Гражданин приобрел для домашнего пользования. А19. Задание на обращение к социальным реалиям. Органом законодательной власти в РФ является

Потребитель - это гражданин, который приобретает и использует товары, заказывает услуги и работы либо имеет намерение приобрести, заказать или использовать их исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.

Права потребителя:

· право на необходимую и достоверную информацию о товаре (срок годности, срок службы, гарантийный срок) включая инструкцию, которая должна быть обязательно на русском языке

· право на качество товара, т.е. на его соответствие требованиям стандарта или условиям договора. Подтверждением этого является нередко фирменный знак

· право на безопасность товара (услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя, а также окружающей среды. Данное право включает в той или иной мере право на качество, а значит предполагает соответствие товара стандарту. Документ, удостоверяющий соответствие товара стандарту, называется сертификатом. Поэтому покупатель, чтобы удостовериться в надлежащем качестве и безопасности товара, вправе требовать от продавца сертификат соответствия

Способы защиты прав потребителя:

Потребитель вправе потребовать от продавца, чтобы инструкция, прилагаемая к товару, была в кратчайший срок переведена на русский язык и доставлена к нему на дом

В случае продажи товара ненадлежащего качества потребитель вправе по своему выбору требовать замены одного товара на другой, соразмерного уменьшения цены товара, возвращения денег, безвозмездного устранения недостатков или возмещения расходов на их исправление. Эти меры возможны только при наличии у покупателя кассового чека

Потребителю также предоставляется право на возмещение вреда, причиненного некачественным товаром, услугой или работой. Речь идет не только об имущественном вреде, но и о вреде неимущественном – моральном. Моральный вред - это физические или нравственные страдания гражданина – боль, страх, унижение, стыд, которые возникают в связи с действиями, нарушающими его личные неимущественные права, а также действиями, посягающими на другие принадлежащие ему нематериальные блага, например, здоровье. Размер компенсации морального вреда определяется в каждом конкретном случае судом на основании рассмотрения иска либо самого потребителя, либо общества по защите прав потребителей, либо органа местной власти.

Обращение в с уд – важнейшее право потребителя. Закон не сможет защитить потребителя, если он сам не предпримет действий в свою защиту.

Тестирование:

1. Верны ли следующие суждения о гражданских правоотношениях?

А. Субъектами гражданских правоотношений являются только физические лица.

Б. Субъектами гражданских правоотношений являются только юридические лица.



1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

2. Гражданин К. дал в долг гражданину О. денежную сумму. Что (кто) является содержанием данного гражданского правоотношения?

1) гражданин К.

4) гражданин О.

3. Верны ли следующие суждения о гражданской дееспособности?

А. Гражданская правоспособность и дееспособность наступает одновременно.

Б. Дети в возрасте до 6 лет частично дееспособны.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

4. Гражданин К. дал в долг гражданину О. денежную сумму. Что (кто) является объектом данного гражданского правоотношения?

1) гражданин К.

3) право гражданина К. получить деньги и обязанность гражданина О. вернуть их

4) гражданин О.

5. Гражданское право регулирует

1) имущественные и личные неимущественные отношения

2) отношения граждан с органами исполнительной власти

3) права и обязанности членов семьи

4) порядок предоставления трудовых услуг

6. Гражданин приобрел для домашнего пользования стиральную машину. Сервисная служба магазина доставила, установила и подключила машину, а также передала гражданину гарантийный талон. Данная ситуация гарантируется нормами права

1) административного

2) гражданского

3) трудового

4) конституционного

7. В зависимости от правовой цели выделяют различные виды договоров. Какой пример иллюстрирует договор по реализации результатов творческой деятельности?

2) Антон заключил договор аренды летнего домика

3) Анна заключила договор страхования своего автомобиля

4) Семья Д. заключила договор с фирмой о доверительном управлении своим имуществом.

8. Восстановите правильную последовательность действий потребителя по защите своих прав.

1) письменная претензия к продавцу (производителю) товаров

2) обнаружение недостатков товара

3) получение полной информации о товаре

4) обращение в суд

5) приобретение товара

9. Установите соответствие между примерами и видами гражданских правоотношений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

10. Гражданин Т. приобрел путевку в туристическом агентстве. Его взаимодействие

с агентством регулируется нормами права

1) административного 3) конституционного

2) гражданского 4) трудового

11. Какое право собственности предполагает возможность менять юридическую судьбу вещи (дарить, продавать и т. д.)?

1) аренда 3) распоряжение

2) пользование 4) наследование

12. Бабушка подарила внуку квартиру. Внук сдал квартиру в аренду своим друзьям. Какое правомочие внука как собственника иллюстрирует этот пример?

1) правомочие владения 3) правомочие распоряжения

2) правомочие пользования 4) правомочие дарения

13. В зависимости от правовой цели выделяют различные виды договоров. Какой пример иллюстрирует договор по передаче имущества в пользование?

1) Анна подарила брату автомобиль

2) Сергей заключил с бригадой строителей договор о ремонте квартиры.

3) Антон заключил договор страхования своей жизни.

4) Иван сдал в аренду принадлежащий ему на правах собственника гараж.

14. Верны ли следующие суждения о гражданско-правовых договорах?

А. Стороны вступают в договорные отношения по своему усмотрению, по своей воле.

Б. Инициативные условия договора вносят минимальную определенность, облегчая взаимодействие сторон.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

15. Сергей обратился в поликлинику по поводу сильнейшей аллергической реакции. Врач установил, что причиной послужило употребление в пищу искусственного заменителя сахара. На упаковке продукта предупреждение о возможности аллергической реакции отсутствовало. Какое право потребителя было нарушено в этой ситуации.

2) сходный социальный статус

3) наличие групповых правил и норм

4) совместное ведение хозяйства

- Какую социальную роль могут исполнять как подрост­ки, так и взрослые люди?

1) потребителя

2) водителя

3) ученика средней школы

4) избирателя

- Верны ли следующие суждения об этнических группах?

А. Этнические группы выделены по национальному признаку. Б. Разновидностями этнических групп являются племена и народности.

- К функциям политических партий в демократическом обществе относится

1) разработка и принятие законов

2) предложение программ развития общества

3) управление предприятиями

4) осуществление судопроизводства

Главой государства Z является наследственный прави­тель. Он издаёт законы, руководит деятельностью Кабинета министров, участвует в работе судебных органов. Какова фор­ма правления страны Z?

1) конституционная монархия

2) парламентская республика

3) президентская республика

4) абсолютная монархия

- Верны ли следующие суждения о референдуме?

А. Референдум направлен на свободное волеизъявление граж­дан по наиболее важным для всего общества вопросам.

Б. Референдум, в отличие от выборов, не предполагает го­лосование за кандидатуры или партии.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Гражданин приобрёл для домашнего пользования сти­ральную машину. Сервисная служба магазина доставила, устано­вила и подключила машину, а также передала гражданину га­рантийный талон. Данная ситуация регулируется нормами права

1) административного 3) трудового

2) гражданского 4) конституционного

-. Органом законодательной власти в РФ является

1) Федеральное Собрание РФ

2) Правительство РФ

3) Совет Безопасности

4) Общественная Палата РФ

Неправительственная экологическая организация про­вела в парках города акцию по очистке территории от мусора. Активисты организации смогли привлечь к участию в акции го­рожан разных возрастов и профессий. В этом примере отрази­лось функционирование

1) органов местного самоуправления

2) государственного аппарата

3) гражданского общества

4) муниципальных органов власти

- Верны ли следующие суждения о преступлении?

А. Преступление влечёт за собой административную ответ­ственность.

Б. Преступлением называют противоправное деяние, созда­ющее угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

- Загрязнение участка моря и побережья, вызванное ава­рией танкера с нефтью, служит примером взаимосвязи


1) цивилизации и культуры 3) общества и природы

2) техники и технологии 4) права и морали

Десятиклассник Иван интересуется математикой. Он много занимается, принимает участие в математических олим­пиадах школьников, хотя пока ему не удавалось занять призо­вое место. Как можно назвать качества Ивана, проявляющиеся в этой деятельности?

1)задатки 3)талант

2) способности 4) гениальность

Анна готовится к экзамену по химии: читает учебник, справочную литературу, решает задачи, выполняет тесты. В слу­чае затруднений она обращается за консультацией к учителю. Одним из средств этой деятельности является

1) экзамен 3) химия

2) учебник 4) отличная отметка

- Верны ли следующие суждения о развитии общества? А. Развитие современного общества зависит, прежде всего,

28. Ученик выпускного класса средней школы совершил кражу со взломом. Данная ситуация иллюстрирует правоотношения 1) гражданские; 2) уголовные; 3) семейные; 4) административные

29. Не подготовившись к контрольной работе по математике, двое учащихся 11 класса решили сорвать её проведение. Они позвонили в полицию, сообщив, что в школе заложена бомба. Действия учащихся являются 1) административным проступком; 2) преступлением; 3) дисциплинарным нарушением; 4) гражданским проступком

30. Иван Петрович подал в отдел внутренних дел заявление об утере паспорта. Нормы какой отрасли права будут регулировать возникшее правоотношение? 1) гражданского; 2) уголовного; 3) конституционного; 4) административного

31. Бабушка с внуком, гуляя в лесу, нарвали букет цветов, которые занесены в Красную книгу. Нормы какой отрасли права регулируют данную ситуацию? 1) гражданского права; 2) административного права; 3) уголовного права; 4) трудового права

32. Дедушка и внук пошли в лес за грибами и нашли клад со старинными монетами. Какие правоотношения возникают в результате этой находки? 1) гражданские; 2) семейные; 3) гражданско-процессуальные; 4) финансовые

33. Семья Петровых купила квартиру в новом доме. Какая отрасль права регулирует сложившуюся ситуацию? 1) гражданское право; 2) административное право; 3) гражданско-процессуальное право; 4) трудовое право

34. Гражданин приобрёл для домашнего пользования стиральную машину. Сервисная служба магазина доставила, установила и подключила стиральную машину, а также передала гражданину гарантийный талон. Отношения гражданина с магазином регулируются нормами права 1) административного; 2) гражданского; 3) трудового; 4) конституционного

35. Мать и дочь приобрели в кредит автомобиль. Они выплачивают по частям сумму кредита и проценты по кредиту. Какая отрасль права регулирует данную ситуацию? 1) семейное право; 2) административное право; 3) конституционное право; 4) гражданское право

36. Юлия купила путёвку в туристическом агентстве. Её отношения с агентством регулируются нормами права 1) трудового; 2) гражданского; 3) административного; 4) конституционного

37. Анна заключила со строительной фирмой договор на ремонт квартиры. Правоотношения Анны с фирмой регулируются нормами права 1) административного; 2) жилищного; 3) гражданского; 4) трудового



38. Чтобы осушить свой участок земли, гражданин З.решил проложить канаву между своим участком и участком соседа. Сосед счел эти действия неправомерными и подал заявление в суд. Нормы какого права станут основой для разбора дела в суде? 1) экологического; 2) административного; 3) гуманитарного; 4) гражданского

39. Гражданин В., являясь наследником второй очереди, претендует на наследство умершего брата. Нормы какого права станут основой для разбирательства дела в суде? 1) конституционного; 2) гражданского; 3) административного; 4) государственного

40. Гражданка Р. продала свой автомобиль соседу. Данная ситуация иллюстрирует правоотношения 1) гражданские; 2) семейные; 3) гражданско-процессуальные; 4) административные

41. Семья Ивановых сдала внаем свою квартиру и переехала в загородный дом. Какая отрасль права регулирует сложившуюся ситуацию? 1) гражданское право; 2) семейное право; 3) административное право; 4) трудовое право

42. Гражданка К. оплатила обучение на курсах иностранного языка, но передумала учиться и решила вернуть свои деньги. Однако администрация курсов отказала ей в возврате уплаченной суммы. Нормы какого права станут основой для рассмотрения дела в суде? 1) административного; 2) трудового; 3) гражданского; 4) конституционного



43. Туристическая фирма не выполнила договорные обязательства перед клиентами, которые обратились в суд за защитой своих прав. Какая отрасль права регулирует сложившуюся ситуацию? 1) уголовное право; 2) гражданское право; 3) административное право; 4) трудовое право

44. Марина сдала в химчистку брючный костюм. Но специалисты не предупредили её о том, что, возможно, после химчистки немного изменится цвет брючного костюма. Нормы какой отрасли права были нарушены в данной ситуации? 1) административного; 2) трудового; 3) уголовного; 4) гражданского

45. У предпринимателя П. четыре виллы на берегу Черного моря. Одну он купил, а три унаследовал от своего отца. Какое право собственника П. иллюстрирует данная ситуация? 1) владеть; 2) распоряжаться; 3) пользоваться; 4) передавать по наследству

46. Ольга подарила своей маме автомобиль, но она ещё только учится в автошколе. Автомобиль стоит в гараже, на нём никто не ездит. Какое правомочие мамы Ольги как собственника иллюстрирует этот пример в первую очередь? 1) владения; 2) пользования; 3) распоряжения; 4) дарения

47. Известный учёный подарил школе, в которой когда-то учился, оборудование для школьной лаборатории. Этот пример, прежде всего, иллюстрирует право собственника 1) владеть; 2) распоряжаться; 3) пользоваться; 4) наследовать

48. Известный русский меценат П.М. Третьяков передал в дар г. Москве свою коллекцию картин. Пример иллюстрирует право собственника 1) владеть; 2) пользоваться; 3) распоряжаться; 4) наследовать

49. В какой из приведённых ситуаций собственник реализует правомочие распоряжения? 1) К. проживает за границей, имея в собственности квартиру на родине.

2)Р. подарил принадлежащий ему компьютер своему сыну.

3)В. на своем автомобиле осуществляет грузовые перевозки.

4)С. имеет дачу, но не проживает там постоянно.

50. Во время проведения земляных работ на принадлежащем ему дачном участке гражданин обнаружил клад старинных монет. Как в соответствии с законом он должен распорядиться найденным? 1) оставить весь клад себе, никому не заявляя о находке; 2) сдать найденный клад в антикварный магазин; 3) заявить о находке в государственные органы и получить вознаграждение; 4) оставить часть клада себе, а часть передать музею

51. Ирина Петровна потеряла свою пластиковую карту, на которую ей перечислялась зарплата. Банк отказался безвозмездно её восстанавливать, хотя в рекламном проспекте такая услуга была обещана. Какое право потребителя было нарушено? 1) на возмещение ущерба; 2) на качественную услугу; 3) на безопасность услуги для жизни и здоровья; 4) на достоверную информацию об услуге

52. Мария хотела купить игрушку для своего племянника. Но на товаре отсутствовали сведения о правилах и условиях эффективного и безопасного использования. Какое право потребителя было нарушено в этом случае? 1) на полную информацию о товаре; 2) на качественный товар; 3) на отказ от приобретенного товара; 4) на потребительское образование

53. Гражданка М. купила в магазине телевизор, который сломался до истечения гарантийного срока. Во время экспертизы обнаружилось, что причиной поломки явилась неправильная эксплуатация телевизора. Согласно закону «О защите прав потребителей», 1) магазин должен вернуть гражданке М. стоимость телевизора; 2) магазин должен оплатить стоимость ремонта телевизора; 3) гражданка М. имеет право требовать замены телевизора на новый; 4) гражданка М. должна оплатить стоимость экспертизы

54. Анна купила зимнее пальто с браком. Продавец знал о производственном браке, но не предупредил покупателя и не уценил товар. Анна имеет право потребовать 1) привлечь продавца к административной ответственности; 2) соразмерно уменьшить покупную цену; 3) бесплатно получить товар в свое пользование; 4) отозвать лицензию на коммерческую деятельность продавца

55. 15-летний подросток устроился на временную работу во время летних каникул. Данная ситуация иллюстрирует правоотношения 1) гражданские; 2) семейные; 3) гражданско-процессуальные; 4) трудовые

56. Гражданка П. была незаконно уволена с работы в связи с уходом в декретный отпуск. Данная ситуация иллюстрирует правоотношения 1) гражданские; 2) административные; 3) гражданско-процессуальные; 4) трудовые

57. Начальник отдела издал приказ о командировке подчинённого на строительство нового предприятия. Данная ситуация иллюстрирует правоотношения 1) гражданские; 2) административные; 3) гражданско-процессуальные; 4) трудовые

58. Профсоюз авиадиспетчеров начал санкционированный митинг с требованием о повышении заработной платы. Данная ситуация иллюстрирует правоотношения 1) гражданские; 2) административные; 3) гражданско-процессуальные; 4) трудовые

59. Гражданин N. заключил договор о временной работе по оказанию менеджерских услуг фирме. Нормами какой из отраслей права регулируются данные правоотношения? 1) административного; 2) гражданского; 3) трудового; 4) гражданско-процессуального

60. Какая из предложенных ситуаций служит примером трудового правоотношения? Бригада строителей 1) построила коттедж клиенту; 2) потребовала от руководства своей фирмы увеличения заработной платы; 3) совершила хищение стройматериалов со стройки городского дома; 4) приобрела новую спецодежду

61. 17-летний Леонид хотел устроиться на работу ночным сторожем, но администрация магазина отказалась принять его, ссылаясь на закон. Администрация магазина в данном случае опиралась на нормы права 1) семейного; 2) уголовного; 3) административного; 4) трудового

62. 14-летний юноша решил поработать в летние каникулы. На какую вакансию его, согласно закону, работодатель вправе принять? 1) расклейщик объявлений; 2) официант в баре; 3) грузчик в супермаркете; 4) продавец в табачном киоске

63. Несовершеннолетнего Петра приняли на работу ночным сторожем. Какая норма законодательства, регламентирующего труд несовершеннолетних, была нарушена? 1) На тяжёлых работах с вредными условиями труда запрещается труд лиц моложе 18 лет. 2) Работников моложе 18 лет запрещено привлекать к работе в период с 22 до 6 часов. 3) Работникам моложе 18 лет предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск в удобное для них время. 4) Трудовой договор может быть заключён с лицом старше 16 лет при наличии согласия одного из родителей и медицинской справки.

64. На время летних каникул девятиклассник устроился на временную работу официантом в кафе. Какое условие обязательно для его режима работы?

1) Девятиклассник должен иметь сокращённую продолжительность рабочего дня.

2)Девятиклассник не имеет права подписывать трудовой контракт с работодателем.

3)Девятиклассник имеет право на получение дополнительного месячного оклада.

4)Девятиклассник не может претендовать на отпуск в летнее время.

65. В феврале 16-летняя Марина была принята на работу. В июне она подала заявление с просьбой предоставить ей отпуск в августе, однако администрация предприятия отказала Марине. Какая норма трудового законодательства, регламентирующая труд несовершеннолетних, была нарушена? 1) На тяжелых работах с вредными условиями труда запрещается труд лиц моложе 18 лет.

2) Работников моложе 18 лет запрещено привлекать к ночной и сверхурочной работе.

3)Работники моложе 18 лет имеют право использовать ежегодный оплачиваемый отпуск в удобное для них время.

4)Трудовой договор может быть заключён с лицом старше 14 лет при наличии согласия одного из родителей и медицинской справки.

66. Какое из приведённых ниже положений правильно отражает особенности регулирования в РФ труда работников в возрасте до 18 лет?

1) Лица, не достигшие возраста 18 лет, проходят обязательный медицинский осмотр при заключении трудового договора.

2)Лица, не достигшие возраста 18 лет, проходят испытание при приёме на работу на льготных условиях.

3)Продолжительность рабочей недели для несовершеннолетних работников составляет 40 часов.

4) Расторжение трудового договора с работниками в возрасте до 18 лет по инициативе работника не допускается.

67. Гражданин А. и гражданка Б. заключили брак во Дворце бракосочетаний. Данная ситуация иллюстрирует правоотношения 1) административные; 2) семейные; 3) гражданско-процессуальные; 4) конституционные

68. При разводе каждый из супругов М. заявил о своем праве на автомобиль, приобретённый во время совместной семейной жизни. Нормы какого права станут основанием для разбора дела в суде? 1) конституционного; 2) гражданского; 3) административного; 4) частного

69. Совершеннолетние Михаил и Клара подали в отдел ЗАГС заявление о государственной регистрации брака. Какое условие обязательно для заключения брака? 1) наличие у жениха и невесты полного среднего образования; 2) прохождение женихом военной службы; 3) наличие у жениха или невесты стабильного источника доходов; 4) взаимное согласие жениха и невесты

70. Совершеннолетние юноша и девушка подали в органы ЗАГС заявление о регистрации брака. Однако им было отказано. Что могло послужить причиной отказа? 1) отсутствие постоянных доходов; 2) недолгий срок знакомства; 3) несогласие родителей на брак; 4) недееспособность невесты

71. Сергей и Юля обратились в органы ЗАГС с заявлением о государственной регистрации брака. Работники ЗАГС не приняли это заявление. Какая информация могла повлиять на их решение? 1) Невеста – мать двоих несовершеннолетних детей; 2) Жених состоит в другом браке, но со своей женой не проживает; 3) Жених не имеет постоянной работы; 4) Невеста на много лет старше жениха.

72. Совершеннолетние Иван и Мария подали в отдел ЗАГС заявление о государственной регистрации брака. Работники ЗАГС отказали им в их просьбе. Какая дополнительная информация позволяет сделать вывод о правомерности действий сотрудников ЗАГС? 1) У Ивана и Марии один отец, но разные мамы; 2) Мария – католичка, а Иван – православный; 3) Мария старше Ивана на 18 лет; 4) Иван – вдовец, а Мария ни разу не была замужем

73. Совершеннолетние Наталья и Пётр подали в отдел ЗАГС заявление о государственной регистрации брака. Работники ЗАГС отказали им в их просьбе. Какая дополнительная информация позволяет сделать вывод о правомерности действий сотрудников ЗАГС? 1) Пётр удочерил Наталью, когда она была ребёнком; 2) Пётр преподавал в той школе, где училась Наталья; 3) Пётр был другом отца Натальи; 4) Пётр и Наталья принадлежат разным религиозным конфессиям.

74. Супруги Нора и Вадим решили заключить брачный договор. Куда им необходимо обратиться для его удостоверения? 1) к адвокату; 2) в отдел полиции; 3) к нотариусу; 4) к мировому судье

75. Супруги решили расторгнуть брак. При каком условии этот вопрос может быть решён только в суде? 1) у супругов есть общие несовершеннолетние дети; 2) супруги прожили вместе более трёх лет; 3) супруги ведут совместный бизнес; 4) супруги заключали брачный договор.

76. Гражданка Н. оформила опекунство над своей несовершеннолетней племянницей, которая потеряла родителей в автокатастрофе. Данная ситуация иллюстрирует правоотношения, регулируемые нормами права 1) трудового; 2) семейного; 3) административного; 4) конституционного

77. Анна Петровна оформила попечительство над своей нетрудоспособной родственницей. Данная ситуация иллюстрирует правоотношения 1) административные; 2) семейные; 3) конституционные; 4) трудовые

78. В какой из приведенных ситуаций в случае ее реализации были бы нарушены права ребенка? 1) Родители запретили несовершеннолетнему гражданину Ю. участвовать в соревновании по легкой атлетике по состоянию здоровья. 2) На время длительной командировки родители решили отправить свою несовершеннолетнюю дочь жить в деревню к бабушке. 3) Нуждаясь в деньгах на покупку дачи, родители решили продать квартиру, которую их несовершеннолетний сын получил по наследству. 4) Против желания девятилетнего сына Щ. родители решили перевести его в другую школу.

Основной государственный экзамен

По ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Вариант № ­010­

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 31 задание. Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа (180 минут).

Ответы к заданиям 1–20 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

Ответом к заданиям 21–25 является последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

Часть 2 включает в себя текст и 6 заданий к нему (задания 26–31). Для выполнения этих заданий необходимо: выбрать нужную информацию из текста, раскрыть (в том числе на примерах) его отдельные положения; соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса; применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций; высказать и обосновать собственное мнение. Ответы на задания части 2 записываются на бланке ответов № 2.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи
в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!


Часть 1

Ответом к заданиям 1–20 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки.

Сравните науку и религию. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

24

Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

Ответ: ___________________________.

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

Ответ: А Б В

Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ в соответствии
с инструкцией по выполнению работы.


Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (26–31) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (26, 27 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Данные об авторе

Милькова Елена Юрьевна

Место работы, должность:

Учитель истории и обществознания

Архангельская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Основное общее образование

Класс(ы):

Предмет(ы):

Обществознание

Целевая аудитория:

Учащийся (студент)

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Тип ресурса:

Дидактический материал

Краткое описание ресурса:

Школьная олимпиада по обществознанию 9 класс

Школьная олимпиада по обществознанию.
9 класс.
2010-11 учебный год

Часть «А»
А 1. Какое понятие используется для обозначения единичного представителя человеческого рода, носителя социальных и психических черт? а) человек; б) индивид; в) личность; г) гражданин.

А 2. Какой из примеров иллюстрирует влияние природы на деятельность людей?
а) ликвидация последствий стихийного бедствия; б) загрязнение рек промышленными отходами; в) высадка на пустыре деревьев и кустарников; г) административное ограничение охоты на оленей.
А 3. Приобретение тем или иным явлением или процессом общепланетарного характера называется: а) исторический процесс; б) глобализация; в) интеграция; г) регресс.
А 4. Главой государства N является наследственный правитель. Он издаёт законы, руководит деятельностью правительства, участвует в деятельности судебных органов. Какова форма правления страны N?
а) конституционная монархия; б) парламентская республика; в) президентская республика;
г) абсолютная монархия.
А 5. Выберите правильное утверждение. Согласно теории естественного права, права и свободы человека:
а) дарованы ему государством; б)присущи ему от рождения;
в) приобретаются при достижении им совершеннолетия; г) дарованы главой государства.
А 6. Согласно Конституции, высшей ценностью в РФ является:
а) экономическая сфера; б) государство;
в) человек, его права и свободы; г) собственность.
А 7. Гражданин приобрёл для домашнего пользования стиральную машину. Сервисная служба магазина доставила и подключила машину, а также передала гражданину гарантийный талон. Данная ситуация регулируется нормами права:
а) административного; б) гражданского; в) трудового, г) конституционного.
А 8. Органом законодательной власти в Российской Федерации является:
а) Федеральное собрание РФ; б) Правительство РФ; в) Совет Безопасности; г) Общественная Палата.
А 9. Право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой называется:
а) свободой слова; б) свободой совести; в) свободой веры; г) свободой передвижения.
А 10. Какая из перечисленных социальных групп выделена по экономическому признаку?
а) русские; б) инженеры; в) мусульмане; г) землевладельцы.
«Часть В».
В 1. В перечне источников права Российской Федерации, приведенном ниже, нарушен порядок. Вам предстоит расположить источники права в соответствии с их юридической силой.
а) Конституция РФ;
б) постановление городской думы;
в) постановление правительства РФ;
г) приказ директора школы.
В 2. Большое значение имеет грамотность в написании понятий и терминов. Впишите правильные буквы вместо пропусков.
пр. з. дент - выборный глава государства в большинстве государств с республиканской формой правления
р. ф. рендум - всенародное голосование граждан по наиболее важным вопросам государственного значения
сув.р.нитет- верховенство, верховное право
к.нфр.нтация- противоборство, столкновение групп, классов, людей, а также их интересов и убеждений
В 3. Напишите напротив утверждений, которые верны - «да», а напротив тех, которые неверны - «нет».
1. Российский парламент (Федеральное собрание) состоит из двух палат.
_______
2. Общество относится к саморазвивающимся системам.
_______
3. В случае невозможности личного участия в выборах допускается выдача доверенности на другое лицо с целью голосования за кандидата, указанного в доверенности.
_______
4. Прогресс исторического развития противоречив: в нём можно найти как прогрессивные, так и регрессивные изменения.
_______

В 4. Соотнесите понятие и его определение:
Определение Понятие
1. Мера ценности, полезности товара А. Цена
2. Товарообмен, происходящий без помощи денег Б. Ассортимент
3. Денежное выражение ценности товара В. Стоимость
4. Набор разнообразных товаров, услуг Г. Бартер
В 5.Соотнесите правоохранительные органы и их задачи:
Задачи правоохранительных органов Виды правоохранительных органов
1. Представление интересов обвиняемого А. Суд
2. Осуществление надзора за исполнением законов Б. Милиция
3. Удостоверение всевозможных сделок (договоров),
оформление наследственных прав В. Прокуратура
4. Разрешение конкретных правовых споров на основе закона Г. Адвокатура
5. Охрана общественного порядка, борьба с преступностью Д. Нотариат
«Часть С».
Задание С 1.
Итальянский мыслитель XVI в. Н. Макиавелли полагал, что для пользы и в интересах государства политик должен сочетать в себе хитрость и силу, быть одновременно и «лисой» и «львом». Он вправе не хранить верность своему слову, прибегать к лукавству и вероломству, словом, использовать все средства, которые способны укрепить государство. Для Н. Макиавелли в качестве высшей ценности выступает государство, перед которым интересы отдельной личности или какие бы то ни было другие соображения должны отступить на второй план.
Как должны на Ваш взгляд соотносится такие понятия как политика и мораль? Обоснуйте свою позицию и подкрепите свои выводы примерами.

Ключи к ответам школьной олимпиады по обществознанию. 9 класс.
Часть «А» - 1балл за каждую позицию, всего - 10 баллов.
А 1 А2 А 3 А 4 А 5 А 6 А 7 А 8 А 9 А10
б а б г б в б а б г
Часть «В»
В1 - 1балл; Ответ: а, в, б, г.
В2 -1балл за каждую позицию, всего 4 балла;
В3 -1балл за каждую позицию, всего 4 балла;
1. да (1 б.) 2. да (1 б.)
3. нет (1 б.)
4. да (1 б.)
В 4 - 1балла; Ответ: 1 в, 2г, 3а, 4б.
В 5 - 1баллов; Ответ: 1 г, 2в, 3д, 4а, 5б.
Часть «С» - максимум 22 балла.
Ответ Баллы
1. В ответе указывается, что проблема соотношения политики и морали состоит в возможности применения к сфере политики категорий морали.
2. В ответе обозначены различные аспекты соотношения политики и морали, к примеру, такие как:
- в идеале политика должна основываться на понятиях нравственности и морали;
- проблема соотношения цели и средств, которые для этого используются (можно ли достигать высоконравственные цели насильственными методами);
- проблема эффективности работы государства: если строго придерживаться моральных норм, не удастся добиться целей, которые ставит данное государство (правитель, политик) или отстоять свои интересы в отношениях с другими субъектами политики.
- в связи с тем, что моральные нормы пронизывают все сферы жизни человека, потому политика не может существовать вне понятия морали: все поступки могут оцениваются с позиции морали.
- политика и мораль обуславливают друг друга.
3. В ответе приводятся примеры, которые действительно иллюстрируют выделяемый участником аспект соотношения морали и политики. 2 б.

По 2 б. за каждый аспект, максимум - 10 б.

по 2 б. за каждый пример, максимум-
10 баллов
Итого: 43 балла.
Составитель Милькова Е.Ю.



Просмотров