Социолог Алексей Кнорре — о том, кого в России судят за наркопреступления. Проблемы совершенствования уголовного законодательства Проект о декриминализации ст 228 ук рф

группой лиц по предварительному сговору; б) в значительном размере, — 4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные: а) организованной группой; б) лицом с использованием своего служебного положения; в) лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении несовершеннолетнего; г) в крупном размере, —

Статья 228 ук России: все части и сроки наказания

В официально действующих положениях российского законодательства процесс употребления наркосодержащих препаратов без специального рецепта предусматривает только административную меру наказания – штраф. Но, при рассмотрении дела обвиняемого могут использоваться пункты ст. 228 из Уголовного Кодекса. А это влечет незаконные действия по приобретению, хранению или перевозке одурманивающих составов. Найденные вещества рассматриваются в крупных, особо крупных или значительных объемах. При этом не учитывается сбыт товара.

Внесение изменений в ук рф 2019 ст 228

Юристы по, и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале, постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам. Там И за коррупцию расстреливают, а нас: у нас мелкие воры сидят а министры и пр неподсудны, маньякам и убийцам дают меньшие сроки чем зелёным пацанам за наркотики Согласна на все 200%, тоже прошла через эту тягомотину, соболезную.

Статья 228 УК РФ

Примечания. 1. Лицо, совершившее предусмотренное настоящей статьей преступление, добровольно сдавшее наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги, растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, либо их части, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом указанных средств, веществ или их аналогов, а также с незаконными приобретением, хранением, перевозкой таких растений либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление. Не может признаваться добровольной сдачей наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, изъятие указанных средств, веществ или их аналогов, таких растений либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, при задержании лица и при производстве следственных действий по обнаружению и изъятию указанных средств, веществ или их аналогов, таких растений либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.

Проверка следствия

Ответ: Для ответа на Ваш вопрос необходимо изучать материалы Вашего дела. Помните!: Неверно составленные жалобы не возымеют действия ни в одной инстанции! С 28.04.2019 года вы можете обратится с повторными жалобами в суды кассационной инстанции, но по иным основаниям, которые ранее не указывали в кассационных жалобах.

Поправки в уголовный кодекс 15 07 2019

15 июля 2019 года вступила в силу новая редакция Уголовного кодекса РФ. Поправки касаются уточнения состояния опьянения и освобождения от ответственности за экономические преступления и введения понятия «судебный штраф». Кроме того, введено понятие коммерческого подкупа и уточнена ответственность за взятки.

Статья 228 ук рф

1. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в значительном размере, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка без цели сбыта растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, в значительном размере —

Статья 228 часть 2 УК РФ — последние поправки

Наказание зависит от размера изъятых веществ: полный список запрещенного с указанием количества можно найти в приложении к Уголовному Кодексу. При этом статья отвечает только за хранение или перевозку без цели дальнейшей продажи: продажа оценивается другими законами.

Изменение законодательства по наркотикам статья 228 и 228

Но почему то все мы тем неменее боремся в одиночку и находимся один на один со своей бедой. В это время ФСКН продолжает беспредельничать, создавать видимость противодействия незаконному обороту наркотиков при этом незабывая строить себе карьеру, вешать себе звёзды на погоны и получать звания.

Но необходимо основательно изменить нормативную базу, которая касается наркотических и психотропных веществ. Так, 2010 года в России действует Стратегия государственной антинаркотической политики до 2020 года. За это время накопился колоссальный новый опыт, позволяющий серьезно подойти к изменению действующего законодательства. Выводы о необходимости изменения уголовно-правового инструментария были также закреплены на заседании президиума Госсовета 17 июня 2015 года, где Президент РФ Владимир Путин поручил представить предложения по изменению санкций за преступления, предусмотренные статьей 228 УК («Незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ»), с учетом степени общественной опасности преступлений.

С февраля 2019 поправки по статье 228

2. Те же деяния, совершенные в крупном размере, - Информация об изменениях: Федеральным законом от 1 марта 2012 г. N 18-ФЗ статья 228 дополнена частью 3, вступающей в силу с 1 января 2013 г. 3. Те же деяния, совершенные в особо крупном размере, - Примечания. 1. Лицо, совершившее предусмотренное настоящей статьей преступление, добровольно сдавшее наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги, растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, либо их части, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом указанных средств, веществ или их аналогов, а также с незаконными приобретением, хранением, перевозкой таких растений либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление.

Какова уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств

Вопросы, вызванные незаконным оборотом наркотических средств имеют отношение к двадцать пятой главе УК РФ . Сюда же входят манипуляции с психотропными препаратами, растениями, в составе коих они есть и их аналогами. В этой же главе разъяснен характер ответственности, степень уголовных наказаний за каждое из деяний с этими препаратами.

Статья 228 УК РФ Наркотики и Закон

Данный пункт Закона (новая редакция), как показывают новости и актуальная информация, за последний период изменилась. Данная часть по факту осталась такой же, изменились только комментарии. Теперь ее санкции будут действовать и на те наркотики, на которые раньше распространялись санкции части 1. Закон России теперь определяет для таких масштабов наказание по части 3 (крупный размер стал особо крупным). Цель – ужесточить наказание за особо опасное для общества преступление (а именно: незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление наркотических средств). Сила Закона от даты: январь 2013.

Декриминализация ст 228ук рф 2019 2019г

Последние поправки, внесенные в законодательство (постановление правительства) четко разграничили наркотики. Ранее эти цифры были немного меньше. Существует подробная таблица, где определен вес (грамм) для каждого вида наркотика. Непосредственно от этого будет зависеть сколько могут дать лет (размер срока).

Гуманизация ст 228

Таким образом необходимо для примения удо отбыть не менн 3/4 срока. Чтобы смягчили наказание согласно статьи 80 УК РФ, необходимо отбыть не менее 2/3 срока. То есть добиться замены можно быстрее. Данные составы статей только утяжеляют, причем последовательно, так что пока на гуманизацию надеяться не приходится.

На данный момент изменений по статьям, касающихся наркотиков, а именно 228 и 228.1 нет. Последние изменения были в 2010-2012 годах, но есть вероятность, что в этом или следующем году будут изменения в законе. Политика уголовных статей, касающихся наркотиков пойдет в сторону гуманизации. Сейчас разберем, какой проект существует на сегодняшний день.

Изменение законодательства по наркотикам

Итак, Федеральный закон с поправками предполагает внесение изменений в статьи 228 и 398. Итак, слова «частью первой статьи 228», поменяется на «части первые и вторые 228». По сути эти изменения охватывает теперь не одну часть, а две, изменения, конечно же, кардинальные, так как квалификация предусматривает уже ни одно деяние, а несколько.

Серьезные изменения настигли санкцию статьи. Если за крупный размер сейчас предусмотрена от 3 до 10 лет, делая по сути деяния тяжким преступлением, то в проекте есть реальные процесс гуманизации, предусматривающий срок от 2 до 5 лет. Таким образом, деяние, предусмотренное статьей 228 частью 2 будет теперь не тяжким преступлением, а средним.

Не обошла стороной гуманизация и особо квалифицированного состава, который ранее был от 10 до 15 лет, а теперь, согласно проекту закона, будет от 5 до 15 лет. По сути максимальный срок не изменился, но зато теперь судья может дать 5 лет, как, например, за крупный размер, так и 15. Квалификация, конечно же, будет завесить от обстоятельств и усмотрения судьи, но по сути можно сделать вывод, что это реально меняет ситуацию. В чем это заключается?

Логика проглядывается на самом деле предельно простая. Ранее за крупный размер максимальный срок был 10 лет. А минимальный срок за особо крупный тоже 10 лет. Таким образом, если разница всего лишь в несколько граммов, то суд мог прийти к выводу, что преступления по степени тяжести на самую малость выше и дать минимальный срок, предусмотренный в санкции. Получается, что если максимальный срок изменился до 5 лет, то нужно как минимум сместить минимальный в части 3, так как при несущественной разнице в размерах может измениться состав преступления с квалифицированного, на особо квалифицированный, а человек может получить за практически такое же деяние минимум на 5 лет больше, что не совсем справедливо.

Затронем вопрос, касающихся других изменений. Так как закон несет единый проект изменений, то необходимо затронуть и изменения в статье 398, которые касаются ссылок на статью 228. Теперь в этой статье, тоже заменили слова, где теперь добавиться к части первой, вторая статьи 228.

Заключительной статьей данного акта стала статья 3, которая гласит о том, что закон после его опубликования вступит в силу через 3 месяца.

Какие предусмотрены изменения статей по наркотикам

К проекту данного закона есть отдельная пояснительная записка, которая подсказывает нам, какие предусмотрены изменения статей по наркотикам. Этот проект закона подготавливался во исполнения поручений президента, и в реальное изменение коснулась санкций, остальные же скорее вытекающие из этого изменения.

Что мы видим на сегодняшний день? Сейчас хранение по сути является той же категорией преступления, что и сбыт. Если посудить, то это не совсем правильно. Хранение без сбыта по сути несет намного меньшую общественную опасность, нежели сбыт. Хранение подразумевает, что лицо, скорее всего употребит, эти наркотические вещества (или сбудет, но по сути уголовное право и уголовный процесс говорит о том, что, если это не доказано, значит этого не было). Сбыт же сам по себе намного серьезнее, так как наноситься общественная опасность более широким слоям населения, а после сбыта возможно совершаются новые преступления этими лицами, так как они после этого еще и осуществляет хранение и употребление, хотя употребление - это статья вообще из Кодекса об административных правонарушениях.

При таких условиях лицо, хранящее наркотики для личного потребления, приравнивается по степени тяжести данного преступления к лицам, совершившим преступления в сфере незаконного оборота наркотиков в организованных формах в соответствии с УК России ответственность за участие в преступном сообществе (преступной организации), являющейся наивысшей формой организованной преступности (часть вторая статьи 210 УК России), предусмотрена в виде лишения свободы сроком до десяти лет, аналогичная санкция и за незаконное хранение без цели сбыта наркотических средств и психотропных веществ в крупном размере (часть вторая статьи 228 УК России).

Таким образом, можно сказать, что преступление, касающееся хранения некротических веществ без целей его последующего сбыта, требует особого внимания и пересмотра, так как вроде бы общественная опасность меньше, а категории преступления одинаковые с теми, которые являются более серьезными. Мы уже определились, что для общества от хранения вреда намного меньше, чем от того же сбыта.

Гуманизация статей по наркотикам

Продолжим мысль той пояснительной записки. Отмечается, что лица, которые были осуждены по статье 228 и 228.1 являются наркоманами. Здесь стоит затронуть тот аспект, что хранят они эти наркотические вещества для употребления в связи с тем, что они являются больными, а именно зависимыми от наркотических веществ. Здесь само собой напрашивается вывод о том, что преступление совершается вследствие того, что человек болен.

Если смотреть в данном ключе, то закон должен смотреть на эту позиции со стороны того, что лицо должно быть побуждено отказаться на употребления наркотических веществ для того, чтобы лицо из наркозависимого образа жизни смог вернуться к обычному жизненному ритму.

Стоит отметить, что и многие суды идут по применению закона в гуманистической форме. Так в минимальном количестве случаев срок был в пределах санкций, а случае с назначением максимального срока и вовсе можно легко посчитать. В подавляющем числе случаев же судьи назначали наказания ниже низкого предела срока, то есть меньше 5 лет, используя специальные механизмы, предусмотренные в Уголовном Кодексе Российской Федерации.

Смотря с этой стороны, тоже нельзя сказать, что такая практика правильная. Исключительный механизм обычно предусматривается для того, чтобы действительно работать в исключительных случаях. А на практике все сложилось прямо, напротив. Данное обстоятельство тоже послужило серьезным обстоятельством для разработки нового закона. Таким образом, можно сказать, что перевод преступления на более низкую ступень тяжести вызвано просто необходимостью.

Смягчение статей 228 и 228.1 УК РФ

Данные изменения по идее законодателя должны не только привести в логический порядок нормы Уголовного Кодекса, но и осуществить практику, которая предполагает излечение лиц от наркотической зависимости. Государство намного выгоднее, если человек не сядет в исправительное учреждение, а будет жить обычной жизнью. В исправительной учреждение государству приходиться тратить на него деньги, а живя нормальной жизнью будет все наоборот, лицо будет платить налоги в пользу государства.

Получается, что новые нормы, предполагаемые в Уголовном Кодекса должны теоретически выполнить задачи по борьбе с наркозависимостью и преступности в этой сфере. Выполнение такой стратегии требует времени ресурсов, именно поэтому в законопроекте было уточнено, что закон вступит в силу только через 3 месяца после его опубликования. Тем не менее, как отмечается, даже ресурсы по факту будут не нужны, так как не требуется ни постройка дополнительных институтов, ни финансирование проекта, так как по сути изменились только санкции, которые будут выносить судьи.

С другой стороны, это даже пойдет на прибыль государству, так как придется содержать намного меньше наркопреступников, так как, сидеть теперь они будут намного меньше.

Политика Уголовного Права должна работать не на устрашения сроками, иначе бы все преступления были особо тяжкими, а исправление осужденного. Если же осужденный действительно будет исправляться, то это пойдет на пользу не только для самого осужденного, но и для общества, которому наносится вред от преступников, в том числе и совершающих преступления по статье 228 и 228.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Важно! По всем вопросам смягчения наказания по наркотикам, если не знаете, что делать и куда обращаться:

Звоните 8-800-777-32-63.

Юристы по, и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале , постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.

Масштаб незаконного оборота и потребления наркотических средств и психотропных веществ на территории России представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, а также правопорядку и безопасности государства. В большей степени транспортировка наркотиков в Россию осуществляется по «северному маршруту» - через страны Центральной Азии: Таджикистан, Узбекистан, Киргизию, Туркмению, Казахстан. Такой маршрут дает до 35% от общего количества опиатов, производимых в Афганистане.

На ряду с ослабленным режимом границ, сильнейшим фактором ухудшения наркоситуации в России является неадекватность законодательного и правового обеспечения существующей политики. Ярким примером неадекватности законодательства является то, что контрабанда наркотиков в настоящее время преследуется так же, как и контрабанда куриных окороков или культурных ценностей, несмотря на то, что социальные последствия этих преступлений абсолютно несопоставимы.

Другая проблема заключается в размерах, а точнее масштабах, перевозимых через границу веществ. Ответственность за хранение наркотика возникает с половины грамма. Однако весьма удивительно, что законодательно не урегулирован вопрос оптового оборота наркотиков, когда партии контрабанды исчисляются не в граммах, а в десятках и сотнях килограммов. В результате те, кто занимаются оптовым наркооборотом, приравниваются к относительно мелким распространителям. Таким образом, видится целесообразным ужесточение санкции за преступления, связанные с оптовым сбытом наркотических средств и психотропных веществ в особо крупном размере.

Для улучшения наркоситуации в России представляется целесообразным введение системы альтернативного лечения, широко распространенную и одобренную во многих демократических странах. Согласно этой системы, наркозависимому преступнику предоставляется возможность выбрать вместо тюремного заключения необходимое лечение. Наркозависимость признана болезнью и потому необходимо уменьшать карательность по отношению к больным людям, тем самым стимулируя их стремление к излечению.

Применение норм, закрепленных в примечании к ст. 228 УК

Основная цель преступления, предусмотренного ст. 228 УК - потребление наркотических средств, психотропных веществ. Практика свидетельствует о том, что уголовное наказание в этом случае не всегда достигает цели исправления и перевоспитания потребителей, а также превенции новых преступлений.

Как раз с целью такого исправления в законодательстве введены поощрительные нормы. Они призваны стимулировать общественно полезное поведение в целях прекращения начатого противоправного действия, уменьшения вредных последствий преступления или правонарушения, а также устранения причиненного ими ущерба.

К таковым нормам можно отнести закрепленное в примечании к ст. 228 УК правило, согласно которому лицо, добровольно сдавшее наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление.

От лица в данном случае требуется прекращение преступной деятельности по собственной воле, а также действительное содействие раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, изобличению лиц их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем.

Однако остается открытым вопрос возможно ли освобождение от ответственности лица, хотя и не сдавшего наркотических средств в виду отсутствия у него таковых, но активно способствовавшего раскрытию или пресечению преступлений, изобличению виновных лиц, обнаружению имущества, добытого преступным путем. Ни ст. 228, ни примечание к ней не дают ответа на этот вопрос.

Однако в постановлении пленума Верховного суда от 15 июня 2006 г. №14 указано, что закон (статья 75 УК РФ) не исключает возможности освобождения от уголовной ответственности за впервые совершенное преступление, предусмотренное частью 1 статьи 228 УК РФ, тех лиц, которые хотя и не сдавали наркотические средства или психотропные вещества ввиду отсутствия у них таковых, но явились с повинной, активно способствовали раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем.

Таким образом Верховный суд прямо указал на необходимость прямого применения принципов уголовного права к случаям добровольной сдачи наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.

В административном праве также закреплено правило освобождения от ответственности, предусмотренные примечаниями к ст. 6.8 и 6.9

Таким образом, повышение эффективности борьбы с распространением наркотиков возможно не только за счет жестких карательных мер, но и за счет поощрения должного поведения. Установленный в законодательстве достаточно эффективный стимул к оказанию содействия правоохранительным органам в раскрытии преступлений, связанных с наркотиками.

Однако не решенным остается один вопрос: возможно ли повторное применение мер, установленных примечанием к ст. 228 УК и ст.6.8-6.9 КоАП? Никаких разъяснений по данной проблеме не дается, что свидетельствует о непродуманности такой нормы.

Декриминализация преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ без цели сбыта

На законодательном уровне правовые основы российской антинаркотической политики закреплены в Федеральном законе от 8 января 1998 г. №3-ФЗ «о наркотических средствах и психотропных веществах». Этим законом установлено,что государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту направлена на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, постепенное сокращение числа больных наркоманией, сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

В связи с возникновением некоторых проблем, связанных с квалификацией преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, некоторые ученые высказывают предложение о декриминализации состава преступления, предусмотренного ст. 228 УК. Обосновывается это тем, что незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотиков без цели сбыта совершается в большей степени с целью собственного потребления, а значит и вред причиняется не обществу, а непосредственно человеку. Таким образом, отпадает важный признак общественной опасности деяния, что неминуемо приводит к декриминализации деяния.

Такая позиция кажется правильной, ведь совершая предусмотренные диспозицией ст. 228 УК деяния, преступник, не преследуя цель сбыта, наносит вред лишь своему здоровью. Уголовным законом же защищаются лишь общественные отношения, т.е. интересы других лиц. Если посягательство лица на собственное здоровье путем употребления наркотиков считать преступным, то в таком случае логично ввести уголовную ответственность за причинение лицом вреда собственному здоровью, что кажется абсурдным.

Наркопреступники (а чаще, конечно, наркопотребители) в последние месяцы вновь стали главной мишенью полицейских: операции «Мак» и «Анаконда», принудительные уличные досмотры гениталий, рейды на вечеринки и старые добрые подбросы.

На прошлой неделе проект Комитета гражданских инициатив «Открытая полиция» провел в Москве лекцию социолога Алексея Кнорре. Эксперт уверен, что действующая система сильно перекошена в сторону уголовного преследования именно потребителей и ее нужно менять. The Village попросил Кнорре рассказать подробнее о палочной системе, влиянии даркнета на рынок и перспективах декриминализации.

Кого судят за наркопреступления в России

Если обратиться к судебной статистике и посмотреть, за что вообще судят людей, то можно увидеть, что в рамках УК самые часто используемые статьи - это 228 и 228.1, то есть хранение для личного пользования и производство с целью сбыта соответственно. Они распределены почти поровну, с небольшим перевесом в пользу 228. Получается, что рядовых потребителей в России судят чаще, чем распространителей. Это такой перекос наркополитики, которая направлена именно на потребителей - людей, которые просто покупают наркотики для собственного пользования.

Средний возраст осужденного за наркопреступление в России - около 30 лет, с 90%-ной вероятностью это мужчина. Из 512 тысяч человек, которые дошли до суда за 2009–2013 годы по статьям, связанным с наркотиками, 58 % - безработные, 29 % - люди, у которых есть работа (из них 4 % - офисные сотрудники), еще 4 % - студенты, 2,5 % - инвалиды и где-то 1 % - заключенные.

Перспективы реформации наркополитики в России

Это табуированная тема в нашем обществе. Есть огромное количество журналистских расследований и историй про факты некорректных действий со стороны правоохранительных органов, есть фонды, которые этим занимаются (например, Фонд Андрея Рылькова), но публичного обсуждения, что нам делать с наркополитикой и все ли вообще в порядке, нет.

В конце 2015 года мы сравнили эффективность МВД и ФСКН. Используя данные этих ведомств о том, какие [наркотические] массы изымают, мы увидели, что в среднем, по медиане, и МВД, и ФСКН изымают примерно одинаково - в большинстве случаев это были считаные граммы практически по всем типам наркотиков. И это была пощечина ФСКН, потому что мы сказали: слушайте, тут есть ведомство, которое должно бороться с наркотрафиком, с оптовыми поставками и наркокартелями, но по данным мы видим, что подавляющее количество преступлений, которые фиксировала ФСКН, - это такие же рядовые нарушения законодательства, которые регистрировали в МВД, непрофильном на тот момент ведомстве.

Фактически это означало, что ФСКН делает то же, что и МВД, и нет никакого смысла содержать отдельное огромное ведомство. Весной 2016 года ФСКН была расформирована, но почему - мы можем только догадываться. Как говорят ученые, корреляция не значит причинность.

ПО ВСЕМУ ЮЖНОМУ ПОЯСУ РОССИИ ЧАЩЕ ВСЕГО ИЗЫМАЕТСЯ КОНОПЛЯ, которая хорошо растет в местном климате, в то время как в северных регионах больше распространена синтетика - то, что можно сделать в лаборатории

Даркнет и его влияние на наркорынок

Надежных данных, свидетельствующих об изменении рынка с популяризацией даркнета, у нас нет, и мы не знаем, каким именно способом продаются изъятые наркотики - такая информация в статистических карточках МВД не фиксируется. Очевидно, рынок действительно меняется. Tor, перевод по Qiwi и закладка - сделка происходит без личного контакта. Этот способ сильно осложняет оперативную работу, поэтому он сейчас так популярен, хотя наверняка остались традиционные способы распространения через прямую связь с продавцом. По всей видимости, они и служат одним из основных источников создания статистики наркопреступлений - распространитель сдает одного из покупателей сотрудникам правоохранительных органов, его самого оставляют в покое, а полицейские получают «палку», то есть раскрытое преступление.

Также существует практика, когда, изымая наркотики по статье 228, сотрудники автоматически возбуждают уголовное дело по статье 228.1 - за сбыт с неустановленным лицом в неустановленное время в неустановленном месте. По закону, если у человека есть какая-то доза наркотических веществ и он ее не изготовил сам, значит, кто-то ему продал, значит, было совершено преступление, просто об этом преступлении ничего не известно. Если, конечно, сам подозреваемый об этом не расскажет.

Реакция МВД на падение RAMP

Мне кажется, закрытие RAMP - это результат каких-то внутренних разборок между торговыми площадками, а не результат деятельности наркополицейских, хотя, может, это и не так. Само МВД, насколько я помню, сразу же пресс-релизов о том, что оно закрыло одну из крупнейших в России наркоплощадок, не делало.

Какие наркотики популярны в разных регионах России

Мы составили интерактивную карту по наркопреступлениям в России, из которой следует, например, что амфетамины - это Санкт-Петербург и Ленинградская область, а Москва вместе с Московской областью - героиновая столица России. Можно предположить, что эти перекосы связаны с тем, что в одних регионах у МВД и ФСКН лучше налажены агентурные сети, связанные с амфетаминами, в других - с героином, в третьих - с марихуаной. То есть они просто изымали то, что умеют изымать. Но при этом карта наглядно показывает, что по всему южному поясу России чаще всего изымается конопля, которая хорошо растет в местном климате, в то время как в северных регионах больше распространена синтетика - то, что можно сделать в лаборатории.

Важно понимать, что нельзя просто взять и опросить всех наркопотребителей страны. Более того, статистика об изъятии наркотиков, которая у нас есть, не равняется реальной практике потребления. Те преступления, которые регистрирует наркополиция, - это далеко не все факты продажи, употребления и транспортировки.

Если доля раскрытых преступлений по сравнению с прошлым годом или кварталом у вас падает - значит, по мнению начальства, вы плохо работаете. Так появляется стимул накручивать эту статистику - как законными, так и подзаконными методами

Женщины и наркопреступления

Около 10 % всех людей, осужденных по наркостатьям за 2009–2013 годы, - это женщины. Гендерный перекос могут объяснить два предположения. Первое - это то, что к антисоциальному поведению больше склонны мужчины, но в этом я не уверен - думаю, у любого человека среди знакомых найдется девушка, которая употребляла наркотики… С другой стороны, это может быть связано с так называемым полицейским профайлингом. Когда мы идем в метро, на входе практически всегда можно встретить полицейского. Вместе с сотрудником метро он выборочно останавливает людей, чтобы проверить их вещи на сканере. Если внимательно понаблюдать за этим процессом, можно увидеть, что сотрудники останавливают не совершенно случайных людей - они каким-то образом оценивают человека и понимают, надо его проверить или нет. Это может быть его раса и национальность, возраст, внешний вид… Недавно я читал в фейсбуке историю о том, что девушку задержали, посчитав, что у нее были наркотики, но отпустили только потому, что она девушка.

Палочная система

Мы изучаем не наркопотребление, а именно то, как статистика по наркопреступлениям создается и преобразуется, по каким причинам эта статистика может быть оторвана от реальности. Это очень важная тема, потому что на основании количества выявленных, зарегистрированных и раскрытых преступлений, связанных с наркотиками, оценивается работа самих сотрудников полиции. У которых, естественно, есть стимул эту статистику улучшать. Показатели работы сотрудников становятся для них целевыми, и рейтинг полицейских подразделений или даже субъекта целого управления МВД по всей стране зависит именно от них. Такие рейтинги есть: там, где борются лучше, дают премии и поощряют, а в регионах, где наркопреступлений выявляют меньше, делают выговор и наказывают. Эта вертикаль прямого управления, основанная на числах и статистике, простирается вплоть до самых низовых сотрудников, которые вынуждены выявлять определенное количество преступлений в месяц. Даже если у них под боком этих наркопреступлений нет.

Такая идеология господствует во многих ведомствах, причем не только в правоохранительных. Она характеризуется казенным языком и ключевым оборотом «аналогичный период прошлого года» - идеей, что следующий период должен всегда быть лучше, чем предыдущий, потому что статистика не может ухудшаться - она должна только улучшаться или, по крайней мере, быть такой же. Получается, что если доля раскрытых преступлений по сравнению с прошлым годом или кварталом у вас падает - значит, по мнению начальства, вы плохо работаете. Так появляется стимул накручивать эту статистику - как законными, так и подзаконными методами. Это не только беда для людей, которые, будучи невиновными или виновными, но не в такой степени, попадают в шестеренки этой машины, но и проблема для самих сотрудников - наверняка огромное количество из них приходят в полицию, чтобы действительно бороться с преступниками, сажать людей, которые убивают и насилуют, распространяют героин. Но организационные стимулы и внутренняя среда вынуждает их работать так, как они работают.

Проблема не в том, что люди плохие, - проблема в том, что система плохая. Она выстроена так, что объективно лучшие сотрудники уходят оттуда из-за того, что не могут выдержать этой безумной бумажной нагрузки, необходимости вечно отчитываться перед начальниками, ходить по струнке, а те, кто остается, обязательно трансформируются под эту систему. В итоге мы имеем то, что имеем - наркополитику, направленную преимущественно на потребителей, с целью улучшения ведомственных показателей.

Статья 228, декриминализация и перегруженные тюрьмы

В развитых странах мира существует тренд на декриминализацию преступлений, связанных с личным потреблением легких наркотиков - есть уже очень большое количество исследований, в том числе о том, насколько вообще эти наркотики вредны. Я бы тут не хотел говорить про свою личную позицию, потому что это может быть неправильно воспринято сотрудниками по борьбе с наркотиками. Это одна из проблем - в России сейчас невозможен честный свободный разговор о том, нужна ли декриминализация. Просто потому что за это могут посадить - пропаганда.

Опираясь на статистику, можно сказать, что статья 228 очень неэффективна. Во-первых, с точки зрения тюремной статистики - в России четверть всех людей, которые находятся в исправительных колониях, сидят по статьям, связанным с наркотиками. Если почитать интервью с Ольгой Романовой, главой организации «Русь сидящая», которая занимается помощью заключенным, можно убедиться в том, что на самом деле система ФСИН работает из рук вон плохо: тюрьмы переполнены, заключенных угнетают и нарушают их права, им не хватает базовых средств для обычной жизни - туалетной бумаги, ручек… И при этом всем есть статья 228, которая является, по сути, преступлением без жертв - человек покупает что-то и употребляет этом сам. Да, в тюрьмах есть часть те, кого сажают по 228.1 (за сбыт. - Прим. ред.) , но опять же в судебной статистике мы видим, что их меньше половины. Переполненные тюрьмы - это еще и огромная нагрузка на бюджет страны, а по тюремному населению в мире Россия может конкурировать только с США - у нас заключенных около 600 тысяч человек, у них - где-то миллион.

Но какой смысл судить потребителей, если распространители остаются? К тому же заметно крайне подозрительное распределение масс наркотиков, которые изымают полицейские, - конфискованного веса всегда хватает ровно для того, чтобы возбудить именно уголовное дело. В нашей недавно опубликованной аналитической записке видны огромные всплески сразу после границ значительного и крупного размера в случае героина и значительного размера в случае гашиша и марихуаны. По всей видимости, это связано как раз с тем, что сотрудники вынуждены накручивать статистику.

Таких способов можно навскидку вспомнить несколько. К сожалению, я не смог найти ни одного бывшего или действующего сотрудника наркополиции, который согласился бы дать комментарий для исследования, но, похоже, те истории про подброс наркотиков, о которых мы постоянно слышим, - это один из тех способов. Также полицейские могут спровоцировать на покупку напрямую или с помощью посредника и тут же поймать с поличным либо проводить искусственные манипуляции на уровне экспертизы в лаборатории или ведения статистики - вносить в карточку отличную от реальной массу изъятых наркотиков.

Кроме того, в России сейчас есть еще одна огромная проблема с точки зрения наркополитики - постановление пленума Верховного суда РФ 2006 года о практике учета массы наркотиков. Как это работает: если у человека изъяли пять граммов разведенного героина, где чистого вещества, скажем, 500 или 400 миллиграммов, то массой будут проходить все равно эти самые пять граммов. То есть если у двух разных людей изъяли пять граммов героина, но у одного было пять граммов чистого героина, а у другого сильно разведенная доза, то судить их все равно будут одинаково - в обоих случаях это крупный размер, который предполагает от трех до десяти лет лишения свободы.

в России сейчас невозможен честный свободный разговор о том, нужна ли декриминализация. Просто потому что за это могут посадить - пропаганда

Что может спасти от полицейского произвола

Обвинительная система в России - это обкатанный конвейер. Когда на тебя оформили протокол и завели уголовное дело, у тебя уже очень мало шансов с него соскочить. В России из всех вынесенных приговоров оправдательные составляют менее 1 %, и это если смотреть только на то, что происходит в суде. В нашем обществе считается, что все, кто доходит до суда - это уже настоящие преступники, у них есть база в уголовном деле, и они точно виноваты. Это относится и к наркопреступлениям тоже. Единственное, что здесь может спасти - хороший адвокат и оспаривание всего, что происходит по делу с процессуальной точки зрения: неправильно оформленный протокол, не те понятые… Но если подозреваемый не обеспеченный человек и не может нанять адвоката, шансов у него мало. В этом смысле можно понять, почему люди этого боятся и сразу же пишут посты в фейсбук, надеясь придать своему случаю какую-то огласку. Потому что когда эта система начинает тебя засасывать, это страшно.



Просмотров