Кто наделяет полномочиями мирового судью. Федулов А.В. Правоохранительные органы Российской Федерации Порядок наделения судей полномочиями. Приостановление и прекращение полномочий судьи

Порядок наделения судей полномочиями

1. Судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, которое вносится на основании представления Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

2. Судьи арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

3. Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

4. Судьи военных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Указанное представление направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

5. Президент Российской Федерации в двухмесячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда Российской Федерации представляет для назначения Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщается председателю Верховного Суда Российской Федерации.

6. Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

Судья может быть назначен по его заявлению на должность, аналогичную занимаемой им, в другой суд того же уровня в порядке, установленном настоящим Законом, за исключением требования, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта. В таком же порядке судья федерального суда может быть назначен на должность, аналогичную занимаемой им, в нижестоящий суд.

7.1. В случае выявления факта назначения (избрания) на должность судьи лица, не соответствовавшего на момент назначения (избрания) требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 4 Закона «О статусе судей», соответствующая квалификационная коллегия судей в установленном федеральным законом порядке рассматривает вопрос о прекращении полномочий такого судьи.

8. Не позднее чем за шесть месяцев до достижения судьей федерального суда предельного возраста пребывания в должности судьи, а в случае досрочного прекращения полномочий - не позднее чем через 10 дней со дня открытия вакансии судьи соответствующая квалификационная коллегия судей объявляет об открытии вакансии судьи в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

Образование судов и формирование их составов происходит на строго обозначенных законом основаниях и в установленном порядке. Соблюдение требования компетентности суда гарантирует порядок учреждения судов конституционным законом и формирования их состава федеральным законом.

Ст. 128 Конституции РФ устанавливает, что судьи Конституционного и Верховного судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента, а их полномочия, порядок образования и деятельности определяются ФКЗ. Судьи других федерльных судов назначаются Президентом в порядке, установленном ФЗ.

Требования к кандидату в судьи (ст. 119 Конституции ):

· гражданство РФ,

· возраст не менее 25 лет,

· высшее юридическое образование,

· стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.

ФКЗ «О статусе судей» (ст. 4-6) устанавливает более конкретные требования к кандидатам в судьи, в том числе связанные с гражданством, дееспособностью, судимостью, медицинские показатели. В ч.2 ст.4 установлены требования к кандидату в судьи Конституционного Суда (гражданство РФ, возраст от 40 лет, стаж работы в юр. сфере не менее 15 лет), Верховного Суда (гражданство РФ, возраст от 35 лет, стаж работы в юр. сфере не менее 10 лет), других фед. судов общей юрисдикции (гражданство РФ, возраст от 30 лет, стаж работы в юр. сфере не менее 7 лет), арбитражных судов (гражданство РФ, возраст от 25 лет, стаж работы в юр. сфере не менее 5 лет).

Отбор кандидатов происходит на конкурсной основе (ст.5 ФКЗ «О статусе судей»):

1. Председатель суда, в котором открылась вакантная должность судьи , сообщает об этом в соответствующую квалификационную коллегию судей не позднее чем через 10 дней после открытия вакансии.

2. Квалификационная коллегия судей не позднее чем через 10 дней после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в СМИ с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи , а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

3. В целях установления наличия у кандидата на должность судьи теоретических знаний, практических навыков и умений в области правоприменения, необходимых для работы в должности судьи в суде определенных вида, системы и уровня, формируются экзаменационные комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи .

4. Любой гражданин, соответствующий требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена.



5. Квалификационный экзамен принимается Высшей экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена в случае, если заключение о рекомендации кандидата на эту должность дает Высшая квалификационная коллегия судей РФ, и экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена того субъекта РФ, квалификационная коллегия судей которого дает заключение о рекомендации кандидата на эту должность.

6. После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к кандидату на должность вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи .

7. Квалификационная коллегия судей организует проверку достоверности документов и сведений, предоставленных кандидатом.

8. По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи , итогов проверки достоверности документов и сведений, предоставленных кандидатом, и с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких из них кандидатом на должность судьи .

9. Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи направляется в течение 10 дней после его принятия председателю соответствующего суда, который в случае согласия с указанным решением в течение 20 дней после получения решения о рекомендации гражданина на должность судьи вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи .

Порядок назначения судей Конституционного и Верховного судов определен в ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» и «О Верховном Суде РФ» соответственно.

Порядок наделения судей полномочиями (ст.6 ФКЗ «О статусе судей»):



1. Судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента, которое вносится на основании представления Председателя Верховного Суда РФ.

2. Судьи арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов назначаются Президентом по представлению Председателя Верховного Суда, которое направляется Президенту не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи .

3. Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом по представлению Председателя Верховного Суда, которое направляется Президенту не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи .

4. Судьи военных судов назначаются Президентом по представлению Председателя Верховного Суда при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей . Указанное представление направляется Президенту не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи .

5. Президент в двухмесячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда представляет для назначения Совету Федерации либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщается председателю Верховного Суда.

6. Не позднее чем за шесть месяцев до достижения судьей федерального суда предельного возраста пребывания в должности судьи , а в случае досрочного прекращения полномочий - не позднее чем через 10 дней со дня открытия вакансии судьи соответствующая квалификационная коллегия судей объявляет об открытии вакансии судьи в СМИ.

Порядок наделения полномочиями судей Конституционного и Верховного судов определен в ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» и «О Верховном Суде РФ» соответственно.

СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТЬ СТОРОН

Принцип состязательности сторон провозглашен ч. 3 ст. 123 Конституции РФ . Состязательность судебного процесса означает такое его построение, при котором функция суда по разрешению дела отделена от функции обвинения и функции защиты, причем функцию обвинения осуществляет одна сторона, а функцию защиты – другая . Эти стороны наделены равными процессуальными правами по предоставлению доказательств, заявлению ходатайств, обжалованию действий и решений суда. Функция разрешения дела является исключительной компетенцией суда . Принцип состязательности законодательно закреплен в ст.15 УПК РФ, ст.12 ГПК РФ, ст.9 АПК РФ, ст.14 КАС РФ.

В уголовных делах сторону обвинения в уголовном процессе представляют прокурор, потерпевший, общественный обвинитель, гражданский истец . Сторону защиты подсудимый, его защитник, гражданский ответчик, общественный защитник . По гражданским делам одну сторону представляют гражданский истец и его представитель , а другую – гражданский ответчик и его представитель . Суд обязан обеспечить каждой стороне реализацию ее законных прав.
Состязательность сторон проявляется и в том, что суд не выступает на стороне обвинения или защиты, объективен и свободен в оценке доказательств и доводов сторон, является для них «беспристрастным арбитром». В силу этого признака состязательности сторон суд не вправе возбуждать уголовные дела публичного обвинения или отказывать в их возбуждении, возвращать дела для производства дополнительного расследования и давать органам предварительного расследования какие-либо указания по восполнению доказательственной базы обвинения, принимать по собственной инициативе меры к доказыванию виновности подсудимого.

Вместе с тем состязательность сторон не исключает права суда истребовать и исследовать по собственной инициативе доказательства для проверки доводов, приведенных сторонами. С этой целью суд может проверять показания и другие представленные суду доказательства путем постановки вопросов лицам, дающим показания, назначения экспертизы и участия в других следственных действиях. Однако основная задача суда, обусловленная состязательными началами, состоит в создании необходимых условий для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав.

Порядок наделения судей полномочиями

Порядокнаделения судей полномочиями регулируется ст. 6 Закона РФ «О статусе судей вРоссийской Федерации»

1. Судьи Верховного СудаРоссийской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерацииназначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации попредставлению Президента Российской Федерации, которое вносится с учетом мнениясоответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и ПредседателяВысшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

2. Судьи федеральныхарбитражных судов округов назначаются Президентом Российской Федерации попредставлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации,которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дняполучения от председателя соответствующего суда представления о назначениирекомендуемого лица на должность судьи.

3. Судьи других федеральных судов общейюрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации попредставлению соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерациии Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, котороенаправляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дняполучения от председателя соответствующего суда представления о назначениирекомендуемого лица на должность судьи.

4. Судьи военных судов назначаются ПрезидентомРоссийской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда РоссийскойФедерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационнойколлегии судей Российской Федерации. Указанное представление направляетсяПрезиденту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения отпредседателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемоголица на должность судьи.

5. Президент РоссийскойФедерации в двухмесячный срок со дня получения необходимых материалов назначаетсудей федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда РоссийскойФедерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации представляет для назначенияСовету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо отклоняетпредставленные кандидатуры, о чем сообщается председателю соответствующегосуда.

6. Назначение кандидатов на должности судейпроизводится только при наличии положительного заключения соответствующейквалификационной коллегии судей.

Судья федерального судаможет быть назначен по его заявлению на должность, аналогичную занимаемой им, вдругой суд того же уровня в порядке, установленном настоящим Законом, заисключением требования, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта. Втаком же порядке судья федерального суда может быть назначен на должность,аналогичную занимаемой им, в нижестоящий суд.

7. В случае выявленияфакта назначения (избрания) на должность судьи лица, не соответствовавшего намомент назначения (избрания) требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 4 настоящего Закона, соответствующая квалификационная коллегия судей вустановленном федеральным законом порядке рассматривает вопрос о прекращенииполномочий такого судьи.

8. Не позднее чем за шесть месяцев до достижениясудьей федерального суда предельного возраста пребывания в должности судьи, а вслучае досрочного прекращения полномочий - не позднее чем через 10 дней со дняоткрытия вакансии судьи соответствующая квалификационная коллегия судейобъявляет об открытии вакансии судьи в средствах массовой информации суказанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи,а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

Порядок наделения мировых судей полномочиями и срок полномочий судей регулируется ст. 11Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и ст. ст. 5, 6 ФЗ «О мировыхсудьях в Российской Федерации»

Требования,предъявляемые к мировому судье

1. Мировым судьей можетбыть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшееюридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пятилет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен иполучивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующегосубъекта Российской Федерации.

От сдачи квалификационного экзамена ипредставления рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующегосубъекта Российской Федерации освобождаются лица, имеющие стаж работы вдолжности судьи федерального суда не менее пяти лет.

2. Мировой судья не вправе быть депутатомпредставительных органов государственной власти или органов местногосамоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлятьпредпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мировогосудьи с другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной и инойтворческой деятельности. При этом указанная деятельность не может финансироватьсяисключительно за счет средств иностранных государств, международных ииностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иноене предусмотрено международным договором Российской Федерации илизаконодательством Российской Федерации. Мировой судья не вправе входить всостав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иныхорганов иностранных некоммерческих неправительственных организаций идействующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений,если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации илизаконодательством Российской Федерации.

Порядок назначения (избрания) на должностьмировых судей

1. Мировые судьи назначаются (избираются) надолжность законодательным (представительным) органом государственной властисубъекта Российской Федерации либо избираются на должность населениемсоответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъектаРоссийской Федерации.

2. Мировой судья в первый раз назначается(избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующегосубъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет. При повторном ипоследующих назначениях (избраниях) на должность мировой судья назначается(избирается) на срок, установленный законом соответствующего субъектаРоссийской Федерации, но не менее чем на пять лет. В случае, если в течениеуказанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания вдолжности судьи, он назначается (избирается) на должность мирового судьи насрок до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.

Судья считаетсявступившим в должность с момента принесения им присяги, а при вступлении вдолжность судьи лица, ранее приносившего присягу, - со дня его назначения (избрания)на должность судьи.

Каждый гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи соответствующего суда, имеет право обратиться в квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации на эту должность.

Квалификационная коллегия в пределах своей компетенции рассматривает заявление и с учетом результатов квалификационного экзамена дает заключение о рекомендации кандидата на должность судьи либо об отказе в ней. Квалификационный экзамен на должность судьи принимает состоящая при органе юстиции экзаменационная комиссия. Ее персональный состав утверждается соответствующей квалификационной коллегией судей. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет с момента его сдачи и на протяжении всего времени работы в должности судьи. Далее квалификационная коллегия представляет председателю соответствующего суда заключение на рекомендуемого кандидата. При согласии председателя кандидатура вноситься на рассмотрение органа государственной власти, который и наделяет кандидата полномочиями судьи. «Основными причинами отказа дачи положительного заключения кандидатам на должность судьи квалификационные коллегии чаще всего указывали на недостаточные знания действующего законодательства, возраст, отрицательные характеризующие данные по прежним местам работы, совершение в прошлом порочащего поступка, отсутствие необходимых деловых и моральных качеств, а также установление в ходе проверок негативных данных о кандидате и его близких родственниках, фактов неурегулированных семейных отношений, сведений о состоянии здоровья кандидата». Закон определил, что повторное обращение в квалификационную коллегию судей с аналогичным заявлением

допускается не ранее чем через год со дня дачи заключения.

В соответствии со ст. 14 Положения о квалификационных коллегиях судей коллегия вправе получать необходимую для осуществления своих полномочий информацию. Не является исключением и информация о лицах, претендующих на должность судьи. В методическом письме ВККС рекомендовано запрашивать в соответствующих органах сведения о наличии или отсутствии судимости как у самого кандидата, так и у его близких родственников, мнение председателя суда и судей о возможности назначения конкретного лица на вакантную должность в их суд, истребовать характеристики не только с последнего, но и с предыдущих мест работы за последние пять - десять лет.

НАДЕЛЕНИЕ СУДЕЙ ПОЛНОМОЧИЯМИ

«С самого момента вступления в должность судьи гражданин пересекает границы обычного гражданского состояния, вступая в иное измерение своей жизни. Так, гражданин, впервые назначенный Указом Президента Российской Федерации или Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на должность судьи, может приступить к исполнению судейских полномочий только после публичного принятия присяги. Принятие присяги судьи - не только акт торжественной клятвы честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят долг судьи и совесть. Принятие присяги судьи является одновременно и актом, свидетельствующим о признании обществом, государством и самим гражданином независимости судьи даже от тех инстанций, которые его назначили на эту должность».

«Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей».

Судьи Конституционного Суда назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ с учетом мнения Конституционного Суда.

Судьи Верховного и Высшего Арбитражного Суда назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ с учетом мнения Председателя Верховного или Высшего Арбитражного Суда соответственно.

Судьи других Федеральных Судов общей юрисдикции и судьи Арбитражных судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного или Высшего Арбитражного Суда с учетом мнения законодательного органа данного субъекта и квалификационной коллегией судей.

Мировые судьи либо избираются населением судебного участка, либо назначаются на должность органами законодательной власти субъекта.

Судьи Конституционных уставных судов назначаются в соответствии с законодательством данного субъекта.



Просмотров