Государственная территория. Государственная граница, ее виды и порядок определения. Территориальное море. Государственные границы России. Типы и виды российских границ Регламентация пересечения границы

Верховная власть государства, его территориальное вер­ховенство - отличительная черта государственной террито­рии.

Согласно ст. 4 Конституции РФ суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, а Консти­туция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей ее территории. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

В соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 67) территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъек­тов, внутренние воды и территориальное море, воздушное про­странство над ними.

В сухопутное пространство РФ входят открытые и могу­щие быть открытыми в будущем земли и острова, расположен­ные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья РФ, в пределах между меридианами, соединяющими крайние точки побережья России с Северным полюсом

Водное пространство как часть государственной территории - это внутренние воды (реки, озера, каналы и другие во­доемы, берега которых принадлежат данному государству), при­надлежащие государству части пограничных рек и озер, внут­ренние морские воды (прилегающие к побережью воды портов, бухт, заливов и др.) и территориальное море, то есть прибрежная морская полоса шириной до 12 морских миль.

Воздушное пространство государства - это та часть воз­душного пространства, которая находится над сухопутной и водной территориями государства. Высотный предел воздуш­ного пространства одновременно является линией разграниче­ния воздушного и космического пространств. В настоящее вре­мя такая линия не определена.

Государство по своему усмотрению определяет правовой статус своей территории. Оно может на основе специальных международных договоров предоставить определенные права по использованию отдельных частей своей территории иностран­ным государствам, их юридическим или физическим лицам.

Государственная территория должна использоваться в со­ответствии с нормами и принципами международного права и таким образом, чтобы не причинять ущерб другим государст­вам.

Изменение государственной территории также может быть произведено на основе определенно выраженного согласия го­сударств и в соответствии с нормами и принципами междуна­родного права.

Правовым основанием такого изменения становится меж­государственный договор о передаче определенной части тер­ритории или об обмене ее участками.

Государственная граница - это линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяю­щие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства).Границы между сопредельными го­сударствами обычно определяются договорами между ними.


Государственные границы на суше устанавливаются по линиям рельефа или явно видимым ориентирам.

На реках государственные границы обычно проводятся либо по середине главного фарватера или по тальвегу (по линии наи­больших глубин), если река судоходная, либо по середине рус­ла, если река несудоходная. На озерах она представляет собой линию, соединяющую выходы сухопутной границы к берегам озера.

Линия внешнего предела территориального моря является государственной границей на море. Она устанавливается госу­дарством с учетом требований норм международного права (о ширине территориального моря, об определении линии их раз­граничения между смежными или расположенными друг про­тив друга государствами).

Процесс установления границы включает две стадии: де­лимитацию и демаркацию.

Делимитация - это определение в договоре общего направления прохождения границы (словесное описание с указанием характерных мест ее прохождения - рек, озер, хребтов и т. д.) и нанесение ее на карту (графическое изображение).

Демаркация - это обозначение линии границы на местности посредством установления специальных погранич­ных знаков. Она осуществляется специально создаваемыми ко­миссиями из представителей сопредельных государств. При демаркации составляются демаркационные документы: прото­колы - описания государственной границы, протоколы погра­ничных знаков (с характеристикой их положения, формы, раз­меров, материала, номера и т. д.).

Территориальное море - это морской пояс, примыкающий к сухопутной территории (ос­новному сухопутному массиву и островам) и внутренним во­дам государств и находящийся под суверенитетом прибреж­ного государства.

Ширина территориального моря не должна превышать 12 морских миль.

Отсчет ширины территориального моря производится:

1) от линии наибольшего отлива; 2) от условной линии внутрен­них вод; 3) от прямых исходных ("базисных") линий, соединяю­щих выступающие в море точки морского побережья (такой метод применяется в местах, где береговая линия глубоко из­резана или вдоль берега имеется цепь островов).

Территориальное море, его дно и недра, воздушное пространство над ним являются составной частью территории прибрежного государства и находятся под его су­веренитетом. Суверенитет прибрежного государства над тер­риториальным морем осуществляется с соблюдением норм ме­ждународного права.

Вопрос о территории государства непосредственно связан с государственными границами - линиями, проведёнными на карте и на местности, и перпендикулярами, восставленными от этих линий до границы земного пространства с космосом и до центра Земли в глубь её недр.

Рис. 51. Приграничная зона в Республике Карелия, на въезд в которую требуется специальное разрешение, в 2006 г. была сокращена в 3 раза

Принцип нерушимости границ является залогом мирного сотрудничества соседствующих народов, недаром говорят, что хорошие границы делают хороших соседей (рис. 51).

Две противоборствующие тенденции: укрепление барьерной функции границ и развитие контактной функции (т. е. превращение границ в зоны экономического сотрудничества) определяют роль границ в международных экономических отношениях.

Сухопутные границы . Сухопутные границы устанавливаются в два этапа: первый - делимитация (описание их в договоре и максимально точное обозначение на карте, прилагаемой к договору) и второй - демаркация (обозначение границ на местности и описание этого процесса в специальном протоколе).

Морские границы . К берегу государства прилегают территориальные воды - суверенная территория государства протяжённостью, согласно международным соглашениям, 12 миль. За территориальными водами расположена прилегающая зона - полоса шириной 12 миль. Таким образом, граница государства, в пределах которой осуществляется пограничный контроль за соблюдением таможенных и иммиграционных правил, находится на расстоянии 24 морских миль от прибрежной линии (рис. 52).

Рис. 52. Морские границы государства

Далее над континентальным шельфом и материковым склоном расположены исключительная экономическая зона и исключительная зона рыболовства шириной 200 миль. Эти зоны могут использоваться как прибрежными государствами (для разведки, разработки естественных ресурсов недр и вод, создания в этой зоне искусственных островов, установок и сооружений), так и другими государствами (они имеют право судоходства, полётов, прокладки кабелей и трубопроводов, если это не нарушает права прибрежных государств).

Континентальный шельф - это морское дно и недра подводных районов за пределами территориального моря до внешней границы подводной окраины материка. Эта зона простирается до глубины 200 м или на расстояние 200 морских миль от линий, которые отмеряют ширину территориального моря (если внешняя граница подводной окраины не простирается на такое расстояние). Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря. Континентальный шельф не может простираться более чем на 350 миль. Государства имеют право на разведку и разработку естественных богатств континентального шельфа (рыбную ловлю, добычу полезных ископаемых). Линии границ континентального шельфа, примыкающего к территории государств, берега которых расположены один против другого, или к территории двух смежных государств, определяются соглашением между государствами либо на основе международных принципов.

Территориальный спор между Колумбией и Венесуэлой

    Главная причина спора между Колумбией и Венесуэлой - запасы нефти на континентальном шельфе и водном пространстве, прилегающем к гористым незаселённым островам Лос-Монхес.

    В 1944 г. Колумбия в одностороннем порядке объявила свой суверенитет над островами, а в 1952 г. Венесуэла их захватила.

    В 1976 г. вопрос о государственной принадлежности островов и наличии (или отсутствии) у них континентального шельфа решал Международный суд. Он подтвердил, что острова принадлежат Венесуэле, но Колумбия имеет ограниченные права на разработку нефти в Венесуэльском заливе. Решение Международного суда вызвало недовольство обеих сторон и не привело к окончательному разрешению конфликта.

Рис. 53. Территориальные споры между Колумбией и Венесуэлой из-за использования исключительной экономической зоны и континентального шельфа

Острова и атоллы, принадлежащие другим государствам, могут иметь лишь 12-мильную полосу территориального моря и прилежащую зону, но не дают права на континентальный шельф.

Проведение морских границ в проливах, заливах и внутренних морях - сложная политическая проблема. Обычно границы проводятся на равном расстоянии от побережий соседствующих стран.

Географическое положение: выход к морю . Для современных государств, всё больше зависящих от мирохозяйственных связей, выход к морям Мирового океана считается важным преимуществом географического положения. Им не обладают всего 42 государства, причём в основном это страны с низким уровнем дохода.

Интересно, что, в отличие от стран Азии, Африки и Латинской Америки, государства Европы, лишённые выхода к морям, не испытывают неудобств от такого географического положения. Большинство из них имеют весьма высокий уровень экономического развития, а некоторые (например, Швейцария, Австрия) по благосостоянию граждан даже обогнали приморских соседей. Большую роль в этом сыграло наличие международных водных путей, которые проходят по впадающим в море рекам - Рейну, Дунаю. Да и в целом пространство объединённой Европы становится всё более проницаемым и однородным в политическом отношении. Что же касается государств-карликов, расположенных не у моря, - Андорры, Лихтенштейна, Сан-Марино, Ватикана, приморское положение им вовсе не нужно.

Особенно большую роль играет выход к морям для государств, экономика которых зависит от экспорта природных ресурсов. Отрезанные от морских побережий, такие страны ограничены в возможностях строить экономику на экспорте природных ресурсов и потому заметно беднее своих приморских или приокеанских соседей. Классический пример - Боливия, лишившаяся в 1884 г. в результате Тихоокеанской войны выхода к побережью Тихого океана, что заметно осложнило поставки на внешний рынок главного экспортного товара этой страны - оловянной руды, а позднее - её концентрата. Поэтому на политической карте мира нередко возникали причудливые конфигурации государств, тянувшихся к морям узкими коридорами. Нередко их создание диктовалось не столько потребностями экономики, сколько геополитическими амбициями (рис. 54).

Рис. 54. Территориальные коридоры, обеспечивающие выход к морям и судоходным рекам

Иногда не менее важным, чем выход к морю, оказывается выход к крупной реке, по которой осуществляется международное судоходство. Типичный пример такого коридора - выход Колумбии к Амазонке, кажущийся весьма странным «аппендиксом», из-за которого этой стране пришлось в 1932-1934 гг. воевать с Перу.

Естественные рубежи как границы . Часть государственных границ проходит по естественным рубежам - горным хребтам, рекам, озёрам (как правило, по их геометрической середине).

Если река часто меняет свое русло, между государствами, расположенными на разных её берегах, как правило, возникают территориальные приграничные споры. Если естественный рубеж труднопреодолим, например высокие горы, то по разные стороны от него располагаются довольно различные этносы, и такие границы являются устойчивыми и стабильными.

В ряде старых стран Европы государственные границы формировались в соответствии с границами расселения этнических групп. В XX в. поводом к пересмотру границ часто была защита народов, оказавшихся в меньшинстве на территории государства с доминированием другого этноса. Так, в Европе в XX в. главными конфликтными районами были Эльзас и Лотарингия (на границе Германии и Франции), Силезия (на границе Польши и Германии), Румынская Трансильвания, населённая венграми, Косово (сербская территория, населённая албанцами) и др.

Спорные границы между Танзанией и Малави

    Существующая граница между Танзанией и Малави, установленная соглашением 1890 г. между Германией и Великобританией, которым принадлежали территории этих современных государств, проходит по восточному побережью озера Ньяса вплоть до реки Рувума, а затем по медианной линии. Положение границы фактически лишает Танзанию выхода к озеру Ньяса. Однако по действующему ныне международному праву граница должна проходить по медианной линии, на чём и настаивает Танзания.

Рис. 55. Граница между Малави и Танзанией

Гибралтар - колония Великобритании на территории Испании

    Гибралтар - принадлежащий Великобритании полуанклав на юге Пиренейского полуострова на территории Испании с чрезвычайно выгодным геополитическим положением, площадью всего 6,5 км 2 и населением 28,9 тыс. человек - перешёл во владение английской короны в 1713 г. по Утрехтскому договору. По договору Англии передавалась только сама Гибралтарская скала «как военная база, а не как колония, город, замок, порт, защитные сооружения и крепость в состоянии на 1704 г. без юрисдикции над территорией и без права какой-либо коммуникации наземным путём с соседствующей страной, с которой запрещена также всякая торговля». Перешеек, соединяющий скалу с материком, остался за Испанией. Однако постепенно англичане стали его заселять и использовать, в 1935 г. там был построен аэропорт и перешеек фактически стал английским.

    Великобритания не имела права передавать или продавать Гибралтар третьему государству. В случае отказа Великобритании от этой территории она автоматически возвращается Испании. Но в последнее время в правительственных кругах Гибралтара всё чаще обсуждается вопрос о возможности получения независимости, что, по мнению испанской стороны, невозможно. В 1956 г. Комитет ООН по деколонизации признал, что вопрос Гибралтара - это вопрос не о самоопределении территории, а о восстановлении целостности Испании, которое должно происходить с соблюдением прав и интересов населения колонии и путём двусторонних переговоров.

    В 1967 г. в Гибралтаре был проведён референдум, на котором население проголосовало за сохранение существующего статуса. Тем не менее в 1969 г. Гибралтар получил конституцию, предусматривающую должность губернатора, премьер-министра, единую палату собрания в составе 15 избираемых членов, а также спикера, генерального прокурора, министра финансов и министра по вопросам развития. В преамбуле конституции говорится, что Великобритания не будет вести никаких переговоров о передаче Гибралтара без согласия его населения.

    В настоящее время Гибралтар стал удобной офшорной зоной, поистине «налоговым раем»: здесь не действует большинство британских налогов.

    Кроме «отмывания денег», Гибралтар используется как транзитный пункт по продвижению в Европу контрабандных товаров (сигарет и наркотиков) и нелегальных иммигрантов из Африки.

    В 1987 г. заключён испано-английский договор о совместном использовании аэропорта. Однако этому воспротивилось правительство Гибралтара: жители Гибралтара могли попасть в Европу только через Лондон самолётом или морем, полётов в Испанию и через испанское воздушное пространство не было.

    В 2000 г. подписан новый договор, определяющий административный статус спорной территории. Отныне на территории Гибралтара могут действовать выгодные для него законы ЕС (в частности, по либерализации межрегиональных воздушных сообщений), взаимоотношения Гибралтара с ЕС или любым его членом должны происходить под юрисдикцией Великобритании. Теперь интересы этой территории должна представлять сама Великобритания, а не власти Гибралтара. В то же время Испания согласилась признавать удостоверения личности гибралтарцев, которые теперь будут действительны на всём пространстве ЕС при условии, что на них будет отметка не только «Гибралтар», но и «Великобритания».

По религиозному принципу бывшая Британская Индия в 1947 г. была разделена на Индию и Западный и Восточный Пакистан (ныне соответственно Индия, Пакистан и Бангладеш). Границы между бывшими колониальными государствами обладают наибольшей степенью конфликтности, поскольку, как правило, проходят по условно выбранным линиям, часто разрезая ареалы проживания этнических групп.

Особую остроту проблема границ приобрела в Африке, где большая их часть проведена в соответствии с соглашениями между бывшими метрополиями без учёта интереса новообразованных государств (рис. 55).

Большинство территориальных конфликтов современности связано с проблемой границ.

Понятие «политическая карта мира» включает в себя два смысла. В узком смысле - это карта мира, на которой нанесены границы всех государств, в широком - расстановка политических сил, политическая жизнь мира в целом, отдельных групп стран, важнейшие политические проблемы современности.

Политической карте мира свойственна высокая динамичность. Изменения на политической карте бывают количественными и качественными .

Количественные изменения :

    присоединение к государству вновь открытых земель (в прошлом - колоний);

    территориальные приобретения или потери в результате войн;

    добровольные уступки (обмен) странами участков государственной территории;

    объединение или распад государств и др.

К качественным изменениям относятся :

    приобретение страной политического суверенитета;

    введение иных, от существовавших ранее, форм правления и государственного устройства;

    образование межгосударственных объединений и политических союзов и др.

В последнее время количественные изменения все чаще уступают место качественным. В этом суть современных процессов- путь диалогов, международных контактов, мирного урегулирования всех споров.

Территория и границы.

Географы используют два термина: «географическое пространство» и «территория», часто наполняя их одним смыслом. Однако понятие «территория» отличается от понятия «пространство» своей конкретностью, привязкой к определенным координатам на земной поверхности.

Территория - часть поверхности суши с присущими ей природными, а также созданными в результате человеческой деятельности, свойствами и ресурсами.

Пределы территорий определяются границами.

Политические границы могут быть государственными и негосударственными. Государственные границы определяют пределы государственной территории. Негосударственные границы, имеющие характер политических – это, например, границы по международным соглашениям, договорные, временные, демаркационные и др.

Границы государственные - это линии и проходящие по этим линиям воображаемые вертикальные поверхности, определяющие пределы территории государства (суши, вод, недр, воздушного пространства), т.е. пределы распространения суверенитета данного государства. Государственная граница разделяет территории суверенных стран. Это как политическая, так и экономическая граница, лимитированная государственным строем, национальной обособленностью, таможенным контролем, правилами внешней торговли и т.п.

Сухопутные и морские государственные границы между сопредельными государствами устанавливаются в договорном порядке. Существует два типа установления государственной границы - делимитация и демаркация. Делимитация - определение по соглашению между правительствами сопредельных государств общего направления прохождения государственной границы и нанесение ее на географическую карту. Демаркация - проведение линии государственной границы на местности и обозначение ее соответствующими пограничными знаками.

Различают границы орографические, геометрические и географические.

Орографическая граница - это линия, определяющая границы и проведенная по естественным (природным) рубежам с учетом рельефа местности (проводится главным образом по горному хребту и руслу рек).

Геометрическая граница - это прямая линия, соединяющая две определенные на местности точки государственной границы, которая пересекает местность без учета рельефа.

Географическая {астрономическая) граница - это линия, проходящая через определенные географические координаты и иногда совпадающая с той или иной параллелью или меридианом. Два последних вида границ широко распространены в Африке и Америке. В России имеют место все типы границ.

На пограничных озерах линия государственной границы проходит посередине озера или по прямой линии, соединяющей выходы сухопутной государственной границы к его берегам. Внутри государственной территории выделяют еще границы административно-территориальных единиц (например, границы республик, областей, штатов, провинций, земель и др.). Это внутренние границы.

Специалисты по международному праву под «территорией» понимают различные пространства земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушным пространством, а также космическое пространство и находящиеся в нем небесные тела. Выделяют государственную территорию, а также территории с международным и со смешанным режимом.

Государственной является территория , находящаяся под суверенитетом отдельного государства и ограниченная государственной границей. В состав территории государства входят:

    суша в пределах границ;

    воды (внутренние и территориальные);

    воздушное пространство над сушей и водами.

Большая часть приморских государств (их в мире около 100) имеет территориальные воды. Это полоса прибрежных морских вод шириной от 3 до 12 морских миль от берега.

К территориям со смешанным режимом относятся континентальный шельф и экономическая зона . Экономические зоны и шельфы часто превышают площадь сухопутной территории государства и могут существенно увеличить его ресурсный потенциал.

Определение принадлежности, режима и границ прилегающих к побережью сравнительно мелководных районов Мирового океана превратилось во второй половине XX в. в важную политическую и правовую проблему в связи с возможностью разведки и разработки естественных богатств континентального шельфа (нефть, газ и другие полезные ископаемые). Глубины края шельфа обычно составляют 100-200 м. Страны мира имеют исключительное право на разведку и эксплуатацию «своего шельфа», но не имеют суверенных прав на соответствующую акваторию.

В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. под континентальным шельфом понимается морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориальных вод государства на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории вплоть до внешней границы подводной окраины материка, или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориальных вод, если внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние.

Инициаторами установления экономических зон выступили в конце 60-х годов латиноамериканские государства (которые не имеют полноценной шельфовой зоны из-за больших глубин около побережья). К середине 80-х годов их примеру последовали почти все другие государства мира, в том числе наша страна. На экономические зоны ныне приходится 40% площади Мирового океана, в том числе районы, дающие 96% мирового вылова рыбы,

Экономические зоны - это районы акватории Мирового океана за пределами территориальных вод шириной около 200 морских миль, в которых приморское государство осуществляет суверенные права на разведку и разработку минеральных ресурсов, проведение научных исследований, лов рыбы (т.е. это зоны национальной юрисдикции на ресурсы), а другие страны пользуются свободой судоходства и имеют доступ к излишкам допустимого улова (по Конвенции ООН по морскому праву).

К территориям с международным режимом относятся лежащие за пределами государственной территории земные пространства, которые находятся в общем пользовании всех государств в соответствии с международным правом. Это открытое море, воздушное пространство над ним и глубоководное морское дно за пределами континентального шельфа.

При этом некоторые особенности имеет международно-правовой режим арктических районов открытого моря (Северный Ледовитый океан). Канада, Россия и другие страны, территорию которых омывают воды этого океана, разделили его на «полярные сектора». «Полярный сектор » - пространство, основанием которого является северная граница государства, вершиной - Северный полюс, а боковыми границами- меридианы. Все земли и острова в пределах «полярных секторов», ледяные поля у берега входят в состав государственных территорий этих стран.

Следует отметить также особый международно-правовой режим , установленный по договору 1959 г. в Антарктиде . Материк полностью демилитаризован и открыт для научных исследований всех стран мира.

Космическое пространство находится за пределами земной территории и его правовой режим определяется принципами и нормами международного космического права.

Особые территориальные режимы - это международно-правовые режимы, определяющие правовой статус и порядок пользования какой-либо ограниченной территорией. Так, известны режимы:

    судоходства по международным рекам, проливам и каналам, используемым для международного судоходства;

    режимы рыболовства и других видов морского промысла;

    эксплуатации минеральных ресурсов морского дна (эксплуатации континентального шельфа и пр.);

    режим водопользования и других видов хозяйственной деятельности на пограничных реках и т.п.

    Особыми видами территориального режима являются международно-правовая аренда территории, режим «свободных экономических зон», привилегированных в таможенном отношении и т.д.

Политическая карта мира прошла длительную историю своего формирования, отражающую весь ход развития человеческого общества.

1. На основе анализа рисунка 11 учебника укажите типы границ России.

Природные, исторические, экономические, геополитические, этно-культурные.

2. На основе анализа таблицы 2 учебника определите, какие страны имеют с Россией:

Наименьшую границу - КНДР, Норвегия, Польша.

Наибольшую границу- Казахстан, Китай, Монголия.

3. Перечислите страны, имеющие с Россией:

4. Какие государства называются соседями второго порядка? Перечислите эти государства, расположенные вдоль:

5. Как устанавливаются границы государства в Мировом океане, воздушном и космическом пространстве?

Границы государственные-линии и проходящие по этим линиям воображаемые вертикальные поверхности, определяющие пределы территории государства (суши, вод, недр, воздушного пространства), т.е. пределы распространения суверенитете. Морские государственные границы между сопредельными государствами устанавливаются в договорном порядке. Космическое пространство находится за пределами земной территории и его правовой режим определяется принципами и нормами международного космического права.

6. Объясните, почему во всем мире и в России постоянно возрастает роль экономических зон морей. Почему особенно ценны шельфовые участки экономических зон морей? Какие из морей, омывающих Россию, имеют наибольшую площадь шельфа?

Моря, имеющие наибольшую площадь шельфа: Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотсткое. Именно в этих зонах наиболее благоприятные сочетания многих видов природных ресурсов (энергетических, биологических, химических). Так же транспортное использование. Шельфовые участки ценны, потому что обладают крупными запасами нефти и газа.

7. Пользуясь таблицами 2, 3, 4 учебника, определите страны: с которыми у России наиболее значительные торговые связи.

Украина, Белоруссия, Германия, Италия, Нидерланды, Китай.

Которые больше ввозят товаров в Россию, нежели вывозят из нее.

Нидерланды, Германия, Италия.



Просмотров