрация капитала и средств производства в руках частных лиц, реализуемая зачастую с использованием противоправных средств и методов. В этой связи интенсифицируются процессы роста коррумпированности органов власти, слияния общеуголовной и экономической преступности, усиления борьбы за зоны влияния среди новоявленных бизнесменов и криминальных структур. Ситуация усугубляется еще тем, что значительная часть капиталов вывозится за границу и, оседая в иностранных банках, переходит под контроль зарубежных финансовых структур, используется в преступных целях.

Зарегистрированное увеличение экономической преступности связано не только с активизацией деятельности правоохранительных органов, но и отражает общую тенденцию дальнейшей криминализации всего финансово-хозяйственного комплекса страны.

Одной из причин создавшегося положения является отсутствие единой, сбалансированной стратегии органов государственной власти и правоохранительной системы в комплексном противодействии преступности, скоординированной программы мер борьбы с преступностью в сфере экономики.

Экономическая преступность не только возросла количественно, но и приобрела новое качество. Она все более становится преступностью, использующей экономические и организационные закономерности в целях извлечения незаконных доходов за счет интересов граждан и общественных интересов .

Расширяющаяся криминализация экономических отношений и, как следствие этих отношений, - возникновение тенденции подчинения экономической политики государства специфическим экономическим интересам криминальных структур - становится одной из главных угроз экономическому положению страны.

Организованная преступность серьезно осложняет не только криминогенную, но и экономическую, а также социально-политическую обстановку в Российской Федерации. Трудности борьбы с ней обусловлены глубокой законспирированностью и устойчивостью преступных групп, иерархической системой взаимоотношений, наличием в обороте огромных денежных средств, целенаправленной разработкой мер защиты от разоблачения и противодействия, правоохранительных органа .

Преступные группировки, действующие в экономике, легализовали значительную часть «теневых капиталов», освоили новые виды противоправной деятельности, вовлекают в преступный бизнес многих предпринимателей. В результате возникла широкая сеть криминальных коммерческих структур, ориентированных на противоправное обогащение.

Опасной тенденцией современной преступности является стремление криминальных структур проникнуть и закрепиться в экономике и политике. Борясь за контроль над прибыльными сферами экономической деятельности и территориями, преступная сфера вовлекает в свои сети государственный аппарат, проникает в структуры власти и управления. В ряде случаев она является истинным хозяином той или иной сферы или территории.

Существенно расширился диапазон криминальных видов деятельности преступных группировок и сообществ - от хищения государственного имущества и крупномасштабных афер до установления контроля над промышленными предприятиями и отдельными отраслями.

Эффективная защита правоохраняемых интересов граждан, хозяйствующих субъектов, всего общества от преступных посягательств не может быть осуществлена только применением оперативно-розыскных мер правоохранительных органов. Опыт работы правоохранительных органов по противодействию преступности в сфере экономики в современной социально-экономической обстановке указывает на необходимость сочетания контрольно-регулирующих и правоохранительных функций государства, координации деятельности экономических и правоохранительных ведомств, расширения возможностей общественного контроля в экономической сфере и сфере обеспечения правопорядка. Это требует усиления организующей и координирующей роли государства при разработке и реализации системы мер по снижению криминогенного воздействия названных факторов, всеобщего влияния на динамику и структуру экономической преступности и состояние правопорядка.

Исходя из того, что преступность есть продукт общества, вследствие объективно существующих в его жизни противоречий, государство в состоянии контролировать и сдерживать преступность, преодолевать ее наиболее разрушительные тенденции, нейтрализовать причины и условия, защищать граждан и общественные интересы от преступных посягательств в сфере экономики, а если они совершены - восстановить нарушенную справедливость, наказать виновных, возместить причиненный вред.

3. ОСОБЕННОСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Предупреждение преступлений в сфере экономики пред­ставляет собой часть социального управления и предполага­ет осуществление системы экономических, организационно-производственных, технических, правовых, воспитательных мер.

Важное значение имеют общесоциальные меры, которые направлены:

На раскрепощение предприимчивости;

На создание условий для реализации творческого потен­циала личности в области экономических отношений посредством свободного выбора любых форм хозяйствования с использованием государственной, коллектив­ной и частной собственности;

На обеспечение равной правовой защиты предпринима­тельства в государственном и альтернативном секторах экономики;

На создание необходимой рыночной инфраструктуры.

Субъекты профилактики экономических преступле­ний.

1. Руководители и другие должностные лица предприятий,
АО, товарищества.

2. Трудовые коллективы.

3. Органы хозяйственного управления.

4. Представители государственного, аудиторского, внутрихозяйственного контроля.

Экономические меры включают в себя:

Земельную реформу;

Программу развития предпринимательства, в том числе и малого;

Программу приватизации государственных и муници­пальных предприятий;

Программу ограничения монополистической деятельно­сти и создания условий для добросовестной конкуренции;

Реформу банковской системы;

Формирование оптовой торговли средствами производ­ства (товарно-сырьевые биржи), рынка ценных бумаг (фондовые биржи);

Информационную, консультативную сеть во взаимоот­ношениях обособленных товаропроизводителей.

Организационные меры направлены на создание систе­мы противовесов предпринимательству, ограждающих об­щество от злоупотреблений в виде определенных процедур принятия наиважнейших хозяйственных решений. К ним относятся также мероприятия по подбору ипрофессиональной подготовке кадров органов хозяйственного финансового контроля, - специализированного контроля за соблюдением цен, качества выпускаемой продукции, создание надлежа­щих условий для функционирования общественных форми­рований .

К специальным предупредительным мерам относятся за­прещение в законодательном порядке заниматься опреде­ленными видами деятельности негосударственным предпри­ятиям и организациям, лицензирование деятельности, введе­ние ограничений для коммерческой деятельности руководя­щих лиц, органов управления и специалистов контрольного аппарата.

Технические меры направлены на разработку более со­вершенных средств транспортировки товаров, сырья, исклю­чающих возможность постороннего вмешательства, на соз­дание надежных запорных устройств в местах складирова­ния особо ценных сырьевых и товарных ресурсов.

Правовые меры в себя включают:

Выработку общеобязательных правил поведения на
рынке для всех хозяйственных субъектов;

Разработку системы материальных санкций, как к юри­дическим, так и к физическим лицам за нарушениехо­зяйственного законодательства, причиняющего ущерб интересам потребителей;

Введение административной и уголовной ответственно­сти за различные виды недобросовестной коммерции в случаях злостного неисполнения общеобязательных правил хозяйственной деятельности, посягающих на общественные интересы.

Одной из центральных проблем правового обеспечения реформ в условиях переходной экономики является укреп­ление стабильности формируемой нормативной базы. Сам характер трансформационного процесса предполагает высокий динамизм информационно-правовой базы, ибо любые реформы сопровождались крупнейшими пересмотрами пра­вовых актов и, прежде всего законодательства. Однако даже в ходе революции не происходит одномоментной отмены всей существующей нормативной базы. Существует пробле­ма устойчивости вновь принимаемых нормативных актов.

Практика показывает: нормативные акты могут изначаль­но являться весьма уязвимыми и вскоре отменяться. Отчасти это связано с техническими и политическими ошибками, со­вершаемыми при разработке или принятии того или иного документа. Главная причина - мощное противостояние со­циально-экономических сил при одновременно резком ос­лаблении государственной власти и ее институтов. Сфера нормотворчества является ареной острой политической и административной борьбы. Принятие нереализуемых и бы­стро отменяемых документов - естественный индикатор политической нестабильности: пики нестабильности совпа­дают по времени с принятием нормативных документов с короткими сроками действия.

Неисполнение законов часто объясняется их внутренней противоречивостью. Необходима независимая экспертиза принимаемых законопроектов. Составной частью эксперти­зы должно стать:

1. Финансово-экономическая, оценивающая окупаемость идеи.

2. Организационно-экономическая, прогнозирующая воз­можность ее реализации с помощью управленческих и экономических рычагов.

3. Криминологическая, учитывающая появление нежела­тельных, опасных форм экономического поведения.

4. Экологическая и психологическая, независимые экспер­тизы, дающие заключение об оценке восприятия реше­ний людьми, социальными группами, показывающие как вовлечь людей в реализацию того или иного зако­нопроекта.

Воспитательные меры необходимы для преодоления стереотипов уравнительного мышления. Первейшее воспи­тательное значение имеет возвышение в общественном соз­нании идеи консолидации, построения общества с высоко­эффективной экономикой, способной создать людям достойные условия жизни.

Предупреждение экономических преступлений за ру­бежом - предупреждение преступности, причин и условий ее порождающих становится интернациональной проблемой. Обобщение опыта сотрудничества правоохранительных ор­ганов и научных учреждений стран Центральной и Восточ­ной Европы, США, Японии в борьбе с преступностью позво­ляет назвать в качестве наиболее эффективных и практиче­ски реализуемых в современных условиях следующие фор­мы сотрудничества :

Взаимные консультации с целью выработки в каждой из
сотрудничающих стран национальной, интернациональ­ной стратегий в сфере профилактики правонарушений;

Планирование совместных программ борьбы с наиболее
опасными видами преступлений, носящих международ­ный характер;

Разработка текущих и долгосрочных программ сотруд­ничества в области предупреждения преступлений;

Обмен опытом в организации и проведении профилак­тических мероприятий.

Обмену опытом способствуют определенные меры.

1. Расширение международной специализации и коопери­рования при разработке мероприятий, направленных на устранение причин и условий, способствующих право­ нарушениям.

2. Развитие непосредственных связей между правоохрани­тельными органами, научными организациями.

3. Развитие существующих и создание новых междуна­родных, правовых, экономических и других организа­ций, решающих проблемы по общему и специальному предупреждению преступлений.

4. Обмен специалистами.

5. Совместная подготовка учебников, монографий, мето­дических пособий, сборников научных трудов.

6. Совместная подготовка проектов законодательных актов.

7. Взаимопомощь в подготовке кадров.

8. Координация текущих и перспективных планов борьбы
с правонарушениями.

9. Совместное проведение научных исследований и вне­дрение их в практику.

Механизм сотрудничества при разработке и реализации общих и специальных профилактических мер включает в се­бя несколько групп организаций: наиболее значимая из них ООН, которая проводит международные конгрессы по пре­дупреждению преступности и обращению с правонарушите­лями. Наряду с ООН наибольший вклад в дело борьбы с пре­ступностью вносят: Международная ассоциация уголовного права (МАУП) и Международное криминологическое обще­ство (МКО).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации указывается на особую остроту угрозы криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально - политического устройства и экономической деятельности, в результате просчетов, допущенных на начальном этапе проведения реформ в экономической, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабления системы государственного регулирования и контроля, несовершенства правовой базы и отсутствия сильной государственной политики, что способствует росту преступности, особенно, ее организованных форм, а также коррупции.

Отмечается ослабление правового контроля за ситуацией в стране, сращивание отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновение их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. В связи с этим борьба с экономической, организованной преступностью в сфере экономики и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер.

Эффективная защита правоохраняемых интересов граждан, хозяйствующих субъектов, всего общества от преступных посягательств не может быть осуществлена только применением оперативно - розыскных мер правоохранительных органов. Опыт работы правоохранительных органов по противодействию преступности в сфере экономики в современной социально -экономической обстановке указывает на необходимость сочетания контрольно -регулирующих и правоохранительных функций государства, координации деятельности экономических и правоохранительных ведомств, расширения возможностей общественного контроля в экономической сфере и сфере обеспечения правопорядка. Это требует усиления организующей и координирующей роли государства при разработке и реализации системы мер по снижению криминогенного воздействия названных факторов, всеобщего влияния на динамику и структуру экономической преступности и состояние правопорядка.

Задача повышения уровня защищенности личности, собственности и общества обусловливает необходимость вовлечения всех государственных и общественных институтов в работу по защите прав и свобод человека и гражданина, укреплению взаимодействия государственных и общественных институтов.

Государство призвано играть решающую роль в реализации антикриминогенного потенциала общества, организации общего и специального предупреждения преступности. Социальная ценность предупреждения преступности определяется рядом существенных обстоятельств. Оно представляет собой наиболее действенный путь борьбы с преступностью, прежде всего, потому, что обеспечивает выявление и устранение (нейтрализацию, блокирование) ее корней, истоков. В значительной мере, это упреждение самой возможности совершения преступлений.

Таким образом, проблема преодоления криминализации экономики является одной из ключевых проблем современной государственной политики, требующей неотложных мер по ее решению. С целью радикального противодействия расширению влияния организованной преступности экономической направленности требуются решительные действия, четко скоординированные всеми правоохранительными и контролирующими органами. Только наступательные действия всех государственных органов в каждом регионе и на межрегиональном уровне позволят активизировать борьбу с преступлениями в сфере экономики и приостановить дальнейшее разрастание общественно опасных форм преступности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. В.К. Сенчагов. «Экономическая безопасность России». М., 2005г.

2. С.Х. Нафиев, Г.Р. Хамидуллина. «Экономические преступления». М., 2003 г.

3. Ларичев В.Д., Покаместов А.В., Щербаков В.Ф. «Понятие и особенности организованной преступной деятельности в сфере экономики». М., 2003 г.

5. Г.С. Вечканов. «Экономическая безопасность». СПб, 2007 г.

6. Т.Е. Кочергина. «Экономическая безопасность». М., 2007 г.

7. В.И. Павлов, Б.В. Губин, В.К. Сенчагов. «Экономическая безопасность». М., 2005 г.


В.К. Сенчагов. «Экономическая безопасность России». М., 2005 г.

Г.С. Вечканов. «Экономическая безопасность». СПб, 2007 г.

В.И. Павлов, Б.В. Губин, В.К. Сенчагов. «Экономическая безопасность». М., 2005 г.

Ларичев В.Д., Покаместов А.В., Щербаков В.Ф. «Понятие и особенности организованной преступной деятельности в сфере экономики» М., 2003г.

С.Х. Нафиев, Г.Р. Хамидуллина. «Экономические преступления». М.,2003 г.

Т.Е. Кочергина. «Экономическая безопасность». М., 2007 г.


Экономическая преступность - это совокупность корыстных посягательств на используемую для хозяйственной деятельности собственность, установленный порядок управления экономическими процессами и правами граждан со стороны лиц, выполняющих определенные функции в системе экономических отношений.
Совокупность экономических преступлений включает: хищения, незаконные сделки с валютными ценностями, изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, сокрытие доходов от налогообложения, обман потребителей, сокрытие средств в иностранной валюте, незаконное предпринимательство в торговле, контрабанда, мошенничество при получении банковских кредитов, ис-пользование фиктивных платежных документов и др.
Особенности экономической преступности:
высокая латентность;
как правило, значительный материальный ущерб;
экономическая преступность в значительно большей степени, чем уголовная, способна составлять образ жизни значительной части населения;
экономическая преступность по своей природе носит почти полностью организованный характер.
Обстоятельства, способствующие распространённости антисоциального экономического поведения можно разделить на:
1) организационно-хозяйственные - охватывают издержки экономической политики, отсутствие надлежащей системы контроля, отставание правотворческой деятельности от потребностей хозяйственной практики, недостатки систем отчёта и учётности;
практическая деятельность государства (его органов) по воплощению в жизнь принятых концепций по поводу собственности;
культура, наука, образование, нравственное воспитание и т.д.
Признаки общеуголовных корыстных преступлений:
посягательство на чужое имущество (вещи, включая деньги и ценные бумаги, и иное имущество);
наличие корыстной цели - противоправное безвозмездное изъятие чужого имущества.
Причины корыстной преступности:
криминогенная роль социально-экономического неравенства;
материальная нужда;
недостатки законодательного регулирования в области обеспечения борьбы с корыстными преступлениями;
недостатки деятельности правоохранительных органов.
конно хранимого оружия; правовое воспитание граждан и т.д.
Формы реагирования:
1. Эпизодическое (контрольное) реагирование
применяется, если для конфликтной ситуации характерны периодические обострения и улучшения без резких колебаний. Осуществляется участковым милиционером, представителями общественности. Меры профилактического воздействия: беседы, оказание необходимой помощи.
2 .Длящееся реагирование - если юнфликтная ситуация ухудшается в течение продолжительного времени. Меры: например вызов в орган милиции для разъяснения правовых последствий антиобщественного поведения..
Неотложное реагирование - в условиях резко обострившейся конфликтной ситуации (часто повторяю-щиеся ссоры, драки). Меры правового принуждения: лишение родительских прав; ограничение дееспособности; привлечение к административной и уголовной ответственности.
Экстренное реагирование - применяется в случаях бурного, агрессивного поведения нарушителя. Оно осуществляется непосредственно в момент хулиганских действий, драк, реальных угроз физической расправой и т. д. Выполняют дежурные части ОВД. Меры реагирования: подавление сопротивления правонарушителей; их задержание и т. п. - 2) социально-психологические - связаны с недостатками правовоспитательной работы, общей неподготовленностью населения, недостатками механизма ценообразования, налоговой политики.
Меры по борьбе с экономическими преступлениями: осуществление системы экономических, организационно-производственных, технических, правовых, воспитательных мер, направленных на коррекцию личности правонарушителей и нейтрализацию или снижение действия обстоятельств, обусловливающих совершение преступлений.
Экономические меры - развитие предпринимательства, создание условий для добросовестной конкуренции, формирование оптовой торговли. Технические меры - разработка более совершенных средств транспортировки, исключающих возможность хищений, внедрение методов обнаружения дефектов. Правовые меры - выработка правил поведения на рынке, разработка системы материальных санкций, введение ответственности. Воспитательные меры - преодоление стереотипа уравнительного мышления.
Социальные меры, имеющие отношение к борьбе с корыстной преступностью:
правовая пропаганда деятельности правоохранительных органов, средств и методов самозащиты населения;
разработка мер по повышению уровня материальной базы социально-реабилитационных учреждений; жилищных и бытовых условий многодетных и малообеспеченных семей; создание специальных служб для детей, оставшихся без средств существования;
разработка и реализация мер по обеспечению социальной занятости молодежи, безработных, ранее судимых, беженцев, вынужденных мигрантов;
создание центров реабилитации, ночлежных домов для бродяг, создание учреждений для оказания социальной помощи лицам без определенного места жительства.?

Просмотров