Программа государственных гарантий оказания. Бесплатная медицинская помощь. Сроки ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановой форме, в том числе сроки ожидания оказания медицинской помощи в стационарных условиях, проведения отдельных диагностическ

Памятка Министерства Здравоохранения Российской Федерации для граждан о гарантиях бесплатного оказания медицинской помощи

В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь, оказываемую в гарантированном объеме без взимания платы в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее – Программа), ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Основными государственными источниками финансирования Программы являются средства системы обязательного медицинского страхования и бюджетные средства.

На основе Программы субъекты Российской Федерации ежегодно утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи (далее – территориальные программы).

  1. Какие виды медицинской помощи Вам оказываются бесплатно

В рамках Программы бесплатно предоставляются:

  1. Первичная медико-санитарная помощь, включающая:
  • первичную доврачебную помощь, которая оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием в амбулаторных условиях, в условиях дневного стационара;
  • первичную врачебную помощь, которая оказывается врачами- терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами обшей практики (семейными врачами);
  • первичную специализированную медицинскую помощь, которая оказывается врачами специалистами.
    1. Специализированная медицинская помощь, которая оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами- специалистами, и включает профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, в том числе в период беременности, родов и послеродовой период, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий.
    2. Высокотехнологичная медицинская помощь с применением новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники. С перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, содержащим, в том числе, методы лечения и источники финансового обеспечения. Вы можете ознакомиться в приложении к Программе.
    3. Скорая медицинская помощь, которая оказывается государственными и муниципальными медицинскими организациями при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. При необходимости осуществляется медицинская эвакуация.

    Для избавления от боли и облегчения других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных пациентов гражданам предоставляется паллиативная медицинская помощь в амбулаторных и стационарных условиях.

    Вышеуказанные виды медицинской помощи включают бесплатное проведение:

  • медицинской реабилитации;
  • экстракорпорального оплодотворения (ЭКО);
  • различных видов диализа;
  • химиотерапии при злокачественных заболеваниях;
  • профилактических мероприятий, включая:
  • профилактические медицинские осмотры, в том числе детей, работающих и неработающих граждан, обучающихся в образовательных организациях по очной форме, в связи с занятиями физической культурой и спортом;
  • диспансеризацию, в том числе пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство) в приемную или патронатную семью. Граждане проходят диспансеризацию бесплатно в медицинской организации, в которой они получают первичную медико-санитарную помощь. Большинство мероприятий в рамках диспансеризации проводятся 1 раз в 3 года за исключением маммографии для женщин в возрасте от 51 до 69 лет и исследования кала на скрытую кровь для граждан от 49 до 73 лет, которые проводятся 1 раз в 2 года;
  • диспансерное наблюдение граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, а также лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями.
  • Кроме того, Программой гарантируется проведение:

  • пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка у беременных женщин;
  • неонатального скрининга на 5 наследственных и врожденных заболеваний у новорожденных детей;
  • аудиологического скрининга у новорожденных детей и детей первого года жизни.
  • Граждане обеспечиваются лекарственными препаратами в соответствии с Программой.

    1. Каковы предельные сроки ожидания Вами медицинской помощи

    Медицинская помощь оказывается гражданам в трех формах – плановая, неотложная и экстренная.

    Экстренная форма предусматривает оказание медицинской помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента. При этом медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.

    Неотложная форма предусматривает оказание медицинской помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента.

    Плановая форма предусматривает оказание медицинской помощи при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

    В зависимости от этих форм Правительством Российской Федерации устанавливаются предельные сроки ожидания медицинской помощи.

    Так, сроки ожидания оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме не должны превышать 2 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию.

    Сроки ожидания оказания медицинской помощи в плановой форме для:

  • приема врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами-педиатрами участковыми не должны превышать 24 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию;
  • проведения консультаций врачей-специалистов не должны превышать 14 календарных дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию;
  • проведения диагностических инструментальных (рентгенографические исследования, включая маммографию, функциональная диагностика, ультразвуковые исследования) и лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи не должны превышать 14 календарных дней со дня назначения;
  • проведения компьютерной томографии (включая однофотонную эмиссионную компьютерную томографию), магнитно-резонансной томографии и ангиографии при оказании первичной медико-санитарной помощи не должны превышать 30 календарных дней, а для пациентов с онкологическими заболеваниями 14 календарных дней со дня назначения:
  • специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи не должны превышать 30 календарных дней со дня выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию, а для пациентов с онкологическими заболеваниями – 14 календарных дней с момента установления диагноза заболевания.
  • Время доезда до пациента бригад скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме не должно превышать 20 минут с момента ее вызова. При этом в территориальных программах время доезда бригад скорой медицинской помощи может быть обоснованно скорректировано с учетом транспортной доступности, плотности населения, а также климатических и географических особенностей регионов.

    1. За что Вы не должны платить

    В соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан при оказании медицинской помощи в рамках Программы и территориальных программ не подлежат оплате за счет личных средств граждан:

  • оказание медицинских услуг;
  • назначение и применение в стационарных условиях, в условиях дневного стационара, при оказании медицинской помощи в экстренной и неотложной форме лекарственных препаратов по медицинским показаниям:
  • а) включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;

    б) не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям;

  • назначение и применение медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания по медицинским показаниям;
  • размещение в маломестных палатах (боксах) пациентов по медицинским и (или) эпидемиологическим показаниям;
  • для детей в возрасте до четырех лет создание условий пребывания в стационарных условиях, включая предоставление спального места и питания, при совместном нахождении одного из родителей, иного члена семьи или иного законного представителя в медицинской организации, а для ребенка старше указанного возраста – при наличии медицинских показаний;
  • транспортные услуги при сопровождении медицинским работником пациента, находящегося на лечении в стационарных условиях, в случае необходимости проведения ему диагностических исследований при отсутствии возможности их проведения медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь.
    1. О платных медицинских услугах

    В соответствии с законодательством Российской Федерации граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и иных услуг), предоставляемых дополнительно при оказании медицинской помощи. При этом платные медицинские услуги могут оказываться в полном объеме медицинской помощи, либо по Вашей просьбе в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств.

    Медицинские организации, участвующие в реализации Программы и территориальных программ, имеют право оказывать Вам платные медицинские услуги:

  • на иных условиях, чем предусмотрено Программой, территориальными программами и (или) целевыми программами. Вам следует ознакомиться с важным для гражданина разделом Программы и территориальной программы «Порядок и условия бесплатного оказания гражданам медицинской помощи ».
  • при оказании медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, и гражданам Российской Федерации, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;
  • при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением:
  • а) самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию, выбранную им не чаще одного раза в год (за исключением изменения места жительства или места пребывания);

    б) оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной форме при самостоятельном обращении гражданина в медицинскую организацию;

    в) направления на предоставление медицинских услуг врачом-терапевтом
    участковым, врачом-педиатром участковым, врачом общей практики (семейным врачом), врачом-специалистом, фельдшером, а также оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи по направлению лечащего врача;

    г) иных случаев, предусмотренных законодательством в сфере охраны здоровья.

    Отказ пациента от предлагаемых платных медицинских услуг не может быть причиной уменьшения видов и объема оказываемой медицинской помощи, предоставляемых такому пациенту без взимания платы в рамках Программы и территориальных программ.

    1. Куда обращаться по возникающим вопросам и при нарушении Ваших прав на бесплатную медицинскую помощь

    По вопросам бесплатного оказания медицинской помощи и в случае нарушения прав граждан на ее предоставление, разрешения конфликтных ситуаций, в том числе при отказах в предоставлении медицинской помощи, взимания денежных средств за её оказание, следует обращаться в:

  • администрацию медицинской организации – к заведующему отделением, руководителю медицинской организации;
  • в офис страховой медицинской организации, включая страхового представителя, - очно или по телефону, номер которого указан в страховом полисе;
  • территориальный орган управления здравоохранением и территориальный орган Росздравнадзора, территориальный фонд обязательного медицинского страхования;
  • общественные советы (организации) по защите прав пациентов при органе государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья и при территориальном органе Росздравнадзора;
  • профессиональные некоммерческие медицинские и пациентские организации;
  • федеральные органы власти и организации, включая Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Росздравнадзор и пр.
    1. Что Вам следует знать о страховых представителях страховых медицинских организаций

    Страховой представитель – это сотрудник страховой медицинской организации, прошедший специальное обучение, представляющий Ваши интересы и обеспечивающий Ваше индивидуальное сопровождение при оказании медицинской помощи, предусмотренной законодательством.

    Страховой представитель:

  • предоставляет Вам справочно-консультативную информацию, в том числе о праве выбора (замены) и порядке выбора (замены) страховой медицинской организации, медицинской организации и врача, а также о порядке получения полиса обязательного медицинского страхования;
  • информирует Вас о необходимости прохождения диспансеризации и опрашивает по результатам ее прохождения;
  • консультирует Вас по вопросам оказания медицинской помощи;
  • сообщает об условиях оказания медицинской помощи и наличии свободных мест для госпитализации в плановом порядке;
  • помогает Вам подобрать медицинскую организацию, в том числе оказывающую специализированную медицинскую помощь;
  • контролирует прохождение Вами диспансеризации;
  • организует рассмотрение жалоб застрахованных граждан на качество и доступность оказания медицинской помощи.
  • Кроме того, Вы можете обращаться в офис страховой медицинской организации к страховому представителю при:

  • отказе в записи на приём к врачу специалисту при наличии направления лечащего врача;
  • нарушении предельных сроков ожидания медицинской помощи в плановой, неотложной и экстренной формах;
  • отказе в бесплатном предоставлении лекарственных препаратов, медицинских изделий, лечебного питания – всего того, что предусмотрено Программой;
  • ситуации, когда Вам предложено оплатить те медицинские услуги, которые по медицинским показаниям назначил Ваш лечащий врач. Если Вы уже заплатили за медицинские услуги, обязательно сохраните кассовый чек, товарные чеки и обратитесь в страховую медицинскую организацию, где вам помогут установить правомерность взимания денежных средств, а при неправомерности – организовать их возмещение;
  • иных случаях, когда Вы считаете, что Ваши права нарушаются.
  • Будьте здоровы!

    Последние новости Москвы по теме:
    Памятка о гарантиях бесплатной медицинской помощи.

    Москва


    01:02 06.09.2018 ГБУЗ ГП №45 ДЗМ

    Памятка о гарантиях бесплатной медицинской помощи. - Москва

    Памятка Министерства Здравоохранения Российской Федерации для граждан о гарантиях бесплатного оказания медицинской помощи В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на о
    00:11 06.09.2018 ГБУЗ ГБ №45 ДЗМ

    Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» III.
    13.09.2018 ГБУЗ ГП №210 ДЗМ Хорошевским районным судом города Москвы вынесен приговор в отношении Владимира Киселева – генерального директора медицинского центра.
    13.09.2018 Мосгорсуд Информация для главных медицинских сестер медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации,
    12.09.2018 ФГБУ ДПО ВУНМЦ Минздрава России

    Столичная система ОМС из года в год продолжает доказывать свою эффективность.
    12.09.2018 Molnet.Ru С сентября 2018 года Институт лидерства и управления здравоохранением (ИЛиУЗ) Сеченовского университета приступил к реализации программы профессиональной переподготовки по специальности «Организация здравоохранения и общ
    10.09.2018 Первый МГМУ им.И.М.Сеченова В столице продолжается развитие специальной программы по оказанию первичной медицинской помощи пациентам старших возрастных групп с тремя и более хроническими заболеваниями.
    06.09.2018 Дирекция по координации деятельности медицинских организаций

    Комплекс обязательного медстрахования реализуется в России через правительственные программы. Программа государственных гарантий оказания медпомощи лежит в основе медобслуживания (бесплатного) россиян и иностранцев, живущих в РФ. На данный момент государственные гарантии права на бесплатное медобслуживание, закрепленные в основном законе, регламентированы Постановлением Правительства № 1403 от 19.12.2016 года. Документ утверждает Программу госгарантий на 2017 г. и планово на два года вперед. Ежегодно на заседании Правительства заслушивается доклад о проделанной работе и принимается новая Программа государственных гарантий.

    Какие аспекты ОМС регулирует Программа госгарантий?

    Ежегодно утверждаемый документ содержит не только перечень медуслуг для застрахованных лиц, но и нормы финансирования. В Программу госгарантий входит перечень бесплатных медуслуг, список болезней (состояний), когда медпомощь осуществляется бесплатно, перечень застрахованных лиц, имеющих право на бесплатные медосмотры, дородовые исследование и другие услуги медучреждений, источники и способы покрытия расходов, нормы объема медпомощи (усредненные), нормы (подушевые или на единицу объема услуг) расходов, требования, которые необходимо учитывать при составлении территориальных программ, показатели качества медпомощи, а также список бесплатной высокотехнологичной помощи с указанием финансовых источников (в приложении).

    Министерство здравоохранения уже разработало Программу госгарантий на следующий 2018 год. Проект размещен на информационном федеральном портале и содержит несколько новых положений. В частности, предусмотрена транспортировка лиц с почечной недостаточностью до медучреждения и обратно, если планируется пересадка органа. Кроме того, ограничен двумя неделями предельный срок ожидания специализированной медпомощи пациентам с онкологией, диагноз которых подтвержден официально.

    Типы бесплатной медпомощи, которые предоставляются в соответствии с Программой госгарантий

    В соответствии с п.2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на медицинскую помощь в установленном объеме без взимания денежной платы. В соответствии с Программой госгарантий предоставляется несколько типов медуслуг и помощи. К ним относятся:

    • Плановая, неотложная первичная медико-санитарная помощь (мероприятия реабилитационного и профилактического характера, определение диагноза, лечение, ведение беременных, медицинское просвещение граждан) осуществляется на базе дневных стационарных отделений, амбулаторно. Подразделяется на:
      • доврачебную, осуществляемую акушерами, фельдшерами, а также иными сотрудниками медучреждений, у которых есть среднее медобразование;
      • врачебную, оказываемую терапевтами и педиатрами (в том числе участковыми), семейными докторами;
      • специализированную, куда входит и высокотехнологичная, которую вправе оказывать врачи-специалисты.
    • Специализированная медпомощь осуществляется специалистами стационарно или на базе дневных стационарных отделений. Такая помощь включает меры профилактического и реабилитационного характера, постановку диагноза и лечение, которые требуют применения специальных методик, технологий новейшей медицины. К специализированной относят и высокотехнологичную помощь (уникальные методики терапии, ресурсоемкие методы: клеточная и генная инженерия, робототехника и др.)
    • Экстренная, неотложная скорая медицинская помощь оказывается за территорией медучреждения, в стационаре или амбулаторно. Такая помощь предусмотрена при серьезных травмах, сильных отравлениях, аналогичных ситуациях, когда необходимо незамедлительное вмешательство медработников. В скорую медпомощь входит и эвакуация (транспортировка) пациентов следующих категорий:
      • беременных, рожениц;
      • новорожденных;
      • граждан, пострадавших от стихии или техногенной катастрофы;
      • лиц, находящихся в медучреждении, которое не может предоставить помощь в ситуациях, угрожающих жизни.
    • Паллиативная медпомощь является комплексной и нацелена на обезболивание при неизлечимых болезнях, повышение качества жизнедеятельности неизлечимых пациентов. Помощь оказывается в условиях стационара или амбулаторно медицинскими сотрудниками, специально обученными помогать указанной категории граждан.

    Право граждан на перечисленные виды помощи реализует именно Программа государственных гарантий. В соответствии с этим документом отказ в оказании какого-либо вида медицинской помощи недопустим, а при его осуществлении медицинский работник должен будет понести один из видов ответственности.

    Правительство РФ Постановлением от 23.01.1992 N 41 "О мерах по выполнению Закона РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" предусматривало утверждение базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации. 11 сентября 1998 г. в целях обеспечения конституционных прав граждан России на получение медицинской помощи Правительство РФ Постановлением N 1096 впервые утвердило Программу государственных гарантий обеспечения граждан России бесплатной медицинской помощью, а базовая программа обязательного медицинского страхования стала ее составной частью. В 2001 г. она была трансформирована в Программу государственных гарантий оказания гражданам России бесплатной медицинской помощи (далее - Программа).

    В Словаре русского языка С.И. Ожегова (1991 г.) написано, что "обеспечить" - это сделать что-то вполне возможным, действительным, реально выполнимым, снабдить чем-либо в нужном количестве, а "оказать" обозначает действие по значению существительного, например помощь, то есть оказать помощь в получении медицинской помощи. Смена слов, по существу, изменила гарантию обеспечения на возможность получения медицинской помощи.

    В 2000 г. норма об утверждении Программы государственных гарантий была закреплена Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья (в ред. Федерального закона от 02.12.2000 N 139-ФЗ, ст. 20 "Право граждан на медико-социальную помощь") и уточнена в 2004 г. Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в следующей редакции: гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

    Следует отметить, что первая редакция Программы была принята 11 сентября 1998 г., в 1999 г. - 26 октября, в 2000 г. - 29 ноября, в 2001 г. - 24 июля, в 2004 г. - 26 ноября, в 2005 г. - 28 июня с дополнениями от 30 декабря. Следовательно, по срокам принятия Программы она не всегда могла быть учтена субъектами Российской Федерации при формировании бюджета и скорее использовалась ими как "методические рекомендации".

    Итак, начиная с 1998 г., Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи ежегодно утверждается Постановлением Правительства Российской Федерации.

    Целью Программы является реализация конституционного права граждан на получение бесплатной медицинской помощи.

    Программа состоит из 6 разделов и включает:

    общие положения;

    перечень видов медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно;

    базовую программу обязательного медицинского страхования;

    виды медицинской помощи, предоставляемые населению за счет бюджетов всех уровней;

    объемы медицинской помощи;

    подушевые нормативы финансирования здравоохранения, обеспечивающие предоставление гарантированных объемов медицинской помощи.

    На основе Программы органы государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, которые могут предусматривать предоставление дополнительных объемов и видов бесплатной медицинской помощи за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

    В рамках Программы гражданам РФ бесплатно предоставляются следующие виды медицинской помощи:

    скорая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью граждан, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и родах;

    амбулаторно-поликлиническая помощь, включая мероприятия по профилактике, диагностике и лечению заболеваний в поликлинике, на дому и в дневных стационарах;

    стационарная помощь:

    экстренная, при острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, отравлениях и травмах, требующих интенсивной терапии, круглосуточного медицинского наблюдения и изоляции по эпидемиологическим показаниям;

    плановая с целью проведения диагностики, лечения и реабилитации больных, требующих круглосуточного медицинского наблюдения;

    при патологии беременности, родах и абортах, в период новорожденности.

    В рамках Программы устанавливаются нормативы объемов медицинской помощи и нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи.

    Норматив амбулаторно-поликлинической помощи устанавливается в количестве посещений в расчете на одного человека в год (2006 г. -- 9,198 посещений).

    Норматив медицинской помощи, предоставляемой в дневных стационарах всех типов, устанавливается в количестве пациенто-дней в расчете на одного человека в год (2006 г. - 0,577 пациенто-дня).

    Норматив стационарной помощи устанавливается в количестве койко-дней в расчете на одного человека в год (2006 г. -- 2,812 койко-дня).

    Норматив скорой медицинской помощи устанавливается в количестве вызовов в расчете на одного человека в год (2006 г. -- 0,318 вызова).

    При формировании территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи нормативы объемов медицинской помощи корректируются с учетом особенностей возрастно-полового состава, уровня и структуры заболеваемости населения субъектов Российской Федерации.

    Норматив финансовых затрат на 1 посещение в амбулаторно-поликлиническую организацию в 2006 г. составлял в среднем 100,5 рубля.

    Норматив финансовых затрат на 1 пациенто-день в дневном стационаре в 2006 г. составлял в среднем 207,7 рубля.

    Норматив финансовых затрат на 1 койко-день в стационаре в 2006 г. составлял в среднем 588,4 рубля.

    Норматив финансовых затрат на 1 вызов скорой медицинской помощи в 2006 г. составлял в среднем 913,3 рубля.

    Кроме того, для анализа всех средств, идущих на компенсацию затрат по предоставлению населению бесплатной медицинской помощи (в расчете на 1 человека в год), устанавливаются подушевые нормативы финансирования Программы. В 2006 г. такой норматив был установлен на уровне 3378 рублей.

    На основании территориальных программ разрабатываются муниципальные задания по обеспечению населения муниципальных образований субъекта РФ бесплатной медицинской помощью.

    Основным принципом финансового планирования системы здравоохранения субъекта РФ и муниципальных образований является соответствие объема предоставляемой населению государством бесплатной медицинской помощи и финансовых ресурсов, выделяемых для ее обеспечения. Только при достижении такого соответствия можно реализовывать конституционное право граждан на получение гарантированной бесплатной медицинской помощи.

    Наряду с оказанием медицинской помощи (услуг) населению бесплатно в рамках территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи государственные и муниципальные медицинские учреждения могут оказывать платные услуги населению при наличии лицензии. При этом медицинские учреждения обязаны обеспечивать соответствие предоставляемых населению платных медицинских услуг (сверх гарантированного объема бесплатной медицинской помощи) требованиям федеральных или региональных медико-экономических стандартов.

    Медицинские учреждения обязаны обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией, включающей в себя сведения о местонахождении учреждения (месте его государственной регистрации), режиме работы, перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости, об условиях предоставления и получения этих услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов.

    Предоставление платных медицинских услуг (сверх гарантированного объема бесплатной медицинской помощи) оформляется договором, которым регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон. Оплата за медицинские услуги производится в учреждениях банков или в медицинском учреждении. Расчеты с населением за предоставление платных услуг осуществляются медицинскими учреждениями с применением контрольно-кассовых машин. Медицинские учреждения обязаны выдать потребителю кассовый чек или копию соответствующего документа, подтверждающие прием наличных денег.

    Пациенты, пользующиеся платными медицинскими услугами (сверх гарантированного объема бесплатной медицинской помощи), вправе требовать предоставления информации о наличии лицензии, сертификатов специалистов, методики расчета стоимости оказанной услуги и т.п.

    Для рассмотрения результатов реализации Программы, рассмотрим для примера реализацию Программы госгарантий в 2006 году. В 2006 году рост различий в финансовом обеспечении Программы, утвержденной Постановлением Правительства №-461, проявился в еще большей степени в связи с дальнейшим неравномерным экономическим ростом в регионах России, а также в связи с началом реализации Приоритетного национального проекта "Здоровье", который в каждом регионе реализовывался с различной скоростью. гарантия бесплатный медицинский помощь

    В результате исполнения Программы в 2006 году суммарно по всем регионам объем финансирования оценивается в 723 млрд.руб., в том числе 273 млрд. - по каналу ОМС. Это составит соответственно 128% и 85% от расчетной стоимости Программы и Базовой программы ОМС в соответствии с утвержденными подушевыми нормативами в Постановлении Правительства №-461. Несмотря на общий рост наполняемости финансами сферы здравоохранения в территориальном разрезе ситуация продолжает оставаться противоречивой. Так коэффициент вариации по 10 субъектам РФ составил 1,05 по сравнению с 0,85 в 2005 году. При этом наполняемость территориальной программы г.Москвы составит в 2006 году - 327%, в г.Санкт-Петербург - 254%.

    Стоит отметить, что выравнивание условий финансирования территориальных программ осуществляется также по двум каналам: через фонд выравнивания ФОМС, составивший в 2006 году 33,2 млрд.руб. (в 2005 году - около 29 млрд.), и через межбюджетное выравнивание, осуществляемое Минфином. При этом эти две методики не согласованы между собой, что не позволяет эффективно сглаживать неравенство в финансовых возможностях регионов в сфере здравоохранения.

    Таким образом, в 2006 году расчетный норматив по Программе оказался ниже фактических расходов в большинстве регионов, при этом механизма ограничения роста расходов на здравоохранения в динамически развивающихся регионах в целях выравнивания, не разработано.

    1.1.1. Перечень видов, форм и условий оказываемой бесплатно медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и способы оплаты медицинской помощи.

    1.1.2. Порядок и условия предоставления медицинской помощи, включая порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, донорской кровью и (или) ее компонентами, лечебным питанием (в том числе специализированными продуктами лечебного питания) по медицинским показаниям, на основе стандартов медицинской помощи, с учетом видов, форм и условий оказания медицинской помощи, а также перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы, в том числе Территориальной программы обязательного медицинского страхования города Москвы (далее также – Территориальная программа ОМС).

    1.1.3. Сроки ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановой форме, в том числе сроки ожидания оказания медицинской помощи в стационарных условиях, проведения отдельных диагностических исследований, а также ожидания консультаций врачей-специалистов.

    Лекция 1. Программы государственных гарантий в области здравоохранения

    1 вопрос: Программа Государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи: цель, задачи, финансирование.

    В условиях рыночной экономики ресурсы, которые государство может предоставить, ограничены. Одной из мер повышения эффективности использо­вания ресурсов, является переход от содержания государством сети бюджетных учреждений к финансированию пакетов государственных и муниципальных услуг.

    Это закреплено в Бюджетном кодексе Российской Федера­ции, в котором введено понятие минимального государственного социального стандарта. Минимальный государственный социальный стандарт - это пакет государственных и муници­пальных услуг, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основе гарантируется государством на всей территории РФ, за счет финансирования из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов.

    Минимальные социальные стандарты закрепляют принципы социальной и географической справедли­вости при предоставлении государственных и муниципальных услуг. В соответствии со ст. 7 Бюджетного кодекса РФ, установ­ление таких стандартов, а также норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или муниципальных услуг относится к компетенции федеральных органов государственной власти.

    В здравоохранении роль минимального социального стандарта выполняет Программа государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью, которая принимается Правительством РФ и финансируется за счет бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования. Поэтому в состав Программы входит базовая программа ОМС.

    Цель Программы : реализация конститу­ционных прав граждан Российской Федерации в получении бесплатной медицинской помощи гарантированного объема и качества.

    Программа определяет виды и объемы медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно. Разработанная Программа - это те обязательства, которые может взять на себя государство по определению объема бесплатной помощи на данный момент.

    Начиная с 1998 г., Программа ежегодно утверждается Постановлением Пра­вительства Российской Федерации.

    На основе Федеральной программы, которая разрабатывается совместно Министерством здравоохранения Российской Федерации и Федеральным фондом ОМС, на местах разрабатываются и утвержда­ются территориальные программы. Програм­мы, принимаемые в регионах, не должны ни по содержанию, ни по стоимости быть ниже Федеральной программы, чтобы обеспечить всем гражданам равные возможности. Вместе с тем, исходя из регио­нальных возможностей, территориальные программы могут быть расширены, а их стоимость повышена по сравнению с Федеральной. Это зависит от возможностей региона и реальной экономической ситуации.

    Основные задачи Программы:

    1) создание единого правового и экономического механиз­ма реализации конституционных прав граждан на полу­чение гарантированной (бесплатной) медицинской по­мощи;

    2) создание единой системы планирования и финансиро­вания медицинской помощи;

    3) обеспечение баланса между обязательствами государства по предоставлению населению гарантированной (бес­платной) медицинской помощи и выделяемых для этого ресурсов.

    Программа включает в себя перечень видов медицинской помо­щи, предоставляемых населению бесплатно, Базовую программу обязательного медицинского страхования, объемы медицинской помощи, подушевой норматив финансирования здравоохранения, обеспечивающий предоставление гарантированных объемов медицинской по­мощи.

    Всем гражданам Российской Федерации в рамках Программы бесплатно предоставляются следующие виды медицинской помощи:

    1. Скорая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жиз­ни или здоровью гражданина или окружающих его лиц, вызванных вне­запными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, не­счастными случаями, осложнениями беременности и при родах.

    Скорая медицинская помощь, оказываемая станциями (отделе­ниями, пунктами) скорой медицинской помощи, предоставляется за счет бюджета; для ее получения не имеет значения, застрахован ли гражданин по ОМС. При оказании скорой медицинской помощи осуществляется бесплатная лекарственная помощь в соответствии с Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, ежегодно утверждаемым Министерством здравоохранения Россий­ской Федерации.

    2. Амбулаторно-поликлиническая помощь, включая проведение мероприятий по профилактике (в том числе диспансерному наблюде­нию), диагностике и лечению заболеваний, как в поликлинике, так и на дому.

    3. Стационарная помощь:

    При острых заболеваниях и обострениях хронических болез­ней, отравлениях и травмах, требующих интенсивной тера­пии, круглосуточного медицинского наблюдения и изоляции по эпидемиологическим показаниям;

    При патологии беременности, родах и абортах;

    При плановой госпитализации с целью проведения лечения и реабилитации, требующих стационарного режима.

    При стационарном лечении лекарственная помощь осуществляет­ся бесплатно в соответствии с вышеупомянутым Перечнем.

    В связи с тем, что стационарная помощь является наиболее дорого­стоящей, предполагается развитие так называемых стационарозамещающих технологий: дневных стационаров и стационаров на дому; дома сестринского ухода и т.д.

    Основную медицинскую помощь граждане получают по программе обязательного медицин­ского страхования, и финансируется за счет средств обязательного медицинского страхо­вания.

    2 вопрос: Условия предоставления бесплатной медицинской помощи.

    Территориальные программы содержат не только объемы медицинской помощи, но и условия предоставле­ния бесплатной медицинской помощи.

    В амбулаторно-поликлинических учреждениях предусматривается:

    1) возможность выбора пациентом врача в рамках договора ОМС;

    2) объем диагностических и лечебных мероприятий для кон­кретного пациента определяется лечащим врачом;

    3) вероятность очереди плановых больных на прием к врачу и проведение диагностических и лабораторных исследований;

    В больничных учреждениях:

    1) возможно наличие очереди на плановую госпитализацию;

    2) больные могут быть размещены в палатах на 4 и более мест;

    3) больные, роженицы и родильницы обеспечиваются лечебным питанием в соответствии с физиологическими нормами, ут­вержденными МЗ РФ;

    4) предоставление возможности одному из родителей или иному члену семьи, по усмотрению родителей, находиться вместе с больным ребенком. Обеспечение питанием и койкой лица, ухаживающего за госпитализированным грудным ребенком, а также за ребенком до 3 лет при наличии медицинских показа­ний для ухода, и др.

    Оказание медицинской помощи по про­граммам ОМС осуществляется только застрахованным гражданам.

    Однако программы обязательного медицинского страхования охватывают далеко не все виды медицинской помощи, которые гражда­не РФ получают бесплатно. Так, в Базовую программу не входит ле­чение туберкулеза и СПИДа.

    Лечение этих и других социально значимых заболеваний финансируется из бюджета. За рамки Базовой программы вынесено также оказание скорой медицинской помощи, что также финансируется из бюджета, и многое другое.

    В Программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью выделен специальный раздел, который определяет медицинскую помощь, пре­доставляемую населению за счет бюджетов всех уровней:

    1) федерального бюджета - медицинская помощь, оказываемая в федеральных медицинских учреждениях, в том числе дорогостоящие виды медицинской помощи, перечень которых утверждается Мини­стерством здравоохранения Российской Федерации;

    2) бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований:

    а) скорая медицинская помощь, оказываемая станциями (отде­лениями, пунктами) скорой медицинской помощи;

    б) амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь, ока­зываемая в специализированных диспансерах, больницах (от­делениях, кабинетах) при венерических заболеваниях, тубер­кулезе, синдроме приобретенного иммунодефицита (СПИД), психических расстройствах, наркологических заболеваниях, при беременности, абортах по медицинским и социальным показаниям, родах и в послеродовом периоде, при врожден­ных аномалиях (пороках развития), деформациях и хромо­сомных нарушениях у детей, отдельных состояниях, возни­кающих в перинатальном периоде.

    За счет средств бюджетов всех уровней осуществляются диспан­серное наблюдение здоровых детей, льготное лекарственное обеспе­чение и зубопротезирование, а также финансирование медицинской помощи, оказываемой фельдшерско-акушерскими пунктами, хосписами, больницами сестринского ухода, лепрозориями, центрами по борьбе со СПИДом, финансирование центров медицинской профилактики, врачебно-физкультурных дис­пансеров, детских санаториев, домов ребенка, бюро судебно-медицинской экспертизы и патологоанатомических отделений, цен­тров экстренной медицинской помощи, станций, отделений, кабине­тов переливания крови, санитарной авиаций.



    Просмотров