Китай начал прямое грузовое железнодорожное сообщение с британией. Китайские поезда: классификация, описание и все, что с ними связано

Если в России высокоскоростные поезда - это, скорее, дань моде и великодержавные понты для поддержания реноме, то Китай использует строительство высокоскоростных железных дорог, как стратегический инструмент создания единого экономического пространства на территории всей Юго-Восточной Азии.

В последние два десятилетия Китай стремительно развивает свою железнодорожную инфраструктуру, создавая все более быстрые поезда и охватывая новыми путями даже самые дальние уголки страны.

Сейчас в Китае около 76 тысяч скоростных железнодорожных путей и сеть эта с каждым годом становится все больше и больше. Каждый год в Китае строит более 2 тысяч километров высокоскоростных железнодорожных линий. После создание внутренней сети скоростных поездов на всей территории Китая и запуска в работу масштабнейшего проекта - высокоскоростной линии в Тибет, китайцы вплотную подходят к осуществлению грандиозной идеи по связыванию высокоскоростными железными дорогами всех государств Юго-Восточного региона Земли: Великой Китайской железной дороги.

В ближайшие несколько десятилетий Китай хочет создать железнодорожную сеть, покрывающую многие страны Азии. В числе первых государств, куда зайдут китайцы для реализации этой идеи будут Лаос, Вьетнам, Камбоджа, Таиланд, Малайзия, Мьянма и Сингапур. КНР собирается выкупить уже существующие в этих странах железные дороги, полностью их реконструировать, построить новые (всего около 40 тысяч километров магистралей) и развернуть на их основе единую азиатскую высокоскоростную железнодорожную сеть. Причем, необходима она будет как для перевозки пассажиров, так и для трансферта грузов. Ведь все перечисленные страны в последние десятилетия являются основными производителями товаров широкого потребления в мире.

Главная задача будущей Великой Китайской железной дороги - это интеграция стран Юго-Восточной Азии в единое экономическое и транспортное сообщество, самый крупный рынок, самый крупный промышленный и экономический центр мира. В общем, Китай создает новую Китайскую Империю, для чего вовсе не обязательно завоевывать другие страны, достаточно лишь купить их инфраструктуру и интегрировать ее в инфраструктуру Поднебесной. А кто контролирует инфраструктуру, тот контролирует современный мир. В Китайской Народной Республике отлично понимают данный принцип.

Есть у китайцев и более грандиозные замыслы: не только связать воедино высокоскоростными железными дорогами всю Восточную Азию, но и обеспечить связь, с помощью высокоскоростной железной дороги, конечно, с другими мировыми центрами: Европой и Северной Америкой.

Аналогом этому проекту может служить знаменитый «Восточный Экспресс»: появившийся в1883-м году знаменитый железнодорожный маршрут - Париж-Стамбул. Тогда появление этой линии казалось чем-то невероятным и прогрессивным. Ведь за каких-то 67 часов можно было добраться от центра Европейской Цивилизации до ее окраин. Сейчас, более чем через сто лет после этих событий, идет разработка куда более масштабного и знакового проекта - строительства железнодорожной магистрали Пекин-Лондон.

Как заявляет Ван Меншу (Wang Mengshu) - член Китайской инженерной академии, куратор железнодорожных проектов Китая - возведение такой дороги, если задаться целью, возможно за каких-то десять лет. И поезда по маршруту Пекин-Лондон будут проходить за двое суток - это столько же, сколько был в пути Восточный Экспресс конца 19-го века. Но теперь этот поезд уместнее было бы назвать Западный Экспресс, учитывая, что инициатива его создания исходит именно от Китая.

Другой проект, еще более грандиозный: строительство высокоскоростной железнодорожной линии из Пекина в Лос-Анджелес, часть которой пройдет в тоннеле под водой. Это может показаться фантастической выдумкой, но Китай всерьез размышляет о реализации глобального инфраструктурного проекта, который соединит Азию с Северной Америкой посредством железной дороги. Пресса КНР уже не первый месяц муссирует эту тему, китайское правительство делает официальные заявления о желании взяться за дело, а лучшие специалисты страны просчитывают маршрут и бюджет будущей колеи.

Предполагается, что железная дорога длинной 13 тысяч километров начнется в Пекине, пройдет через Владивосток, побережье Охотского моря, нырнет в 200-километровый тоннель под Беринговым проливом, затем уже снова по земле через всю Аляску, западное побережье Канады с Ванкувером, а затем и по Соединенным Штатам Америки до Лос-Анджелеса. Высокоскоростные поезда будут преодолевать данное расстояние за двое суток, что делает эту железную дорогу хорошей альтернативой самолетам для людей, которые по тем или иным причинам не могут летать, и, особенно, для грузовых трансконтинентальных перевозок.

В начале строительства высокоскоростных железных дорог китайцы все технологии экспортировали с Запада, но быстро научились производить все необходимое у себя. Огромные финансовые и научно-технические резервы, сосредоточенные Китаем для осуществления своих железнодорожных проектов, приносят плоды: китайцы вплотную подошли к самым передовым рубежам в этой сфере. Одна из передовых научно-технических разработок, над которой работают китайские инженеры - поезд «CRH-X Cobra», который сможет развивать среднюю скорость более 500 километров в час.

Недавно в Китае уже прошли успешные испытания скоростного электропоезда собственного производства «CRH2-380A», развившего скорость 486 км/час. Но это лишь промежуточный этап - на пути создания продвинутой модификации поезда «CRH-X», которая за свою форму, мобильность и способность изгибаться получила название «Cobra».

По нашему мнению поезд является лучшим средством передвижения в Китае. Здесь чисто и приятно в подавляющем большинстве случаев. Ходят они каждый день, за очень редким исключением. На вокзалах находиться вполне комфортно, а служащие железной дороги аккуратно одеты и приветливы, впрочем как и все китайцы. Помимо этого, поезд — отличный способ узнать страну изнутри, просто глядя в окно на проплывающие мимо пейзажи, или общаясь с людьми. Мы были поражены общительностью китайцев! Китайские поезда бывают разных типов, места также могут быть разной комфортности. А теперь подробнее. Эта информация пригодится вам при планировании самостоятельного путешествия по Поднебесной.

Категории китайских поездов

1. Поезда типа G — 高速 “G” Trains (High-Speed)

Самые быстрые и скоростные поезда с наименьшим количеством остановок, самые дорогие. Здесь только сидячие места. А смысл делать лежачие, если всего то 5 часов ехать?)) Разгоняются до 350 км/ч и больше. Например, расстояние Пекин-Шанхай такой поезд долетает за 5 с половиной часов и стоит в этом сообщении от 550 юаней. Самый скоростной поезд в мире — шанхайский Маглев, разгонялся до 486 км/ч!

2. Поезда типа C и D — 城际“C” Trains (Inter-City) “D” Trains

Поезд типа C

Тоже очень быстры. У них чуть больше остановок и едут они чуть медленнее, чем поезда типа G. В них есть и лежачие, и сидячие места. Например, то же расстояние Пекин-Шанхай поезд доезжает за 8-9 часов и стоит от 408 юаней.

3. Поезда типа Z — 直达 “Z” Trains (Direct)

Поезд типа Z

Скоростные поезда, соединяющие Пекин с другими крупными городами страны. Поезда эти обычно ночные и идут без остановок. Есть разные места: сидячие, плацкарты,купе. Расстояние Пекин-Сиань проезжает за 11 часов и стоит от 275 юаней.

4. Поезда типа T — 特快 “T” Trains (Express)

Поезд типа T

Тоже нормальные поезда. Есть все типы мест. Сиань-Урумчи(2500км) доезжает чуть более чем за сутки и стоит от 280 юаней. Такие поезда идут по всей стране.

5. Поезда типа K — 快 “K” Trains (Fast)

Поезд типа K

Именно на таких мы и ездили. Идут чуть медленнее, чем поезда типа T. Обычно вагоны красного цвета. Также есть все типы мест. Сиань-Урумчи(2500км) преодолевает за сутки и 10 часов и стоит от 273 юаней. Опаздывают, иногда на 10 минут, иногда на час….

6. Без буквенного префикса No Prefix (Common)

Поезда с номерами без буквенного префикса

Самый медленный и соответственно самый дешевый вид поездов в Китае. Но ехать вполне можно, так как есть все необходимое для пребывания.

Типы вагонов в китайских поездах

Существует 4 типа(класса) вагонов:

1. hard seat — аналог российской электрички, то есть обычные сидячие места. Может поколебать психику неустойчивых к стрессу людей. Но…это смотря, как к этому относиться. Если вы любите комфорт, то езжайте в вагонах классом повыше. Фишка в том, что когда заканчиваются места, в кассе начинают продавать билеты без места, т.е. стоячие. Наш друг взял такой билет, а ехать ему 2 дня! Но ничего, вернулся жив-здоров))

Карта-схема китайских железных дорог

А напоследок небольшое видео про новую скоростную магистраль , соединяющую Пекин и Гуанчжоу. Она уже построена!

Надеемся, что эта статья была полезна! Если остались какие-то вопросы, задавайте, постараемся ответить.

Посмотреть по Китаю и не только.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Этот вид перевозок должен быть средним звеном между дорогими авиаперевозками и дешевыми морскими

Китай начал осуществлять прямые грузовые железнодорожные перевозки в Британию.

Из города Иу на востоке Китая отправился первый состав, который везет партию одежды, сумок и прочие потребительские товары.

Ожидается, что за 18 дней поезд преодолеет расстояние в 12 тыс. километров и прибудет в лондонский район Баркинг.

По пути следования состав пересечет территории Казахстана, России, Белоруссии, Польши, Германии, Бельгии и Франции.

В последние годы Китай расширил свои железнодорожные перевозки в страны Европы в рамках многомиллиардного государственного проекта "Новый шелковый путь".

Великобритания стала уже 18-й европейской страной, с которой КНР установил прямое железнодорожное сообщение.

А Лондон будет 15-й европейской столицей, куда курсируют регулярные грузовые поезда из Китая.

Приоритет - железным дорогам

В рамках стратегии экономического развития правительство Си Цзиньпина сделало ставку на железные дороги. Этот вид доставки грузов, по мнению китайских властей, должен стать средним звеном между дешевой, но медленной доставкой морскими путями и быстрыми, но дорогими авиационными.

К июню 2016 года из Китая в Европу пришел 1881 состав, при этом грузопоток осуществляется и в обратном направлении. Из Европы в Китай ушли 502 грузовых поезда, из Германии они везли мясные продукты, из Франции - вина, а из России - древесину.

Как утверждают в "Китайской железнодорожной корпорации", новый маршрут укрепит связи между Китаем и Западной Европой и улучшит китайско-британские торговые отношения.

В 2015 году объем китайского экспорта составил 2,27 трлн долларов, сократившись с 2,34 трлн в 2014 году, а экономический рост за тот же период стал самым низким за последние 25 лет.

Не удивительно, что китайские власти возлагают большие надежды на проект "Нового шелкового пути", призванный способствовать товарообороту и экономическому росту.

На нашем сайте уже появлялась заметка о впечатлениях о путешествии по железным дорогам Китая блогера Ильи Варламова.

Однако, интернет большой. Да и путешественников в России также немало, как и их отчетов о своих вояжах.
Ниже - взгляд на железные дороги Китая и общей их инфраструктуре от пользователя vaily популярного портала www.yaplakal.com . Национальный оператор железных дорог Китая - China Railways , основанная в 1949 году.

Железнодорожная сеть Китая - самая протяженная в мире. Также Китай может похвастаться высокоскоростной магистралью Гуанчжоу-Пекин : 2300 километров за 8 часов. Существует план развития сети под названием «4х4» - строительство четырех магистралей Восток-Запад и 4 магистралей Север-Юг до 2020 года.


С чего начинается поездка? Правильно - с вокзала. Практически в любом китайском городе он присутствует. Названиями вокзалы не блещут и, как правило, складываются из названия города и стороны света (например, «Ханчжоу-Южный»).



Вокзалы бывают разные. Есть те, что поражают инфраструктурой и размерами (как, например, «Шанхай-Ханчжоу», который и не вокзал а огромный комплекс из железнодорожного, автобусного и аэровокзала)...



А есть и достаточно маленькие, например, вот вокзал-симпатяга «Джудзи».



Встречаются недавно отстроенные и хорошо внедренные в общую инфраструктуру, как, например, втиснутый в центре города на эстакадах «Хайкоу-Восточный».



В то же время много и достаточно старых зданий, которые стоят на своих текущих местах с незапамятных времен. Такие, как вокзал «Аншан».



При всем многообразии вокзалов, требования к ним везде одинаковы. Дело в том, что вход и выход на вокзал осуществляется только по билетам. И там, и там стоят валидаторы, которые считывают баркод с билета, и в случае несовпадения станций отправления и назначения валидатор просто вас не выпустит и вы будете платить штраф.
Кстати, билеты есть двух типов – красные и синие. Соответственно, две отдельные очереди. В чем разница – я понятия не имею, на одни и те же поезда порой попадались как красные, так и синие.



А вот это валидаторы. Процесс проверки билета занимает секунды две от силы.



Посадка на поезд – только за 15 минут до отправления. Соответственно, на перронах в период времени между поездами нету никого. И перроны выглядят достаточно пустынно.



Что мне здесь дико нравится – так это очень понятная система навигации на вокзалах. Сразу понятно, где первый вагон, а где десятый. Не надо вслушиваться в тарабарщину «от головы поезда, прицепные в середине».



На всех вокзалах действует рентген-контроль багажа и стоят металлоискатели . Правда, из личного опыта, досматривают спустя рукава или вообще не досматривают. Везде по-разному. В Шанхае чуть-ли раздеваться не заставили, а в Гуанчжоу махнули рукой, мол, проходи.

Ладно, до поезда мы добрались. Давайте разберемся с поездами. Итак...
Их можно разделить на несколько типов в зависимости от скорости и комфорта. Для определения типа необходимо обратить внимание на литеру перед номером поезда. Для примера мы будем руководствоваться маршрутом Пекин-Гуанчжоу .

Самые крутые поезда - под литерой «G» (сокращенно от «высокоскоростные ж/д»). Они развивают скорость до 300 км/ч, практически не совершают остановок на своем маршруте, оборудованы розетками, кондиционерами. Ездит на них, соответственно, достаточно обеспеченая публика. Стоимость проезда по вышеозначенному маршруту протяженностью 2298 километров (8 часов в пути) - 862 юаня (около 140 долларов США).




Поезда с литерой «D» уже не такие крутые, но все же... Развивают скорость – 200 км/ч. Остановок гораздо больше, чем у G-шного состава, розеток в вагонах уже не наблюдается, но общий комфорт сохраняется. Стоимость проезда, к примеру, по маршруту Шанхай-Джудзи протяженности 256 километров (1 час 48 минут в пути) составляет 74 юаня (около 12 долларов).




В поездах нумерации «T» крутость падает на порядок. Такие составы имеют достаточно обычную скорость около 130 км/ч. В расписании значится, что подобный поезд проезжает 2294 километра за 20 часов 30 минут. Стоимость билета за такую поездку составит на сидячее место 251 юань (около 40 долларов), на спальное – 450 (около 72 долларов).




«K»-номера - это уже тихий ужас, хотя значатся они здесь как «скорые поезда». Это обычный поезд со спальными местами, сидячими местами, кучей остановок и соответствующим комфортом. Но зато в них можно проехать очень дешево, но при этом очень долго - 3112 километров за 29 часов, но отдав при этом 250 юаней (около 40 долларов) за сидячее место или 515 юаней (около 83 долларов) за спальное.

Причем в «Т» и «К» поездах есть так называемые «билеты без места» , которые стоят еще дешевле... Но как людям удается 20 часов простоять или пролежать на полу - представить очень сложно. «L», «Z» и прочие редковстречаемые номера не попадались, поэтому про них я ничего не скажу.



И, наконец, самое страшное, что может вам встретиться в путешествиях по Китаю – это поезд без буквы . Если увидите такой в расписании – бегите подальше. Это кромешный ужас. Именно в них и можно встретить крестьян с курами и козами, спящих на полу и в тамбурах людей, слой мусора высотой с человека. Я ездил в таком только раз, и в дальнейшем буду избегать их, как огня...
Фотографий по понятной причине нет - я не рискнул доставать камеру. Вообще, занесло меня туда по ошибке... Просто попробуйте себе представить худший поезд в мире и умножьте на два.

Обратите внимание на фотографии - ан всех локомотивах присутствуют китайские иероглифы, обозначающие понятие «гармония». Что это значит я не знаю, могу лишь предполагать, что с китайским отношением к цифрам, номер поезда влияет на его безотказную работу.



Двухэтажные вагоны встречались только раз, в провинции Гуанси. Кстати, по комфорту это обычный Т-поезд...



Конечно же, рассказ о китайских железных дорогах будет неполон, если не вспомнить «МагЛев»/«MagLev» (в названии используется производная от английского «magnetic levitation» - «магнитная левитация»). Это единственный в мире серийно эксплуатирующийся поезд на магнитной подушке . Ходит из Шанхайского аэропорта Пудонг до станции метро ЛуньянЛу. Время в пути – 7 минут, скорость – 431 км\ч. Стоимость билета в две стороны – 70 юаней (около 11 долларов), в одну сторону – 40 (около 6,5 долларов). Вот тут сравнений с московским аэроэкспрессом никак не избежать. .. За те же деньги немного другой уровень сервиса...




Естественно, все билеты на поезд можно купить онлайн и распечатать баркод, по которому вас пропустят на посадку. Самый удобный сервис по поиску и покупке, который я нашел - www.qunar.com . Будете в Китае - советую пользоваться.
Само собой, для покупки нужно удостоверение личности или паспорт. По факту поездки и проверки билетов - номера документа на билете и в паспорте должны совпадать.

Вообще, общее впечатление от китайских железных дорог однозначно позитивное. Год назад «G»-поездов из Пекина до Гуанчжоу, «D»-поездов от Шеньяна до Аньшаня еще и не существовало. Теперь они есть. Собственно, что обещают, то и делают. И если будет выбор между самолетом и поездом я выберу последнее, ибо:

  • не теряется время на поездку в и из аэропорта;
  • не теряется время на регистрацию;
  • поезда ходят независимо от погоды.
В итоге, на расстояния 1000-1500 километров тут гораздо проще и быстрее путешествовать на поезде. Полет Тяньцзинь-Шанхай на самолете занял у меня 6 часов, на поезде – 5. На пригородных расстояниях альтернативы поездам вообще нету. Ну, и главное, что оставляет впечатляние – это прогресс и скорость.

Железная дорога в Китае была и остаётся транспортом №1 для перемещений между городами. Пассажирская ж.д. сеть в Китае, наверное уже самая крупная в мире и продолжает постоянно расти и крепнуть. В принципе для страны с такой высокой плотностью населения сложно было бы придумать что-то другое.


1. Итак, если вы путешествуете по Китаю, то так или иначе столкнётесь с китайскими железными дорогами. Поездов на любой станции страны будет очень много в любом направлении. Даже, казалось бы, маленький задрипанный городок обязательно будет связан с центром провинции 10-12 поездами в сутки, с Пекином – 2-3, как минимум, ну и другими соседними облцентрами.

2. На любой китайской станции жизнь кипит практически круглосуточно. Помнится, когда наш поезд «Пекин – Москва» стоял на глуховатой но узловой станции Цзининь, что находится во Внутренней Монголии, то на соседнем пути за время нашей 20-минутной стоянки успело остановиться и уехать в нашем же направлении четыре поезда! Ещё другие поезда ехали навстречу от других платформ.

3. Практически из любой провинции можно доехать в любую без пересадок на прямом поезде. Маршрутов очень много, какие-то протянуты через всю страну, идут 2-3 суток. Вот, например, поезд Шеньчжень-Баотоу. :) Или из +25 в -25.. Более понятный нашему человеку аналог: "Адлер-Воркута".

4. С крупных станций, как видим, поезда отходят практические каждые несколько минут.

Все китайские поезда делятся на несколько типов, обозначаемых буквой перед номером поезда.
K – пассажирские укаждостолбные поезда.
Z – скорые поезда.
D –скоростные поезда (до 200 км/ч).
G – cверхскоростные поезда (до 300 км/ч).
C – скоростные поезда на недалёкие расстояния (100-200 км).

5. Есть также поезда Т (среднее между Z и K) и совсем немного поездов c номером без буквы.

Рассмотрим каждый из типов более подробно.

6. Поезда типа Z и K больше всего похожи на наши дальние спальные поезда. Градация вагонов здесь практически такая же, как у нас. Цены на Z, T, K и безбуквенные одинаковые.

7. Но в целом, даже такие поезда едут существенно быстрее российских. Разгоняются они до 130-140 км/ч, обычно держат 100-110, средняя выходит чуть меньше 100. После этого как-то совсем грустными кажутся наши средние 50-70..

Купе. Аналог нашего купе. Несколько отдельных комнат с четырьмя полками. Фото нет, т.к. на таком не ездил.
8. Плацкарт. Китайский плацкарт несколько отличается от нашего. В каждом отсеке тут про три полки: нижняя, средняя и верхняя. Вдоль прохода стоят столики, за которыми можно сидеть, кушать.

9. Стоит примерно 20 юаней на 100 км. (6,3 юаней = 1 доллар. 1 юань примерно 11-12 рублей сейчас)

10.
При этом стоимость разных полок различается примерно на 10%. Самая дорогая - нижняя, самая дешёвая - верхняя, самая средняя - средняя.

11.
Проводница забирает билет после посадки и выдаёт вместо него специальную карточку. С этой карточкой можно ходить в вагон-ресторан (она нужна чтобы вернуться обратно, дверь в дорогие вагоны часто бывает закрыта).

12. Сидячий вагон. Самый популярный в народе класс. Цены - 10-12 юаней на 100 км.

13. В отличие от России, где сидячих вагонов мало и встречаются они лишь в отдельных поездах, здесь их обычно около 40% от всего состава, и присутствуют сидячие вагоны в каждом поезде.

14. Раньше в сидячие вагоны продавали столько билетов, сколько было желающих. Соответственно тем, кому места не хватило, продавались билеты без места, они ехали стоя, или валяясь в проходах. Сейчас, похоже, такую практику прекратили, хотя может мне просто такие перегруженные вагоны не попадались.

15. В принципе, в сидячку почти всегда есть места. Но долго ехать там реально некомфортно, особенно ночью. Кресла не откидываются как в электричке. Китайцы вокруг всё заваливают вещами, едой, спят в проходах и у туалетов, разговаривают, лузгают семечки, жрут свою лапшу и т.д. Свет горит всю ночь. Если повезёт и не будет соседей, можно разлечься на тройном сидении, что все по возможности и делают. Но такое далеко не всегда случается.

16. Но зато в сидячке весело, колорит. :) Иногда негры попадаются.

17. В любом вагоне есть туалеты и бесплатный кипяток. Ну всё как у нас.

18.

19.

20. На всех вагонах двухалфавитные таблички. Что удобно для иностранцев. На автобусах такого нет.

21. Очень хорошо, что таблички сохранились на вагонах, а не как теперь у РЖД, где вообще невозможно разглядеть куда поезд идёт.

22. Скоростные поезда типа C. По сути это междугородние электрички, встречаются они далеко не везде. Так, например, поезда C ходят между Гуанчжоу и Чжухаем, Гуанчжоу и Шеньчженем, Тянцзинем и Пекином.

23. Стоимость везде разная. Гуанчжоу-Чжухай (110 км) стоит 70 юаней! Альтернативы никакой нет.

24. Максимальная скорость чуть меньше 200 км/ч.

25. Скоростные поезда типа G. Самые крутые скоростные поезда, развивающие скорость до 300 км/ч. Если вы большой любитель ж.д. – вам определённо стоит хоть раз на таком поезде прокатиться. Стоимость заоблачная – самый дешёвый класс стоит примерно 0,5 юаня за км.

26. Зато каково представить, что тысячу км вы можете проехать за какие-то пять часов!

27. Есть и другие скоростные поезда, не такие дорогие. Это тип D. Подвижной состав тот же самый, однако максимальную скорость они развивают лишь 200 км/ч. Стоимость уже будет 0,3-0,4 юаня за км (30-40 юаней за 100 км).

28. Китайские "сапсаны" часто сцепляют в СМЕ

29. Скоростные поезда C, D и G ходят по отдельным специально проложенным под скоростное движение путям. Как правило, эта пара путей, проложенная вдоль основной линии. Иногда маршруты слегка отклоняются. Обычные пассажирские и грузовые туда не заезжают.

30. Кажется невероятным, что можно было вот просто так взять и проложить тысячи новых километров путей. Однако вот так и есть. Более того, эти скоростные пути часто проложены по многокилометровым эстакадам и тоннелям. Попробуйте представить эстакаду длиной в несколько десятков километров? Причём не через какие-либо водные или другие преграды, а просто эстакады, проложенные по обычной местности. Тут такое в порядке вещей!

31. Очень часто скоростные поезда С, D и G отправляются от отдельных вокзалов. Обычно в любом городе есть специальный вокзал для скоростных поездов. В Пекине, например, это Пекин-Южный, в Даляни – Далянь-Северная, в Ханчжоу – Ханчжоу-Северный. Если вы покупаете билет на них, внимательно проверьте точную станцию отправления. Отдельные скоростные поезда могут отправляться и от главных вокзалов, равно как и отдельные обычные – с вокзала для скоростных.

32. Поездов много, поэтому вокзалы порой просто гигантские! Вокзал города Гуанчжоу напоминает больше аэропорт.

33. Ханчжоу тоже не отстаёт. Это, кстати, вокзал для скоростных поездов Ханчжоудон (Ханчжоу-Северный).

34. Вообще, когда покупаете билет, или смотрите расписание, обращайте всегда внимание на то, откуда поезд уходит. В Пекине, например, 4 ж.д. вокзала, поезд может уходить с любого. Пекин-Западный (Beijingxizhan).

35. Увы, большинство ж.д. вокзалов построены недавно и представляют собой унылые функциональные коробки.

36. Особенно это ж.д. вокзалы для скоростных поездов.

37. Но есть и красивые вокзалы. Например, в Циндао

38.

39. Или ж.д. вокзал Пекин-Главный.

40. Внутри

41. Как выглядит весь процесс проезда на поезде из точку А в точку Б? Увы, тут нельзя просто как у нас купить билет, выйти на платформу и сесть в поезд. Из-за китайской параноидальной терроризмофобии войти на вокзал и уж тем более на платформу чтобы просто, например, пофотографировать поезда, невозможно! Всё чётко регламентировано.

42. Прибыв на вокзал, вы сначала проходите через процедуру досмотра. Металлические рамки, конвейеры.

43. Затем вы идёте в кассу и покупаете билет. Кассы всегда имеют отдельный вход. Без билета вас в вокзал не пустят.

44. Как покупать билет? Советую предварительно посмотреть расписание поездов, цены и доступные места на www.travelchinaguide.com\china-trains, а затем идти в кассу, зная нужный номер поезда (можно выписать его на бумажке).

45. Если станция большая, то кассир всегда найдёт того, кто говорит по-английски. Если нет – лучше на всякий случай выучить типы вагонов (ying wo – спальный плацкартный вагон, ying zo – сидячий вагон). Вы называете пункт назначения, кассирша вбивает его, и вам показывается список доступных поездов на мониторе, где вы можете выбрать нужный вам.

46. Для оформления билета нужен паспорт. Лучше всегда приходить сильно заранее, т.к. в кассе могут быть очереди (а может и не быть, тут не угадаешь).

47. Купив билет, вы идёте внутрь вокзала, где находятся залы ожидания. Повторюсь, залы ожидания ВСЕГДА имеют отдельный вход. Тут у вас строгие сотрудники проверяют билеты, сверяя их с номером паспорта…

48.

49. И… снова рамки и конвейеры. Второй раз извольте провериться. А что, мало ли, вам кто-то через забор бомбу передал?

50. В Уйгурии дополнительные проверки ещё также при в входе в кассовый зал. Так вот вас проверят три раза на пути от улицы к поезду. Справедливости ради, вот так перегорожены привокзальные площади далеко не везде. В основном это встречается в городах запада страны.

51. Пройдя этот повторный контроль вы, наконец-таки оказываетесь в зале ожидания. Тут есть магазинчики, кафешки.

52. Можно налить себе кипяточку в ожидании поезда.

53. И даже подзарядить телефон или ноутбук!

54. Но на платформу выйти нельзя пока не разрешат! Ни-ни!

55. На платформы выход вот через такие двери. Прямо как в аэропорту.

56. Где-то за 15-20 минут до отправления выход открывается и сотрудники по билетам выпускают пассажиров на платформу.

57.

58. Иногда вместо сотрудников стоят турникеты, считывающие штрих-код.
И вот, мы на платформе, садимся в нужный поезд. Третий раз проверяют билеты уже в нём. Мышь не проскочит!

59. Проводники всегда стоят как штыки перед своими вагонами. Вытянуты, будто военные. Впрочем, это вообще характерно для Китая.

60. Впрочем, в некоторых скоростных поездах при посадке билеты не проверяют. Можно спокойно садиться и ехать в любом вагоне.

61.

62. На промежуточных станциях можно выйти погулять, но не дальше платформы. Куда вы с подводной лодки денетесь?

63. Проблема ещё и в том, что стоянки, как правило, короткие. А расписания в вагоне не висит. Если вы заранее не позаботились о его распечатке, то и не узнаете, где можно долго гулять, а где нет.

64. Впрочем, я не знаю насколько возможно при длительной стоянке выйти в город через выход, а потом обратно попытаться зайти через вход. Попробуйте, интересно что будет.

65. По прибытию, выходящие пассажиры выходят через выход. Обычно залы ожидания находятся над путями, и пассажиры их них спускаются в поезда. А выходы находятся под путями в подземных переходах. Так входящие и выходящие потоки не пересекаются.

На выходе финальный четвёртый контроль билетов. Впрочем, тут обычно смотрят их довольно халатно, можно сунуть им что угодно – не заметят. Однако не всегда.

66. В поездах есть вагоны-рестораны. Там, конечно, дороже, чем в уличных забегаловках, однако при большом желании покушать можно. В скоростных поездах вместо вагонов-ресторанов буфеты.

Как ездить зайцем на китайских поездах?
70. Начнём с того, что попасть в поезд без билета в принципе вам не удастся. Поэтому какой-никакой билет купить всё же придётся. Единственный вариант – покупать билет до ближайшей станции и ехать далеко. Важно понимать, что вы практически ничем не рискуете. В случае поимки на станции назначения вам в худшем случае предложат заплатить разницу между вашим билетом и билетом до этой станции. А скорее всего – просто, помурыжив, выпустят, т.к. подобные случаи крайне редки и совершенно внештатны.

71. По мне ездить зайцем лучше в скоростных поездах. Во-первых, проверки в них куда более халатные, чем в обычных. Во-вторых, если уж и рисковать, то ради большой суммы. А экономить стоимость половины пути в дешёвой сидячке как-то и не красиво и малоосмысленно. В третьих, в плацкартных и купейных вагонах выйти позже своей станции не получится. Тут проводники выдают вам вместо билета карточку, а перед станцией прибытия её забирают. Разве что, забрав у проводницы билет, вы пойдёте в вагон-ресторан и будете там сидеть долгие часы. Но вагоны-рестораны имеют свойство закрываться.

72. В скоростных же поездах тоже, бывает, ходят проводники, и записывают себе на бумажку, кто на каком месте до какой станции едет. Однако раз на раз не приходится – один раз на моей памяти в поезде G так записывали, а другой – вообще билет в поезде не проверили (это был поезд D), хотя я ехал не очень долго, около часа.

73. В любом случае, лучше стараться выбирать поезда с меньшим количеством остановок. Проверки, как правило, бывают после посадки. Ну и если вас запалят, то хотя бы сильно больше проедете. Если в поезде есть признаки строгого контроля, то после окончания «оплаченного» участка, лучше уходить в другие вагоны, а лучше всего – в буфет. Я так сидел несколько часов с ноутбуком, у розетки, якобы заряжаясь, в самом логове проводников. Никому не пришло в голову проверить мой билет.

74. В случае, если вдруг вас попросили показать билет, лучше не показывать настоящий. Не надо нервировать проводников тем, что вы проехали свою станцию. Лучше сделайте вид, что не можете его найти, и на первой же станции постарайтесь выйти. Также и на выходном контроле – не надо показывать настоящий билет. Лучше иметь всегда какой-нибудь старый и показать его. В случае проверки всегда можно сделать вид, что по ошибке не тот достали, и пойти на другой выход (как правило, их два на крупном вокзале). Выходить лучше тогда, когда идёт большая толпа – в этот момент бдительность проверяющих сотрудников притуплена.

75. А так, китайская железка развивается бурными темпами. Как вы знаете, несколько лет назад была построена линия в Лхасу, ставшая самой высокогорной железной дорогой мира, отобравшая этот титул у перуанской линии Лима - Уанкайо. Я очень хотел проехаться, но такие проблемы с пермитом... Лучше в следующий раз как-нибудь.

76. Но в целом, несмотря на то, что железных дорог становятся больше, происходят здесь сходные с российскими процессы: обычные поезда заменяются постепенно на скоростные. Есть маршруты, по которым на обычных дешёвых поездах не проехать в принципе: Гуанчжоу-Гуйлинь, Шанхай-Циндао, Гуанчжоу-Шеньчжень (только поезда С). Это, кстати, была одна из причин, почему я считал оправданным ездить зайцем (дешёвой альтернативы то нет).

77. Ещё интересный момент. Несмотря на то, что такое бурное развитие железной дороги, несмотря на полчища дальних поездов во всех направлениях, в Китае отсутствуют в принципе где-либо пригородные поезда.



Просмотров