Мероприятие по правовому воспитанию для старшеклассников. Сценарий игры для старшеклассников "правовой квн". Слово для награждения предоставляется жюри

5 декабря состоялась правовая игра среди 8-х классов . Каждый класс представил команду из 10 человек, выбрал капитана. На игре присутствовал представитель Лысковской прокуратуры Ганин Сергей Сергеевич, который подарилв торжественной обстановке подарок – книгу о правовой культуре каждой команде. Жюри Якупова В.Е., Бочарова Н.В., Новикова А.Н. присудили следующие места: 1 место заняла команда 8 «Б» класса , 2 – 8 «А» класса , 3 – 8 «В» класса . Остальные учащиеся, не вошедшие в команду, приняли участие в игре со зрителем и помогли своим командам дополнительными баллами. Ребята показали хороший уровень знаний о правах и обязанностях граждан РФ, знание Конституции РФ.

Правовая игра "Конституция - основной закон государства"

Эпиграф: Россия без каждого из нас обойтись может,

Но никто из нас без нее не может обойтись.
И.С.Тургенев

Закон есть высшее проявление человеческой мудрости,

использующее опыт людей на благо общества. С. Джонсон

Цель: формирование представления о важности соблюдения законов государства;

Задачи: развитие гражданско-правового образования учащихся; формирование активной гражданской позиции и правового сознания; приобретение навыков правовой культуры; развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности, развитие умения работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли.

Подготовка:

Подготовить и провести олимпиаду по Конституции РФ;

Раздать классам вопросы и задания для подготовки к игре (за неделю до игры)

Оформить помещение: столы для команд и жюри, статьи документов на отдельных листах, гонг, мультимедийный аппарат для презентации.

Ход мероприятия:

1) Представление команд и жюри. 4 группы.

2) Вступительное слово учителя.

В этом году наша страна отмечает 20-тилетие принятия Конституции. Конституция - это основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.

Главные вопросы содержания конституции– это вопросы о власти, формах собственности, положении личности, устройстве государства. Конституционные нормы являются основополагающими для деятельности государственных органов, политических партий и иных общественных объединений, должностных лиц, граждан данной страны и пребывающих на ее территории иностранцев. Сегодня мыв игровой форме повторим некоторые положения Конституции РФ.

3) Конкурсы:

1. Блиц - вопросы по Конституции РФ

Что такое референдум? (Всенародное обсуждение, голосование)

Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент)

Носитель суверенитета и единственный источник власти в России? (Народ)

Кто несёт ответственность за образование ребёнка? (Родители)

Можно ли не находясь в России но, являясь её гражданином, участвовать в выборах? (Да, обратившись в представительство или посольство РФ)

Может ли быть лишенным гражданства человек, изменивший Родине? (Нет, гражданин РФ не может быть лишен гражданства.)

С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права. (С 18 лет)

Кто занимает пост Председателя Правительства? (Д.А. Медведев)

Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил Р. Ф. ?(Президент)

Форма правления в России? (Республика)

Кто считается ребёнком по международному праву и Конституции? (до 18 лет.)

Как правильно называется наше государство? (Российская Федерация или Россия)

Назовите основные символы государства. (Герб, гимн, флаг.)

Кто из граждан РФ обладает большими правами? (Никто, все граждане равны в правах.)

Какие условия необходимы для того, чтобы Вас выбрали президентом России? (гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет)

2. Конкурс: "Управление Российской Федерацией"

Команды получают задание составить схему управления РФ из готовых составляющих таблицы. (Совет Федерации, Президент, Федеральное Собрание, Государственная Дума, Правительство РФ, Верховный Суд, Конституционный Суд, Высший Арбитражный Суд)

3. Конкурс: "В жизни всё случается"

Команды получают задания с ситуациями, после прочтения и обсуждения которых, отвечают на поставленный вопрос.

1-я ситуация: Жители одного маленького городка были потрясены известием о жестоком преступлении: кто-то убил маленькую девочку. Подозрение пало на одного из жителей. Дальше случилось следующее: разъярённая толпа заживо сожгла "выявленного" ею "преступника" на площади городка. (ст. 45, 46-право каждого на судебную защиту) Статья 45

1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Статья 46

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

2-я ситуация: Администрация отказывается принимать в 10 класс ученика, ссылаясь на его низкую успеваемость и плохое поведение. Вправе ли она это сделать (ст. 43 Конституции) Статья 43

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

3-я ситуация: Пожилой гражданин хочет прописать в свою квартиру внучку, а чиновники, отсылая его из одного кабинета в другой, отказывают. Статья 35

1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4. Право наследования гарантируется.

4-ситуация: Молодой человек снял на камеру праздник и выложил в социальной сети. Не все снимки были удачными. Статья 23

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Статья 24

1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

4 конкурс. «Анаграммы»

Задание: участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – за пять минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм.

Команда №1.

Команда №2.

Команда №3.

Команда №4.

к о р ё н б е

м я с ь е

а р а н с т

к у н т е м о д

к о н з а

и п о к а л и т

з и н ь ж и

д и л и е т о р

С Т У К О П О П

В Е Н К Я И Ц О Н

Я Д П О Р О К

В О Р А П

Ю З О С

С О Д Р О П К Т О

Л О К А Ш

С Т О Н С И Т О В О Д

Д Е М И Н А Ц И

Д О Р А С Т Ь

Д Ы Х О Т

Р О З А В И Н А Б Е О

Д У Г О С

Л О В Ч Е К Е

В О С О Л

Г Р И Н Н А Д А Ж

Ц Е Т О

Ж Б А Р У Д

Ф О Р Н И Ц И М А Я

К О Л Ь Ш И К Н

Ш Ы Л А М

Ц И К Л А Р А Д Е Я

Е Б Р А Н И С О

Б О С Т В О Щ Е

П Р А П У Г

К Е У Н О П

Н Е М Е Н И

Б О З А Т А

5. Конкурс: "Право от А до Я""

Определите, какие статьи Конституции были нарушены в перечисленных ситуациях, и куда нужно обратиться, чтобы защитить права:

Хулиганы отобрали мобильный телефон у ребёнка;

Учитель на уроке оскорбил ученика;

Неизвестные угнали автомобиль;

Сотрудник милиции отказался взять и зарегистрировать заявление о совершенном преступлении;

В поликлинике отказались оказывать больному помощь, ссылаясь на отсутствие медицинского полюса;

Вас покусала собака соседа;

Руководитель предприятия уволил сотрудника без объяснения причин;

Гражданин был невинно осужден;

Находящееся рядом с вашим домом предприятие загрязняет окружающую среду.

6. Конкурс "Конституционные термины".

По подсказкам определить о каком термине, встречающемся в Конституции РФ, идёт речь. Команде даётся 5 подсказок, ответ с1-й - 5 баллов, со 2-й- 4 балла и т. д. Итак:

1 термин: (конституция)

Русские солдаты считали, что так зовут жену Константина, когда шли на Сенатскую площадь

Одно из значений - построение;

В биологии - индивидуальные физиологические и анатомические особенности;

На латинском - установление;

В политике - основной закон государства;

2 термин: (государство)

Имеет свою структуру;

Имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;

Появилось в глубокой древности;

Из-за спора о том, кто его создал у славян, норманны или сами славяне, Ломоносов подрался с Бауэром и сидел в тюрьме;

Оно различается по форме правления, по способу осуществления власти

3 термин (республика)

Возникла в Древней Греции;

На латыни - общественное дело;

Ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам;

Это форма правления;

Бывает парламентской и президентской;

4 термин (налог)

Устанавливает государство;

В западных странах за укрывательство можно получить большой тюремный срок;

При Иване Грозном народы Сибири называли его ясак и платили мехами;

Идёт на содержание госструктур, армию, образование;

По статье 57 Конституции каждый обязан их платить.

7. Конкурс капитанов «Один за всех»

Распределите права, записанные в Конституции РФ по группам.

Ответы: 1 ИК 2 ЖЗ 3 ДЕ 4 АБ 5 ВГ

8. Игра «Да! Нет!»

Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

– Россия – наша страна?– Да!

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? – Да!

– Можно ли человека обращать в рабство?– Нет!

– Можно ли относиться к человеку жестоко?– Нет!

– Защищён ли человек законом?– Да!

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?– Да!

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?– Нет!

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?– Да!

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?– Да!

– Может ли человек владеть имуществом?– Да!

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?– Да!

– Можно ли запретить свободный выбор труда?– Нет!

– Защищает ли закон материнство и младенчество?– Да

9. Конкурс «Отгадай сказку».

1. В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)

2. В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым? Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая. («Гуси -Лебеди»)

3. В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок».

4. В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. Ответ: «Золушка».

5. В какой сказке главная героиня,воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».

6. Каким правом воспользовалась Настенька из сказки «Аленький цветочек», отправляясь во дворец к чудовищу? Ответ: «Право на свободу передвижения».

7. Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? Ответ: право на неприкосновенность жилища.

8. Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь.

9. Какое право нарушил Буратино, схватив Шушеру за хвост? Ответ: право на личную неприкосновенность.

10. Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак.

11. Какое право Маугли в одноимённой сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан? Ответ: право на жизнь.

12. Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ: правом на образование.

13. В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).

14. Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушались, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)

15. Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь. Кто это? (Кощей Бессмертный)

16. Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? (Буратино)

10. Подведение итогов игры.

Сегодня мы провели правовую игру, ситуации из которой возможно встретят вас в жизни. Каждый человек должен знать свои права и права других, чтобы жить в этом мире в согласии. Главная цель нашего общества - создание правового государства. Путь этот не прост и не лёгок. Мы с вами стоим вначале его. И от того, как знаем и соблюдаем Основной Закон государства, зависит будущее.

11. Рефлексия.

Пока жюри подводит итоги правовой игры, прошу вас дать свою оценку сегодняшнему мероприятию. Поднимите руки те, кто приобрел новые правовые знания на сегодняшнем уроке. А теперь те, кто вспомнил то, что уже знал из курса 6 и 7 классов. А теперь те, кому понравилась изучение правовых норм в форме игры.

Презентация к игре

Автор-составитель Г.В. Богданова
Ярославская область, г. Рыбинск.
МОУДОД Центр детского и юношеского технического творчества,
методист
Цель: создание условий для формирования у младших школьников правовой культуры, развития интереса к изучению правовых вопросов.

Задачи: воспитывать уважение к правам человека, его основным обязанностям, показать младшим школьникам единство прав и обязанностей; подвести к понятию того, что все люди имеют равные права.
Целевая аудитория : дети младшего школьного возраста
Количество участников : 12 - 15 чел.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска
Дидактические материалы: презентация по содержанию мероприятия, фрагменты мультфильмов "Вовка в тридевятом царстве", «Чиполлино», "Нехочуха" или подборка иллюстраций к ним; карточки с заданиями; конверты с цветными буквами ЖИЗНЬ, УЧЕБА, ОТДЫХ, наборы картинок, иллюстрирующих эти права; 3 листа ватмана, карандашный клей на каждую команду.
Рекомендации по проведению: сценарий можно использовать как для проведения самостоятельного мероприятия, так и в рамках программы по правовому воспитанию младших школьников.
Ход мероприятия:
- Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Представьте себе, что вы попали в страну, в которой всё можно - что хочешь, то и делай.

(Слайд № 2 или отрывок из м/ф "Вовка в тридевятом царстве")

Как вы думаете, хорошо ли будет жить в такой стране? (Ответы детей: Да, здорово! Хочешь - гуляй, хочешь - играй. Можно в школу не ходить и т.п.)
- Да, с одной стороны, вроде бы хорошо. А если кто-то захочет отнять у вас любимую игрушку, стукнуть, прогнать из дома или что-нибудь еще хуже? Ведь здесь всё можно.
(Ответы детей). Педагог обобщает и подводит детей к мысли:
- Нет, в такой стране мы не будем чувствовать себя в безопасности!

А если в какой-нибудь стране ничего нельзя делать? Нельзя гулять, играть, читать, спать, смеяться и т.д. (Слайд № 3 или отрывок из м/ф «Чиполлино»)

Нет, в такой стране нам тоже не понравится жить! Нельзя быть счастливыми в бесправном государстве!

А в каком же государстве мы можем чувствовать себя в безопасности? (Ответы детей).
- Правильно! В государстве, где есть ПРАВА и ЗАКОН, который эти права охраняет.

А теперь представьте, что мы с вами перенеслись в сказочную страну с названием "Нехочухия".
Нам нужно поехать в город на автобусе, а водителю не хочется. Повар в школьной столовой не захотел готовить завтрак, а дворникам стало лень убирать мусор. Что же будет, если все будут делать только то, что им нравится? (Ответы детей).
(Слайд № 4 или отрывок из м/ф "Нехочуха")

Да, плохо жить в стране Нехочухии. Поэтому у каждого человека есть свои обязанности, которые он должен выполнять. Только тогда люди смогут жить спокойно в стране, если в ней кроме прав есть и обязанности.

Так что же такое права и обязанности? Нужны ли они людям? (Ответы детей).
- Права - это нормы, правила поведения, которые регулируют отношения между людьми. Права устанавливаются и охраняются государством.

А какие права вы знаете? (Ответы детей). Правильно. У каждого человека есть право на жизнь, семью, свободу, образование, охрану здоровья и другие.

Но не бывает прав без обязанностей.
Обязанность - это то, что входит в круг обязательных действий, поступков человека согласно закону, требованиям общества, желанию самого человека.
У каждого человека есть свои обязанности, даже у самых маленьких детей. Чем старше становятся дети, тем больше у них появляется обязанностей.
Обязанности бывают самые разные - в школе, на улице, в общественных местах, на природе. Главное - помнить о своих обязанностях и выполнять их.

Каждый из вас, как и любой человек, имеет право на жизнь . Никто не имеет права лишить человека жизни.
- А какие обязанности соответствуют этому праву? (Ответы детей).
- Главная ваша обязанность - охранять свою жизнь и здоровье.
- А как вы можете выполнять эту обязанность? (Ответы детей: Соблюдать правила дорожного движения, пожарной и электробезопасности, правила безопасного поведения в школе, на уроках физкультуры, труда и т.д.).
(Слайды № 5 и 6)

- Право на образование подкрепляется обязанностью учиться.
Слайд № 7 Правила поведения в школе

А сейчас выполните, пожалуйста, задание на карточках.

Задание № 1. Выберите предложения, в которых говорится о правах.
- Каждый учащийся школы может взять книгу в школьной библиотеке.
-У каждого ребёнка должно быть имя, фамилия, отчество.
-Каждое воскресенье Маша убирает свою комнату.
-После того, как Петя достигнет возраста совершеннолетия, он пойдёт в армию.
-После каждого урока в школе учащиеся могут отдохнуть на перемене .
После выполнения задания правильные ответы показываются на доске (слайд 8). Педагог предлагает поднять руки тем, у кого задание выполнено правильно. При необходимости дает пояснения.

Задание № 2 . Определите, что является обязанностью школьника
-Школьник обязан выполнять все требования учителя
-Ученик обязан посещать все занятия по расписанию
-После уроков, учащиеся обязаны сделать уборку по всей школе
-Все учащиеся должны соблюдать правила безопасного поведения в школе
-Учащиеся обязаны покупать учебники по каждому предмету.
Выполнение задания № 2 проверяется аналогично первому (слайд 9).

А вот у права на отдых какая обязанность? (отдыхать так, чтобы не мешать отдыхать другим; беречь природу, не мусорить, не загрязнять во время активного отдыха окружающую среду...) (слайд 10).

Каждый из вас имеет право на семью . А какие обязанности у этого права? (беречь свою семью, помогать маме, папе, чтобы семья не распалась, и не появлялись дети без родителей) (слайд 11).

Итак, мы с вами поняли, что человеческая жизнь невозможна без соблюдения прав и обязанностей . А чтобы они выполнялись, в каждом государстве существует закон, который должны выполнять все люди страны. Во всем мире принята Всеобщая декларация прав человека, а также Конвенция о правах ребенка, потому что дети не могут еще себя защитить самостоятельно (слайд 12). Эти документы помогают людям знать и защищать свои права. А то, что каждое право несет с собой обязанность, мы с вами сегодня уже поняли.
А теперь давайте с вами поиграем. Разделимся на 3 команды. Каждая команда получает конверт с зашифрованным названием права, которое есть у каждого человека. Вам нужно разгадать это слово, подобрать к нему картинки и оформить на листе ватмана плакат по каждому праву.

Подведение итогов мероприятия . Вывешиваются плакаты, акцентируется внимание на права и подкрепляющие их обязанности.
Когда нам хорошо, мы не задумываемся о своих правах. Но когда появляются проблемы, то разрешить их помогут наши права. Права есть у всех людей, причем у каждого — равные, одинаковые с другими. Но у детей права немного отличаются от прав взрослых, потому что ребенку бывает особенно трудно, когда приходит беда. Ведь у него мало опыта и сил, чтобы самому постоять за себя, он менее защищен. Значит, взрослые должны быстрее приходить ему на помощь. Знайте об этом и не бойтесь обращаться в трудные моменты жизни к окружающим вас людям.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №14

г. Смоленска

Интеллектуально-правовая игра для старшеклассников

"Я – гражданин"

подготовила

учитель истории и

обществознания

Каштанова

Ольга Николаевна

г.Смоленск

2013 г.

Цели и задачи игры: Пропаганда политической и правовой культуры среди молодежи. Формирование активной гражданской позиции и способности школьников к осознанному выбору, личному самоопределению. Развитие у учащихся интереса к изучению социальных дисциплин. Создание условий для общения и обмена опытом для наиболее активной части старшеклассников.
Литература:

    Конституция РФ ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ» ФЗ «О выборах Президента РФ» ФЗ «О выборах депутатов ГД ФС РФ» ФЗ «О референдуме РФ»
ХОД ИГРЫ
1 тур: “Интеллектуальная лесенка”
Перед началом конкурса команда получает по одному набору сигнальных карточек, на которых находятся цифры от 1 до 10 (номера соответствуют ответам на лестнице). На доске, изображена лесенка (Приложение 1), состоящая из 10 ступенек. На каждой ступеньке расположены слова, являющиеся ответом на вопросы (ступеньки пронумерованы).
После прочтения вопроса игроки получают 5 секунд на обдумывание ответа, по истечении которых по команде ведущего “Время”. Участники одновременно поднимают карточку с номером предполагаемого ответа. При задержке ответа версия игроков не учитывается. За каждый верный ответ игроки получают 2 балла.
Вопросы:
    Какой документ закрепляет право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления (Конституция РФ) (Ответ: 1) Согласно какого документа выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (конституция РФ) (Ответ: 1) При достижении какого возраста гражданин РФ имеет право избирать депутатов Государственной Думы? (не менее 18лет; гл. 1 ст 5 п. 1) (Ответ: 7) Кто вправе информировать избирателей о кандидатах, избирательных объединениях (избирательные комиссии) (Ответ:10) Какими по счету будут выборы в Государственную Думу Федерального собрания РФ? (5) (Ответ: 9) Назовите общее количество депутатов, которое избирается в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации? (В соответствии с конституцией РФ в ГД избирается 450 депутатов; гл. 1 ст 3 п. 1) (Ответ: 8) За сколько дней до дня голосования вы можете прийти на свой избирательный участок для того, чтобы уточнить списки (посмотреть есть ли вы в них) (за 20 дней до голосования; гл. 2 ст 17 п.1) (Ответ: 6) Если избиратель не поддерживает не одну партию из предложенных, имеет ли он право проголосовать против всех? (нет) (Ответ:2) Имеет ли право наблюдатель выдавать избирательный бюллетень? (нет; гл. 4 ст 30 п. 7) (Ответ:2) В кабине для голосования закреплен простой карандаш. Является ли это нарушением? (да; гл. 10 ст 72 п. 2) (Ответ: 5)
Приложение 1.
1. Конституция РФ 2. нет 3. 35 4. Кодекс чести 5. да 6. 20 7. 18 8. 450 9. 5 10 избирательные комиссии

2 тур: “Кот в мешке”
Перед Вами находится игровое поле из 18 квадратов разного цвета. Каждому квадрату соответствует вопрос, который по степени сложности определен количеством баллов и цветом: желтый- 6 баллов; голубой- 4 балла; зеленый-2 балла. На обдумывание ответа дается 10 секунд.
Команды по очереди выбирают тему вопроса и сам вопрос на игровом поле. (дополнительная информация для игроков: за одним из квадратов на игровом поле находится приз от территориальной избирательной комиссии)История и выборы Закон о выборах Процедура голосования

Закон о выборах”

    Какие требования из нижеперечисленных предъявляются к кандидату на пост Президента РФ: не моложе 35 лет; не моложе 40 лет; гражданин РФ. (Не моложе 35 лет, гражданин РФ) Активное избирательное право- это… (право избирать) Какие категории лиц лишены активного и пассивного избирательного права в РФ: лица без гражданства: признанные судом не дееспособными; находящиеся в местах лишения свободы. (Все утверждения) Иванов Иван Иванович родился 1 декабря 1986г. Имеет ли он право избираться депутатом в Государственную Думу? (да имеет, так как на момент голосования ему исполнится 21 год) В скором времени начнется формирование политическими партиями списков наблюдателей. Имеете ли вы право быть в их числе? (нет) Может ли бюллетень быть напечатан не только на русском языке, но еще и на каком либо другом? (да может, по решению избирательной комиссии субъекта РФ избирательные бюллетени печатаются и на государственном языке соответствующей республики, входящей в состав РФ; гл.10 ст83 п.8)
    Сегодня я проживаю в микрорайоне 1, но на момент голосования мое место жительство изменится, так как я планирую временно пожить у своей мамы, которая проживает в 3 микрорайоне. Подскажите мне, где я должна голосовать? (по своей прописке) Женщина инвалид 1 группы на избирательный участок прийти не в состоянии, но ею была оформлена доверенность на свою дочь. Избирательная комиссия сочла, что избирательный бюллетень может быть выдан дочери и дочь имеет право проголосовать за нее. Прокомментируйте ситуацию. (Действия избирательной комиссии не правомерны. Таким избирателям комиссия дает возможность проголосовать вне помещения для голосования, выезжая на дом) Если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, какими должны быть его дальнейшие действия? (должен обратиться в комиссию и ему должны дать новый бюллетень) В день голосования я со своей семьей пришел на избирательный участок для голосования, получив бюллетени, мы дружно зашли в кабинку для голосования. Каковы должны будут действия членов комиссии? (должны попросить остаться только одного человека) За сколько дней (не ранее и не позднее) до дня голосования можно получить открепительное удостоверение? (за 45-20 на своем участке, за 19 и менее в территориальной комиссии) Представим ситуацию. Весь день Николаю Александровичу не здоровилось. В 12 часов дня вызывали скорую. В надежде, что все пройдет он не стал писать заявление о голосовании вне помещения, но в 17 часов, когда дочь Николая Александровича пошла на избирательный участок голосовать он написал заявление, приложив справку со скорой. Правильно ли он поступил? (заявления для голосования вне помещения принимаются в течение дня, но не позднее чем за 4 часа до окончания выборов)
История и выборы”
    Четвертая Дума прервала свою работу в связи с революцией, а выборы следующий парламент прошли в каком году? (декабрь 1993) Первые демократические выборы в России состоялись летом 1991г, еще в период существования СССР. Кто тогда одержал победу на выборах? (Б.Н. Ельцин 12 июня 1991г.) Кто одержал победу на президентских выборах 2000 года. (В.В.Путин) Эти выборы прошли 15 марта 1990 года и были знаменательны тем, что проводились не всенародным голосованием, а на съезде народных депутатов СССР, а в бюллетени для голосования значилась всего одна кандидатура. Назовите ее. (М.С.Горбачев первый и последний президент СССР) Назовите дату, когда был подписан манифест “Об учреждении Государственной думы” (6 августа 1905г.) Назовите год, когда состоялись выборы нынешнего губернатора Амурской области (их не было, так как по законодательству губернатора назначают)
3 тур “Интеллектуальное лото”
Игроки команд по очереди, вытягивают вопрос, на который должны будут дать ответ. Каждый ответ стоит 2 балла.
В случае правильного ответа игрокам засчитывается данное количество баллов. Всего в туре будет задано 15 вопросов.
1. Кто руководит избирательной кампанией в масштабах всей страны?
- Государственная Дума РФ. - Президент страны. - Центральная избирательная комиссия РФ.
(Центральная избирательная комиссия РФ)
2. Документом, заменяющим паспорт гражданина, на территории РФ для граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ являются:
- заграничный паспорт гражданина РФ - удостоверение избирателя - временное удостоверение личности гражданина РФ, выдаваемое на период оформления паспорта.
(временное удостоверение личности гражданина РФ, выдаваемое на период оформления паспорта)
3. Представим такую ситуацию: выборы назначены на 2 декабря. С целью агитации предвыборный штаб некого депутата 30 ноября распространил агитационные листовки с опубликованием опроса общественного мнения и прогнозов результатов, но избирательная комиссия в этом нашла нарушение. Объясните почему? (опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и референдумов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами, в том числе и размещение в Интернете запрещается в течении 5 дней до голосования и в день голосования; гл. 8 ст 53 п.3)
4. Что делает избиратель на избирательном участке с заполненным избирательным бюллетенем?
(опускает в опломбированный ящик для голосования)
5. Имеет ли избирательное право лица, находящиеся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых
(да, так как они не осуждены; гл. 2 ст 15 п.6)
6. Гражданин Российской Федерации, находящийся в длительной рабочей командировке на Украине в течение 7 месяцев вероятно, что и будет проживать там далее имеет ли избирательное право на выборах в Государственную Думу?
(да имеет, так как он гражданин РФ, а помощь ему должны оказать консульские учреждения)
7. Проводится ли процедура голосования в местах лишения свободы среди граждан отбывающих наказание по приговору суда?
(нет. Ст 5 п 4)
8. Один избиратель вносит в избирательный бюллетень галочку, другой крестик, третий рисует кружок. Какой знак будет считаться действительным?
(любой; гл. 10ст 75 п.8)
9. Кто из предложенного списка имеет право быть наблюдателем на избирательном участке: судья; прокурор; студент 4 курса университета; член избирательной комиссии с правом решающего голоса; депутат, учащийся 9 класса?
(студент 4 курса университета;гл.6 ст 41п.2, 6.)
10. В период выдвижения кандидатов ко мне пришли сборщики подписей. Я подписалась за один список кандидатов. Через несколько дней ко мне пришла моя подруга с той же целью, только за кандидатов от другой партии я и там подписалась. Права ли я?
(нет, так как можно ставить подпись только за один список; гл.6 ст 41п.7)
11. Одна из партий решила повысить явку на избирательные участки, выделив свой транспорт для подвоза избирателей к избирательным участкам, утвердив ответственное лицо отвечающее за данное мероприятие. Правомерны ли их действия?
(нет; гл.10 ст 75 п. 16)
12. Женщина 80 лет обратилась с заявлением проголосовать вне помещения для голосования, т.е дома, описав причину этого. Но в день голосования, когда комиссия уже выехала к ней домой вдруг эта женщина пришла на сам участок, объяснив, что на улице хорошая погода и относительно хорошим самочувствием. Что должна будет сделать женщина?
(дождаться, когда возвратятся члены участковой избирательной комиссии; г. 10 ст 77 п. 13)
13. В списках избирателей указываются: Фамилия, имя, отчество; год рождения избирателя,адрес места жительства, а какие еще графы имеются в списках избирателей, которые непосредственно касаются вас?
(предусмотрено место для серии и номера паспорта, для подписи избирателя; гл 2 ст 15 п. 10)
14. Как правило, в нашем учреждении находится участковая избирательная комиссия, имею ли я право разместить агитационные материалы в этом учреждении. Поясните ответ.
(нет, только на расстоянии не менее 50 метров от входа в них; гл. 8 ст 61 п. 11)
15. Какие действия запрещается совершать средствам массовой информации: осуществлять съемку в помещении для голосования; осуществлять съемку в кабинке для голосования; знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования.
(осуществлять съемку в кабинке для голосования)
4 тур: “Ораторское мастерство”
Один из игроков команды должен за 1 минуту раскрыть поставленный вопрос.
Сам вопрос игроки получат за 15 минут до начала игры.
За тур “Ораторское мастерство” возможно, получить 10 баллов.
Тема: “Голосуй за свое будущее”
Подведение итогов игры. Награждение
Литература:
    Конституция РФ, М., « Юрайт», 2013 г.
2. ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ», М., « Юрайт», 2011 г. 3. ФЗ «О выборах Президента РФ» , М., « Юрайт», 2011 г. 4. ФЗ «О выборах депутатов ГД ФС РФ» М., « Юрайт», 2011 г. 5. ФЗ «О референдуме РФ», М., « Юрайт», 2010 г.

Познавательная игра: «Мои права» для детей 12-13 лет

Введение
Право - это совокупность установленных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.
Правовой статус ребенка - его права, обязанности и ответственность от рождения до достижения совершеннолетия. Законными представителями ребенка при осуществлении им своих прав являются родители или лица, их заменяющие.
Одной из составляющих модернизации содержания образования является более глубокое знание о правах и основных свободах человека.
Проблема данной тематики заключается в том, что по результатам социологических исследований граждане России не знают свои права и обязанности, поскольку, более глубокое изучение не входит в школьную программу и как следствие люди не могут грамотно (правильно) применить их в жизненных ситуациях. Поэтому знакомство с основным законом государства, нужно начинать уже со среднего звена.
Конституция РФ – это основной закон государства. Он определяет все самое главное для нашей страны и ее граждан: какая власть осуществляется в нашей стране, какие органы власти ее реализуют, какие права и обязанности есть у наших граждан. Поэтому знакомство детей с правами и обязанностями нужно начинать именно с нее.
Конвенция о правах ребёнка призвана защищать детей от произвола взрослых. Такова ее цель. На пути к этой цели мы должны привить учащимся, что они имеют право расти в условиях свободы, развиваться физически и духовно здоровым, нормальным путём.
С помощью введения уголовного кодекса РФ в обучение можно упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их видами нарушений и наказаниями за них, развивать представления о последствиях противоправных деяний, а так же воспитать чувство ответственности за свои поступки.
Семейный кодекс дает понятие о семье, при знакомстве с некоторыми статьями у детей развиваются коммуникативные умения и навыки, учащиеся учатся анализировать и решать проблемы, возникающие в семьях, а так же, воспитывается чувство ответственности перед своей семьей сегодня и чувство долга, перед будущей семьей.
При обучении правам человека формируется система ценностей и установок человеческого поведения, приобретаются знания и умения, необходимые для самостоятельной жизни человека в обществе, воспитывается понимание человеческого достоинства, уважение к другим людям, стремление к использованию ненасильственных средств разрешения конфликтов, развивается чувство солидарности и стремление к сотрудничеству с другими людьми.
Для достижения развития у детей устойчивого интереса к изучению своих прав и обязанностей, разнообразия форм проведения факультативных занятий, как вариант, можно использовать игру. Игра – понятие многогранное. Она обучает, развивает, воспитывает. В процессе игры воспитательные требования взрослых к детям становятся требованиями к самим себе, значит активным средством воспитания и самовоспитания. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-реактивными возможностями. Игра способна перерасти в игру-творчество, в игру-обучение.
Что даёт такая методическая разработка:
1.Снижается уровень тревожности у детей.
2.Резко повышается активность всех обучающихся.
3.Смена деятельности, новизна, необычность повышают интерес.
4.Углубление, расширение знаний за счет привлечения дополнительных сведений.
5.Нетрадиционная форма дает возможность творчески подходить к работе.
Актуальность данной работы заключается в том, что именно в процессе игры дети приобретают основные азы правовых знаний, определяют свои основные права, учатся логически мыслить, развивать наглядно-образное мышление и воображение.
Новшество разработки:
Ввести учащихся в мир понимания прав ребенка;
Научить применять свои права и обязанности на практике с помощью игры
Цель методической разработки: развитие правовых компетентностей у учащихся.

Задачи игры:
Воспитательные
воспитать чувство ответственности за свое поведение, личную безопасность
уметь принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях
Образовательные
помочь учащимся разобраться во всем многообразии социальных отношений, которые регулируются правовыми нормами
привить учащимся начальные знания прав и обязанностей в конкретных ситуациях сформировать навыки самозащиты в рамках закона.
Развивающие
расширить кругозор в области права
стимулировать развитие самостоятельности и ответственности у детей.
УУД
Коммуникативные:
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Участие в коллективном обсуждении проблемы;
Интегрирование в группу сверстников, умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
Личностные:
Обеспечение ценностно-смысловой ориентации учащихся (соотнесение поступков и событий с принятыми этическими принципами, знание моральных норм, умение выделять нравственный аспект поведения) и ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях)
Познавательные
Подведения под понятия, выведение следствий;
Установление причинно-следственных связей;
Построение логической цепи рассуждений;
Доказательство

Ход игры:

Участники игры:
1. Конкурсанты 2 команды по 7-10 человек.
2. Эксперты, жюри (педагоги или родители) 3 человека.
3. Группа обеспечения игры: ведущий и его помощник.
Игра включает в себя 4 этапа: представление команд, конкурс, подведение итогов.
Презентация (приложение 1)
Слайд 1
Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь. Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.
Поэтому, занятие сегодня, мы посвятим знакомству с законами, определяющими нашу жизнь. И попробуем в ходе игры разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.
Итак, начнем с разминки:
ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.
Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?
В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?
Ответ детей: Конституция РФ
Слайд 2
Законы записаны в Конституции – основном законе государства.
Педагог: Кроме Конституции, какие еще нормативные документы существуют?
Ответ детей: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс» и др.
Слайд 3
«Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс» и др.
Педагог: Молодцы, а теперь перейдем к игре:
Первый этап: Представление команд.
Второй этап: Конкурс
Первый тур: «Заморочки».
С помощью лото команда выбирает номер вопроса и отвечает на него. Неправильный ответ может исправить другой член команды. Если ответа у команды нет, на вопрос может ответить вторая команда. Правильный ответ оценивается одним баллом.

Вопросы:
1. Нецензурная брань учащихся в школе – это проявление бескультурия или противоправное деяние?
2. В любом ли возрасте человек может быть привлечен к уголовной ответственности?
3. Может ли быть привлечен к уголовной ответственности 14-летний подросток, вымогавший деньги у своих одноклассников?
4. Можно ли расценивать как шалость ложное сообщение учащегося о готовящемся в школе взрыве с целью срыва контрольной работы на уроке?
5. Кто пользуется преимущественными правами в отношении детей – отец или мать?
6. Может ли 12 – летний подросток разрешить своим друзьям поиграть на компьютере, подаренным ему на день рождения.
Ответы:
1. Нецензурная брань в общественном месте расценивается законом и нормами морали как проявление явного неуважения к окружающим людям. Публичное произнесение нецензурной брани приравнивается к мелкому хулиганству, ответственность за которое предусмотрена в Кодексе об административных правонарушениях Р.Ф.
2. Нет, уголовная ответственность наступает, по достижению лица, совершившего преступления 14 лет
3. Да, может
4. Нельзя, родителям придется заплатить штраф
5. Права равны
6. Может
Второй тур: «Логическая цепочка».
Командам раздаются карточки (приложение 2)
Задание первое:
Распределите следующие права в той последовательности, в которой человек их приобретает:
1. Право управлять автомобилем
2. Право управлять самокатом
3. Право управлять велосипедом
4. Право управлять мопедом
Ответы: 2, 3, 4, 1
Задание второе:
1. Составьте пословицы (приложение 3)
Грамоте учиться – а потехе час
Делу время, всегда пригодится
Жить – суда боится
Правда, родине служить
Дело- мастера боится
Тот герой, не сиди на печи
Хочешь, есть калачи – кто за родину горой
Ответы:
Какие права отражены в пословицах, если называют право, то это дополнительный балл.
1. Грамоте учиться – всегда пригодится (право на образование, право на получение дополнительного образования)
2. Делу – время, а потехе – час (права на отдых и досуг)
3. Правда суда не боится (право на презумпцию невиновности, право на справедливое решение суда, право на обжалование решение суда по делу)
4. Дело мастера боится (право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещенную законом)
5. Жить – родине служить (право на жизнь, право на выбор вида воинской службы)
6. Хочешь, есть калачи, не сиди на печи (право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещенную законом)
Третий тур: «Занимательный»
Презентации: Команды отвечают на вопросы, жюри внимательно смотрит, кто первый поднял руку, у того и право первого ответа (приложение 4)
Задание первое:
Слайд 1
Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Л. Гайдая «Бриллиантовая рука».
Слайд 2
(«Черт побери»)
Слайд 3
У лесных зайцев нет клыков, а у городских «зайцев» нет именно этого. Чего?
Слайд 4
(Билета.)
Слайд 5
Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных изделий.
Слайд 6
(Сорока.)
Слайд 7
В финале этого фильма один из героев публично провозгласил «Да здравствует наш суд - самый гуманный суд в мире!»
Слайд 8
(«Кавказская пленница».)
Слайд 9
Часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня.
Слайд 10
(Шапка.
Задание второе:
Командам необходимо вспомнить сказки и посмотреть на них глазами юриста (приложение 5):
Слайд 1
Этот герой русской народной сказки потерял жилище, из-за одной коварной особы, потерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома
Слайд 2
(лиса и заяц)
Слайд 3
В какой сказке и кто воспользовался правом на свободное передвижение и путешествовал на прутике между двумя утками?
Слайд 4
(Лягушка-путешественница)
Слайд 5
В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?
Слайд 6
(«Колобок»)
Слайд 7
Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его?
Слайд 8
(«Царевна-лягушка»)
Слайд 9
Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле?
Слайд 10
(Баба-Яга)
Слайд 11
Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано
Слайд 12
(«Волк и семеро козлят»)
Слайд 13
В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве?
Слайд 14
(«Приключения Буратино», Карабас – Барабас)
Слайд 15
В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти.
Слайд 16
(«Сказка о попе и работнике Балде»).
Четвертый тур: «Театральный»
Вариант 1
Каждая из команд подготовили по две ситуации, которые сейчас представят в виде сценок, а команды соперников должны грамотно разрешить их (приложение 6).
Вариант 2
Каждая из команд вытягивает ситуацию и уже готовые роли из мешка, обсуждают ее и обыгрывают. Команда соперников разрешают ее с помощью закона.
Вариант 3
Работа в малых группах. Участники команд вытягивают ситуацию и делят ее на роли. Команда соперников пытается правильно разрешить её.
Ситуация 1
В класс вбегает ученик:
– Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!
К «сообщившему о теракте» подходит ученик и бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка.
Ответ: Ложный донос, нанесение побоев
Ситуация 2
На перемене: Саша попросит у Даши телефон, чтобы послушать музыку. Даша не дала, так как боялась, что он испортит его. Телефон новый. Саша обиделся на нее и сломал телефон.
Ответ: Саша не должен был портить чужое имущество, но если это случилось, то он должен возместить, то есть купить новый телефон. Если у него нет собственных средств на покупку, то вместо него будут отвечать его родители).
Ситуация 3
Друзья Женя и Миша поссорились и стали обзывать друг друга. Затем Миша стал угрожать Жене: «Еще раз прицепишься, убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить»
Ответ: Как правило, угроза на словах, не наказуема, но если эта угроза реальна, т.е у лица, которое угрожает есть все условия для осуществления угрозы, тогда это будет считаться как покушение на преступление, с соответствующим наказанием за него. В данной ситуации, друзьям, лучше просто разойтись, не обострять конфликт, и не вести дружбу друг с другом)
Ситуация 4
На крыльце школы стояла группа ребят. Максим стал рисовать на стене школы фашистский крест, а потом и стал портить обшивку стены. Ребята, смеясь, помогали ему в этом.
Ответ: Данное правонарушение считается преступлением по статье вандализм, с соответствующими наказаниями: арест, штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, обязательные работы, лишение свободы на определенный срок. Могут также поставить на учет.

Подведение итогов игры . Жюри подсчитывает количество баллов каждой команды, называет победителей, производится награждение.
Права есть, как у взрослых, так и у детей.
Кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.
Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.
Уважай чужие права!

Список используемой литературы:
1. Антонов В. «Изучаем права человека», Москва, 1996.
2. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Я – ребенок, …и я имею право», Москва, 2007.
3. Кардаш Е.Л. Занятие с детьми о правах
4. Маркелова Е. Защита прав детей - проблема государства / Уполномочен защитить… 2001. № 3.
5. Устный журнал "Правам подростка посвящается..."
6. Шабельник Е. Права человека. Книга для школьников младших классов. М., 1997.
7. Шорыгина Т.А. «Беседы о правах ребёнка», Москва, 2008 год.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию разработки:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Конвенция о правах ребенка
3. Уголовный кодекс РФ
4. Семейный кодекс Р.Ф.
5. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)



Просмотров