Дорожно-транспортное происшествие дтп. Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП)? Дтп событие возникшее в процессе движения


Три группы тяжести ДТП Со смертельным исходом Со смертельным исходом Со смертельным исходом Со смертельным исходом С телесными повреждениями людей С телесными повреждениями людей С телесными повреждениями людей С телесными повреждениями людей С материальным ущербом С материальным ущербом С материальным ущербом С материальным ущербом










Девять видов ДТП Столкновение Столкновение Столкновение Опрокидывание Опрокидывание Опрокидывание Наезд на пешехода Наезд на пешехода Наезд на пешехода Наезд на пешехода Наезд на стоящие транспортное средство Наезд на стоящие транспортное средство Наезд на стоящие транспортное средство Наезд на стоящие транспортное средство Наезд на препятствие Наезд на препятствие Наезд на препятствие Наезд на препятствие Наезд на велосипедиста Наезд на велосипедиста Наезд на велосипедиста Наезд на велосипедиста Наезд на гужевой транспорт Наезд на гужевой транспорт Наезд на гужевой транспорт Наезд на гужевой транспорт Наезд на животных Наезд на животных Наезд на животных Наезд на животных И прочие ДТП(сходы трамвая с рельсов, падение перевозочного груза на человека…) И прочие ДТП(сходы трамвая с рельсов, падение перевозочного груза на человека…) И прочие ДТП(сходы трамвая с рельсов, падение перевозочного груза на человека…) И прочие ДТП(сходы трамвая с рельсов, падение перевозочного груза на человека…)


Данные о ДТП в Москве за 3 месяца 2011 года Столкновения ТС Столкновения ТС Столкновение происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог. К столкновению относится и наезд на внезапно остановившееся транспортное средство (например, перед светофором относится или из-за технической неисправности).




Данные о ДТП в Москве за 3 месяца 2011 года Наезд на пешехода Наезд на пешехода Наезд на пешехода происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство, или пешеход пострадал от перевозимого транспортным средством груза (доски, трос и т. п.).


Получен анализ ДТП в Москве за 3 месяца 2011 года Наезд на стоящие транспортные средства Наезд на стоящие транспортные средства Наезд на стоящее транспортное средство происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство (кроме внезапно остановившегося), а также прицеп или полуприцеп.


Данные о ДТП в Москве за 3 месяца 2011 года Наезд на препятствие Наезд на препятствие Наезд на препятствие происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет.




Данные о ДТП в Москве за 3 месяца 2011 года Наезд на гужевой транспорт Наезд на гужевой транспорт Наезд на гужевой транспорт происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились об это транспортное средство.


Данные о ДТП в Москве за 3 месяца 2011 года Наезд на животных Наезд на животных Наезд на животных происшествие, при котором транспортное средство наехало на птиц, диких или домашних животных либо сами эти животные или птицы ударились о движущееся транспортное средство, в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб.


Данные о ДТП в Москве за 3 месяца 2011 года Прочие Прочие Прочие происшествия происшествие, не относящиеся к перечисленным выше видам, такие, как падение перевозимого груза на человека или другое транспортное средство, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо), и другие происшествия, связанные с движущимся транспортным средством и вызвавшие указанные в определении ДТП последствия.


Среди ДТП всех видов чаще всего происходят наезды на пешеходов, причем в населенных пунктах. Пешеходы составляют треть от погибших и раненых в результате всех ДТП. Вместе с тем более 60% пострадавших в ДТП- это люди, находящиеся в автомобилях,- водители и пассажиры. Чаще всего происходит в результате столкновений(более четверти всех случаев), опрокидываний(около 20%) и наездов на препятствия(до5,5%).

Интересное и неожиданное для автомобилистов решение принял Верховный суд. Он разъяснил, когда водителю можно снять стресс алкогольным напитком.

Конечно, управлять автомобилем после употребления спиртных напитков нельзя. Нельзя также выпивать после аварии или после того, как инспектор остановил на дороге и до того, как инспектор проверил водителя. За любое из этих нарушений грозит штраф 30 тысяч и лишение прав на полтора-два года. Именно за это и был наказан штрафом и лишением прав на полтора года некто Кривцов из Республики Тыва.

Он ехал по проселочной дороге на своем "ВАЗ 2106", когда у него лопнуло левое переднее колесо. Что делать? Доставать запаску и менять. Что мужчина и сделал. Однако на запасном колесе он далеко не уехал. Через некоторое время у него отвалилось и это злополучное колесо. Вот это действительно неприятность. Колесо вот оно, а гайки, чтобы его прикрепить, где-то вдоль дороги рассыпаны. Кривцов тогда позвонил своему племяннику, чтобы тот привез гайки, а также забрал машину. Пока он ждал племянника, с горя выпил бутылочку пива.

Но тут мимо проезжал инспектор ГИБДД, который заинтересовался произошедшим. Почувствовав, что от Кривцова пахнет спиртным, он обвинил его в нарушении правил и употреблении спиртного после аварии, но до оформления ДТП сотрудником ГИБДД. С инспектором согласился и мировой судья, который назначил Кривцову суровое наказание. Поддержали такое решение и судьи вышестоящих инстанций.

Однако с этим не согласился Верховный суд. Он напомнил, что согласно статье 2 Закона "О безопасности дорожного движения" дорожно-транспортное происшествие - это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинен иной материальный ущерб.

Нередко водителя инспекторы привлекают за ДТП, которого не было

Из материалов дела не следует, что в результате утраты колеса наступили последствия, соответствующие определению "дорожно-транспортное происшествие". Мировой судья указал в своем постановлении, что водитель совершил ДТП, после чего употребил алкоголь. Но при этом не указал, какие последствия у этого события. Это обстоятельство не проверили и вышестоящие суды. То есть получается, что нет погибших и раненых, нет поврежденных машин, сооружений и грузов. Не причинено иного материального ущерба. А значит, и факта ДТП нет. То есть и наказывать не за что.

Поэтому Верховный суд постановил отменить решения нижестоящих судов, а административное дело прекратить.

Надо сказать, что нередко инспекторы привлекают водителя к ответственности за ДТП, которого не было. Или за оставление места происшествия, которое можно оставлять. Верховный суд подробно объяснил, что не каждое событие на дороге - это дорожно-транспортное происшествие.

Напомним, что не каждое ДТП необходимо оформлять с вызовом ГИБДД. Участники могут оформить, например, европротокол. Или просто договориться на месте. В правилах прописано, что если нет пострадавших, повреждены только машины или иное имущество участников аварии и нет необходимости оформлять документы, то можно и не оформлять.

Так, например, водитель машины не справился с управлением и улетел с дороги в кювет. Он сам не пострадал, не пострадали ни другие машины, ни чье-либо имущество. Только его собственный автомобиль получил повреждения. Это уже считается ДТП. Но оформления не требуется, если автомобиль не застрахован по КАСКО. Такой случай произошел год назад в Подмосковье. Водитель не доехал до дома пять километров. Он оставил машину в кювете, дошел пешком до дома, а утром вызвал эвакуатор, чтобы вытащить машину. Каково было его удивление, когда около своей машины он обнаружил сотрудников ГИБДД. Ему вменили в вину оставление места происшествия, и мировой судья лишил его прав на год. Только в вышестоящей инстанции удалось доказать, что эта авария не требовала оформления и вызова ГИБДД. И оставления места ДТП здесь не было.

Надо сказать, что если автомобиль врезался в забор, столб, дорожное ограждение или дерево, то это будет самое настоящее ДТП. При этом оно требует оформления. Ведь, как правило, забор, столб, дорожное ограждение и даже дерево кому-то принадлежат, а значит, их владельцу причинен ущерб.

Является ли дорожно-транспортным происшествием (ДТП) случаи, когда автомобиль, двигаясь вне проезжей части дороги, причинил материальный ущерб, повредив ценности или предметы?


Дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (п.1.2. Правил дорожного движения). Согласно этому термину ДТП может считаться лишь событие, произошедшее на дороге. Аналогично и в ст.2 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» под дорожно-транспортным происшествием понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Автомобилей много. На них ездят не только по дорогам, но и по бездорожным местам. При движении автомобиля по бездорожью случайно можно повредить не только крупные объекты (ограды, столбы, автомобили), но лежащие на земле предметы, которые могут иметь материальную ценность (планшеты, ноутбуки, сумки с вещами, коляски, продукты и т.д.).

Является ли дорожно-транспортным происшествием (ДТП) случаи, когда автомобиль, двигаясь вне проезжей части дороги, причинил материальный ущерб, повредив ценности или предметы?

Если это является ДТП, то водитель транспортного средства после такого происшествия в соответствии с п.2.5 ПДД РФ обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 ПДД, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию; вызвать полицию и ожидать прибытия сотрудников полиции. В ином случае водителя, покинувшего место ДТП, могут привлечь к административной ответственности по ч.2 ст.12.27 КоАП РФ и лишить права управления транспортными средствами на срок от 1 года до 1,5 лет либо арестовать на срок до 15 суток.

В судебной практике апеллируют понятием ДТП в более широком смысле. В правоприменении Правила дорожного движения действуют не только на дороге, но распространяются и на прилегающую к дороге территорию. Согласно п.1.2 ПДД "Прилегающая территория" – это территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). С учётом данных положений, в правоприменении к ДТП относится не только произошедшее на дороге, но и наезд автомобиля, случившийся в пределах прилегающей к дороге территории (вне проезжей части).

Как видите, главный судебный принцип определения ДТП- инцидент произошёл в ходе движения автомобиля. При этом не стоит забывать правило ч.3 ст.17 УК РФ, которое всегда действует в судебной практике: если преступление предусмотрено общей и специальной нормами, совокупность преступлений отсутствует и уголовная ответственность наступает по специальной норме.

Насколько может быть большой территория, непосредственно прилегающая к дороге? На каком удалении может находиться крайняя граница прилегающей к дороге территория?

В законодательстве нет регламентации данных параметров. Суд к каждому подобному случаю подходит особо. На мой взгляд, граница, прилегающая к дороге территории, начинается с обочины и заканчивается первым препятствием, через которое автомобиль не сможет преодолеть в движении в каждом конкретном случае. Чем это можно обосновать? Возьмём случай: лихач вылетает за пределы дороги и в движении, пока не остановился, крушит всё на своем пути: сбивает знак газопровода, вылетает на газон и наезжает на велосипед, ноутбук, продукты (люди отдыхали на газоне), докатывается до забора, сносит ограду, и, пролетая дальше, наезжает на здание, где и останавливается. Весь материальный ущерб, причиненный в этом случае, считается причиненным в результате ДТП по вине водителя-правонарушителя. Даже если лихач вылетает с территории АЗС на прилегающую территорию, то это считается дорожно-транспортным происшествием, а это уже, можно назвать территорией, которая находится за пределами прилегающей к дороге территории. Если взять заброшенную дорогу в поле или в лесу? Хотя она и заброшенная, то все равно считается дорогой (проселочной, лесной, полевой). Разница лишь только в том, что по заброшенной дороге мало ездят. Дорожное покрытие, его состояние и качество на определение «дорога» не влияет.

Таким образом, если происшествие связано с движением автомобиля, то это считается дорожно-транспортным происшествием. Если вы на автомобиле наехали на предметы, находившиеся на газоне, на лесной заброшенной дороге, на территории завода, газоне, тротуаре, и причинили тем самым ущерб, то знайте, вы совершили ДТП, и, если покинете это место, то вас могут привлечь к административной ответственности по ч.2 ст.12.27 КоАП РФ и лишить водительских прав.

Первое дорожно – транспортное происшествие – наезд авто­мобиля на пешехода было зафиксировано еще в 1896 году, т.е. всего через 10 лет после изобретения автомобиля. В 1899 году такое же происшествие закончилось смертью человека. С тех пор число ДТП непрерывно увеличивается. Это вызывает вполне обоснован­ную тревогу.

Безопасность дорожного движения обеспечивается нормаль­ным функционированием всех составляющих комплекса «води­тель – автомобиль – среда движения». Между тем недостаточная надежность элементов этой системы (низкая дисциплина участ­ников движения, неудовлетворительное техническое состояние автомобилей и дорог) является причиной дорожно – транспорт­ных происшествий.

Изучение ДТП показало, что наиболее часто они возникают в летне – осенний период – с июня по октябрь, когда на дорогах резко увеличивается интенсивность движения личных автомоби­лей. Доля ДТП за эти пять месяцев составляет примерно 55 – 60 % годовых. По дням недели ДТП распространяются также неравно­мерно. Наибольшее их число приходится на конец недели. В тече­нии суток наиболее опасны вечерние часы, приблизительно с 17 до 21 часа. В течении этих четырех часов совершается 30 – 35 % от общего числа происшествий за сутки. В это время возрастает ин­тенсивность транспортных и пешеходных потоков, а освещенность дорог ухудшается. Да и усталость водителей к концу рабочего дня дает себя знать.

Среди пострадавших в дорожно – транспортных происшестви­ях большую часть составляют водители и пассажиры, т.е. лица, на­ходящиеся в транспортных средствах (61 % от числа погибших и 62 % от числа раненых). На долю пешеходов приходится соответствен­но 39 % погибших и 38 % раненых. Наибольшее число пострадав­ших – это люди сравнительно молодого возраста – 30–35лет.Основные причины возникновения дорожно – транспортных происшествий: нарушение Правил дорожного движения со сто­роны водителей – 74,3 %, нарушение правил со стороны пешехо­дов – 27,5 %, неудовлетворительное содержание улиц и дорог –12,6 %, технические неисправности транспортных средств – 1,3%. Таким образом, от дисциплинированности участников дорожно­го движения, профессиональной подготовки водителей решающим образом зависит уровень безопасности дорожного движения.

В соответствии с действующими Правилами дорожно – транс­портным происшествием называют событие, возникшее в про­цессе движения по дороге транспортного средства и с его учас­тием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транс­портные средства, груз, сооружение. В соответствии с приведен­ной формулировкой для отнесения события к дорожно – транс­портному происшествию необходимо наличие как минимум трех условий: транспортное средство должно двигаться, само собы­тие должно быть связано с этим транспортным средством и по­следствия события должны соответствовать перечисленным в определении. Как правило, обстоятельства возникновения дорожно – транспортных происшествий чрезвычайно разнообраз­ны. Однако анализ этих обстоятельств позволяет выявить неко­торые общие их черты, что дало возможность разработать клас­сификацию дорожно – транспортных происшествий. В Российс­кой Федерации принята следующая классификация дорожно –транспортных происшествий:

    столкновение, когда движущиеся механические транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог;

    опрокидывание, когда механическое транспортное средство потеряло устойчивость и опрокинулось. К этому виду проис­шествий не относятся опрокидывания, вызванные столкнове­нием механических транспортных средств или наездами на не­подвижные предметы;

    наезд на стоящее транспортное средство – происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на сто­ящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп;

    наезд на препятствие – происшествие, при котором транспор­тное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, мачта, строительные материалы, ограждение и т.п.)

    наезд на пешехода – это происшествие, когда механическое транспортное средство наехало на человека или он сам натол­кнулся на движущееся транспортное средство, получив трав­му. К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным сред­ством груза или предмета;

    наезд на велосипедиста, происшествие, при котором транспор­тное средство наехало на человека, передвигающегося на ве­лосипеде (без подвесного двигателя) или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство;

    наезд на гужевой транспорт – это происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а так­же на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные, или повозки транспортируемые этими жи­вотными, ударились о движущееся транспортное средство;

    наезд на животных – происшествие, когда транспортное сред­ство наехало на птиц диких или домашних животных (вклю­чая вьючных или верховых), либо сами эти животные или птицы ударились о движущееся транспортное средство, в резуль­тате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб;

    прочие происшествия, т.е. происшествия, не относящиеся к пере­численным выше видам. К этому виду происшествий относятся сходы трамваев с рельсов (не вызвавшие столкновения или оп­рокидывания), падение перевозимого груза на людей и др. Внутри каждого из названных видов ДТП могут быть выделе­ны несколько групп. Например, столкновения могут быть встреч­ными и попутными. В свою очередь попутные столкновения мо­гут быть столкновениями двух транспортных средств или цепны­ми столкновениями, в которых принимает участие более двух (иногда много) транспортных средств. Несмотря на то, что цеп­ные столкновения происходят при меньших относительных ско­ростях, чем встречные, ущерб от них достигает большей величи­ны за счет участия нескольких транспортных средств. Одна из наиболее частых причин цепных столкновений заключается в том, что водители часто выдерживают очень маленькую дистанцию до идущего впереди автомобиля, которая не соответствует скорости движения. В таких условиях даже экстренное торможение не по­зволяет избежать столкновения.

Особую опасность представляют собой встречные столкнове­ния транспортных средств. Для этого вида дорожно – транспортных происшествий характерны наиболее тяжелые последствия: разбитые или даже уничтоженные автомобили, погибшие люди, тяжелые ранения. Колоссальная энергия, которой обладают летя­щие навстречу друг другу автомобили, за несколько сотых долей секунды превращается в энергию, уничтожающую человеческие жизни и материальные ценности. Встречные столкновения авто­мобилей чаще всего являются следствием нарушения Правил до­рожного движения, допущенного водителем. Поэтому снижать тяжесть последствий лобового столкновения следует совершен­ствованием пассивной безопасности. К сожалению многие не пользуются ремнями безопасности – эффективным средством пас­сивной безопасности, – полагая, что они в принципе не могут стать участниками дорожно – транспортного происшествия, так как успеют остановиться перед опасностью, наивно думая, что те, кто в эту ситуацию попал и не смог выйти из нее с честью, думали иначе.

На основании постановления Правительства РФ № 647 от 29.06.95 года «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий» применяются следующие основные термины:

  • «дорожно-транспортное происшествие» - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения;
  • «дорога» - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии;
  • «транспортное средство» - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (автомобиль, мотоцикл, мотороллер, мотоколяска, мопед, велосипед с подвесным мотором, мотонарты, трамвай, троллейбус, трактор, самоходная машина, а также гужевой транспорт, за исключением вьючных и верховых животных);
  • «владельцы транспортных средств» - юридические лица независимо от форм собственности, являющиеся собственниками транспортных средств либо пользующиеся или распоряжающиеся транспортными средствами в установленном порядке;
  • «погибший» - лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток (до 19.11.2008 было в течение 7 последующих суток);
  • «раненый» - лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения.

Согласно приказа МВД РФ № 328 от 18.06.96 года «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. N 647» дорожно-транспортные происшествия подразделяются на следующие виды:

  1. Столкновение
  2. Опрокидывание
  3. Наезд на стоящее транспортное средство
  4. Наезд на препятствие
  5. Наезд на пешехода
  6. Наезд на велосипедиста
  7. Наезд на гужевой транспорт
  8. Падение пассажира
  9. Иной вид ДТП
    (всего 9 видов ДТП)

Перечень видов ДТП и их определения содержаться в Приложение 6 к Инструкции по учету дорожно-транспортных происшествий (является приложением к Приказу МВД РФ № 328):

Столкновение - происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.
К этому виду относятся столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.
Опрокидывание - происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось.
Наезд на стоящее транспортное средство - происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.
Наезд на препятствие - происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).
Наезд на пешехода - происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.
К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.).
Наезд на велосипедиста - происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.
Наезд на гужевой транспорт - происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство.
К этому виду также относится наезд на животное.
Падение пассажира - происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП.
Падение пассажира из недвижущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.
Иной вид ДТП - происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом транспортного средства предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.



Просмотров