Федеральный закон “О пожарной безопасности”

Предлагаем вашему вниманию Закон РФ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ
О пожарной безопасности
(с изменениями от 22 августа 1995 г., 18 апреля 1996 г., 24 января 1998 г., 7 ноября, 27 декабря 2000 г., 6 августа, 30 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 10 мая, 29 июня 2004 г.)

Настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее – предприятия), а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее – граждане).

Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Статья 2. Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности
Статья 3. Система обеспечения пожарной безопасности
Глава II. Пожарная охрана
Статья 4. Виды и основные задачи пожарной охраны
Статья 5. Государственная противопожарная служба
Статья 6. Государственный пожарный надзор
Статья 7. Личный состав Государственной противопожарной службы
Статья 8. Гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы
Статья 9. Обязательное государственное личное страхование и возмещение ущерба в случае гибели (смерти) сотрудников, военнослужащих и работников Государственной противопожарной службы или получения ими увечья
Статья 10. Финансовое и материально-техническое обеспечение в области пожарной безопасности
Статья 11. Имущество пожарной охраны
Статья 12. Ведомственная пожарная охрана
Статья 13. Добровольная пожарная охрана
Статья 14. Объединения пожарной охраны
Статья 15. Представительство
Глава III. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области пожарной безопасности
Статья 16. Полномочия федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности
Статья 17. Полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности
Статья 18. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности
Статья 19. Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности
Глава IV. Обеспечение пожарной безопасности
Статья 20. Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности
Статья 21. Разработка и реализация мер пожарной безопасности
Статья 22. Тушение пожаров
Статья 23. Производство пожарно-технической продукции
Статья 24. Выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности
Статья 25. Противопожарная пропаганда и обучение мерам пожарной безопасности
Статья 26. Информационное обеспечение в области пожарной безопасности
Статья 27. Учет пожаров и их последствий
Статья 28. Противопожарное страхование
Статья 30. Особый противопожарный режим
Статья 31. Научно-техническое обеспечение пожарной безопасности
Статья 33. Сертификация
Глава V. Права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности
Статья 34. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности
Статья 35. Обязанности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности
Статья 36. Обязанности органов местного самоуправления в области пожарной безопасности
Статья 37. Права и обязанности предприятий в области пожарной безопасности
Статья 38. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности
Статья 39. Административная ответственность предприятий
Глава VI. Заключительные положения
Статья 40. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Статья 41. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Статья 42. Обеспечение исполнения настоящего Федерального закона

жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;
требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности;
(в ред. Федерального закона от 28.05.2017 N 100-ФЗ)
нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;
противопожарный режим - совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности требований пожарной безопасности, определяющих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, земельных участков, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности;
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2015 N 448-ФЗ , от 28.05.2017 N 100-ФЗ)
меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;
пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ;
(в ред. Федерального закона )
Абзац 9. - Утратил силу.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
пожарно - техническая продукция - специальная техническая, научно - техническая и интеллектуальная продукция, предназначенная для обеспечения пожарной безопасности, в том числе пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение, огнетушащие и огнезащитные вещества, средства специальной связи и управления, программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также иные средства предупреждения и тушения пожаров;
Абзац 11. - Утратил силу.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
федеральный государственный пожарный надзор - деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, а также подведомственных им государственных учреждений, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, территорий, земельных участков, продаваемой пожарно-технической продукции, проведения мероприятий по контролю на лесных участках, на объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований пожарной безопасности, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности;
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ , от 28.05.2017 N 100-ФЗ)
ведомственный пожарный надзор - деятельность ведомственной пожарной охраны по проверке соблюдения организациями, подведомственными соответствующим федеральным органам исполнительной власти, требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
подтверждение соответствия в области пожарной безопасности -документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, выполнения работ и оказания услуг требованиям технических регламентов, документов по стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, норм пожарной безопасности или условиям договоров;
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005) , от 05.04.2016 N 104-ФЗ)
нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности;
(в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ)
профилактика пожаров - совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров;
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005) , от 18.10.2007 N 230-ФЗ)
пожарно-спасательный гарнизон - совокупность расположенных на определенной территории органов управления, подразделений и организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ;
(в ред. Федеральных законов от 18.10.2007 N 230-ФЗ , от 13.07.2015 N 234-ФЗ)
организация тушения пожаров - совокупность оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;
(в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ )
особый противопожарный режим - дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях;
(в ред. Федерального закона от 09.11.2009 N 247-ФЗ)
локализация пожара - действия, направленные на предотвращение возможности дальнейшего распространения горения и создание условий для его ликвидации имеющимися силами и средствами;
(в ред. Федерального закона от 23.07.2010 N 173-ФЗ)
координация в области пожарной безопасности - деятельность по обеспечению взаимосвязи (взаимодействия) и слаженности элементов системы обеспечения пожарной безопасности.
(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 118-ФЗ)
противопожарная пропаганда - информирование общества о путях обеспечения пожарной безопасности;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 448-ФЗ)
обучение мерам пожарной безопасности - организованный процесс по формированию знаний, умений, навыков граждан в области обеспечения пожарной безопасности в системе общего, профессионального и дополнительного образования, в процессе трудовой и служебной деятельности, а также в повседневной жизни;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 448-ФЗ)
управление в области пожарной безопасности - деятельность органов, участвующих в соответствии с законодательством Российской Федерации в обеспечении пожарной безопасности;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 448-ФЗ)
зона пожара - территория, на которой существует угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц в результате воздействия опасных факторов пожара и (или) осуществляются действия по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 448-ФЗ)
независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) - оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и проверка соблюдения организациями и гражданами противопожарного режима, проводимые не заинтересованным в результатах оценки или проверки экспертом в области оценки пожарного риска;
(в ред. Федерального закона от 28.05.2017 N 100-ФЗ)
эксперт в области оценки пожарного риска - должностное лицо, аттестованное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляющее деятельность в области оценки пожарного риска, обладающее специальными знаниями в области пожарной безопасности, необходимыми для проведения независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), и уполномоченное на подписание заключения о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности);
(в ред. Федерального закона от 28.05.2017 N 100-ФЗ)
заведомо ложное заключение о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности) - заключение о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности), подготовленное без проведения независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) или подготовленное после ее проведения, но противоречащее содержанию материалов, представленных эксперту в области оценки пожарного риска, состоянию пожарной безопасности объекта защиты, в отношении которого проведена независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности), фактическому соблюдению организациями и гражданами противопожарного режима.

Федеральный закон № 69 является основополагающим документом в области пожарной безопасности. В статье мы расскажем, какие уровни системы обеспечения ПБ существуют в РФ, и какие функции выполняет каждый из них. Вы можете скачать текст закона.

Из статьи вы узнаете:

Что устанавливает 69-ФЗ

Закон устанавливает ответственность за реализацию мер ПБ в России. Согласно этому нормативному акту, существует четыре уровня в системе обеспечения пожарной безопасности (далее по тексту – СОПБ), определены права и обязанности участников этой системы, источники финансирования, а также взаимоотношения между уровнями СОПБ.

Найдите нужный вам образец документа по охране труда в Справочной системы "Охрана труда". Наши эксперты подготовили уже 2506 шаблонов!

Общие положения

Пожар – это неконтролируемое горение, приводящее к огромным человеческим и материальным жертвам, поэтому представляющее угрозу как для конкретной организации, так и для страны в целом.

Система обеспечения ПБ

Всё необходимое – в подготовленном экспертами

Уровни СОПБ:

1. Государственный.

2. Местные органы власти.

3. Работодатель.

4. Граждане РФ, не задействованные в трех верхних эшелонах.

Пожарная охрана (ПО)

Подразделения ПО занимаются не только тушением пожаров, но и .

Организация ПО заключается в:

  • подготовке персонала – пожарных;
  • обеспечении пожаротушения с помощью материально-технических ресурсов;
  • диспетчеризации управления деятельности по пожаротушению;
  • непосредственных боевых действиях.

Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области ПБ

На государственном уровне, к которому можно отнести и уровень субъектов, осуществляется законодательная деятельность.

Пожарную безопасность в РФ, помимо 69-ФЗ, регламентируют , . Все три документа основаны на сводах правил, на обязательных ГОСТах, на отраслевых стандартах ПБ, на строительных нормах и правилах и т.п.

Система штрафов за нарушение законодательства приведена в КоАП и в Уголовном кодексе. Контролирующим органом исполнительной власти является МЧС России. Государственный контроль за исполнением федерального законодательства осуществляется в соответствии с и с – в виде прокурорского надзора.

На уровне органов местного самоуправления проводится финансирование подразделений государственной ПО, выработка мер взаимодействия с НАСФ категорированных по ГО организаций, согласование программ обучения ПТМ , оказание методической помощи, заключение договоров на оказание профессиональных услуг пожаротушения для опасных промышленных объектов.

Мэриями должна быть разработаны схемы предупреждения пожаров. Для этого генпланом поселка или улицы предусматривается наличие специальных карманов, оснащение каждого объекта ломами, топорами, баграми, ведрами, обеспечивается запас воды, песка и других .

Права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности

Необходимые меры по обеспечению ПБ осуществляются как профессиональными расчетами, так и неспециализированными противопожарными формированиями, а также участием граждан в добровольных дружинах. Организации, категорированные по гражданской обороне, должны создавать нештатные и газоспасательные службы.

Граждане должны , содержать исправный противопожарный инвентарь. До прибытия пожарных следует организовать безопасную эвакуацию пострадавших и начать ликвидацию возгорания посильными средствами. К приезду пожарного расчета нужно обеспечить доступ к источнику огня.

Организации-работодатели обязаны в коллективном договоре указывать перечень противопожарных средств, не допускать их использование в хозяйственном обороте, финансировать содержание нештатных пожарных формирований.

В обязанности государства входит оказание методической поддержки ДПД, организация обучения ПТМ, участие в разработке и согласовании , выдача лицензий на обслуживание систем пожаротушения. За государственный счет должны выплачиваться компенсации семьям пожарных, погибших при тушении пожаров.

Применение закона

Правительство РФ, разработав закон 69-ФЗ и утвердив его в Минюсте, создало нормативную правовую базу, регламентирующую взаимоотношения между элементами системы управления ПБ в стране.

Эти элементы – как на федеральном уровне, так и на уровне организаций – обязаны принимать самые активные меры в , уметь отражать эту угрозу, создавать необходимую базу для борьбы с возгораниями, проводить тщательную проверку и анализ причин случившегося.



Просмотров