Списки апостольской преемственности основанных апостолами поместных церквей. Апостольская преемственность русской православной старообрядческой церкви

Принцип, вытекающий из представления о духовенстве христианской церкви как назначенном Богом и исторически непрерывном хранителе учения, организации и богослужения христианства с апостольских времен (т.е. первого века церковной жизни). Эта… … Энциклопедия Кольера

АПОСТОЛЬСКОЕ ПРЕЕМСТВО - богоустановленный способ сохранения и передачи иерархического служения в Церкви от святых апостолов посредством таинства Священства. Оно актуализируется в преемстве епископской хиротонии (рукоположения), однако им не ограничивается. А. п.… … Православная энциклопедия

Церковная история Евсевия Кесарийского самое раннее из дошедших до нас сочинений, описывающих историю христианской Церкви в хронологическом порядке. Значение этого труда, как вследствие содержащихся в нём сведений, так и благодаря последователям … Википедия

ГРАНИЦЫ ЦЕРКВИ - термин, используемый в христ. богословии для определения принадлежности к единой Христовой Церкви как отдельных лиц, так и христ. сообществ (конфессий, деноминаций, общин). Вопрос о Г. Ц. является одним из самых актуальных в совр., в т. ч.… … Православная энциклопедия

АПОСТОЛЬСТВО - [апостоличность], одно из 4 существенных свойств Церкви, перечисленных в Никео Константинопольском Символе веры: «Верую… во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь» (πιστεύω... εἰς μίαν ἁγίαν καθολικὴν καὶ ἀποστολικὴν ἐκκλησίαν). Термин… … Православная энциклопедия

Истинно Православная церковь (ИПЦ) самоназвание ряда неканонических юрисдикций, считающих себя православными, противопоставляющих себя каноническим православным церквам (вселенскому православию) и не находящихся в евхаристическом общении с ними … Википедия

- (ИПЦ) самоназвание ряда неканонических юрисдикций, считающих себя православными, противопоставляющих себя каноническим православным церквам (вселенскому православию) и не находящихся в евхаристическом общении с ними. Содержание 1 История… … Википедия

- (ИПЦ) самоназвание ряда неканонических юрисдикций, считающих себя православными, противопоставляющих себя каноническим православным церквам (вселенскому православию) и не находящихся в евхаристическом общении с ними. Содержание 1 История… … Википедия

Протестантизм Реформация Доктрины протестантизма Дореформационные движения Вальденсы · Лолларды · Гуситы Реформистские церкви Англиканство · Анабаптизм · … Википедия

Книги

  • Краткая история раскола о беспоповцах , Коллектив авторов. Церковный раскол стал одним из самых существенных явлений в истории российской духовной культуры XVII в. Второе основное течение старообрядчества беспоповство зародилось на севере России в…

), через которых и ныне передается вся полнота благодати, полученная Церковью в день Пятидесятницы: «через возложение рук апостольских подается Дух Святой» (). «Не неради о пребывающем в тебе даровании , которое дано тебе… с возложением рук священства » (). Апостолы и далее заповедовали передавать этот дар священства достойным преемникам: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров » (); «Рук ни на кого не возлагай поспешно» (). К концу первого века христианские общины всех более или менее значительных городов возглавлялись рукоположенными апостолами пресвитерами , которые являлись носителями всей полноты апостольской благодати, полученной в день Пятидесятницы .

1) Иерусалимская Поместная Церковь основана в день Пятидесятницы, в момент схождения Святого Духа на апостолов (). Первым епископом Иерусалимской Православной Церкви является апостол Иаков, который является и автором первого чина Литургии, которая до сих пор служится в Иерусалимской Православной Церкви.

2) Антиохийскую Поместную Церковь основали апостолы Петр и Павел.

3) Александрийскую Поместную Церковь основал апостол Марк в 42 году.

4) Константинопольская Поместная Церковь , основана в 37 году в городе Византии апостолом Андреем, который рукоположил в епископы апостола Стахия, который был на кафедре с 38 по 54 г. (). Он в свою очередь рукоположил Онисима в 54–68 г. Епископ Онисим рукоположил Поликарпа в 68–70 г. - и так далее сквозь 20 столетий. Ныне 179-м архиереем от святых апостолов является Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл .

5) Римская Поместная Церковь основана апостолом Петром .

6) Русская Поместная Церковь :
В 37 году апостол Андрей основал Церковь в городе Византии и рукоположил в епископы апостола Стахия, который был на кафедре с 38 по 54 г. «Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне» (). Он в свою очередь рукоположил Онисима (54–68 г). Епископ Онисим рукоположил Поликарпа (68–70 г). и так далее сквозь 20 веков:

Годы

Апостол Андрей

Апостол Стахий

38 по 54 гг.

Поликарп

70-84(-86) гг.

Диоген (Диомен)

Епевферий

110-123(-127) гг.

Афинодор (Афиноген)

Олимпий (Алипий)

Пертинакс

Олимпиан

Кириллиан (Кириак)

Кастин (Кистин)

Тит (Трат, Торат)

Дометий (Дометиан)

Патриархи Константинополя:

св. Митрофан

315-325 гг. I Вселенский Собор.

св. Александр

св. Павел

Македоний I

Евдоксий

370 г. изгнан.

св. Григорий Богослов

Нектарий

381-397 гг. II Вселенский Собор.

св. Иоанн I Златоуст

Сисиний I

Несторий

428-431 гг. III Вселенский Собор.

св. Максимиан

св. Прокл

св. Флавиан

св. Анатолий

449-458 гг. IV Вселенский Собор.

св. Геннадий

Македонии II

Тимофей I

Иоанн II Каппадокианин

Епифаний

св. Евтихий

552-565, 577-582 гг. V Вселенский Собор.

Иоанн III Схоластик

св. Иоанн IV Постник

св. Фома I

639-641, 654-655 гг.

св. Иоанн V

Константин I

св. Феодор I

676-678, 683-686 гг.

св. Георгий I

678-683 гг. VI Вселенский Собор.

св. Каллиник

св. Герман I

Анастасий

Константин II

св. Павел IV

св. Тарасий

784-806 гг. VII Вселенский Собор.

св. Никифор I

806-815 гг. (+ 828)

Феодот I Касситер

Антоний I

св. Мефодий

842-846 гг. Торжество Православия.

св. Игнатий

846-857, 867-877 гг.

св. Фотий

857-867, 877-886 гг. I Крещение Руси.

св. Стефан I

св. Антоний II Кавлей

Николай I

895-906, 911-925 гг.

св. Трифон

Феофилакт

Полиевкт

956-970 гг. Крещение св. княгини Ольги.

Василий I Скамандрин

Антоний III Студит

Николай II Хрисоверг

983-996 гг. Крещение Руси (988 г.). Основание Русской Церкви, которая до 1448 года входила в состав Константинопольского Патриархата.

Митрополиты Киевские:

св. Михаил I

988-991 гг. Крещение Руси.

Леонтий I

св. Иларион

Георгий II

св. Ефрем II

Никифор I

Климент Смолятич

св. Константин I

Константин II

Никифор II

Дионисий

упомянут в 1205 г.

упомянут в1209-1220 гг.

прибыл в 1237 г. Нашествие Батыя.

Кирилл III

1283-1305 гг. Кафедра перешла во Владимир.

1308-1326 гг. Митрополиты живут в Москве.

св. Феогност

св. Алексий

1355-1378 гг. Прп. Сергий.

св. Киприан

1381-1383,1390-1406 гг. Куликовская битва.

св. Дионисий

св. Фотий

1437-1441 гг. подписал унию и изгнан.

Митрополиты Московские:

св. Иона I

1448-1461 гг., 1448 Автокефалия Русской Церкви.

Феодосий

Геронтий

1473-1489 гг. Свержение татарского ига.

1490-1494 гг. Извергнут из сана за ересь жидовствующих.

св. Макарий

Афанасий

св. Филипп

1566-1568 гг. убит во времена Иоанна IV Грозного.

Дионисий

Митрополит и позднее патриарх:

1586-1589 гг. Установление Патриаршества в 1589 г.

1589-1605 гг. низложен Лжедмитрием I.

Патриархи Всероссийские:

свщмч. Гермоген

1606-1612 гг. Смутное время.

Местоблюстители:

Митр. Пафнутий Крутицкий

Митр. Ефрем Казанский

Митр. Филарет (Романов)

1614-1619 гг. в плену 1619-1633 гг. Патриарх и соправитель царя.

1632-1666 гг. Начало старообрядческого раскола.

1667-1672 гг. Большой Московский Собор.

митр. Стефан (Яворский)

1701-1721 гг. местоблюститель Патриаршего престола.

Архиепископы:

Иосиф (Волганский)

Платон (Малиновский)

Тимофей (Щербацкий)

Амвросий (Зертис-Каменский)

еп. Самуил Коломенский

Платон (Левшин)

1775-1812 гг. с 1787 г. митрополит.

Августин (Виноградский)

Митрополиты:

Серафим (Глаголевский)

св. Филарет (Дроздов)

св. Иннокентий (Вениаминов)

Макарий (Булгаков)

Иоанникий (Руднев)

Леонтий (Лебединский)

Сергий (Ляпидевский)

свщмч. Владимир (Богоявленский)

св. Макарий (Невский)

Восстановление Патриаршества на Соборе 1917-1918 гг.:

св. патр. Тихон (Белавин)

21.11.1917-04.05.1922 гг. Арестован большевиками, в это время был Патриарший Местоблюститель. митр. Агафангел 5.06.1922 - лето 1922 г. местоблюститель.

св. патр. Тихон

14.06.1923-07.04.1925 гг. После смерти патриарха полнотой его власти фактически обладал св. митр. Петр (Полянский) Крутицкий 12.04.1925-10.10.1937 гг. Реально он управлял Церковью 12.04.1925-10.12.1925 гг., после чего был арестован и пробыл в тюрьме вплоть до своей мученической кончины. митр. Сергий (Страгородский) Нижегородский 10.12.1925-8.12.1926 гг. митр. Иосиф (Петровых) Ростовский (Ленинградский) 8.12.1926-29.12.1926 гг. архиеп. Серафим (Самойлович) Угличский 29.12.1926-12.04.1927 гг. митр. Сергий (Страгородский) Нижегородский 12.04.1927-27.12.1936 гг.митр. Сергий (Страгородский) 4(27). 12.1936 г. Архиерейским Собором 30.08.1943 г. избран Патриархом.

Патриарх Сергий (Страгородский)

30.08.1943-2(15).05.1944г.

Патриарх Алексий I (Симанский)

31.1.1945-1970 гг.

Патриарх Пимен (Извеков)

Патриарх Алексий II (Ридигер)

Патриарх Кирилл (Гундяев)

2009 г. - по настоящее время

В 1054 году одна из пяти Поместных Церквей - Римская, исказив апостольское учение о Троице и внеся эту ересь в Символ веры, отпала от Единой Апостольской Вселенской Церкви, подпав под анафему апостола Павла (Гал. 1:8-9)

4.8 (96.67%) 18 votes

По случаю знаменательного события – – предлагаем нашим читателям авторское исследование полной непрерывной цепочки рукоположений нашей Церкви – от св. апостола Андрея Первозванного до нынешнего митрополита Корнилия Московского и всея Руси.

При всей очевидности этой последовательности данный материал является первым последовательным описанием апостольской преемственности РПСЦ. Благодарим нашего читателя и автора Сергея Обихода за проделанную работу и материал, предоставленный для первой публикации на нашем сайте.

Ранее Сергей Обиход делился с нами своей , которую мы также настоятельно рекомендуем к прочтению: в первую очередь для того, чтобы лучше понимать суть нашего Православного учения.

Слово автора

Со времени присоединения к древлеправославию митрополита Босно-Сараевского Амвросия прошло уже более 170 лет. Но вопрос об апостольской преемственности иерархии РПСЦ до сих пор подчас вызывает споры и разногласия.

У меня, как у духовного сына РПСЦ, каноничность хиротонии митрополита Амвросия и его преемников не вызывает сомнений. Но однажды я задался вопросом – кто сохранял эту самую преемственность в течение последних полутора веков? Кто эти герои веры, совершавшие свой пастырский подвиг во времена гонений?

Попытки найти в книгах или в интернете подробную информацию о преемственности, своеобразную цепочку рукоположений ни к чему не привели. Собирая информацию из разных источников, я решил составить цепь преемственности епископов РПСЦ, которая через митрополита Амвросия Белокриницкого восходит к св. Иоанну Златоусту, св. Григорию Богослову и св. апостолу Андрею.

Изначально я делал этот список для себя. Надеюсь, что мой скромный труд будет полезен и другим.

Все данные взяты из открытых источников, в том числе с сайтов:

  • https://ru.wikipedia.org
  • https://en.wikipedia.org
  • http://semeyskie.ru
  • http://ruvera.ru
  • https://www.patriarchate.org
  • http://www.pravenc.ru
  • https://drevo-info.ru
  • https://calendar.drevle.com

Вопросы, пожелания и предложения можно отправлять сюда: [email protected]

Сергей Обиход

Аналогичный опыт визуализации древа рукоположений, выполненный казаками Рогожской станицы и студентами МСДУ

Апостольское преемство – непрерывная преемственность епископских рукоположений, восходящая к апостолам Исуса Христа. По учению православной Церкви, через рукоположения передаётся благодать Духа Святого, полученная апостолами.

Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого (Деяния апостолов 8:17).

Апостолами Христовыми, по свидетельству Нового Завета, были совершены первые хиротонии.

Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали (Деян. 14:23).

По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через моё рукоположение (2Тим. 1:6).

Также они указали своим ученикам совершать рукоположения по их примеру.

Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал (Тит. 1:5).

Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым (1Тим. 5:22).

Исчисление апостольского преемства епископа конкретной церкви имело значение начиная с древности. Так, Ириней Лионский (II век) писал:

«Все, желающие видеть истину, могут во всякой церкви узнать предание апостолов, открытое во всём мире; и мы можем перечислить епископов, поставленных апостолами в церквах, и преемников их до нас…» (Против ересей III, 3).

В своём сочинении Ириней Лионский перечисляет всю цепочку преемственности римских епископов от апостолов Петра и Павла до современного ему Элевтерия.

Обличая еретиков, Тертуллиан (III век) писал:

«Пусть покажут основания своих церквей, раскроют череду своих епископов, идущую от начала через преемство, и так, чтобы первый имел наставником и предшественником своим кого-либо из апостолов, либо мужей апостольских (но такого, который пребывал с апостолами постоянно). Ибо апостольские церкви таким именно образом доказывают своё положение» («О прескрипции еретиков»).

В X веке восточные славяне получили церковную иерархию от Константинопольского патриархата. Была образована Киевская митрополия. От Крещения Руси (988) до 1448 года Русская Православная Церковь входила в состав Константинопольского Патриархата.

В 1439 году на Ферраро-Флорентийском соборе была заключена уния: высшая иерархия Константинопольской Церкви признала над собой главенство Римского папы. В связи с отпадением Константинопольского патриарха в унию, в 1448 году рязанский епископ Иона был “наречен во митрополиты” не Константинопольской патриархией, а собором русских епископов, что канонически поставило русскую иерархию вне унии.

В 1589 году во время поставления первого русского патриарха Иова Константинопольский патриарх Иеремия II отметил значение Москвы как хранительницы православия, тем самым признав действия русских иерархов в отношении унии законными. Московская патриаршая кафедра, не являясь апостольской по происхождению, сохранила апостольскую иерархическую преемственность и апостольское наследие.

В 1652 году московский патриарший престол занял Никон, патриаршество которого было катастрофическим для Русской Церкви. С 1653 году патриарх Никон начал проводить церковную реформу, направленную на изменение существовавшей тогда в Русской Церкви обрядовой традиции в целях её унификации с современной греческой. Резкость, категоричность и жестокость проводимой реформы вызвали раскол Русской церкви.

Суть реформ Никона была в следующем:

– Пытаясь унифицировать древнерусские (древнегреческие) обряды с новогреческими, введенными Восточными патриархами после Флорентийского собора, патриарх Никон отказался от части апостольского наследия, бережно хранимого древней Русской Церковью в течение столетий.

– После Московского собора 1654 года патриарх Никон начал репрессии против русского духовенства, включая высших иерархов Церкви, выступивших против отказа от древних традиций и обрядов (епископ Павел Коломенский заявлял на соборе: “С тех пор, как мы приняли христианство, с тех пор как мы унаследовали веру от наших отцов и дедов, которые отличались строгим соблюдением наших русских обрядов и стойкостью в этой (православной русской) нашей вере, и мы так же упорно держались того же самого и теперь новой веры не примем”).

После событий XVII века иерархическая преемственность Русской Православной Церкви сохранилась, но была сильно деформирована. Анафемы спорного собора 1666-1667 гг. поставили вне церковного закона часть русского духовенства и их прихожан, придерживающихся старых обрядов и традиций.

Русская Церковь никогда не имела большого количества епископов, самое большее – в ней бывало 15 святителей , при Никоне же количество их было меньше. Из них только епископ Павел Коломенский дерзновенно и смело выступил с обличениями Никона, за что и был предан мученической смерти. Остальные же иерархи, боясь участи Павла, вынуждены были молчать. Известно лишь о трех архиереях, что они служили по старым книгам: это Макарий митрополит Новгородский, Маркелл архиепископ Вологодский и Александр епископ Вятский. Но первые два скончались еще до собора 1667 г., на котором была проклята вся древнерусская благочестивая Церковь, а последний подчинился “страха ради” этому собору. Таким образом, старообрядческая Церковь осталась без единомысленных себе епископов, с одними лишь священниками и диаконами.

Священники, не подчинившиеся Никону и другим архиереям, изменившим, по их мнению, св. Церкви, поступили совершенно законно и канонично. Они вправе были без отступивших епископов и даже вопреки их воле совершать богослужения и таинства церковные. Павел Коломенский не смог поставить себе преемника, а священники не имеют права совершать какое бы то ни было рукоположение. Это право епископа. Старые священники умирали. Старообрядцы вынуждены были искать священников в новообрядческой Церкви – древние Вселенские и поместные соборы постановили: принимать рукоположенных в ереси духовных лиц, если они откажутся от своих заблуждений, в их духовном сане (См. 8 правило Первого Вселенского собора; 69 и 99 правила Карфагенского собора; 1 правило св. Василия Великого; Деяния Седьмого Вселенского собора).

Старообрядческая Церковь во времена гонений могла потерять не только епископов, как в XVII веке, но и священство как таковое. В 1832 году в Москве на Рогожском Кладбище состоялся старообрядческий Собор, где обсуждался вопрос о восстановлении иерархии во всей полноте. Нижегородец Афоний Козьмич Кочуев предложил обратиться на Восток для разыскания епископа и устройства архиерейской кафедры за рубежом России. Далее история возникновения Белокриницкой иерархии известна – на Восток были посланы Петр Васильевич Великодворский (инок Павел) и инок Алимпий, встретившие в Константинополе митрополита Амвросия в 1846 году. Старообрядческие посланники рассказали митрополиту Амвросию об истории своей церкви и её положении, убедив его возглавить русских старообрядцев.

16 апреля 1846 года митрополит Амвросий подписал документ о том, что он «по чистой совести за благо изволил поступить в староверческую религию в сущем звании митрополита» и обязуется «по прибытии в Белокриницкий монастырь, учиня церковное присоединение согласно правил святых отец, неотлагательно поставить там в наместники себе другого архиерея, как дозволено всевысочайшим указом». В свою очередь, представители старообрядцев обязались «содержать его высокопреосвященство господина митрополита Амвросия на всем монастырском иждивении во всяком спокойствии и удовлетворении во всю его жизнь».

28 октября 1846 года митрополит Амвросий (Амирей Паппа-Георгополи) был торжественно присоединён к древлеправославию вторым чином (чрез миропомазание) священноиноком Иеронимом в Белокриницком монастыре, на основании 8-го правила Первого Вселенского Собора.

Таким образом, современная иерархия Русской Православной старообрядческой Церкви ведет своё начало с 1846 года, когда с принятием епископа была восстановлена апостольская преемственность и трёхчинная церковная иерархия. Большинство архиереев Русской Православной старообрядческой Церкви в своем рукоположении восходят к митрополиту Амвросию, хиротонисанному в 1835 году патриархом Константинопольским Григорием VI, и все они без исключения имеют апостольское преемство.

Апостольское преемство РПсЦ


Корнилий (Титов) митрополит Московский и всея Руси

18 октября 2005 года епископ Корнилий (Титов) был избран митрополитом Московским и всея Руси на Освященном соборе. 23 октября 2005 года в Покровском кафедральном соборе на Рогожском кладбище Москвы состоялся чин настолования, который совершили архиепископ Костромской и Ярославский Иоанн (Витушкин) Саватий (Козко) , епископ Донской и Кавказский Зoсима (Еремеев) , епископ Кишинёвский и всея Молдавии Евмений (Михеев) , епископ Дальневосточный Герман (Савельев) , более 50 священников и 7 диаконов.

Андриан (Четвергов) митрополит Московский и всея Руси

7 мая 2005 года митрополит Московский и всея Руси Андриан (Четвергов) Силуян (Килин) , епископ Дальневосточний Герман (Савельев) Евмений (Михеев) рукоположили Корнилия (Константина Ивановича Титова)

Алимпий (Гусев) митрополит Московский и всея Руси

29 апреля 2001 года митрополит Московский и всея Руси Алимпий (Гусев) , епископ Ярославский и Костромской Иоанн (Витушкин) , епископ Новосибирский и всея Сибири Силуян (Килин) , епископ Киевский и всея Украины Саватий (Козко) и епископ Кишинёвский и всея Молдавии Зосима (Еремеев) рукоположили Андриана (Александра Геннадьевича Четвергова) в сан епископа на Казанско-Вятскую кафедру.

5 января 1986 года епископ Донской и Кавказский Анастасий (Кононов) и епископ Киевско-Винницкий Евтихий (Кузьмин) рукоположили Алимпия (Александра Капитоновича Гусева) во епископа Клинцовского и Ржевского.

27 мая 1973 году архиепископ Московский и всея Руси Никодим (Латышев) рукоположил Анастасия (Антония Фёдоровича Кононова) во епископа Донского и Кавказского.

3 октября 1961 года архиепископ Московский и всея Руси Иосиф (Моржаков) , епископ Киевско-Винницкий Иринарх (Вологжанин) и епископ Волжско-Донской и Кавказский Александр (Чунин) рукоположили Никодима (Никиту Тимофеевича Латышева) во епископы на Кишинёвскую кафедру.

9 сентября 1945 года архиепископ Московский и всея Руси Иринарх (Парфенов) и епископ Костромской и Ярославский Геронтий (Лакомкин) рукоположили Иосифа (Ивана Михайловича Моржакова) во епископа Кишинёвского и Одесского, а также временно Черновицкого и Измаильского.


Старообрядческое духовенство на Рогожском. Нижний ряд слева направо: еп. Иосиф (Моржаков), еп. Геронтий (Лакомкин), еп. Флавиан (Слесарев), будущий архиепископ Московский, еп. Вениамин (Агальцов). В верхнем ряду слева направо: о.Петр Селин, о.Евграф (служил на Рогожском, а потом в Киеве), клирошанин (бас) левого клироса Покровского храма, о.Петр Михеев, благочинный Московской области (дед еп. Евмения Кишиневского и всея Молдовы), Кирилл Александрович Абрикосов (ответственный секретарь архиепископии), о.Василий Королев. Фото сделано около 1951 года – незадолго до смерти еп. Геронтия.

Канонизирован для общецерковного почитания в октябре 2012 года на Освященном Соборе Русской Православной Старообрядческой Церкви. Память свт. Геронтия 27 мая (ст. ст.).

23 декабря 1928 г. архиепископ Московский и всея Руси Мелетий (Картушин) единолично рукоположил Иринарха (Ивана Васильевича Парфенова) во епископа на Самарско-Уфимскую кафедру.

7 декабря 1908 года архиепископ Московский и всея Руси Иоанн (Картушин) в сослужении епископа Рязанского и Егорьевского Александра (Богатенко) рукоположил Мелетия (Михаила Поликарповича Картушина) во епископа на Саратовскую и Астраханскую кафедру.

9 августа 1898 года епископ Уральский Арсений (Швецов) и другие старообрядческие архиереи рукоположили Иоанна (Иустина Авксентьевича Картушина) в епископа на Донскую епархию.

В 2011 году, Арсений Уральский прославлен в лике святых Русской Православной старообрядческой Церковью. Память свт. Арсения 10 сентября (ст. ст.).

24 октября 1897 года епископ Нижегородский Кирил (Мухин) и епископ Казанский Иоасаф (Зеленкин) рукоположили Арсения (Онисима Васильевича Швецова) в сан епископа Уральско-Оренбургского с Азиатскою стороною.

24 ноября 1876 года архиепископ Московский Антоний (Шутов) в сослужении епископа Уральского Виктора (Лютикова) и епископа Новозыбковского Селивестра (Малышева) рукоположил Кирила (Григория Никитича Мухина) во епископа Нижегородского. Фактически начало Белокриницкой иерархии в России было положено епископом Антонием (Шутовым) .

3 февраля 1853 года митрополит Белокриницкий Кирил (Тимофеев) рукоположил Антония (Андрея Иларионовича Шутова) во архиепископа Владимирского.

6 января 1847 года митрополит Белокриницкий Амвросий единолично рукоположил в епископа Майносского Кирила (Киприана Тимофеева) .

В 1996 г. на первом Всемирном старообрядческом соборе в Белой Кринице митрополит Амвросий был причтен к лику святых. Празднование ему установлено 30 октября (ст. ст.).

В 1835 г. патриарх Константинопольский Григорий VI (Георгий Фуртуниадис) (9 октября 1835 - 3 марта 1840) в сослужении архиереев - Ефесского Хрисанфа , Анкирского Герасима , Софийского Паисия и Ираклийского Дионисия – рукоположил Амвросия (Амирея Паппа-Георгополи) в епископа на Боснийскую кафедру.

24 сентября 1825 г. патриарх Константинопольский Хрисанф Манолеа (21 июля 1824 - 8 октября 1826) рукоположил Григория (Георгия Фуртуниадиса) в епископа на кафедру Пелагонии.

Константинопольские патриархи до Хрисанфа:

Каллиник IV (1801-1806, 1808-1809)

Григорий V Этномартирас (Георгий Ангелопулос) (1797-1798, 1806-1808, 1818-1821) – убит турками.

Неофит VII (1789-1794, 1798-1801)

Каллиник III (1757)

Неофит VI (1734-1740, 1743-1744)

Паисий II (1726-1732, 1740-1743, 1744-1748)

Иеремия III (1716-1726, 1732-1733)

Кирил IV (711-1713)

Каллиник II Акарнанский (1693, 1694-1702)

Иаков (1679-1682, 1685-1686, 1687-1688)

Герасим II (1673-1674)

Дионисий IV Муселимис (1671-1673, 1676-1679, 1682-1684, 1686-1687, 1693-1694)

Дионисий III (Бардалис) (1662-1665)

Парфений IV (1657-1659, 1665-1667, 1671, 1675-1676, 1684-1685)

Паисий I (1652-1653, 1654-1655)

Кирил III (1652, 1654)

Иоанникий II (1646-1648, 1651-1652, 1653-1654, 1655-1656)

Парфений II Новый (1644-1646, 1648-1651)

Парфений I Герон (1639-1644)

Неофит III (1636-1637)

Афанасий III Пателларий (25 февраля 1634 - начало апреля 1634) – участник книжной справы, предпринятой патриархом Московским Никоном в 1653 году.

Кирил II Контари (1633, 1635-1636, 1638-1639)

Кирил I Лукарис (1620-1623, 1623-1633, 1633-1634, 1634-1635, 1637-1638) – убит турками.

Рафаил II (март 1603 - до октября 1607) – сторонник унии с Римско-Католической церковью.

Неофит II (1602-1603, 1607-1612)

Мелетий I Пига (1597-1598) – местоблюститель. Противник унии с Римско-Католической церковью.

Феофан I (1596) – местоблюститель

Матфей II (1596, 1598-1602, 1603)

Иеремия II (Транос) (5 мая 1572 - 29 ноября 1579, 1580-1584, 1587-1595). Учредил патриаршество Русской церкви в 1589 году.

Митрофан III (Мануил Михаил) (январь 1565 - 4 мая 1572, 1579-1580) – сторонник унии с Римско-Католической церковью.

Феолипт I (1513-1522)

Пахомий I (1503-1504, 1504-1513)

Иоаким I (1498-1502, 1504)

Максим IV Манассис (1491-1497)

Нифонт II (1486-1488, 1497-1498, 1502)

Константинопольский собор (1484) с участием патриарха Константинопольского, представителей Антиохийского, Иерусалимского и Александрийского патриархов (18 епископов). Собор созван для решения вопроса о чиноприёме принятия в Православие униатов, бывших сторонников Флорентийской унии. Флорентийский собор был объявлен неканоничным, а заключенная на нем уния – недействительной.

Рафаил I Трибал (начало 1475 - начало 1476)

Дионисий I Мудрый (1466-1471, 1489-1491)

Симеон I Трапезундский (1466, 1471-1474, 1481-1486). Константинопольский собор (1472) аннулировал Флорентийскую унию.

Марк II Ксилокарав (1466)

Иоасаф I Кокка (начало 1465 - начало 1466)

Софроний I Сиропул (1463-1464)

Исидор II Ксанфопул (1456 - 1462) – противник унии с Римско-Католической церковью. Вместе с Геннадием Схоларием участвовал в Ферраро-Флорентийском соборе и был одним из подписавших протест против унии.

В 1459 году соборным решением митр. Иона закрепил новый порядок избрания первосвятителей-митрополитов Руси - Собором русских епископов с согласия московского князя.

Геннадий II Схоларий (Георгий Куртесий) (6 января 1454 - май 1456, 1458, 1462-1463) – противник унии с Римско-Католической церковью. Ученик св. Марка Эфесского. Первый патриарх после прекращения существования Византийской империи.

Взятие Константинополя турками-османами под предводительством Мехмеда II (1453).

Афанасий II (1450-1453).

Константинопольский собор (1450): присутствовали Патриархи Филофей Александрийский, Дорофей Антиохийский и Феофан Иерусалимский, митр. Марк Эфесский, византийское духовенство. Собор осудил и аннулировал Флорентийскую унию, лишил сана патр. Григория III и возвел на кафедру Афанасия II.

Григорий III Мамма (Милиссин Стратигопул) (1443-1450) – сторонник унии с Римско-Католической церковью.

15 декабря 1448 года на Соборе русских епископов в Москве Иона избран митрополитом Киевским и всея Руси. Начало автокефалии Русской церкви.

Иерусалимский собор (1443): присутствовали Патриархи Иерусалимский Иоаким, Александрийский Филофей и Антиохийский Дорофей, митр. Кесарии Каппадокийской Арсений. Собор осудил заключённую в 1439 г. во Флоренции унию между Римско-Католической и Восточно-Православными церквями.

Митрофан II Митрофон (4/5 мая 1440 - 1 августа 1443) – сторонник унии с Римско-Католической церковью. Послание Московского князя Василия II Константинопольскому патриарху об отвержении унии (1441).

Флорентийская уния (1439)

Иосиф II (Шишман) (21 мая 1416- 10 июня 1439) – сторонник унии с Римско-Католической церковью. В 1437 году поставил на русскую митрополию Исидора (также сторонника унии).

Каллист II Ксанфопул (17 мая 1397 - август 1397). До поставления на кафедру был священноиноком на Афоне. Затем, оставив управление Константинопольской Церковью, святитель вновь удалился в безмолвие. Вместе со своим сподвижником, Игнатием Ксанфопулом, святой составил Сто глав об умной молитве, помещенные во второй части славянского издания Добротолюбия. По утверждению их современника, святителя Симеона Солунского, святые Каллист и Игнатий Ксанфопулы были удостоены Божественного осияния, как апостолы на Фаворской горе, и их лица “казались блистающими солнцевидно”.

Макарий (1376-1379, 1390-1391)

Филофей Коккин (1354-1355, 1364-1376) – в 1354 году утвердил перенос кафедры митрополитов из Киева во Владимир-на-Клязьме и поставил Алексия в митрополита Киевского и всея Руси с пребыванием в Москве. В 1375 года поставил болгарина Киприана в митрополита «Киевского, Русского и Литовского».

Иоанн XIV Калека (февраль 1334 - 2 февраля 1347). V Константинопольский собор (1341, 1344, 1347), утвердивший богословие исихазма св. Григория Паламы.

Исайя (11 ноября 1323 - 13 мая 1332) – противник унии с Римско-Католической церковью. В 1328 году патриарх Исайя посвятил митрополита Киевского и Всея Руси Феогноста. Взятие Никеи турками-османами (1331)

Св. Афанасий I (14 октября 1289 - 16 октября 1293, 1303-1309). Память 24 октября. Противник унии с Римской-Католической церковью

Св. Григорий II Кипрский (23 марта 1283 - июнь 1289). Память 4 марта. Противник унии с Римско-Католической церковью.

Константинопольский Собор (1283), отвергший Лионскую унию.

Иоанн XI Векк (2 июня 1275 - 26 декабря 1282) – сторонник унии с Римско-Католической церковью. Низложен имп. Андроником II.

Св. Иосиф I Галесиот (28 декабря 1266 - май 1275, 1282-1283). Память 30 октября. Противник унии с Римско-Католической церковью. Лионская уния (1274)

Мефодий II (1240 три месяца)

Досифей Иерусалимский (февраль 1189, 1189-1191)

Харитон Евгениот (между мартом и августом 1177-1178)

Михаил III Анхиальский (1170-1177)

Лука Хрисоверг (1157-1170)

Константин IV Хлиарин (ноябрь 1154 - конец мая 1157)

Михаил I Кируларий (25 марта 1043 - 2 ноября 1058). Великий раскол (1054) – отделение Римско-католической церкви на Западе с центром в Риме от Православия.

Сергий II Студит (999-1019)

Сисиний II (996-998)

В 991-996 гг. - престол вакантен.

Антоний III Студит (973-979)

Василий I Скамандрин (970-973)

Феофилакт (933-956)

Св. Никола I Мистик (901-907, 912-925). Память 16 мая. Миссонерская деятельность среди алан и хазар.

Св. Фотий (858-867, 877-886). Память 6 февраля. I Крещение Руси (867). IV Константинопольский собор (879-880): присутствовали представители всех Патриархов и папские легаты (Евгений, Пётр и Павел) - всего 383 епископа. Собор восстановил св. Фотия на престоле, запретил добавления к Никейскому Символу. В греческих православных церквях собор 879 года фактически почитается VIII Вселенским, каковым он де-факто был по своему составу и характеру принятых решений; формально имеет статус поместного.

Иоанн VII Грамматик (837-843) - иконоборец; изгнан с кафедры императрицей Феодорой.

Антоний I Кассимата (821-837) - иконоборец. Анафематствован на Константинопольском соборе 843 года. Хиротонии, совершённые Антонием, считаются в Православной церкви недействительными.

Феодот I Касситер (815-821) - иконоборец. 2-й иконоборческий собор (815).

Св. Никифор I (806-815) – защитник иконопочитания (память 2 июня); смещен с кафедры императором Львом Армянином.

Св. Тарасий (784-806) – противник иконоборчества. Память 25 февраля. VII Вселенский Собор (787)

Никита I (766-780) - иконоборец

Константин II (754-766) - смещен с кафедры императором Константином V; казнен иконоборцами в 768 г. На VII Вселенском соборе анафемствован как потворствовавший иконоборцам. 1-й иконоборческий собор (754).

Анастасий (730-753) – иконоборец; подписал эдикт против почитания икон.

Св. Герман I (715-730). Память 12 мая. Добровольно оставил кафедру из-за несогласия с иконоборчеством императора Льва III Исавра.

Иоанн VI (712-715)

Св. Кир (705-711). Память 8 января. Активно боролся с монофелитской ересью. В 711 году смещен новым императором Филиппиком Варданом и удален в константинопольский монастырь Хора.

Св. Каллиник (693-705). Память 5 сентября. Смещён с кафедры, ослеплён имп. Юстинианом Ринотметом и сослан в Рим.

Павел III (687-693). Трулльский (Пято-шестой) Собор (691-692)

Св. Георгий I Кипрский (679-686) – монофелит, воссоединился с православными на VI Вселенском Соборе. Память 18 августа. VI Вселенский Собор (680-681)

Петр (655-666) - монофелит (посмертно анафемствован VI Вселенским Собором).

Павел II (641-653) - монофелит (посмертно анафемствован VI Вселенским Собором).

Пирр (639-641, 654) - монофелит (посмертно анафемствован VI Вселенским Собором).

Сергий I (610-638) - монофелит (посмертно анафемствован VI Вселенским Собором).

Анфим I (535-536)

Св. Иоанн II Каппадокиец (518-520). Память 25 августа. Подтвердил постановление Халкидонского собора и предал анафеме распространителя евтихианской ереси (монофизитства) Севира Антиохийского. Преодолен церковный раскол с Римом (519).

Тимофей I (511-518)

Св. Македоний II (496-511). Память 25 апреля. Смещён с кафедры императором-монофизитом Анастасием I и отправлен в ссылку в Пафлагонию.

Евфимий (490-496). Смещён с кафедры императором-монофизитом Анастасием I и отправлен в ссылку в Пафлагонию.

Фравита (489-490)

Акакий (471-489). Энотикон имп. Зенона (482). Акакианская схизма (484 – 519).

Несторий (428-431) - осужден на III Вселенском Соборе (431)

Св. Иоанн I Златоуст (398-404). Память 27 января (перенесение мощей), 30 января (Соборе Вселенских учителей и святителей), 14 сентября (день преставления), 13 ноября.

II Вселенский Собор (381)

Св. Григорий Богослов (379-381) - память 25 января, 30 января. Возобновил Православие и цепь законных иерархов.

Максим I Киник (380-381)

Демофил (370-380) - арианин

Евагрий (370) - изгнан

Евдоксий Антиохийский (360-370) - арианин

Македоний I (342-3346, 351-360) - арианский архиепископ

Евсевий Никомедийский (конец 339 - конец 341) – арианский архиепископ

I Вселенский Собор (325)

Пров (293-306)

Руфин (284-293)

Дометий (272-284)

Тит (242-272)

Евгений I (237-242)

Кириллиан (Кириак) (217-230)

Филадельф (211-217)

Марк I (198-211)

Олимпиан (187-198)

Пертинакс (169-187)

Алимпий (166-169)

Лаврентий (154-166)

Евзой (148-154)

Афинодор (Афиноген) (144-148)

Св. Поликарп II (141-144)

Св. Феликс (136-141)

Елевферий (129-136)

Диоген (114-129)

Седекий (105-114)

Плутарх (89-105)

Поликарп I (71-89)

Материал по теме

Богатый фото репортаж о поставлении архиерея РПСЦ и зарисовка о современной жизни истинной Церкви.




Митрополит Корнилий на канале СПАС

Материал и красивые фотографиипо теме

Избранные материалы:

Подборка материалов по теме взаимоотношения религиозного и светского восприятия мира, в том числе рубрики « », « », материалы « » , информация , а также читателей сайта «Старообрядческая мысль».

Посетите раздел «Обычаи» нашего сайта. Вы найдёте в нём много интересного из незаслуженно позабытого. , ,

Живой и аргументированный рассказ о способах крещения, практикуемых в новообрядцами, и истинном крещении согласно канонам Церкви.

Краткая подборка объективной литературы о древлеправославии и истории Русской Церкви.

Какой крест считается каноничным, почему недопустимо ношение нательного креста с изображением распятия и прочих образков?

Эксклюзивные снимки запечатлевшие освящение Великой Богоявленской воды в Покровском кафедральном соборе РПСЦ в Рогожской Слободе.

О безблагодатности религиозного объединения, созданного в Украине политиками и бесчинниками, рассказывает епископ Шумский Иов.

Владыко, почему Православная Церковь – Апостольская? В силу каких канонов?

– О таком важном свойстве Церкви Христовой, как апостольство, или апостоличность, говорят не только каноны Церкви. О том, что наша Церковь Апостольская, ясно сказано в 9-м члене Символа веры, в котором указаны и другие признаки настоящей Церкви.

Так как термин «апостол» значит «посланник», то «Апостольская» в отношении Церкви, прежде всего, значит «посланная» Церковь, отправленная в этот мир с определенной целью –миссией свидетельства о Христе. Это посланничество Церкви не ограничено временем. Оно завещано общине Христовых последователей до завершения земной истории человечества. Это свойство Церкви основано на вечных словах Христа и Его личном примере: «Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир» (Ин. 17:18) и «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин. 20:21).

Наша важная вероучительная книга «Катехизис» говорит, что Церковь называется Апостольской потому, что утверждена во Вселенной трудами, подвигами, проповедью Евангелия и даже их кровью. Апостолы при помощи благодати Святого Духа взрастили Церковь. Она содержит ту же веру, которую исповедовали апостолы, апостольские предания и традиции. Учение Церкви такое же, как и у апостолов. Народ церковный стремится жить так, как жили во Христе Его апостолы, и этим продолжать дело их благовестия Евангелия. Существенно, что в Церкви со времен апостолов непрерывно сохраняется и продолжается «цепочка» благодатных хиротоний – посвящений в священный сан. Эту важность законного преемства иерархии отмечает первое поколение христиан, живших после апостолов – так называемые Мужи апостольские: священномученики Игнатий Богоносец и Климент Римский.

По свидетельству свт. Климента Римского, «апостолы наши знали через Господа нашего Иисуса Христа, что будет раздор о епископском достоинстве . По этой самой причине они, получивши совершенное предведение, поставили вышеозначенных служителей, и потом присовокупили закон, чтобы когда они почиют, другие испытанные мужи принимали на себя их служение». Святитель Филарет в «Катехизисе» указал, что Церковь «непрерывно и неизменно сохраняет от апостолов и учение и преемство даров Св. Духа через священное рукоположение».

Что подразумевает апостольское преемство?

– Апостольское преемство подразумевает не только непрерывную «цепочку» епископских хиротоний, восходящей к самим апостолам, но и верность церковной иерархии «апостольскому Преданию в учении, в священнодействии и в каноническом устроении Церкви». С древности сохранение церковной иерархией апостольского преемства рассматривалось как один из признаков истинной Церкви, как об этом написал сщмч. Ириней Лионский: «...Мы можем перечислить епископов, поставленных апостолами в Церквах, и преемников их до нас, которые ничего не учили и не знали такого, что́ эти (еретики и отступники от Православия) бредят».

Как по разорванному проводу не проходит электричество, так и у поврежденных гордыней и непослушанием клириков раскольнических сообществ нет той полноты благодати, которая необходима для блаженства и богообщения в радости. Её Бог дарует смиренным и послушным, как сказано в Писании (Иак. 4:6; 1 Пет. 5:5). Поэтому Церковь всегда соборно и тщательно изучала вопрос о том, в каком достоинстве принимать к себе тех, кто был вне ее, тех, кто ушел из неё и искренне желает вернуться обратно, степень причиненного ими вреда для Церкви, их усердие в покаянии и при возвращении в Церковь ими же соблазненных.

Этот важный признак Истинной Церкви обязывает нас крепко держаться той единственной Церкви Христовой, которая утверждена Духом Святым и трудами святых апостолов.

Можно ли новорожденное религиозное объединение, созданное в Украине политиками и бесчинниками, назвать Апостольской Церковью? Вновь, как и в каждом расколе, цепочка апостольского преемства нарушена. Ее «восстановление», точнее, простое, скорее, туманное, заявление о признании всех раскольнических клириков в сущем сане, а возглавителей в том сане, который они имели до ухода в раскол с Матерью-Церковью, принятое только Синодом Константинополя, сделано с нарушением очень многих канонов.

В ХХ веке все православно-автокефальные только по виду структуры, а по сути раскольнические созданы по гордости для политических целей, предвыборных ходов и, не исключено, коммерции. Видимо, к ним соответственно надо и относиться. Думаю, что Церковь и народ церковный скоро дадут самое точное и справедливое название этому явлению, как это было сделано в отношении организации, появившейся в результате кощунственного собрания в Киевской Софии 1921 года: «Самосвяты!»

Нам же самим во все времена, особенно сегодня, надо быть «апостолами»-посланниками, свидетельствующими о Христе. Таким великим апостолом прошлого века является прп. Силуан Афонский. Он ежедневно со слезами умолял Бога: «Да познают Тебя, Милостивый Господи, Духом Святым все народы земли!». И сколько благодаря его молитве и простым писаниям, примеру подвига стали также святыми, подвижниками и даже мучениками, присоединились к Церкви в покаянии или в крещении. Каждый из нас может указать не только на себя, но и на десятки-сотни знакомых, жизнь которых изменилась в результате знакомства с писаниями старца. А ведь он не путешествовал, всю жизнь пробыл в одном монастыре, нес свое монастырское послушание и чистосердечно молился. И при этом он по обычаю Афона не имел никакого священного сана. В этом и состоит апостолат монашества и мирян: быть святыми, посвященными Богу и зажигать этой святостью сердца других.

Слова рождественского приветствия «Христос рождается, славите!», богогласные народные псальмы-«колядки», которые звучат в дни Святок, также являются продолжением дела апостольской проповеди, ярким свидетельством жизни Апостольской Церкви. И никакая сила тьмы не сможет похитить или закрыть от нас духовный свет Вифлеемской звезды, помешать нам быть с Богом, кроме нашей греховной нераскаянности. Даже Ирод, убивающий в Вифлееме младенцев, которые тут же возродились и начали лучшую жизнь счастливыми святыми первомучениками, со своим властолюбием бессильный против Христа и Его Церкви.

Записала Наталья Горошкова

Взято с книги Евгения Зайцева «Диалог с православным верующим»

Отдельного внимания заслуживает таинство хиротонии, или рукоположения. Это таинство подразумевает так называемую апостольскую преемственность. Речь идет о том, что в процессе совершения таинства на посвящаемого переходит благодать, которая, благодаря никогда не прерываемой в истории цепочке рукоположений, восходит к апостолам и Самому Христу.

Протестанты и православные по-разному смотрят на учение об апостольской преемственности. Для православного человека нет необходимости убеждаться в апостольстве своей Церкви, сверяя православное учение с апостольским. Он свято верит, что та же благодать, которая пребывала когда-то в апостолах, пребывает сегодня в епископах Православной церкви, поэтому вера современной Церкви ничем не отличается от той веры, которую имели когда-то апостолы.

Трудно переоценить значение этого учения для Православной церкви. Именно наличие в Церкви института преемственности дает право священнику совершать служение. Это учение подразумевает действенность совершаемых в Церкви таинств и присутствие в них благодати. Вместе с тем учение об апостольской преемственности не позволяет православным священникам признавать легитимность протестантского рукоположения и, следовательно, легитимность совершаемых ими таинств. Они искренне убеждены в том, что совершаемые протестантскими служителями таинства без благодати, поскольку эти служители не получили в свое время благодать по цепочке, восходящей к апостолам и Христу.

Учитывая тот факт, что учение об апостольской преемственности является фактором разделения между православием и адвентизмом, важно обратить внимание на ряд обстоятельств, связанных как с историей становления этого учения, так и с богословием, стоящим за ним. Учение об апостольской преемственности формировалось в Церкви в ходе борьбы с различными ересями, прежде всего с гностицизмом. Гностики учили тому, что вступало в явное противоречие с учением апостолов. Суть всех их заявлений сводилась к тому, что они обладали особой, высшей, более духовной истиной, тайным знанием, которое было недоступно обыкновенным христианам, но принадлежало только избранным. В определенном смысле идея преемственности была необходима.

Разработку учения об апостольской преемственности обычно связывают с Иринеем (дата смерти202 г. по Р. Х.). Он пытался доказать истинность учения Церкви происхождением от апостолов. Вот что он пишет: «Мы можем наименовать тех, коих апостолы поставили церквям епископами, и преемников их даже до нас, кои ничему такому не учили, и ничего такого не знали, что вымышляют еретики»1. Ириней подчеркивает особую роль епископов церкви в деле сохранения неповрежденным переданного ей учения. Преемственность, о которой говорит Ириней, носила главным образом административный характер. Церковь потому и обладала истинным знанием, что апостолы поставили в свое время верных людей, держащихся истины и апостольского учения. Эти люди, в свою очередь, тоже поставили верных и надежных мужей, и таким образом, по свидетельству Иринея, «предание от апостолов и проповедь истины дошли до нас»2.

Серьезное внимание вопросу преемства уделял и Тертуллиан, современник Иринея (160 — 220)3. Однако, в отличие от Иринея, он не связывает преемственность с епископатом. Основной упор он делает на единстве веры во всех церквах. «У нас и у них (апостольских церквей) одна и та же вера, один и тот же Бог, тот же Христос, та же надежда, тоже таинство омовения, словом, мы одна Церковь»4. Подобно Иринею, Тертуллиан ничего не говорит о преемственности хиротонии, а только о преемственности апостольского предания, ибо хранение такого предания гарантировало правильное учение, а будущий догмат о таинстве хиротонии не гарантировал ничего. Поэтому и Ириней, и Тертуллиан, когда говорят о преемственности, говорят прежде всего о преемственности передачи неповрежденного учения апостольского, что и свидетельствует об истинности той или иной церкви. В трудах Иринея и Тертуллиана не идет речи о благодати священства, о том, что епископы обладают благодатью, передающейся в таинствах. Речь идет о содержании веры, о так называемом регула фиде — правиле веры, обязательном для всех церквей.

Лишь только в середине ІІІ века идея апостольской преемственности начинает приобретать содержание, сближающее ее с современными представлениями. Серьезный вклад в новое осмысление апостольского преемства вносит Киприан Карфагенский (умер в258 г.). Он разрабатывает учение, согласно которому епископ представляется богоучрежденным центром общины и который является Его управителем в Церкви. По учению Киприана, «Церковь составляет народ, приверженный к священнику, и стадо, послушное своему пастырю. Из этого ты должен уразуметь, что епископ - в Церкви, и Церковь — в епископе, и кто не с епископом, тот не в Церкви»5. Появление такого учения стало результатом его борьбы с расколами и защитой авторитета епископа. Излагая учение о богоучрежденности епископата, Киприан начинает подчеркивать важность и значение хиротонии (рукоположения), благодаря чему епископ и обретает спасительную благодать: «…Благодатью Святого Духа епископ обладает в силу своего церковного положениях»6.

Таким образом, именно Киприану принадлежит разработка учения об особой сакраментальной роли епископа, который является органом Божьей благодати и который передает ее всем чадам Церкви. «Церковь, исключительно обладая полнотой нужной для людей благодати, преподает ее верующим через иерархию, преемственно от апостолов сохраняющую и власть, и права, данные Господом Его ученикам.
…Для спасения необходимо видимо принадлежать к Церкви и получать Божественную благодать через установленные в ней Богом органы, т.е. через иерархию»7.

Дальнейшее развитие учение о преемственности благодати посредством церковной иерархии получило в IV веке в трудах Оптата Милевийского (315 — 386 гг.) и Августина (354 — 430 гг.). Это учение было дополнено представлениями о том, что действенность таинств не зависит от моральных качеств епископов, их совершающих. «Член иерархии в силу своего церковного положения, церковной должности может преподавать церковные таинства. Церковь обладает освящающими человека таинствами независимо от нравственных качеств своих служителей»8.

Сделав краткий экскурс в историю проблемы, мы можем условно выделить три этапа в формировании учения о преемственности благодати:

  1. Административная преемственность (постановление верных апостольскому учению епископов). На этом акцентирует внимание Ириней.
  2. Преемственность учения, единство веры. На этом акцентируют внимание и Ириней, и Тертуллиан.
  3. Преемственность благодати священства. Эту идею развивает Киприан Карфагенский в середине ІІІ века.

Мы считаем, что учение о преемственности благодати, сформировавшееся к III — IV вв., имеет целый ряд серьезных недостатков, вступая в явное противоречие с учением Священного Писания о роли служителей Церкви.

Прежде всего, следует отметить, что в Библии подчеркивается исключительная роль при излитии благодати лишь одного Посредника. «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5). Он же является посредником и при излитии Святого Духа. «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины… Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин.15:26). В Библии нет примеров того, чтобы благодать передавалась кому-либо через других людей. Священное Писание свидетельствует о том, что благодать Святого Духа дается человеку непосредственно от Бога.

В защиту своего учения о преемственности благодати православные авторы часто ссылаются на следующие библейские тексты:

«Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (1 Тим. 4:14);
«По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (2 Тим. 1:6).

На основании этих двух текстов часто делается вывод, что дар благодати передается через возложение рук. Именно так человек, по представлению Православной церкви, и становится священником, достойным совершать таинства. Любой же другой человек, даже во всей полноте знающий апостольское учение, но не рукоположенный, не может их совершать, как не имеющий благодати. То есть рукоположение служит проводником какой-то невидимой, однако реальной и ощутимой Божественной силы. Но так ли это на самом деле?

Прежде всего, обращает на себя внимание следующий важный факт: апостол призывает Тимофея к тому, чтобы он «возгревал» дар, который в нем, и чтобы он «не нерадел» о нем, то есть чтобы дар этот не находился в пренебрежении. Это означает, что упоминаемый апостолом дар не мог быть служением епископа или благодатью священства. Как епископ (а Тимофей по положению действительно был таковым) он должен был постоянно совершать служение, и поэтому было бы неестественно говорить ему о нерадении. Кстати, сам апостол Павел свидетельствует о Тимофее как о человеке, который ищет того, что угодно Иисусу Христу (Флп. 2:19 — 22). Характеризуя его епископское служение, Павел говорит: «Я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас» (Флп. 2:20). Однако в 1 Тим. 2, где перечисляются необходимые для епископа характеристики, ничего не говорится о том, что он должен иметь апостольское рукоположение или рукоположение 2-3 епископов, как было принято потом. Это означает, что рукоположение, которое, несомненно, было обязательно, не имело того сакраментального значения, которое было приписано ему позже. Если бы в первоапостольской церкви знали об идее передачи благодати священства через рукоположение, то, несомненно, апостол Павел коснулся бы этого вопроса.

Далее, тот же апостол, говоря о даре «пастыря и учителя» (Еф. 4:11), подчеркивает, что этот дар дает Сам Господь Иисус. В 1 Кор. он показывает, что все дары дает Дух Святой «как Ему угодно» (12;11). Все это свидетельствует о том, что такие дары могут раздаваться через рукоположение не по желанию епископов (пресвитеров), а только по воле Божьей. Обращает на себя внимание и тот факт, что дар епископа не упоминается в предложенном Павлом списке (Еф. 4). Известно, что в І веке понятия «епископ» и «пресвитер» часто применялись к одному и тому же человеку (например, Климент Римский использовал эти понятия взаимозаменяемо). Просто эти два слова указывали на различные функции служителя.

В доказательство вышесказанного можно привести свидетельство из самого древнего творения апостольских времен - Дидахе («учения 12 апостолов»): «Посему назначайте себе епископов и дьяконов, достойных Господа, людей смиренных, и не любящих деньги, и правдивых, и испытанных; ибо они также оказывают вам служение пророков и учителей. Поэтому не презирайте их, ибо они ваши достойные члены, как пророки и учителя»9. Отсюда можно сделать вывод, что учение об апостольской преемственности, сложившееся в церкви в более поздней истории, не является библейской или раннецерковной. Она претерпела определенную эволюцию, серьезно отклонившись от перво-апостольского образца.

Весьма важным для понимания данной проблемы является истолкование слов «руки священства» (1 Тим. 4:14). Греческое выражение тон хейрон ту пресвитеру буквально означает «руки пресвитеров (старейшин)». То есть в данном случае имеется в виду подтверждение призвания и поставление на служение через старших служителей (пресвитеров) церкви, а не через апостола, хотя он там мог и быть.

Итак, рукоположение в рассмотренных выше текстах не относится к дару епископа или к дару священства в более позднем понимании таинства хиротонии. Возможно, Тимофей имел дар пророчества или какой-либо другой дар, который он получил через рукоположение апостола Павла. Здесь, однако, надо отличать дарование в 1 Тим. 4:14 от того, что упоминается во 2 Тим. 1:6. В первом случае рукоположение совершали пресвитеры, а во втором — сам апостол. В первом случае — на служение, во втором — на ниспослание какого-то особого дара Божьего, при этом не говорится о служении епископа или апостольской преемственности. В Книге Деяния святых Апостолов говорится, что в то время Дух Святой мог даваться апостолами (например, Деян. 8:16, 17), и Тимофей через рукоположение апостола получил Святого Духа, а вместе с тем и дар духовный для служения в церкви, который может получить и всякий верующий. Впоследствии, видя его одаренность и посвященность, пресвитеры поставили его на служение.

Еще раз следует подчеркнуть, что в Священном Писании в качестве критерия истинности Церкви подчеркивается прежде всего преемственность учения, а не преемственность благодати. Достаточно посмотреть на следующие тексты:

«Ио если бы даже… Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8);
«Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям» (1 Тим. 6:3).
Писание учит тому, что весь последующий опыт и все новые учения необходимо соизмерять с предыдущим откровением Божьим. Примером тому служит позиция верующих в городе Верия. «Здешние были благомысленные Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так» (Деян. 17:11).

Итак, до ІІІ века Церковь старалась подчеркнуть единство и преемственность веры и учения, унаследованных от апостолов. После усиления роли епископата и присвоения ему особых сакральных функций библейское понимание преемственности оказалось замещенным учением о преемственности благодати, передаваемой по цепочке рукоположений. Однако такое понимание апостольской преемственности чуждо Священному Писанию.



Просмотров