Преступление раскольникова, его причины и смысл. История персонажа Раскольников убивает

Если не вдаваться в психологические особенности, то физически двоих. Старуху обухом топора и Лизавету лезвием. Если старуху Раскольников, как великий человек, убил только из-за того, что та преграда к осуществлению великих целей, то Лизавету по причине, которая отчетливо показывает Раскольникову, что он никакой не великий, и вообще ставит под вопрос саму теорию. Причина убийства сестры старухи – лишние глаза, просто убрал свидетельницу. А значит на подсознательном уровне (долго размышлять Раскольникову убивать ли Лизавету или нет, ему не пришлось) он понимал, что всё-таки это преступление. Теории о том, что якобы Лизавета была беременна, а следовательно он убил троих, абсолютно безосновательна и никак не подтверждается в тексте произведения (ссылаются на то, что Лизавета то и дело ходила с брюхом). Хотя в ранних версиях Преступления и наказания Лизавета была беременна, но Достоевский впоследствии это убрал.
Теперь поговорим, так сказать, об убийстве не столько физическом, сколько моральном. Раскольников своим отчуждением и, как сказала Дуня, эгоизмом просто убил свою мать. Но эта смерть не была похожа на смерть Лизаветы, это была долгая смерть. Пульхерия очень, очень любила своего сына, поэтому переживала за него, настолько сильно, что стресс перерос в душевное заболевание, а душевное повергло маму Раскольникова в смерть. Даже если порассуждать о такой смерти, получится, что она намного страшнее убийства, насилия. Ибо обычное убийство — это всё-таки убийство тела, а не души, а вместе с ним и рассудка. Но в случаи Пульхерии Александровны всё произошло по самому страшному сценарию. Возможно, она даже не почувствовала свое помешательство или старалась отодвинуть такие вопросы от себя, но смерть произошла по причине такого напряжения, такого разрыва чувств, что даже страшно представить. Жестокое убийство. Но Дуня, которая видела всё это, что она чувствовала? В произведении не говорится, но так ясно представляется картина, как плачет где-то в углу несчастная дочь. Убийство ли это? Даже, если нет, то очень серьезное ранение, возможно, намного худшее, чем смерть. И вся надежда на Разумихина. Но он не из титана сделан. Все скорби семьи он также пропускал через свое сердце, и страдал он не меньше, чем Дуня. Ведь для него эта и есть его НАСТОЯЩАЯ семья.
А что в душе у таких людей как Зосимов, Порфирий Петрович? Для Зосимова – Раскольников чуть ли не первый пациент, а что он говорил про таких? Первые пациенты, как свои родные дети, что он должен чувствовать? Серьезную, глубинную, интимную скорбь. А следователь? Думаете его совесть чиста? Да он мучается, я даже уверен, что как-нибудь перед сном, задумался: а следовало ли вообще его так сгноить? Можно ли смотреть выше строчки закона? Хладнокровность можно приписать Порфирию, но если так призадуматься: ведь его племянник Разумихин — лучший друг Раскольникова! О чем они могли говорить на свадьбе? Что друг к другу чувствовали? Тут целая повесть.
А знакомые Лизаветы? Скольким она помогла? Мне кажется, что очень многие лишились светоча любви, доброты, простоты, и что с ними стало? Скорбь на месяц или полная потеря смысла жизни? А как убивалась Соня? Хотя про Соню можно столько говорить, она также помогла, спасла многих и в первую очередь Раскольникова, кто как не святая может спасти загубленную душу? Кто, как не святая может принять все грехи мира? Кто как не святая в слезах своих, как инок, узрела падение естества человеческого? Но смерть ли это? Или жизнь иная? Более важная, чем простое мирское наслаждение? И тут уже встает вопрос: где заканчивается жизнь и начинается смерть? Неужели смерть – это только прекращение кровообращения? или что-то более массивное?
Если призадуматься: скольких людей убил физически и духовно Родион? Волосы на голове начнешь выдирать. Чем-то напоминает карточный домик: толкнул одну карту и всё рассыпалось. Разрушить человеческие жизни проще, чем срубить колос пшеницы.

Герой романа Достоевского «Преступление и наказание» — герой своего времени. Автор недаром подчеркивал современность этого произведения. «Действие современное, в нынешнем году», — писал он в одном из писем.
Передовая молодежь того времени искала пути социального, духовного и нравственного обновления. Трагические метания Раскольникова имеют тот же источник.
Вечером жаркого июльского дня из своей жалкой каморки выходит в тяжкой тоске бывший студент Родион Раскольников. Так начинает роман Достоевского. И с этого момента, не давая себе передышки, в исступлении, в бреду, мечется он по петербургским улицам, идет его лихорадочная жизнь.
Раскольникова мучит ужасный вопрос, он «покусился» на дело, к осуществлению которого теперь близок, – убийство старухи-процентщицы.
Несколько причин подвигли бывшего студента на этот бунт, на преступление. Почти умирая с голоду, он вынужден был заложить у старухи-процентщицы колечко – подарок сестры. Ненависть и отвращение почувствовал он, «задавленный бедностью», к вредной и ничтожной старушонке, наживающейся на чужом горе.
Услышанный в трактире разговор студента с офицером о той же «глупой, ничтожной, злой старушонке, никому не нужной» еще сильнее убеждает Раскольникова, «что одна жизнь старухи может спасти тысячи жизней. Одна смерть – и сто жизней взамен!».
В грязном трактире слушает Раскольников шутовскую и трагическую речь пьяного Мармеладова о его семнадцатилетней дочери Сонечке, о ее подвиге, жертве, о спасенном ею, страшной ценою, семействе.
Еще один удар, еще одна ступень к бунту – письмо матери о Дунечке, сестре, которая ради брата и матери готова «продать себя».
И, наконец, встреча с пьяной обесчещенной девочкой на Конногвардейском бульваре, которая попала в так называемый «процент, который должен уходить…каждый год…куда-то, чтоб остальным не мешать».
Трагедия жизни, голод, нищета – вот самые глубокие причины преступления Раскольникова.
Чтобы найти выход, надо решиться на отчаянный шаг, убить старуху – ростовщицу. Но у Раскольникова были и нравственные причины, останавливающие его.
Муки совести. По словам самого героя, он «целый месяц провидение беспокоил, призывая в свидетели, что не для своей плоти дело предпринимает, а имеет в виду великолепную цель, чтобы возможную справедливость наблюдать в исполнении».
Страх. «Он просто не верил себе и упрямо, рабски, искал возражений по сторонам, как будто кто его принуждал и тянул к ужасному делу…» Во время последнего разговора со старухой, Раскольникову, также, очень страшно: «Еще с полминуты, и он, возможно, убежал бы от нее», не совершив преступления.
Душевные переживания. Совершенно уверенный в своей идее, Раскольников совсем не уверен, что сможет осуществить ее. От этого он глубоко несчастен. Еще до преступления, начинаются его лихорадочные метания и нравственные мучения.
Только стечение обстоятельств, «так нечаянно наступивших и все разом порешивших подействовали на Раскольникова почти совсем механически; как будто его кто-то взял за руку и потянул за собой, неотразимо, слепо, с неестественной силой, без возражений. Точно он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало в нее втягивать».

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Каковы причины, побудившие Раскольникова на убийство старухи-процентщицы и причины, останавливающего его (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Смотрите также по произведению «Преступление и наказание»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Преступление и наказание в романе Ф. М. Достоевского

Преступление Раскольникова началось не с убийства, а закончилось не признанием в полицейской конторе. Началось оно за год до совершения убийства ростовщицы - со статьи в газете, где Раскольников изложил свою жизненную позицию. Суть философии Раскольникова состояла в том, что он разделил людей на «обыкновенных» и «необыкновенных». «Обыкновенные» - это те, кто, невзирая на все жизненные невзгоды - нищету, унижение, - остаются покорными и безответными. «Необыкновенные» люди преступают все законы нравственности и становятся вершителями человеческих судеб. Раскольников задавал себе вопросы: «Вошь ли я, как все, или человек?», «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Своим преступлением он решил доказать себе и всем людям, что он не «вошь» и не «тварь дрожащая». Жизнь Родиона Раскольникова привела его к подобным размышлениям и выводам. Жизнь в абсолютной нищете, невозможность продолжать учебу, ^вынужденное существование на скудные средства матери, униженное положение сестры - все эти обстоятельства камнем легли на душу молодого человека и вызвали напряженную работу мысли. Сидя в трактире, он подслушал разговор между студентом и офицером о старухе-ростовщице. Он узнал «точно такие же мысли», что «наклевывались в его голове» («Одна смерть и сто жизней взамен - да ведь тут арифметика!»).

Далее последовал расчет - убить ростовщицу! Раскольников убедил себя, что задуманное им не является преступлением. До совершения убийства Расколышкову казалось, что он хорошо обдумал и точно рассчитал все возможные обстоятельства. Но реальная жизнь оказалась гораздо сложнее, чем его отвлеченные, «книжные» мечты. Вместо одной старухи процентщицы Раскольников был вынужден убить и ее младшую сестру - кроткую, забитую и бессловесную Лизавету, которая неожиданно вернулась домой и застала его на месте преступления. После убийства Раскольников случайно попал в полицию, где навлек на себя подозрение в совершении преступления. Началась его долгая и мучительная борьба со следователем Порфирием Петровичем. Раскольников пытался сбить следователя с. толку, но в результате происходящей в нем внутренней борьбы и беспокойства сам способствовал своему разоблачению.

Раскольников ошибся не только в предположении, что все обстоятельства преступления могугбытьвзвешеныипросчитаны. Еще больше он ошибся в самом себе, думая, что преступление не повлияет на его отношение к жизни и окружающим людям. Раскольников считал, что он ответствен за свои действия только перед самим собой и что суд других для него безразличен. Однако человек иногда даже не предполагает, до какой степени он связан с окружающим миром, с обществом, в котором живет. Поэтому после убийства ростовщицы Раскольников все больше ощущал мучительное чувство «разомкнутости и разъединенности с человечеством». Самые близкие люди — мать и сестра - стали для него почти чужими и бесконечно далекими. Постепенно Раскольников начал осознавать, что своим преступлением он поставил себя вне нравственных законов, По которым должны жить все люди. Он думал убить ненавистную ему, отвратительную и бесполезную старуху-ростовщицу, сосущую кровь бедняков, а «убил себя». Собственный суд, тот ад, что поселился в его душе, - вот наказание, которое его настигло и которого он не ожидал. Философия Раскольникова и его преступление привели его тому, что он как будто стал единомышленником Лужина, Свидригайлова, ростовщицы Алены Ивановны и всех тех «подлецов», против которых он восстал. Совесть, мучающая Раскольникова после убийства старухи-процентщицы, - то великое начало, которое объединяет его с человечеством. Оно живет в душе героя и не дает ему спокойно пожинать плоды своего преступления.

Крах выстраданной философии оказался таким мучительным, а нравственная пытка столь нестерпимой, что ни суд, ни каторга не стали более тяжелым наказанием.

Если бы Раскольников был другим человеком, способным лгать самому себе, не произошло бы и нравственного роста юноши. Совершив ошибку и осознав ее до конца, Раскольников не согнулся под тяжестью своей вины. Он нашел силы для возрождения. Гибель его мрачной и бесчеловечной «идеи» стала началом возрождения живого и человеческого начала его личности.

Перелом наступил тогда, когда он отказался от своих убеждений и принял убеждения Сони. И тут началась «новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».

«Я не старушонку убил… я себя убил…» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Преступление совершено. Но если Раскольников в припадке может убить, то красть он не в состоянии. Он присваивает себе только две ничего не стоящие вещицы и с большими затруднениями спасается оттого, чтобы не быть застигнутым на месте преступления. Теперь наступает период в его жизни, когда он может только размышлять над своим преступлением.

Он уничтожает все его внешние следы, но вечно занят мыслью, как бы скрыть его, чем все больше и больше выдает себя своим преследователям. Но это еще не главное — внешние открытия не сокрушают его; что его окончательно губит, это внутреннее открытие, которое он делает: все более и более возрастающая уверенность, что он не принадлежит к числу тех избранных натур, которым все разрешается. После совершения преступления он никак не может вновь подняться на ту высоту, с какой он раньше смотрел на него: «Наполеон, пирамиды, Ватерлоо, — и тощая гаденькая регистраторша, старушонка, процентщица, с красною укладкою под кроватью.

Полезет ли, дескать, Наполеон под кровать к «старушонке!» Эх, дрянь!». Он не раскаивается в умерщвлении старухи, продолжая считать ее жизнь бесполезной, а смерть безразличным, пожалуй, даже полезным делом. Старуха была и продолжает казаться ему чем-то побочным; убивая ее, он ведь хотел только уничтожить предрассудок, убить не человека, а ложный взгляд и переступить через пропасть, отделяющую обыкновенных людей, погрязших в будничных понятиях, от сонма избранных. Он убил предрассудок, но продолжал оставаться по ту сторону пропасти.

Он безгранично несчастен, несчастнее, чем когда-либо раньше. Он не сделал ничего дурного. Он хотел только не оставить без помощи своей голодной матери, имея рубль в кармане. И как добросовестно он поступил! Он, прежде всего, проверил свои силы самым тщательным испытанием себя, убедившим его в том, что он не переступит за известные границы для удовлетворения своих чувственных потребностей, а будет иметь всегда в виду только свою великую цель; кроме того, среди всей бесполезной «вши» он выбрал самую бесполезную, и, наконец, решил, убивая эту женщину, взять лишь столько, сколько оказывалось необходимым для его ближайших целей.

А между тем, не старуху жалкую убил он, а самого себя, свое собственное «я». Его преступление превзошло его самого, оно сделало Раскольникова совершенно одиноким, отбросило его в глубину его собственного «я». Тайна терзает его до безумия, и мучение при мысли, что он такая же «вошь», как и все остальные, изводит его.
Едва успел он совершить убийство, как почувствовал себя одиноким, чуждым всем, осужденным на вечное молчание. Ему кажется, что он больше никогда не осмелится разговаривать с другими людьми. Но вскоре им овладевает безумная потребность открыть свою тайну, рассказать о ней другим. Награбленное его не интересует, у него нет и в мыслях воспользоваться им; он прячет его под камнем на месте постройки. Раскольников сам не понимает, что с ним происходит, но ему кажется, что он точно ударом топора отсечен от своего прошлого. Наступает минута, когда он готов броситься в воду, чтобы положить конец своим мучениям. На окружающих Раскольников производит впечатление сумасшедшего.

Но вот Раскольников встречает воплощение человеческого горя в его самой худшей форме: горького пьяницу, чахоточную вдову с детьми на руках без куска хлеба, благородную молодую девушку Соню, которая должна была унизить себя до проституции, чтобы добывать пищу своим маленьким братьям и сестрам — и потребность выказать великодушие, прийти на помощь ближним на некоторое время возвращает ему веру в жизнь. Однако за кратковременным подъемом духа следуют новые мучения. Его угнетает мысль, что другие, может быть, знают о его преступлении, а он играет перед ними бесполезную комедию, когда делает вид, что все это не имеет к нему никакого отношения.

И действительно, один человек догадался обо всем и насквозь видит его: это гениальный юрист, следователь Порфирий Петрович. Но Раскольникова не арестовывают, не допрашивают, нет; если он впоследствии раскрывает свои уста и обвиняет себя, то это происходит исключительно в силу внутреннего душевного побуждения. Еще задолго до того, как происходит взрыв, ему кажется, что приближается момент, когда он должен открыть тайну, и он сам сравнивает чувство, испытываемое им при приближении этого момента, с тем чувством, которое проснулось в нем, когда ему показалось, что пробил час убить старуху. Но это чувство постоянно переплетается у него с пылкой ненавистью к окружающему миру; он питает убийственную ненависть к тем, кто, как он думает или боится, знают его тайну.

В конце концов он с ужасом осознает, что даже о матери и сестре, которых прежде так любил, временами он думает теперь с чувством ненависти.
Но эта ненависть и это мучение порождены любовью. Если бы он не любил так сильно, ничего не случилось бы. Если бы он был сухим, черствым человеком, если бы он не был смел и великодушен, он никогда не сделался бы убийцей. Все более и более чувствует он в это время влечение к Соне, которая стала проституткой из любви к своим маленьким братьям и сестрам. Раскольникова с ней сблизило сострадание, восхищение ее благородством и чистотой, потому что ни единая капля порока еще не проникла в ее сердце. Он выражает свое уважение той, которую презирает весь мир. Она также преступила границы, она также наложила руки на человеческую жизнь, на свою собственную, пожертвовала со¬бой и пожертвовала, по мнению Раскольникова, бесполезно; но по величию своей души она стоить высоко над ним. И мало-помалу Соня обращается в его совесть и оказывается в конце концов сильнее его. Раскольников не в состоянии противиться этой женщине, столь сильной в своем унижении и смирении, и роман оканчивается тем, что Раскольников идет в полицейский участок и доносит на себя: «Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру ее Лизавету топором, и ограбил».

В эпилоге, происходящем в Сибири, Достоевский заставляет надменный и разбитый жизнью характер Раскольникова смягчиться и возвращает ему бодрость духа благодаря преданной, выносливой любви Сони.

Мир Достоевского

Жизнь и творчество Достоевского. Анализ произведений. Характеристика героев

Меню сайта

Родион Раскольников является главным героем романа «Преступление и наказание» Достоевского.

В этой статье представлен анализ причин и мотивов преступления Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание».

Смотрите:
Все материалы по «Преступлению и наказанию»
Все материалы по Раскольникову

Причины и мотивы преступления Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Важно понимать, что ни одна из указанных ниже причин не может служить оправданием преступлению Раскольникова или любого другого преступника.

Главная причина преступления Раскольникова

На первый взгляд можно подумать, что Раскольников идет на убийство ради денег старухи. Да, Раскольников беден и ему хочется выбраться из нищеты быстро и без усилий. Но деньги не являются главной причиной и мотивом убийства.

Главной причиной преступления Раскольникова становится его теория об обыкновенных и необыкновенных людях. Суть теории Раскольникова заключается в том, люди делятся на два вида:

  • люди гениальные, особенные, великие
  • люди обычные, то есть «материал» для великих
  • Раскольников решает проверить свою теорию на практике и доказать себе, что он принадлежит к числу великих людей, как Наполеон, и не является «тварью дрожащей».

    Незадолго до совершения убийства в жизни Раскольникова происходит несколько событий, которые подталкивают его к преступлению:

    • Незадолго до преступления Раскольников подслушивает разговор двух незнакомцев в трактире. Незнакомцы обсуждают злую старуху-процентщицу, которая портит людям жизнь и плохо обращается со своей сестрой. Раскольников понимает, что многие люди ненавидят процентщицу и желают ей зла.
    • Накануне преступления Раскольников знакомится с Мармеладовым и узнает историю его жизни, а также печальную историю Сони Мармеладовой, которая вынуждена зарабатывать на жизни непристойным ремеслом. Рассказ о Соне оставляет в душе Раскольникова глубокое впечатление.
    • Накануне убийства Раскольников получает письмо от матери, в котором говорится о предстоящей свадьбе его сестры Дуни с подлецом Лужиным, а также о страданиях Дуни в семье Свидригайловых. Раскольников чувствует свою вину за то, что вынуждены терпеть его мать и сестра. Раскольников против того, чтобы Дуня шла замуж за подлеца ради денег. Раскольников злится на себя за то, что не может дать матери и сестре достойную жизнь.
    • Незадолго до преступления Раскольников видит на улице пьяную обманутую девушку на бульваре. Это печальное зрелище заставляет Раскольникова задуматься о судьбе своей бедной сестры Дуни. Раскольников переживает, что из-за нищеты с Дуней может случиться что-то подобное.
    • Накануне преступления Раскольников случайно слышит, что сестра старухи-процентщицы, Лизавета, будет отсутствовать дома в определенное время («завтра в 7 часов вечера»).
    • Каморка Раскольникова угнетает его психику и наводит на мрачные мысли. По мнению матери, комната Раскольникова отчасти виновата в том, что он несчастен.
    • Последние месяцы Раскольников не дает частных уроков и бросает учебу в университете. Он ничем не занимается и целыми днями проводит в своей каморке. Отсутствие занятости отчасти становится причиной его мономании, то есть «зацикленности» на своей теории об обычных и необычных людях. Когда мономания достигает апогея, он решается проверить свою ужасную теорию.

    Еще раз подчеркиваем, что, каковы бы ни были причины и мотивы убийства, они не оправдывают Раскольникова, как преступника.


    Раскольников после преступления

    Сразу после совершения преступления Раскольников понимает, что глубоко ошибался в своей теории. Он понимает, что не является «Наполеоном» и не способен ценой преступления строить «светлое будущее». Раскольников понимает, что не может жить спокойно и счастливо с таким страшным грехом на душе.

    Наказание настигает Раскольникова не на каторге в Сибири, а сразу же после преступления: душевные терзания не покидают его ни на секунду. В конце концов он сам является с повинной в полицию и отправляется на каторгу.

    www.alldostoevsky.ru

    «Преступление и наказание»: Как Раскольников убивал старушку

    То, о чем все так много говорили, — свершилось! Вчера на Первом канале состоялась премьера сериала по роману Достоевского «Преступление и наказание». Теперь можно сесть с книжкой перед телевизором и сравнивать: действительно ли фильм так близок букве романа, как о том говорил режиссер Дмитрий Светозаров? А он уверял, что даже актеров на роль выбирал, сверяясь с текстом великого писателя.

    Достоевский описывает Раскольникова не слишком конкретно: «он был замечательно хорош собою», «с прекрасными темными глазами». Ну как прикажете искать актера на роль Раскольникова по таким расплывчатым приметам? Правда, Дмитрий Светозаров нашел в тексте упоминание о том, что у Родиона Романовича был орлиный профиль. Светозаров среди звезд кино никого похожего не обнаружил. Но однажды он увидел в эфире канала «Культура» сюжет о спектакле «Флорентийская трагедия» с молодым актером Владимиром Кошевым в главной роли. Кошевой оказался хорош собой, с прекрасными темными глазами. И профиль орлиный! Режиссер тут же позвонил своим помощникам:

    — Найдите мне Кошевого. Срочно!

    Сонечка Мармеладова

    «Это было худенькое, совсем худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком. Ее даже нельзя было назвать и хорошенькой, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и когда они оживлялись, то выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней» — так Федор Достоевский представлял себе Сонечку Мармеладову. В фильме ее играет молодая актриса Полина Филоненко. Режиссер Светозаров считает, что она идеально подходит под описание в романе. А вот мы засомневались: носик-то у Полины совсем не востренький, а картошечкой. И лет ей не 17, как книжной Сонечке, а все 20. Впрочем, все это, конечно, не слишком значительные детали.

    Санкт-Петербург

    Петербург у Достоевского в романе описывается самым подробным образом. Поэтому мы точно знаем, что Раскольников постоянно приходит на Сенную площадь. А после убийства старухи-процентщицы именно здесь начинается его путь к раскаянию: он падает на колени перед церковью. Светозаров и рад был бы снимать Сенную, но она сейчас так осовременилась, что сама на себя — образца XIX века — не похожа. Кругом реклама, обшарпанных зданий, как их описывал Достоевский, нет, а вместо церкви Спас на Сенной, перед которой молился Раскольников, сейчас станция метро. В общем, одно расстройство. Светозарову пришлось долго бродить по Питеру, чтобы найти хоть что-то, напоминающее старую Сенную. И он нашел. На Конюшенной площади обнаружились и церковь Спаса Нерукотворного Образа, и нужная обшарпанность. Например, здание бывших царских конюшен не ремонтировалось целых триста лет, с тех пор как их построили.

    Одежда

    Достоевский всячески подчеркивал крайнюю нищету Раскольникова. Он в романе «одет в рубище», что «даже и привычный человек посовестился бы днем выходить». А на голове у него шляпа необычной формы (некоторые литературоведы считают, что эта шляпа — символ тернового венца, т. е. Раскольников вроде как мученик, хоть и не святой). Кроме того, Родион был так «задавлен бедностью», что у него даже монетки на кусочек мыла не было, чтобы одежду постирать. Поэтому он щеголял в грязной рубашке.

    Костюмеры сериала, следуя указаниям Достоевского, нарядили актера Кошевого в ветхий сюртук, ткань для которого специально состаривали. Шляпу подобрали самую нелепую. А воротнички рубашек намеренно сделали грязными. Кошевой умолял хотя бы рубашки чистыми оставить, а то ведь прямо сниматься в таком тряпье неудобно. Но его мольбам не вняли. В итоге актер попал в неловкую ситуацию. Однажды во время перерыва между дублями он прямо в гриме (а это — «темные воспаленные глаза» и нездоровая бледность) и в своих лохмотьях побежал в магазин, где потребовал продать ему кефир. А расплатиться пожелал пятитысячной купюрой. Продавщица решила, что перед ней бомж. Но откуда у бомжа такая крупная купюра? Ясное дело, где-то украл. В общем, бдительная дамочка нажала тревожную кнопку, и за спиной Кошевого через минуту нарисовался милиционер.

    — Ваши документы? — строго вопросил страж порядка.

    Кошевой подумал, что это один из тех милиционеров, которые охраняли съемочную площадку, а документы он спрашивает в шутку. Актер «шутку» оценил и включился в игру:

    — Документов нету. Студент я, из мещан.

    — Нигде не прописан. Я комнату снимаю у хозяйки. Под самой крышей комната, похожая на гроб.

    Милиционер, видимо, не читал «Преступление и наказание», поэтому схватил Кошевого под локоток и предложил пройти в отделение. К счастью, в этот момент в магазин зашли рабочие со съемок и засвидетельствовали, что Кошевой — не бомж и не вор. Он — Раскольников!

    А была ли старушка?

    Вас не мучает вопрос: реальное ли убийство старушки описал в романе Достоевский или все выдумал? Возможно, что и не выдумал, а взял свежую газету и посмотрел криминальную сводку. Как раз, когда он размышлял над сюжетом «Преступления и наказания», газеты писали о деле некоего Герасима Чистова, 27-летнего приказчика, раскольника (не отсюда ли фамилия Раскольников?), который убил двух старух — кухарку и прачку с целью ограбления хозяйки квартиры. Убил он их топором.

    Кстати, в фильме Кошевой, конечно же, убивает топором не реальную бабушку, а резиновый манекен. Топор все время отскакивал от резины, поэтому пришлось повторять «убийство» много дублей подряд. Однажды топор раскололся прямо в руках актера. Кошевой счел это за мистический знак. Все-таки убийство — большой грех. И даже киношное преступление — это плохо. Вот свыше и напомнили: мол, не убий!

    Самые известные экранизации романа

    По мотивам романа неоднократно снимались художественные и даже мультипликационные фильмы. Впервые роман Достоевского был в России экранизирован в 1913 году, в США — в 1917 году. Самые известные экранизации:

    1. «Преступление и наказание» 1956 года (Франция) с Жаном Габеном и Мариной Влади.

    2. Британская «короткометражка» 1979 года с Тимоти Вест и Ванессой Редгрейв.

    3. «Преступление и наказание» 1998 года (США) с Патриком Демпси и Жюли Дельпи.

    Но классической киноверсией романа считается советский фильм «Преступление и наказание» 1969 года, снятый режиссером Львом Кулиджановым с Георгием Тараторкиным в роли Раскольникова.

    «Преступление и наказание»

    Раскольников

    Георгий Тараторкин, на момент съемок фильма — 24 года. За роль Раскольникова удостоен Государственной премии. Кстати, образ Родиона Романовича ему довелось сыграть также и в театре, в спектакле Юрия Завадского (Театр им. Моссовета, 1974 год).

    Владимир Кошевой, 30 лет, актер театра. Окончил факультет журналистики МГУ им. Ломоносова, Российскую Академию театрального искусства (РАТИ).

    Соня Мармеладова

    Татьяна Бедова, 23 года на момент съемок. Карьеру актрисы начинала в Ленинградском ТЮЗе. Роль Сонечки в «Преступлении и наказании» стала ее дебютом в кино.

    Полина Филоненко, 20 лет, студентка пятого курса Театрального института «Школа Русской Драмы» (Санкт-Петербург), снималась в фильмах «Три девочки» (2007), «Яр» (2007 год), «Счастье мое» (в производстве).

    Порфирий Петрович

    Иннокентий Смоктуновский, народный артист СССР. Снялся в 90 фильмах, самые известные из которых «Они сражались за Родину», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона », «Берегись автомобиля», « Москва слезам не верит».

    Ан др ей Панин, актер МХТ им. Чехова, занят в спектаклях театра под руководством Олега Табакова. Сыграл в фильмах «Мама, не горюй», «Мама» Дениса Евстигнеева, «Женщин обижать не рекомендуется», в сериале «Граница. Таежный роман» и др.

    Дуня Раскольникова

    Виктория Федорова. На момент съемок ей было 23 года. Дочка известной актрисы Зои Федоровой. Окончила ВГИК. С 1975 года живет в США.

    Катя Васильева, 20 лет, актриса петербургского театра.

    «Преступление и наказание», понедельник -четверг, вечер, ПЕРВЫЙ.

И поэтому вполне объяснимо, что в интересах получения как можно большей прибыли, банковские специалисты непрестанно атакуют нестойких наших соотечественников выгодными кредитными предложениями, что от этих предложений просто тяжело отказаться, тем более, что это почти халява, по крайней мере на конкретный данный момент. И эти нестойкие в чем-то соотечественники с никогда неувядающей мыслью «Тварь я дрожащая или право имею», бесстрашно бросаются в пучину потребительского изобилия нужных и не совсем нужных вещей, автомобилей, туристических путевок, и т.д… «Аминь»…

В советской школе мы мало вникали в перипетии романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». За что бедный студент Родион Раскольников жестоко топором по голове убил старуху-процентщицу Алену Ивановну, зарабатывавшую на том, что ссужала деньги под проценты, — ответом тогда для нас был загнивающий капитализм.

Согласно описанию в романе убиенной процентщицы как «крошечной, сухой старушонки лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом», она больше вызывала отвращение и не вызывала сочувствия. И мы поддерживали Раскольникова в его мыслях о том, что убийством процентщицы можно было бы решить проблемы многих людей.

Центральным же посылом в романе Ф.Достоевского для Раскольникова было обозначение раскольниковской «идеи Наполеона» с разделением человечества на «тварей дрожащих» и «властелинов» («Тварь я дрожащая или право имею»). Собственно говоря, это типичный внутренний подсознательный преступный мотив любого матерого уголовника наряду с каким-нибудь благородным мотивом для публики.

Теперь этот лейтмотив «тварь я дрожащая, или право имею», существует и приобретает в 21 веке совсем иной смысл во взаимоотношениях с современными ростовщиками. Для кого-то это право на удовольствие, а для кого-то на жизнь.

В этом плане мы конечно не можем не оценить всю пользу кредитов.

Но по работе мне не раз приходилось сталкиваться и с другой стороной кредитования, когда измученных должников и днем и ночью за просроченные долги атакуют уже коллекторы, порою бросающиеся во все тяжкое, угрожая избиениями и поджогами.

Теперь деятельность банков и коллекторов несколько регламентирована Федеральным законом от 03.07.2016 N 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности». И в частности, по инициативе коллектора теперь не допускается непосредственное взаимодействие с должником в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства (пребывания) должника. Кроме того, ограничено взаимодействие посредством личных встреч — более одного раза в неделю, посредством телефонных переговоров — более одного раза в сутки, двух раз в неделю, восьми раз в месяц.

И снова обращусь к классике. На Достоевского при написании романа, скорее всего, повлияла его болезненная склонность к игромании и нескончаемые в связи с этим долги. Реалистичность изложенного им сюжета говорит о том, что он непосредственно на себе прочувствовал все бремя кредитов, наверняка мечтая пришибить какого-нибудь слишком настырного кредитора, как какой-нибудь сегодняшний «раскольников» думает о том, чтобы какой-нибудь не в меру назойливый коллектор, наконец, таки, заткнулся на другом конце телефонного провода.

Да простят меня банкиры, но кредиты — это не только созидательная, но и страшная разрушительная сила. Потому что на примере европейской истории можно сделать вывод о том, что многие кровопролитные войны являлись следствием долгов по кредитам. Что тогда говорить про нас, про простых смертных.

Такой едва ли не типичной причиной начала войны из-за кредитов описал в цикле исторических романов «Проклятые короли» мой земляк во втором поколении, французский писатель с оренбургскими корнями Морис Дрюон.

Так, из-за кредитов, набранных французским королем Филиппом IV «Красивым», и желающим еще больше поживиться на чужой счет, в 14 веке был разгромлен по формальным католическим основаниям могущественный и богатый орден тамплиеров, а великий магистр этого ордена Жан де Моле, после долгого расследования, был сожжен на костре. Этот Жан де Моле, уже полыхая на костре, мужественно перед лицом Бога проклял французских королей до 13 колена. После этого, французские короли поочередно один за другим по разным причинам стали умирать, что, в конечном счете, привело к столетней династической войне за французский престол между Францией и Англией.

В этой столетней войне главным провокатором войны выступил и один из главных героев романа французский граф Робер III де Артуа, безуспешно боровшийся за наследственные права на графство со своей теткой графиней Маго. Он также набрал немало кредитов у некоего Спинелло Толомеи, сиеннского еврея-банкира в счет ожидаемых будущих доходов, и во исполнение своего долга, отправился ко двору английского короля воду мутить.

Что уж говорить про стародавние времена, когда и сейчас подобное случается сплошь и рядом. И приведу совсем свежий случай, и не могу не вспомнить другого алчного французского руководителя — бывшего президента Франции Николя Саркози, возможно также размышлявшего на раскольниковскую тему «Тварь я дрожащая, или право имею».

Приняв самое активное участие в развязывании войны НАТО с социалистической Ливией, этот Саркози своеобразным образом поправил свое финансовое положение, ликвидировав своего личного кредитора в лице ливийского лидера Муаммара аль-Каддаафи, доверчиво ссудившего тому деньги на предвыборную компанию. Видимо, Саркози тоже читал Достоевского, и ему очень понравилась эта идея со старушкой-процентщицей.

Такова неимоверная сила французских традиций…

А что же наши заклятые друзья американцы? Американцы тоже хороши: из-за их ипотечного дефолта многие американцы оказались без жилья бомжами на улице, а весь мир оказался в глубоком экономическом кризисе 2008 года.

Россия не исключение, и до сих пор никак не вылезет от туда, а весь остальной империалистических мир над этим только потешается и злорадствует. А теперь мы оказались еще и на грани войны с Западом из-за отказа признать гомосексуализм на государственном уровне (по официальной версии).

Случай с Каддаафи, пожалуй, единственный случай, когда кредитор может вызвать сочувствие.

В остальном же мы как адвокаты сочувствуем должникам, помогаем выйти из долговой кабалы с минимальными потерями. И предостерегаем от необдуманных поступков в будущем.

А необдуманных поступков предостаточно. Например, я считаю верхом безрассудства брать кредиты и займы под залог квартиры или дома.

Например, о чем думала одна из моих клиенток, когда подписывала расписку о займе под залог жилого дома. И сумма то займа оказалась смехотворной, а по этой расписке кредитор в судебном порядке через некоторое время признал за собой право собственности на дом, выселив оттуда всех прописанных домочадцев, включая несовершеннолетних. Члены ее семьи узнали об этом, только когда решение суда вступило в законную силу, и с визитом нагрянули приставы. Эта женщина по факту являлась невменяемой, но родственники своевременно юридически не оформили ее таковой, о чем теперь очень сожалеют.

Еще верхом безрассудства является сводить счеты со своей жизнью из-за долгов. В моей практике такого, слава богу, не было, но много наслышан об этом из соцсетей.

Нередки случаи, когда человек поддается уговорам со стороны начальства или родственников взять кредит на свое имя. И денег нет, и долги есть. Обидно. Прежде чем пойти на это надо хорошо подумать. Такого рода сделку практически невозможно оспорить по мотиву безденежности, и может спасти только возбужденное уголовное дело против мошенников. Но на это людям тяжело решиться даже ценою собственных убытков, если мошенник, предположим, двоюродный брат, да еще и кавказкой национальности.

Закончу статью как обычно тем же, с чего и начал.

Как известно Карл Маркс разрабатывал свое учение о капиталистической экономике и о пролетарской революции именно для развитых капиталистических стран Европы. Он и предположить не мог, что его коммунистические идеи активно подхватят в лапотной, безграмотной и отсталой России, и что социальная революция успешно удастся сначала именно у нас. Если бы он прочитал Ф.Достоевского и Л.Толстого, — был бы скорее всего другого мнения о России.

Напрасно думают мировые капиталистические лидеры, что экономически отсталая Россия сломится под тяжестью западных санкций. Во-первых, с импортозамещением мы прекрасно справимся благодаря дружественному соседнему Китаю, уже успешно зарекомендовавшему себя по замене российских товаров китайскими; а во-вторых, при активной банковской кредитной поддержке мы без сомнения протянем…

Преступление Раскольникова, его причины и смысл

Главный герой романа Родион Раскольников - необычный преступник. Свое преступление - убийство ростовщицы Алены Ивановны - он совершает под влиянием созданной им философии. Философия эта была выстрадана Раскольниковым, и своим преступлением он хотел подтвердить ее правильность в своих глазах и в глазах остальных людей. Поэтому психологический анализ состояния преступника до и после совершения преступления в романе тесно связан с анализом теории Раскольникова, представляющейся Достоевскому «знаменьем времени».

Родион Раскольников - студент, вынужденный из-за отсутствия средств оставить учебу. Его мать изо всех сил старается помочь ему, но она сама живет очень бедно. Сестра Раскольникова, Дуня, устраиваетеся гувернанткой в семью богатых помещиков, которые всячески унижают ее. Раскольников глубоко страдает от голода и нищеты. Он сознает, что не только он сам, но и тысячи других людей Гобречены на нищету, бесправие и раннюю смерть. Это понимание порождает в нем постоянную и напряженную работу мысли, направленную на поиски выхода из сложившегося несправедливого положения вещей.

Однако главной причиной его преступления стали не горе и нищета. «Если б только я зарезал из того, что голоден был... то я бы теперь... счастлив был»,- говорит он после исполнения своего страшного замысла. Главной же причиной послужила созданная им теория. Размышляя о причинах существующего неравенства и несправедливости, Раскольников приходит к выводу, что существует резкое различие между двумя категориями людей. В то время как огромное количество людей молчаливо и покорно подчиняются всему, что преподносит им жизнь, немногие - «необыкновенные» люди - являются подлинными двигателями истории человечества. При этом они дерзко нарушают общепризнанные нормы морали и не останавливаются перед преступлением для того, чтобы навязать человечеству свою волю. Современники проклинают этих людей, но потомки признают их героями. Раскольников не только обдумал эту идею, но даже изложил ее в газетной статье за год до совершения убийства. Возникают вопросы, которые Раскольников формулирует так: «Вошь ли я, как все, или человек?», «Тварь ли я дрожащая или право имею?»

Он стремится противопоставить себя «обыкновенным», рядовым людям. Раскольников не хочет, подобно большинству людей, молчаливо повиноваться и терпеть. Но отсюда, по его мнению, возможен лишь один вывод - он должен доказать себе и окружающим, что он не «тварь дрожащая», а прирожденный «властелин судьбы», имеющий право преступать нравственные законы. Этот вывод и приводит Раскольникова к его преступлению, которое он рассматривает как испытание, необходимое для того, чтобы определить, принадлежит ли он к породе «необыкновенных» людей или ему остается повиноваться и терпеть, как остальным, слабым натурам.

Своим преступлением Раскольников бросает вызов миру социального неравенства и подавления человеческой личности. Однако он не осознает, что его «идея» только укрепляет бесчеловечность существующего порядка вещей. Его протест противоречит сам себе, поскольку он предполагает право одних людей диктовать другим свою волю. Последние же вынуждены быть пассивными объектами их действий. Это противоречие и составляет трагическую ошибку, лежащую в основе философии Раскольникова. В ходе развития событий он на личном опыте убеждается, что его бунт против существующей бесчеловечности сам носит бесчеловечный характер, ведет к нравственной гибели личности. Раскольникову удается совершить задуманное убийство. Но этот поступок приводит к иному результату, чем тот, которого он ожидал. Он убеждается в том, что мораль «необыкновенных» людей, которая так привлекала его до совершения преступления, оказалась ему не по плечу. Истинную красоту и нравственность Раскольников теперь видит не в тех людях, которые ставят себя выше обыкновенных, рядовых людей, а в тех, кто, подобно Соне Мармеладовой, среди голода и унижений сохраняют в своей душе веру в жизнь и глубокое отвращение к злу и насилию.

Таким образом, Достоевский приводит своего героя к пониманию очень важных истин, заключающихся в том, что гордыня грешна, что законы жизни не подчиняются законам арифметики и что людей не судить надо, а любить, принимая их такими, какими их создал Бог.

По мнению многих критиков, Достоевский является мастером описания "больных душ". Один из самых интересных героев писателя - Родион Раскольников. "Преступление и наказание" - роман, персонажем которого он стал, полон противоречивых чувств, человеческих терзаний и вечного поиска себя.

Философия героя произведения Достоевского

Какое преступление совершил Раскольников? По ходу повествования главный герой становится все более озлобленным из-за своего бессилия помочь близким ему людям. Подавленный своей бедностью, он решается на убийство старухи-процентщицы, которая извлекала выгоду из бедствия людей. Причины, побудившие Раскольникова совершить преступление, кроются не только в его бедности и беспомощности. Главный герой жаждет мести за всех обездоленных и поруганных, за страдания и унижения Мармеладовой, за каждого человека, который был доведен до грани нравственного мучения и нищеты. Страстно веруя в свою теорию, Родион возмущен философией успешного предпринимателя Лужина, который стремился жениться на сестре Раскольникова. Лужин выступает на стороне "разумного эгоизма". Петр Петрович считает, что прежде всего каждому необходимо заботиться о себе и собственном благополучии. И чем в обществе больше станет богатых людей, тем богаче станет и все общество в целом. По философии Лужина, заботиться необходимо о себе только, не думая о ближних. Говоря о том, почему Раскольников совершил преступление, следует сказать именно о том, что Родион, в отличие от Петра, "заботился" обо всех людях, стремясь ко всемирному благу. И в данном случае рассматривал совершенное им убийство как способ подтверждения своей теории.

Смысл убийства ростовщицы

Анализируя, почему Раскольников совершил преступление, следует сказать, что он - не обычный преступник. Убийство процентщицы он совершает под влиянием созданной им же философии. То есть голод и нищета - не главные причины преступления Раскольникова. После совершения убийства он сам своими словами подтверждает этот вывод, говоря о том, что если бы зарезал только из-за чувства голода, то и счастлив был бы от этого. Однако главный герой размышляет о причинах существовавшей несправедливости и неравенства. Он приходит к выводу о том, что имеет место достаточно резкое отличие двух категорий людей. И пока одни покорно и молчаливо подчиняются всему тому, что им преподносит жизнь, другие - немногие - "необыкновенные" - являют собой подлинный двигатель человеческой истории. Последние при этом достаточно дерзко и вольно могут нарушать моральные устои, общепринятые нормы, не останавливаясь перед законом, чтобы показать человечеству другой путь. Современники ненавидят таких людей, но потомки принимают за героев. Раскольников очень тщательно обдумал всю эту идею и даже изложил свою мысль за год до убийства в газетной статье.

Злодеяние как вызов обществу

Говоря о том, почему Раскольников совершил преступление, следует отметить его постоянное стремление противопоставить себя "обычным" людям, которых, по его мнению, большинство в обществе. Своими действиями Родион бросает вызов условиям, в которых происходит подавление человеческой личности и четко ощущается Но вместе с этим после совершения злодеяния герой понимает, что его философия способствует только укреплению бесчеловечности. Его протест противоречив - выступая против неравенства и подчинения, Раскольников в своей идее предполагает, опять же, право одних людей диктовать свою волю другим. И здесь снова получается, что большинство становится "пассивным объектом". Именно это противоречие составляет ту трагическую ошибку, которая лежит в основе поведения героя. По ходу развития событий персонаж убеждается на своем собственном опыте, что бунт его, направленный против бесчеловечности, носит сам бесчеловечный характер, приводя к нравственной смерти личности.

Отношение героя к жизни после злодеяния

Раскольникову удается совершить преступление. Но убийство приводит к результату, отличному от того, который он ожидал. Рассуждая о том, почему Раскольников совершил преступление, следует вспомнить, что им руководило в первую очередь стремление воплотить в жизнь свою идею. Но мораль "необычных" людей для Родиона оказалась непостижимой. И после убийства процентщицы главный герой начинает видеть истинную нравственность и красоту не в тех, кто стоит выше, а в таких людях, как Сонечка Мармеладова, - способных сохранять нравственность в невыносимых условиях. Такие люди, перенося унижение и голод, все же оставляют в себе веру в жизнь и любовь.

Причины преступления Раскольникова

Сначала Родион спокоен по поводу удавшегося ему убийства. Он считал, что поступает единственно верным способом. Герой уверен в своей исключительности и самобытности. Он считает, что в убийстве ростовщицы нет ничего "такого". Ведь, по его мнению, ему удалось уничтожить лишь одну "вошь из всех, самую наибесполезнейшую". Но постепенно, анализируя свои действия, он дает различные объяснения. Так, например, он говорит о том, что "хотел сделаться Наполеоном", был озлоблен, безумен, стремился помочь матери, жаждал утвердить собственную личность, бунтовал против всего и всех. В итоге, герой мучается угрызениями совести. Он понимает, что нарушил нравственный закон. Раскольников видит причину зла в самой человеческой природе. При этом закон, позволяющий "сильным мира" совершать бесчеловечные поступки, считает извечным.

Заключение

Сам Достоевский выступал против насилия. Своим произведением автор спорит с революционерами, настроенными на единственный путь достижения счастья для русского человека, - нарушение нравственных устоев. Главному герою кажется, что отвечает он за свои поступки только перед самим собой, а суд других безразличен ему. По ходу повествования автор подводит персонажа к пониманию важнейших истин. Они заключаются в том, что гордыня является злом, законы жизни не должны подчиняться идее одного человека, а людей судить не следует и тем более нельзя отнимать у них жизнь.



Просмотров