П 28 правил регистрации. Законодательная база российской федерации. IV. Место пребывания, место жительства, место регистрации - чем отличаются

В современном обществе каждый вправе свободно передвигаться по разным странам, сменять места пребывания и места жительства. Для урегулирования вопроса о передвижении граждан по территории России, был издан законодательный акт № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Федеральный Закон «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» вступил в законную силу 25 июня 1993 года. Закон обуславливает права иностранных граждан и граждан Российской Федерации на свободу передвижения.

С течением времени во все законодательные акты вносятся изменения, дополнения и поправки. Необходимость нововведений заключается в поддержании актуальности положений закона в соответствии с возникшими обстоятельствами. Настоящий Федеральный Закон № 5242-1 претерпел внесение последних изменений 3 апреля 2017 года. Поправки были сделаны на основании законодательного акта № 65.

Статья 5 ФЗ № 5242-1

Положения данной статьи указывают на правила регистрации гражданина по месту пребывания, а также содержит правила о снятии граждан с регистрационного учета. Основные моменты статьи 5 закона о регистрации граждан РФ:

  • оформить регистрацию по месту пребывания нужно в строго установленный период времени — в течении 90 дней со дня прибытия гражданина в жилое помещение;
  • не нужно проводить регистрационную процедуру, если гражданин прописан в этом же населенном пункте;
  • не обязательно осуществлять процедуру регистрации по месту пребывания в г. Москва, если есть прописка в городе федерального значения — Москва, МО;
  • не обязательно осуществлять процедуру регистрации по месту пребывания в г. Санкт-Петербург, если есть прописка в городе федерального значения — Санкт-Петербург, Ленинградская Область;
  • не обязательно осуществлять процедуру регистрации по месту пребывания в г. Севастополь, если есть прописка в городе федерального значения — Севастополь, Республика Крым (эта часть статьи 5 введена при последней редакции закона);
  • после подачи пакета документов в орган регистрации, работники учреждения обязаны в течении трех рабочих дней зарегистрировать человека по новому месту пребывания;
  • регистрация и снятие гражданина с места пребывания с некоторых учреждений (санатории, тюрьма, пансионат, кемпинг и т. д.) осуществляется администрацией в соответствии с датой прибытия и выбытия;
  • если выявлен факт фиктивной (ложной) регистрации по месту пребывания, то сотрудники регистрационного учреждения начинают процесс снятия гражданина России с учета.

Также 3 апреля 2017 года были внесены изменения в 5-ую статью Федерального Закона № 5242-1 — «части пятую — четырнадцатую считать соответственно частями шестой — пятнадцатой», т. к. одна часть статьи утратила силу.

Существует еще один важный закон, посвященный вопросам актов гражданского состояния. Изучить го можно

Процедура регистрации граждан РФ по месту жительства

Процедура регистрации граждан по месту жительства регламентируется несколькими законами:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Жилищный Кодекс России;
  • Законодательный акт, регулирующий право граждан на свободу перемещения по стране;
  • Закон о регистрации;
  • Постановления России, обуславливающие правила постановки на учет и правила снятия с учета.

Согласно положениям нового закона о прописке, процедура оформления граждан по месту жительства следующая:

  • Изначально требуется составить заявление, в котором указать прошение о снятии с учета с предыдущего адреса прописки;
  • Далее следует процедура снятия с учета. Нужно придти в специализированное государственное учреждение с собранным пакетом документов, на основании которых будет составлен листок убытия;
  • После получения листа выбытия необходимо заполнить форму для прописки (самостоятельно или с помощью сотрудника ФМС);
  • Теперь нужно подать пакет документов на регистрацию по новому адресу проживания. Кроме подачи бумаг, нужна обязательная явка в паспортный отдел всех членов семьи старше 14 лет. Если все поданные документы оформлены надлежащим образом (в соответствии с законом), то сотрудник ФМС принимает их и заверяет. По закону, после процедуры заверения пакета бумаг передается начальнику отдела. В компетенции начальника решить через какой период времени будут готовы документы;
  • Придти за готовыми бумагами вправе один из членов семьи, который участвует в процессе перерегистрации по новому месту жительства. Все документы выдаются под роспись получателя.

Срок регистрации

Согласно положениям Федерального Закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор адреса пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» для проведения процесса регистрации по новому месту жительства, можно обратиться:

  • в отделение ФМС;
  • к интернет-порталу Госуслуг;
  • в отделение МВД, заменяющее ФМС;
  • в многофункциональные центры;
  • в управляющую компанию по месту прописки;
  • в паспортный стол.

Инстанцию для подачи документов каждый гражданин выбирает самостоятельно. Согласно положениям Федерального Закона № 5242-1, должностные лица регистрационного органа обязаны в течении трех рабочих дней предоставить гражданину паспорт с записью о новом адресе проживания.

Необходимые документы

6-ая статья закона РФ о регистрации граждан РФ содержит список бумаг, требуемых для проведения процесса перерегистрации с одного жилого помещения в другое.

Перечень необходимых документов:

  • Заявление;
  • Удостоверение личности;
  • Бумаги, подтверждающие права на жилое помещение (дом, квартира). Например, контракт об аренде или бумага, свидетельствующая о праве собственности;
  • Листок выбытия;
  • Листок прибытия;
  • Разрешение на регистрацию (разрешение нужно, если гражданин не собственник жилья).

По закону, заявление должно содержать информацию:

  • Наименование учреждения, в которое подается заявление;
  • ФИО заявителя;
  • ФИО владельца жилья;
  • Основания для прописки в данном жилом помещении;
  • Адрес нового жилья;
  • Паспортные данные заявителя;
  • Дата выселения с предыдущего адреса проживания;
  • Подпись собственника жилья.

Скачать образец заявления можно по

Скачать закон

Федеральный Закон «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» содержит все особенности и нюансы проведения регистрации. При несоблюдении норм настоящего закона, граждане и должностные лица будут привлечены к административной ответственности. Ответственность за несоблюдение правил регистрации указана в Кодексе об Административных нарушениях России.

Ответственность по КоАП РФ:

  • Штраф в размере 2-5 тысяч рублей оплачивается за проживание без регистрации больше недели (7 дней). Для жителей больших городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург) штраф составляет 5-7 тысяч рублей;
  • Штраф в размере 3-5 тыс. руб. обязаны оплатить физические лица, предоставляющие свою жилую собственность в аренду лицам без регистрации. А юридические лица — 50-750 тыс. руб. В городах федерального значения сумма штрафа значительно выше, для физических лиц составляет 5-7 тыс. руб., для юридических — 300-800 тыс. рублей.

Чтобы в процессе регистрации по новому адресу не быть привлеченным к ответственности по Административному Кодексу, необходимо знать и соблюдать положения Федерального Закона № 5242-1. Скачать ФЗ о регистрации можно

Приняты правила прописки и выписки из квартиры.

Требования правил распространяются на всех землян, не зависимо от наличия гражданства.

В акте указано, что хотя человек и волен жить где угодно, но оповестить госорганы о месте фактического проживания он обязан .

Оповещение – это ничто иное, как прописка.

Законом о прописке и регистрации установлены два вида прописки:

Постоянно человек прописывается :

  • в собственном жилье;
  • в съёмном;
  • в служебном или муниципальном;
  • у родственников (если гражданин намерен жить здесь постоянно).

А временным жильём признаются :

  • санатории, дома отдыха, турбазы и гостиницы;
  • пансионаты, интернаты и другие соцучреждения;
  • тюрьмы, колонии, СИЗО;
  • казармы воинских частей и военных городков (для срочников и контрактников);
  • чужие помещения.

Закон о временной регистрации

Если человек покидает своё жилище и селится в другом месте дольше, чем на три месяца, то согласно закону о временной регистрации он обязан оформить временную регистрацию.

Для этого по месту временной прописки нужно обращаться :

  • в паспортный стол (бывшие отделения ФМС);
  • к паспортистам ТСЖ, ЖСК, Управляющей компании;
  • в многофункциональный центр.

С собой нужно принести документы :

  • паспорт (и свидетельства о рождении детей, если необходимо их зарегистрировать);
  • основание для вселения (договор найма (поднайма), аренды, свидетельство на собственность или заявление хозяина жилья).

Подробнее прочесть про правила временной регистрации по месту пребывания, а также скачать необходимые бланки документов можно .

Если гражданин прописывается в муниципальное жильё, то необходимо оформить согласие всех проживающих там, в том числе и тех, кто временно отсутствует (военнослужащий, заключённый или отдыхающий).

Регистратор выдаст бланк заявления, который нужно будет заполнить. Прописка – бесплатная процедура! Заявление можно направить почтой или оформить он-лайн на портале госуслуг (нужна регистрация).

Срок временной регистрации законодательно не определён, то есть, временно прописаться можно и на неделю, и на несколько лет. С окончанием срока, а он указывается в заявлении, прописанный теряет право пользования временным жильём.

Обычно регистрация оформляется в день обращения, но 12 пунктом Правил установлен максимальный срок процедуры – 3 рабочих дня с момента получения заявления. Результат регистрации – свидетельство о временной прописке.

Нюансы :

  • свидетельство можно получить по почте, указав такое пожелание в заявлении;
  • дети регистрируются с родителями не зависимо от мнения владельца временного жилья;
  • из своей квартиры выписываться не нужно.

Постоянная прописка

Когда человек переселяется в другое место (при покупке новой квартиры, например, или при обмене), по новому адресу нужно прописаться не позже, чем через неделю после переезда.

Для этого обращаться нужно :

  • в МФЦ;
  • к паспортисту ЖСК, ТСЖ или управляющей компании;
  • в паспортный стол (бывшее отделение ФМС).

С собой нужно иметь документы :

  • паспорт (и свидетельства о рождении детей, если их тоже нужно прописать);
  • основание для прописки (свидетельство на квартиру, договор соцнайма или аренды, заявление хозяина квартиры);
  • домовую книгу или поквартирную карточку (при необходимости – уточните у регистратора).

На основании документов по форме регистратора заполняется заявление и листки прибытия. Максимум через 3 дня процедура прописки должна быть завершена.

Результат прописки :

  • отметка в паспорте с новым адресом;
  • свидетельство о регистрации детей, младше 14 лет.

Заявление можно подать и он-лайн на портале госуслуг, но к паспортисту прийти всё равно будет нужно, чтобы подписать документы и проставить штамп в паспорте. В этом случае все отметки делаются в этот же день.

Сейчас не нужно выписываться с прежнего адреса, при регистрации паспортист автоматически вас выпишет.

Ужесточение правил

Чтобы максимально защитить права граждан и государства в целом, законодатели время от времени ужесточают правила регистрации по месту жительства граждан РФ.

Так недавно появились нововведения :

  • две статьи в Административном кодексе;
  • одна – в Уголовном.

Последние изменения обоих кодексов проводились в мае 2016 года.

Как повлияли ужесточения на граждан ?


До его принятия нередко можно было услышать: «Новый закон о прописке серьезно испортит жизнь в России».

Теперь за нарушение правил прописки человек может быть привлечён сразу по нескольким основаниям, то есть ответственность он будет нести как административную, так и уголовную.

Такие меры приняты государством для того, чтобы искоренить или свести к минимуму фиктивную регистрацию.

Фиктивность прописки означает, что хозяин квартиры прописывает человека на свою жилплощадь вовсе не с целью его проживания там, а, например, в корыстных целях.

Результатом фиктивной прописки является появление «резиновых квартир». Ведь собственнику не запрещено законом о прописке и выписке граждан РФ прописывать у себя кого угодно, а площадь квартиры никак не влияет на прописку.

Поэтому многие собственники в поисках дополнительного источника дохода регистрируют на своей жилплощади неограниченное число иностранцев или иногородних россиян.

О том, как правильно регистрируются иностранные граждане по месту жительства, читайте .

Некоторых не пугают даже нешуточные санкции, установленные за нарушение законов в сфере прописки.

Отдельно нужно сказать о прописке в апартаментах и нежилых помещениях. С юридической точки зрения, нежилое помещение не может использоваться для жилья, а значит и прописка в нем будет считаться фиктивной. Что касается апартаментов, то в российском законодательстве нет такой категории жилых помещений.

Уголовное или административное наказание?

Административного кодекса определяет, что без регистрации в России проживать нельзя, ни временно, ни постоянно. Согласно административному регламенту УФМС регистрация обязательна для всех.

А сколько можно жить без прописки по закону? Чтобы зарегистрироваться по месту временного пребывания у гражданина есть срок в 90 дней после его прибытия на место временного проживания и срок в 7 дней, после прибытия на новое постоянное место жительства.

Выявится нарушение, могут последовать санкции :

  • проживающий без прописки может быть оштрафован на 3 тысячи рублей;
  • хозяин квартиры, в которой живёт посторонний – на 5 тысяч;
  • в Москве и Санкт-Петербурге штрафы увеличены ещё на 2 тысячи рублей (соответственно до 5 и до 7 тысяч).

Не штрафуют по этой статье, если :

  • человек, проживающий в квартире, прописан в том же населённом пункте;
  • проживающий в Москве прописан в Московской области;
  • проживающий в Санкт-Петербурге прописан в Ленинградской области;
  • проживающие – близкие родственники хозяина квартиры (муж/жена, сын/дочь, отчим/мачеха, бабушка/дедушка, внуки).

содержит такие санкции :

  • за нарушение правил прописки в квартире собственника (в том числе сроков) могут наложить штраф на проживающего — до 3 тысяч рублей, на хозяина квартиры – до 5 тысяч;
  • в Москве и Санкт-Петербурге проживающего оштрафуют на 5 тысяч, а хозяина жилья – на 7 тысяч рублей.

Не применяются санкции по этой статье, если :


По статье 322.2 Уголовного кодекса можно получить судимость за фиктивную регистрацию иногороднего россиянина или иностранца.

Статья 322.2. Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации

Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а равно фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Наказание по этой статье приличное, хозяину квартиры, незаконно прописавшего у себя постороннего человека (временно или постоянно) грозит :

  • штраф от 100 тысяч до полумиллиона рублей (или в размере его трёхгодовой зарплаты;
  • принудительные работы до 3 лет (с лишением права на определённую деятельность или определённую должность);
  • лишение свободы на 3 года.

Если же виновник сообщит в полицию о фиктивной регистрации, от санкций статьи его освободят.

В заключение – совет: не допускайте нарушения закона о регистрации, чтобы не попасть под пресс полиции и не угодить под санкции Административного или Уголовного кодекса.

Прописывайтесь вовремя – не позже недели с момента въезда в новую постоянную квартиру или не позже 3 месяцев во временное жильё.

  • 5. Взаимодействие административно-процессуального права с другими отраслями российского права
  • Лекция 3. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные правоотношения
  • 1. Понятие, особенности и структура административно-процессуальных норм
  • 2. Виды административно-процессуальных норм
  • 3. Понятие и особенности административно-процессуальных правоотношений
  • 4. Содержание и виды административно-процессуальных правоотношений
  • Раздел II отдельные административные производства Лекция 4. Производство по принятию нормативных правовых актов государственного управления
  • 1. Понятие, цель и задачи производства по принятию нормативных правовых актов государственного управления
  • 2. Субъекты правотворческой деятельности в сфере государственного управления и их компетенция по принятию нормативных правовых актов
  • 3. Стадии производства по принятию нормативных правовых актов государственного управления
  • II. Рассмотрение проекта и принятие нормативного правового акта государственного управления.
  • III. Государственная регистрация нормативных правовых актов государственного управления.
  • IV. Опубликование и вступление в силу нормативных правовых актов государственного управления.
  • Лекция 5. Производство по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления
  • 1. Общая характеристика производства по предложениям и заявлениям граждан
  • 2. Стадии производства по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления
  • 3. Рассмотрение предложений и заявлений граждан и обращений организаций в органах внутренних дел
  • Лекция 6. Регистрационное производство
  • 1. Общая характеристика регистрационного производства
  • 2. Стадии регистрационного производства
  • 3. Особенности осуществления отдельных видов регистрационных производств
  • 3.1. Производство по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
  • 3.2. Производство по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации
  • 3.3. Производство по регистрации транспортных средств
  • Лекция 7. Лицензионно-разрешительное производство
  • 1. Лицензионно-разрешительное производство в структуре административного процесса
  • 2. Субъекты и участники лицензионно-разрешительного производства
  • 3. Стадии и виды лицензионно-разрешительного производства
  • Лекция 8. Производство по делам о поощрениях
  • 1. Общая характеристика поощрительного производства
  • 2. Стадии производства по делам о поощрениях
  • 1) Возбуждение ходатайства о поощрении.
  • 2) Направление представления о поощрении в соответствующий государственный орган.
  • 3. Особенности производства по делам о поощрении в органах внутренних дел
  • Лекция 9. Контрольно–надзорное производство
  • 1. Общая характеристика контрольно-надзорного производства
  • 2. Участники контрольно-надзорного производства. Их права и обязанности
  • 3. Стадии и сроки контрольно-надзорного производства
  • Лекция 10. Производство по административно-правовым жалобам и спорам
  • 1. Характеристика процессуальных особенностей рассмотрения административно-правовых жалоб и споров
  • 2. Особенности производства по административным жалобам
  • 3. Стадия по исполнению принятого решения
  • 4. Стадия пересмотра принятого решения по жалобе
  • 3. Рассмотрение административно-правовых жалоб и споров в судебном порядке
  • Лекция 11. Дисциплинарное производство
  • 1. Понятие и особенности дисциплинарного производства
  • 2. Общие правила дисциплинарного производства. Участники дисциплинарного производства
  • 3. Стадии производства по привлечению к дисциплинарной ответственности
  • 4. Дисциплинарное производство в органах внутренних дел
  • 2. Рассмотрение материалов дела и принятие решения.
  • Лекция 12. Исполнительное производство
  • 1. Общая характеристика исполнительного производства
  • 2. Участники исполнительного производства и их правовое положение
  • 3. Стадии исполнительного производства
  • Лекция 13. Производство по применению отдельных мер административного предупреждения и мер административного пресечения
  • 1. Общая характеристика производства по применению мер административного предупреждения и мер административного пресечения
  • 2. Процедуры применения мер административного предупреждения, закрепленных санкцией правовой нормы
  • 3. Процедуры применения отдельных мер административного пресечения
  • Раздел III производство по делам об административных правонарушениях Лекция 14. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях
  • 1. Понятие, правовая основа, основные элементы и виды производства по делам об административных правонарушениях
  • 2. Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях
  • 3. Понятие, виды и оценка доказательств по делам об административных правонарушениях
  • Лекция 15. Стадии производства по делам об административных правонарушениях
  • 1. Понятие стадии производства по делам об административных правонарушениях
  • 2. Возбуждение дела об административном правонарушении
  • 3. Рассмотрение дел об административных правонарушениях
  • 4. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
  • 5. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях
  • Лекция 16. Субъекты и участники производства по делам об административных правонарушениях
  • 1. Общая характеристика системы субъектов производства по делам об административных правонарушениях
  • 2. Административно-процессуальный статус лиц (органов) ведущих производство по делу об административном правонарушении
  • Подведомственность дел об административных правонарушениях.
  • 3. Административно-процессуальный статус участников производства по делу об административном правонарушении
  • Лекция 17. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
  • 1. Понятие, цели применения и элементы правового регулирования мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
  • 2. Виды мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
  • Содержание
  • 3.2. Производство по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации

    Правовую основу данного вида регистрационного производства составляет Конституция Российской Федерации, ч. 2 ст. 27 которой гласит: «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства», Закон РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» 1 в ред. от 22.12.2004 года, «Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных, ответственных за регистрацию», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 года № 713 2 , Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденный приказом Федеральной миграционной службы России от 20.09.2007 года № 208 3 , жилищное, гражданское и другое законодательство.

    Регистрация граждан – это предусмотренный федеральным законом способ учета граждан в пределах Российской Федерации, носящий уведомительный порядок и отражающий факт нахождения гражданина по месту пребывания и месту жительства.

    Целями регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства является:

    – обеспечение необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом;

    – учет населения;

    – упорядочение его передвижения;

    – охрана общественного порядка, государственной и общественной безопасности и борьба с преступностью.

    Задачами регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства являются:

    – обеспечение реализации гражданами своих субъективных прав и обязанностей;

    – обеспечение граждан Российской Федерации основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;

    – упорядочение передвижения граждан по территории Российской Федерации;

    – организация учета граждан Российской Федерации;

    – обеспечение рационального размещения населения по территории России;

    – осуществление мер по борьбе с преступностью;

    – укрепление государственной и общественной безопасности.

    Специфические особенности регистрационного производства в деятельности подразделений по делам миграции, проявляются в том, что:

    – регистрационное производство в деятельности подразделений по делам миграции состоит из: процедур регистрации граждан по месту пребывания; процедур регистрации граждан по месту жительства; процедур снятия граждан с регистрационного учёта;

    – в отличии, например, от производства по выдаче документов, удостоверяющих личность, регистрация и снятие с регистрационного учёта граждан может производиться по оформленной соответствующим образом нотариально заверенной доверенности. Личная явка граждан, за исключением лиц, имеющих судимость, в подразделения по делам миграции не обязательна;

    – регистрация граждан в подразделениях по делам миграции является одновременно правом, и обязанностью быть зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания, что является отличительной особенностью по сравнению с другими видами регистрационных производств.

    – решение по вселению гражданина в жилое помещение принимают жилищные органы (отдел вселения и регистрации), а окончательное решение непосредственно по регистрации гражданина – подразделения Федеральной миграционной службы. Исполнение принятого решения возлагается на оба органа.

    Субъектами данного регистрационного производства являются с одной стороны – уполномоченные должностные лица регистрирующего органа (подразделение по делам миграции, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации – должностные лица органов местного самоуправления поселений), а с другой – должностные лица, ответственные за регистрацию и граждане.

    В свою очередь, должностными лицами, ответственными за регистрацию, являются должностные лица, указанные в приложении к Постановлению Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 года № 713.

    Производство по делам о регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства, как правило, начинается по инициативе заинтересованных физических лиц на основании заявления, представляющего собой обращение в подразделение Федеральной миграционной службы по вопросам регистрации и снятия с регистрационного учёта гражданина России по месту пребывания и месту жительства.

    Заявление как юридический факт порождает правовые последствия, одним из которых становится обязанность соответствующего органа или должностного лица предпринять необходимые действия, направленные на достижение конкретного результата, объективно вытекающего из данного правоотношения.

    Производство по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации состоит из следующих элементов (стадий).

    Возбуждение регистрационного дела и предварительная проверка представленных для регистрации документов – начальная стадия регистрационного производства. Данное дело считается возбужденным с момента подачи гражданином (законными представителями) заявления о регистрации по месту пребывания или по месту жительства, а также снятии гражданина или лиц, не достигших 14-ти летнего возраста с регистрационного учета и приложенных к нему документов. На этой стадии должностные лица, ответственные за регистрацию проверяют подлинность документов, представленных гражданином. Визуально выясняется, не содержат ли представленные документы признаков подделки (подчистки, травления, дорисовки текста, подделки оттисков печатей, штампов, вставки листов и т.д.).

    Для регистрации по месту пребывания и по месту жительства гражданин представляет лицам, ответственным за регистрациюдокументы, указанные в п.п. 5, 9 и 16 вышеназванных Правил.

    В обязанность должностных лиц, ответственных за регистрацию входит

    предварительная проверка представленных гражданином документов, оформление документов на регистрацию с соблюдением всех законодательных норм, относящихся к вселению гражданина в данное жилое помещение.

    В обязанность гражданина, прибывшего к месту пребывания (временного проживания) на срок свыше 90 дней, входит представление документов на регистрацию в течение трех суток (исключая выходные и праздничные дни), к месту жительства – не позднее семи дней со дня прибытия.

    При поступлении заявления гражданина о регистрации по месту пребывания по форме № 1 лица, ответственные за регистрацию осуществляют первичный прием от граждан документов на регистрацию, в присутствии заявителя проверяют комплектность представленных документов и правильность их оформления, составляют в 2-х экземплярах адресные листки прибытия, а при поступлении документов о регистрации по месту жительства, кроме того, заполняют карточку регистрации по форме № 9, поквартирную карточку по форме № 10 или вносят соответствующие сведения в домовую книгу, адресные листки прибытия по форме № 2, листок статистического учета прибытия по форме № 12П, после чего подготовленные ими документы в 3-х дневный срок со дня обращения к ним граждан представляют в орган регистрационного учета.

    Вторая стадия регистрационного производства – рассмотрение регистрационного дела. На данной стадии сотрудники подразделений Федеральной миграционной службы в 3-х дневный срок рассматривают поступившие от должностных лиц, ответственных за регистрацию документы, сверяют их подлинность, проверяют правильность и полноту заполнения адресных листков прибытия по форме № 2, листков статистического учета по форме № 12П и № 12В и соответствие записей в них, а также в карточках регистрации по форме № 9, в поквартирных карточках по форме № 10 и домовых книгах по форме № 11 сведениям, указанным в представленных на регистрацию граждан документах, производят проверку регистрируемых граждан по учётам адресно-справочного бюро и информационного центра на наличие компрометирующих материалов.

    Стадия принятия решения по делу. Решение о регистрации принимается единолично уполномоченным на то должностным лицом регистрирующего органа, как правило, руководителем (начальником подразделения Федеральной миграционной службы) в 3-х дневный срок со дня получения документов о регистрации или письменно уведомляет о причинах отказа принятия такого решения.

    При этом регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом жительства, осуществляется на указанный в заявлении срок, определенный по взаимному соглашению:

    – с нанимателями и всеми совместно проживающими с ним совершеннолетними гражданами, при условии проживания в домах государственного или муниципального жилищного фонда;

    – с собственниками жилых помещений;

    – с правлениями жилищно-строительных или жилищных кооперативов, если члены кооперативов не являются собственниками данных жилых помещений.

    При отказе в регистрации все документы возвращаются должностным лицам, ответственным за регистрацию, а так же гражданам и юридическим лицам, предоставляющим для проживания, принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, для последующего вручения гражданам.

    В заявлении на регистрацию производится запись о принятом решении, с указанием оснований регистрации со ссылкой на соответствующие пункты (подпункты) Правил или иные основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации. О принятом решении гражданин предварительно информируется по телефону (при его наличии).

    Процедура снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства производится органами регистрационного учета на основании раздела V Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

    Граждане считаются снятыми с регистрационного учета по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства по истечении срока пребывания, указанного в заявлении о регистрации, а в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, кемпингах, больницах, на туристических базах и в иных подобных им учреждениях - по их выбытии.

    Заявление о снятии с регистрационного учета по месту пребывания от гражданина и составление адресного листка убытия по форме №7 не требуется, за исключением случаев, когда зарегистрированные по месту пребывания граждане имеют намерение выбыть с места пребывания до истечения заявленного срока.

    Снятие же граждан с регистрационного учета по месту жительства осуществляется в следующих случаях:

    а) изменения места жительства – на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства;

    б) призыва на военную службу – на основании сообщения военного комиссариата;

    в) осуждения к лишению свободы – на основании вступившего в законную силу приговора суда;

    г) признания безвестно отсутствующим – на основании вступившего в законную силу решения суда;

    д) смерти или объявления решением суда умершим – на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;

    е) выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда;

    ж) обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации – на основании вступившего в законную силу решения суда.

    Решение о снятии граждан с регистрационного учета по месту жительства принимается руководителем территориального органа Федеральной миграционной службы в течение 3-х дней с момента получения соответствующих документов путем проставления в их паспортах, карточках регистрации по форме № 9 или домовых книгах по форме № 11, а также на вторых экземплярах листков убытия по форме № 7 штампа о снятии с регистрационного учета по месту жительства.

    Стадия исполнения решения. После принятия решения о регистрации (снятии с регистрационного учёта) физическое лицо приобретает определённый правовой статус, у него возникают, изменяются или прекращаются определённые права и обязанности.

    Гражданин считается зарегистрированным только после введения его данных о миграции в компьютерную сеть центрального адресного бюро.

    Принятое решение может быть оформлено двумя способами:

    а) в паспортах граждан, регистрируемых по месту жительства, проставляется оттиск штампа о регистрации;

    б) в случае, когда регистрация по месту жительства производится по иным (кроме паспорта) документам, гражданам выдаются свидетельства о регистрации по месту жительства, которые регистрируются по книге учёта, выдаваемых свидетельств. При регистрации граждан по месту пребывания выдаются свидетельства по соответствующей форме.

    Исполнение принятого решения возлагается органы регистрационного учета и должностных лиц, ответственных за регистрацию.

    После оформления регистрации по месту пребывания или жительства, или снятия с регистрационного учёта, жилищные органы обязаны на основании документа (карточки регистрации по форме № 9), представленного подразделениями Федеральной миграционной службы, внести зарегистрированного гражданина в свои регистрационные и финансовые учёты.

    В паспортах или свидетельствах о регистрации граждан, снятых с регистрационного учета по месту жительства (кроме умерших, а также граждан, признанных безвестно отсутствующими, объявленных умершими либо выбывших на новое место жительства без снятия с регистрационного учета), производятся отметки в виде штампа о снятии с регистрационного учета по месту жительства.

    Сведения о фактах регистрации граждан по месту жительства ежедекадно направляются в органы налоговой службы.

    Принятое по регистрационному делу решение может быть обжаловано в порядке, установленном для самостоятельного производства по рассмотрению жалоб граждан.



    Просмотров