Упражнения по риторике для студентов. Ораторское искусство - упражнения для совершенствования речи

Содержание:

Можно ли повлиять на формирование характера ребенка? Такие вопросы довольно часто возникают у родителей. Это не удивительно, так как от характера ребенка во многом зависит в будущем его успех как личности. С того момента, как ребенок начинает читать свои первые буквы, школа и родители стараются научить его говорить правильно, четко и внятно. Кому-то удаются речевые обороты. А кому-то трудно сказать без ошибок даже самые распространенные слова. Риторика для детей – это то, что поможет вам развить культуру речевого поведения ребенка, что, конечно же, окажет благо­творное влияние на развитие его личности и успеха в будущем.

Ломоносов был прав, считая риторику основой всех наук. От умения грамотно и ловко мысли зависят: успеваемость в школе и в дальнейшем в вузе, общение со сверстниками, построение карьеры. Высокий доход - почти всегда следствие искусства убеждать. Иван Павлов считал, что без речи нет мышления. И в самом деле, грамотно построенные фразы свидетельствуют об умении логически мыслить. Ораторское искусство для детей закладывает их дальнейшей успешной жизни.

Когда начинается общение?

Процесс общения ребенка с окружающим миром начинается очень рано. Стоит учесть то, что в современном мире он с первых лет жизни смотрит телевизор, смотрит фильмы, слушает радио, слышит речи различных стилей.

В дошкольном возрасте дети вступают в контакт с многими собеседниками: своими ровесниками, детьми помладше, взрослыми, родными, близкими, чужими и незнакомыми людьми.

Именно поэтому для ребенка очень важно уметь обращаться с какой-либо просьбой, уметь вести диалог как в живую, так и по телефону с друзьями, сверстниками, родными, гостями и другими.

Ребенок начинает общение еще с детства

Регулярность - вот что дает наиболее высокий результат. Можно не ходить в спортзал 3 раза в неделю, но держать тело в отличной форме за счет ежедневной утренней зарядки, контрастного душа, постоянного массажа, растираний и вечерней пятиминутной растяжки на укрепление костей, мышц и сухожилий.

Каждодневность малых усилий - вот большой секрет! На занятиях ораторского мастерства для детей вы, родитель, освоите комплекс безотказно действующих игровых упражнений на развитие речевых навыков малыша. Некоторые эффективно занимаются , и уже за 4-5 недель достигают ощутимых результатов.

Упражнения для заботливых родителей и их любопытных детей

1. Упражнение «Объясни слово»

Назовите ребенку пару слов для определения. Пусть он объяснит, что такое нос, одуванчик, стул, дерево, мячик.

Но поймите, что следует в начале нужно отнести слово к более общему классу предметов.

Например:

Дерево – растение, которое…Нос – орган, который… Одуванчик – цветок, у которого…и так далее. Затем следует назвать внешние отличительные признаки, функции или строение. Так, дерево – растение, которое имеет множество ножек и листьев, очень трудолюбивое и живет на улице. Этого будет достаточно. Будет неплохо, если ребенок назовет определение слова «одуванчик»: одуванчик – это цветок, который в начале желтый, затем белый. У него есть пушинки и если подуть на него, то они разлетаются во все стороны. Он живет летом. Еще он может лечить людей. Не стоит удивляться: некоторые дети могут сказать определения и похлеще! Научите их этому. Начните с определения слова «собака».

2. Упражнение «Вспомни слово »

Ваша задача и задача ребенка — вспомнить все известные слова, подхо­дящие к выбранной теме. Все, что уже знаете о нем.

Например:

Тема «человек» (называете вы)

Человек, существо (ребенок повторяет предыдущее слово и называет свое)

— Человек, существо, уши

Проигравший называет смешное словосочетание «баранья голова».

3. Упражнение «Придумай рифму к слову»

Берите любые несложные слова, известные ребенку и пусть он подберет к ним рифму.

Например:

Гроза – роса

4. Упражнение «Читаем и повторяем»

Возьмите интересную книгу, которая будет соответствовать возрасту ребенка. Прочтите фразу вслух. Задача ребенка - дословно повторить сказанное. Лучше всего для этого практикума по риторике годятся сказки Александра Сергеевича Пушкина, но вы можете взять прозу, которая будет посложнее. Но все зависит от ребенка, его уровня. Сначала берите часть предложения, его короткие отрывки, далее – постепенно ребенок может справиться с длинными предложениями. Развивается оперативная память, столь необходимая для риторики и расширяется словарный запас. Данное упражнение требует упорства родителя, а также юмора и позитива. Убить желание играть с вами можно строгим словом и грозным взглядом.

Читайте фразы вслух, а ребенок пусть попробует повторить сказанное

5. Упражнение «Послушаем тишину»

Это игра хорошо воспитывает способность быстро сосредотачиваться.

Для начала замерите на полторы-две минуты и прислушайтесь к всем окружающим вас звукам: в комнате, в квартире, за окном. А затем по очереди расскажите об услышанных звуках и изобразите с помощью слов. Естественно, повторяться нельзя. Тот, кто назовет этих звуков больше всех, побеждает.

Например:

Я услышал, как тикают часы в комнате

А я слышал, как на улице проехала машина: «тррр-тррр»

За окном капал дождик: «кап-кап-кап»

В другой комнате были слышны шаги: «топ-топ-топ»

6.Упражнение «Найди пропавший предмет»

Выбирается водящий. Например, это ребенок, которому предлагается внимательно осмотреться вокруг себя и запомнить окружающие мелкие предмет, лежащие на столах. Затем он отворачивается и выходит из комнаты, а вы убираете один из предметов. Когда водящий возвраща­ется, он должен обнаружить изменение, произошедшее на столах или вообще в комнате (если игра проводится в большем масштабе и в ней уча­ствуют предметы, находящиеся во всем помещении). Ваша задача — под­сказать водящему, придумав оригинальное определение предмета, не называя его впрямую. Задача ребенка — задавать наводящие вопросы родителю и попытаться отгадать убранный предмет.

К примеру:

На какое животное похож этот предмет?

На хомяка

-… Этим предметом можно пользоваться только на уроках?

Его можно брать с собой куда захочешь!

Это пенал?

Да! Молодец.

7.Упражнение «Найди отличия»

Детям и вам предлагает объяснить одним-двумя словами в чем заключается отличие между двумя внешне похожими предметами.

Например:

Вы: Чем отличается мячик от лимона?

Ребенок: мячик — круглый

Вы: Лимон тоже круглый. Неверно.

Ребенок: Он желтый!

Вы: Оба эти предмета могут быть желтыми.

Ребенок: Мяч — пустой.

Вы: Не все мячи внутри пустые.

Ребенок: Мяч нельзя скушать.

Вы: Совершенно верно! В этом и заключается отличие.

8.Упражнения «Представь себя художником»

Рассказ по картине, всевозможные изложения, с давних пор применялись в школьном учебном процессе. Польза их несомненна. На наш взгляд по­добные риторические упражнения для детей могут также с успехом практиковаться. Как и рисование, рассказ по картине развивает ассоциативно-цветовое восприятие звучащего слова, что способствует более гармоничному формированию риторических навыков у ребенка.

1) «Что я запомнил»

Смысл упражнения вытекает из названия. Ребенок некоторое время рассматривает репродукцию, затем переворачивает ее, так чтобы больше не видеть, и рассказывает, что он запомнил. Сначала это может представ­лять из себя просто перечисление предметов, изображенных на картине, но постепенно нужно подойти к связному описанию.

2) «Что происходит?»

Это задание гораздо сложнее предыдущего. Ребенок должен не просто описать карти­ну, а попытаться понять, что там происходит, проявить некоторые ре­жиссерские качества, заметить действие, происходящее на картине, или нафантазировать его, если это пейзаж иди натюрморт.

3) «Что произошло раньше?»

Выступающий высказывает свои предположения, что происходило на кар­тине до того как художник остановил понравившееся ему мгновение и запечатлел его в красках.

4) «Как бы я назвал картину, если бы был художником»

Ваш ребенок предлагает свой вариант названия картины и пытается дока­зать его правомерность.

9.Упражнение «Забавная скороговорка»

Упражнение развивающие чувство ритма и логику речи. Используется несложная хорошо всем скороговорка, например: «Про бе­дою бычка».

Текст разбивается на более или менее логически завершенные от­рывки — фразы. Паузы, отделяющие фразы друг от друга, заполняются хлопками. К хлопкам можно прибавить притоптывания и любые другие движения.

Все это выглядит примерно таким образом:

Был у бабушки бычок! (вы вместе с ребенком делаете два хлопка в ладоши и два притопа)

Беленький бычок. Два хлопка и два притопа. (ребенок)

Был бык тупогуб! Два хлопка и два притопа.(опять вы)

Тупогубенький бычок. Два хлопка и два притопа. (снова дитя)

У быка бела губа …. Два хлопка и два притопа.

Была тупа! (Хором)

Первый раз скороговорка читается медленно, вдумчиво. Необходимо сразу определить — о чем эта скороговорка. Что в ней происходит, как мы относится к ее героям. Затем, прочитывая второй и третий раз, можно увеличивать темп, соблюдая общую ритмическую структуру, ударными точками которой являются наши игровые паузы — хлопки и притопы, а так же взрывные согласные — в этой скороговорке преобладает взрывной звук «Б ». Он должен произноситься особенно от­четливо «взрываться» на губах.

На сегодняшний день знание риторики и ораторского мастерства необходимы каждому человеку, а помогут в этом 12 советов как развить риторику речи. Особенно актуально знание риторики для тех людей, которым по долгу службы приходится выступать часто на публике. Рассмотрим детально , которые непременно пригодятся начинающим ораторам, а также для тем людям, кому предстоит защищать перед большой аудиторией свою научную работу.

Как развить риторику речи?

Чтобы вы смогли развить риторику речи, в этом вам поможет дикция. Старайтесь каждое слово проговаривать в предложении медленно, с расстановкой. Нужно говорить слова как можно дольше, чтобы все проговаривалось на одном дыхании.

Риторика речи может развиться благодаря чтению. Если вы будете читать громко вслух, то это поможет вам освоить быстрее материал, поскольку в процессе запоминания вы сможете соединить слух и зрение.

Развить риторику речи помогут пересказы. Прочтите какой-либо отрывок текста, размером не больше пяти предложений, после чего попытайтесь его пересказать, стараясь делать это дословно, затем сделайте это уже своими словами, пытаясь самостоятельно выстраивать предложения. Благодаря этому упреждению у вас улучшиться риторика речи.

Речевое мышление. К свободному выступлению приводит ни заучивание текста, ни чтение статей, а только регулярные упражнения по риторике речи, которые производятся на основании ключевых слов, а также вашего речевого мышления. Для того чтобы развить свою риторику речи, оратор не придерживается ранее заготовленных фраз, поскольку он произносит одну мысль множество раз, при этом делает это каждый раз по-новому.

Пытайтесь образно и увлекательно рассказывать о случаях, которые были в вашей жизни. Короткие истории, анекдоты, путевые заметки, которые вы расскажете, непременно смогут увлечь ваших слушателей и помогут вам развить риторику речи.

Подготовьте текст делового общения. Можно использовать небольшой отрезок из газеты в качестве ключевых слов, которые вы сможете пересказать своими словами при помощи данного конспекта, лучше всего пересказывать многократно с разным словесным оформлением.

В вопросе: как развить риторику речи , поможет подготовленная речь, которая выражает вашу точку зрения. Вы можете использовать речь длительностью не больше пяти минут, которая будет придерживаться строго отведенной темы, будь то профессиональная ваша цель, либо хобби. Риторика речи должна включать множество ключевых слов, которые необходимо так же заменить синонимами.

Чтобы вы могли развить свою риторику речи , необходимо регулярно тренировать свою память. Согласно данным проводимых исследований, укрепление памяти можно достичь благодаря комплексному воздействию трех главных факторов: созданию ассоциаций, концентрации внимания, повторению.

Как развить у себя риторику речи? Для начала стоит определить, каким способом вы лучше всего запоминаете информацию. У кого-то больше развита моторная память, а у другого человека лучше развита акустическая память, и ему необходимо слышать информацию, которую нужно выучить. Риторика речи напрямую связана с памятью человека, а для тех людей, которые больше настроены на визуальное восприятие информации, основой памяти выступает обдуманное расположение ключевых слов.

Риторика речи так же включает небольшие фазы, которые необходимо делать при подготовке речи. Новый материал лучше всего осваивать на протяжении двух дней, изучая его по часу, нежели учить его в течение одного дня, пытаясь уложиться в несколько часов.

Риторика речи включает также такой совет, где при подготовке речи необходимо придерживаться такого порядка:

Изначально выполняется сбор материала;
- проводится отбор необходимого материала;
- обдумывание материала;
- редакция ключевых слов;
- оформление главной части;
- подготовка вступления и заключения;
- общий контроль;
- итоговая редакция ключевых слов;
- конечная репетиция подготовленной речи и выступление.

Изучив детально 12 советов как развить риторику речи , вы сможете на практике попытаться воплотить все вышеперечисленные советы, которые помогут развить риторику вашей речи.

Многие люди склонны считать красноречие природным талантом, а людей, которые им обладают, – редкими счастливчиками. Но, как показывает практика во всех сферах жизни и искусства, талант – это лишь малый процент успеха, все остальное – упорство и ежедневный труд. Развить красноречие нетрудно. Это хорошо изученный предмет, которому обучались и который преподавали еще в древней Греции и Риме. Можно с уверенностью выделить ряд качеств, присущих красноречивому человеку почти во всех случаях:

#1

хорошая память

#2

уверенность в себе

#3

способность к импровизации

#4

грамотная и хорошо поставленная речь

С помощью доступных и действенных методик саморазвития каждый человек может воспитать в себе все качества, присущие хорошему оратору.

Если рассмотреть эти качества по отдельности, вы убедитесь, что каждое из них можно выработать в себе самостоятельно, или посещая соответствующие курсы. Существуют и комбинированные занятия, целью которых прямо или косвенно является развитие красноречия. К таковым можно отнести курсы ораторского искусства и актерского мастерства.

Искусство говорить красиво

Хотели бы вы быть способным говорить на любую тему, научиться интересно повествовать о скучных вещах, мастерски владеть силой слова, излагать свои мысли в убедительной и аргументированной форме, с легкостью импровизировать или четко следовать подготовленной речи? Если да, то вам просто необходимо постичь искусство красноречия.

Для того, чтобы овладеть искусством говорить красиво, необходимо в первую очередь:

  1. Обрести гармонию своего внутреннего состояния, т. е. преодолеть в себе неуверенность или страх перед незнакомой аудиторией, настроиться на положительный результат. Конечно, умение преодолевать волнение перед публичным выступлением приходит с практическим опытом, который можно получить в актерском кружке. На занятиях вы узнаете, как развить красноречие, побороть боязнь сцены и незнакомых собеседников. Педагоги также укажут на ваши ошибки и дадут индивидуальные рекомендации на тему расслабления, устранения волнения перед выступлением, тренинги помогут вам стать более уверенной в себе личностью.
  2. Научиться красноречию взрослому человеку невозможно без работы над качеством речи, звукоизвлечением, дикцией. Говорить много или быстро – не значит красиво. Важны детали, которые помогают стать красноречивым оратором и просто приятным собеседником. Существует множество практик, которые включают в себя всевозможные дыхательные упражнения и речевые разминки. Многие из этих упражнений становятся эффективными только при выполнении их с профессиональным педагогом по актерскому мастерству. Неправильное выполнение техники не улучшит дикцию и не поставит правильного дыхания, которое необходимо для длительного выступления.
  3. Развить красноречие поможет такая тема выступления, которая вас увлекает, ваш «конек» может стать вашей «визитной карточкой». Не бойтесь говорить и рассказывать о вашем любимом хобби или приятном событии. Тогда вы покажитесь аудитории энергичным, интересным, «живым» и, конечно, красноречивым. Для этого даже в самой научной и «сухой» теме найдите любопытные для вас факты, проведите аналогии с интересными событиями, изобразите схемы, упрощающие содержание вашего доклада, используйте иллюстрации и видео материалы.
  4. Попробуйте шутить с аудиторией, ее благосклонность обязательно раскроет ваше красноречие. Тренируйте себя в импровизации на уроках ораторского мастерства и смело участвуйте во всевозможных тренингах по развитию уверенности в себе. Красноречивый оратор всегда выйдет сухим из воды. Он может парировать любой неудобный и каверзный вопрос, справиться с негативно настроенной публикой.
  5. Развивать красноречие можно и нужно параллельно с тренировкой вашей памяти. Запоминайте яркие обороты, словоформы и словечки, что позволит сделать вашу речь яркой, особенной и запоминающейся.

Красноречие – это целое искусство, умение управлять умами, а это значит, что тот, кто не знает, как научиться красноречию, также должен обратиться и к изучению психологии. После того, как вы осознаете, как действуют те или иные слова и выражения на вашего собеседника, сможете эффективно управлять сознанием, а значит, ваша речь достигнет нужного результата.

Вот почему последнее время стало модным изучать НЛП (нейролингвистическое программирование) или уделять огромное внимание не только речи, но и невербальному общению (жестам, позам, мимике), которые призваны еще больше добавить вам весу как собеседнику.

Книги для развития красноречия

Обратите внимание, что на развитие красноречия положительно влияет чтение абсолютно любых книг. Книга как таковая – это речевой материал, в котором содержится множество лексических, синтаксических, логических и риторических конструкций. Все они могут быть использованы вами на практике. Чтение книг вслух развивает речь, дикцию, память и импровизационный навык (незаметно для себя вы тренируетесь в выразительном чтении незнакомого текста без подготовки). Кроме того, постоянно пополняется словарный запас – важнейший инструмент оратора.

Что же касается «профильных» книг, наша небольшая подборка всемирно известных произведений от признанных авторитетных авторов поможет вам разобраться с основными понятиями и азами работы над собой. Подборка книг составлена с расчетом на неподготовленного читателя.


#1

Хайнц Леммерман «Учебник риторики»

#2

#3

Хайнц Леммерман «Учебник Риторики»

Универсальное пособие по современной риторике от профессора Бременского Университета Хайнца Леммермана. Учебник включает в себя теоретическую часть, в которой автор доступно и подробно дает читателю представление о риторике как о науке в целом, а также делится собственными размышлениями и практическим опытом. Далее в книгу включен сборник разнообразных упражнений, заниматься по которым могут как взрослые, так и дети. Книга является скорее методическим пособием, чем ознакомительным материалом, и предназначена для длительных занятий.

Дейл Карнеги «Как выступать публично»

Дейл Карнеги – всемирно известный американский психолог и педагог, автор ряда авторитетных трудов по психологии и саморазвитию, а также основатель Института Эффективного Ораторского Искусства и Человеческих Отношений. Данная книга вышла в свет в 1956 году, уже после смерти автора. Она представляет собой своего рода квинтэссенцию предыдущих работ писателя в области риторики и красноречия. Книга написана простым и популярным языком, изобилует жизненными примерами и иллюстрациями, а также содержит ряд практических упражнений.

Ларри Кинг «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно»

Книга знаменитого американского тележурналиста Ларри Кинга направлена, главным образом, на преодоление страхов общения. Авторская методика уникальна и многократно проверена самим автором и группой его ассистентов. Важное отличие книги от предыдущих двух заключается в том, что она целиком посвящена общению. Автором подробно разбираются сотни ситуаций, в которых люди разного возраста и социального статуса испытывают коммуникативные трудности. Рассматриваются самые актуальные проблемы речи и предлагаются доступные пути решения из практики самого автора.

Упражнения для самостоятельных занятий

Для развития красноречия подходят любые упражнения, предполагающие непрерывную, спонтанную и длительную речь. Вы можете находить варианты для тренировок даже в повседневном быту. Например, включите футбольный матч, выключите звук телевизора и представьте, что вы футбольный комментатор, ведущий прямой репортаж. Подойдите к делу серьезно, постарайтесь не сбиваться и не делать долгих пауз. Даже если вы не осилите все 90 минут матча, то, по крайней мере, точно будете знать, сколько времени успешно «держите строй».

Игры на развитие ассоциативного мышления

Ассоциация для оратора – важный инструмент, позволяющий без особых затруднений менять тему разговора, делать необходимые отступления, а также придавать речи наглядность и убедительность в зависимости от ситуации. Подбор ассоциаций у хорошего оратора доведен до автоматизма: он, не задумываясь, выдаст целый перечень вариантов как только возникнет необходимость. Людям без специальной подготовки повторить такой трюк будет очень сложно, т. к. в повседневной жизни это умение им практически не пригождается.

Оратор с развитым ассоциативным мышлением способен говорить более гибко и искусно придавать своей речи необходимое направление незаметно для слушателя. С помощью ассоциации можно плавно увести разговор в любую сторону и задать ему любой вектор развития.

Развивать ассоциативное мышление лучше всего в играх. Стандартная игра «ассоциации» строится на том же принципе, что и «города», «имена» и прочие подобные игры. В нее можно играть с друзьями, корректируя правила на свой вкус и адекватно способностям.

Интервью

Самое тяжелое – не теряться в режиме живого интервьюирования, особенно когда журналист норовит ввернуть провокационный, каверзный, двусмысленный или компрометирующий вопрос. Такое интервью – настоящее испытание даже для умелого оратора, именно поэтому оно незаменимо в качестве упражнения на развитие красноречия. Вам понадобится партнер, который возьмет на себя роль журналиста. С ним у вас будет своего рода дуэль: он делает выпады в вопросах, вы парируете ответами. Его задача – сбить вас с толку, ваша – сохранять контроль над ситуацией и каждый раз плавно уводить разговор от неблагоприятного для вас развития. По результатам можно меняться местами, ведь задающий вопросы также проходит серьезную тренировку на импровизацию и гибкость речи.

Курсы в Москве: что выбрать

Многообразие курсов, прямо или косвенно развивающих красноречие, огромно. Сюда относится большинство бизнес-тренингов, развивающих умение продуктивно вести переговоры и правильно общаться с подчиненными. Узкая специфика таких тренингов делает их привлекательными для тех, кто желает развить красноречие в целях профессионального роста. Среди особенностей тренингов можно выделить навыки преодоления возражений и манипулирования собеседником.

Психологические курсы повышения самооценки и развития коммуникативных навыков также имеют отношение к красноречию. Их цель – раскрепощение и преодоление страхов, что является обязательным условием для человека, постигающего ораторское искусство. Такие курсы особенно актуальны для детей подросткового и младшего школьного возраста, но подходят и взрослым.

Курсы красноречия в Москве, а также курсы актерского мастерства представляют собой комплексный, универсальный подход к постановке речи и обучению навыкам ораторского искусства. Эти направления тесно связаны между собой, разница лишь в том, что актерское мастерство включает в себя ряд узкоспециальных дисциплин, а ораторское искусство целиком посвящено речи.

Если у ученика обнаруживаются микро зажимы в речевом аппарате, то для их устранения ему понадобится тренинг по сценической речи с целым комплексом эффективных упражнений. Затем его ждут задания, способствующие постановке правильного дыхания и звукоизвлечения.

Мы уже выясняли с вами, какое большое значение в жизни человека имеет способность слушать и слышать окружающих. Тогда же мы говорили о том, что быть хорошим слушателем невозможно без умения красиво, понятно говорить, убеждая аудиторию в определённых тезисах. Но вот каким образом научиться основам ораторского искусства, сказано ещё не было. Что ж, время пришло!

Для чего развивать дар красноречия?

Поставив перед собой цель обретения навыков произнесения эффектной речи, каждый из нас должен чётко себе представить, зачем он это делает, зачем к данному достижению стремится. Ответить на указанные вопросы легко, стоит лишь поразмыслить немного на озвученную тему.

Во-первых, умеющий красиво говорить человек показывает уровень своего интеллекта, грамотности, начитанности. Согласитесь, абсолютный тупица вряд ли сможет связать слова воедино в осмысленное, умное, с энтузиазмом воспринимаемое публикой предложение.

Во-вторых, отличный рассказчик имеет возможность продемонстрировать уровень собственной культуры и впоследствии вызвать всеобщее восхищение и уважение.

В-третьих, таким образом, человек пополняет багаж знаний новыми полезными и интересными сведениями. Ведь для подготовки речи и выработки навыков её эффектного преподнесения массам придётся изучать различную литературу.

В-четвёртых, умение говорить, высказывать свои мысли публично всегда связано с наличием дара убеждения либо его развитием. Последний в свою очередь позволяет добиться небывалых высот и грандиозных успехов в жизни, повести за собой толпы людей.

В-пятых, субъект развивает в себе лидерские качества, а ведь только лидерам под силу сыграть важную роль в жизни общества.

Как видите, плюсов красноречия очень много. Так что, нечего терять время попусту – пора приступать к превращению себя любимой в великого оратора.

Практические советы

Научиться красноречию может любой человек, было бы желание. Но для этого необходимо потрудиться. Ниже приведены полезные рекомендации, которые помогут определиться с индивидуальным планом действий на пути к реализации указанного плана.

Тщательно формируйте круг своего общения.

Делайте упор на чтении книг.

Последние должны занять в вашей жизни достаточно важное место. Читайте художественную литературу, классику, газеты, журналы. Так вы будете расширять свой словарный запас и увеличивать объём знаний, то есть убьёте сразу двух зайцев.

Учитесь говорить мало, но по существу.

Иными словами, следуйте правилу, проверенному веками: «краткость – сестра таланта». Стремитесь к тому, чтобы каждая сказанная вами фраза отличалась яркостью и одновременно выражала законченную мысль.

Вырабатывайте у себя правильную дикцию.

С данной целью читайте чаще, лучше каждый день хотя бы по странице вслух. Здесь важно накопление опыта.

Получите заряд вдохновения и заодно – пример для подражания.

Нужно всего лишь обращаться время от времени к аудио- и видеозаписям речей великих ораторов, признанных миром. Муза непременно вас посетит, если вы прочтёте вдобавок подобный поток фраз с убеждающим оттенком. Ярким примером такой написанной речи может послужить «Геттисбергское послание» Авраама Линкольна.

Вы должны отлично разбираться в предмете беседы с публикой, продумать заранее ответ на любой, даже самый каверзный вопрос аудитории.

Обогатите свою речь образными выражениями.

Используйте метафоры, аллегории, эпитеты, сравнения. Так вам удастся не только завладеть вниманием аудитории, но и влюбить её в себя как в оратора, и выработать свой собственный, индивидуальный стиль.

  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_validate() should be compatible with views_handler::options_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_submit() should be compatible with views_handler::options_submit($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter_boolean_operator::value_validate() should be compatible with views_handler_filter::value_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_boolean_operator.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_style_default::options() should be compatible with views_object::options() in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_style_default.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_validate() should be compatible with views_plugin::options_validate(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_submit() should be compatible with views_plugin::options_submit(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Declaration of views_handler_argument::init() should be compatible with views_handler::init(&$view, $options) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_argument.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.

Поэтами рождаются, ораторами делаются

Цицерон

Знаменитое изречение Цицерона открывает великую истину. Всему можно научиться.

Дар красноречия не дается от рождения, он приобретается, благодаря упорному труду и постоянным тренировкам.

Таким образом, чтобы по-настоящему постичь ораторское искусство, упражнения и тренировки должны быть систематическими и постоянными. Специалисты рекомендуют проводить их не менее одного раза в неделю.

Умелого владения речью и свободного выражения мыслей можно добиться с помощью не очень сложных, но регулярных упражнений. Рекомендуется выполнять их 20-30 раз в течение дня.

Громкое чтение вслух

Взяв любую газетную или журнальную статью, нужно читать ее вслух громко, обращаясь к воображаемой аудитории. При чтении необходимо стараться немного забегать вперед, запоминая написанное небольшим отрывком, чтобы затем воспроизвести его.

Воспроизведение смысла прочитанного

Отрывок, состоящий из двух-пяти предложений, прочитывается и пересказывается. При этом преследуется цель - запоминать детали, для чего используется по возможности дословный пересказ. Необходимо пытаться формулировать мысли и речь, рассказывая прочитанное своими словами.

Развитие речевого мышления

Приемы ораторского искусства включают в себя такое понятие, как «речевое мышление», конкретно это означает, что предложение или фраза строятся на основе ключевых слов или ключевых предложений. Эти слова побуждают оратора строить предложения и раскрывать мысль вокруг основных ключевых слов.

Таким образом, ключевые слова становятся некими неподвижными точками, вокруг которых происходит свободное движение других слов. Менеджер находит точки опоры и «вращает» вокруг них мысль в разных формулировках. Находить эти ключевые слова и их новые формулировки и есть то самое занятие в данном упражнении.

Модификацией этого упражнения служит еще одно: прочитать вслух половину предложения и продолжить его своими словами. Здесь же полезен тренинг на дефиницию — формулировку понятий. Данное упражнение позволит менеджеру, как и любому оратору, научиться, как можно более конкретно формулировать определение предмета, выявляя и определяя его сущность точно, ясно и емко.

Рассказывание историй

Взяв любую историю, анекдот или заметку необходимо рассказать их ярко, живо, образно и увлекательно. Это может быть история жизни или одного прожитого дня. Например, один день из жизни менеджера. Для длинного рассказа можно мысленно разработать краткий план.

Начало рассказа или истории всегда должно быть интригующим, заинтересовывающим и иметь оттенок напряжения. Во время кульминации рассказа напряжение достигает пика, а окончание истории дает слушателю возможность расслабиться и перевести дыхание, при этом, напряжение спадает.

Не стоит заострять внимание на ошибках или заминках в речи. Скорее всего, слушатели не заподозрят в них произвольных пауз, поэтому те будут выглядеть естественно. Но после все же стоит позаботиться и устранить возникшие помехи.

Перефразирование делового сообщения

Задание заключается в том, чтобы воспроизвести в свободной форме своими словами суть и содержание газетной заметки или статьи на основе выбранных из нее ключевых слов. Статья перефразируется несколько раз. При этом необходимо сжать ее содержание, уместив в одно предложение и расширить его, добавив собственное мнение.

Речь должна быть связной, плавной, без вынужденных и неоправданных задержек, пауз. В упражнении необходимо добиться перефразирования хотя бы десяти предложений. К этому же упражнению можно отнести описание картины и изображенных на ней образов, деталей, взаимных связей между ними.

Тематическое сообщение

Выбрав какую-либо тему, например, хобби, необходимо сделать пятиминутное сообщение по этой теме. Обращаясь к воображаемым слушателям, нужно чередовать, произнося речь один раз вслух, а другой раз — мысленно, про себя.

В упражнении лучше придерживаться следующей тактики: в начале сообщения использовать ключевые слова, а заканчивать его в свободной форме. При этом не стоит сосредотачиваться на правильности построения фраз, а сделать акцент на плавном и спокойном течении речи. Если произошла ошибка в сказанном слове или предложении, не останавливаться, спокойно закончить предложение. Для того чтобы отследить ошибки, лучше наговаривать сообщение на диктофон.

Ораторское мастерство и искусство речи, упражнения риторики подразумевают постоянное пополнение словарного запаса. Это очень важная часть тренировки. Богатый лексикон поможет сделать язык, речь и ее стиль разнообразным и уникальным.

Изучение речи других ораторов

Наблюдение, слушание и постоянное изучение речи других ораторов — хорошая практика. Слушая доклады, дискуссии, передачи, проповеди, менеджеру следует анализировать услышанное с позиции содержания и с позиции характеристики речи.

К первой позиции относится анализ подачи содержания, соответствия плану, логичность изложения, образность, стилистические приемы. Ко второй принадлежат оценка силы голоса, высоты тембра, ударения, насколько плавно оратор произносит речь, его артикуляции и жестикуляции.

Анализ речи

Слушать речи ораторов, известных политиков, знаменитых личностей, приняв за основу анализа риторические средства — одно из полезных и эффективных тренингов. При этом следует обращать внимание на:

  • то, как оратор делает вступление и заключение;
  • употребляет сравнения;
  • образность речи;
  • наличие повторов, преувеличений и противопоставлений;
  • игру слов.

При этом непременно нужно замечать то, где и как происходит увеличение напряжения речи и его спад, а также следить за другими средствами воздействия речи, употребляемыми оратором.

Практика через дискуссии

Самым эффективным методом были и остаются практические упражнения, ораторское мастерство оттачивается на дискуссиях. Можно начать практиковаться в кругу друзей или коллег, лишь кратковременно вступая в полемику и высказываясь по поводу тех или иных вопросов.

Такая практика поможет постепенно перейти к выступлениям перед более широкой и менее знакомой аудиторией. Менеджер или торговый агент должен учиться говорить, дискутировать, выслушивать оппонентов и отстаивать свою точку зрения.

Выступление с докладом

Вот и подошло время настоящего выступления или первой серьезной речи. Подготовка самостоятельного делового сообщения — еще один способ, как развить ораторское искусство. При подготовке делового сообщения лучше выбрать хорошо знакомую тему.

На протяжении подготовки, а также в процессе всего выступления, необходимо постоянно задаваться вопросом, какими риторическими средствами можно дополнить речь, чтобы она выглядела наглядно, органично, пластично и доступно. Может быть, нужно представить аудитории карты, схемы или графики.

Нужно постараться сделать привлекательное и несухое начало, чтобы слушатели с первых слов начинали вслушиваться в речь и приходили в состояние напряженного внимания. Для этого менеджер или торговый агент должен постоянно ставить себя на место слушателя.

Например, голые цифры не будут говорить слушателю о многом, но если предоставить наглядный пример и связать эти цифры с жизнью, они оживут, обретут «плоть и кровь», заденут, затронут, тогда слова будут цеплять. А ведь этого и должен добиться оратор.

Пользуясь техникой побуждения к размышлению, хорошим началом будет неожиданный вопрос или утверждение. Это вызовет в слушателе, во-первых, интерес, во-вторых, даст толчок поразмышлять над услышанным. По мере того, как менеджер или любой другой оратор будет приводить факты, необходимо также и давать решение обсуждаемой проблемы, если в речи таковая затрагивается.

Если в докладе или деловом сообщении менеджер начинает приводить свое личное мнение, значит, он перешел к речи с выражением мнения. В таком случае необходимо разграничивать, что относится к деловому сообщению, а что является личным мнением и интерпретируется собственно докладчиком.

Выразительная речь — должна стать одним из основных инструментов не только мастеров красноречия, но и каждого торгового агента или менеджера. Развивать риторические способности необходимо постоянно. Помогут усовершенствовать ораторское искусство упражнения видео онлайн.



Просмотров