МВД рекомендует: Общайтесь с детьми. Что такое пдн и чем занимается инспектор по делам несовершеннолетних Инспектор по делам несовершеннолетних что нужно знать

МУНИЦИПАЛИТЕТ ВНУТРИГОРОДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХОВРИНО В ГОРОДЕ МОСКВЕ

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ВЕДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ

1. Общие положения.

1.1. Ведущий специалист комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее специалист) является штатным работником муниципалитета Ховрино (далее муниципалитет), его деятельность направлена на защиту прав и интересов несовершеннолетних, проживающих на территории подконтрольного ему района г. Москвы.

1.2. Специалист назначается на должность Руководителем муниципалитета.

1.3. Специалист подотчетен в выполнении своих функциональных обязанностей Руководителю муниципалитета, заместителю руководителя муниципалитета и главному специалисту, ответственному секретарю комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

1.4. Все наиболее сложные, в том числе спорные вопросы, касающиеся защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, рассматриваются коллегиально на заседаниях Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.

1.5. Руководитель муниципалитета обеспечивает специалиста необходимыми условиями труда.

1.6. Специалист в своей работе руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, иными международными право выми актами по защите прав детей, и другими нормативными документами по вопросам охраны прав детей.

1.7. Специалист тесно взаимодействует с руководителями учебных, медицинских учреждений , а также с отделами внутренних дел и другими органами и организациями.

1.8. В своей деятельности специалист руководствуется:

· законодательными и нормативными документами, регулирующими вопросы, относящиеся к его компетенции;

· методическими материалами по вопросам выполняемой работы ;

· Положением о муниципалитете внутригородского муниципального образования Ховрино в городе Москве;

· правилами внутреннего трудового распорядка;

· приказами, распоряжениями, постановлениями и поручениями Руководителя муниципалитета;

· настоящей должностной инструкцией;

· решениями муниципального Собрания.

1.9. Специалист по вопросам выполняемой работы должен знать:

· Конституцию РФ; законодательство города Москвы; законодательство о муниципальной службе;

· постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие, методические и нормативные материалы вышестоящих и других органов касающихся правовой деятельности муниципалитета;

· гражданское, гражданско-процессуальное, семейное, жилищное и трудовое законодательство;

· структуру муниципалитета, стратегию и перспективы его развития;

· организацию документооборота по участкам учёта.

1.10. Специалист должен уметь пользоваться персональным компьютером и оргтехникой, справочно-правовой системой.

2. Обязанности специалиста по работе комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

2.1.Исполнять обязанности, соблюдать ограничения, не нарушать запреты и выполнять требования к служебному поведению, предусмотренные законодательством о муниципальной службе.

2.2.Содействовать несовершеннолетним в реализации и восстановлении их прав и охраняемых законом интересов во всех сферах жизнедеятельности.

2.32.4. Быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, муниципальном органе, в котором он замещает должность муниципальной службы либо который непосредственно подчинен или подконтролен ему, если иное не предусмотрено федеральными законами.

2.32.5. Получать в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение , ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные муниципальным служащим в связи с протокольными мероприя­тиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются муниципальной собственностью и передаются муниципальным служащим по акту в орган местного самоуправления, муниципальный орган, в котором он замещает должность муниципальной службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.

2.32.6. Выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органа местного самоуправления, муниципального органа с органами местного самоуправления, муниципальными органами других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями .

2.32.7. Использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического, финансового и иного обеспечения, другое муниципальное имущество.

2.32.8. Разглашать или использовать в целях, не связанных с муниципальной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральными законами к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

2.32.9. Допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации , в отношении деятельности органов местного самоуправления, муниципальных органов и их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности.

2.32.10. Принимать без письменного разрешения Руководителя муниципального образования награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций.

2.32.11. Использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума.

2.32.12. Использовать свое должностное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений, а также публично выражать отношение к указанным объединениям в качестве муниципального служащего.

2.32.13. Создавать в органах местного самоуправления, муниципальных органах структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, а также ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) или способствовать созданию указанных структур.

2.32.14. Прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спора.

2.32.15. Входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации .

2.32.16. Заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя (работодателя) оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законодательством.

2.32.17. Гражданин после увольнения с муниципальной службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

3. Права специалиста комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

3.1.Иметь доступ в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации, знакомиться с документами, определяющими должностные обязанности.

3.2.Вносить на рассмотрение непосредственного руководителя предложения по совершенствованию деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, информировать руководителя муниципалитета о выявленных недостатках и нарушениях по направлениям своей деятельности в пределах своей компетенции.

3.3.Обеспечивать межведомственную координацию и взаимодействие по реализации окружных программ и мероприятий в сфере своей деятельности.

3.4.Привлекать для проведения проверок и обследований специалистов отраслевых управлений социальной сферы по согласованию с их руководителями.

3.5.Взаимодействовать с руководителями структурных подразделений социальной сферы, закрепленных по распределению обязанностей.

3.6.Запрашивать и получать в установленном порядке от подразделений и учреждений социальной сферы, управ районов информацию и отчеты о выполнении решений и поручений вышестоящих государственных органов, префекта, а также другие материалы и документы их управленческой деятельности.

3.7.Приглашать для собеседования родителей, должностных лиц, опекунов (попечителей), усыновителей, приемных родителей и других граждан по вопросам защиты прав несовершеннолетних

3.8 Специалист имеет право составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях и порядке предусмотренном законодательством Российской Федерации и города Москвы.

3.9. Специалист имеет право на периодическое (не реже одного раза в пять лет) повышение квалификации.

3.10. Специалист имеет право не визировать проекты постановлений Руководителя муниципалитета, подготовленные им по поручению Руководителя муниципалитета, если не согласен с принимаемым решением, с обоснованием своего мнения.

3.11. Имеет права на социальные гарантии и компенсации, установленные законодательством города Москвы о муниципальной службе.

3.12. Своевременно и в полном объёме выплату денежного содержания, состоящего из должностного оклада , надбавок к должностному окладу за выслугу лет , за классный чин, за особые условия муниципальной службы, а также премии по результатам работы, размер и порядок которых устанавливаются в соответствии с законами города Москвы (заработная плата и вознаграждение работнику выплачивается одновременно с выплатой заработной платы всем работникам Муниципалитета).

4. Ответственность.

Специалист несёт дисциплинарную и материальную ответственность за совершенное по его вине, (в соответствии с законодательством о муниципальной службе и трудовым законодательством Российской Федерации) правонарушение:

4.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, нарушающие права и законные интересы граждан, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определённых трудовым законодательством Российской Федерации и законодательством о муниципальной службе:

Обоснованность и достоверность лично разрабатываемых им материалов (справок, заключений);

Соответствие действующему законодательству визируемых им документов;

Работник несёт персональную ответственность за некачественное и несвоевременное выполнение своих обязанностей.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определённых трудовым, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.4. За неисполнение или ненадлежащее исполнение специалистом возложенных на него обязанностей (должностной проступок), нарушение трудовой дисциплины на специалиста руководителем органа местного самоуправления могут налагаться дисциплинарные взыскания:

Замечание;

Выговор;

Увольнение по основаниям, предусмотренном федеральным законодательством о труде.

4.5. Специалист несёт ответственность за нарушения установленных сроков рассмотрения дел, подготовку документов и ответов на письма, заявления, жалобы.

К сожалению, возраст преступников согласно статистическим данным, все снижается, и на сегодняшний день многие преступления совершают дети. Обнадеживает тот факт, что всегда есть выход. Даже из самых сложных ситуаций, поэтому попробуем выяснить: может ли инспектор по делам несовершеннолетних детей исправить ситуацию?

Общие понятия

В обязанности ПДН входит много пунктов, но главная его задача состоит в профилактических разъяснениях ответственности за те или иные преступления. Что же такое ПДН? Расшифровка следующая: это подразделение по делам несовершеннолетних. Оно является контролирующим органом, который занимается пресечением детской преступности и проведением разъяснительных действий по поводу того, что влечет за собой каждое неправомерное нарушение. ПДН входит в состав системы органов внутренних дел, поэтому в свою очередь делится на подразделения, которые отличаются друг от друга уровнем подчиненности. Они бывают:

  • городскими, районными и муниципальными;
  • от управления внутренних дел и административно-территориального образования;
  • действующие подразделения на различных типах автотранспорта.

Все факты нарушений законодательства, совершенные до наступления совершеннолетия, заносятся в личное дело ребенка с последующим уведомлением военкоматов, учебных заведений, а также высших учебных заведений.

Важно! Подросток должен понимать, что поступок, тянущий за собой негативные последствия для окружающих, будет напоминать о себе всю жизнь.

В новом приказе 845 о подразделении по делам несовершеннолетних четко определены порядки и полномочия , касающиеся организационных работ инспекции. Здесь четко написано об основных обязанностях подразделения. Кроме проведения профилактических работ с подростками, инспектор направляет трудного ребенка, совершившего преступление, в изоляционные временные центры или же на содержание специальными учебно-воспитательными учреждениями с закрытым типом работы. Главное, не карать, а найти подход к оступившемуся ребенку, дабы не произошло повторного нарушения.

Главная задача инспекторов состоит в профилактических разъяснениях ответственности за те или иные преступления.

База разъяснительной работы с детьми подросткового возраста выстраивается на их психологическом состоянии . Ввиду этого, в роли инспектора по делам несовершеннолетних большинство руководителей видят женщину, считая, что материнский инстинкт имеет немаловажное значение.

Работа с ребятами требует последовательности убеждений и четкого соблюдения правового аспекта, ведь разговор с родителями злостного нарушителя неизбежен, а им следует объяснять положение дел на юридическом языке.

Среди множественных качеств можно выделить основное: умение наладить контакт с молодежью, а также убедить опекунов в важности воспитательного процесса. Лучше всего это получается у людей, получивших психолого-педагогическую подготовку.

Какое же нужно образование для инспектора? Чтобы стать инспектором по делам с подростками требуется не только психолого –педагогическая подготовка. Профильным должно быть юридическое образование.

Задача подразделения по делам несовершеннолетних состоит в пресечении всех видов преступлений, а также в выяснении обстоятельств, которые привели к ним, то есть, вынудили подростка поступить именно так.

Существует Федеральный Закон “О полиции”, а именно, глава 3, на базе которого осуществляется работа с лицами, не достигшими совершеннолетия. Ниже представлен перечень документов , руководствуясь которыми действует инспекция по делам несовершеннолетних:

  1. Федеральный Закон №120;
  2. глава 14 и глава 20 Уголовного Кодекса Российской Федерации;
  3. статья 73, 420, 421 Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации;
  4. статья 183, 187-190 Уголовно-исполнительного Кодекса Российской Федерации;
  5. статья 5, 20 Кодекса об Административных Правонарушениях Российской Федерации.

К основным Законам и статьям относятся внутренние документы и инструкции, согласно которым прописываются алгоритмы деятельности каждого из подразделений. Их обязанность состоит не только в контролирующей функции, но и в правовой защите малолетних детей, реабилитации родителей и оступившихся подростков, а также выявлении случаев, когда подросток подвергается склонению к преступной деятельности.

В обязанности инспектора по делам несовершеннолетних входит профилактическая деятельность среди следующих категорий жителей:

  • лиц, употребляющих любые из психотропных или наркотических веществ;
  • тех, кто ранее нарушал Закон, не зависимо от возраста;
  • лиц, освобожденных благодаря помилованию;
  • лиц, обвиняемых в совершении преступления, но находящихся на свободе;
  • лиц, освобожденных из специальных учреждений, а также нуждающихся в помощи и реабилитации;
  • лиц, условно осужденных, то есть, отправленных на исправительные работы.

Список можно продолжить, ведь кроме данных категорий подростков, есть еще и их родители, опекуны, которые халатно относятся к выполнению родительских обязанностей или негативно влияют на психологическое его состояние. Отдел по работе с проблемными подростками должен также оказывать всяческое содействие с органами правопорядка в целях розыскных действий детей, совершивших преступление или участвовавших в них.


Конкурс на звание «Лучший инспектор по делам несовершеннолетних»

Как заводят дела на несовершеннолетних?

Особое значение в иерархии подразделения имеет комиссия по работе с подростками. Количество заявлений, написанных гражданами и различными инстанциями насчет детских правонарушений, изначально поступают сюда, так как уголовной ответственности они не подлежат по причине несовершеннолетия. Здесь обсуждаются возможные эффективные меры влияния на всех уровнях, предусмотренных законодательством. В случае поступления жалоб на подростков, работники инспекции проводят проверку , включающую следующие этапы:

  • оформление учетной карточки или дела подозреваемого лица;
  • слушание объяснений обеих сторон (потерпевшей и обвиняемой);
  • сбор материалов, непосредственно касающихся преступления;
  • составление акта об условиях , в которых проживает малолетний вероятный преступник;
  • сбор справок о работе, которая проводилась с нарушителем и его ;
  • сведения с характеристикой, сведениями об увлечениях человека и так далее подшиваются к делу.


После того, как все документы собраны, составляется заключительный документ о проведенных работах и постановке ребенка на специальный учет. Решение это выносит комиссия по делам несовершеннолетних, обязанности которой включают и контроль за исполнением.

К специализированным закрытым приемникам, где находятся контролируемые воспитанники, относятся образовательные и административные учреждения, с которыми тесно сотрудничает комиссия. Группа людей разрабатывает целые комплексы профилактических мероприятий, направленных на развитие здорового мировоззрения подростка, поэтому перед тем, как стать инспектором по делам проблемных детей, требуется пройти специальное обучение.

Спустя полгода родители могут ходатайствовать о снятии ребенка с учета, ввиду его явного исправления.

Как стать инспектором

Каждый инспектор имеет свою территорию. Определение ее размеров входит в компетенцию руководителя конкретного населенного пункта, где расположен орган МВД. Прежде, чем назначить нового инспектора, начальник дает полную информацию об участке и руководящих всеми структурами должностных лицах.

В приказе МВД 845 определены требования, предъявляемые к лицу, что претендует на работу инспектором. Необходим пакет документов: Обучение на инспектора по делам несовершеннолетних

Права инспектора

Инспектор по работе с несовершеннолетними имеет право:

  • вызвать для проведения беседы подростка, его представителя, родителей для получения ответов на интересующие его вопросы о правонарушении;
  • беседовать с подростком и его родителями о противозаконном нарушении и задавать вопросы, которые касаются ребенка;
  • доставить нарушителя в отделение внутренних дел на срок до трех часов с правом личного досмотра.

Возьмите на заметку! Все отработанные дела заносятся в журнал инспектора.

Его ведут на протяжении трех лет. Затем передают в подразделение для хранения на два года. Спустя это время журнал уничтожают соответствующим установленному порядку образом.

Полезное видео: встреча с инспектором по делам несовершеннолетних

В журнале инспектора по делам несовершеннолетних заносят данные о подробностях совершенного преступления: число, место, время, номер соответствующий уголовному делу, номер КУСП, краткое описание сути преступления, фамилия имя отчество преступника, учебное заведение, информация о родителях или опекунах, а также принятые меры. Для чего это нужно? Данная информация позволяет поднимать старые дела для установления общего портрета малолетнего преступника, узнавать о его психологическом состоянии и отзывах руководителей учебных заведений, если преступление совершено не впервые.

Начинающий: 20000 ⃏ в месяц

Опытный: 35000 ⃏ в месяц

Профессионал: 50000 ⃏ в месяц

* - информация по зарплатам приведна примерно исходя из вакансий на профилирующих сайтах. Зарплата в конкретном регионе или компании может отличаться от приведенных. На ваш доход сильно влияет то, как вы сможете применить себя в выбранной сфере деятельности. Не всегда доход ограничивается только тем, что вам предлагают вакансии на рынке труда.

Востребованность профессии

Трудные дети будут всегда, поэтому и будут всегда нужны Инспектора по делам несовершеннолетних

Для кого подходит профессия

Должен хорошо знать людей на своей территории, их проблемы и чаяния, особенно из так называемой "группы риска": алкоголиков, наркоманов, судимых... Комплекс специальных знаний и умений, позволяющих профессионально осуществлять психологическую помощь.

Обязанности

Профессионально важные качества:

  • любовь к детям
  • эмоциональная устойчивость
  • интуиция
  • выдержка, терпение
  • умение ориентироваться в нестандартной ситуации
  • организаторские и коммуникативные способности.

Медицинские противопоказания:

  • туберкулез и инфекционные заболевания
  • выраженные неврозы и сердечно-сосудистые заболевания
  • психические заболевания
  • слабая нервная система
  • выраженные физические недостатки, дефекты речи (могут осложнить взаимоотношения с подростками)
Оцените профессию: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

11. Участковый инспектор ПДН в пределах своей компетенции обязан:

1) защищать права, свободы и законные интересы несовершеннолетних от преступных и иных противоправных посягательств, а также обеспечивать их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления и грубого обращения;

законодательные и иные нормативные правовые акты Республики Казахстан, регламентирующие деятельность органов внутренних дел Республики Казахстан;

законодательные и иные нормативные правовые акты Республики Казахстан в области охраны прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних;

численность и состав населения в возрасте до 18 лет, проживающего на административном участке;

сведения о городских, районных, сельских акиматах, населенных пунктах, советах профилактики, учебных заведениях, предприятиях, общественных объединениях и их руководителях;

расположение учебных заведений, общежитий, культурно-просветительных, досуговых, спортивных организаций;

места концентрации несовершеннолетних;

3) вести профилактический учет и осуществлять профилактический контроль в отношении несовершеннолетних;

4) принимать заявления, сообщения и иную информацию о преступлениях, незамедлительно сообщать о ее получении дежурному по органу внутренних дел и в пределах своих полномочий принимать по ним своевременные меры, предусмотренные законодательством;

5) рассматривать в установленном порядке заявления и сообщения об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними или в отношении них;

6) подготавливать и вносить представления физическим и юридическим лицам, об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, установленных по делам и материалам, находящимся в его производстве;

7) ежеквартально информировать комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о состоянии безнадзорности, беспризорности и фактах правонарушений среди несовершеннолетних;

8) выявлять лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение правонарушений либо совершающих в отношении них противоправные деяния, а также родителей и законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, и принимать меры по привлечению их к ответственности;

9) участвовать в подготовке материалов в отношении несовершеннолетних, направляемых в специальные организации образования и организации образования с особым режимом содержания;

10) оказывать содействие организациям образования в правовом воспитании несовершеннолетних, их родителей или других законных представителей;

11) задерживать и доставлять в Центры временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних (далее - ЦВИАРН) лиц, в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

12. Участковый инспектор ПДН на транспорте наряду с выполнением обязанностей, изложенных в пункте 11 настоящих Правил:

1) осуществляет профилактику правонарушений и применяет меры предупреждения детской безнадзорности, беспризорности на объектах транспорта;

2) выявляет детей самовольно оставивших семью, учебные заведения и передают их родителям, либо в установленном порядке направляет в ближайший ЦВИАРН, информируя об этом в суточный срок ОДН по месту жительства несовершеннолетних;

3) проводит мероприятия по предупреждению детского травматизма на объектах транспорта, правонарушений посягающих на безопасное движение поездов (наложение предметов на рельсы, разукомплектование устройств сигнализации, блокировки, связи, бой стекол в поездах и др.);

4) оказывает содействие ГОРОВД в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, проживающих в населенных пунктах, прилегающих к объектам транспорта.

13. Несовершеннолетние, совершающие правонарушения на объектах транспорта, берутся на учет в ОДН по месту их жительства.

3. Организация деятельности участкового инспектора ПДН

14. Участковый инспектор ПДН организует свою работу в соответствии с ежемесячным планом, утвержденным начальником отдела, отделения общественной безопасности, который составляется в рабочей тетради (приложение 1).

15. График приема граждан участковым инспектором ПДН утверждается начальником ГОРОВД и органа внутренних дел на транспорте. Учет приема граждан ведется в журнале (приложение 2).

16. Участковый инспектор ПДН ведет журнал учета результатов проверки работы отделения (группы) по организации деятельности участковых инспекторов полиции по делам несовершеннолетних (далее - ОДН) (приложение 3).

17. Делопроизводство участкового инспектора ПДН ведется в соответствии с требованиями Инструкции по обеспечению режима секретности в Республике Казахстан, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 марта 2000 года №390-16с, постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 апреля 2004 года №430, Правил работы государственных органов со служебной информацией, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 января 2008 года №51 дсп, Инструкции по делопроизводству в органах внутренних дел Республики Казахстан, утвержденной приказом МВД Республики Казахстан от 8 августа 2006 года № 400, приказа МВД Республики Казахстан от 15 марта 2010 года №103 и другими нормативными актами.

4. Организация работы с несовершеннолетними,

доставленными в органы внутренних дел

18. При доставлении несовершеннолетнего в органы внутренних дел участковые инспектора ПДН:

1) устанавливают данные, характеризующие личность доставленного, его родителей, условия воспитания подростка, обстоятельства правонарушения или обнаружения заблудившегося, подкинутого ребенка и регистрируют этих несовершеннолетних в журнале учета несовершеннолетних, доставленных в ОДН (приложение 4);

2) вызывают в ОДН родителей, лиц их заменяющих и законных представителей несовершеннолетних;

3) выносят постановления для помещения несовершеннолетних в ЦВИАРН (приложение 5),

4) при необходимости, проверяют по учетам психоневрологических либо психиатрических учреждений в отношении несовершеннолетнего;

5) составляют акт о доставлении заблудившегося или подкинутого ребенка (приложение 6).

19. В отношении подкинутых детей акт составляется в трех экземплярах. Первый экземпляр акта регистрируется в журнале учета информации ГОРОВД. Второй – направляется вместе с ребенком в ЦВИАРН либо иные организации системы образования или здравоохранения. Третий – подшивается в номенклатурное дело.

20. В отношении заблудившегося ребенка, по истечении трех часов с момента его обнаружения составляется акт в двух экземплярах. Первый экземпляр направляется вместе с ребенком в ЦВИАРН иные организации систем образования или здравоохранения. Второй – подшивается в номенклатурное дело.

5. Порядок ведения учетов и списка лиц, в отношении которых применяются меры индивидуальной профилактики

21. Участковый инспектор ПДН осуществляет постановку на профилактический учет и осуществляет самостоятельно и во взаимодействии с подразделениями органов внутренних дел, а также заинтересованными государственными органами профилактический контроль и применяет меры индивидуальной профилактики к несовершеннолетним, в отношении которых:

1) вынесено защитное предписание;

2) принято решение суда об ограничении досуга и установлении особых требований к поведению;

3) принято решение суда об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания.

При постановке на профилактический учет указанные категории лиц регистрируются в журнале регистрации лиц, состоящих на профилактическом учете (приложение 7).

22. Форма ведения профилактического учета определяется категорией профилактируемых лиц (приложение 8).

23. Порядок проведения индивидуальной профилактики в отношении лиц, освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания, осуществляется согласно приказу Министра внутренних дел Республики Казахстан от 21 августа 2007 года № 340 «Об утверждении правил осуществления контроля за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания».

24. Порядок проведения индивидуальной профилактики в отношении лица, в отношении которого судом принято решение об ограничении досуга и установлении особых требований к поведению или вынесено защитное предписание определяется Министерством внутренних дел Республики Казахстан.

25. Участковый инспектор ПДН о постановке и снятии с профилактического учета несовершеннолетнего извещает:

родителей или законных представителей несовершеннолетнего;

администрацию по месту учебы и (или) работы несовершеннолетнего;

комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при местных исполнительных органах.

26. В целях повышения информированности и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних участковый инспектор ПДН должен иметь следующие списки (приложение 9):

1) безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних;

2) несовершеннолетних, злоупотребляющих алкогольными напитками, наркотическими средствами, психотропными и иными сильно действующими веществами;

3) несовершеннолетних, не посещающих по неуважительным причинам общеобразовательные учебные заведения;

4) несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности или наказания по нереабилитирующим основаниям, в том числе вследствие акта амнистии или помилования;

5) несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы;

6) несовершеннолетних, которым назначено наказание, не связанное с изоляцией от общества, условно, а также с отсрочкой отбывания наказания или исполнения приговора;

7) несовершеннолетних с непогашенной или не снятой судимостью;

8) несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения в течение года два и более раз;

9) несовершеннолетних, отстающих в психическом развитии;

10) несовершеннолетних, совершивших деяния, содержащие признаки преступления, не подлежащих к уголовной ответственности, в связи с не достижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

11) несовершеннолетних, осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

12) несовершеннолетних обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлении, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

13) родителей, законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, отрицательно влияющих на их поведение;

14) лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение правонарушений или других антиобщественных действий.

27. На лиц, указанных в пункте 26 настоящих Правил заводятся накопительные дела отдельно на каждую категорию.

На несовершеннолетних, указанных в подпункте 6 пункта 26 настоящих Правил, накопительные дела заводятся отдельно на каждого.

28. В течение суток после постановки несовершеннолетнего на профилактический учет и включения в список лиц, указанных в подпункте 6 пункта 26 в криминальную полицию направляется обзорная справка для обеспечения оперативного наблюдения (приложение 10).

29. Сведения о лицах, состоящих и снятых с профилактического учета, а также включенных и исключенных из списка лиц, указанных в пункте 26 настоящих Правил, вносятся в интегрированный банк данных в порядке, установленном приказом МВД Республики Казахстан от 1 апреля 2009 года №125, по которым ежеквартально проводятся сверки с обязательным составлением актов.

30. Участковый инспектор ПДН и оперуполномоченный подразделения криминальной полиции в процессе своей деятельности обмениваются следующей имеющейся информацией:

о правонарушениях и преступлениях, совершаемых несовершеннолетними и в их отношении;

о местах, где наиболее часто совершаются правонарушения несовершеннолетними;

об образе жизни и связи несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений.

6. Организация деятельности начальника (старшего инспектора) ОДН

31. Начальник ОДН:

1) осуществляет общее руководство за деятельностью участковых инспекторов ПДН;

2) анализирует состояние работы по предупреждению преступлений, правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, принимает меры к устранению недостатков;

3) проводит ежемесячную сверку с подразделениями следствия и дознания, ведет учет совершаемых подростками преступлений (приложение 11), с целью своевременного охвата их мерами профилактики;

4) организует совместно с подразделением криминальной полиции мероприятия по разобщению групп несовершеннолетних противоправной направленности, пресечению отрицательного влияния взрослых лиц на несовершеннолетних;

5) отвечает за своевременное и качественное рассмотрение участковыми инспекторами ПДН обращений физических и юридических лиц.

32. Начальник ОДН за административным участком не закрепляется. В ГОРОВД и органах внутренних дел на транспорте, где указанная должность отсутствует и численность ОДН превышает 7 единиц, старший участковый инспектор ПДН также не закрепляется за административным участком.

7. Организация работы отделов, отделений, групп по обеспечению деятельности участковых инспекторов полиции по делам несовершеннолетних МВД, ДВД(Т), ГОРОВД

33. На отделы, отделения, группы по обеспечению деятельности участковых инспекторов полиции по делам несовершеннолетних МВД, ДВД(Т), ГОРОВД возлагается:

1) организационно-методическое руководство деятельностью ОДН и ЦВИАРН, контроль за исполнением требований нормативных правовых актов Республики Казахстан;

2) осуществление взаимодействия с государственными и негосударственными структурами и общественными организациями, занимающимися воспитанием, обучением, охраной прав, интересов детей и подростков, организацией их досуга;

3) участие в подготовке и проведении комплексных операций и рейдовых отработок по предупреждению и пресечению преступлений, правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних;

4) проведение анализа состояния, структуры и динамики преступлений, правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних;

5) разработка проектов приказов, указаний, методических рекомендаций, обзоров и других управленческих решений, направленных на улучшение профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями, родителями, иными взрослыми лицами, способствующими правонарушениям детей и подростков;

6) изучение, обобщение и внедрение в практику передового опыта работы по предупреждению правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних;

7) рассмотрение жалоб и заявлений граждан, сообщений государственных и негосударственных органов, общественных организаций по вопросам, относящимся к их компетенции;

8) проведение ежеквартальных сверок с органами здравоохранения по несовершеннолетним, злоупотребляющим алкогольными напитками, наркотическими средствами, психотропными и иными сильнодействующими веществами.

8. Организация проведения служебных проверок и

расследований по линии несовершеннолетних

34. По каждому преступлению, совершенному несовершеннолетним, начальником (старшим инспектором) ОДН проводится служебная проверка с целью установления причин и условий, способствующих противоправному деянию.

35. При совершении преступления несовершеннолетним, состоящим на учете органов внутренних дел, а также ранее привлекавшимся за совершение уголовно-наказуемых деяний, служебная проверка оформляется заключением служебного расследования.

36. В случаях совершения преступлений в отношении несовершеннолетних, а также несчастных случаев с участием несовершеннолетних, служебная проверка оформляется справкой с изложением обстоятельств совершения преступления либо происшествия.

37. Служебные проверки проводятся ДВД(Т) при совершении несовершеннолетними:

1) тяжких и особо тяжких видов преступлений;

2) состоящими на профилактическом учете органов внутренних дел;

3) преступлений, включенных в сводку МВД, в том числе совершенных в отношении несовершеннолетних.

Результаты проверок направляются в Комитет административной полиции МВД Республики Казахстан в течение месяца.

38. По всем иным видам преступлений служебную проверку проводят ГОРОВД с последующим направлением копий заключений и справок в ДВД(Т) в течение 10 дней с момента принятия процессуального решения.

9. Материальное обеспечение ОДН

39. ОДН располагается в помещении, пригодном для работы с несовершеннолетними, отвечающем санитарно-гигиеническим нормам и требованиям пожарной безопасности, обеспеченном телефонной и радио связью, находящемся в одном здании либо в непосредственной близости от административного здания ГОРОВД и органа внутренних дел на транспорте. Допускается размещение кабинетов участковых инспекторов ПДН в участковых пунктах полиции органов внутренних дел.

40. При входе в помещение, на видном месте, устанавливается вывеска на государственном и русском языках с полным наименованием ОДН, график приема граждан.

41. Материально-техническое обеспечение ОДН производится финансово-хозяйственными управлениями органов внутренних дел в установленном порядке и финансируется за счет ассигнований, выделенных республиканским и местным бюджетами на соответствующий финансовый год.

42. Обеспечение ПДН автомототранспортом осуществляется через хозяйственные управления МВД, ДВД(Т) целевым назначением.

10. Критерии оценки деятельности участкового инспектора ПДН

43. Главным критерием оценки деятельности участкового инспектора ПДН является:

1) состояние защиты конституционных прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних;

2) уровень доверия населения, проживающего на территории административного участка;

3) удельный вес несовершеннолетних, совершивших преступления, от общего количества несовершеннолетних, проживающих на административном участке;

4) удельный вес несовершеннолетних, в отношении которых совершены преступления от общего количества несовершеннолетних, проживающих на административном участке;

5) удельный вес несовершеннолетних, снятых с учета, в связи с их исправлением от общего числа состоявших;

6) удельный вес взрослых лиц, привлеченных к административной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в совершение антиобщественных деяний, от общего количества выявленных административных правонарушений;

7) состояние законности и дисциплины среди участковых инспекторов ПДН.

11. Отчетность о работе участковых инспекторов ПДН

44. Начальники (старшие инспектора) ОДН по итогам полугодия и года направляют в ДВД(Т), МВД докладные записки о работе по предупреждению и пресечению преступлений, правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних.

45. Докладные записки подписываются начальниками ГОРОВД, ДВД(Т) или их заместителями.

46. Докладные записки о работе ОДН должны содержать следующую информацию:

1) анализ состояния преступности среди несовершеннолетних с изложением причин и условий ее роста (снижения), характеристики лиц, совершивших преступления, обстоятельствах, способствующих ухудшению (улучшению) криминогенной ситуации по линии несовершеннолетних;

2) организация профилактической работы по устранению причин и условий, способствующих совершению противоправных деяний несовершеннолетних, взаимодействие с государственными органами;

3) организация работы участковых инспекторов ПДН по взаимодействию с криминальной полицией, следствием, уголовно-исполнительной системой, иными службами органов внутренних дел;

4) организация работы ОДН ДВД(Т) по оказанию практической и методической помощи ОДН, включая результаты осуществленных служебных командировок;

5) вопросы кадровой работы.

47. Докладные записки представляются по итогам полугодия и года к следующим числам месяца следующего после отчетного периода

1) ГОРОВД в ДВД(Т) - к 5 числу;

2) ДВД(Т) в МВД Республики Казахстан - к 10 числу.


Приложение 1

к Правилам по организации

Министра внутренних дел

Республики Казахстан

от __ ____________ 20 ___ года №

Рабочая тетрадь № _____

участкового инспектора полиции по делам несовершеннолетних

__________________________________________

(звание, фамилия, инициалы)

Начата «___» __________ 20____ года

Окончена «___» __________ 20____ года

Срок хранения: ________________


Внутреннее содержание рабочей тетради

участкового инспектора полиции ПДН

Утверждаю

___________________________

(должность)

___________________________

(звание Ф.И.О.)

План работы

на __________________ 20___ года

Участковый инспектор полиции ПДН

звание, Ф.И.О.


Приложение 2

к Правилам по организации

деятельности участковых инспекторов полиции по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденным приказом

Министра внутренних дел

Республики Казахстан

от __ ____________ 20___ года №

Журнал приема граждан

Заполняется сотрудником, осуществляющим прием

1. Порядковый номер.

2. Дата и время приема.

3. Фамилия, имя, отчество, год рождения (для несовершеннолетних полная дата рождения).

5. Подпись обратившегося заявителя.

6. Где зарегистрировано заявление, дата и номер.

7. Дата окончания и результаты.

Жалобы и заявления граждан, сообщения государственных органов и общественных организаций, непосредственно поступившие в подразделение по делам несовершеннолетних, подлежат учету и регистрации в ГОРОВД в установленном законом порядке.


Приложение 3

к Правилам по организации

деятельности участковых инспекторов полиции по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденным приказом

Министра внутренних дел

Республики Казахстан

учета результатов проверки работы ОДН

В журнале предусматриваются следующие графы:

1. Порядковый номер.

2. Дата проверки.

3. Должность, фамилия, инициалы проверяющего (наименование и номер поступившего документа о результатах проверки).

4. Результаты проверки.

5. Предложения по устранению выявленных недостатков, улучшению работы подразделения.

6. Указания начальника ГОРОВД, отметки о результатах работы по устранению недостатков.


Приложение 4

к Правилам по организации

деятельности участковых инспекторов полиции по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденным приказом

Министра внутренних дел

Республики Казахстан

от __ ____________ 2010 года №

учета несовершеннолетних, доставленных в ОДН

1. Порядковый номер.

2. Дата (число, месяц, год) и время (час, минуты) доставления.

3. Фамилия, имя, отчество.

4. Число, месяц, год рождения.

5. Место учебы, класс, группа. Место работы, должность.

6. Место жительства, телефон.

7. Фамилия, имя, отчество родителей или лиц, их заменяющих.

8. Кем, откуда и за совершение каких правонарушений доставлен.

9. Состоял (состоит) ли на учете до доставления в ОДН, когда, где, за какие правонарушения.

10. Какие меры приняты к несовершеннолетнему, его родителям.

11. Кому и когда передан, отпущен, куда направлен.

12. Когда и куда направлена информация по факту правонарушения, исходящий номер, дата.

При значительном отдалении микроучастков от места расположения районного (городского) подразделения по делам несовершеннолетних разрешается иметь журнал доставленных индивидуально по микроучастку.


Приложение 5

к Правилам по организации

деятельности участковых инспекторов полиции по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденным приказом

Министра внутренних дел

Республики Казахстан

от __ ____________ 20__ года № ____

Утверждаю _________________________________ (должность, звание, фамилия, _________________________________ инициалы должностного лица) «____» ____________ 20 __ г. Постановлениео помещении несовершеннолетнего в Центр временнойизоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних"_____" ____________ 20 __ г. «____» час. «____» мин. город, район _____________ Я,_______________________________________________________________, (должность, звание, фамилия и инициалы работника горрайлиноргана)рассмотрев материалы на ____________________________________________ (фамилия, имя, отчество, число, месяц, год рождения,__________________________________________________________________ место рождения, учебы, работы, должность; биографические данные__________________________________________________________________ родителей или лиц, их заменяющих, их место работы, должность)Установил:_________________________________________________________ (указывается, когда, где, кем задержан (обнаружен) подросток,__________________________________________________________________ какие основания имеются для его помещения в ЦВИАРН, чем эти__________________________________________________________________ основания подтверждаются)Постановил:Несовершеннолетнего ______________________________________________ (фамилия, инициалы)поместить в _______________________________________________________ (наименование ЦВИАРН)__________________________________________________________________ (должность, звание, фамилия, инициалы должностного лица ПДН)

Приложение 6

к Правилам по организации

деятельности участковых инспекторов полиции по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденным приказом

Министра внутренних дел

Республики Казахстан

от «__» __________ 20__ года № ____

Акто доставлении заблудившегося (подкинутого) ребенка «____» ___________ 20 __ г. Город, район _____________________Я,_________________________________________________________________________ (должность, звание, фамилия, и инициалы)Составил настоящий акт о том, что в ____ час. ____ мин. в ____________________________ (наименование подразделения ОВД) гражданином, сотрудником органа внутренних дел ____________________________________________________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество, место работы, должность, место жительства, телефон)___________________________________________________________________________ доставлен ребенок, обнаруженный _______________________________________________ (место, время и обстоятельства обнаружения ребенка)___________________________________________________________________________ Приметы ребенка ______________________________________________________________ примерный возраст, умеет ли говорить)___________________________________________________________________________ При ребенке имеется ___________________________________________________________ Удалось установить ____________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество, возраст ребенка,___________________________________________________________________________ его родителей, лиц, их заменяющих, место жительства, работы, ___________________________________________________________________________ должность родителей, другие данные, имеющие значение для дела) ___________________________________________________________________________ (ребенок внешне здоров, болен, имеет телесные повреждения и т.д.) ___________________________________________________________________________ Подпись ____________________________________________________________________ (должность, звание, фамилия, имя, отчество, составившего акт) ___________________________________________________________________________ (фамилия лица, доставившего ребенка)Ребенок вручен "_____" _______ 20 __ г. в _____ час. ____ мин. _______________________________________________________________ (родителям, лицам, их заменяющим) _______________________ ___________________ (подпись) Ребенок направлен _______________________________________________________________ (наименование медицинского учреждения, центр ___________________________________________________________________________ временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних,___________________________________________________________________________ другие учреждения)Ребенка принял __________________________________________________________________ (должность, фамилия, подпись)Сдал ___________________________________________________________________________ (должность, фамилия, подпись) «___» _________ 20 __ г. _____ час. ____ мин.

Журнал № ______________

регистрации лиц, состоящих на профилактическом учете

_______________________________________

(наименование органа внутренних дел)

Внутреннее содержание журнала

№ п/п Категории Профилактируемых лиц Форма ведения учета Основание постановки на учет Срок ведения учета Периодичность проверки
В отношении которых, вынесено защитное предписание Защитное предписание На период действия защитного предписания Не реже 1 раза в 2 дня
В отношении которых, судом принято решение об ограничении досуга и установлении особых требований к поведению Дело профилактического учета Решение суда На период установленных ограничений Не реже одного раза в неделю
В отношении которых, судом принято решение об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания Контрольное дело Решение суда Окончание срока неотбытой части наказания Не реже 3 раз в месяц

1. список несовершеннолетних безнадзорных, беспризорных по состоянию на «___»_______20___ года.

2. список несовершеннолетних, злоупотребляющих алкогольными напитками, наркотическими средствами, психотропными и иными сильно действующими веществами по состоянию на «___»_______ 20___ года.

3. список несовершеннолетних, не посещающих по неуважительным причинам общеобразовательные учебные заведения по состоянию на «___»_______20___ года.


4. список несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности или наказания по не реабилитирующим основаниям, в том числе вследствие акта амнистии или помилования по состоянию на «___»_______20___ года.

5. список несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы по состоянию на «___»_______20___ года.

6. список несовершеннолетних, которым назначено наказание не связанное с изоляцией от общества, условно, а также с отсрочкой отбывания наказания или исполнения приговора по состоянию на «___»_______20___ года.


7. список несовершеннолетних, с непогашенной или не снятой судимостью по состоянию на «___»_______20___ года.

8. список несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения в течение года два и более раз по состоянию на «___»_______20___ года.

9. список несовершеннолетних, отстающих в психическом развитии по состоянию на «___»______20__ года.

10. список несовершеннолетних, совершивших деяния, содержащие признаки преступления, не подлежащих к уголовной ответственности, в связи с не достижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность по состоянию на «___»______20__ года.

11. несовершеннолетних, осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия по состоянию на «___»______20__ года.

12. несовершеннолетних обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлении, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу по состоянию на «___»______20__ года.

13. родителей, законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, отрицательно влияющих на их поведение по состоянию на «___»______20__ года.

14. список лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение правонарушений или других антиобщественных действий по состоянию на «___»_______20___ года.

Примечание: Лицо подлежит включению только в один список наиболее значимой категории, при этом в графе «Особые отметки» указывается дополнительная категория.


Приложение 10

к Правилам по организации

деятельности участковых инспекторов полиции по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденным приказом

Последнее обновление Март 2019

Ежегодно уровень детской преступности растет, и не только в нашей стране – во всем мире. Часто суд при изучении личности уже взрослого подсудимого, выясняет, что еще в подростковом возрасте этот человек уже состоял на учете в правоохранительных органах как нарушитель.

В то же время, считается, что «детская комната милиции», как раньше называли специализированный отдел по работе с детьми, обеспечивает профилактику роста детской преступности. Так ли это на самом деле? Когда несовершеннолетних детей могут поставить на учет в ПДН и как обжаловать действия полиции, если такие действия явно необоснованны? Читайте в данной статье.

Каких подростков ставят на учет

На профилактический учет в подразделение полиции по работе с несовершеннолетними (ПДН) ставят, прежде всего, тех, кто совершил преступление или административное правонарушение, при этом:

  • в силу возраста ответственности еще нести не может;
  • несет юридическую ответственность.

Напомним, что по общему правилу подростки самостоятельно отвечают за свои проступки с 16 лет, а в исключительных случаях, прямо предусмотренных законом – с 14 лет.

Пример №1 . Иванов А.А. в день своего 17-летия распивал спиртное с друзьями в парке, где был замечен сотрудниками полиции. Несовершеннолетний нарушитель был привлечен к административной ответственности за распитие спиртосодержащей продукции в общественном месте и одновременно поставлен на учет в полиции.

Пример №2 . Петров А.В., достигший возраста 14 лет, совершил угон автомобиля, за что был привлечен к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 166 УК РФ и поставлен на профучет в ПДН.

Пример №3 . Соколов П.О., достигший возраста 15 лет, совершил мошенничество – обманным путем завладел дорогостоящим телефоном младшего школьника. Ввиду не достижения возраста 16 лет (по делам о мошенничестве ответственность наступает только при выполнении такого условия) полицией было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, однако постановка на учет в отдел по делам несовершеннолетних была осуществлена.

Одним из Приказов МВД предусматриваются и иные основания:

  • если подросток был замечен в употреблении психотропных, наркотических средств, алкоголя;
  • если он еще не осужден, но привлекается к уголовной ответственности, то есть ведется следствие и ему избрана мера пресечения – подписка о невыезде, домашний арест;
  • если несовершеннолетний был освобожден из учреждения исполнительной системы закрытого типа;
  • если осужденному несовершеннолетнему суд счел возможным назначить меры воспитательного воздействия (например, отдача под присмотр родителям);
  • при назначении судом условного срока по приговору.

На учет может быть поставлен не сам ребенок, а семья в целом. В обиходе мы называем такие семьи «неблагополучными»: например, когда родители привлекались по ст. 5.35 КОАП РФ за неисполнение родительских обязанностей, злоупотребляют спиртными напитками, привлекают детей к совершению преступлений и т.д.

В целом, сотрудники ПДН вправе проводить профилактическую работу не только с теми, кто подпадает под указанные условия, но в целях предотвращения правонарушения практически с любым родителем или ребенком. Но завести учетно-профилактическую карточку представители полиции могут только при наличии веских оснований, приведенных выше.

Порядок постановки на учет

Полномочиями по работе с детьми, совершившими проступки, обладают не только органы полиции, но и КДН - Комиссия по делам несовершеннолетних администрации района или города, которая принимает непосредственное участие в решении вопроса о постановке на учет в ПДН. Это коллегиальный орган, в состав которого входят представители администрации, органа опеки и попечительства, ОДН полиции, помощник прокурора района по надзору за делами несовершеннолетних, психологи, руководители школ и т.д.

Итак, порядок постановки подростка на учет выглядит примерно следующим образом:

  1. При выявлении факта совершения подростком правонарушения или преступления инспектор составляет протокол, который направляет в КДН для рассмотрения.
  2. По истечение 10 дней со дня получения протокола Комиссия выносит мотивированное постановление о постановке на учет несовершеннолетнего. В ходе рассмотрения материала, представленного полицией, заслушивают родителя или законного представителя ребенка.
  3. Решение о постановке на учет направляется начальнику районного отдела полиции, который своей подписью соглашается или не соглашается с ним.
  4. Если начальником отдела полиции постановление КДН было утверждено, материал направляется в ПДН (копия – в КДН) для того, чтобы сформировали карточку учета, в которую вносятся все данные о ребенке, его образе жизни, составе семьи, поступающих сведениях об успеваемости в школе и т.д. С этого момента подросток считается состоящим на профучете в инспекции по делам несовершеннолетних и с ним проводится индивидуальная работа.

Работа с «трудными детьми»

В реальности мероприятия, нацеленные на проведение профилактики с подростками, проводятся совместными усилиями как инспекторов ПДН, так и представителей Комиссии по делам несовершеннолетних, школьных и социальных педагогов, психологов, участковых уполномоченных полиции и т.д. Все указанные должностные лица ведут свой собственный учет и отмечают в своих документах все меры, которые принимались в отношении ребенка и его семьи.

Основными методами правового воздействия на несовершеннолетних правонарушителей являются:

  • постоянный надзор за поведением ребенка в школе, на улице, на секциях – инспектор ПДН вправе интересоваться его достижениями и характеризующими данными как путем письменных запросов, так и устно;
  • индивидуальные или совместные с КДН посещения (рейды) по месту жительства проблемных детей, выяснение обстоятельств конфликтных ситуаций с родителями, учителями, проведение бесед как с ребенком, так и со взрослыми; направление сведений в прокуратуру при наличии оснований для лишения, ограничения родительских прав, составление соответствующей документации при выявлении фактов неисполнения родителями своих обязанностей по воспитанию детей и т.д.;
  • составление акта обследование бытовых условий для детей по месту жительства – на предмет выявления обеспеченности всем необходимым для досуга, отдыха, учебы;
  • направление в СУВУЗТ – учебные заведения закрытого типа, специально созданные для возможности получения профессионального образования трудными подростками;
  • принятие более жестких мер, если беседы и внушений не дали положительных результатов: помещение в ЦВИНП.

ЦВИНП

Так называется Центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей – заведение закрытого типа, куда помещают отбившихся от рук, неуправляемых подростков, начиная с 14-ти лет. Инспекторы ПДН вправе подготовить материалы в суд для решения о помещении ребенка в такой центр (до 30-ти суток), если установили следующее:

  • подросток, которого поставили на профилактический учет и направили в специализированное учебное заведение закрытого типа, самовольно покинул его;
  • правонарушитель настолько опасен, что от его действий могут пострадать другие дети. Так, в практике есть случай, когда только изоляция спасла 4-летнюю сестру от жестоких избиений 15-летнего брата;
  • у совершившего общественно-опасное деяние несовершеннолетнего нет места жительства, он занимается бродяжничеством, не имеет родственников и т.д. Бывает, что дети уезжают на попутном транспорте в другой город, где их помещают в ЦВИНП до решения вопроса об отправке домой;
  • задержан достигший 14-летнего возраста правонарушитель, личность которого не могут установить.

Чем грозит постановка на учет

Нам представляется, что нет смысла давать рекомендации тем семьям, родителям которых все равно, находятся ли их дети под вниманием ПДН. Наша статья ориентирована на тех родителей, которые любят своих чад, заботятся о них и хотят знать как избежать и чем грозит несовершеннолетнему постановка на учет.

Конечно, серьезных последствий для ребенка заведение учетной карточки ПДН не несет, но они все же есть. Так, при поступлении в ВУЗы МВД, ФСБ, прокуратуры для правоохранительных органов не составит труда выяснить поведение абитуриента в школьном возрасте. Справедливости ради стоит заметить, что такие подробные выяснения личности скорее исключение из правил. В то же время, каждый разумный родитель мечтает о безупречной карьере своих детей, об их безоблачном будущем, поэтому лучше не иметь таких неприятных фактов в биографии.

Кроме того, о работе с несовершеннолетними, состоящими на учете в ПДН, еще долго будут помнить в школе, где есть свой, так называемый «внутришкольный» контроль. Внимание к «детям-учетникам» всегда повышенное, а при происшествии в коллективе таких инцидентов, как кража, повреждение имущества первым делом проведут беседу именно с этими ребятами.

Также, если не достигшее совершеннолетия лицо было поставлено на учет в результате распития спиртных напитков, то это может грозить навсегда оставшимися сведениями в наркологическом диспансере, откуда в будущем информация может попасть к работодателю.

Как избежать постановки на учет несовершеннолетнего

Если не удалось уберечь своего ребенка от составления протокола и направления его в адрес Комиссии по делам несовершеннолетних, то следует:

  • явиться в день рассмотрения лично (о дате вы будете уведомлены);
  • предоставить все возможные положительные характеристики (грамоты, награды, письменное мнение соседей, характеристику от тренера и т.д.);
  • не только постараться убедить комиссию о том, что ваши дети замечательные и произошедшее не более чем единственный случай, но и заверить в своей способности помочь подростку встать на путь исправления, предотвратить повторные правонарушения и т.д.

Следуя практики, решения КДН в большинстве своем справедливы. В основном, на учет ставят по причине неоднократных правонарушений, совершенных ребенком, при одновременном отсутствии контроля со стороны взрослых. Если же комиссия рассматривает единичный случай нарушения закона подростком, высока вероятность того, что ограничатся беседой профилактического характера.

И все же имеются случаи, когда матери и отцы не согласны с решением о необходимости постановки на учет в ПДН. В этом случае решение можно обжаловать в течение 10 суток в суд.

Если к вашим доводам не прислушались и в суде, по истечение 6 месяцев можно составить ходатайство (заявление) о снятии с учета, которое направить в ПДН. Оно пишется в свободной форме, с указанием оснований, почему ваш ребенок больше не нуждается в контроле.

При безупречном поведении, наличии положительных характеристик и явном исправлении ребенка снимают с учета окончательно. Кроме того, если инспектор ПДН убедился в том, что основания для контроля и надзора отпали, он может решить этот вопрос и без вашего ходатайства, с согласия начальника одела полиции.

Кроме того, автоматически с учета снимаются:

  • достигшие 18-летнего возраста;
  • если отпали юридические основания: например, когда истек условный срок осуждения.

Если у Вас есть вопросы по теме статьи, пожалуйста, не стесняйтесь задавать их в комментариях. Мы обязательно ответим на все ваши вопросы в течение нескольких дней. Однако, внимательно прочитайте все вопросы-ответы к статье, если на подобный вопрос есть подробный ответ, то ваш вопрос опубликован не будет.



Просмотров