Правовой статус студентов, обучающихся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Основные элементы правового статуса обучающихся в образовательном учреждении высшего профессионального образования Правовой статус учащегося общеоб

правовой статус обучающихся в актах федерального законодательства и законах субъектов российской федерации

Н.В. Путило, заведующая отделом социального законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук

На основе теоретических представлений об элементах правового статуса в статье рассматривается правовой статус обучающихся. Исследуется федеральное законодательство и акты субъектов Российской Федерации, проводится сравнительный анализ действующих норм и положений проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Ключевые слова: правовой статус, права, свободы, обязанности, законные интересы, ответственность, академические права, социальные права, право на образование.

В современной российской теории права под категорией «правовой статус» чаще всего понимается совокупность прав и обязанностей того или иного вида субъектов. Однако возрастает количество исследований, в которых к этому перечню добавляется ответственность, законные интересы, а также происходит отграничение прав от свобод, в результате чего последние рассматриваются как самостоятельные элементы правового статуса. В то же время в ряде исследований структура категории «правовой статус» значительно усложняется, поскольку в нее помимо указанного выше включаются такие элементы как: правосубъектность; гражданство; правовые принципы и др. .

Будучи единым по содержанию, правовой статус подразделяется на общий правовой статус (права, свободы и обязанности согласно нормам Конс-

титуции Российской Федерации) и специальный. Последний включает в себя нормы иных актов, которые, основываясь на конституционных положениях, отражают особенности правового положения определенных категорий граждан (военнослужащих, инвалидов, участников войны и т. д.). Индивидуальный статус - это совокупность прав, свобод и обязанностей, законных интересов, которыми обладает конкретное физическое лицо с учетом конкретизирующих его правовое положение факторов (пол, возраст, семейное положение, трудовая деятельность и т. д.).

В рамках данного исследования интерес представляет специальный правовой статус обучающихся как специфической группы субъектов образовательных правоотношений. Если правовой статус обучающихся - общее родовое понятие, основы которого закреплены Законом Российской

Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», то правовой статус обучающихся по уровням образования или в зависимости от особенностей самого обучающегося (например, лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования) - это видовое понятие. Причем в отношении студентов высших учебных заведений и лиц, получающих послевузовское образование, определяющее значение имеет Федеральный закон от 22.06.1998 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Также важное значение для специальных правовых статусов различных категорий обучающихся имеют типовые положения, которые утверждаются Правительством Российской Федерации, а также нормы законов о социальном обеспечении обучающихся, закрепляющие многие элементы механизма реализации права на социальную защиту лиц, обучающихся на разных уровнях системы образования.

При принятии интегрированного акта, каким является проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», произойдет частичная кодификация норм, закрепляющих правовой статус обучающихся, поскольку отныне эти обозначенные выше статусы получат регламентацию в рамках одного акта. Следовательно, будет снижено значение иных актов, содержащих подобные нормы.

Что касается понимания сущности основных элементов правового статуса (права, свободы и обязанности), то полагаем необходимым придерживаться следующих позиций, высказанных в на-

учной литературе. Еще Н.М. Коркунов определял право (отдельное правомочие) как то дозволенное, возможность чего обеспечена установлением соответствующей обязанности . Подобное отношение сохранилось в российской науке и сегодня, но значительно обогатилось за счет подробной характеристики этих возможностей: возможность совершения определенных положительных действий; возможность пользоваться различными социальными благами и ценностями; возможность требовать от других лиц выполнения своих обязанностей; возможность защитить свое право с помощью предусмотренного законом юридического механизма. При этом если права - это юридические возможности человека, осуществление которых предполагает исполнение государственными органами соответствующих обязанностей, то свободы - это «правомочия индивида, которые он может реализовать самостоятельно, без взаимодействия с государственными органами» .

Обязанность - это мера требуемого правом поведения, причем несоблюдение требований есть основание для применения мер юридической ответственности. Обязанность как осознание связанности своей воли может выражаться как в положительном действии (получать образование, содействовать лицам в получении образования), так и в отрицательном деянии в форме бездействия, когда лицу требуется воздержаться от совершения тех или иных действий. Обязанность может быть персонифицирована в относительных правоотношениях (когда

определена группа обязанных субъектов) или же быть неопределенной, когда потенциально касается неограниченного круга лиц.

Законный интерес понимается как отраженная в объективном праве, либо вытекающая из его общего смысла и в определенной степени гарантированная государством юридическая дозволенность, выражающаяся в стремлениях субъекта пользоваться определенным социальным благом, а также в необходимых случаях обращаться за защитой к компетентным государственным органам или общественным организациям.

Основу правового статуса обучающегося составляют права, свободы и обязанности, зафиксированные в ст. 43 Конституции Российской Федерации. Среди них: право каждого на образование; право на доступность для всех и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях; право каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

В отношении граждан закреплена одна обязанность: получать общее образование, в отношении которой имеется несколько дискуссионных моментов.

Так, если использовать теоретический постулат о том, что права могут совпадать с обязанностями («то, что в одних отношениях является правом, в других является обязанностью»), следует признать, что граждане Российской Федерации обладают как правом

на основное общее образование (ч. 2 ст. 43 Конституции России), так и обязанностью получать основное общее образование (ч. 4 ст. 43 Конституции России). Единство права и обязанности в отношении одного и того же объекта правоотношения многими учеными выводится из публичных интересов в образовании.

В то же время в научной литературе, посвященной анализу законодательства об образовании, имеется точка зрения о том, что ребенок, будучи субъектом права на образование, не является субъектом соответствующей конституционной обязанности, поскольку эта обязанность возложена Конституцией России и законодательством на родителей и лиц, их замещающих. Заметим также, что в конституциях иных государств, когда речь идет об обязательном образовании, не всегда субъектами данных обязанностей выступают родители или обучающиеся. Например, согласно Конституции Великого герцогства Люксембург от 17 октября 1868 г. (ст. 23) государству предписано следить за тем, чтобы каждый люксембуржец получил обязательное и бесплатное начальное образование.

Полагаем, что рассматриваемая конституционная обязанность предполагает совершение определенных действий как со стороны родителей, так и со стороны несовершеннолетних граждан. Действия последних, несомненно, ограничены их недееспособностью, но эта недееспособность не является полной. Речь идет об институте частичной дееспособности, не известном российскому праву, но широко применяющемуся в западной правовой доктрине и нор-

мотворческой практике. В последнее время в законодательстве можно отметить тенденцию восприятия института частичной дееспособности. Примером подобных законодательных решений может считаться ч. 7. ст. 56 Федерального закона от 21.11.2011 №323-Ф3 «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой при искусственном прерывании беременности у совершеннолетней, признанной в установленном законом порядке недееспособной, требуется: а) в ряде случаев выявить ее волеизъявление; б) обеспечить ее присутствие на судебном процессе. Аналогичный подход к учету волеизъявления недееспособных лиц содержится и в ст. 57 данного акта, содержащей нормы о медицинской стерилизации.

В силу наличия элементов дееспособности несовершеннолетние обязаны выполнять правила внутреннего распорядка учебного заведения при освоении программ общего образования, их отказ от посещения учебного заведения или обучения в иной предусмотренной законом форме - есть основание для применения к ним мер негативного воздействия. Так, органы управления образованием и образовательные учреждения в силу ст. 14 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ведут учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях.

В общем плане понятие правового статуса применительно к образовательному учреждению уже была представлено и рассмотрено в предыдущей главе. Однако в отношении индивида это понятие требует несколько более детального анализа.

Подправовым статусом индивида (гражданина) в правовой науке обычно понимается совокупность юридически закрепленных прав, свобод и обязанностей индивида (человека), выражающая связь его с государством, а также юридических гарантий осуществления этих прав и обязанностей. Структура правового статуса достаточно сложна, поскольку он включает в себя:

    Правовые нормы (нормы действующего законодательства).

    Юридические права и обязанности (основной элемент, составляющий смысловое и содержательное ядро правового статуса).

    Гражданство.

    Правосубъектность данного субъекта правоотношений.

    Юридические (общие и специальные) гарантии осуществления юридических прав и обязанностей.

    Законные интересы данного субъекта (т.е. интересы, опосредованные нормами действующего законодательства и прежде всего Конституцией).

    Юридическая ответственность (она может рассматриваться также в качестве одной из разновидностей (мерой) юридической гарантии).

    Правовые (общие, межотраслевые и отраслевые) принципы, на основе которых и в соответствии с которыми устанавливается и регулируется (изменяется) правовой статус.

Применительно к трактовке содержания и структуры правового статуса субъекта образовательных правоотношений, в том числе обучающегося, выделяются две составляющие этого статуса -общая ифакультативная.

Общую часть образуют общие права, обязанности и ответственность обучающегося, обусловленные его пребыванием в образовательном учреждении, и зафиксированные в Уставе образовательного учреждения.Факультативная же часть формируется в зависимости от ряда текущих обстоятельств: образовательного уровня обучающегося, реализуемых образовательных программ, содержания договора на оказание образовательных услуг и т.д.

Важно подчеркнуть, что вхождение индивида в число обучающихся не влечет за собой никаких ограничений в его общеправовом статусе гражданина, так как он получает дополнительные социальные и административно-правовые гарантии от государства для реализации своего конституционного права на образование.

Правовой статус обучающихся определяется Законом РФ «Об образовании», Типовыми положениями о соответствующих образовательных учреждениях, локальными актами образовательного учреждения (прежде всего, его Уставом).

Понятие правового статуса обучающегося как управомоченного лица неразрывно связано с реализацией егосубъективного права , под которым понимается:

а) возможность определенного дозволенного поведения (поведения направленного на удовлетворение своих потребностей и интересов путем добровольного и самодеятельного прохождения обучения 26);

б) возможность требовать от обязанного лица (образовательного учреждения, педагогического работника) определенного правового поведения, которое вытекает из его функциональных обязанностей (должностной инструкции);

в) возможность обратиться к государственным органам (в т.ч. правоохранительным органам и органам правосудия) за правовой защитой своих нарушенных прав (правопритязание).

В ст. 50 Закона РФ «Об образовании» представлен перечень основных прав обучающихся, к числу наиболее существенных из которых относятся:

Право совершеннолетних граждан РФ на выбор образовательного учреждения и формы получения образования;

Право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения;

Право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек;

Право на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;

Право на участие в управлении образовательным учреждением;

Право на уважение своего человеческого достоинства;

Право на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений;

Право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов;

Право обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;

Право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении ими аттестации и др.

От понятия прав (субъективных прав) обучающихся следует отличать понятиезаконного интереса, под которым в юридической литературе понимается (в самом общем плане) обусловленное потребностями и социальными интересами личности ее стремление к получению и пользованию определенными социальными благами, которые опосредованы действующим правом (законодательством), т.е. обладание которыми дозволено государством в лице законодательства, и могут быть обеспечены и защищены в установленном законодательством порядке и формах компетентными органами и лицами (А.В. Малько, В.В. Субочев). Так, законными интересами личности обучающегося является его стремление к получении качественного образования, уважение, соблюдение и защита его прав и свобод со стороны образовательного учреждения в целом и педагогических работников, в частности и др.

Общим для субъективного права и конкретного законного интереса обучающегося в данном случае будет то, что оба они юридически гарантируются законодательством и соответствующими компетентными органами и лицами. В дальнейшем изложении нет необходимости в глубоком разграничении этих двух понятий, поэтому они будут рассматриваться как однопорядковые.

Неотъемлемой составляющей правового статуса обучающегося являетсяюридическая обязанность как мера должного поведения, обеспеченная государством. Должное поведение включает в себя такие составляющие, как:

а) обязанность воздерживаться от действий, противоречащих образовательному законодательству, наносящих вред образовательному процессу и образовательному учреждению, правам и интересам других обучающихся, педагогических работников;

б) совершение определённых действий в интересах управомоченных лиц, органов и организаций (образовательного учреждения, прежде всего);

в) обязанность претерпевания неблагоприятных последствий за совершённое правонарушение, предусмотренных санкциями норм образовательного и иного (административного, гражданского, уголовного) законодательства (выговор, строгий выговор, отчисление обучающегося из образовательного учреждения и др.).

Определенное своеобразие имеет правовая ответственность обучающихся, о которой предметно говорится в следующем параграфе настоящей главы. В данном случае кратко коснемсявидов правового статуса обучающихся, которые помимо структуры, играют важную роль в характеристике правового статуса индивида и специфика которых обусловливаемых особенностями содержания статуса индивидов, занимающих различное социально-правовое положение.

В числе этих видов обычно выделяютобщий, специальный (родовой) ииндивидуальный правовой статусы, наиболее отчетливо выражающие особенности положения (места и роли), в том числе и относительность этого положения, данного субъекта в системе социальных связей.

Понятиемобщего правового статуса гражданина (личности) охватывается те юридические права, обязанности и законные интересы, которые присущи всем гражданам и каждому гражданину в отдельности независимо от особенностей их социально-классового, половозрастного, семейного, служебного положения (И.П. Левченко, С.В. Облиенко). В этом отношении каждый обучающийся, как являющийся гражданином РФ, так и не имеющий российского гражданство, но обладающий правом обучения в образовательных учреждениях России (в соответствии с международными договорами и соглашениями) является носителем общего (прежде всего, конституционного) правового статуса Тем самым, на каждого такого субъекта распространяется действие ст. 43 Конституции Российской Федерации.


Специальные правовые статусы включают в себя специфические права и обязанности отдельных категорий лиц, выделенных по выделенным выше признакам – социальному положению, половозрастным особенностям и т.д. В этом случае речь идет о специальных правах и обязанностях государственных служащих, рабочих, предпринимателей, военнослужащих, работников милиции и т.д., предусмотренных, соответственно, и специальным законодательством. В этом отношении правовой статус различных категорий (групп) обучающихся также является специальным статусом, поскольку их прав и обязанности предусмотрены, главным образом, образовательным законодательством (Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»Ю подзаконными актами Минобрнауки РФ, Рособразования и Рособрнадзора, органами управления образования муниципальных образований, локальными актами образовательных учреждений. Применительно к общей категории обучающихся можно выделить такие подвиды специального статуса, различающиеся в зависимости от уровня образования и типа образовательного учреждения как правовые статусы обучающихся (воспитанников) в дошкольного и младшего школьного возраста, учащихся общеобразовательных школ (основное среднее и полное общее образование), учащиеся учреждений начального профессионального образования, студенты (слушатели) учреждений среднего и высшего профессионального образования, обучающиеся в системе послевузовского профессионального образования. Нужно также заметить, что одно и то же лицо может быть носителем разных специальных правовых статусов в зависимости от тех социальных позиций, которое оно занимает в обществе. Скажем, тот же студент высшего учебного заведения (специальный правовой статус) может быть студентом как государственного, так и негосударственного вуза; вуза, имеющего государственную аккредитацию, либо не имеющего. Правовые статусы студентов разных курсов также различаются, хотя нередко это может расцениваться как нарушение их прав и законных интересов в форме злоупотребления своим правом тех или иных организаций и учреждений. К примеру, читальным залом Государственной публичной библиотеки им В.Г. Белинского Свердловской области могут пользоваться лишь студенты 3 и выше курсов высших учебных заведений.

Своеобразием отличается понятиеиндивидуального правового статуса личности. В отличие от общего и специального правовых статусов, индивидуальный статус имеет статический и динамический аспект. Статический аспект отражаетвозможность реализации каждым индивидом своего общего и специального статуса в ситуации типичного (родового, видового) характера, предусмотренной этими статусами. Как правило, такой статус закрепляется, например, в договорах на обучение между конкретным образовательным учреждением и конкретным лицом или его законными представителями. Динамический же, или, иначе, конкретный, индивидуальный правовой статус характеризуетреальное использование конкретной личностью прав и обязанностей в реальной сложившейся правовой ситуации. Так, если каждый студент имеет право на сдачу экзамена при соблюдении определенных требований условий, обеспечивающих допуск к экзамену, то студент N., который выполнил такие требования и условия, реально допускается к экзамену. Иными словами, индивидуальный правовой статус (конкретный статус) показывает, какие именно права и обязанности личностью фактически реализуются, используются на данный момент времени (Н.В. Витрук).

Кроме этих видов правового статуса обучающегося, могут быть и иные, выделяемые в зависимости от других критериев (факторов). Среди этих факторов такие, как:

а) является ли образовательное учреждение, в котором обучается обучающийся, государственным или негосударственным, аккредитованным или не аккредитованным;

б) к кому ведомству принадлежит образовательное учреждение гражданское, военное, учреждение системы МВД или МЧС и др.);

в) особенности источников финансирования обучения (средства бюджетов различных уровней, физические или юридические лица);

г) наличие договора на образование, его содержание;

д) индивидуальные способности обучающегося и предшествующий уровень его образования;

е) право обучающегося на льготы и т.д.

Реферат *

450руб.

Введение
1. Образовательное учреждение дошкольного образования как один из типов образовательного учреждения

Выводы
Список использованной литературы

Введение

Правовой статус обучающихся в образовательных учреждениях дошкольного образования

Фрагмент работы для ознакомления

ДОУ реализующие только инвариантную (обязательную) часть общеобразовательной программы дошкольного образования;
ДОУ, реализующие вариативную (дополнительную) часть общеобразовательной программы дошкольного образования.
3. С учетом возраста воспитанников.
ДОУ с 2-х месяцев;
ДОУ с 2-х лет;
ДОУ с 5-ти лет;
4. По принципу платности:
Полностью бесплатные ДОУ;
Частично платные ДОУ;
Полностью платные ДОУ;
5. С учетом реализации методик воспитания:
ДОУ, работающие по классической методике;
ДОУ, работающие по методике Монтессори;
ДОУ, работающие по Вальдорфской методике;
ДОУ, работающие по методике Зайцева;
6. С учетом продолжительности пребывания воспитанников в ДОУ:
ДОУ с пребыванием от 2-4 часов, ДОУ с пребыванием от 8 -12, ДОУ с пребывание более 12 часов, Интернаты (с пребыванием более 5 суток).
7. По источникам финансирования:
муниципальные ДОУ, ведомственные ДОУ и частные ДОУ.1
2. Понятие, правовые основы правового статуса обучающихся в образовательных учреждениях дошкольного образования
Правовой статус - это юридически закрепленное положение субъекта в обществе, которое выражается в определенном комплексе его прав и обязанностей. Он отражает юридически оформленные взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, отдельного индивида с окружающими. В нем выражаются легальные пределы свободы личности, объем ее прав, обязанностей, других правовых возможностей и ответственности.
Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуальным. Общий - это статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции РФ. Он является одинаковым для всех граждан РФ. Специальный статус фиксирует особенности положения определенных категорий граждан (студентов, участников войны, бизнесменов, адвокатов и т.д.). Индивидуальный статус выражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, стаж и т.п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.1
Правовой статус обучающихся в ДОУ является разновидностью специального статуса, имеет ряд особенностей. Так, при рассмотрении правового статуса обучающихся в ДОУ необходимо учитывать, что обучающиеся, воспитанники дошкольных образовательных учреждений имеют довольно ограниченную дееспособность. Правовая ответственность во многом лежит на их родителях (законных представителях).
Сообразно содержанию образовательных отношений действующее законодательство закрепляет правовой статус их участников, который имеет ряд специфических признаков не только на уровне конкретных прав и обязанностей, но и в содержании правоспособности и дееспособности.
У обучающихся образовательная правоспособность возникает с того момента, как они приступают к занятиям в дошкольном или школьном образовательном учреждении, т.е. в возрасте четырех - семи лет. Дееспособность субъектов правоотношений других отраслей права возникает намного позже, в возрасте 16 - 18 лет.
В отличие от всех иных отраслей права, признающих определенную часть граждан недееспособными (дети, психически больные лица), образовательное право подобного института не знает. Все жители страны независимо от их умственного и психического развития, а также состояния здоровья имеют образовательную дееспособность и могут получать образование, необходимое им для социальной адаптации и интеграции в общество. В этих целях государство и органы местного самоуправления создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения, классы или группы, обеспечивающие лечение, воспитание и обучение детей и подростков с отклонениями в умственном или психическом развитии.
Образовательное право не знает и института полного или частичного лишения образовательной дееспособности граждан. Даже лица, осужденные к лишению свободы, имеют реальную возможность получать образование.1
В соответствии с п. 24 Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста участниками образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения являются: а) воспитанники, б) обучающиеся, в) родители (лица, их заменяющие), г) педагогические работники. Они же являются и участниками соответствующих образовательных правоотношений. Согласно действующему законодательству, взаимоотношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируется договором. В таком договоре обычно прописываются взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе обучения, воспитания, присмотра и ухода. Нарушения прав ребёнка являются основанием для прекращения трудового договора (контракта) с педагогом.
Права и обязанности обучающихся в ДОУ определяются законодательством РФ, уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локальными актами. 1
Согласно ст. 43 Конституции в РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Основы правового статуса обучающихся в ДОУ закреплены в положениях Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании".
Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1204 утверждено Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, которым регулируются организация деятельности ДОУ и образовательного процесса.
Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 677 утверждено Типовое положение дошкольном образовательном учреждении, которое обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет.
Письмом Минобразования России от 14 марта 2000 г. N 65/23-16 "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения" регламентируется учебная нагрузка при построении образовательного процесса.
3. Права, свободы, законные интересы обучающихся в образовательных учреждениях дошкольного образования
Обучающиеся в ДОУ имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, также имеют право на обучение по индивидуальным учебным планам, однако в пределах рамок очерченных указанными государственными стандартами. Обучающиеся имеют право на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений в процессе обучения.
Законодательством предусмотрена возможность получения дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг. Родители (представители) обучающихся также имеют право на участие в управлении образовательным учреждением.
Общеобразовательные программы реализуются через специфичные для каждого возраста воспитанников и обучающихся виды деятельности: игру, лепку, конструирование, рисование и др. Согласно действующему законодательству, выпускники ДОУ обладают равными правами при поступлении в образовательное учреждение следующего уровня. В ДОУ содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), осуществляются на основе полного государственного обеспечения. Для детей с какими-либо отклонениями в развитии органы управления образованием создают коррекционные образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Финансирование указанных образовательных учреждений осуществляется по повышенным нормативам.
Законодательством запрещено привлекать ДОУ к труду, не предусмотренному образовательной программой, если на это не получено согласие родителей (законных представителей).
Обучающиеся в ДОУ право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебной программой.1
Деятельность воспитанников и обучающихся в свободное от занятий время должна организовываться с учетом индивидуальных особенностей состояния их здоровья и интересов и направлена на удовлетворение их потребностей, в том числе физиологических (сон, питание, отдых, пребывание на свежем воздухе и др.), познавательных, творческих, потребности в общении.
Установлено, что дисциплина в ДОУ должна поддерживаться с обязательным соблюдением принципа уважения человеческого достоинства воспитанников, обучающихся и педагогов. Запрещено применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся ДОУ.2
Также права и обязанности родителей обучающихся зафиксированы ст.52 Закона об образовании, согласно которому родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право самостоятельно определять формы получения образования, а также образовательные учреждения. Родители осуществляют защиту законных прав и интересов ребенка, вправе принимать участие в управлении образовательным учреждением.
Законодательством возложена на родителей (законных представителей) обучающихся в ДОУ обязанность выполнять устав учреждения, оплачивать их обучение (в случаях установленных нормативными актами). Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими общего образования.
4. Юридические гарантии прав и законных интересов обучающихся в образовательных учреждениях дошкольного образования
Основные государственные гарантии прав обучающихся в образовательных учреждениях дошкольного образования очерчены в ст.5 Закона РФ об образовании, согласно которой гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо без какой-либо дискриминации.
Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования.
Так, одной из важнейших гарантий права на дошкольное образование является его доступность. В то же время в современном мире отмечают несколько противоречий в развитии образования. Одно из них состоит в увеличении числа учащихся и сокращении при этом государственных расходов на образование. Провозглашенное формальное равенство на образование сопровождается другим противоречием - усилением неравенства в плане доступа к образованию. Следующее противоречие - усиливающиеся финансовые трудности образовательных учреждений - запросы по финансированию своего развития системой образования сопровождаются сокращением финансирования государством.

Список литературы

"1.Агешкина Н.А. Защита интересов школьников и студентов при получении образования. М.: Омега-Л, 2008. 156 с.
2.Большой юридический словарь (под ред. А.В. Малько). - ""Про-спект"", 2009.
3.Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I ""Об образовании"" // Ве-домости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 30 июля 1992 г., N 30, ст. 1797
4.Кирилин А.В. Комментарий к Закону Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 ""Об образовании"" (постатейный). М.: Деловой двор, 2008. 304 с.
5.Лилит С.Х. / Роль дошкольных образовательных учреждений на рынке образовательных услуг России // Сервис в России и за рубежом, 2010, N 1.
6.Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1204 ""Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста"" // Собрание за-конодательства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г., N 39, ст. 4542
7.Правоведение: Учебник для высших учебных заведений / М.И. Абдулаев, Ю.В. Берладир, М.В. Колганова и др.; под ред. М.И. Абдулаева. М.: Магистр-Пресс, 2006. 560 с.
8.Сырых В.М. / Образовательные услуги и образовательные пра-воотношения: дискуссионные взгляды и действительное содержание // Журнал российского права, 2010, N 4

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ

§1. Обучающиеся и их правовой статус: общая характеристика . Обучающиеся и их категории. Понятие правового статуса обучающегося. Общий правовой статус обучающихся. § 2. Правовой статус обучающихся в ОУ дошкольного и общеобразовательного уровней. Правовой статус обучающихся в ОУ дошкольного образования. Права, свободы, законные интересы и обязанности школьников. Юридические гарантии прав и законных интересов школьников. Правонарушения обучающихся: виды, причины, профилактика. § 3. Правовой статус учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования . Права, свободы, законные интересы и обязанности обучающихся ОУ начального профессионального образования. Права, свободы, законные интересы и обязанности обучающихся ОУ среднего профессионального образования. Юридические гарантии прав и законных интересов учащихся. § 4. Правовой статус студентов ВУЗов. Права, свободы, законные интересы, обязанности студентов. Юридические гарантии прав и законных интересов студентов. §5. Правовой статус обучающихся в системе послевузовского и дополнительного профессионального образования. Права, свободы, законные интересы, обязанности обучающихся. Юридические гарантии прав и законных интересов обучающихся.6. Правовая ответственность обучающихся: основания, виды, порядок возложения.

§1. Обучающиеся и их правовой статус:

Общая характеристика

Обучающиеся и их категории. Круг участников образовательных отношений исключительно широк – от индивидов до учреждений и организаций, от государственных органов до общественных объединений. Все они занимают свое вполне определенное место в образовательной системе, играют в ней свою столь же определенную роль, что и обусловливает своеобразие их статуса как элемента этой системы. Особое место среди них занимают обучающиеся – от учащихся общеобразовательных школ до слушателей и студентов высших учебных заведений.



Однако, как на это ранее уже обращалось внимание, в официальном законодательном определении понятия системы образования (8 Закона РФ «Об образовании») обучающиеся, равно как и педагогические работники, законодателем не включены в состав элементов системы образования Российской Федерации. Такой подход представляется ошибочным уже по одной лишь той причине, что трактовка системы права без главных участников образования – обучающихся и педагогических работников – дает основания для определенного противопоставления их органам управления, образовательным стандартам, образовательным программам, образовательным учреждениям, которые и образуют, согласно законодательства, собственно образовательную систему.

В различных педагогических словарях и учебниках по педагогике термин «обучающийся» и одноименное ему понятие практически не встречаются и не раскрываются. Необходимость же в этом, и научная, и практическая, более чем очевидна, поскольку считать обучающимся любого индивида, ставящего перед собой цель (или стоящего перед поставленной перед ним целью) получения образования как способа и средства его социализации, явно недостаточно. Не вдаваясь во все особенности этой проблематики, под обучающимся в дальнейшем будем считать физическое лицо, являющееся обладателем и носителем конституционного права на образование, соответствующих законных интересов, обладающее универсальной и/или специальной образовательной правосубъектностью (правоспособностью и дееспособностью), выступающий субъектом образовательной деятельности, цели, содержание, формы, процесс которой опосредованы управленческими, организационными, правовыми, педагогическими и иными нормами, принципами, средствами и способами. Как можно видеть, данным понятием охватывается практически весь круг лиц, которые обучаются в установленной законодательством организационной форме и порядке. Тем не менее, можно согласиться с позицией, что проходящих обучение в системе послевузовского профессионального образования (магистратура, аспирантура, докторантура) нет необходимости включать в категорию обучающихся к вышеприведенном смысле [ ,50].

Исходя их такой трактовки понятия «обучающиеся», можно выделить различные их категории, в основании которых могут быть положены различные критерии.

Так, в соответствии с видами и типами образовательных учреждений , уровнями образования, можно выделить следующие категории обучающихся с разным правовым статусом:

обучающиеся, воспитанники дошкольных образовательных учреждений;

школьники, лицеисты, гимназисты (обучающиеся общеобразовательных учреждений);

обучающиеся вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений;

воспитанники общеобразовательных школ – интернатов;

кадеты (обучающиеся, воспитанники кадетских школ и кадетских школ – интернатов);

воспитанники образовательных учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

воспитанники специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением;

обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;

обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений дополнительного образования детей;

обучающиеся, лицеисты образовательных учреждений начального профессионального образования;

студенты, курсанты, слушатели образовательных учреждений среднего профессионального образования;

слушатели образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов);

студенты образовательных учреждений высшего профессионального образования;

обучающиеся в системе послевузовского профессионального образования (магистранты, аспиранты, докторанты, соискатели.

В соответствии с формами обучения можно выделить такие категории обучающихся как:

* обучающиеся по очной форме обучения;

* обучающиеся по заочной форме обучения;

* обучающиеся по вечерней форме образования;

* экстерны;

* обучающиеся в семье;

В зависимости от способа финансирования образовательных услуг обучающихся можно разделить на следующие категории:

1) обучающиеся, обучение которых финансируется из федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, муниципальных бюджетов;

2) обучающиеся, обучение которых финансируется за счёт средств физических и юридических лиц. К этой же категории могут быть отнесены обучающиеся, заключившие договоры с юридическими лицами, которые оплачивают их обучение в образовательных учреждениях. Образование данной категории обучающихся регламентируется, кроме нормативно-правовых актов Российской Федерации, договорами, заключёнными между обучающимся и образовательным учреждением.

Понятие правового статуса обучающегося. Под правовым статусом индивида (гражданина) в правовой науке обычно понимается совокупность юридически закрепленных прав, свобод и обязанностей индивида (человека), выражающая связь его с государством. Структура правового статуса достаточно сложна, поскольку он включает в себя:

· Правовые нормы (нормы действующего законодательства).

· Юридические права и обязанности (основной элемент, составляющий смысловое и содержательное ядро правового статуса).

· Гражданство.

· Правосубъектность данного субъекта правоотношений.

· Юридические (общие и специальные) гарантии осуществления юридических прав и обязанностей.

· Законные интересы данного субъекта (т.е. интересы, опосредованные нормами действующего законодательства и прежде всего Конституцией).

· Юридическая ответственность (она может рассматриваться также в качестве одной из разновидностей (мерой) юридической гарантии).

· Правовые (общие, межотраслевые и отраслевые) принципы, на основе которых и в соответствии с которыми устанавливается и регулируется (изменяется) правовой статус.

Помимо структуры, важное значение имеет характеристика видов правового статуса, обусловливаемых особенностями содержания последнего. В числе этих видов выделяют общий, специальный (родовой) и индивидуальный правовой статусы, выражающие особенности положения (места и роли) данного субъекта в системе социальных связей. В этом плане возможны ситуации, когда общий правовой статус с другой точки зрения (критерия) может рассматриваться как специальный статус, а, скажем, индивидуальный правовой статус может иметь множество своих специфический проявлений в других социально-правовых измерениях.

Применительно к трактовке содержания и структуры правового статуса субъекта образовательных правоотношений, в том числе обучающегося, выделяют две составляющие этого статуса – общую и факультативную. Общую часть образуют общие права, обязанности и ответственность обучающегося, обусловленные его пребыванием в образовательном учреждении, и зафиксированные в уставе образовательного учреждения. Факультативная часть формируется в зависимости от ряда текущих обстоятельств: образовательного уровня обучающегося, реализуемых образовательных программ, содержания договора на оказание образовательных услуг и т. д.

Важно подчеркнуть, что вхождение индивидуума в число обучающихся не влечет за собой никаких ограничений в его общеправовом статусе гражданина, так как он получает дополнительные социальные и административно-правовые гарантии от государства для реализации своего конституционного права на образование.

Правовой статус обучающихся определяется в Законе РФ «Об образовании» (ст. 50), в типовых положениях о соответствующих образовательных учреждениях и в локальных актах образовательного учреждения и, прежде всего, в его уставе.

Понятие правового статуса обучающегося как управомоченного лица неразрывно связано с реализацией его субъективного права на:

Возможность определённого дозволенного поведения;

Возможность требовать от обязанного лица (образовательного учреждения, педагогического работника) определённого поведения, которое вытекает из его обязанности.

Возможность обратиться к государственным органам за защитой своих нарушенных прав.

Применительно к обучающемуся это означает, что государство устанавливает для него определённую меру дозволенного поведения в образовательной сфере и должно обеспечить ему возможность пользоваться своим правом. Помимо этого обучающийся получает от государства право требования от соответствующих государственных органов управления образованием и других участников образовательного процесса определённого поведения, которое предписывает им закон. Также обучающийся (либо его родители, законные представители) как управомоченное лицо получает возможность обращения к государственным органам за защитой своих прав. Это могут быть как органы исполнительной власти в области образования, так и судебные инстанции.

Законом РФ «Об образовании» (ст. 50) установлены основные права обучающихся, к числу наиболее существенных из которых относятся:

· Совершеннолетние граждане РФ имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования.

· Право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения.

· Право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек.

· Право на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг.

· Право на участие в управлении образовательным учреждением.

· Право на уважение своего человеческого достоинства.

· Право на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

· Право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов.

· Обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.

· Право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении ими аттестации.

Неотъемлемой составляющей правового статуса обучающегося является юридическая обязанность как мера должного поведения, обеспеченная государством. Должное поведение включает в себя следующие составляющие.

1. Обязанность воздерживаться от определённых действий.

2. Совершение определённых действий в интересах управомоченного лица.

3. Обязанность перенесения неблагоприятных последствий за совершённое правонарушение.

В обязанности обучающегося входит также совершение определённых действий, предписанных нормативно-правовыми актами, которые совершаются в отношении управомоченных лиц, указанных в законе. Это могут быть учителя, воспитатели, преподаватели, сотрудники высших учебных заведений, сотрудники общежитий, охранники в подразделениях высшего учебного заведения и другие лица, прямо указанные в нормативно-правовых актах.

За неисполнение возложенных на него обязанностей, превышение прав обучающийся может понести ответственность и претерпеть неблагоприятные последствия, указанные в нормативно-правовых актах. В отношении него могут применены санкции, установленные в них. К числу таких последствий относятся, в первую очередь, меры дисциплинарного воздействия (выговор, строгий выговор и др.) или отчисление обучающегося из образовательного учреждения, что можно назвать самым тяжёлым для него последствием невыполнения обязанностей, установленных нормативно-правовыми актами. Права, обязанности и ответственность обучающихся устанавливаются, главным образом, в уставе образовательного учреждения, правилах его внутреннего распорядка, а также в договоре об образовании между обучающимся (его родителями или законными представителями) и образовательным учреждением.

Таким образом, в основе правового положения обучающегося лежат его права, обязанности и ответственность , закрепленные в законодательстве и иных нормативно-правовых актах. Кроме этого, специфику правового положения обучающегося обусловливают и такие факторы, как:

статус образовательного учреждения - государственный или негосударственный (аккредитованный или нет);

ведомственная принадлежность образовательного учреждения;

источник финансирования обучения - средства бюджета, физические или юридические лица;

наличие договора на образование, его содержание;

индивидуальные способности обучающегося и предшествующий уровень его образования;

право обучающегося на льготы.

Правовой статус обучающихся

ПРАВОВОЙ СТАТУС ОБУЧАЮЩИХСЯ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • основные права обучающихся и способы их защиты;
  • меры социальной поддержки обучающихся;
  • меры ответственности обучающихся;
  • права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

уметь

Давать оценку принимаемым мерам по охране здоровья обучающихся и реализации их прав;

владеть

способами защиты академических и социальных прав обучающихся.

В ходе изучения содержания этой главы студенты сформируют следующие компетенции;

  • добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
  • анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
  • осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
  • уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
  • толковать различные правовые акты (ПК-15).

ПРАВА И МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Обучающиеся в системе образовательных отношений могут быть охарактеризованы как важнейший ее субъект, для реализации прав которых на образование и существует эта система. При этом совокупность обучающихся неоднородна и различается в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации.

В соответствии с действующим законодательством к обучающимся относятся:

  • 1. Воспитанники - лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации.
  • 2. Учащиеся - лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы.
  • 3. Студенты (курсанты) - лица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры.
  • 4. Аспиранты - лица, обучающиеся в аспирантуре по программе подготовки научно-педагогических кадров.
  • 5. Адъюнкты - лица, проходящие военную или иную приравненную к ней службу, службу в органах внутренних дел в адъюнктуре по программе подготовки научно-педагогических кадров.
  • 6. Ординаторы - лица, обучающиеся по программам ординатуры.
  • 7. Ассистенты-стажеры - лица, обучающиеся по программам ассистентуры-стажировки.
  • 8. Слушатели - лица, осваивающие дополнительные профессиональные программы, лица, осваивающие программы профессионального обучения, а также лица, зачисленные на обучение на подготовительные отделения образовательных организаций высшего образования, если иное не установлено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
  • 9. Экстерны - лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

Полноценное обучение возможно только в условиях наличия и полноценной реализации академических прав и свобод. В связи с этим всем обучающимся предоставляются следующие академические права:

  • 1) выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения 18 лет;
  • 2) предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;
  • 3) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;
  • 4) участие в формировании содержания своего профессионального образования при условии соблюдения ФГОСов среднего профессионального и высшего образования, образовательных стандартов в порядке, установленном локальными нормативными актами (указанное право может быть ограничено условиями договора о целевом обучении);
  • 5) выбор факультативных (не обязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (после получения основного общего образования);
  • 6) освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ;
  • 7) зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
  • 8) отсрочку от призыва на военную службу;
  • 9) уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;
  • 10) свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;
  • 11) каникулы - плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком;
  • 12) академический отпуск, а также отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в порядке, установленном федеральными законами;
  • 13) перевод для получения образования по другой профессии, специальности и (или) направлению подготовки, по другой форме обучения в порядке, установленном законодательством об образовании;
  • 14) переход с платного обучения на бесплатное обучение в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
  • 15) перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
  • 16) восстановление для получения образования в образовательной организации, реализующей основные профессиональные образовательные программы, в порядке, установленном законодательством об образовании;
  • 17) участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом;
  • 18) ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебной документацией, другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности в образовательной организации;
  • 19) обжалование актов образовательной организации в установленном законодательством РФ порядке;
  • 20) бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации;
  • 21) пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации;
  • 22) развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях;
  • 23) участие в соответствии с законодательством РФ в научно-исследовательской, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, осуществляемой образовательной организацией, под руководством научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования и (или) научных работников научных организаций;
  • 24) направление для обучения и проведения научных исследований по избранным темам, прохождения стажировок, в том числе в рамках академического обмена, в другие образовательные организации и научные организации, включая образовательные организации высшего образования и научные организации иностранных государств;
  • 25) опубликование своих работ в изданиях образовательной организации на бесплатной основе;
  • 26) поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности;
  • 27) совмещение получения образования с работой без ущерба для освоения образовательной программы, выполнения индивидуального учебного плана;
  • 28) получение информации от образовательной организации о положении в сфере занятости населения Российской Федерации по осваиваемым ими профессиям, специальностям и направлениям подготовки;
  • 29) иные академические права, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными нормативными актами.

Столь широкий набор академических прав ориентирован на наиболее полную реализацию обучающимися конституционного права на образование. Он учитывает особенности обучения как сложного вида деятельности, ориентирует на достижение его результатов.

Помимо академических прав для обучающихся предусмотрены важные меры социальной поддержки и стимулирования. Необходимость таких мер определяется тем, что некоторые обучающиеся могут попасть в сложные жизненные обстоятельства, в том числе материального характера, что затрудняет полноценную реализацию права на образование.

К мерам социальной поддержки и стимулирования обучающихся законодательство относит следующие:

  • 1) полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем, в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ;
  • 2) обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ;
  • 3) обеспечение местами в интернатах, а также предоставление жилых помещений в общежитиях;
  • 4) транспортное обеспечение;
  • 5) получение стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании;
  • 6) предоставление в установленном порядке образовательного кредита;
  • 7) иные меры социальной поддержки, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами.

Законодательство предусматривает, что лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

Обучающиеся имеют право посещать мероприятия, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами.

Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается. Таким образом реализуется установленный Конституцией РФ запрет принудительного труда.

Обучающиеся имеют право на участие в общественных объединениях, в том числе в профессиональных союзах, а также на создание общественных объединений обучающихся.

Принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные объединения, в том числе в политические партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих объединений и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускается.

Обучающиеся, осваивающие основные образовательные программы среднего общего, среднего профессионального и высшего образования, имеют право создавать студенческие отряды, представляющие собой общественные объединения обучающихся, целью деятельности которых является организация временной занятости таких обучающихся, изъявивших желание в свободное от учебы время работать в различных отраслях экономики.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов, в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ обеспечивают обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов стипендиями, жилыми помещениями в общежитиях, интернатах, а также осуществляют другие меры их социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами.

В случае прекращения деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, аннулирования соответствующей лицензии, лишения ее государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе или истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе учредитель и (или) уполномоченный им орган управления указанной организацией обеспечивают перевод совершеннолетних обучающихся с их согласия и несовершеннолетних обучающихся с согласия их родителей (законных представителей) в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности.

В случае приостановления действия лицензии, приостановления действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки учредитель и (или) уполномоченный им орган управления указанной организацией обеспечивают перевод по заявлению совершеннолетних обучающихся, несовершеннолетних обучающихся по заявлению их родителей (законных представителей) в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным образовательным программам соответствующих уровня и направленности. Порядок и условия осуществления такого перевода устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Законодательство предусматривает меры поощрения в отношении обучающихся. Лицам, завершившим освоение образовательных программ среднего общего образования, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию и имеющим итоговые оценки успеваемости «отлично» по всем учебным предметам, которые изучались в соответствии с учебным планом, образовательная организация одновременно с выдачей соответствующего документа об образовании вручает медаль «За особые успехи в учении».

Обучающимся, которые учатся за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также иные учебно-методические материалы, необходимые для обучения и воспитания. Финансирование осуществляется за счет ассигнований соответствующих бюджетов.

Если обучающиеся осваивают учебные предметы, курсы, дисциплины за пределами образовательных стандартов либо получают платные образовательные услуги, то пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися осуществляется в порядке, который устанавливается самой организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Некоторые обучающиеся имеют право на получение стипендий.

Стипендией является денежная выплата, которая назначается обучающимся для стимулирования и поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ.

Законодательство РФ устанавливает следующие виды стипендий:

  • 1) государственная академическая стипендия студентам;
  • 2) государственная социальная стипендия студентам;
  • 3) государственные стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам;
  • 4) стипендии Президента РФ и стипендии Правительства РФ;
  • 5) именные стипендии;
  • 6) стипендии обучающимся, которые назначаются юридическими лицами или физическими лицами, в том числе направившими их на обучение;
  • 7) стипендии слушателям подготовительных отделений. Студентам, которые обучаются по очной форме обучения за счет

бюджетных ассигнований федерального бюджета, назначается государственная академическая стипендия либо государственная социальная стипендия. Порядок назначения стипендии устанавливается Министерством образования и науки. При этом устанавливаются определенные требования к получающим стипендию студентам, касающиеся, например, их академической успеваемости.

Государственная социальная стипендия назначается следующим категориям студентов:

  • детям-сиротам;
  • детям, оставшимся без попечения родителей;
  • лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя;
  • детям-инвалидам, инвалидам I и II групп, инвалидам с детства;
  • студентам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
  • студентам, являющимся инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы;
  • студентам - ветеранам боевых действий, либо имеющим право на получение государственной социальной помощи;
  • студентам из числа граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, в войсках национальной гвардии РФ, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами и уволенными с военной службы по определенным основаниям.

Государственные стипендии назначаются также аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Порядок назначения государственной академической стипендии студентам, государственной социальной стипендии студентам, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, устанавливается соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Государственная академическая стипендия студентам, государственная социальная стипендия студентам, государственные стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам выплачиваются в размерах, определяемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом мнения совета обучающихся этой организации и выборного органа первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа) в пределах средств, выделяемых организации, осуществляющей образовательную деятельность, на стипендиальное обеспечение обучающихся (стипендиальный фонд). Стипендиальный фонд включает средства на выплату стипендий, выплачиваемых за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Размер стипендиального фонда определяется исходя из общего числа обучающихся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в соответствии с правилами формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и нормативами, установленными Правительством РФ по каждому уровню профессионального образования и категориям обучающихся с учетом уровня инфляции. Нормативы и правила формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, за счет бюджетных ассигнований местного бюджета - органами местного самоуправления.

Обучающимся - иностранным гражданам и лицам без гражданства, осваивающим основные профессиональные образовательные программы по очной форме, выплачиваются государственные академические стипендии студентам, государственные стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, если они обучаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, в том числе в пределах квоты, установленной Правительством РФ, или это предусмотрено международными договорами Российской Федерации, в соответствии с которыми такие лица приняты на обучение.

Размеры стипендий, устанавливаемых Президентом РФ или Правительством РФ, и порядок их выплаты определяются Президентом РФ или Правительством РФ.

Именные стипендии учреждаются федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, которые определяют размеры и условия выплаты таких стипендий.

Слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплачиваются стипендии в размере, который определяется Правительством РФ. Порядок назначения и выплаты таких стипендий устанавливается Министерством образования и науки РФ.

Профессиональным образовательным организациям и образовательным организациям высшего образования, которые осуществляют оказание государственных услуг в сфере образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяются средства на оказание материальной поддержки нуждающимся обучающимся в размере 25% предусматриваемого им размера части стипендиального фонда, предназначенной для выплаты государственных академических стипендий студентам и государственных социальных стипендий студентам, средства для организации культурно-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы с обучающимися в размере месячного размера части стипендиального фонда, предназначенной на выплаты государственных академических стипендий студентам и государственных социальных стипендий студентам, по образовательным программам среднего профессионального образования и двукратного месячного размера части стипендиального фонда, предназначенной на выплаты государственных академических стипендий студентам и государственных социальных стипендий студентам, по образовательным программам высшего образования. Материальная поддержка обучающимся выплачивается в размерах и в порядке, которые определяются локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, имеют право самостоятельно устанавливать за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, различные виды материальной поддержки обучающихся.

Большое значение имеет такой аспект, как организация питания обучающихся, которая возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Законодательство предусматривает, что расписание занятий должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, и правила ее ношения, если иное не установлено п. 1 ст. 38 Федерального закона «Об образовательной деятельности в Российской Федерации». Соответствующий локальный нормативный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, принимается с учетом мнения совета обучающихся, Совета родителей, а также представительного органа работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при его наличии).

Государственные и муниципальные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, устанавливают требования к одежде обучающихся в соответствии с типовыми требованиями, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ.

Обеспечение обучающихся в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов РФ, одеждой может осуществляться за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ.

В связи с тем, что некоторые обучающиеся проходят обучение не по месту постоянного проживания, большое значение имеет вопрос об обеспечении их местами для проживания.

Нуждающимся в жилых помещениях в общежитиях обучающимся по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по очной форме обучения и на период прохождения промежуточной и итоговой аттестации обучающимся по данным образовательным программам по заочной форме обучения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, предоставляются жилые помещения в общежитиях при наличии соответствующего жилищного фонда у этих организаций.

Жилые помещения в общежитиях предоставляются обучающимся в порядке, установленном локальными нормативными актами организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

С каждым обучающимся, проживающим в жилом помещении в общежитии, заключается договор найма жилого помещения в общежитии.

При наличии обучающихся, нуждающихся в жилых помещениях в общежитиях, не допускается использование таких жилых помещений для целей, не связанных с проживанием в них обучающихся.

Наниматели жилых помещений в общежитиях, входящих в жилищный фонд организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по договорам найма жилого помещения в общежитии вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) и плату за коммунальные услуги.

Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в общежитии для обучающихся устанавливается организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в зависимости от качества, благоустройства, месторасположения и планировки жилых помещений в общежитии. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в общежитии для обучающихся определяется локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (при их наличии). Размер определенной в указанном акте платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в общежитии для обучающихся не может превышать максимальный размер такой платы, установленный учредителями этих организаций.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) и (или) размер платы за коммунальные услуги в общежитии для обучающихся или не взимать такую плату с отдельных категорий обучающихся с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (при их наличии).

Транспортное обеспечение обучающихся включает организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно, а также предоставление в соответствии с законодательством РФ мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте.

Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций.

Как правило, обучающиеся, проживающие в городах, имеют возможность пользоваться льготными проездными билетами.

Для учащихся школ, проживающих в сельской местности и вынужденных проходить обучение в другом населенном пункте, организуют специальные автобусы.



Просмотров