Правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения. Список использованной литературы

Оборот земель сельскохозяйственного назначения представляет собой сделки с земельными участками этой категории земель, направленные на смену титула прав на эти участки.

Критерии ограничений в обороте земель с\х назначения обусловлены следующими объективными обстоятельствами:

1) Значимостью земель с\х назначения, представляющих собой основное средство производства пищевой энергии для человечества.

2) Точной определенностью земель, обладающих статусом с\х назначения.

3) Необходимостью обеспечения рациональной структуры земель с\х назначения.

4) Необходимостью соблюдения требований Конституции РФ, запрещающей субъектам земельных отношений осуществлять свои земельные права и свободы в нарушение земельных прав и свобод других лиц.

5) Приоритетом публичного интереса при осуществлении оборота земель с\х назначения.

6) Главная цель правового регулирования оборота земель с\х назначения заключается в достижении наиболее эффективного использования земель данной категории.

Эффективно же использовать землю могут только те субъекты прав на земельные участки, которые являются наиболее эффективными землепользователями.

7) В то же время потребность в эффективном не должна войти в противоречие с принципом справедливости при осуществлении оборота этих, земель.

8) Жесткий государственный контроль за реализацией оборота.

Правовые методы осуществления оборота земель с\х назначения можно подразделить на два основных вида: административно-правовые и гражданско-правовые.

Оба эти метода обеспечивают оборот земель сельскохозяйственного назначения как путем перехода земельных угодий из публичных форм собственности в частные, так и путем их перехода из частных форм собственности в публичные.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в следующих основных формах.

1. Купля-продажа земельных участков, осуществляемая:

В общем порядке, при котором продавец обязан известить в письменной форме субъект РФ о своем намерении продать сельхозугодье с указанием цены и других существенных условий продажи.

В специальном порядке (приватизация, продажа с публичных торгов и т.д.). В данном случае у субъекта РФ отсутствует право преимущественной покупки сельхозугодья.

2. Приобретение земель сельскохозяйственного назначения по договору мены.

3. Договор дарения сельскохозяйственных, угодий:

Безвозмездным характером приобретения сельскохозяйственных угодий.

При дарении сельскохозяйственного угодья, находящегося в землях с\х назначения, являющихся объектом общей собственности, остальные собственники не могут воспользоваться своим правом на преимущественное приобретение этой земельной доли. Но необходимо согласие всех участников этой собственности, поскольку осуществление правомочий по владению, пользованию и распоряжению земельным массивом, находящимся в совместной (не долевой) собственности, должно осуществляться по взаимному соглашению сособственников.


4. Приобретение сельскохозяйственных угодий на условиях договора ренты.

Имеет определенное сходство с договором купли-продажи сельскохозяйственных угодий, так как продавец участка (получатель ренты) также передает свой земельный участок покупателю (плательщику ренты) за определенную денежную или натуральную оплату.

1. Приобретение прав на земельный участок на условиях аренды:

Срочность договора аренды, продолжительность которой не может быть свыше 49 лет,

Арендатор не приобретает титула собственника на арендуемый земельный участок,

Арендуемое с\х угодье может быть приобретено арендатором в собственность по истечении трехлетнего продолжения арендных отношений при условии надлежащего использования этого угодья,

Позволяет вовлекать в сферу действия частного капитала те земли, которые в силу их особой публичной значимости недопустимо переводить из публичной формы собственности в частную.

Аренда земельных участков осуществляется только на основании договора аренды. Если общие положения о договоре аренды определяются гражданским законодательством, то особенности сдачи в аренду земельных участков устанавливаются земельным законодательством.

Так, арендатор земли имеет отдельные права по распоряжению земельным участком. Он может сдавать его в субаренду. По истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка.

Собственники зданий, строений, сооружений, находящихся на чужом земельном участке и на земельном участке находящимся в государственной или муниципальной собственности, имеют преимущественное право покупки или аренды земельного участка. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

Арендатор земельного участка вправе передать свои права и обязанности третьему лицу, в том числе, отдать арендные права в залог или внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ товариществ или паевого взноса в производственный кооператив. Для этого не требуется согласия собственника, также не требуется заключения нового договора аренды.

В аренду также могут сдаваться земельные доли, принадлежащие на праве собственности.

По Земельному кодексу арендатор не может передавать земельные участки в безвозмездное пользование. Это может делать только собственник земельного участка.

Не могут сдаваться в аренду объекты, изъятые из оборота.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru//

Размещено на http://www.allbest.ru//

Правовое регулирование земель сельскохозяйственного назначения

Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения

Категория земель сельскохозяйственного назначения - важная составляющая земельного фонда страны. В соответствии со ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Главная особенность этой категории земель состоит в том, что земля здесь выступает в качестве основного средства производства продуктов питания и кормов для животных, а также сырья для промышленности. Поэтому для земель сельскохозяйственного назначения установлен особый правовой режим, имеющий целью как охрану и повышение плодородия почв, так и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота.

Земельное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Субъекты РФ принимают свои законы и подзаконные акты, восполняющие федеральные законы и регулирующие земельные отношения.

На федеральном уровне правовое регулирование таких земель осуществляется: нормами ЗК РФ; ФЗ «Об обороте сельскохозяйственных земель»; ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»; ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»; ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»; ФЗ от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и др.

На региональном уровне правовое регулирование осуществляется Законом Самарской области «О земле»; Законом Самарской области от 07.10.2002 № 63-ГД «О повышении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Самарской области» (ред. от 04.05.2012); Постановлением Правительства Самарской области от 25.10.2011 № 595 (ред. от 27.11.2012) «Об утверждении областной целевой программы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в Самарской области" на период до 2020 года»; Постановлением Правительства Самарской области от 24.01.2006 № 7 (ред. от 01.04.2009) «Об утверждении порядка реализации преимущественного права Самарской области на приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения»; Постановлением Правительства Самарской области от 18.05.2005 № 56 (с изм. от 27.02.2008) «Об утверждении государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения в Самарской области».

Порядок предоставления, правовой режим и особенности гражданского-правового оборота земель данной категории зависят от конкретных целей использования таких земель, из которых можно выделить:

использование земель для нужд сельскохозяйственного производства: (животноводство, растениеводство и т. д.);

использование земель для личных нужд граждан, связанных с производством сельскохозяйственной продукции (садоводство, личное хозяйство и т. д.);

для иных целей, связанных с сельскохозяйственным производ-ством(научно-исследовательские и учебные цели, сохранение и развитие традиционных образов жизни);

для перераспределения земель сельскохозяйственного назначения (с целью предоставления гражданам, создание и расширение хозяйств).

В состав земель сельскохозяйственного назначения входят:

сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.);

несельскохозяйственные угодья - земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (несельскохозяйственные угодья).

Особое правовое положение в составе земель сельскохозяйственного назначения занимает фонд перераспределения, который создается в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота (п. 1 ст. 80 Земельного кодекса РФ). Как следует из указанного, данный фонд может включать как сельскохозяйственные, так и несельскохозяйственные угодья.

Также в составах территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования, а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, развития объектов сельскохозяйственного назначения. Поскольку такой участок находится в пределах городской черты, черты поселка или сельского поселения, то он входит в состав земель поселений (см. ст. 83ЗК), несмотря на то что на земельном участке выращивается сельскохозяйственная продукция. В сельскохозяйственных целях могут использоваться земельные участки на территории лесного фонда, в составе земель транспорта (например, садовые участки вдоль железной дороги). Эти земельные участки относятся к категории земель, на которых находятся.

В составе земель сельскохозяйственного назначения могут находиться водоемы и лесопосадки или участки, занятые хозяйственными постройками сельхозпредприятий, дорогами. На них распространяется правовой режим соответствующей категории земель. Основную часть земель сельскохозяйственного назначения составляют все же не исключения, а сельскохозяйственные угодья, на которых возделывается сельскохозяйственная продукция, являющаяся ценной, а отсюда и причина установления особого режима предоставления, изъятия, использования.

Субъектами прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения являются:

физические лица: граждане, в том числе ведущие крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;

юридические лица: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, иные коммерческие организации:

некоммерческие организации, в том числе потребительские кооперативы, религиозные организации;

казачьи общества;

опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учебно-производственные подразделения научно-исследовательских организаций, образовательные учреждения сельскохозяйственного профиля и общеобразовательные учреждения;

общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Данный перечень является открытым. Иностранным лицам, лицам без гражданства и юридическим лицам в уставном (складочном) капитале которых доля иностранцев составляет более 50%, земли сельскохозяйственного назначения предоставляются только в аренду.

Данные субъекты правоотношений должны обладать определенной земельной правоспособностью. Например, право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Работать же на земле вправе и лица, не обладающие земельной правоспособностью. Так, если главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть лицо, достигшее 18-летнего возраста, то работать на крестьянском поле могут и несовершеннолетние.

Особенности правового режима земель сельскохозяйственного назначения

Правовой режим сельскохозяйственного назначения имеет отличительные черты: земля сельскохозяйственный правовой

Обеспечение почвенного плодородия земель, т.е. охрана качества сельскохозяйственных угодий.

Обеспечение сохранности количества этих земель.

Предотвращение уменьшения площадей сельскохозяйственных угодий.

Для решения первой задачи проводятся работы по мелиорации земель, а также в необходимых случаях мероприятия по их консервации.

Мелиорация земель представляет собой коренное улучшение земель агротехнических и др. мелиоративных мероприятий. Порядок проведения этих работ регулируется ФЗ РФ «О мелиорации земель» от 10.01.1996 № 4-фЗ (ред. от 28.11.2011).

Консервация земель - временное исключение земель из сельскохозяйственного оборота - осуществляется для предотвращения развития и устранения процессов деградации почв, восстановления их плодородия и реабилитации загрязненных территорий. Регулируется Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 № 830 «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота».

Важную роль в решение проблемы охран сельскохозяйственных угодий играет ФЗ РФ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» от 16.07.1998 № 101-ФЗ (ред. от 19.07.2011), в котором заключено понятие плодородия земель сельскохозяйственного назначения - способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений.

Для обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения применяются следующие меры:

Разрабатываются и реализуются федеральные и целевые программы обеспечения воспроизводства земель сельского назначения.

Проводится учет показателей плодородия земель сельского назначения и мониторинг плодородия земель данной категории.

Разрабатываются стандарты, нормы, нормативы правил в области обеспечения плодородия земель сельского назначения.

Планируются мероприятия по реабилитации земель данной категории, загрязненных тяжелыми металлами и др. вредными веществами.

Финансируются мероприятия по обеспечению плодородия данных земель и научно-исследовательские работы в данной области.

Обеспечивается контроль за качеством используемых в целях обеспечения плодородия земель агрохимикатов и пестицидов и контроль за безопасным обращением с ними.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения. Порядок и особенности использования земель. Особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения после принятия Федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

    курсовая работа , добавлен 21.06.2011

    Понятие и общая характеристика земель сельскохозяйственного назначения. Право землевладения и землепользования юридических лиц и граждан. Особенности правового регулирования оборота сельскохозяйственных земель. Прекращение прав на земельные участки.

    курсовая работа , добавлен 11.09.2014

    Правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения. Земельные права и обязанности граждан, ведущих крестьянское хозяйство. Правовой режим земель, используемых для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества.

    контрольная работа , добавлен 31.10.2016

    Исследование понятия и состава земель сельскохозяйственного назначения, основных особенностей их использования гражданами и юридическими лицами. Анализ возникновения, изменения и дифференциации правового режима земель сельскохозяйственного назначения.

    контрольная работа , добавлен 22.02.2012

    Изучение особенностей правового режима земель сельскохозяйственного назначения. Принципы и законодательное регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения. Обеспечение правильной и продуктивной работы аграрного сектора российской экономики.

    реферат , добавлен 05.03.2015

    Понятие, состав и порядок использования земель сельскохозяйственного назначения. Особенности оборота земель для ведения крестьянского и личного подсобного хозяйства. Правовой режим участков для скотоводства и угодий, предоставленных колхозам и совхозам.

    дипломная работа , добавлен 29.06.2012

    Порядок предоставления участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в госсобственности, для создания крестьянского хозяйства. Публично-правовые ограничения оборота земель. Правовой режим садовых, огородных, дачных земельных участков.

    контрольная работа , добавлен 19.06.2014

    Понятие земель сельскохозяйственного назначения. Особенности возмещения убытков землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков. Основания возникновения и прекращения права землепользования на землях сельскохозяйственного назначения.

    контрольная работа , добавлен 05.09.2009

    Понятие, состав, правовые признаки земель сельскохозяйственного назначения. Особенности использования сельскохозяйственных угодий. Фонд перераспределения земель. Государственное регулирование обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

    контрольная работа , добавлен 30.04.2009

    Купля-продажа земель сельскохозяйственного назначения. Правовой механизм определения земельных долей. Аренда земельных участков сельскохозяйственного назначения. Понятие земельной доли. Особенности залога (ипотеки) земли и госрегистрация прав на нее.

Земельный кодекс РФ (п.6 ст. 27) предусматривает особый порядок
регулирования оборота земель сельскохозяйственного-назначения. Его
особенности предопределяются рядом природных и социальных
факторов. Земли сельскохозяйственного назначения - компонент
окружающей среды, включающий почвы, и природный ресурс,
являющийся средством производства в сельском хозяйстве,
обеспечивающим, продовольственную безопасность страны, уровень
благосостояния российского населения. Государство обязано особо
охранять земли сельскохозяйственного назначения" от нерационального
их использования. Данную задачу решает Федеральный закон "Об
обороте земель сельскохозяйственного назначения" 1 ,> принятый
Государственной Думой 26 июня 2002 г. Он регулирует отношения,
связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными
участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает
правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и
долей в праве общей собственности на"земли сельхозначения.
Определяет условия предоставления земельных участков
сельхозназначения, находящихся -в"-" государственной; или
муниципальной собственности, а также изъятие их а государственную и
муниципальную собственность^ " " " ;

Действие названного закона не распространяете» ; на земельные
участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного
назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного
строительства, ведения личного подсобного и дачного-осозяйства,
садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные,
участки занятые зданиями, строениями, сооружениями. -, ;? ,

1 СЗ РФ. 2002, №30, ст. 3019.

Современная Гуманитарная Академия


Федеральный закон (п.3 ст.1) называет шесть принципов на базе которых разрешается оборот 2 земель сельскохозяйственного назначения.

1) сохранение целевого использования земельных участков;

2) установление размера общей площади участков
сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории
одного административно-территориального образования субъекта
Российской Федерации и могут одновременно находиться в
собственности гражданина, его близких родственников, а также
юридических лиц; 3) преимущественное право субъекта Российской
Федерации или в.случаях, установленных законом субъекта Российской
Федерации, органа местного самоуправления на покупку земельного
участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже,
за исключением продажи с публичных торгов; 4) преимущественное
право субъекта Российской Федерации! (в установленных случаях -
органа местного самоуправления) на покупку доли в"праве общей
собственности на земельный участок из земель сельхозназначения при
возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности;
5) установление особенностей предоставления земельных участков
сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, а также
иностранным юридическим лицам; 6) предоставление гражданам и
юридическим лицам в собственность земельных участков
сельхозназначения, находящихся "в государственной или
муниципальной собственности на возмездной или безвозмездной
основе в случаях, установленных Федеральными законами.


Особенности, приватизации " земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или> муниципальной собственности. Земли сельхозназначения приватизируются в порядке установленном федеральным законодательством. Однако начало приватизации земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации. Вместе с тем принятие субъектами Российской Федерации законов м иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков сельскохозяйственного назначения, не допускается.

Нормирование земельных участков сельскохозяйственного назначения. Законом установлены предельные размеры и требования к местоположению земельных участков сельскохозяйственного назначения. Минимальные размеры таких участков могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии

с требованиями федерального законодательства о землеустройстве.

Размер общей площади земельных участков сельскохозяйственных^ угодий,"которые расположены на территории одного административно- " территориального образования субъекта Российской федерации и могут одновременно находиться в собственности гражданина,„его. близких родственников, а также юридических лиц, которыми данный гражданин или его близкие родственники имеют право распоряжаться более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на акции или вклады (доли), составляющие уставные (складочные), капиталы данных юридических лиц, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Установленный законом субъекта Российской Федерации размер общей площади таких земельных участков не может быть менее чем 10 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий в границах одного административно-территориального образования (см. Приложение №1).

Совершение сделок с земельными участками сельскохозяйственного назначения, если в результате их совершения образуются новые земельные участки, размеры и местоположение не соответствуют установленным законом требованиям, не допускается.

Не разрешен также выдел земельного участка в счет доли (долей)
в праве общей собственности на земельный участок из состава
искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий, если размер
выделяемого в натуре (на местности) земельного участка меньше
установленного "субъектами Российской Федерации^предельного
минимального размера земельного участка для мелиорированных
земель. " ;

Введены ограничения земельных прав иностранных граждан, иностранных юридических лиц^ лиц без гражданства,^ также физических лиц в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более 50 процентов. Названные субъекты земельных отношений могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды (см. Приложение №2).

Когда в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказался земельный участок сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок, то такой земельной участок или доля должны быть отчуждены собственником. Эта обязанность собственника земельного участка и земельной доли должна быть реализована в течение года со дня возникновения его права на земельный участок или доли в праве общей собственности на земельный участок либо со дня, когда собственник узнал или обязан был узнать об обстоятельствах, которые повлекли за собою нарушение требований Федерального закона. Если собственник земельного участка

Тема № 22

«Правовое регулирование земель сельскохозяйственного назначения»

Вопросы темы:

1. Функции правового управле­ния режимом земель сельскохозяйственного назначения

2. Способы регулирования оборота земель сельхозназначения

3. Ответственность в использовании земель

1. Функции правового управле­ния режимом земель сельскохозяйственного назначения

Государственное управление землей сельскохозяйственного на­значения осуществляется преимущественно экономико-правовы­ми, а не административно-командными методами.

Государство осуществляет следующие функции правового управле­ния режимом земель сельскохозяйственного назначения.

1. Функция ведения учета и наблюдения за состоянием кате­гории земель сельскохозяйственного назначения, который ведется в форме:

а) земельного кадастра , позволяющего получить систему необходи­мых сведений и документов о правовом режиме земель, их распределе­нии по собственникам, землевладельцам, землепользователям и аренда­ торам, о качестве и ценности земель. Организация ведения земельного кадастра возложена на органы местного самоуправления, а обеспечение работ по ведению кадастровой работы - на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости;

б) мониторинга земель , представляющего собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда, который позволяет своевременно вы­явить изменения, возникшие в нем, дать оценку негативным процессам, обеспечить предупреждение и устранение их последствий;

в) выявление сельскохозяйственных земель, используемых не по целевому назначению, либо используемых неэф­фективно, либо выбывших из оборота, либо переведенных в менее ценные угодья.

2. Функция планирования использования земельного фонда. Федеральная служба земельного кадастра России осуществляет экспертизу программ, схем и проектов в части развития землевладе­ния, землепользования, землеустройства и рационального использова­ния земель. Федеральное Собрание РФ и Правительство РФ совмест­но с органами местного самоуправления разрабатывают и выполняют федеральные программы по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплек­се с другими мероприятиями.

3. Функция распределения и перераспределения земель и создания специального фонда перераспределения земель (ст. 80 ЗК РФ).

4. Функция управления порядком хозяйственной эксплуа­тации земель сельскохозяйственного назначения, которая осу­ществляется путем:

применения и совершенствования налогообложения лиц, исполь­зующих земли сельскохозяйственного назначения;

установления повышенных цен за экологически чистую продук­цию, выращиваемую на землях сельскохозяйственного назначения;

частичной компенсации расходов землепользователей из средств бюджета за снижение дохода, возникшее в результате временной кон­сервации земель не по вине лиц, использующих эти земли;

осуществления государственной экспертизы при размещении объектов, могущих отрицательно влиять на состояние земель и окру­жающей природной среды; организации выявления мнения населения через формы непосредственной демократии;

5. Функция контроля , задачей которого является обеспечение соблюдения всеми гражданами, организациями, должностными лицами и государственными органами требований земельного законодательства в целях эффективного использования и охраны земель.

Государственный контроль осуществляется органами местного са­моуправления, Федеральным агентством кадастра объектов недвижи­мости и его органами на местах и другими государственными органа­ми.

Функции санитарного контроля за технологией использования сельскохозяйственных земель осуществляет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

Функции общего конт­роля за охраной окружающей среды осуществляются органами МПР России и т.д.

Непосредственные контрольные функции на местах осуществляют специалисты-землеустроители Росземкадастра.

6. Охранительная функция обеспечения правового режима использования сельхоз земель.

Основная работа по реализации этих функций возложена на федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и орга­ны, местного самоуправления (и их администрацию).

2. Способы регулирования оборота земель сельхозназначения

Правовые методы и формы осуществления оборота земель сельхозназначения

Правовые методы осуществления оборота земель сельскохозяй­ственного назначения можно подразделить на два основных вида: административно-правовые и гражданско-правовые.

Административно-правовой метод применяется в случаях:

а) использования сельхозугодий с нарушением законодатель­ства;

б) при применении санкций (конфискация) за противоправное поведение собственников сельскохозяйственных угодий, т.е. даже и при правильной эксплуатации этих угодий (деяние совершено за пределами сферы сельскохозяйственной деятельности);

в) при обстоятельствах, обязывающих государство осуществ­лять это административно-правовое вмешательство;

г) при временно-вынуждающих обстоятельствах (реквизиция земельного участка).

Административно-правовые методы выражаются в том, что:

~ от имени российского государства соответствующие государ­ственные органы вправе осуществлять перераспределение этих земель, если они используются с нарушениями закона;

~ органы государственной власти субъектов РФ осуществляют принудительное перераспределение сельскохозяйственных угодий между собственниками, если в результате оборота этих угодий возник­нут обстоятельства, требующие государственного вмешательства;

~ принудительное вмешательство в оборот земель сельскохозяйствен­ного назначения может иметь и временно-вынужденный характер и пре­кращается с устранением обстоятельств, которые вызвали потребность в этом вмешательстве;

д) органы судебно-исполнительного производства (судебные приставы-исполнители) осуществляют конфискацию сельскохозугодий на основании судебного решения в порядке санкции за совершение преступления (ст. 50 ЗК РФ) в спе­циальном порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (в ред. от 10.01.2003).

Гражданско-правовой метод применяется в регулировании оборота земель сельскохозяйственного назначения путем регули­рования двусторонних сделок:

купли-продажи сельхозугодий, при которой участок перехо­дит к другому собственнику за деньги, передаваемые в ходе совер­шения этого договора;

  • в общем порядке (ст. 454-491, 549-558 ГК РФ);
  • в специальном порядке (приватизация, продажа с публичных торгов и т.д.).

мены (ст. 567-571 ГК РФ), при которой либо происходит обмен угодьями, либо об­мен угодий на определенные объекты недвижимости;

ренты (ст. 583-605 ГК РФ), отличающейся от договора купли-продажи в основ­ном рассроченными формами расчета за приобретенный земельный участок.

Платежи по договору ренты бывают двух основ­ных видов:

бессрочная рента - при продаже земельного участка по дого­вору постоянной ренты (ст. 589-595 ГК РФ). Приобретать земель­ные участки по такой форме ренты недопустимо у собственников - коммерческих организаций и допустимо лишь у граждан либо у та­ких некоммерческих организаций, которым закон не запрещает совер­шать подобные сделки и их совершение соответствует целям уставной деятельности этих организаций (п. 1 ст. 589 ГК РФ). Договор бессрочной (постоянной) ренты, таким образом, представ­ляет собой возможность покупки земельного участка с рассрочкой платежа за него на неопределенное и длительное время;

пожизненная рента (ст. 596-605 ГК РФ) применима лишь к случаям приобретения земельных участков у граждан (п. 1 ст. 596 ГК РФ) и определяется в договоре как денежная сумма, периодически выплачиваемая получателю ренты (бывшему собственнику участка) в течение его жизни (п. 1 ст. 597 ГК РФ).

дарения (ст. 572-582 ГК РФ) и наследства, являющихся односторонними сделка­ми, но отличающимися различной правовой природой.

наследование сельскохозяйственных угодий(ч. 3 ГК РФ):

~ осуществляется в форме односторонней сделки - за­вещания наследодателя (ст. 1118-1140 ГК РФ) или по основаниям, указанным в законе (ст. 1141 -1151 ГК РФ);

~ эта форма оборота одно из конституционных прав (п. 4 ст. 35 ГК РФ);

~ переход с/х угодья по наследству может осу­ществляться из частной формы собственности в частную и из частной формы собственности в публичную, но не наоборот;

~ переход наследственных прав на с/х угодье осуществляется в особом наследственно-процессуальном порядке, пре­дусмотренном законом;

е) аренды (ст. 606-625 ГК РФ), представляющей собой форму регулирования оборо­та земель сельскохозяйственного назначения, при которой вклю­чаемые в сферу частного капитала земельные участки не теря­ют титула публичной собственности.

Правовые ограничения в обороте земель сельхозназначения

Согласно п. 2 ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землями сельскохозяйственного назначения осуществляются свободно, если это не входит в противоречие с публичными интересами.

Противоречие частных интересов публичным обусловлено тем, что земля представляет собой основу жизни и деятельности прожи­вающих на ней народов (п. 1 ст. 9 Конституции РФ), а значит, и пра­вовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначе­ния должно осуществляться с учетом интересов настояще­го и всех будущих поколений.

Причины правовых ограничений в обороте земель сельхозназначения:

особой значимостью земель сельхозназначения, в связи с чем оборот допускается при условии обеспечения целевого, рационального и эффективного использования этих земель;

недопустимостью оборота иных сельскохозяйственных земель, внешне сходных с землями сельскохозяйственного назначения;

недопустимостью возникновения в результате этого оборота латифундизма и минифундизма, т.е. концентрации земель сельскохозяй­ственного назначения в частной собственности отдельных лиц и чрезмерного дробления земельных участков в качестве объектов собствен­ности;

недопустимостью нарушения прав третьих лиц при осуществле­нии оборота земель сельскохозяйственного назначения и обязанности лиц, осуществляющих оборот этих земель, компенсировать потерпев­шим стоимость понесенных ими убытков;

потребностью в обеспечении приоритета публичных интересов:

Российских граждан и юридических лиц перед иностранными;

Приоритетного права в покупке земель сельскохозяйственного назначения субъектами РФ и органами местного самоуправления;

Исключения из оборота тех видов земель сельхозназначения, которые имеют особую публичную значимость;

потребностью привлечения к эксплуатации земель сельхозназначения наиболее эффективных хозяйствующих субъ­ектов;

обеспечением равного доступа хозяйствующих субъектов к зем­лям сельхозназначения и исключения монополизма;

обеспечением эффективного государственного контроля за обо­ротом земель сельхозназначения, включающего в себя:

федеральный контроль за осуществлением оборота этих земель региональными (субъектами РФ) и муниципальными органами;

государственный учет земель, соблюдение ценовой дисцип­лины при их обороте и т.д.

3. Ответственность в использовании земель

Охрана земель сельскохозяйственного назначения

Правовая охрана земель сельскохозяйственного назначения - система правовых и иных мероприятий, направленных на их рациональное использование, защиту от вредных воздействий и ухудшения качественного состояния (ст. 12, 13 ЗК РФ).

Цели охраны земель являются:

= предотвращение деградации, загрязнения и захламления, наруше­ния земель, других неблагоприятных последствий хозяйственной дея­тельности;

= обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, нарушению или другим неблагоприятным воздействиям в результате хозяйственной деятельности.

Охрана земель включает систему правовых, организационных, экономических и др. мероприятий, направленных на их рациональ­ное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, в том числе земель лесного фонда, на воспроизводство и повышение плодородия почв.

Ответственность в земельном праве

Административная ответственность.

В статьях ЗК РФ и КоАП РФ установлено, что данный вид ответственности наступает за совершение таких правонарушений, как самовольное занятие земель­ных участков, загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами и отходами, порча и уничтожение плодородного слоя зем­ли, искажение сведений о состоянии и использовании земель, порча сельскохозяйственных и иных земель, захламление земель и иные виды.

Уголовная ответственность.

В ЗК РФ указано, что уголов­ная ответственность устанавливается УК РФ.

Гражданско-правовая (имущественная) ответственность .

Эта ответственность наступает по факту нарушения земельного законодательства, связан­ного с причинением вреда землям, охраняемым законом, правам и ин­тересам собственников, землепользователей и арендаторов земли не­зависимо от привлечения виновных к другим видам ответственности. Она наступает при соблюдении нескольких условий:

♦ ущерб должен причиняться противоправным поведением виновного;

♦ при возникнове­нии имущественного вреда;

♦ если имеется вина причинителя.

Дисциплинарная ответственность регулируется трудовым законодательством.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения и способы регулирования такого оборота существенно отличаются как от общих правил, установленных гражданским законодательством, так и от подходов законодателя к землям иных категорий. Так, принципами регулирования такого оборота являются:

  • сохранение целевого использования земельных участков;
  • установление максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые могут находиться в собственности одного гражданина или юридического лица;
  • преимущественное право субъекта РФ (муниципального образования - в случаях, установленных региональным законом) на покупку земельного участка при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов;
  • преимущественное право других участников долевой собственности на земельный участок либо использующих его сельскохозяйственной организации или гражданина-члена КФХ на покупку земельной доли при ее возмездном отчуждении;
  • ограничение возможностей иностранных лиц по приобретению таких земельных участков - они могут обладать ими лишь на праве аренды.

Указанные принципы закреплены в Законе об обороте сельхоззе- мель (п. 1 ст. 1), под действие которого подпадают все земли и земельные участки сельскохозяйственного назначения. Однако его действие не распространяется на земельные участки, используемые для личного подобного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на участки, занятые зданиями, строениями и сооружениями.

Существенным отличием от норм ГК РФ об общей собственности является установленное вышеназванным законом положение о том, что если земельный участок сельскохозяйственного назначения находится в долевой собственности более чем пяти лиц, то владение, пользование и распоряжение им осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, принимаемым на их общем собрании.

Инициатором такого собрания могут быть: 1) отдельный участник (несколько участников) долевой собственности, 2) сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство, использующее находящийся в долевой собственности земельный участок, 3) орган местного самоуправления по месту расположения участка. Собрание признается правомочным в случае присутствие на нем либо 20% и более от общего числа участников долевой собственности, либо такого числа участников, которые суммарно владеют большей частью долей в праве на этот участок. В случае утверждения списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными (см. далее), основанием правомочности собрания является также присутствие на нем не менее половины от общего числа участников долевой собственности, не включенных в такой список.

Общее собрание наделено компетенцией принимать следующие решения: 1) о проекте межевания земельных участков; 2) об утверждении списка земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными; 3) о лице, уполномоченном действовать от имени участников долевой собственности, а также об объеме и о сроках его полномочий; 4) об условиях договоров аренды и сервитута в отношении участка, находящегося в долевой собственности; 5) об утверждении расчета размера долей в праве собственности на участок (для того чтобы все они были выражены единым способом).

Для принятия указанных решений требуется, чтобы за них проголосовало большинство участников собрания или участники, владеющие в совокупности более чем 50% долей от общего числа долей собственников, присутствующих на собрании.

В случае несогласия участника долевой собственности с решением собрания передать находящийся в долевой собственности участок в аренду (или с условиями аренды), он вправе выделить в счет своей доли отдельный земельный участок. Для такого выдела не требуется проводить общее собрание либо получать согласие арендатора исходного (общего) участка.

Не менее специфичные требования, отличающиеся от общих правил гражданского оборота, установлены и для купли-продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения. Продавец такого участка обязан письменно известить о своем намерении продать его высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ (в случаях, установленных законом субъекта РФ, такое извещение направляется в орган местного самоуправления). В извещении указываются основные характеристики этого участка (размер и местоположения), срок, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет по сделке, и, главное, - цена.

Продажа земельного участка третьему лицу возможна, только если субъект РФ (муниципальное образование) откажется от покупки либо в течение 30-дневного срока от него не поступит письменного уведомления о намерении приобрести этот участок. Причем такая продажа (третьему лицу) должна быть осуществлена по цене, не ниже той, что была указана в извещении. Если указанную в извещении цену требуется снизить (на нее не нашлось покупателя) или меняются другие существенные условия договора, а также если с момента направления извещения прошло больше года, то продавец должен направить новое извещение. Сделка купли-продажи участка, совершенная с нарушением указанных требований, ничтожна.

Другой особенностью оборота земель сельскохозяйственного назначения является законодательно установленное ограничение максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории одного муниципального района, которые могут принадлежать на праве собственности одному гражданину или юридическому лицу. Это требование, как может показаться, вступает в противоречие с базовым положением гражданского права о том, что количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, не ограничиваются. Но Гражданский кодекс РФ (и. 2 ст. 1) также предусматривает, что в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства такие ограничения могут быть установлены законом. Именно такое ограничение и предусмотрено Законом об обороте сельхозземель.

Конкретные размеры общей площади сельскохозяйственных угодий, максимально допустимые для одного частного лица, в разных регионах различны и определяются законами соответствующих субъектов РФ. Причем такой предусмотренный региональным законом размер должен быть не менее чем 10% от общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории. В результате невозможно заключить сделку купли-продажи или дарения земельного участка, если это приведет к превышению максимально допустимого размера. Вступить же в права наследования, даже если при этом будет превышен такой размер, можно. Но в течение года такой участок (его часть или доля в праве на него) должен быть отчужден его собственником. Если же в указанный срок собственник не произведет такое отчуждение, то орган государственной власти субъекта РФ обязан обратиться в суд с заявлением об его принудительной продаже на торгах. При отсутствии лица, изъявившего желание приобрести такой земельный участок, купить его по рыночной стоимости должен субъект РФ (либо в случаях, установленных региональным законом, - муниципальное образование).

Такой же порядок (добровольное отчуждение в течение года или принудительная продажа на торгах) предусмотрен, если собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения станет иностранное лицо.

Что касается аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения, то предельные сроки соответствующего договора составляют от трех до 49 лет (для целей сенокошения и выпаса скота срок аренды может составлять и менее трех лет - если арендодателем является государство или муниципальное образование). Площадь арендуемых участков, в том числе находящихся в разных местах, не ограничивается. По общему правилу арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора аренды имеет при прочих равных условиях преимущественное право заключить договор аренды на новый срок.

Еще одной особенностью оборота земель данной категории является запрет приватизации земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами.



Просмотров