Гост 12.0 004 изменения. Организация обучения безопасности труда: анализируем новый стандарт. Установили требования к обучению безопасности труда в разные периоды учебной и трудовой деятельности

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"

1 Разработан Обществом с ограниченной ответственностью "Экожилсервис", ФГБОУ ВПО "Пермский национальный исследовательский политехнический университет"

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 июня 2016 г. N 600-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.004-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2017 г.

Огромное число травм и заболеваний, происходящих с работающими по причинам, связанным с их трудовой деятельностью, заставляет настойчиво искать методы и средства эффективного предотвращения этих нежелательных и неблагоприятных событий. Одним из таких методов, как показала международная практика, является обучение вопросам безопасности труда в сочетании с внутренней мотивацией работающих на строгое соблюдение требований безопасности.

Унификация подходов к организации обучения безопасности труда была закреплена в и хорошо показала себя на практике в течение десятилетий. Вместе с тем произошедшие с тех пор социально-экономические перемены и накопление нового опыта работы в изменившихся условиях потребовали пересмотра ряда положений, их развития и конкретизации, что и было выполнено в настоящем стандарте.

1.1 Настоящий стандарт устанавливает основные виды и формы обучения и проверки знаний по безопасности труда занятых трудом лиц и тем самым распространяется на все юридические и физические лица, связанные с трудовой деятельностью, а также с обучением подрастающего поколения - будущего трудового потенциала нации.

1.2 Настоящий стандарт является основополагающим в комплексе межгосударственных и национальных стандартов, руководящих и методических документов по обучению занятых трудом лиц и изучению ими вопросов безопасности труда. Настоящий стандарт в целом или его отдельные положения можно использовать как образец организации обучения другим видам безопасности деятельности человека, включая производственную деятельность.

1.3 Настоящий стандарт не отменяет иных, не установленных в нем специальных требований национального законодательства к порядку проведения обучения, инструктажа, подготовки и проверки знаний персонала, работающего на объектах, специфика которых требует установления специальных правил безопасности в соответствующих нормативных актах.

Настоящий стандарт не отменяет иных, установленных национальными органами управления образованием требований к организации и формам ведения образовательной деятельности (оказания образовательных услуг) по вопросам охраны труда и безопасности производства в сфере профессионального образования.

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным стандартом). Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3.2 инструктор по охране труда: Лицо, как правило, из числа руководителей или специалистов, прошедшее обучение по охране труда, включающее изучение приемов и методов инструктирования, обучения и проверки знаний, и допущенное в установленном работодателем с учетом требований национального законодательства порядке к обучению работающих охране труда непосредственно у работодателя, включая инструктажи, стажировку, обучение по отдельным курсам и (или) вопросам, а также проверку знаний.

3.3 исполнитель: Человек, в трудовые функции которого не входит участие в системе управления производством, не имеющий в подчинении ни одного работника, работающего или иного физического лица.

3.4 младший обслуживающий персонал: Совокупность работающих, занятых простым физическим исполнительским трудом типа труда рабочих профессий, но считающихся не рабочими, а служащими (например, уборщица, сторож, вахтер и т.п.).

3.5 образование: Совокупность приобретенных знаний, умений, навыков и компетенций определенных объема и сложности определенного уровня квалификации, определяющего уровень образования, достижение которого удостоверяется соответствующим документом об образовании и является условием получения образования следующего уровня и (или) ведения профессиональной деятельности.

3.6 образовательная организация: Организация, имеющая право в соответствии с национальным законодательством оказывать "образовательные услуги" и вести "образовательную деятельность", предоставляя сторонним организациям и физическим лицам возможности по получению образования.

Примечание - Может вести иные виды деятельности, в том числе по обучению, если это не противоречит национальному законодательству и утвержденному уставу организации.

3.7 обучающая организация: Организация, имеющая право в соответствии с национальным законодательством оказывать услуги сторонним организациям и лицам по обучению, включая проверку знаний, вопросам безопасности труда, охраны труда, безопасности производства.

3.9 обучение: Процесс организации учебной деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками, по развитию способностей и компетенций.

Наши комментарии к ГОСТу 12.0.004-2015. Вы узнаете, что меняется в связи с действием ГОСТа 12.0.0004-2015, будут ли штрафовать за его неиспользование, нужно ли теперь применять предыдущий ГОСТ 12.0.004-90, как введение нового ГОСТа отразится на Постановлении 1/29. Как проводить обучение по охране труда ГОСТ 12 0 004-2015

С 01.03.2017 г. начал действовать ГОСТ 12.0.004-2015 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения». Этот стандарт:

вводится в действие приказом Минпромторга РФ от 09.06.2016 г. №600-ст;
заменяет ГОСТ 12.0.004-90;
применяется в добровольном порядке;
закреплен за Управлением техрегулирования и стандартизации.

Поэтому, начиная с 01.03.2017 г., действие знакомого всем инженерам по ОТ ГОСТа 12.0.004-90 прекращается. Вместо него следует использовать новый ГОСТ. Если какой-либо национальный или локальный документ ссылается на старый ГОСТ, эту ссылку следует считать недействительной либо переадресованной на новый стандарт.

Как организовывать обучение ОТ после введения нового ГОСТа?

Начиная с 01.03.2017 г., нужно применять:

обязательно . Это НПА, поэтому скрупулезное выполнение его требований проверяют госинспекторы;

добровольно ГОСТ 12.0.004-2015. Поскольку этот нацстандарт предназначен для добровольного использования, ответственные лица субъектов хозяйствования сами решают, применять его или нет. Если руководством организации принято решение этот ГОСТ в обучении по охране труда не использовать, Госинспекция по труду (ГИТ) штрафовать за это не может.

Зачем использовать ГОСТ 12.0.004-2015, если ГИТ проверяет только выполнение Постановления 1/29?

В изложены главные требования к обучению ОТ: очерчен круг трудящихся, которых необходимо обучать, перечислены разновидности инструктирований и особенности их применения, порядки обучения всех работников организации (рабочие, ИТР, руководители), порядок оценки уровня знаний. Подробных разъяснений по применению на практике каждого из этих пунктов в этом документе нет.

В ГОСТ 12.0.0004-2015, как и в предыдущем госстандарте, эти пункты освещены более подробно. Изучив соответствующие разделы ГОСТа, инженер по ОТ без проблем сможет правильно обучить подчиненных и коллег требованиям безопасности труда (БТ), даже если делает это первый раз в жизни.

В данном ГОСТ 12 0 004 2015 подробно и доступно для понимания описаны особенности проведения:

занятий и экзаменов по БТ (теория, практика);
всех разновидностей инструктирования;
стажировки;
спецобучения безопасному ведению работ, правильной технологии оказания первой помощи ;
обучения ОТ специализированными центрами.

Дополнительно приводятся ориентировочные программы некоторых видов обучения, журналы инструктирований, проверочного экзаменационного протокола и удостоверения. Также приведены основные термины, определения, которые используются в области обучения ОТ.

Таким образом, Положение 1/29 говорит специалисту о том, что нужно сделать, чтобы организовать обучение ОТ, а ГОСТ 12.0.004-2015 поясняет, как это рационально делается, исходя из требований действующего законодательства. Поскольку Положение 1/29 входит в перечень обязательных для исполнения НПА, а ГОСТ – нет, требования Положения приоритетнее, чем рекомендации госстандарта. Подробно прописанные в ГОСТе процедуры проведения разных направлений обучения снижают вероятность разных толкований со стороны исполнителей и контролирующих органов (например, ГИТ), возможность ошибки вследствие неправильного понимания инженером по ОТ некоторых требований.

Чем отличается новый ГОСТ 12.0.004-2015 от старого ГОСТа 12.0.004-90?

ГОСТ 12.0.004-2015 сохраняет преемственность с ГОСТом 12.0.004-90, т. е. кардинальных изменений в области обучения БТ ожидать не стоит. Новый ГОСТ максимально адаптирован к современным реалиям: содержит информацию по:

< особенностям инструктирования сотрудников подрядных организаций, работающих на объектах или территории заказчика;

< обучению индивидуальных предпринимателей (ИП) и сотрудников, работающих дистанционно либо на дому;

< обучению ИП и физлиц, оказывающих услуги по ОТ на договорной основе (консультирование, деятельность в качестве приглашенного специалиста);

< стажировке, проверке знаний ИТР и ТОП-менеджмента;

< последовательности действий в ситуациях, когда трудящийся не сдает экзамен по результатам стажировки более 2 раз подряд.

В ГОСТ 12.0.004-2015 предложено:

√ привлекать к обучению, проверке уровня усвоения материала исключительно сотрудников, которые дополнительно обучились БТ по программам инструкторов. Применение данной рекомендации на практике влечет за собой необходимость дополнительного обучения большого числа ИТР и трудящихся, за которыми закреплено право проводить стажировку;

√ проводить первичное, повторное, целевое инструктирование по утвержденным программам либо непосредственно по инструкциям (п.п. 8.7, 8.9, 8.10);

√ в ходе подготовки будущих трудящихся по опасным профессиям проверять их теоретические знания и практические навыки по БТ отдельно от проверки профессиональных знаний (п. 6.6);

√ документацию по обучению ОТ согласовывать с представителями трудящихся (это могут быть и профсоюзы, и уполномоченные трудовых коллективов по ОТ), а не только с профсоюзом, как раньше (п. 6.7);

√ современное видение характеристик инструктажей и особенностей их проведения (п.п. 8.6-8.10). Например, добавлены аспекты, которые касаются проведения вводного, первичного инструктирований с подрядчиками;

√ при необходимости ограничивать повторное инструктирование определением уровня знаний без предварительной вычитки программы первичного инструктирования (п. 8.8);

√ внеплановое инструктирование для задействованных на обычных работах трудящихся организовывать, если работа была прервана на срок 2 месяца и больше, а не 60 календарных дней, как раньше (п. 8.9). Это положение позволяет уполномоченному лицу при определении необходимости инструктирования ориентироваться по датам, а не высчитывать количество пропущенных дней;

√ вести отдельный журнал для целевых инструктирований (п. 8.10);

√ поручать определять уровень знаний не только сотрудникам организатора обучения, а представителям сторонних (независимых) организаций, которым разрешено заниматься этой деятельностью (п.п. 10.2, 10.3);

√ создавать комиссии по проверке знаний численностью минимум 5 человек. В этом случае правомочной считается комиссия минимум из 3 человек, один из которых – председатель (п.п. 10.7, 10.8);

√ обучать спецкурсом или тренингом минимум 1 трудящегося из бригады, цеха, занятых в травмоопасных либо вредных условиях, правилам оказания первой помощи (п.п. 12.4, 12.5).

Кого затронет введение нового ГОСТ 12.0.004-2015 ?

Новый ГОСТ 12 0 004 2015 способен затронуть любые компании и ИП независимо от сферы их деятельности. Они должны будут решить, стоит ли им использовать изложенные в нем рекомендации. Компаниям и ИП, которые сочтут целесообразным применять рекомендации ГОСТ 12.0.004-2015 в своей повседневной работе, кардинальные перемены в организации работы службы ОТ не грозят. Исключение – придется вкладывать средства, чтобы обучить инструкторов по ОТ. Поэтому, начиная с даты вступления в силу госстандарта:

руководителям следует поручить своим специалистам по ОТ проанализировать целесообразность применения нового ГОСТа в своей повседневной деятельности и привести текущую документацию в соответствие с ним (ссылаться на новый госстандарт, а не на отмененный);

службам ОТ следует проанализировать рекомендации ГОСТ 12.0.0004-2015 применительно к своим предприятиям, принять решение о необходимости его использования. В случае положительного результата организовать работу в соответствии с изложенными в документе рекомендациями;

1 марта 2017 года начинает действовать новый Межгосударственный стандарт обучения безопасности труда ГОСТ 12.0.004-2015 . Положения старого ГОСТ 12.0.004‑90 в нем отредактированы и дополнены с учетом развивающихся технологий и международной практики обучения безопасности труда.

Новый госстандарт:

  • устанавливает основные виды и формы обучения и проверки знаний по безопасности труда работников;
  • распространяется на все юридические и физические лица, связанные с трудовой деятельностью, а также с обучением подрастающего поколения;
  • расширяет виды и формы обучения, категории обучаемых лиц;
  • представляет программы обучения безопасности труда.

Важно!

Обучение охране труда отнесено к виду экономической деятельности по дополнительному профессиональному образованию и имеет кодовое обозначение 85.42.9

Раздвинуты границы учебного процесса

ГОСТ 12.0.004-2015 значительно объемнее своего предшественника. Он описывает множество видов и форм обучения, которые стали возможными благодаря современным IT-технологиям. Даже при беглом взгляде на оглавление видно, что документ охватывает обучение безопасности труда в разные периоды учебной и трудовой деятельности человека. Разделы описывают особенности обучения безопасному труду:

  • в ходе учебно-воспитательного процесса и учебных занятий;
  • непосредственно на работе;
  • в обучающих организациях;
  • в форме инструктажа;
  • в форме индивидуальной стажировки на рабочем месте;
  • в форме проверки знаний;
  • в виде специального обучения безопасным методам и приемам выполнения работ;
  • в виде специального обучения приемам оказания первой помощи пострадавшим;
  • в форме отдельного курса обучения с итоговой проверкой знаний.

Большое внимание ГОСТ уделяет организации процесса обучения: методам, способам, порядку, программам обучения и формам контроля знаний.

Введены новые понятия

ГОСТ 12.0.004-2015 вводит новые понятия, которых не было в прежнем стандарте. Это такие понятия, как «организатор обучения» и «обучающая организация».

Организатором обучения называется организация или индивидуальный предприниматель, которые организуют и проводят обучение и проверку знаний:

  • своих работников как работодатель;
  • иных работающих, включая персонал подрядчиков, как организатор производства, на котором они работают.
  • Обучающая организация — это организация, имеющая законное право оказывать сторонним организациям и лицам услуги:
  • по обучению и проверке знаний;
  • вопросам безопасности труда, охраны труда, безопасности производства.

Уточнен и расширен состав обучающихся

ГОСТ 12.0.004-2015 расширяет состав обучающихся. Основными группами лиц, которые проходят обучение безопасности труда, являются:

  • руководители всех уровней и рангов, занятые управлением, в том числе безопасностью и (или) охраной труда;
  • специалисты, помогающие руководителям всех уровней и рангов, занятым управлением, в том числе безопасностью и (или) охраной труда;
  • лица, привлекаемые к управлению охраной труда на общественных началах в различного рода комиссиях, комитетах, а также представители работников;
  • самозанятые лица, организующие безопасное выполнение работ и безопасность своего труда самостоятельно;
  • специалисты по охране труда, профессионально занятые управлением охраной труда и (или) безопасностью труда;
  • лица, не участвующие в управлении и занятые простым процессом труда, безопасным выполнением своей трудовой функции.

Из этих групп формируются подгруппы по профессиональному признаку, например:

  • члены постоянно действующих у работодателя комиссий по проверке знаний требований охраны труда работников, а также работники, участвующие в организации и проведении процесса обучения у работодателя, включая инструктажи (инструкторы по охране труда);
  • педагогические работники образовательных учреждений и организаций — преподаватели дисциплин «Охрана труда», «Безопасность жизнедеятельности», «Безопасность технологических процессов и производств», «Техносферная безопасность» и т. п.

Для каждой группы обучающие организации составляют программы с учетом специфики профессиональной деятельности слушателей.

Утверждены нестандартные формы обучения

Прежний госстандарт не делает различий между формами обучения. Отдельным пунктом в нем лишь перечислено, где его можно проводить: в учебных лабораториях, мастерских, участках, цехах и т. п. (п 3.4 ГОСТ 12.0.004-90). Новый ГОСТ содержит подробные описания девяти форм обучения безопасному труду, а именно:

  • традиционное обучение в аудитории обучающего центра (лекции, семинары, практические занятия, тренинги, лабораторные работы);
  • аудиторное обучение за компьютерным обучающим комплексом;
  • дистанционное обучение;
  • обучение приемам и получение устойчивых практических навыков правильного безопасного выполнения трудовых операций на тренажерах и (или) на учебных рабочих местах;
  • обучение приемам и получение устойчивых практических навыков оказания первой помощи пострадавшим на тренажерах и (или) манекенах;
  • инструктаж;
  • стажировка;
  • проверка и самопроверка полученных и остаточных знаний, в том числе тестирование при помощи компьютерных средств;
  • проверка и самопроверка полученных умений и навыков, в том числе в деловых играх и при помощи тренажеров и манекенов.

Пояснены варианты графиков обучения

Для занятий в обучающей организации можно подобрать тот график, который удобнее совмещать с основной трудовой или учебной деятельностью. Обучение может быть:

  • классическое непрерывное до освоения всей программы и сдачи экзамена, собеседования или тестирования. Его проводят ежедневно в форме аудиторных занятий;
  • модульное аудиторное, когда различные тематики разбиты по дням и можно делать перерывы между изучением отдельных тем;
  • дистанционное обучение с применением современных информационных технологий;
  • комбинированное обучение, использующее различные формы организации обучения.
  • Когда обучение происходит в дистанционной форме или с использованием электронного обучения, учебные центры:
  • оказывают учебно-методическую помощь обучающимся в форме индивидуальных консультаций по аудио- и видеосвязи;
  • самостоятельно определяют соотношение объема аудиторных занятий и занятий с применением электронных образовательных технологий.

Особенности организации электронной формы и дистанционного способа обучения утверждены (приказом Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 2).

Дополнены приложения к госстандарту

ГОСТ 12.0.004-2015 сохранил структуру инструктажей по охране труда, установленных предыдущим стандартом: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой. Причем для целевого инструктажа новый ГОСТ вводит отдельный журнал, в котором регистрируют результаты инструктажа.

Образец заполнения журнала регистрации целевого инструктажа по охране труда


В приложениях к ГОСТ 12.0.004-2015 также приведены:

  • примерная программа вводного инструктажа по охране труда;
  • примерная программа первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте;
  • примерная программа обучения приемам оказания первой помощи пострадавшим;
  • универсальная программа базового основного курса обучения «Основы управления условиями и охраной труда».

Напоминаем

ГОСТы не являются нормативно-правовыми актами, содержащими обязательные требования. Поэтому, данный стандарт, как и все остальные ГОСТы может применяться в качестве рекомендаций для организации учебного процесса по охране труда.

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Система стандартов безопасности труда

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
Общие положения

Occupational safety standards system. Organization of training for safety and health at work. General requirements

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"

https://yadi.sk/i/cTHkymeKOWThZg

Сведения о стандарте

1. РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Экожилсервис", ФГБОУ ВПО "Пермский национальный исследовательский политехнический университет"

2. ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 251 "Безопасность труда"

3. ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 10 декабря 2015 г. N 48-2015)

4. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 июня 2016 г. N 600-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.004-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2017 г.

5. Взамен ГОСТ 12.0.004-90.

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты" (по состоянию на 1 января текущего года), а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Огромное число травм и заболеваний, происходящих с работающими по причинам, связанным с их трудовой деятельностью, заставляет настойчиво искать методы и средства эффективного предотвращения этих нежелательных и неблагоприятных событий. Одним из таких методов, как показала международная практика, является обучение вопросам безопасности труда в сочетании с внутренней мотивацией работающих на строгое соблюдение требований безопасности.

Унификация подходов к организации обучения безопасности труда была закреплена в ГОСТ 12.0.004-90 и хорошо показала себя на практике в течение десятилетий. Вместе с тем произошедшие с тех пор социально-экономические перемены и накопление нового опыта работы в изменившихся условиях потребовали пересмотра ряда положений, их развития и конкретизации, что и было выполнено в настоящем стандарте.

Настоящий стандарт сохраняет преемственность с ГОСТ 12.0.004-90 и сформированные им многолетние традиции с учетом современного развития обучающих технологий и наилучшей международной практики обучения безопасности труда.

1. Область применения

1.1. Настоящий стандарт устанавливает основные виды и формы обучения и проверки знаний по безопасности труда занятых трудом лиц и тем самым распространяется на все юридические и физические лица, связанные с трудовой деятельностью, а также с обучением подрастающего поколения - будущего трудового потенциала нации.

1.2. Настоящий стандарт является основополагающим в комплексе межгосударственных и национальных стандартов, руководящих и методических документов по обучению занятых трудом лиц и изучению ими вопросов безопасности труда. Настоящий стандарт в целом или его отдельные положения можно использовать как образец организации обучения другим видам безопасности деятельности человека, включая производственную деятельность.

1.3. Настоящий стандарт не отменяет иных, не установленных в нем специальных требований национального законодательства к порядку проведения обучения, инструктажа, подготовки и проверки знаний персонала, работающего на объектах, специфика которых требует установления специальных правил безопасности в соответствующих нормативных актах.

Настоящий стандарт не отменяет иных, установленных национальными органами управления образованием требований к организации и формам ведения образовательной деятельности (оказания образовательных услуг) по вопросам охраны труда и безопасности производства в сфере профессионального образования.

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 7.67-2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Коды названий стран

ГОСТ 12.0.002-2014 Система стандартов безопасности труда. Термины и определения

ГОСТ 12.0.230-2007 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным стандартом). Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3. Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 12.0.230 и ГОСТ 12.0.002, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1. безопасность технологических процессов и производств: Название учебного курса высшего профессионального образования, включающего сферы охраны труда и безопасности производства.

3.2. инструктор по охране труда: Лицо, как правило, из числа руководителей или специалистов, прошедшее обучение по охране труда, включающее изучение приемов и методов инструктирования, обучения и проверки знаний, и допущенное в установленном работодателем с учетом требований национального законодательства порядке к обучению работающих охране труда непосредственно у работодателя, включая инструктажи, стажировку, обучение по отдельным курсам и (или) вопросам, а также проверку знаний.

3.3. исполнитель: Человек, в трудовые функции которого не входит участие в системе управления производством, не имеющий в подчинении ни одного работника, работающего или иного физического лица.

3.4. младший обслуживающий персонал: Совокупность работающих, занятых простым физическим исполнительским трудом типа труда рабочих профессий, но считающихся не рабочими, а служащими (например, уборщица, сторож, вахтер и т.п.).

3.5. образование: Совокупность приобретенных знаний, умений, навыков и компетенций определенных объема и сложности определенного уровня квалификации, определяющего уровень образования, достижение которого удостоверяется соответствующим документом об образовании и является условием получения образования следующего уровня и (или) ведения профессиональной деятельности.

Примечание - Термин "образование" в обыденном языке часто применяют как краткую форму понятия "система образования".

3.6. образовательная организация: Организация, имеющая право в соответствии с национальным законодательством оказывать "образовательные услуги" и вести "образовательную деятельность", предоставляя сторонним организациям и физическим лицам возможности по получению образования.

Примечание - Может вести иные виды деятельности, в том числе по обучению, если это не противоречит национальному законодательству и утвержденному уставу организации.

3.7. обучающая организация: Организация, имеющая право в соответствии с национальным законодательством оказывать услуги сторонним организациям и лицам по обучению, включая проверку знаний, вопросам безопасности труда, охраны труда, безопасности производства.

3.8. обучающийся: Лицо, проходящее обучение безопасности труда.

3.9. обучение: Процесс организации учебной деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками, по развитию способностей и компетенций.

3.10. организатор обучения: Организация или индивидуальный предприниматель, организующие и проводящие обучение, включая проверку знаний: своих работников как работодатель; иных работающих, включая персонал подрядчиков, как организатор производства, на котором они работают.

3.11. остаточные знания: Прочно усвоенные знания, остающиеся у обучаемого спустя некоторое время (месяц, год) после завершения процесса обучения и проверки знаний.

3.12. повышение квалификации: Вид обучения, устанавливаемый национальным законодательством в рамках дополнительного профессионального образования, не изменяющий уровень образования, направленный на получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.

3.13. подготовка: Краткосрочный вид обучения, не изменяющий уровень образования.

Примечание - В практическом англоязычном дискурсе подготовка эквивалентна термину training, характер обучения которого различен с характером обучения при получении образования (education).

3.14. профессиональная переподготовка: Вид обучения, устанавливаемый национальным законодательством в рамках дополнительного профессионального образования, не изменяющий уровень образования, направленный на получение законченного комплекса новых компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

3.15. работы, к которым предъявляются повышенные требования безопасности труда: Работы в условиях присутствия опасных и (или) вредных производственных факторов с высоким риском травмирования, острого отравления или возможности развития хронического профессионального заболевания, а также работы с повышенной опасностью.

3.16. работы с повышенной опасностью: Работы, выполняющиеся в зонах постоянного или возможного действия опасных производственных факторов, возникновение которых не связано с характером выполняемых работ, что требует до начала производства этих работ разработать и выполнить дополнительные мероприятия по безопасности для каждой конкретной производственной операции.

Примечания

  1. Употребляется наравне с полностью эквивалентным словосочетанием "работы повышенной опасности".
  2. Работы с повышенной опасностью выполняются по наряду-допуску, что делает все работы, которые по тем или иным правилам безопасности должны выполняться по наряду-допуску, относящимися к работам с повышенной опасностью.

3.17. руководитель: Человек, в трудовые функции которого входит участие в системе управления и в подчинении которого находятся один или более работников, работающих или иных физических лиц.

3.18. самозанятое лицо: Человек, самостоятельно занятый трудом по оказанию услуг в рамках договоров гражданско-правового характера, в том числе в форме индивидуального предпринимательства.

3.19. слушатель: Лицо, проходящее обучение и проверку знаний по охране труда в обучающей организации.

3.20. специалист: Человек, в трудовые функции которого входит участие в системе управления, но не имеющий в подчинении ни одного работника, работающего или иного физического лица.

3.21. стажирующийся: Лицо, проходящее стажировку на рабочем месте.

3.22. техносферная безопасность: Наиболее общее название направления высшего профессионального образования, устанавливаемое национальным законодательством в области образования, включающего сферы охраны труда, безопасности производства, безопасности жизнедеятельности человека и т.п.

3.23. экзаменуемый: Лицо, проходящее проверку знаний по безопасности труда.

4. Общие положения

4.1. Обучение безопасности труда направлено на формирование, закрепление и развитие мотивации и навыков безопасного поведения, знаний, умений и навыков выполнения безопасных приемов труда и (или) управления обеспечением безопасности других лиц в процессе их трудовой деятельности.

4.2. Обучение безопасности труда является постоянным процессом, сопровождающим занятого трудом человека всю его жизнь, направленным на предотвращение преждевременной смертности и ухудшения качества жизни из-за травм и (или) заболеваний, связанных с трудовой деятельностью.

В основу системы обучения безопасности труда, а также обучения по охране труда, устанавливаемой настоящим стандартом, положена система дифференцирования видов обучения для различных групп (отдельных категорий) обучаемых по содержанию, длительности и формам организации обучения с учетом потребностей максимального обеспечения безопасности трудовой деятельности работающих и производственной деятельности работодателей.

Обучение по безопасности труда во всех своих формах носит непрерывный многоуровневый характер и проводится во всех организациях, у всех работодателей, в образовательных организациях и учреждениях, а также при совершенствовании знаний требований безопасности труда в процессе трудовой деятельности, в том числе для самозанятых лиц, занимающихся индивидуальным трудом.

Работающих, совмещающих профессии, обучают безопасности труда в полном объеме по их основной и совмещаемой профессии (работе, трудовой функции), а при замене временно отсутствующих работников - дополнительно в объеме требований по замещаемым должностям (профессиям).

Студентов и учащихся знакомят с правилами безопасного поведения в процессе учебы, выполнения трудовых функций на практике, основам организации безопасности трудовой деятельности и безопасности производственной деятельности в процессе профессионального образования и (или) обучения отдельно и (или) в рамках освоения тех или иных учебных дисциплин.

Воспитанников школьных и дошкольных учреждений знакомят с правилами безопасного поведения и действий, в том числе при выполнении простейших трудовых операций, в процессе учебно-воспитательных занятий.

4.3. Обучение безопасности труда основывается на принципах всеобщности, массовости, постоянства (периодичности), общедоступности, унификации в целом с дифференциацией применительно к формам и методам обучения, а также к различию конкретных целей и потребностей обучаемых и организатора обучения.

4.4. Обучение безопасности труда включает в себя:

Формирование уважительного отношения к вопросам и требованиям обеспечения безопасности и развитие устойчивой внутренней положительной психологической установки на строгое выполнение требований безопасности;

Повышение информированности и осведомленности в вопросах безопасности труда и безопасного поведения;

Изучение и овладение знаниями и навыками безопасного труда и управления безопасностью в процессе профессионального образования и подготовки/переподготовки;

Отдельное специальное многоуровневое обучение вопросам безопасности труда и производственной деятельности.

4.5. Основными видами обучения безопасности труда являются:

Общее обучение знаниям по организации обеспечения безопасных и безвредных условий труда, защите от опасностей и рисков, профилактике связанных с работой травм и заболеваний, методам первой помощи и социальной защиты пострадавших;

  • обучение методам системного управления эффективным обеспечением безопасных и безвредных условий труда, защитой от опасностей и рисков, профилактикой связанных с работой травм и заболеваний, организацией оказания первой помощи и социальной защиты пострадавших;
  • обучение приемам безопасного поведения;
  • обучение безопасным приемам выполнения работ и рабочих операций;
  • обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим;
  • обучение методам руководства безопасным выполнением работ;
  • обучение методам проведения эффективного инструктажа и обучения.

4.6. Основными формами обучения безопасности труда являются:

  • традиционное аудиторное обучение (лекции, семинары, практические занятия, тренинги, лабораторные занятия);
  • "аудиторное" обучение за компьютерным обучающим комплексом;
  • дистанционное обучение;
  • получение навыков и выработка устойчивых приемов правильного безопасного выполнения трудовых операций на тренажерах и (или) на учебных рабочих местах;
  • получение навыков и выработка устойчивых приемов оказания первой помощи пострадавшим на тренажерах и (или) манекенах;
  • инструктаж;
  • стажировка;
  • проверка (и самопроверка) полученных и остаточных знаний, в том числе тестирование при помощи компьютерных средств;
  • проверка (и самопроверка) полученных умений и навыков, в том числе в деловых играх и (или) при помощи тренажеров и манекенов.

4.7. Основными группами лиц, которые проходят обучение безопасности труда, являются:

  • руководители всех уровней и рангов, занятые управлением, в том числе безопасностью и (или) охраной труда;
  • специалисты, помогающие руководителям всех уровней и рангов, занятым управлением, в том числе безопасностью и (или) охраной труда;
  • лица, привлекаемые к управлению охраной труда на общественных началах в различного рода комиссиях, комитетах, а также представители работников;
  • самозанятые лица, организующие безопасное выполнение работ и безопасность своего труда самостоятельно;
  • специалисты по охране труда, профессионально занятые управлением охраной труда и (или) безопасностью труда;
  • лица, не участвующие в управлении и занятые простым процессом труда, безопасным выполнением своей трудовой функции.

4.8. Обучение безопасности труда должно следовать за всеми изменениями в трудовых функциях работающего, в условиях труда, в нормативной документации по охране труда и безопасности производства, для чего оно осуществляется в нескольких основных формах:

  • вводное базовое, минимально необходимое для любой трудовой деятельности;
  • первоначальное для данной трудовой функции, минимально необходимое для ее безопасного выполнения;
  • повторное для этой же трудовой функции с целью восстановления необходимого объема знаний при естественном сокращении остаточных знаний;
  • внеочередное для любых изменений условий труда.
5. Обучение подрастающего поколения безопасности труда, поведения и учебы в ходе учебно-воспитательного процесса и учебных занятий

5.1. Обучение безопасности труда и безопасности других видов деятельности, включая поведение и учебу, организуется и проводится на всех стадиях образования в образовательных организациях с целью формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих в процессе трудовой и производственной деятельности.

5.2. В дошкольных учреждениях обучаемых знакомят с основами безопасного поведения при проведении различных мероприятий, а также безопасным приемам труда по самообслуживанию в процессе занятий, игр и других видов детской деятельности. С обучаемыми проводят занятия по основным правилам безопасного поведения, дорожного движения, пожарной безопасности, электробезопасности и т.д. Занятия проводятся воспитателями, а также приглашенными со стороны специалистами в самых разнообразных формах. Проверку усвоенных знаний осуществляют путем устного опроса обучаемых и практических занятий с ними.

5.3. В общеобразовательных школах всех типов и наименований обучаемым прививают основополагающие знания и умения по вопросам безопасности труда и другим видам безопасности деятельности в процессе изучения учебных дисциплин.

Кроме того, обучение учащихся вопросам безопасности труда проводится в виде инструктажей перед началом всех видов учебной деятельности: при трудовой и профессиональной подготовке, организации общественно полезного и производительного труда, а также при проведении экскурсий, походов, спортивных, кружковых занятий и другой внешкольной и внеклассной работы.

Учащиеся при прохождении трудовой и профессиональной подготовки в школьных и межшкольных мастерских, учебно-производственных комбинатах изучают вопросы безопасности труда во время теоретических занятий, а также обучаются конкретным приемам безопасного труда перед допуском их к практической работе.

5.4. Обучение детей и подростков правилам безопасного поведения и техники безопасности во время пребывания на занятиях или проведения различных мероприятий во всех внешкольных учреждениях проводится в виде инструктажей, а также в виде специальных занятий при потребности практической деятельности обучающихся в особых знаниях и навыках по безопасности труда.

5.5. В процессе начального профессионального обучения у будущих рабочих формируют сознательный, ответственный и квалифицированный подход к вопросам обеспечения безопасности труда на рабочих местах. В процессе обучения учащиеся осваивают отдельный курс или разделы по охране труда в рамках учебных дисциплин профессиональной подготовки с учетом специфики различных профессий, уделяя особое внимание профессиям, связанным с выполнением работ в опасных и (или) неблагоприятных условиях труда.

5.6. Студенты высших и средних профессиональных учебных заведений как будущие руководители и специалисты изучают вопросы безопасности труда и безопасности других видов деятельности в рамках основных программ обучения, а также в форме инструктажей при допуске к учебе и работе за оборудованием учебных классов и научных лабораторий.

Аттестационные дипломные и курсовые работы студентов, связанные с трудовой и (или) производственной деятельностью, должны включать разделы, посвященные вопросам безопасности выполнения работ, охраны труда и безопасности производства.

5.7. Содержание образовательных программ, объем самостоятельно изучаемых курсов, разделов и учебное время, отводимое на изучение вопросов безопасности труда и безопасности других видов деятельности на всех стадиях образования, зависят от специфики учебного заведения и получаемой специальности (квалификации) и разрабатываются и утверждаются в установленном национальным законодательством порядке.

5.8. При организации любого коллективного вида трудовой деятельности студенческой молодежи вне учебных занятий (студенческие отряды, лагеря труда и отдыха, производственные ученические бригады и другие формы организации труда) обучающие образовательные организации проводят специальные занятия по основам трудового законодательства, охраны труда, по требованиям обеспечения безопасности труда при данном виде трудовой деятельности.

5.9. Основное обучение студентов и учащихся вопросам безопасности труда проводится на местах производства работ.

6. Особенности организации обучения безопасности труда непосредственно на работе

6.1. Обучение безопасности труда работающих лиц проводится, как правило, непосредственно на работе силами и средствами субъекта права - организатора работ, в том числе для работников - силами работодателя, привлекающего при необходимости квалифицированных специалистов и обучающие организации со стороны.

6.2. Обучение безопасности труда проводится при всех формах и видах профессионального обучения работающих, особенно рабочих профессий, при переподготовке, получении второй профессии, повышении квалификации непосредственно на рабочих местах или в специально оборудованных помещениях (учебных местах) с привлечением необходимых специалистов отделов и служб организатора обучения и при необходимости обучающих организаций.

6.3. Вопросы безопасности труда следует включать во все учебные дисциплины, связанные с подготовкой персонала, производством работ, технологией, использованием оборудования и инструмента и т.д.

В программах обучения безопасности труда следует предусматривать теоретическое (знания) и практическое (производство - умения и навыки) обучение.

6.4. Производственное обучение безопасным методам и приемам труда проводят в учебных лабораториях, мастерских, цехах, на полигонах, участках, рабочих местах, специально создаваемых на предприятиях, в учебных заведениях, под руководством преподавателя, мастера (инструктора) производственного обучения или высококвалифицированного рабочего. При отсутствии необходимой учебно-материальной базы в порядке исключения допускается проводить обучение на существующих рабочих местах субъекта права - организатора обучения.

6.5. Для работающих, связанных с работами, к которым предъявляются повышенные требования безопасности труда, проводят специальное обучение безопасности труда с учетом этих требований.

6.6. При подготовке рабочих по профессиям, к которым предъявляются повышенные требования безопасности труда, обучение безопасности труда следует завершать отдельной проверкой полученных знаний по безопасности труда и безопасности выполнения работ.

При подготовке рабочих других профессий проверка знаний требований охраны труда и безопасности выполнения работ может быть совмещена с общим экзаменом по профессии.

6.7. Перечень работ и профессий, по которым проводят специальное обучение безопасности труда, а также порядок, форму, периодичность и продолжительность этого обучения, порядок проверки знаний и состав экзаменационных комиссий устанавливают решением руководителя предприятия - организатора обучения с учетом требований нормативной документации по согласованию с представителями работников (если они есть), исходя из характера профессии, вида работ, специфики производства и условий труда.

6.8. Работающие, связанные с выполнением работ или обслуживанием опасных производственных объектов, установок, в том числе электроустановок, оборудования, являющегося источником повышенной опасности, иных объектов повышенной опасности, подконтрольных органам государственного надзора, проходят периодическую проверку знаний по безопасности труда в сроки, установленные соответствующими правилами безопасности эксплуатации этих объектов. Перед очередной проверкой знаний с этими лицами организуют занятия и консультации по вопросам проверки знаний.

6.9. Все работающие рабочих профессий, имеющие перерыв в работе по данному виду работ, должности, профессии более трех лет, а при работе, к которой предъявляются повышенные требования безопасности труда, - более одного года, проходят обучение безопасности труда до начала самостоятельной работы.

6.10. Обучение безопасности труда следует проводить по учебным программам, разработанным с учетом требований нормативной документации, согласованным и утвержденным руководителем предприятия - организатора обучения или обучающей организации в установленном национальным законодательством порядке.

6.11. Результаты проверки знаний и (или) навыков по охране труда и безопасности выполнения работ оформляют протоколом (приложение А, форма А.1) и фиксируют в личной карточке прохождения обучения, если она применяется (приложение А, форма А.2). Лицу, успешно прошедшему проверку знаний и (или) навыков, выдают удостоверение на право самостоятельной работы (приложение А, форма А.3).

6.12. Лицу, получившему неудовлетворительную оценку проверки знаний и (или) навыков по охране труда и безопасности выполнения работ, повторную проверку назначают не позднее одного месяца. До проведения повторной проверки лицо, получившее неудовлетворительную оценку, к самостоятельной работе не допускается.

6.13. В процессе назначения на должность руководитель или специалист должен быть ознакомлен вышестоящим должностным лицом:

  • с состоянием условий труда и производственной обстановкой во вверенном ему подразделении, на объекте, участке;
  • с состоянием средств защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов;
  • с уровнем производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в трудовых коллективах, подчиненных данному руководителю;
  • с запланированными мероприятиями по улучшению условий и охране труда, а также с должностными обязанностями по охране труда.

6.14. Не позднее одного месяца со дня вступления в должность руководители и специалисты проходят проверку знаний по вопросам управления безопасностью труда, входящего в их должностные обязанности. Результаты проверки оформляют протоколом (приложение А, форма А.1). Лицу, успешно прошедшему проверку знаний, выдают удостоверение (приложение А, форма А.3).

6.15. Руководители и специалисты, получившие неудовлетворительную оценку, в срок не более одного месяца должны повторно пройти проверку знаний. До успешной повторной проверки их следует отстранить от исполнения должностных обязанностей.

7. Особенности организации обучения безопасности труда в обучающих организациях

7.1. Повышение уровня знаний рабочих и младшего обслуживающего персонала, руководителей и специалистов, работодателей - индивидуальных предпринимателей, иных самозанятых лиц по вопросам безопасности труда осуществляют в обучающих организациях при всех формах повышения слушателями их профессиональной компетентности (повышения квалификации, профессионального обучения, профессиональной переподготовки), для чего в учебно-тематические планы и программы курсов обучения по специальности должны быть включены вопросы безопасности труда в объеме не менее 10% общего объема курса обучения.

7.2. Для руководителей и специалистов, работодателей - индивидуальных предпринимателей и самозанятых лиц организуют специальные краткосрочные курсы, семинары, тренинги и т.п. по безопасности труда, проводимые обучающими организациями.

7.3. Виды, периодичность, сроки и порядок обучения, а также форму контроля знаний по безопасности труда в системе повышения квалификации рабочих, руководителей и специалистов, иных лиц определяют в соответствии с установленным национальным законодательством порядком и (или) установившейся практикой.

Приветствую, уважаемые друзья! В этой заметке поделюсь впечатлениями от обратной связи специалистов и иных лиц, тем или иным местом относящихся к охране труда, на вступление в силу новых ГОСТов по охране труда, а также вставлю свои 5 копеек в тему про ГОСТы.

Что делать с ГОСТ 12-0.004-2015?

Лично я с ним делать ничего не собираюсь. Скажу больше, я его даже не читал. Открыл один раз и сразу заэмоционировал на содержащихся в нём вывертах. Из всех поступающих к нам вопросов, где-то 60-70% про обучение по охране труда, инструктажи и т.д. 60-70%!!! И вот ГОСТ про обучение по охране труда, мать его за ногу, начинает грузить и без того запутанного в данной теме читателя новыми терминами и определениями. Дальше — больше. Особо верующие в ГОСТ 12-0.004-2015, могут подвести своего руководителя под статью 5.27.1. КоАП РФ. Сделать это очень просто, смотрим третий абзац пункта 8.7. про первичный инструктаж на рабочем месте:

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят либо по программам (приложение Б, программа Б.2), разработанным и утвержденным организатором обучения в установленном порядке в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, локальных нормативных актов, инструкций по охране труда на рабочем месте и по безопасному выполнению работ, иной необходимой для обеспечения безопасности технической и эксплуатационной документации, либо непосредственно по инструкциям по охране труда и (или) безопасному выполнению работ на данном рабочем месте или по иным необходимым для инструктажа локальным нормативным актам и документам.

Как в песне: либо-либо, аморе-аморе...

Т.е. человек последовавший по второму пути:

либо непосредственно по инструкциям по охране труда и (или) безопасному выполнению работ на данном рабочем месте или по иным необходимым для инструктажа локальным нормативным актам и документам.

нарушает требование железобетонного Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утверждённого постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 г. № 1/29 .

В порядке обучения по охране труда первичный инструктаж на рабочем месте проводится только по программам (см. пункт 2.1.4.):

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится руководителями структурных подразделений организации по программам, разработанным и утверждённым в установленном порядке в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, локальных нормативных актов организации, инструкций по охране труда, технической и эксплуатационной документации.

Порядок обучения по охране труда 1/29, в отличии от ГОСТ 12-0.004-2015, является нормативным правовым актом, а это значит, что за нарушение требований охраны труда, содержащихся в Порядке обучения по охране труда 1/29, следуют административные последствия в виде штрафов по ст. 5.27.1. КоАП. РФ. По какой её части ещё вопрос, но сейчас не об этом.

Вот ещё один выверт из ГОСТа про обучение по охране труда, который коснулся нас, как учебного центра . Речь идёт про форму удостоверения по охране труда. Очень много нам уже кто позвонил с примерно таким утвердительным вопросом: «А вы удостоверения по охране труда в соответствии с новым ГОСТом выдаёте?» Т.е. звонящие с готовностью пройти обучение по охране труда у нас, если ответ будет положительным. Но ответ к счастью отрицательный, т.к. выдавая удостоверения о проверке знаний требований охраны труда в соответствии с ГОСТ 12-0.004-2015, мы отступаем от обязательной формы удостоверения о проверке знаний требований охраны труда, предусмотренной Порядком обучения по охране труда 1/29, что повлечёт за собой последствия не только для клиента, но и для нас.

Про форму протокола заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников та же песня.

Вывод-выход

Руководствуйтесь действующим Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций и да поможет вам ваш мозг. Тем более Порядок обучения планируют сделать понятнее за счёт предложенных изменений. Подробности о проекте нового Порядка обучения по охране труда смотрите .

На этом всё. Если заметка понравилась, то не проходите мимо рейтинговых звёздочек, которые расположены чуть ниже 😉 Спасибо за поддержку!

Продолжение следует...



Просмотров